Полдня в городе, которому 1,5 тысячи лет. Октябрь 2012 г. Древний тараз картинки
Тараз. Часть 2: разное: varandej
Как уже говорилось, как такового центра в Таразе нет - лишь окраины, ближние и дальние (по духу) вперемешку. В прошлой части я показывал самую старую часть города: Древний Тараз, район базара, квартал уездной Аулие-Аты и сталинскую Центральную площадь, а заодно рассказал его историю. Далее - разбросанные по всему городу районы и объекты: две старинные мечети, главная улица, жилгородок фосфатных заводов, древнее городище Тектурмас и река Талас, на которой произошла когда-то едва ли не величайшая битва в истории.
И ещё, так как Алма-Ата и Семиречье у меня уже выложены - это последний в данной серии пост о Казахстане.
От уездного города Аулие-Ата, основанного узбекскими купцами на месте древнего Тараза за 8 лет до завоевания Россией, остались пара кварталов жилой застройки, баня и три мечети. Домики, баню и базарную мечеть (1913) я уже показывал в прошлой части, и по-видимому уездный Аулие-Ата представлял собой небольшой русский район с капитальными домами, окружённый глинобитными махаллями, впоследствии вытесненными капитальной застройкой ХХ века. Во всяком случае, две оставшиеся мечети достаточно далеко и от "уездного" центра, и друг от друга. В принципе остатки этих махаллей сохранились на Ташкентской улице, в отголосках Зелёного базара:
2.
Здесь, на углу Ташкентской и Байзак-батыра (по которой, если пойти на север, выйдешь к бане Кали Юнуса и Древнему Таразу), сохранилась мечеть Наметбая (1867), формально старейшая в городе:
3.
Правда, лишь формально - большая часть её построек уже постсоветские. Это типично узбекская мечеть дворового типа, и её единственная историческая постройка - справа от входа:
4.
Причём михраб обращён опять же ко двору. По сути просто навес - а в жаркий день молиться можно прямо со двора, такие сцены я наблюдал в узбекских мечетях Киргизии.
5.
Третья мечеть Абдукадыра находилась буквально на другом конце города, по адресу Абая, 5, куда я долго шёл от Кок-Базара через какие-то заброшенные промзоны и невзрачный, но зажиточный частный сектор. Тараз всё-таки чрезвычайно зелёный город, что ему безусловно в плюс, но тем сложнее в нём ориентироваться. Остатков махаллей в этом районе не сохранилось, запомнился разве что мостик через рукав Таласа с чрезвычайно быстрым течением:
6.
Мечеть Абдукадыра, построенная в конце 19 века, имеет более привычное нам устройство с центральным зданием:
7.
Как я понимаю, собственно мечеть - новодел, и вполне возможно, что старое здание было снесено при Советах. А вот ворота с минаретиком - безусловно, старые, и хотя они вряд ли старше середины 19 века, такую постройку в Средней Азии могли воздвигнуть и тысячу лет назад.
8.
На крыльце мечети сидели два старика; меня они встретили очень дружелюбно и показали, что на ворота можно подняться. Тут обратите внимание на провода - минареты давно уже оснащены динамиками, но азан по-прежнему "живой" - просто муэдзин читает его в микрофон снизу.
9.
У мечети под острым углом пересекаются проспект Абая и улица Кошеней, а на кольце очень странная скульптура. В центр я решил возвращаться автобусом.
10.
Дальше пройдёмся по главной улице Толе-би. Как уже говорилось в прошлой части, она пересекает пол-города - Зелёный базар, уездный квартал, краешком задевает Древний Тараз, проходит через Центральную площадь... от которой пойдём теперь дальше на запад. Чистенькая тенистая улица Толе-би здорово контрастирует с остальным Таразом, грязным и запущенным, а прилегающая к Центральной площади часть застроена такими вот послевоенными сталинками с "восточными" элементами:
11.
И хотя сколько-нибудь примечательная застройка кончается довольно быстро, сменяясь хрущобами, на главной улице глазу есть, за что зацепиться и так. Вот например целый юрточный городок - их тут 3 или 4 штуки:
12.
Как и в Чимкенте, в Таразе юрты - это кумысные. Правда, если там они на каждом шагу, то здесь их буквально несколько на весь город. Внутри неплохо проработано убранство, вот только каркас пародийный - в настоящей степи такой бы изломало ветрами:
13.
Слева тянется Парк имени Кайрата Рыскулбекова с двумя памятника на краю. Рыскулбеков - один из алматинских "декабристов" 1986 года, осуждённый на 20 лет и умерший в тюрьме; такие монументы ему отнюдь не в каждом городе - просто он был родом из Муюнкумов в Джамбульской области. А вот батыра я так и не опознал:
14.
Наконец, примерно в полутора километрах от площади - Успенский собор, выстроенный из силикатного кирпича. Как уже говорилось, русских в Таразе четверть населения - для Южного Казахстана это очень много; а вот церкви с уездных времён не сохранилось. Вечером собор закрыт, к нему вплотную примыкает городская тюрьма, и смотритель периодически открывает ворота идущим на работу или с работы её "сотрудникам":
15.
