Культура древних индейцев. Культура, быт и обычаи индейцев, проживающих на территории Южной Америки
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Народы Южной Америки: культура и традиции. Культура древних индейцев


Народы Южной Америки: культура и традиции

Народы Южной АмерикиНа сегодняшний момент Южная Америка - континент с населением более трехсот миллионов человек, численность которого постоянно увеличивается. Вследствие непростых обстоятельств истории «покорения» Америки здесь наблюдается сложный и многонациональный этнический состав, в котором расовые признаки значительно перемешаны.

Племена древних индейцев попали на Южноамериканский континент более 20 тысяч лет назад из Северной Америки, постепенно расселяясь по всему материку. Потом в 16 веке началась эпоха европейского колонизаторства, сначала сюда приплыли португальцы и испанцы, чуть позже переселенцы из других европейских стран – немцы, англичане, французы и т.д. Коренное население страны – южноамериканские племена индейцев жестоко истреблялись, уничтожалась их древняя культура, разрушались древние города, храмы и святилища. В последующие годы, после того как большая часть индейского народа была бездумно уничтожена, в качестве рабов было завезено большое количество негров с Африканского континента. Результат такого стремительного и довольно кровавого заселения Южной Америки – пестрый этнический состав материка.

Коренные жители в доколумбовскую эпоху

В то время, когда европейцы «окрыли» для себя Новый Свет, коренное население обоих материков находилось на разных этапах развития, и если на севере Америки племена собирали грибы и ягоды, и жили первобытнообщинным строем, то на территории Центральной и Южной Америки, индейские племена уже создавали государства и целые цивилизации, строили классовые отношения и творили уникальные памятники культуры, науки и зодчества, ставшие впоследствии настоящими феноменами и загадками для всех ученых умов мира

Племена, жившие на востоке от Анд, охотились и собирали дары природы, находились на довольно низком уровне развития, практиковали основы первобытнообщинного строя.

древнее исчезающее племя в Южной Америке

(Древнее исчезающее племя)

Высокоразвитые индейские племена, которые жили в горных районах Анд и на побережье Тихого океана (современная территория Колумбии, Перу, Чили), они создали здесь первые государства с развитым земледелием и разведением домашнего скота, здесь развивались ремесла, различные прикладные искусства и научные знания. Это древние цивилизации инков, майя, культуры Чавин, Мочика и др.

Жители крайней южной части Южноамериканского континента, жившие на архипелаге островов Огненная земля (современная провинция Аргентины и часть Чили) – огнеземельцы, это племена она, алакалуфы, яганы, ко времени европейской экспансии находились на низком уровне развития, ходили в шкурах животных, имели каменное и костяное оружие, охотились на гуанако (предок домашней ламы) и ловили рыбу в океане на утлых суденышках из бересты.

мужчины племени долины реки Амазонка

(Мужчины племени долины реки Амазонка)

На ступеньку выше в развитии стояли индейские племена, жившие в долине рек Ориноко и Амазонка в центре и на севере континента (племена языковых групп араваков, карибов, тупи-гуарани), которые занимались охотой, оружие - лука и трубки с отравленными стрелами (знаменитый яд кураре), выращивали кукурузу, маниоку, табак, хлопок, форма социальной организации – родовая община.

На севере Анд (современная Колумбии) в долине реки Богота народом чибча было организовано индейское государство народов чибча-муиска с довольно развитой культурой, в пределах современного Перу, Боливии и Эквадора существовала культура индейского племени кечуа.

Культура и быт древних индейцев

племя Ирокезы

(Племя Ирокезы)

Наиболее известной и подробно изученной является культура древней Империи Инков или Таунтинсуйю («четыре соединенные стороны света»), которая образовалась во втором веке нашей эры путем захватнических войн, когда одно из горных племен завевало обширные соседние земли, где жили такие племена как аймара, кеуар, уальякан и т.д и объединило их все в одно мощное инкское государство. В 14-15 веке, на которые пришлась эра захватнической европейской колонизации, Империя Инков занимала огромные территории сегодняшних Эквадора, Перу, Боливии, некоторых частей Аргентины, Колумбии и Чили. Специально построенная столица государства – Куско, язык - кечуа, первый правитель (Верховный Инка) – Манко Капаку.

воины Ирокезов

(Воины Ирокезов)

Подобно Римской империи главной силой этой державы была армия, её обеспечением занимался весь народ, регулярно оплачивая в казну налоги на её содержание. Покоренным народам разрешалась верить в свои божества, но обязательным было поклонение верховному богу Солнца инков – Инти. Население жило в каменных домах, построенных из таких горных пород как известняк, базальт, диорит и т.д. Дома обычных жителей были незамысловатыми и скромными, зато дома знати, жрецов и правителей украшалась золотыми и серебряными пластинами. Архитектура древних инков отличается суровостью и аскетичностью, дворцы и храмы подавляют своей мощью и величием, для их возведения использовались огромные монолитные глыбы, плотно подогнанные по размеру и не скрепленные никаким раствором. Ансамбль храмов Кориканча («Золотой храм») в столице инков Куско - вершина зодчества инков. В нем находились золотой алтарь и золотой диск бога Солнца Инти, он был разрушен и разграблен испанцами. Сейчас на его развалинах находится собор Санта-Доминго.

Мачу-Пикчу

(Мачу-Пикчу - древний город Инков на вершине горы, возвышаясь над долиной реки Урубамбы)

Древние инки были искусными ремесленниками, они добывали руды горных металлов и умели обрабатывать золото, бронзу, делали удивительные по красоте ювелирные украшения, которые позже были переплавлены на золотые слитки и увезены в Испанию конкистадорами-завоевателями. Письменности как таковой у инков не было, считается, что они передавали и хранили информацию с помощью специального узелкового письма «кипу».

Все население империи делилось на социальные классы и профессии, основой социальной пирамиды инков лежало понятие айлью, состоящее из семейных кланов, живших на одной земле и сообща её обрабатывающих, занимавшихся общим разведением скота и деливших урожай на всех. Главой государства был Единственный Инка - верховный правители и главный жрец бога Солнца.

В начале 16 века, когда испанский конкистадор Франсиско Писарро пришел на земли Империи, в связи с острой междоусобной борьбой за власть она уже находилась на грани развала, была быстро завоевании и разграблена, древняя цивилизация инков прекратила свое существование. Сегодня от неё остались только развалины древнего города Мачу-Пикчу в горах Перу.

Также древнейшим цивилизациями на территории современной Мексики, Белиза, Гватемалы, Гондураса, и Сальвадора, государств Латинской Америки, считаются культуры майя и ацтеков.

древние Майя

(Древние Майя)

Майя – ярчайший пример индейской докуломбовской цивилизации, которая и сегодня для всех остается загадкой и научным феноменом. Начала свое существование в начале нашей эры, и к приходу конкистадоров находилась уже в глубоком упадке. Это уникальный народ, существуя в условиях каменного века и не умея добывать и обрабатывать металл, не имея средств передвижения и животных для перевозки грузов, разработали удивительно точный солнечный календарь, имели сложную иероглифическую письменность, предсказывали затмения Луны и Солнца, вычисляли движение планет. Именно майя создали неповторимые шедевры строительного искусства, которые известны и сейчас по всему миру (пирамиды Майя в древних городах Теотиуаукане, Чолула и Чечен-Ица). Цивилизация майя погибла в 11 веке, еще до прихода конкистадоров, которые застали уже остатки былого могущества, почему это произошло до сих пор неизвестно.

Храм надписей Майя

(Храм надписей древней цивилизации Майя - визуализация)

Цивилизация ацтеков существовала на территории современной Мексики в период с 14 по 16 век нашей эры. Столицей древнего государства ацтеков был Теночтитлан на озере Тескоко, который представлял собой огромный город, расположенный на нескольких островах посредине озер, соединявшихся между собой дамбами. Везде были проложены отличные каменные дороги, его улицы пересекались каналами, каменные дворцы и храмы находились в зелени садов. Ацтеки были великолепными резчиками по дереву, скульпторами, ремесленниками и ювелирами. К сожалению, наследие этой древней цивилизации практически до наших дней не сохранилось, только единичные шедевры, чудом избежавшие уничтожения от рук испанских конкистадоров, попали в Европу и стали достоянием общественности.

Традиции и обычаи

Обычаи и традиции играли огромную роль в жизни практически каждой индейской народности, которая проживала на территории Южноамериканского континента в древности.

