Древних германцев. Хозяйственная и культурная жизнь древних германцев
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Верования и боги древних германских племен. Древних германцев


Культура германцев | Народы мира

Духовная культура древних германцев

Германцы как этнос сформировались на севере Европы из индоевропейских племён, осевших в районе Ютландии, нижней Эльбы и юге Скандинавии. С ранними германцами ассоциируется ясторфская культура, возникшая в VI в. до н. э... Она имеет большое значение в истории германцев, так как через стадии рипдорф и зеедорф эту культуру возможно проследить до первых веков нашей эры.

Регионом, где наблюдается единство топонимов, принадлежащих только к германскому язык, представляется юг Скандинавии, родина германских языков располагалась именно там. Германские племена составили основу в формировании( этногенезе) ряда современных западно-европейских народов: немцев, голландцев, фламандцев, датчан, шведов, норвежцев и некоторых других, германские языки стали языками многих народов Европы. Немецкий язык развивался из германских языков.

Народы современной Германии, Великобритании, Скандинавии своей культурой обязаны древнегерманским истокам. В этом историческая ценность этой «варварской», полупервобытной, архаичной культуры. Духовная культура древнегерманских племен отличалась многообразием форм. Все, что нам известно в сфере литературы, передавалось из поколения в поколение устно. Их устное творчество существовало в разных стихотворно-песенных жанрах. Широко бытовали обрядовые песни, магические формулы и заклинания, загадки, сказания, а также песни, сопровождавшие трудовые процессы, наибольшее значение имел героический эпос.

Древним искусством мастеров и скальдов было искусство слова, искусство поэзии. Поэзия — искусство мифологическое, оно заставляет весь мир, включая неживую природу, светила и стихии, сопереживать чувствам человека. Древняя мифология описывала весь мир, от его начала до конца света, как мир, созданный и населенный существами — богами и духами, подобными человеку, и способными, поэтому сопереживать, или вредить ему. Граница в ряде моментов между мифом и эпосом исчезает полностью. Поэзия, выросшая из мифологии, становилась памятником языческого мифа.

Поэзии древних германцев присуще обилие собственных имен. Немало в ней традиционности выражений, характерной для фольклора – повторяющихся формул, словесных клише. Стиль песен германцев – аллитерационный стих. Сущность этой формы стихосложения – в регулярном повторении начального звука, в каждой строке по меньшей мере два слова должны начинаться с одного и того же звука. Скальдические стихи, которые составлялись в этом стиле, также были памятниками поэзии — они хорошо запоминались. Среди произведений, написанных аллитерационным стихом — скандинавская «Старшая Эдда».

Есть понятие «литературных памятников» — в этой издательской серии и были опубликованы переводы «Старшей» и «Младшей Эдды», как памятника поэтического дара безвестных древнегерманских сказителей, который до сих пор остается одним из шедевров мировой литературы, «Круга Земного — Хеймскринглы» и др. Они воплощают память, без которой невозможно существование ни отдельного человека, ни общества. Трудность изучения литературных памятников состоит в том, что все их записи произведены в христианское время, то есть намного позднее периода их возникновения. Несмотря на искажения последующих эпох, они отражают не только эпоху викингов, но и многие события, имена, обычаи, сказания и мифы той значительно более древней эпохи, когда складывалась индоевропейская языковая общность.

Древнейшим, дошедшим до нас скальдическим произведением был «Перечень Инглингов» Тьодольфа из Хвинира: генеалогия правителей была древнейшей формой истории. Дохристианские верования и мифы отражаются в древнескандинавских сагах и в эпосе. Из ранних языческих памятников сохранились «Мерзебургские заклинания», записанные в 10 веке на древневерхненемецком языке. В более поздней записи на древнеанглийском — заговоры, написанные метрическим стихом.

Новые христианские ценности вытесняли древнюю культуру, языческие боги становились магами и обманщиками, или бесами, проносящимися с «Дикой охотой». Валькирии, вера в которых сохранялась на Севере Европы, были внесены христианским епископом в черный список грешников — колдунов и ведьм. Великий конунг Харальд Прекрасноволосый и великий исландский скальд Эгиль Скаллагримсон, умершие язычниками, были перезахоронены своими христианскими потомками по новому обычаю. Зато древние герои и их деяния, которые были вызовом судьбе, предопределенности человеческого существования, оставались близкими средневековому человеку. Подвиги Сигурда украшали резные порталы норвежских церквей, а история Нибелунгов стала рыцарским эпосом.

Но и средневековая христианская культура была преходящей: потомки германских варваров, принимая крещение, разрушавшие памятники античной цивилизации, в эпоху Возрождения стали считать античные руины высшим достижением человечества. В эту эпоху и Шекспир нашел у Саксона Грамматика древнюю сагу о Гамлете — мстителе за убитого отца. Возрождение древней германской и скандинавской культуры началось позднее, в начале XIX века, когда немецкие ученые Вильгельм и Якоб Гримм стали собирать немецкие сказки, а Якоб Гримм написал свою «Немецкую мифологию». Сказки и мифы сохраняют образ иной культуры с иным взглядом на мир.

Источниками изучения культуры германцев являются главным образом античные авторы, археологические, а также письменные памятники раннего средневековья: варварские правды, эпос и др., в которых отражены пережитки духовной жизни предшествующего периода. Варварские правды являются бесценными источниками по истории раннего Средневековья. Они содержат разнообразные сведения — о социальной структуре, королевской власти, организации управления, правосознании, хозяйстве, Церкви и т. д. . Правовая традиция, которой пользовались на судебных собраниях, по-видимому, фиксировалась в стихотворной форме.

В соответствии со сдвигами в социальных отношениях, связанными с процессом разложения родового строя, и воздействием античной цивилизации духовная культура германцев в 4-5 вв. претерпевает изменения. Они выражаются в распространении христианства, появлении собственной письменности.

О силе письма ни один народ не думал больше и не ставил ее выше, чем германцы - К. Малленхоф

Определенные зачатки письменности древним германцам были известны, но письменной культуры они не оставили. Руническое письмо является древнейшим видом германской письменности, оно появилось у германцев вначале первого века нашей эры, и было доступно сначала только жрецам. Руны — это совокупность знаков, предназначенных не только для передачи информации, но и для магических ритуалов. В германской мифологии руны имели сверхъестественное и священное происхождение, служили для гаданий и заклинаний, позволяли общаться с богами, просить об исцелении, покровительстве, даровании удачи в бою или в любви. Но в III – IV вв. получили более широкое распространение, что свидетельствует о более высоком уровне развития, достигнутого древнегерманскими племенами, прежде всего племенами Скандинавии.

Относительно того, как появились древние руны и откуда пришли, существует много теорий и ещё больше тайн.Согласно скандинавской мифологии руны открылись Одину, когда он совершал жертвоприношение, пронзив себя копьём, девять дней и ночей провисел на Мировом древе без еды и питья. Жалея внука, великан Бельторн приносил ему «мед поэзии» для утоления голода и жажды, затем вручил руны, символ мудрости. После чего, он начертал первые из них копьём на Древе собственной кровью.

Предками рун учёные склонны считать один из вариантов этрусского письма, который переняли жившие в Альпах германские племена и огамическое письмо древних кельтов. На основе синтеза этих письменных систем древние германцы и создали руны. Данную версию поддерживают большинство учёных: теорию о смешанном происхождении рун предложил Хаммерстрем, а также в 1928 году рунолог Карл Марстрандер, по предположению Файста, кроме этих двух письменностей, на руны могла оказать влияние латиница. Само обозначение слово «руна», связано со словом «тайна», а на древненемецким runen, означающим таинственно шептать. Такое название, видимо, обусловлено тем, что древние германцы приписывали рунам некие мистические свойства.

РуныРунический алфавит германцев, так называемые старшие руны, насчитывал 24 знака. Он получил название «футарк». Фута́рк — общее наименование германских и скандинавских рунических алфавитов. Обычно этим словом обозначаются любые рунические алфавиты, вне зависимости от народа, который использовал ту или иную модификацию. Однако в силу некоторых причин древнегерманский рунический алфавит называется «Старшим Футарком, а остальные – младшими алфавитами.

