Египетский ордер - История архитектуры. Ордера древнего египта
Египетский ордер - История архитектуры
Перейти к контенту
Главное меню:
Всеобщая история архитектуры
Первобытнообщинный период
Первобытнообщинный период
Рабовладельческое общество
Рабовладельческое общество
Карта раздела «Рабовладельческое общество»
Рабовладельческое общество
Древний Египет
Эфиопия
Эгейский мир
Двуречье и Месопотамия
Передняя Азия
Закавказье
Иран
Иран
Иран. Мидия. Экбатаны. Гробницы
Иран. Гробницы Дукан-и-Дауд, Кызкапан и Курх-у-Кич
Иран. Ахеменидский период. Сузы, Персеполь
Иран. Пасаргады. Дворцы
Иран. Персеполь. Дворцы
Иран. Персеполь. Дворец Ксеркса
Иран. Дворцы Дария
Иран. Сузы. Дворец Дария
Иран. Гробницы Кира, Дария, Да-у-Духтар
Иран. Святилища
Иран. Эпоха Ахеменидов. Этапы развития архитектуры
Парфия
Парфия. Селевкия, Ктесифон
Парфия. Хатра
Парфия. Ашшур, Дура-Европос
Парфия. Жилые дома
Парфия. Дворец Хатры
Парфия. Дворцы Ашшура, Ниппура, Кухи-Ходжа
Парфия. Культовые сооружения
Парфия. Фортификация
Парфия. Гробницы
Парфия. Общественная архитектура
Иран. Сасанидское государство
Иран. Гур, Дарабгерда, Бишапур, Нишапур
Иран. Ктесифон. Фортификация городов
Иран. Арки, своды, купола
Иран. Арки, своды, купола 2
Иран. Дари-Шахр, Ширван, Тель-Дехаб
Иран. Дворец в Фирузабаде, ансамбль Бишапура
Иран. Дворец в Сарвистане, дворец в Ктесифоне — Таки-Кисра
Иран. Дворец Касри-Ширин, комплекс Хош-Кури
Иран. Парковые гроты Таки-Бустана
Иран сасанидский. Культ огня. Чортак
Иран сасанидский. Христианство. Культовые алтари
Иран. Особенности общественного строительства
Иран. Искусство
Иран. Искусство 2
Средняя Азия
Афганистан
Юго-Восточная Азия
Дальний Восток. Китай
Дальний Восток. Корея
Дальний Восток. Япония
Америка. Этапы развития
Архитектура античного мира
Архитектура античного мира
Карта раздела «Архитектура античного мира»
Архитектура античного мира
Архитектура древней Греции
Греция. Архитектура древнейшей эпохи (XII - середина VIII в. до н.э.)
Греция. Архитектура архаической эпохи (750-480 гг. до н.э.)
Архитектура греческой метрополии
Архитектура Великой Греции
Архитектура Малой Азии и островов Эгейского моря
Греция. Архитектура эпохи расцвета (480-400 гг. до н.э.)
Сооружения второй четверти V в. до н.э. вне Афин
Расцвет аттической архитектуры
Сооружения 2-й половины V в. до н.э. в Великой Греции и Малой Азии
Греция. Архитектура IV в. до н.э. (400—323 гг. до н.э.)
Греция. Архитектура эпохи эллинизма (323г. до н.э.-Iв. н.э.)
Греция Эллинизм. Общественные сооружения
Греция. Эллинизм. Культовое строительство
Греция. Эллинизм. Мемориальные сооружения
Архитектура античных государств Северного Причерноморья
Вклад древней Греции в мировое развитие архитектуры
Архитектура древнего Рима
Этрусская архитектура
Архитектура Римской республики
Римская республика. Общественные сооружения
Римская республика. Инженерные сооружения
Римская республика. Жилые сооружения
Римская республика. Виллы
Архитектура Римской империи
Римская империя. Градостроительство
Римская империя. Общественные сооружения
Римская империя. Мемориальные и триумфальные сооружения
Римская империя. Инженерные сооружения
Римская империя. Жилые сооружения
Римская империя. Погребальные сооружения
Ордер
Декор
Декор 2
Композиция
Роль римской архитектуры
Раннехристианская архитектура
Архитектура Восточной Европы. Средние века
Архитектура Восточной Европы. Средние века
Карта раздела «Архитектура Восточной Европы. Средние века»
Архитектура Восточной Европы. Средние века
Архитектура Восточной Европы. Средние века 2
Архитектура Восточной Европы. Средние века 3
Архитектура Восточной Европы. Средние века 4
Архитектура Восточной Европы. Средние века 5
Архитектура Византии
Архитектура Армении
Архитектура Армении
Архитектура IV—VII вв.
Архитектура IX-XI вв.
Развитие Армении политическое IX—XI вв
Развитие Армении экономическое IX—XI вв
Ани, Лори-берд
Амберд, Бджни, Каянберд, Тигнис, Магасберд, дворец Багратидов
Айраванка, Нарекаванка, Ованнеса, храм Креста, собор Аракелоц
Ани. Кафедральный собор, Гагикашен, церкви Григория Абугамренц и Спасителя
"Пастушья" церковь, Аракелоц, Аменапркич, Ншана
Храм в Мармашене, Гавиты, Татев, Хцконк, хачкар, Гавазан
Архитектура XII—XIV вв.
Архитектура киликийской Армении (1080—1375 гг.)
Архитектура XV—XIX вв.
Роль архитектуры феодальной Армении
Архитектура Грузии
Архитектура древнего времени ( IV—VII вв.)
Архитектура VIII—IX вв.
Архитектура X—XI вв.
Архитектура XII—XIII вв.
Архитектура XIII—XV вв.
Архитектура XVI—XVIII вв.
