Древние деревни. Древние Деревни Северной Сирии, Призраки прошлого
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Заброшенные деревни Подмосковья. Фото, карта. Древние деревни


Старейшие в России посёлки и сёла

12:23 am - Старейшие в России посёлки и сёла

В России много исторических городов. Многим знакомы Новгород и Псков, Смоленск и Брянск, Ярославль и Ростов, Владимир и Суздаль — и если уж вы не бывали там, то наверняка читали и видели наиболее популярные изображения тамошних старинных сооружений. А про малые населенные пункты, когда-то бывшие городами, но давно уже утратившие городской статус, известно не так много. Хотя некоторые из исторических сёл и посёлков по возрасту не уступают многим считающимся старинными городам.

В этой публикации я хочу познакомить читателей с двенадцатью старейшими российскими поселениями, не имеющими статуса города — именно столько нашлось сел и поселков, основанных до 1400 года. Вполне вероятно, что какие-то другие населенные пункты могут считать себя еще более древними на основании археологических данных. Но попавшие в этот рейтинг сёла и посёлки не утрачивали исторического правопреемства со старинными городами, и могут считаться их продолжателями. Знакомиться с ними будем по убывающему принципу: начнем с самого "нового", и закончим самым древним.

1. Поселок Крестцы Новгородской области. Первое упоминание — 1393 г.

Впервые упоминается в 1393 году как погост Хрестцовский, позже — как слобода Крестецкий Ям. Название этого поселения вероятно произошло от пересечения на этом месте дороги на Москву и дороги на Боровичи.

Крестцы в начале ХХ века

24 августа 1776 года по указу Екатерины II Крестецкий Ям стал уездным городом. К тому времени здесь проживало 2 тысячи человек. Среди них было 307 купцов, 221 мещанин и 4 дворянина.

Крестцы. Екатерининский собор, построенный в 1777 г.К концу 1865 года в Ямской слободе Крестец по проекту архитектора Сверчкова возвели церковь Троицы.

В 1926 году город Крестцы утратил свой статус и стал называться селом. С 1938 года — посёлок городского типа. Население посёлка — около 8 тысяч человек. Основные предприятия — станция подземного хранения газа, леспромхоз, молокозавод, фабрики по производству постельного белья, елочных игрушек.

В центре поселка Крестцы

2. Село Крапивна Тульской области. Первое упоминание — 1389 г.

Крапивна впервые упомянута в завещании князя Дмитрия Донского в 1389 году, в котором он отказывает её в пользу своей жены, княгини Евдокии. Скорее всего, сегодняшняя Крапивна была основана как укрепленная крепость в засечной полосе для защиты от татарских набегов. Вероятно, поселение здесь существовало и ранее, и в целях обороны оно было перенесено на более выгодное в стратегическом плане место.

История Крапивны связана и с набегами Девлет-Гирея, и с польской интервенцией Лжедмитрия, и с восстанием Болотникова. и с мятежом Заруцкого.

В 1777 г. Крапивна стала уездным городом Тульского наместничества, а в 1797 г. - Тульской губернии. Этот статус Крапивна сохраняла до 1926 года, когда была объявлена селом. Сейчас в Крапивне проживает около 1000 человек.

Так выглядела Крапивна в 1960-е годы

Главное украшение Крапивны — Соборный Никольский храм расположен в центре села, на торговой площади. Выстроен на средства тульского купца Г. С. Сушкина в 1759-1764 гг.

3. Посёлок Одоев Тульской области. Первое упоминание — 1380 г.

Город Одоев в конце XIX века

Датой официального основания города считается его первое упоминание в летописи в 1380 году, и связано это с Куликовской битвой, когда литовский князь Ягайло, шедший на помощь Мамаю, остановился у Одоева и стал собирать информацию, чтобы понять, куда двигаться дальше.

Из всех посёлков и сёл, упомянутых в этой публикации, Одоев, пожалуй, более всего походит именно на город.

Одоев. Здание бывшей женской гимназии.

В этом здании сейчас расположен Дом детского творчества. В 1920-е здесь был кинотеатр.

В 1777 году Одоев стал уездным городом Калужского наместничества. Статус города Одоев утратил в 1926 году, причем был низведен до статуса села с названием Одоево. В 1039 году стал называться рабочим посёлком и вернул себе мужское наименование. Сейчас население Одоева составляет около 5600 человек.

В центре Одоева

На фотографии ниже — бывший Храм Благовещения Пресвятой Богородицы, построенный не позже 1776 г. В настоящее время в здании церкви находится одоевская служба газа. Здание так прочно слилось с газовиками в сознании жителей, что даже в музее говорят "рядом с газовым хозяйством была церковь" - не замечая того факта, что само здание этой церковью и является. Восстановление в ближайшее время не планируется.

А это — единственная полностью сохранившаяся в Одоеве Троицкая церковь, построенная до 1865 года. В советское время не закрывалась.

Совсем рядом с Одоевом возвышается великолепная церковь Рождества Богородицы Анастасова монастыря, основанного в XVI веке князем Иваном Воротынским. Храм возведен в 1669—1675 годах на высоком, но пологом берегу реки Упы.

4. Посёлок Большое Мурашкино Нижегородской области. Первое упоминание — 1377 г.

Впервые Большое Мурашкино упоминается в 1377 году в числе селений, купленных торговым гостем Тарасом Петровичем Новосильцевым у нижегородского великого князя Дмитрия Константиновича. Поселение выполняло функции пограничной крепости, в XVII веке считалось городом, сохранились следы укреплений.Большое Мурашкино. Центр посёлка.

Долгое время Большое Мурашкино считалось селом. В 1959 году получило статус посёлка городского типа. Сейчас в Большом Мурашкине проживает около 5300 человек.

Большое Мурашкино. Частная застройка.

Троицкая церковь была построена в 1805 в стиле провинциального зодчества. Закрыта в 1930-х, в 1980-х использовалась как спортзал. В нач. 1990-х возвращена верующим, отремонтирована.

5. Посёлок Борисоглебский Ярославской области. Основан в 1363 году.

Прежнее название (до 1962 г.) — Борисоглебские слободы. В просторечьи зовётся «Борисоглеб».

Поселение возникло при Борисоглебском монастыре, основанном пришедшим из Новгородской земли иноком Феодором и присоединившимся к нему позднее Павлом по благословению Сергия Радонежского в 1363 году.

Борисоглебский монастырь в 1911 году. Фотография С.М. Прокудина-Горского

Монастырь существовал до упразднения в 1924 году. В советский период в зданиях монастыря были размещены различные учреждения районного центра — почта, отделение Госбанка, склады организаций по заготовке льна и зерна, а также музей, который в 1945 году тоже закрыли. В 1994 году монастырь был возрождён.

Борисоглебский монастырь

Борисоглебские слободы были крупным торговым селом. В праздник св. Бориса и Глеба у стен монастыря традиционно проходила значительная для Ярославской губернии ярмарка, специализировавшаяся на торговле скотом. Были развиты ремёсла. В 1962 году село было преобразовано в посёлок городского типа Борисоглебский. Сейчас в посёлке проживает около 5600 человек.

