История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Нравственная культура. Нравственная культура древней греции


Нравственная культура

Развитие древнегреческой обыденной морали вроде бы типично для всех древних цивилизаций. Сначала развиваются и осознаются добродетели воина: мужество, стойкость, и добродетели земледельца-труженика:трудолюбие, умеренность. И в раннегреческой философии, например у Демокрита, в качестве идеала жизни выдвигается умеренное удовлетворение людьми своих жизненных потребностей. Меру же дает и позволяет соблюсти мудрость, которая ведет к полезным действиям и отвращает от бесполезных: отказывайся от всякого удовольствия, которое не полезно (Демокрит). То есть, самое главное – это жить спокойно, занимаясь своими делами, и не лезть в чужие. Хотя в случае общей нужды – предполагалась взаимопомощь. И кроме того, оказывать некоторые благодеяния другим считалось полезным, ибо это помогает преодолевать одиночество, может вести к чувству дружбы.

Однако древние греки были не только земледельцами и воинами, но и мореплавателями, и торговцами, и горожанами-ремесленниками.Их кругозор, в том числе и моральный, – довольно широк. И дело не столько в том, что ценятся ловкость, хитрость, даже умение обмануть противника, иногда подшутить над человеком. Важно то, что,во-первых,в Древней Греции (при не очень сильно развитом культе предков) появляется полисная мораль с ее полисным (гражданским) патриотизмом. Грекам были свойственны гордость за свой полис, способность к переживанию его бед и радостей. Позже это чувство стало более широким – гордостью свободного эллина, представителя цивилизованной Эллады, ее культуры.

Во-вторых,постепенно, с усложнением внутриполисных и внешних связей и отношений, усложняются и нравственные проблемы. Это отражено в древнегреческой литературе, в трагедиях Эсхила, Софокла, Эврипида. Так в трагедии “Антигона” Софокла разворачивается проблема противоречия между фанатизмом порядка, традиции и силой любви, милосердия, сострадания. По сути речь шла о борьбе нового духовного богатства со старыми моральными нормами.

Как и везде, нравственная культура проявлялась на низшем уровне в требованиях обыденной морали, довольно утилитарной. Мерилом этой морали являлась польза. Но у древних греков появились и другие нравственные ценности. На первый план выдвинулась не практическая польза, а долг гражданина, долг человека. На этой основе стало происходить утверждение норм человеческих взаимоотношений. Древнегреческая философия и искусство много сделали в этом направлении и помогли людям достаточно определенно в возможностях их развития выходить на специализированный уровень нравственной культуры, на котором именно нравственность, сама по себе, добродетель оказывалась высшей ценностью жизни. Некоторые из философов и художников Древней Греции

видели уже необходимость и возможность выхода и с этого уровня на высший уровень нравственной культуры, на котором основой нравственности становится не долг как таковой (тем более не традиция), а доминантная потребность человека

вжизни другого человека, практическое признание Другого высшей жизненной ценностью.

Ярче всего это выражено в судьбе и учении легендарного Сократа (469–399г.г. до н. э), человека, полюбившего истину более всего на свете. Истина, которую полюбил Сократ не была безличной, безразличной к человеку. Речь шла об истине жизненно значимой. Сократ, который ничего не писал (все что мы знаем, известно

впередаче его учеников и комментаторов), почти 30 лет вел беседы с учениками на афинском рынке, на улицах Афин. Содержание этих бесед было необычным, занимательным, острым. Сократ сбивал спесь с записных мудрецов, с правителей тогдашних Афин, показывая, что им не дается истина, что они не знают того, что должно знать человеку. А нужно знать прежде всего, что такое добродетель, о которой они якобы так пекутся. Сократ при этом демонстрировал оригинальный путь размышлений над этим и другими вопросами, не давая готовых ответов. Он возмущал народ, заставляя даже афинских зевак смеяться над общепринятыми определениями высшего Блага или гражданского долга, над некоторыми устоявшимися ритуалами и верованиями. Он издевался над афинской демократией, которая привела к власти демагогов. Сам вечно сомневающийся, и, в то же время, уверенный, парадоксальный, он жалил всех и вся, “соблазнял” юношество, уча его сомнению, свободному размышлению и добродетели.

Иего осудили, приговорив к смертной казни за неверие в богов (в которых он нестандартно, но верил), за развращение юношества. Но метод и суть его размышлений (сомнение, ирония) были направлены к одному, к утверждению высшей истины – той, что счастье и добродетель – это одно и то же. Даже лучшие афинские умы, исключая некоторых учеников Сократа, не могли подняться до такой нравственной высоты. Защищая себя в суде, Сократ говорил, что он только и делал, что ходил и убеждал каждого, молодого и старого, заботиться раньше и сильнее не о телах или деньгах, но о душе, чтобы она была как можно лучше. И жить и умирать, как показал Сократ, человеку необходимо в согласии с высшей добродетелью, с Благом. Но конкретно Сократ не обозначал, в чем же это высшее Благо состоит. Его ученики, такие как Платон, киники, киренаики пытались поразному развить далее мысли Сократа о совершенном бытии человека.

Ив общем для Древней Греции характерно создание идеала развития человека к совершенству; человека в единстве его телесности и духовности, чувственности и разумности. Недаром в Древней Греции идеальный человек – это человек калокагатийный (от “калон” – прекрасный и “агатон” – добрый, благородный), прекрасный во всем: и телом и делами, и мыслями и их выражением, и чувствами и поведением.

Причем, в плане его внешнего обнаружения, выражения в жизни, в реальных отношениях между людьми идеал этот должен был быть вполне

очевиден. Эллин в реализуемом идеале бытия и поведения, с точки зрения древнегреческой философии, должен был стремиться к культуре (хотя самого слова “культура” еще не было). И двигаться, и говорить, и мыслить, и чувствовать следовало свободно, с ориентацией на других людей, в границах меры, выявляя таким образом свою человеческую сущность. Так, в древности, во время погребалных обрядов женщины в скорби рвали волосы на голове, царапали ногтями лица, громко рыдали. В классический период Древней Греции такое поведение считалось недостойным и безобразным. Любые аффекты требовали человеческого оформления. Скорбь ведь может проявиться и как дикая и как облагороженная. К последнему, к облагораживанию жизни во всех ее проявлениях тяготело античное общество, хотя бы в устремленности. Далеко не во всем и не всегда это тяготение выявилось в реальной жизни древнегреческих полисов. Изображение древнегреческой культуры есть некая ее идеализация. Но, вопервых, кое-чтовидимо проявлялосьвсе-такив этой жизни как высокая культура. Аво-вторых,наличие самой вот такой возвышенной, хотя бы теоретической, мировоззренческой устремленности к культуре – это уже завоевание человеческого духа.

В связи со всем этим, столь мощно и своеобразно, наряду с культурой нравственной, в единстве с ней, в Древней Греции развилась культура эстетическая и художественная.

Эстетическая и художественная культура Древней Греции

В отличие от других древних культур, в Древней Греции эстетическая и художественная культура оказалась столь развитой (во всяком случае в классический период), что, во-первых,вся жизнь древнегреческих полисов была, так или иначе, пронизана ею, и,во-вторых,ее воздействие на культуру человечества продолжается до сих пор. Пытаться описать особенности античной эстетической и художественной культуры подробно в нашем случае невозможно, да и нецелесообразно. Но вполне возможно указать на некоторые общие черты, в которых выявилось эстетическое и художественное своеобразие культуры Древней Греции.