Архитектура Болгарии
Архитектура Сербии и Македонии
Сербия и Македония. Особенности развития
Сербия и Македония. Особенности развития 2
Градостроительство. Крепости, замки, монастыри
Градостроительство. Замки, монастыри, жилые дома
Культовая архитектура раннефеодального периода
Период господства Византии
Рашская архитектурная школа
Рашская архитектурная школа. Храмы. Тип, материалы
Рашская архитектурная школа. Храмы. Интерьеры. Пропорции. Декор
Македонская и косовско-метохийская школа. Храмы. Формы, планы, особенности
Македонская и косовско-метохийская школа. Храмы. Формы, декор
Моравская школа. Храмы. Форма, особенности
Моравская школа. Храмы. Форма, материал, декор
Моравская школа. Храмы. Декор. Фрески
Роль архитектуры Сербии и Македонии
Архитектура Молдавии и Валахии
archisto.info
Особенности древнеегипетского ордера | Kursak.NET
В египетских гипостильных залах для поддержки перекрытия применялись различные типы колонн, иногда называемые египетскими «ордерами». Термин «ордер» для обозначения чрезвычайно своеобразного художественного оформления стоечно-балочной конструкции в Египте может, однако, применяться лишь с известными оговорками. Так, в частности, следует оговорить, что ордера в классической архитектуре могут отличаться один от другого всем строем художественного оформления стоечно-балочной конструкции, начиная от основания и кончая верхним карнизом. В Египте существенно видоизменяется художественное оформление только одних опор: антаблемент и база остаются неизменными при самых различных типах колонн и столбов. Египетский антаблемент состоит, как правило, из архитрава прямоугольного поперечного сечения, валика и высокой выкружки. Абак во всех разновидностях египетских колонн также имеет одну и ту же форму, представляя собой квадратную плиту со стороной, равной или приблизительно равной верхнему диаметру ствола колонны; видоизменялась в различных случаях лишь его относительная высота. База всегда имела профиль плоского цилиндра с вертикальными, со скошенными или скругленными краями. Сильно менялись, однако, высота и ширина (диаметр) базы, в ранний период чрезвычайно широкой и низкой.
В отличие от антаблемента, абака и базы форма и художественная обработка самих опор, в особенности капителей, чрезвычайно разнообразны. Весьма менялись с течением времени и пропорции египетских колонн. В Египте не было твердых канонов. Отношение высоты к толщине колонны колебалось для одних и тех же типов опор примерно между шестью и четырьмя диаметрами; интерколумнии – от 2,5 до одного диаметра колонн.
Пантеон Древнего Египта включал очень много священных растений. Наиболее популярными были лотос, папирус и финиковая пальма. В соответствии с этим наибольшее распространение в архитектуре Древнего Египта получили лотосовидная, папирусообразная и пальмовидная колонны. Рассмотрим эти растения по порядку по порядку.
Лотос – едва ли не самое популярное растение в культуре народов Востока. Это древний мифопоэтический символ земного плодородия, вечно обновляющейся жизни, нравственной чистоты, целомудрия, душевного и физического здоровья. Изображения лотоса встречаются в иконографии многих стран Ближнего и Среднего Востока, Центральной и Юго-Восточной Азии. Наибольшее применение этот мотив нашел в искусстве Древнего Египта, Индии и стран распространения буддизма (рис. 4.26).
В Древнем Египте этот изящный водный цветок считался атрибутом мемфисского бога растительности Нефертума. С глубокой древности он был также эмблемой Верхнего Египта. «Египетский» (нильский) лотос (N. Lotus) – палеотропический вид из семейства кувшинок с большими белыми цветками диаметром до 25 см. Однако священными признавались только цветы голубых и розовых оттенков. Биологи утверждают, что окраска цветка у этого растения во многом зависит от степени его насыщенности солнечным светом. Рано утром лотосы имеют белую окраску. По мере нагревания цветок обретает сначала голубой, а затем и розовый оттенок. Это его качество нашло воплощение в Храме Лотоса, построенного в городе Дели в восьмидесятых годах XX столетия (рис. 4.27).
О голубых лотосах М.Э. Матье пишет следующее: «Душистые цветы его, в изобилии росшие в древности на Ниле, закрывают на ночь свои голубые чашечки. Утром же при первых лучах солнца они опять поднимаются, и тогда повсюду среди плотных зеленых листьев видны голубые лотосы. Связать эти два момента – появление солнца и раскрытие лотосов – было нетрудно, но, как это бывало часто, следствие было принято за причину, и появилось сказание о рождении солнца из цветка лотоса…» [41, с. 20]. Еще более почитался розовый («золотой») лотос. Именно из него «в начале времен» появился солнечный младенец и осветил землю. С тех пор он каждое утро появляется на поверхности Озера Лилий [16, с. 22].
Рис. 4.26. «Египетский» (нильский) лотос (N. Lotus). Храм Лотоса в Дели (Индия, 1980-1986 гг.)
Поэтому французский египтолог К. Жак даже отождествил Египет с громадным цветком: «Его стебель – Верхний Египет, … а цветок – Дельта, или Нижний Египет…» [23, с. 6].
Гастон Масперо одним из первых посчитал лотос прототипом колонн в наиболее знаменитых храмах Древнего Египта: «Наконец, Рамзес I и Сети I посвятили свои царствования на постройку залы с колоннами, которая примыкает к пилону Аменхотепа III. Она представляет пространство в 50 м длины и в 100 м ширины. В средине ее идет аллея из высочайших колонн, когда-либо строившихся внутри зданий, и заканчивающихся капителью в виде опрокинутого колокола. По сторонам этой огромной залы расположены восемью косыми рядами 122 колонны с капителью в виде цветка лотоса…» [38, с. 44]. Его целиком и полностью поддержал Огюст Шуази. Он считал, что возможными прототипами фиванских храмов являются хижины, в которых деревянные столбы украшались связками стеблей водяных растений: «В Фивах мы встречаем рельефное изображение цветка лотоса: два столба, играющие роль декоративных стел, украшены на лицевой стороне стеблями лотоса в различных стадиях развития. Возможно, что таким образом столбы украшались в праздники, и воспоминание о таком применении цветов навело на мысль о придании колонне формы лотоса…» [86, с. 28].
Лотосовидной в архитектуре Древнего Египта обычно называют колонну, внешне напоминающую пучок из 4-8 плотно собранных вместе стеблей. У основания капители пучок стянут пятью кольцами-«ремешками». Цветы обычно изображаются нераспустившимися. В гротах Бени-Хассана были найдены колонны довольно оригинальной формы (рис. 4.27).
Рис. 4.27. Лотосовидные колонны. Реконструкция (гравюры XIX в.)
Четыре громадных стебля, оканчивающиеся наверху еще не распустившимися цветками лотоса, связаны в единый пучок пятью обручами, под которые просунуты небольшие цилиндрические бруски. Чашечки цветков вместе с обручами образуют капитель колонны, а стебли – ее стержень. Последний у самой базы немного сужается, демонстрируя произрастание стеблей из единой луковицы. В более поздних памятниках стебли сливаются воедино, колонна стала цилиндрической. Второй вариант лотосовидной капители имеет форму раскрывшегося цветка лотоса с четырьмя, восемью или более лепестками, отдаленно напоминающую пятицикличный бутон водяной лилии. Отличительной деталью лотосовидной капители являются также контуры цветоложа, выполненные в виде глубоких бороздок (капитель храма Исиды на острове Филэ, II век до н. э.).
