Орнамент древней руси. Русский национальный орнамент
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Русский орнамент (книги). Орнамент древней руси


Древнерусский орнамент

Русское орнаментальное искусство находилось под сильным влиянием Востока и Запада. Заимствованы и переработаны были многие формы растительного орнамента. Основным источником служили Византия и Кавказ. Изображение трехлепесткового лилиевидного цветка, именуемого крином, плетение и растительный орнамент, как и многочисленные образы «Звериного» стиля, были частными гостями в декоре тогдашней архитектуры и одновременно украшали листы книжных миниатюр. Не все темы, любимые в Византии, могли обрести для себя новую жизнь на Руси. Новые приживались в том случае, если чем-то соприкасались с уже привычными образами и были близки и понятны русским мастерам, получая при этом иную форму, измененную и приблеженную ими к своему пониманию. Многое в создававшемся искусстве было полно желанием оградить человека от всего дурного. Это шло от воззрений язычества, но сохраняло смысл и в христианскую эпоху. Народные образы, жившие столетиями, связывались с привнесенными из других стран. Эта народная струя во многом определила образы и формы русского декоративного искусства, вливая в него все новые и новые свежие силы.

Сюжеты для своих изделий русские мастера черпали прежде всего из жизни, окружающей природы, из легенд и преданий. Обращались и к смежным отраслям прикладного искусства. В некоторых видах декоративно-прикладного искусства (вышивка, керамика, резьба по дереву), имевших давнее историческое прошлое, до наших дней дошли орнаментальные мотивы глубокой древности, которые отразили истоки сложного содержания символических узоров. Простейшие из них (в виде перекрещенного креста, квадрата, ромба, круга, наподобие пиктографического рисунка) являлись условными знаками, символами солнца и считались священными изображениями. Наряду с геометрическим орнаментом сохранялись традиционные для древнеславянской языческой мифологии сюжеты. Так, женская фигура олицетворяла богиню земли, плодородия; водоплавающие птицы – водную стихию; изображение ладьи связывалось с похоронными обрядами, и символом солнца было изображение коня или всадника, а также фантастической жарптицы. Отдельный круг древних сюжетов связан с культом огня. К наиболее архаическим относятся изображения огня в виде двуглавых птиц. Наиболее известны изображения двуглавого орла с поднятыми крыльями, занявшие прочное место в гербах и монетах (связанные с почитанием бога огня и молнии). В образе быстрокрылой птицы – орла или сокола – получили отражения представления славян о стремительной «окрыленной» молнии. Образ молнии также нашел воплощение в виде огненного змея и дракона. Змей-дракон, олицетворяющий молнию считался покровителем жилья и огня. В языческом искусстве древо жизни животных и птиц стали любимыми в композициях декоративного искусства средневековья. Сам же этот мотив восходит к древневосточному искусству. В древнерусском искусстве он получил особый художественный оттенок. Особый интерес представляют сюжеты аграрно-магических календарных обрядов, связанных с основными этапами сельскохозяйственных работ. В основе всей русской орнаментике лежат растительные формы. В них наиболее распространенным был орнамент вьющейся лозы с крупными цветами, заключенными в кругах, образованных отростками. В XI и особенно в XII в. в Киеве и других городах Древней Руси получил развитие плетеный орнамент и так называемый «звериный стиль», широко распространенный в искусстве Западной Европы раннего средневековья. Плетеный орнамент приходит на смену древнему геометрическому. Он отражает тяготение к причудливости и фантастичности образов. Узоры плетения усиливают нереальность изображения. В киевском искусстве плетение усложнено, линии образуют причудливые рисунки, магическая сторона «магического стиля» ослабевает и усиливается интерес к декоративности, к самому узору. Само плетение не было изобретением мастеров Киевской Руси. Оно пришло из искусства других стран, главным образом из стран Востока и Византии. Мощное воздействие плетеной орнаментики, пришедшей сюда извне, было поддержано местным мимитивным орнаментом. Это позволило плетению широко развиваться на русской почве и довольно скоро приобрести самостоятельные художественные черты. Мотив розетки на протяжении веков повторялся в различных вариантах во всех отраслях прикладного искусства – в дереве, камне, шитье, серебряном деле. Четырех-, шести-, восьми-, девятилепестковые розетки то перекликаются с далекими прототипами в византийском прикладном искусстве, то напоминают о древнем народном орнаменте «солнц». Одна из особенностей орнаментации древнерусского искусства – это надписи, выполненные декоративным письмом в полосах, кругах, ромбах, иногда служащие основным или даже единственным украшением предмета. Начертание букв и характер надписей в отдельных художественных центрах имеют индивидуальные особенности. Русские мастера, чтобы подчеркнуть значимость отдельных фигур или композиций, помещали их в прекрасные по изяществу линий и стройности пропорций арочки с килевидным завершением или же в строго лаконичную форму круга. В XVII в. на золотых и серебряных изделиях появляется еще один вид украшения, имеющий кроме чисто декоративного также и особое значение,-это гербы. Гербами назывются символические изображения, составленные на основе точных геральдических знаков и утвержденные верховной властью. Для опредиления имени владельца предмета не менее важную роль играла и монограмма. В XVIII и XIXвв. они изображались в таком сложном переплетении разных и чеканных букв, что монограммы, подобно гербам, часто служили единственным украшением ювелирного изделия. В древнерусский орнамент проникали из Причерноморья через Византию, Иран и Среднюю Азию античные мотивы. Прочно вошли в него творческие переработанные изображения сказочной птицы Сирин, восходящей к эллинистическим сиренам, и получеловека-полуконя, дикого китовраса (кентавра). При всей интенсивности влияния Византии соприкосновение с ее художественной культурой не привело к копированию и близкому повторению византийских подлинников. Русские мастера сохранили своеoбразие стиля и выработали свой собственный богатый и оригинальный художественный язык. От византийского искусства они приняли лишь то, что отвечало их вкусам. Они смягчили черты суровости и аскетизма в изображении, а византийские орнаментальные мотивы обрели в их исполнении новое звучание. Знакомство с орнаментацией западноевропейских и восточных изделий обогатило тематику орнаментов. Среди по-русски мягко трактованных трав и цветов в XVI-XVII вв. можно встретить стройный орнамент пышных листьев, цветов, пальметок, расположенных по сторонам прямого штамба. Корни его уводят к памятникам Итальянского Возрождения. Встречаются узоры трав, пропущенных через корону, мотив орнаментации драгоценных заподноевропейских и восточных тканей-гвоздики, «опахало», кипарис и гранатовое яблоко. Древнерусские мастера обладали необыкновенно тонким чувством меры, которое позволяло им сохранять гармонию общей композиции даже при полном нарушении симметрии. Это прослеживается как в прикладном и изобразительном искусстве, так и в архитектуре.

