Оратор древний. ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО В ДРЕВНЕМ МИРЕ
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО В ДРЕВНЕМ МИРЕ. Оратор древний


ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО В ДРЕВНЕМ МИРЕ — Мегаобучалка

 

Ораторское искусство знали еще в древнем Египте, Ассирии, Вавилоне, Индии, Китае. Однако настоящая его история начинается в античной Греции, где ораторское искусство было порождено насущными общественными потребностями, стало действительно орудием социального прогресса и развития рабовладельческой демократии.

Первые упоминания об ораторском искусстве и его представителях встречаются в «Илиаде» и «Одиссее», величественных творениях Гомера, созданных еще в 9-8 вв. до н. э. Однако «золотой век» греческого красноречия наступил во второй половине 5 века до н. э. после окончания греко-персидской войны, когда ораторское искусство превращается в существенный фактор общественной жизни Афин и орудие политической борьбы. От ее участников, желавших влиять на ход государственных дел, требовалось умение публично отстоять свою точку зрения, убедить и повести за собой народ. Учиться ораторскому искусству, владеть им стало необходимостью для многих греческих граждан. Именно в этот период и возникает теория красноречия - риторика.

Появилась и профессия ритора - учителя красноречия. Первыми учителями красноречия были софисты - странствующие «учителя мудрости». В основу представления о сущности красноречия они положили учение об относительной истине. По мнению софистов объективной истины не существует, есть лишь субъективное суждение о ней. Поэтому нельзя считать, что одно мнение истинно, а другое - нет.

Против учения об относительной истине выступили Сократ (469-399 гг. до н. э.) и особенно его ученик Платон (427-347 гг. до н. э.), который риторике софистов противопоставил доступное только философу знание. Сократ был первым, кто познал «человеческую ценность» общения между людьми, превратив беседу в подлинное искусство. В «сократических» беседах Сократа вместо учителя и учеников есть беседующие, для которых нет ничего важнее, чем пробиться к истине. Признается лишь один судья - старшинство мысли.

Величайшим политическим оратором Древней Греции был Демосфен. (384-311 гг. до н. э.). Как свидетельствуют современники, первую речь Демосфена публика встретила градом насмешек: картавость и слабый от природы голос не нравились темпераментным афинянам. Но в этом хилом с виду юноше жил поистине могучий дух. Неустанным трудом, непрерывной тренировкой он одержал победу над собой. Древний писатель Плутарх вспоминает: «Неясный, шепелявый выговор он одолевал, вкладывая в рот камешки и так читал на память отрывки из поэтов, голос укреплял бегом, разговором на крутых, подъемах...». Чтобы избавиться от непроизвольного подергивания плеч, он вешал над собой острое копье, которое причиняло ему боль при любом неосторожном движении. Настойчивость и энергия победили. Демосфен одолел физические недостатки, довел ораторскую технику до совершенства, стал величайшим политическим оратором.

Своим примером он подтвердил важнейший принцип: оратором может стать практически каждый, если не пожалеет при этом времени и труда. Причем, конечно, совсем необязательно пользоваться «методикой» Демосфена хотя последователей его чрезвычайных методов мы встречаем и в более поздние времена. Так, в начале нашего века на берегу шумной кавказской речки Рион произносил речи, набрав камней в рот, 12-летний подростка. Его звали В. Маяковский.

Оратор и крупный политический деятель Демосфен в своих речах призывал афинян к энергичной политике, разоблачая бездеятельность и продажность афинских правителей, и пытался сплотить государства - карлики для совместной борьбы с врагом. Его пламенная речь была результатом большого труда, а ораторские приемы строились на глубоком знание психологии слушателей. Демосфен гармонически сочетал совершенство ораторского мастерства со страстью борца, убежденного в правоте своего дела. «Не слово и не звук голоса составляют славу оратора, а направление его политики», - утверждал он.

Итог древнегреческого периода в развитии ораторского мастерства подвел в своих работах величайший мыслитель древности Аристотель (384-322 гг. до н. э.). Важнейший его труд по теории красноречия - «Риторика», написанный около 330 г. до н. э., представляет первую подлинную научную разработку ораторского искусства. (Античные риторики. М., Изд-во МГУ). Если до Аристотеля все теоретики красноречия ограничивались почти исключительно перечнем приемов, то он впервые дал научное обоснование ораторскому искусству, как особому виду человеческой деятельности, определив риторику, как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета».На протяжении многих столетий теоретики красноречия придерживались взглядов и принципов Аристотеля, лишь развивая и перерабатывая в той или иной степени.

