Проект Этника: история, традиции, культура. Обувь древней персии
Проект Этника: история, традиции, культура: КОСТЮМ ДРЕВНЕЙ ПЕРСИИ
Около 549 г. до н.э. Элам захватили персы. 550 год до н.э. принято считать годом основания Персидской державы. Мидийское царство, образовавшееся раньше Персидского, было разгромлено персидским царем Киром и включено в состав Персидской державы.В империю персидских царей, бывшую огромным рабовладельческим государством, входили завоеванные им области Малой Азии, Элам, Вавилония, Финикия, Сирия, Египет. Культура этих стран оказала большое влияние на культуру Древней Персии. Персы заимствовали у покоренных народов все лучшее, что было ими создано на протяжении тысячелетий.
В ХII-ХIII вв. до н.э. на юго-западной территории Ирана, исконным населением которой были эламиты, стали селиться мидийские и персидские племена. Впоследствии они заняли все Иранское нагорье.С конца IV тысячелетия до конца VII в. до н.э. здесь просуществовала древняя эламская цивилизация, со столицей в городе Сузы. На протяжении всей своей истории Элам был тесно связан с Месопотамией: обе страны воевали, торговали и устанавливали культурные связи друг с другом.
Знатный мидиец и персыАлександр Макендонский, победивший Дария III при Иссе и Арбелах, положил конец персидскому владычеству.Одежда древних персов первоначально была простой и служила в основном для защиты тела. Древние персы занимались охотой и скотоводством, и их одеждой были плащи из звериных шкур. Лишь позже, завоевав и поработив соседние народы, добыв огромные богатства, персы познакомились со многими предметами роскоши и стали одеваться в пестрые и богатые наряды.
Знатные мидийцыГорные условия и континентальный климат требовали, чтобы одежда была удобной и закрывала все тело. Поэтому древние персы, как и шумеры, выкраивали свою одежду, что через много веков получило развитие в европейской одежде.Климатические условия Ирана и непростая жизнь в горах требовали от жителей выносливости и ловкости.
Одеяние персов было очень неудобным в движениях, оно наглухо закрывало все тело. Новые формы были вызваны жизненной необходимостью. Персы, проявив изобретательность, создают одежду, не стесняющую движений. Удобная одежда, по их представлениям, должна была повторять форму человеческого тела. Получается, что основы кроеной одежды были заложены жителями Древней Персии. Итак, одежда персов - пример древнейшего кроеного костюма. Через 1000 лет основы кроя получили дальнейшее развитие в европейском костюме, но одежда оказалась настолько жизнеспособной, что без нее не могло существовать большинство восточных и западных народов последующих эпох.
Мужская одежда
Главными принадлежностями персидского костюма были в эпоху Сасанидов штаны и кафтан. Штаны были узкими и широкими. То же самое можно сказать о кафтанах, которые, по желанию, или убирались в штаны, или же выпускались наружу. Кафтаны имели длинные рукава, запахивались на груди и всегда перехватывались поясом; иногда кафтан имел разрез спереди от пояса, иногда разрезы делались и с боков. Вместо гладких одноцветных материй, из которых изготовлялась одежда древних персов, высшие сословия стали отдавать предпочтении узорчатым тканям, узоры которых состояли преимущественно из звезд, разнообразно сплетенных цветов и листьев и из изображений фантастических животных. Золотые украшения вышли из моды, но зато усилилось влечение украшать кафтаны и пояса жемчугом. Костюм завершался плащом, башмаками, преимущественно из кожи, окрашенной в красный цвет, и, наконец, шапкой наподобие фригийского колпака. Мидийская верхняя одежда изготовлялась из тонких шерстяных и шелковых тканей пурпурного и темно-красного цвета (вероятно, это понравилось персидским царям). Она была широкой и длинной, состояла из кафтана-халата, накидки и штанов. Мидийский кафтан был широким, с очень длинными полами, которые подбирали и подпоясывали. При этом по бокам образовывались складки. Рукава у кафтана тоже были очень широкими, с лучеобразными складками во внутренней части (возможно, это зависело от особого покроя кафтана). Иногда складки рукавов делались из ткани другого цвета.
Мидийский костюм носили приближенные царя Кира и высшие придворные чины. Царь также мог жаловать низшим чинам эту одежду в награду за хорошую службу. Простой народ не имел права так одеваться.Геродот свидетельствовал, что ни один народ не был так подвержен влиянию чужих нравов, как персы. Персидские цари не довольствовались тем, что переняли обычаи и костюм мидийцев; они многое заимствовали и у других народов.
Персам нравились костюмы ассирийцев, вавилонян, фригийцев, лидийцев. Постепенно кожаная одежда простых людей была заменена костюмом, изготовлявшимся из мягкой шерстяной ткани. Узкие кожаные штаны заменили шаровары.Знатные придворные и члены царствующей династии носили мидийскую одежду пурпурного цвета, а на головном уборе — бело-голубую повязку, как у царя. Придворные менее высокого сана носили такую же одежду, но другого цвета.
Женский костюм
Женский костюм в общем отличался от мужского лишь более значительной длиной и более тонкой материей. Верхнее платье довольно плотно обхватывало верхнюю часть тела и иногда имело на груди разрез, который стягивался при помощи лент. Рукава платья были длинны и узки. Знатные женщины, подобно мужчинам, одновременно надевали несколько верхних платьев, а поверх – накидку наподобие плаща и покрывало.
Древнеассирийские и древнеперсидские барельефы дают нам представление только о мужском костюме древних персов, но изображений женщин на них нет. Возможно, в Древней Персии женщинам не позволялось показываться публично и запрещалось изображать женские фигуры.
О древнеперсидском женском костюме можно судить лишь по изображениям на древнегреческих вазах (здесь он дополнен греческими
гиматиями).
Когда арабы подчинили Персию своему господству, в формах персидской одежды произошли изменения. Среди мужчин стали распространяться древнеарабские рубашка, чалма, плащ и кафтан, который, в сущности, не что иное, как видоизмененный плащ, а также халат с широкими бортами. Рукава этих халатов были разнообразны: они были разрезанными и неразрезанными, могли доходить до локтей, до кистей или опускаться до пола. При очень коротких рукавах их задняя часть удлинялась и в виде широкой полосы ниспадала до земли.
Женские костюмы приобрели турецкий характер. В XIX в. полный костюм персиянки состоял из рубашки из белой бумажной материи с цветочками, снабженной длинными открытыми спереди рукавами длиной 75 см; осень широких чулок из мериносовой шерсти, а сверху их – носков из шерстяной узорчатой материи; широких, цветных, бумажных шаровар, перевязанных у щиколоток и затягивающихся в талии очкуром; нижней бумажной кофты с длинными рукавами, нередко открытыми до локтей; верхней кофты с короткими рукавами; туфель с туго загнутыми вверх остроконечными носками; пояса из шарфа; вуали и шапочки. Выходя из дома, персиянка поверх надевала яркого цвета накидку или плащ и кисейное покрывало.
Костюм знатных персиянок был похож на мужской ассиро-мидийский. Женщины носили широкие и длинные одежды из тонких дорогих тканей с рукавами, часто пестрых расцветок, отделанные каймой.Царские жены носили пурпурные, затканные золотом одежды, и царскую тиару.
Костюм знатной персиянки: вышитое шелковое одеяние из двух частей, диадема и длинная прозрачная накидка.
Костюм царя
Церемониальное одеяние персидских царей было великолепным. Оно состояло из пурпурного нижнего одеяния с широкой белой полосой от шеи до подола; пурпурной мантии и штанов ярко-красного цвета. Башмаки на толстой подошве были богато украшены. Символами царской власти служили "митра" - головной убор в форме расширяющегося цилиндра с округлым верхом, украшенный золотом и драгоценными камнями, и золотой скипетр в виде посоха. Бороду царь завивал по ассирийскому обычаю.Царская одежда была расшита золотыми изображениями соколов и ястребов - птиц, посвященных высшему божеству Ормузду.Это одеяние дополняли драгоценные украшения - браслеты, ожерелья и др.Царя сопровождали при торжественных выходах придворные, телохранители, носители царского зонтика и опахала.