studfiles.net

Русский национальный орнамент

Люди с давних времен украшали свою одежду, жилище, орудия труда и предметы быта различными орнаментами. Это были не просто рисунки, а магические символы, которые должны были защищать их обладателей от нечистой силы. Кроме того, орнамент неизменно придавал вещам нарядный и праздничный вид.Для древнерусского орнамента на ткани наиболее характерны растительные, зооморфные, бытовые, культовые мотивы. По древнерусским рукописным книгам также можно проследить историю орнамента на Руси. Орнаменты в них украшали заставки к каждой главе и инициалы (первые буквы глав и псалмов). С XII века в книжном орнаменте появляются новые мотивы – грифоны, драконы и другие мифические чудовища, переплетенные ветвями, ремнями, запутавшиеся в своих хвостах и шеях до такой степени, что ничего невозможно разобрать.

Резьба по дереву также с давних времен отличалась разнообразием орнаментов. Выделяют несколько техник резьбы по дереву: геометрическая, ажурная и художественная. В геометрической резьбе, выполненной в виде выемок различной формы, часто присутствовали языческие символы, например, так называемые «розетки» и «сияния», обозначавшие солнце. Такие изображения часто встречались на бытовых предметах: прялках, посуде, кухонной утвари. Художественная резьба представляла собой настоящий рисунок по дереву и украшала стены дома, конек на крыше, крыльцо. Как и в текстильных орнаментах в резьбе по дереву были распространены растительные, зооморфные и культовые мотивы, которые в глубокой древности должны были защищать дом от злых сил, а позже превратились просто в элементы украшения дома.

Русский национальный орнамент

После принятия христианства в конце X века на Руси стала распространяться византийская культура, которая отразилась, в первую очередь, на архитектуре, языке и орнаменте. Даже само слово «орнамент» латинского происхождения и переводится как «украшение». С XII века в древнерусский орнамент стали проникать элементы, характерные для итальянских, персидских, индийских, а во время татаро-монгольского нашествия и монгольских орнаментов. Смешение всех этих стилей в XVI-XVII веках породило особенный, характерный только для русского народа орнаментальный стиль.

