Древний Египет Этимология происхождение слова В. Древние происхождение слова
Происхождение слов
Большинство из нас знают, что каждое слово нашего языка имеет свою историю, происхождение. Так, к примеру слово "помидор" имеет прямой перевод как "золотое яблоко", а "одеколон" - "кельнская вода". А как произошли другие известные нам с самого детства слова, такие как "кошка", "собака", "корова"?
Вообще, слово "животное" - это старославянское слово. Оно, как известно, образовалось от слов "живот" - "жизнь", смыслом своим показывая пресловутую фразу "Не щадя своего живота - не щадя жизни". Начнем изучение происхождения слов с таких, как кот и собака. Слово "кот", как считают ученые-языковеды, было позаимствовано из латинского языка, где cattus и catta - название домашних кота и кошки соответственно. Также есть предположение, что от этого латинского слова образованы и английское cat, и немецкое Katze, и французское chat. Происхождение слова датируется не позднее IV века н.э. - именно тогда это слово фиксируется в латыни. А вот слово "собака", как считают ученые-языковеды, заимствовано из иранских языков - например, из языка скифов, у которых это слово выглядит как "spaka". Далее перебираемся из города в деревню...
А какого происхождение слов "деревня" и "город"? В древности славяне словом "город" называли огороженное место, крепость, кремль или ограду. А слово "деревня" имеет расхождение в происхождении. Некоторые исследователи связывают это слово с "пашней", якобы в деревнях было только поле, другие исследователи считают, что "деревня" это было поселение в лесу. В деревне есть немало замечательных слов.
Поговорим о деревенской "фауне". Начнем с простого и повседневно встречающегося слова "лошадь", которое заимствовано из тюркских языков: "алаша" означало "конь, мерин". В русском языке это слово превратилось в "лоша", а со временем прикрепился суффикс -адь. А короткое и одникаовое по смыслу со словом "лошадь" слово "конь", тоже общеславянское, не имеет достоверной этимологии. Одна из предложенных языковедами гипотез - заимствование из кельтских языков формы *kanko/*konko. Если это верно, тогда "конек" - более древняя форма, чем "конь". Следующее интересное слово "баран". В древнерусском языке оно писалось как "боранъ". Этимологи считают, что это слово связано с древним индоевропейским корнем *bher- "резать". Свинья названа так за свою способность к плодовитости, корень "*su-" имеет значение "рожать, плодить". "Корова" - это общеславянское слово, у него много похожих слов в других европейских языках, например, латинское cornu - рог. Слово "корова" можно истолковать как "рогатое". "Бык" - это родственное слово "букашки".
Оба этих слова основаны на звукоподражательном сочетании "бы", "бу". О деревенском скоте пожалуй можно и закончить и отвлечься на привлекательные и интересные названия насекомых. "Бабочка" имеет схожесть со словом "баба" и похожи они не случайно. "Бабочка" - производное от слова "баба". Древние славяне-язычники верили, что именно в бабочек превращаются умершие предки женского пола, особенно колдуньи. Ах да, и раз уж идет разговор о насекомых, то стоит сказать, что слово "насекомое" - буквальный перевод латинского insectum (страдательного причастия от insecere - "делать насечки"). Это название возникло в связи с тем, что у насекомых есть насечки, отделяющие один членик от другого.
Часто встречающаяся на наших улицах "птица" в древнерусском языке выглядело как пътица, с корнем път-, древнее значение которого - "маленький". От корня этого слова образованы слова "птенец", "птаха". Тут гласный ъ исчез из слов, а вот "потка" (как во второй половине слова "куропатка") - перешел в "о". Стоить отметить, что в этой статье затронуты не все самые интересные происхождения слов. Поэтому в следующей статье продолжим изучение происхождения самых интересных слов!
www.newtime.su
Происхождение слова Славяне — Славянская культура
Долгое время не утихают споры о том, кто же такие Славяне на самом деле. Отчего происходит само слово "Славяне" и что оно означает. Многие учёные, исследователи и просто охотники за сенсациями выдвигают различные варианты, вплоть до самых фантастических и неправдоподобных. Здесь мы попытаемся разобрать основные версии происхождения этнонима, без всяких прикрас и выдумок.
Во-первых, стоит сказать о том, что Славяне это крупнейшая в Европе группа народов. Важно понимать, что это не отдельное племя, а именно группа или союз народов, так что понятие национальность здесь не имеет места силы. Лютичи, кривичи, поляне, древляне, поляки, хорваты и многие другие племена и народы носят звание славян. Больше всех славян находится в России - больше 130 млн. человек, за нами следуют Белорусы, Украинцы, Поляки, Чехи, Словаки, Болгары, Сербы, Хорваты, Словенцы, Черногорцы, Македонцы и др. Мы не будем здесь разбирать подробно - где жили славяне, с кем граничили и т.д. Всё это вы найдёте в статьях Славянские Племена. Скажем лишь о том, что похожие названия носили два племени на территории Древней Руси - это Склавины и Словене. За границей Руси такими племенами были Словенцы и Словаки.
Итак, какие же есть предположения и версии о происхождении термина Славяне. Мне лично не верится в то, что славяне - это Славящие Вены или Славящие Ян и Инь, поэтому эти версии мы не рассматриваем.
1. Довольно любопытной является версия, происхождения названия из мифологических источников, в частности: Славяне - жители Славии. Славь, так же как и Правь, является местом обиталища Богов. Однако термин Славь подвергается сомнению. Был ли такой термин в древности или появился при содействии современных писателей и выдумщиков - неизвестно. Да и почему бы народы стали называть себя небожителями - тоже кажется странным и маловероятным.
2. Ещё одна версия этимологии слова Славяне восходит к "Слово". Противопоставление СВОЙ-ЧУЖОЙ у древних народов было очень значимо и велико. Так, например, название германских народов "Немцы" относится именно к этой истории: германские народы не говорили на славянском языке и их называли "Немые" или "Немцы". Тот, кто обладает СЛОВОМ, то есть говорит понятным языком, мог называться словеном, в последствии - славяном, славянином.
3. Известный исследователь и писатель Б.А. Рыбаков выдвигает другую версию происхождения данного этнонима. В древние времена, племена, которые жили на территориях современной России, называли Венедами (финны до сих пор называют Россию Венейя, а эстонцы - Венемаа.). Таким образом, можно разделить слово на два составляющих. Сам Рыбаков говорит о СлыВены, то есть Послы Венедов.