Старший Футарк имеет замкнутую кольцевую структуру, это означает, что читать его можно, начиная с любой буквы. Но со временем сложилось так, что рунический алфавит принято читать, начиная с руны Феху. Отсюда и название самого алфавита — Футарк (по первым буквам алфавита: Феху, Уруз, Турисаз, Ансуз, Райдо, Кеназ). Такой алфавитный порядок не встречался больше ни в одной письменности.

Старший Футарк — самый старый рунический ряд. Порядок знаков в нем четко фиксирован. Они объединены в 3 группы по 8 рун; такая группа называется эттиром. Возможно, каждый эттир связан с 1/8 частью горизонта, своего рода направлением.

эттир

 

Руны — основной магический алфавит Северной Европы. Фонетический рунический алфавит появился лишь в IV веке.  Древнегерманское слово руна имеет значение – надпись, послание или секрет, состоит из 3 –х графических элементов: ветка, палка и крючок. Символы часто писали на дощечках из бука, по-немецки  буха (Buche), отсюда возникло немецкое слово бухштабе (Buchstabe), что значит – буква.

Рунический алфавит был использован в качестве официальной системы письма в Англии, Норвегии, Дании, Швеции, Нидерландах, Германии и Прибалтике. Несмотря на небольшие изменения во внешнем виде, он развивался на протяжении столетий. Руническое письмо было прекращено в процессе христианизации и распространения латинской системы письма среди германских народов, но руны пережили даже за пределами Скандинавии. Исландский алфавит сегодня по-прежнему использует древние руны.

Wulfila - объяснение Евангелия готам

Первый письменный язык древних германцев после рунического был проложен в готическом алфавите, изобретенном германским готическим священником Вульфила в 4-м веке. Нужно было, прежде всего, создать азбуку, которая могла бы передавать все звуки готского языка и собственных имён, встречающихся в Священном Писании. Вульфила создал собственную азбуку, в основе которой лежали греческие письмена его времени, дополненные некоторыми знаками латинского и рунического алфавитов. Имея Священное Писание, а стало быть, и богослужение на родном языке, готы могли испытывать облагораживающее культурное влияние христианского учения.

Руны — это древняя магическая система, пиктографически представляющая основные силы природы. Каждая руна имела собственное имя, которое начиналось со звука, обозначаемого этой руной. Индивидуальное значение каждой руны может варьироваться. И дело не только в разных уровнях ее восприятия. Значение может иметь смысл только в системе. Соответственно, при изменении системы, меняться может и количество знаков, и написание некоторых из них, и разные нюансы смысла. Каждая руна сама по себе представляет определенное понятие, заключает в себе определенный аспект существования, выражающий глубинную природу внутренней структуры реальности. Согласно этому представлению, каждая отдельная руна выражает свойство, открывающееся миру нашего опыта чрез специфические предметы или процессы, характеризуемые руной.

В обычной жизни руны использовались для обычных потребностей – известно достаточно примеров, когда именно из рун состоят определённые хозяйственные записи или будничная переписка.

деревянная скамья

Все слова, написанные на этой скамейке, еще существуют в немецком языке и поэтому их можно перевести и спустя тысячи лет. Здесь смысл рунической надписи подкреплен рисунком. Надпись говорит об охоте на лося.

При этом даже в «гражданской» жизни руны чаще всего играли преимущественную роль символа: именно руны использовались для передачи той или иной информации на так называемых «информационных» камнях или на надгробиях. «Информационные» камни представляли собой сообщения, которые те или иные германцы хотели донести до всеобщего сведения – например, о каких-либо славных свершениях того или иного вождя или воина или о праве собственности на участок земли.

Камень является поминальным: «О Вемуде говорят эти руны. Варин сложил их в честь павшего сына».

Камень является поминальным: «О Вемуде говорят эти руны. Варин сложил их в честь павшего сына».

Рунические надписи вырезались или высекались на металле, дереве, камне и были самого различного содержания. На рунических камнях встречаются различные символы: формы свастик, четырёхсегментные символы, трикветры, трискелионы, пентаграммы, спирали. Но, по большей части, рунами писались различные мемориальные надписи. Ярким примером тому может послужить рунический камень из шведского города Рёка, восхваляющий короля Тьордика, жившего в XI веке. Камень содержит самую длинную руническую надпись из числа известных. Она состоит из 762 рун и датируется IX веком н. э.

Текст написан на всех сторонах камня, включая торцы и верх. Главный текст высечен при помощи так называемых младших рун.

Рунические надписи на древних ювелирных изделиях так же весьма разнообразны, причем добрая их половина содержит заклинания или магические слова и сочетания рун; некоторые повествуют об авторе или о владельце данного предмета

Вид золотых рогов из Галлехуса, Дания датируемых 5 веком н. э. . На верхнем роге имеется круговая руническая надпись.

Вид золотых рогов из Галлехуса, Дания датируемых 5 веком н. э. . На верхнем роге имеется круговая руническая надпись.

 

Изображение развертки верхней секции одного из рогов с рунической надписью, снятой с оригинала. ». Руническую надпись на западногерманском диалекте можно перевести так: «Я, Хлевагаст из Хольта, [или – сын Хольта] рог сделал»

Изображение развертки верхней секции одного из рогов

 

мраморный лев  Очень интересны рунические надписи в Софийском соборе в Константинополе.  А также мраморный лев из афинского порта Пирей, плечо которого покрыто руническими надписями.  В 1687 году скульптура была привезена в Венецию в качестве трофея.

Наиболее известными шедеврами Европейской рунической письменности являются найденные в Швеции золотой брактеат из Вадстена и Килверовский камень. Считается, что на них изображены все руны так называемого «старшего футарка». Поэтому эти брактеат и камень, наряду с еще несколькими надписями, является основным наглядным пособием не только по рунической магии, но по рунологии и древнегерманской эпиграфии.

Кюльверкский камнь

Самая древняя разновидность рунического письма представлена 24-значным рядом, полностью зафиксированным на Кюльверкском камне (Готланд, Швеция, 350 –475 гг.)

Брактеат из Вадстена

Золотой брактеат в виде монеты с руническими надписями и богатым орнаментом был обнаружен в Эстергётланде, Швеция в 1774 году.Брактеат датируется V в. н. э. На нем выгравирован 24-рунный футарк, разбитый на три равные подгруппы по 8 символом. В центре изображено четырехногое животное с человеческой головой поверх тела. В 1938 году артефакт был похищен из Исторического музея в Стокгольме и до сих пор не найден.

Брактеаты — круглые золотые пластинки, изначально имитировавшие римские медальоны, единственные находки, на которых изображены боги. Символы на брактеатах довольно разнообразны: на них встречались  орнаменты из трёх и более точек, треугольники, кружки, T-образные, S-образные, I-образные символы, зигзаги.

Брактеаты

Водан лечит лошадьНа брактеатах божественный мир изображен таинственным языком рисунков, которые иллюстрируют ключевые сцены из германской религии.  «2-ое Мерзербурское заклинание» рассказывает историю об излечении лошади. Этот мотив в стилизованном виде представлен на пластинке «Водан лечит лошадь, танцуя вокруг нее».

Лик Бога Золотой брактеат, найденный на острове Готланд. с короткой рунической надписью, состоящей всего из трех рун. Надпись читается справа налево: «Бо-Хъ-Че», то есть «Боже».Лик Бога изображен на мифическом (огненном) коне, причем на брактеате присутствуют солнечный (свастика) и лунный (полумесяц над головой коня) символы.

Но в большей степени руны известны как некая магическая тайная система: из них не только составляли заклинания, заговоры и тому подобное, каждая руна сама по себе имела священный характер и помещённая на тот или иной предмет могла иметь, по мнению древних германцев, сверхъестественный характер.

амулет из черепа

На этом кусочке черепа также вырезаны руны, он был амулетом. С помощью рун можно вылечить болезни. Здесь лечебный заговор, возможно от головной боли. Его не только проговаривали или пели, он был записан, придавал этой надписи силу. Германцы верили, что если записать заговор, он станет в 2-3 раза сильнее.

Назначение рунических надписей — ограждать владельца предмета от злых сил и от врагов, от несчастий, охранять покойников и удерживать их в могиле, приносить, по верованиям древних германцев, удачу в разных видах деятельности. Направление письма — слева направо, но в ранних надписях встречается бустрофедон.Бустрофедо́н — способ письма, при котором направление письма чередуется в зависимости от чётности строки, т. е. если первая строка пишется справа налево, то вторая — слева направо, третья — снова справа налево и т. д. При перемене направления письма буквы писались зеркально.

