Древние и популярное искусство глиптика. Глиптика древней греции
Камеи, геммы, инталии. Древнее искусство ГЛИПТИКИ
Особенно выделяются своей красотой и изысканностью исполнения резные камни Древней Греции и Италии. Здесь зародился специфический выразительный язык глиптики, который соединил в миниатюрных произведениях красоту чистейших тонов минералов и виртуозную резьбу. То точную и графически завершенную, то мягкую и трепетную.
Глиптика — это искусство резьбы на цветных и драгоценных камнях.
Произведения глиптики называются "геммами". Различают геммы с врезанными изображениями (инталии) и с барельефными выпуклыми изображениями (камеи). Один из лучших знатоков глиптики, французский исследователь начала XX в. Э. Баблон заметил, что для изготовления большой камеи требовалось столько же времени, сколько для постройки целого собора. До конца IV века до н. э. древний мир знал лишь один вид гемм — инталии, дававшие на оттисках в мягкой глине или воске выпуклые зеркальные изображения. Только в зпоху эллинизма мастера глиптики, наряду с печатями-инталиями, начинают вырезать рельефные камеи. И если роскошные многоцветные камеи с их эффектным колоритом и пластикой являются памятниками своеобразной живописи в камне, то более скромные одноцветные инталии ближе графике. Инталия. Изображение императора Каракалла на аметисте.
Инталия "Наказание Тита". Горный хрусталь. 16 век, автор - Джованни Бернарди (Британский музей)
Инталия, изображающая Юлию, дочь Тита. 9 век. Автор - Euodos. Хранится в Национальной библиотеке (Кабинет медалей), Париж.
Камея с изображением императора Августа. 9 -12 вв. Двухслойный оникс. 19 × 23 cm.
Камея 1 века до н.э. Поликсена на могиле Ахиллеса.
Камея Птолемей II и Арсиноя, или знаменитая Камея Гонзага. III в. до н. э. 15,7 × 11,8 см. Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж. Камея из трехслойного сардоникса, относящаяся к лучшим образцам античной глиптики. Согласно общепринятому мнению, является самой знаменитой камеей Эрмитажа. Происхождение: Поступила в 1814 г. из собрания Жозефины Богарне. До 1630 г. принадлежала мантуанским герцогам Гонзага; 1630—1648 гг. — хранилась в сокровищнице Габсбургов в Пражском Кремле; 1648—1689 гг. — была собственностью шведской королевы Христины; в 1689 г. поступила в собрание герцогов Одескальки; в 1794 г. ее приобрел для Ватикана папа Пий VI. В 1798 г. после взятия Рима войсками Наполеона I была увезена во Францию.
Крест Лотаря (кон. 10 в., Германия). Сардоникс, филигранное золото и драгоценные камни. высота: 50 см, ширина: 38.5 см, толщина: 2.3 см. В центре - большая камея, изображающая римского императора Августа в лавровом венце, которому на обратной стороне креста соответствует гравированное изображение распятого Христа, принимающего такой же лавровый венец из рук Бога Отца (двойная аллегория: Христос как Господин на земле и как Победитель смерти; император правит на земле как викарий Христа). Крест Лотаря был подарен германским императором Оттоном III. Хранится в сокровищнице Аахенского собора.
Камея Тиберия, или Большая камея Франции. 37 г. Вырезана в пятислойном сардониксе (Национальная библиотека Франции, Кабинет медалей, Париж). В центре Тиберий с Ливией, перед ними Германик в доспехах полководца и его мать Антония. В верхней части в сонме богов Август с жезлом в руке и другие умершие к тому времени члены императорской семьи.
Камея "Император Август".
Камея "Александр Македонский" Родиной камей считается Александрия, город, основанный в 332 г. до н.э. в устье Нила Александром Македонским. Отсюда происходят самые ранние, прославленные геммы древности: большая камея с портретами Птолемея II и Арсинои, хранящаяся в настоящее время в Петербурге, "Кубок Птолемея", хранящийся в Париже. Исполнили их греческие мастера при александрийском дворе Птолемеев.
Кубок Птолемея. Двуручная чаша из оникса или халцедона с резьбой по типу камеи. Хранится в Национальной Библиотеке (Кабинет медалей), Париж. Высота 8.4 см, диаметр 12.5 см
.
Кубок Птолемея (задняя часть)
Портлендская ваза известна в истории искусства как самое выдающееся из сохранившихся произведений античного художественного стекла. Представляет собой декоративный сосуд 25 см в высоту и 56 см в обхвате из двуслойного тёмно-синего и белого непрозрачного стекла, на котором методом резьбы исполнен рельеф с изображением семи фигур богов и смертных. Эта техника напоминает резьбу камей из многослойных поделочных камней. Предположительно изготовлена в Риме между 30 и 20 годами до н. э.
Камеи
Камея, 12 век; оправа - конец 16 века. Агат, золото, жемчуг, драгоценные камни.
Одним из самых древних искусств является глиптика – искусная резьба драгоценных камней. На островах Эгейского моря ещё в IV – III тысячелетии до н.э. изготавливали инталии – геммы с углублённым изображением. Данные изображения создавались по долгие годы сохранявшимся традициям.