жизнь племени Майя

(Жизнь древних племен Майя)

Например, майя считали, что рождение ребенка – знак особого расположения богов, особенно богини Луны, имя ребенку выбирали жрецы, рассчитывали его гороскоп и предсказывали будущее. Косоглазие у майя было признаком красоты, чтобы ребенок стал косоглазым, ему ко лбу прикреплялась бусинка, свешивающаяся на глаза, на которую ребенок должен почаще смотреть. Также с помощью дощечки примотанной впереди удлинялся лоб и голова становилась более плоской, этого требовали каноны красоты майя, а также обязывало высокое положение в обществе.

Большой популярностью пользовалась игра в мяч, она была религиозного характера, проводилась с большими церемониями и тщательной подготовкой.

Одним из страшных и кровавых обрядов этого народа был обряд жертвоприношения, когда человеческую жертву приносили в угоду какому-нибудь богу, вырывая сердце и сбрасывая тело с высокой пирамиды.

Воин племени Инки

(Воин древнего племени Инки)

В религии инков присутствовал целый пантеон богов: творец мира и всего живого Кон Тиски Виракоча, после него шли бог Солнца Инти, Ильяпа – бог погоды, богиня Луны – Мама Килья и другие. Инки проводили великое множество религиозно-обрядовых церемоний, подчинявшихся земледельческому календарю или датам, приуроченным к жизни правящей царской семьи. Праздники и торжества проводились на центральной площади города Куско, которая называлась Уякапата («Священная терраса»), там же находились дворец правителя, после его смерти он превращался в святилище, где находилась забальзамированная мумия покойника. Новый Верховный Инка жил в другом, построенном лично для него, дворце.

Современная жизнь народов Южноамериканского континента

город Пуно в Перу

(Город Пуно в Перу)

Современная численность населения Южной Америки - 387,5 миллиона человек. Характеризуется преобладанием смешанных этнических групп: метисов (результат смешанных барков европейцев и индейцев), мулатов (брак европейцев с негроидной расой), самбо (брак индейцев с негроидной расой).

В Колумбии, Парагвае, Эквадоре и Венесуэле преобладают метисы, потомки смешанных браков коренных жителей (индейцев) и испанских поселенцев. В Перу и Боливии в большинстве индейцы. В государствах центральной части Южной Америки в Бразилии, Колумбии и Венесуэле большинство граждан африканского происхождения, меньшинство - потомки жителей европейского континента. А вот их большая часть особенно выходцев из Испании и Италии обитает в Аргентине, Уругвае. В Чили много выходцев с таких европейских стран как Германия, Англия, Франция, Австрия, Греция, Скандинавия и т.д. Официальный язык большинства стран материка говорит на испанском языке, в Бразилии на португальском, в Перу индейский язык кечуа официальный наравне с испанским.

xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai

Культуры индейцев Северной Америки

Антропологические, лингвистические, географические данные говорят о том, что индейцы Северной Америки перебрались сюда из Азии по перешейку, который существовал еще 29-30 тысяч лет назад. И сейчас Берингов пролив, разделяющий Чукотку и Аляску, можно преодолеть на обычной рыбацкой лодке. Индейцы Северной Америки, особенно ее арктическойзоны —алеутыиэскимосы(от «эскимантвик» — поедающий сырое мясо) этнически очень близки алтайским, финно-угорским, сино-тибетским народам. К арктической группе примыкают также жители канадского лесного Севера и Северо-Западного побережья Тихого океана —атапаски,тлинкины,хайда. Хотя культуры арктической зоны — наиболее древние на американском континенте, их уровень большей частью остался близким к первобытному, значительно уступая культурам Центральной и Южной Америки. Слишком жестким оказался вызов суровой природы, сделав жизнь постоянной борьбой за существование.

Главной деталью природного ландшафта у индейцев Крайнего Севера был снег, для различных состояний которого у эскимосов насчитывается до тридцати наименований. Летом пейзаж оживляли островки мха — ягеля, которым питались олени. Северные индейцы добавляли мясо и жир из оленей, китов и других морских животных, утеплялись двухслойными одеялами из меха, запрягали в сани-нарты неприхотливых, выносливых северных собак-лаек, собирали водоросли, ягоды, коренья и травы, были отменными рыбаками. От холода их защищали иглу— дома из льда с пологами из шкуры, аалгонкинов—вигвамы.

Даже в таких суровых условиях они не утратили способности ценить красоту, дар художественного творчества. Почти в первозданном виде и сейчас можно наблюдать удивительно красивые танцы индейцев Севера, восхищают их резьба по дереву, камню и рогу, ожерелья и браслеты, узоры на одежде, изобретательность в татуировке. Во многих музеях мира хранятся щиты и шлемы, шаманские жезлы, тотемные маски и столбы. Умельцами в изготовлении изделий из меди были тлинкины. Все художественное творчество индейцев (и не только арктической зоны) проникнуто любовью к природе, порождено органичной вращенностью в нее.

Южнее Великих озер (на границе современных США и Канады), вплоть до реки Миссисипи жили племена ирокезов, делавэров, могикан— эти названия знакомы нам с детства по романам Фенимора Купера. Эти племена, в силу более благоприятных географических условий, вели оседлый образ жизни, выращивая маис (кукурузу), бобовые, подсолнечник, арбузы, тыквы. Любимым лакомством были патока и сахар из кленового сока. Кленовый лист украшает сегодня государственный флаг Канады. Жители этих областей ткали ткани из крапивы, древесной коры, индюшачьих перьев, из бересты изготовляли лодки-каноэ, емкости для жидкости и своеобразную бумагу, на которую наносились пиктографические рисунки. Сохранилась запись делавэров «Валам олум» — «Правдивая живопись».

Отважные и дисциплинированные воины, ирокезы и делавэры отличались в то же время щедростью и гостеприимством, высоко ценили женщину-мать, оскорбление которой означало тяжкое преступление — оскорбление природы. Общественное устройство ирокезов, «людей длинного дома», как они себя называли, предлагал в качестве модели для конституции США Бенджамин Франклин.

Хорошо знакомы нам также названия индейцев прерий—апачей, навахо, команчей. Они предстают нам с топорами-томагавками в руках, увешанные скальпами беззащитных европейцев, наводящими ужас своими дикими воплями и воинственными танцами у костра. Все это было, когда индейцы ступали натропу войны, но у них же был обычай раскуриватьтрубку мира, хорошо известно и выражение «зарыть топор», Ношение скальпов имело ритуальный характер, считалось, что в них сосредоточена духовная энергия, способствующая здоровью и плодородию. Индейцы прерий действительно умели издавать протяжные, пронзительные вопли, буквально парализующие бизонов.

Еще одну группу индейцев Северной Америки составляют жители Юго-запада США — зуни, хохокамы, хопи, больше известные под объединяющим их названиемпуэбло(буквально — поселение, народ, в переводе с испанского). Типичные пуэбло — внутрискальные, многосемейные жилища, имеющие вид замкнутых построек, часто опирающиеся на стены каньонов. Индейцы пуэбло — хорошие земледельцы, скотоводы, строители и ремесленники — гончары и ткачи.

Самая примитивная группа коренного населения Северной Америки — калифорнийскиеиндейцы. Они не умели ткать и в условиях теплого климата ограничивались набедренными повязками из кожи оленя у мужчин и короткими лубочными юбками у женщин; вожди носили плащи из перьев птиц. Неотъемлемой частью их стоянок были бани и парилки, они умели плести столь плотные сосуды, что те не пропускали воду. Кидая в них раскаленные камни, калифорнийские индейцы готовили пищу — за это их называликамневарами.

Несмотря на этническое родство североамериканских индейцев, существуют различия в их мировоззрении, обрядах и ритуалах — сказались разбросанность по обширной территории, различия в образе жизни и социальной организации. Так, в охотничьих племенах поиск защиты и помощи у сверхъестественных сил происходил, как правило, в одиночку — как и охота, у земледельческих племен более характерны коллективные ритуалы.