Так, на копье из Ковеля надпись читается справа налево, причём сами руны также повёрнуты в обратную сторону, как северноэтрусские буквы и греческие буквы в ранних памятниках древнегреческой письменности.

копье из Ковеля

Надпись на копье из Ковеля. Образец ранней рунической надписи IV века, написанной бустрофедоном. Надпись гласит: Tilarids, что значит «целеустремлённый».

Присутствие на копье солнечных и лунных символов (свастики и расположенного рядом большого круга, а на другой стороне — полумесяца и малого круга) говорит о принадлежности его славянской символике. Символы и руническая надпись на копье выполнены серебром, поэтому достаточно хорошо сохранились.

Один из интересных способов использования рун — тайнопись. Помимо новых рунических алфавитов, жрецы и маги Северо-запада разработали, со временем, и новые приемы рунического письма. Таких систем, применявшихся в качестве тайнописи, в магических целях или просто для сокращения пространства, занимаемого рунической надписью, было создано довольно много. Расшифровать надпись, сделанную рунами в одной из подобных систем, не владея ключом к ней или, по меньшей мере, не зная приблизительно ее содержания, практически невозможно.Одним из результатов подобных экспериментов магов стала традиция использования вязаных рун, т. е. написания двух или нескольких рун таким образом, чтобы определенные их элементы как правило, вертикальная черта, совпадали. Например, в оригинале надписи на камне Водурида использованы совмещенные руны, несущие звуки da и ha.

Вааламский каменьДовольно часто маги, работающие в технике «вязаных рун», не ограничивались простыми комбинациями из пары рун. В таких случаях возникали рунические надписи, каждый знак которых представляет собой вязь из нескольких рун. Чтение таких рунических текстов весьма затруднительно; часто их авторы и не стремились сохранить «читаемость» надписи — для магического воздействия это совершенно не существенно. Примером такой вязи может послужить надпись на Вааламском камне.

Другой техникой рунической тайнописи является применение зеркальных рун, то есть рун, симметрично удвоенных относительно горизонтальной или вертикальной оси. «Зеркальные» руны применялись не только как средство простейшей тайнописи, но и как способ усиления магического воздействия рун.

Рунические надписи на оружии, камнях, дереве находят в разных концах Европы: в Германии, Шотландии, Скандинавии, Дании, Франции.

Карта нахождения рунических надписей

Карта нахождения рунических надписей

 

Несмотря на «антиязыческий» настрой набирающего силу христианства, вытеснить использовавшиеся в течение многих и многих веков рунические знаки оказалось далеко не просто. Число памятников рунического письма, датирующихся началом I тысячелетия н.э., т.е. созданных уже после распространения христианства в Скандинавии огромно. Это связано с тем, что в центре европейского христианства, расположенном в Западной и Центральной Европе, велась беспощадная война со всем нехристианским, тогда как на «периферии» оставалась возможность сохранить памятники древней письменности. Порой даже поборники христианства тайком скрывали у себя вещи, связанные с рунами, чем, возможно, спасли их от неминуемого уничтожения.

Крестильная купель из церкви Бурсерюд в СмоландеЯзыческие руны проникли в христианский ритуальный обиход. Прекрасный тому пример — высеченная из светлого камня крестильная купель из церкви Бурсерюд в Смоланде. На чаше этой купели, вытесанной как единое целое из блока песчаника и датируемой XIII веком, выбита надпись, выполненная классическими младшими рунами: “Аринбьерн сделал меня, Видкунн Священник написал меня, и здесь (я) буду стоять некое время".

Одним из важнейших направлений использования рун в позднее время стало, не считая чисто магических целей, создание рунических календарей. Распространены они были почти по всему северу континентальной Европы, а также в областях, соседних северным странам. В них использовали различные комбинации рун и системы их подсчёта и толкования для наиболее точного и универсального определения времени наступления полнолуния.Скандинавский календарьОни чаще всего имели вид палки или посоха длиной от нескольких дюймов до 5 футов. Эти календари использовались в Скандинавии, и, возможно, уходят своими корнями в далёкое прошлое, но самые ранние датируются XIV веком.Для науки интерес представляет рукопись Оле Ворма Computus Runicus, копия рукописи 1328 года.В этой рукописи был записан рунический календарь, в котором:— на одной стороне обозначались числа от 14 апреля до 13 октября: = «безночные дни» = сезон лета по скандинавскому календарю— на другой стороне обозначались числа от 14 октября до 13 апреля: = «короткие дни» = сезон зимы по скандинавскому календарю

Календарь скандинавский

Для обозначения и счета дней в рунических календарях использовался повторяющийся порядок из 7 рун. Для обозначения и счета лет в рунических календарях использовался повторяющийся порядок из 19 рун (девятнадцать «золотых чисел» для нахождения полнолуния): каждое из девятнадцати чисел обозначалось руной; ее числовое значение определялось алфавитным порядком; для трёх недостающих чисел (16+3 = 19) были созданы дополнительные руны: Arlaug  обозначал число «17», Tvimaður обозначал число «18», Belgþor обозначал число «19». Праздники: 22 летом и 22 зимой, обозначались специальными знаками, которые определялись приметами, связанными с тем или иным праздником. Например:

 — 14 апреля  — первый день календарного лета обозначался изображением цветущего куста,— 09 июня  — день святого Колумба обозначался изображением лосося, согласно примете в этот день начинался нерест лосося,— 11 ноября  — день святого Мартина обозначался изображением гуся,  святой Мартин, когда его выбрали епископом, испугался и спрятался среди гусей.В более поздние времена дни стали обозначаться чёрточками, а «золотые числа» – арабскими цифрами или другими знаками.

Возродившийся интерес к рунам нашёл отклик в современной литературе. Так, английский писатель Джон Рональд Рейел Толкиен, автор сказочной трилогии «Властелин колец», для мира Средиземья изобрёл языки и письменности – руны эльфов и гномов. Дж. Р. Р. Толкиен в своих книгах описывал алфавиты, созданные им специально для языков народов Средиземья. Среди них есть две письменности, созданные на основе рунического письма. Одна из этих вымышленных письменностей — оркские руны — представляет собой несколько изменённый общегерманский рунический алфавит, другая письменность Средиземья – кир, унаследовала от рун лишь отдельные черты.

В серии книг о Гарри Поттере в школе волшебства Хогвартс есть предмет «Изучение древних рун». Также в четвёртой книге фигурирует Кубок огня, на котором были высечены руны. В седьмой книге фигурирует книга «Сказки барда Бидля», полностью написанная рунами. Кроме того, руны часто упоминаются в художественных фильмах, сериалах, а также в компьютерных играх.

Руническое письмо было одним из важнейших культурных завоеваний германских племен на заре эпохи Великого переселения народов. Однако в силу своего преимущественно культового назначения оно не могло получить и не получило значительного распространения. В Скандинавии,  руническое письмо не исчезло полностью, а  использовалось не только в культовых целях, но и для записи законов вплоть до 16 века. В Швеции рунами в частных записях пользовались еще в 16–17 веков.  Предпринимавшиеся в Швеции попытки возродить руническое письмо потерпели неудачу: руны не смогли конкурировать, ни с латинским, ни с «готическим» шрифтом.

Родоначальником так называемого «рунического» возрождения XX века является Гвидо фон Лист (1848–1919), немецкий исследователь рун и известный оккультист, основатель школы рунической магии. Его система, на которой основаны многие современные оккультные учения и теории, носит название арманического  футарка, ибо была связана с теориями арманизма — расистскими теориями нацистской Германии. Гвидо фон Листом было также основано некое «Общество Туле», распространявшее идеи германского превосходства и расовой чистоты немецкой нации. Считается, что многие чины нацистской верхушки, в том числе Гитлер и Гесс, Геринг и Гиммлер, были его членами и испытали влияние идей фон Листа. Высказываются даже предположения, что основой для эмблемы СС послужила руна S  — cимвол власти и силы.

камень с рунами

Рун не должен резатьТот, кто в них не смыслит.В непонятных знакахВсякий может сбиться.