Обувь
Древние персы носили кожаные башмаки и высокие кожаные сапоги.Женская обувь украшалась богатой вышивкой.
Прически и головные уборы
Головными уборами древних персов были простые кожаные шапки и высокие войлочные колпаки, подобные фригийскому.Приближенные царя постоянно носили на голове капюшоны, закрывавшие рот: во время разговора с царем их дыхание не должно было достигать царя.
Форма, а также отделка головного убора персидского царя часто менялась. Так, Кир носил высокую тиару с диадемой. Этот головной убор был очень похож на убор ассирийских царей.Тиара древнеиерсидских царей имела форму низко усеченного конуса с плоским верхом, украшенного золотыми чеканными пластинками с драгоценными камнями. Основным мотивом орнамента чеканки было символическое изображение солнца — многолепестковый цветок. Другим головным царским убором был «кидарис» — высокая заостренная шапка, обвитая по спирали бело-пурпурной или бело-голубой лентой.
Древние персидские воины и придворные носили подстриженные бороды. У царя борода была длинной. Вообще персы очень заботились о растительности на лице: существуют сведения, что у них даже был обычай надевать на бороду чехлы.Древние персы пользовались накладными бородами и париками.Богатые знатные персиянки носили круглые шапочки, украшенные драгоценностями, и покрывало, вышитое золотом. Костюм воинов
В древние времена оружием персов-кочевников были короткие ножи и длинные арканы, а также лук со стрелами и копье.При царе Кире началась реорганизация персидской армии.
Кир создал конные полки, заменил легкие военные колесницы на более прочные, а воинов, которые сражались на них, одел в доспехи. Дарий усовершенствовал устройство армии и оружия.Персидское войско состояло из пехоты, конницы и колесниц.Все эти воинские части делились на легковооруженных и тяжеловооруженных воинов, а все войско, в свою очередь, было разделено на полки (10 000) человек), отряды (1000) человек) и сотни.При Дарии основу персидской армии составляла конница. Многое в доспехах и вооружении персами было заимствовано у соседних народов - египтян, мидян, ассирийцев и др.
Доспехами и вооружением персидского воина были панцирь со шлемом, пояс, поножи, щит, лук со стрелами, праща, нож, кинжал, копье и палица. Со времен Кира персидские воины сражались также длинными и короткими мечами, ассирийскими булавами, топорами и секирами. Легкая конница была вооружена луками, мечами и щитами; у тяжелой конницы помимо этого оружия были еще и копья. Легкая пехота вооружалась мечами, щитами, луком и копьями, а также пращой: тяжелая - саблями, топорами, секирами.Щиты персидских воинов были в основном ассирийские - большие, круглые, металлические, кожаные или плетеные. Царские телохранители носили щиты деревянные, покрытые кожей, с металлической бляхой посередине, по форме напоминающие так называемый беотийский щит, имеющий форму скрипки. Шлемы (железные или медные) предназначались только тяжеловооруженным воинам и военачальникам. Шлемы воинской знати покрывали золотом и украшали пучком белых конских волос или перьями. Оружием их были изогнутые золотые мидийские сабли (в мирное время слуги носили их за своими господами). Царское оружие было очень дорогим: у Дария III меч был украшен драгоценными камнями, а ножны висели на серебряной перевязи.Наряд знатных всадников тоже отличался богатством: дорогие украшения, разноцветные на белой подкладке кафтаны, вышитые штаны, голубой или узорчатый плащ. Всадники надевали этот наряд поверх доспехов или под них. Их защищали чешуйчатые панцири и такие же наручни и поножи; у лошадей круп, грудь и лоб также были защищены латами.Легкая пехота и легкая конница носила холщовые панцири и легкую чешуйчатую броню; у тяжеловооруженных конников латы защищали все тело, а лошади были покрыты тяжелой броней. Простые воины защищали голову кожаными шапками. Некоторые носили фригийскую шапку, которая закрывала затылок и уши и завязывалась под подбородком. Для защиты от ветра и пыли поверх шапки или под нее повязывали платок, закрывавший рот и шею. Одеждой простых воинов было персидское кожаное платье, иногда раскрашенное под чешую.На главном знамени персидских войск был изображен золотой орел - священная птица, военный знак рода Ахененидов. Каждый отряд войска также имел свое знамя с символическим изображением.Военные сигналы подавали рогами и трубами.
Украшения и косметика
Древние персы любили наряжаться и украшать себя. Украшениями считались и царские награды, почетные подарки, которые высшая власть жаловала за заслуги.
Для привлекательности внешнего вида персы использовали косметические средства. Они румянились и чернили себе брови.Драгоценными украшениями древних персов были золотые ожерелья и тяжелые цепи, кольца, браслеты, серьги в виде колец, перстни, которые использовались как печати.
Источники
- "История в костюмах. От фараона до денди". Автор - Анна Блейз, художник - Дарья Чалтыкьян.
ethnicaproject.blogspot.com
Персидский костюм в древности - Сайт учителя изобразительного искусства Белозеровой Натальи Николаевны
В ХII-ХIII вв. до н.э. на юго-западной территории Ирана, исконным населением которой были эламиты, стали селиться мидийские и персидские племена. Впоследствии они заняли все Иранское нагорье.С конца IV тысячелетия до конца VII в. до н.э. здесь просуществовала древняя эламская цивилизация, со столицей в городе Сузы. На протяжении всей своей истории Элам был тесно связан с Месопотамией: обе страны воевали, торговали и устанавливали культурные связи друг с другом. Около 549 г. до н.э. Элам захватили персы. 550 год до н.э. принято считать годом основания Персидской державы. Мидийское царство, образовавшееся раньше Персидского, было разгромлено персидским царем Киром и включено в состав Персидской державы.В империю персидских царей, бывшую огромным рабовладельческим государством, входили завоеванные им области Малой Азии, Элам, Вавилония, Финикия, Сирия, Египет. Культура этих стран оказала большое влияние на культуру Древней Персии. Персы заимствовали у покоренных народов все лучшее, что было ими создано на протяжении тысячелетий.Александр Макендонский, победивший Дария III при Иссе и Арбелах, положил конец персидскому владычеству.Одежда древних персов первоначально была простой и служила в основном для защиты тела. Древние персы занимались охотой и скотоводством, и их одеждой были плащи из звериных шкур. Лишь позже, завоевав и поработив соседние народы, добыв огромные богатства, персы познакомились со многими предметами роскоши и стали одеваться в пестрые и богатые наряды.Горные условия и континентальный климат требовали, чтобы одежда была удобной и закрывала все тело. Поэтому древние персы, как и шумеры, выкраивали свою одежду, что через много веков получило развитие в европейской одежде.
Мужская одежда
Мужская одежда древних персов состояла из кожаных или меховых штанов («анаксаридов») и кожаного кафтана с поясом. В районах с менее суровым климатом анаксариды и кафтаны изготовляли из плотной шерстяной ткани. Простое население продолжало так одеваться и после того, как царь Кир, покорив Мидию, ввел у себя при дворе мидийский костюм, ставший официальным.Мидийская верхняя одежда изготовлялась из тонких шерстяных и шелковых тканей пурпурного и темно-красного цвета (вероятно, это понравилось персидским царям). Она была широкой и длинной, состояла из кафтана-халата, накидки и штанов. Мидийский кафтан был широким, с очень длинными полами, которые подбирали и подпоясывали. При этом по бокам образовывались складки. Рукава у кафтана тоже были очень широкими, с лучеобразными складками во внутренней части (возможно, это зависело от особого покроя кафтана). Иногда складки рукавов делались из ткани другого цвета.Мидийский костюм носили приближенные царя Кира и высшие придворные чины. Царь также мог жаловать низшим чинам эту одежду в награду за хорошую службу. Простой народ не имел права так одеваться.Геродот свидетельствовал, что ни один народ не был так подвержен влиянию чужих нравов, как персы. Персидские цари не довольствовались тем, что переняли обычаи и костюм мидийцев; они многое заимствовали и у других народов. Персам нравились костюмы ассирийцев, вавилонян, фригийцев, лидийцев. Постепенно кожаная одежда простых людей была заменена костюмом, изготовлявшимся из мягкой шерстяной ткани. Узкие кожаные штаны заменили шаровары.Знатные придворные и члены царствующей династии носили мидийскую одежду пурпурного цвета, а на головном уборе — бело-голубую повязку, как у царя. Придворные менее высокого сана носили такую же одежду, но другого цвета.
