Община древняя. Признаки и роль общины. Признаки родовой общины. Общины - это...
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Что такое община в Древней Руси? Община древняя


Что такое община в Древней Руси?

Историки, исследующие, что такое община в Древней Руси, выделяют два вида таких социальных групп – городскую и сельскую. В них проживало большинство населения восточнославянского государства.

Сельские общины

Сельские жители в Древней Руси занимались рыбным и звериным промыслом и, конечно, возделыванием земли. Жители отдаленных хуторов и деревень объединялись, чтобы было проще выращивать богатый урожай, а также платить налоги князьям. Что такое община, если использовать лексику того времени? Это вервь. Не стоит путать это понятие с местом, где строят корабли. Верви получили название благодаря веревкам, с помощью которых размежевывалась земля.

Это и есть ответ на вопрос о том, что такое община. Одна вервь могла включать в себя несколько поселков. В среднем расстояние между общинами составляло около 30 километров.

Общее пользование землей было нормой для всех средневековых стран, в которых было много угодий, но состояние сельского хозяйства оставалось на достаточно примитивном уровне (простой инвентарь и т. д.) В то же время система общин была удобна для княжеской власти. Сборщикам налогов (мытарям, тиунам) было гораздо проще взаимодействовать с большой группой крестьян, чем с несколькими семействами по отдельности.

что такое община

Отличительные черты

Важной отличительной чертой славянской общины являлась принадлежность к той или иной территории. Такой обычай наглядно демонстрирует важность местности, а не рода (как это было у других народов того времени). Чтобы понять, что такое община, достаточно взглянуть на названия племенных союзов восточных славян. Поляне получили свое имя из-за того, что жили в полях, древляне селились в глухих лесах, в чащах деревьев и т. д.

Все историки, исследовавшие, что такое община в Средневековье, подчеркивали важность территориального признака, схожего с принципом, принятым у племенных союзов.

Равноправие членов верви

Второстепенность важности рода не позволяла выдвинуться вперед различным семейным кланам. Даже постепенное обогащение общин и повышение производительности труда внутри них не приводили к усилению неравенства. Блага распределялись приблизительно поровну между всеми членами верви.

Такой уклад жизни сохранялся у славян на протяжении нескольких столетий. Именно из-за этого русский народ всегда подозрительно и неодобрительно относился к алчным стяжателям, для которых богатство было превыше всего. Сплоченность и умеренность в быту – вот что такое община.что такое община в средневековье

Отношения внутри общины

Вышеописанные отношения в деревне были крайне устойчивыми. Они не позволяли развиться «капитализму» на селе, когда каждый зарабатывал для себя. Напротив, суровый климат большей части территории Руси вынуждал членов верви жить бок-о-бок и заботиться друг о друге в случае неурожая.

Жизнь крестьянина полностью зависела от того, сколько он выращивал сельскохозяйственных продуктов. Если преждевременные холода или война сводили на нет результаты его труда, то вервь приходила на помощь такому пострадавшему труженику. Для сравнения: в Европе сельскохозяйственные отношения складывались иначе. Например, в средневековой Англии всегда существовал класс обедневших крестьян – пауперов.

что такое община в истории средних веков

Борьба с боярами

До XIV века сплоченность крестьян не давала феодалам заполучить все сельскохозяйственные угодья страны. Эта важная черта рассматриваемой нами социальной группы еще раз наглядно показывает, что такое община в истории Средних веков и какова ее значимость. Пока на Руси сохранялся старый порядок, европейский капитализм разорил много индивидуальных хозяйств.

Западные крестьяне не могли создать крепкую общину, которая защищала бы их интересы, из-за преобладания родовых отношений в деревне. Все это приводило к тому, что разбогатевшие феодалы постепенно закрепостили всех бедняков. В Древней Руси этого не случилось именно из-за сплоченности вервей. Даже в самые тяжелые времена государство не ограничивало свободу крестьян. В крайнем случае повышался продуктовый налог, отчисления которого шли в центр (например, в Киев или Владимир). А вот в Европе в это время уже повсеместно были распространены обязательные работы в поместье феодалов. Так богачи эксплуатировали бесплатный труд крестьян, все сильнее увеличивая разницу между состоятельными и бедными.

что такое община в древней руси это

Поддержка князей

Помимо всего прочего, крестьянская община на Руси также защищалась княжеской властью. Правители уделов раздавали землю своим вассалом за военную службу, в то время как в Европе большие участки покупались богатыми баронами и графами. Королевская власть там была ослаблена и не могла противостоять этому естественному процессу. На Руси же князья, не желая ослаблять собственные позиции, давали вассалам (боярам) ограниченные участки земли.

Рюриковичи также не позволяли своим подчиненным завладеть крестьянскими общинами, сохраняя баланс в деревне, от которой зависело пропитание всего государства. Нормы отношений между сельчанами и боярами были закреплены в «Русской правде» - своде славянских законов, принятом при Ярославе Мудром. В этом документе говорилось о верховном праве князя судить феодалов за произвол, учиненный в отношении общины.

Людины и смерды

Параллельное существование свободного и несвободного крестьянства – это еще один фактор, помогающий определить, что такое община в Древней Руси. Это отличие между сельскими жителями даже закрепилось в языке. Свободные крестьяне назывались людинами, а зависимые – смердами. Последние были фактической собственностью князя – они работали на его земле и несли трудовую повинность в его пользу.что такое община в древней руси определение

«Русская правда» юридически закрепляла неравноправное положение общинников (за их убийство налагался штраф в 40 гривен) и смердов (штраф за лишение жизни равнялся 5 гривнам). Уголовные преступления также наказывались княжеским судом. Итак, давайте теперь, с учетом данного фактора, попробуем сформулировать, что такое община в древней Руси. Определение обязательно будет подразумевать свободных крестьян, живших заметно лучше смердов, пребывавших вне общины.

Городская община

Средневековый русский город - это еще одна социальная среда, без изучения которой сложно определить, что такое община. По истории эту тему проходят в 6 классе. Ребятам важно знать, что крупные поселения появились на землях восточных славян в IX веке. Они отличались от обычных сел защитными укреплениями, необходимыми для обороны от вражеских армий и кочевников. Власть таких городов распространялась на окружающие территории. Они назывались «землями» или «волостями».