Эпиграф этот выбран не случайно – в последнее время стало появляться большое количество книг, авторы которых пытаются «разгадывать» тайны рун, не принимая во внимание, что тем самым нарушают основной закон рунической магии — ее заветность и сокровенность, сакральность и невозможность посвящения в тайное искусство широкого крута «любителей». Руны обладают определенной силой, они весьма могущественны, и лучше с сакральными знаниями прошлого не обращаться вольно.

Художественная культура германцев

narodworld.ru

Религия и пантеон богов древних германцев

Более двух тысячелетий назад территорию между реками Рейном, Вислой, Дунаем и Северным морем, а также южную часть Скандинавского полуострова заселяли племена древних германцев. Знания о жизни, культуре, традициях и верованиях этих людей, которые дошли до наших дней, достаточно скудны, так как до V-IV веков до нашей эры эти племена жили обособлено и не взаимодействовали с другими античными цивилизациями, а после римско-германских войн в процессе великого переселения народов многие представители германских племен расселились на территории бывшей Римской империи и смешались с коренным населением, переняв многие их традиции и верования. Однако из немногочисленных источников, самым известным из которых являются труды самого Юлия Цезаря, можно узнать об основных традициях и религиозных догмах германских племен.

 

Первые верования древних германцев 

 

О зарождении религии древних германских племен, а также об их первых религиозных культах достоверных данных не существует, однако большинство исследователей предполагают, что германцы, как и многие другие племена, проживающие в центральной и северо-западной частях Европы, исповедовали тотемизм. Об этом свидетельствуют указанные в летописях названия разных племен, свидетельствующих о том, что у каждого племени было свое животное-покровитель. К примеру, название древнегерманского племени эбуроны происходит от слова "Eber", что в переводе значит "вепрь", а племя херуски получило свое название в честь оленя. 

 

Тотемизм - одна из черт верований древних германцевЕще одним свидетельством того, что религией древних германцев был тотемизм, является тот факт, что теистические верования, которые были присущи германцам, жившим уже после начала нашей эры, все еще сохранили яркие черты тотемизма. Неоспоримое свидетельство этому - наличие священных животных, которые выступали тотемами или спутниками того или иного бога. 

 

Помимо тотемизма, яркой чертой религии древних германцев было верование в существование духов природы. Как и представители других первобытных племен, германцы не могли объяснить происходящие в природе процессы, поэтому им было свойственно воодушевлять природные стихии. Воплощением земли, воздуха и воды, согласно верованию, были эльфы, а вот разрушительные стихии, такие как огонь, ветер, ураган и др., воплощали демоны. Также представители германских племен считали божествами солнце и луну.

 

Что касается культовых обрядов и традиций, Юлий Цезарь отмечал, что древние германцы очень мало внимания уделяли этой стороне религии. Они практически не приносили жертвы своим богам, а количество жрецов среди германского народа было очень маленьким. Однако через несколько столетий ситуация изменилась, и когда на смену тотемизму пришла политеистическая религия, древнегерманская культура существенно пополнилась религиозными культами, а роль жрецов в жизни общества возросла.

 

Отношение германцев к душе

 

Души воинов после смерти становятся солдатами небесного войскаРелигия древних германцев признавала существование бессмертной души у каждого человека. Погребальные обряды и традиции в обществе древних германцев свидетельствуют о том, что в этих племенах принято было помнить и чтить ушедших родных и предков. Почитание умерших было одним из важных религиозных культов, и жрецами при проведении обрядов воздаяния чести предкам выступали главы родов и старшие члены племени, пользующиеся уважением. 

 

Древние германцы, в отличии от представителей многих других древних цивилизаций, считали, что души умерших не отправляются в загробный мир, а становятся эльфами, поэтому они могут помогать своим потомкам, и при должном уважении к ним, защищать все племя. Это верование сохранилось и позже, когда в германцев появилась политеистическая религия. У германцев не существовало ада и рая в привычном для нас понимании, а души умерших, согласно верованию, отправлялись на службу богам: к примеру, души воинов отправлялись в Вальгаллу, дворец Водана (Одина), где пировали вместе с богом, а в случае войны - становились его воинами. 

 

Боги древних германцев

 

Германцы поклонялись многим богам, каждый из которых покровительствовал той или иной группе общества. Местом для поклонения богам и осуществления самых важных культов в германских племен выступала Священная Роща. Предположительно, это был один из небольших необитаемых островов, на котором было много растительности, а в середине располагались жертвенники. Согласно верованию, в Рощу можно было входить только со скованными цепью руками, чтобы продемонстрировать свою слабость перед богами. Также в Роще хранились боевые знамена германцев, которые можно было забирать из священного острова только на время войны. Германцы верили, что на тронах в Священной Роще восседали такие боги:

 

Водан - верховный бог германцев1. Водан (Один) - верховный бог, покровитель бури, ураганов и вихрей и глава загробного царства. Этот бог исполнял все благие желания людей, покровительствовал воинам и даровал всяческие блага тем, кто в него веровал. Германцы представляли Водана как высокого, статного и очень сильного воина в полном вооружении, который на белом коне скачет по суше, горам и морю.

 

2. Донар (Тор) - сын Водана, покровитель дождей и облаков. Этот бог проявляет себя громом и молнией, однако он любит людей и защищает мать-землю. Донар считался богом земледелия и хлебопашества, он, согласно верованию, всегда помогал крестьянам и именно ему молились о хорошем урожае.   

 

3. Бальдр - красноречивый и сдержанный бог, который дал людям закон и правосудие. Этот бог, согласно верованию, очень красив, мудр и справедлив; именно он решает все споры и между людьми, и между богами.

 

4. Фро (Фрейр) - бог веселья, творчества и любви. Этот бог покровительствует людям искусства и влюбленным, именно ему молились с просьбой даровать семейное счастье и детей. Также Фро был богом солнца и защищал людей от тяжких болезней.

 

5. Цио (Тиу, Тюр) - бог войны, который олицетворяет переменчивость воинской удачи и дарует победу самым бесстрашным. Цио воплощал волю Водана в боях, и именно его защиты просили воины на поле боя.

 

6. Локи - в более поздних верованиях бог хитрости, обмана и коварства. Этот бог покровительствует азартным игрокам и всегда придет на помощь тем, кто любит приключения и безудержное веселье.  

 

Гольда - богиня, дарящая семейное счастье 7. Исида - богиня, покровительствующая всему живому. Эта богиня была верховной покровительницей женщин, она научила людей прясть, ткать и шить, а также даровала мирным людям житейскую мудрость. Исиде молились с просьбами о мире и плодородии.

 

8. Нерта - богиня, олицетворяюшая мать-землю и дающая людям жизнь и процветание. Согласно верованию, если эта богиня дарует свою благосклонность народу, все люди будут жить в достатке. 

 

9. Гольда - добрая и благосклонная к людям богиня, оберегающая семейный очаг и порядок в доме. Эта богиня дарит изобилие и плодородие всем людям, и особенно она благосклонна к женщинам, имеющим крепкую семью и содержащим в порядке свой дом - таких женщин Гольда наградит здоровыми детьми, хорошими отношениями с мужем и долгой счастливой жизнью. 

 

10. Фроува - сестра Фро, богиня радости, веселья и счастья. Германцы считали эту богиню очень красивой, и именно ей девушки молились с просьбой даровать красоту и любовь понравившегося юноши.

 

11. Фригга - супруга Водана, богиня плодородия и покровительница брака. Эта богиня, как и ее муж, обладает всевидением, она - олицетворение женской мудрости и милосердия.