В нем присутствуют как геометрические формы, так и разнообразные растительные узоры, изображения животных, существующих и мифических, фантазийные узоры из переплетающихся лент, веток, листьев, вьющихся растений, образующих, несмотря на всю свою запутанность, различные фигуры животных, птиц и людей. В разные века для украшения различных предметов (будь то одежда или рукописная книга, шкатулка или полотенце) использовались различные орнаментальные мотивы, некоторые из них были характерны только для своего времени, другие сохранились с древнейших времен до наших дней.

geographyofrussia.com

Русский орнамент (книги)

В дополнение к двум замечательным книгам по русской культуре в Озоне нашла ещё несколько превосходных изданий по орнаменту.

Книги редкие, такие издаются небольшими тиражами, стоят дорого, но потом у букинистов они стоят в разы дороже, так что если покупать - то пока они есть в магазинах.

Публикую ссылки на издания.

Все они отлично подходят в качестве подарочного варианта.

Также смотрите на сайте ещё одну статью по русскому орнаменту - о старинных книгах, которые можно заказать (печать по требованию) - покупка ничем не отличается от покупки обычной книги.

Русский орнамент X-XVI веков по древним рукописям

Иллюстратор Виктор Бутовский

Издательство: Арт-Родник

ISBN 978-5-9794-0098-3

Предваряя краткие комментарии к настоящему изданию, следует сказать, что орнамент относится к древнейшим видам художественной деятельности.

Поначалу в простейших формах и на примитивной бытовой утвари он сопровождал историю человечества с момента ее зарождения. Казалось бы, неотделимый от тех предметов, на поверхности которых он находится, будь то керамические сосуды или настенные росписи, орнамент, безусловно, представляет собой самостоятельную эстетическую ценность. Он может и должен рассматриваться и изучаться как особый вид художественного творчества.

Вместе с тем, как изначально, так и в процессе эволюции, включая эпоху Средневековья, орнамент не только украшал те или иные поверхности, но и являлся воплощением определенных понятий. Условные формы, служащие обозначениями понятий добра, благополучия, плодородия, защиты, имеющих основополагающее значение для любого человеческого сообщества, тем более в древности, включались или составляли орнаментальные композиции.

Стоит книга около 1500 рублей.

Русские орнаменты

Составитель В. Ивановская

Издательство: Издательство В. Шевчук

Русский орнамент по праву называется одним из самых интересных явлений в мировой художественной культуре. Он представляет собой уникальный мир художественных образов. На протяжении веков русский орнамент видоизменялся, трансформировался, но неизменно поражал воображение современников своей поэтикой и красотой линий и красок.

Орнамент сопровождал человека в его повседневной жизни. Растительные, геометрические, зооморфные и другие мотивы украшали жилище человека, культовые и бытовые предметы, одежду, рукописные книги. Узоры, нанесенные на предмет, несли в себе основы мироздания. Художник осмыслял окружающий мир и стремился выразить к нему свое отношение, комбинируя разные элементы, варьируя линию или цветовое соотношение. Орнамент мог сплошным ковром заполнять все свободное пространство или украшать только некоторые части изделия, подчеркивая их художественно-пластическую выразительность.

Стоит книга чуть меньше 600 рублей.

Эта книга - из серии Орнаменты. Там же есть скандинавские, кельтские, исламские и другие виды орнаментов и узоров.

Русский народный орнамент. Выпуск 1. Шитье, ткани, кружева

Редактор И. Суслова

Языки: Русский, Французский

Издательство: Golden Books

ISBN 978-5-91429-020-4.

Книга знакомит с русским народным орнаментом в шитье, ткани и кружеве, собранным известным художественным и музыкальным критиком Владимиром Васильевичем Стасовым.

В своей работе, вышедшей в С.-Петербурге в 1872 г., В.В.Стасов первым высказал мысль о значительности и глубине русского народного искусства. По существу, он первым обратил на него внимание. Текст введения и описания рисунков даны на русском и французском языках.

Объяснительный текст В.Стасова.

Для широкого круга читателей.

Стоит книга чуть меньше 800 рублей.

Из отзывов к этой книге:

Книга по сути делится на две части. Первая часть представляет собой большую статью В.В. Стасова о происхождении, развитии и значении русских орнаментов. Статья является репринтом первого издания (написана на русском языке 19 века+французском). Вторая часть представляет собой полноцветный художественный альбом, иллюстрирующий текст статьи: много цветных рисунков орнаментов разных губерний России (с рушников, полотенец, крестьянской одежды и т.д.).

