Древнейшие реки. Атлас, Города и страны, моря и океаны. Вокруг Света, Тайны ХХ века, Целый мир в твоих руках
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древняя река Оронт — удивительная история и легенды. Древнейшие реки


Древние реки Москвы

Диггер Даниил Давыдов, сделал великолепный обзор картины Аполлинария Васнецова на предмет наличия в ней подлинных рек столицы, ныне заключенных в подземные коллекторы.

Для удобства восприятия речки на картине, про которые Вы прочитаете, отмечены цифрами.

"Кто не знает картины «Москва – городок и окрестности в 12 веке», автором которой является замечательный художник, Аполлинарий Васнецов?

С точки зрения современного москвича, картина скорее напоминает былинную иллюстрацию, фантазию на тему того, как могла выглядеть Москва 870 лет назад.

Но Аполлинарий Васнецов никогда не допускал в своих картинах художественного вымысла.

Каждая его работа начиналась с скрупулёзного изучения летописной и археологической информации, анализируя ее, художник получал точное представление о том, как именно выглядел рельеф, район, улица , мост или любой другой объект изображаемый на полотне.

Кстати, сам Васнецов был членом Императорского археологического общества, при котором возглавлял комиссию «Старая Москва».

На картине «Москва – городок и окрестности» центром композиции стал деревянный кремль Юрия Долгорукого – маленькое деревянное укрепление на мысе Боровицкого холма. А вокруг, насколько хватает глаз – леса, болота и ленточки рек и ручейков.

Постараемся разобраться, что за речки имел в виду автор, прорисовывая их крутые берега и извилистые русла. Для этого я предлагаю совершить путешествие вниз по Москве реке, а затем подняться по Яузе.

В левом верхнем углу картины видна излучина Москвы реки. Там в главную столичную реку впадает речка ПРЕСНЯ (1), давшая название одноименному району, эта речка никуда не пропала, просто была убрана в подземный коллектор в начале 20 века.

Чуть выше ее устья виден ее левый приток – речка КАБАНКА (2), наполняющая современный пруд в московском зоопарке.Сразу за Пресней виден ручей ПРОТОК (3), маленький водоток, протекающий теперь в трубе прямо под Проточным переулком.

После возвращения на пространство картины Москвы реки, по левому берегу прослеживается глубокий овраг ручья ЧЕРТОРЫЯ (4), принимающий в себя справа ручей Сивец.

На месте Сивца теперь проходит переулок СИВЦЕВ ВРАЖЕК (5) – овражек, по дну которого бежал мутный, или, как сказали бы раньше, сивый ручей. Он нес свои воды в такой же мутный Черторый, глубокое русло которого видно на внешней стороне Гоголевского бульвара и в самом начале Пречистенки.

Следующей рекой на нашем маршруте становится НЕГЛИНКА (6).

Именно благодаря ее защите с северо-запада, князь Юрий Владимирович выбрал Боровицкий холм для закладки деревянной крепости. Ее высокий левый берег в Александровском саду сохранился, пожалуй, только под Оружейной башней, остальные неровности рельефа были практически полностью нивелированы.

По руслу Неглинки сегодня проходят НЕГЛИННАЯ улица, с пересекающей ее улицей Кузнецкий мост, выше распологается Трубная площадь. Она и сегодня находится на дне оврага – это сохранившаяся долина Неглинки, название же Трубная относится к 16 веку, тогда под крепостной стеной Белого города была устроена специальная труба-тоннель, для течения речки.

А ещё выше на реке видна развилка. От Полковой улицы в Марьиной роще бежит Неглинка, возле театра Дурова принимает в себя слева крупнейший приток – речку НАПРУДНУЮ (7).

Слияние Напрудной и Неглинки сохранилось под землёй, прямо под памятником маршалу советского союза Федору Толбухину.

Вернувшись к Москве реке, мы ещё немного спускаемся вниз и видим слева устье РАЧКИ (8), вытекающей из Чистого пруда. Когда-то Рачка была притоком Москвы-реки, но затем ее русло искусственно поменяли и вывели в Яузу, кстати, нам туда!

Вместе с маленькой лодочкой, изображенной Васнецовым, входим в ЯУЗУ (9) и поднимаемся против течения.

По правую руку остается КАЛИТНИКОВСКИЙ ручей (10). По левую – ЧЕРНОГРЯЗКА (11).

Если наложить картину на карту современной столицы мы бы с вами добрались до Сыромятнического гидроузла. И увидали бы по левую руку водовыпуск ЧЕЧЁРЫ (12) и ручья ОЛЬХОВЦА (13) и ручья КУКУЯ (14).

Теперь в этот же коллектор отводится и самостоятельная когда-то Черногрязка. Чёчера имела исток в Красном пруде, который был утрачен в середине позапрошлого века, в связи со строительством Петербургского вокзала. А вот об Ольховце могут напомнить Ольховская улица, Ольховский тупик и Елоховская площадь. Елохой раньше называли ольху.

Выше по Яузе видна развилка- это впадает речка РЫБИНКА (15). Кажется невероятным, но рыбы в Рыбинке много и сегодня, несмотря на то, что она полностью заключена в подземный коллектор.

Справа от нас осталась метро Электрозаводская, а вот и сам электрозавод, с выходящим из-под него коллектором ХАПИЛОВКИ (16). Хапиловка угадывается у Васнецова в лесном массиве, на следующей после впадения Рыбинки излучине. Кстати Хапиловка одна из немногих подземных речек Москвы, по которой и сегодня можно проплыть на резиновой лодке.

Как видно, Аполлинарий Михайлович ничего не придумал и не приукрасил в своей работе, касающейся основания города. Все реки, видные в рельефе, живы, хотя их существование уже не так очевидно москвичам.

Зато в их подземных руслах по-прежнему водится рыба, селятся выдры, а извилистые овраги – долины и теперь ещё морщинками угадываются в лице города."

Диггер Даниил Давыдов

Источник: earth-chronicles.ru Scroll Up

gipotezy.com

Древняя река Оронт — удивительная история и легенды | | Вода

Древняя река Оронт Нар-эль-Аси

Оронт (Ὀρόντης) или «ASI (العاصي)  река в Ливане, Сирии и Турции. Это в древности главная река Леванте, также называемая Драко, Тифон и Axius. Крупнейшая река Сирии, течет мимо Антиохии, и падает в море у подножия горы Пиерия. 

Река течет с юга на север, в отличие от остальных рек в регионе.  В основном несудоходная и малопригодная для орошения, река Оронт получила свое историческое значение исключительно из-за удобства ее долины для движения с севера на юг; с севера и северо-востока, сходясь в Антиохии,  до Хомс, в Дамаск и на юг Сирии.

 

единственная река в мире

Вдоль ее долины шли войска из Египта во все времена. На Оронт боролись в битве Кадеш во время правления Рамсеса II (1279 — 1213 до н.э.). По Оронт произошла Битва Qarqar  в 853 г. до н.э., когда армия Ассирии, во главе с королем Салманасар III, столкнулась с союзной армией 12 царей во главе с Адраазаровых Дамаска. В 637 г. н.э. Битва у железного моста велась между силами Праведного Халифата и Византийской империей-  в районе моста на реке, сделанном римлянами.

 Река Оронт уже давно стала маркером границы. Для египтян она отметила северную оконечность Амурру, к востоку от Финикии.

Ранее «Орантес» Аси-Ривер — река возникает из восточной части долины Бекаа, через Ливан и Турцию в провинции Хатай до Средиземного моря. Большая часть реки находится в пределах сирийской территории, общей протяженностью 450 километров.

Это единственная река в мире, чьи потоки текут вспять

Согласно легенде, тысячи лет назад, район Хатай Самандаг был местом, где молодые девушки становились  жертвами жертвоприношений города водному дракону. В темной и мрачной день, как штормовое облако приближался дракон. Влюбленный воин решил остановить дракона. Рука молодого человека изготовилась в ожидании прибытия дракона. В скалистом ущелье любовника дракон не видел. Он сполз с высоких холмов, отрок сунул меч в сердце дракона. Очень страдал дракон, даже расплавил породу от боли. Боль была настолько сильная, что дракон расколол скалу под влиянием тяжелого шока, чем вызвал воды из подземелья.