За церковью - ручей Зарбулак, на котором южнее есть даже небольшой пруд. Пересекающим город речкам и протокам Тараз и обязан своим обилием зелени:
16.
Через квартал от церкви - обязательная в Казахстане большая новая мечеть, в Таразе очевидно стилизованная под самаркандскую Биби-ханум:
17.
А через улицу Королёва от мечети - ДК "Баласугун" (изначально завода "Химпром"), то есть в этой части Толе-би есть, где собраться и христианам, и мусульманам, и неверующим. Название "Баласагун" тоже не случайно - это была одна из столиц Караханидской империи, ныне Буранинское городище близ города Токмак в Киргизии. У Караханидов было в разные времена аж 4 столицы (ещё Узген, Самарканд и Кашгар в Киргизии, Узбекистане и Синьцзяне соответственно), но Баласагун во-первых оставался таковым дольше всех (840-1130), а во-вторых ближе всего к Таразу.
18.
Улица Толе-би ведёт и дальше, на окраине переходя в дорогу на Чимкент, по которой я приехал в позапрошлой части. Сейчас же я свернул направо (то есть на север) - и вскоре оказался в типично сталинском жилгородке:
19.
В той же позапрошлой части я показывал издалека химические заводы в степи западнее Тараза. Ещё в 1930-е годы в горах Каратау было найдено огромное месторождение фосфоритов, а после войны близ Джамбула возник один из крупнейших в СССР, тем более до хрущовской "химизации", комплекс из трёх химических заводов - "Химпром", Джамбульский суперфосфатный и Новоджамбульский фосфорный. Ну а индустриальные гиганты в те времена не обходились без жилгородков:
20.
Здесь Тараз вновь запущенный и заросший, над разбитой улицей висит плотная пыль, от которой спасает лишь всё та же зелень. Архитектура жилгородка, тем не менее, достаточно необычна:
21.
Вообще, советские химзаводы больше ассоциируются с 1960-70-ми - хрущобы, многоэтажные общаги, непременный трамвай от спального района к промзоне с участком в лесу или поле... Сталинские жилгородки и соцгорода (кстати, есть ли между этими терминами разница?) как-то чаще бывают связаны с металлургией и тяжёлым машиностроением - но как видите, не всегда. Однако что-то у химиков по сравнению с металлургами неуловимо иначе...
22.
Центр жигородка - конечно же, ДК Суперфосфатного завода, рядом с которым памятник Ихласу Дукенову - кюйши 19 века, основателю современной традиции казахского кобыза (про этот древний музыкальный инструмент я писал, например, здесь).
23.
А вообще, я люблю казахстанские жигородки (Балхаш, Актюбинск) - атмосфера здесь какая-то очень аутентичная, как в наивных книжках про пионеров, несмотря на всю запущенность. Особенно когда видишь играющих детей или старушек у подъездов:
24.
25.
Ещё из советской архитектуры стоит отметить один из кампусов ТарГУ на улице Сатпаева севернее центра, но я туда довольно глупым образом не доехал - спросил дорогу, местные меня поняли неправильно и отправили (на автобусе!) в район Центральной площади кружными путями, и поняв, что заехал не туда, с досады я махнул рукой. Между тем, одно из лучших позднесоветских зданий и в Казахстане, и вообще:
26. из Panoramio, (с) Stanisłаw Kor.
Ну а напоследок отправися в Тектурмас. Под таким названием в Таразе знают санаторий, расположенный на юго-восточной окраине за железной дорогой на берегу Таласа. Доехать туда в принципе не сложнее, чем на Зелёный базар. От остановки до берега - частный сектор за высокими заборами, напоминающий скорее Северный Казахстан или даже Восточную Украину, чем уже ставшие привычными среднеазиатские махалли.
27.
А дальше вплотную к городу вклинивается участок дикой степи. Два обелиска отмечают мост, известный на этом месте чуть ли не с 12 века, а синее здание ЗАГСа напоминает, что за спиной - областной центр:
28.
Вот и Талас - быстрая и мутная река, начинающяся в глубине Тянь-Шаня и бесследно уходящая в пески Муюнкум. Между тем, длина его очень внушительна - 661 километр. Но самое главное - здесь проходила Великая граница цивилизаций, в самом широком смысле слова Ближний Восток сменяется Дальним Востоком. А вон там, на холме - собственно, мавзолеи Тектурмаса:
29.
Идти до них полкилометра, и на середине пути - одинокий и видимо новодельный курган, украшенный балбалами - подлинными и стилизованными вперемешку:
30.
Заберёмся наверх и посмотрим на город. Тут хорошо видно, что Тараз - это море частного сектора и домов не выше 3 этажей, многоэтажных "островков" тут ещё меньше, чем в Чимкенте. Над городом нависает одинокая Ульген-Бурлытау (Большая Верблюжья гора) высотой 1138м.
31.
За горой извергает тучу дыма Новоджамбульский фосфорный завод - понятно, почему его построили в 20 километрах от города:
32.
