Древняя Палестина: история, культура и традиции. Древняя Финикия и Палестина. Культура древней палестины
Религия и культура древнейшей Палестины. Всемирная история. Том 2. Бронзовый век
Религия и культура древнейшей Палестины
Культура первых жителей Палестины — ханаанеев — была по своему уровню ниже культуры египтян. Первые палестинцы в условиях первобытного общества не могли создать искусства, которое могло бы сравниться с искусством Египта. Отсюда следует, что художественное творчество ханаанеев, обладая рядом оригинальных черт, в то же самое время испытывало очень сильное влияние Египта. Характерным для этого времени является факт имитации египетских изделий. Сородичи палестинских ханаанеев в Сирии, которые с давних времен контактировали с Двуречьем, несли в Палестину влияния шумеро-аккадской культуры.
Письменность в Палестине появляется во II тысячелетии до н. э. В большинстве своем ханаанеи использовали аккадский язык и клинопись, а также египетскую иероглифику. Однако им была известна и письменность Финикии, приспособленная к ханаанейскому языку. В Палестине было распространено и так называемое синайское письмо, как уже отмечалось, возможно — прототип финикийского алфавита. Ученым известны деловые документы из Ханаана, поэтому вполне вероятно, что существовала и письменная литература, которая до нашего времени почему-то не дошла.
Каждая община, племя, каждый город ханаанеев обычно имели собственного покровителя в лице богов, который чаще всего обозначался именем Ваал, что означает «господин, хозяин». С культом Ваала сочетались культы и других божеств, которые считались его женами, детьми и так далее. Значительное распространение имели культы богинь плодородия — Аштарт (Астарта), Анат; а также дождя, грома и молнии — Xадада. В честь богов строились храмы, но поклонялись и деревянным и каменным столбам, которые носили названия ашеров, массебов. Женщина, отдающаяся многим мужчинам, тем самым восславляла культ бога плодородия. Широко были распространены человеческие жертвоприношения. При возведении какого-нибудь важного здания или, например, крепости в основание закладывалась человеческая жертва. Часто это был ребенок. Во время военной опасности или природных катаклизмов считалось нужным приносить в жертву собственных детей, рожденных первыми.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
history.wikireading.ru
Древний мир. Страны и племена. Палестина. Религия и культура древнейшей Палестины.
Палестина во II тыс.
до н.э.Религия и культура древнейшей Палестины
Культура первых
жителей Палестины — ханаанеев — была по своему
уровню ниже культуры египтян. Первые палестинцы
в условиях первобытного общества не могли
создать искусства, которое могло бы сравниться с
искусством Египта. Отсюда следует, что
художественное творчество ханаанеев, обладая
рядом оригинальных черт, в то же самое время
испытывало очень сильное влияние Египта.
Характерным для этого времени является факт
имитации египетских изделий. Сородичи
палестинских ханаанеев в Сирии, которые с давних
времен контактировали с Двуречьем, несли в
Палестину влияния шумеро-аккадской культуры.
Письменность в Палестине появляется
во II тысячелетии до н.э. В большинстве своем
ханаанеи использовали аккадский язык и
клинопись, а также египетскую иероглифику.
Однако им была известна и письменность Финикии,
приспособленная к ханаанейскому языку. В
Палестине было распространено и так называемое
синайское письмо, как уже отмечалось, возможно —
прототип финикийского алфавита. Ученым известны
деловые документы из Ханаана, поэтому вполне
вероятно, что существовала и письменная
литература, которая до нашего времени почему-то
не дошла.
Каждая община, племя, каждый город
ханаанеев обычно имели собственного покровителя
в лице богов, который чаще всего обозначался
именем Ваал, что означает “господин, хозяин”. С
культом Ваала сочетались культы и других
божеств, которые считались его женами, детьми и
так далее. Значительное распространение имели
культы богинь плодородия — Аштарт (Астарта),
Анат, а также дождя, грома и молнии — Хадада. В
честь богов строились храмы, но поклонялись и
деревянным и каменным столбам, которые носили
названия ашеров, массебов. Женщина, отдающаяся
многим мужчинам, тем самым восславляла культ
бога плодородия. Широко были распространены
человеческие жертвоприношения. При возведении
какого-нибудь важного здания или, например,
крепости в основание закладывалась человеческая
жертва. Часто это был ребенок. Во время военной
опасности или природных катаклизмов считалось
нужным приносить в жертву собственных детей,
рожденных первыми.
Источник:
"Всемирная история" Том 1. под ред.
Ю.П. Францева, Государственное
издательство политической литературы,
1953.
ancient.gerodot.ru
Культура Палестины и ее влияние на культуру человечества
Этой земле, лежащей к западу от Месопотамии узкой полосой между Средиземным морем и Ливанских хребтов
, между Синайским полуостровом и рекой Иорданом, была уготована значительная, а возможно, и уникальная роль в мировой культуре. Географическое расположение Палестины обусловило чрезвычайное разнообразие культурных влияний и взаимовлияний: страну окружали Египет, Финикия, Ассирия, Хеттское царство. Значительное влияние на культуру Палестины совершила уже упомянутая крито-микенская цивилизация.