Борисоглебский. Торговые ряды у стен монастыря.

6. Посёлок Судиславль Костромской области. Первое упоминание — 1360 г.

Судиславль впервые упомянут в летописи Солигаличско-Воскресенского монастыря 1360 года как укреплённый пункт. На протяжении XVII—XVIII веков Судиславль, потеряв значение крепости, продолжал развиваться как торговый купеческий город.

Бывший купеческий особняк в центре Судиславля

Судиславль был известен как один из центров торговли льном и кожей на севере Руси, а также как чрезвычайно грибное место. В конце лета значительная часть населения города и окрестных сёл уходила на сбор грибов, которые потом продавались на специальных «грибных ярмарках» перекупщикам Питера, Москвы и других крупных городов.

С 1719 года Судиславль — удельный город, с 1778 года — заштатный город Костромского уезда Костромской губернии. В 1925 году Судиславль потерял свой городской статус и считался сельским поселением. С 1929 года Судиславль — районный центр Судиславского района, с 1963 года — посёлок городского типа. Сейчас в Судиславле проживают около 4700 человек.

Судиславль в 1950-е годы

Собор Спаса Преображения с престолами в честь Николая Чудотворца и Рождества Христова был построен в 1758 году на месте деревянной церкви на искусственной горе в центре города.

7. Посёлок Палех Ивановской области. Основан предположительно в XIII веке.

Вся история Палеха связана с живописью. С XVIII века говорят о палехском стиле иконописи — с особо тонким исполнением темперными красками с добавлением золота. После революции 1917 года спрос на иконы падает, и палехские художники находят выход — в 1924 году была основана артель древней живописи, которая переходит к лаковой живописи на папье-маше — шкатулках, ларцах...

Село Палех в 1938 году

Внешний облик Палеха мало изменился с XIX века. На многих домах — мемориальные доски, удостоверяющие, что в них жил или работал тот или иной палехский живописец.

Статус поселка село Палех получило в 1947 году. Сейчас население Палеха составляет чуть менее 5 тысяч человек.

Палехский Дом культуры

Основной памятник архитектуры в Палехе — пятиглавая Крестовоздвиженская церковь (год постройки — 1807) с шатровой колокольней, интерьер которой украшен иконами и фресками работы местных мастеров.

8. Посёлок Лежнево Ивановской области. Год основания — 1239.

Лежнево располагается на реке Ухтохма. Среди владельцев села Лежнево значатся и предки А.С. Пушкина.

Лежнево. Памятник Пушкину в центре посёлка.

На рубеже XVII-XVIII веков село Лежнево больше походило на богатый посад. По документам здесь числились государственный соляной магазин и тридцать четыре купеческих лавки, много постоялых дворов, кабаков и трактиров, существовали ткацкие светелки и раздаточные конторы.

Уже к концу XVIII века в Лежневе сформировалось фабричное текстильное производство, организованное купцом Кокушкиным. Оно росло, оттесняло на второй план традиционные ремесленные производства и стало важнейшим в жизни села на протяжении всего XIX столетия и первых десятилетий ХХ века. В 1888 г. комплекс бумагопрядильной и ткацкой фабрик Кокушкиных преобразован в «Товарищество Лежневской мануфактуры», где к началу ХХ века трудилось более 1600 рабочих.

Лежнево в 1911 году

Статус посёлка село Лежнево получило в 1925 году. Сейчас в поселке функционируют швейные и пищевые предприятия, завод по производству автомобильной шумоизоляции, деревообрабатывающие производства. Население Лежнева — около 7900 человек.

Храмовый комплекс на главной площади в центре поселка Лежнево состоит из двух храмов, возведенных на средства местного крестьянина А.П. Любимова: в 1725-39 гг. выстроена зимняя церковь Рождества Христова с колокольней, сменившая старую деревянную, а в 1745 г. рядом с ней появилась летняя Казанская. В 1839-51 гг. зимний храм был полностью перестроен.

Лежнево. Храмовый комплекс.

9. Посёлок Боголюбово Владимирской области. Основан в 1158 году.

Прежние названия — Боголюбов, Боголюбый.

Основание Боголюбова связывают с легендой о явлении Богоматери князю Андрею Боголюбскому: когда он вез икону Божией Матери из Владимира в Ростов, лошади встали, и никакими способами не получалось заставить их идти дальше. На этом месте и заночевали. В ту ночь и произошло явление Божией Матери, а на этом самом месте был основан монастырь.

В 1917 году монастырь был закрыт. В советские годы в монастырских корпусах размещались школа, больница, почта, отделение милиции, консервный завод, а в храмах — хранилища и склады. В 1992 году монастырь был возрожден. Сейчас здесь функционируют два монастыря — мужской и женский.

Боголюбово в 1870-е годы. Одно из монастырских зданий.

До 1960 года Боголюбово считалось селом, после — посёлком городского типа. Нынешнее население Боголюбово составляет около 4,5 тысяч человек.

Боголюбовские улицы

В рассказе о Боголюбово нельзя не упомянуть жемчужину русского зодчества — церковь Покрова на Нерли (XII век), расположенную в 1,5 км от поселка Боголюбово. В настоящее время храм Покрова на Нерли находится в совместном ведении Русской православной церкви и Владимиро-Суздальского музея-заповедника. В храме проводятся регулярные службы, в остальное время он открыт как музейная экспозиция.

10. Посёлок Красный Смоленской области. Первое упоминание — 1165 год.

Первое упоминание о Красном (городе Красен) содержится в Ипатьевской летописи 1165 года. В ней говорится о том, как смоленский князь Ростислав Мстиславич, получив великокняжеский престол в Киеве, отдал эти земли своему племяннику витебскому князю Роману.

Красный. Здание краеведческого музея.

До конца XIII века Красный развивался в мирной обстановке, а затем со второй половины XIV в. и до середины XVII в. Красный то подчинялся Литве, то переходил в состав Московского, то в состав Польско-Литовского государства. Только в 1654 г. Красный был окончательно возвращен России. В 1776 г. Указом Екатерины II Красный получил звание уездного города.

Красный в 1912 году

В 1912 году в Красном к 100-летию Отечественной войны 1812 года был воздвигнут памятник лейб-гвардии Уланскому полку, проявившему героизм в сражении под Красным (ноябрь 1812 году). Сейчас это главная достопримечательность поселка.

В 1925 году Красный утратил статус города и стал считаться селом. С 1959 года — поселок городского типа. Население Красного — 4150 человек. В посёлке функционируют предприятия пищевой промышленности, стройматериалов, завод счётчиков электрических импульсов.

Дом культуры поселка Красный

В Красном было 2 церкви, обе закрыты в 1930-е. Небольшая церковь Авраамия Смоленского была построена в 1838 году. Прямоугольное здание в стиле позднего классицизма завершалось куполом с главкой.