Трубы "Химпрома" и Джамбульского суперфосватного почему-то без дыма, хотя вроде бы эти заводы не заброшены. Здание с куполом - областной акимат:
33.
Тараз вообще весьма индустриален. Вот над русским кладбищем - трубы спиртзавода, что звучит весьма зловеще:
34.
Правее - сахарный завод, причём часть его корпусов довольно старые, может быть времён прокладки Турксиба. Обратите внимание - левее завода не мечеть, а православная церковь: возможно, Покровская, основанная в 1946 году, но не уверен.
35.
А с другой стороны - пространство Чуйской долины. Странно, почему Тектурмасское городище так и осталось не застроенным... но эта земля скрывает остатки очень древних поселений. До Караханидов ислам был в Средней Азии лишь одной из религии, наряду с буддизмом, тенгрианством, несторианством, манихейством и зароастризмом, и в древности на Тектурмасе жили именно последователи Заратуштры.
36.
Теперь там мусульманское кладбище с характерными для Казахстана мавзолеями. Вот тут явно стилизация под мавзолей Ясави в Туркестане:
37.
История не терпит сослагательного наклонения, но как бы она сложилась, если бы Средняя Азия стала буддийской? Если бы здесь образовалось несторианское "царство Пресвитера Иоанна"? В конце концов, если бы здесь манихейство из "мировой ереси" сумело превратиться в государственную религию и дожить до наших дней?
38.
Чуйская долина по своей природе куда больше похожа на Семиречье, чем на Южный Казахстан - эти ломанные горы, похожие на застывший дым, ни с чем не спутаешь. После распада Чагатайского улуса по горам Каратау прошла граница Могулистана - то есть Восточного Туркестана, большая часть которого ныне принадлежит Китаю.
39.
А ещё правее вновь начинается город, внушительных размеров ТЭЦ с южной стороны. Я всё пытался понять, эти горы - уже Киргизия, или ещё Казахстан? Отвечу в конце поста...
40.
Пока же пойдём к мавзолею. Обратите внимание на двойную гору справа - она довлеет и над Айша-биби, и над половиной дороги до Чимкента.
41.
Как и в мавзолее Айша-биби, кто покоится в мавзолее Тектурмаса - неизвестно. Рядом ещё один, куда более новый мавзолей. Местные же "селили" сюда, как водится, святого караханидского царя, покровителя ислама. Достоверно известно, что мавзолей тут существует с 14 века, не раз разрушался и воссоздавался, последние разы - в 1864 (при штурме Аулие-Аты Черняевым) и в 1935-м.
42.
В нынешнем виде это реплика, построенная узбекскими мастерами в 2002 году... но это ничего не меняет. Там, где не отличишь "на глаз" 19-й век от 15-го, такой чёткой границы между историей и современностью нет.
43.
Внизу шумит Талас и иногда - Турксиб, чья насыпь хорошо видна. Многоэтажка вдалеке отмечает место Древнего Тараза. Ещё окрестная степь вошла в историю Таласской битвой 751 года, вполне возможно величайшей в истории - не по числу бойцов, а по масштабу сторон и последствий.
44.
Много десятилетий навстречу друг другу двигались силы двух величайший империй. С запада на восток - Арабский халифат, которому принадлежали пустыни и горы до самой Атлантики, а от тихоокеанских берегов на запад - Китайская империя династии Тан, при которой Китай достиг наивысшего в своей истории расцвета. В Средней Азии первым принадлежала пустыня, вторым - горы и степи. Арабов поддерживали тюргеши, китайцев - карлуки. В халифате тогда была смута: Аббасиды воевали за власть с Омейяидами, и в 749 году китайцы под шумок захватили Ташкент. Однако в 750 году Аббасиды таки победили Омейяидов, оставив за собой почти весь халифат, кроме Магриба и Иберии. Лучшим полководцем Аббасидов был Абу-Муслим, выходец из Хорасана, и взяв власть, халиф ас-Саффах отправил его изгонять китайцев. Сами по себе военные действия были не слишком грандиозны, и их итогом стала битва на Таласе в июле 751 года, куда арабы пришли на помощь таразскому гарнизону. Две армии сильнейших на тот момент держав Земли 4 дня стояли по разные стороны реки, не решаясь напасть... а затем карлуки, кочевники-тюрки, вдруг предали китайцев и ударили им в спину. Китайская армия была разбита на голову, арабы захватили около 20 000 пленных, но сами не решились идти дальше (хотя в 711 году, когда завоевание Мавераннахра только началось, полководец Куйтеба основал крепость в 40км восточнее). Битва была не то чтобы очень большой (какая-нибудь Куликовская битва масштабнее), но её эхо прокатилось по Евразии, как ударная волна Царь-бомбы.
45.