Папирус (Cuperus papyrus) – второй по популярности архитектурный символ. Родиной его является Нижний (Северный) Египет. Это многолетнее травянистое растение из семейства осоковых, растущее по берегам рек и болот Северной Африки. В древности его культивировали в Египте, Палестине, некоторых странах Южной Европы. Во времена фараонов папирус рос густыми зарослями по берегам Нила от Средиземного моря до озера Тана на юге. Он имеет высокий (до пяти метров!) трехгранный стебель с зонтиковидной верхушкой. Соцветие насчитывает до двухсот колосков. Связанные в узел стебли папируса и цветы лотоса (эмблемы Верхнего Египта) – геральдический знак, означавший союз Обеих Земель. Цветущий побег папируса – довольно распространенный мотив в древнеегипетском искусстве. В строительстве тростниковых хижин обычно применялись толстые связки-снопы, стянутые травянистыми жгутами либо кожаными ремешками. Сноп имеет изящную граненую форму. Характерной деталью папируса является также пучок листьев, растущих у основания стебля. Все эти особенности растения были учтены в рельефной декорации каменных колонн.
Рис. 4.28. Папирусообразные колонны «Северного Дома» комплекса фараона Джосера (Саккара, нач. III тыс. до н. э.)
В архитектуре Древнего Египта было два вида папирусообразных колонн:
– со стволом, напоминающим связку тростника, и капителью в форме бутона папируса;
– с гладким стволом и чашевидной капителью в форме зонтика.
Древнейшие папирусообразные полуколонны находятся в «Северном Доме» комплекса фараона Джосера (Саккара, нач. III тыс. до н. э.) (рис. 4.28). Папирус традиционно считался священным растением Северного Египта, поэтому его появление именно в этой постройке выглядит вполне закономерным. Полуколонны имеют ствол из двух выпуклых граней и капитель в форме стилизованной метелки папируса. Эта деталь колонны решена предельно лаконично. Умение отобрать в природном аналоге самое важное, существенное – наиболее характерная черта искусства Древнего Египта.
Самыми знаменитыми постройками Нового царства, в которых, по мнению известного египтолога М.Э. Матье, использованы папирусообразные колонны, являются Карнакский и Луксорский храмы (середина II тыс. до н. э.). Интересны различия в формах колонн, использованных в этих храмах.
a б
Рис. 4.29. a – малые папирусообразные колонны храма Амона-Ра в Луксоре; б – папирус.
Центральные колонны Карнакского храма (Ипет-Сут) имеют предельно обобщенный цилиндрический ствол, увенчанный капителью в виде перевернутого колокола. Капитель украшена лепестками цветоложа и стилизованными изображениями колосьев метелки. Колонны боковых нефов имеют капители в форме бутона – усеченного конуса с закругленной нижней кромкой. Стволы, окрашенные в ярко-зеленый цвет и облицованные золотыми пластинами, были покрыты также густой сеткой иероглифов, расположенных ажурными поясами: «Продолжая развивать роль колонн, египтяне ввели ставшее впоследствии образцом обрамление средних, более высоких проходов залов колонны в виде раскрытых цветов папирусов, сохранив для боковых проходов колонны в виде связок нераспустившихся стеблей. Залы как бы воспроизводили нильские заросли…. Такая декорировка зала хорошо сочетается с общей древней символикой храма как дома божества…» [43, с. 441].
В Луксорском храме (Ипет-Рес) также было применено два типа колонн – гладкие и профилированные. Стволы последних украшены каннелюрами треугольного сечения и отдаленно напоминают снопы папируса (рис. 4.29). Эта колонна имеет плавные утонения (энтазис) кверху и к основанию.
Следует отметить, что по вопросу видовой принадлежности колонн Карнакского и Луксорского храмов в настоящее время наметились серьезные разногласия. Большая группа ученых-египтологов придерживается версии, что природным аналогом этих колонн является не папирус, а священный лотос – символ Верхнего Египта. Мы также склоняемся к последней версии, изложив свою точку зрения в одной из своих работ по древнеегипетской архитектуре [60].
Третьим растением, увековеченным в древневосточной архитектуре, является финиковая пальма (Ph. Dactylifera). Это род древовидных двудольных растений семейства пальм. Их насчитывается свыше 15 видов в сухих субтропических областях Северной Африки, Аравийского полуострова, Южного Ирана, Афганистана и Пакистана до западного берега Инда. Культура финиковой пальмы известна с VII тысячелетия до н.э. Стволы этих пальм прямые, имеют высоту до 15-20 метров и диаметр до 80 см (рис. 4.30, а). Они покрыты остатками листовых черешков (достаточно эффективная защита древесины от палящих лучей солнца!). Густая крона образована перистыми листьями длиной 4-6 м. В основании ствола нередко формируются отпрыски. Финиковые пальмы очень любят простор и свет. Поэтому их помещали подальше друг от друга. Между ними садили фруктовые деревья и ягодные кусты, разбивали огороды и даже сеяли ячмень, полбу и пшеницу. Широкие кроны пальм защищали посадки от палящих солнечных лучей. Подобная форма земледелия широко применялась в странах Двуречья.
a б
Рис. 4.30. a – финиковая пальма; б – пальмовидные колонны храма Хнума в г. Эсне, II в. до н. э.
Первая пальмовидная колонна появилась в храме Саху-Ра в Абусире (V династия). Гладкий цилиндрический ствол колонны, равномерно сужающийся кверху, завершался капителью в форме букета из пальмовых листьев, перевязанных четырьмя ремешками. Для полного соответствия своему растительному прототипу капители данного храма были окрашены в зеленый цвет, а основания колонн – в черный. На ярко-синем потолке изображены золотые звезды. То есть и здесь была сделана имитация ночного неба над пальмовой рощей.
Пальмовидная колонна широкого применения в Египте не получила. Она была использована во дворце Эхнатона в Телль-эль-Амарне (Ахетатоне) (рис. 4.31), в храме бога Хнума в Эснэ (II век до н. э.) (рис. 4.30, б), в других постройках эллинистического периода (гипостильный зал в Ком-Омбо, храм Исиды на острове Филе и др.). В этот период в состав капителей стали включать не встречавшиеся ранее детали – листья, цветы и гроздья винограда, фиников. Капитель стала напоминать пышный букет. Богатство пластики было дополнено пестрой окраской. Зеленые, желтые, красные, синие, белые детали добавили колоннам нарядность и представительность.
Рис. 4.31. Пальмовидные колонны в интерьере дворца Эхнатона в Телль-эль-Амарне (Ахетатоне)
Архитектура Древнего Египта эпохи Нового царства внесла огромный вклад в развитие мировой культуры. В египетской архитектуре откристаллизовался огромный архитектурно-композиционный опыт многих поколений зодчих, работавших над проблемами, над которыми трудились создатели монументальной архитектуры самых различных времен и народов.
