Картинки грифона рисуют нам необычное существо, нечто среднее между орлом и львом. Именно так видели древние люди помощника богини Немезиды, которая вершила суд над грешниками. По древним преданиям, грифон являлся олицетворением Солнца, неимоверной силы, доблести и кристальной духовной чистоты.
Более поздние публикации говорят, что это существо служило Аполлону, который являлся его наездником. Также грифон вращал колесо судьбы, молниеносно проводя возмездие за грехи людей.
Некоторые труды древних авторов тоже украшают изображения грифона. Так, особенным почитателем мифического существа считается Геродот. Он описывает этих персонажей как огромных крылатых созданий, которые намного сильнее орла и по размерам в четыре раза превосходят львов.
Фото грифонов нашего времени немного отличаются от тех рисунков, которые были ранее. Сейчас существа имеют змеевидных хвост, который нужен им, дабы поражать с небес согрешившего. Считается, что на конце хвоста грифона находятся стрелы, поражающие в самое сердце. Однако некоторое мифологи уверены, что эти стрелы имеют совсем другое предназначение – сражать женщин. В пользу этой версии говорит то, что наездником полульва, полуорла был Аполлон – бог красоты и силы.
Однозначно о существе можно сказать одно: оно является олицетворением добра и справедливости. Хотя может наказывать людей, но делает это только в случае их непослушания богам. В то же время, Геродот считал грифонов служителями верховного бога Зевса. Он называл их не лающими псами. По мнению автора, эти персонажи охраняли золото бога от нечестных людей. Смотреть рисунки грифонов сейчас можно на памятниках культуры давних лет. Например, изображений много на памятках искусства древнего Крита. Встречаются они и среди найденных историками предметов времен Спарты.
Автор: Каталина Луговская
Комментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажите ваше мнение!!!
Последние материалы в этом разделе:
relatedArticles
Понравилось? Можно легко и быстро поделиться материалом с друзьями в полюбившихся сервисах:
Добавить комментарий
www.zagadochnaya-sila.ru
Грифоны в мифологии и жизни
Грифон одно из древнейших мифологических существ, которое смогло перейти с пожелтелых манускриптов в современную жизнь. Этот красивый зверь оставил отпечаток своих когтистых лап на гербах, рисунках, фэнтези книгах и в компьютерных играх. Этот рассказ о нём.
Как выглядит грифон и его родословная
Почему грифон выглядит именно как вмешение льва и орла, не знает никто. Впрочем, если читать хотя бы средневековые бестиарии, то понимаешь, что фантазия в древние времена у людей была безгранична. Поэтому современное искусствоведенье различает несколько видов мифологических существ подобного рода. Есть львиные грифоны, когда у зверя тело и голова львиные, а крылья и лапы птичьи. Есть и классические грифоны, с головой орла. Собственно «грифоном» можно назвать любое существо с крыльями и лапами птицы, которое нельзя точно причислить к уже известному божеству или мифологическому персонажу. Считается, что своё происхождение образ грифона ведет из Передней Азии. Прототип их изображения появляется в религиозных культах Вавилона и Ассирии.
В Вавилоне часто делали такие скульптуры у входа в дом. Пятая нога нужна была для визуального эффекта: если идти на чудовище, то оно сделает вам шаг навстречу.
Там был очень распространены статуи «хранителей», в виде льва с крыльями и человеческой головой. Постепенно этот образ, распространяясь с разные страны, менялся. Так в Древней Греции грифоны имели уши из перьев, или же нечто похожее на рога. Образ грифона как мифологического существа с телом льва и головой орла был очень устойчив у греков, и можно говорить, что таковым сложился именно у них. Где же живет грифон? В древности его помещали на две точки карты мира. Первое это Скифия, в сторону ближе к гипербореям, и в Индию. Нрав у грифонов был агрессивный и враждебный людям. Согласно автору 4 века до н.э. Сервию Туллию, они не любят лошадей. Считалось, что у грифон это ездовое животное бога солнца Апполона. Он посещал иногда Гиперборею в колеснице запряженной грифонами или же был верхом на них.
Роспись на вазе. Древняя Греция
Так же грифоны были спутниками богини возмездия Немисиды. Обычно Немесида изображалась с символами равновесия, скорости и воздаяния — очевидно, что грифоны и выступают олицетворением последних двух качеств. Возможно также, что здесь тоже присутствует некая связь с мифом о гипербореях, так как этот народ, как считалось, никогда не навлекал на себя гнев богини. С Средние века образ грифона поначалу чуть было не исчез со страниц сочинений, ведь Европа в то время растеряла многое из греческого наследия. Но все же грифон остался в бестиариях. Его усиленно помещали в Индию.
«Находятся там (в Индии – прим.ред ) золотые горы, куда дойти из-за близости драконов, грифонов и людей крайне чудовищного вида, невозможно». Исидор Севильский «Этимологии».
Грифоны в современной культуре
Битва грифона и Геральда. Ведьмак 3
В наши дни только ленивый автор не описывал грифона или ему подобных существ в фэнтези книгах. Частые они и герои игр. Так в серии книг о ведьмаке Анджея Сапковского неоднократно встречаются эти звери. Так же есть «Школа Грифона», где готовили ведьмаков для сражений с чудовищами. В компьютерной игре по миру саги можно найти доспехи грифона. Чертежи с ними расположены в окрестностях Велена. Просто обследуйте все неизвестные места и обязательно их найдете. Так же грифоны были в играх Word of Warcraft, пресловутой Линейке и многих настольных играх. Еще грифоны есть в книгах Андре Нортон, Клиифорда Саймака. В произведениях Клайва Стейпса льюиса про Норнию грифоны помогают в сражении войскам льва Аслана. В кино грифоны не редкость, нужны они там или нет. Ведь они внешне эффектные существа и кадры полета с ними придают эпичности фильму.