Резные камни Древней Греции отличались изяществом, красотой и особой изысканностью исполнения. Именно здесь зародился выразительный художественный язык глиптики. Он проявился в миниатюрных произведениях, в которых искусно сочетались красота камня и мастерская резьба. Изображения глиптики могли быть то точными и графически завершёнными, то мягкими и трепетными.
Греческие геммы
До конца IV в. до н.э. в древнем мире были известны только геммы – инталии. Это зеркальные изображения на оттисках глины или воска. Позднее вместе с печатями – инталиями вырезают рельефные камеи. Камеи – настоящие шедевры живописи на камне. Они роскошные, разноцветные, с богатым колоритом и пластикой. В свою очередь, инталии выглядят скромнее и приближаются к графическим рисункам.
Изготавливались геммы (изделия глиптики) из твёрдых минералов: агата, сердолика, граната, гематита, сардоникса. Для этого требовалось специальное оборудование. Оно было несложным: небольшой станок с ножным приводом, различные резцы и абразивы.
Искусство мастеров требовало особого внимания. Резчик не только вырезал миниатюрное изображение, но и должен был держать перед собой его зеркальное отражение. Художник периодически останавливал работу, очищал от абразива инталию, делал пробные оттиски, наносил новый слой вспомогательного состава и снова принимался за резьбу. Поэтому на изготовление одной геммы требовалось много времени и усидчивости.
На древнегреческих геммах можно отыскать изображения, относящиеся ко всем сторонам духовной и материальной жизни греков. Здесь нашли отражения и религиозные, и политические, и культурные, и бытовые моменты взаимоотношений людей. Особую ценность представляет то, что в глиптике были воспроизведены утраченные работы по греческой графике, пластике, живописи. Бывает, что в геммах многократно повторяется одна тема. Значит, мастера глиптики использовали как образец одинаковый живописный оригинал.
Античные геммы очень хорошо сохранились из-за твёрдости и прочности минералов. Их не смогли разрушить время и события, и до наших дней они дошли в почти первозданном виде.
mithology.ru
Глиптика - искусство резьбы на камнях
Слово » глиптика» пришло в русский язык из греческого. В дословном переводе оно означает — » выдалбливать» или » вырезать». Таким образом, искусство глиптики подразумевает собой резьбу на поделочных, полудрагоценных и драгоценных камнях.
Глиптика является одним из древнейших видов декоративно — прикладного искусства, которое требовало от мастеров специальных знаний и высокого уровня исполнения. Минералы с вырезанными на них изображениями называются геммами. Их издавна использовали в качестве ювелирных украшений, печатей, а также талисманов и оберегов.
Виды гемм
Существует два вида гемм, которые отличаются особенностями техники исполнения:
Инталии — геммы с углубленным изображением.
Инталия с изображением Эроса
Камеи — драгоценные или полудрагоценные камни с выпуклым, рельефным изображением.
Различие между инталиями и камеями заключается еще и в том, что инталии получаются однотонными, а камеи — многоцветными и колоритными. И те, и другие виды гемм используются с глубокой древности для изготовления печатей, ювелирных украшений, а также декоративных деталей для дизайна интерьера.
Камеи
Особенности изготовления гемм
Инталии и камеи выполняются как на мягких видах камней, так и на минералах высокой степени твердости. Все виды камней обрабатывались вручную или с помощью несложных станков с вращающимися резцами. Среди мягких видов камней можно назвать следующие, которые являются наиболее популярными среди мастеров:
Стеатит — этот минерал, по сути, представляет собой разновидность плотного талька. Стеатит имеет еще и многие другие названия: восковой камень, ледяной камень, талькохлорит, туликиви ( что на финском означает » горячий камень»), мыльный камень и жировик.
Стеатитовые печати — инталии
Гематит — это широко распространенный минерал железа, одна из самых главных железных руд. В переводе с греческого название минерала означает » кроваво — красный». В простонародье гематит называется красным железняком.
Брошь » Зеркальная камея» на гематите
Серпентин — это научное название минерала, известного в народе как змеевик. Подобное название дано камню за то, варианты егог окраски похожи на расцветку змеиной кожи.
Камея — подвеска » Тюльпаны» из цельного серпентина
Для создания инталий и камей древним мастерам не требовалось слишком сложное оборудование. Достаточно было набора прочных резцов, специального станка и некоторых видов абразивных веществ, которые использовались для нанесения изображения на очень твердые виды минералов, среди которых можно назвать следующие:
Агат — является одной из разновидностей кварца, и представляет собой минерал с полосчатой окраской, которая зачастую формируется в рисунок в виде глаза. Из агата получаются очень красивые ювелирные изделия.
Камея — подвеска » Золотая рыбка» из цельного агата
Сердолик — представляет собой одну из разновидностей халцедона. Минерал может иметь оранжевую, желто — коричневую, ярко — желтую, оранжево — красную и розово — красную окраску.