Красный. Развалины церкви Авраамия Смоленского

Каменный однопрестольный Преображенский храм построен в 1790 году. Крестообразно-круглое готического вида здание повторяет формы известной Чесменской церкви Санкт-Петербурга. После закрытия в 1930-е внутреннее убранство полностью утрачено. Использовался как колхозный склад. Приходская жизнь возобновлена в 1999, храм реставрируется.

Церковь Преображения Господня в Красном

11. Деревня Изборск Псковской области. Первое упоминание — 862 год.

Исторические названия: Избореск, Сбореск, Сборск, Сборц. По словам летописи, в 862 году Изборск достался Трувору (младшему брату Рюрика), который был первым его князем.

Дошедшая до наших дней Изборская крепость на Жеравьей горе относится к XIV в. и находится в относительно приемлемом состоянии — сохранились стены и башни.Изборск в 1871 году

С 1719 года — уездный город, с 1777 — заштатный безуездный. После 1917 года перешел независимой Эстонии. В 1945 году поселок Изборск был включен в Псковскую область. Сейчас имеет статус деревни. Туристический центр. Население — около 700 человек, занято в сфере обслуживания.

Виды Изборска

Никольский собор, сооруженный во 2-й четверти XIV века — один из старейших памятников псковского зодчества. В настоящее время перекрыт кровлей на четыре ската. Колокольня достроена в 1836 г.

Изборск. Собор Николая Чудотворца.

Никольская церковь на Труворовом городище, сооруженная до 1682 г., стоит на месте городища, на котором первоначально стоял город Изборск. На кладбище недалеко от церкви стоит т.н. "Труворов крест" (XV в.), считающийся надгробьем легендарного Трувора.

Изборск. Церковь Николая Чудотворца на Труворовом городище

И, наконец, лидер нашего рейтинга старейших сёл и посёлков.

12. Село Старая Ладога Ленинградской области. Год основания — 753.

Точная дата основания поселения, известного ныне как Старая Ладога, неизвестна, но как свидетельствуют археологические раскопки, это произошло не позднее 753 года.

Впервые Ладога упоминается в летописи под 862 годом в числе десяти древнейших городов Руси. До 864 года в городе правил, по некоторым сведениям, варяжский конунг Рюрик, который впоследствии перенес княжескую резиденцию в «городок на Волхове» — Новгород. Таким образом, Старая Ладога претендует на то, чтобы считаться первой столицей Руси.

Первая крепость была построена во времена Вещего Олега на рубеже IX—X веков. Сегодня Староладожская крепость находится в состоянии ремонта и восстановления

Староладожская крепость и церковь Св. Георгия — древнейшая в Ладоге

Старая Ладога. Крепость.

Один из древнейших монастырей в Старой Ладоге, Никольский, основанный Александром Невским после победоносного сражения со шведами в Невской битве в устье реки Ижоры, посвящён святителю Николаю Чудотворцу.

Старая Ладога. Никольский монастырь.

В 1704 году Пётр I основал в устье Волхова Новую Ладогу и переименовал Ладогу в «Старую Ладогу», лишив её статуса города. С тех пор Старая Ладога считается селом. Население — около 2000 человек.

На сельской улице

А так Старая Ладога выглядела в 1960-е.

На старом снимке мы видим церковь Рождества Иоанна Предтечи, построенную в 1695 году. А так этот храм выглядит в наши дни.

Старая Ладога. Храм Рождества Иоанна Предтечи.

Про Старую Ладогу можно еще долго рассказывать, равно как и про более «молодые» сёла и посёлки моего рейтинга, но мой рассказ и без того уже слишком затянулся — так что на этом и закончим.

Еще в моем журнале:12 самых маленьких городов РоссииКрупнейшие в России поселения, не являющиеся городами

catrina-burana.livejournal.com

Самые старые деревни России | О самом-самом

Самые старые деревни России

Не только иностранцы, но и россияне в последние годы выбирают для путешествий довольно экзотическое направление. А именно — русскую деревню, настоящую глубинку, куда можно окунуться с головой в непростую историю нашей страны и людей, ее населяющих.

Это необычный сплав общения с исконной русской природой (общепризнанно красивейшей в мире) и старинных достопримечательностей (церквей, музеев и просто старых домишек).

Читайте также:

Самые чистые города в мире: http://o-samom.ru/strany-i-goroda/samye-chistye-goroda-v-mire.html

Самые известные пляжи мира

Всероссийская перепись 2002 года сообщает, что в нашей стране насчитывается примерно 140 тысяч деревень. Самые старые из них стоят того, чтобы там побывать.

На северо-западе России стоят практически нетронутыми без изменений вот уже много лет Старая Ладога в Ленинградской области и Варгуза в Мурманской. Возраст обеих около 600 лет! Старую Ладогу историки считают отправной точкой того самого пути, что «из варяг в греки», рсположена деревня на реке Волхов. Еще до Новгорода здесь располагался крупнейший торговый центр, а стены ее крепости когда-то брали штурмом шведы.

Населенный пункт Варгуза стоит на берегах одноименной реки, которая впадает в Белое море. Сюда приезжают полюбоваться старинными церквями, коих тут аж целых пять. Как и многие сооружения на Руси, они построены без единого гвоздя, настоящие творения искусства великих северных мастеров. Земля тут считается святой, а промыслы, которые разработали местные жители — добыча жемчуга и ловля семги.

Самые старые деревни

Село Большой Куналей разместилось в Бурятии, примерная дата его рождения — начало 18 века. Сюда приезжают за богатой историей и красивыми фотографиями, ведь абсолютно каждый домик в этом населенном пункте покрашен в ярко-красный цвет с голубыми ставенками. Смотрится это просто потрясающе. Местные жители с удовольствием поддерживают такой туризм и даже штрафуют соседей, если они вовремя не покрасят стены своего дома в нужный цвет, обновляя его после сырой зимы.самая старая деревня россии

Село Вятское в Ярославской области также считается старинным, аутентичным. Здесь вы найдете не только первозданную природную красоту, совмещенную с делом рук человеческих, но и 10 прекрасных музеев. Вятское стало за последние годы настоящим историко-культурным комплексом.