До XIII века до н.э. земли Ханаана (древнее название Палестины - "земли филистимлян") населяют земледельческие народы: Хананеи, моавитяне, амореи и др.. С XIII века до н.э. в эти земли начинают вторгаться, вытесняя прежнее население, скотоводческие племена семитского происхождения - предки еврейского народа. Пропущенные сквозь призму мифа исторические события почти трех столетий, с XIII до X в. до н.э., когда евреи окончательно осели на территории Палестины, составили огромную часть текста Ветхого Завета, значение которого в истории мировой культуры трудно переоценить. Переход к земледелию и оседлому образу жизни ускорил процесс распада родоплеменной организации и переход к классовому обществу и становления государства, что также отразилось в библейских текстах. Древнееврейский государство в различных формах (светской время жреческом и теократической) просуществовала почти тысячу лет, с X в. до н.э. по 70 г. н.э., когда Палестина была окончательно захвачена Римом и превращена в одну из провинций Римской империи.Эпоха монархии и является временем формирования иудейского корпуса Библии (Ветхого Завета). Именно этот культурный текст является уникальным источником информации о древнееврейский культуру и вместе с тем важным фактором ее развития.
Формирование Библии способствовало развитию литургической и светской поэзии, обогащению жанровых форм (гимнов, молитв благодарности, ламентаций - просьба, обращений к богу и т.п.) Литургическая (богослужебные) поэзия сочеталась с музыкой, прежде хоровым пением, которое было введено в богослужебную практику царем Давидом, певцом и музыкой. Светская поэзия вошла в Библию циклом любовной лирики - Песней Песен, авторство которой приписывается царю Соломону, хотя времена создания Песни Песней и царствование Соломона разделяют несколько веков. В любовно эротической поэзии Песни Песней исследователи усматривают влияние эллинизма, т.е. восточной культуры, сложившейся прежде всего под знаком античной (греческой) культуры времен Александра Македонского. Однако тот факт, что великих царей - основателей еврейского государства - миф наделяет художественными вкусами и способностями, свидетельствует об особой роли искусства в мировоззрении древних евреев.
Возникает и такой литературный жанр, как поучительная проза - например, библейская Книга Новая, содержащий элементы различных литературных жанров: поэмы, лирической драмы и философского трактата, осмысливает неразрешимые противоречия бытия .. По своему характеру эта литература в основном светская и космополитическая, обращенная ко всем людям всех наций, независимо от конфессионального самоопределения.Напоследок так называемого периода Второго храма (536 г. до н.э.-70 г. н.э.) в древнееврейском литературе формируется новеллистического и историографическая литература. Последняя несет в себе несомненные признаки влияния греко-античной традиции, прежде греческой историографии.
В этот период заявляет о себе изобразительное искусство. Возникновение еврейского изобразительного искусства связано с появлением синагог как в самой Палестине, так и в странах рассеяния евреев (диаспоры). Синагога становится здесь не только религиозным, но и общественным центром еврейских общин, послужив образцом организации культа для христианства и ислама. Еврейское изобразительное искусство, начало которого недавно датировался XVII-XVIII веками, оказалось, таким образом, значительно старше и тесно связанным с античными традициями.
Последние века эпохи Второго храма были отмечены усилением влияния эллинизма на культуру древних евреев, особенно в середзем-ского диаспоре, прежде всего в ее центре - египетской Александрии, столице эллинизированной династии Птолемеев. В новую культурную эпоху Средневековья - эллинистические традиции в еврейской культуре были в значительной мере истреблены. Культуры Древнего Востока представляют собой характерные образцы каждого из указанных вариантов. Изоляционизм древнеегипетской культуры, что на протяжении тысячелетий не претерпела значительных влияний извне и не стремилась к этому, в конце концов привел к окончательной потере политической самостоятельности после завоеваний Александра Македонского и Юлия Цезаря и постепенного, незаметного даже для себя исчезновения с лица земли в условиях господства греко- римской античной и впоследствии христианской культурных традиций.
В Месопотамии этнокультурные контакты, в основном приводили к кровопролитным войнам, ассимиляционные процессы, преимущественно насильственные, имели столь интенсивный характер, что основная масса культур того времени была уничтожена и даже само уничтожена и существует сейчас только в виде материальных остатков. Зато еврейская культура, чья слава в далеком прошлом была не слишком громкой по сравнению с Египтом, Ассирией, Мидией, Вавилоном, Персией, оказалась способной гармонизировать изоляционные и интеграционные тенденции в собственной культуре и в условиях многочисленных культурных заимствований (из древнеегипетской, вавилонской, эллинистической, арабской , христианской культур) сохранить традиции культурного наследования и преемственности, а заодно донести до нас много бесценных свидетельств о тех же исчезнувшие "мировые империи" Древнего Востока.
worldofscience.ru
Музыка древней Сирии
Эта музыкальная культура положила в основу своей системы 4-х звучную диатоническую структуру, так называемый тетрахорд. Её мелодии отличались лирически-вдохновенным распевом. Ещё за две тысячи лет до н. э. эти мелодии распространились по странам Востока, проникли в Грецию, а в начале средневековья составили одну из интонационных основ Византийских гимнов (от греч. Humnos – хвалебная песнь) и лирических песнопений на западе Европы.
Сирия – родина 5-ти и 7-ми струнной лиры, двойного гобоя, возможно многострунной арфы. Сирийская музыка отразила в своём строе, складе и стиле этническую многоликость страны, населённой хеттами и финикийцами, хананеянами и киприотами; она соединила эти разноплеменные песенные токи в многоцветный и яркий, порою кричаще-экзальтированно звучащий интонационный сплав.
Музыкальная культура древней Палестины
Один из древних очагов музыкальной культуры на Ближнем востоке сложился в Палестине, народ которой – израильтяне, потом иудеи (так назывались евреи в древности), отличался, как об этом свидетельствуют памятники той эпохи, ярким музыкальным дарованием.