Грифоны в геральдике
Грифон часто встречается на гербах. Это символ власти, могущества и бдительности. Встречается вариант морского грифона, у которого рыбий хвост вместо задней части тела. Грифон есть на родовом гербе Романовых, так же гербах Свердловской области, Керчи, Саянска.
Герб города Керчь в 19 веке. Сейчас тот же грифон на красном фоне и без короны.
Родовой герб рода Романовых.
Грифоны в архитектуре
Грифоны, наравне со львом и драконом, достаточно распространенный мифологический образ в архитектуре. Когда то изображали их как реально существующих зверей, позже как декоративный элемент. Знаменит на весь мир Банковский Мост через канал Грибоедова в Санкт-Петербурге. Грифоны с золотыми крыльями маскируют крепления моста.
Впрочем, грифонов в Петербурге хватает.
В России, как и в других Европейских странах, грифоны часто встречались в летописях и барельефах. Это украшение церкви на Нерли.
Статуя грифона на воротах в Ботанический сад Карлсруэ, Германия.
Автор: Марина Бочарова
mstfn.com
значение, эскизы для мужчин и фото ярких работ
Содержание статьи
Тату грифон – эффектный рисунок, который больше подойдет для мужской части человечества. Образы орла и льва очень часто встречается в геральдике, скульптуре, живописи и символизируют идеальное сочетание физической силы и мудрости. Что означает татуировка в современной интерпретации?
Кто такой грифон
Грифон – это мифическое крылатое существо, гибрид льва и орла. По одной из версий, название переводится с древнегреческого как «крючконосый», по другой – это модификация слова «грифолеон». Первые упоминания об этих существах появились еще в V веке до н.э. Геродот писал, что они охраняли золото в странах Азии, Эсхил полагал, что грифоны – собаки всемогущего Зевса. Кстати, родиной существ считалась Индия, поэтому в античных храмах и на фресках часто можно увидеть их изображения.
Грифон – это сочетание силы Неба (орел) и силы Земли (лев), которое символизирует борьбу добра и зла, темного и светлого, животного и разумного. В эпоху Средневековья это был положительный образ, который олицетворял Спасителя. Позже значение изменилось, и грифон стал считаться похитителем человеческих душ и преследователем верующих. Примечательно, что в греческой мифологии он был орудием возмездия богини Немезиды и символизировал гордыню и месть. На рисунках часто можно увидеть Немезиду, сидящую в колеснице, запряженной крылатыми существами.
Образ грифона часто применяли в геральдике еще со времен Средневековья. Его изображение можно увидеть на гербе Керчи и на гербе рода Романовых, в виде скульптуры он встречается в Барселоне и украшает здание таможни.
Варианты эскизов для тату
Основное значение тату грифон – власть, могущество, благородство. Образ орла и льва больше подойдет для мужчин и придаст им смелость и решительность. Обладатель грифон тату – человек великодушный, храбрый, он умеет постоять за себя и не даст в обиду своих близких. Он спокойно и хладнокровно выносит любые испытания, никогда не сдается и не опускает руки. Мудрость и справедливость – основные черты выбравшего для себя такое тату.
Значение тату может меняться в зависимости от эскиза и характера композиции.
Изображение грифона, терзающего жертву, говорит об агрессивности владельца и желании продемонстрировать окружающим свою силу. Возможно, человек не забыл обиды прошлого, и это мешает ему двигаться дальше.
Подобное значение имеет тату с оскалившимся грифоном. Обычно такой эскиз выбирают люди, которым стоит задуматься о том, насколько они справедливы сами к себе.
Грифон, который стоит на задних лапах, олицетворяет бесстрашие и готовность к переменам. Хозяин тату не хочет мириться со сложившейся ситуацией и ждет удачного момента для того, чтобы начать новую жизнь.
Самое положительное значение имеют эскизы спокойного и неагрессивного существа. Тату говорит о том, что человек находится в гармонии с собой и с окружающим миром.
Техника выполнения
Татуировка грифон эффектно выглядит в большом масштабе на груди или на плече у мужчин. Стили реализм и гравюра – идеальные варианты в этом случае (см. фото в галерее), но можно подобрать эскизы в других техниках, чтобы результат получился оригинальным и необычным. Монохромное изображение можно сделать максимально приближенным к оригиналу или схематичным.
Классический эскиз тату грифон – это голова и крылья золотого цвета, а туловище – красного или бежевого. В таком сочетании рисунок является не только красивым украшением, но и талисманом, охраняющим от неприятностей и недоброжелателей. Девушкам такое тату подарит уверенность в себе. Его также можно увидеть у людей военных профессий независимо от пола.
Смотрите видео по теме
Фотографии татуировок с грифоном
Подборка эскизов
Оценка статьи:
Загрузка...
Поделиться с друзьями:
Смотрите также
tattoofan.ru
Крылатые грифоны, стерегущие сокровища | Русский след
Крылатый грифон — сказочное животное, символизирующее господство Солнца над двумя стихиями — землей и небом. Грифона изображают с туловищем царственного льва, головой и крыльями орла — царя птиц, и со змеиным хвостом, а змеи, как известно, повелители подземного царства. Символически крылатый грифон – это воплощение земной силы и божественного, небесного разума.
Терзание коня грифонами. Фрагмент царской пекторали — 4 век до н.э. Тольстая могила
О скифских грифонах стерегущих золото, древние греки узнали из рассказов Геродота (греч. Ἡρόδοτος, лат. Herodotus) Галикарнасского (484 — 425 до н.э.), совершившего путешествие по северным землям Понта Эвксинского (Чёрного моря). В своём монументальном труде «Истории» Геродот рассказывает о скифах и гиперборея «выше исседонов живут одноглазые мужи — аримаспы. Над ними живут стерегущие золото грифы, а выше этих — гипербореи, достигающие моря» (IV, 13.)