какая самая старая деревня россии

Возможно, вам будет интересно:

o-samom.ru

Древние деревни Северной Сирии — Сирия — Планета Земля

Древние деревни Северной Сирии

История

На северо-западе Сирии, на возвышенности Белус, которую также называют Известняковым массивом с высотами до 1000 м, там, где находятся мухафазы Халеб и Идлиб, сохранилось несколько десятков поселений, давно оставленных людьми. Сотни строений — жилых домов и хозяйственных построек — заброшены и постепенно ветшают и разрушаются.В мирное время за ними присматривали, и власти учредили для этого восемь археологических парков. Со всего мира приезжали сюда люди, чтобы увидеть, как жили в сирийских деревнях в эпоху Поздней античности и при Византии.В древности здесь строили много, потому что северо-западные территории Сирии, в том числе близ реки Оронт, отличались плодородием, с них снимали богатый урожай пшеницы, ячменя, табака, хлопка, олив, винограда, кунжута. Расцвет сельского хозяйства пришелся на позднеантичное и раннехристианское время (I-VII вв.). На возвышенностях, среди гор, из местного известняка воздвигали крупные укрепленные поселения — с виллами и жилыми домами попроще, банями, маслобойнями. Одних только церквей насчитывалось более 2 тыс. Всего поселений около ста, самых известных и относительно сохранившихся осталось 40. Этим повезло в том отношении, что они стояли несколько в стороне от главных дорог.В VII в. арабы покорили эти земли, торговые пути, связывавшие деревни, оказались разрушены. Политический и торговый центр переместился из расположенной неподалеку от деревень Антиохии в Дамаск. Постройки ветшали, и к Х в. все поселения оказались заброшенными.Однако далеко не все мертвые города на самом деле таковыми являются. Например, по данным на 2004 г., в Аль-Баре (мухафаза Идлиб), что рядом с деревней, основанной в IV в., жило около 10 тыс. чел. Люди жили здесь даже тогда, когда арабы захватили эти земли. Жители оставались христианами, а сама Аль-Бара даже стала резиденцией епископа Антиохийского. В 1098 г. деревню захватили крестоносцы, но ее вернули себе мусульмане и построили в ней небольшую крепость. В XII в. после катастрофического землетрясения люди все-таки оставили Аль-Бару. Только в начале XX в. рядом с этим мертвым городом появилось новое поселение среди оливковых деревьев и вишневых садов.Регулярные раскопки в древних деревнях Северной Сирии начались в 1899 г., вели их ученые из Принстонского университета (США). В связи с удаленностью места, трудностями с транспортом и охраной обнаруженных древностей раскопки неоднократно прерывались, а в отсутствие ученых — разграблялись местными жителями.Споры в научном сообществе вызывает вопрос о том, являлись эти поселения деревнями или городами. Согласно одной гипотезе, это были деревни крестьян, разбогатевших на торговле оливковым маслом в позднеантичные времена. Сторонники этой точки зрения указывают на то, что поселения лишены специфических построек, например дворцов знати. Противники этой теории настаивают на том, что это все-таки города и процветали они за счет того, что стояли на оживленных торговых путях Византийской империи. В ходе арабских завоеваний эти торговые пути разрушили, что подорвало экономику городов, а их жители оставили свои дома, устремившись в другие города, начавшие разрастаться при династии Омейядов.Север Сирии, где находятся древние деревни, — территория, по которой пролегали важнейшие торговые пути из Аравии к Средиземному морю и Малой Азии. К настоящему времени район в значительной степени утратил прежнее торговое значение.Причиной, по которой жители оставили свои дома в деревнях на севере Сирии, стала цепь природных катастроф, обрушившихся на район, оказавшийся к тому же на границе между распространением христианства и ислама.Археологи предложили систематизировать постройки древних деревень Северной Сирии по их местонахождению в горах.Первая группа мертвых городов находится в расположенных на юге горах Эз-Завия. В этой группе сосредоточены самые ранние строения. Наиболее известная и одна из самых хорошо сохранившихся деревень — Сержилла, в ней сохранились храм, андрон — мужская часть дома, прочие жилые постройки и бани. Рядом — Рувейя, а в ней — мавзолей в виде античного храма, большая базилика. В Капроперии (арабы называют ее Кфар аль-Бара) есть трехэтажные дома, гробницы с пирамидальными крышами и пять церквей.Во вторую группу входят поселения в центральных горах Аль-Ала и Бариша. Самые известные из них — Бакирха, где храм Зевса соседствует с христианскими церквями, а также Кальб-Луза с внушительной базиликой, посвященной, по всей видимости, архангелам Михаилу и Гавриилу. Притвор базилики выполнен в виде двух башен, что является характерной чертой разновидности сирийских храмов. Сохранился богатый декор храма: карнизы, архивольты, капители, обрамления арок, порталы с тонкой резьбой, монограммы Христа.И, наконец, третья группа, что находится в северных горах Семан. В ней выделяется Фафертин с одной из древнейших, точно датированных христианских церквей постройки второй половины IV в., а также Хараб-Шамс, Мушаббак и Басофан с его церковью Святого Фоки. Самым же северным из мертвых городов является Кир с руинами базилики, под которой покоились мощи Святых Космы и Дамиана Аравийских, в честь которых город обрел второе название — Агиополис (Святой).Заброшенные деревни Северной Сирии — своеобразная хронология в камне, тут можно прекрасно проследить формирование архитектуры христианских храмов: от незамысловатых домовых церквей, которые устраивались в жилых домах, и зальных церквей (например, в Кирк-Бизе) до больших трехнефных базилик в Хараб-Шамсе, Мушаббаке и Кальб-Лузе.И повсюду, в каждой деревне, — останки громадных каменных давилен для олив и винограда, установленные непосредственно между жилыми домами. И еще — колонны непонятного назначения, высящиеся тут и там между остатками садов, в которых сохранились большие гранатовые и инжировые деревья.В 2011 г. все эти поселения включили в список Всемирного наследия ЮНЕСКО под названием Древние деревни Северной Сирии. Их нынешнее состояние вызывает большое опасение, так как они находятся в зоне боевых действий, им грозит разрушение и разграбление. Особое беспокойство вызывает сохранность саркофагов IV-VI вв., а также раннехристианского монастыря и места паломничества Калъат-Симъан (крепость Симеона) в 35 км на северо-запад от Халеба.В настоящее время руины древних деревень стали пристанищем для тысяч беженцев гражданской войны, обживших подвалы под домами, пещеры и даже древние погребения. Еще большую тревогу археологов вызывают бульдозеры, с помощью которых охотники за артефактами сдирают древнюю мозаику с полов домов и храмов, чтобы продать ее на черном рынке.В условиях боевых действий ни ЮНЕСКО, ни Директорат по делам античных ценностей и музеев Сирии не в состоянии обеспечить сохранность уникального памятника, ценность которого заключается в том, что это не только отдельные древние строения, а целый район, дающий представление о жизни в древние эпохи.

Древние деревни Северной Сирии на карте

Общая информация

Местонахождение: северо-запад Сирии.Административная принадлежность: мухафазы Халеб и Идлиб.Время строительства: I-VII вв.Оставлены людьми: VIII-X вв.Язык: арабский.Этнический состав: сирийские и палестинские арабы, армяне, курды.Религия: ислам (сунниты — 90%).Денежная единица: сирийский фунт.

Цифры

Территория заброшенных деревень: длина — 140 км, ширина — от 20 до 40 км.Общее количество деревень: до 100 (40 известных).Общее количество построек: около 700.Археологические парки: 8.

Климат и погода

Субтропический, полупустынный.Средняя температура января: +6°С.Средняя температура июля: +28°С.Среднегодовое количество осадков: 330 мм.Относительная влажность воздуха: 60%.

