Календарь древних египтян. Некоторые календари Древнего мира, вып. I. Древний Египет
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

086_Некоторые календари Древнего мира. Древний Египет. Календарь древних египтян


Египетский календарь | Архив | Аргументы и Факты

Египетская цивилизация возникла на берегах Нила около 6000 лет тому назад. Государство это было одним из самых богатых и могущественных в древнем мире. Своим богатством и самим существованием Египет был обязан великой реке - Нилу, вернее, его ежегодным разливам, оставлявшим на полях плодородный ил. Это обеспечивало земледельцам высокие урожаи, а всем египтянам - спокойствие и процветание. Потому так важно было заранее знать, когда Нил выйдет из своих берегов.

Египетские жрецы, которые занимались в этой стране астрономическими наблюдениями, однажды заметили, что перед разливами Нила на утреннем предрассветном небе бывает видна огромная яркая звезда из созвездия Большого Пса. Они назвали ее "Сотис", что значит "блистающая". Другое ее название - Анубис, "собачья звезда", по имени созвездия. Современное название этой звезды - Сириус.

Восход звезды совпадал не только с разливами Нила, но и с летним солнцестоянием (см. Солнцестояния), временем, когда Солнце достигает наивысшего положения над горизонтом. Сосчитав дни от одного летнего солнцестояния до другого, египтяне определили примерную продолжительность солнечного (тропического) года. У них получилось 360 дней. Произошло это в третьем тысячелетии до нашей эры, и с той поры Египет считается родиной первого солнечного календаря.

Календарный год египтян был очень прост: 12 месяцев по 30 дней. Некоторые месяцы носили имена богов, например первый месяц года Тот был посвящен богу Луны и мудрости, другие - природным явлениям. Так, последний месяц египетского года назывался Месори и был посвящен Солнцу. После Тота наступал Фаофи, затем Атир, вслед за ним шли Хойяк, Тиби, Мехир, Фаменот, Фармути, Пахон, Пайни, Эпифи и заключал год месяц Месори.

Кроме того, год делился на три сезона: разлива, сева и сбора урожая.

Каждый месяц состоял из трех больших недель - по 10 дней (декад) и шести малых - по пять дней (пентад).

Дальнейшие наблюдения позволили египтянам уточнить продолжительность года, она оказалась равной 365 дням. Однако обнародовать свое открытие жрецы решились не сразу. Календарь почитался как святыня, и фараоны - правители Египта - при вступлении на трон давали клятву не вносить в него изменений. Поэтому для обоснования реформы календаря была придумана легенда.

Согласно ей, бог Земли Геб и богиня Неба Нут решили заключить брак. Но их союз оказался неугоден богу Солнца Ра. Он ужасно разгневался, проклял Нут и сказал, что ее дети не будут рождены ни в один из месяцев года.

Огорченная Нут попросила о помощи бога Луны и мудрости Тота. Он предложил ночному светилу - Луне - сыграть с ним в кости. Луна согласилась, и Тот выиграл у нее 1/72 часть ее света. Из этого света он сделал пять дополнительных дней и поместил их в конец года, вне месяцев. И в эти дни у Нут родились дети: Озирис, Гор, Сет, Изида и Нефтида. Они тоже стали почитаться как боги.

Чтобы Ра сменил гнев на милость, эти пять дней были отданы ему, и солнечный год увеличился до 365 дней. А так как Луна проиграла свой свет, ее год уменьшился до 355 дней.

Вот таким образом был изменен египетский календарь.

Но время шло, математические расчеты совершенствовались, и в конце концов стало очевидно, что 365-дневный год тоже не точен. Утренний восход Сириуса через каждые четыре года происходил на один день позже.

Со временем ошибка становилась все более очевидной и в третьем веке до нашей эры царь Птолемей III Евергет из династии Птолемеев издал указ, в котором говорилось: "Так как звезда за каждые четыре года уходит на день вперед, то, чтобы праздники, отмечаемые летом, не пришлись бы в будущем на зиму, как это бывает и будет случаться, если год и впредь будет состоять из 360 и 5 добавочных дней, отныне предписывается через каждые четыре года праздновать праздник богов Евергета после 5 добавочных дней и перед Новым годом. Пусть всякий знает, что прежние недостатки в счислении времен года отныне верно исправлены царем Евергетом".