Наиболее полную картину музыкальной жизни древней Палестины со II тысячелетия до новой эры раскрывает Ветхий Завет, в котором говорится о песнях, танцах, процессиях с музыкой по преимуществу религиозно-культового характера. Среди песенных жанров широкое распространение получили псалмы. Их создателем является царь Давид. 150 псалмов Давида сохранились в словесных текстах («Псалтырь» в древнеславянском переводе с греческого). Музыка безвозвратно утеряна, но очевидно, она возникла из фольклора. Псалмодия представляла собою певучее речитирование на патетически приподнятой интонации, местами орнаментально украшенная искусной вокализацией. Она исполнялась либо соло, либо хором.
Бытовали и другие песенные жанры, среди которых отличались свадебные, составившие основу знаменитой «Песни песней» царя Соломона.
Мелос Палестины был, вероятно, пентатонным; позже у иудеев получили распространение диатонические лады, близкие древнегреческим, как свидетельствуют об этом античные писатели. По складу музыка была одноголосной. Знаменитые хоры, разделявшиеся на полухория (антифонное пение), исполняли свои мелодии в унисон.
Музыка была очень любима в древней Палестине. С хорами и кимвалами встречали воинов после битвы, под музыку плясали, справляли всевозможные религиозные обряды, пророки вещали будущее. Церковные службы богато украшались мелосом. Особенно славился музыкой и пением храм Соломона. Священнослужители, как правило, были музыкантами. Цари-пророки Саул, Давид, Соломон описаны в «Ветхом завете» как знатоки и покровители музыкального искусства.
Элементы Палестинской культуры отчасти отразились в приёмах григорианской псалмодии и антифонного пения средних веков.
Музыкальная культура древней Греции
Наиболее широкого и блестящего развития музыка античной эпохи достигла в Греции. Арсеналом греческого искусства стала народная мифология.
Музыка играла большую роль в общественной и личной жизни греков. Для свободных граждан (не рабов) древнегреческих городах-государствах Афинах, Спарте, Фивах и др. обучение музыкальному искусству было обязательной составной частью гражданского воспитания и образования. На гимнастических и художественных состязаниях, которые греческие полисы устраивали в Афинах, в Дельфах, в Спарте, игры происходили под музыку. Состязались между собой певцы-солисты, хоры, инструменталисты, поэты – сочинители стихов и песен различных государств-городов. Музыке придавалось государственное, а в аристократической и военной Спарте – и чисто военное значение. Нотные записи древнегреческого фольклора отсутствуют. В древней Греции существовали различные жанры народных песен: бытовые, обрядовые, песни рабочих (жнецов, пастухов, ткачей), а также лирические и любовные. Особенно славились песни народов Эллады.
Пение с пляской было важной и красивейшей составной частью народных праздничных действ, связанных с земледельческими работами, сбором урожая и прославлением богов – покровителей полей, виноградников и земледельческого труда. Из этих народных действ с песнями возникла в дальнейшем классическая афинская трагедия.
Песни имели наименования, указывающие на их жанровую разновидность:
свадебные – гименеос;
хвалебно-гимнические с пляской – пеанос;
песни гуляк – коммос и др.
В народной песенности сложились первоначально те лады – дорийский, фригийский, лидийский, – которые в дальнейшем составили основу тогдашней «композиторской музыки». Песенный фольклор стал образцом для сочинителей и импровизаторов-профессионалов.
В IX – VII веках до новой эры наибольшей любовью, признанием и уважением пользовалось искусство странствующих певцов-сказителей, аэдов и рапсодов (отсюда – понятие рапсодии – фантазия в свободной импровизированной форме на темы народных напевов). Они воспевали подвиги героев во славу родной земли. Тексты их эпических сказок слагались тем шестистопным стихом – гекзаметром, без разделения на строфы, каким изложены и творения Гомера. Певец пел, сопровождая сказ на древнем струнном инструменте – форминксе (форминге), струны которого натягивались поперёк выделанного черепашьего щита, а позже – на кифаре. Мелодии более ранних сказателей, аэдов, были речитативно-повествовательного склада; у более поздних рапсодов собственно пение вытеснила певучая декламация. Это были первые известные нам греческие музыканты-профессионалы, подлинно народные поэты и певцы.
В VII – VI веках до новой эры возникла греческая лирика (от слова лира), хоровая, сольная, философская, любовная, гражданская и военная. Создание хоровых лирических песен легенда приписывают певцам-корифеям Стезихору из Сицилии, Ариону из Коринфа и Ивику из Регия. Так назывались песни, торжественные и наставительные, исполнявшиеся при встрече победителя на гимнастических или «мусических» состязаниях.
Выдающийся мастер хоровой лирики Пиндар из Фив прославился одами (ода – по-гречески – песнь), так назывались песни торжественные и наставительные.
Архаически-величавое искусство Пиндара – ступень, ведущая к Эсхилу – первому классику греческой трагедии. А утончённо-поэтической сольной лирикой с применением сложных размеров и музыкальных ритмов славилась школа с острова Лесбос во главе с Сафо (VII – VI век до новой эры).
Музыкальное искусство у греков культивировало главным образом вокальные жанры и формы. Инструментальное сопровождение дублировало вокальную мелодию. Хоровой склад был одноголосным, пели в унисон. В профессиональной музыке преобладали мужские хоры. Диапазон – от «ля» большой октавы до «ля» первой октавы. Греки сложили так называемую «совершенную систему», состоящую из 4-х ячеек тетрахордов.
Основное назначение инструментов заключалось в сопровождении пения. Любимыми инструментами греков были струнные щипковые: (лира, кифара, форминга) – щипковые, сопровождали пение. Среди духовых инструментов существовали сиринкс (флейта Пана) и авлос (инструмент типа гобоя) простой и двойной. Авлос применялся главным образом в театральной музыке, для сопровождения пляски и гимнастических состязаний.