 

12. Геллия - в более поздних верованиях богиня мертвых, дочь Локи. К этой богине попадали все души, кроме душ умерших воинов. Эта богиня олицетворяла несчастья и пороки, она обладала властью пленять души людей.

sam-sebe-psycholog.ru

Хозяйственная и культурная жизнь древних германцев

Хозяйство и быт

Начало I в. н.э. Германцы еще находятся на «начальной стадии развития» как организованное общество. По свидетельству Цезаря и Тацита, германцы не являлись еще вполне земледельческим народом. Основные средства к жизни они получали за счет скотоводства. Но некоторые данные свидетельствуют, что на значительной части Германии и на Ютландском полуострове земледельческая культура была уже достаточна развита в последние столетия до новой эры. Вспашка земли производилась в большинстве случаев легким плугом или сохой дважды перед посевом. Вопреки сообщениям Цезаря, что свебы ежегодно меняли обрабатываемые поля, германцы длительное время пользовались участками, которые они обносили валом из земли и камня. Приусадебные участки находились в постоянном пользовании отдельных домохозяйств. Германцы сеяли рожь, пшеницу, ячмень, овес, просо, бобы, лен. По сравнению с римской агрикультурой германское земледелие было, конечно, примитивным. Зачастую применялась подсечная и переложная система земледелия. У германцев еще не было садоводства и луговодства. У более отсталых племен, живших в лесистых и болотистых местностях, сохранялся примитивный образ жизни с преобладанием скотоводства и охоты на дикого зверя.

И, как отмечал Цезарь, земледелием они занимались мало; их пища состояла главным образом из молока, сыра и мяса. Ни у кого из них не было определенных земельных участков и вообще земельной собственности; но власти и князья каждый год наделяли землей, насколько и где найдут нужным, роды и объединившиеся союзы родственников, а через год заставляли их переходить на другое место. Этот порядок они объясняли разными соображениями; именно, чтобы в увлечении оседлой жизнью люди не променяли интереса к войне на занятия земледелием, чтобы они не стремились к приобретению обширных имений и люди сильные не выгоняли бы слабых из их владений; чтобы люди не слишком основательно строились из боязни холодов и жары; чтобы не нарождалась у них жадность к деньгам, благодаря которой возникают партии и раздоры; наконец, это лучшее средство управлять народом путем укрепления в нем довольства, раз каждый видит, что в имущественном отношении он не уступает людям самым сильным.

В то же время, по сведениям Тацита, германцы не чурались празднеств и дармовой прибыли: «Когда они не ведут войн, то много охотятся, а еще больше проводят время в полнейшей праздности, предаваясь сну и чревоугодию, и самые храбрые и воинственные из них, не неся никаких обязанностей, препоручают заботы о жилище, домашнем хозяйстве и пашне женщинам, старикам и наиболее слабосильным из домочадцев, тогда как сами погрязают в бездействии, на своем примере показывая поразительную противоречивость природы, ибо те же люди так любят безделье и так ненавидят покой. У их общин существует обычай, чтобы каждый добровольно уделял вождям кое-что от своего скота и плодов земных, и это, принимаемое теми как дань уважения, служит также для удовлетворения их нужд. Особенно радуют их дары от соседних племен, присылаемые не только отдельными лицами, но и от имени всего племени, каковы отборные кони, великолепно отделанное оружие, фалеры и почетные ожерелья; а теперь мы научили их принимать и деньги».

В хозяйственной жизни германцев значительное место занимали рыболовство и собирательство, а у племен, живших по морскому побережью, — морской промысел и сбор янтаря. В целом экономика древних германцев носила натуральный характер. Каждая родовая община и большая семья изготовляли почти все необходимое для своей жизни — орудия труда, одежду, утварь, оружие. Ремесло не выделилось еще в отдельную отрасль экономики. Тацит отмечает, что германцы давно уже научились добывать железо и делать из него орудия труда и оружие, но железа у них было мало, и оно ценилось очень дорого. Как свидетельствуют археологические находки, германцы добывали также серебро, олово и медь. Значительного прогресса достигли гончарное дело и ткачество. Ткани расцвечивались растительными веществами. У прибрежных племен, знакомых с мореплаванием, было развито кораблестроение, о чем свидетельствуют изображения морских судов в наскальной живописи, датируемые еще концом бронзового века.

«Во время войны, остающиеся дома прокармливают и себя и тех, кто ушел воевать; эти в свою очередь через год становятся под оружие, а те остаются дома. Таким образом, у них нет перерыва ни в обработке полей, ни в приобретении военных знаний и опытности. У них нет земельной собственности, и никому не позволяется больше года оставаться на одном месте для обработки земли» «..они проводят много времени на охоте. Она развивает их физические силы и дает им огромный рост, благодаря особой пище, ежедневным упражнениям и полной свободе; так как их с самого детства не приучают к повиновению и дисциплине, и они делают только то, что им нравится» (Цезарь). Германцы были настолько закаленными, что даже в самых холодных местностях надевали на себя только короткие шкуры, оставляющие значительную часть тела открытой.

Торговля Рима с германцами носила оживленный характер уже в середине I в. до н.э. Центрами ее были римские поселения по Рейну и Дунаю — Кёльн, Трир, Аугсбург, Регенсбург, Вена. Римляне построили у своих границ с германцами сеть дорог. Наиболее оживленные торговые связи были у римлян с соседними племенами, но, как свидетельствуют клады римских монет, римские купцы посещали и отдаленные районы по Дунаю и его притокам, а также по Эльбе и Одеру. Германцы покупали у римлян изделия из бронзы, стекла, оружие и некоторые орудия труда. Из Римской Галлии ввозили лошадей, керамические изделия. В свою очередь римляне вывозили из Германии рабов, скот, янтарь, кожи, меха, растительные красители. Но, по сведениям Цезаря, купцов германцы допускали к себе больше для продажи военной добычи, чем из желания получить какие-либо привозные товары. Привозных лошадей, которые ценились у других народов, германцы не покупали; они в своих доморощенных, малорослых и безобразных лошадях развивали ежедневными упражнениями чрезвычайную выносливость. (В конных сражениях они часто соскакивали с лошадей и сражались так, а лошади были приучены оставаться на месте, и в случае надобности они быстро к ним отступали.) Вино германцы вообще не позволяли к себе ввозить, так как, по их мнению, оно изнеживает человека и делает его неспособным выносить лишения.

Разноплеменные народы германского, славянского и кельтского корней издавна находились в тесных этнокультурных контактах между собой и романским населением Римской империи. Это способствовало овладению более совершенной агрикультурой, развитию ремесленной деятельности, разведению новых, улучшенных пород скота.

В конце I в. н.э. в экономике и социальном строе германцев произошли большие изменения. Теперь это были уже далеко не те племена, что населяли здешние земли во времена Цезаря. Теперь германцы окончательно перешли к оседлому земледелию, хотя скотоводство продолжало играть главную роль. На смену прежним временным хижинам пришли построенные из камня и крытые черепицей дома. Уменьшилось значение охоты в хозяйстве. На смену родовой общине, которая обрабатывала сообща землю еще во времена Цезаря, пришли большие семейные общины, которые жили отдельными поселениями. Такая община вспахивала каждый год новый участок земли, оставляя старый под паром. Пастбища, выгоны и другие угодья составляли общие владения, которые принадлежали сразу нескольким поселениям. Тем не менее, жизненный устой германцев оставался примитивным. Римские деньги распространялись только в пограничных с Римской империей областях, а наиболее отдаленные племена их даже не знали. Там господствовал натуральный обмен. Ремесла, в том числе и металлургия, были слабо развиты. Вооружение германцев оставалось несовершенным.

По словам Тацита, германцы селились разбросанными деревнями. Жилища строили из дерева, обмазывая их глиной. Это были продолговатые строения, несколько десятков метров в длину. Часть помещения отводилась для домашнего скота. Для хранения продуктов устраивались подземелья и погреба. У германцев не было поселений городского типа, но для защиты от нападения они возводили земляные и деревянные укрепления. «…Народы Германии не живут в городах и даже не терпят, чтобы их жилища примыкали вплотную друг к другу. Селятся же германцы каждый отдельно и сам по себе, где кому приглянулись родник, поляна или дубрава. Свои деревни они размещают не так, как мы, и не скучивают теснящиеся и лепящиеся одно к другому строения, но каждый оставляет вокруг своего дома обширный участок, то ли, чтобы обезопасить себя от пожара, если загорится сосед, то ли из-за неумения строиться. Строят же они, не употребляя ни камня, ни черепицы; все, что им нужно, они сооружают из дерева, почти не отделывая его и не заботясь о внешнем виде строения и о том, чтобы на него приятно было смотреть. Впрочем, кое-какие места на нем они с большой тщательностью обмазывают землей, такой чистой и блестящей40, что создается впечатление, будто оно расписано цветными узорами. У них принято также устраивать подземные ямы, поверх которых они наваливают много навоза и которые служат им убежищем на зиму и для хранения съестных припасов, ибо погреба этого рода смягчают суровость стужи, и, кроме того, если вторгается враг, все неприбранное в тайник подвергается разграблению».