Достопримечательности

Первая группа (горы Эз-Завия)

Сержилла (храм, андрон — мужская часть дома, жилые постройки и бани, V в.), Рувейя (мавзолей — 384 г., базилика — V в.), Капроперия (Кфар аль-Бара, жилые дома, гробницы и церкви, V-VI вв.).

Вторая группа (горы Аль-Ала и Барита)

Бакирха (храм Зевса — 161 г., церкви — V в.), Кальб-Луза (базилика архангелов Михаила и Гавриила, вторая половина V в.), Кирк-Биза (Кир, церковь IV в.).

Третья группа (горы Семан)

Фафертин (церковь, 372 г.), Басофан (церковь Святого Фоки, 491-492 гг.), Хараб-Шамс (базилика, IV-V вв.).

Прочие

Саркофаги (IV-VI вв.), монастырь Калъат-Симъан (476-490 гг.), музей с мозаикой из мертвых городов (Маргрет-эн-Нууман), замок Капота (II в.), базилика Хараб-Шамс (IV в.), храм Айн-Дара (XVIII вв. до н. э.)

Любопытные факты

■ Город Кир (иногда его называют Кирр) основан, предположительно, македонским полководцем Антигоном I около 300 г. до н. э. Назван же или в честь одноименного македонского города, либо в честь персидского царя Кира.■ Калъат-Симъан, или крепость Симеона, появился там, где служил и умер первый христианский столпник Симеон Столпник, по дороге в Африн. Монастырский ансамбль включает восьмиугольное главное помещение, в котором находилась 18-метровая колонна Симеона, на которой тот уединялся и проводил время в молитвах. Житие говорит, что Симеон получил от Бога дар исцелять душевные и телесные болезни, а также предвидеть будущее. Почитается в лике преподобных (святых из монахов) как в православной, так и в католической церкви. К сожалению, за долгие века паломники разобрали большую часть колонны на реликвии, и она теперь напоминает просто большой валун, установленный на постаменте.■ Замок Калота в 20 км от Халеба (Алеппо) был изначально древнеримским храмом, но после принятия Римом христианства перестроен в базилику в V в., а впоследствии, в период войн между Византийской империей и арабской династией Хамданидов, базилика перестроена в крепость в X в.■ Руины древних деревень Сирии превратились в территорию очень опасных игр для местных ребятишек. Когда они свободны от выпаса овец среди античных построек, то забираются на вершины построек на скорость. Мальчишки на вершине раскачивающихся древних построек позируют для редких туристов и журналистов.■ Опираясь на исследования палеогеографов и специалистов в области климатологии, археологи пришли к выводу, что мусульмане, захватившие район древних деревень в Сирии, не стали селиться в домах местных жителей, потому что начался период высоких температур воздуха и засухи, превративших некогда плодородную землю в выжженную пустыню. Свою роль в том, что дома были поспешно оставлены, сыграли также землетрясение 555 г. и эпидемия бубонной чумы — так называемая Юстинианская чума 541-767 гг., охватившая всю Византийскую империю.

geosfera.org

Древние Деревни Северной Сирии, Призраки прошлого

Древние Деревни Северной Сирии, Призраки прошлогоВ этом районе Сирии сосредоточено так много брошенных домов и прочих построек, что невольно закрадывается мысль о существовавшей здесь некой могущественной цивилизации, чьи граждане исчезли самым таинственным образом, бросив дома и все имущество. Археологические раскопки не оставили камня на камне от фантастических теорий: местность опустела, когда жители потеряли источник дохода — торговые караванные пути.

КРАЙ ЗАБЫТЫХ ГОРОДОВ

Забытые города, Мертвые города... Так тоже называют древние деревни Северной Сирии, в которых некогда бурлила жизнь.

На северо-западе Сирии, на возвышенности Белус, которую также называют Известняковым массивом с высотами до 1000 м, там, где находятся мухафазы Халеб и Идлиб, сохранилось несколько десятков поселений, давно оставленных людьми. Сотни строений — жилых домов и хозяйственных построек — заброшены и постепенно ветшают и разрушаются.

В мирное время за ними присматривали, и власти учредили для этого восемь археологических парков. Со всего мира приезжали сюда люди, чтобы увидеть, как жили в сирийских деревнях в эпоху Поздней античности и при Византии.

В древности здесь строили много, потому что северо-западные территории Сирии, в том числе близ реки Оронт, отличались плодородием, с них снимали богатый урожай пшеницы, ячменя, табака, хлопка, олив, винограда, кунжута. Расцвет сельского хозяйства пришелся на позднеан-тичное и раннехристианское время (I-VII вв.). На возвышенностях, среди гор, из местного известняка воздвигали крупные укрепленные поселения — с виллами и жилыми домами попроще, банями, маслобойнями. Одних только церквей насчитывалось более 2 тыс. Всего поселений около ста, самых известных и относительно сохранившихся осталось 40. Этим повезло в том отношении, что они стояли несколько в стороне от главных дорог.

В VII в. арабы покорили эти земли, торговые пути, связывавшие деревни, оказались разрушены. Политический и торговый центр переместился из расположенной неподалеку от деревень Антиохии в Дамаск. Постройки ветшали, и к X в. все поселения оказались заброшенными.

Однако далеко не все мертвые города на самом деле таковыми являются. Например, поданным на 2004 г., в Аль-Баре (мухафаза Идлиб), что рядом с деревней, основанной в IV в., жило около 10 тыс. чел. Люди жили здесь даже тогда, когда арабы захватили эти земли. Жители оставались христианами, а сама Аль-Бара даже стала резиденцией епископа Анти-охийского. В 1098 г. деревню захватили крестоносцы, но ее вернули себе мусульмане и построили в ней небольшую крепость. В XII в. после катастрофического землетрясения люди все-таки оставили Аль-Бару. Только в начале XX в. рядом с этим мертвым городом появилось новое поселение среди оливковых деревьев и вишневых садов.

Регулярные раскопки в древнихдеревнях Северной Сирии начались в 1899 г., вели их ученые из Принстонского университета (США). В связи с удаленностью места, трудностями с транспортом и охраной обнаруженных древностей раскопки неоднократно прерывались, а в отсутствие ученых — разграблялись местными жителями.

Споры в научном сообществе вызывает вопрос о том, являлись эти поселения деревнями или городами. Согласно одной гипотезе, это были деревни крестьян, разбогатевших на торговле оливковым маслом в позднеантичные времена. Сторонники этой точки зрения указывают на то, что поселения лишены специфических построек, например дворцов знати. Противники этой теории настаивают на том, что это все-таки города и процветали они за счет того, что стояли на оживленных торговых путях Византийской империи. В ходе арабских завоеваний эти торговые пути разрушили, что подорвало экономику городов, а их жители оставили свои дома, устремившись в другие города, начавшие разрастаться при династии Омейядов.