4. Также не стоит отвергать слово СЛАВА, то есть Славные, например Славные Воины.
5. В Велесовой Книге есть вариант происхождения этнонима Славяне от "Славящие Богов".
6. Одной из самых авторитетных версий является образование слова от одной из рек, в бассейне которого жили определённые народы, но потом расселились и своё название распространили в те места, куда приходили. В частности такой рекой был Днепр, который в древности назывался Славутич. По мнению многих исследователей, именно отсюда пошли корни славянских народов. Так же были реки Слуя, Слава, Славница
7. С.Б.Бернштейн и И.Ю.Миккола утверждают о том, что термин Славяне произошёл от индоевропейского слова "slauos", что означает Народ. Эта версия также имеет право на существования, потому что многие учёные подтверждают теорию восточного и индийского происхождения народов современной России.
8. От двух родственных славянских слов, восходящих к общему индоевропейскому корню *ḱleu̯- "молва, известность".
Наиболее приоритетной среди всех этих вариантов является происхождение слова "Славяне" от названия реки Славутич, по берегам которого жили народы, именуемые славянами. Название же Славутич имеет близкий по значению смысл - Славный (Красивый, Могучий). Однако приверженцев всех теорий предостаточно и споры не утихают ни на минуту, потому что только таким образом можно достучаться до правды.
Существуют еще несколько версий происхождения этнонимa «славяне» .
1. Часто этимологию самоназвания связывают со словом «слово» . Таким образом «славяне» («словяне» ) — люди, говорящие «словами» (то есть по-нашему) . Сравнительно с этим название неславянского (то есть иноязычных племён) — нѣмьци «немые» . Аналогичного происхождения самоназвание албанцев — shqiptarët («говорящие понятно») . Эта этимология отвергалась многими авторами из-за того, что этнонимы на -ѣне, -яне связаны практически всегда с топонимами, а не с абстрактными понятиями [1]. Из славистов XX века её защищал Р. О. Якобсон [2].
2. Этимология самоназвания восходит к индоевропейскому корню *kleu-, основное значение которого «слышать» и часто встречается в различных употреблениях в значении выражений «слава» и «известность» . Таким образом славяне — это «знаменитые люди» , то есть люди, о которых слышно, о которых говорит молва, о которых идет слава. [3]. Эта точка зрения, популярная в XIX веке, ныне фактически не имеет приверженцев; общеславянской является именно огласовка с -о-, в то время как огласовка с -а- является результатом вторичного сближения со словом слава с XVI—XVII в. [1]; кроме того, верно и предыдущее возражение относительно сочетаемости суффикса.
3. Название имеет топонимическое происхождение; возможно, это название одного славянского племени, впоследствии распространившееся на все народы (ср. ниже о конкретных племенных этнонимах на слов-). Конкретный топоним надёжно отождествить не удаётся, вероятно, это название реки; ср. Славутич — поэтическое название Днепра; названия рек Слуя — приток Вазузы, сюда же польск. названия рек Sɫawa, Sɫawica, сербское Славница. Эти гидронимы восходят к индоевропейскому корню со значением «омывать» , «очищать» [1]. Указывалось на литовскую деревню Šlavė́nai на реке Šlavė̃ как на точную этимологическую параллель названию «словѣне» , образованную при этом от гидронима [2].
4. Название связано со *s-lau-os — народ, ср. греч. λᾱός; сторонниками этой точки зрения были И. Ю. Миккола [1] и С. Б. Бернштейн [2].
Письменные памятники с VI века устойчиво говорят о словенах (словѣне) и о славянской земле, существенных ратных достижениях славян, особенно на землях Византии, где славяне, вероятно, и получают греческий вариант своего названия — sklabos (читается как sklävs), который позже был заимствован в европейских языках в различных трансформациях.
В греческом языке от их племенного названия было образовано также название раба (среднегреческое σκλάβος[1], отсюда позднелат. sclavus, немецкое Sklave и т. п. [4]), поскольку славянские пленники в раннем Средневековье нередко становились объектом византийской, германской и арабской работорговли [5], их значительный процент среди пленников объясняется, в частности, тем, что славяне — самый многочисленный народ Европы [6]. Из древнерусских источников известно, что слуги («челядь» ) были и в дальнейшем объектом экспорта славянских княжеств.
Данный этноним как племенной закрепился в ходе этногенеза словаков (с несколько иным суффиксом) , словенцев, словинцев. Этноним «словене» как основной, кроме этих народов, носили также ильменские словене — жители Новгородской земли.
Похожие статьи:
Фотографии → Славянский мир. Словенцы в фотографиях
История → Время собирать камни... Часть 3
История → Славянские народы сегодня
Путешествия → Двиград
История → От косезов и хорутан - к современным словенцам
Рейтинг
последние 5
slavyanskaya-kultura.ru
Смородина. Происхождение слова и славянские легенды
В далекие времена на территории современной Москвы произрастало большое количество смородины. Считается, что впервые появление современной столицы было предсказано Вещим Олегом в 880 году. Тогда река Москва еще называлась Смородинкой, а на ее берегах пышно росли эти кустарники. Конечно, ученые не оспаривают факт основания российской столицы князем Юрием Долгоруким. Однако, возможно, что ее история уходит своими корнями гораздо глубже.
Главные трактовки значения слова «смородина»
Одной из самых ценных ягодных культур славян была смородина. Происхождение слова в русском языке, которым называют известный кустарник, имеет две версии. Согласно одной из них, оно происходит от слова «смрад». Во времена Древней Руси оно означало «запах», «аромат». Здесь значение слова может иметь как положительный, так и отрицательный оттенок.
Слово «Смородина» происходит от древнего слова «Смород», которым раньше могли называть как стойкий неприятный запах, так и благовония. По другой версии, слово «Смородина» происходит от слова «Самородок», что означает «само собой рожденный, не имеющий начала».