Исключение составляли только племена близ Рейна, переселившиеся из Галлии, а именно белготерманские народы. Адуатуки, убии и другие уже при Цезаре жили в хорошо укрепленных поселениях, а Тацит говорит о городе батавов и укреплениях. Это были, вероятно, деревни, окруженные тыном. У белгов укреплению поселений способствовали окружавшие их леса и болота; в этой провинции добывали камень, который распиливали пилой на кирпичи, что указывает, по-видимому, на то, что уже в то время там начали употреблять для построек камень наряду с деревом.

К III-IV вв. происходит значительный хозяйственный прогресс: германцы достигли высокого уровня земледелия улучшилась обработка почвы, расширился ассортимент сельскохозяйственных культур и повысилась их урожайность, начали распространяться садоводство и виноградарство; достигли высокого уровня металлообработки, кораблестроения, совершенствовались ремесла: обработка железа, бронзы, серебра. Поля обрабатывали с помощью тяжелого германского плуга, с использованием быков в качестве основной тягловой силы (об этом свидетельствуют находки деревянного ярма). Разнообразны зерновые культуры: несколько видов пшеницы, рожь, полба ячмень, овес. Начинается постепенное увеличение доли ржи и пшеницы, но основной зерновой культурой оставался ячмень.

Выращивали бобы, горох, чечевицу, различные сорта льна, коноплю. Сажали огородные культуры: капусту, свеклу, морковь, салат, петрушку, пастернак. От римлян заимствовали и усвоили приемы выращивания сельдерея, кориандра, укропа, чеснока. Под влиянием римской агрикультуры на Рейне распространяется виноградарство, расширяются посадки плодовых деревьев (вишни, абрикоса, персика).

Скотоводство получает дальнейшее развитие в связи с массовыми переселениями, расширением культивируемых земель, совершенствованием военного дела. К разведению улучшенных пород крупного рогатого скота побуждала необходимость обеспечения хозяйства тягловой силой. Коневодство стимулировалось частыми передвижениями и использованием конницы в военных действиях. Свиноводство доставляло быстрый прирост продукта питания; разведение свиней облегчалось обилием корма в дубовых лесах. Развитие скотоводства в целом было связано с совершенствованием агрикультуры и образованием индивидуального хозяйства свободных землевладельцев.

В безлесных районах преобладало выращивание крупного рогатого скота, на лесных площадях – свиноводство. На побережье Северного моря овцеводство стояло на втором месте, а свиноводство – на четвертом. Значение коневодства возрастает, начиная с III-IV вв.

В местах постоянных поселений разводили также домашнюю птицу (кур, уток, гусей), что существенно пополняло рацион питания.

Одной из важнейших отраслей хозяйства германцев оставалась охота. В лесах водилось много зубров, медведей, оленей, лосей, косуль, диких вепрей, зайцев; в озерах и болотах – дичи, на реках – бобров. Среди погребального инвентаря находят разнообразное охотничье оружие, самоловные устройства. О значении охоты в жизни германцев свидетельствует так называемый звериный стиль в произведениях прикладного искусства. Пряжки-фибулы имели форму кабана, зайца, оленя, они украшены геометрическим и стилизованным животным орнаментом, некоторые сделаны в форме птицы с клювом.

Не менее важное значение в хозяйстве имело рыболовство, применялись гарпуны, остроги, плетеные сети и верши.

Переход к стойловому содержанию скота, улучшение пород, одомашнивание новых видов, использование римских приемов агрикультуры, расширение посевов высококачественных сортов и видов зерновых, огородных растений – все это обеспечивало улучшение питания и рост численности населения.

Рост ремесленного производства и усложнение технических приемов, развитие металлургии, кузнечного дела и судостроения, увеличение продуктов сельского хозяйства стали условиями обособления профессионального ремесла внутри общинной организации. Развивался товарообмен. Оживленная торговля шла с Римской империей на рейнской и дунайской границах возникали торговые эмпирии. С окончанием Великого переселения народов германцы получили возможность основательнее познакомиться с римскими постройками; когда и на их собственных землях появилось множество храмов, дворцов и роскошных зданий, они продолжали строить жалкие хижины и отмечать места поклонения и могилы умерших простыми, большею частью необработанными камнями.

Постепенно связи с Римом усиливались. Во II и начале III вв. н.э. римские купцы стали проникать все глубже в отдаленные от империи области, теперь германская племенная знать могла покупать привозную утварь, вина и ювелирные изделия. Они стали остро нуждаться в деньгах для удовлетворения своих возросших потребностей. Римским торговцам стали продавать крупный рогатый скот, меха и рабов. Постепенно германские племена, подобно населению восточных земель, организовали оживленную транзитную торговлю, переправляя римские товары в Скандинавию, где, по словам Тацита, существовал один из наиболее сильных союзов германских племен, а также в Прибалтику. Развитие торговли повлекло за собой развитие мореплавания и совершенствование судостроения. Кроме этого, развивались и ремесла — керамическое, ткачество, ювелирное дело, металлургия. Германские мастера стали сами изготавливать вооружение, даже кольчуги. Все это привело к тому, что постепенно германские купцы стали вывозить на Север и Восток уже не только римские товары, но и предметы местного производства. Наравне с ремеслом, бурно развивалось сельское хозяйство. Стали выращиваться лучшие породы скота и лошадей. Это увеличило значение германской конницы во время боевых столкновений.

Так, если сравнить германцев времен Цезаря и Тацита с германцами, которые жили в III-V веках, доказывается, что между ними существовала огромная разница. Германцы в III-V веках имели сильную и богатую племенную знать, кроме этого, большого развития достигло местное ремесло: германские мастера изготавливали тонкие ткани, изящную утварь, драгоценные украшения, дорогое оружие. Это еще раз доказывает богатство племенной знати, которая нуждалась в предметах роскоши, а также в больших количествах золота и серебра. О подобном положении вещей можно судить по находкам в Шлезвигских болотах, где вещи, которые относятся к середине III века, хорошо сохранились из-за того, что были занесены торфом. Все эти находки показывают, что местное германское ткацкое, кожевенное, керамическое, стекольное, металлургическое производства находились на весьма высоком уровне. Они основывались на римской технике, которая была освоена и развита местными ремесленниками. Особенно больших успехов германцы достигли в обработке металлов, из которых теперь изготавливалось вооружение, а также многочисленные ювелирные изделия. Развитая торговля с племенами Прибалтики и Скандинавии привела к тому, что германцы из Средней Европы стали хорошими кораблестроителями и мореплавателями. В тех же Шлезвигских болотах были найдены дубовые ладьи на четырнадцать пар гребцов. Германцы использовали свои суда не только для торговли — они совершали пиратские набеги. Морской грабеж приносил богатую добычу, а также рабов для продажи.

Внешний вид, традиции и культурное развитие

«…Населяющие Германию племена, никогда не подвергавшиеся смешению через браки с какими-либо иноплеменниками, искони составляют особый, сохранивший изначальную чистоту и лишь на себя самого похожий народ. Отсюда, несмотря на такое число людей, всем им присущ тот же облик: жесткие голубые глаза, русые волосы, рослые тела, способные только к кратковременному усилию; вместе с тем им не хватает терпения, чтобы упорно и напряженно трудиться, и они совсем не выносят жажды и зноя, тогда как непогода и почва приучили их легко претерпевать холод и голод» (Тацит).

Образ Геракла — вооруженного дубиной и луком могучего воина в львиной шкуре — довольно точно соответствует обычным представлениям о варварах. Шкура, наброшенная на плечи, и звериный череп, надетый на голову, действительно были обычным доспехом полудикого воина. В рассказах Тацита германцы представлены как «…совсем нагие или прикрытые только легким плащом. У них не заметно ни малейшего стремления щегольнуть убранством, и только щиты они расписывают яркими красками. Лишь у немногих панцири, только у одного-другого металлический или кожаный шлем. Их кони не отличаются ни красотой, ни резвостью».