Так впервые было предложено использовать год большей длины, который впоследствии получил название високосного. Но эта календарная поправка в Египте не прижилась, может быть, оттого, что для нее не было придумано никакого легендарного обоснования. И високосный год появился только спустя несколько столетий в Риме, в юлианском календаре (см. ЮЛИАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ). Составляли этот календарь тоже египетские астрономы и математики, уж очень велик был их авторитет в древнем мире.

А египетский календарь сохранился по сей день у потомков древних египтян - коптов и эфиопов (это народы, населяющие север Африки). Сохранились и праздники в честь древних богов. Ежегодно, в дни летнего солнцестояния, "божественная Изида роняет слезу в великую реку и творит ее благостный разлив". И народ Эфиопии 17 июня отмечает праздник Слезы. Правда, Сириус в наше время восходит над Египтом намного позже - в первых числах августа. Тысячелетия меняют все, даже вид неба над нашими головами.

Смотрите также:

www.aif.ru

086_Некоторые календари Древнего мира. Древний Египет - Исторические записки Старого Ворчуна

Изучив табличку из слоновой кости, найденной в Абидосе, ученые сделали вывод о том, что древние египтяне совершали богослужения в честь Сотис, то есть Сириуса, как

"предвестнику нового года и наводнения".

Вроде бы ничего необычного в такой табличке нет, если бы не одно обстоятельство: она относится ко времени I династии, то есть датируется серединой III тысячелетия до Р.Х. Значит уже в это время у египтян была календарная система, создание которой ученые относят к середине IV тысячелетия до Р.Х., если не к еще более древним временам.

Дело в том, что за несколько дней до наступления разлива Нила происходил гелиактический восход Сириуса, то есть Сириус первый раз в году появлялся на утреннем небе. Это событие сейчас обычно называют первым утренним восходом Сириуса. В Древнем Египте он обычно происходил где-то около 20 июля. Следовательно, табличка из Абидоса сообщает нам о том, что первый утренний восход Сириуса предвещает разлив Нила и означает начало нового года.

Египетский год состоял из 12 месяцев по 30 дней в каждом и имел пять дополнительных дней в конце года. С периода Нового царства употреблялись следующие названия месяцев:1. Тот.2. Фаофи.3. Атир.4. Хойак.5. Тиби.6. Мехир.7. Фаменот.8. Фармути.9. Пахон.10. Пайни.11. Эпифи.12. Месори.Некоторые из этих названий встречались уже в эпоху Среднего царства.

Из текстов надписей следует, что первые четыре месяца назывались

"месяцами наводнения", -

следующие четыре -

"месяцами роста"

или

"месяцами зерна", -

и последние четыре -

"месяцами зноя"

или

"месяцами сбора урожая".

Все выглядит так, как будто месяцы занимают фиксированное положение относительно времен года. Как будто с календарем все ясно и просто, но ученые до сих пор не пришли к единому мнению о том, что собой представлял календарь древних египтян. В чем же дело?

А дело все в том, что календарь с годами строго определенной длины очень удобен для гражданских властей, но не годится для определения правильного времени начала различных видов сельскохозяйственных работ. Год из 365 дней сдвигает начало нового года за каждые четыре года на сутки назад. В течение столетий начало нового года по такому календарю перемещается по всем сезонам года, поэтому и появился термин "блуждающий год". И через 1461 египетский год утренний восход Сириуса приходится на одну и ту же дату египетского календаря. Этот период получил название периода Сотис.

Об этой особенности древнеегипетского календаря и периоде Сотис знали еще древние греки. Неужели древние египтяне не видели, что начало нового года по их календарю все время смещается? Конечно же, видели! И уже упоминавшаяся табличка из Абидоса, и многочисленные тексты времен Среднего и Нового царства неопровержимо говорят о том, что первый утренний восход Сириуса определялся как начало нового года. Скорее всего, в Древнем Египте было, как минимум, два различных календаря. Один был удобен гражданским властям и состоял из 365 дней, а другой был строго привязан к первому утреннему восходу Сириуса и определял время начала различных сельскохозяйственных работ.