В V веке до н.э. родилась Афинская трагедия. Её творцы: Эсхил, Софокл, Еврипид. Трагедия соединила в себе искусство солиста-корифея, хора, и актёра. Трагедия предназначалась для широких кругов свободного населения. Её писали в стихах.
Театр имел две площадки. Одну для актёров, другую для хора, состоящего из 12-15 человек – мужчин и орхестра (отсюда слово «оркестр»), исполняющих песни в унисон в сопровождении авлоса. Музыка в трагедии играла весьма активную драматическую роль.
Профессиональное занятие музыкой для свободного гражданина греческого государства считалось унизительным и позорным. Главные действующие лица трагедии – цари и царицы, боги и богини, титаны и нимфы. Люди из низов народных – пастухи, земледельцы, слуги – лишь второстепенные персонажи либо спутники героев. Однако именно в роли подобного «окружения» выступал обычно хор.
Учение греков о человечности музыки, о её познавательном и нравственно-воспитательном значении, о её акустических, гармонических, ритмических закономерностях, о синтезе искусств, наконец, сами музыкально-теоретические понятия и термины – «музыка», «мелодия», «гармония», «ритм» – стало достоянием музыкальных культур многих стран и народов.
studfiles.net
история, культура и традиции. Древняя Финикия и Палестина
Специалистами установлено, что до завоевания еврейскими племенами в конце второго тысячелетия до нашей эры и обретения письменной истории, Древняя Палестина была территорией, где признаки обитания человека были обнаружены за шестьсот тысяч лет до нашей эры. На основании найденных фрагментов скелетов, орудий труда из кремня, элементов архитектуры, захоронений, ученые открыли, что охота и собирательство в этом регионе начались приблизительно 0,6 млн лет назад и впоследствии сопровождались производством орудий труда из гальки, рубил. Позже жители этого региона освоили технику производства рубящих предметов путем скола и отщепа, что несколько повысило производительность труда в те времена.
От охоты и собирательства к городской жизни
История Древней Палестины до возникновения письменности подразделяется, как правило, на три этапа. Первый, длившийся до 10 тысячелетия до нашей эры, показывает, что люди в этом регионе занимались преимущественно собирательством и охотой. В период 10 000 - 5 300 лет до нашей эры обитатели большей части палестинских земель освоили земледелие, позже – перешли в эпоху городов, которая характеризовалась появлением торговли, постоянных поселений, защищающих зарождающиеся армии. Записывать же исторические события здесь начали около 2 тыс. лет до нашей эры.
Древняя Палестина примечательна тем, что на ее территории за восемь тысяч лет до Рождества Христова как бы "особняком" существовал город Иерихон. Это один из самых древних городов на планете, расположенный на 260 метров ниже уровня моря (самое низкое месторасположение). Первые его поселенцы не владели гончарным ремеслом, однако умели возделывать землю и соорудили вокруг города стены из дикого камня, проживая при этом в домах из необожженного кирпича. Натуфийцы (как их называют ученые) появились в результате смешения негро-австралоидов и европеоидов. Они проживали в Иерихоне в 8-9 тысячелетии до нашей эры. После них эту территорию занимали представители тахунийской культуры - племена, уже владеющие гончарным мастерством. Эта своеобразная столица Древней Палестины неоднократно разрушалась, в том числе по приказу Иисуса Навина в начале 12 века до нашей эры.
Палестинские города не стали центром единой цивилизации в древние времена
В конце четвертого тысячелетия до нашей эры в Палестине стали появляться небольшие города-государства, достаточно процветающие за счет того, что в этом районе проходили многочисленные торговые пути, соединяющие Европу, Азию и Африку. Кроме того, жители палестинских земель сами могли предложить товары, пользующиеся спросом. Это были соль и битум из Мертвого моря, сурьма из Леванта, бальзамы из Галилеи, медь и бирюза из Синая, оливки, вино, продукция животноводства и растениеводства. В тот период Древняя Палестина была развитым в торговом отношении регионом, однако не стала цивилизационным центром, в отличие от Египта, северной Сирии и Месопотамии, где существовали почти империи. В палестинских территориях того времени уже были поселения, подобные средневековым городам Европы, но, в отличие от Египта, не было единой письменности и достаточно сильного царя, который мог бы объединить отдельные административные образования под своей властью.
Какими городами в то время располагала Палестина? Древний мир, открытый учеными при раскопках в двадцатом веке, оказался достаточно развитым для того времени. В частности, в еще неолитическом Ашкелоне было обнаружено беспрецедентное количество костей животных, что свидетельствует о том, что это было, возможно, место крупной древней скотобойни, на которой полученные мясопродукты засаливались с использованием солей Мертвого моря. Всего в этой местности обнаружен культурный слой толщиной в 16 метров. При его исследовании установлено, что через этот город шел путь из Египта к хеттам и далее в Рим и Грецию, путь из Парфянского царства в Египет. Рядом с этим крупным поселением выходила «дорога благовоний» из Аравии и «путь специй» из Набатеи и Петры через Эйлат, иеменские порты к Индийскому океану. Неудивительно, что город стремились захватить все, кто приходил на палестинские земли.