В любом случае, образ жизни и мировоззрениеиндейцев определялисьтесной связью с матерью-природой. Это сказывалось в их одеянии (из птичьих перьев и шкур животных), украшениях, танцах (имитирующих движения животных), образах, тотемах. Каждый род выбирал себе покровителя в виде животного или птицы (Бобра, Бизона, Ястреба), поклоняясь ему. Особое место в поверьях принадлежало Великому Ворону, мудрому и справедливому. Связь с природой доходила до такой степени, что многие ритуалы предполагали использование дурмана, за которым в пустыню или лес ежегодно отправлялись целые экспедиции, проходя при этом предварительное очищение (пост, баня, изнурительные танцы), в таком «измененном состоянии» можно было надеяться на встречу духа-покровителя, который, явившись в человеческом или зверином обличии, обучит «песне силы» и «танцу силы». Значительную роль в исполнении ритуальных обрядов (да и в повседневной жизни) играли шаманы, обладающие способностями вводить людей в состояние транса.

Наилучшим образом мировоззрение, проникнутое глубоким почитанием природы, выражается в мифахилегендахСеверной Америки, многие из которых традиция донесла до наших дней. Их язык удивительно богат, полон поэтических образов и метафор. Не случайно он вдохновлял американских поэтов и писателей уже вXIX-XXвеках — назовем прежде всего «Песнь о Гайявате» Г. Лонгфелло, философские труды Дж. Сантаяны («религия как поэзия общественного бытия»).

В мифологии индейцев Северной Америки есть общее представление о МировомДреве(характерное, как мы заметили, для большого множества самых разнообразных древних культур). Мировое древо корнями уходит в преисподнюю, ствол соединяет корни и крону (достающую небо), содержа мир людей. Все этажи древа находятся в ведении различных духов, а над ними стоит единственный сверхбог — праотец. Он сотворил природу и людей, ежегодно обновляя мир. Существуют и боги пониже рангом, с действием которых приходится сталкиваться гораздо чаще — Отец — Солнце, Мать — Луна и Мать — Земля, боги Ветра, Дождя, Грома и Молнии. Духи находятся в горах и источниках, в лесах и предгорьях, среди них есть добрые и злые. Рядом с индейцем всегда находятся тени умерших. Общим для индейцев Северной Америки являетсяМиф о происхождении. Он рассказывает, как из тумана еще не сформировавшегося мира появился Отец — Небо (или Отец — Солнце), от сожительства которого с Матерью — Землей была зачата жизнь на земле — животные, птицы, люди, имевшие общих предков.

Для североамериканских мифов характерна их моральная составляющая. Важнейшим достоинством в них являются доброта, щедрость, готовность прийти на помощь, а наибольшее презрение вызывают алчность, страсть к наживе. В этих мифах («Морской змей», «Чародейка из Стэнли-Парка», «Семь белых лебедей») жадность уподобляется скользкой, липкой змее, жестокие, злые, алчные люди превращаются в камни, а любовь и доброта, верность живут даже тогда, когда перестало биться сердце. Среди ирокезов считалось зазорным иметь в доме еду, когда ее не было у соседа. За свое простодушие и чистосердечность индейцы, увы, жестоко поплатились. Те, что уцелели, смогли сохранить привычный образ жизни только в специально отведенных резервациях, все более растворяясь в поглотившей их цивилизации.

В последнее десятилетие в США и Канаде поднялась своеобразная мода на индейцев. Многие жители американских мегаполисов на целое лето (а некоторые — навсегда) уезжают в уединенные места, строят вигвамы и бунгало, добывают себе пропитание охотой и рыболовством. «Мода на индейцев» проникает в среду самих индейцев, для которых так и осталась чуждой навязанная им западная шкала ценностей, с ее духом наживы, условностями, искусственными, порабощающими человека стремлениями. К быту и обычаям индейцев присматриваются представители различных областей науки. Так, широко известны в мире исследования Карлоса Кастанеды(1896—1958), который делал упор на несовместимости психологии и мировоззрения «людей природы» и «интеллектуалов». Он пишет: «Чувство важности делает человека тяжелым, неуклюжим и самодовольным. А чтобы стать человеком знания, нужно быть легким и текучим». Кастанеда ставил эксперименты по изучению состояний, достигаемых использованием психотропных средств (вытяжек из мухомора, кактусов и т.д.). в 70—80-е гг. ХХ в. Чрезвычайно популярна была в Северной Америке (особенно Калифорнии) так называемая психоделическая рок-музыка.

studfiles.net

1. Истоки индейской культуры.. Культура индейцев США

Похожие главы из других работ:

Древнерусский орнамент и орнамент эпохи Возрождения в декоративно-прикладном искусстве

1.1 Истоки древнерусского орнамента

Культура России - явление гораздо более молодое, чем культура стран Западной Европы, и не случайно в период Средневековья ее называют Древней Русью. В то время, когда на Руси существовала еще органично целостная, национальная...

Европейская культура эпохи Возрождения

1. Общественно-экономические предпосылки, духовные истоки и характерные черты культуры Возрождения

Возрождение стало переходом от средневекового культурного типа к новоевропейскому. Хронологические границы эпохи в разных странах имеют свои смещения...

Испанская школа живописи XVII века

1.2 Истоки испанского искусства

Корни испанского барокко уходят глубоко в эпоху реконкисты -- национально-освободительной борьбы испанцев с арабами, с VIII века начавшими завоевание Пиренейского полуострова...

История бродвейских театров

1.1 Истоки бродвейских театров

Профессиональный американский театр родился одновременно с возникновением на карте мира новой страны - Соединённых Штатов Америки (1776 г.). Правда, и раньше переселенцев развлекали разного рода зрелищами, гастролировали английские труппы...

Культура Египта в ретроспективе современных исследований

Глава II. Истоки древнеегипетской культуры

В IV тыс. до н.э. население долины Нила переходит от первобытности к цивилизации. Формируются все основные признаки последней: письменность, монументальные сооружения, города, классово-дифференцированное общество и государство...

Мюзикл

1.1 Истоки мюзикла

Мюзикл как новый жанр XX столетия, безусловно, появился не вдруг. Его рождению предшествовал целый ряд комедийных развлекательных жанров...

Особенности духовной культуры европейского Средневековья

1. Периодизация и истоки средневековой культуры

Долгое время в историко-культурологической литературе господствовал взгляд на Средневековье как на «темные века». Основы такой позиции были заложены просветителями...

Особенности формирования русской культуры

3. Истоки русской культуры. Значение принятия Христианства из Византии

В течение тысячелетий обширная территория древнерусского государства была зоной встречи и взаимодействия различных цивилизаций. На юге, по северным берегам Черного моря, жили главные соседи восточно-славянских племен - греки...

Понятие самореализации в системе социально-культурной деятельности на примере Ямало-Ненецкого автономного округа

2.2 Истоки кинофестиваля

К концу 20-х годов Голливуд окончательно закрепил за собой статус Киностолицы мира, его детище Киноакадемия диктовала миру моду на «кино изделия», а ее дитя Оскар стали называть главным призом...

Становление и формирование отечественной режиссуры как отдельного вида искусства

1.1 Истоки отечественной режиссуры

Режиссура как искусство создания художественно-целостного спектакля сложилось только на рубеже XIX-XX веков. [9, 321] В течение многих столетий она не являлась самостоятельным видом искусства. А некоторые функции режиссера исполнялись автором...

Творчество Иеронима Босха

1. ИСТОКИ И ОБУЧЕНИЕ БОСХА

Точная дата рождения Босха не известна. Предполагают, что он родился около 1450 года, а начало его творчества исследователи относят к середине 70-х годов XV века. В эпоху Высокого Ренессанса творчество Босха знаменуют возврат назад...

Украинская культура: становление и развитие

1. Истоки украинской культуры

Сложные и многогранные процессы происхождения народов и их культур постоянно привлекают к себе внимание. За свою многовековую историю украинский народ создал великую культуру, сделал значительный вклад в культуру мировую...

Феномен северного модерна (на основе изучения архитектурных объектов Ф.И. Лидваля и А.Ф. Бубыря)

1.1 Истоки стиля

В конце XIX века в европейской архитектурной среде сформировался новый стиль, который в Европе получил название "национальный романтизм", и называемый в России "модерн". Характерной особенностью его являются опора на классику, ордерную систему...

Христианство и культура Древней Руси

1. ИСТОКИ ХРИСТИАНСТВА НА РУСИ

Сведения о проповеди христианства в Поднепровье восходят к I веку н. э. и в преданиях связаны с именем Андрея Первозванного. Апо-стол, якобы поставил крест на месте будущего Киева, предсказав, что тут возникнет “град велик”...