С установлением македонского владычества вместе с гибелью политической свободы в Греции начался упадок и ораторского искусства. Для него в новом обществе уже не было места как для средства политической борьбы. Сохранило свое значение лишь парадное красноречие. Однако ораторское искусство не погибло с падением Греции. Ему было суждено возродиться и пережить второй «золотой век» в Римской рабовладельческой республике примерно со второго века до н. э., благодаря греческим эмигрантам, которые познакомили римлян с историей красноречия своей страны.

Перенесение ораторского искусства на новую ночву не было чисто механическим. Здесь оно было качественно преобразовано, творчески развито, приведено в соответствие с национальными особенностями и требованиями исторического момента. Специфика жизни и государственного строя Римской республики выдвинули на первый план судебно-политическое красноречие. Именно в нем римские ораторы достигали наибольших успехов.

Гай Гракх, политический деятель, был первым в Древнем Риме, кто в буквальном смысле повернулся лицом к народу: до него ораторы выступали, обращаясь к сенату, судьям, их речи не были предназначены для людей на площади. Встав лицом к народу, Гай Гракх показал, что ищет у него поддержки, правосудия, признает его силу, считает его мнение решающим. Многие римские ораторы стали обращаться к своим слушателям, изучать их психологию, интересы, вкусы. Отныне ораторское искусство означало уже не только что и как сказать, но и кому, какой аудитории.

Выдающейся личностью республиканского Рима был видный государственный и политический деятель, философ и литератор Марк Туллий Цицерон (105-43 гг. до н. э.), вошедший в историю мировой культуры как блестящий оратор. Будучи крупным теоретиком ораторского искусства, он считал, что красноречие обладает исключительной силой воздействия, совершено необходимое в деле управления государством и, следовательно, им должен владеть каждый, вступающий на поприще общественной деятельности.

В знаменитых трактатах по ораторскому искусству («Об ораторе», «Брут», «Оратор» (М., Наука, 1972) Цицерон рисует образ «идеального оратора» - убежденного в правоте своего дела и всесторонне образованного политического деятеля. В ораторском искусстве Цицерон особенно выделял глубину содержания, что не означало, однако, отрицания или принижения роли формы изложения. «Мудрость в содержании, - писал он, - без красноречия мало приносит пользы государству, а красноречие без мудрого содержания большей частью слишком вредит и никогда не приносит пользы».

Перед оратором им ставились три основные задачи: доказать свое положение, т. е. продемонстрировать истинность приводимых фактом и аргументов; доставить эстетическое удовольствие; воздействовать на волю и поведение, побудить людей к активной деятельности.

Цицерон: «Я неоднократно присматривался к людям необыкновенным и одаренным необыкновенными способностями, и это навело меня на такой вопрос: почему среди всех наук и искусств красноречие выдвинуло меньше всего замечательных представителей. В самом деле, в какую сторону ни обратишь свое внимание и мысли, увидишь множество людей отличившихся в любой отрасли знаний не мелких а, можно сказать, наиважнейших... И это объясняется тем, что красноречие есть нечто такое, что дается труднее, чем это кажется, и рождается из очень многих знаний и стараний».

Античность оценила заслуги Цицерона: еще при жизни его называли отцом латинского красноречия и литературы. Огромный интерес к риторике Цицерона проявила эпоха Возрождения. Великая французская буржуазная революция 18 века воскресила Цицерона как политического оратора. Высоко его ценил великий ученый М. В. Ломоносов. Определенное влияние оказал Цицерон и на русских декабристов, которые увидели в нем борца за республиканские свободы.

В период, когда римское общество переживало процесс экономического и духовного упадка, жил и творил другой величайший оратор - Марк Фабий Квинтилиан (30-96 гг. до н. э.). Как некогда в Древней Греции, ораторское искусство и здесь стало быстро терять значение орудия социальной борьбы, все более замыкаясь в себе и превращаясь в камерное, декламационное искусство для избранных. Квинтилиан был одним из тех, кто пытался противостоять этому. Он выступил с лозунгом возврата к классическому красноречию Цицерона, возглавил борьбу против сторонников нового, «театрализованного» стиля. «Риторические наставления» Квинтилиана - капитальный труд из 12 книг - настоящая энциклопедия риторики, итог достижений ораторского искусства классического периода. Но Квинтилиану не удалось воскресить «большое красноречие». Оно исчезло с Римской республикой. И с падением Рима заканчивается древний, классический период в развитии ораторского искусства.