Поселения в Палестине неоднократно упоминаются в Библии
Какими населенными пунктами была еще известна современникам Древняя Палестина? Урок в 5 классе школы, возможно, стоит дополнить информацией о таких поселениях, как Газа и Ашдод. Газа считается одним из самых древних городов мира (основана в 3 тыс. до нашей эры), входит в Филистимлянское пятиградие – пять населенных пунктов, где проживали филистимляне, которые изначально единственные на Ближнем Востоке владели технологиями выплавки железа и были успешными войнами. В Библии Газа упоминается более двадцати раз. Древний город в Палестине, Ашдод, был густо заселен еще в 10 тысячелетии до нашей эры. Первые постройки на этом месте относятся к семнадцатому веку до нашей эры, а первые письменные упоминания – к 14 веку до нашей эры. Ашдод во все времена был крупным торговым поселением, которое поочередно занимали хананеи, филистимляне, ассирийцы, египтяне и др.
Интересная концепция о причинах миграции в палестинские земли во 2 тыс. до н. э.
Древняя Палестина (5 класс школы вряд ли будет знакомиться с такими теориями) с третьего тысячелетия до нашей эры подвергалась воздействию значительных иммиграционных потоков. Некоторые ученые-фантасты (Закария Ситчин, в частности) полагают, что переселение народов с пустынь запада и северо-востока могло быть связано с применением подобия ядерного оружия в 2048 году до нашей эры в районе Синайского полуострова какой-то более высокоразвитой цивилизацией. Это вызвало радиационное заражение местности и большую волну миграции (следы возможного воздействия остались на Синайском полуострове в виде спекшихся при высочайших температурах камушков). В частности, в палестинские земли прибыли многочисленные племена гиксосов (возможно, это были объединения амалекитов, ханнанеев, хуритов и других кочевых племен), которые обладали колесничными войсками и легко завоевали Египет и Палестину, которые в те времена не обладали кавалерийскими войсками.
Предметы, не свойственные эпохе и дома с двумя углами
Отметим, что доисторическая культура Древней Палестины богата на археологические загадки. В частности, ученые нашли в слоях, принадлежащих к среднему палеолиту, лезвия, сильно отличающиеся в техническом плане от основного массива орудий, которым владели пещерные люди в той местности. Как они там оказались и почему быстро исчезли из оборота, остается тайной до сих пор. Изучая, как была устроена Древняя Палестина (5 класс школы), можно обратить внимание учащихся на то, как были устроены старинные поселения в этой местности. Здесь вначале были апсидные дома (с одной скругленной стеной, которой противопоставлялась стена с двумя углами). В нескольких комнатах такого сооружения жили люди, почти всегда совместно со скотом и запасами продуктов.
В более поздний период богатые люди стали возводить двухэтажные прямоугольные сооружения, где хозяева жили на втором этаже, а на первом находились хлев, хранилище, подсобные помещения. Частных домов в самих городах было мало – большую часть городских площадей занимали оборонительные укрепления, общественные здания, вроде храмов, улицы были узенькими. Здесь жили в основном ремесленники, знать, солдаты, купцы, в то время как крестьяне обитали за пределами городских стен, в селищах.
Их храмы были похожи на месопотамские
Наличие в поселениях (Мегиддо, Гаи, Беф-Джехаров, Бет-Шан) остатков крупных сооружений, достигавших десятков метров в длину с колоннами, внутренними дворами, часто ориентированных по линии «восток-запад», позволило утверждать ряду ученых, что жители Палестины в древние времена поклонялись божествам (храмы схожи с месопотамскими храмами Ваала-Дагона по строению). Но при раскопках именно в этих городах не удалось найти каких-либо подобий алтарей и предметов культа. Поэтому некоторые специалисты считают, что эти «храмы» были просто зернохранилищами. Древняя Палестина испытывала в ранний период существования нашествие народов, которые оставляли след в ее культуре в виде специфической керамики (серолощеной) и приносили (не установлено, откуда) каменные ступы с пестиками, при этом новый народ почти не использовал орудия, изготовленные из кости или кремня. Оказывал влияние на культуру этого региона и могущественный сосед – Египет, откуда, предположительно, пришла «мода» на сосуды из красной керамики с одной ручкой, на узкой ножке.
В Древней Палестине шрифт представлял собой картинки
Древнее государство в Палестине обрело свою первую письменность приблизительно во втором тысячелетии до нашей эры, и письмо это относилось к пиктографическому. В число употребляемых знаков входили различные геометрические фигуры, например, крест и изображения человека в разных позах. Чаще всего отметки делались на сосудах, в которых перевозились товары. А вот другие цивилизации писали об этом регионе намного больше. К примеру, в Египте, в двадцать четвертом веке до нашей эры появились первые отметки о военных походах в сирийско-палестинский регион (под руководством полководца Уни). В ханнанейских источниках эта область упоминалась как, соответственно, Канаан. О Палестине (Сирии Палестинской) писал в своих трудах и Геродот, и конечно, эта территория многократно упоминается в религиозных документах, в том числе в Библии.
С середины второго тысячелетия до нашей эры частично Древняя Финикия и Палестина (почти полностью), где проживали хананейские (в том числе филистимляне) и амонитские племена, стала подвергаться нападениям со стороны кочевых народностей хабири (ибру, предки древних евреев), которые, в свою очередь, постепенно освоили оседлый образ жизни. В их среде на почве развития торгового обмена и постоянных войн возникло классовое расслоение, которое позволило обогатившимся и сильным членам общества претендовать на звание вождей, которые стали основывать небольшие племенные союзы на фоне ослабевавшего влияния империй прошлых веков (Египет). Главы этих союзов стали объединять территории вокруг себя. Таким образом, на этих территориях появилось Израильское царство царя Саула, которое впоследствии стало объединенным царством Израиля и Иудеи (при царях Давиде и Соломоне). Оно распалось после смерти Соломона, и было частично завоевано ассирийским царем Саргоном Вторым.