Прежде всего это усиленное стремление к упорядоченности, завершенности, цельности, гармоничности. Именно в связи с этим, мировоззрение древних греков эстетично по сути. Космос виделся ими как завершенное целое: гармоничное, прекрасное, звучащее. И не безмерное (как скажем в Древней Индии). Это была Человеческая Вселенная. В древнегреческих мифах создание мира представляется его гармонизацией. Греческие боги (олимпийские!) – прекрасны и гармоничны. Даже Судьба (Рок) при всей своей грозности, эстетична. Древнегреческий эпос естественно складывался в завершенные целостные поэмы (Илиада, Одиссея) и циклы сказаний. Древнегреческие трагедии и комедии стремились к совершенству

своего построения. То же касалось и архитектуры, стремившейся к завершенности форм в человеческих масштабах. И скульптуры, в которой складывались каноны, более гибкие, чем древнеегипетские, а главное – антропометрические, математически и зрительно выверенные, основанные на пропорциях правильно сложенного человеческого тела. Это был “канон природы”, но обработанной, ставший “каноном культуры”. Ведь и живое человеческое тело обрабатывалось, оформлялось в занятиях гимнастикой. Человек оказался действительно “мерой всех вещей” (Протагор) во многих отношениях, и всегда – мерой совершенства. В этом плане древнегреческое искусство действительно классично. Но эта классичность его не была столь узкой, формальной, как позже в европейском классицизме, выросшем на основе греческих и римских образцов.

Второе, что характерно, – это впервые так глубоко осознаваемая и ощущаемая древними греками ценность красоты. В Благе, к которому, по мнению многих греческих мыслителей, должна была стремиться жизнь человека, красота занимала одну из ведущих позиций. Платон считал, что эллина прежде всего отличает именно любовь к прекрасному. И в этом утверждении была-такидоля истины. В. Татаркевич, рассматривая античную эстетику, отметил, что позднейшие архитекторы(Виолле-де-Дюк)предполагали наличие “абсолютного зрения” у древних греков. Если не все они, то очень многие могли оценить красоту архитектурных сооружений и скульптуры, которая не была музейной. Скульптурные изображения (богов, героев, победителей разных игр и конкурсов) ставились повсеместно. Украшенность жизненной среды, жизни вообще, – была поразительной. Это касалось не только архитектуры и скульптуры, но и одежды, вещей, обстановки, театральных представлений, празднеств, искусства слова.

Жизнь древнегреческого полиса была реально эстетичной во многих отношениях. Огромное множество произведений искусства изобразительного, предметов для эстетического созерцания. Гимнастика, спортивные состязания, которые были вполне обычными, частыми. Обнаженные, атлетически развитые, прекрасные тела постоянно созерцались и служили основой для ваяния. Поэзия участвовала в самых разных сторонах жизни, в том числе и в политической. Музыка понималась и применялась как средство врачевания, создания душевного настроя. Древнегреческий театр волновал зрителей, поднимая самые животрепещущие проблемы, порождая состояние “катарсиса” (очищения души), давая выход чувствам.

И все это было связано с ценностью свободы, не только собственно гражданской, но и свободы во владении телом, в одеяниях, в мысли и слове. Необычайно развилась риторика, ораторское искусство, логика. Свобода духа проявлялась в поиске красоты мысли, выражаемой образно, почти ничем не стесняемой, и гармонично, изящно оформленной.

Разумеется, это далеко не все из особенностей древнегреческой эстетической и художественной культуры. Но и этого достаточно, чтобы ее воздействие на мировую культуру было заметным через тысячелетия. Античная

studfiles.net

Вопрос 34.(Античность как тип культуры. Культура Древней Греции)

Сегодня мы используем слова, понятия, названия, имена, выражения которые дошли до нас именно из культуры Древней Греции. Основой общественной жизни в античных государствах был полис, то есть город-государство который объединял город и окружающие земли с селами. Полис был самостоятельной политической, хозяйственной и культурной единицей, объединение свободных граждан. С 6 в до н э у большинства полисов установилась демократическая форма правления, которая охраняла права всех граждан, делала их сознательными и активными участниками политической жизни. Почти все граждане полисов были грамотными.. Герой египетской, месопотамской или индийской культуры сильный своей загадочностью, сверхъестественностью, связью с небом и его стихийными силами, герой же культуры Древней Греции - реальный человек. Даже греческие боги имеют человеческое подобие, владеют человеческими достоинствами и способностями: они ошибаются, ссорятся, ревнуют, клевещут и т.п.Греки высоко ценили уравновешенность, спокойность, меру поступков человека, который был свободным гражданином и брал участие в руководстве государством. Отсюда отсутствие в греческом искусстве гигантомании, отсюда желание вписывать сооружение и скульптуры в природную среду. Образцом того удачного вписывания в ландшафт есть комплекс Акрополя в Афинах. Или же скульптура Афродиты Милосской.

Древняя Греция - это родина европейского театра. В конце 5 начало 4 века до н.э. театры были уже во все больших греческих городах. "Театр" - греческое слово, в переводе обозначает "Место для зрелищ".В Афинах театр был устроен на склонах Акрополя. Это был один из наиболее крупных театров Эллады - на 17 тыс. зрителей. В греческих театрах была чудесная акустика. Все, что говорилось на сцене, было хорошо слышно даже в последних рядах. Греки очень любили театры. Они устраивали спектакли 2-3 раза в год. Спектакли начинались утром и длились до самого вечера несколько дней подряд. Каждый день показывали несколько пьес . Очень популярны были трагедии Эсхила ("Персы") . В Греции один раз в 4 года проводились всенародные спортивные соревнование - игры (в г. Олимпии). За легендой, Олимпийские игры основал знаменитый герой Геракл. В архитектуре греки славились колоннами.

У истоков античной культуры была Крито-микенская цивилизация, охватывавшая пространство островов Средиземного и Эгейского моря и материковую часть Греции и развивавшаяся приблизительно в период с 30-12 вв до н.э ЕЕ условным завершением считается Троянская война. Этот период предшестовал формированию древнегреческой народности и связан с постепенным вытеснением догреческого населения. Минойская цивилизация испытала сильное влияние традиций Ближнего Востока и отличалась развитием обособленных дворцово-хозяйственных комплексов во главе с царями-жрецами, являвшихся средоточием государственно-политической и религиозной власти. Крупнейшими культурными центрами были города Кносс, Микены и Троя в Малой Азии.

Одним из историко-культурных свидетельств крито-микенского периода, предшествовавшего классической греческой цивилизации, стала критская письменность, основанная на иероглифическом и линейном письме, зафиксированном на печатях, глиняных табличках, ярлыках. В результате изучения линейного письма было установлено, что оно соответствует архаической стадии древнегреческого языка. Сохранившиеся предметы керамики, мелкой пластики, сюжеты фресок свидетельствуют о мифологических и религиозных представлениях эпохи и почитании культа плодородия.

После внезапного упадка критской цивилизации в середине II тысячелетия до н.э. миссия основного культурного центра перешла к Микенам ,которые не отличались оригинальностью от Крита и во всех сферах культурной деятельности были менее развиты.

Гомеровский период -11-9 вв. до н.э.) является началом собственно античной цивилизации и известен как ТЕМНЫЕ ВЕКА древнегреческой культуры, не оставившие после себя никаких письменных свидетельств. Название этой историко-культурной эпохи связано с именем поэта Гомера, который жил позднее и к данному времени не имел прямого отношения, но в своих эпических произведениях отразил его события. Гемеровских период отличается актуальностью идеалов героизма ,воинской доблести, патриотизма, слабым осознанием ценности личности.

Архаический период (7-6 вв до н.э)характеризуется интенсивным социокультурным развитием, что проявлялось в росте город государств становлении классового общества, разработке демократических принципов правления, зарождении философии и науки, создавших натуралистическую концепцию мира и человека.

Значительное увеличение численности населения и недостаток плодородных земель обусловили колонизацию греками побережий Средиземного и Черного морей, что, в свою очередь, активизировало торгово-экономические отношения и культурные контакты с соседними народами. В архаический период активно изменяются ритмы социальной жизни и ощущается утрата актуальности прежних героических идеалов доклассового общества.

Наиболее ранними по времени возникновения памятниками древнегреческой письменности явились написанные гекзаметром “Илиада” и “Одиссея”.