Эти великолепные воды игнорируют закон природы. Все воды в регионе текут сверху вниз, с севера на юг, а вода реки Оронт течет снизу вверх и с юга на север.

Кроме того, все реки текущие имеют простой цвет, а река Оронт имеет темно-коричневый цвет.

 От имени всех, кто восстал против правил — в этом мятежный смысл «ASI» , одно из имен реки Оронт.

Река Оронт поднимается меж горных хребтов на высоты Гелиополис, Баальбек. Она поливает землю на протяжении 500 километров, и поэтому ее можно сравнить с рекой Гаронна во Франции. Около восьми километров река Оронт течет как подземная река между Amapaea и Антиохией, но на самом деле она пробивается через узкое ограждающее ущелье, которое является практически недоступным, и появляется только после Хама, древней Epiphanie.

Нар-эль-Аси река

Долина реки очень плодородна — позволяет вести обильное сельское хозяйство зерновых, плодовых деревьев, виноградников и деревьев для масел и орехов. Река привлекает воду гор Северного Ливана, от горы Nossairi, а затем из ее притока Afrine. Ее выход был в Антиохии, столице Восточной Римской империи, в устье очень важного порта, где можно увидеть внушительные набережные.

Его воды по-прежнему день и ночь вращают  знаменитые нории ( водяные колеса) , которые обеспечивают водой несколько поселков.

река Тифон

На высоте около девяноста метров в овраге недалеко от Айн Зарка имеются выдолбленные клетки монастыря святого Марун.

река Драко

Те, кто практикуют в настоящее время популярный вид спорта каноэ,  имеют возможность попрактиковаться здесь.

Есть кедровый лес и археологические памятники на Brissa, византийская церковь и Месопотамии памятник с клинописью, и водяные колеса, наиболее известным из которых является Аль-Aninya недалеко от древнего моста с таким же названием, связывающим Сирию с Ливаном.

Оронт Хама, Сирия

Есть естественное заграждение , пару километров от моста Dardara, вокруг которого существует много сказок и былин. Туннели через скалу королевы Zenobia поставляли воды в древний город Пальмира (Тадморе на арабском языке) .

50 самых известных рек в мире на фото

река Аси ASI

Река Оронт отделяла Сирию от Египта, в древние времена была символом Ближнего Востока, как Тайбер — Рима. Река была дорогой Селевкидов и постоянным маршрутом для  жителей Рима.

Где находятся горячие термальные источники ?

 

 

 

voda.molodostivivat.ru

Скифские реки из «Истории» Геродота

karta-mira-gerodota

Геродот с интересом изучал варваров северного Причерноморья, известно, что греки называли варварами всех, кто не говорил по-гречески. Изучая варварские народы Скифии, Геродот признавал, что их традиции древнее греческих.Почти все реки, о которых упоминает Геродот в рассказах о Скифии, берут начало из озёр. Данные геологии о распространении озерных отложений в верховьях большинства степных рек подтверждают достоверность этих сведений.

karta-mira-po-gerodotu-450-g-do-n-e

Именно эти озера превращали Скифию в плодородный и благодатный край. Полесские болота и теперь еще отдают влагу былых ледников, тем не менее, неотвратимо скудеют реки, иссушается степь и медленно сокращаются запасы воды карстовых хранилищ Крымской Яйлы, снижается уровень подземных вод, исчезают родники.В «Истории» Геродота описаны «только самые известные реки и судоходные от моря вглубь страны — это Истр с пятью устьями, Тирас, Гипанис, Борисфен (Днепр), Пантикап, Гипакирис, Герр и Танаис (Дон)» (кн. IV, 47).

karta-reki-skifii

Борисфен (река Днепр)- самая большая река Скифии. Геродот пишет: «Борисфен — самая прибыльная река: по берегам ее простираются прекрасные тучные пастбища для скота; в ней водится в больших количествах наилучшая рыба; вода приятна на вкус для питья и прозрачна (по сравнению с водой других мутных рек Скифии). Посевы вдоль берегов Борисфена превосходны, а там, где земля не засеяна, расстилается высокая трава. В устье Борисфена само собой оседает несметное количество соли. В реке водятся огромные бескостные рыбы под названием «антакеи» и есть много других диковин… Близ моря Борисфен уже мощная река. Здесь к нему присоединяется Гипанис, впадающий в один и тот же лиман» (кн. IV, 53). («лимен» – это заводь, гавань в затопленном устье реки или озеро (лимнэ). Геродот так живописно описывал реку Борисфен, что веришь – он видел её собственными глазами.bassejn-dnepra

В «Естественной истории» римского историка Плиния-старшего, автора в 37 книгах, есть упоминание об этих местах: «город, озеро и река под названием Борисфен».

О местоположении города Борисфена Геродот пишет: «между реками Гипанисом и Борисфеном находился мыс Гипполай с храмом. Напротив святилища на Гипанисе живут борисфениты» (кн. IV, 53).

Храм на мысе Гипполай лежал на полпути к Ольвии.

На нашей карте отмечено предположительное нахождение города Борисфен — он был обращен не к открытому морю и не к проливу, а к устью Гипаниса. На этом месте сейчас построена морская платформа для добычи газового конденсата (посёлок Штормовое). После завершения добычи платформа, возможно, будет использована как база для подводной археологии. Поиски затопленного города Борисфена упростятся, если на подводном продолжении Тарханкута (самого западного мыса Крыма) удастся проследить продолжение Караджинской балки. Деятельность человека привела к исчезновению лесов, существовавших на Тарханкуте в античные времена.

bosporskoe-carstvo

Боспор Киммерийский (Бычья переправа) — ныне Керченский пролив между Чёрным и Азавским морем (Меотидой). Низовье древнегоёТанаиса стали называть Боспором Киммерийским, вслед за Боспором Фракийским — нынешний пролив Босфор между Мраморным и Черным морями. Геродот сообщает, что Боспор Киммерийский был под контролем скифов, за исключением земли Керченского (Скалистого) полуострова. Долины и побережье Меотиды (Азовского моря) были покрыты лесами и дубравами не пригодными для жизни кочевников. Леса в округе Пантикапея (ныне Керчи) вырубали для строительства флотилии по приказанию царя Митридата VI Евпатора. В начале I века до н.э. Митридат VI Евпатор готовился к борьбе с Римом. Солёные ветры с Азовского моря и иссушение климата не дали восстановиться лесам. В картине «Похищение Европы» Зевс, в облике белого быка,похищает Европу и переплывает Боспор Фракийский. Территория Европы начинается от Боспора Фракийского и проходит по Боспору Киммерийскому.

karta-gerrosРека Герр далее проложила себе путь по Приднепровской возвышенности. С рекой Герр связаны главные сокровища скифских царей — царские курганы Герроса! Геродот пишет: «Седьмая река Герр вытекает из Борисфена в том месте, до которого течение Борисфена известно… Течет эта река к морю, образуя границу между землями кочевых и царских скифов, и потом впадает в Гипакирис» (кн. IV, 56). Пусть вам не покажется странным, что одна река «вытекает» из другой, Геродот здесь ничего не напутал — это бывает с реками, (например, р. Протока, отходящая от реки Кубани), поэтому можно предположить, что Герр — это старое русло Борисфена (Днепра). Эта долина могла сформироваться около 500 тысяч лет назад в межледниковую эпоху. Талые ледниковые воды бурно текли сплошным потоком по уклону с севера на юг. Над древними разломами земной коры сформировались речные долины: древний Прут, Днестр, Ингулец, Герр и другие реки параллельные друг другу.