На заре славянской государственности городская община обязательно управлялась с помощью вече – народного собрания. Право голоса имел каждый посетитель такого мероприятия. Поэтому неудивительно, что Древняя Русь и сейчас считается демократической страной, где решение народа часто стояло выше княжеской воли. Особенно заметным был этот принцип в Великом Новгороде, где вече оставалось центром политической жизни вплоть до 1478 года, когда вся республика была присоединена к Московскому государству.что такое община в древней руси это

Но народные сходы имели и свои недостатки. Разношерстность интересов и отсутствие четкой системы подсчета голосов приводили к возникновению острых споров и даже городских беспорядков. Часто подобные ситуации вели к анархии. Поэтому присутствие князя, который мог бы выступать арбитром между противостоящими сторонами, также было важно для спокойствия жителей. Так или иначе, в каждом конкретном случае решение принималось за счет достижения компромисса между несогласными членами городской общины.

Важность вече

Единоличная власть князя была особенно важна для города, когда речь шла о военных походах. Когда дело доходило до управления ратью, не могло существовать нескольких мнений - это разрушило бы армию. Поэтому в этом вопросе каждый князь обладал авторитетом, здесь было очень важно сохранение сакральности власти.

Когда единое Древнерусское государство распалось на несколько уделов, мелкие князья стали испытывать затруднения в отношениях как с армией, так и с городской общиной. Показателен пример все того же Новгорода, откуда в 1136 году был изгнан Всеволод. Вече обвинило его в трусости и бегстве с поля боя во время войны против Юрия Долгорукого. Конфликт привел к тому, что княжеская власть в городе окончательно оказалась под контролем аристократии и народного собрания.

 что такое община в истории средних веков

Схожая политическая архитектура была в соседнем Пскове. Там князья не наследовали титул от отца к сыну, а избирались жителями. Так в Пскове в XIII веке у власти оказался Довмонт – литовец по происхождению, добившийся признания горожан благодаря своей храбрости и честности.

fb.ru

Признаки и роль общины. Признаки родовой общины. Общины

Общины - это группы людей, которые проживают в одном населенном пункте (городе, деревне, селе, поселении) и связаны общими духовными, политическими и хозяйственными интересами. Одна из основных их особенностей следующая: каждый из членов осознает, что принадлежит к коллективу, отличному от других. Община является формой самоорганизации общества. Предлагаем подробнее с ней познакомиться.

Община в широком смысле

общины это

В широком смысле общины - это любые сообщества людей, связанных друг с другом, которые сложились исторически. Эта связь бывает обусловлена местом проживания (городская или сельская община), принадлежностью ее членов к определенной конфессии (конфессиональная), сходством занятий (профессиональная). Кроме того, общины - это объединения, члены которых могут быть связаны общим местом рождения или же принадлежностью к определенной этнической группе. Это касается людей, которые проживают вне своей исторической родины (землячество).

Община в узком смысле

признаки родовой общины

В узком смысле общины - это формы социальной организации населения, которые считаются одними из древнейших. Они характерны для ранней стадии развития всех цивилизаций. Один человек, или же состоящая из нескольких людей группа в эпоху первобытности, как правило, выжить не могла. Ей было очень трудно обеспечить себя хотя бы минимумом ресурсов и необходимых продуктов. Поэтому людям приходилось формировать крупные сообщества для того, чтобы вести хозяйство совместно. При этом объединялись они по кровному родству - наиболее естественному признаку. Так появилась родовая община. Определение ее следующее: это коллектив родственников, которые ведут совместное хозяйство. На ранних этапах развития родовой общины это была охота, затем - собирательство и, наконец, скотоводство и/или земледелие.

Функции общины до возникновения государства

признаки общины

В условиях, когда государства еще не существовало, все отношения, связанные с религиозными верованиями, хозяйством, родственными и семейными отношениями концентрировались на уровне общины. Она обеспечивала своих членов всем необходимым, являлась самодостаточным организмом. В состав общины входили отдельные семьи, характер и размер которых зависел от того, каковы были особенности развития этой цивилизации. Община на первых порах своего существования нередко совпадала с родом. Племя было объединением нескольких общин. Так было устроено общество в древности.

Домовая, или семейная община

Домовая, или семейная община считается особой разновидностью родовой. Каковы же ее особенности? Признаки родовой общины этого типа следующие. Она состоит из большой семьи, включающей от трех до пяти поколений ближайших родственников. После того как скотоводство или земледелие стало составлять основу хозяйства общины, возросла роль самых опытных ее членов. Их называли старейшинами. Они стали организаторами коллективного труда, религиозными лидерами, руководителями военного ополчения. Эти люди имели в глазах прочих общинников заслуженный авторитет. В институте военных вождей и старейшин ученые сегодня видят зародыш будущего имущественного и социального неравенства.

Община территориальная

Сознание кровной связи между членами общины с увеличением количества родственников ослабевало. Все более отдаленные представители рода селились рядом друг с другом. Некоторые начали создавать семьи за пределами общины. Таким образом, в объединении людей наблюдались уже не все признаки родовой общины. На смену ей в ходе социальной эволюции пришла территориальная, или соседская. Объединение людей происходило в данном случае на основе близости их проживания.

Роль общины после возникновения государства

община определение

Общину составляли отдельные семьи, которые вели свое собственное хозяйство. Она обладала частичным или полным самоуправлением. Чаще всего соседская община объединяла свободных земледельцев. По отношению к государству она занимала подчиненное положение.

Община в странах древнего мира играла роль первичного звена общественной системы, неделимой ее ячейки. Именно она являлась субъектом, выплачивавшим подати (налоги) и поставлявшим для армии воинов. Община часто превращалась в политико-территориальную единицу государства. В ее рамках отношения регулировались неписаным, обычным правом, а через некоторое время были закреплены уже с помощью государственных законов. До тех пор, пока община исполняла обязанности перед государством, оно обычно не вмешивалось в ее дела. Способствовала этому так называемая круговая порука, которая действовала внутри общины. Она означала, что все члены ее несли ответственность за остальных.

Кочевая община

От рода занятий людей зависел вид соседской общины. Кочевая, например, распределяла пастбища, занималась организацией взаимопомощи во время стихийных бедствий или падежа скота. Кочевым общинам приходилось все время охранять свои стада, поэтому у них была постоянная военная организация.