Более того, была выдвинута гипотеза о том, что египетский календарь был лунным и год начинался с первого новолуния после первого утреннего восхода Сириуса. По этой гипотезе в каждом году содержалось 12 или 13 лунных месяцев. Можно сказать, что вопрос о календаре египтян не решен до сих пор, споры продолжаются, но очевидно, что значительных астрономических знаний египтянам не требовалось.

Первая известная нам попытка бороться с блуждающим календарем произошла в 238 году до Р.Х., когда Птолемей III Эвергет издал так называемый канопский декрет. Сохранилась плита с текстом этого декрета:

"Дабы времена года неизменно приходились как должно по теперешнему порядку мира, и не случилось бы то, что некоторые из общественных праздников, которые приходятся на зиму, когда-нибудь пришлись на лето, - так как звезда [Сириус] за каждые четыре года уходит на один день вперед, а - другие, празднуемые летом, в будущее время не пришлись бы на зиму, как это было и как будет случаться, если год будет и впредь состоять из 360 дней и пяти дней, которые к ним добавляют, то отныне предписывается через каждые четыре года праздновать праздник богов Эвергета после пяти добавочных дней и перед новым годом, чтобы всякий знал, что прежние недостатки в счислении времен года и лет отныне счастливо исправлены царем Эвергетом".

Как можно видеть система високосных годов предлагалась еще почти за триста лет до юлианской реформы календаря. Однако, судя по сохранившимся источникам последующих десятилетий, реформа Эвергета не смогла сломить косности мышления чиновников и не пережила своего создателя. В Египте реформа календаря была проведена лишь Августом в 26 году до Р.Х. Календарь сохранил свою структуру, названия месяцев и обрел фиксированный новый год, который приходился на 29 августа по юлианскому календарю. Високосными же считались те годы, при делении которых на 4 получался остаток равный трем.

Немного о летосчислении в Древнем Египте. В период с I по XXX династии счет лет велся по годам правления фараонов. В эллинистическую эпоху одновременно с такой формой летосчисления была введена так называемая "эра Набонассара", начало которой по юлианскому календарю приходилось на 26 февраля 747 года до Р.Х. Диоклетиан ввел в Египте летосчисление по консульскому году, начинавшемуся с 1-го января. Эту эру, начавшуюся в 284 году после Р.Х., стали называть "эрой Диоклетиана". Эра-то привилась, но начало года консервативные египтяне вернули на 29 августа. Несмотря на арабское завоевание, христиане-копты до сих пор используют в церковном календаре эру Диоклетиана.

В заключение я хочу сказать несколько слов о пирамидах. Часто в различных изданиях утверждается, что в структуре пирамид скрыта различная астрономическая, математическая и иная мудрость. Однако единственным фактом, обычно выдвигаемым, является то, некие величины, вычисленные на основе размеров пирамид, соответствуют другим величинам, известным современной науке. Игры такого рода давно известны ученым. В начале 60-х годов XX века в СССР ходила шутливая статья, в которой доказывалось, что все великие физические и математические константы можно выразить через числа 2,87 и 3,12. Ветераны, возможно, помнят, что это была цена на водку в рублях того времени.

Я же позволю себе привести слова известного современного ученого-математика, а так же знатока и исследователя древних наук Б. Ван-дер-Вардена:

"Мне кажется, что такого рода соответствия ничего не доказывают. Существует так много возможных путей для выражения размеров пирамид в какой либо естественной системе единиц и так много величин и числовых соотношений в современной науке, что соответствие всегда может быть получено при условии, что тот, кто ищет, прилежен в своих поисках и заранее убежден во всеобъемлющей мудрости древних египтян".

arkaim.co

§2. ДРЕВНЕЕГИПЕТСКИЙ КАЛЕНДАРЬ | Вестишки.ру

 

Древние египтяне были земледельцами. Их хозяйственная жизнь зависела от разливов Нила, который является источником жизни в безводной пустыне. Поэтому перед ними ставилась задача научиться предсказывать начало разливов Нила.

Так случилось, что 4 тысячи лет тому назад три явления, непосредственно не связанные друг с другом, происходили в долине Нила одновременно.