Древний Герр проистекал со склонов гор Приднепровской возвышенности и впадал в Чёрное море, «соорудив» таинственный Перекопский вал, он «вырыл» Чатырлыкскую балку и пробил Крымские горы: Салгирская котловина, Ангарский перевал и хлынул в Алуштинскую долину. Воды карстовых пещер Тавриды (Крыма) были наполнены водой в те времена, когда воды древнего Герра пробивали себе путь к Чёрному морю. На геоморфологических картах можно проследить древние русла теперь уже безводных участков реки Герр. В Крыму – Река Герр — это старое русло Салгира севернее посёлка Гвардейское, Чатырлык и Перекопская группа соленых озер.Подъём Крымских гор происходил и происходит на протяжении четвертичного периода под действием дрейфа континентов. (См. Ушаков С.А., Ясаматов Н.А. Дрейф материков и климат Земли. -М.: Мысль, 1984, с.35, с.41).

Река Герр проложила себе путь по Приднепровской возвышенности, перехватив часть древней Днепро-Донецкой речной системы. Так возник Борисфен (Днепр), который вскоре проложил себе новое русло, отклоняющееся все дальше на запад.

Гипанис — река в Скифии (р. Южный Буг),

donuzlav

Гипакирь  или «Гипакирис берет начало из озера, пересекает область скифов-кочевников и затем впадает в море у города Керкенитиды« (Евпатория).  Геродот сообщает: «Шестая река — Гипакирис берет начало из озера, пересекает область скифов-кочевников и затем впадает в море у города Керкенитиды, оставляя по правой стороне так называемое Ахиллесово ристалище» (кн. IV, 55). Судя по этому описанию, следует искать реку Гипакирис между современной Евпаторией и Тарханкутом. На карте мы видим здесь озеро Донузлав, вытянутой формой и очертаниями берегов напоминающее могучую реку.

krym

Но где же её истоки? Долина реки Гипакирис разорвалось на три части: озеро Донузлав, речушка Победная у Джанкоя, долина которой продолжается глубоко врезанным в сушу заливом Сиваша, и речка Домузла — старое русло реке Молочной в Запорожской области Донузлав и Домузла – это совпадение названий вряд ли случайно, названия могли сохраниться со скифских времен (в ведическом санскрите Дану – danu — река (родственные слова в рус. яз.: ДОН, ДНепр, ДОНец, ДНестр, река Дон называлась «Тихий Дон», т. е. «река Тихая».) Донузлав, возможно, долина реки Гипакирис.

Данапр (греч. Δαναπρις) – река Днепр имеет скифское название- «Дана» по-скифски — река. Древние греки называли Днепр — Борисфеном, а скифов-земледельцев — «борисфенитами», т. е. «днепрянами».

Данастрис (греч. Δαναστρις)– река Днестр, по-гречески река Тирас. По-скифски -Дана -Δανα (река) + ιστρ (Истр) – текущая река. (лат. Danastris)

Дановис (греч. Δανουβιος) – река Дунай, по-гречески река Истр. Дана -Δανα (река) + vios — (лат. Danouvios).

malyj-ingul-i-ingulec

Ингулец (Малый Ингул — правый приток Днепра на территории Украины в бассейне Чёрного моря) в античные времена назывался Пантикап, должен был самостоятельно пробивать себе путь к югу через Алешковские пески (Гилею) — это песчаный массив около 15 км. в диаметре, песчаные дюны в 30 км к востоку от города Херсон.) Сейчас река Ингулец лениво петляет, но ширина поймы говорит о былой полноводности и силе реки Пантикап («Рыбного пути» по-скифски). Очевидно, здесь скифы ловили осетровых рыб «антакеев», идущих на нерест.

Тайну города Каркина хранит старое русло Днепра, судя по многим античным источникам эллинский город Каркины надо искать близ Скадовска, возможно, на дне моря. В этих местах жили скифы, здесь мы находим не изученные курганы.

alyoshkovskie-peski

На рубеже IV и III веков до н.э. произошли тектонические изменения и образовалось и новое низовье Днепра и Днепро-Бугский лиман с обширными Алешковскими песками.

меотида- Азовское море

Меотийское озеро появилось в VIII веке до н.э., точнее озера и болота Меотиды. Во времена аргонавтов Меотийского озера не было, нет его и у Гомера и на первых эллинских картах. Устье Танаиса (Дона) проходило по дну Керченского пролива. На современных физических картах древняя дельта Танаиса выделяется большой отмелью южнее Керченского пролива.

Сверху, то есть с севера — верхнее озеро — широкая речная долины до Азовского вала, лежащим сейчас на дне морском между устьем реки Салгир и Бейсугским лиманом. Однако греки ещё долго не решались плыть вверх по течению Танаиса. По Геродоту река Танаис «течёт сверху, беря начало из большого озера, и впадает в ещё большее озеро под названием Меотида» (кн. IV, 57).Греческие мореплаватели достигли озер и болот Меотиды и вскоре на этом возвышении и возникли поселения эллинов Кремны — одно из восточных владений царских скифов.

Лик – река в Скифии, протекает по земле фиссагетов, впадает в Меотиду. (Геродот IV 123.) Исследователи считают, что это современная река Маныч. Слово «лик» имеет славянские корни.

Напарис – река, протекающая в Скифии, приток Истра.( Геродот IV 48.)

Оарос (греч. Οαρος) – река, протекающая в Скифии. Современная река Сал. Птолемей применял это название к реке Волге.( Геродот IV 123, 124)

Ордесс – река, протекающая в Скифии, приток Истра.(Геродот IV 48.)

Пантикап или Пантикапа (греч. Παντικαπης) – река в Скифии. ( Геродот IV 47.) созвучно с Пантикапей, Пантикап («Рыбного пути» по-скифски). Река Пантикап по сведениям Геродота «Течёт она также с севера и из озера. Между нею и Борисфеном обитают скифы-земледельцы. Пантикап протекает через Гилею, а затем, минуя ее, сливается с Борисфеном» (кн. IV, 54).Древний береговой уступ тянется от Скадовска до Новой Каховки. Давно и точно установлено, что Днепр когда-то протекал здесь и Каркинитский залив «вырыт» именно водами древней реки Пантикап. Ныне река Ингулец.

Пората (греч. Πορατα) – река в Скифии, приток Истра, современная река Прут. (Геродот IV 47)

Сиргис (Гиргис) – река в Скифии, приток Дона — Северный Донец. (Геродот IV 57, 123)

1-map2

Танаис -Ταναις – река в Скифии, в настоящее время – река Дон.(Геродот IV 47.)Известно , что античные авторы считали, что именно Дон разделяет Европу и Азию. В своём нижнем течении Дон пролегает с востока на запад и никак не может быть границей между Востоком и Западом. Геродот пытался найти объяснение такому делению мира на части света: «… я не могу даже понять, почему, собственно, трём частям света, которые являются одной землей, даны названия по именам женщин. Непонятно также мне, почему реки Нил и Фасис (река Танаис, впадающая в Меотийское озеро, и киммерийский город Портмеи) в Колхиде образуют границу между ними. Нельзя выяснить имена тех, кто разграничил их и от кого взяты названия этих трех частей света» (кн. IV, 45).

Тиарант – река в Скифии, приток Истра, в настоящее время – река Альт. По словам Геродота, Тиарант протекает через скифскую землю.( Геродот IV 48.)

Тирас (греч. Τυρας) – река в Скифии, в настоящее время – река Днестр.(Геродот IV 47.)

Названия рыбы, которую ловили скифы:

Антакеи – огромные бескостные рыбы рода белуги. По свидетельству Геродота антакеи водились в Борисфене. (Геродот VI 53.)

Пеламида – рыба, род тунца, водилась в водах Меотиды.( Страбон. География, VII, 6,2).

Сапердис (греч. Σαπερδης( – название рыбы у скифов.( из сочинения Гесихия).

Сказание о скифских царях. Золотая пектораль скифских царей

ru-sled.ru

Финк, Древнейшая река мира

Fink Drevnejshaya reka miraРека Финк начинается в пустыне и пропадает в ней же. Однако река эта уникальная: научные исследования доказали, что она имеет полное право называться древнейшей на земле. Примечательно, что местные жители рассказывают о ней странные легенды, наводящие на мысль о живых динозаврах. Действительно, в реке живет их современник возрастом 200 млн лет, правда, всего лишь семи сантиметров длиной.