Камея из сердолика » Зачарованный замок»
Гранат — относится к группе минералов и представляет собой прозрачные, очень красивые камни темного и кроваво — красного цвета — альмадины и пиропы.
Кольцо с камеей на агате
Халцедон — представляет собой одну из разновидностей кварца. Полупрозрачный минерал может быть окрашен в различные цвета, и при этом каждый минерал называется по — своему: красный — сердолик, коричнево — красный — сардер, зеленоватый — хризопраз, голубой — сапфирин, матовый темно — зеленый с красными полосками — гелиотроп.
Камея на халцедоне
Горный хрусталь — является чистым диоксидом кремния природного происхождения. Из — за абсолютной прозрачности и высоких декоративных свойств минерала его с давних пор используют для производства ювелирных изделий и предметов роскоши. В настоящее время для изготовления камей и инталий может использоваться также обычный, искусственный хрусталь или специально обработанное стекло.
Прозрачная камея в хрустале
Сардоникс — представляет собой разновидность известного минерала оникса. Сардоникс характеризуется окраской с чередующимися слоями красновато — бурого и белого цветов.
Камея на сардониксе
Для работы с этими минералами абразивы использовались потому, что обычный металлический инструмент не годился для их обработки, так как он не мог даже поцарапать их поверхности.
Кроме этого, камеи и инталии могут быть выполнены на слоновой кости, обработанном стекле или мраморе.
Камея » Девушка» на мраморе
Таким образом, глиптика представляет собой искусство резьбы на драгоценных, полудрагоценных и поделочных камнях. Это одно из древнейших видов искусств, которое берет свои истоки с давних времен.
Многие образцы рельефных изображений на минералах сохранились до наших дней, потому что исключительная прочность материала делала их поистине вечными произведениями искусства, на которые время практически не оказывает своего разрушающего воздействия.
Инталия » Прелесть»
Инталии в виде печатей делать было достаточно сложно, потому что изображенный на них сюжет или рисунок должен был выступать в обратном, зеркальном виде. К тому же, изделия были, как правило, очень маленького размера, поэтому мастер мог заниматься изготовлением одной инталии долгое время.
Инталия на янтаре
Глиптика древнейших времен
Мастерство резьбы по камню было известно еще египтянам и ассирийцам. Изяществом и необыкновенной красотой поражают воображение геммы Древнего Египта, Шумера, Вавилона и Ассирии.
Древнейшие произведения глиптики, созданные в Междуречье и Египте, относятся к IV тысячелетию до нашей эры, что свидетельствует о высоком уровне развития ремесел в этих государствах. Главным образом это были печати — инталии, оттиски которых представляют собой композиции на мифические темы.
Египетские инталии
Известны и более древние произведения глиптики. Это знаменитые геммы Урарту, созданные в IX — VII столетиях до нашей эры. Известны также иранские геммы, изготовление которых датируется VI — V веками до нашей эры.
Печати Древнего Египта обычно имели форму священного жука — скарабея. На их нижней стороне вырезались иероглифы или изображения мифических персонажей. А вот на геммах Крита ( III — II тысячелетие до нашей эры) впервые появились портретные изображения людей.
Своего расцвета искусство глиптики достигло в Древней Греции и Древнем Риме.Именно здесь были созданы уникальные образцы изделий из драгоценных и полудрагоценных камней, которые и на сегодняшний день удивляют своим изяществом и тонкостью работы.
Греческие геммы часто имели заимствованную из Египта форму скарабеев. В V — IV веках до нашей эры сложились формы античной глиптики, которые принято называть классическими. На геммах того времени изображались фигуры богов и героев, животных и птиц, а также популярные сцены из мифологии.
До IV века до нашей эры было широко распространено изготовление инталий — своеобразной разновидности гемм, которые давали на оттисках в мягком воске или пластичной глине выпуклые зеркальные изображения.
И только древнегреческие мастера впервые освоили искусство изготовления резных рельефных камей, которые стали настоящими произведениями живописи в камне. В эпоху эллинизма искусство глиптики процветает не только в материковой части древнегреческого государства, но и на отдельных островах — Кипре, Самосе, Хиосе, Мелосе, а также в ионийских городах. Мастерски выполненные греческими резчиками по камню прекрасные камеи прежде всего использовались в качестве ювелирных украшений.
Браслет с камеей
В этот период в моду вошли камеи из многослойного полудрагоценного камня сардоникса. Эти изделия зачастую достигали значительных размеров. Поэтому подобные картины в камне вполне могли использоваться для украшения интерьера жилых помещений.
Камея в интерьере
При дворцах монархов чрезвычайную популярность приобрела портретная глиптика, отдельные образцы которой сохранились до наших дней и приобрели всемирную известность. В их числе можно назвать камею с изображением правителя Египта — царя Птолемея II.
Камея с изображением Птолемея II.
Также широкую известность во всем мире получила » Камея Гонзага», на которую были нанесены рельефные изображения царя Птолемея II Филадельфа и его жены Арсинои II. Данное произведение резного искусства было выполнено в III веке до нашей эры. На сегодняшний день камея хранится в России, в музейной коллекции Эрмитажа. Камея Гонзага выполнена из трехслойного сардоникса, и представляет собой парный портрет царственных супругов, которые по своему происхождению являлись братом и сестрой.