Женский костюм
Древнеассирийские и древнеперсидские барельефы дают нам представление только о мужском костюме древних персов, но изображений женщин на них нет. Возможно, в Древней Персии женщинам не позволялось показываться публично и запрещалось изображать женские фигуры.О древнеперсидском женском костюме можно судить лишь по изображениям на древнегреческих вазах (здесь он дополнен греческими гиматиями).Костюм знатных персиянок был похож на мужской ассиро-мидийский. Женщины носили широкие и длинные одежды из тонких дорогих тканей с рукавами, часто пестрых расцветок, отделанные каймой.Царские жены носили пурпурные, затканные золотом одежды, и царскую тиару.
Костюм знатной персиянки: вышитое шелковое одеяние из двух частей, диадема и длинная прозрачная накидка.
Костюм царя
Церемониальное одеяние персидских царей было великолепным. Оно состояло из пурпурного нижнего одеяния с широкой белой полосой от шеи до подола; пурпурной мантии и штанов ярко-красного цвета. Башмаки на толстой подошве были богато украшены. Символами царской власти служили "митра" - головной убор в форме расширяющегося цилиндра с округлым верхом, украшенный золотом и драгоценными камнями, и золотой скипетр в виде посоха. Бороду царь завивал по ассирийскому обычаю. Царская одежда была расшита золотыми изображениями соколов и ястребов - птиц, посвященных высшему божеству Ормузду. Это одеяние дополняли драгоценные украшения - браслеты, ожерелья и др. Царя сопровождали при торжественных выходах придворные, телохранители, носители царского зонтика и опахала.
Обувь
Древние персы носили кожаные башмаки и высокие кожаные сапоги.Женская обувь украшалась богатой вышивкой.
artstudiozazerkalie.jimdo.com
Обувь Ассирии
Ассирийцы, вавилоняне и персы пошли в развитии обувного дела дальше и достигли значительно большего. Их разработки различных типов обуви были использованы практически всеми народами Северного Востока и средиземноморского бассейна.
Эти народы не оставили письменных свидетельств своего трепетного отношения к башмакам. Тем не менее, помимо банальных сандалий, эти народы умудрились изобрести закрытую обувь – низкую туфлю, оберегающую ступню, высокую туфлю, оберегающую лодыжку, и даже сапог, высота которого доходила до начала ахиллесова сухожилия, а то и до самого бедра. Поэтому без особой натяжки можно сказать, что Ассирия – родина первых болотных сапог, дорогих сердцу каждого настоящего охотника.
Поскольку в этом регионе – избыток дождей, ремесленники Ближнего и Среднего Востока и Аравии делали обувь из различных типов кожи, в пропитке, консервировании и крашении которой достигли совершенства. Они использовали естественные дубильные экстракты, желчь и листья растений. Именно здесь цвет обуви впервые стал символом общественного положения. Ярко-жёлтую обувь предпочитали представители среднего класса, правящая верхушка выбирала для себя более деликатные цвета [16].
Обувь Вавилонии
Вавилонская знать украшала туфли вышивками золотой нитью, драгоценными камнями и жемчугом – восточная роскошь достигла здесь поразительных результатов!
Персы носили закрытую обувь различных типов. Она по-разному закреплялась на ноге, а делали её из очень мягкой и цветной, тонко украшенной кожи. Любимыми цветами были лазурный и жёлтый.
Высокие сапоги царской охраны и более короткие ботинки других персонажей той эпохи в качестве конструкторского новшества имели клинообразные слои пробки, помещаемые внутрь ботинка или сапога под пятку, что придавало фигуре стройность и осанку [16].
Обувь хеттов
Для хеттов обувь не была символом статуса, скорее, они были житейской необходимостью. Хетты были практичными людьми, их образу жизни была чужда помпезность. Обувь считалась принадлежностью бога Бури, поэтому туфли помещались перед его изваянием для поклонения. Вождь хеттов носил праздничные туфли.
Во времена расцвета цивилизации хеттов впервые появляется специальный вид обуви – невысокий ботинок или полный сапог с носками, загнутыми вверх. Загнутые вверх носки позволяли им уверенно шагать по гористой местности без риска запнуться о какое-либо препятствие и свалиться в пропасть. Эта линия хеттской моды получила в дальнейшем отзвук в обуви Хорватии, Афганистана, по существу везде, где преобладает гористый ландшафт.
Как и прочие воинственные племена, хетты отдавали предпочтение высокой и закрытой обуви, однако не пренебрегали и низкими лёгкими туфлями с незаострёнными носками. Правда лишь по церемониальным случаям или дома, чтобы не простудиться, поскольку полы делались из холодного камня [16].
Обувь древней Греции
Фараоны изображали своих врагов на подошвах собственных сандалий, сделанных из коры, волокон пальмы или свитков папируса.
Сандалии в древнеегипетской цивилизации были признаком принадлежности к классу-гегемону. Неимущие же люди, от рабов до женщин и солдат, презирались, поскольку многие из них вынуждены были ходить босиком. В стране с жарким климатом обувь предназначалась в основном для защиты от раскалённого песка, и для этого использовались дикорастущие растения. Лёгкий шлёпанец можно было соорудить, расщепив большой лист на полоски, из которых потом сплетали подошву, а затем с помощью костяного шила делали дырочки для шнуровки.
Но высшим шиком в Древнем Египте считалась всё же кожаная обувь. В кожаных сандалиях подошвы впервые стали делать для правой и левой ног, изготавливали их из шкур, обработанных дубильным экстрактом, и окончательно отделывали щётками из конского волоса. Затем к подошвам прицепляли полоски ремней или тесёмок из очень тонкой кожи, а стельки укрепляли растительным или животным клеем. Иногда стельки пришивались нитками, обработанными воском. Модели, предназначенные для фараона, жрецов, для гражданской и военной знати, украшали орнаментом и окрашивали в белый, зелёный, красный или голубой цвета.
Сапожники в Древней Элладе объединялись в кооперативы. Разделение труда было чётким: один резал ножом кожу, другой проделывал в ней шилом отверстия, третий, пользуясь деревянной колодкой, соединял заготовки будущей обуви, используя вместо ниток звериные жилы. На заключительном этапе этого «конвейера» мастер ставил подмётки – деревянные, кожаные или пробковые. По высоте подошвы и цвету украшений можно было довольно точно определить социальное положение владельца. Так, скажем, обувь на высокой подошве была прерогативой аристократии и богатых. Деревянные сандалии были уделом бедных.
Котурны и «носки» использовались соответственно трагическими и комическими актёрами. Высота котурнов символизировала власть того лица, роль которого игралась. Для актёров, изображавших богов, подошвы изготовляли такими высокими, что перемещение на них по сцене просто не могло не быть величественным.
Согласно легенде о происхождении котурнов, некий старик, потерявший интерес к прекрасному полу и потому брюзжавший на хорошеньких женщин, предложил мужчинам хитроумно утяжелить туфли своих подруг, дабы те не слишком много разгуливали по жизни. Вместо груза женщины положили под подошву своих туфель кусочки коры. Ревнивцы, тем не менее, увидев, что туфли стали толще и выше, успокоились [16].
Обувь, ставшая для жителей Древней Греции поистине национальным символом, называлась крепиаль. Это были «звуковые» сандалии, «скрипучки». Они состояли из большой плоской пробковой подошвы, тяжёлого кожаного верха и кожаных ремней, обвиваемых вокруг ноги. Передняя часть оставалась открытой, что позволяло свободно шевелить пальцами ног.
Существовало 2 типа креплений кожаных ремней. Их или попросту пришивали к подошве, или к подошве пришивали петельки, а уж сквозь них продевали ремни, которые затем удерживались позади ноги язычками. Язычки несли двоякую функцию: предохраняли ногу от натирания ремешками и, орнаментированные драгоценными камнями, слоновой костью, серебром и золотом, просто служили украшением. В каждом варианте кожаные ремешки пропускались между большим и следующим пальцами, а обвязка достигала половины ноги.