В атлетическом идеале греков отразилось их поклонение физической красоте, здоровью и силе, от которых во многом зависело могущество государства и успехи военных победе .популярные в Греции спортивные состязания и олимпийские игры были не просто феноменом зрелищной культуры, но и своеобразной демонстрацией физической и боевой готовности, которая выносилась на суд граждан государства.

В арархический период зародилось драматического искусство, истоки которого связаны с культом бога Диониса, ставшего символическим обобщением циклических изменений в окружающем мире в образе растерзанного и вновь воскресающего существа. Религиозные празднества, сопровождавшиеся жертвоприношениями, ритуальными импровизациями, танцами и песнопением, заложили основы комедии.

В классический период (5-4вв. до н.э) или золотой век, Древней Греции в государстве наблюдается расцвет демократического правления, уделялось внимание образовательной и демографической политике, стали доступны зрелища для всех соц. Слоев.

Центром культурной жизни были Афины, на преображение и возвышение которых направлялись лучшие силы и умы архитекторов, скульпторов и художников. Древнегреческая культура этого времени связана с творческой деятельностью философов Сократа, Платона, Аристотеля, а также заложившего рациональные основы медицинского знания Гиппократа. Запрет на астрономические исследования, официально закрепленный афинским законодательством во правления Перикла, отразился на отсутствии единого греческого календаря.

Существенные изменения в социокультурной жизни Древней Греции произошли в эллинистический период конец 4-1в. до н.э.). Его начало совпадает с завоевательными походами Александра Македонского и крушением полисной системы. Отрыв социокультурной жизни от государственно-политических корней и интересов способствовал формированию космополитических идей. отход от общественных идеалов и постепенное вытеснение их интересами и проблемами индивидуального бытия человека отразились в философии и акцентировали внимание на проблемах обособленного и независимого существования личности, противостояние хаосу окружающего мира и социальным структурам ,постоянного приспособления к условиям изменяющегося мира. Индивидуалистические тенденции получили отражение в изобразительном искусстве (скульптурные изображения Ники Самофракийской, Гладиатора Боргеза, Венеры Милосской). Афины утратили статус культурного центра, возросла значимость Александрии, способствовавшей активному распространению достояний античной цивилизации в Северной Африке и Азии, а так же синтезу элементов разных культур.

Традиции древнегреческой культуры получили дальнейшее развитие в римский период античной цивилизации. История Древнего Рима прослеживается с момента его возникновения в качестве греческого полиса (8 в. до н.э.), но самостоятельная культурная эпоха Рима начинается после его активного вмешательства в государственно-политическую жизнь Греции и превращения ее в свою провинцию Ахая (I в. до н.э.). В период существования Римской республики (VI–I в. до н.э.) в развитии традиций римской культуры важную роль играли племена этрусков. Древнеримская латинская письменность развивается с III в. до н.э.

В сфере художественного творчества и религии римская культура не отличалась оригинальностью и самобытностью, так как подражала греческим традициям и эстетическим канонам, заимствовала греческий пантеон богов.

Римская религия отличалась формализмом и трезвой практичностью, поскольку от богов ждали помощи в конкретных делах и потому скурпулезно выполняли установленные обряды и приносили нужные жертвы. Римляне обращали большее внимание на внешнюю, обрядовую сторону религии, а не на духовное слияние с божествами, следовательно, религия мало затрагивала чувства верующих. Практицизм римской культуры отразился во внимании не к теоретическому, а к прикладному знанию: агрономии ораторскому искусству и риторике юриспруденции (Катон, Цицерон, Цезарь).

Особенности римской культуры определялись завоевательной, воинствующей политикой государства, поэтому ее главными достижениями стали не искусство и философия.

В период поздней империи (III–V вв.) произошел значительный спад во всех сферах культурной жизни усилились тенденции деградации и ужесточения нравов. В условиях глубокого духовного кризиса римской цивилизации возникло христианство, привлекшее своими религиозными идеями многие категории населения, разочаровавшегося идеалами римской социокультурной действительности.

После потери Римом Восточной части империи в конце 4в еще более обострился кризис в государственно-политической и социокультурой жизни, а в 476 г. Империя была завоевана германскими племенами и закончила свое существование.

Билет 10

№10 (Культура и нравственность)

Нравственная культура является одним из главных оснований духовной жизни общества. Наряду с правом, сфера нравственности выступает основным механизмом регуляции поведения человека, создавая образцы «неписаных», стихийно сложившихся (в отличие от права) норм и идеалов поведения. Принципы морали носят характер долженствования и преподносятся как всеобщее требование даже в том случае, если в реальности присущи только определенной социально группе. Мораль как форма регуляции поведения является конституирующим элементом человеческой культуры. Первые запреты и нормы общения с предками и соплеменниками сделали возможным существование общества как системы именно культурно задаваемых взаимоотношений. Иными словами, мораль создает духовное пространство, в рамках которого человеческое бытие разворачивается именно как человеческое.

Регулирующая функция морали воплощается в создании целой системы норм, принципов, идеалов и ценностей. Моральные нормы – должное поведение, нарушение которого, по мнению группы, несет ей зло. Они формулируются как конкретные правила поступков: уступай место старшим, здоровайся при встрече, не обижай младших, не опаздывай, не употребляй нецензурные выражения, носи паранджу, не убей, не укради.

Моральные принципы (эгоизм, альтруизм, гуманизм, коллективизм, индивидуализм, подвижничество, самоотверженность, требовательность) задают направление нравственной деятельности.

Моральные идеалы создают образ нравственно совершенной личности и выражают конечную цель поступков. Так, христианский моральный идеал воплощен в образе Христа – учителя справедливости и великомученика. Высшие моральные ценности выступают личными ориентирами жизни, предельно общими целями нравственной деятельности каждого человека. Речь идет о таких ценностях как счастье, смысл жизни, свобода. Именно высшие моральные ценности являются верховным регулятором морального поведения, чувств и мыслей.

Нравственная культура реализует себя в сфере сознания, чувствах и поступках. Моральное сознание функционирует на уровне теоретического обоснования нравственных норм, ценностей, идеалов, а также в форме субъективного понимания человеком нравственных ценностей, оценок, мотивов поведения. Мораль предполагает также наличие нравственных чувств (стыд, вина, совесть). Моральная практика выступает как сфера нравственных отношений, реализующихся в поступках. Человек, не действующий практически, не может считаться моральным.

Нравственная культура – явление историческое. Каждая эпоха и каждый народ создают свои представления о добре и зле и свои механизмы функционирования морали. Так, в традиционных обществах моральные нормы и ценности рассматриваются как неизменные, причем приятие их происходит фактически без личного выбора (нет альтернативы). Индивидуальные поступки жестко подчиняются более существенным надиндивидным процессам.

Тем не менее, мы вправе говорить о существовании общечеловеческих нравственных норм и ценностей. Нравственная культура функционирует на уровне общества в целом, различных субкультурных образований, отдельной личности. Остановимся более подробно на последнем. В нравственной культуре личности отражается степень освоения человеком морального опыта общества, способность последовательно осуществлять в поступках нравственные ценности и принципы, готовность к самосовершенствованию. Здесь важную роль имеет синтез норм общества и личного нравственного опыта. Внешне культура нравственного поведения проявляется в соответствии поступков и слов тем нормам, которые выработало общество. Но собственно нравственными они будут являться только в том случае, если совершаются исходя из моральной мотивации и в соответствии с моральными принципами, т.е. когда этические знания совпадают с нравственными мотивами и поступками. Говорить о том, что нравственная культура стала внутренней составляющей личности можно только тогда, когда моральные нормы и ценности общества превращаются в убеждения. Нравственная культура личности предполагает способность человека разобраться в чувствах и мотивах своих поступков, умение соотносить их с интересами других людей.