Эволюция театра в мировой культуре

Истоки римского театра

Истоки римского театра и драмы восходят, как и в Греции, к обрядовым играм, богатым карнавальными элементами. Таков, например, праздник Сатурналий - в честь италийского божества Сатурна...

cult.bobrodobro.ru

Познакомьтесь с историей и традициями индейцев, проживающих на территории Южной Америки

Индейцы южной америки

Инки

Племена аймара, уальякан, кеуар также были инками.

Они проживали в долине города Куско, их язык назывался кечуа.

На Южноамериканском континенте в XIV – XV веках государство инков было самым влиятельным и значительным.

Главным занятием было натуральное хозяйство, каждая семья обеспечивала сама себя.

 

В каждой области были свои верования, так как религия занимала важное место в жизни инков.

Они поклонялись тотемам, считая их родственными душами.

Был широко распространен культ предков.

Умершие могли поспособствовать плодородному урожаю, плодовитости животных, удачливости людей.

Дома строили из разных видов каменных пород:

  • базальта,
  • диорита,
  • известняка,
  • кирпича-сырца.

Жилища простых людей были скромнее, в домах не было печей.золотой двор ИнковЗолотой двор – ансамбль храмов (Кориканча) – считается высшим достижением культуры инков.

Инки осваивали множество ремесел, таких как горное дело, добыча руд металлов.

Из металлов изготавливали домашнюю утварь.

Инки были искусными ювелирами: из золота создавали множество изделий, при этом оно не являлось средством платежа.

Ювелиры изготовили кукурузный початок: зерна в нем были золотые, а волокна были из серебра.

Из огромного диска золота искусные мастера создали изображение бога Солнца.

Правитель Уайн Капак приказал облицевать золотом стены и крыши своих дворцов.

Но все золото было разграблено конкистадорами из экспедиции Франсиско Писсаро.

Произведения ювелирного искусства были переплавлены в слитки и отправлены в Испанию.

Скорее всего, империя инков погибла из-за религии.

Аймара

Аймара – индейский народ, проживающий в Андах.

Представители этого народа живут на западе Боливии, юге Перу, севере Чили.

Большую часть шахтерского населения в Боливии составляют как раз представители племени аймара.

И язык тоже называется аймара – так же, как и само племя.

Традиционной мужской одеждой являются короткие брюки и рубаха-туника, пончо; женщины носят блузки, широкие сборчатые юбки, надетые друг на друга, и шали.

Головные уборы – соломенные и фетровые шляпы у женщин, у мужчин – вязаные шапки-лючо.

индейцы Аймара

Традиционные занятия:

  • земледелие (выращивание картофеля, киноа, ока)
  • животноводство (разведение лам),
  • занятия ремеслом (ткачество и вязание из шерсти ламы, лепка расписной керамики),
  • металлургия,
  • изготовление тростниковых лодок (уампу),
  • выращивание коки – лекарственного растения – и множество других.

Танцы уайно очень популярны, особенно если они исполняются в сопровождении ансамбля, в котором участвуют национальные музыкальные инструменты.

Песни-молитвы также распространены в племени аймара, они обращены к божествам, духам и святым.

Мапуче

Чтобы добраться до племени мапуче, предстоит пройти через город Карауэ.

Мапуче хотели завладеть Карауэ и много раз хотели его сжечь.

выращивание картофеля в Перу

Вы знали, что именно индейцы Южной Америки первыми открыли и начали выращивать картофель?

А со всеми государствами Латинской Америки вас познакомит эта статья

Поэтому в городе не осталось исторических памятников: все здания и дома построены в прошлом веке.

Основным занятием осталось сельское хозяйство:

  • выращивание картофеля, пшеницы;
  • разведение свиней, коров, лошадей.

Национальным напитком мапуче является мудай: его готовят из пшеницы, зеленого горошка и картофеля.

Национальная игра мапуче напоминает игру в хоккей и называется «палин».

Отличается тем, что мапуче используют шарик из конской кожи. Ширина поля составляет 7 метров, длина около 140 метров.

Соревнование обычно проводится между соседними деревнями.

Правила довольно интересные: если команда забьет 4 гола подряд, то она побеждает, но в то же время, когда команда пропускает мяч, то все предыдущие очки не засчитываются.

Из-за таких запутанных правил соревнование может длиться больше одного дня.

Конибо и шипибо

Проживают в большинстве своем на территории Перу, возле амазонской сельвы, также по берегам реки Укаяли.

Шипибо-конибо говорят: «Река нас кормит, а джунгли нас приютили».

Зарабатывают на жизнь, занимаясь земледелием, рыболовством, пивоварением, перевозками по близлежащим рекам.

Шипибо и конибо прославилось благодаря своим шаманам, самый известный из них – художник Пабло Амаринго.

Про это самобытное племя даже снят фильм «Иные миры» режиссера Яна Кунена.

Миф о Пернатом змее и вера в двойственность души играют не последнюю роль в мифологии племени конибо.

Шипибо, в свою очередь, верят в легенду о всемирном потопе.

Также они верят, что если мужчина отличался недостойным поведением, то он перерождался в каймана (попросту крокодила) либо ягуара, а неверная женщина перерождается в опоссума или броненосца.

индейцы Конибо и шипибо

Обычаи племен шипибо-конибо по-своему уникальны и самобытны.

Узор «Космический змей», воплотивший в себе немыслимые сочетания рисунков и цветов, очень интересен и красив.

Для создания узора индейцы используют краски из натуральных материалов.

Церемония Аяваски, исцеляющая духовно и физически, проводится шаманами, которые были удостоены обладать тайными знаниями.

Диагиты и кечуа

До XVIII века в Аргентине проживали индейские племена.

Они считались самыми развитыми по сравнению с другими племенами.

Ведя оседлый образ жизни, они владели ремеслами, строили мосты, дороги, ирригационные сооружения – доказательства их существования можно обнаружить в настоящее время.

Земледельцы гуарани обитали на северо-востоке, в пампе жили кочевники:

  • пуэльче,
  • хэт,
  • гарруа,
  • керанди.

Теуэльче и алакалуфы продавали ткани и шкуры животных, жили в Патагонии.

Кечуа

Индейский народ, проживающий в Перу, Боливии, Эквадоре, на северо-западе Аргентины и севере Чили.

Письменность основана на латинском алфавите.

Являются носителями высокой культуры.

Основные занятия:

  • террасное орошаемое земледелие с помощью чакитакльи (заступа с поперечным выступом для ноги),
  • скотоводство,
  • производство тканей,
  • прядение,
  • выделка фетровых шляп,
  • плетение,
  • изготовление украшений,
  • резьба по дереву.

В долинах живут все вместе, рядом друг с другом, в горах – обособленно.

Жилища построены из сырца, в форме прямоугольника, с двускатной крышей.

Кечуа обычно живут в одной комнате, в остальных хранят вещи.

Мужчины носят короткие брюки с курткой, сверху накидывают пончо из шерсти, сделанной вручную.

На голове носят широкополую шляпу из фетра, под ней часто можно заметить чульо – не что иное, как подобие вязаного шлема.племя КечуаМужчин сопровождают женщины, которые сразу надевают несколько юбок с цветным окаймлением и льиклью – шерстяную шаль.

Украшают шаль изделиями из камня, кости, раковин и металла.

В основном ходят босиком, но иногда надевают сандалии.

Главным праздником кечуа остается праздник очистки оросительных каналов.

Горные вершины у них в особом почете.

Шаманизм и жертвоприношения также имеют место в культуре племени.

Мачу Пикчу в Перу

Древние индейцы Перу оставили послу себя много загадок:

Например плато Наска с гигантскими рисунками, про которое вы можете почитать ЗДЕСЬ

С остальными достопримечательностями Перу вы можете познакомиться в этой статье:http://latintour.ru/peru/pe-info/dostoprimechatelnosti.html

В фольклоре — сочетание местных и европейских сюжетов; милленаристская идеология отражена в мифе об Инкарри, который должен ожить и уничтожить европейских недоброжелателей.

На основе музыкальных традиций кечуа и аймара сложилась получившая мировую известность современная музыка уайно.

Смесь местных и европейских сюжетов составляет фольклор племени.

Музыка уайно получила мировую известность.

Гаучо

Гаучо также населяли Аргентину.

Они были приспособлены ночевать под открытым небом, есть однообразную пищу, справляться с коровами; в быту были довольно скромны.

Широкие брюки, куртки с бахромой, широкополые шляпы из войлока, ремень из кожи, украшенный монетами и серебряными накладками, шейный платок – гардероб практически каждого представителя гаучо.