С пленными китайцами на Запад тогда попали многие достижения китайское мысли - такие как бумага. А для Китая этот в общем-то не самый сильный удар оказался смертелен: как и все великие державы накануне гибели, Тан уже довольно долго заигрывал с варварами: все они - Рим, Византия, Китай, Евросоюз - понемногу, шаг за шагом, отдавали варварам сначала грязную работу, а затем военное дело, и поняв, что в их руках армия, в какой-то момент варвары направляли её против своих господ. Так и в Танском Китае самым влиятельным военачальником был тюрок Ань Лушань (Ань - китайское название Бухары). Поражание на Таласе и последовавшие за ним кадровые чистки он исользовал, чтобы протащить наверх "своих" людей, и в 755 году поднял восстание... и хотя сам был убит спустя два года заговорщиками, Китай охватила грандиозная гражданская война, в которой по некоторым данным погибло 36 миллионов человек - это 2/3 от цифры Второй Мировой, и около 15% населения тогдашнего мира (хотя вероятнее, что сюда вошли и жители территорий, которые оказались после войны вне Китая, но даже так счёт погибших шёл на миллионы). Смуты продолжались в Китае до 960 года, когда воцарилась династия Сун, однако тот Китай был лишь бледной тенью своего прошлого, ну а по сути он возвращает себе было могущество только сейчас, спустя более 1200 лет.
46.
Что же касается гор, то они уже в Киргизии, причём от границы до них дальше, чем до границы - отсюда. Хорошо видно ущелье, по которому в Чуйскую долину вырывается Талас. Отсюда меньше ста километров до города Таласа - областного центра в Киргизии, куда я решил из Тараза съездить без ночёвки.
47.
Вернувшись из Таласа, я уехал поездом в Алма-Ату. Но о последней, об окрестных горах и о благословенном Семиречье. о реванше на Джунгарских воротах после прошлогоднего краха я уже рассказал, причём начал этот рассказ ещё будучи непосредственно в Алма-Ате. Но в Казахстан я, конечно, ещё вернусь.
А рассказ о Средней Азии не окончен - впереди Киргизия, бывшая главной целью моего осеннего путешествия. В завершение "южно-казахстанской" серии расскажу о своей вылазке в Талас, а уже в следующем году, после перерыва на Прибалтику - и об остальном Кыргызстане.
КАЗАХСТАН-2013Путь через пустыню. Вступление.Крах на Джунгарских воротах (2012). Предыстория.Общее о Казахстане.КТЖ - Казахстанские железные дороги.О трёх казахских жузах.Восточные базары.Русские люди Казахстана.Дорога в ТуркестанОрск. Старый город, а остальное не успел.Актюбинск. Старый город и центральная площадь.Актюбинск. Центр и Жилгородок.Ташкентская магистраль. Саксаульская - Приаралье.В поисках Аральского моря.Аральск. Порт, потерявший море.Ташкентская магистраль. Казалинск - Кызылорда.Кызылорда. Город на Сырдарье.Ташкентская маггистраль. Кызылорда - Туркестан.Южный КазахстанСауран. Крепость в пустыне.Туркестан. Хазрет-Султан.Туркестан. Повседневный город.Отрар (Арыстан-баб). В засохшем оазисе.Чимкент. Вавилон Средней Азии.Чимкент. Старый город.Чимкент. Гильвет Кендебая Карабдалова.Сайрам. Гнездо Святых.Дорога в Тараз через Айша-биби.Тараз. Древний Тараз, уездная Аулие-Ата, базар и центральная площадь.Тараз. Старые мечети, главная улица, жигородок и древний ТектурмасВылазка в КиргизиюДорога в Талас.Талас. Областной центр по-киргизски.Манас-Ордо.СемиречьеНемного Турксиба. Капчагай - Уштобе.Джунгарские ворота.Озеро Алаколь.Дорога через всё Семиречье.Талды-Курган.Алма-АтаЗарисовки по горячим следам.Флешбек. Осколки города Верного.Арыки, инсталляции, детали.Вверх по Алма-Ате. Нижняя часть и Тастак.Вверх по Алма-Ате. Центр ниже дома.Вверх по Алма-Ате. Центр выше дома.Вверх по Алма-Ате. Выше центра.Вверх по Алма-Ате. Горные посёлки.Большое Алматинское ущелье.Продолжение в Киргизии.
От Прибалтики до Туркестана... здесь вы найдёте ответ на вопрос "А про Латвию что, всё что ли?!".
varandej.livejournal.com
Полдня в городе, которому 1,5 тысячи лет. Октябрь 2012 г. (Тараз, Казахстан)
Поделиться:
Казахстан Тараз > Полдня в городе, которому 1,5 тысячи лет. Октябрь 2012 г. (24 Фото)
Первое упоминание о Таразе относится к 568 году. Тогда поселение на этом месте называлось Толоса, и здесь проходила северная ветвь Великого шелкового пути. В 999 году город завоевали тюркоязычные Караханиды, прогнавшие Саманидов, которые были арабского происхождения и принесли в этот край ислам. Затем здесь побывали монголы, джунгары, одно время Тараз входил в состав Кокандского ханства. С 1864 года город был в составе Российской империи. В 1938 году переименован в Джамбул в честь казахского поэта, а с 1997 года город снова носит историческое название.
Начнем с Новой мечети Тараза. Во время правления Назарбаева каждый областной центр Казахстана обзавелся по крайней мере одной большой мечетью. Тараз не стал исключением.