Север Сирии, где находятся древние деревни, — территория, по которой пролегали важнейшие торговые пути из Аравии к Средиземному морю и Малой Азии. К настоящему времени район в значительной степени утратил прежнее торговое значение.

Подпишись на нас, чтобы ничего не пропустить:

vanilla.su

как жили и чем питались наши предки

Пишет prosto-vova: Если вы думаете, что наши предки жили в просторных, приятно пахнущих сеном домах, спали на теплой русской печке и жили долго и счастливо, то вы ошибаетесь. Так, как вы думали, крестьяне стали жить сто, может сто пятьдесят или от силы двести лет назад. До этого жизнь простого русского крестьянина была совсем иной.Обычно человек доживал до 40-45 лет и умирал уже стариком. Взрослым мужчиной с семьей и детьми он считался лет в 14-15. Замуж выходили отнюдь не по любви, сватать невесту сыну ходил отец.

Времени на праздный отдых у людей не было вовсе. Летом абсолютно все время занимала работа в поле, зимой заготовка дров и домашняя работа по изготовлению инструмента и домашней утвари, охота. Давайте посмотрим на русскую деревню 10-го века, которая, впрочем, мало чем отличается от деревни как века 5-го, так и века 17-го… (18 фотографий)

Русская деревня

В историко-культурный комплекс “Любытино” мы попали в рамках автопробега “Одноэтажная Россия” – посмотреть, как жили наши предки, было очень интересно и познавательно.

Русская деревня

В Любытино на месте проживания древних славян, среди курганов и захоронений воссоздана настоящая деревня 10-го века, со всеми хозяйственными постройками и необходимой утварью.

Русская деревня

Начнем мы с обыкновенной славянской избы. Изба рублена из бревен и покрыта берестой и дерном. В некоторых регионах крыши таких же изб крыли соломой, а где-то щепой. Удивительно, но срок службы такой крыши лишь немногим меньше срока службы всего дома, 25-30 лет, а сам дом служил лет 40. Учитывая время жизни в то время, дома как раз на жизнь человека и хватало.

Русская деревня

Топится изба по черному, то есть дымовой трубы печь не имеет, дым выходит через маленькое оконце под крышей и через дверь. Нормальных окон тоже нет, а дверь высотой всего лишь около метра. Это сделано для того, чтобы не выпускать тепло из избы.При топке печи сажа оседает на стенах и крыше. В топке “по черному” есть один большой плюс – в таком доме нет грызунов и насекомых.

Русская деревня

Разумеется, дом стоит на земле без всякого фундамента, нижние венцы просто опирают на несколько крупных камней.

Русская деревня

Вот так сделана кровля.

Русская деревня

А вот и печь. Установленный на постаменте из обмазанных глиной бревен каменный очаг. Топили печь с раннего утра. Когда печь топится, находиться в избе невозможно, там оставалась только хозяйка, готовившая пищу, все остальные шли на улицу заниматься делами, в любую погоду. После того, как печь протапливалась, камни отдавали тепло до следующего утра. В печи и готовили пищу.

Русская деревня

Вот так выглядит изба изнутри. Спали на лавках, расставленных вдоль стен, на них же сидели во время еды. Дети спали на полатях, на этой фотографии их не видно, они сверху, над головой. В зимнее время в избу брали молодняк домашнего скота, чтобы он не погиб от мороза. В избе также и мылись. Можете представить, какой воздух был там, насколько там было тепло и комфортно. Сразу становится ясно, отчего продолжительность жизни была такой небольшой.

Русская деревня

Чтобы не топить избу летом, когда в этом нет необходимости, в деревне было отдельное небольшое здание – хлебная печь. Там пекли хлеб и готовили.

Русская деревня

Зерно хранили в амбаре – постройке, поднятой на столбах от поверхности земли, чтобы оградить продукты от грызунов.

Русская деревня

В амбаре были устроены сусеки, помните – “по сусекам поскребла…”? Это специальные дощатые ящики, в которые зерно засыпали сверху, а брали его снизу. Так зерно не залеживалось.

Русская деревня

Также в деревне был утроен ледник – погреб, в который весной укладывался лед, пересыпался сеном и лежал там почти до следующей зимы.Одежду, шкуры, не нужную в данный момент утварь и оружие хранили в клети. Также клеть использовалась, когда мужу и жене надо было уединиться.

Русская деревня

Овин – эта постройка служила для сушки снопов и обмолота зерна. Нагретые камни складывались в очаг, на жерди укладывались снопы, и крестьянин сушил их, постоянно переворачивая. Потом зерна обмолачивались и веялись.

Русская деревня

Приготовление пищи в печи предполагает особый температурный режим – томление. Так, например, готовятся серые щи. Серыми они зовутся из-за своего серого цвета. Как их готовить?Для начала берутся зеленые капустные листья, те, что не вошли в кочан, мелко секутся, подсаливаются и укладываются под гнет на неделю, для заквашивания.Еще для щей нужна перловая крупа, мясо, лук, морковка. Ингредиенты укладываются в горшок, и он ставится в печь, где проведет несколько часов. К вечеру очень сытное и густое блюдо будет готово.

Русская деревня

Русская деревня

Русская деревня

Русская деревня

Русская деревня

Вот так жили наши предки. Жизнь была нелегкой. Часто случались неурожаи, еще чаще – набеги татар, викингов, просто бандитов. Основным видом экспорта были меха, мед, шкуры. Крестьяне собирали грибы и ягоды, всевозможные травы, ловили рыбу.При обороне от неприятеля основой экипировкой воина была кольчуга, шит, шлем. Из оружия – копье, топорик, меч. Кольчуга не сказать, что легкая, но в отличие от лат, в ней можно бегать.

Русская деревня

Русская деревня

fototelegraf.ru

Древние деревни на юге провинции Аньхой

Сиди (西递) и Хунцунь (宏村)— два старинных села в китайской провинции Аньхой, которые лучше других сохранили традиционную планировку и деревянную застройку эпох династий Мин и Цин. Построены в традиционном стиле архитектурной школы Хой. Представляют собой уникальные туристические достопримечательности и обладают большой исторической ценностью. Особую ценность представляют планировка этих поселений, архитектура и декор построек, а также связь застройки с системой гидротехнических сооружений и водоснабжения.

Деревня Сиди является деревней рода Ху, предки рода переселись в эти места более 900 лет тому назад. Сквозь деревню протекают два ручья, журчание которых не прекращается ни на минуту уже много веков подряд. Жилые дома с белыми стенами и черными кирпичными крышами словно лепятся друг к другу. Бросаются в глаза возвышающиеся над крышами домов кирпичные стены. Они служат защитой от огня, ветра и воров, а хозяевам богатых домов гарантируют душевный покой. Благодаря неровному верхнему краю стен, напоминающему вытянутые вверх шеи лошадей, стены получили название "матоу" - "лошадиная голова". Несмотря на чисто практическое назначение стен "матоу", они удивительно гармоничны и созвучны облику жилища.