В сказании о грифонах стерегущих золото скифов Геродот добавляет: «Так вот и о них сведения есть, а о том, что находится выше них, исседоны говорят — там есть одноглазые люди и грифы, стерегущие золото. Переняв от исседонов, это рассказывают скифы, а у скифов позаимствовали мы, прочие, и называем их по-скифски аримаспами; ведь словом «арима» скифы обозначают «одно», а словом «спу» — «глаз». (IV, 27.)
В народных преданиях сохранились рассказы о грифонах, живших в древней Скифии, к северу от Чёрного моря, в местности, богатой золотом и драгоценными камнями. Грифоны выкапывали сокровища когтями и выстилали ими свои гнёзда. Одноглазые аримаспы мечтали отнять эти богатства и вели постоянные войны с грифонами.
Одноглазыми аримаспов называли потому, что они никогда не спали или спали в «пол глаза» и всегда были начеку, целились, закрыв один глаз, и всегда были готовы выстрелить из лука. Аримаспы передвигались на быстрых лошадях, но грифоны нападали на них, и терзали коней своими крепкими и острыми, как кинжалы, когтями.
Геродот рассказывает, что у скифского царя Скила «…в городе борисфенитов дом обширных размеров и богато устроенный, о котором я незадолго перед этим упоминал. Вокруг него стояли сфинксы и грифы из белого камня». (IV, 78; 2)
Изображение крылатых грифонов очень часто встречается именно в произведениях скифского искусства. У крылатого грифона длинные уши и зоркие глаза, символ не дремлющей бдительности, и когтистые орлиные лапы, способные уничтожить всех врагов.
Символами царской власти во всех известных древних культурах были лев и орёл, а также объединивший эти образы – крылатый грифон, само воплощение Солнца.
Геродот пишет, что грифоны с львиными телами и орлиными крыльями и когтями, обитатели крайнего севера – Гипербореи, они стерегут золото и сокровища Рипейских гор, (Уральских гор) от одноглазых аримаспов. (Herodot, IV. 13) На Ведическом санскрите — родном языке «Риг-Веды» слово «рипа» означает «горы» — Рипейские горы. Именно отсюда, с вершины Рипа орёл принёс Индре напиток бессмертия — Сому, об этом свидетельствуют древнеиндийские мифы.
Возможно, гораздо раньше, чем в мифах древней Греции, крылатый грифон появился в древних сказаниях народов Гипербореи, так как известно, что греческие боги, по преданию, и сами были гиперборейцами. Один из первых греческих богов Аполлон Гиперборейский, по эллинским преданиям, улетал на крылатом льве-грифоне на свою далёкую северную родину – Гиперборею, туда, где живёт счастье, где царит полярная ночь и идёт снег.
Известно, что наряду с другими сказочными животными, Грифон, по приданию, охранял золото Индии, страны связанной в древней истории с гиперборейцами. Флавий Филострат говорил о том, что грифоны, на самом деле, живут в Индии, их запрягают в колесницу Солнца.
Крылатый грифон, как символ царской власти, был охранителем сокровищ царя Митридата, покровителем столицы Боспорского царства, города Пантикапея (ныне Керчь). И сегодня в крепких орлиных когтях крылатого грифона хранится ключ от богатства, благополучия и процветания города Керчь. Крылатый грифон изображён и на современном гербе Крыма.
Изображения крылатого грифона – надёжного стража, охраняющего в трон царя Миноса можно увидеть на фресках в парадном зале Кносского дворца на острове Крит . Известно, что возникшая на острове Крит, Минойская цивилизация (XVII-XVI века до нашей эры) — первая письменная цивилизация Европы, стала родоначальницей древнегреческой культуры.
Сказочный крылатый грифон, покровитель царской власти и хранитель сокровищ царского дворца Миноса, стал известен и в Спарте (VIII-VII века до нашей эры).
Крылатый грифон олицетворял проницательное и бдительное могущество недремлющего стража, охраняющего сокровища царского двора или некое тайное божественное знание царской власти.
Древнегреческие авторы полагали, что туловище грифона по размеру превосходило восемь львов, вместе взятых, и что он сильнее сотни орлов. Эсхил в трагедии «Прометей прикованный» (803 след. ) называет грифонов «птицеклювыми собаками Зевса, которые не лают».
Символически крылатый грифон связан с образом Солнца, поскольку и лев и орёл в мифах всегда неразрывно связаны с этим небесным светилом.В древней Греции мы находим грифонов в скульптурных изображениях, на украшениях, на амфорах и фресках.
Грифон олицетворяет Солнце, силу, бдительность, быстрое возмездие, не даром грифоны впряжены в колесницу крылатой богини возмездия Немезиды (др.-греч. Νέμεσις), карающей человека за грехи, за нарушение общественных и моральных норм.
Грифон присутствует и в египетской мифологии на всём протяжении существования египетской цивилизации. Лев в египетской символике воплощает образ царя, и сокол — символ высшего бога Гора.
В мифологии древних шумеров грифонов представляли в виде огромной птицы – Анзуд, с головой льва, которая охотилась на оленей в мифе о Лугальбанде. Птица Анзуд в мифологии шумеров была, как и минойский грифон, посредником между земным и небесным миром, между людьми и богами.
Исидор Севильский связывает Грифона с образом Христа и говорит о том, что Христос есть лев – Солнце, управляющее и властвующее над всем миром, и орёл — поскольку после смерти своей Христос вознёсся на небеса.
Данте изображает грифона впряженным в церковную триумфальную колесницу. Соединение золотого орла и белого льва в образе Грифона, выражает единство божественного и человеческого начала.