Но вот на смену рабовладельческому обществу пришел феодализм, с провозглашением им незыблемости существующего порядка, божественной предопределенностью феодального неравенства.

Традиции Демосфена, Аристотеля, Цицерона, Квинтилиана, видевших в ораторском искусстве средство убеждения и политической борьбы, оказались несовместимыми с христианскими догматами смирения и беспрекословной веры. Средневековому оратору, церковному проповеднику не приходилось составлять собственные речи. Его задача сводилась к пересказу догматов веры и толкованию библейских легенд. Центром ораторской деятельности становится проповедь. В церковной проповеди на первое место выступают формы, внешняя красивость и напыщенность, усиленно подкрепляемые музыкальными, световыми и другими эффектами. Главным принципом церковного проповедования становятся не убеждение, а внушение.

Нельзя, однако, недооценивать огромной роли церковной проповеди в средние века. Церковь и, в частности, духовное красноречие были в конечном итоге основными и наиболее действенными способами воздействия на людей. Наиболее полно каноны средневековой риторики использовал в своих проповедях крупный идеолог феодализма, знаменитый проповедник, доминиканский монах Фома Аквинский (13 век), учение которого и поныне является официальной философией Ватикана.

Зарождение и развитие в недрах феодального общества капиталистических отношений подтачивало и разрушало экономические устои, а также всю основанную на них систему идеологических и культурных взглядов средневековья.

В многочисленных антифеодальных выступлениях, бунтах и крестьянских войнах позднего средневековья красноречие становится средством объединения антифеодальных сил. Это время выдвигает таких народных трибунов, как Гильом Каль - один из народных вождей Жакерии во Франции, Джон Бол и Уот Тайлер - руководители крестьянских восстаний в Англии, Ян Гус и Ян Жижка - в Чехии. Блестящим оратором, умевшим воздействовать на умы и чувства слушателей, был и отважный вождь крестьянских масс в Германии Томас Мюнцер.

Итальянские гуманисты эпохи Возрождения обращаются к забытой и искаженной в средние века античной культуре. Светское красноречие XIV и XV веков в Италии и других странах находится под сильным, иногда чрезмерными влиянием античной риторики, речи загромождены цитатами из Цицерона и Квинтилиана, избытком стилистических украшений и ложным пафосом. В то же время сильное воздействие на развитие ораторского искусства оказывают идеи титанов Возрождения: Кампанеллы и Томаса Мора, Петрарки и Данте, Рабле и Шекспира, Сервантеса и Лопе де Вега.

Во всех странах Европы ораторское искусство становится неотъемлемым элементом культуры нового времени, несомненным шагом вперед по сравнению со схоластической риторикой средневековья, выражая классовые интересы поднимающейся буржуазии.

 

 