Первые упоминания о ягоде
Существует легенда, согласно которой ягоды смородины впервые были опробованы арабами в 7 веке н. э. Тогда на дамасский трон взошел преемник царя Мохаммеда, и армия вооруженных мусульман ворвалась на территорию Испании. Завоеватели решили полакомиться красными ягодами, которые оказались похожи на палестинский ревень. Тогда ягода получила название «Рибес». Но на территорию Руси смородина никогда не завозилась. Она была найдена славянами в готовом виде. Поэтому этимология слова «смородина» имеет именно славянские корни.
Легенда о Калиновом мосте
Это слово также представляет особый интерес в связи с многочисленными мифами о загадочной одноименной реке. Смородину с огненными волнами, которая разделяет мир живых от мира мертвых, пересекает Калинов мост. Путь героев славянских мифов в царство богини смерти Мораны наполнено препятствиями. Одно из них – это река Смородина. Происхождение слова по еще одной версии означает цвет этой реки – «красный, огненный». Некоторые исследователи убеждены, что тем же значением наделено и словосочетание «Калинов мост». Ведь слово «калина» также означает «огненно-красный», «раскаленный».
«Калинов мост» - этимология слова. Смородина и охота на мамонтов
Другие ученые считают, что такое название мифический мост приобрел не из-за своего цвета, а потому, что был сделан из веток дерева калины. Происхождение этого названия может быть связано с охотой древних людей на мамонтов. Для того чтобы поймать древнее животное, обычно устраивалась ловушка-яма, прикрытая ветвями. Эти ветви, по мнению исследователей, представляли собой основу для мифа о Калиновом мосте. Чтобы поймать мамонта, его загоняли в определенном направлении при помощи огненных ветвей, которые стали прототипом реки с волнами из огня.
Аналоги в мифах других стран
Река смерти существовала не только в славянском эпосе. К примеру, в древнегреческих мифах известна река Стикс. По ней души переправлялись в царство мрачного бога Аида. Но, в отличие от славянских представлений, берега реки не были разделены мостом. В мифах Древней Греции мертвые пересекали реку забвения (Лето) и реку скорби (Ахерон) в лодке перевозчика Ахерона. По представлениям эллинов, река, состоявшая из огненных волн, представляла собой препятствие для души, разделявшее мир живых от мира мертвецов.
Обитатели берегов Смородины
Еще одним противником на пути из одного мира в другой являлся страшный страж – Змей, или Чудо-Юдо. С ним на Калиновом мосту сражались герои древнеславянских мифов. Баба-Яга также является известным персонажем, который живет около Калинова моста на берегу реки Смородина. Происхождение слова «Яга» имеет немало интерпретаций. Русским этнографом Н. Абрамовым было высказано предположение, что оно происходит от названия одежды.
«Яга», или «Ягушка» была предметом гардероба древних славян, который носился мехом наружу. Этот вид одежды был обязательным атрибутом нечисти в славянских мифах и поверьях. Но некоторые исследователи уходят еще дальше в своих представлениях о том, почему именно такое имя получила мифическая жительница реки Смородина. Происхождение слова «Яга» они связывают с древнеиндийским термином «йагья», что означает «жертвоприношение». Слово же «баба», если произносится с ударением на последний слог, означает понятие «отшельник».
Где протекает настоящая Смородина?
Согласно некоторым предположениям, река Смородина имеет вполне реальный прообраз. Ученые, которые интересуются, как произошло слово «Смородина», считают, что на самом деле так называется река Сестра, расположенная в окрестностях Санкт-Петербурга. Ее первоначальное название – «Систерйоке» - происходит от финского языка. Слово «Систер» в переводе с финского означает «смородина», а «йоке» - «река». Эту гипотезу подтверждает и предание о реке Смородина. Ведь согласно легенде, эту бурливую реку окружают болотные топи, а сама она своенравная и бурливая. Такие же характеристики свойственны реке Сестра.
fb.ru
Происхождение слов — СКоДис
Происхождение слов
1. Апельсин
До XVI века европейцы вообще никакого понятия об апельсинах не имели. Русские — тем более. У нас ведь апельсины не растут! А потом португальские мореплаватели завезли из Китая эти оранжевые вкусные шары. И стали торговать ими с соседями. По-голландски «яблоко» — appel, а «китайский» — sien. Заимствованное из голландского языка слово appelsien, является переводом французского словосочетания Pomme de Chine — «яблоко из Китая» (газета «Собеседник»).
2. Вокзал
Слово происходит от названия места «Vauxhall» — небольшого парка и центра развлечений недалеко от Лондона. Русский царь, посетивший это место, полюбил его — в особенности, железную дорогу. Впоследствии, он поручил британским инженерам построить небольшую железную дорогу от Санкт-Петербурга к своей загородной резиденции. Одну из станций на этом участке железной дороги назвали «Вокзал», и это название впоследствии стало русским словом для обозначения любой железнодорожной станции (газета «Собеседник»).
3. Врач
Известно, что в старину лечили различными заговорами и заклинаниями. Древний знахарь говорил больному что-нибудь вроде этого: «Уйди, болезнь, в пески зыбучие, в леса дремучие…» И бормотал над заболевшим человеком разные слова. Слово врач — исконно славянское и образовано от слова «вьрати», что значит «говорить», «заговаривать». Интересно, что от этого же слова происходит «врать», которое для наших предков означало также «говорить». Выходит, что в древности врачи врали? Да, только это слово изначально не содержало в себе негативного смысла (газета «Собеседник»).
4. Галиматья
В конце 17 веке французский врач Гали Матье лечил своих пациентов шутками. Он обрел такую популярность, что не стал успевать на все визиты и свои целительные каламбуры посылал по почте. Так возникло слово «галиматья», которое в то время означало — целительная шутка, каламбур. Доктор увековечил свое имя, но в настоящее время это понятие имеет иной смысл – «чепуха, бессмыслица» (газета «Собеседник»).