Это:

— начало плодоносящего разлива Нила,

— летнее солнцестояние,

— гелиакический, т.е. первый предутренний восход Сириуса (α Большого Пса):

 

«Сотис великая блистает на небе, и Нил выходит из берегов своих».

 

Сотис в дословном переводе означает «Лучезарная» или «Блистательная», — так называли в древнем Египте Сириус, самую яркую звезду неба.

Поясню подробнее, что такое гелиакический восход Сириуса.

На карте область расположения Сириуса помечена красным овалом, синяя дуга — северная часть эклиптики, ВР — точка весеннего равноденствия, ЛС — точка летнего солнцестояния, ОР — точка осеннего равноденствия.

Представим себе, что в какой-то момент времени Солнце находится в созвездии Овна. Тогда, как показывает карта, Сириус находится слева от Солнца. Астрономы говорят, что Сириус расположен восточнее Солнца, потому что в полдень, когда Солнце в точности над точкой юга, Сириус и в самом деле находится в восточной части неба. Поэтому вечером, сразу после захода Солнца, Сириус будет хорошо виден на фоне вечерней зари.

Солнце, двигаясь по эклиптике, переходит из созвездия Овна в созвездие Тельца, потом Близнецов и т.д. Т.е. изображение Солнца на карте перемещается справа налево. Поэтому наступит момент, когда Солнце окажется напротив Сириуса. Это значит, что Сириус скроется в солнечных лучах и станет совсем ненаблюдаемым.

А Солнце будет продвигаться по эклиптике дальше, и тогда Сириус окажется правее, т.е. западнее, Солнца. Как только Солнце достаточно удалится от Сириуса, он снова появится, но уже в лучах утренней зари.

Так вот, первое появление Сириуса в лучах утренней зари называется гелиакическим восходом.

На рисунке изображён бог Ра — древнеегипетский бог Солнца, верховное божество древних египтян.  Сириус изображён справа от Солнца. Именно так бывает во время гелиакического (предутреннего) восхода.

Снова повторю всё кратко.

В древнем Египте за небом наблюдали жрецы. Они обнаружили, что если Сириус, самая яркая звезда неба, наблюдается после захода Солнца на фоне вечерней зари, то его условия видимости постепенно ухудшаются. А потом Сириус совсем исчезает.

Затем Сириус появляется, но уже на фоне утренней зари перед восходом Солнца. Именно первое его появление на утреннем небе и есть гелиакический восход, сопровождаемый разливом Нила, столь важным для хозяйственной жизни страны.

Обратите внимание на то, что промежуток времени между двумя последовательными гелиакическими восходами Сириуса является не тропическим, а сидерическим, т. е. звёздным годом. Потому что гелиакический восход наступает, когда Солнце занимает на небе вполне определённое положение по отношению к звезде, — к Сириусу. Иначе говоря, Земля должна оказаться в некотором, вполне определённом месте своей орбиты по отношению к одной из звёзд, — Сириусу.

Судя по всему, точность астрономических наблюдений древних египтян была не очень велика, поэтому они не усматривали различий  между тропическим и сидерическим (звёздным) годом.  И всё же не следует думать, что древние египтяне были плохими наблюдателями за небесными явлениями. По-видимому, высокая точность наблюдений им была просто не нужна, и они не ставили перед собой задачу повышения точности наблюдений.

Внимательный читатель, посмотрев на приведённую выше карту неба, где изображены эклиптика и Сириус, наверное, недоумевает. Потому что когда Солнце находится в точке летнего солнцестояния (ЛС), Сириус находится чуть левее, т.е. восточнее, Солнца, поэтому ни о каком гелиакическом восходе Сириуса и речи быть не может.

Правильно, это так. При объяснениях мы пользовались современной картой звёздного неба. Четыре тысячи лет тому назад эклиптика занимала, вследствие прецессии земной оси, совсем другое положение среди звёзд и всё было так, как описано выше.

В наше время гелиакический восход Сириуса происходит на два месяца позже, чем летнее солнцестояние, что объясняется расхождением между звёздным и тропическим годом, накопившимся за 4000 лет. (365,25636– 365,2422)х4000≈57суток. 