megaobuchalka.ru

Древние ораторы До современности дошла необходимость отдать дань глубочайшего уважения древним ораторам, которые подняли на небывалый уровень мастерство публичных выступлений. Некоторые думают, что если ему не дано таланта оратора, то научиться этому невозможно. Как они ошибаются. Докажем это на примере. Оратор древней Греции Демосфен жил примерно 2400 лет назад. Он родился в семье, как сейчас бы сказали, мебельного магната. Отец успел передать Демосфену в детстве такое неотъемлемое качество  как  упорство  при достижении цели. И Демосфен упорно тренировался, несмотря на заикание, косноязычие  и другие дефекты речи. Он репетировал буквально сутками напролёт на протяжении многих лет. Чтобы улучшить свое произношение, говорил, набрав в рот камушки. Силу голоса тренировал на берегу моря, стараясь говорить громко, несмотря на шум прибоя. Читал стихи, поднимаясь в  гору. Был у него еще недостаток — подергивание плечом во время публичной речи. Демосфен подвесил меч таким образом, чтобы острие меча кололо его при поднятии плеча. Так он научился контролировать свое тело. Его отец рано ушёл из жизни, недобросовестные опекуны разорили Демосфена. Его первым успехом публичного выступления  стала победа в суде против нечестных опекунов. Затем юный грек стал совершенствовать и оттачивать своё искусство ораторского мастерства с целью достижения юридического превосходства в демократическом судопроизводстве. Современники высоко оценили  мастерство Демосфена, в результате чего он несколько раз фактически становился правителем Афин. Древний оратор Демосфен является ярким примером того, что развитие красноречия — вполне достижимая цель. Но время было сложное. С севера   «поджимала и прессовала» Македония, облагала свободолюбивых греков непомерной данью. Периодически оккупировала курортные районы Греции с целью извлечения сверхприбылей. Пока был жив Александр Македонский, греки, по словам Демосфена «не могли поднять головы свои». С  уходом Александра Великого, ораторский талант Демосфена, находившегося у кормила Греческой Республики, позволил добиться некоторых уступок и послаблений от Македонии. Он даже принял участие в битве с ордой македонцев в качестве рядового воина. Однако, греки потерпели сокрушительное поражение. Демосфен   вынужден был эмигрировать, скрываться в изгнании. Затем было его триумфальное  возвращение и принятие важных для греческого общества политических и экономических реформ. Именно древние ораторы, и лично Демосфен во главе их, убедили рабовладельцев   ослабить гнёт и деспотию во имя общего блага. Своё мастерство ораторы древней Греции использовали исключительно в государственных, межгосударственных делах и судопроизводстве. Именно Демосфен добился существенных уступок от  победившей Македонии, поразив переговорщиков своим неземным красноречием и убийственной аргументацией. Таким образом, древние ораторы одерживали победы порой более весомые, чем на полях сражений. Но великий Демосфен был застигнут врасплох врагами-македонцами. Приложив всё своё красноречие, он упросил своих заказных убийц дать ему возможность написать прощальное письмо. Поскольку преследователи были неграмотны, они благосклонно разрешили  Демосфену воспользоваться его собственным пером. В него была вмонтирована капсула с цианидом, раскусив которую, Демосфен избавил себя  от позорной казни на македонской плахе. Категория: Статьи « Как повысить уверенность в себе Яркое выступление » Вы можете оставить комментарий ниже.

Древние ораторы | Тренинг-центр «Мастер общения»

Древние ораторы

До современности дошла необходимость отдать дань глубочайшего уважения древним ораторам, которые подняли на небывалый уровень мастерство публичных выступлений. Некоторые думают, что если ему не дано таланта оратора, то научиться этому невозможно. Как они ошибаются. Докажем это на примере. Оратор древней Греции Демосфен жил примерно 2400 лет назад. Он родился в семье, как сейчас бы сказали, мебельного магната. Отец успел передать Демосфену в детстве такое неотъемлемое качество  как  упорство  при достижении цели. И Демосфен упорно тренировался, несмотря на заикание, косноязычие  и другие дефекты речи. Он репетировал буквально сутками напролёт на протяжении многих лет.

Чтобы улучшить свое произношение, говорил, набрав в рот камушки. Силу голоса тренировал на берегу моря, стараясь говорить громко, несмотря на шум прибоя. Читал стихи, поднимаясь в  гору. Был у него еще недостаток — подергивание плечом во время публичной речи. Демосфен подвесил меч таким образом, чтобы острие меча кололо его при поднятии плеча. Так он научился контролировать свое тело. Его отец рано ушёл из жизни, недобросовестные опекуны разорили Демосфена. Его первым успехом публичного выступления  стала победа в суде против нечестных опекунов.

Затем юный грек стал совершенствовать и оттачивать своё искусство ораторского мастерства с целью достижения юридического превосходства в демократическом судопроизводстве. Современники высоко оценили  мастерство Демосфена, в результате чего он несколько раз фактически становился правителем Афин. Древний оратор Демосфен является ярким примером того, что развитие красноречия — вполне достижимая цель.

Но время было сложное. С севера   «поджимала и прессовала» Македония, облагала свободолюбивых греков непомерной данью. Периодически оккупировала курортные районы Греции с целью извлечения сверхприбылей. Пока был жив Александр Македонский, греки, по словам Демосфена «не могли поднять головы свои». С  уходом Александра Великого, ораторский талант Демосфена, находившегося у кормила Греческой Республики, позволил добиться некоторых уступок и послаблений от Македонии. Он даже принял участие в битве с ордой македонцев в качестве рядового воина. Однако, греки потерпели сокрушительное поражение.