5. Дача
Слово «дача» происходит от глагола «дать». В словах «лесная дача», то есть участок, отведенный под лес, еще чувствуется далекий смысл этого слова: «что-то дарованное, данное». В Никоновой летописи XV века есть фраза: «Дачку учинил великую», где слово «дачка» значит «дар». (http://www.proshkolu.ru/)
6. Идиот
Слово [идиот] первоначально не содержало даже намека на психическую болезнь. В Древней Греции оно обозначало «частное лицо», «отдельный, обособленный человек». Не секрет, что древние греки относились к общественной жизни очень ответственно. Тех же, кто от участия в политике уклонялся (например, не ходил на голосования), называли «идиотэс» (то есть, занятыми только своими личными узкими интересами). Естественно, «идиотов» сознательные граждане не уважали, и вскоре это слово обросло новыми пренебрежительными оттенками — «ограниченный, неразвитый, невежественный человек». И уже у римлян латинское idiota значит только «неуч, невежда», откуда два шага до значения «тупица». (www.bormotuhi.ru)
7. Кибернетика
Удивительно, но кибернетика — слово, имеющее отношение к гребле. У древних греков существовали военные корабли — триеры, гребцами на которых были рабы. На каждом корабле — несколько десятков. Гребцами надо было как следует управлять, ведь для того, чтобы триера шла ровно, все должны работать ритмично! Был даже установлен обязательный темп — 22 гребка в минуту. Отсчитывал их надсмотрщик с плетью. Чуть кто замешкался — плеть шла в ход. На шее у каждого раба висела цепочка с деревянной грушей. Если наказанный гребец начинал стонать, надсмотрщик затыкал ему рот этим грушевидным кляпом, чтобы тот не сеял панику и не мешал другим слушать отсчет такта гребли. Надсмотрщик, который также считался управляющим кораблем, назывался кибернетос. Норберт Винер дал новой науке имя кибернетика, потому что кибернетика – это наука об управлении (http://www.iqfun.ru/articles/sova-articles.shtml)
8. Ложь во спасение
Выражение ложь во спасение – искаженный библеизм. Когда 32-й псалом царя Давида перевели на церковнославянский язык, стих о том, что даже на быстром коне не спастись от праведного суда, стал звучать так: «Ложь конь во спасение». Очень скоро фраза стала совершенно непонятной, и конь из нее постепенно исчез. На самом же деле в Библии сказано (как зафиксировано и в современном переводе): «не надежен конь для спасения, не избавит великою силою своею!» (http://www.iqfun.ru/articles/sova-articles.shtml)
9. Монета
Римская богиня Юнона имела титул Монета, что в переводе с латыни означает «предостерегающая» или «советница». Возле храма Юноны на Капитолии находились мастерские, где чеканили металлические деньги. Именно поэтому мы называем их монетами, а в английском языке от этого титула Юноны произошло общее название денег — money. Кстати, первоначальное значение слова «монета» вступает в силу, когда мы подбрасываем ее в поисках совета (http://english5fun.ru/trivia/medley.html)
10. Небеса
Одна из версий состоит в том, что русское слово «небеса» происходит от «не, нет» и «беса, бесов» — буквально место, свободное от зла/демонов. Однако, другая трактовка, вероятно, ближе к истине. В большинстве славянских языков есть слова, похожие на «небо», и произошли они, по всей вероятности, от латинского слова «облако» (nebula) (газета «Собеседник»).
11. Невеста
Всем понятно выражение «выйти замуж». Это значит «оказаться за спиной мужа». Жених — это тоже понятно: приводит человек в дом женщину, вот и жених. А вот с невестой несколько сложнее. У этого слова есть такие языковые родственники как «невежда». Это говорит о древнем обычае: невесту приводили в дом сваты, родственники жениха раньше о ней ничего не знали, не ведали. Часто и сам жених до сватовства никогда не виделся с избранницей. Невеста — незнакомка, неведомая. Невеста — невесть кто и невесть откуда… Такой отголосок в языке оставили древние традиции, в наши дни забытые уже почти повсеместно. А слово осталось. (http://www.iqfun.ru/articles/sova-articles.shtml)
12. Птичье молоко (торт)
Выражение «птичье молоко» известно в русском языке давно. В справочнике «Крылатые слова» Н.С. и М.Г. Ашукиных его значение определяется как «нечто неслыханное, невозможное, предел желаний».
Сейчас это выражение употребляется только в переносном значении, потому что всем известно, что птицы выкармливают птенцов не молоком, и вообще никакого молока они не производят.
Однако в древности имелось иное представление о птичьем молоке. Античные предания сохранили сведения о существовании редкой породы кур, которые дают молоко. Древнегреческий географ и историк Страбон (64 г. до н.э. – 23 г. н.э.) пишет, что жители острова Самоса, рассказывая о необычайном плодородии их земель, утверждали, что дары, получаемые ими от земледелия и животноводства, столь разнообразны, что они имеют даже птичье молоко.
Выражение «птичье молоко» известно всем славянским и другим индоевропейским народам, что говорит о его глубокой древности и возникновении в эпоху индоевропейской общности.
В русском фольклоре никаких развернутых легенд о птичьем молоке до наших дней не дошло, но само выражение сохранилось в виде поговорок и пословиц.
В московских пословицах «птичье молоко» упоминается в двух ситуациях, характерных для московского быта.
В первом случае оно используется для характеристики богатства и разнообразия московского торга: «В Москве все купишь, кроме птичьего молока, отца родного да матери».
Во втором случае речь идет о склонности москвичей к заковыристым выдумкам и розыгрышам: «Говорят, в Москве и кур доят».
Так и бытовало в Москве крылатое слово столетие за столетием в виде метафизического понятия, пока не вернуло себе предметность. В 1975 году кондитер ресторана «Прага» на Арбате Владимир Михайлович Гуральник придумал рецепт нового оригинального торта, которому дал название «Птичье молоко».
Но поскольку «Москва слухом полнится», о торте сразу заговорили по всему городу. Те, кто его попробовал, расписывали его поистине божественный вкус, нежность, воздушность. Одним словом, торт стал московской легендой, за ним выстраивались очереди, на него приглашали гостей.
На страницах газеты «Правда» того времени появилась такая зарисовка сценки на московской улице:
На вывеске большими буквами сверкала надпись: «Кондитерская», а на улице стояла очередь. Проходя мимо, я услышал разговор:
— Простите, вы за чем стоите?
— За птичьим молоком.
— Да нет, я серьезно вас спрашиваю.
— А я серьезно и отвечаю.
Торт был действительно сказочного вкуса, и до сих пор пользуется большой любовью сладкоежек.
Современные изготовители выпускают торт под тем же названием, но с такими нарушениями рецепта, что его можно считать совсем другим изделием.