Формирование нравственной культуры общества включает в себя фиксацию стихийно сложившихся норм поведения и идеалов, которая принимает форму мифов, религиозных заповедей, а на более позднем этапе выступает как теоретическое обоснование нравственных идеалов, соответствующих духу времени. Необходимой составляющей процесса формирования нравственной культуры является распространение и внедрение имеющихся моральных знаний и требований в сознание людей через обучение, воспитание, традиции, обычаи, организацию массовых форм общения и т.д. В процессе формирования нравственной культуры каждое общество создает определенные механизмы воспроизводства моральных ценностей через общественное мнение, различные формы контроля, пример и т.д.

Регулирование и управление моральными процессами в обществе осуществляется через систему нравственного воспитания, которая сегодня не является единой по содержанию, т.к. в социально дифференцированном обществе на основе общепринятой морали существуют разные ее типы: светская, религиозная, обывательская, профессиональная. Нравственное воспитание есть процесс превращения моральных знаний во внутренние установки, привычки, убеждения. В современной культуре воспитание рассматривается как управление процессом развития личности (а не управление личностью). Поэтому и осуществляется оно через диалогическое общение, совместный поиск истины, создание воспитывающих ситуаций, творческую деятельность.

Нравственное воспитание предполагает несколько направлений:

  • Формирование связи с обществом, согласование личного поведения с его нормами.

  • Ознакомление с нравственными идеалами и нормами общества.

  • Усвоение внешней культуры поведения.

  • Формирование нужных обществу нравственных привычек.

  • Формирование устойчивых моральных чувств (совесть, долг, достоинство, стыд) и качеств (честность, принципиальность).

  • Превращение знаний в убеждения.

Для реализации этих задач используются различные формы и методы. Важнейшими формами нравственного воспитания являются задания и поручения, индивидуальные беседы, работа с активом, информационно-массовые и организационные мероприятия (собрания, отчеты, лекции, конференции, тематические вечера), действенно-практические формы (агитбригады, вожатые, группы помощи и т.д.). Основные методы нравственного воспитания: убеждение, упражнение, положительный пример, одобрение (от жеста и тона до объявленной признательности), осуждение, организация нравственно положительной деятельности, самовоспитание. Уже в юношеском возрасте развитие нравственных привычек должно осуществляться в условиях ярко выраженной самостоятельной деятельности, в ситуации высокой ответственности за себя.

Формирование нравственной культуры в современном белорусском обществе сопряжено с целым рядом проблем. Критика советской системы привела к разрушению старых духовных устоев, моральных норм и принципов. Справедливо упрекая социалистическую мораль в абстрактности и двойном стандарте, в процессе критики фактически подверглись дискредитации многие общечеловеческие ценности. Новые же идеалы долгое время отсутствовали. Эта ситуация породила чрезвычайно моральный нигилизм, открытое пренебрежение нормами нравственности, поворот к эгоизму и индивидуализму. Перед обществом встала задача формирования нового типа нравственности, основными ориентирами которого стали общечеловеческие ценности, гуманизм, христианская мораль. Прослеживается также тенденция строить систему нравственного воспитания исходя из идеологии среднего класса, когда во главу угла ставится профессионализм и связанные с ним нравственные качества – порядочность, надежность, долг, честность, требовательность к себе и другим, ответственность, дисциплинированность и т.д.

Надо сказать, что ослабление механизмов нравственной регуляции обусловлено также особенностями современной культуры. Культ техники в 20 веке привел ко все большему развитию технократического мышления, для которого нравственные ориентации, особенно на предельно обобщенные моральные принципы, имеют второстепенное значение. Процессы урбанизации привели к возрастанию анонимности жизни. В большом городе механизмы контроля за нравственным поведением (осуждение, бойкот, общественное мнение) все более ослабевают, а на первый план выходит правовое регулирование отношений между людьми. Поэтому даже в благополучном западном обществе проблемы нравственной культуры стоят сегодня очень остро.

Наконец, важной проблемой является недостаточная разработанность детальных методик воспитания различных нравственных привычек, чувств и норм поведения.

studfiles.net

Культура Древней Греции

Культура Древней Греции

Содержание

Введение

Глава 1.Спорт и искусство в Древней Греции

Глава 2. Эстетика спорта

Заключение

Список литературы

Введение

Эстетическое осознание человеческого движения является одной из причин возникновения и развития спорта, исторически сложившегося в формах состязаний и специальной подготовки к ним как средство совершенствования способностей и качеств человека, прежде всего физических. Подобно тому как «практика человека, миллиарды раз повторяясь, закрепляется в сознании человека фигурами логики», так практика трудовых двигательных действий закреплялась в сознании человека формами своей целесообразности, формами совершенства. Физическое совершенство человека становится предметом направленного воспитания. Физическая культура и спорт выступают в качестве социальных институтов для выработки этих форм, осознаваемых как красота человеческой пластики. По мере того как в спорте, с одной стороны, все более глубоко воплощаются гуманистические идеалы, а с другой, возрастает и выравнивается техническое мастерство участников состязаний, эстетическое содержание спорта все зримее проявляет себя и оказывает все большее влияние на его развитие. Складываются виды спорта с ярко выраженной, подчеркнутой эстетической значимостью (фигурное катание, художественная гимнастика, прыжки в воду, синхронное плавание и т. п.), в которых решение спортивных двигательных и соревновательных задач предполагает использование средств художественной выразительности, поскольку оценивается здесь само движение. Некоторые авторы склонны к отождествлению спорта и искусства. Однако спортивное действие (движение) строится не по логике образного отображения действительности, а по логике конструктивного объединения необходимых элементов спортивной программы. Специфическая черта спорта - высокая эмоциональная напряженность состязания, чем предопределяется его зрелищность, которая в отличие от других видов зрелищ возникает на основе объективно действующих законов композиции спортивной борьбы, независимо от того, борьба ли это с противником или с предельными весом, высотой, скоростью. Другая особенность спортивного зрелища - игровой азарт. Поэтому одна из важных функций эстетического воспитания в сфере спорта, от которой во многом зависит воспитательный эффект в целом, состоит в том, чтобы направить азарт участников состязания и зрителей в русло гуманистических ценностей, переплавить страсти в эстетические эмоции, не позволяя азарту достигнуть своей крайней формы - спортивного фанатизма, который разрушает эстетическое отношение к спорту. В сфере спорта создается своя особая предметная среда (стадионы, снаряды, спортивная одежда, знаки и т. п.), оказывающая существенное воздействие на образ и стиль жизни людей. Таким образом, спорт непосредственно влияет на эстетическую культуру общества, на традиционные виды эстетической деятельности. Происходит и обратный процесс - проникновение форм собственно эстетической деятельности, методов художественного творчества, выразительных средств художественного языка в сферу спорта.

Еще одним результатом соединения спорта и эстетики стало соотношение спорта и искусства. И здесь, пожалуй, никто не смог превзойти древних греков.

Глава 1. Спорт и искусство в Древней Греции

Всей античной культуре был свойствен дух агона - борьбы, состязания, испытания. Греки обожали всякие соревнования - спортивные олимпиады, соревнования поэтов, музыкантов, художников, публичные споры ораторов и философские дискуссии мудрецов. Не было ничего почетнее, чем стать победителем в каком-либо соревновании и получить в награду оливковый венок или оливковую ветвь.

В Афинах, Дельфах, Немее, на Истмийском перешейке в назначенное время сходились желающие помериться силой, ловкостью и талантом. Кроме атлетов, борцов и гимнастов, там выступали ученые, поэты, философы, ораторы. Но самой большой славой пользовались состязания в Олимпии. Они были настоящим национальным празднеством.

Можно сказать, что греческая скульптура родилась на стадионах, в гимнасиях, на олимпиадах. Победители олимпийских игр всенародно прославлялись, в их честь воздвигались статуи. Поскольку на состязаниях юноши выступали обнаженными, то скульптура с первых шагов стала решать проблемы пластики обнаженного юношеского тела. Так появились в период греческой архаики скульптурные изображения юношей - куросы, которых долго называли архаическими аполлонами.