Современные аргентинцы гордятся фольклором гаучо.

У аргентинцев сохранилось много обычаев от них – пить чай мате, например.

соревнование сор-тихоСоревнование «сор-тихо» пользовалось популярностью среди молодежи.

Золотое кольцо прикреплялось к деревянной планке, и участник состязания верхом на коне должен был надеть кольцо на деревянную пику.

Полученный трофей победитель вручал нравящейся девушке. Это считалось помолвкой.

Такой обычай сохранился и по сей день.

Портеньос

Портеньос населяют территорию Буэнос-Айреса.

В большинстве своем являются клерками, мелкими промышленниками, лавочниками .

Отличаются особым патриотизмом, отвагой и безграничным чувством товарищества.

У портеньос есть особый собственный язык, который был сформирован в низших слоях общества.

Он схож с испано-итальянскими диалектами.

Если вам близка по духу колоритная и удивительная культура южноамериканских племен, то вы захотите:

  • воочию увидеть золото инков;
  • посмотреть на национальный танец племени аймара, или даже поучаствовать в нем;
  • увидеть настоящий «южноамериканский хоккей»;
  • прикоснуться к узору «Космический змей». Он очень красив, и его родина – Южная Америка;
  • пообщаться с шаманами племени кечуа – они имеют возможность связаться с духами и потусторонними силами;
  • попробовать чай мате – напиток, приготовленный по рецепту индейцев гаучо.

Видео об империи инков

latintour.ru

Культуры индейцев Северной Америки

Антропологические, лингвистические, географические данные говорят о том, что индейцы Северной Америки перебрались сюда из Азии по перешейку, который существовал еще 29-30 тысяч лет назад. И сейчас Берингов пролив, разделяющий Чукотку и Аляску, можно преодолеть на обычной рыбацкой лодке. Индейцы Северной Америки, особенно ее арктическойзоны —алеутыиэскимосы(от «эскимантвик» — поедающий сырое мясо) этнически очень близки алтайским, финно-угорским, сино-тибетским народам. К арктической группе примыкают также жители канадского лесного Севера и Северо-Западного побережья Тихого океана —атапаски,тлинкины,хайда. Хотя культуры арктической зоны — наиболее древние на американском континенте, их уровень большей частью остался близким к первобытному, значительно уступая культурам Центральной и Южной Америки. Слишком жестким оказался вызов суровой природы, сделав жизнь постоянной борьбой за существование.

Главной деталью природного ландшафта у индейцев Крайнего Севера был снег, для различных состояний которого у эскимосов насчитывается до тридцати наименований. Летом пейзаж оживляли островки мха — ягеля, которым питались олени. Северные индейцы добавляли мясо и жир из оленей, китов и других морских животных, утеплялись двухслойными одеялами из меха, запрягали в сани-нарты неприхотливых, выносливых северных собак-лаек, собирали водоросли, ягоды, коренья и травы, были отменными рыбаками. От холода их защищали иглу— дома из льда с пологами из шкуры, аалгонкинов—вигвамы.

Даже в таких суровых условиях они не утратили способности ценить красоту, дар художественного творчества. Почти в первозданном виде и сейчас можно наблюдать удивительно красивые танцы индейцев Севера, восхищают их резьба по дереву, камню и рогу, ожерелья и браслеты, узоры на одежде, изобретательность в татуировке. Во многих музеях мира хранятся щиты и шлемы, шаманские жезлы, тотемные маски и столбы. Умельцами в изготовлении изделий из меди были тлинкины. Все художественное творчество индейцев (и не только арктической зоны) проникнуто любовью к природе, порождено органичной вращенностью в нее.

Южнее Великих озер (на границе современных США и Канады), вплоть до реки Миссисипи жили племена ирокезов, делавэров, могикан— эти названия знакомы нам с детства по романам Фенимора Купера. Эти племена, в силу более благоприятных географических условий, вели оседлый образ жизни, выращивая маис (кукурузу), бобовые, подсолнечник, арбузы, тыквы. Любимым лакомством были патока и сахар из кленового сока. Кленовый лист украшает сегодня государственный флаг Канады. Жители этих областей ткали ткани из крапивы, древесной коры, индюшачьих перьев, из бересты изготовляли лодки-каноэ, емкости для жидкости и своеобразную бумагу, на которую наносились пиктографические рисунки. Сохранилась запись делавэров «Валам олум» — «Правдивая живопись».

Отважные и дисциплинированные воины, ирокезы и делавэры отличались в то же время щедростью и гостеприимством, высоко ценили женщину-мать, оскорбление которой означало тяжкое преступление — оскорбление природы. Общественное устройство ирокезов, «людей длинного дома», как они себя называли, предлагал в качестве модели для конституции США Бенджамин Франклин.

Хорошо знакомы нам также названия индейцев прерий—апачей, навахо, команчей. Они предстают нам с топорами-томагавками в руках, увешанные скальпами беззащитных европейцев, наводящими ужас своими дикими воплями и воинственными танцами у костра. Все это было, когда индейцы ступали натропу войны, но у них же был обычай раскуриватьтрубку мира, хорошо известно и выражение «зарыть топор», Ношение скальпов имело ритуальный характер, считалось, что в них сосредоточена духовная энергия, способствующая здоровью и плодородию. Индейцы прерий действительно умели издавать протяжные, пронзительные вопли, буквально парализующие бизонов.

Еще одну группу индейцев Северной Америки составляют жители Юго-запада США — зуни, хохокамы, хопи, больше известные под объединяющим их названиемпуэбло(буквально — поселение, народ, в переводе с испанского). Типичные пуэбло — внутрискальные, многосемейные жилища, имеющие вид замкнутых построек, часто опирающиеся на стены каньонов. Индейцы пуэбло — хорошие земледельцы, скотоводы, строители и ремесленники — гончары и ткачи.

Самая примитивная группа коренного населения Северной Америки — калифорнийскиеиндейцы. Они не умели ткать и в условиях теплого климата ограничивались набедренными повязками из кожи оленя у мужчин и короткими лубочными юбками у женщин; вожди носили плащи из перьев птиц. Неотъемлемой частью их стоянок были бани и парилки, они умели плести столь плотные сосуды, что те не пропускали воду. Кидая в них раскаленные камни, калифорнийские индейцы готовили пищу — за это их называликамневарами.

Несмотря на этническое родство североамериканских индейцев, существуют различия в их мировоззрении, обрядах и ритуалах — сказались разбросанность по обширной территории, различия в образе жизни и социальной организации. Так, в охотничьих племенах поиск защиты и помощи у сверхъестественных сил происходил, как правило, в одиночку — как и охота, у земледельческих племен более характерны коллективные ритуалы.

В любом случае, образ жизни и мировоззрениеиндейцев определялисьтесной связью с матерью-природой. Это сказывалось в их одеянии (из птичьих перьев и шкур животных), украшениях, танцах (имитирующих движения животных), образах, тотемах. Каждый род выбирал себе покровителя в виде животного или птицы (Бобра, Бизона, Ястреба), поклоняясь ему. Особое место в поверьях принадлежало Великому Ворону, мудрому и справедливому. Связь с природой доходила до такой степени, что многие ритуалы предполагали использование дурмана, за которым в пустыню или лес ежегодно отправлялись целые экспедиции, проходя при этом предварительное очищение (пост, баня, изнурительные танцы), в таком «измененном состоянии» можно было надеяться на встречу духа-покровителя, который, явившись в человеческом или зверином обличии, обучит «песне силы» и «танцу силы». Значительную роль в исполнении ритуальных обрядов (да и в повседневной жизни) играли шаманы, обладающие способностями вводить людей в состояние транса.

Наилучшим образом мировоззрение, проникнутое глубоким почитанием природы, выражается в мифахилегендахСеверной Америки, многие из которых традиция донесла до наших дней. Их язык удивительно богат, полон поэтических образов и метафор. Не случайно он вдохновлял американских поэтов и писателей уже вXIX-XXвеках — назовем прежде всего «Песнь о Гайявате» Г. Лонгфелло, философские труды Дж. Сантаяны («религия как поэзия общественного бытия»).