РОЖДЕННАЯ В ЭПОХУ КИСТЕПЕРЫХ РЫБ

Река Финк появилась в девоне или карбоне — древних геологических периодах, когда предки четвероногих только выходили на сушу.

Истоки реки Финк — крупнейшей речной системы в центральной части Австралии — находятся в районе горного хребта Мак-Доннелл на Северной территории.

Река Финк известна как древнейшая река мира, хотя все более-менее крупные реки центральной Австралии (например, Тодд и Хэйд) одного возраста.

Определить возраст реки оказалось довольно просто. На своем пути русло реки образует многочисленные плавные изгибы — меандры. Поскольку речные меандры характерны только для равнин, следовательно, и сама река должна была сформироваться еще до того, как вокруг нее выросли горные хребты, в которых образовались долины и ущелья. Данный геологический период в истории Австралии именуется орогенезом Алис-Спрингс: он происходил в девонском и карбоновом периодах, примерно 400-300 млн лет назад.

На сегодняшний день имеются совершенно точные подтверждения того, что река Финк протекала по одному и тому же руслу несколько сот миллионов лет, впадая в гигантское внутреннее море Австралии.

Непосредственно река Финк появляется в месте слияния двух криков (временных ручьев) — Давенпорт и Ормистон. Место расположено к северу от ущелья Глен-Хелен, на западном склоне Мак-Доннелла. Отсюда начинается постоянное течение реки.

Преодолев ущелья Глен-Хелен и Палм-Вэлли, река устремляется на юго-восток по Миссионерским равнинам. Далее река течет на протяжении около 600 км в направлении западной границы пустыни Симпсон, и ее русло теряется в песках.

Строго говоря, понятие «течение реки» плохо применимо к реке Финк. В обычном состоянии оно представляет собой цепочку узких впадин, заполненных водой.

Но стоит в верховьях реки пройти ливням, как речной серпантин превращается в бурный поток и выходит из берегов. Река принимает несколько быстро наполняющихся ливнем притоков, ее длина увеличивается до 750 км, и Финк пробивается сквозь пески до реки Макумба — притока реки Уорбертон, впадающей в крупнейшее австралийское озеро Эри.

Аборигены обожествляют реку Финк, преподносят дары благодарят за то, что она есть. Река приносит воду туда, ее нет вообще, но полностью зависит от ливней в верховьях реки, фактически текущей ниоткуда и в никуда.

ЖИЗНЬ ДРЕВНЯЯ И СОВРЕМЕННАЯ

В водах реки обитают живые реликты эпохи, предшествовавшей появлению на земле динозавров. А на ее берегах живут аборигены, верные тысячелетним традициям предков.

Климат здесь засушливый, осадков мало, но в ущельях сформировался собственный микроклимат вдоль русла реки. В этих «оазисах» обитают эндемичные существа: например, разновидности австралийской квакши-литории.

Река Финк протекает по территории двух крупных австралийских национальных парков: Вест-Мак-Доннелл и Финк-Годж. Последний представляет собой именно такое ущелье, в котором выпадает всего около 200 мм осадков в год, дно его почти всегда сухое, иногда с крохотными озерцами, которые и дают возможность выжить местной фауне. Когда в верховьях реки Финк идут проливные дожди, ущелье заполняется водой, в которой плещется рыба (в водах Финка их обитает девять видов), оживают лягушки и головастики, прятавшиеся во влажной грязи, а также ракообразное животное подвида щитней — triops australiensis.

Присутствие 7-сантиметрового существа, относящегося к так называемым «живым ископаемым», является еще одним доказательством древности реки Финк: оно живет без изменений уже 200 млн лет.

Самый впечатляющий объект парка — Палм-Вэлли (Пальмовая долина): природный оазис среди голых скал, в котором произрастают эндемичные растения. В том числе — пальма Ли-вистона Марии, вырастающая до 30 м высоты.

На ее берегах обосновались колонии мигрирующих птиц, для которых Финк — последний источник воды перед перелетом через австралийские пустыни.

Относительное обилие воды в бассейне Финка способствовало расселению аборигенов. В горах Мак-Доннелл сохранилось множество наскальных рисунков, выполненных аборигенами племени аранда несколько тысяч лет назад. В наши дни аранда осталось всего около 2 тыс. чел. Они все так же живут собирательством и охотой, при этом активно участвуя в движении аборигенов за свои права.

ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ

■ В Австралии пальму Ливистона Марии называют красно-капустной пальмой. Растет она только на этом континенте. В Палм-Вэлли — 3 тыс. таких пальм, многим из которых уже по несколько сотен лет, а некоторым — 700. Но они не всегда росли здесь, а появились только 15 тыс. лет назад. Легенда аборигенов рассказывает, что семена пальмы сюда принесли «северные боги». Ближайший участок, где растут такие же пальмы, находится в тысяче километров к северу, на берегах залива Карпентария.

■ Аборигены аранда, живущие в месте слияния криков Давенпорт и Ормистон, рассказывают легенду о том, что в водах истока реки Финк обитает Радужный Змей. Аборигены уверяют, что Змей — реальное существо, очень древнее и могущественное, способное как возвеличить, так и уничтожить любого, кто потревожит его покой. Криптозоологи (занимающиеся поиском живых существ, считающихся вымершими) считают, что, принимая во внимание древний возраст реки Финк и ее относительную изолированность от прочих рек, речь идет о некоем потомке динозавров, вымершем совсем недавно.

■ Охряный карьер в национальном парке Вест Мак-Доннелл — самый настоящий карьер, склоны которого сложены из красноватого минерала гематита, который при соединении с глиной и обжигании дает природный краситель — охру различных оттенков — от золотого до малинового. Охра играет важнейшую роль в религиозных ритуалах аборигенов аранда: ее смешивают с жиром эму и используют для раскраски тела. Карьер и сегодня принадлежит аборигенам аранда. Только избранным людям племени доверено получать охру. В прошлом охра была важнейшим элементом меновой торговли: аранда обменивали ее у соседних племен на нужные вещи.

■ В 1860 г. шотландский путешественник и исследователь Австралии Джон Мак-дуал Стюарт (1815-1866 гг.), совершавший четвертую попытку пересечь Австралию с юга на север, дал название реке Финк, увековечив таким образом имя своего друга Уильяма Финка из Аделаиды, финансировавшего экспедиции Стюарта. Аборигены называют реку Ларапинта, что можно перевести примерно как «змеящаяся вода».

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

■ Природные: национальный парк Финк-Годж (Палм-Вэлли, горный амфитеатр, 1967 г.), национальный парк Вест-Мак-Доннелл (ущелья Симпсон, Редбэнк и Сер-пентайн, провал Стэндли, горный круг Ормистон (Ормистон-Паунд), гора Сондер, Охряный карьер, 1992 г.).■ Исторические: петроглифы аборигенов (хребет Мак-Доннелл, ущелья Эмили, Джесси, Терпина и Ндхала).

ЦИФРЫ

Длина: от 600 до 750 км. Возраст: 300-400 млн лет.Площадь нац. парка Финк-Годж: 458 км2.Площадь нац. парка Вест-Мак-Доннелл: 2 568,61 км2.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Местоположение: центральная Австралия (Северная территория и штат Южная Австралия).Истоки: хребет Мак-Доннелл, слияние криков Давенпорт и Ормистон.Устье: пустыня Симпсон, река Макамба.Притоки: Эллери-Крик, Палмер и Хью.Языки: английский, абори-генские (арандской группы).Этнический состав: австралийцы, аборигены аранда.