Камея Гонзага с изображением Птолемея II и Арсинои II. Изделие выполнено в III веке до нашей эры в Александрии Египетской
Огромный интерес своим художественным исполнением вызывает камея императора Константина, выполненная из сардоникса в IV веке нашей эры. На сегодняшний день это уникальное произведение находится в музейной экспозиции Эрмитажа.
Камея императора Константина
Тематика сюжетов, изображенных древнейшими мастерами, разнообразна и охватывает различные сферы жизни. В инталиях и камеях можно видеть отражение духовного и материального мира наших предков, их религиозные верования, развитие культуры и важнейшие политические события, а также изображения известных людей того времени.
Прекрасный облик великого полководца Александра Македонского тоже запечатлен в камее удивительной красоты. В настоящий момент уникальное изделие находится в Парижском кабинете медалей.
Камея с портретным изображением Александра Македонского
Известные мастера искусства глиптики
Практически каждый исторический период имел своих замечательных мастеров глиптики. В Древнем Риме творили знаменитые греки Агатоп, Солон и Диоскурид. В средние века искусство глиптики развивалось в Византии, на Ближнем Востоке и в Китае.
В Западной Европе глиптика возродилась в эпоху Ренессанса, ведущая роль в которой принадлежала итальянским мастерам. Среди них можно назвать Беллини, Якопо да Треццо, которые не только копировали античные образцы, но и создавали портреты современников.
Последний расцвет искусства глиптики наблюдался в период с XVIII по начало XIX веков, в эпоху классицизма. В ту пору все говорили о мастерстве итальянских резчиков Пихлеров. В Германии был знаменитый резчик Наттер, а во Франции — Жак Юэ.
В России самыми знаменитыми резчиками этого времени были Есаков, Шилов и Доброхотов. В XIX веке искусство глиптики снова пришло в упадок, хотя произведениями древних мастеров люди продолжали любоваться и восторгаться.
Однако наступивший XXI век внес свои коррективы, и резьба на драгоценных камнях снова стала популярным видом искусства. В частности, камеи и инталии в наши дни очень популярны в ювелирных украшениях.
Камеи на брошах
Современные резчики по камню в своем искусстве нисколько не уступают древнейшим мастерам — напротив, в их арсенале появились многие современные инструменты и технологии, которые во многом облегчают процесс обработки камня, и нанесения на него самых тонких и изящных изображений.
Кольцо с инталией
design-fly.ru
Глиптика - это... Что такое Глиптика?
(греч. glyptike, от glэpho - вырезаю, выдалбливаю), искусство резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях, один из видов декоративно-прикладного искусства. Резные камни (геммы) с глубокой древности служили печатями (знаками собственности), амулетами и украшениями. Геммы с врезанными (инталии) и выпуклыми (камеи) изображениями выполнялись на камнях мягких (стеатит, гематит, серпентин) или твёрдых (сердолик, халцедон, хрусталь) пород вручную или с помощью несложных станков с вращающимися резцами.
Древнейшие произведения глиптики, созданные в Древнем Двуречье и Египте в 4-м тысячелетии до н. э., свидетельствуют о высоком уровне её развития. Это главным образом цилиндрические печати-инталии, оттиски которых дают развёрнутые многофигурные композиции (на жанровые, мифические темы). Многочисленные произведения древневосточной глиптики (начало 3-го - 1-е тысячелетие до н. э.) отражают стилистическую эволюцию её изобразительного искусства (см. Шумер, Элам, Аккад, Вавилония, Ассирия). С традициями глиптики Древнего Двуречья связаны геммы Урарту (IX-VII вв. до н. э.) и ахеменидского Ирана (VI-V вв. до н. э.). Печати Египта обычно имели форму священного жука-скарабея; на нижней стороне печати вырезались подчинённые плоскости камня иероглифические тексты или изображения мифических персонажей. Геммы Крита (3-2-е тысячелетия до н. э.) отличались свободой композиции, динамизмом и обобщённостью рисунка. Наряду с изображениями животных здесь впервые появляются портретные изображения людей. Высокого расцвета достигло искусство глиптики в Древней Греции и Древнем Риме. Греческие геммы часто имели заимствованную из Египта форму скарабея. В геммах архаической Греции (VI - начало V вв. до н. э.) законченность изображений, меткость отдельных реалистических наблюдений сочетаются с декоративным изяществом и обобщённостью форм.