В мифологии индейцев Северной Америки есть общее представление о МировомДреве(характерное, как мы заметили, для большого множества самых разнообразных древних культур). Мировое древо корнями уходит в преисподнюю, ствол соединяет корни и крону (достающую небо), содержа мир людей. Все этажи древа находятся в ведении различных духов, а над ними стоит единственный сверхбог — праотец. Он сотворил природу и людей, ежегодно обновляя мир. Существуют и боги пониже рангом, с действием которых приходится сталкиваться гораздо чаще — Отец — Солнце, Мать — Луна и Мать — Земля, боги Ветра, Дождя, Грома и Молнии. Духи находятся в горах и источниках, в лесах и предгорьях, среди них есть добрые и злые. Рядом с индейцем всегда находятся тени умерших. Общим для индейцев Северной Америки являетсяМиф о происхождении. Он рассказывает, как из тумана еще не сформировавшегося мира появился Отец — Небо (или Отец — Солнце), от сожительства которого с Матерью — Землей была зачата жизнь на земле — животные, птицы, люди, имевшие общих предков.

Для североамериканских мифов характерна их моральная составляющая. Важнейшим достоинством в них являются доброта, щедрость, готовность прийти на помощь, а наибольшее презрение вызывают алчность, страсть к наживе. В этих мифах («Морской змей», «Чародейка из Стэнли-Парка», «Семь белых лебедей») жадность уподобляется скользкой, липкой змее, жестокие, злые, алчные люди превращаются в камни, а любовь и доброта, верность живут даже тогда, когда перестало биться сердце. Среди ирокезов считалось зазорным иметь в доме еду, когда ее не было у соседа. За свое простодушие и чистосердечность индейцы, увы, жестоко поплатились. Те, что уцелели, смогли сохранить привычный образ жизни только в специально отведенных резервациях, все более растворяясь в поглотившей их цивилизации.

В последнее десятилетие в США и Канаде поднялась своеобразная мода на индейцев. Многие жители американских мегаполисов на целое лето (а некоторые — навсегда) уезжают в уединенные места, строят вигвамы и бунгало, добывают себе пропитание охотой и рыболовством. «Мода на индейцев» проникает в среду самих индейцев, для которых так и осталась чуждой навязанная им западная шкала ценностей, с ее духом наживы, условностями, искусственными, порабощающими человека стремлениями. К быту и обычаям индейцев присматриваются представители различных областей науки. Так, широко известны в мире исследования Карлоса Кастанеды(1896—1958), который делал упор на несовместимости психологии и мировоззрения «людей природы» и «интеллектуалов». Он пишет: «Чувство важности делает человека тяжелым, неуклюжим и самодовольным. А чтобы стать человеком знания, нужно быть легким и текучим». Кастанеда ставил эксперименты по изучению состояний, достигаемых использованием психотропных средств (вытяжек из мухомора, кактусов и т.д.). в 70—80-е гг. ХХ в. Чрезвычайно популярна была в Северной Америке (особенно Калифорнии) так называемая психоделическая рок-музыка.

studfiles.net

ИНДЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА это что такое ИНДЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА: определение — История.НЭС

ИНДЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА

культура индейцев (коренного населения Америки, за исключением эски-мосов и алеутов). Полагают, что предки индейцев и эскимосов переселились в Америку 30–20 тыс. лет назад, из Северовосточной Азии через Берингов пролив, на месте которого тогда была полоска суши. Расселение индейцев по обоим континентам и освоение ими новых земель тянулось в течение тысячелетий. Было несколько волн переселенцев, которые, двигаясь за стадами животных, сильно перемещались. Ко II тыс. до н.э. этническая карта Америки отличалась большой пестротой. Сформировалось множество языков. Сильно отличался и уровень хозяйственного и культурного развития индейских народов: от примитивных охотников и собирателей до высокоразвитых государств ацте-ков и майя.

Считается, что к началу европейский колонизации в Америке жили от 0,5 до 1 млн. индейцев, объединенных во множество независимых племен, враждовавших между собой, говоривших каждое на своем языке. Сегодня исследователи выделяют несколько культурно-исторических областей в Америке: 1) Арктическая область Северной Америки — Аляска, север Канады и побережье — Гренландии, населенные эскимосами и. алеутами, занимавшимися охотой на морского зверя; 2) Северная лесная область — лесные районы Север-ной Америки, населенные племенами алгонкинов и атапасков, занимавшихся охотой на оленей, собирательством и рыбоводством; 3) Северозападное (тихо-океанское) побережье, населенное алеутами, хайда, тлинкитами, вакаши, занимавшимися специализированный рыболовством и морской охотой. У них сложилось классовое общество с заметным имущественным и социальным расслоением, с рабовладением; 4) Калифорния — местные индейские племена занима-лись примитивным собирательством, охотой и рыбной ловлей, достаточными для жизни в этом теплом и мяг-ком климате; 5) Лесные области востока Северной Америки —область Великих озер, населенная племенами делаваров, ирокезов, могикан, сиу. Это были племена охотников и землевладельцев. Они первыми столкнулись с европейскими колонизаторами и поэто-му были почти все истреблены. Тем не менее, некоторые принципы созданного ирокезами Союза шести племен были позаимствованы современными американцами. Среди индейцев этого региона было и племя чероков, имевших свою конституцию, законодательство, общественные школы и свободную печать, что не помешало их уничтожению; 6) Прерии — район к за-паду от Миссисипи до Скалистых, гор был населен сиу, алгонкинами и др., занимавшихся охотой на бизонов; 7) Индейцы пуэбло жили на югозападе США и севере Мексики. Они занимались земледелием, возделывали кукурузу, но не знали металлов. Жили в сооружениях из камня и сырцового кирпича, представлявших гигантскую постройку в виде замкнутого двора, внешняя сторона которого была почти отвесной, а внутренняя имела форму амфитеатра, ступени которого составляли ряды жилых построек (они назывались пуэбло). Имели хорошую развитую социальную структуру, религиозные культы, представлявшие сочетание тотемизма, магии и культа предков; 8) Огненная Земля — населяли примитивные племена рыболовов, морских охотников и собирателей моллюсков; 9) Леса и степи Южной Америкн — жили охотники и собиратели, которые обходились миниму-мом — простым навесом вместо жилища, практическим отсутствием одежды, кочевали вслед за пищей; 10) Тро-пические леса Южной Америки — бассейны рек Амазонки и Ориноко, населенные земледельцами, также, занимавшимися рыболовством, охотой и собирательством; 11) Центральные Анды; 12) Мезоамерика — территория от северной Мексики до Гондураса и Никарагуа — области высокой культуры и цивилизации ацтеков, майя, ин-ков.

Ко времени прихода европейцев в Америку мест-ные жители освоили практически все природные области. Решающим фактором развития местных культур стало земледелие, на основе которого в обширных областях смогли расцвести ремесла и сформироваться первые государства. Но в отличие от Старого Света этот процесс не был поддержан таким существенным фактором, как использование силы животных (здесь не было лошадей и крупного рогатого скота до прихода европейцев), не был известен колесный транспорт, не знали железа. Их вклад в мировую культуру весьма ве-лик: оккультуривание маиса, картофеля, подсолнечника, какао, хлопчатника, табака. Искусство многочис-ленных племен, находившихся на стадии первобытно-общинного строя или его разложения, было тесно связано с материальным производством, отражало мифологические представления о мире в росписях, укра-шавших жилища (типи, вигвамы, пуэбло), щиты, орудие. Сохранились прекрасные образцы резьбы по дереву, украшений из перьев, керамики, плетения и вышивки. Но наибольший интерес представляет цивилизации, созданные индейцами в Мезоамерике до прихода европейцев. Древнейшая из них — культура ольмеков, существовавшая на побережье Мексиканского залива во II–I тыс. до н.э. Ольмеки владели письменностью, до сих пор не разгаданной, строили города, в которых находились их храмы. Именно ольмеки создали тот тип храма, который потом распространялся по всей Мезоамерике — ступенчатая пирамида, на которой жрецы приносили человеческие жертвы своим богам (сами ольмеки поклонялись богу-ягуару). Наиболее ин-тересными и загадочными памятниками ольмекской культуры являются огромные каменные головы высотой до 3 метров и весом до 40 тонн.