Земледельческая община

роль общины

Несколько иной была земледельческая община. Ее основной задачей было регулирование хозяйственных и поземельных отношений, возникающих между ее членами. Отметим важный признак общины: общее пользование водными ресурсами, лесными угодьями и пастбищами. В каждой цивилизации она имела свои особенности, зависящие от формы правления и силы государства, наличия пригодных для обработки земель. Например, у народов средневековой Азии и в общинах древнего Востока каждая семья получала свой надел на сельскохозяйственный сезон. Этот надел являлся владением общины, а государство выступало верховным собственником земли. В Древнем Риме и Древней Греции член общины обладал правами на свой надел. Но выход из нее приводил к их утрате. Члены немецкой раннесредневековой общины (так называемой марки) имели безусловные права на наделы. При этом функции общины ограничивались судебными и вопросами пользования общими угодьями.

Процесс утраты функций общиной

Почему же эта форма объединения людей распалась? Давайте рассмотрим основные причины. В результате того, что население общины значительно увеличивалось, возникла нехватка земли, пригодной для обработки. Тогда стали вводиться ограничения размера надела. Крестьянские наделы по мере развития феодального землевладения становились собственностью феодала. Стали распространяться различные формы поземельной и личной зависимости их от сеньора. В это время община начала следить за своевременной уплатой крестьянами ренты феодалу. Она постепенно утратила свои судебные функции, а самоуправление ее стало очень ограниченным. Однако ни порядок пользования принадлежащими общине угодьями, ни способы обработки земли практически не претерпели в это время изменений. Профессиональные различия членов кастовой общины (Индия, Древний Египет, тропическая Африка, средневековая Япония, Океания) были закреплены жестким делением на касты.

Некоторые общие признаки общины

какие признаки родовой общины

Срочные сельскохозяйственные работы, требовавшие большого напряжения сил (уборка урожая, косьба и прочее), в большинстве цивилизаций выполнялись сообща членами общины. Важнейшие решения, включая вопросы о распределении различных повинностей и государственных податей, принимались мужчинами на общих собраниях. Текущие дела вел глава общины. Он также представлял ее перед государственными чиновниками.

Какие признаки родовой общины мы забыли отметить? Ей, как и территориальной, присущи тенденции к уравниванию социального и имущественного положения земледельцев. Большее налоговое бремя несли богатые ее члены. Сила общины зависела от численности земледельцев, входивших в ее состав. Поэтому она пыталась не допустить ситуации, при которой ее члены были бы разорены.

Как погибла община?

жизнь общин

Община в большинстве цивилизаций - это обязательный признак доиндустриального, или аграрного, общества. Она погибла в ряде стран Западной Европы в результате того, что феодалы полностью захватили принадлежавшие ей угодья. Так была разрушена жизнь общин. Однако этот процесс чаще всего происходил в результате промышленного переворота, формирования капиталистического уклада, развития в обществе товарно-денежных отношений, а также из-за урбанизации, то есть стремительного роста городского населения. Крестьяне отправлялись на заработки в города, где существовали крупные промышленные предприятия. Это ослабляло постепенно общину. Росло бремя повинностей, возложенных на каждого ее члена. Вместе с тем разрыв между бедными и богатыми в ней увеличивался. Последние тяготились ограничениями, накладываемыми общиной на пользование землей, и пытались из нее выйти. В результате этого она теряла самых состоятельных членов. Оставшись без них, община стала неспособна выполнить накладываемые на нее государством обязательства. Поэтому государство санкционировало ее роспуск. Люди перестали жить общиной, начался раздел ее собственности. Отметим, что разновидности соседской общины существуют до сих пор в ряде стран Африки, Азии и Латинской Америки.

fb.ru

Община в Древней Руси - Русская историческая библиотека

XIII. СТРОЙ И ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ ДРЕВНЕЙ РУСИ

 

(продолжение)

 

 

Сельское население Древней Руси, как мы сказали, мало отличалось от городского. В мирное время оно занималось земледелием, звериным или рыбным промыслом, смотря по характеру природы, и жило в тех хуторах и поселках, которые были рассеяны вблизи городов. С развитием большей безопасности размножилось число хуторов и деревень, и даже самые городки превращались в открытые селения. Тогда и название "смерд", обозначавшее вообще простых горожан и сельчан в совокупности, постепенно усвоилось сельскому, земледельческому населению по преимуществу. По мере размножения этого населения составлялись поземельные общины, носившие разнообразные названия "верви", "волости", "погоста" и пр. Главной связью между селениями, входившими в состав такой общины, служили общее пользование землей, а также совокупная уплата даней и оброков в княжую казну. Общинное пользование землей существовало у Русских Славян, как у всех народов, у которых земли было изобилие, а обработка ее находилась еще на низкой ступени развития. Киево-русские князья, объединившие этих славян, конечно, не создали поземельной сельской общины; они нашли ее уже в обычаях и нравах народных и пользовались ей для собирания своих даней и оброков, а равно судебных вир. Понятно, что княжим волостелям и тиунам при этих сборах удобнее было иметь дело с общиной, или вервью, нежели с каждой отдельной семьей, а потому при князьях Игорева дома славянская поземельная община получила поддержку и дальнейшее развитие.

При неутвердившихся еще понятиях о личной поземельной собственности, при подвижности сельского населения, всегда готового в случае опасности или истощения почвы оставить свои непрочные жилища и перейти на другие, более удобные земли, при большом запасе пространства, еще незаселенного и невозделанного, весьма естественно, что русские князья-завоеватели смотрели вообще на Русскую землю как на собственность своего рода и за пользование ею облагали население разными повинностями, данями и оброками. Поэтому они жаловали своим дружинникам и духовенству не только земли еще пустые, но и заселенные. В последнем случае князь передавал владельцу свое право собирать с населения те дани и оброки, которые платились за пользование землей, и сверх того взимать некоторые судебные пошлины; следовательно, передавалось также право суда и расправы, но обыкновенно за исключением татьбы и убийства, т.е. уголовных преступлений, подлежащих суду князя и его тиунов, или суду, так сказать, государственному.

 

 

Не одно совокупное пользование землей заставляло сельское население соединяться в отдельные общины и верви. К тому же влекла сводных людей и самая потребность общежития, столь развитая у славянорусского племени, а также потребность взаимной поддержки и помощи как для охранения своих земель и угодий от захвата соседними жителями, так и при исполнении больших работ, например, при постройке плотины, моста или гати, при расчистке лесных пространств под нивы и пажити. Последнее условие в особенности влияло в северных областях, обильных дремучими лесами и дебрями. Здесь на укрепление и развитие общинного быта влияло еще то обстоятельство, что славянское население в тех краях было пришлым, и, чтобы удержать свое господство над туземными народцами, оно должно было держаться более в совокупности.