В V-IV вв. до н. э. складываются классические формы античной глиптики, всё большее значение приобретает использование резчиком декоративных качеств камня, мягких живописных эффектов просвечивания. Изображения на геммах этого времени (животные и птицы, фигуры богов и героев, мифические сцены) отличаются лаконизмом композиции, спокойной ясностью и гармонией (печати Дексамена Хиосского, вторая половина V в. до н. э.). В эпоху эллинизма вошли в моду камеи из многослойного полихромного сардоникса, нередко достигающие большого размера. При дворах эллинистических монархов особого расцвета достигла портретная глиптика ("камея Гонзага" с изображением царя Птолемея II Филадельфа и его жены Арсинои, III в. до н. э., ГЭ). С падением эллинистических центров мастера глиптики устремились в Рим. Крупнейшими мастерами древнеримской глиптики были греки Агатоп, Солон, Диоскурид. Помимо воспроизведения прославленных образцов прошлого, римские мастера создавали отточенные по характеристике портретные геммы и роскошные многофигурные камеи с мифическими и аллегорическими изображениями (гемма "Увенчание Августа", конец I в. до н. э., Музей истории искусств, Вена).
В средние века глиптика развивалась главным образом на Востоке. Глиптике Византии, сохраняющей в значительной мере античные традиции, свойственны также тяготение к плоскостности, графическое изящество, нарастающая схематизация форм. На мусульманском Востоке широкое распространение получили геммы-инталии с надписями. Каллиграфически тонкие резные тексты украшают печати средневекового Китая. В Западной Европе искусство глиптики вновь возрождается в эпоху Ренессанса. Ведущая роль здесь принадлежит итальянским мастерам. Наряду с копированием произведений античной глиптики они создавали профильные и трёхчетвертные портреты современников (мастера В. Белли, Дж. Бернарди, Якопо да Треццо и др.). В XVI в. появилось стремление к декоративной пышности, формы гемм усложнились (мастера Алессандро и Антонио Маснаго). Новый подъём глиптики связан с эпохой классицизма (XVIII - начало XIX вв.), когда вновь начало господствовать антикизирующее направление (мастера-резчики в Италии - семейство Пихлеров, в Германии - Л. Наттер, во Франции - Жак Юэ и др.). Выдающимися мастерами этого времени были русские резчики А. А. Есаков, И. А. Шилов, П. Е. Доброхотов. В XIX в. глиптика как вид искусства пришла в упадок.
"Камея Гонзага" с изображанием Птолемея II Филадельфа и его жены Арсинои. 3 в. до н. э. Александрия. Эрмитаж. Ленинград.
Литература: М. И. Максимова, Античные резные камни Эрмитажа, Л., 1926; её же, Резные камни XVIII-XIX вв., Л., 1926; А. Я. Борисов, В. Г. Луконин, Сасанидские геммы, Л., 1963; Ю. О. Каган, Выставка западноевропейской глиптики XIII-XVII вв., Л., 1969; О. Я. Неверов, Геммы античного мира, М., 1983; Vollenweider М. L., Die Steinschneidekunst und ihre Kьnstler in spдtrepublikanischer und augusteischer Zeit, Baden-Baden, 1966.
dic.academic.ru
Древние и популярное искусство глиптика
Глиптика — это искусство резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях, также некоторые использовали кости. Несмотря на всю сложность, является самым древним искусством.
Еще в четвертом—третьем тысячелетии до н.э. были известны инталии. А если быть точнее, то геммы с углубленной картиной. Сделаны они были в Месопотамии. Традиции исполнения уходят далеко в глубь веков.
Такая резьба по камню стала популярна на египетских, шумерских, вавилонских, ассирийских геммах. Такие изделия с вырезанными фигурками с самого начала появились в Месопотамии, после чего в Египте и уже потом в других местах Средиземноморья. Очень популярны были кольца с каменными печатками в Древнем Египте. В основном там был оттиск жука скарабея. А вырезали его чаще всего с лазурита.
Даже сейчас, в Москве, в музее искусств А.С. Пушкина можно лицезреть разные экспонаты государств древнего Двуречья. Что самое интересное, их возраст от двух до пяти тысяч лет.
Это искусство сложно тем, что мастера использовали твердый материал, а еще сами картинки были очень маленькими по размеру, не больше самого минерала. Совсем скоро от резчиков требовалось изготавливать зеркальные отпечатки, которые при оттиске должны были быть правильными.
Очень красивые изделия были в Италии и древней Греции. В нем соединились две вещи, это виртуозная резьба и чистейшие минералы.
Глиптика и история
Еще в древние времена люди научились обрабатывать драгоценные и полудрагоценные минералы. В самом начале резьба по камню носила только утилитарное значение. Уже со временем, они больше превратились в предметы украшения.
Мастера ювелирных дел любили по камню наносить на поверхность жизненные сценки, батальные поединки. Еще одна любимая тема это резьба мифических героев и разнообразных событий.
Как раз многие обычаи в Египте, Риме стали известны благодаря им. Глиптика в то время была довольно популярной, и сейчас практически везде можно найти те произведения искусства.
Имелись даже и такие (в основном цари), кто собирал целые коллекции. Императрица Екатерина II имела такую. Она была около десяти тысяч предметов. Сегодня много музеев могут похвастаться такими коллекциями, которые находятся у них на сохранении.
Гемма
Поначалу резьба своими руками не была сложной как по сюжету, так и по исполнению. В основном изображали фигурки людей или животных на драгоценных минералах. Это и были геммы. Но через некоторые время они стали довольно сложным произведением искусства. Сюжетная линия становилась все более интересной, а фигуры приобрели объем и стали более четкими.