Изделие-то другое, но название манит и завораживает, как и десять, и сто, и тысячу лет назад… (Владимир Муравьев «Московские слова, словечки и крылатые выражения», Москва, Алгоритм, 2007)
13. Силуэт
В середине XVIII в. Францией правил Людовик XV. Королевский двор при нем жил в небывалой роскоши. И казна из-за этого быстро опустела. И тогда король назначил нового контролера финансов, человека скромного и неподкупного. Молодой реформатор отменил все привилегии. Издал закон против роскоши. Предложил ограничить расходы двора. Сначала это всем очень понравилось. А потом… Где веселые пиры и карнавалы? Где балы и гулянья? Этьен Силуэт — так звали контролера финансов — стал предметом общих насмешек. Даже возникший тогда жанр искусства — одноцветное изображение предмета на фоне другого цвета — парижские острословы назвали именем Силуэта. Мол, искусство для бедных и жадных. (http://www.iqfun.ru/articles/sova-articles.shtml)
14. Скрупулезно
Скрупул (от scrupulous – «маленький острый камешек») – устаревшая единица веса, которую когда-то использовали аптекари. Вес одного скрупула в современной системе мер – 1,244 грамма. Вот поэтому-то «скрупулезно» и означает «с особой точностью» (журнал «Разгадай-ка»).
Материалы предоставлены:
Бордачевой А. (ГПН, II курс)
Захаровой Кристиной (ГПН, IV курс)
Зуевой Людмилой ((ГПН, II курс)
Курыловой Варварой (ГПН, II курс)
Лебедевой Галиной (ГПН, II курс)
Оганесян Нарой (ГПН, II курс)
Пашевич А. (ГПН, II курс)
scodis.ru
Происхождение слова ипотека: этимология и история
История кредитования берет свое начало с древнейших времен развития торговли, но залоговые займы появились только в конце V – начале VI веков до нашей эры на греческой земле. Происхождение слова ипотека относится к Древней Греции, как первоисточнику образования залоговых кредитов. В то время средством обеспечения служила личность заемщика, а не какое-либо имущество, поэтому в случае невозможности оплаты кредита должник становился рабом и продавался с торгов.
Этимология
Впервые употребление слова ипотека и его общего понимая в современном смысле относят к правителю Древней Греции – Солону, благодаря которому ипотечный заем стал общепринятым способом получения денежных средств.
На древнегреческом языке подобный кредит носил название «ὑποθήκη (hypotheke)», которое образовалось от словосочетания hypotithemi, что в дословном переводе образуется из самостоятельных выражений – «hypo» – под и «tithemi» — класть, положить, поставить.
С развитием общества, слово «ипотека» стало встречаться во многих языках и культурах, однако записывалось в подобной первоисточнику манере, например:
Hypothéque – французский вариант обозначения залогового кредита;
hipotecas – обозначение по-испански;
hipoteca – итальянский вариант обозначения обеспеченного кредита;
hypotheken – ипотека на немецком языке;
hypotéka – употребление слова в Словакии и т.д.
Одним из немногих языков, которые не употребляют производные от греческого hypotheke в полном объеме, является английский.
Перевод на английский слова «ипотека» осуществляется в трех различных вариантах, которые употребляются в зависимости от конкретной ситуации или англоязычной страны:
Mortgage – основной способ обозначения ипотеки в англоязычных государствах, данное слово образовано из двух составляющих: «mort» – мертвый, «gage»– обещать; что дословно обозначает «обещание до смерти» или «обязанный до смерти». Парадокс заключается в первоисточнике образование данного понятия, так как оно было введено во Франции, но фактически в ней не используется. Ставка по ипотеке в европейских и западных странах довольно низкая, для покупки дома или квартиры ее оформляют на длительное время – 40-50 лет, что в конечном итоге обозначает выплаты всю жизнь.
Hypothec – еще одно обозначение ипотеки, второе обозначение – закладная.
Hypothecation – закладная.
На сегодняшний день ипотека подразумевает под собой кредитный заем, который обеспечивается какой-либо (приобретаемой или имеющейся) недвижимостью, под определенную банковской организацией или застройщиком процентную ставку.
Процентные ставки тоже различаются в зависимости от страны и наличия у заемщика гражданства этого государства, однако в среднем по странам ипотека для россиян будет оформлена под следующие проценты:
Наименование государства
Минимальный первоначальный взнос
Максимальный срок кредита
Минимально возможная процентная ставка в год
Великобритания
30%
20 лет
3,3%
Германия
40%
20 лет
3,9%
Франция
20%
25 лет
3%
Россия
20%
44 года
10%
Испания
40%
40 лет
4,3%
Кипр
30%
40 лет
3,6%
Израиль
40%
30 лет
3,5%
Исторических документов о ставках по ипотеке в Древней Греции не сохранилось, однако по общей доступной информации проценты для заемщика могли достигать 50% от суммы займа.
История возникновения понятия
Этимология и общее происхождение ипотеки первоначально представляла залог или закладную по ипотечному кредиту, однако дословно переводилось как «подставка» или «столб». Связано это с обозначениями, принятыми Солоном – правителем Древней Греции, в качестве гарантии залогового имущества.
Любой человек, который оформлял кредит под залог земли или дома, становился должником и для того чтобы участок не закладывался повторно другим займодавцам, на него устанавливался столб или большой камень с полным перечнем займов, а также выплат по ним. Этот столб означал, что данная территория находится под обременением у лица-кредитора до истечения определенного времени и выплаты полной суммы кредита с процентами. В случае неуплаты имущество обращалось в собственность кредитора, и он мог распоряжаться им по своему усмотрению.
Постепенно столб заменился таблицами на заборах или дверях, а позже и вовсе бумажными носителями информации о недвижимости, хранившейся в местном подобии архива.
В России ипотека появилась лишь в XVIII веке и только для людей высшего сословия. Позже кредитование под залог начало осуществляться и для крестьян, что позволило им восполнять урожай или приобрести какие-либо средства для выращивания посевов. Для дворян, ипотека стала способом приобретения дополнительных домов, земли и прочей недвижимости.
Обычно для дворян процентная ставка по ипотеке была более выгодной, так как данному сословию погасить заем было намного проще, чем крестьянам. Переводя на сегодняшний язык, крестьяне считались «проблемными» клиентами банковских учреждений, так как при передаче денежных средств работники никогда не были до конца уверены в их полном возврате.