По свидетельству Геродота до-скифским населением степной части Северного Причерноморья были киммерийцы.
О киммерийцах упоминает и Гомер в своей «Одиссее»: «Там страна и город мужей киммерийских. Всегдашний сумрак там и туман». В ассирийских архивах в 714 году до н.э. киммерийцев называют «гимирри» , а в Библии киммерийцев называют «гомер».
В западной Европе киммерийцы появились в I столетии до нашей эры стали называть себя кимры — Cymru, что означает «соотечественники». Самоназвание древних жителей Уэльса (Wales) кельтов-валлийцев — кимры. Самоназвание скифов — сколоты — skolot или skolt, легко трансформируется в kelt — кельт.
Известно, что король Артур был кельтом-валлийцем, то есть кимром, а значит потомком киммерийского племени. Рыцаря Артура, как и его отца, называли Пендрагон – «первый» или «главный Дракон», а на флаге современного Уэльса изображён скифский крылатый грифон.
Скифы обладали уникальной материальной культурой, следы влияния которой обнаруживаются в русской культуре, а также в культуре большинства современных народов Европы.
Киммерийцы Чёрного моря - Боспора Киммерийского Триады друидов
ru-sled.ru
Символика Грифона в мировых традициях
Какое отношение имеют грифоны к славянам? Очень даже прямое и непосредственное. Греки считали, что грифоны живут на севере, в Рипейских горах и сторожат там золото. Историки не могут придти к единому мнению по поводу того, какие именно горы греки называли Рипейскими. Но несомненно одно: эти горы находятся на территории проживания славян. Грифон имеет очень древнее происхождение, он был известен всем древним культурам.
Золотой кубок с грифонами. Иран. I тыс. до н.э.
Микенская пластина из слоновой кости. XIII в. до н.э.
Минойский грифон. Фреска Тронного зала дворца в Кноссе
Китайский грифон тяньма ("небесная лошадь")
Фрагмент чернофигурного кратера работы Клития (ваза Франсуа). 2-я четв. 6 в. до н. э. Археологический музей. Флоренция.
Одна из четырёх частей золотого украшения с деревянного ритона из кургана Семи Братьев, Кубань. Высота 3.5 дюйма. V в. до н.э.
Античное изображение грифона. IV век до н. э.
Аполлон на грифоне на килике 380 г. до н.э.
Барельеф с изображением Грифона из Дидимы (Турция). IV в. до н.э.
Битва аримаспов с грифонами Первая половина IV в. до н.э.
Грифон. Мозаика из Коринфа. Около 400 г. до н.э.
Грифы, нападающие на горного козла. Сосуд из скифского кургана в Крыму. IV в. до н.э.
Скифская нашивная пластина из золота (4 век до н. э.)
Римские монеты императора Антонина (антонинианы) с изображением грифона (3 век н.э.)
Изображение грифона на кельтской монете
Исламская бронзовая статуэтка, найденная в Кемпосанто (Италия). Бронза. 11—12 вв.
Бляха с изображением грифона (бронза, литье). Кинтусовский могильник.
Александр Македонский на грифонах
У славян изображение Гифона было очень популярно, они называли его Див.
Грифоны и семарглы очень часто встречаются в русском прикладном искусстве XI - XIII вв. и в архитектурном декоре.Нередко они располагаются симметрично по сторонам композиции, обозначающей Небо, высшую небесную силу (см. подробнее далее главу 12). Грифоны очень часто бывают покрыты знаками плодородия. Есть изображения грифонов, терзающих зайца (например, на Дмитровском соборе во Владимире).В Болгарии, в Преславе, часто посещавшемся русскими в X в., найден клад с золотыми вещами, на которых изображены грифоны, симарглы и символ неба. Дата клада - 945-959 гг.
Что касается образа грифона, то он был известен праславянам еще в далекое скифско-сколотское время, когда на скифском пограничье для украшения наверший знамен применялись бронзовые фигуры грифонов. Им несомненно придавалось охранительное, апотропеическое значение, и грифоны нередко изображались в активной позе терзания.Большой интерес для нашей темы представляет русское соответствие античному наименованию грифона - ДИВЪ95. Див дважды упоминается в "Слове о полку Игореве". Первый раз при приближении Игоря к степи Див, находящийся на вершине дерева, "велит послушати" что-то степной земле и какому-то идолу в Тмутаракани. Вторично Див упоминается в момент разгрома русских войск: Див упал на землю.
Подробнее образ Дива будет рассмотрен ниже в общем контексте сюжетов прикладного искусства X - XIII вв. Можно предположить, что обозначение грифона, "собаки Зевса", словом "див" может объясняться как прилагательное от русской формы имени Зевса (Zeus, Dios): "ДИЙ", "ДЫЙ" - ДИИВЪ, ДЫИВЪ, т. е. "принадлежащий Дию". В дальнейшем образ фантастического зверя с крыльями и птичьей головой послужил основой для словообразования типа "диво", "дивиться", "удивляться", "дивный" (в смысле необычный).Одна из композиций, созданная в языческом государстве при участии учёных и мудрых волхвов и хорошо знакомая нам, это - два грифона на турьем роге из Чёрной Могилы. Вторая композиция - два грифона, наведённые золотом на медных пластинах церковных врат Рождественского собора в Суздале 1230-х годов, т.е. созданных накануне татарского нашествия. Обе композиции разделяет почти три столетия, но в каждом случае грифоны не были простым декоративным элементом, широко распространённым в средневековом искусстве Востока и Европы. Черниговские грифоны X в. были, как мы помним, олицетворением той высшей мировой силы, которая постоянно, ежегодно побеждает мертвящее начало Кощея-Аида.Грифоны XIII в. помещены в нижнем ряду церковных дверей и несомненно задуманы как дополнительные охранители входа в святое помещение. Как и на оковке турьего рога, грифоны суздальского собора неразрывно связаны с растительной символикой.В некотором отношении золотые грифоны церковных дверей времен Юрия Всеволодича являются даже более языческими, чем грифоны-дивы священного рога эпохи Святослава: над растительным орнаментальным кругом, обрамляющим каждого грифона XIII в., помещены два крылатых пса Симаргла, смотрящие, как и грифоны X в., в разные стороны и грозно ощерившие свои зубатые пасти.В этом хронологическом промежутке между X и XIII веками мы встретим множество грифонов и симарглов на колтах, на серебряных браслетах, на княжеском шлеме, на костяной шкатулке, в белокаменной резьбе владимиро-суздальской архитектуры и на изразцах Галича.Колты с грифонами известны нам из кладов в Киеве, Чернигове и городов по Роси, т.е. из находок внутри самого древнего ядра Руси на Правобережье Днепра.