Со временем, кроме основных правил начали появляться и нюансы. Художественная резьба по камню менялась от места, где были они изготовлены. Греческие произведения хвастались своей цветовой гаммой, сюжетной линией, а также мелкими деталями. Римляне своими руками делали четкие линии. В их арсенале было два цвета, но сюжет отличался сложностью и мелкими деталями. Китайцы предпочитали работу по камню оникс. Также они любили нефрит. Из них и была резьба фигурок священных животных, целые сцены жизни людей и, конечно, было изображение Будды.
В Средние века люди считали их талисманом, и много кто носил их с собой.
Древний стиль инталия
Глиптика известна еще одним стилем. Этот стиль был известен еще в Греции и Месопотамии. Специалисты смогли освоить такую технику, как вогнутая резьба. Эти изделия использовались в основном как печати. Иногда это были кольца-печати. Иметь такое кольцо на то время было очень престижно и модно.
Если в семье была инталия, на которой изображалось священное животное — скарабея или герба, то это была семейная драгоценность, которую передавали из поколения в поколение. Сложность для профессионала заключалась в том, что картинку необходимо было изобразить зеркально. Такому камню, как голубой сапфирен давали предпочтение. Но также любимыми были оникс, яшма.
Камея
Камея считается самой высокохудожественной из всех техник, которые мастера делали руками. Для того чтоб владеть этой техникой необходимо владеть техникой резьбы, иметь хороший вкус и знать все тонкость и нюансы по камню. Настоящая камея — это камея, которая наполнена светом, что исходит изнутри и мягкость переходов.
В музее в России сейчас хранится самая известная камея — Гонзаго. Сюжетом часто выступают портреты известных людей либо древние картины. В основном она состоит из 2 частей. На светлой стороне выполняют изображение, которое переходит в темный фон. Иногда сочетают его с металлом. Предпочтение надают такому камню, как агат. Он достаточно твердый, чтоб работать с ним на станке. Слои этого материала разные по цвету, и это упрощает работу с ним в дальнейшем.
Камею можно делать очень долго, даже несколько лет. Поэтому этот вид является самым дорогим, и берутся только настоящие профессионалы своего дела.
Глиптика и технические моменты
Самое сложное (кроме миниатюрности) для специалиста было то, что нужно учитывать обратную картину. Для того, чтоб в итоге не ошибиться, время от времени необходимо было очищать кости и делать пробные оттиски. Для того, чтоб своими руками создать такую красоту, необходимо было потратить много времени и терпения. Но это того стоило, теперь минералы просто неподвластны времени. Теперь, в наши дни, разглядывая их, поражаешься, что пройдя столетия, разрушительное время их почти не коснулось. Скажем так, глиптика неразрушима.
Сюжетные линии
Глиптика хороша тем, что не останавливается на чем-то одном. На минералах изображались различные сюжетные линии. Свое место нашли не только духовная, но и материальная жизнь, которая царила в античные времена. Мастера изображали:
политику и религию;
литературу;
театр;
проблемы человеческих отношений и быта.
Можно сказать, что глиптика дает нам возможность познакомиться с жизнью античного мира. Ведь греческая графика, живопись и пластика к великому сожалению утрачена.
Глиптика в домашних условиях
Оказывается, искусство глиптика не только не забыто, но и процветает в наше время. И его можно легко освоить дома, и создать маленькую мастерскую. Ведь сегодня есть много вариантов станков — электромагнитные, ультразвуковые. А положительным моментом есть еще и то, что инструмент для работы по камню может поместиться на трети стола.
Самым хорошим материалом для работы считают многослойный агат. Один слой для картинки, второй для фона, а все остальные для различных деталей. Также умельцы любят работать и с другими многослойными минералами это кремний и яшма. Не нужно бояться экспериментировать, для работы подойдут разные породы.
Для того, чтоб производить определенные работы по камню используют разные боры:
боры с большим абразивом — чтоб удалять крупные его части;
среднезернистые — для того, чтоб обрабатывать детали;
мелкозернисты боры — для отделки деталей;
тонкозернистые — для полировки и шлифовки.
Каждые мастер работает так, как ему удобно, но есть определенная техника, которой все придерживаются. Для начала — рисунок. Необходимо заглянуть, чтоб понять какой рисунок подойдет именно этому камню. Затем создается модель будущего рисунка из пластического материала. После чего и наступает художественная резьба по камню.
Все это можно проделать своими руками, если выполнять такие операции — выровнять поверхность материала, взять краску, которая не смывается и нанести контур будущего рисунка, после чего обточить минерал на планшайбе. Потом его стачиваем до глубины фона, при помощи обдирочных боров прорабатываем рельеф. Затем берем боры все меньше, для того, чтоб прорабатывать мелкие детали. Уже в конце отшлифовываем и отполировываем рисунок с помощью фетровых кружков полировочными абразивами. Искусство резьбы по камню это не только древние искусство, но и очень увлекательное.