Следующий расцвет американской культуры при-ходится на II в. до н.э. — VII в. н.э. Это так называемая культура Теотиуакана, города, располагавшегося неда-леко от современного Мехико. Важнейшие храмы в честь Луны и Солнца, располагавшиеся на пирамидах высотой более 60 метров, были украшены росписями и статуями богов. В центре города находилось святилище бога Кетцалькоатля (Пернатого Змея), культ которого был широко распространен в Центральной Америке. Этот народ уступил место сначала тольтекам, а затем - ацтекам, создавшим самобытную культур, одну из самых жестоких в мире. Ведь их боги (а их было немало) требовали ежедневных человеческих жертвоприношений. Столица ацтеков — Теночтитлан (на месте современного Мехико) поражала своим великолепием, а так как город располагался на острове посреди острова и был окружен многочисленными дамбами, мостами и каналами, его сравнивали с Венецией. Известно, что ацтеки создавали огромные статуи своих богов, выпол-ненные с использованием золота, серебра и драгоценных камней. До наших дней они не дошли, так как были переплавлены испанцами в золотые слитки. Ап-теки достигли больших успехов не только в военном деле и в строительстве. Среди них были замечательные агрономы, архитекторы, скульпторы, художники, музыканты, врачи, которые получали свои знания в школах (их должны были посещать все юноши, достигшие 15 лет). Ацтеки создали и замечательную литературу, но не написанную, а нарисованную (пиктографические книги). К сожалению, множество таких книг было просто уничтожено конкистадорами.

На юговостоке Мезоамерики (территория мексиканского штата Юкатан. Табаско, Гватемалы, Белиза, Гондураса) с IV в. существовала цивилизация майя с высочайшим уровнем развития культуры. Города майя — Копан, Паленке, Чичен-Ица, Майяпан были красивы и величественны. Некоторое элементы культу-ры майя позаимствовали у ольмеков у Теотиукана - сту-пенчатые пирамиды, грандиозные храму и ритуальную игру в мяч (нечто среднее между баскетболом и футболом). Их боги тоже требовали кровавых жертв, но меньше, чем ацтеки. Майя обладали выдающимися астрономическими, математическими знаниями, разви-той письменностью, но до наших дней практически не дошло книг (сохранились лишь 4 книги, написанные иероглифами, секрет которых был разгадан советскими учеными). Цивилизация майя угасла еще в начале II тыс., до прихода европейцев. Причины этого неизвестны.

В Южной Америке центром цивилизации стала империя инков, занимавшая территории Перу, Боли-вию, часть Эквадора, Чили и Аргентины. Их цивили-зация появилась позже, лишь к началу ХV в. Главой государства был Великий Инка, затем социальная пирамида состояла из инков и покоренных народов. Очень интересны и необычны принципы государ-

 ственного устройства — в государстве инков труд был обязателен для всех (даже и для Верховного Инки) н распределялся в зависимости от возраста. Хотя учитывались также и личные пристрастия, 3 месяца в году каждый человек должен был работать на государство вне зависимости от своего желания. Каждому выделялся земельный надел для пропитания своей семьи. Были земли, доход с которых шел храмам и в пользу государства. Из этих запасов обеспечивались старики, вдовы, сироты, калеки. Такие же правила действовали и в ремесленном производстве. Инки никому не позволяли иметь больше необходимого.

Высокого мастерства достигли инки в ремесле, мог-ли обрабатывать самые разные материалы. Были хоро-шими скульпторами. Но наибольшим великолепием отличались их ювелирные изделия. Из воспоминаний очевидцев, известно о золотом саде, украшавшем столицу инков — город Куско. Этот сад находился во дворе храма Солнца, имел размеры двести на сто мет-ров, все деревья, птицы, насекомые и даже люди в нем были сделаны из золота и серебра в натуральную величину. Инки были прекрасными архитекторами, стро-ившими неприступные укрепления, единые с окружающей их природой. Всемирной известностью пользуются «дороги Инки» — два главных пути, пересекавших страну с севера на юг, через каждые 25 км там стояли постоялые дворы. Висячие мосты, оросительные системы до сих поражают специалистов.

Оцените определение:

Источник: Мировая художественная культура. Словарь

interpretive.ru

Культура майя – богатейшее наследие Земли. Индейцы их традиции, мифы и навыки в ремесле.

Классический период цивилизации майя в низменных лесах центральной Америки отмечен появлением таких новшеств в культуре майя, как: иероглифическая письменность, включающая в себя надписи на рельефах, стелах, предметах керамики и фресках, притолоках;  календарь майя, так называемый календарь Длинного Счета, идущий с 3113 года до нашей эры; монументальная архитектура со ступенчатым сводом; специфический стиль в керамике и терракотовых изделиях;  оригинальная настенная живопись; стелы и алтари.

Майянская архитектура

Особенная культура майя, ее зрелость, проявляется в архитектуре и изобразительном искусстве. Майя возводили величественные строения их грубо обработанного камня, скрепленного известняковым раствором, или из специальной смеси бетона, облицованного камнем. Фасады зданий всегда обрамлялись богатым рельефом. Отличительной чертой архитектуры майя является развитое чувство пропорции и строгая простота. Монументальность построек архитектура индейцев умело подчеркивала свободным пространством вокруг них, дорогами, расположением площадей, улиц и прямыми углами.

Искусство майя, индейцев Центральной Америки.

На основе этих принципов возводилось множество великих городов, храмов и дворцовых комплексов. Архитектура древних городов майя обладала квадратной планировкой, тесным внутренним пространством. Некоторые, даже крупные города выполняли функцию святилищ. Городская архитектура майя в Центральной Америке до 9 века нашей эры была представлена пирамидальными постройками и платформами различных размеров и высоты. Некоторые из них поражают воображение даже сегодня. Сооружены они обычно из смеси земли и щебня и облицованы обработанными каменными плитами. На каменных вершинах храмов часто располагались здания: небольшие строения, состоящие из нескольких комнат церемониального назначения.

Примером такой архитектуры является башня-пирамида в Тикале, достигающая в высоту 60 метров. Скульптура майя Резиденции знати, дворцы, представлены многокомнатными ансамблями на низких платформах, обрамляющими открытые внутренние дворики. Дворцовая архитектура майя основывается на перекрытиях в виде ступенчатого свода, поэтому стены их всегда массивны, а внутренние помещения узки и невместительны. Единственный источник света в дворцовых помещениях – узкие дверные проемы. Внутри уцелевших храмов обычно царят полумрак и прохлада.

Искусство майя позднего периода классической эпохи отмечено появлением нескольких площадок для ритуальной игры в мяч. Это третий и наиболее удивительный тип монументальных построек архитектуры индейцев. Наиболее крупным и известным “стадионом” является сооружение в городе Чичен-Ица. Что удивительно, основной единицей планировки в майянских городах являлись прямоугольные мощеные площади, окруженные величественными постройками.

Регулярно важнейшие административные и религиозные постройки располагались на искусственно созданных возвышениях, реже на естественных. Обыденная архитектура майя, жилища простых индейцев строились из смеси глины и дерева под крышами из высушенных пальмовых ветвей. В своем большинстве они ничем не отличаются от схожих построек, обнаруженных испанцами в 15-16 веках, по прибытию к берегам Южной и Центральной Америки.

Бытовая архитектура майя 8-9 столетия представлена одноэтажными, а в большинстве случаев и однокомнатными, жилыми домами на невысоких платформах до полутора метров, облицованными камнем. Жилые помещения составлены в группы по 2-5 построек, расположенных по бокам открытого внутреннего дворика, также как это было в величественных дворцовых комплексах, но в меньших объемах.

Открытые дворики, патио, всегда прямоугольной формы – это резиденции больших патрилокальных семей. Из групп таких патио образовывались жилые кварталы городов или их части. 7-9 столетия для цивилизации майя – неприкладное искусство майя, его становление и развитие. В первую очередь это величественная и образцовая скульптура, и живопись майя. Основные темы произведений: правители, боги, быт и война. Традиции индейцев перекачивали и в культуру. Однако, было место и для нововведений. К 9 веку нашей эры искусство майя оперировало такими скульптурными приемами: барельеф, горельеф, резьба, моделированный и круглый объем.  Мастерами использовались камень, раковины, кости, кремень, нефрит и чаще всего обсидиан. Культура майя в первую очередь выделяется круглыми скульптурами и барельефами, ставшими наиболее заметным явлением к концу 8-9 столетий нашей эры. Скульптура украшала детали зданий, являлась их элементом или играла роль архитектурных комплексов – площади пирамид, платформы, храм. Пример – величественная колоннада в Мачу-Пикчу, состоящая из 300 колонн. Изделия майя

Скульптура, как и вся культура майя, воплощало темы, способствующие укреплению существующих систем жизни: религии, быта, знати. Архитектурное искусство индейцев, живопись и скульптура подчеркивали власть богов и тех, кто считался их представителями на земле.