Сельские общины долгое время по своему быту не отличались от городских и сохраняли те же вечевые обычаи, собираясь на мирские сходки для раскладки и разверстки повинностей, вообще для обсуждения своих хозяйственных нужд. Но члены этих общин не были закреплены за той землей, которой пользовались; нередко отдельные семьи и даже целые поселки, недовольные налогами или скудной почвой, оставляли прежнюю оседлость и переселялись на новые места. Такая подвижность земледельческого населения, конечно, немало препятствовала правильному развитию сельского хозяйства; но она же много способствовала русской колонизации, т.е. заселению или обрусению обширных пространств Восточной и особенно Северо-Восточной Европы.

Рядом с свободной сельской общиной возникали еще деревни и поселки из людей несвободных. Как сами князья, так и пожалованные землями дружинники нередко поселяли на пустующих местах своих челядинцев, или холопов, и устраивали там дворы с разными хозяйственными заведениями. Но в эпоху дотатарскую количество такого холопского населения было еще незначительно в сравнении с свободным сельским населением[1].

[1] От помянутых теорий древнего русского быта должно отличать еще вопрос о сельской общине в древней России, хотя в полемической литературе по этому вопросу он нередко смешивается с означенными теориями. Главными поборниками исконного общинного устройства крестьянского сословия и землевладения являются: К. Аксаков (его Сочч. М. 1861). В. Лешков ("Русский народ и Государство". М. 1858) и в особенности И.Беляев (Крестьяне на Руси. М. 1860). Представителем противного мнения выступил г. Чичерин (см. собрание его статей в "Опытах по истории Русского права". М. 1858). По его мнению, происхождение Русской крестьянской общины вытекло из финансовых установлений, т.е. из тягла и повинностей, обусловленных круговою порукою. (Ответы ему Беляева см. в Русс. Беседе 1857 г.) Довольно много остроумных соображений выставлено с той и другой стороны; но обе они происхождение нашей сельской общины приводят в связь с мнимым происхождением Русского государства и дают участие в этом вопросе пришлой варяжской дружине. Сторонники исконной поземельной общины имеют за собою более исторической правды; но они придают ей слишком договорный, юридический (искусственный), слишком идиллический характер; Преувеличивают значение и распространение в древней России общинного и артельного начала. Любопытно в этом отношении сочинение Соколовского "Очерк истории сельской общины на севере России". СПб. 1877. Оно отождествляет ее с волостью; но также мешает ее историю с мнимым призванием варягов и полагает, что прежнее (идиллическое) состояние северорусской общины нарушилось.с появлением иноземных князей и их чиновников.

 

rushist.com

Вервь - это древняя община

Образование 10 июня 2014

Термин "вервь" на сегодняшний день уже однозначно можно называть историзмом, но это отнюдь не должно стать поводом к тому, чтобы не знакомиться с его происхождением и значением, ведь он имеет прямое отношение к истории и развитию России.

Определение

Историки и ученые отмечают, что этим словом обозначали древнюю общину, которая существовала на территории Руси и у хорватов. Этимология основана на древнем обычае людей отмечать принадлежавшие им участки земли веревкой. Этот вид общины упоминается в "Русской правде" - важном документе Киевской Руси, а также в хорватском Полицком статуте, который является древним законодательным памятником небольшой области в Хорватии (на далматинском побережье).вервь это

Эволюция

Некоторые ученые считают, что изначально вервь была исключительно кровнородственной организацией, а позже под влиянием различных социально-экономических факторов превратилась в общество, основанное уже, скорее, на принципе соседства, т.е. принадлежавших к ней людей объединяло исключительно близкое место жительства.

Особенно активно защищают свои взгляды ученые, которые являются ярыми сторонниками территориальной общины. Одна из основных причин - то, что такую группу можно назвать намного более прогрессивной, а историки не желают соглашаться с тем, что другие народы были более развиты, чем жители Руси. Поскольку вервь - это объединение различных социальных пластов людей, со временем она претерпевала различные изменения.

Видео по теме

Этимология

Лингвисты тоже принялись за изучение происхождения этого слова, чтобы предоставить достоверные данные об истории понятия. Оказалось, что вовсе не случайно название общины созвучно слову "веревка".термин вервь

Это может говорить о том, что подобные объединения были построены по принципу совместного места жительства, поскольку древние славяне и другие народы имели обычай измерять свои владения при помощи шнуров определенной длины, следовательно, вполне возможно, что именно отсюда произошло понятие "вервь". Определение "веревки" сохранилось в документах Астраханской губернии XIX века. Тогда это была мера, равная 1850 квадратным саженям. О процессе измерения земель говорили так: "вервовать" и "веровить".

"Русская правда" и Полицкий статут

Как было отмечено выше, в различных областях эволюция этой общины проходила по-разному. Хотя и принято считать, что вервь - это организация, основанная на родственных узах, со временем принцип объединения менялся. В "Русской правде" сказано, что эта сельская община не была основана на кровных связях, а в Полицком статуте отмечалось, что здесь всего лишь наблюдается ослабление этого признака, но некоторые его элементы все еще сохранялись.вервь определение

"Русская правда" описывает общественный строй, намного более развитый, чем тот, который упоминается в Полицком статуте. Но это несоответствие очень легко объясняется. Отдельные части "Русской правды" повествуют об обществе VIII-XII веков, в то время как Полицкий статут описывает строй XV-XVII веков.

Круговая порука

В "Русской правде" сказано, что вервь - это сельское объединение людей, проживающих на большой территории. Несмотря на то, что члены общины не связаны кровными узами, между ними существует круговая порука, которая обязывает каждого участника искать вора и отвечать за убийство по закону. Существовали и другие функции, которые обязана была выполнять вервь. Они определялись властями.

Любая разновидность общины способствовала развитию социального строя древнего социума. Конечно, подобное можно утверждать и про вервь. Это было объединение людей, о котором сложно говорить однозначно. Ясно только то, что вервь была очередным звеном в развитии российской истории и благоприятно на нее повлияла.

Источник: fb.ru

Комментарии

Идёт загрузка...

Похожие материалы

Импорт - это древний путь торговлиБизнес Импорт - это древний путь торговли

Международные отношения на современном этапе развития не смогли бы существовать без обмена товарами и услугами. Страна, нуждающаяся в нефти, может ее получить только благодаря покупке и ввозу с другой земли. Этот проц...