Куросы посвящались богам, ставились в храмах и святилищах, изображения атлетов воздвигались на площадях городов, рельефные изображения исполнялись на надгробных плитах - стелах. Иногда статуи достигали нескольких метров высоты. Фигуры монументальны, моделированы обобщенно, в ее нерасчлененности отчетливо подчеркивается связь с блоком. Руки прижаты к туловищу, одна нога выставлена вперед. Подчеркнуто атлетическое сложение: широкие плечи, узкие бедра. Лица куросов не индивидуализировались. В мужских фигурах подчеркнуты статикой позы сдержанность, мужество, сила. Все это выражало нравственный идеал греков в период архаики, а в искусстве той эпохи эстетический и этический идеалы сливались.

Истинный расцвет Греции справедливо связывается со временем, когда Афинами управлял первый стратег Перикл (444-429). Около него группировалась интеллектуальная элита: люди искусства и науки, знаменитые философы того времени.

Искусство греков показывало, каким должен быть человек: физически и нравственно прекрасным, гармонически развитым, - и в этом смысле искусство V-IV вв. до н.э. справедливо стали называть классикой, оно явилось образцом для подражания.

Образ атлета - по-прежнему самая распространенная тема скульптуры. Совершенную человеческую красоту - вот что стремились воплотить греки в образах атлетов. Но создать ее непросто, оно состоит в том, чтобы воедино слились добродетель души с соразмерной красотой тела, писал Лукиан. Фигура дельфийского возничего из композиции, созданной около 476 г. до н.э. неизвестным мастером по желанию одного из победителей в состязаниях на колесницах, в ниспадающем складками хитоне, напоминает величественную дорическую колонну с каннелюрами. Лицо полно сдержанной силы, спокойствия, торжественности и благородства, линии лба, носа, бровей и губ безупречны по рисунку. Идеально прекрасный образ не лишен, однако, жизненности. В зрачки глаз были вставлены цветные камни, что оживляло выражение. Фигура отлита в бронзе, ставшей с этого времени любимым материалом.

Известны не только анонимные произведения V века до н.э. В это время в Афинах работали скульпторы Фидий, Мирон и Поликлет. Наиболее известен среди работ Мирона из Элевтер «Дискобол» (около 460-450 гг.до н.э.), изображающий атлета в момент наивысшего напряжения перед броском диска. Мирону первому удалось передать в статичном искусстве живость движения, внутреннее напряжение фигуры.

Поликлет из Аргоса работал уже в период высокой классики, в середине и второй половине V в. до н.э. Он создал тот обобщенный художественный образ атлета, который стал нормой и образцом. Им был написан теоретический трактат «Канон», где скульптор точно рассчитал размеры частей тела исходя из роста человека как единицы измерения (например, голова - 1/7 к росту, лицо и кисть руки - 1/10, ступня - 1/6 и т.д.). Применяя свою систему на практике, скульптор создавал статуи мощных, широких, несколько приземистых с великолепной мускулатурой людей с безмятежно-спокойными и прекрасными лицами героев. Свой идеал он выразил в сдержанно-мощных, спокойно-величавых образах «Дорифора» (копьеносца), «Диадумена» (атлета, увенчивающего свою голову победной повязкой) и «Раненой амазонки», предназначавшейся для знаменитого храма Артемиды в Эфесе. Поликлет воплотил в своих статуях прежде всего образ идеального свободнорожденного гражданина греческого полиса, города-государства Афин.

Третьим величайшим скульптором V в. до н.э. был афинянин Фидий. Около 448 г до н.э. Фидий выполнил 13-метровую статую Зевса для храма Зевса в Олимпии. Лицо, руки и тело бога были выложены пластинками слоновой кости на деревянной основе, глаза из драгоценных камней, плащ, сандалии, оливковые ветви на голове, волосы, борода - из золота.

С 449 г. до н.э. началась реконструкция Афинского акрополя и Фидий стал воплотителем замысла Перикла. Создавая скульптуры и рельефы, Фидий передал в мифах живое чувство веры в торжество человеческого разума, в силу красоты, в победу греков над персами и над стихийными силами природы. Идеальная красота, глубокая человечность богов и богинь, им изображенных: прекрасного Диониса, Афродиты, богинь судьбы Мойр и других, - не только радовали глаз, но и вселяли уверенность в современников, возвышали их над обыденной жизнью. В этом было огромное воспитательное значение искусства Фидия.

Среди мифологических сюжетов были и сцены, непосредственно отражающие современную жизнь Афин: на рельефном фризе Парфенона, Фидий изобразил панафинейское празднество: скачущих на лошадях юношей, колесницы состязающихся в ловкости, музыкантов, жертвенных животных, девушек, несущих дары богине. Уже современники говорили о неистощимой фантазии Фидия, а позднее исследователи подсчитали, что на фризе изображены 365 человеческих фигур и 227 фигур животных, при этом ни разу не повторяется пластика движений.

Только в IV в. до н.э. - поздняя классика - когда греки обнаружили в жизни новые, неподвластные им грани, место величия постепенно начинают занимать человеческие переживания, страсти и порывы. И тогда - впервые - происходит художественное открытие прелести детства, мудрости старости, обаяния женственности. Великих ваятелей этого периода: Скопаса, Праксителя, Лиссипа, отделяет от Фидия совсем небольшой временной интервал, но доминанта их творчества уже иная: страсть, беспокойство, глубокие сомнения, скорбные переживания.

Так, в единственной дошедшей до нас подлиннике скульптуры Праксителя мраморной статуе Гермеса, мастер изобразил прекрасного юношу, небрежно облокотившегося на пень, в состоянии покоя и безмятежности, сильные мышцы бога расслаблены. Задумчиво и нежно он глядит на младенца Диониса, которого держит на руках. На смену мужественной красоте атлета V в. до н.э. приходит красота несколько женственная, изящная, но и более одухотворенная. Особой славой пользовалась другая скульптура Праксителя - статуя Афродиты Книдской. Это было первое в греческом искусстве изображение обнаженной женской фигуры. Статуя стояла на берегу полуострова Книд, и современники писали о настоящих паломничествах сюда, чтобы полюбоваться красотой богини, готовящейся войти в воду и сбросившей одежды на стоящую рядом вазу.

Около 350 г. до н.э. Пракситель создал своего «Отдыхающего сатира» - лирический образ. На мифологический характер образа указывает лишь одна деталь - острые уши, почти совсем спрятанные в локонах густых волос. В остальном же перед нами изящный, несколько женственный юноша, небрежно облокотившийся о древесный ствол. Сатир только что играл на флейте (она так и осталась у него в руке), но о чем-то задумался.

Наиболее яркая черта творчества Праксителя - это умение сочетать глубокий внутренний мир своих героев с поразительным физическим совершенством. Скульптора интересует человеческое тело, а игре страстей он предпочитает умиротворенную созерцательность.

Скопас, уроженец острова Парос, был современником Праксителя. Он участвовал в создании рельефного фриза для Галикарнасского мавзолея совместно с Тимофеем, Леохаром и Бриаксисом. В отличие от Праксителя Скопас продолжил традиции высокой классики, создавая образы монументально-героические. Но от образов V в. их отличает драматическое напряжение всех духовных сил.

В состоянии экстаза, в бурном порыве страсти изображена Скопасом Менада. Спутница бога Диониса показана в стремительном танце, ее голова запрокинута, волосы упали на плечи, тело изогнуто, представлено в сложном ракурсе, складки короткого хитона подчеркивают бурное движение. Игра светотени усиливает динамику образа.

Порыв страсти, выражение страдания, даже какого-то трагического надлома нарушает гармоничную ясность. Все это опосредовано выражает трагический кризис этических и эстетических идеалов классической поры.