Сверкающая чистотой главная улица деревни вымощена каменными плитами. От главной улицы в обе стороны разбегаются неширокие переулки. Высокие стены "матоу" прячут дома с узкими оконцами от посторонних глаз. Одинаковая планировка и скромность декора жилищ делают неразличимым, какое из них принадлежит богачу, а какое не слишком зажиточной семье.

Зато во дворе дома ситуация меняется. Деревянно-кирпичные постройки расположены по периметру "тяньцзина" ("небесного колодца") - внутреннего дворика, обеспечивающего проветривание и свет во всех помещениях дворового блока. Сточная вода из домов также сливается в "тяньцзин" - делается это, якобы, для того, чтобы "богатство не утекало из дома". Главное строение жилища, как правило, состоит из трех (редко более) комнат. Самая просторная и шикарно обставленная среди них - зал "танъу", где мужская часть семьи принимала гостей. Большинство домов двухэтажные, что объясняется нехваткой земли и китайской традицией жить большими семьями по принципу "несколько поколений - под одной крышей".В некоторых жилищах встречаются дворики, устроенные на манер парка. Прудик с резвящимися рыбками, несколько цветочных горшков с декоративными миниатюрными деревцами, небольшой цветник. Двор вымощен либо черными каменными плитами, либо разноцветным булыжником, сложенным в орнамент. Такое устройство двора добавляет ощущение уединения и покоя. Независимо от размеров жилищ, везде и всюду - на дверях, оконных рамах, балках, столбах, балкончиках - можно увидеть великолепные образцы хойчжоуской резьбы по камню, дереву и даже кирпичной кладке. Резные детали отличаются по сюжету и мастерству исполнения в зависимости от социального статуса, достатка и эстетических пристрастий хозяина дома.

Самым высоким сооружением в деревне является Цытан - родовой храм. Он служит местом проведения ритуала жертвоприношений предкам, здесь обсуждают важные для всего рода события, улаживают споры, карают тех, кто осмелился преступить законы рода и правила семьи, а также дают наставления рядовым членам рода. Поэтому Цытан - это символ силы рода, его достатка и славы. Величественно и шикарно смотрится этот архитектурный комплекс, представляющий систему сообщающихся между собой дворов и множеств помещений. По мере прибавления рода появлялись и храмы, принадлежащие разным ветвям фамилии.

В период с XVII по XIX вв., когда род Ху был в расцвете, в деревне Сиди насчитывалось свыше 600 жилых домов, 34 храма и 99 переулков. Число жителей приближалось к 10 тыс. человек. В современной Сиди с населением в 1000 с лишним человек сохранились 124 старинных строения.Хувэньгуанцышифан (храм, построенный в память чиновника Ху Вэньгуана), Жуйюйтин (дворец Жуйюй), Таолиюань (сад персика и сливы), Сиюань (западный сад), Дунъюань (восточный сад),Дафуди (усадьба «Дафу»- чина среднего класса), Цинъэйтан (зал уважения к старшим), Люйфутан (зал жатвы счастья), Цинъюньсюань (зал жатвы карьеры), Инфутан (зал покровителя благополучия), Дуцинтан (зал почтения богам), и Линъюньтан (зал высокого облака) – самые заметные образцы классической архитектуры в поселке.

Более чем в 10 км от Сиди расположена еще одна похожая традиционная деревня — деревня Хунцунь. Деревня, сошедшая с традиционной китайской картины "гохуа" была родиной фамилии Ван - одного из самых влиятельных родов в Хойчжоу, где, как шутили люди, 9 из 10 человек носили фамилию Ван. Деревня Хунцунь насчитывает 800-летнюю историю. С высоты птичьего полета конфигурация деревни напоминает корову, прилегшую отдохнуть у подножия горы. Гора - голова коровы, деревья - рога, дома - туловище, мосты - ноги.

В деревне Хунцунь особенно впечатляет речка, которая протекает мимо каждого двора. Жители называют речку "коровьи кишки" за ее извилистое русло. В центре деревни находится пруд, по форме напоминающий полумесяц, к нему и торопится речка, а потом, вновь огибая каждый двор, устремляется за пределы деревни и впадает в Южное озеро - так называемое "чрево коровы". Почти каждая семья провела воду прямо к себе во двор, что избавляло от необходимости далеко ходить за водой и давало возможность устраивать прудик с рыбками, поливать цветы во дворах да и просто наслаждаться прохладой.

В Хунцуне сохранилось более 100 жилых домов, храмов и зданий школ, большинство из них построены в период с XIV по XIX вв. Самый большой и шикарный из домов - "Чэнчжитан" ("Зал наследования воли"), появился примерно в 1855 г. и являлся жилищем крупного торговца солью. Комплекс жилища включает в себя 9 внутренних дворов "тяньцзин", 7 жилых построек и даже зал для ловли рыбы. Конструкция дома насчитывает 136 опорных столбов, 60 дверей и 60 окон. Но самым поразительным в доме богатого купца остаются изумительные образцы резьбы по дереву, над которыми 20 резчиков трудились целых 4 года. Говорят, на одну только позолоту резных деталей потребовалось более 100 лянов (мера веса равная 50 г) золота.

Национальные деревни Сиди и Хунцунь в уезде Исянь (провинция Аньхой), благодаря своей истории и своеобразному облику, были включены ЮНЕСКО в Реестр объектов мирового культурного наследия. Это - первые в мире древние традиционные деревни, внесённые в список мирового наследия.

 

Вернуться в оглавление "Что, Где, Когда?"

www.bambooclub.ru

Заброшенные деревни Подмосковья. Фото, карта

Есть поселения процветающие, умирающие, а есть - мёртвые. Последние всегда привлекают к себе большое количество туристов и экстремалов. Главная тема данной статьи - заброшенные деревни Подмосковья. Сколько их всего в Московской области, да и вообще в России - сказать очень сложно. Ведь каждый год появляются новые заброшенные деревни. Фото этих деревень вы также сможете увидеть в данной статье.

Не зря говорят, что село, деревня - это душа страны и народа. И если умирает село - то умирает и вся страна. Не согласиться с этим утверждением очень сложно. Ведь действительно деревня - это колыбель русской культуры и традиций, русского духа и русской поэзии.

К сожалению, заброшенные деревни России - это сегодня не редкость. Современные россияне все больше отдают предпочтение городскому образу жизни, отрываясь от своих корней. А село тем временем деградирует и возникают на карте России всё новые и новые заброшенные деревни, фото которых поражают своей унынием и тоской.

заброшенные деревни Подмосковья

Но, с другой стороны, такие объекты привлекают большое количество туристов и так называемых сталкеров - людей, жаждущих посетить различного рода заброшенные места. Таким образом, заброшенные деревни России могут стать неплохим ресурсом для развития экстремального туризма.

Однако государство не должно забывать о проблемах русского села, решить которые можно лишь комплексом различных мероприятий - экономических, социальных и пропагандистских.