Египетское зодчество создало некоторые типы архитектурных сооружений задолго до появления соответствующих им аналогий в архитектуре последующего времени. Так, в Егип- те сформировались законченные варианты храма с наружными галереями и перистильного двора, игравших, в совершенно других формах, первостепенную роль в греческом и в римском зодчестве. Для освещения залов широко применялся базиликальный разрез, столь характерный впоследствии для культовой архитектуры западного средневековья. Были разработаны схемы построения мощных осевых композиций, некоторыми своими чертами предвосхищавшие широкое развертывание генеральных планов регулярных ансамблей более позднего времени. Стремясь к достижению максимальной монументальности, египетские зодчие разработали ряд композиционных приемов, касающихся как общего построения плана архитектурного целого, так и многих частных сторон композиции, – приемов достижения грандиозной масштабности отдельных форм и огромной протяженности ритмических рядов, художественного изображения мощных механических усилий, создания впечатления предельной устойчивости и вечности архитектуры.
Чрезвычайно своеобразно решали египетские зодчие проблемы архитектурного использования отвлеченных геометрических форм, проблему архитектурной переработки форм органического мира и проблему синтеза технической геометрии и художественной скульптуры. 3начительный интерес представляют египетские архитектурные ансамбли и различные формы сочетания архитектуры с природой: с пустыней, с горами, с небом, с рекой, с деревьями. Поучительной страницей в истории архитектурной композиции является бесконечно разнообразная художественная обработка египетских колонн.
Египетская архитектура, с ее огромным богатством и своеобразием форм и мотивов, занимает одно из весьма значительных мест в мировом архитектурном наследии. Зодчество Древнего Египта оказало огромное влияние на развитие архитектуры многих античных и древневосточных государств (Крит, Древний Иран, эллинистические государства, Римская империя и др.):
«Внешнему величию соответствовала, как говорят, краса священных приношений внутри храма, — приношений, удивлявших и своей великой ценою, и искусством своего исполнения…. Говорят, что здания просуществовали до недавнего времени, но серебро и золото, драгоценная слоновая кость и камни были расхищены персами, когда Камбиз сжег египетские храмы [525 г. до н. э.]. Именно тогда персы, как говорят, увезя эти сокровища в Азию и взяв мастеров из Египта, построили знаменитые дворцы в Персеполе, Сузах и Мидии…» [Диодор, I, 46, 3-4]
kursak.net
Древнеегипетский ордер
На протяжении истории развития архитектуры Древнего Египта наиболее значительные изменения коснулись формы опор — столбов и колонн. На ранних этапах чаще использовали опоры геометрически правильной формы. Более сложные колонны, с использованием растительных форм, начали возводить в период Нового царства.
Древнеегипетский ордер с опорами в виде геометрически правильных форм - массивные столбы квадратного сечения, без капителей, без мелких деталей, иногда покрытые рельефами, порой перед столбами помещали скульптуры.
Позднее, в период Среднего царства наблюдается тенденция к преодолению массивности опор, придание им более стройной и пластичной формы. Широко распространились колонны в форме 8- или 16-гранного цилиндра или с вырезанными желобами — каннелюрами. Также в древнеегиптских постройках были обнаружены колонны, ствол которых равномерно утоньшался от основания кверху. Высота колонн обычно в 5—5,5 раза превышает диаметр колонны в основании. Часто колонны имели капитель в виде квадратной плиты —абаки.
Сохраняя геометрическую регулярнось форм, египетский ордер отличается строгостью и конструктивной логичностью, его также называют протодорическим, так как позже в Древней Греции получил распространение дорический ордер, своими формами несколько напоминавший египетский.
В храмовых сооружениях, начиная с периода Нового царства, ордер геометрически правильных форм вытеснился ордером, отображавшем в камне растительных форм, что во многом шло вразрез с конструктивной логикой стоечно-балочной системы, в отличие от более ранних видов ордера.
Все типы колонн этого ордера создавались по единому принципу, являя собой стилизованное отображение в камне растений, чаще всего лотоса, пальмы или папируса, занимавших особое значение в культуре Древнего Египта. Исходя из этого принципа ствол колонны был круглым в сечении или состоял из стилизованного «пучка стеблей» - с полукруглыми в сечении выпуклостями, соответственно круглому стеблю камыша или лотоса, а иногда в виде заостренных ребер, как у стебля папируса. Ствол зачастую украшался горизонтальными полосами с орнаментом или выпуклыми «жгутами», которые будто удерживали вместе «пучки стеблей». Для египетской архитектуры была характерна своеобразная форма капителей, изображавших закрытого бутона или раскрывшейся чашечки цветка папируса, лотоса или листья пальмы. В отдельных случаях на капители высекали изображение головы богини плодородия Хатор .
Древнеегипетские колонны
В эпоху Среднего царства власть фараонов постепенно ослабляла, потому прекратилось возведение крупных пирамид, началось массовое сооружение наземных и пещерных храмов и гробниц. В пещерных гробницах этого периода, кроме ордера с геометрически правильными формами колонн, встречаются также и имитация сводчатых покрытий, опирающихся на балки, поддерживаемые колоннами протодорического ордера (гробница в Бени-Хасане, (рис.17) первая треть II тыс. до н. э.).
Выдающийся образец храмовых построек этого периода — органически вписанный в горный ландшафт ансамбль храмов в Дейр-эль-Бахри (рис.18), в его храмах и гробницах применен ордер с геометрически правильными формами колонн различных типов (рис.19,20)
В эпоху Нового царства (XVI—XI вв. до н. э.), в связи с усилением могущества фиванского жречества, наступает период расцвета храмового строительства. В это время складывается тип монументального наземного храма и возводятся крупнейшие храмовые комплексы Древнего Египта — храм Амона(бога Солнца)в Карнаке(рис.21) (начало II тыс.— I в. до н. э.) и храм Амона в Луксоре(XV — середина XIII в. до н. э.) (рис.22).
Фасад храма обычно был обращен к Нилу, от которого к храму шла аллея сфинксов или овнов (бараноголовых сфинксов) — мифологических животных, посвященных верховному богу Амону. Фасады храмов образованы двумя устоями — пилонамив виде двух башен с прямоугольной рамой входа между ними. Главные фасады храмов имели наклонные стены, что, видимо, является отзвуком более ранних глинобитных построек. Пилоны и вход увенчивались карнизом характерной для египетской архитектуры мягко изогнутой формы — в виде выкружки и валика. Перед пилонами устанавливали обелиски и колоссальные статуи фараона, к пилонам прикрепляли высокие мачты с флагами. За фасадным пилоном открывалсяперистиль— замкнутый квадратный двор, обрамленный массивными близко поставленными колоннами, обнесенный глухой стеной. Доступ во двор был открыт всем. Потом следовалгипостиль— крытый колонный зал, освещавшийся сверху через просветы между уровнями перекрытия различных частей зала. К нему примыкало сравнительно небольшое затемненное помещение -святилище, вокруг которого располагались помещения для жрецов и кладовые; чем дальше помещения храма располагались от входа, тем все более ограниченному кругу жрецов были доступны. Планы храмов были прямоугольными, главные части располагались по одной оси.