Качество книги ОТЛИЧНОЕ! Переплет, мелованная бумага, качественная печать цветных иллюстраций! Хорошее соотношение содержание-качество-цена!

Рекомендую преобрести данную книгу в свою библиотеку всем, кто интересуется русским орнаментом, вышивкой и шитьем!!!

Старинные узоры для вышивания. Обзор за 400 лет и энциклопедия вышивки XVIII века

Автор: Е. С. Юрова

Издательство: Этерна

ISBN 978-5-480-00225-6

Эта книга стоит около 1130 рублей.

В книге известного московского коллекционера Е.С.Юровой рассказывается об истории вышивки, дается увлекательный обзор руководств по рукоделию за четыре столетия.

В издание включено старинное руководство Иоганна Фридриха Нетто, вышедшее в свет в Лейпциге в 1795 году, с прелестными рисунками для вышивания. Его можно назвать настоящей энциклопедией вышивки XVIII века. Текст этого уникального издания впервые публикуется на русском языке.

Для широкого круга любителей вышивки, всех тех, кто интересуется этим никогда нестареющим прекрасным искусством.

Сокровища русского орнамента

Замечательная книга - Сокровища русского орнамента - продаётся в Озоне, книга в двух частях - вот первая часть, а вот и вторая.

Орнаменты сродни древним письменам и подобно им способны многое поведать о миросозерцании человека далеких эпох. Долгое время люди помнили о назначении орнаментов. Еще в 20-30-х годах XX века жительницы некоторых северных русских деревень демонстрировали свои знания смысла изображаемого узорочья перед старейшей мастерицей села на особых считках: молодые девушки приносили на посиделки готовые работы и рассказывали о них перед всем миром. Кое-где в глубинке еще можно услышать древние названия узоров: водяник, Перун, хотя объяснить их смысл мастера чаще всего не в состоянии.

По сию пору находятся люди, умеющие украшать и желающие носить традиционные русские одежды. Долгими зимними вечерами славянские девушки и женщины при лучине вышивали и ткали узоры - один другого затейливее, украшая ими свои сряды, чтобы потом, на празднике, щеголять перед обчеством. Только ли красоту они ощущали? Только ли желание творческого самовыражения руководило ими? Или было и продолжает бытовать сегодня в древних символах что-то очень важное - нам, нынешним, неведомое?

Эта книга - результат стремления автора поставить вопросы, связанные со смыслом народного текстильного орнамента и особенностями его действия на носителя украшенной ими одежды или смотрящего на узоры человека. В ней используется информация многих, порой нетрадиционных источников: истории, этнографии, мифологии, биоэнергетики, современной альтернативной медицины и т.п. Русская народная культура всегда была настолько всеобъемлющей и многогранной, что изучать ее необходимо лишь комплексно, прочувствовав образ мышления предков.

Очень хочется, чтобы древнее искусство орнамента сохранилось, не исчезало, чтобы навыки, традиции и красота народной культуры продолжали жить, радовать и приносить пользу людям. Ведь эта красота обладает невероятной доброй энергетикой (так и хочется сказать - душой), способной помогать людям. Верится, что затронутые в книге темы заинтересуют новых исследователей, и тогда такое удивительное явление, как русский народный текстильный орнамент, действительно можно будет осмыслить с разных сторон. Пока же древние образы-письмена продолжают ждать своего полного прочтения.

Вторая книга, позволяющая не просто понять место народного текстильного орнамента в нашей культуре, но подтвердить предположения автора о механизмах энергоинформационного воздействия орнамента на человека. Народный орнамент является частью невероятно древней системы духовных знаний, позволяющей человеку гармонично строить свои взаимоотношения с окружающим миром. В его строгих формах заключены и повесть о развитии нашей Вселенной, и готовые биотехнологии, и конкретные рецепты выживания рода и человека.

В книгу включены разделы о ткацком станке и типологии форм ткачества узоров, о том, как появился узор, о работе оберегов, обработанных структурированной водой, о духовных узорах, о знаках рода-племени, об энергетике кроя одежды.

Дана классификация типов русского народного текстильного геометрического орнамента. Приведены крои мужской и женской рубах, а также схемы расположения узоров на женской и мужской одежде. Отдельную часть составляют красочные прорисовки узоров и их объяснение.

Эта книга - попытка собрать и систематизировать принципы использования символов народного текстильного орнамента для практического применения. Она будет полезна всем желающим возродить древние знания и красоту.