В этом регионе нет покоя тысячелетиями
История Древней Палестины в последующие тысячелетия связана с постоянными столкновениями различных интересов, культур, государств и народностей, которые существуют и по сей день, не добавляя мира и спокойствия в этом регионе. К примеру, после падения Ассирии в конце седьмого века до н. э. иудеи попытались вернуть палестинские территории, но вместо этого подверглись чуть позже нападению царя Навуходоносора и разграблению своей столицы и пр. С этих земель население неоднократно угонялось в плен (вавилонский, египетский), но неизменно туда возвращалось.
Различия между Палестиной и Финикией
Древняя Финикия и Палестина, несмотря на схожий состав проживавших в них народностей и близкое расположение, имеют некоторые особенности развития каждой территории. К примеру, Финикия никогда не обладала большими сельскохозяйственными площадями, однако имела крупные торговые портовые города, где издавна развивалось морское дело (военное и гражданское). Прекрасные мореходы, финикийцы, поставляли товары в Египет, периодически попадая под гнет этого древней империи (в середине второго тысячелетия до нашей эры, например). Позже развилась торговля с Критом, который обладал в те времена самыми крупными запасами меди.
Финикийские города-государства производили сушеную рыбу, вино, оливковое масло, первыми начали использовать рабов для гребли на галерах. Именно на этой территории зародилась алфавитная система письма на основе египетских иероглифов, давшая впоследствии начало греческому алфавиту. Финикийская территория в 12 веке до нашей эры смогла стать независимой от Египта и развивалась по пути колонизации других территорий. Отважные жители городов отправлялись в морские путешествия и основывали города, к примеру, Карфаген, поселения на Мальте и Сардинии.
Самую древнюю в мире Библию нашли в кувшинах
С территорией Израиля, Иудеи, Палестины связаны и библейские сюжеты, давшие миру новую религию – христианство. И именно на побережье Мертвого моря, в окрестностях Вади-Кумрана были найдены древние свитки кумранских пещер Палестины. Эти документы, представляющие собой самые старые рукописи Библии в мире, запечатанные в кувшинах, случайно нашел пастух. Так как кожа свитков оказалась непригодной для изготовления сандалий, пастух их хранил некоторое время в своем кочевом шатре, а потом продал за бесценок в Вифлееме в 1947 году. Учеными было установлено, что эти бесценные для мировой культуры рукописи составлены религиозной общиной ессеев в первом веке до нашей эры. Они включают в себя почти все книги Ветхого завета и ряд сопутствующих документов.
загрузка...
worldfb.ru
Религия и культура древнейшей Палестины - Ближний Восток - Каталог статей
Религия и культура древнейшей Палестины
Культура первых жителей Палестины — ханаанеев — была по своему уровню ниже культуры египтян. Первые палестинцы в условиях первобытного общества не могли создать искусства, которое могло бы сравниться с искусством Египта. Отсюда следует, что художественное творчество ханаанеев, обладая рядом оригинальных черт, в то же самое время испытывало очень сильное влияние Египта.
Характерным для этого времени является факт имитации египетских изделий. Сородичи палестинских ханаанеев в Сирии, которые с давних времен контактировали с Двуречьем, несли в Палестину влияния шумеро-аккадской культуры.
Письменность в Палестине появляется во II тысячелетии до н.э. В большинстве своем ханаанеи использовали аккадский язык и клинопись, а также египетскую иероглифику. Однако им была известна и письменность Финикии, приспособленная к ханаанейскому языку. В Палестине было распространено и так называемое синайское письмо, как уже отмечалось, возможно — прототип финикийского алфавита. Ученым известны деловые документы из Ханаана, поэтому вполне вероятно, что существовала и письменная литература, которая до нашего времени почему-то не дошла.
Каждая община, племя, каждый город ханаанеев обычно имели собственного покровителя в лице богов, который чаще всего обозначался именем Ваал, что означает "господин, хозяин”. С культом Ваала сочетались культы и других божеств, которые считались его женами, детьми и так далее. Значительное распространение имели культы богинь плодородия — Аштарт (Астарта), Анат, а также дождя, грома и молнии — Хадада.
В честь богов строились храмы, но поклонялись и деревянным и каменным столбам, которые носили названия ашеров, массебов. Женщина, отдающаяся многим мужчинам, тем самым восславляла культ бога плодородия. Широко были распространены человеческие жертвоприношения. При возведении какого-нибудь важного здания или, например, крепости в основание закладывалась человеческая жертва. Часто это был ребенок. Во время военной опасности или природных катаклизмов считалось нужным приносить в жертву собственных детей, рожденных первыми.
istoriya-ru.ucoz.ru
история, культура и традиции. Древняя Финикия и Палестина
Специалистами установлено, что до завоевания еврейскими племенами в конце второго тысячелетия до нашей эры и обретения письменной истории, Древняя Палестина была территорией, где признаки обитания человека были обнаружены за шестьсот тысяч лет до нашей эры. На основании найденных фрагментов скелетов, орудий труда из кремня, элементов архитектуры, захоронений, ученые открыли, что охота и собирательство в этом регионе начались приблизительно 0,6 млн лет назад и впоследствии сопровождались производством орудий труда из гальки, рубил. Позже жители этого региона освоили технику производства рубящих предметов путем скола и отщепа, что несколько повысило производительность труда в те времена.
От охоты и собирательства к городской жизни
История Древней Палестины до возникновения письменности подразделяется, как правило, на три этапа. Первый, длившийся до 10 тысячелетия до нашей эры, показывает, что люди в этом регионе занимались преимущественно собирательством и охотой. В период 10 000 - 5 300 лет до нашей эры обитатели большей части палестинских земель освоили земледелие, позже – перешли в эпоху городов, которая характеризовалась появлением торговли, постоянных поселений, защищающих зарождающиеся армии. Записывать же исторические события здесь начали около 2 тыс. лет до нашей эры.