Древний грифон, по всей вероятности, у многих народов средневековья продолжал играть роль могущественного стража и покровителя растений. На византийском аксамите, например, орлиноголовый грифон с львиным туловищем весь испещрен аграрно-магическими символами: шея его покрыта зигзагами воды-дождя, а крылья - знаками засеянного поля; на лапах - знаки семян, все чудище оплетено ветвями растения, произрастающего из семени у его лап. Трудно сказать, насколько осознавалась архаичная символика грифона народами Северной Европы, где не было древней подосновы этого греко-восточного образа. Предки славян, вплотную соприкасавшиеся со скифами-иранцами и через них воспринявшие много элементов восточной культуры, безусловно, знали как внешнюю форму, так и символическое значение грифона. Образ семаргла-сенмурва добавился, вероятно, позднее (скифам он был неизвестен) во время контактов Киевской Руси с Персией. Недаром иранское наименование сенмурва быстро исчезло из русского обихода и стало непонятным даже самим средневековым переписчикам. Корни мифического грифона-Дива шли на полторы тысячи лет глубже корней заносного семаргла.Грифоны, идущие из глубины веков, древние "собаки Зевса" и стражи сокровищ, стали известны славянам ещё в I тысячелетии до н. э. В X в. образ этого мифического существа возрождается для изображения исполнителя высшей воли; иногда он раздваивается для того, чтобы показать всестороннюю эманацию его силы. После крещения Руси он продолжает существовать в прикладном искусстве горожан XI - XIV вв. Княгини и боярыни средневековой Руси носили короны с грифонами, колты с грифонами и семарглами."Язычество Древней Руси", Б.А. Рыбаков
Рельеф с разрушенной галереи из храма Покрова на Нерли
Изображение грифона, когтящего лань, на фасаде церкви Покрова на Нерли. Камень. 1165 г.
Рельеф на фасаде Дмитриевского собора во Владимире
Камнесечные камни Георгиевского Собора в г. Юрьеве-Польском
Район Великого Устюга. XVII век
Роспись сундука. Великий Устюг. XVII век
В нашем интернет-магазине этнических украшений "Сокровище Богов" представлены подвески и колты с изображением грифона. Это изображение - точная копия с изображения с южных врат собора Рождества Богородицы в Суздале. XIII век.
http://sokro.ru/index.php?productID=119
http://sokro.ru/index.php?productID=123
nnils.livejournal.com
полулев-полуорел – легенда или реальное существо
Сотни тысяч мифических существ насчитывает история всех стран и религий. Реальны ли они? Ответ на этот вопрос скрыт в летописях и древних манускриптах.
Но, тем не менее, до наших времен дошли исторические сведения о существе, которое именовалось Грифон. Кто это? Действительно ли он существовал?
Как выглядел грифон
Грифон является мифическим существом с необычной внешностью. Он имел голову, когти и крылья орла, а тело — льва.
Будучи птицей, он легко поднимался в воздух сам, и мог поднять тяжелый груз в своих когтях. Как и у льва, грифон имел 4 лапы, оканчивающиеся большими острыми когтями.
Некоторые авторы приписывали существу длинный хвост, похожий на змеиный.
Окрас грифон так же имел специфический: задняя половина туловища была черной, а передняя красной, крылья белые. Однако голова, нос и рот пылали огненным цветом. Проживает грифон в местах диких и пустынных.
Гнезда грифонов были из чистого золота, а располагались высоко в горах, на неприступных вершинах. Бдительно охраняя его, грифоны набрасывались на людей, если те приближались к нему.
Страх перед другими животными грифону неизвестен: наоборот, он смело нападет на любого зверя, кроме льва и слона.
Грифон – символичное животное. Он выступает в качестве главы двух сфер: земли – лев и воздуха – птица орел.
Сочетая в себе 2 мощнейших животных Солнца, он имеет благоприятный характер: грифон несет в себе силу, бдительность, возмездие.
Некоторые исследователи считают, что грифоном именовали южноамериканского кондора – вполне реальную птицу, не имеющую никакого отношения к мифам.
Происхождение
Существует 3 версии, рассказывающие о том, где впервые появился грифон.
Древневосточная, а именно индийское происхождение. Грифон был призван охранять золото страны. Флавий Филострат был уверен, что мифические животные действительно проживали в Индии и считались посвященными Солнцу, так как художники изображали солнечную колесницу, запряженную четырьмя львами с орлиной головой.
Шумеро-аккадская мифология (Лугальбанда). Здесь говорилось об огромной птице Анзуд, по описаниям похожей на грифона. Анзуд была посредником между небом и землей, людьми и богами, потому не причислялась к добру или злу, а считалась началом того и другого.