Ипотека издавна закрепилась в финансовых кругах многих стран ввиду происхождения слова за несколько столетий до начала новой эры. Постепенно она претерпевала некоторые изменения – способы ее оформления, а также обозначения залогового бремени, что позволило людям приобретать имущество за счет получаемых от банка средств.
Более подробно о том, что такое ипотека вы можете узнать далее.
Просьба оценить пост и поставить лайк!
По любым ипотечным вопросам вы можете получить ответ на бесплатной консультации у нас на сайте. Запись в специальной форме.
Ждем ваших вопросов.
ipotekaved.ru
Откуда Слово? | Интересные факты о происхождении слов
Слово «the Guards» — происходит от «guard» — охранник, охранять, «тот, кто наблюдает, солдат». В то же время это ещё и название оружия, заимствованное из среднефранцузского языка в начале XV века.
Во французском «garde» — также имеет значение «охранник, наблюдатель, хранитель». Слово пришло из древнефранцузского «garder» — «содержать, поддерживать, сохранять, защищать».
Абстрактное значение в английском языке и общее значение «охрана» также пришло в начале XV века. Фехтование, кулачные бои добавились в качестве значений в 90-х годах XV века. Ещё позже, в 1640-е годы появилось выражение «to be on guard» — «нести караул», «быть настороже». В 1680-е возник антоним последнего выражения — «off (one’s) guard», что значит «застигнутый врасплох, потерявший бдительность».
Интересно то, что сам корень, пришедший из в древнефранцузского языка, имеет более раннее происхождение. Это естественно, так как вопросы безопасности и охраны всегда были основой для выживания человека как вида и его существования в рамках племени общины, народа и так далее.
Во французский язык слово пришло из франкского, как языка-прародителя, где звучало как *wardon — охранять. В протогерманском языке, прародителе в том числе и франкского языка, слово было образовано от праиндоевропейского корня *wru-/wer- (в разных источниках), означавшего «воспринимать, наблюдать».
Этот же корень лежит в основе итальянского guardare, испанского guardar. Несмотря на то, что эти языки относятся к романской группе, эти синонимичные по своей сути слова имеют выраженную германскую природу происхождения, вопреки традиционному и более распространенному ходу заимствований из латыни.
В русском языке слово, а точнее корень «guard»также присутствует. Это слово «гвардия». В русский заимствовано из итальянского, напрямую или через язык-посредник — польский, «guardja». Впервые употребление зафиксировано в 1698 году.
Как мы писали выше, в английском языке слово guard появилось в XV веке. Однако необходимость охраны и защиты существовала всегда.
И если корень праиндоевропейский, то почему это слово — заимствование из французского языка? Что было до него?
Корень *wer-/wrū- присутствовал во всех языках:
древнеанглийский: weard
английский: ward
древнесаксонский: ward
древнескандинавский: vörðr
древневерхненемецкий: wart
Чем обусловлено более позднее заимствование и откуда в начале слова появилась g вместо w? Начнем с последнего вопроса.
W трансформировалось в g по первому передвижению согласных Или закону Гримма-Раска, по которому индоевропейские смычные согласные были изменены. W не является смычной, но логично допустить, что и w→g, так как начальный корень мог иметь призвук gwh.
Заимствование же обусловлено нормандским завоеванием и доминированием французского языка на территории Британских островов.
otkudaslovo.ru
Древний Египет Этимология происхождение слова В
Древний Египет
Этимология (происхождение слова) • В языки народов Европы название «Египет» пришло от древних греков и звучало как «А йгюптос» (др. -греч. Αἴγυπτος). Происхождение этого топонима точно не известно, но имеется несколько его объяснений в эллинской традиции: • Древнегреческая мифология — наименование страны «Айгюптос» восходит к царю по имени Айгюптос (русский вариант написания Эги пт, Еги пет), покорившему некое племя меламподов в долине Нила и давшему ей своё имя — Айгюптос. Однако вероятнее всего, этот мифический персонаж был позже персонифицирован древними греками от уже имеющегося названия страны. Некоторые античные авторы упоминающие Эгипта: Псевдо. Аполлодо, Гесиод, Гекатей Милетский, Павсаний. • Предположительная историческая этимология — древнегреческое слово «Айгюптос» образовано от одного из названий египетской столицы Раннего и Старого царств — Хут-ка-Птах (др. -греч. Мемфис). Это название означало «Храм ка Птаха» . У самих древних египтян Хут-ка-Птах сначала было названием мемфисского святилища богатворца Птаха, перешедшее на имя города, и со временем ставшее именем окружающей области (септа), а позднее, от наименования этой области, древние греки распространили свой вариант названия на всю страну. Также вероятна связь происхождения названия страны и названия реки Нил, так например у Гомера «Айгюптос» означает реку (Нил) и только потом страну, сотворённую этой рекой. • Вне зависимости от происхождения названия Египта, дальнейшее его распространение связано с эллинизацией региона Средиземноморья, где вместе с культурным влиянием греков распространялись их географические представления и топонимы. Позже это название переняли от них римляне — лат. Aegyptus (классическое произношение — Айгю птус, традиционное — Эги птус), и через латинский язык, оно перешло в общеевропейскую традицию.
Образование единого государства • В эпоху, предшествовавшую образованию государства, Египет состоял из отдельных областей, в результате их объединения возникли два царства — Нижний Египет и Верхний Египет. После долгой войны победу одержало Верхнеегипетское царство, произошло слияние обеих частей. Точная дата этого события неизвестна, но можно полагать, что около 3000 г. до н. э. в долине Нила уже существовало единое государство. • С именем царя Мина (греч. Менеса) — основателя I династии, тождественного, вероятно, Хору Аха, — связано начало летописной египетской традиции. Согласно преданию, сохранившемуся у Геродота, Мин основал столицу объединенного царства на стыке Верхнего и Нижнего Египта, воздвигнув плотину, чтобы защитить город от наводнения. Отсюда удобно было управлять и югом и севером страны. Этот город греки и назвали впоследствии Мемфисом.