Да и Нил больше не разливается, — его уровень регулируется Асуанской плотиной.

А теперь о результатах наблюдений жрецов за гелиакическим восходом Сириуса.

Значение продолжительности года в древнем Египте постепенно уточнялось. Сначала — 360 суток, затем 365 суток и, наконец, 365,25 суток.

Самый точный древнеегипетский календарь не содержал високосных годов, все годы имели одинаковую продолжительность, равную 365 суткам.

Фараоны при вступлении на престол давали клятву не изменять длины года, т. е. не прибегать к вставке дополнительного дня в каждые четыре года.

Царь Птолемей III Эвергет (238 до н.э., 7 марта. Декрет царя Птолемея III Эвергета о реформе египетского календаря) всё же решился вставить дополнительный день. Если бы реформа прижилась, то календарь, с астрономической точки зрения точно такой же, как юлианский, был бы введён в обиход почти на 200 лет раньше.

Итак, жрецы в древнем Египте могли бы ввести более точный календарь наподобие юлианского календаря, но они это не делали из религиозных соображений. Им хотелось, чтобы начало года приходилось попеременно на все сезоны года, т.е. чтобы календарь был «блуждающим», переходящим.

Ошибка, равная одним суткам, в древнеегипетском календаре накапливается примерно за 4 года.  А за 1460 лет, 1460=365х4, ошибка достигает одного года, и тогда начало года возвращается к исходному сезону. А египетских календарных лет насчитается на один год больше, чем на самом деле, т.к. тропический год, с которым повторяются сезоны года, длиннее календарного египетского года.

Поэтому период продолжительностью в 1460+1=1461 египетских календарных лет год называется сотическим, «периодом Сотиса», или даже «Великим годом».

 

vestishki.ru

Календарь для древних египтян - Быт египтян - Статьи

Для египтян год определялся не солнечным циклом, а временем, необходимым для сбора урожая. Они изображали слово год ("ренпет") в виде молодого ростка с почкой. Этот же знак встречается в родственных словах: "ренпи" - "быть свежим, сильным", "ренпут" - "плоды года".

Но урожай в Египте зависел от разливов Нила. Каждый год в начале июня наступала засуха. В Ниле почти не оставалось воды. Пустыня грозила поглотить долину. Людей охватывала смертельная тревога. Отношение египтян к милостям природы складывалось из благодарности и страха. На памяти людской разливы еще никогда не обманывали египтян. Порой они были разрушительными, порой недостаточными, но почти всегда благодетельными.

Набожные египтяне издавна причисляли Нил, Хапи к сомну богов. Его изображали в виде тучного мужчины, перепоясанного поясом, в сандалиях, что считалось символом богатства. На голове у него был венок из водяных растений. Руками он раздавал символы жизни или держал поднос для приношений, заваленный рыбой, утками, цветами и снопами пшеницы. Многие города носили его имя. Его называли "отцом богов". Его следовало одаривать не менее щедро, чем остальных богов. Во время правления Рамсеса III в Оне и Мемфисе в течении трех лет фараон учредил или возобновил "книгу Хапи", где записывались все жертвоприношения реке - огромное количество съестных продуктов и зерна. Мастерские изготавливали тысячи маленьких фигурок Хапи из золота, серебра, меди, свинца, бирюзы, лазурита,фаянса и других материалов, а также печатки, подвески и статуэтки Репит, супруги Хапи. Когда должен был начаться разлив, божественному Нилу приносили жертвы во многих храмах. Те же церемонии повторялись два месяца спустя, в самый пик разлива. Через четыре месяца после начала разлива река окончательно возвращалась в свои берега. Этот четырехмесячный период был первым временем года и назывался "ахет" ("разлив", "половодье").

Лишь земля появлялась из-под воды, пока она не отвердела, земледельцы выходили на поля, пахали и сеяли. Затем в течении четырех пяти месяцев им оставалось только поливать поля. А потом наступало время жатвы, обмолота, закладки зерна в хранилища и другие работы. Таким образом, после сезона разлива наступал сезон сева "перет" ("выхождение" земли из вод или прорастание всходов), за ним - сезон сбора урожая, "шему" ("засуха", "сухость"). Всего было три сезона года вместо четырех, как у древних евреев и греков.