Древняя Греция. Считается, что грифон был очень популярен у древних греков. Местом рождения, вероятно, был Восток, так как найдены изображения в разрушенном Персеиоле и на фресках острова Крит.
Птица Анзуд в шумерской мифологии
Символизм разных стран
Роль стража приписывается грифону в мифах разных стран. Словно дракон, он стережет путь к спасению, расположившись рядом с Древом Жизни. Не только сокровища охраняет грифон, но и сокровенные тайны и знания.
Древнеегипетские традиции. Объединение образа льва, как символ царя и главенства, и образ сокола, как символ бога Гора. Эпоха Древнего царства: грифон был символом властного правителя, который с победой идет по дрожащим телам врагов. Среднее царство: изображение грифона на повозке предвещало победу солдатам. Поздний период ознаменовал грифона как символ справедливости и могущества.
Древняя Греция. Символ могущества и уверенности, обладающий проницательностью
Аполлон на грифоне
и бдительностью. Наездниками грифона были Аполлон, а так же Немесида, предвещающая возмездие. Изображения львов с орлиными частями тела найдены на Крите (17-16 в.до н.э.), в Спарте (8-7 в.до н.э.).Первым, кто упомянул образ полуорла-полульва, был Геродот (5 в. до н.э.). Описывая чудовищ со львиным телом и крыльями орла, он говорил, что живут грифоны на севере Азии, охраняя места добычи золота.
Эсхил называл этих существ «птицеклювыми собаками Зевса». Некоторые греки считали, что грифоны – стражники золота скифов.
Христианские традиции. Средние века. Церковное искусство популяризовало грифона, как символ добра и зла. Изначально он представлялся дьяволом-похитителем душ, а Данте описал грифона как символ двойственности и амбивалентности.
Так же мифические животные являлись победителями змея и василиска, являющихся воплощением демонов. Некоторые исследования даже связали с грифонами вознесение Христа.
По некоторым данным Данте мог символизировать и Папу, возносящегося к престолу. В силу своей двойственной природы считался символом слияния духовной и светской власти Папы.
В это же время существо становится любимым геральдическим изображением.
Флаг Тартарии
Обширное исследование, рассматривающее флаг Тартарского Цесаря и образ грифона, было проведено группой ученых.
В «Книге о флагах», изданной в 1705 году, голландским картографом Карлом Аллардом описывается флаг следующим образом:
Флаг Цесаря от Тартарии, желтый, с черным лежащим и к наружью смотрящим драхом (великим змием) с василисковым хвостом.
Некоторые рисунки, хранящие изображение флага, действительно показывают существо, похожее на дракона. Но другие источники содержат зарисовки, на которых отчетливо виден клюв, что идет в разрез с представлениями о драконах.
Собрание флагов, изданное в США в 1865 году, содержит в себе рисунок, на котором видно, что татарский флаг изображает существо с птичьей головой. Значит ли это, что именно грифон помещен на флаг?
Очевидно, да. Тому есть некоторые доказательства. Герб Малой Тартарии (Крымское ханство) изображает трех черных грифонов на желтом или золотом фоне.
Именно эта иллюстрация подтверждает, что на флаге Тартарии изображен грифон, или грифъ в русских книгах.
Рисунок имперского флага Тартарии, сделанный в США в 19 в.
Раскопки скифских курганов принесли множество различных предметов с грифоном в качестве изображения. Датируются находки 4-6 веком до н.э. Места артефактов: Тамань, Крым, Кубань, Алтай, район Аму-Дарьи, ХМАО, близ Днепропетровска.
17 век, Великий Устюг: крышки сундуков украшены изображениями грифонов.
11 век, Новгород: вырезанные грифы на деревянных колоннах.
11 век, Сургут: медальоны с рисунками грифов.
Тобольск и Рязань: чашки и браслеты.
Изображение грифона на стене храма «Покров на Нерли»
Удивительно, но грифоны украшают ворота и стены древних храмов.
Владимир, Дмитриевский собор 12 века.
Юрьев-Польский, Георгиевский собор.
Церковь Покрова-на-Нерли.
Суздаль, ворота храмов.
Грузия, Мцхет. Барельеф с грифоном в церкви.
Но не только в храмах найдены изображения мифического зверя. В 13-17 веках этот образ широко использовался князьями и царями.
Шлем Ярослава Всеволодовича,13 век.
Царский ковчег, 15 век.
Теремной дворец Московского Кремля,17 век.
Великий стяг Ивана Грозного, 16 век.
Налучие царских саадаков.
Двойной трон Ивана и Петра Алексеевичей.
Держава Российского Царства/Держава Мономаха.
Интересный факт. Древнерусское название грифона не только див, но и ног, иног, нагай, ногай.
Грифон на гербе Крыма
Получается, что на большей части территории России изображение грифона использовалось с 4 века до н.э. до 17 века. А непрерывный период существования данного символа составляет более 2250 лет!
Так же символ грифона до сих пор используется в геральдике некоторых европейских государств: Мекленбург, Латвия, Поморское воеводство Польши и др.
Обширное исследование образа грифона на флаге Цесаря Татарского привело к следующим выводам:
Грифон/гриф/грив/див/ног/ногай – не заимствованный символ. Он мог быть объединительным и сакральным для славянского, тюркского и угорского народов.
Широко использовался на гербах, предметах и храмах в Российской Империи, пока не был предан забвению при Петре 1.
Грифон, как символ язычества, применялся и в культовых целях, но с укреплением христианской и исламской религии ушел из ритуалов.
Заключение
По всему выходит, что грифон – абсолютно мифическое существо, но откуда же тогда такая популярность в использовании его изображения?
Быть может, когда-то грифы – полуорлы-полульвы — действительно существовали, охраняя золото и символизируя амбивалентное начало?