В позднейших вариантах крепиаль всегда имела нечто подобное сегодняшнему язычку в ботинках и туфлях.
Женская версия крепиали имела очень толстую подошву – её делали из нескольких слоёв пробки. Подошву окрашивали в красный или золотой цвет. Шнурки также красили и снабжали различными металлическими отделками.
Крепиаль носили все: и женщины, и мужчины. Крепиаль были и солдатской обувью. Но женские сандалии, говорят, скрипели громче всех других.
Отмечая уникальность каждой ноги, соответствующей весу и походке её драгоценного владельца, греки первыми додумались до того, что носки обуви нуждаются в расширении и более свободном маневре во время ходьбы. Воплощая эту идею в жизнь, сапожники делали переднюю часть обуви вдвое (!) шире задней, гибкий и подвижный носок.
Нельзя не упомянуть о необычном заказе, описанном в книге Флоренс Леджер «Опусти ногу». Некий флейтист возжелал иметь пару музыкальных туфель. Греческие сапожники не растерялись и изготовили ему туфли на толстой подошве, в которые был встроен металлический прибор, издававший благодаря давлению ноги при ходьбе различные звуки.
Рассказывают о неком поэте по имени Филет, который был настолько худ, что его сдувало ветром в море. А виршион как назло любил сочинять на берегу! И в этом случае помогли обувных дел мастера, сделавшие ему железные ботинки, в которых поэт стоял у кромки моря, как вкопанный, творя свои оды…
Спартанскую же молодёжь, мечтавшую о ратных подвигах и посему крепко стоявшую на ногах, больше волновало другое – как бы не показать страх или боль, вызванную возможным ранением в бою. Сапожники и здесь предложили своё оригинальное решение – они обули солдат в красные ботинки, чтобы замаскировать кровь, текущую из пораненных ног. Таким образом, они помогали щепетильным в вопросах чести спартанцам преодолевать слабодушие.
Вообще, древние греки не считали обувь чем-то второстепенным. Скорее, наоборот, внешний вид человека был напрямую связан с его мировоззрением.
В результате по мере развития цивилизации в эллинском мире появилось огромное разнообразие обуви, отличающейся удобством, элегантностью, богатством украшений, а порой и экстравагантностью. Свидетельство этого может быть найдено в бессмертных произведениях Гомера и лесбийской поэтессы Сафо.
Среди греческих богов наблюдалось некоторое «неравноправие». Так, например, только 1 из них носил золотые крылатые туфли – Гермес.
Древнегреческие мастера прекрасно владели искусством общения с покупателями. «Мимы», написанные Геродотом, живо рассказывают, как две женщины намереваются купить обнову у знаменитого и болтливого сапожника. Чтобы вынудить клиенток приобрести сразу несколько пар, тот показывает им длинный список обуви разнообразных моделей: элегантные туфли из Секиона и Ампракии, мягкие и гладкие, жёлтые и зелёные, утончённые ионические туфли, обхватывающие лодыжку, домашние туфли и открытые красные шлёпанцы, сандалии, туфли из Аргивы и прогулочные туфли для молодых людей… Осталось неизвестным, чем в конце концов соблазнились дамы. Однако эта сцена убедительно свидетельствует, что уже в то далёкое время обувь была неотъемлемым элементом человеческого бытия, утвердившись, в частности, как наиважнейший компонент женского гардероба.
Так или иначе, заимствуя у других народов модели обуви и совершенствуя свои собственные, жители Древней Эллады придали классическую форму всем основным типам обуви [17].
studfiles.net
4. Костюм древней Персии
Древняя Персия — рабовладельческое государство из ряда восточных деспотий — вступила на историческую арену в середине VI века до н. э. К этому времени она сумела завоевать и подчинить себе почти все земли и народы—от Армении до Вавилона, а в конце VI — начале V века ее владения простирались от Геллеспонта до Инда и от Нильских порогов до берегов Черного и Каспийского морей. Жители нового государства, претендовавшего на мировое господство, были настолько разноплеменные, что персы составляли всего лишь его незначительную часть, но пользовались всеми привилегиями завоевателей.
Процесс завоевания земель и объединения различных народов в единое Персидское государство сопровождался и становлением общей культуры. Персы охотно заимствовали у покоренных пародов все лучшее, что было создано ими.
Естественные условия Иранского плато, жизнь в горах и континентальный климат требовали от людей большой ловкости и выносливости, их одежда должна была покрывать все тело и быть удобной в движении.
Поэтому изобретательность персов была направлена на создание одежды, которая, не стесняя движений, схематично повторяла бы формы человеческого тела. Персидский мужской костюм состоял из штанов, названных греками «анаксариды», и короткого кафтана. Вероятно, и в VI и в V веках до н. э. персидские племена, проживающие в горах, надевали одежду из шкур овец мехом внутрь. Жители менее суровых районов носили анаксариды и кафтаны из толстой шерстяной ткани. Голову покрывали высокой войлочной шапкой. Длинный кафтан-халат с широкими своеобразными рукавами. слегка задрапированный по бокам. Форма рукавов с обязательными складками во внутренней их части дает возможность предполагать, что в основе покроя кафтана лежал круг, сложенный пополам, разрезанный в боковых частях (до талии) по прямой. Подрезанные куски закладывали лучеобразными складками. Кафтан опоясывали и слегка драпировали в боках. Костюм царя делался из самых дорогих шелковых тканей, украшался драгоценностями, однако знаками царского достоинства были митра (тиара) почти полусферической или цилиндрической формы и посох.
Верхняя мидийская одежда у персов делалась из тканей пурпурового цвета различных оттенков (от темного до бледно-голубого и желтого), часто украшенных вышивкой в виде розеток (символ солнца) и отделанных но краю каймой. На некоторых изображениях воинов складки рукавов сделаны из ткани другого цвета. В этом случае клинообразные куски пришивали к основной ткани, но сохраняли крой. Головы покрыты небольшими шапками или повязками, у некоторых увенчанными остроконечными трубочками. Это, вероятно, знак воинской должности. На ногах — короткие башмаки из кожи.
Древние греки всегда изображали персов в довольно плотно облегающей фигуру обильно декорированной одежде, состоящей из анаксарид, узкого короткого кафтана и высокой войлочной шапки со спускающимися лопастями. Форма шапок и декор одежды многократно варьируются, но неизменным остается главное — плотно облегающая фигуру одежда из пестрых тканей.
Сверх обычных анаксарид и кафтана надет легкий греческий или близкий к греческому хитон. Возможно, в IV веке до н. э. греческие хитоны уже стали частью костюма персов. Но шлем сохраняет форму, близкую к обычному персидскому колпаку. Элементы греческой одежды в персидском костюме мы находим и на других древнегреческих вазах.
Изображения женской персидской одежды не дошли до нас. Существует предположение, что в Персии запрещалось воспроизводить облик женщины средствами изобразительного искусства. Однако на древнегреческих вазах встречаются персонажи, о которых можно сказать: «Персы глазами греков». На этих росписях у некоторых женщин мягкие греческие гиматии скрывают пеструю одежду с длинными рукавами, хорошо гармонирующую с головным убором типично персидской формы. Таким образом, можно предположить, что перед нами персидский женский костюм, дополненный греческим гиматием. Но возникшая в Персии, так же как у шумеров, кроеная одежда оказалась настолько жизнеспособной, что без нее не могло существовать большинство восточных и западных народов последующих эпох.
Общие черты искусства и костюма позднего средневековья
Позднее Средневековье — термин, используемый историками для описания периода европейской истории в XIV — XVI веках.
Конец Средневековья обычно связывают с началом церковной реформации или эпохи Великих географических открытий. Позднее Средневековье называют также эпохой Возрождения.