Симметричность композиции сооружений — своего рода закон для архитектурного творчества египтян. Она подчеркивалась и преувеличенным масштабом, и организацией подхода к сооружению по его оси. Последовательное чередование различных пространств, сгущение мрака, массивность колонн должны были подчеркивать могущество богов, оказывать на входящего сильное эмоциональное воздействие, подговить к совершению мистического ритуала.
Вокруг прямоугольного участка, на котором располагался храм, возводили глухую каменную ограду по схеме жилого дома богатого египтянина.
Со временем право быть столицей отвоевал у Мемфиса город Фивы, расположенный в Верхнем Египте. Здесь, над восточным берегом Нила, поднялись два грандиозных храма бога солнца Амона-Ра КарнакскийиЛуксорский. Лучшие зодчие страны работали над их созданием.
studfiles.net
26. Египетский ордер
Под ордером той или иной архитектуры следует понимать характерное для данной страны и эпохи художественное истолкование архитравной (стоечно-балочной) конструкции. Формы этого истолкования различны. В архикектуре Древней Греции, где тектоника несущих и опирающихся частей составляла основную архитектурную тему сооружений, выявление тектонического смысла этой конструкции художественными средствами было доведено в ордерной системе до предельной четкости и глубины. Это подняло качество греческой ордерной системы на столь высокий уровень, что все последующие эпохи, пользовавшиеся ордером, как образным языком архитектуры, неизменно обращались к Греции, как к первоисточнику форм. Поэтому часто самое понятие ордера относят лишь к греческой архитектуре и архитектурам, связанным с ней традицией (Рим, ренессанс, классицизм) и объединяемым под общим наименованием классической архитектуры. Такое сужение понятия ордера, однако, неправильно. Только прилагая его ко всем странам и эпохам, где зодчество прибегало к ордерной системе, как средству художественного выражения, можно установить место классической архитектуры в общем развитии мировой архитектуры.
В египетском зодчестве роль ордера очень велика. Формы его многообразны. Применяя архитравную конструкцию, египетский зодчий использовал ее формы для различных художественных замыслов.
Колонны египетского ордера можно разделить на две группы: группу геометрически правильных колонн и группу изобразительных колонн.
Опоры геометрически правильных форм.Группа опор геометрически правильной формы появилась в Египте в период Древнего царства. Эти опоры преобладали в скальных гробницах и портиках Среднего царства, но позднее, вследствие перемены художественного мировоззрения, они не находили (признания и почти совсем исчезли в Новом царстве.
Группа эта заключает несколько типов.
1. Столб квадратного сечения — наиболее часто применявшийся тип этой группы. Его пропорции: высота равна 4 — 5 сторонам основания. В большинстве случаев столб не имел капители и был часто покрыт рельефами. В Позднее время перед квадратными столбами ставились скульптурные изображения (Мединет-Хабу, Рамессей). Эти скульптуры обычно прислонены к столбу и не несут нагрузки. Этот прототип несущих кариатид имелся уже в ансамбле Джосера в Саккара.
2. Колонны в виде граненого цилиндра с 8 или 16 (реже 18 и 20) плоскими поверхностями, или каннелюрами. Египетская каннелюра имеет неправильную кривизну, увеличивающуюся к граням. Пропорции колонн в Бени-Хасане: высота h равна) 5 D (нижним диаметрам).
3. Колонны в виде суживающегося кверху цилиндра — обычно с каннелюрами, но без энтазиса. Пропорции h=5,5 D.
Граненые и каннелированные колонны этого типа имели чаще всего капитель в виде квадратной плиты-абаки (аналогичной греческим) (Внешнее сходство египетских геометрических опор с колоннами дорического ордера Греции привело к появлению в литературе термина: «протодорическая» египетская колонна. Однако этот термин следует признать неудачным, так как он вызывает неверное представление о преемственности греческих форм от более ранних египетских, что исторически не доказано. Кроме того, между этими видами колонн есть ряд существенных различий: например, в египетской колонне отсутствуют эхин и энтазис).
В памятниках III династии были попытки создания более сложных капителей. Можно отметить два типа их. В первом верхняя часть ствола колонны не прорезана каннелюрами и имеет гладкую поверхность, срезанную снизу по кривой (табл. 14, фиг. 3 — Саккара). Во втором типе под абаку введены два больших листа, загибающихся вниз на ствол колонны (табл. 14, фиг. 5).
База граненого столба представляет собой простую прямоугольную подкладку, сравнительно мало выступающую из тела столба (столб мог не иметь капители, но базу имел почти всегда).
В другом случае база колонны, круглая в плане, сильно выступает за периметр ствола колонны (иногда почти до двух диаметров колонны) и часто расширяется книзу. Она практически неудобна, так как сильно уменьшает ширину узкого прохода между колоннами.
Колонны, подражающие формам растительного мира, и др. Колонны, подражающие формам растительного мира, в основных своих типах возникли в период V и частью III династий, немного позже — каннелированного типа; они почти не применялись в Среднем царстве, но затем, в период Нового и Позднего царств, совершенно вытеснили колонны геометрически правильных форм. Колонны этого типа в их развитом виде тесно связаны с религиозной символикой египтян.
Основанная на подражании формам растительного мира, египетская колонна перерабатывает эти формы в соответствии с установкой Нового царства на монументальную архитектуру (табл. 71, фиг. 5, 6 и 7 и табл. 72, фиг. 6—10). Пропорции колонн становятся грузными, самые формы их упрощенными, сведенными к гладким поверхностям. В начальный период Нового царства проводилось строгое распределение типов колонн по месту их положения. Колонны, несущие нагрузку потолка, имели закрытую чашечку цветка, приближаясь к простой конструктивной форме, рассчитанной на выражение тектонической роли колонны. И только в средних, ярко освещенных пролетах гипостильных зал колонна, подражая свободно стоящему растению, получила раскрытую чашу капители, за гранью которой не видна была верхняя часть колонны, непосредственно принимающая на себя нагрузку потолка. Потолок, расписанный звездами, изображал небо и казался парящим в воздухе. В конце Нового царства этот прием размещения колонн потерял свое значение, и они -стали расставляться в произвольном порядке. В архитектуре Египта Позднего времени применялись исключительно раскрытые чаши капителей. При определении формы колонн декоративные требования получили в эту эпоху преобладающую роль.
Встречаются следующие типы колонн.
1. Папирусообразная (папирус — высокий гладкий тростник) с открытым и закрытым бутонами — основной тип Нового царства (табл. 72, фиг. 5, 11, 13 и 17 и табл. 20, фиг. 1).