Атлас. Целый мир в твоих руках №337

Читайте в этом номере:

БОЛЬШОЙ АВСТРАЛИЙСКИЙ ЗАЛИВ: Между двух континентовОТ КРАСНЫХ ВОРОТ К ПОКРОВСКОМУ ДВОРЦУ: Заповедники старинного московского укладаHOP — ПА-ДЕ-КАЛЕ: Французская ФландрияЧАКО: Земля настоящих индейцевФИНК: Древнейшая река мираНОВОСИБИРСКИЕ ОСТРОВА: Угрюмый архипелаг

 

asonov.com

7 великих рек | Русская семерка

Парусная регата от “Русской Семерки”. Сплавляемся по главным рекам России!

1

Волга. Течет река

Главный водный бренд России - Волга.  Безумно популярная река, пусть и не самая длинная, не самая многоводная. Почему? Ответ прост: бассейн Волги занимает около 1/3 Европейской территории России. К слову длина реки 3530 км. Это примерно как от Москвы до Берлина и обратно.

Волге посвящена не только известная без преувеличения всем россиянам песня и фильм с заглавным названием. Действие пьес А. Островского происходит, как правило, в городах на Волге. Особенно сильный образ реки создан в фильме "Жестокий романс"!

Деталь: Лотосы - цветы, которые ассоциируются с экзотикой и Востоком, давно живут и у нас на Волге.

2

Ока. Не только малолитражка

Река Ока – Великая русская река, и мы незря пишем это слово с большой буквы! На берегах лежит почти вся Центральная Россия, площадь бассейна реки (245 000 кв. км) равна территории всей Великобритании, а длина составляет 1500 км.

По многим показателям (судоходство, площадь бассейна и др.)для России Ока превосходила значение Нила для Египта. Не случайно в 9-10 веках чужестранцы называли реку Оку "Русской рекой", "рекой Рус".

Кстати, название реки "Ока" по предположениям происходит от праевропейского "aqva"– "вода", настолько оно древнее! Есть гипотеза, что даже слово "океан" (понимаемый как "великая река, окаймляющая мир") в русском языке происходит от слова "Ока".

3

Дон. Тысячелетний свидетель русской истории

Дон - тысячелетний свидетель русской истории. Эта река появилась на Земле - страшно сказать! - примерно 23 миллиона лет назад. И как утверждают ученые, палео-Дон, собирал воды всей Русской равнины.

У древних греков и римлян низовья Танаиса (Дона) слыли местом обитания легендарных амазонок. Эти женщины-воительницы попали и в наши былины, которые часто повествуют о схватках русских богатырей с удалыми наездницами-"поляницами".

Деталь: У нашего "батюшки-Дона" есть две младшие тезки в Англии: pека Дон (Don) в шотландском графстве Абердин и одноименная река в английском графстве Йорк.

4

Днепр. Редкая птица долетит до его середины

Днепр известен с давних времен! Еще Геродот называл его в своих исторических трактатах Борисфеном (что означает "река, текущая с севера").

Вот что писал древнегреческий историк: "Борисфен - самая прибыльная река: по берегам ее простираются прекрасные тучные пастбища для скота; в ней водится в больших количествах наилучшая рыба; вода приятна на вкус для питья и прозрачна (по сравнению с водой других мутных рек Скифии)".

В период Киевской Руси реку называли Славутичем ("река славян"), в те времена по ней проходил водный путь "из варяг в греки", связывающий Балтийское (Варяжское) море с Чёрным (Русским) морем.

Деталь: "Редкая птица долетит до середины Днепра", - писал Н. Гоголь. У пернатых вполне хватит сил и до середины долететь и перелететь реку. А под редкой птицей подразумевался попугай, которого в этих краях встретить действительно непросто.

5

Енисей. Природная граница между Восточной и Западной Сибирью

На левом берегу Енисея заканчиваются западносибирские равнины, а на правом начинается горная тайга. Поэтому, в его верховьях можно встретить верблюдов, а спустившись вниз по течению к Океану – белых медведей.

До сих пор ходят легенды о происхождении слова Енисей: то ли это переделанное на русский лад тунгусское слово "енеси" ("большая вода"), то ли киргизское "энее-Сай" (мать-река).

Деталь: Енисей и другие ибирские реки приносят в Ледовитый океан столько тепла, сколько дало бы сжигание 3 миллиардов тонн топлива. Если бы не реки, климат Севера был бы более суровым.

6

Амур. Река с самым романтичным названием

Главный символ Дальнего Востока в Забайкалье и, пересекая горные хребты и равнины, пробивается к Тихому океану.

Река Амур протекает по территории России и границе России и Китая. «Река черного дракона», как называют Амур в Китае – река пограничная. В любое время года главные ворота обоих государств на Амуре – речные порты - остаются открытыми.

В путешествии по Амурской области туристов больше всего привлекают теплоходные экскурсии по Амуру. Красотища невообразимая!

7

Урал. Граница между Европой и Азией

Один берег реки Урал находится в Европе, другой - в Азии. Допустим ваша дача находится  на левом, азиатском берегу реки Урал, а городская квартира – на правом, европейском. Значит, десятиминутное плавание на пароме - настоящий скачок из одной части света в другую.

russian7.ru

Древние реки "провели" предков людей через Сахару

02:0312.09.2013

(обновлено: 03:15 12.09.2013)

234970

Подпишись на ежедневную рассылку РИА Наука

Спасибо за подписку

Пожалуйста, проверьте свой e-mail для подтверждения подписки

Древние люди могли пересечь север Африки и попасть в Средиземноморье по "зеленым коридорам", образованным крупными реками, которые когда-то пересекали сегодняшнюю Сахару. При этом на северо-востоке современной Ливии, по расчетам ученых, могли быть обширные лагуны и болота.

МОСКВА, 12 сен — РИА Новости. Древние люди могли пересечь север Африки и попасть в Средиземноморье по "зеленым коридорам", образованным крупными реками, которые когда-то пересекали сегодняшнюю Сахару, пишут авторы исследования, опубликованного в журнале PLoS ONE.

Том Култхард из университета Халла и его коллеги смоделировали историю изменения климата на севере Африки — на территории современных Ливии, Алжира, Туниса, западного Египта, северных районов Нигера и Чада. Ранее другие британские ученые уже высказывали предположения о том, что примерно 100-130 тысяч лет назад, когда там был более мягкий и влажный климат, нынешние высохшие каналы были реками — для доказательства этой гипотезы они анализировали окаменелые останки пресноводных улиток, найденные при раскопках в этом регионе.

Макет стоянки первобытного человека. АрхивПредки людей пережили пищевую революцию 3,5 млн лет назад - ученыеГруппа Култхарда показала, что в то время с юга на север в Средиземное море должны были течь три достаточно крупные речные системы, которые сейчас "похоронены" в песчаных дюнах. По крайней мере, одна из них, шириной около 100 километров, могла не пересыхать летом. Кроме того, в таких условиях на северо-востоке современной Ливии, по расчетам ученых, могли быть обширные лагуны и болота площадью до 70 тысяч квадратных километров. Эти же речные системы могли питать небольшие озера в Алжире и Тунисе.

По мнению исследователей, эти реки создавали своеобразные "зеленые коридоры" с условиями, благоприятными для растений и животных, которыми могли воспользоваться и древние люди. По их данным, скорее всего, к Средиземноморью люди могли выйти вдоль русла самой западной из трех обнаруженных рек, получившей название Ирхархар.

Авторы считают, что их выводы могут внести некоторую определенность в вопрос о том, как именно древние люди, "выходя" из Африки, попали в плодородный регион вокруг Средиземного моря. Хотя с уверенностью говорить о том, что древние люди мигрировали вдоль этих рек, пока нельзя, предположения авторов, по их словам, подтверждаются и археологическими находками в этих районах.

ria.ru

10. Древняя Русь

9. ВОДОХОЗЯЙСТВЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО НА РУСИ

В ДРЕВНИЕ ВРЕМЕНА

Докиевская и Киевская Русь

Исследования археологов показали, что первые племена не территории Руси появились в среднем Приднепровье еще в III-ем тысячелетии до н. э. По одной из версий историков самоназвание народа и страны произошло от названия реки Рось, на которой селились эти люди.