Нут – это древнейшая растительная культураЕда и напитки Нут – это древнейшая растительная культура

Нут – это одна из древнейших растительных культур на нашей планете. На рынке России он появился сравнительно недавно. Это бобовое новшество называют также бараньим или турецким горохом, нахатом или пузырником. С...

Флейта - это древнейший музыкальный инструментИскусство и развлечения Флейта - это древнейший музыкальный инструмент

Флейта – это деревянный духовой музыкальный инструмент, считающийся одним из самых древних на земле. И действительно, первые флейты, совсем не похожие на современные, появились очень и очень давно. До сих пор в ...

Приговорка – это древний обряд, дошедший до наших днейИскусство и развлечения Приговорка – это древний обряд, дошедший до наших дней

Издавна люди обращались к различным явлениям природы как к живым существам, давая им имена и обожествляя их. Целью такого обращения было умилостивить богов природы, попросить у них хорошей погоды, солнца и дождя, отли...

Эллада – это Древняя Греция. История, культура и герои ЭлладыОбразование Эллада – это Древняя Греция. История, культура и герои Эллады

Эллада – это древнее название Греции. Это государство оказало значительное влияние на дальнейшее развитие Европы. Именно здесь впервые появилось такое понятие, как «демократия», здесь был заложен фун...

Гарпун - это древнейшее орудие охоты. Конструкция гарпуна и его эволюция Образование Гарпун - это древнейшее орудие охоты. Конструкция гарпуна и его эволюция

Большинство наших современников считают, что гарпун – это что-то вроде копья для ловли рыбы. Чаще всего его путают с острогой. Это объяснимо: для охоты и рыбалки «ради забавы» классический гарпун поч...

Астролябия - это древний астрономический инструментОбразование Астролябия - это древний астрономический инструмент

Многие считают, что наша цивилизация — источник постоянного прогресса, и все самые интересные открытия и разработки еще только впереди. Однако глубокие философские труды, некоторые шедевры архитектуры и даже соз...

Неандерталец - это... Древние люди - неандертальцыОбразование Неандерталец - это... Древние люди - неандертальцы

Человек всегда интересовался своим происхождением. Кто он, откуда и как появился – с давних времен это были одни из главных вопросов. В Древней Греции в период зарождения первых наук проблема происхождения челов...

Лютня - это древний многоликий инструментИскусство и развлечения Лютня - это древний многоликий инструмент

Лютня - струнный щипковый музыкальный инструмент. Многие считают ее предком гитары, это отчасти не так, ведь лютня сама является полноценным музыкальным инструментом и не теряет своей актуальности уже больше 2 тысяч л...

Умма - это мусульманская община. Умма МухаммадаДуховное развитие Умма - это мусульманская община. Умма Мухаммада

Для мусульман существует множество непоколебимых традиций и обязательных к исполнению обрядов, каждый из которых имеет свою историю и название. А все потому, что Мухаммед - основатель ислама, в свое время все че...