Древняя Палестина примечательна тем, что на ее территории за восемь тысяч лет до Рождества Христова как бы "особняком" существовал город Иерихон. Это один из самых древних городов на планете, расположенный на 260 метров ниже уровня моря (самое низкое месторасположение). Первые его поселенцы не владели гончарным ремеслом, однако умели возделывать землю и соорудили вокруг города стены из дикого камня, проживая при этом в домах из необожженного кирпича. Натуфийцы (как их называют ученые) появились в результате смешения негро-австралоидов и европеоидов. Они проживали в Иерихоне в 8-9 тысячелетии до нашей эры. После них эту территорию занимали представители тахунийской культуры - племена, уже владеющие гончарным мастерством. Эта своеобразная столица Древней Палестины неоднократно разрушалась, в том числе по приказу Иисуса Навина в начале 12 века до нашей эры.
Палестинские города не стали центром единой цивилизации в древние времена
В конце четвертого тысячелетия до нашей эры в Палестине стали появляться небольшие города-государства, достаточно процветающие за счет того, что в этом районе проходили многочисленные торговые пути, соединяющие Европу, Азию и Африку. Кроме того, жители палестинских земель сами могли предложить товары, пользующиеся спросом. Это были соль и битум из Мертвого моря, сурьма из Леванта, бальзамы из Галилеи, медь и бирюза из Синая, оливки, вино, продукция животноводства и растениеводства. В тот период Древняя Палестина была развитым в торговом отношении регионом, однако не стала цивилизационным центром, в отличие от Египта, северной Сирии и Месопотамии, где существовали почти империи. В палестинских территориях того времени уже были поселения, подобные средневековым городам Европы, но, в отличие от Египта, не было единой письменности и достаточно сильного царя, который мог бы объединить отдельные административные образования под своей властью.
Какими городами в то время располагала Палестина? Древний мир, открытый учеными при раскопках в двадцатом веке, оказался достаточно развитым для того времени. В частности, в еще неолитическом Ашкелоне было обнаружено беспрецедентное количество костей животных, что свидетельствует о том, что это было, возможно, место крупной древней скотобойни, на которой полученные мясопродукты засаливались с использованием солей Мертвого моря. Всего в этой местности обнаружен культурный слой толщиной в 16 метров. При его исследовании установлено, что через этот город шел путь из Египта к хеттам и далее в Рим и Грецию, путь из Парфянского царства в Египет. Рядом с этим крупным поселением выходила «дорога благовоний» из Аравии и «путь специй» из Набатеи и Петры через Эйлат, иеменские порты к Индийскому океану. Неудивительно, что город стремились захватить все, кто приходил на палестинские земли.
Поселения в Палестине неоднократно упоминаются в Библии
Какими населенными пунктами была еще известна современникам Древняя Палестина? Урок в 5 классе школы, возможно, стоит дополнить информацией о таких поселениях, как Газа и Ашдод. Газа считается одним из самых древних городов мира (основана в 3 тыс. до нашей эры), входит в Филистимлянское пятиградие – пять населенных пунктов, где проживали филистимляне, которые изначально единственные на Ближнем Востоке владели технологиями выплавки железа и были успешными войнами. В Библии Газа упоминается более двадцати раз. Древний город в Палестине, Ашдод, был густо заселен еще в 10 тысячелетии до нашей эры. Первые постройки на этом месте относятся к семнадцатому веку до нашей эры, а первые письменные упоминания – к 14 веку до нашей эры. Ашдод во все времена был крупным торговым поселением, которое поочередно занимали хананеи, филистимляне, ассирийцы, египтяне и др.
Интересная концепция о причинах миграции в палестинские земли во 2 тыс. до н. э.
Древняя Палестина (5 класс школы вряд ли будет знакомиться с такими теориями) с третьего тысячелетия до нашей эры подвергалась воздействию значительных иммиграционных потоков. Некоторые ученые-фантасты (Закария Ситчин, в частности) полагают, что переселение народов с пустынь запада и северо-востока могло быть связано с применением подобия ядерного оружия в 2048 году до нашей эры в районе Синайского полуострова какой-то более высокоразвитой цивилизацией. Это вызвало радиационное заражение местности и большую волну миграции (следы возможного воздействия остались на Синайском полуострове в виде спекшихся при высочайших температурах камушков). В частности, в палестинские земли прибыли многочисленные племена гиксосов (возможно, это были объединения амалекитов, ханнанеев, хуритов и других кочевых племен), которые обладали колесничными войсками и легко завоевали Египет и Палестину, которые в те времена не обладали кавалерийскими войсками.
Предметы, не свойственные эпохе и дома с двумя углами
Отметим, что доисторическая культура Древней Палестины богата на археологические загадки. В частности, ученые нашли в слоях, принадлежащих к среднему палеолиту, лезвия, сильно отличающиеся в техническом плане от основного массива орудий, которым владели пещерные люди в той местности. Как они там оказались и почему быстро исчезли из оборота, остается тайной до сих пор. Изучая, как была устроена Древняя Палестина (5 класс школы), можно обратить внимание учащихся на то, как были устроены старинные поселения в этой местности. Здесь вначале были апсидные дома (с одной скругленной стеной, которой противопоставлялась стена с двумя углами). В нескольких комнатах такого сооружения жили люди, почти всегда совместно со скотом и запасами продуктов.