Важнейшей природной особенностью России является обилие рек. Этим обусловлен и характер расселения, и возможность колонизации территорий: люди селились вдоль рек, осваивая, в основном, прилежащие к ним территории. Огромные пространства лесов и болот в междуречьях оставались незаселенными, невозделанными, а часто и непроходимыми.

Чрезвычайно густая сеть озер и равнинных рек на европейской территории России оказалась весьма удобна для судоходства. Причем многие реки одного бассейна близко подходят к рекам другого, что создает благоприятные возможности для перехода по суше (по так называемым волокам) из одного бассейна в другой, продолжая плавание в нужном направлении на большие расстояния. Эти удобные водные дороги, предоставленные самой природой, стали использоваться людьми с незапамятных времен.

На водных путях, преимущественно в устьях рек, на границах волоков и на речных порогах возникали погосты (административные центры), монастыри, рядки (поселки) и города.

В период формирования и укрепления государственности на Руси начали образовываться крупные города и торговые центры: Киев, Псков, Переяславль, Полоцк, Чернигов, Новгород. Важное значение при этом имели устойчивые торговые связи как внутри страны, так и с другими государствами и народами. Такие связи осуществлялись, прежде всего, по водным путям с перемещением судов с людьми и грузами, через водоразделы перемещались волоком.

В те времена водные пути на Руси были, по существу, единственными путями сообщения, так как гужевой транспорт из-за отсутствия дорог использовался для перевозок на дальние расстояния обычно только зимой, после установления санного пути, причем часто опять же – по рекам. Не случайно расстояния, например, между Новгородом и большинством других населенных пунктов, указанные в Росписи новгородских пятин (областей), были определены не по кратчайшему сухому пути, а по рекам.

Одним из самых известных торговых путей Древней Руси был путь «из варяг в греки». Путь возник в начале IX века (не позднее 825–30 годов), о чем свидетельствуют находки кладов арабских серебряных монет – дирхемов 1-й четверти IX века. На этом пути вырос город-крепость Старая Ладога – древняя столица Руси (в 2003 году отмечали её 1250-летие). По данным арабских источников, уже в X веке Ладога была портовым городом, торговавшим с Испанией, Римом, Персией и другими странами. В иностранных документах того времени указывается, что немецкие гости (купцы), пришедшие с товарами в Ладогу, нанимали здесь местных лоцманов, которые проводили их суда через Ладожские (Волховские) пороги до Гостинополья (села, существующего до сих пор). В русских летописях упоминается и селение Иссады, расположенное ниже города Ладоги на правом берегу Волхова в устье реки 3латыни и сохранившееся до настоящего времени (его название в переводе с древнерусского языка означает «пристань»).

Именно этим путем «из варяг в греки» прошел в 882 году князь Олег с дружиной из Новгорода в Киев, где и произошло объединение Руси в единое государство. В 907 году Олег с дружиной по этому же пути прошел и далее – на военных судах до Константинополя (Царьграда), воевал и заключил мирный договор между Византией и Русью.

Как указывается в «Повестивременных лет», «бѣ путь из Варягъ въ Грѣкы, и изъ Грѣкъ по Днепру, и вѣрхъ Днѣпра волокъ до Ловоти, и по Ловоти внити в Илмерь озеро великое, из негоже озера потечеть Волховъ и втечеть въ озеро великое Нево, и того озера внидет устье в море Варяское».

Миниатюра из летописи: «Поход Олега на Царьград»

Такой путь на самом деле невозможен, потому что верховья Днепра и Ловати нигде не подходят близко друг к другу, к тому же между Днепром и Ловатью находится Западная Двина. По-видимому, в летописи допущен пропуск, возможный путь (в современных названиях): Балтийское море, река Нева, Ладожское озеро, река Волхов, озеро Ильмень, река Ловать, река Кунья, река Сереж, далее – волок около 30 км до реки Торопы, река Западная Двина, река Каспля, Касплинское озеро, волок до реки Катынь, река Днепр и по ней в Черное море.

Наибольшее значение путь имел в X – первой трети XI веков, то есть во времена княжения Святослава ИгоревичаиВладимира Красное Солнышко.

Известен летописцу «Повести временных лет» и морской путь «из варяг греки», а именно – из Балтийского моря вокруг Западной Европы до Рима, оттуда – на Восток: в Грецию и Константинополь.

Во второй половине XI – начале XII веков усилились торговые связи Руси с Западной Европой и путь «из варяг в греки» уступил место Припятско-Бужскому, Западно-Двинскому и др. И об этих путях знает автор «Повести временных лет»: «…Днепр же вытекает из Оковского леса и течет на юг, а Двина из того же леса течет, а направляется на север и впадает в море Варяжское».

Имелись и другие «варяжские» пути. Один из них шел по реке Великой, Чудскому озеру и Нарове. Этому водному пути обязан своим возникновением город Псков (древнее название – Плесков) – «младший брат» Новгорода, впервые упомянутый в летописях под 903 годом.

Здесь же в XII веке возник город Нарва – один из основных центров торговли Руси с Западной Европой. На противоположном, правом, берегу Нарвы существовал иссад (пристань) Пскова.

Нарва и Новгород были соединены прямым водно-волоковым путем, основу которого составляла река Луга. Между Псковом и Новгородом существовало водно-сухопутное сообщение по рекам Великой, Черехе, Узе, Шелони и озеру Ильмень.

Еще одним важным путем, соединяющим страны Скандинавии с Персидским халифатом, был Волжский или Волго-Балтийский торговый путь («из варяг в персы» или «из варяг в булгары»).

Синий цвет – путь «из варяг в греки», красный цвет – «из варяг в персы»

Летописный путь «из варяг в греки»

Судя по находкам дирхемов, сложился он ранее днепровского и двинского путей, но и свое международное значение стал утрачивать раньше остальных – еще до начала крестовых походов. В период своего расцвета во второй половине IX века Волжский торговый путь обеспечивал экономическое благосостояние трех государственных образований – Руси в верховьях, Волжской Булгарии в средней части и Хазарского каганата в низовьях Волги.

Постоянная торговля по Волге сформировалась в 780-х годах, с приходом на берега реки скандинавского элемента, известного по русским летописям как варяги. Путь начинался от берегов Балтики, вел поНевеиВолховучерезЛадогуиРюриково Городищев озероИльмень. Отсюда варяжские ладьи сплавлялись вниз поЛоватидоволоковВалдайской возвышенности, по которым суда перетаскивали в бассейн Волги. Далее вниз по реке доВолжской Булгариисплавлялись такие северные товары, как меха, мед и рабы. Впоследствии этот путь называли в летописях «из варяг вбулгары». (ВБулгаркак перевалочный пункт позднее вела и сухопутная дорога изКиева). Места крупнейших скандинавских поселений на Верхней Волге ныне отмечаютСарское городищеиТимеревские курганы. Впрочем, население в обоих пунктах было смешанным, заключая в себе значительный славянский имерянскийкомпонент.

Если к северу от Булгарии основными торговыми агентами в IX – X веках выступали варяги, то на Нижней Волге основной политической и экономической силой выступала Хазария. На Волге стоял крупнейший город этого государства –Итиль. Перешеек между Волгой и Доном защищала мощная крепостьСаркел. О нижних участках Волжского торгового пути известно из описаний арабских географовИбн ХордадбехаиИбн Русте, а также по сведениямИбн Фадлана, прошедшего вверх по Волге вплоть до Булгарии в 921 – 922 годов.

Достигнув Каспийского моря, русские и варяжские купцы высаживались на его южных берегах и наверблюдахотправлялись дальше вБагдад,БалхиМавераннахр. Автор «Книги путей и стран»Ибн Хордадбех(который начальствовал в качестве управителя почты в персидской области Джабал) сообщал, что в его время купцы-рахдонитыдоходили «до кочевий тогуз-гузов, а затем и доКитая».