Около 1300 г. период роста и процветания Европы закончился целой серией бедствий, таких как Великий голод 1315—1317 гг., который случился из-за необыкновенно холодных и дождливых лет, погубивших урожай. За голодом и болезнями последовала Чёрная смерть, эпидемия чумы, которая уничтожила более половины европейского населения. Разрушение социального строя привело к массовым волнениям, именно в это время бушевали известные крестьянские войны в Англии и Франции, такие как Жакерия. Депопуляция европейского населения была довершена опустошениями, произведенными монголо-татарским нашествием и Столетней войной. Несмотря на кризис, уже в XIV в. в Западной Европе начался период прогресса наук и искусств, подготовленный появлением университетов и распространением учености. Возрождение интереса к античной литературе (см. Древнегреческая литература и Древнеримская культура) привело к началу итальянского Возрождения. Древности, в том числе книги, накапливались в Западной Европе во времена крестовых походов, особенно после разграбления крестоносцами Константинополя и последовавшего упадка культуры на Балканах, из-за которого византийские ученые начали переселяться на Запад, особенно в Италию. Распространению знаний очень способствовало изобретение в XV в. книгопечатания. Ранее дорогие и редкие книги, в том числе Библия, постепенно становились общедоступными, а это, в свою очередь, подготовило европейскую Реформацию.
Рост враждебной к христианской Европе Оттоманской империи на месте прежней Византийской обусловил затруднения в торговле с Востоком, что побудило европейцев к поиску новых торговых путей вокруг Африки и на запад, через Атлантический океан и вокруг света. Плавания Христофора Колумба и Васко да Гамы ознаменовали начало эпохи Великих географических открытий, укрепивших экономическое и политическое могущество Западной Европы.
Беспощадные последствия междоусобных войн сменяются периодами относительного благополучия, в особенности у фермеров, перемежающимися, но, взрывами отчаянья - крестьянскими волнениями. Это порождает характерный для средневековья ужас перед всякой новизной, подсознательное рвение сохранить всё без перемен.
В таковой обстановке складываются новый быт и костюм. Основными источниками формирования костюма были одежды варваров и христиан эры поздней Римской империи, бытовавшие посреди исконного населения Италии и Галлии.
Хотя племена и народы, заселившие Европу, были различны по своему этническому составу, их костюм имел ряд общих характерных особенностей: до этого всего в его базе лежал крой и рвение воспроизвести в одежде формы тела, а не драпировка, существовавшая в античном мире. Начальный покрой одежды варваров был близок к древнеперсидскому, и конкретно он лёг с базу дальнейшего развития евро костюма.
Мужской костюм состоял из штанов различной длины - древние римляне называли их "брэ", достаточно короткой рубахи-туники и маленького плаща- сагума из шерстяной ткани либо меха, кожаной обуви, типа постол, либо мягких башмаков. Одежда из достаточно грубых домотканых материй, шерстяных, льняных и полушерстяных на пеньковой базе, по-видимому, была орнаментирована вышивкой, но об этом имеются только отрывочные сведения. Под влиянием римского костюма у европейцев возникли длинные туники и далматика, неизвестные варварам. Они сделались знаком привилегированного положения.
Эти одежды могли носить знатные люди. Поэтому праздничное одеяние правителей было непременно длинным. Ткани местного производства, окрашенные растительными красителями - мереной, шафраном, орешником и др. Европейский костюм этого времени не достаточно чем различается от костюма варваров. Рубаха-"шенс" - выше колен, всё тот же брэ до середины икр и плащ, называемый сейчас "манто". Отличительной особенностью костюма франков была обувь. Заместо башмаков с мягкой подошвой, они носили полотняные либо из мягкой кожи чулки, перетянутые сверху кожаными ремнями, оставляя открытыми пальцы. Носить закрытую обувь в эру Каролингов имели право, по-видимому, только повелитель и члены его рода.
Более нарядной и богатой, сохранившей заметные черты римско- византийского костюма, была одежда итальянцев. В неких южных районах Италии нашествие варваров не принесло огромных разрушений, там сохранялись, и ранее, чем в остальных государствах Европы, стали развиваться ремёсла, была и торговля с Византией и Востоком. Всё это не могло не сказаться на характере костюма: в Италии больше, чем где-или, были распространены парчовые, шёлковые и тонкие шерстяные ткани, длинная одежда была преимуществом не лишь владетельных особ, но и большинства пожилых людей.
В XII веке, после ряда крестовых походов, под впечатлением богатств и роскоши Византии, в обиход европейцев входит длинная одежда. Ее носят сейчас и юные люди, в особенности дворяне.
Развивающееся ремесло увеличивает количество тканей, а основное - улучшает ее качество. Всё больше возникает привозных материй. Европейцы уже не наслаждаются шенсом, брэ и манто. Сверх шенса носят "блио" - полудлинную либо длинную одежду с боковыми разрезами, через которые виден шенс. Шенс и блио постоянно делали различных цветов. На ноги надевают узенькие длинные чулки - "шоссы", которыми прикрывают часть брэ. Шоссы тесёмками привязывают к поясу. Верхней одеждой служил плащ разных размеров.
Примечательной особенностью обуви XII века были длинные носки - "пигаш", собственной остроконечной формой нарушавшие спокойные полосы костюма. Появление пигаш связывают с именованием графа Анжуйского, желавшего скрыть уродливую форму стопы. Таковая обувь была распространена не лишь во Франции, но и в остальных западноевропейских странах. Горожане носили мягкие сапоги с совсем маленькими голенищами - "ботт", но в конце XII века и у них возникают длинные остроконечные носки. Самым распространённым был "куаф" - род капюшона, с удлинённым мысом сзаду.
studfiles.net
Одежда в Персии - вся роскошь древнего Востока
Горные условия и континентальный климат Персии требовали, чтобы одежда была удобной и закрывала всё тело. Древние персы занимались охотой и скотоводством, и их одеждой были плащи из звериных шкур. Лишь позже, завоевав и поработив соседние народы (области Малой Азии, Элам, Вавилон, Финикию, Сирию, Египет), добыв огромные богатства, персы познакомились со многими предметами роскоши и стали одеваться в пестрые и богатые наряды.
Мужская одежда древних персов состояла из кожаных или меховых штанов (анаксаридов) и кожаного кафтана с поясом. В районах с менее суровым климатом анаксариды и кафтаны изготовляли из плотной шерстяной ткани.
Простое население продолжало так одеваться и после того, как царь Кир, покорив Мидию, ввел у себя при дворе моду на мидийский костюм, ставший официальным. Мидийская верхняя одежда изготовлялась из тонких шерстяных и шелковых тканей пурпурного и темно-красного цветов. Она была широкой и длинной, состояла из кафтана-халата, накидки и штанов.
Мидийский кафтан был широким, с очень длинными полами, которые подбирали и подпоясывали. При этом по бокам образовывались складки. Рукава у кафтана тоже были очень широкими, с лучеобразными складками во внутренней части. Иногда складки рукавов делались из ткани другого цвета. Мидийский костюм носили приближенные царя и высшие придворные чины. Простой народ не имел права так одеваться. Постепенно кожаная одежда простых людей была заменена костюмом, изготовлявшимся из мягкой шерстяной ткани. Узкие кожаные штаны заменились шароварами.
О древнеперсидском женском костюме можно судить лишь по изображениям на древнегреческих вазах. Костюм знатных персиянок был похож на мужской ассиро-мидийский – широкие и длинные одежды из тонких дорогих тканей, часто пестрых расцветок, отделанные каймой. Царские жены носили пурпурные, затканные золотом одежды и царскую тиару.
Обувь древних персов представляла собой кожаные башмаки и высокие кожаные сапоги. Женская обувь украшалась богатой вышивкой.
Головными уборами древних персов были простые кожаные шапки и высокие войлочные колпаки, подобные фригийским. Приближенные царя постоянно носили на голове капюшоны, закрывавшие рот: во время разговора с царем их дыхание не должно было достигать царя.
Форма, а также отделка головного убора персидского царя часто менялась. Это высокая тиара с диадемой формы низко усеченного конуса с плоским верхом, украшенного золотыми чеканными пластинками с драгоценными камнями. Основным мотивом орнамента чеканки было символическое изображение солнца – многолепестковый цветок. Другим головным царским убором был кидарис – высокая заостренная шапка, обвитая по спирали бело-пурпурной или бело-голубой лентой.
По материалам www.butik.com.ua .
Підписуйся на наш telegram і будь в курсі всіх найцікавіших та актуальних новин!
e-motion.tochka.net
Военная одежда Древней Персии (560-330 годы до н.э.)
Военная одежда Древней Персии (560-330 годы до н.э.)