2. Лотосообразная (лотос — большая белая лилия), редко применявшаяся колонна (табл. 72, фиг. 4 и 12 и табл. 20, фиг. 3).
4. Сложная, или композитная капитель (табл. 72, фиг. 2, 3 и 14) появилась в Позднем Египте.
5. Xаторическая капитель с изображениями головы богини Хатор (табл. 64, фиг. 1
и табл. 72, фиг. 16).
6. Капитель с перевернутым колоколом (табл. 72, фиг. 15) редко встречается (Карнак).
www.historicus.ru
08 Ордерная система Египта
Стоечно-балочная система и египетский ордер
Простейшая стоечно-балочная конструкция в процессе своего развития получала различную художественную разработку, в результате чего на каждом этапе истории Египта складывалась определенная система взаимосвязи конструкции и ее художественного истолкования путем придания ей индивидуального характера, соответствующих пропорций, особых деталей, пластики и декоративных украшений. Эта система получила условное название ордера, включающего конструкцию и весь строй основанной на ней композиции. Важнейшими элементами ордера являются колонны (столбы), имеющие в верхней части завершение - капитель, а в нижней - базу, и перекрывающий колонны горизонтальный элемент, увенчанный карнизом.
В развитии египетского ордера особенно заметные изменения наблюдаются в форме опор - столбов и колонн. Для раннего периода характерны опоры геометрически правильной формы, позднее (Новое царство) получают широкое распространение более сложные колонны, обычно подражающие формам растительного мира.
Ордер с опорами в виде геометрически правильных форм - это лишенная мелких деталей конструкция с мощными столбами квадратного сечения. В большинстве случаев столб не имел капители, но иногда покрывался рельефами. В отдельных случаях перед столбами ставились скульптурные изображения.
Следующий этап в развитии ордера (Среднее царство) знаменует тенденцию к преодолению массивности опор, придание им более стройной и пластичной формы. Получают широкое развитие колонны в виде граненого цилиндра с 8 и 16 гранями или врезанными в тело ее ствола желобами - каннелюрами.
Иногда ствол колонны становился равномерно тоньше от основания кверху. Высота колонн обычно в 5,5, 5 раз превышает диаметр колонны в основании. Часто колонны имели капитель в виде квадратной плиты - абаки. При сохранении геометрической регулярности форм египетский ордер отличается строгостью и конструктивной логичностью.
Ордер с колоннами, подражающими формам растительного мира, в период Нового царства и более позднее время стал ведущим в храмовых постройках. Развились несколько типов колонн, но в основе их формообразования, как правило, лежал единый принцип - стилизованное воспроизведение в камне ствола, бутона или цветка таких распространенных в Египте растений, как папирус, лотос и пальма.
Ствол колонны был круглым в сечении или состоял из "пучка стеблей", т. е. имел выпуклости в виде полукружий (соответственно круглому стеблю камыша или лотоса), а иногда в виде заостренных ребер (следуя угловатому сечению - стебля папируса). По горизонталям ствол пересекался орнаментальными полосами или объемными "жгутами", как бы стягивающими "связки стеблей". Капитель воспроизводила форму закрытого бутона или раскрывшейся чашечки цветка.
В отличие от более ранних видов ордера, стилизованный ордер Нового царства имеет декоративно-изобразительную основу композиций. Отображение в камне растительных форм во многом шло вразрез с конструктивной логикой стоечно-балочной системы (сужение колонн книзу, сосредоточение усилий в сравнительно малой по сечению абаке, декоративная трактовка капителей, лишенных функций нагруженных частей системы и т. п.). Обусловленное идейно-художественными задачами стремление к монументализации форм было ведущей чертой разработки ордера.
studfiles.net
Древний Египет. Стоечно-балочная система и египетский ордер
Простейшая стоечно-балочная конструкция в процессе своего развития получала различную художественную разработку, в результате чего на каждом этапе истории Египта складывалась определённая система взаимосвязи конструкции и её художественного истолкования путём придания ей индивидуального характера, соответствующих пропорций, особых деталей, пластики и декоративных украшений. Эта система получила условное название oрдера.
В переводе с латинского языка слово «ордер» означает порядок, строй, включающий конструкцию и весь строй основанной на ней композиции. Важнейшими элементами ордера являются колонны (столбы), имеющие в верхней части завершение – капитeль, а в нижней – бaзу, и перекрывающий колонны горизонтальный элемент, увенчанный карнизом.
В развитии египетского ордера особенно заметные изменения наблюдаются в форме опор – столбов и колонн. Для раннего периода характерны опоры геометрически правильной формы, позднее (Новое царство) получают широкое распространение более сложные колонны, обычно подражающие формам растительного мира.
Ордер с опорами в виде геометрически правильных форм – это лишённая мелких деталей конструкция с мощными столбами квадратного сечения. В большинстве случаев столб не имел капители, но иногда покрывался рельефами.
Следующий этап в развитии ордера (Среднее царство) знаменует тенденцию к преодолению массивности опор, придание им более стройной и пластичной формы.
Получают широкое развитие колонны в виде гранёного цилиндра с 8 и 16 гранями или врезанными в тело её ствола жёлобами – каннелюрами. Иногда ствол колонны равномерно утончался от основания кверху. Высота колонн обычно в 5-5,5 раза превышает диаметр колонны в основании. Часто колонны имели капитель в виде квадратной плиты – абaки. Египетский ордер отличается строгостью и конструктивной логичностью.
Ордер с колоннами, подражающими формам растительного мира, в период Нового царства и более позднее время стал ведущим в храмовых постройках. Развились несколько типов колонн, но в основе их формообразования, как правило, лежал единый принцип – стилизованное воспроизведение в камне ствола, бутона или цветка таких распространённых в Египте растений, как папирус, лoтос и пaльма.
Ствол колонны был круглым в сечении или состоял из «пучка стеблей», т.е. имел выпуклости в виде полукружий (соответственно круглому стеблю камыша или лотоса), а иногда в виде заостренных рёбер (следуя угловатому сечению стебля папируса). По горизонталям ствол пересекался орнаментальными полосами или объёмными «жгутами», как бы стягивающими «связки стеблей». Капитель воспроизводила форму закрытого бутона или раскрывшейся чашечки цветка.
Кроме колонн растительных форм египтяне часто использовали столбы четырехугольного или многогранного сечения. Начиная со времени Среднего царства встречаются два особенных типа колонн. Это колонны с изображением на капители головы богини Гатoр и так называемые колонны Осuриса в храмовых постройках. Такая колонна обычно стояла перед колоннадой, обрамляющей вход в храм, иногда это была статуя бога Осириса, составляющая с колонной одно целое.