С конца IX века Русь устанавливает контроль над днепровским торговым путемвЧерное море, в связи с чем основные политические центры смещаются с севера на юго-западРусской равнины(Киев,Чернигов,Смоленск-Гнёздово). Вокруг этой речной артерии формируется новое государственное образование –Киевская Русь. После побед князяСвятослава Игоревичанад хазарами в 960-е годы Русь получает доступ в Каспий в обход булгар, через волок судов у Саркела.

Многочисленные морские и торговые походы русичей по Черному морю привели к тому, что греки и арабы в IX – X веках называли это море «русским». В византийские порты ежегодно прибывали суда из Киева, Новгорода, Чернигова, Смоленска и др. Эти города (особенно Киев и Новгород) без преувеличения можно считать «внутренними морскими портами» древней Руси.

  Важное значение для путешествий и для торговли еще с древних времен имела река Западная Двина. Как уже отмечено, по ней проходил еще один торговый «путь из варяг в греки», ее знали норманнские торговцы, по ней ходили в Византию готландские моряки. По ней же ходили и русские к Варяжскому морю и на остров Готланд. Особенно развилась торговля со времени поселения в нижнем течении Западной Двины немцев. В 1210 году состоялся первый торговый договор Риги с Полоцком.

Многочисленные водоразделы при путешествиях преодолевались волоками. Традиционных волоков на территории Руси сложилось достаточное количество.

Уже в древние времена наряду с преодолением водоразделов с применением волоков предпринимались попытки устройства искусственных водных путей – судоходных каналов. В 1133 году сын Ладожского посадника Иванко Павловиц предпринял попытку соединить каналом верховье реки Волги с рекой Полой, притоком Ловати.

В память об этом на сторожевом городке при впадении Волги в озеро Стерж он поставил крест из красного песчаника (Стерженецкий крест ныне находится в Тверском краеведческом музее) с надписью: «6 641 (то есть 1133 по новому исчислению) месяца июля 11 день почах рыти реку сию яз Иванко Павловиц и крест съ поставихъ».

Карта-схема основных волоков на водных путях домонгольской Руси

Стерженецкий крест в музее Твери

В период расцвета Тверского княжества в XIV веке велись работы по устройству канала на трассе: озеро Ильмень – река Ловать – река Пола – река Щербиха – канал на водоразделе – озеро Селигер – река Селижаровка – река Волга.

Существовало несколько водных путей, на которых были волоки, используемых древними руссами для своих перемещений.

Важнейший путь из Северо-западной Руси (из Новгородчины) на Волгу проходил по рекам Мста, Цна и Тверца. Уже в первой половине XII века на Тверце появилось торговое поселение, впоследствии – город Торжок. Существовал также путь на Волгу по реке Поле, впадающей в озеро Ильмень, реке Селижаровке и озеру Селигер.

Из Ладожского озера на Волгу вел водно-волоковый путь по рекам Сясь, Тихвинка, Чагодоща и Молога. Свидетельством древности этого пути является упоминание в летописи Холопьего городка, существовавшего в устье реки Мологи еще в 1148 году, куда съезжались купцы из разных западных и восточных стран. В 1340 году на этом пути возник город Устюжна, а в 1383 году – город Тихвин. Одним из древнейших новгородских поселений на этом пути является село Сясьские Рядки.

Вот описание еще нескольких водных путей с волоками на Древней Руси.

  1. Будущая Вышневолоцкая система: до озера Ильмень по пути «из варяг в греки», далее по реке Мсте, реке Цне, затем волоком в реку Тверцу, и далее в Волгу, по которой можно было попасть в Каспийское море.

  2. Из Балтийского моря в Каспийское: река Нева – Ладожское озеро – река Свирь – Онежское озеро – река Вытегра – волок – река Ковжа – Белое озеро – река Шексна – река Волга – Каспийское море. Впоследствии по этому пути пролегла трасса Мариинской водной системы.

  1. Из Балтийского моря в Черное: Балтийское море – река Висла – река Западный Буг – река Мухавец – волок – река Пина – река Припять – река Днепр – Черное море. Впоследствии по этой трассе (частично) проведен Днепро-Бугский канал.

Люди, жившие на территории Руси в глубокой древности, строили самые простые лодки с каркасами из прочных согнутых ветвей, покрытых с внешней стороны корой, которую прошивали корнями растений. Позднее внешнюю обшивку лодок стали делать из бересты. Покрытые корой или берестой лодки обязательно смолили, шероховатую внешнюю поверхность обжигали. Обожженная кора была менее шероховатой, что уменьшало сопротивление при движении такой лодки. Такие лодки были длиной до 10 м и назывались «корянками».

Затем стали строить так называемые «однодеревки» – лодки, выдолбленные или выжженные из одного ствола дерева. На территории России археологи нашли несколько таких лодок возрастом 3 – 4 тысячи лет. Их длина 5 – 8 м, высота бортов 0,5 – 0,7 м. Очертания, обводы лодок становились все более плавными, что уменьшало сопротивление при движении.

С I века новой эры на территории, где затем возникла Русь, начали делать так называемые «набойные» лодки или «челны». Подводная часть таких лодок была сделана из стволов деревьев, благодаря чему достигалась хорошая водонепроницаемость, а надводная – из вытесанных топором досок (теса). Доски соединялись (сшивались) лыком коры деревьев, корнями можжевельника или просмоленными веревками (отсюда произошел термин «обшивка»). Суда этого типа, имевшие сравнительно высокие борта, могли плавать по озерам.

Развитие мореплавания у восточных славян относится к V – VI векам. По Черному морю сначала скифы, затем и славяне доплывали до кавказских берегов, до побережья Малой Азии и далее – к Константинополю и берегам Греции. Известно, что южные славяне-анты из междуречья Днестра и Днепра в VI – VII веках совершали походы по Черному и Средиземному морю до острова Крит и южных берегов Италии. Понятно, что для таких походов использовались суда, имевшие хорошие мореходные качества. Морское искусство славян было так высоко и так ценилось, что в византийском флоте славяне были капитанами судов и даже командовали эскадрами.

Арабские летописцы IX – X веков писали: «Русы мужественны и храбры… ростом они высоки, красивы собою и смелы в нападениях… свои набеги и походы производят они на кораблях». В одном из документов X века написано: «Русы – водяные люди».

О судах, плававших по водным путям Руси в IX–XV веках, имеются весьма скудные сведения. Из летописей известны наименования этих судов. Наиболее раннее из них – ладья. Строились как речные, так и морские ладьи. Морские были более массивными и прочными. Нижним основанием ладей служили массивные выдолбленные колоды из деревьев большого диаметра. На нижнее основание нашивались борта из досок – набои. На ладьях были весла и мачта с прямым парусом, имелся руль на корме. Речные ладьи старались не в ущерб прочности сделать полегче, так как их часто приходилось перетаскивать через волоки.

Именно на ладьях жители Киевской Руси совершали морские походы в Константинополь (Царьград). Только в IX веке было семь таких походов. Когда в 860 году в Константинополе обидели и захватили русских купцов, то из Киева на выручку отправился отряд из 250 судов. После осады города купцы были освобождены.

Князь Олег в 907 году ходил на Царьград с отрядом, в котором согласно летописи «бе числом кораблей 2000». Киевская княгиня Ольга в 955 году на многих судах со свитою совершила морской поход в Царьград, где и приняла крещение. Сын Ольги князь Святослав на судах поднялся по Оке, по малым рекам и волокам перешел в Дон. Затем опять через Оку вышел на Волгу, спустился вниз по Волге, разгромил волжских булгар, захватил хазарскую столицу на Волге и многие хазарские города на Дону.

Миниатюра из летописи с изображением морского сражения

Древнерусская ладья

Древнерусские ладьи

Картина Рериха. Древнерусская ладья

Русские ладьи – по рисунку из греческих летописей

Русские морские набойные ладьи.

По рисунку древних греческих летописей

В X – XI веках появились насады. От набойной ладьи насад отличался более высокими бортами (высота их доходила до 1,8 м). Днище насада было плоским, из досок, долбленная донная часть не применялась. Высокие борта, улучшенные обводы корпуса создавали больший запас плавучести и лучшую остойчивость таких судов. Насады имели поднятые нос и корму и использовались для военных и военно-транспортных целей не только на реках, но и на озерах и морях.