Лисипп - третий великий скульптор IV в. до н.э. Работал он в бронзе и, если верить древним писателям, оставил после себя 1500 бронзовых статуй, которые до нас в подлиннике не дошли. Лисипп использовал уже известные сюжеты и образы, но стремился их сделать более жизненными, не идеально совершенными, а характерно-выразительными. Так, атлетов он показывал не в момент наивысшего напряжения сил, а, как правило, в момент их спада, после состязания. Именно так представлен его Апоксиомен, счищающий с себя песок после спортивного боя. У него усталое лицо, слипшиеся от пота волосы. Пленительный Гермес, всегда быстрый и живой, тоже представлен Лисиппом как бы в состоянии крайнего утомления, ненадолго присевшим на камень и готовым в следующую секунду бежать дальше в своих крылатых сандалиях. Утомленным от подвигов изображает Лисипп и Геракла («Отдыхающий Геракл»). Это был один из любимых персонажей Лисиппа. Геракла он изображал в разные периоды его жизни: отдыхающий Геракл, настигающий лань, Геракл со львом и т.д.

Лисипп создал свой канон пропорций человеческого тела, по которому его фигуры выше и стройнее, чем у Поликлета (размер головы составляет 1/9 фигуры).

Лисипп был многогранным художником. Придворный скульптор Александра Македонского, он делал гигантские многофигурные композиции, например баталию из 25 фигур всадников, статуи богов (Посейдон, установленный на Коринфском перешейке у самого моря), портреты Александра Македонского. Ни один раз он изображал его, а Александр никому больше не доверял делать с себя изображения. Лучший из портретов полководца несет в себе черты почти трагической смятенности.

Таким образом, спортивные празднества Древней Греции оказывали непосредственное влияние на искусство, причем не только скульптуру. Было множество живописных произведений, которые не сохранились. По мотивам Олимпийских игр расписывались бесчисленные греческие вазы, килики, кратеры, гидрии, амфоры. Спорт формировал идеалы красоты человеческого тела у древних греков, он стал одной из основных тем их эстетики.

Так, Аристотель разрабатывает и характерное для античности учение о калокагатии (от греч. kalos - прекрасный и agathos - хороший, нравственно совершенный) - единстве этически «хорошего» и эстетически «прекрасного». Калокагатия мыслится как нечто целое и самостоятельное. Философ понимает «хорошее» как внешние жизненные блага (власть, богатство, слава, почет), а «прекрасное» как внутренние добродетели (справедливость, мужество и пр.) Поскольку калокагатия у Аристотеля - полное и окончательное слияние «прекрасного» и «хорошего», то между ними теряется всякое различие. Калокагатия, по Аристотелю, является внутренним объединением морали и красоты.

Энтелехия - это процесс превращения бесформенной материи в нечто целостное и упорядоченное. Все, что окружает человека, считал философ, находится в состоянии хаоса. Механизм энтелехии позволяет в процессе созидательной деятельности трансформировать неупорядоченное «вещество жизни» в упорядоченное «вещество формы». Искусство осуществляет это процесс посредством художественной формы, порядка и гармонии, уравновешивания страстей. Многие идеи, высказанные Аристотелем, нашли свое дальнейшее развитие в последующих европейских эстетических теориях.

Глава 2. Эстетика спорта

спорт искусство древний греция

И все-таки время от времени возникали дискуссии о том, что же такое спорт - искусство или нет? В ходе таких дискуссий ставилась задача, учитывая все различия спорта и искусства, выяснить их общие моменты и взаимосвязи.

М. Каган обоснованно утверждает, что качественная разница между художественным творчеством и другими формами человеческой деятельности не исключает их тесной и многообразной связи, напротив, предполагает ее. Непосредственным выражением этой взаимосвязи являются прикладные, утилитарно-художественные виды и жанры искусства, которые находятся в пограничной области художественного творчества и в равной степени принадлежат как ему, так и материальному производству, спорту или педагогике. «В этих пограничных областях происходит постоянный диалектический переход искусства в неискусство и неискусства в искусство».

Для эстетики спорта важно уточнить различие между искусством и спортом, между художественным и спортивным. Среди эстетиков, особенно тех, кто занимается эстетикой спорта, мнения по этому вопросу существенно расходятся. Многие обосновывают положение о том, что спорт не является искусством. Другие усматривают близость искусства и спорта, например, в танцах и художественной гимнастике.

А. Френкин весьма противоречиво высказывается по данной проблеме: «... всякое художественное, конечно, в то же время эстетическое, но далеко не все, что эстетично, то художественно... Лишь отдельные виды спорта в силу своей особой природы поднимаются порой до уровня искусства, и то в своих высших проявлениях, что касается творчества наиболее выдающихся мастеров художественной гимнастики, фигурного катания на коньках и др.»

Наверное, можно выделить три точки зрения на вопрос о взаимоотношении спорта и искусства.

Первая, спорт (определенный вид спорта) считается искусством. Между художественным и спортивным (в отдельных видах спорта) вообще нет никакого различия.

Вторая, спорт не считается искусством. Спортивное и художественное рассматриваются как принципиально различные понятия.

И третья, отношение спорта и искусства многопланово. В отдельных случаях спортивное и художественное объединяются, «сплавляются», в спорте используются художественные средства.

При анализе сходства, различия и связей между «художественным и спортивным» обычно ссылаются на такие явления, как творческие аспекты действий спортсмена и его мастерство; на высокую зрелищность спорта и способность спортивных соревнований выполнять функцию спектакля; а также образность спортивных выступлений и применение художественных средств в отдельных видах спорта.

Если мы будем сравнивать творчество и мастерство спортсмена и художника, то увидим, что ни в искусстве, ни в спорте успехи невозможны без творческого усилия. Причем, это диктуется не какими-то утилитарными потребностями и целями, а добровольным решением индивида, что соответствует также общественным потребностям и ожиданиям. В добровольной, сознательной, полезной и творческой деятельности развиваются социальные качества индивида, составляющие его личность. Это справедливо для всех сфер общественной деятельности, в том числе художественной и спортивной. Следовательно, различие между ними не состоит в том, что одна из них имеет более творческий характер, нежели другая.

Главным при определении различия между художественным и спортивным, безусловно, является противопоставление художественного содержания и специфического «художественного языка» содержанию и форме спортивных упражнений, а также положения художника и спортсмена в творческом процессе.

Поэтому важнейшее отличие спорта от искусства заключается в том, что спортивная деятельность - это непосредственная деятельность, самостоятельное явление, а не отношение к другому явлению. Художественная деятельность, напротив, всегда является отношением к чему-то другому, образом, отображением чего-то другого.

Художественное творчество является отношением «субъект - объект». Художник как творческий субъект изображает избранный художественный предмет, реальный объект. Готовое художественное произведение как результат этого творческого процесса само становится объектом другого субъекта, который воспринимает его и вступает в связь с этим произведением искусства.

Художник создает образную модель, чтобы сообщить другим людям, как он понимает и оценивает реальность. Спортсмен - сама реальность. Он не передает информацию другим людям или делает это весьма условно не через знаки, символы или образные модели, а лишь через самого себя, через свою активность, свои достижения в их единственности и неповторимости в эстетическом смысле.

Художник может отделить себя от объекта. Его присутствие при восприятии его произведения другим субъектом не требуется. Напротив, спортсмен в своей спортивной деятельности одновременно является и субъектом и объектом, и его действия не имеют художественного характера.

По мнению А. Френкина, фигурное катание на коньках и художественная гимнастика относятся «к искусству в точном значении этого слова». Он считает, что «в этом же смысле можно говорить об элементах искусства в произвольной программе вольных упражнений спортивной гимнастики, особенно женской», но подчеркивает, что это имеет место лишь «в тех случаях и в той мере, когда крупнейшим мастерам удается создать в этих видах спорта высокохудожественную произвольную программу и передать посредством художественных образов определенное настроение, чувства». С его точки зрения, «об остальных видах спорта можно говорить как об искусстве лишь в переносном значении, как о совершенном мастерстве», «искусном исполнении».