Заброшенные деревни России - причины деградации деревень

Слово "деревня" происходит от древнерусского слова "драть" - то есть, обрабатывать землю. Очень сложно представить себе аутентичную Россию без деревень - символа русского духа. Однако реалии нашего времени таковы, что село умирает, огромное количество некогда цветущих деревень просто перестают существовать. В чем же дело? Каковы причины этих печальных процессов?

Пожалуй, основной причиной является урбанизация - процесс стремительного увеличения роли города в жизни общества. Крупные города притягивают к себе всё большее количество людей, особенно это касается молодежи. Молодые люди уезжают в города получать образование и, как правило, уже не возвращаются в родное село. Со временем в селах остаются лишь старики, которые доживают там свой век, в результате чего деревни вымирают. По этой причине как раз и появились почти все брошенные деревни Подмосковья.

заброшенные деревни России

Еще одна довольно распространенная причина деградации деревень - это отсутствие рабочих мест. Множество деревень России страдают от этой проблемы, в результате чего их жители тоже вынуждены отправляться в города в поиске работы. Деревни могут исчезать и по другим причинам. К примеру, это может быть техногенная катастрофа. Деревни могут деградировать и вследствие изменения их экономико-географического положения. К примеру, если изменяется направление дороги, благодаря которой конкретное село развивалось всё это время.

Далее предметом нашего рассмотрения станут именно заброшенные деревни Подмосковья.

Подмосковье - край старинных храмов и усадеб

заброшенные деревни Подмосковья на карте

Подмосковье - это неофициальное название Московской области. Исторической предшественницей этого региона можно считать Московскую губернию, которая была образована еще в 1708 году.

Подмосковье входит в число регионов-лидеров по количеству объектов культурного наследия России. Это настоящий рай для туриста и путешественника: более тысячи старинных храмов и монастырей, десятки красивейших усадеб, а также многочисленные места с многолетними традициями народных художественных промыслов. Именно в Подмосковье расположены такие древние и интереснейшие города, как Звенигород, Истра, Сергиев Посад, Дмитров, Зарайск и другие.

заброшенные деревни фото

В то же время заброшенные деревни Подмосковья также у многих на слуху. Их в этом регионе достаточно много. О самых интересных заброшенных деревнях Московской области пойдет речь далее.

Заброшенные деревни Подмосковья

Такие объекты привлекают в первую очередь экстремалов, а также краеведов и различных любителей старины. В Московской области таких мест достаточно много. Прежде всего, стоит упомянуть хутор Федоровка, деревни Ботово, Гребнево и Шатур. Эти заброшенные деревни Подмосковья на карте:

старая деревня

Хутор Федоровка

Этот хутор расположен в 100 километрах от Москвы. По сути, это бывший военный городок, поэтому ни на одной из карт вы его не найдете. Примерно в начале 90-х годов поселок в 30 жилых домов полностью пришел в запустение. В свое время здесь была своя котельная, подстанция, а также магазин.

Деревня Ботово

Старая деревня Ботово находится в Московской области, возле станции Волоколамск (Рижское направление). Некогда в этой местности находилась усадьба княгини А. М. Долгоруковой. Центром этой усадьбы была деревянная церковь, которую построили еще в XVI веке (церковь не сохранилась). Последний владелец усадьбы в Ботово, как известно, отдал её в начале ХХ века крестьянам.

Из сохранившихся объектов в Ботово можно увидеть лишь руины Воскресенского храма, сооруженного в 1770-х годах в псевдорусском стиле, а также остатки старого парка площадью в двадцать гектаров. В этом парке еще остались старые березовые и липовые аллеи.

Деревня Гребнево

Гребнево - это усадьба XVI века с богатой интересной историей и довольно трагической судьбой. Расположена она в сорока километрах от столицы, на Щелковском шоссе.

Первым хозяином усадьбы был Б. Я. Бельский - оружничий царя Иоанна Грозного, затем усадьбой владели Воронцовы и Трубецкие. В 1781 году хозяином усадьбы Гребнево становится Гаврил Ильич Бибиков, именно при нем усадьба приобрела тот вид, в котором она дошла до наших дней.

С началом советской эпохи связаны драматические страницы истории усадьбы в Гребнево. Национализация комплекса привела к тому, что здания постепенно начали терять свой исторический облик. В первую очередь пострадали все внутренние интерьеры сооружений. Вначале в стенах усадебного комплекса был расположен туберкулёзный санаторий, затем - техникум. И лишь в 1960 году усадьба Гребнево была объявлена архитектурным памятником республиканского значения.

В конце 1980-х годов усадьба, казалось бы, получила новый импульс для своего развития и сохранения. Здесь образовался культурный центр, а на территории усадьбы начали регулярно проводить различные концерты, мероприятия и выставки. Начались активные реставрационные работы по восстановлению комплекса. Но в 1991 году там случился грандиозный пожар, после которого от нее остались лишь каркасы усадебных зданий и сооружений. В таком состоянии усадьба Гребнево пребывает и в наши дни, все больше превращаясь в обычные руины.

Деревня Шатур

Старая деревня Шатур известна еще с XVII века. Она расположена на бедных почвах, поэтому главным занятием местных жителей всегда была охота. Возможно, именно по этой причине селение пришло в упадок в середине ХХ века.

Сегодня деревня полностью опустела. Изредка хозяева отдельных домов наведываются сюда (несколько раз в году). Среди заброшенного села отлично смотрится старая кирпичная колокольня, возвышающаяся над безлюдной деревней.

Памятка для экстремального туриста

Несмотря на свою мрачность и дряхлость, старые нежилые деревни и прочие заброшенные места вызывают огромный интерес у многих туристов. Однако путешествия к подобным объектам могут быть сопряжены с определенными опасностями.

старые деревни Подмосковья

Что стоит знать так называемым экстремальным туристам?

  • во-первых, перед тем как отправиться в такое путешествие, следует уведомить своих близких или друзей о своей поездке, её сроках и маршруте своего передвижения;
  • во-вторых, нужно соответственно одеться; помните, что вы отправляетесь не на вечернюю прогулку в парк: одежда должна быть закрытой, а обувь - надежной, прочной и удобной;
  • в-третьих, возьмите с собой необходимый запас воды и продуктов, также в вашем рюкзаке должны быть фонарик, спички и стандартный набор для оказания первой медицинской помощи.

В заключение...

брошенные деревни Подмосковья

Старые деревни Подмосковья поражают путешественников своим запустением и живописностью. Даже не верится, что такие объекты могут находиться всего в нескольких десятках километров от столицы - крупнейшего мегаполиса планеты! Попасть в одну из таких деревень - все равно, что воспользоваться машиной времени. Кажется, будто время здесь замерло...

Увы, количество заброшенных деревень в России с каждым годом растет. Возможно, когда-то эту проблему можно будет решить. Но пока брошенные села служат лишь объектами интереса для всевозможных экстремалов, сталкеров и любителей мрачной старины.

fb.ru


Смотрите также