К сожалению, история и археология персидской династии Ахеменидов до сих пор находится в зачаточном состоянии, поэтому вся имеющаяся информация представляет собой субъективную и условную интерпретацию.
Реконструкция придворных костюмов произведена с учетом эламитских, месопотамских и мидийских источников.
Персидское общество можно охарактеризовать как «феодальное» и состояло оно из знати (азата), крепостных крестьян (бандака) и рабов (марика).
Всс персы считались крепостными царя.
Военная служба была обязательной как для знати, так и для крестьян. Освобождение от службы при дворе или в армии давалось лишь по личному распоряжению царя.
Основой персидской армии был полк численностью в тысячу человек, состоявший из десяти сотен. Во главе полка стоял хазарапатиш - тысячник.
Десять полков формировали байварабам численностью 10000 человек. Во главе байварабама стоял темник байварапатиш.
Наиболее известным байварабамом персидской армии был царский отряд «бессмертных» - амтрака. Скорее всего, в «бессмертные» брали лучших солдат. Согласно Геродоту, свое название «бессмертные» получили из-за того, что численность этого байварабама всегда поддерживалась на штатном уровне.
Воины двух полков "бессмертных".
Воины охраняют казну в Персеполе, одну из первых построек Дария в новом городе.
Поза воинов соответствует нынешнему положению «смирно!». Левая нога слегка выдвинута вперед, на нее опирается пятка копья.
Левая рука крепко держит древко копья, тогда как правая легко придерживает копье над левой рукой.
Большие пальцы на обеих руках вытянуты.
Воины разных полков «бессмертных» различаются деталями униформы и цветом одежды.
Кроме того, одежду воинов украшают накладные эмблемы, которые, вероятно, служат символами полковых штандартов.
На одной из эмблем виден восьмилучевой солнечный диск. Это ассирийский символ, который, возможно, был переосмыслен персами как символ Ахурамазды.
На второй эмблеме изображен тройной алтарь, то есть эта эмблема также имеет религиозное значение.
Оба этих полка, скорее всего, не относятся к злите «бессмертных», так как у воинов отсутствуют характерные головные уборы, вместо них они носят тюрбаны из желтой ткани, обернутые вокруг головы.
Не элитарные полки «бессмертных» набирались из числа простолюдинов. Старбон пишет, что простые персы носили вокруг головы миткалевые повязки.
Оба воина одинаково экипированы: у них есть лук и копье.
Определенный интерес представляет желтая кожаная обувь обоих воинов.
Эсхил в своей трагедии «Персей» писал, что дух царя Дария имел шафранно-желтую обувь. На самом деле персидские цари носили синюю обувь, но желтый цвет башмаков был распространен при дворе.
«Бессмертные» носили золотые украшения: браслеты и крученые ожерелья.
Информация: «Древняя Персия 560-330 гг. до н.э.» (Новый Солдат №51)
Некоторые исследователи утверждают, что единообразие в изображениях воинов на ахеменидских рельефах свидетельствует не о существовании у персов униформы, а о том, что у персидских художников имелись некие общепринятые условности.
Однако, исходя из свидетельств греческих авторов, следует, что ахеменидская армия действительно носила единообразную одежду. Если даже в Греции в IV веке до н.э. уже появилась свого рода униформа, то тем более в гораздо большей степени централизованной империи Ахеменидов униформа должна была появиться с еще большей степенью вероятности... Ксенофонт в своей «Кнропедии» сообщает, что Кир Великий ввел среди персов ношение мидийских капюшонов, которые лично раздал своей знати. Капюшоны были пурпурные, пасленные, малиновые и кроваво-красные.
«Пасленный» цвет это насыщенный коричневый цвет, представляющий собой смесь черного, красного и белого пигментов.
Каждый военачальник получал некоторое количество капюшонов, которые должен был раздать своим товарищам.
Униформой в персидской армии обеспечивались по меньшей мере командиры и элитарные части.
1. Царь.
Детали украшения царского платья на данной иллюстрации переданы по черно-белой реконструкции одежды царя Ксеркса I, выполненной Анн Бритт Тайлия. Цвета реконструированы по фигуре на «крылатом диске» с западного косяка западного дверного проема Зала Советов Персеполя.
Относительно же цвета обуви царя существуют два разных мнения.
Одни исследователи утверждают, что обувь была синего цвета, в то время как другие говорят, что на обуви обнаружен красный пигмент.
Появление красного пигмента можно объяснить тем, что синий слой был положен поверх красного.
2. Евнух, управляющий двором (вастрабара).
В обязанности вастрабара входило держать царский двор к приему царя, следить за состоянием палат и руководить частными мероприятиями.
В руках евнух держит метелочку и платок.
3. Копьеносец.
Полк копьеносцев составлял личную гвардию персидского царя, которая обеспечивала безопасность правителя.
В IV веке до н.э. полк копьеносцев получил почетное право носить царскую одежду — пурпурную тунику с белой полосой по середине.
Данный воин изображен в анахроничной одежде VI веке до н.э.
Копьеносцы комплектовались представителями персидской знати. Только копьеносцы носили характерный ребристый головной убор в качестве повседневного, тогда как в других полках это был предмет парадной одежды.
В Персеполе только воины в ребристых головных уборах показаны держащими овальные щиты с вырезом на боку. Археологи называют такой щит «дипилонским» по названию Дипилонских ворот Афин, где изображение такого шита было найдено на фрагменте старинной керамики.
Рисунок на умбоне щита повторяет рисунок на рукаве царской туники. Умбон мог быть серебряным с синим фоном.
На данном рисунке цвета щита выбраны произвольно.
В руках копьеносец держит царский квадратный штандарт.
Информация: «Древняя Персия 560-330 гг. до н.э.» (Новый Солдат №51)
Персидская армия во время вторжения в Грецию (479 год до н.э.)
Все фигуры данной иллюстрации основываются на изображениях на древнегреческих вазах. 1. Эфиопский матрос.
Эта фигура представляет собой компиляцию изображений с более чем тридцати афинских ваз, которые известны под названием «группа негритянского алебастра».
По сообщению Геродота, перед морским сражением прн Саламине с персидских кораблей на берег сошли эфиопские и египетские матросы, которые как простые пехотинцы принимали участие в битве при Платеях.
Экипаж каждого персидского корабля насчитывал 30 человек, в основном это были персы, мидийцы и саки. Однако персы не умели плавать, поэтому им было трудно служить в составе абордажных команд.
Среди же саков выделялись так называемые апа-сака (водные сака), жившие н районе Амударьи и умевшие плавать.
2. Белый наемник в восточной одежде.
В упоминавшейся выше «группе негритянского алебастра» содержится изображение двух белых наемников в восточной одежде.
Они побриты, что делает маловероятным их персидское происхождение, так как персы до начала IV века до н.э. обязательно носили бороды.
Их одежда выдает в них скифов или саков. Наемник вооружен кривой саблей, а справа от него изображена спара, которая опирается на полковой штандарт.
Спара - большой прямоугольный щит, за которым во время боя укрывался лучник.
Цвета «униформы» на рисунке соответствуют цветам на алебастре, но следует иметь в виду то обстоятельство, что палитра создателя «группы негритянского алебастра» была очень скудной.
3. Пример костюма амазонки или перса.
Пурпурная туника украшена нашитыми по три бисеринами.
В руках воин держит сравнительно небольшой щит, которым можно было отражать удары греческих копий.
По-староперсидски такой щит назывался така.
Эти щиты делали из дерева или кожи, по краю щит усиливали металлической оковкой. В верхней части щита делалась выемка, придававшая всему щиту форму полумесяца и открывавшая обзор воину.
Подобную форму имели и греческие щиты-пельте, хотя и были заметно больше.
Украшение шита напоминает изображение на стене в Помпеях. Такая роспись щитов была достаточно распространена на Востоке.
Информация: «Древняя Персия 560-330 гг. до н.э.» (Новый Солдат №51)
Кир Великий учредил сатрапии (провинции), во главе которых стояли управляющие - сатрапы. Каждый из сатрапов нес всю полноту ответственности как за все происходящее в своей провинции, так и за ее оборону.