Демосфен   вынужден был эмигрировать, скрываться в изгнании. Затем было его триумфальное  возвращение и принятие важных для греческого общества политических и экономических реформ. Именно древние ораторы, и лично Демосфен во главе их, убедили рабовладельцев   ослабить гнёт и деспотию во имя общего блага.

Своё мастерство ораторы древней Греции использовали исключительно в государственных, межгосударственных делах и судопроизводстве. Именно Демосфен добился существенных уступок от  победившей Македонии, поразив переговорщиков своим неземным красноречием и убийственной аргументацией. Таким образом, древние ораторы одерживали победы порой более весомые, чем на полях сражений.

Но великий Демосфен был застигнут врасплох врагами-македонцами. Приложив всё своё красноречие, он упросил своих заказных убийц дать ему возможность написать прощальное письмо. Поскольку преследователи были неграмотны, они благосклонно разрешили  Демосфену воспользоваться его собственным пером. В него была вмонтирована капсула с цианидом, раскусив которую, Демосфен избавил себя  от позорной казни на македонской плахе.

oratorprofi.ru

ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО В ДРЕВНЕМ МИРЕ

Первые упоминания об ораторском искусстве и его представителях встречаются в «Илиаде» и «Одиссее», величественных творениях Гомера, созданных еще в 9-8 вв. до н. э. Однако «золотой век» греческого красноречия наступил во второй половине 5 века до н. э. после окончания греко-персидской войны, когда ораторское искусство превращается в существенный фактор общественной жизни Афин и орудие политической борьбы. От ее участников, желавших влиять на ход государственных дел, требовалось умение публично отстоять свою точку зрения, убедить и повести за собой народ. Учиться ораторскому искусству, владеть им стало необходимостью для многих греческих граждан. Именно в этот период и возникает теория красноречия — риторика. Появилась и профессия ритора — учителя красноречия. Первыми учителями красноречия были софисты — странствующие «учителя … мудрости». В основу представления о сущности красноречия они положили учение об относительной истине. По мнению софистов объективной истины не существует, есть лишь субъективное суждение о ней. Поэтому нельзя считать, что одно мнение истинно, а другое — нет. Против учения об относительной истине выступили Сократ (469-399 гг. до н. э.) и особенно его ученик Платон (427-347 гг. до н. э.), который риторике софистов противопоставил доступное только философу знание. Сократ был первым, кто познал «человеческую ценность» общения между людьми, превратив беседу в подлинное искусство. В «сократических» беседах Сократа вместо учителя и учеников есть беседующие, для которых нет ничего важнее, чем пробиться к истине. Признается лишь один судья — старшинство мысли. Величайшим политическим оратором Древней Греции был Демосфен. (384-311 гг. до н. э.). Как свидетельствуют современники, первую речь Демосфена публика встретила градом насмешек: картавость и слабый от природы голос не нравились темпераментным афинянам. Но в этом хилом с виду юноше жил поистине могучий дух. Неустанным трудом, непрерывной тренировкой он одержал победу над собой. Демосфен одолел физические недостатки, довел ораторскую технику до совершенства, стал величайшим политическим оратором. Своим примером он подтвердил важнейший принцип: оратором может стать практически каждый, если не пожалеет при этом времени и труда. Причем, конечно, совсем необязательно пользоваться «методикой» Демосфена, хотя последователей его чрезвычайных методов мы встречаем и в более поздние времена. Так, в начале нашего века на берегу шумной кавказской речки Рион произносил речи, набрав камней в рот, 12-летний подросток. Оратор и крупный политический деятель Демосфен в своих речах призывал афинян к энергичной политике, разоблачая бездеятельность и продажность афинских правителей, и пытался сплотить государства — карлики для совместной борьбы с врагом. Его пламенная речь была результатом большого труда, а ораторские приемы строились на глубоком знание психологии слушателей. Итог древнегреческого периода в развитии ораторского мастерства подвел в своих работах величайший мыслитель Аристотель (384-322 гг. до н. э.). Важнейший его труд по теории красноречия — «Риторика», написанный около 330 г. до н. э., представляет первую подлинную научную разработку ораторского искусства. Если до Аристотеля все теоретики красноречия ограничивались почти исключительно перечнем приемов, то он впервые дал научное обоснование ораторскому искусству, как особому виду человеческой деятельности, определив риторику, как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета». На протяжении многих столетий теоретики красноречия придерживались взглядов и принципов Аристотеля, лишь развивая и перерабатывая в той или иной степени. С установлением македонского владычества вместе с гибелью политической свободы в Греции начался упадок и ораторского искусства. Для него в новом обществе уже не было места как для средства политической борьбы. Сохранило свое значение лишь парадное красноречие. Однако ораторское искусство не погибло с падением Греции. Ему было суждено возродиться и пережить второй «золотой век» в Римской рабовладельческой