В более поздний период богатые люди стали возводить двухэтажные прямоугольные сооружения, где хозяева жили на втором этаже, а на первом находились хлев, хранилище, подсобные помещения. Частных домов в самих городах было мало – большую часть городских площадей занимали оборонительные укрепления, общественные здания, вроде храмов, улицы были узенькими. Здесь жили в основном ремесленники, знать, солдаты, купцы, в то время как крестьяне обитали за пределами городских стен, в селищах.
Их храмы были похожи на месопотамские
Наличие в поселениях (Мегиддо, Гаи, Беф-Джехаров, Бет-Шан) остатков крупных сооружений, достигавших десятков метров в длину с колоннами, внутренними дворами, часто ориентированных по линии «восток-запад», позволило утверждать ряду ученых, что жители Палестины в древние времена поклонялись божествам (храмы схожи с месопотамскими храмами Ваала-Дагона по строению). Но при раскопках именно в этих городах не удалось найти каких-либо подобий алтарей и предметов культа. Поэтому некоторые специалисты считают, что эти «храмы» были просто зернохранилищами. Древняя Палестина испытывала в ранний период существования нашествие народов, которые оставляли след в ее культуре в виде специфической керамики (серолощеной) и приносили (не установлено, откуда) каменные ступы с пестиками, при этом новый народ почти не использовал орудия, изготовленные из кости или кремня. Оказывал влияние на культуру этого региона и могущественный сосед – Египет, откуда, предположительно, пришла «мода» на сосуды из красной керамики с одной ручкой, на узкой ножке.
В Древней Палестине шрифт представлял собой картинки
Древнее государство в Палестине обрело свою первую письменность приблизительно во втором тысячелетии до нашей эры, и письмо это относилось к пиктографическому. В число употребляемых знаков входили различные геометрические фигуры, например, крест и изображения человека в разных позах. Чаще всего отметки делались на сосудах, в которых перевозились товары. А вот другие цивилизации писали об этом регионе намного больше. К примеру, в Египте, в двадцать четвертом веке до нашей эры появились первые отметки о военных походах в сирийско-палестинский регион (под руководством полководца Уни). В ханнанейских источниках эта область упоминалась как, соответственно, Канаан. О Палестине (Сирии Палестинской) писал в своих трудах и Геродот, и конечно, эта территория многократно упоминается в религиозных документах, в том числе в Библии.
С середины второго тысячелетия до нашей эры частично Древняя Финикия и Палестина (почти полностью), где проживали хананейские (в том числе филистимляне) и амонитские племена, стала подвергаться нападениям со стороны кочевых народностей хабири (ибру, предки древних евреев), которые, в свою очередь, постепенно освоили оседлый образ жизни. В их среде на почве развития торгового обмена и постоянных войн возникло классовое расслоение, которое позволило обогатившимся и сильным членам общества претендовать на звание вождей, которые стали основывать небольшие племенные союзы на фоне ослабевавшего влияния империй прошлых веков (Египет). Главы этих союзов стали объединять территории вокруг себя. Таким образом, на этих территориях появилось Израильское царство царя Саула, которое впоследствии стало объединенным царством Израиля и Иудеи (при царях Давиде и Соломоне). Оно распалось после смерти Соломона, и было частично завоевано ассирийским царем Саргоном Вторым.
В этом регионе нет покоя тысячелетиями
История Древней Палестины в последующие тысячелетия связана с постоянными столкновениями различных интересов, культур, государств и народностей, которые существуют и по сей день, не добавляя мира и спокойствия в этом регионе. К примеру, после падения Ассирии в конце седьмого века до н. э. иудеи попытались вернуть палестинские территории, но вместо этого подверглись чуть позже нападению царя Навуходоносора и разграблению своей столицы и пр. С этих земель население неоднократно угонялось в плен (вавилонский, египетский), но неизменно туда возвращалось.
Различия между Палестиной и Финикией
Древняя Финикия и Палестина, несмотря на схожий состав проживавших в них народностей и близкое расположение, имеют некоторые особенности развития каждой территории. К примеру, Финикия никогда не обладала большими сельскохозяйственными площадями, однако имела крупные торговые портовые города, где издавна развивалось морское дело (военное и гражданское). Прекрасные мореходы, финикийцы, поставляли товары в Египет, периодически попадая под гнет этого древней империи (в середине второго тысячелетия до нашей эры, например). Позже развилась торговля с Критом, который обладал в те времена самыми крупными запасами меди.
Финикийские города-государства производили сушеную рыбу, вино, оливковое масло, первыми начали использовать рабов для гребли на галерах. Именно на этой территории зародилась алфавитная система письма на основе египетских иероглифов, давшая впоследствии начало греческому алфавиту. Финикийская территория в 12 веке до нашей эры смогла стать независимой от Египта и развивалась по пути колонизации других территорий. Отважные жители городов отправлялись в морские путешествия и основывали города, к примеру, Карфаген, поселения на Мальте и Сардинии.
Самую древнюю в мире Библию нашли в кувшинах
С территорией Израиля, Иудеи, Палестины связаны и библейские сюжеты, давшие миру новую религию – христианство. И именно на побережье Мертвого моря, в окрестностях Вади-Кумрана были найдены древние свитки кумранских пещер Палестины. Эти документы, представляющие собой самые старые рукописи Библии в мире, запечатанные в кувшинах, случайно нашел пастух. Так как кожа свитков оказалась непригодной для изготовления сандалий, пастух их хранил некоторое время в своем кочевом шатре, а потом продал за бесценок в Вифлееме в 1947 году. Учеными было установлено, что эти бесценные для мировой культуры рукописи составлены религиозной общиной ессеев в первом веке до нашей эры. Они включают в себя почти все книги Ветхого завета и ряд сопутствующих документов.