Не исключено, но это тайна так и останется неразгаданной.
kriptozoo.ru
ЗАБЫТЫЙ СИМВОЛ ВЕЛИКОЙ СТРАНЫ: yuri_ost
"Там на неведомых дорожкахСледы невиданных зверей…"А.С. Пушкин "Руслан и Людмила"
Большое спасибо chediz за своевременную подсказку.
Любое объединение людей, будь то организация или государство, создает свою символику, которая является своеобразной визитной карточкой и позволяет четко идентифицировать такое объединение. Оригинальная символика используется в самых различных сферах деятельности – торговле, производстве, оказании различных услуг, в спорте, у религиозных и общественных организаций. Государственные символы помимо протокольных и иных вопросов решают задачу сплочения народа страны, осознания им своего единства.
В статье "Известный флаг неизвестной страны" мы выяснили, что у Татарии-Тартарии были гербы и флаги. В этой работе мы рассмотрим императорский флаг Татарии или Татарского Цесаря флаг, как он назван в "Изъявлении морских флагов всех государств вселенныя", изданном в Киеве в 1709 году при личном участии Петра I. Также поразмышляем, мог ли этот флаг объединять под собой разные народы Великой Тартарии и затронем еще некоторые моменты нашего прошлого.
Для начала вспомним описание этого флага, приведенное в "Книге о флагах" голландского картографа Карла Алларда (изданной в Амстердаме в 1705 году и переизданной в Москве в 1709 году): "Флаг Цесаря от Тартарии, желтый, с черным лежащим и к наружью смотрящим драхом (великим змием) с василисковым хвостом». А теперь посмотрим на изображения этого флага из разных источников XVIII-XIX веков (в таблицу включены изображения флагов из источников, изданных: Киев 1709, Амстердам 1710, Нюрнберг 1750 (три флага), Париж 1750, Аугсбург 1760, Англия 1783, Париж 1787, Англия 1794, неизвестное издательство XVIII век, США 1865).
К сожалению, рисунки оставляют желать лучшего, т.к. выполнены в справочных, а не геральдических целях. Да и качество большинства найденных изображений весьма слабенькое, но все же, это лучше чем ничего.На некоторых рисунках существо, изображенное на флаге, действительно смотрится как дракон. Но на других рисунках видно, что у существа есть клюв, а драконов с клювом вроде как не бывает. Особенно клюв заметен на рисунке из собрания флагов, изданного в США в 1865 году (последний рисунок в нижнем ряду). Более того, на этом рисунке видно, что голова у существа птичья, судя по всему, орлиная. А сказочных существ с птичьими головами, но не птичьим телом нам известно только два, это грифон (слева) и василиск (справа).
Однако василиск изображается как правило с двумя лапами и головой петуха, а на всех рисунках, кроме одного, лап четыре и голова ну никак не петушиная. К тому же различные информационные ресурсы утверждают, что василиск, выдумка исключительно европейская. По этим двум причинам василиска в качестве "кандидата" на тартарский флаг мы рассматривать не будем. Четыре лапы и орлиная голова говорят о том, что перед нами все-таки грифон.
Давайте еще раз посмотрим на рисунок имперского флага Тартарии, изданный в США в XIX веке.
Но может быть американский издатель все напутал, ведь у Алларда в «Книге о флагах» ясно написано, что на флаге должен быть изображен дракон.
А не мог ли Аллард ошибаться или по чьему-нибудь заказу сознательно исказить информацию. Ведь демонизация врага в общественном мнении, которую в современности мы все видели на примерах Ливии, Ирака, Югославии, да и чего греха таить, СССР, практикуется с незапамятных времен.
Ответить на этот вопрос нам поможет иллюстрация, по всей видимости, из той же "Всемирной географии", изданной в Париже в 1676 году, в которой мы нашли герб с изображением совы для предыдущей статьи.
На гербе Малой Тартарии (по канонической истории Крымского ханства) изображены три черных грифона на желтом (золотом) поле. Эта иллюстрация дает нам возможность с большой долей вероятности утверждать, что на императорском флаге Тартарии изображен не дракон, а именно грифон или грифъ (гривъ), как его именовали в русских книгах XVIII-XIX веков. Таким образом, прав был именно американский издатель XIX века, поместивший на флаг Татарского Цесаря грифа, а не дракона. А Карл Аллард, обозвав грифа драконом, ошибался, или по чьему-то заказу информация о флаге была искажена, по крайней мере, в русскоязычном издании «Книги о флагах».
Теперь давайте разберемся, мог ли гривъ быть символом, за которым могли последовать народы, населявшие многонациональную Империю, раскинувшуюся от Европы до Тихого океана.
На этот вопрос нам помогут ответить археологические находки и старые книги.
При раскопках скифских курганов на обширных просторах Евразии, не побоюсь этого слова, в массовом порядке попадаются различные предметы с изображением грифа. При этом такие находки датированы археологами начиная IV, а то и VI веком до нашей эры.Это и Тамань, и Крым, и Кубань.
И Алтай.
И район Аму-Дарьи, и Ханты-Мансийский автономный округ.
Истинным шедевром является пектораль IV века до .н.э. из "Толстой могилы" вблизи Днепропетровска.
Образ грифона использовался и в татуировках, что подтверждается археологическими раскопками могильников V-III веков до н.э. на Алтае.
В Великом Устюге в XVII веке на крышках сундуков рисовали это сказочное существо.
В Новгороде в XI веке грифа вырезали на деревянных колоннах, примерно в это же время в районе Сургута изображали на медальонах. В Вологде его вырезали на бересте.
В районе Тобольска и в Рязани грифа изображали на чашах и браслетах.
На странице изборника 1076 года можно найти нарисованного грифона.
Грифонов даже сегодня можно увидеть на стенах и воротах древних русских храмов. Самый яркий пример, это Дмитриевский собор XII века во Владимире.