республике примерно со второго века до н. э., благодаря греческим эмигрантам, которые познакомили римлян с историей красноречия своей страны. Перенесение ораторского искусства на новую ночву не было чисто механическим. Здесь оно было качественно преобразовано, творчески развито, приведено в соответствие с национальными особенностями и требованиями исторического момента. Специфика жизни и государственного строя Римской республики выдвинули на первый план судебно-политическое красноречие. Именно в нем римские ораторы достигали наибольших успехов. Гай Гракх, политический деятель, был первым в Древнем Риме, кто в буквальном смысле повернулся лицом к народу: до него ораторы выступали, обращаясь к сенату, судьям, их речи не были предназначены для людей на площади. Встав лицом к народу, Гай Гракх показал, что ищет у него поддержки, правосудия, признает его силу, считает его мнение решающим. Многие римские ораторы стали обращаться к своим слушателям, изучать их психологию, интересы, вкусы. Отныне ораторское искусство означало уже не только что и как сказать, но и кому, какой аудитории. Выдающейся личностью республиканского Рима был видный государственный и политический деятель, философ и литератор Марк Туллий Цицерон (105-43 гг. до н. э.), вошедший в историю мировой культуры как блестящий оратор. Будучи крупным теоретиком ораторского искусства, он считал, что красноречие обладает исключительной силой воздействия, совершено необходимое в деле управления государством и, следовательно, им должен владеть каждый, вступающий на поприще общественной деятельности. В знаменитых трактатах по ораторскому искусству («Об ораторе», «Брут», «Оратор» (М., Наука, 1972) Цицерон рисует образ «идеального оратора» — убежденного в правоте своего дела и всесторонне образованного политического деятеля. Перед оратором им ставились три основные задачи: доказать свое положение, т. е. продемонстрировать истинность приводимых фактом и аргументов; доставить эстетическое удовольствие; воздействовать на волю и поведение, побудить людей к активной деятельности. Античность оценила заслуги Цицерона: еще при жизни его называли отцом латинского красноречия и литературы. Огромный интерес к риторике Цицерона проявила эпоха Возрождения. Великая французская буржуазная революция 18 века воскресила Цицерона как политического оратора. Высоко его ценил великий ученый М. В. Ломоносов. Определенное влияние оказал Цицерон и на русских декабристов, которые увидели в нем борца за республиканские свободы. В период, когда римское общество переживало процесс экономического и духовного упадка, жил и творил другой величайший оратор — Марк Фабий Квинтилиан (30-96 гг. до н. э.). Как некогда в Древней Греции, ораторское искусство и здесь стало быстро терять значение орудия социальной борьбы, все более замыкаясь в себе и превращаясь в камерное, декламационное искусство для избранных. Квинтилиан был одним из тех, кто пытался противостоять этому. Он выступил с лозунгом возврата к классическому красноречию Цицерона, возглавил борьбу против сторонников нового, «театрализованного» стиля. «Риторические наставления» Квинтилиана — капитальный труд из 12 книг — настоящая энциклопедия риторики, итог достижений ораторского искусства классического периода. Но Квинтилиану не удалось воскресить «большое красноречие». Оно исчезло с Римской республикой. И с падением Рима заканчивается древний, классический период в развитии ораторского искусства. Но вот на смену рабовладельческому обществу пришел феодализм, с провозглашением им незыблемости существующего порядка, божественной предопределенностью феодального неравенства. Традиции Демосфена, Аристотеля, Цицерона, Квинтилиана, видевших в ораторском искусстве средство убеждения и политической борьбы, оказались несовместимыми с христианскими догматами смирения и беспрекословной веры. Средневековому оратору, церковному проповеднику не приходилось составлять собственные речи. Его задача сводилась к пересказу догматов веры и толкованию библейских легенд. Центром ораторской деятельности становится проповедь. В церковной проповеди на первое место выступают формы, внешняя красивость и напыщенность, усиленно подкрепляемые музыкальными, световыми и другими эффектами. Главным принципом церковного проповедования становятся не убеждение, а внушение. Нельзя, однако, недооценивать огромной роли церковной проповеди в средние века. Церковь и, в частности, духовное красноречие были в конечном итоге основными и наиболее действенными способами воздействия на людей. Наиболее полно каноны средневековой риторики использовал в своих проповедях крупный идеолог феодализма, знаменитый проповедник, доминиканский монах Фома Аквинский (13 век), учение которого и поныне является официальной философией Ватикана. Блестящим оратором, умевшим воздействовать на умы и чувства слушателей, был и отважный вождь крестьянских масс в Германии Томас Мюнцер. Итальянские гуманисты эпохи Возрождения обращаются к забытой и искаженной в средние века античной культуре. Во всех странах Европы ораторское искусство становится неотъемлемым элементом культуры нового времени, несомненным шагом вперед по сравнению со схоластической риторикой средневековья, выражая классовые интересы поднимающейся буржуазии.