Ранее царство • В эпоху Раннего царства Египет управлялся двумя династиями, которые происходили из верхнеегипетского г. Тина (у Абидоса). Уже при царях I династии египтяне стали продвигаться за пределы своей страны: на юг — в Нубию, на запад — в Ливию, на восток — на Синайский п-ов. Фараон II династии Хасехем окончательно объединил страну в централизованное государство, подавив волнения на севере Египта. • Одной из важных функций царской власти была организация оросительной системы в Нильской долине и поддержание ее в порядке. Уже для Египта Раннего царства была характерна высокая продуктивность сельского хозяйства. Многочисленные винные сосуды, найденные в Нижнем Египте, свидетельствуют о процветании искусства возделывания винограда. Египет был страной высокоразвитого скотоводства. Значительного прогресса достигло ткацкое ремесло. Началось изготовление папируса, предназначенного для письма. Его изобретение имело исключительное значение. Способствуя широкому распространению письменности, оно надолго пережило древнеегипетскую цивилизацию, оказав влияние на культуру более поздних эпох и став известным в греко-римском мире и в средневековой Европе.
Древнее царство • В период Древнего царства (XXVIII-XXIII вв. до н. э. ) Египет являлся крупным централизованным государством, распространявшим свое влияние на области Синайского п-ова, южную Палестину и Нубию. • Цари вели постоянные войны. Известно, например, что во время похода в Нубию основателя IV династии Снофру (XXVIII в. до н. э. ) было уведено 7 тыс. пленных и 200 тыс. голов скота, а во время похода на ливийцев — 1100 человек. В период правления IV династии Египет стал полновластным обладателем района медных рудников на Синайском пове. В Нубию снаряжались торговые экспедиции за строительным камнем, слоновой костью, акацией и эбеновым деревом (оно доставлялось в Нубию из глубинных районов Африки), за драгоценными каменьями, ладаном, шкурами пантер и экзотическими животными. Из Пунта везли благовонные смолы и «светлое золото» . Из финикийского Библа в Египет шел строевой лес — кедровое дерево. • В руках царя была сосредоточена огромная власть, основой которого являлись обширный земельный фонд. большие ресурсы рабочей силы и продуктов питания. Госудаpcтвo приобретало черты централизованной деспотии, опиравшейся на разветвленный бюрократический аппарат. Первым лицом на иерархической лестнице после фараона был верховный сановник, он же — главный судья, совмещавший целый ряд государственных должностей и управлявший многими отраслями хозяйства. При наличии царского, храмового и частного хозяйств определяющую роль в экономике страны, особенно при V-VI династиях, играло вельможеское хозяйство, где была занята, видимо, подавляющая часть трудового населения.
Среднее царство • Расцвет Среднего царства (XXII-XVIII вв. до н. э. ) относится к правлению XII династии. В это время египтяне вели войны с соседними ливийскими и переднеазиатскими племенами, покорили Северную Нубию. При Аменемхете I, родоначальнике династии, возводится крепость на западной границе Египта. В царствование Сенусерта III был сооружен ряд крепостей в Верхней и Нижней Нубии. Сенусерт III почитался в Нубии в качестве бога-покровителя. Овеянная легендой и соединенная с образами великих фараонов-воителей Нового царства память об этом царе жила на протяжении многих столетий и легла в основу сказаний о «Сесострисе» . • В эпоху Среднего царства по-прежнему сильны были позиции номовой знати. Но все большее значение приобретают люди незнатного происхождения. Важнейшую опору царской власти составляло приближенное воинство. Главными создателями материального богатства страны, лишенными прав собственности на орудия и средства производства, являлись «хемуу нисут» — царские хемуу, труд которых использовался в царском, храмовом и частном хозяйстве. Рабы- «баку» , известные еще в эпоху Древнего царства, — в отличие от «хемуу нисут» составляли часть личного имущества собственника и могли быть куплены и проданы. • В период Среднего царства продолжают совершенствоваться орудия труда: наряду с каменными и медными теперь все чаще используются орудия из бронзы. Интенсивно разрабатывались залежи меди на Синае, золотые и медные рудники Северной Нубии. Возникло производство стекла. Значительное развитие получило земледелие, чему способствовало создание большого водохранилища, соединенного каналом с Нилом, и разветвленной сети оросительной системы в Фаюмском оазисе. С появлением множества мелких и средних хозяйств были созданы условия для более широкого обмена. • На рубеже XVIII-XVII вв. до н. э. Египет, вновь впавший в состояние раздробленности, оказался легкой добычей гиксосов, вторгшихся из Азии через восточную Дельту. Их владычество длилось 100 -150 лет, и предание о нем как о страшном времени жило на протяжении всей древней истории Египта. Гиксосы не были сплочены и не смогли образовать единую державу. Правители Фив, оставаясь относительно независимыми, возглавили борьбу против завоевателей.