Достойно внимания то, что непробиваемая броня прикрывает спину, а не грудь воина. Германцы считали более важным прикрыть именно спину. Причина, по которой они предпочитали обходиться не только без защитного снаряжения, но и без одежды, была в том, чтобы успешно увернуться от противника – требовалась максимальная подвижность. Что же касается шкуры на плечах, то снаряды, брошенные в грудь, еще можно отбить, а стрелы в спину избежать сложнее.

По словам Тацита – верхняя одежда у всех — короткий плащ, застегнутый пряжкой, а если ее нет, то шипом. Цезарь также упоминает только короткие шкуры, оставляющие значительную часть тела открытой. Ничем другим не прикрытые, они проводили целые дни у разожженного в очаге огня. Наиболее богатые отличались тем, что, помимо плаща, на них есть и другая одежда, но не развевающаяся, как у сарматов или парфян, а узкая и плотно облегающая тело. Носили они и шкуры диких зверей, те, что обитало у берегов  — какие придется, те, что вдалеке от них, — с выбором, поскольку у них не было доставляемой торговлей одежды. Одежда у женщин такая же, как у мужчин, разве что женщины чаще облачаются в льняные накидки, которые они расцвечивали пурпурной краской, их руки обнажены сверху донизу, как открыта и часть груди возле них.

Отличительным внешним признаком свободных земледельцев-воинов были длинные волосы, поэтому некоторые племена германцев часто называли длинноволосыми. Обряды, связанные с вступлением в совершеннолетие или с усыновлением, заключались в символических действиях с волосами (отец в знак полноправия подстригал волосы сыну или отрезал прядь волос). У фризов и баваров давали клятву волосами. У лангобардов дочери в отцовском доме носили распущенные волосы, в доме мужа связывали их в косы. Взрослые мужчины (лангобарды) укладывали длинные волосы вокруг лица (до линии рта), разделив их пробором по середине.

В общественной организации германцев длительное время сохранялись традиции родового строя, сила кровно-родственных связей и пережитки матриархата. В различных районах они проявлялись в неодинаковой степени, что зависело от темпов социального развития.

Следы материнского права, высокого общественного положения женщины отражают языческие культы, народные предания, легенды. У алеманнов, баваров, лангобардов личность женщины защищалась повышенным вергельдом и штрафами. Интересен мотив установления такого порядка баварами: женщина не может сражаться и защищать себя оружием, но если она это в состоянии сделать, то композиция понижалась до обычной. Культы Фрикки, жены Одина Фрейи, их дочери, занимают центральное место в религии всех племен; имена женщин, прародительниц и прорицательниц Ауринии, Веледы, Гамбары были известны средневековым писателям еще до IX в.

Уважение к родичам по матери являлось обязательной нормой морали. Выходя замуж, женщина не порывала связи со своим родом: так, у англо-саксов за преступления женщину наказывал не муж, а ее род (муж карал только за измену и покушение на его жизнь). Женщина могла наследовать движимое имущество, выступать в суде, давать свидетельские показания, приносить присягу. После вступления в брак часть имущества, в том числе и брачный дар жениха, считались собственностью жены.

В составе большой патриархальной семьи совместно вели хозяйство родственники по отцу в пределах нескольких поколений (чаще трех: отец – сыновья – внуки). У германцев (так же как у кельтов и славян) мужчина, кроме законной жены, мог держать в доме наложницу, дети которой имели свою долю в наследстве, хотя и меньшую по сравнению с законными. Лангобарды называли таких незаконнорожденных "внебрачными".

Отцовская власть над детьми проявлялась в праве женить и выдавать замуж детей, наказывать и распределять наследство.

Общинники-родичи и соседи были связаны обычаями взаимопомощи и общей ответственности за преступления. Они обязаны были преследовать и карать правонарушителей, действовавших на территории общины. Родственники принимали участие в заключении браков, выступали охранителями чести женщины, опекали несовершеннолетних. Община к V в. была земледельческой, основанной на узах кровного родства и территориальных соседских связей. Она состояла из больших патриархальных семей (кровно-родственных союзов) и отдельных индивидуальных хозяйств малых семей, выделявшихся с разделом имущества между взрослыми сыновьями. Узы кровного родства не только признавали, но и чтили.

Во времена Цезаря у германцев не было друидов для заведования богослужением, и они мало придавали значения жертвоприношениям. Они веровали только в таких богов, которых они видели и которые им явно помогали, – именно: в солнце, вулкан и луну. Вся жизнь их проходила в охоте и в военных занятиях: они с детства приучались к труду и к суровой жизни. Чем дольше молодые люди сохраняли целомудрие, тем больше им славы у своих: по их мнению, это увеличивало рост и укрепляло мускульную силу; знать до двадцатилетнего возраста, что такое женщина, они считали величайшим позором. Однако это и не скрывалось, так как оба пола вместе купались в реках и одевались в шкуры или небольшие меха, которые оставляли значительную часть тела голой.

В произведениях Тацита наблюдается эволюция в нравах и верованиях германцев, и как он сообщает: «Из богов они больше всего чтят Меркурия и считают должным приносить ему по известным дням в жертву также людей. Геркулеса и Марса они умилостивляют закланиями обрекаемых им в жертву животных. Часть свебов совершает жертвоприношения и Изиде; в чем причина и каково происхождение этого чужестранного священнодействия, я не мог в достаточной мере выяснить, но, поскольку их святыня изображена в виде либурны, этот культ, надо полагать, завезен к ним извне. Впрочем, они находят, что вследствие величия небожителей богов невозможно ни заключить внутри стен, ни придать им какие-либо черты сходства с человеческим обликом. И они посвящают им дубравы и рощи и нарекают их именами богов; и эти святилища отмечены только их благочестием».

Так же Тацит сообщает, что не было никого, кто был бы проникнут такою же верою в приметы и гадания с помощью жребия, как германцы. «Вынимают же они жребий безо всяких затей. Срубленную с плодового дерева ветку они нарезают плашками и, нанеся на них особые знаки, высыпают затем, как придется, на белоснежную ткань. После этого жрец племени или глава семьи, вознеся молитвы богам и устремив взор в небо, трижды вынимает по одной плашке и толкует предрекаемое в соответствии с выскобленными на них заранее знаками. Лишь у германцев в обыкновении обращаться за предсказаниями и знамениями также к коням. И никакому предзнаменованию нет большей веры, чем этому, и не только у простого народа, но и между знатными и между жрецами, которые считают себя служителями, а коней — посредниками богов. Существует у них и другой способ изыскивать для себя знамения, к которому они прибегают, когда хотят предузнать исход тяжелой войны. В этом случае они сталкивают в единоборстве захваченного ими в любых обстоятельствах пленника из числа тех, с кем ведется война, с каким-нибудь избранным ради этого соплеменником, и те сражаются, каждый применяя отечественное оружие. Победа того или иного воспринимается ими как предуказание будущего» (Тацит).

Религиозные воззрения и обряды германцев вытекали из общего для всех первобытных религий источника — обожествления природы и ее проявлений, сначала непосредственного, а впоследствии перешедшего в поклонение их таинственным силам. Настоящих храмов не было, молились под открытым небом. Присутствие богов видели во всех явлениях природы. Чтобы умилостивить духов, складывали огромные жертвенники и совершали кровавые жертвоприношения. Формы каменных памятников, известных под названием кельтских или друидских, очень разнообразны: от вертикально поставленной каменной глыбы до целых сооружений, состоящих из множества таких глыб, расположенных рядами по определенному плану.

В конце V века многие германские племена обратились в христианство, распространялось арианство.

Германские племена в III-V вв. Римские письменные источники содержат мало сведений о жизни германских племен в эти века, но археологические данные свидетельствуют о значительном развитии материальной культуры и искусства.

У германцев появилась руническая письменность. Сохранились надписи на дереве, металлических изделиях и надгробных плитах. Наибольшее распространение руническая письменность получила у скандинавов. Она была связана с магией и колдовством. Ее знали только жрецы и немногие люди, хранившие заветные тайны (руна — значит «тайна»). Письменность у германцев в V веке находилась лишь в зачаточном состоянии и употреблялась только жрецами для магических обрядов и гадании.

Сменилось материнское право отцовским, хотя пережитки первого все еще сохранялись. Они отразились в том, что женщины занимали особо почетное место в семье и культе.