По рекам плавали на мелких судах, которые назывались «дубас» («дубок»), «челн», «однодеревка». По типу генуэзских галер, чьи порты-колонии были в это время в Приднепровье, начали строить «галеи». В XII веке в Киевской Руси начали строить еще один вид плавательных средств – «учаны» (от слова чан – большая кадка), плоскодонные «досчанники».

Следующим этапом в развитии судостроения – его начало ориентировочно можно отнести к XIV веку – стало изготовление судов целиком из досок. С ним, по-видимому, связано появление струга. Струги были предназначены для плавания только по рекам. Дно струга было плоским. К плоскому килю с помощью ивовых прутьев пришивали пояса обшивки. Нос и корма были заостренными, на струге были парус и весла, кормовое весло служило рулем. Низкобортные и плоскодонные струги были преимущественно грузовыми судами. Их прообразом явился грузовой плот с нашитым по периметру невысоким бортом. Грузоподъемность наибольших стругов на реках в XV веке, по-видимому, достигала 15 – 25 тонн. Были струги полубленные, то есть крытые лубяной крышей, и неполубленные (отсюда произошел термин «палуба»).

Примерно в это же время появились «ушкуи». Они также были речными и морскими. Ушкуи имели несущий корпус и обшивку из досок, скрепленных либо железными скобами, либо ивовыми прутьями. Палуб на ушкуях не было. Ушкуи смолили в два слоя – вначале жидкой смолой, а затем густой, чтобы помимо водонепроницаемости, придать внешним обводам гладкость. В сочетании с малой осадкой и большим отношением длины к ширине, это обеспечивало быстроходность ушкуя. На морских ушкуях устанавливали одну мачту с косым парусом. Речные ушкуи были длиной до 14 м, шириной около 2,5 м, высота борта 1 м. Осадка их не превышала 0,6 м. Известно, что во время военных походов в ушкуях помещалось до 30 человек.

Наряду с судами для перевозки грузов вниз по течению, в особенности на порожистых реках, использовались плоты, снабженные рулевыми веслами.

Способы преодоления волока (рисунки из летописей)

Струг

В те времена (IX–XV века) суда зачастую ходили большими группами – караванами. Этим обеспечивалась взаимопомощь экипажей судов на нелегком и опасном пути. Матросы-гребцы (их называли ладейниками) были одновременно воинами, охранявшими караван, и имели необходимое для этого оружие.

Суда шли преимущественно на веслах. При попутном ветре использовался парус. На участках рек с быстрым течением применялась бечевая тяга людьми. Наиболее трудным было преодоление волоков между реками и в обход непроходимых порогов. При отсутствии на волоках поселений в IX–XI веках разгруженные суда (в то время они были небольшими) и грузы переносились или перетаскивались самими ладейниками. Для удобства транспортировки по сухому пути к днищу судов прикреплялись полозья. Отправляясь в дальний путь, судохозяева (ладейщики) брали с собой катки и даже колесные пары. С появлением на волоках поселений для перевозки небольших судов и грузов стали использовать лошадей. Следующим этапом в развитии судоходства был переход на использование судов в пределах одной реки и даже одного ее участка. Через волоки стали перевозить только грузы. Отсутствие необходимости транспортировки судов по суше позволило там, где это было возможным по условиям судоходства, увеличить их размеры.

Причалы и пристани для судов представляли собой обычные вертикальные стенки из толстых бревен – набережные. Строились также свайные причалы, выступающие в воду на 15 – 20 метров. Они устраивались из двух рядов свай, забитых на расстоянии 1 – 2 м друг от друга. На сваи настилался дощатый настил.

Помимо судоходства в Древней Руси развивались и другие аспекты гидротехники и водохозяйственного строительства. Для улучшения судоходства строились каналы для спрямления речных излучин, а при осаде городов применяли отвод воды из реки в другое русло с пересыпкой старого русла запрудой (например, при осаде города Пронска на реке Проне в 1186 году).

В городах Киевской Руси, а также в крупных монастырях «устраивались» водопроводы. Так, в XI-XII веках на Ярославовом Дворище (Новгород) существовал водопровод из деревянных труб, а также водосточный канал, облицованный пластинами из бересты, а на случай осады сооружали оригинальные водяные тайники, позволявшие осажденным получать воду.

Судоходство в Новгородской Руси

На обильной водными и боевыми ресурсами северной Руси процветали древние княжества-государства: Ростовско-Суздальское, Переяславское и Новгородское, стольные города которых выросли на берегах озер Неро, Плещеево и Ильмень. Бороздить водные просторы на малых весельных суденышках было для населения привычным занятием. Недаром на озере Плещеево, в городе Переславле-Залесском молодой Пётр Алексеич с 1688 по 1693 год создавал «потешную» флотилию, с которой началось рождение военно-морского флота будущей могучей державы.

В ХI веке, когда древнее русское судостроение достигло расцвета, новгородцы проложили дорогу к Студёному морю по рекам Севера. В начале XII века в устье Северной Двины был открыт монастырь Михаила Архангела, к концу этого столетия Поморье вошло в состав Московского государства, и был открыт морской путь вокруг Скандинавии в западные страны.

В XII веке на месте единого древнерусского государства образовались княжества: Киевское, Новгородское, Черниговское, Смоленское и другие. Но судоплавание в этот период на Руси не прекращалось. Новгородцы вместе с киевскими славянами активно плавали в южные страны. Они также много ходили по Балтийскому, Белому и Баренцеву морям. Северные славяне часто посещали немецкие, датские, норвежские и шведские земли.

Имеются сведения о том, что в XIII веке новгородцы на своих ладьях и финских лайвах ходили в Ладожское озеро и в 1300 году в устье Вуоксы основали свое укрепление – будущую крепость Корела (город Приозерск). Использовали они и Вуоксинскую систему рек и озер.

Новгородцам был известен путь из Ладожского озера по Свири в Онежское озеро. Отсюда по системе рек и озер (по направлению существующего ныне Беломорско-Балтийского канала) они проникали в Карелию, Белое море и далее на Кольский полуостров.

Из Новгородских земель на Шексну и далее на Волгу можно было попасть по рекам Вытегре и Ковже. Однако для самого Новгорода это был «кружной» путь. Вначале он использовался для связи Новгорода с Белозерскими землями и Заволочьем – землями, расположенными за волоками в бассейнах рек Северная Двина, Онега и Печора. На этом пути в IX веке в истоке Шексны возникло поселение Белоозеро, ставшее центром княжества (в XIV веке этот центр был перенесен на место современного города Белозерска).

В системе транспортных сообщений IX–XV веков особое значение имели Белое озеро и Шексна, которые обеспечивали непосредственную связь с Заволочьем не только Новгорода, но и Владимиро-Суздальского, а затем и Московского княжеств.

Волоков, ведущих в Заволочье, было несколько. В бассейн реки Онеги новгородцы переходили с помощью восточного притока Белого озера – Ухтомы. К рекам Северо-Двинского бассейна вели левые притоки Шексны: Пидьма, Славянка, Сизьма, Угла. С помощью первых двух из них, через волоки, можно было попасть в реку Порозовицу, впадающую в Кубенское озеро. С помощью последних – в реку Вологду, где уже в XII веке возникло торговое поселение, положившее начало городу Вологде. Из Кубенского озера и реки Вологды путь вел на Сухону и Северную Двину.

Не следует удивляться, что в систему древних водных сообщений новгородских, псковских и белозерских земель наряду с большими и средними входили реки и участки рек, в настоящее время совершенно не пригодные для судоходства. В древности на этих землях, сплошь покрытых лесами, все реки были более полноводными, чем теперь.

Важную роль в торговле с другими странами играл и путь из центральных районов России к устью Северной Двины в Архангельский порт.

studfiles.net


Смотрите также