monateka.com

Городская община Древней Руси - Славянская Традиция

Древнерусская государственность, сложившаяся в ХI-ХIII вв., носила общинный характер. Общество еще не знало сословного и классового разделения, глубоких социальных антагонизмов, подавляющее большинство его членов составляли лично свободные и полноправные граждане, объединявшиеся в городские и сельские общины. Государство являло собой слаженную систему соподчиненных общин, где можно выделить три основные звена: община старшего города, общины подчиненных ей младших городов или пригородов, сельские общины. Образующаяся на основе этой иерархии территориально-политическая структура в древнерусских источниках именуется "земля" или "волость". Каждая такая земля получает свое название от города: Киев - Киевская земля, Новгород - Новгородская земля, Смоленск - Смоленская земля и т.д. - Поэтому такие образования квалифицируются как города-земли или города-государства, обладающие всеми признаками и атрибутами внутреннего суверенитета. Верховным органом власти общины старшего города, как и волости в целом, было вече - народное собрание, в котором участвовали все свободные и полноправные граждане из числа жителей города и прилегающей сельской округи. Участвовать в вечевых мероприятиях было не обязанностью, а правом граждан, которым они могли пользоваться по своему усмотрению. Этим правом обладали не все свободные жители, а только главы больших семей, "мужи", как их именуют древнерусские источники: на вече они принимали решения за себя и за своих "детей", физически вполне взрослых, но не достигших еще гражданского полноправия. Вечевые постановления принимались консенсусом, хотя и достигавшимся нередко в ходе острой борьбы и столкновения различных мнений. Никакого подсчета отдельных голосов, поданных в пользу того или иного решения, не производилось, необходимо было общее согласие веча для того, чтобы решение вступило в силу. Иначе и быть не могло, ведь при характерной для того времени неразвитости аппарата государственного принуждения любое принятое постановление могло быть исполнено лишь при условии согласия с ним и поддержки подавляющего большинства простых граждан. Важную роль в ходе вечевых прений играли общинные лидеры-бояре, силой личного авторитета и умением убеждать или отстаивать свою правоту, и увлекали за собой рядовых вечников, апеллируя к общим интересам земли, в сознании древнерусских людей стоявшим выше любых индивидуальных или групповых интересов. При этом окончательное решение оставалось за рядовыми участниками вечевого собрания, что указывает на демократический характер древнерусского веча. Народ принимал самое непосредственное и деятельное участие как в приглашении князей на княжение, так и в изгнании их из волости. Решению вече старшего города подчинялись жители пригородов. На вече в старший город прибывали иногда и делегаты из пригородов. Компетенция вече ничем не была ограничена, собравшиеся на нем граждане могли рассматривать и принимать решения по любому вопросу, имеющему общественно-важное значение. Вече ведало вопросами войны и мира, распоряжалось княжескими столами, финансовыми и земельными ресурсами волости, объявляло денежные сборы с волостного населения, входило в обсуждение законодательства, смещало неугодных представителей назначаемой князьями администрации. Вторым институтом государственной власти в Древней Руси был князь. Его общественное положение раскрывается двояко. Князь - представитель знати, в кругу которой он - первый среди равных. Это обстоятельство, разумеется, накладывало свой отпечаток на его правительственную деятельность: князь не был свободен от интересов и запросов социальных верхов. Но бесспорно и другое - в княжеской политике находили выражение нужды простого народа, что объясняется отсутствием антагонистических противоречий, общинным характером социального устройства. Князь и знать еще не превратились в особое сословие, отгороженное от рядовых общинников. Знатные выступали в качестве лидеров и правителей, но власть они пока получали из рук народа. Князь и городская община составляли части единого социально-политического организма. Князь не мог обойтись без общины, как и она без него. Об этом свидетельствуют выполняемые князем общественно необходимые функции. Искони ему принадлежит роль верховного военного предводителя, и в этом качестве его некому заменить, поскольку земское войско, как и любая военная организация, строится на принципе единоначалия, и только князь в глазах простых людей обладает достаточным авторитетом и сакральной силой, чтобы ее возглавить. То же самое следует сказать и о других властных функциях князя - законодательной, судебной, административной, дипломатической, столь же необходимых для нормальной жизнедеятельности общественного организма, требовавших постоянного личного участия правителя. Такой же прочной и неразрывной была обратная связь князя со своими подданными, городской общиной. Приобретение стола и успех правительственной деятельности князя в первую очередь зависели от поддержки общины, обеспечить которую было его важной заботой. Община принимала князя, заключая с ним "ряд" - договор - "на всей своей воле", нарушение условий такого договора со стороны князя влекло к его изгнанию. Другим важнейшим ограничением возможного произвола княжеской власти была военная мощь городской общины, земского войска, объединявшего в своих рядах все боеспособное население волости. Без согласия общины, веча, князь не мог провести мобилизацию войска, что делало его бессильным перед лицом внешне- и внутриполитических угроз. В Древней Руси действовал и институт общенародного (вечевого) суда над князем: допустившим злоупотребления, а тем более совершившим преступные деяния - его могли лишить власти, заключить под стражу и даже предать смертной казни. Как видим, княжеская власть в древнерусский период весьма далека от монархической, князь не монарх, а высший исполнительный орган городской вечевой общины. В своей деятельности он опирается на дружину, объединявшую его ближайших сподвижников и слуг. Из числа дружинников князь производит назначения на военные и административные должности руководимого им аппарата государственного управления. За действия "княжих мужей" последний отвечает, как за свои собственные поступки. Третьим институтом общинной государственности является боярская дума ("совет"), приходящая на смену старейшин родоплеменной эпохи. Боярская дума не имеет четко зафиксированного статуса в писаном праве, однако обычай требовал от князя обязательного согласования своих действий с боярами, "лучшими мужами", отказ от "думы" с которыми вызывал резкое недовольство общины и мог послужить основанием для лишения князя власти. Боярская дума формировалась из наиболее влиятельных представителей городской общины, земских бояр. Вот почему так часто боярские "советы" совпадают с принимаемыми следом вечевыми решениями, а князь, не нашедший поддержки бояр, как правило, не находит ее и на вече. В целом политический строй Древней Руси можно характеризовать как демократический. Города - земли домонгольского периода - это вечевые республики, где в делах государственной власти и управления участвовали самые широкие общественные силы. Древнерусская демократия не знает представительных форм и носит непосредственный характер. Вече - верховный орган власти - не являлось парламентом, состоящим из наделенных соответствующими полномочиями народных представителей. Каждый полноправный гражданин, свободный общинник имел право и возможность непосредственно участвовать в политической жизни и своим голосом на вече оказывать влияние на все важнейшие государственные решения. Последнее, впрочем, нуждается в некотором уточнении. Особенностью древнерусской государственности является тот факт, что носителем публичной власти выступала община старшего города, в ее руках концентрировалась принудительная власть по отношению к жителям пригородов и волости в целом. Решение столичной вечевой общины было обязательным для всех волошан - такой порядок распространялся на все важнейшие сферы общественной жизни - политическую, административную, судебную, финансовую, военную. "Новгородцы же изначала и смоляне, и киевляне, и полочане, и все волости как на думу на веча сходятся, на что же старейшие сдумают, на том пригороды станут", - читаем в летописи. Подчиненное положение пригородов и их административная зависимость от старшего города выражались в том, что пригородам приходилось принимать от города посадников. Посадник принадлежал к числу высших должностных лиц государства, помимо распорядительных функций, он, судя по всему, выполнял еще определенные полицейские обязанности. Являясь людьми пришлыми и не будучи подотчетными местному населению, посадники нередко допускали злоупотребления, произвол и насилие. Доведенные до крайности жители сурово расправлялись с такими правителями, что в свою очередь приводило к обострению отношений пригорода со старшим городом.      Высшими должностными лицами были также тысяцкие и воевода. Их связь с земской общиной гораздо прочнее. Тысяцкий и воевода не только осуществляли руководство военными силами общины, но и являются выразителями политических интересов земли вне зависимости от того, происходили они сами из княжеско-дружинной или земско-общинной среды. Принадлежность к земской военной организации и опора на ее силы обеспечивает названным деятелям высокую степень самостоятельности и независимости в отношениях с князьями как в военной, так и в политической сфере. Если община ("людье") принимает решение заменить неугодного правителя другим, более популярным, то ее лидеры - воевода и тысяцкий, - в конечном счете, действуют в полном соответствии с таким решением: тайно от князя связываются с его соперником, сообщают ему о симпатии горожан. Призывают к решительным действиям и от имени общины обещают поддержку в нужный момент. Положение воеводы и тысяцкого напрямую не зависит от перемен, происходящих на княжеском столе. Они остаются на своих местах даже в тех случаях, когда сменяются князья из враждующих между собой династий при том, что воевода, к примеру, мог участвовать в боевых действиях против тех князей, кто со временем занимал стол в его земле. При всем сходстве статуса и роли тысяцкий и воевода - не одно и тоже. Соотношение между ними можно определить так: если каждый тысяцкий - воевода, то не каждый воевода - тысяцкий. Последний обладает целым рядом дополнительных полномочий и в делах общественной жизни приобретает более важное значение. Прежде всего, привлекает внимание чрезвычайно высокое общественное положение тысяцкого, близкое к положению князя. Иногда источники даже называют тысяцкого князем, распоряжающимся боярами, "сущими под ним". Имеются также данные о том, что не только бояре, но и непосредственно князья могли "держать тысячу". По правлению тысяцких (так же, как и князей) в ряде случаев ведется счет времени летописцем, связывающим с их именами те или иные события. Наряду с князьями тысяцкие участвуют в выработке законов, по которым живет община, им также принадлежит право суда по некоторым делам, разнообразные представительские функции. Власть воеводы и тысяцкого распространялась и на подчиненные старшему городу пригороды. Во время проведенных военных действий, когда земля испытывала непосредственную вражескую угрозу, эта власть приобретала чрезвычайный характер. Столичный воевода своей волей мог отменить решение веча пригорода, если таковое шло вразрез с интересами общины старшего города и ставило под вопрос территориальную целостность земли. Подобно посаднику, воевода и тысяцкий со своей стороны заботятся о сохранении единства земли и всячески пресекают сепаратистские устремления мятежных пригородов. По мере экономического и политического усиления, роста числа жителей, укрепления военной организации, пригороды начинают тяготиться зависимостью от старших городов. С особой силой этот процесс разворачивается, начиная с середины XII в., когда он получает повсеместное распространение. Борьба старших городов с усиливающимися пригородами становится главным содержанием внутри волостной жизни, в ней участвуют самые широкие общественные силы, - по сути дела эта борьба носит характер межобщинного столкновения. Результат может быть двояким: либо единая прежде волость делится на несколько новых самостоятельных городов-государств, либо значение старшего города переходит к взявшему верх пригороду. Описанная нами модель государственного устройства не является чем-то особенным, свойственным лишь древнерусскому обществу механизмом. Как показывают новейшие исследования, она довольно часто встречается в мировой истории и в дальнейшем уступает место иным, более многообразным формам государственной организации, складывающимся в соответствии с конкретно-историческими условиями. Ближайшими историческими аналогами древнерусских городов - государств можно считать древнегреческие полисы и древневосточные номы. 