Глиптика с кости
Глиптика это не только художественная резьба по камню, а еще и изготовление украшений и печатей из кости, гальки, и слоновой кости. Когда в Греции был популярен геометрический стиль, ввели новшества в обработку кости. Это отобразилось на хорошем качестве печатей с кости в то время.
В наше время можно купить продукцию, которая сделана своими руками из слоновой кости, бивня мамонта. Резьба по этому материалу придает изделию изысканной утонченности, гармоничности, тепла.
Заглядывая в прошлое, специалисты придают слоновой кости новую жизнь, они перевоплощают ее в брелоки, украшения, и многое другое. Ведь резьба по кости очень тяжелое и кропотливое занятие, но в итоге получаем отличный результат. Можно сказать, что глиптика обрела новое дыхание сегодня.
azbukakamnej.ru
от Птоломея до наших дней
На пик моды в нашем веке глиптика — (греч. glyptike, от glypho — вырезаю, выдалбливаю), искусство резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях, вернулась в 2008 году. Мировые ювелирные бренды активно стали использовать в своих коллекциях вставки из драгоценных самоцветов, выполненные в жанре глиптики. И самые известные почитательницы роскоши, безусловно, спешат пополнить свои ювелирные коллекции этими самыми дорогими, волшебными и мастерски исполненными украшениями.
Что же это такое – уникальная рукотворная каменная пластика? Резные камни (геммы) с глубокой древности служили печатями (знаками собственности), амулетами и украшениями. Геммы с врезанными (инталии) и выпуклыми (камеи) изображениями выполнялись на камнях мягких (стеатит, гематит, серпентин) или твердых (сердолик, халцедон, хрусталь) пород вручную или с помощью несложных станков с вращающимися резцами.
Древнейшие произведения глиптики, созданные в Древнем Двуречье и Египте в IV тыс. до н. э., свидетельствуют о высоком уровне ее развития. Это главным образом цилиндрические печати-инталии, оттиски которых дают развернутые многофигурные композиции на жанровые и мифологические темы.
Печати Египта обычно имели форму священного жука-скарабея: на нижней стороне печати вырезались подчиненные плоскости камня иероглифические тексты или изображения мифических персонажей. Геммы Крита (ІІІ — ІІ тыс. до н. э.) отличались свободой композиции, динамизмом и обобщенностью рисунка. Наряду с изображениями животных здесь впервые появляются портретные изображения людей.
Высокого расцвета достигло искусство геммы в Древней Греции и Древнем Риме. В геммах архаической Греции (VI — начало V в. до н. э.) законченность изображений, меткость отдельных реалистических наблюдений сочетаются с декоративным изяществом и даже романтизмом.
В V-IV вв. до н. э. складываются классические формы античных гемм, все большее значение приобретает использование резчиком декоративных качеств камня, мягких живописных эффектов просвечивания. Оникс, цветные кварцы используются очень широко: мастера обращают внимание на природные узоры самоцветов.
Изображения на геммах этого времени (животные и птицы, фигуры богов и героев, мифологические сцены) отличаются лаконизмом композиций, спокойной ясностью и гармонией, что можно наблюдать на красивейшем произведении той эпохи — печати Дексамена Хиосского, вторая половина V в. до н. э.
В эпоху эллинизма вошли в моду камеи из многослойного полихромного сардоникса, нередко большого размера. При дворах эллинистических монархов особого расцвета достигла портретная гемма – знаменитейшая «камея Гонзага» с изображением царя Птолемея II Филадельфа и его жены Арсинои, III в. до н. э.
С падением эллинистических центров мастера гемм устремились в Рим. Крупнейшими мастерами древнеримских гемм были греки Агатоп, Солон, Диоскурид. Помимо воспроизведения прославленных образцов прошлого, римские мастера создавали отточенные по характеристике портретные геммы и роскошные многофигурные камеи с мифическими и аллегорическими изображениями, к примеру, гемма «Увенчание Августа», конец I в. до н. э., которая находится сегодня в Музее искусств Вены.
В средние века гемма развивалась главным образом на Востоке. Геммам Византии, сохраняющим в значительной мере античные традиции, свойственны также тяготение к плоскостности, графическое изящество, нарастающая схематизация форм. На мусульманском Востоке широкое распространение получили геммы-инталии с надписями. А каллиграфически тонкие резные тексты украшают печати средневекового Китая.
В Западной Европе искусство геммы вновь возрождается в эпоху Ренессанса. Ведущая роль здесь принадлежит итальянским мастерам В. Белли, Дж. Бернарди, Якопо да Треццо и др. Наряду с копированием произведений античных гемм они создавали профильные и трехчетвертные портреты современников.
И новый подъем геммы связан с эпохой классицизма (XVIII—начало XIX в.), когда вновь начало господствовать антикизирующее направление (мастера-резчики в Италии — семейство Пихлеров, в Германии — Л. Наттер, во Франции — Жак Юэ и др.). Выдающимися мастерами этого времени были русские резчики А. А. Есаков, И. А. Шилов и П. Е. Доброхотов.
Но в XIX веке гемма как вид искусства пришла в упадок.