Внутри мечети.
-
Вид мечети со стороны центрального портала.
Православная церковь в Таразе конца 19 века. В архитектуре храма заметны западные черты.
Все говорит о том, что русские в Таразе пока еще есть.
Просто парк возле центральной улицы Толе Би.
Настоящая казахская юрта.
Центральная площадь Тараза, здание акимата (администрации) в типичном стиле классицизма.
-
А теперь осколки древности. Мавзолей Карахана, основателя династии Караханидов, был построен в 11 веке. С незначительными изменениями сооружение дошло до наших дней, надгробие Карахана также восстановлено.
Карахана еще при жизни называли Аулие-ата, что означает "мудрый отец", "мудрый старец".
Почти рядом располагается сохранившийся мавзолей 13 века монгольского полководца Даутбека.
И мечеть, впервые построенная на этом месте еще в 9 веке, т.е. при Саманидах.
Далее я отправился на окраину города. Типичная улица Тараза, одна из многих.
-
Река Талас, по имени которой в общем-то и назван был город. Тараз - это искаженное в силу специфики арабского языка название Талас.
За городом часто попадаются древние строения, наподобие маленьких мавзолеев.
Пейзаж - типичная полупустыня.
А мне вот туда - к комплексу мавзолея Тектурмас.
Мавзолей Тектурмас был сооружен в 14 веке.
Однако видно, что не обошлось без реконструкции, может быть даже не одной.
Вид на реку Талас и окраины Тараза с холма Тектурмас. В 2012 году город отметил двухтысячелетний юбилей, но некоторые все же продолжают вести отсчет истории Тараза с 568 года.
На горизонте отроги Тянь-Шаня, а за ними уже Киргизия.
Дата публикации: 30.01.13 1. Westa 30.01.13 16:42:54
Какая чистота вокруг, сразу видно, что люди любят свой город. Хорошая галерея получилась.
Спасибо, приятно смотреть, приятно осознавать, что Казахстан живёт и развивается продолжая свои древние традиции!
Спасибо, классная галерея!
очень понравилось. Здорово, что старину берегут и восстанавливают.
Спасибо! Спасибо! Спасибо! Интересные фототочеты! Понравились как Алматы, так и Тараз. Показалось, что в центре Тараз очень интересный и уютный город. Не каждый город может похвастаться такой историей. Хотелось бы продолжения )))
Спасибо за внимание. Продолжение про Казахстан будет обязательно.
Зарегистрируйтесь или войдите для комментирования.
fototerra.ru
загадочное место силы и паломничества в Жамбылской области
ТАРАЗ. КАЗИНФОРМ - Многозначительное название сакрального культового места Тектурмас (в переводе «не просто так стоит», «беспокойное место»), возвышающееся на правом берегу реки Талас с юго-восточной стороны над городом Таразом, вполне оправдывает мистичность этого памятника истории и культуры, передает корреспондент МИА «Казинформ».
С возвышенности Тектурмас открывается прекрасная панорама лежащего внизу города Тараза. Впечатление усиливает протекающая рядом, живописно извивающаяся река Талас, давшая название древнему городу. Именно эта часть Тараза в древности, по мнению историков, была основой древнего городища, возраст которого ученые приблизительно датируют началом нашей эры. В средневековье Тараз становится крупным торговым городом на Великом Шелковом пути, активно развивается и богатеет. А способствовало этому географическое месторасположение в окрестностях Тектурмаса, где в Х-ХIII веках находился каменный мост, по которому переправлялись караваны через реку Талас, и остатки моста сохранились до наших дней. В те времена Талас в весеннюю пору сильно разливался, так что караваны могли пересечь этот отрезок пути не иначе, как только по мосту. Изобретательные правители Тараза поставили здесь «таможню», чтобы взимать дань, пополняя городскую казну и усиливая свое могущество. Недаром на гербе древнего города красуется «барс с поднятой лапой» - символ могущества и процветания, а иностранные государства, судя по историческим хроникам, стремились к сотрудничеству, отправляя своих послов к правителям древнего Тараза.
«В глубокой древности люди предпочитали селиться вдоль течения рек, - рассказывает старший научный сотрудник государственного историко-культурного заповедника-музея «Памятники Древнего Тараза» Анна Крокошева, - Это были преимущественно земледельцы, и они хоронили своих родных на ближайшей возвышенности. В данном случае такой возвышенностью служила гора Тектурмас, расположенная на правом берегу реки Талас и являющаяся последней в гряде Киргизского Алатау. Самые древние захоронения в этом месте датируются рубежом нашей эры. Они относятся к эпохе процветания зороастризма, и это захоронение в Жамбылской области является одним из крупнейших зороастрийских кладбищ на территории Центральной Азии. На правом склоне горы имеется множество небольших углублений - это древний некрополь, старые могилы, которые спустя долгие годы осели, но кое-где даже сохранились надгробия. Здесь нашли упокоение многие известные исторические личности. Это святой Султан-Махмуд-хан. Это великий казахский батыр Мамбет, сподвижник Абылай-хана, он прославился как бесстрашный борец за независимость в войне с джунгарами. Впоследствии его дело продолжил сын Байзак-батыр, посвятивший свою жизнь освобождению родного края от кокандцев. Похоронен на Тектурмасе и ученый-богослов Фасахуддин Сабитов, который в свое время пешком из Казани совершил хадж в Мекку. Он был невероятно добрым человеком, лечил людей, вел миссионерскую деятельность и дожил до 102 лет, а когда в 1953 году умер, был похоронен в святом месте - на северном склоне горы Тектурмас».