Орнамент всех времен и стилей

Уникальный труд Н.Ф.Лоренца, безусловно, расширит и обогатит наши представления о правилах упорядочения пространства, о стиле благородной и гармоничной жизни.

Автор со знанием дела сопровождает читателя в историю орнамента и декора, показывает многообразие этого особого вида искусства, знакомит с его внешней стороной и глубокой символикой, посвящает в практические тайны резьбы, фресок, витражей, эмали, ковров и мозаики.

Как уточнил Пётр в комментариях (см. ниже), книга Лоренца и книга Ракинье об орнаментах - это одно и тоже (Лоренц почти все взял у Ракинье, несколько видоизменив текст и рисунки в нем).

Эта книга наглядно показывает, какие средства и приемы приближают организованное и творчески преобразованное пространство к торжеству изысканного вкуса - в разные времена и в различных частях света. Богатое художественное оформление этого издания обращено к эстетическим чувствам и стимулирует творческое воображение читателя.

www.hnh.ru

древнерусский орнамент | hobbyPAN

Византийский или древнерусский орнамент встречается в рукописях 11-12 веков. Этот орнамент пришел на Русь с болгарскими книгами в конце 10 века, но русские книжники изменили его под свои вкусы и традиции. В основе древнерусского орнамента лежат два мотива растительный и геометрический. Заставка орнамента очерчена геометрической рамкой в виде квадрата, прямоугольника или схемой храма в разрезе. Внутренняя часть рамы заполнялась геометрическими фигурами: ромбами, кругами, прямоугольниками и уже в них врисовывали цветы и листья. Непременным мотивом этого орнамента является изображение византийского цветка КРИН. На полях, за пределами заставки рисовали птиц и зверей: куропаток, зайцев, львов. Древние рукописи украшали иллюстрациями-миниатюрами. Выходная миниатюра именовалась фронтисписом. На ней изображали автора, но иногда и заказчика. В одном Евангелии миниатюра изображала Святослава с женой и детьми. Древние миниатюры отличались статичностью и простотой композиции. Интересно, что переплёт древних книг делали из досок, которые обтягивали кожей. Переплёт мог быть окован золотым окладом, украшен драгоценными камнями. Дело в том, что кожаные листы дорогих пергаменных книг сворачивались и чтобы предохранить книгу от деформации, на переплёте делали застёжки, с помощью которых плотно стягивался блок книги.По окончании чтения, книгу требовалось застегнуть, а по сему на старинных книгах писали: "Аже кои поп или диакон чтёт сию книгу, а не застегнёт - проклят будет!". Застёжки делали в виде ремешков, а на конце медные петли. Для предохранения переплёта на углах делали узорные бляхи - жуковины. В богатых изданиях жуковины заменяли угольниками из бронзы, серебра, золота, украшали чеканкой, эмалью, резьбой. Во время позднего устава появился тератологический стиль или звериный орнамент . Кто то считает, что его заимствовали у южных славян, кто то утверждает, что Русь взяла его из Скандинавии и Северной Германии. Переход к терантологии происходил постепенно. Рядом с реалистическими изображениями животных появлялись фантастические, которых нельзя было однозначно назвать собакой или львом. В растительном и геометрическом мотиве появляются комбинации животных форм и плетений из ремней и змеиных хвостов.Ремни исходят из клювов, крыльев, хвостов и переходят в плетение. Так древнерусский тератологический орнамент имел свои цветовые особенности для каждой местности. Для Новгорода характерна серо-синяя и голубая гамма. Для Пскова - зелёный колорит и крупные инициалы, а в контурах рисунка использовали жёлтый цвет. В 15 веке изображение зверей в орнаменте исчезает, остаётся плетение. Но в рязанских рукописях терантологический орнамент просуществовал до 16 века. В начале же 15 века возник орнамент балканский и нововизантийский из за наплыва произведений южнославянской письменности. Плетёный или жгутовый, балканский орнамент был простым, рисовался от руки, но впоследствии усложнился. Вот его особенности: чёткие геометрические круги, вплетёные друг в друга в несколько ярусов, бесконечная восьмёрка, прямоугольные решётки, переплетённые между собой. Наполнялся орнамент ромбами, точками, крестами, квадратами. Заставки украшали шишками, цветами, бутонами.

 ПОДЕЛИСЬ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ, нажми на ЗАКЛАДКИ, выбери любую кнопку.

Related posts:

alnicpon.ru


Смотрите также