Вместе с тем каждый человек может достичь такой степени мастерства, которая позволяет ему перейти к художественному творчеству как основному виду занятий. Как раз в спорте часто можно наблюдать, когда, например, гимнаст или акробат переходят в цирковые артисты. Хотя уровень мастерства этих спортсменов заставляет в данном случае рассматривать границу между спортом и цирком как весьма относительную и подвижную, однако, не устраняет ее. Если даже движения спортсмена (например, акробата) и циркового артиста по форме сходны, они различаются по своим целям и смыслу...

Часто указывают на сходство между технико-композиционными видами спорта и изобразительным искусством. Такое сходство - и даже общность - действительно имеется. Оно состоит в том, что эстетическое отношение к этому виду художественного действия и спортивному действию существует лишь на время самого этого действия... Но вместе с этим сходством имеется и весьма существенное отличие. Спортсменка (в фигурном катании, художественной гимнастике, гимнастике) должна выразить в своем выступлении наивысшую степень идентичности со своей личностью, а артистка (в балете, пении) - с той личностью, которую она изображает.

При сравнении спортивных форм движения (фигурное катание, художественная гимнастика, произвольные гимнастические упражнения) и артистических форм движения (танец, балет) нетрудно заметить много общего. Но имеются и существенные различия... Спортсменка представляет только себя и никого больше, не изображает ни Жизель и ни Джульетту. Танцовщица, напротив, изображает кого-то (например, Гаяне или Одетту), но только не саму себя.

Балет, как правило, имеет сюжет и различные характеры, воссозданию которых служат не только все хореографические и танцевальные элементы, эскизы декораций, музыка и т.д., но также мимика и искусство жестикуляции танцора. Могут ли эти средства - мимика и жесты - найти свое применение в художественной гимнастике, в фигурном катании или произвольных упражнениях в гимнастике, если здесь вообще нет сюжета, а те, кто выполняет эти упражнения, не ставят своей целью выразить определенный характер, его развитие? Мимика и жестикуляция как художественные средства выражения определенного образа или идеи (например, любви, дружбы, готовности к борьбе, траура, тоски или чего-то иного) не входят в спортивное действие.

Смысл и цель спектакля (оперы, мюзикла, оперетты, балета) состоит в том, чтобы приобщиться к публике, развлечь ее, вызвать у нее определенные эмоции. Присутствие публики является необходимым условием для художественного воздействия в этом виде искусства.

В спортивном соревновании также существует связь между его участниками и зрителями. Об этом свидетельствует, в частности, имеющиеся во всем мире стадионы, спортивные залы с местами для зрителей. Наличие зрителей на спортивных соревнованиях является распространенной традицией, которой нельзя пренебречь. Она удовлетворяет потребности миллионов людей. Присутствие зрителей поощряется и рекламой. Но в отличие от представления на театральной сцене спортивное соревнование не требует с необходимостью зрителей. Иногда (частично, например, во время марафона, кросса, соревнований на лыжах на длинную дистанцию и т.д.) оно действительно происходит без зрителей. Цель спортивного соревнования, попытки установить рекорд или демонстрации спортивного мастерства не требует присутствия зрителей. Все это может происходить и без зрителей.

Представление на сцене театра происходит по законам драматургии, которые определяют и результат и средства, применяемые для его художественного выражения. Хотя спортивное «представление» и может быть драматичным, но оно происходит не по законам драматургии. Исключения из этого правила чаще всего встречаются в профессиональном спорте, когда в результате махинаций заранее определяется победитель. Но настоящему спорту это явление не свойственно.

Исключением в этом плане являются и показательные выступления в фигурном катании на коньках, во время которых спортсмены довольно часто используют средства сценическо-танцевального представления, костюмы, образы. Но эти выступления происходят вне соревнований. Это - дружеский подарок спортсменов публике, выявляющий подвижный характер границ между спортивным действием такого рода и соответствующими формами изобразительного искусства ...

Конечно вольные упражнения произвольной программы в фигурном катании на коньках, в художественной гимнастике, в спортивной гимнастике строятся сознательно и творчески таким образом, чтобы они производили эстетическое впечатление, за которое ставится особая оценка - за артистичность исполнения. Но в данном случае речь идет лишь о том, чтобы добиться согласования выполняемого упражнения с музыкой, эстетической организации и композиции упражнения, чтобы преподнести его содержание с наибольшей выразительностью и эстетическим воздействием...

М. Каган считает, что в данном случае имеет место переплетение художественного творчества с практической деятельностью в форме спортивного действия. Однако представление о том, что фигурное катание на коньках должно решать художественные задачи, является по крайней мере недостаточно точным и может нанести существенный практический ущерб спорту. Более правильно утверждать, что исполнитель использует для решения спортивных задач в фигурном катании и определенные художественные средства (хореографию, музыку, художественно оформленную одежду и т.д.). Создаваемые им при этом образы передают определенное эмоциональное настроение и духовную позицию спортсмена, определенные черты его личности и доставляют наслаждение зрителям. Но при этом целью является не этот образ, а само спортивное упражнение, его содержание.

Из определенного сочетания спортивных элементов возникает некий образ. Но спортсмен изображает не какую-то идею, не драматическое содержание, не литературного героя или кого-то еще, а самого себя, уровень своего спортивного мастерства и эстетического вкуса...

Смысл иногда употребляемого обозначения некоторых видов спорта (например, художественной гимнастики) как «художественных» состоит в том, что здесь используются художественные средства (музыка, одежда), выступления организуются в соответствии с эстетической точкой зрения. Но это не дает основания для отнесения этих видов спорта к искусству...

Итак, между художественным и спортивным существует определенная взаимосвязь и нечто общее. Но отождествление этих понятий не только мешает правильному пониманию и оценке специфических эстетических качеств спорта, но и ведет к неправильным установкам в спортивной практике.

В некоторых видах спорта эстетическое освоение действительности переходит в формы практического действия и достигает относительной высокой степени слияния с артистическими элементами при доминировании спортивных целей. Хотя здесь спортивному результату и придается эстетическое значение, но в этом случае эстетическое является лишь аспектом комплексного процесса, «побочным эффектом» спортивного действия.

Заключение

Эстетические параметры спорта следует рассматривать через эстетическое сознание. Специфика эстетического сознания в том, что оно является восприятием бытия и всех его форм и видов в понятиях эстетики через призму эстетического идеала. Эстетическое сознание каждой эпохи вбирает в себя все существующие в ней рефлексии по поводу прекрасного и искусства. В его состав входят бытующие представления о природе искусства и его языка, художественные вкусы, потребности, идеалы, эстетические концепции, художественные оценки и критерии, формируемые эстетической мыслью.

Первоначальным элементом эстетического сознания является эстетическое чувство. Его можно рассматривать как способность и эмоциональную реакцию индивида, связанную с переживанием от восприятия эстетического предмета. Развитие эстетического чувства приводит к эстетической потребности, т.е. к потребности воспринимать и приумножать прекрасное в жизни. Эстетические чувства и потребности получают выражение в эстетическом вкусе - способности отмечать эстетическую ценность чего-либо, способность распознавать прекрасное и уродливое. Идеалом художника является человек, гений которого сочетается со вкусом. Вкус - это не исключительно субъективное качество. Суждения вкуса общезначимы. Но если вкус имеет объективное содержание, то, следовательно, он поддается воспитанию.

Эстетический вкус представляет собой обобщение эстетического опыта. Но это во многом субъективная способность. Более глубоко обобщает эстетическую практику эстетический идеал. Проблема идеала как теоретическая проблема эстетики впервые была поставлена Гегелем. В Лекциях по эстетике он определил искусство как проявление идеала. Эстетический идеал - это воплощаемый в искусстве абсолют, к которому искусство стремится и постепенно восходит. Значение эстетического идеала в творческом процессе очень велико, поскольку на его основе формируется вкус художника, вкус публики. Спорт формирует эстетический идеал тела человека, его стремлений к победе, успеху, мужеству, силе.