Примечательно, что здесь были обнаружены могилы последователей трех разных религий. Поскольку Тараз был городом, где исповедовали различные религии, принесенные по Великому Шелковому пути, то в окрестностях Тектурмаса обнаружены захоронения и зороастрийцев, и первых христиан-несторианцев, и древние мусульманские могилы. «Для погребальной церемонии зороастрийцы использовали специальные керамические сосуды - оссуарии. Некоторые из них найдены археологами при здешних раскопках и теперь представлены в постоянной экспозиции областного историко-краеведческого музея. Они имеют разные формы и размеры. Часто хумы украшались лепниной. На них наносились зооморфные символы, напоминающие снежных барсов, горных козлов, обезьян и других животных. Также нередко использовался знак Солнца», - рассказала Анна Крокошева.
Широко известная достопримечательность Тараза - Тектурмас считается местом погребения святого Султан-Махмуд-хана. Его мавзолей, построенный в период распространения на здешней территории ислама, в 1935 году был разрушен. В 2001 году общественным фондом «Тектурмас» по сохранившейся фотографии конца XIX века был восстановлен новый мавзолей на месте прежнего. Новое сооружение полностью передает строгие формы средневекового стиля. Мазар, квадратный в плане, представляет собой кирпичную конструкцию центрической композиции со стороной восемь метров. Стены разрежены большими стрельчатыми нишами, прорезанными дверными и оконными проемами с балочными перекрытиями, придающими строению динамичность и стройность. Сооружение имеет свойственные раннеисламской архитектуре купола: четыре маленьких по углам и один большой, словно тянущийся к небу, - по центру.
Рядом находится мавзолей, сооруженный над могилой великого казахского батыра Мамбета, жившего в этом регионе в XVIII веке. Первоначально Мамбет-батыр был похоронен на территории мавзолея Карахан в центре Тараза, но в 1956 году из-за начавшегося строительства стадиона на месте прежнего захоронения его останки перенесли на гору Тектурмас. Позже его потомки, проживающие в Байзакском районе Жамбылской области, воздвигли ему отдельный мавзолей.
Архитектурный комплекс является одним из популярных мест паломничества как верующих, так и гостей города. Сюда по традиции приезжают молодожены поклониться праху старцев, помолиться, получить благословение.
«Судя по тому, что Тараз был столицей несколько раз, был и крупным экономическим городом, обычно в таких городах, и европейских, и азиатских, конечно, бывали такие подземные траншеи, пути, чтобы правители, горожане могли скрыться от вражеских нашествий, - продолжает собеседник. - От Тектурмаса ведет подземный ход, по которому якобы может проехать всадник с копьем. Старожилы, кто раньше здесь жил, рассказывали, что в детстве туда спускались, и что та пещера была объемная. По преданию, в XIII веке, когда монголы штурмовали Тараз, жители сами подожгли город и покинули его через подземный ход. Фактически этот подземный ход еще не исследован. Известный жамбылский журналист, историк, исследователь Амантай Айзахметов предпринимал попытки найти его, но он как журналист, а научных археологических экспедиций еще не было. Надеемся, что рано или поздно, когда здесь, на территории городища Тараз, основная часть археологических работ будет завершена археологами, то откроем и подземный ход. Так что про подземный город я, как ученый, не могу сказать однозначно - есть он или нет. Но не исключаю эту возможность».
Предполагается, что этот подземный ход из Тектурмаса связан и с древним шахристаном в Таразе, и с дворцовым комплексом Акыр-Тас и ущельем Бота-Мойнак, расположенными к северу на территории Жамбылской области, и с окружающими Тараз горами Киргизского Алатау, где обнаружено много пещер. Попытку изучить эти подземные лабиринты в свое время предпринял Амантай Айзахметов, снарядивший специальную экспедицию. О своей работе он подробно написал в книге «Белые гуси дикого поля, или Тайны запредельного мира».