При необходимости в сатрапиях из числа воинствующих кочевников восточного Ирана формировались полки наемников. Хотя, в основном, этих восточных наемников набирали лишь для численности, иногда они привносили новые тактические приемы и типы оружия, которые потом осваивала вся армия.
1. Конный наемник.
В своих сочинениях Геродот сообщает о том, что племя сагаритов, принадлежащее к персидскому этносу, но сохранившее кочевой образ жизни, вооружалось кинжалами и арканами.
Иранские племена из Средней Азии и Восточного Ирана также умели пользоваться арканами, а их конница дополнительно вооружалась боевыми топорами.
Одежда воина характерна для парфян.
Для некоторых среднеазиатских племен также характерна короткая стрижка и полностью бритое лицо.
2. Знатный анатолиец.
Анатолиец одет по-персидски, основной цвет его одежды пурпурный.
Возможно, это одеяние получено ог царя или сатрапа.
Черный конь также может быть даром царя. Грива коня украшена лентой и имеет длинную челку.
Иногда челку охватывали металлической лентой или спиралью, или вплетали человеческие волосы, чтобы придать животному более эффектный вид.
Эта фигура имеет прототипом фреску из Карабурун - Тумулус II в районе Элимали, к северу or античной Ликии.
3. Ликийский воин с боевым серпом.
Информация: «Древняя Персия 560-330 гг. до н.э.» (Новый Солдат №51)
Дарий III и копьеносцы.
1. Царь Дарий III.
Рисунок основывается на изображении царя Дария III на мозаике Александра.
Царь изображен в царской тунике пурпурного цвета с белой вертикальной полосой посередине.
Треугольный галун на манжетах на мозаике значительно выцвел, но на некоторых фотографиях остатки галуна еще различимы.
Неясно также, как по старо-персидски называлась туника. Греческие лексикографы Гесихий и Фотий сообщают, что царская туника с белой центральной полосой называлась сарапием, а вот Поллукс сообщает, что туники с рукавом персы называли словом капур.
Поясной ремень Дария красного цвета. В латинском переводе Куртия упоминается золотой поясной ремень со свисающей акинака, однако здесь имеется противоречие с греческим оригиналом, в котором говорится о золотой акинака.
Куртий также сообщает, что плащ царя украшали два золотых сокола, «которые клевали друг друга клювами». Возможно, эти соколы были вышиты на спине плаща.
Дарий III изображен с поднятым вверх капюшоном. Это была черта царского костюма, у всех остальных персов капюшон был завален набок или вперед.
Куртий, согласно со множеством других греческих источников, сообщает, что персы называли царский головной убор словом китар. Эго слово может означать «корона» и представлять собой попытку греков передать старо-персидское слово кшачрам.
Также Куртий добавляет, что китар обхватывала синяя диадема с белыми украшениями. Эта деталь отсутствует на мозаике, хотя, это могло быть сделано намеренно — возможно, царь потерял диадему в бою. Штаны и сапоги на мозаике отсутствуют. Ксенофонт пишет, что персидский царь носил прямой плащ, пурпурную тунику с белой полосой, алые анаксериды и пурпурные кантуши.
На рисунке царские штаны изображены c орнаментом в виде алых и желтых ромбов, исходя из того, что греки словом анаксириды обозначали подобный ромбический рисунок, характерный для штанов скифов, саков и амазонок.
Обувль царя синего цвета, что соответствует более ранним описаниям царской одежды.
2. Копьеносец.
Рисунок основан на двух персонажах с саркофага Абдалонима и мозаики Александра. Оба персонажа носят одинаковую униформу, что очень даже может служить доказательством надежности обоих изображении.
Только копьеносцы имели право носить «царское платье», основным предметом которого была пурпурная туника с белой полосой посередине.
Поясной ремень и штаны желтого цвета. Штаны украшал ромбический орнамент, цвет рядов ромбов мог меняться.
Обратите внимание на синюю обувь, которая также могла входить в состав «царского платья».
Воин изображен стоящим по стойке «смирно!».
В руках копьеносец держит царский штандарт.
3. Командующий отряда копьеносцев.
По всей видимости, это хазарапатиш — командующий отряда копьеносцев.
Его туника несколько отличается от «царской».
По нижнему краю подола пущена широкая горизонтальная полоса, а центральная полоса не белая, а синяя с желто-белым кантом.
Возможно, синяя полоса на тунике выделяет его из числа остальных солдат и отличает от царя.
На манжетах треугольные галуны.
Обувь синяя.
Информация: «Древняя Персия 560-330 гг. до н.э.» (Новый Солдат №51)
Воины элитного полка "бессмертных" (333 год до н.э.)
1. Штаны воина имеют коричневатый оттенок.
Внутренняя поверхность плаща обшита кусочками меха какого-то небольшого животного.
Топор с серебряной головкой. Неизвестно, служил ли этот топор отличительным признаком командира или все солдаты полка имели такое оружие.
На шее воина крученое ожерелье.
2. Внутренняя поверхность плаща также обшита кусочками меха.
Башмаки красные.
Штаны красноватого цвета.
3. Синие и красные квадраты на центральной полосе туники.
По краю квадраты расшиты галуном.
Штаны красноватые с серым узором.
Цвет внутренней стороны щита точно не определен и может колебаться от темно-красного до пурпурного.
Обратите внимание на пурпурную отделку туники.
Информация: «Древняя Персия 560-330 гг. до н.э.» (Новый Солдат №51)
Воины элитного полка "бессмертных" (333 год до н.э.)
1. Отчетливо видны красные квадраты на центральной полосе.
Штаны могут быть любого оттенка темно-коричневого цвета - реконструкторы на этот счет спорят.
Галун, который четко виден только у этого воина, возможно означает статус воина внутри полка.
Различия в деталях серебряных украшений воротника могут играть роль знаков различия.
2 - 5. Второй полк «бессмертных» носил синие туники. Туники имели пурпурный воротник и манжеты с тонким серебряным кантом и белым отворотом.
Подол туники украшала пурпурная полоса с двумя серебряными кантами в нижней и двумя кантами и верхней части.
Шафранный капюшон.
Информация: «Древняя Персия 560-330 гг. до н.э.» (Новый Солдат №51)
Другие полки "бессмертных" (333 год до н.э.)
1. Капюшон желтого цвета.
Неизвестно была ли у туники полоса посередине или нет.
Копье с серебряной пяткой.
3. Это рядовой солдат или командир первой шеренги смешанного полка, о чем свидетельствует его тяжелые доспехи. Хотя цвета неясны, декоративные детали доспехов, очевидно, желтые, точнее из желтого металла.
Внутренняя сторона щита пурпурная.
Копье с серебряной пяткой.
5. Центральная полоса на тунике синяя.
Алая туника и желтые ботинки.
Копье с серебряной пяткой.
Информация: «Древняя Персия 560-330 гг. до н.э.» (Новый Солдат №51)
Линейная пехота (333 год до н.э.).
1. Капюшон белый или желтый.
Воротник туники «пасленовый», отделан галуном.
Остальные цвета туники даны предполжительно.
Отсутствие пурпурных деталей на тунике, с одной стороны, указывает на принадлежность к линейному полку. С другой стороны, отделка туники галуном с треугольным рисунком свидетельствует о высоком статусе воина.
2. Пехотинец-кардака с мозаики Александра.
3. Эта иллюстрация создана по мотивам фрески с гробницы Кинха в Македонии.
Персидский пехотинец — такабара одной из западных сатрапий. Он не обязательно иранец по национальности, а вполне может быть анатолийцем.
Белый, а не желтый капюшон может свидетельствовать о неперсидском происхождении.
Изображение на щите - восьмилучевая звезда — символизирует собой звезду богини Анахиты.
Информация: «Древняя Персия 560-330 гг. до н.э.» (Новый Солдат №51)
1
Оксафр при Иссе?
За основу для этого рисунка взята мозаика Александра. Есть предположение о том, что на мозаике Александра изображен и Оксафр, брат Дария.
Если это предположение верно, то Оксафр должен выглядеть как командир элитного конного полка. 1. Оксафр.
Туника золотого или шафранного цвета, отделанная пурпуром.
Плащ с пурпурным кантом.
Оксафр защищает колесницу Дария, под ним убита лошадь.