Стены Георгиевского собора в Юрьеве-Польском также содержат изображения грифонов.
Есть грифоны и на церкви Покрова-на-Нерли, а также на воротах храма в Суздале.
И в Грузии на храме XI века Самтависи примерно в 30 километрах от города Гори есть изображение грифона.
Но гриф изображался не только на культовых сооружениях. Этот символ на Руси широко использовался великими князьями и царями в XIII-XVII веках (иллюстрации из многотомника "Древности Российского Государства", отпечатанном по определению высочайше учрежденного Комитета в середине XIX века). Мы можем найти грифов и на шлеме великого князя Ярослава Всеволодовича (XIII век).
Гифона мы находим и на царском сионе (ковчеге) 1486 года, и на входных дверях в верхнюю палату Теремного дворца Московского Кремля (1636).
Даже на знамени (великом стяге) Ивана IV Грозного 1560 года есть два грифона. Следует обратить внимание, что Лукиан Яковлев автор дополнения к III отделению «Древностей Российского Государства» (1865), где и приводится знамя с грифом, в предисловии (стр.18-19) пишет, что «…на знаменах делались всегда изображения священного содержания, иных же изображений, которые мы назовем житейскими, на знаменах не допускалось».
После Ивана IV на царских знаменах грифа найти не удается, но на других царских атрибутах он продолжает использоваться вплоть до конца XVII века. Например, на налучии царского саадака. К слову сказать, по налучию можно увидеть, что "ездец" на коне не противопоставляется грифону, колет он себе змия на одном конце налучия, а грифон стоит на другом конце и Державу Российского Царства держит.
Последнее изготовленное изображение грифона на царских вещах перед долгим перерывом до середины XIX века найдено на двойном троне, который был изготовлен для царей Ивана и Петра Алексеевичей.
Грифон присутствует и на одном из главных символов царской власти «Державе Российского Царства» или иначе «Державе Мономаха».
Теперь вдумайтесь, что на большей части территории Тартарии (Российской Империи, СССР – кому как больше нравится), изображения грифона использовались как минимум с IV века до н.э. по конец XVII века (в Московии), а в Перекопском царстве (так Сигизмунд Герберштейн в XVI веке называет известное нам Крымское ханство) – по всей видимости до взятия Крыма, т.е. до второй половины XVIII века. Таким образом, непрерывный период жизни этого символа на громадной территории Евразии, если руководствоваться канонической хронологией, составляет больше ДВУХ ТЫСЯЧ ДВУХСОТ ПЯТИДЕСЯТИ лет!
По легенде грифоны охраняли золото в Рипейских горах Гипербореи, в частности от мифических великанов аримаспов. Возникновение образа грифона пытаются искать в ассирийской, египетской и скифской культурах. Может быть происхождение этого фантастического животного и зарубежное. Но приняв во внимание «ареал обитания» грифона и то, что за редкими исключениями образ скифского грифа остается не сильно изменяющимся с IV века до н.э., представляется, что грифон не чужеродный в Скифии.
При этом не надо пугаться того, что грифоны и по сей день используются в геральдике городов других государств Европы. Если говорить про север Германии, Прибалтику, да и вообще про южное побережье Балтики, то это земли древнего расселения славян. Поэтому грифоны на гербах Мекленбурга, Латвии, Поморского воеводства Польши и т.п. вопросов вызывать не должны.
Интересно, что согласно легенде, записанной в 15-ом веке Николаем Маршалком Турием в работе «Анналы герулов и вандалов»: «Антюрий поместил на носу корабля, на котором плыл, голову Буцефала, а на мачте - водрузил грифа». (A.Frencelii. Op. cit. P. 126-127,131). Упомянутый Антюрий - это легендарный предок ободритских князей, который был соратником Александра Македонского (это важный факт для нашего дальнейшего исследования). Прибыв на Балтику, он поселился на её южном берегу. Его спутники, в соответствии с этой же легендой, стали основателями многих ободритских знатных родов. Кстати на гербе Мекленбурга наряду с грифоном бычья голова, а Буцефал означает "бычьеголовый"(на информацию натолкнулся у swinow).
Если вспомнить изображение грифонов в соборе святого Марка в Венеции, то и там видится славянский след, т.к. есть вероятность, что Венеция могла быть Венедией, а уже потом олатиниться.
Как мы убедились, изображение грифона, как у славян, так и у других народов нашей страны было популярным, поэтому наличие грифона в символике тех поселений, где в древности могли жить эти народы, не должно вызывать удивления или недоумения.
Интересный факт. Если поискать древнерусское название грифона, то можно найти, что это не только див, но и ног, ногуй, иног, нагай, ногай. Сразу вспоминается Ногайская Орда. Если предположить, что ее название произошло не столько от имени военачальника Золотой Орды — Ногая, сколько от названия птицы ногай, т.е. грифона, под знаменами с изображением которого они воевали, как, например, авангард Татарского Цесаря, то вместо банды непонятных дикарей «монголов» видится весьма презентабельное воинское подразделение Тартарии. Кстати на просторах Интернета гуляет новодельный ногайский флаг, историческая связь которого с прошлым, судя по некоторым отзывам, вызывает вопросы. Вместе с тем, на нем крылатый зверь, правда, не гриф, а волк. Да и миниатюру из «Вертограда историй стран Востока» Хетума Патмича (XV век), изображающую битву темника Ногая на Тереке, посмотреть будет не лишним, хотя изображения грифона там нет.
Но вернемся к флагу Татарского Цесаря. Если кто-то еще не убедился, что на нем именно грифон, то есть еще один факт, который, думается, не только поставит жирную точку в этом вопросе, но и откроет новые пути для нашего исследования.