Исследователи обнаружили, что стены подземного хода были выложены каменными блоками, а кое-где из жженого кирпича старинной работы. Потолок сделан из огромных глыб, которые в целях безопасности команды пришлось убрать при помощи тяжелой техники, поскольку все на тот момент было настолько хрупким, что любой, даже незначительный звук мог вызвать обвал. Первое, что обнаружила команда, спустившись в тоннель, это лошадиная подкова. Находка подогрела их интерес, и шаг за шагом участники экспедиции стали идти вперед. Но по мере продвижения вглубь работать становилось сложнее, поскольку свод был ненадежным. «Трудно передать словами то, что мы здесь увидели, - написал позже А. Айзахметов. - Внизу, под землей, совсем другой мир. Другие краски, другие ощущения. Камни, покрытые, как глазурью, солевыми отложениями, отражают неземной свет. Даже в летнюю жару здесь стоит холод. Прямо в лицо дует из глубины подземелья ледяной ветер. Непривычное для нашего слуха сплошное безмолвие, непривычная для нашего взора черная непроглядная мгла. Только лучи шахтерских фонарей, как стальные мечи, кромсают кромешную мглу. Страх, любопытство и неизвестность. Страх мы преодолеваем, любопытство придерживаем, а неизвестность все дальше и дальше отодвигается вглубь подземелья. Такое впечатление, что мы находимся на другой планете. Красный марсианский ландшафт. Да и воздух здесь совсем другой, дышишь и не можешь им надышаться».
Примечателен Тектурмас и загадочными явлениями. О появляющихся здесь НЛО и призраке древнего сияющего старца рассказывают местные жители. А исследователи фиксируют геомагнитные аномалии и случаи исцелений от недугов после паломничества на Тектурмас. «Не могу утверждать, что здесь можно увидеть подобное, но вполне допустимо, что какие-то аномалии проявиться могут. Ведь многие сотни лет в этом месте хоронили людей, копилась тонкая энергия, которая и может давать такие необъяснимые вещи», - считает Анна Крокошева.
www.inform.kz
Город Тараз : фото города, фотографии Тараз
Музей
28 янв 2010, 13:36
просмотров: 1175
ЦУМ
28 янв 2010, 13:39
просмотров: 1207
Арка
28 янв 2010, 14:36
просмотров: 1539
Баня
28 янв 2010, 14:36
просмотров: 1290
maps.resurs.kz
Достопримечательности Тараза | NUR.KZ
В Казахстан приезжает все больше туристов. Их привлекает культура нашего народа и старинные города. Особый интерес вызывают достопримечательности Тараза. Предлагаем совершить небольшую экскурсию по самым знаковым из них.
За тысячелетнюю историю на территории, где сейчас стоит город Тараз, произошло множество событий, которые не могли не оставить след. Это наше культурное наследие и гордость. Тем, кто приехал сюда впервые, обязательно необходимо посетить:
Мавзолей Карахана
Гробница одного из ханов династии Караханидов — Шах-Махмуда Бугра — возведена в XI веке. В то время он правил нынешней территорией Тараза.
С именем правителя связана трогательная история любви. Согласно легенде, хан влюбился в девушку Айшу-Биби, которая ответила взаимностью. Шах-Махмуд просил ее дядю, шейха Айгоже, выдать племянницу за него, однако тот отказал. После этого Айша, сбежав из дома, отправилась к возлюбленному, но по дороге погибла.
Мавзолей Карахана состоит из одной центральной комнаты со ступенчатым надгробьем и трех худжр. Фасад представляет собой портал с углубленным входом. По бокам арки выложено шесть ниш различной формы.
В начале XX века здание усыпальницы основательно перестроили. В архитектурном плане сооружение не потеряло, однако многие декоративные элементы утрачены навсегда. Снаружи мавзолей обложен современным кирпичом, а из строительных материалов караханидской эпохи сложен купол и ниши по сторонам фасада.
Мавзолей Айша-Биби
Здесь покоится та самая девушка — возлюбленная Карахана, которую во время путешествия убила змея, заползшая в головной убор.
Мавзолей выстроен в традиционном для того времени стиле. Основа здания имеет кубическую форму, в качестве декора использовалась терракотовая плитка, а также орнаменты зооморфных и геометрических мотивов.
Исследованием памятника занялись в конце XIX века. На основе полученных данных было написано несколько весомых научных трудов. Изучение усыпальницы Айши-Биби помогло ученым лучше понять искусство древних племен Великой Степи.
В 1960-м для сохранения здания над ним возвели стеклянный купол, который позже демонтировали. В 2002 году провели масштабную реставрацию мавзолея, а вокруг разбили парк.
Архитектурный комплекс «Тектурмас»
Комплекс представляет собой несколько сооружений, построенных на месте древнейшего зороастрийского кладбища IX‒XI вв. По всем признакам это мавзолей, однако кто похоронен здесь, а также кем была воздвигнута гробница, доподлинно не известно.
Паломники и местные жители считают, что «Тектурмас» — усыпальница султана святого Махмуд-хана, военачальника при правлении династии Караханидов.
Читайте также: Достопримечательности Атырау
К сожалению, в 1935 году все оригинальные строения разрушили. Но по фотографиям конца XIX века их удалось восстановить в более или менее аутентичном виде.
Комплекс расположен у реки на холме в юго-восточной части Тараза. Даже если путешественника не интересует архитектура, открывающийся вид на город не оставит его равнодушным, особенно на закате.
Мавзолей Бабаджи хатун
Памятник находится в восемнадцати километрах от Тараза в селе Айша-биби. Многие считают мавзолей святым, так как он является не только гробницей, но и памятником непоколебимой преданности.