Копье Александра прошло всего в нескольких сантиметрах от пояса (подробнее о битве у Иссы можно почитать в статье "Александр Македонский").
Ксенофонт пишет, что «родня» Дария отличалась венцом, надеваемым поверх капюшона. У Оксафра такой диадемы нет.
Возможно, она слетела в бою, или художник не нарисовал ее.
Черная лошадь из Ниссеи. Обратите внимание на красную уздечку.
2. Воин держит коня, на котором царь Дарин собирается бежать с поля боя.
Галун, которым отделаны штаны воина, имеет квадратный, а не треугольный рисунок. Неизвестно, какое значение имел такой галун.
Информация: «Древняя Персия 560-330 гг. до н.э.» (Новый Солдат №51)
Персидская конница
Рисунок основан на изображении на саркофаге Абдалонима.
Все воины облачены в пурпурные туники. Характерно, что рукава всех туник украшены отворотами, но не имеют отдельных манжет и кантов. По-видимо- му, несмотря на пурпурные туники, все три воина принадлежат к полкам государственной персидской конницы. 1. Цвета туники, капюшона и фрагменты рукава плаща хорошо сохранились на саркофаге.
Отлично виден леопардовый подбой плаща.
Поясной ремень красный.
Подпруга седла и отделка чепрака красные, сам чепрак желтый.
Штаны воина коричневого или пурпурно-коричневою цвета, отличного от цвета туники.
Узор на штанах серебристого цвета.
Головка меча сохранилась до наших дней, остальная часть меча восстановлена по аналогии с оружием, изображенным на мозаике Александра.
Ножны меча и перевязь не показаны.
Пурпурный венец на голове указывает на принадлежность к "родне"..
2. Все цветные детали персонажа на саркофаге хорошо видны, в том числе леопардовый подбои на плате.
Нечетко видна задняя часть чепрака, здесь предпринята попытка ее реконструкции.
Пурпурный венец на голове.
Копье персидского типа, изображено по аналогии с копьем, показанным на мозаике Александра. Копье имеет прочное, но тяжелое н суковатое древко из кизила.
3. Цвета этого персонажа на саркофаге более всего выгорели. Сильнее всего краска повреждена на штанах, но можно предположить, что они «пасленового» цвета.
Цвет обуви коричневый или желтый.
Край чепрака скрыт, но можно предположить, что он был фестончатый.
Цвет капюшона неясен, возможно он был белый или желтый. Поясной ремень синего цвета.
Галун, которым отделана одежда, имеет квадратный, а не треугольный рисунок.
Информация: «Древняя Персия 560-330 гг. до н.э.» (Новый Солдат №51)
Куртий сообщает, что Александр Македонский сверг проперсидского царя Сидона Стратона II и предложил Гефестиону подыскать нового царя.
Гефестион выбрал некоего Абдалонима, который приходился Стратону дальним родственником, но в наступивших временах вынужденно работавшим садовником.
Сидонцы и македонцы отпраздновали восшествие на престол нового царя совместной охотой. Очевидно, во время этой охоты Кратер спас Александра от напавшего на того льва.
Одна из длинных сторон саркофага Абдалонима показывает сцену охоты, в которой участвуют македонцы и четверо азиатов. Все четверо принадлежат к отряду личных телохранителей царя Сидона.
Особенность их фигур в том, что у них отсутствуют обычные технологические отверстия для крепления свисающих частей поясных ремней. Возможно, это ошибка скульптора...
Сидонская армия (ок. 333 года до н.э.) 1. Восточный конный воин в центре охоты облачен в пурпур. Возможно, это сам царь Абдалоним.
2. Скорее всего этот воин входил в состав полка царских копьеносцев.
В целом цвета его одежды повторяют цвета персидской пехоты, в частности имеется пурпурно-желтая туника, но в деталях его одежда отличается значительно.
Цвета плаща повторяют плащ сидонского царя, хотя пурпурный и желтый расположены инверсно.
Обращают на себя внимание отвороты на рукавах.
Манжет плаща по краю отделан синим кантом.
Капюшон пурпурного цвета.
Отсутствует леопардовая оторочка плаща, что также отчетливо отделяет сидонскнй стиль от персидского.
3. Этот воин также похож на персидских «бессмертных», но в то же время имеет ряд деталей, выдающих в нем бывшего лучника охраны персидской казны.
Пурпурный капюшон с красной подкладкой получен им уже на службе у Абдалонима. Теперь он служит лучником охраны сидонской казны.
Манжеты туники отделаны галуном. Галун с треугольным рисунком.
Цвет поясного ремня и штанов неясен.
4. Фигура загадочная.
Цвета капюшона, а также воротника и манжет его туники свидетельствуют о принадлежности воина к числу «бессмертных». Однако его присутствие на охоте означает, что воин давно сменил хозяев...
Информация: «Древняя Персия 560-330 гг. до н.э.» (Новый Солдат №51)
Источник: сайт Униформа армий мира - http://uniforma-army.ru/
militaristwear.com
Культура костюма в Персии
Женский журнал » Мода » История моды
Культура одежды Персии выработалась под воздействием исторических событий, произошедших в Месопотамии.
Геродот указывает, что ни один народ не был так подвержен воздействию сторонних нравов, как персы. В 550 г. до н.э. сформировалось персидское государство, вдохнувшее в себя традиции многочисленных завоеванных стран, выработанные на протяжении тысяч лет.
Одежда персов в первую очередь наследует свойства мидийского костюма, который возник из одежд фригийцев, вавилонян, ассирийцев и лидийцев, а также парфян, сродных скифам, куртки из кожи или меха с поясом и косой застежкой которых, может статься, представляют собой начальную форму русского кафтана.
Мужская одежда
Главными видами деятельностями древних персов были охота и скотоводство. Их плащи, изготовленные из звериных шкур, чаще всего овечьих, элементарны и предназначаются для предохранения тела в условиях континентального климата, а также горной местности. Шкуры кроят, а затем сшивают швами наружу, одежда закрывает все тело без остатка. С кроем шкур знакомы и древние шумеры.
Итогом неисчислимых воинских побед персидского царя Кира делается заимствование у покоренных народов их наилучших достижений в области одежды — шелковых и хлопковых тканей, а также умения обрабатывать шерсть. Одежда персов начинает приобретать вавилонские очертания. Главной мужской одеждой является длинная просторная рубаха с рукавами, раздающимися книзу, подпоясанная в талии. Редкий элемент персидской одежды того периода — длинные штаны, присущие индоевропейцам.
В мире древних персов имеются существенные сословные различия: костюмы знати выделяются особенным богатством. Позднее кожаная одежда простолюдинов меняется на шерстяную, а на смену кожаным облегающим штанам-анаксаридам являются шаровары. Царский кафтан впереди во всю длину отделан пространной белой полосой, символизирующей царскую власть, низ кафтана украшает кайма из драгоценностей. Золотая отделка царского костюма включает рисунки птиц, символизирующих высшее божество Ормузда — ястребов и соколов.
Верхняя одежда аристократии на индийский манер производится из тонких шелковых и шерстяных тканей, главным образом темно-красных цветов, и состоит из халата, штанов и верхней накидки. Под кафтаном-халатом носят нижнюю рубаху-юбку, узкую и длинную, из пестрой цветной ткани с отделкой.
Женская одежда
Представительницы прекрасного пола не изображаются на древних ассирийских и персидских барельефах, так как в то время бытует запрет на их появление в обществе, а также на изображение женских фигур. Поэтому о персидской женской одежде можно узнать по аналогии с мужским костюмом и по рисункам на древнегреческих вазах. Предполагается, что женский костюм знати также имеет свойства мидийской и ассирийской одежды. Верхняя женская одежда производится из тонких дорогих тканей неоднородной расцветки, отделанных вышивкой и каймой, одежды широкая и длинная, имеет множество складок и рукава, расширенные книзу. В качестве нижней одежды носят рубаху с длинными и узкими рукавами с каймой.
Обувь
Персы носили высокую обувь со шнурками и вытянутыми носами. Женская обувь украшена различной вышивкой.
Обсуждения на форуме:
тарасенко тамара:
сайт очень хороший.он мне нравится потому что я школьница и лучше воспринимается и учится информация.КОТОРАЯ дальше друг от друга.