 

 

 

slavtradition.com

Сельская община в древней Индии. История Востока. Том 1

Сельская община в древней Индии

Слабость и неэффективность централизованной администрации на протяжении большей части истории Индии всегда компенсировались, как о том уже упоминалось, исключительной внутренней прочностью основной ячейки индийского общества – сельской общины. Здесь долго сохранялось коллективное землепользование. Хотя пахотная земля делилась на наследственные участки индивидуального семейного владения, все остальные угодья продолжали считаться коллективным общинным достоянием. Многие важные и нужные для общины работы – очистка новых территорий от джунглей, ирригационные сооружения местного масштаба, строительство дорог или храмов, защита и охрана деревни и ее имущества и т.п. – выполнялись совместно, считались делом коллектива в целом. В общине традиционно практиковались щедрые реципрокные раздачи и угощения, особенно в дни семейных праздников (свадьба и т.п.), когда семья подчас была готова залезть в неоплатные долги, но поддержать свой престиж, выставив всем односельчанам обильное приличествующее случаю угощение. Видимо, те же традиционные реципрокные принципы раздач использовались и при выборах общинного совета – панчаята и, возможно, старейшины, руководителя общины.

Как правило, голос при решении общинных дел имели лишь полноправные общинники-домохозяева, т.е. те же главы семейных групп, что исстари было характерным для всех земледельческих общин. В некоторых общинах на смену выборной системе приходила наследственная, когда из поколения в поколение руководящие должности занимали представители одних и тех же семейно-клановых групп господствующей касты. Неизвестно, однако, сколь долго продолжалась подобного рода практика наследственной передачи власти в общине; похоже на то, что исторически это было все же преходящим явлением и со временем восстанавливался обычай выбирать руководство общины из числа соперничавших друг с другом кандидатов.

Община, как правило, вела натуральное хозяйство. Выделяя шестую долю урожая и исполняя необходимые требовавшиеся от ее членов повинности, во всем остальном она обычно обходилась своими силами. Сведений о внутренней структуре древней общины мало, но из более поздних источников известно, что на свои средства коллектив обычно содержал нужных ему мастеров-ремесленников – горшечника, кузнеца, плотника, цирюльника, ювелира, жреца-астролога, мусорщика и т.д. (иногда некоторые из них, например мусорщики, принадлежали общине в целом, т.е. были приобретены коллективом в качестве рабов). Все работники получали за свой труд строго определенную плату, в основном натурой и необходимыми услугами. Восходивший к реципрокному взаимообмену древности кругооборот такого рода услуг (для индийской общины более позднего времени, основательно изученной специалистами, он известен под наименованием системы джаджмани) был жесткой нормой, скреплявшей независимость, автономность общины и обеспечивавшей ее жизнеспособность, гарантировавшей ее регенерацию в случае катаклизмов. Система внутренних услуг дополнялась принципом административного самоуправления: община своими силами разрешала внутренние споры и имела в своем распоряжении немалое количество чувствительных санкций – от штрафов до изгнания из коллектива. Общинники обычно были сплочены между собой и в религиозно-культовом плане, чему никак не мешала их кастовая неравноправность. В ходе общинных праздников, например, каждый знал свои место и роль, причем все были удовлетворены этим, ибо место в жизни и обществе определялось кастой, а принадлежность к данной касте (рождение именно в ней) – кармой. Другими словами, все определялось высшим законом этической справедливости: каждый должен нести свой крест.

Из кого же обычно состояла община? Прежде всего из ядра ее постоянных и полноправных членов. В это стабильное ядро могли входить и представители только одной господствующей и численно преобладающей в данной общине касты, и представители ряда каст, о иерархической взаимозависимости и расположении членов которых в этом случае только что упоминалось. В качестве временных и неполноправных членов в общину нередко включались чужаки – будь то нанятый общиной ремесленник или служащий, купленный либо подаренный общине раб, нанятый кем-либо и осевший в деревне кармакара, взятые в богатый дом наложницы или долговые рабы. За исключением перечисленных неполноправных, которые могли жить в общине долго, из поколения в поколение, работать в сфере услуг или арендовать земли ее членов, все остальные были юридически равноправными. Однако в имущественном отношении они уже могли различаться между собой, порой достаточно заметно. Можно предположить, что богатые и влиятельные семьи, чаще всего из высших каст, получали возможность правдами и неправдами округлять свои участки за счет бедных соседей, следствием чего было появление в общине некоторого количества малоземельных и безземельных, терявших вместе с землей, по крайней мере со временем, свой прежний статус в общине. Не исключено, что приобретавшие земли вчерашние неполноправные могли тем самым повышать свой статус, хотя здесь многое зависело от касты и иных конкретных обстоятельств.