Здесь похоронена Бабаджа — няня Айши-Биби. Во время путешествия она сопровождала девушку, а после того как та умерла, стала смотрительницей мавзолея. Когда костлявая настигла и ее, в двадцати шагах от могилы Айши-Биби Карахан выстроил вторую усыпальницу.
Сооружение примечательно зонтообразным куполом. В нем шестнадцать ребер с двойным искривлением. В среднеазиатской архитектуре XI‒XII вв. подобное решение не имеет аналогов.
Мечеть Абдыкадыра
В XIX веке мечеть Абдыкадыра представляла собой огромный храмовый комплекс, занимающий значительную площадь. Однако в середине 1930-х его практически разрушили.
Сегодня от некогда монументального комплекса остался только центральный портал с минаретом. По краям стоят две колонны с декоративными башнями, имеющими художественную ценность.
Здание построено из белого обожженного кирпича в типичном для Средней Азии архитектурном стиле. Стены сооружения украшали многочисленные орнаменты и элементы декора. Над стрельчатой аркой портала красуется фигурное углубление.
Минарет имеет шесть сквозных проемов стрельчатого вида, также сохранилась специальная площадка для служителя мечети.
В 1980-х гг. здание взяли под государственную охрану и присвоили статус архитектурного достояния Республики Казахстан. В 2002-м провели реконструкцию фасада, укрепили фундамент и открыли мусульманскую школу.
Баня Кали-Юнуса
Одна из интересных достопримечательностей Тараза. Баню построили в конце XIX века. Дату установили благодаря стопке монет, найденной возле одной из ванн.
Здание представляет собой многокупольное сооружение из обожженного кирпича. При строительстве использовали систему отопления и стиль восточных бань XI‒XV вв. Толщина стен достигает 80 см, высота — 3 м, а под куполом — 5‒6 м. Для освещения в крыше предусмотрены прямоугольные прорези.
Помещения бани были богато украшены, однако с годами практически ничего не сохранилось. Из первоначальных элементов можно увидеть остатки сидений, часть отделки фундамента и ванны.
В целом здание бани сохранилось хорошо, восстанавливать пришлось только одно из одиннадцати помещений. Интересно, что архитектурный памятник использовался по назначению до середины 1950-х гг.
В Таразе и его окрестностях еще немало достопримечательностей. К сожалению, всех их описать в рамках одной статьи невозможно. Да и никаких слов не хватит, чтобы выразить чувства, возникающие при виде многовековых памятников.
Древний Тараз возник более двух тысяч лет назад и был выдающимся городом наших великих предков. Наша задача — не ударить в грязь лицом и сохранить это наследие для будущих поколений.
Читайте также: Интересные места в окрестностях Алматы
www.nur.kz
Город Тараз : фото города, фотографии Тараз
Музей
28 янв 2010, 13:36
просмотров: 1175
ЦУМ
28 янв 2010, 13:39
просмотров: 1207
Арка
28 янв 2010, 14:36
просмотров: 1539
Баня
28 янв 2010, 14:36
просмотров: 1290
maps.resurs.kz
карта города, фото Тараз, карта Тараз
Карты представлены корпорацией Google. Карты и фотографические изображения, предназначены только для личного, некоммерческого использования. Для просмотра карты используйте панель навигации или мышь.
Карты и города Казахстана - фото, история, факты
Фотографии города Тараз
Профиль города
Тараз (Джамбул) - административный, промышленный и культурный центр Жамбылской области. Находится в 554 км к западу от г. Алматы, на автомагистрали Алматы - Ташкент, связан железной дорогой с городами Алматы, Шымкентом, Жанатасом, Ташкентом.
Год основания города: 2-3 век до н.э.Население: 343 275 человек (2013)Часовой пояс: UTC+6Телефонный код: +7 (7262)Почтовый индекс: 080000Автомобильный код: 08 (до 2012 года - H)
Тараз - это один из древнейших городов Казахстана. С древних времен Тараз был известен как»город купцов". Городище древнего Тараза почти не сохранилось. Его территория занята постройками современного города. Раскопками вскрыты комплексы и постройки различных периодов жизни Тараза
Сегодня Тараз – крупный город, центр химической, пищевой, сахарной промышленности республики. На территории области, которая носит имя Джамбула Джабаева, более 450 археологических памятников. Здесь встречаются стоянки первобытного человека периода палеолита и неолита, памятники эпохи бронзы (многочисленные курганы так называемого андроновского типа, наскальные изображения), десятки развалин средневековых городов, укреплений, а также архитектурных сооружений.
В городе сохранились памятники средневековой архитектуры. На старом кладбище есть два кирпичных мавзолея - это мавзолей Карахана, построенного над могилой правителя Тараза, другой, мавзолей Шамансур, которой сооружен над могилой наместника монгольских ханов.
За последнее время неузнаваемо изменилась архитектура города. Строятся новые гостиницы, на крыше одной из них будет сооружена вертолетная площадка, где туристы смогут совершать свои удивительные экскурсии прямо из своего номера и после путешествия возвращаться в неё.