Если в первые века нашей эры германцы стояли на более низкой ступени культурного развития, чем кельты и галлы, то к V веку в связи с постоянным «общением» с более развитыми цивилизациями германцы вполне достигли того уровня развития, на котором находились остальные «варварские» племена



biofile.ru

Общественный строй древних германцев - это... Что такое Общественный строй древних германцев?

На периферии Римской империи жило множество так называемых «варварских» племён («варварами» греки и римляне именовали всех негреков и неримлян), из которых самыми многочисленными были племена кельтов, германцев и славян. Значительная часть кельтских племён (в Северной Италии, Испании и Галлии) была покорена Римской империей и смешалась с пришлым римским населением. Иначе обстояло дело с германскими племенами, сыгравшими чрезвычайно большую роль в крушении Западной Римской империи, и со славянами, оказавшими особенно большое влияние на судьбы Восточной Римской империи.

За несколько десятков лет до нашей эры и в её начале германцы, жившие в области между Рейном, Верхним Дунаем и Эльбой, а отчасти и в области коренного славянского расселения по южному побережью Балтийского моря и делившиеся на множество племён, не имели никакой письменности. Об их общественном строе известно из сочинений римских писателей и по данным археологии. Источниками, содержащими наиболее полные сведения о германцах, являются «Записки о галльской войне» римского полководца и государственного деятеля Юлия Цезаря (середина I в. до н. э.) и «Германия» римского историка Тацита (около 98 г. н. э.). Эти сведения подтверждаются археологическими материалами, найденными при раскопках.

Природные условия, в которых существовали древние германцы, были значительно более суровыми, чем в Италии. Отличалось древнегерманское общество от римского и по уровню развития производительных сил. Хозяйственная жизнь древних германцев стояла на значительно более низком уровне, чем хозяйственная жизнь рабовладельческого общества, находившегося в периоде расцвета (I в. до н. э.— I и II вв. н. э.). За 150 лет, отделявших германцев, о которых писал Юлий Цезарь, от германцев, описанных Тацитом, они сильно продвинулись вперёд в своём общественном развитии. «Эпоха между Цезарем и Тацитом,— писал Ф. Энгельс,— представляет... окончательный переход от кочевой жизни к оседлости...» (Ф. Энгельс, К истории древних германцев, К, Маркс а Ф, Энгельс, Соч., т. XVI, ч. I, стр. 349.).

Как показывают данные археологии, в первые века нашей эры германцы уже были знакомы с плугом. В это время германцы селились большими деревнями и умели строить деревянные дома, которые они обмазывали разноцветной глиной, такой чистой и яркой, что создавалось впечатление цветного узора. В домах делались погреба, служившие местом хранения сельскохозяйственных продуктов. Сравнительное обилие этих продуктов свидетельствовало о возросшем значении земледелия в хозяйственной жизни германцев. На это указывают также обязательный при заключении брака дар мужа жене в виде упряжки волов; употребление германцами пшеницы и ячменя не только в пищу, но и для производства «напитка, подобного вину»; ношение одежды из льняного холста и т. д.

Значительно изменился у древних германцев порядок пользования землёй. «Земля,— писал Тацит в 26-й главе «Германии»,— занимается всеми вместе, поочерёдно, по числу работников, и вскоре они делят её между собой по достоинству; делёж облегчается обширностью земельной площади: они каждый год меняют пашню и (всё-таки) еще остаётся (свободное поле)». Таким образом, в отличие от прежних порядков, пахотная земля «занятая всеми вместе», т. е. продолжавшая находиться в коллективной собственности родовых общин, уже не обрабатывалась ими коллективно.

Она делилась между входившими в данные общины большими семьями, в которых сыновья и внуки продолжали ещё вести общее хозяйство с главой семьи. При этом семья вождя и семьи так называемых знатных лиц племени (родовых старейшин и пр.) получали большее количество земли, чем семья простого свободного германца, так как вождь и родовая знать уже имели в это время большее количество скота и другого имущества и могли обработать больший земельный участок. Именно это и означали слова Тацита о том, что раздел пахотной земли происходил «по достоинству» тех лиц, которые в данном разделе участвовали. Принадлежавшие общине луга и леса продолжали, как и раньше, находиться в коллективном пользовании.

В первые века нашей эры германцы по-прежнему жили в условиях первобытно-общинного строя. Из родичей составлялись военные отряды; родичи получали часть штрафа, платившегося виновным в каком-либо поступке потерпевшему; при родичах происходило заключение браков, оценка приданого, наказание неверной жены и т. д. В то же самое время в жизни германцев уже наблюдались и признаки начавшегося разложения первобытно-общинных отношений. Возникло имущественное неравенство. Скот перешёл в частную собственность. Наиболее зажиточные из германцев начали отличаться от всех остальных даже своей одеждой. Зародились классы. Появились рабы и распространилась первоначальная, так называемая патриархальная, форма рабства.

Рабы, которыми становились захваченные во время войн пленные, отличались от римских рабов и были близки по условиям своей жизни к римским колонам IV — V вв. Они получали участок земли и вели своё собственное хозяйство, будучи обязаны господину только оброком: хлебом, мелким скотом или одеждой. Однако самая возможность иметь то или иное количество рабов, несмотря на более мягкие по сравнению с римскими формы их эксплуатации, усиливала социальное неравенство в древнегерманском обществе.

Родовая знать, имевшаяся у германцев и раньше (вожди, старейшины и другие выборные лица племени), стала постепенно пользоваться в обществе особыми наследственными правами. Большая знатность рассматривалась как основание для избрания в вожди племени даже юноши, и при этом не только в военное, но и в мирное время. Благоприятные условия для обособления родовой знати создавало сосредоточение у неё в руках больших стад скота и значительных участков земли. Этому же способствовало и развитие дружинных отношений.

Раньше германские вожди, выбиравшиеся племенем только на время войны, не имели постоянных дружин. Теперь положение дел изменилось. Быть всегда окружённым большой толпой избранных юношей (т. е. вышедших из знатных и более богатых родов) составляет гордость вождя в мирное время и защиту в военное, писал Тацит, указывавший, что «кормит» дружинников война и что поэтому этих людей легче убедить «получать раны, чем пахать землю», ибо они считают малодушием «приобретать потом то, что можно добыть кровью».

С вождём дружинники были связаны уже не родством, а узами личного подчинения. Превращение временной власти вождя в постоянную ослабляло значение выборных лиц племени. В дружинах, указывал Энгельс, имелся уже «... зародыш упадка старинной народной свободы, и такую именно роль они сыграли во время переселения народов и после него» (Ф. Энгельс, Происхождение семьи, частной собственности и государства, стр. 149.).

В связи с зарождением имущественного и социального неравенства среди германцев изменился и их политический строй. Хотя верховная власть продолжала принадлежать ещё народному собранию, на которое собирались все свободные германцы-воины, значение этого собрания сильно уменьшилось. За ним сохранилось решение лишь наиболее важных дел — вопросов войны и мира, выбора военачальников, а также рассмотрение таких преступлений, которые наказывались смертью. К тому же все эти дела выносились на народное собрание знатью племени только после их предварительного обсуждения на совете старейшин. За простыми членами племени оставалось лишь право отвергать предложения старейшин «шумным ропотом» или же одобрять их, «потрясая оружием». Менее значительные дела на народном собрании не обсуждались вовсе, а решались, как писал Тацит, самостоятельно «первыми людьми племени». Маркс и Энгельс называли такое видоизменение прежних родовых порядков «военной демократией», поскольку сложившихся классов в то время ещё не существовало, как не существовало и государства, которое бы стояло над народом, а войны были обычным и повседневным явлением (Ф. Энгельс, Происхождение семьи, частной собственности и государства, стр. 169—170.).

Таким образом, в первые века нашей эры у древних германцев родовой строй вступил уже в период разложения. Развитие классовых отношений в обществе древних германцев было в значительной мере ускорено их соприкосновением с общественными порядками в поздней Римской империи IV—V вв.

Всемирная история. Энциклопедия. — М.: Государственное издательство политической литературы. Ред. А. Белявский, Л. Лазаревич, А. Монгайт, И. Лурье, М. Полтавский. 1956—1565.

world_history_encyclopedy.academic.ru


Смотрите также