Как ни регулярны разливы Нила, по их начало трудно было точно определить наступление Нового года. Однако когда нильские воды начинали подниматься, наблюдали еще одно явление природы, которое помогало составителям календаря: на востоке перед самым восходом солнца появлялась на мгновение звезда Сириус, по египетски Сопдет (эллинистическое:Сотис). Египтяне издавна заметили совпадение этих двух явлений. Они приписывали разлив слезам, пролитым Исидой. И звезда Сириус отождествлялась с богиней, которую стали считать покровительницей года. День, когда появлялся Сириус, и был признан первым днем Нового года. Это исчисление записано в книгах "домов жизни", своего рода хранилищах традиций и знаний со времени Древнего царства и до позднейшего периода.

Земледельцы, охотники, рыбаки, моряки, врачи, жрецы - все, чьи занятия зависели от времени года, использовали для летосчисления "совершенный год", когда месяцы и сезоны шли своим чередом, то есть сначала шел "ахет", означавший четыре месяца разлива Нила, затем "перет" - время сева,совпадающее с прохладным сезоном, и, наконец, "шему" - сезон уборки урожая и жары.

Для удобства все три сезона сделали равными и разделили на двенадцать месяцев по тридцать дней. Названия месяцев вошли в обиход только в Саисскую эпоху. К последнему месяцу "шему" добавляли пять дней, чтобы общее число дней в году равнялось 365.

egypt-myths.ucoz.ru

Некоторые календари Древнего мира, вып. I. Древний Египет

Ворчалка № 143 от 31.12.2001 г.