3. Риторика в средние века.Средние века добавили к теоретическому наследию античности не так много. Что касается раннего средневековья в Западной Европе, то достаточно назвать два-три имени: испанского архиепископа Исидора Севильского (560-635), англосаксонского летописца и монаха Беды Достопочтенного (673-735), а также Юлия Руфиния. В их трудах систематизирован перечень фигур, упорядочена терминология. В числе риторик и риторов позднего средневековья вплоть до эпохи Возрождения следует упомянуть о немецком филологе, профессоре греческого и латинского языков Филиппе Меланхтоне (1497-1560).Оценивая состояние риторики в средние века, нужно сказать, что она страдает тем же главным пороком, что и античная. Ее рецепты не дают закономерного эффекта на практике. "Добросовестные ученики" по-прежнему спрашивают: почему успех достигается только очень талантливым или очень хитрым оратором, в то время как обыкновенные честные люди не могут увлечь за собой своих слушателей.

4. БУРЖУАЗНОЕ ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО ХVI-ХХ вв.Подобно тому, как рабовладельческая демократия Афин и Рима была благодатной почвой для развития всех видов античного красноречия, так в Англии, Франции, США в 16-17 вв., в эпоху великой промышленной революции, красноречие становится средством завоевания масс и выражения буржуазно-демократической идеологии. В странах Европы в этот период интенсивно развивается судебное, парламентское, а также торжественное красноречие. В Англии 16 века риторику изучают, опираясь на труды Квинтилиана и Цицерона, в Кембридже и Оксфорде. В первой половине 17 в. она включается в список учебных предметов Гарвардского, а затем других университетов и колледжей США, где преподавание носит схоластический характер, имея теологическую направленность. В конце 18 века по Европе прокатилась волна революционных взрывов. Французская буржуазная революция всколыхнула всю Европу, привела в движение миллионы масс. Огромное значение приобрело в это время смелое революционное слово. Вновь, как в древних Греции и Риме, народ заполнил площади городов, трибуна оратора снова стала местом борьбы. За короткий срок великая французская революция породила плеяду сильных ораторов — полемистов. Пламенными трибунами революции были Робеспьер, Марат, Дантон, Сен-Жюст, Мирабо и мн.др. Философской основой политического красноречия борцов французской революции были социальные и нравственные идеи великих французских просветителей 18 в. — Руссо, Дидро, Монтескье, Вольтера. Французская революция дала жизнь политическому красноречию поднимающейся буржуазии, народных масс, красноречию, которое стало оружием в борьбе с феодализмом. Но, воспользовавшись завоеваниями революции, буржуазия тотчас обратила это красноречие и лозунги «свобода», «равенство», «братство», в орудие утверждения своего господства, в средство идеологического воздействия на массы и прямого их обмана. В 19 в. наиболее полное воплощение буржуазное красноречие нашло в ораторской практике парламентов и, прежде всего, в речах видных политиков. В теории ораторского искусства конца 19 в. и особенно в 20 веке отчетливо проявляется стремление соединить положения «старой риторики» с новейшими научными данными. Все больше внимания уделяется учету психологии масс, психологическому влиянию личности оратора, эмоциональному воздействию слова. Постепенно закладываются основы буржуазной теории и практики манипулирования сознанием масс в интересах власти имущих.

refac.ru


Смотрите также