Опорные панели между столбами строители выкладывали из каменных балок, сверху на них укладывали каменные плиты, которые образовывали плоский потолок. Над ним сверху не было кровли, ведь дождь в Египте – величайшая редкость. Карниз служил сначала только венчанием стен, но потом его подняли выше балок перекрытия и он превратился в один из элементов украшения стены. Такой карниз был украшен фигурами животных и растений (например, изображениями священной кoбры-урeя).
Капители колонн выполнялись пальмовидными, папирусообразными с закрытым бутоном цветка, папирусообразными с распустившимся цветком, в виде головы богини Гатoр, которая получила особенно широкое распространение в Позднем Египте.
Египтяне умели строить и настоящие своды, но делали они это только исключительно при строительстве усыпальниц из кирпича, при возведении складских помещений и прокладке каналов. Лестницы стали использоваться гораздо позже, до этого в большинстве случаев для соединения различных уровней и этажей здания пользовались наклонной плоскостью – пaндусом.
Египетские мастера начиная с незапамятных времен работали по точным тщательно разработанным планам. Архитектор записывал свои мысли на листе папируса, глиняной табличке или известняковой плите, часто он работал с помощью разметки по клеткам, что помогало ему при проектировании, а позднее и при выполнении работ.
Чтобы стены зданий пересекались под прямым углом, использовалось известное древним египтянам соотношение сторон треугольника 3 : 4 : 5; угол между сторонами длиной 3 и 4 единицы – обязательно прямой, поэтому отношение короткой и длинной сторон плана помещения первоначально принимали равным 3 : 4.
Египетским строителям отношение 3 : 4 : 5 так нравилось, что им пользовались и при определении геометрии сводов, описывая их очертание из трёх центров у основания и вершины двух египетских треугольников. Как сообщает Плутaрх (ок. 43 – ок. 127, древнегреческий писатель и историк), этот треугольник считали в Египте священным, им пользовались в различных соотношениях.
Позднее соотношение катетов египетского треугольника было заменено соотношением сторон прямоугольника, длину которых назначали по правилам золотой пропорции. Пропорция в архитектуре – гармоничное, соразмерное соотношение величин: длины, ширины, высоты.
Золотое сечение, золотую пропорцию размеров сторон помещения, высоты и ширины дверных и оконных проёмов находят делением отрезка длиной а в крайнем и среднем отношении. Делением его на две такие части х и а – х , бoльшая из которых х будет средним геометрическим между длинами а и а – х. Размер х находят из математической пропорции а : х = х : (а – х), откуда, положив а = 1, получают квадратное уравнение x2 + x – 1 = 0 и далее x = 0.618. Следовательно, размеры сторон прямоугольника будут равны 0.618 и 1 – 0.618 = 0.382, а их отношение 0.618:0.382 = 1.62. Отношение сторон египетского треугольника 4 : 3 = 1.33.
Золотое сечение, которое господствует и в архитектуре, и в природе египтянами было возведено, как и треугольник с соотношением сторон 3 : 4 : 5, в ранг святых. Ему подчинены также и пропорции человеческого тела.
Пропорции в архитектуре, планировке и композиции определяют их художественное восприятие точно так же, как мелодия и такт определяют звучание музыки, ритм – стихов. Архитектура – это застывшая музыка. Единство пользы, прочности и красоты, – таковы содержание и специфика архитектуры, – говорили древние зодчие.
Простые деревенские жилища-хижины строили из тростника, осoки и глины. Более крупные здания возводили из высушенных на солнце глиняных кирпичей. В основном так строились дома в городах. То есть, для строительства использовались лёгкие и непрочные материалы. В силу этих причин до нас дошло очень мало следов таких построек и сооружений.
Дворцы фараонов и знати, как и жилища простых людей, тоже строили из непрочных материалов, в основном из глиняных кирпичей, высушенных на солнце. В отличие от храмов, где поклонялись богам постоянно и во все времена, каждый из фараонов после вступления на трон строил себе новый дворец. Здания быстро ветшали и разрушались, и поэтому от дворцов фараонов не осталось даже руин. Остатки стен и битая черепица – вот и всё, что можно увидеть на местах ранее великолепных дворцов.
architecturesss.blogspot.com
Лекция - Древнеегипетский ордер - История
На протяжении истории развития рахитектуры Древнего Египта наиболее значительные изменения коснулись формы опор — столбов и колонн. На ранних этапах чаще использовали опоры геометрически правильной формы. Более сложные колонны, с использованием растительных форм, начали возводить в период Нового царства.
Древнеегипетский ордер с опорами в виде геометрически правильных форм — массивные столбы квадратного сечения, без капителей, без мелких деталей, иногда покрытые рельефами, порой перед столбами помещали скульптуры.
Позднее, в период Среднего царства наблюдается тенденция к преодолению массивности опор, придание им более стройной и пластичной формы. Широко распространились колонны в форме 8- или 16-гранного цилиндра или с вырезанными желобами — каннелюрами. Также в древнеегиптских постройках были обнаружены колонны, ствол которых равномерно утоньшался от основания кверху. Высота колонн обычно в 5—5,5 раза превышает диаметр колонны в основании. Часто колонны имели капитель в виде квадратной плиты — абаки.
Сохраняя геометрическую регулярнось форм, египетский ордер отличается строгостью и конструктивной логичностью, его также называют протодорическим, так как позже в Древней Греции получил распространение дорический ордер, своими формами несколько напоминавший египетский.
В храмовых сооружениях, начиная с периода Нового царства, ордер геометрически правильных форм вытеснился ордером, отображавшем в камне растительных форм, что во многом шло вразрез с конструктивной логикой стоечно-балочной системы, в отличие от более ранних видов ордера.
Все типы колонн этого ордера создавались по единому принципу, являя собой стилизованное отображение в камне растений, чаще всего лотоса, пальмы или папируса, занимавших особое значение в культуре Древнего Египта. Исходя из этого принципа ствол колонны был круглым в сечении или состоял из стилизованного «пучка стеблей» — с полукруглыми в сечении выпуклостями, соответственно круглому стеблю камыша или лотоса, а иногда в виде заостренных ребер, как у стебля папируса. Ствол зачастую украшался горизонтальными полосами с орнаментом или выпуклыми «жгутами», которые будто удерживали вместе «пучки стеблей». Для египетской архитектуры была характерна своеобразная форма капителей, изображавших закрытого бутона или раскрывшейся чашечки цветка папируса, лотоса или листья пальмы. В отдельных случаях на капители высекали изображение головы богини плодородия Хатор (5, стр. 250; 6, том 1, стр. 135-136; 8, стр. 11-12; 11, стр. 65).