Боги – абстрактные существа в культуре майя изображались символически: в виде животного, растения, людей, а также иероглифически и геометрически, путем сочетания разнообразных элементов. Частым художественным воплощением богов в архитектуре майя являлась маска, в которой сливались черты животного и человека. Маски делались из штука, реже - из камня. В большинстве случаев такие маски были частью орнамента храма и размещались в броских местах: на углах фасадов, гребнях, фризах и над выходами. Встречались археологам и алтарные маски, маски, как элемент одежды.

Стиль майя в скульптуре хорошо прослеживается. Если на монументе изображался всего один человек, то обычно его внешность идеализировалась. Если же скульптура майя подразумевала наличие нескольких персонажей, то правитель располагался выше других; часто он восседал на троне или стоял на специальном пьедестале; в некоторых случаях короли индейцев изображались сидячими на спинах своих подчиненных или плененных солдат, демонстрируя свое превосходство. Искусство майя, восславляя правящий класс, не стремилось к индивидуализации правящих особ. Что же касается особ простого происхождения, не говоря уже о пленниках и рабах, то их расположение, скудные одежды, черты лица и позы всегда указывали на их незначительность.

Культура майя и ее отличительные черты.

За последние годы исследователями были пересмотрены взгляды, относящиеся к монументальной архитектуре майя, в частности к храмам и пирамидам. Если прежде считалось, что храмы являлись святилищами важнейших обитателей пантеона, а сама пирамида – всего лишь высокий, монолитный постамент для храма, то за последнее время на территории таких пирамид удалось обнаружить сразу несколько пышных гробниц, принадлежащих императорам и членам правящих династий. Изменилось мнение специалистов и по поводу живописи цивилизации майя. Живописное искусство индейцев за редкими исключениями носило строго декоративный характер, в него вкладывалось историческое и религиозное содержание. Наиболее распространенным видом живописи являлись настенные росписи. Встречаются различные рисунки и в кодексах, на керамике, штуке, колоннах и фасадах.

На немногочисленных картинных полотнах, принадлежащих мастерам живописи индейцев, изображались различные мифологические и религиозные сюжеты, а также сцены из жизни, повествующие о былых сражениях, описывающие пейзажи, обычаи и священных животных. Изобразительное искусство индейцев классического образца – огромные настенные росписи города Бонампака, созданные в конце восьмого века нашей эры. Художником свежо и динамично переданы образы воинов, пленников, знати и слуг, быта, битв, смерти и пыток.

Произведения создают атмосферу драматичности и напряженности происходящих событий. Изобразительное искусство индейцев при анализе выдает свои особенности. Так, пристально рассмотрев то или иное произведение можно убедиться, что в начале светлой краской намечались контуры фигур и внутренние линии; затем  мастером накладывались различные цвета путем подчеркивания дополнительных деталей. Одни части тел и фона закрашивались темнее, другие были более светлых оттенков, очевидно, что таким образом искусство майя создавало трехмерный эффект.

одежда майя

Мастерами применялись различные краски минерального и растительного происхождения. Искусство майя охватывало широчайший спектр красок: от простых: красного, желтого, зеленого, синего - до более сложных: оттенков сепия, лазури, кофе и т.д. Настоящей сенсаций для исследователей, посвятивших себя изучению искусства майя, являлось открытие американским ученым Майклом Ко полихромной расписной керамики, обнаруженной в сокровищницах правителей и аристократов первого века нашей эры. Сопоставляя сюжеты произведений, представленные на глиняной посуде, с описаниями подвигов героев-близнецов в царстве мертвы из эпоса майя-киче “Пополь-Вух”, ученый обратил свое внимание на их частичные совпадения.

Был сделан вывод, что живопись индейцев и тексты на каждом элементе посуды описывают смерть конкретного правителя или члена правящей династии, длительные путешествия их душ по ужасающим лабиринтам подземного царства, преодолеваемые препятствия и невзгоды на пути. В своей основе перипетии путешествий, описанных на керамике, полностью повторяют миф о близнецах-героях.

искусство майя Кроме того американский специалист установил, что надписи, представленные на полихромовых вазах, часто повторяются, то есть имеют стандартный характер. Приятно отметить, что чтение таких стандартных надписей на живописи майя успешно осуществлялось советским ученым Ю.В. Кнорозовым. Благодаря его трудам нам открылись совершенно новые, неведомые ранее истины, взгляды индейцев майя, а главное мир с точки зрения самих индейцев. Включала в себя культура древних майя и высокохудожественные образцы керамических изделий.

Существовало несколько основных типов керамических сосудов: чаши-вазы, блюда, триподы с ножками-подставками и простые цилиндрические сосуды. Мастерство майя в керамике, датируемое классическим периодом, как правило, представлено полихромно окрашенными сосудами с росписью или рельефными изображениями. Обработка поверхности сосудов выполнялась по сложной технике известной в современной керамике как  “Terra Sigillata”.

Не вдаваясь в подробности тонкостей и изящности древней методики, необходимо отметить, что использование подобной технологии позволяло майянцам сохранять краски, блеск и четкий орнамент на протяжении долгих лет и веков. Также стоит упомянуть, что вся керамика, принадлежащая культуре майя, обжигалась и вылепливалась без использования гончарного круга. Этот казалось бы обязательный атрибут керамического ремесла был неизвестен индейцам доколумбовой Америки. Своего расцвета стиль майя в керамике, как, впрочем, и все другие виды искусства, достигло в классический период  с 200 по 900 года нашей эры.

Особенно изящно расписывались сосуды, датируемые шестым веком. Из-за своего внешнего великолепия и иконографической содержательности предметы керамического искусства майя являются очень популярным пунктом коллекционирования. Поэтому в настоящее время большая часть уцелевшей майянской керамики находится в распоряжении частных коллекций. Крупные собрания коллекций искусства майя можно найти и в национальных музеях, например в гватемальском музее, но не в таком числе. Керамическое искусство майя оперировала несколькими материалами. Безусловным лидером среди них был жад – “зеленое золото индейцев”. По воле случая, цивилизация индейцев майя, культура майя сформировалась на территориях, где не было достаточного количества обычных руд для развития металлургии.

Единственным распространенным эстетически красивым камнем являлся жад, точнее говоря, - жадеит - один из подвидов этого камня. Жад, как и обсидиан – дорогой материал, добывался он только в бассейне реки Рио-Мотагуа, что в Гватемале. Значительная часть этого ценного камня привозилась с прибрежных территорий современной Коста-Рики, что еще в большей мере повышало его ценность для культуры майя. Именно поэтому все изделия из жада входили в число личных сокровищниц императоров и правящих династий. Изделия из жада не редко выступали в качестве подаяния богам и выкупа. Жад являлся материалом для создания большей части нательных украшений – сережек, бус и многих других. В качестве материала для создания украшений также использовались раковины, жемчуг, реже – обсидиан и органические материалы: кости? перья и т.д. Майянское искусство

Кроме того, в местах захоронений не редко находят всевозможные погребальные маски, изображающие лики богов или правителей. Встречаются и более хрупкие образцы – сосуды, сделанные  из дерева и покрытые жадеитовым рельефом в форме мозаики. Самым знаменитым является сосуд из гробницы Тикаля, датируемый 196 годом нашей эры. Музыка майя еще один отличительный  элемент древней цивилизации.

Среди прочих навыков индейцев выделяются их музыкальные способности и любовь к музыке в целом. Пение, танцы и музыка являлись частью их жизни. Музыка майя дошла до наших дней в виде многочисленных музыкальных инструментов индейцев. В основном это различные виды духовых инструментов, а также барабаны, бубны и погремушки. Пение и музыка в циклизации майя всегда сопровождались танцами. 

Культура майя включала в себя танец война, длившийся целый день, танец женщины, исполнявшийся на раскаленных углях или ходулях. Музыка майя многогранна. Танцы и песни зачастую сопровождались всеобщими гуляниями. Пение индейцев и музыка майя носили ритуальный характер. Однако существовали и особые виды древнего искусства, выполнявшие этическую функцию. Сценой для исполнения музыки майя служили платформы, покрытые резными плитами. На них инсценировались мифы, древние истории и легенды.

По материалам: 2013 лунный календарь.

Опубликовано 08 Нбр 2012 в категории Майя

Обсудить на форуме

mayax.ru


Смотрите также