Новое царство • Яхмос I, ставший родоначальником XVIII династии, овладел крепостью гиксосов Аварисом на северо-востоке Дельты и довел борьбу с завоевателями до победного конца. Так началась эпоха Нового царства (1580 -1085 гг. до н. э. ), время правления XVIII-XX династий, при которых Египет занял ведущее положение в Восточном Средиземноморье. • При фараоне Тутмосе I (вторая половина XVI в. до н. э. ) Египет превратился в мощную державу, южная граница которой продвинулась за третий порог Нила. Тутмос I совершил поход к Евфрату и разгромил в Северной Месопотамии государство Митанни. После правления его наследника Тутмоса II престол захватила Хатшепсут, сохранившая первоначально номинальным правителем малолетнего царя, своего пасынка, Тутмoca III, но впоследствии открыто объявившая себя фараоном. Придя к власти, Тутмос III стремился вытравить всякое напоминание о Хатшепсут, уничтожая ее изображения и даже имя. Он совершил много походов в Сирию и Палестину, и его империя стала простираться от четвертого порога Нила до северной окраины Сирии. • На первую половину XIV в. до н. э. приходится царствование Аменхотепа IV (Эхнатона), с именем которого связана важнейшая религиозная реформа. При двух преемниках Аменхотепа IV начался отход от его политики. Семнех-кере восстановил культ Амона, при следующем фараоне — Тутанхамоне — утвержденный царем-реформатором культ Атона лишился государственной поддержки. • При Рамсесе I (XIX династия) начались длительные войны с хеттами за господство в Сирии. В царствование Рамсеса II произошла знаменитая битва с хеттами под стенами сирийского города Кадеша, в которой с каждой стороны участвовало до 20 тыс. человек. В своем описании этой битвы Рамсес утверждает, что именно он одержал победу. Но известно, что египтяне не сумели взять Кадеш и хетты под предводительством царя Муваталли II преследовали их при отступлении. Длительная война завершилась на 21 -м году правления Рамсеса II мирным договором с хеттским царем Хаттусилисом III. Оригинал договора был записан на серебряных табличках, но сохранились лишь его копии на египетском и хеттском языках. Несмотря на силу египетского оружия, Рамсесу II не удалось восстановить границы империи фараонов XVIII династии. • При наследнике Рамсеса II, его тринадцатом сыне Мернептахе, и при Рамсесе III, сыне основателя XX династии Сетнахта, на Египет обрушились волны завоевателей — «народов моря» и ливийских племен. С трудом отразив натиск врага, страна оказалась на пороге серьезных потрясении, которые во внутриполитической жизни проявились в частой смене правителей, мятежах и заговорах, в усилении позиций номовой знати (особенно в Фиваиде, на юге Египта), тесно связанной со жреческими кругами, а в сфере внешней политики — в постепенном падении военного престижа Египта и в утрате им своих иноземных владений. • Эпоха Нового царства была для Египта временем не только территориальной экспансии, но и бурного экономического развития, стимулированного притоком в страну огромного количества сырья, скота, золота, всевозможной дани и рабочей силы в виде пленных. С XVIII династии начинают широко применяться орудия из бронзы. Но из-за дороговизны меди еще продолжают пользоваться и каменными орудиями. От этой эпохи сохранилось некоторое количество железных изделий. Железо было известно в Египте и раньше. Но даже в конце XVIII династии оно продолжало считаться едва ли не драгоценностью. И только в VII-VI вв. до н. э. орудия труда в Египте начали повсеместно изготовлять из железа, что имело исключительно важное значение для экономического прогресса.
• В эпоху Нового царства стали широко употребляться усовершенствованная соха, ножные мехи в металлургии, вертикальный ткацкий станок. Развивается не известное египтянам прежде коневодство, обслуживающее египетское войско с его боевыми колесницами. От царствования Аменхотепа IV до нас дошло первое изображение водоподъемного сооружения — шадуфа. Его изобретение имело огромное значение для развития садоводства и огородничества на высоких полях. Делаются попытки выращивания новых сортов деревьев, вывезенных из Азии (гранатовое, оливковое, персиковое дерево, яблоня, миндаль, вишня и др. ) или из Пунта (мирровое дерево). Интенсивно развивается производство стекла. Непревзойденного совершенства достигает искусство мумификации. Все большее значение получает внутренняя торговля. Международная же торговля, для развития которой в Египте эпохи завоеваний не было стимула, ибо все необходимое для себя он получал в виде добычи и дани, приобретает определенное значение только во второй половине Нового царства. • В период Нового царства отмечено широкое применение труда рабов, прежде всего в царском и храмовом хозяйствах (хотя рабы обслуживали и частные владения). Так, в течение своего 30 -летнего правления Рамсес III подарил храмам свыше 100 тыс. пленных из Сирии, Палестины и более 1 млн сечат (греч. «арур» ; 1 арура — 0, 28 га) пахотной земли. Но основным производителем материальных благ по-прежнему оставалось трудовое население Египта, опутанное всевозможными видами повинностей. • К началу XI в. до н. э. в Египте образовались два царства: Нижне-египетское с центром в Танисе, на северо-востоке Дельты, и Верхне-египетское со столицей в Фивах. К этому времени Сирия, Финикия и Палестина уже вышли из-под египетского влияния, северная половина Египта была наводнена ливийскими военными поселенцами во главе с вождями, находившимися в союзе с местной египетской властью. Один из ливийских военачальников, Шешонк I (950 -920 гг. до н. э. ), основал XXII династию. Но его власть, как и власть его преемников, не была прочной, и при ливийских фараонах (IX-VIII вв. до н. э. ) Нижний Египет распался на ряд отдельных областей. • В конце VIII в. до н. э. нубийский царь Пианхи захватил значительную часть Верхнего Египта, в том числе и Фивы. Местное влиятельное жречество оказало поддержку завоевателям, надеясь с их помощью вернуть себе господствующее положение. Но правитель Саиса в Нижнем Египте Тефнахт, опиравшийся на ливийцев, сумел возглавить борьбу с нашествием. Против нубийцев выступил и Мемфис. • Однако они в трех битвах разгромили войско Тефнахта и, продвигаясь на север, дошли до Мемфиса, взяв город приступом. Тефнахт вынужден был сдаться на милость победителей. Следующий нубийский царь, властвовавший над Египтом, был Шабака. По преданию, сохранившемуся у Манефона, он захватил в плен нижнеегипетского фараона Бокхориса и заживо сжег его. В 671 г. до н. э. ассирийский царь Асархаддон разгромил войско нубийского фараона Тахарки и захватил Мемфис. • Освобождение Египта и его объединение осуществил основатель XXVI (саисской) династии Псамметих I. Следующий фараон, Нехо II, стремился установить свое господство в Сирии. В 608 г. до н. э. иудейский царь Иосия преградил египетскому войску дорогу у Мегиддо (город на севере Палестины), но был смертельно ранен. После этого Иудея стала платить большую дань золотом и серебром египетскому царю. Власть египтян над Сирией и Палестиной длилась три года, и в 605 г. до н. э. египетское войско было оттеснено к своей границе вавилонянами. При Априи (589 -570 гг. до н. э. ), одном из преемников Псамметиха I, Египет поддерживал Иудею в борьбе с Вавилонией. Априй одержал победу над флотом Сидона — одного из крупнейших финикийских городов. В 586 г. до н. э. египетское войско появилось под стенами Иерусалима, но вскоре потерпело поражение от вавилонян. • К тому времени к западу от Египта, на ливийском берегу Средиземного моря, эллины создали свое государство — Кирену. Априй решил подчинить его себе и послал против него значительные военные силы, но они были разгромлены греками. В египетском войске вспыхнул мятеж против Априя, и на престол был возведен Амасис (570 -526 гг. до н. э. ).
Термины и определения которые надо знать • • Папирус Амулет Дельта Гробница Порог (реки) Ном Фараон Саркафаг Писец Сфинкс Канал Обелиск Шадуф