Замкнутость, автономность, социально-политическая индифферентность индийской сельской общины, вырабатывавшиеся веками в специфической индийской социально-политической структуре, в свою очередь оказывали немалое воздействие на эту же структуру. Так, черты общинной организации веками сохранялись в тех как бы законсервировавшихся в своей неразвитой форме ганах и сангхах, где отсутствовала наследственная власть монарха и всеми делами ведали старшие, будь то аристократические роды, высшие касты или представители общин. По образу сельских общин строились и корпорации-шрени в городах, равно как и монашеские братства, причем во всех этих микроструктурах на передний план выходили корпоративный коллективизм, взаимопомощь и взаимодействие, которые заметно противостояли процессу социальной и имущественной дифференциации в рамках таких общин и корпораций. Важно добавить также ко всему сказанному, что военной службы крестьяне-общинники не несли – это было делом воинов-кшатриев, чьи должностные наделы, как и наделы чиновников, обрабатывали либо крестьяне-арендаторы, либо рабы и кармакары. И это выключение сельского населения из числа государственных служащих (воинов) тоже играло свою роль в не раз уже отмечавшемся феномене слабости индийской государственности на фоне сильной, жизнеспособной и политически индифферентной общины.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Общество Древнего Востока — население, структура, сословия, быт, культура, жизнь, вики — WikiWhat

Древневосточное общество было иерархичным и делилось на сословия, принадлежность к которым была наследственной. Каж­дый человек занимал строго определённую нишу. На вершине иерархии стояли царь и высший слой знати (родовая, управленче­ская, военная аристократия и жречество), внизу — ремесленники, свободные общинники-земледельцы. К средним слоям принадлежа­ли чиновники; бюрократический аппарат контролировал все сфе­ры жизни.

Должность на Древнем Востоке давала устойчивое социальное положение, защиту от произвола, власть над людьми, материальное благополучие или даже богатство, однако все эти преимущества че­ловек получал только на время службы.

Представители государственной власти занимали более высокое положе­ние в обществе.

Для жрецов и людей, занятых на государственной службе, очень важно было обладание грамотой. Поэтому большое внимание уделялось обуче­нию детей из семей служащих, военных, жрецов грамоте. «Если постигнешь писания — благо тебе...» — говорится в древнеегипетском поучении. В Древнем Китае даже были введены специальные экзамены для государст­венных чиновников. Повышение в чине давалось только в случае успешной сдачи очередного экзамена.

Китай

В Китае (XI в. до н. э.) для каждого сословия определялись его права и обязанности, образ жизни и многие черты быта. Регламентировались раз­мер и убранство дома, одежда и головной убор. Людям простого происхо­ждения запрещалось есть мясо, высшая знать имела право на любую пищу.

В ряде стран Древнего Востока (например, в Индии в первые века новой эры) население делилось на касты, отличав­шиеся от сословий полной изолированностью друг от друга.

Принадлежность к кастам передавалась по наследству. Касты могли формироваться по социальному положению, профессиональному (предста­вители касты занимались строго определёнными видами деятельности) или национальному принципу, когда касту образовывали этнические группы или племена. Переход из одной касты в другую был невозможен.

Древняя Индия

В Древней Индии были две высшие варны (сословия) — брахманы (жрецы) и кшатрии (воины). Третья варна — вайшьи (крестьяне) — считалась низшей по сравнению с первыми двумя. Ещё более низкое положение в обществе занимали шудры (слуги, ремесленники). Вы­сокий социальный статус представителей государственной власти закреп­лялся и защищался законом. За одни и те же преступления, совершённые людьми из разных сословий, были предусмотрены разные наказания.

Очень важен вопрос о роли рабства и степени его развития в странах Древнего Востока. Рабы всегда составляли наиболее бесправный, низший слой общества, являлись предметом собственности своего хозяи­на — государства или частного лица. Рабский труд использовали на полях, в ремесле, торговле, обслуживании царского двора, храмов и дворцов знати. Рабов захватывали во время войн; в ряде стран су­ществовала практика порабощения свободных крестьян-общинни­ков за долги. Дети, рождённые рабынями, также становились раба­ми. В Китае нередко свободных людей превращали в рабов за пре­ступления перед государственной властью.

Вместе с тем в странах Древнего Востока рабство не являлось господствующей формой труда, и рабы в экономике играли неболь­шую роль (отчасти в силу своей малочисленности).

Крестьяне и ремесленники

Основную мас­су населения Древнего Востока составляли мелкие производители — крестьяне и ремесленники, которые формально считались свободными, но имели ограниченные во многих отношениях права. Закон и обычаи защищали их жизнь, здоровье, некоторые личные права, они име­ли семьи, жилища, домашнюю утварь.

Крестьяне и ремесленники подчас находились в долговой зави­симости от ростовщиков. Гнёт ростовщиков оказывался настолько тяжёлым, что часть должников попадала в долговое рабство. По этой причине царь Вавилонии Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.) был вынужден в своих законах предусмотреть статьи, направлен­ные на защиту должников от порабощения и чрезмерного лихоим­ства ростовщиков.

Сельские общины

см. Соседская община Материал с сайта http://wikiwhat.ru

Во многих странах Древнего Востока (в Двуречье, Индии, Ки­тае) мелкие свободные производители объединялись в сельские общины. Община обеспечивала социальную стабильность, она имела самоуправление и была замкнутой. Принадлежность к ней яв­лялась привилегией. Члены общины обычно несли коллективную ответственность за всё, что случалось на её территории.

Во главе общины стоял староста, который фактически являлся низшим представителем государственной власти; в общине был свой местный суд. Община отвечала перед государством за сбор по­датей, выполнение различных работ: строительство каналов, кре­постей, храмов, дворцов. В Древнем Китае возведение Великой Ки­тайской стены стало делом рук свободного, по преимуществу кре­стьянского населения.

Древний Египет

Сельская община Древнего Египта, которая на ранних этапах её развития была основной хозяйственной и общественной едини­цей, со временем утрачивает своё значение. В условиях всеобщей вовлечённости населения в государственное царско-храмовое хо­зяйство в стране почти полностью исчезли самостоятельные сво­бодные мелкие предприниматели — крестьяне и ремесленники: все они работали на государство и храмы, подчиняясь государствен­ным чиновникам и жрецам.

На этой странице материал по темам:
  • Социальная структура древнего востока схема

  • Кокова роль сельской общины в странах древнего востока

  • Слои населения которые выделялись в общемтвах древнего востока

  • Сословия от высшего к низшему в древнем китае

  • Какое было общество в древнем востоке

Вопросы к этой статье:
  • Можно ли говорить об универсальности рабовладельческого строя для всех стран Древнего Востока?

  • Какова роль сельской общины в странах Древнего Востока?

  • Составьте схему социальной структуры древневосточного общества.

wikiwhat.ru


Смотрите также