Изучив табличку из слоновой кости, найденной в Абидосе, ученые сделали вывод о том, что древние египтяне совершали богослужения в честь Сотис, то есть Сириуса, как "предвестнику нового года и наводнения". Вроде бы ничего необычного в такой табличке нет, если бы не одно обстоятельство: она относится ко времени I династии, то есть датируется серединой III тысячелетия до Р.Х. Значит уже в это время у египтян была календарная система, создание которой ученые относят к середине IV тысячелетия до Р.Х., если не к еще более древним временам. Дело в том, что за несколько дней до наступления разлива Нила происходил гелиактический восход Сириуса, то есть Сириус первый раз в году появлялся на утреннем небе. Это событие сейчас обычно называют первым утренним восходом Сириуса. В Древнем Египте он обычно происходил где-то около 20 июля. Следовательно, табличка из Абидоса сообщает нам о том, что первый утренний восход Сириуса предвещает разлив Нила и означает начало нового года. Египетский год состоял из 12 месяцев по 30 дней в каждом и имел пять дополнительных дней в конце года. С периода Нового царства употреблялись следующие названия месяцев:      1. Тот.      2. Фаофи.      3. Атир.      4. Хойак.      5. Тиби.      6. Мехир.      7. Фаменот.      8. Фармути.      9. Пахон.     10. Пайни.     11. Эпифи.     12. Месори. Некоторые из этих названий встречались уже в эпоху Среднего царства. Из текстов надписей следует, что первые четыре месяца назывались "месяцами наводнения", - следующие четыре - "месяцами роста" или "месяцами зерна", - и последние четыре - "месяцами зноя" или "месяцами сбора урожая". Все выглядит так, как будто месяцы занимают фиксированное положение относительно времен года. Как будто с календарем все ясно и просто, но ученые до сих пор не пришли к единому мнению о том, что собой представлял календарь древних египтян. В чем же дело? А дело все в том, что календарь с годами строго определенной длины очень удобен для гражданских властей, но не годится для определения правильного времени начала различных видов сельскохозяйственных работ. Год из 365 дней сдвигает начало нового года за каждые четыре года на сутки назад. В течение столетий начало нового года по такому календарю перемещается по всем сезонам года, поэтому и появился термин "блуждающий год". И через 1461 египетский год утренний восход Сириуса приходится на одну и ту же дату египетского календаря. Этот период получил название периода Сотис. Об этой особенности древнеегипетского календаря и периоде Сотис знали еще древние греки. Неужели древние египтяне не видели, что начало нового года по их календарю все время смещается? Конечно же, видели! И уже упоминавшаяся табличка из Абидоса, и многочисленные тексты времен Среднего и Нового царства неопровержимо говорят о том, что первый утренний восход Сириуса определялся как начало нового года. Скорее всего, в Древнем Египте было, как минимум, два различных календаря. Один был удобен гражданским властям и состоял из 365 дней, а другой был строго привязан к первому утреннему восходу Сириуса и определял время начала различных сельскохозяйственных работ. Более того, была выдвинута гипотеза о том, что египетский календарь был лунным и год начинался с первого новолуния после первого утреннего восхода Сириуса. По этой гипотезе в каждом году содержалось 12 или 13 лунных месяцев. Можно сказать, что вопрос о календаре египтян не решен до сих пор, споры продолжаются, но очевидно, что значительных астрономических знаний египтянам не требовалось. Первая известная нам попытка бороться с блуждающим календарем произошла в 238 году до Р.Х., когда Птолемей III Эвергет издал так называемый канопский декрет. Сохранилась плита с текстом этого декрета: "Дабы времена года неизменно приходились как должно по теперешнему порядку мира, и не случилось бы то, что некоторые из общественных праздников, которые приходятся на зиму, когда-нибудь пришлись на лето, - так как звезда [Сириус] за каждые четыре года уходит на один день вперед, а - другие, празднуемые летом, в будущее время не пришлись бы на зиму, как это было и как будет случаться, если год будет и впредь состоять из 360 дней и пяти дней, которые к ним добавляют, то отныне предписывается через каждые четыре года праздновать праздник богов Эвергета после пяти добавочных дней и перед новым годом, чтобы всякий знал, что прежние недостатки в счислении времен года и лет отныне счастливо исправлены царем Эвергетом". Как можно видеть система високосных годов предлагалась еще почти за триста лет до юлианской реформы календаря. Однако, судя по сохранившимся источникам последующих десятилетий, реформа Эвергета не смогла сломить косности мышления чиновников и не пережила своего создателя. В Египте реформа календаря была проведена лишь Августом в 26 году до Р.Х. Календарь сохранил свою структуру, названия месяцев и обрел фиксированный новый год, который приходился на 29 августа по юлианскому календарю. Високосными же считались те годы, при делении которых на 4 получался остаток равный трем. Немного о летосчислении в Древнем Египте. В период с I по XXX династии счет лет велся по годам правления фараонов. В эллинистическую эпоху одновременно с такой формой летосчисления была введена так называемая "эра Набонассара", начало которой по юлианскому календарю приходилось на 26 февраля 747 года до Р.Х. Диоклетиан ввел в Египте летосчисление по консульскому году, начинавшемуся с 1-го января. Эту эру, начавшуюся в 284 году после Р.Х., стали называть "эрой Диоклетиана". Эра-то привилась, но начало года консервативные египтяне вернули на 29 августа. Несмотря на арабское завоевание, христиане-копты до сих пор используют в церковном календаре эру Диоклетиана. В заключение я хочу сказать несколько слов о пирамидах. Часто в различных изданиях утверждается, что в структуре пирамид скрыта различная астрономическая, математическая и иная мудрость. Однако единственным фактом, обычно выдвигаемым, является то, некие величины, вычисленные на основе размеров пирамид, соответствуют другим величинам, известным современной науке. Игры такого рода давно известны ученым. В начале 60-х годов XX века в СССР ходила шутливая статья, в которой доказывалось, что все великие физические и математические константы можно выразить через числа 2,87 и 3,12. Ветераны, возможно, помнят, что это была цена на водку в рублях того времени. Я же позволю себе привести слова известного современного ученого-математика, а так же знатока и исследователя древних наук Б. Ван-дер-Вардена: "Мне кажется, что такого рода соответствия ничего не доказывают. Существует так много возможных путей для выражения размеров пирамид в какой либо естественной системе единиц и так много величин и числовых соотношений в современной науке, что соответствие всегда может быть получено при условии, что тот, кто ищет, прилежен в своих поисках и заранее убежден во всеобъемлющей мудрости древних египтян".

www.abhoc.com


Смотрите также