Список литературы

1. Витт Г. Эстетическое, художественное и спортивное // Эстетика спорта / Перевод В.И.Столярова. - Берлин: 1982.

. Домашнев А.Д., Дроздова Т.Н. Из глубины веков. - М.: 1984.

. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. - М.: 2000.

. Кармин А.С. Основы культурологи: морфология культуры. - СПб.: 1997.

. Никитина И.П. Философия искусства: учебное пособие. - М.: 2008.

. Пахомова Л.А. Хореография и фигурное катание. - М.: 1980.

. Сараф М.Я. Эстетика спорта. - М.: 1978.

. Френкин А.А. Эстетика физической культуры. - М.: 1963.

. Эстетика: Словарь / Под общ.ред. А.А.Беляева. - М.: 1989.

Теги: Культура Древней Греции  Реферат  КультурологияПросмотров: 30980Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Культура Древней Греции

diplomba.ru

Нравственная культура - Textb.net

Главная страница
Банковское делоГосударственное управлениеКультурологияЖурналистикаМеждународная экономикаМенеджментТуризмФилософияИстория экономикиЭтика и эстетика

Нравственная культура

  Развитие древнегреческой обыденной морали вроде бы типично для всех древних цивилизаций. Сначала развиваются и осознаются добродетели воина: мужество, стойкость, и добродетели земледельца-труженика: трудолюбие, умеренность. И в раннегреческой философии, например у Демокрита, в качестве идеала жизни выдвигается умеренное удовлетворение людьми своих жизненных потребностей. Меру же дает и позволяет соблюсти мудрость, которая ведет к полезным действиям и отвращает от бесполезных: отказывайся от всякого удовольствия, которое не полезно (Демокрит). То есть, самое главное - это жить спокойно, занимаясь своими делами, и не лезть в чужие. Хотя в случае общей нужды - предполагалась взаимопомощь. И кроме того, оказывать некоторые благодеяния другим считалось полезным, ибо это помогает преодолевать одиночество, может вести к чувству дружбы.  Однако древние греки были не только земледельцами и воинами, но и мореплавателями, и торговцами, и горожанами-ремесленниками. Их кругозор, в том числе и моральный, - довольно широк. И дело не столько в том, что ценятся ловкость, хитрость, даже умение обмануть противника, иногда подшутить над человеком. Важно то, что, во-первых, в Древней Греции (при не очень сильно развитом культе предков) появляется полисная мораль с ее полисным (гражданским) патриотизмом. Грекам были свойственны гордость за свой полис, способность к переживанию его бед и радостей. Позже это чувство стало более широким - гордостью свободного эллина, представителя цивилизованной Эллады, ее культуры.  Во-вторых, постепенно, с усложнением внутриполисных и внешних связей и отношений, усложняются и нравственные проблемы. Это отражено в древнегреческой литературе, в трагедиях Эсхила, Софокла, Эврипида. Так в трагедии “Антигона” Софокла разворачивается проблема противоречия между фанатизмом порядка, традиции и силой любви, милосердия, сострадания. По сути речь шла о борьбе нового духовного богатства со старыми моральными нормами.  Как и везде, нравственная культура проявлялась на низшем уровне в требованиях обыденной морали, довольно утилитарной. Мерилом этой морали являлась польза. Но у древних греков появились и другие нравственные ценности. На первый план выдвинулась не практическая польза, а долг гражданина, долг человека. На этой основе стало происходить утверждение норм человеческих взаимоотношений. Древнегреческая философия и искусство много сделали в этом направлении и помогли людям достаточно определенно в возможностях их развития выходить на специализированный уровень нравственной культуры, на котором именно нравственность, сама по себе, добродетель оказывалась высшей ценностью жизни. Некоторые из философов и художников Древней Греции видели уже необходимость и возможность выхода и с этого уровня на высший уровень нравственной культуры, на котором основой нравственности становится не долг как таковой (тем более не традиция), а доминантная потребность человека в жизни другого человека, практическое признание Другого высшей жизненной ценностью.  Ярче всего это выражено в судьбе и учении легендарного Сократа (469-399 г.г. до н. э), человека, полюбившего истину более всего на свете. Истина, которую полюбил Сократ не была безличной, безразличной к человеку. Речь шла об истине жизненно значимой. Сократ, который ничего не писал (все что мы знаем, известно в передаче его учеников и комментаторов), почти 30 лет вел беседы с учениками на афинском рынке, на улицах Афин. Содержание этих бесед было необычным, занимательным, острым. Сократ сбивал спесь с записных мудрецов, с правителей тогдашних Афин, показывая, что им не дается истина, что они не знают того, что должно знать человеку. А нужно знать прежде всего, что такое добродетель, о которой они якобы так пекутся. Сократ при этом демонстрировал оригинальный путь размышлений над этим и другими вопросами, не давая готовых ответов. Он возмущал народ, заставляя даже афинских зевак смеяться над общепринятыми определениями высшего Блага или гражданского долга, над некоторыми устоявшимися ритуалами и верованиями. Он издевался над афинской демократией, которая привела к власти демагогов. Сам вечно сомневающийся, и, в то же время, уверенный, парадоксальный, он жалил всех и вся, “соблазнял” юношество, уча его сомнению, свободному размышлению и добродетели.  И его осудили, приговорив к смертной казни за неверие в богов (в которых он нестандартно, но верил), за развращение юношества. Но метод и суть его размышлений (сомнение, ирония) были направлены к одному, к утверждению высшей истины - той, что счастье и добродетель - это одно и то же. Даже лучшие афинские умы, исключая некоторых учеников Сократа, не могли подняться до такой нравственной высоты. Защищая себя в суде, Сократ говорил, что он только и делал, что ходил и убеждал каждого, молодого и старого, заботиться раньше и сильнее не о телах или деньгах, но о душе, чтобы она была как можно лучше. И жить и умирать, как показал Сократ, человеку необходимо в согласии с высшей добродетелью, с Благом. Но конкретно Сократ не обозначал, в чем же это высшее Благо состоит. Его ученики, такие как Платон, киники, киренаики пытались по- разному развить далее мысли Сократа о совершенном бытии человека.  И в общем для Древней Греции характерно создание идеала развития человека к совершенству; человека в единстве его телесности и духовности, чувственности и разумности. Недаром в Древней Греции идеальный человек - это человек калокагатийный (от “калон” - прекрасный и “агатон” - добрый, благородный), прекрасный во всем: и телом и делами, и мыслями и их выражением, и чувствами и поведением.   Причем, в плане его внешнего обнаружения, выражения в жизни, в реальных отношениях между людьми идеал этот должен был быть вполне очевиден. Эллин в реализуемом идеале бытия и поведения, с точки зрения древнегреческой философии, должен был стремиться к культуре (хотя самого слова “культура” еще не было). И двигаться, и говорить, и мыслить, и чувствовать следовало свободно, с ориентацией на других людей, в границах меры, выявляя таким образом свою человеческую сущность. Так, в древности, во время погребалных обрядов женщины в скорби рвали волосы на голове, царапали ногтями лица, громко рыдали. В классический период Древней Греции такое поведение считалось недостойным и безобразным. Любые аффекты требовали человеческого оформления. Скорбь ведь может проявиться и как дикая и как облагороженная. К последнему, к облагораживанию жизни во всех ее проявлениях тяготело античное общество, хотя бы в устремленности. Далеко не во всем и не всегда это тяготение выявилось в реальной жизни древнегреческих полисов. Изображение древнегреческой культуры есть некая ее идеализация. Но, во-первых, кое-что видимо проявлялось все-таки в этой жизни как высокая культура. А во-вторых, наличие самой вот такой возвышенной, хотя бы теоретической, мировоззренческой устремленности к культуре - это уже завоевание человеческого духа.   В связи со всем этим, столь мощно и своеобразно, наряду с культурой нравственной, в единстве с ней, в Древней Греции развилась культура эстетическая и художественная.

textb.net