И только в нашем веке рукотворное мастерство глиптики возвращается во всем своем великолепии. А прекрасные образцы этого ювелирного искусства можно увидеть в российской сети «Галерея самоцветов», куда входит бренд фамильных ценностей DENISOV & GEMS, мастера которого создают потрясающие ценности, отвечающие многовековым традициям этого жанра.
.
Кол-во просмотров: 1154
.
favorit-info.com
Что значит глиптика - Значения слов
(греч. glyptike, от glypho ≈ вырезаю, выдалбливаю), искусство резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях, один из видов декоративно-прикладного искусства. Резные камни (геммы) с глубокой древности служили печатями (знаками собственности), амулетами и украшениями. Геммы выполнялись из мягких (стеатит, гематит, серпентин) или твёрдых (сердолик, халцедон, хрусталь) пород камня вручную или с помощью несложных станков с вращающимися резцами. Геммы с углублёнными изображениями называются инталиями , с выпуклыми ≈ камеями .
Древнейшие известные нам произведения Г., созданные в Месопотамии, Передней Азии и Египте в 4-м тыс. до н. э., свидетельствуют о высоком уровне её развития. Это главным образом цилиндрические печати (инталии), оттиски которых дают развёрнутые многофигурные композиции. Многочисленные произведения Г. Месопотамии отражают стилистическую эволюцию её изобразительного искусства (см. Вавилоно-ассирийская культура ). На древнейших печатях Шумера (начало 3-го тыс. до н. э.) часто встречаются наивно-реалистические фигуры животных и людей, жанровые и мифологические сцены; изображения отличаются непринуждённостью композиции и живостью движений. Позже изображения становятся статичными и условными, часто превращаясь в подобие геометрического узора. В Г. Аккада (23 в. до н. э.) вновь усиливаются реалистические тенденции, изображения становятся объёмными, композиция приобретает большую свободу и динамику. Традиции Аккада продолжают цилиндрические печати Ассирии (1-е тыс. до н. э.), для которых характерны многообразие сюжетов (наиболее распространены сцены охоты и войны), тщательность отделки, тяготение к декоративной орнаментальности. С традициями месопотамской Г. связаны геммы Урарту (9≈7 вв. до н. э.) и ахеменидской Персии (6≈5 вв. до н. э.). Печати Египта имеют, как правило, форму священного жука-скарабея; на нижней стороне печати вырезались подчинённые плоскости камня иероглифические тексты или изображения мифологических персонажей. Геммы Крита (3≈2-е тыс. до и. э.) отличаются остротой и свободой композиции, динамизмом и обобщенностью рисунка, умением резчика вписать в крошечный овал камня сложные сюжетные композиции. Наряду с излюбленными в критской Г. изображениями животных здесь впервые появляются портретные изображения людей. Критская Г. оказала влияние на развитие Г. в микенской Греции. Высокого расцвета достигло искусство Г. в Древней Греции и Риме. Греческие геммы чаще всего имели заимствованную из Египта форму скарабея, широко распространившуюся впоследствии в античных Г. В геммах архаической Греции (6 в. ≈ начало 5 в. до н. э.) законченность изображений, меткость отдельных реалистических наблюдений сочетаются с декоративным изяществом и точной обобщенностью форм. В 5≈4 вв. до н. э., когда складываются классические формы античной Г., всё большее значение приобретает использование резчиком декоративных качеств камня, мягких живописных эффектов просвечивания. Изображения на геммах этого времени (животные и птицы, фигуры богов и героев, мифологические сцены) отличаются лаконизмом композиции, спокойной ясностью и гармонией. Печатям Дексамена Хиосского (2-я половина 5 в. до н. э.), сохранившим подпись мастера, присущи редкое чувство красоты камня, безукоризненные пропорции, тончайший рисунок, едва уловимые градации рельефа (гемма с изображением летящей цапли, Эрмитаж, Ленинград; гемма с портретом неизвестного, Музей изящных искусств, Бостон). В эпоху эллинизма меняется не только круг изображений, но и внешний вид гемм. После походов Александра Македонского в Грецию широко ввозятся многоцветные восточные минералы: алые гранаты, лиловые сирийские альмандины, фиолетовые аметисты, зелёные цейлонские бериллы. Начинают входить в моду камеи ≈ роскошные рельефные геммы из многослойного полихромного сардоникса, нередко достигающие большого размера. При дворах эллинистических монархов особого расцвета достигает портретная Г. Выполненная неизвестным александрийским резчиком прославленная «камея Гонзага» с изображением эллинистического царя Птолемея II Филадельфа и его жены Арсинои (3 век до н. э., Эрмитаж, Ленинград) соединяет виртуозную пластику рельефа с умелым использованием присущих камню тончайших цветовых нюансов. В эпоху эллинизма геммы ценились и собирались как произведения искусства и предметы роскоши. С падением эллинистических центров Рим становится местом, куда устремляются мастера Г. Античная Г. переживает новый расцвет при дворе Юлиев-Клавдиев. Крупнейшими мастерами древнеримской Г. были греки Агато