Вопрос 8
Древнегреческий ордер
1 2
Стоечно-балочная конструкция явилась основой создания новой тектонической системы, возникшей в результате стремления к рациональной и художественно совершенной композиции сначала в дереве, а затем в камне. Возникли закономерные взаимосвязи и определен порядок расположения основных элементов этой конструкции, установлены правила их пластической и декоративной разработки. Общий композиционный строй системы получил позднее название классического ордера. В греческом ордере отразилась зависимость характера пластики и пропорций системы от двух неразрывных сторон ее тектонического строя — художественной и конструктивной. Различия систем нашли выражение в двух основных ордерах)древнегреческой архитектуры — дорическом и ионическом. Название ордеров связано с местами их возникновения. Сформировались ордера в основном в архаический период, но наибольшего совершенства их формы достигли в классическую эпоху. Первый-более прост, массивен, монументален, нагружен, внутренне напряжен; второй — более легок, изящен, пластически богат, не столь нагружен и менее напряжен. В пластике и пропорциях ордеров нашли известное символическое отражение поиски образов по подобию строения человека -антропоморфизм, свойственный в целом греческому искусству. Древнеримский теоретик архитектуры Витрувий, ссылаясь на мнение греческих авторов, сравнивает дорический ордер с «крепостью и красотой мужского тела», ионический ордер — с «утонченностью женщин, их украшениями и соразмерностью». Каменные ордера несут на себе следы более древней деревянной системы, ясные и логичные формы которой были переосмыслены конструктивно и художественно при переходе на новый материал. Дорический ордер подобно своему деревянному прототипу имел три основные части: основание -стереобат), несущие опоры — колонны и несомую конструкцию — антаблемент. Ствол колонны в целях устойчивости сужается кверху и увенчанкапителью. Назначение последней — создать более удобный переход от горизонтальных балок к вертикалям колонн. Квадратная плита капители (абака)) поддерживается круглой плитой в виде перевернутого усеченного конуса (эхин)), который обеспечивает равномерную передачу нагрузки на колонну по всему ее сечению. Антаблементчленится на три основные части, конструктивная необходимость которых ясно выявлена в деревянном ордере. Нижнюю часть представляет несущая балка — архитрав). На нее опирались концы поперечных балок, торцы которых, по-видимому, облицовывались деревянными планками, а промежутки иногда заполнялись терракотовыми плитами с нанесенной на них живописью или барельефом. Эта горизонтальная полоса нашла пластическое отражение и в антаблементе каменного ордера в средней полосе фриза), в котором чередуются плиты с вертикальными врезами — триглифами) и промежутки -метопы), иногда украшенные барельефами). Верхняя часть антаблемента -карниз) нависает над всей конструкцией, предохраняет ее от дождевой влаги, и своей четкой горизонталью завершает композицию. В каменном ордере основные конструктивно-необходимые элементы деревянной системы символически трактованы, как их пластическое отражение в системе. При этом пластическая разработка ордера подчеркивает тектоническое значение основных элементов. Обработка колонн вертикальными желобами — каннелюрами)оттеняет функцию несущих вертикальных опор. Утончение ствола кверху (энтазис)) не только придает устойчивость колонне, но и делает ее «живой», по-скульптурному пластичной. Энтазис имеет форму упругой кривой линии, отчего создается впечатление внутренней напряженности колонны, как бы «сплюснутой» под тяжестью антаблемента. С помощью различного начертания профиля эхина) образно выявлялась степень «напряженности» капителей колонн. Зрительной конструктивности ордера подчинялась и разработка декоративных деталей: скульптурные вставки допускались только в полосе фриза), а архитрав) всегда оставался гладким. Так же строго разрабатывались карнизные плиты. На нижней их грани триглифам отвечали выступы с каплями (мутулы)).
Огромную роль в образной характеристике ордерных композиций играли пропорциональные соотношения основных элементов ордера: отношения толщины колонны к ее высоте иинтерколумнию), высоты архитрава и всего антаблемента к высоте колонны и т. д. При возведении ранних построек архаического периода греческие строители, еще не овладев в полной мере возможностями каменных стоечно-балочных конструкций, придавали ордеру чрезмерно грузные формы: антаблемент делался тяжелым, достигая порою почти половины высоты колонн. Последние в расчете на большую нагрузку делались массивными и устанавливались близко друг к другу. Сооружения производили впечатление приземистости и тяжеловесной силы (храм Аполлона в Сиракузах, храмы в Селинунтеи др.). Овладевая механическими свойствами камня, применяя прочные породы известняка и мрамора, зодчие облегчают ордер, добиваются более стройных и гармоничных пропорций. Вместе с тем зодчие использовали те или иные пропорции для придания зданиям различных образно-эмоциональных качеств.
Ионический ордер резко отличается от дорического пропорциями и деталями. Колонна имеет профилированную базу) и капитель) со спиралеобразными волютами). Горизонтальные членения капители украшены глубоким орнаментом с преобладанием в них яйцевидных деталей -иоников). Архитрав делится на три выступающие друг над другом полосы — фасции). Фриз не имелтриглифов), но иногда сплошь покрывалсябарельефом). Карниз часто украшался узкой полосой из иоников и завершался профилем в виде четвертного вала, иногда с тонко прорисованным орнаментом. Резко выступающая прямоугольная плита поддерживалась профилем в виде каблучка. В разработке карниза постепенно намечается деление на венчающую выносную часть и нижнюю — поддерживающую. Профили и детали ордера разрабатывались с ювелирной тонкостью и моделировались индивидуально. Пропорции ионических колонн отличаются от пропорций дорического ордера большей стройностью, а система в целом — легкостью и пространственностью.
И дорический, и ионический ордера использовались в Древней Греции в широком диапазоне построек — от небольших галерей) жилых зданий до грандиозных портиков) храмов. Исходя из предельного размера каменной балки и архитрава были устрановлены закономерные связи междуинтерколумнием) и пропорциями колонны (ее диаметром и высотой), согласно которым была определена зависимость пропорционального строя ордера от абсолютной величины. Однако на практике часто отклонялись от этого правила в соответствии с решением конкретных идейно-художественных задач.
К концу 5 в. до н.э. возник третий архитектурный ордер, коринфский. Его колонны столь же изящны, как колонны ионического ордера, а антаблемент более пышный. Коринфская капитель напоминает перевернутый колокол, составленный из двух рядов листьев аканта со спиралевидными усиками виноградной лозы по углам. По-видимому, этот ордер впервые был применен в храме Аполлона в Бассах. В усовершенствованном виде мы встречаем его в круглом храме в Эпидавре; в самом конце 4 в. до н.э. коринфский ордер был использован при создании памятника Лисикрата в Афинах.
Типы храмов:
Диптер
[править]
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Схема древнегреческого храма типа диптер
Вид на руины храма Артемиды Эфесской
Диптер (др.-греч. δίπτερος «двукрылый») — тип храма в антах, вокруг которого со всех сторон ионический ордер (чаще всего), колонны в несколько рядов (2 и больше).