Греция древняя скульптура. Древняя Греция — колыбель гипсовой лепнины и скульптуры
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Тема 12 Скульптура Древней Греции эпохи высокой классики. Греция древняя скульптура


Древняя Греция — колыбель гипсовой лепнины и скульптуры

Древняя Греция — колыбель гипсовой лепнины и скульптуры

Гипсовая лепнина – древнее художественное искусство, которое стало классикой архитектуры многих стран и народов. Несмотря на то что первые упоминания о составах подобных гипсу были обнаружены еще во время расцвета Египетской цивилизации, само слово «гипс» происходит от греческого «гипсос», что в переводе означает «кипящий камень».

Ученые считают, что именно на территории Балканского полуострова впервые были использованы техники гипсовой лепки, напоминающие современные технологии создания художественной лепнины.

Греческая классика гипсовой лепки – архитектурное искусство, дошедшее до наших дней

Первые примеры использования гипсовой лепнины в греческой архитектуре приходятся на процесс создания и декорирования колонн. Именно эти монументальные элементы здания, сегодня считаются традиционным признаком классической греческой архитектуры. Достаточно вспомнить Акрополь в Афинах, чтобы понять какое место колонны занимают в классической греческой архитектуре. Именно колонны декорировали гипсовой лепниной, создавая элегантные и изысканные мягкие линии монументальных строений.

Древняя Греция колонныФото: источник

При создании и оформлении колонн греки использовали несколько архитектурных концепций. Дорический ордер (стиль) отличался простотой и лаконичностью. Это позволяло создавать ощущение силы, мощи и величественности строения. Если колонны выполнены в дорическом стиле, украшающая их лепнина имеет лаконичные геометрические формы и отличается простотой. Совершенно другая декоративная концепция отмечается при рассмотрении колонн в ионическом ордере (стиле). Изящные, утонченные и элегантные художественные формы ионических колонн украшают более сложной и изысканной гипсовой лепкой. Здесь нередко встречаются и сюжетные картины, изображающие фигуры богов, героев и философов.

Кроме лепного оформления капителей колонн, древние греки использовали гипсовую лепку также в процессе создания художественных карнизов, рельефов и барельефов, медальонов и пилястров. Кроме того, мировая архитектура до сих пор использует другой дизайнерский ход, появившийся в Древней Греции, — арки, роскошно оформленные гипсовой лепниной. Такие арки использовали не только в качестве элемента, зонирующего помещение, но и как великолепный декоративный элемент интерьера.

Особенно широко гипсовая лепнина использовалась при оформлении многочисленных храмов, которые воздвигались в Древней Греции в виде демонстрации поклонения богам и богиням. В качестве прекрасного примера может служить знаменитый во всем мире греческий храм Парфенон, сооружение которого дополняется сорока шестью колоннами. Капители колоннады богато украшены гипсовой лепниной. Фасадную часть храма украшали всемирно известные кариатиды – изящные фигуры женщин, поддерживающие свод храма. Изначально кариатиды также были изготовлены из прочного гипсового состава.

Древняя Греция: лепные барельефы

Фото: источник

Наивысшую художественную ценность среди всего лепного творчества Древней Греции представляет знаменитая греческая скульптура. Именно греческие художественные мастера считаются родоначальниками европейского скульптурного искусства.

Гипсовая скульптура в Древней Греции

Античная скульптура считается одним из главных достижений греческой культуры. Использование гипса в процессе создания наиболее популярных шедевров античной скульптуры длительное время ставилось под сомнение. Дело в том, что до наших дней дошли только статуи из бронзы, кости и мрамора. Однако в ходе многочисленных исследований и раскопок были обнаружены остатки гипсовых прототипов всем известных творений античных мастеров. Ученые до сих пор не пришли к единому выводу, были ли эти гипсовые находки копиями бронзовых и мраморных скульптур, или представляли собой первоначальный вариант художественного творения.

Настоящими мастерами древнегреческой скульптуры считаются такие знаменитые античные скульпторы:

  • Мирон. Большинство работ античного скульптора Мирона, дошедших до наших дней, выполнены в бронзе. Однако имеются основания полагать, что в гипсе мастер творил также довольно много. Особенность художественного стиля Мирона заключается в том, что скульптура реалистично передает промежуточный момент между началом и завершением движения. Наиболее ярко это проявляется в самой известной работе Мирона, которая носит название «Дискобол». До наших дней дошла только мраморная копия Дискобола, однако даже она позволяет оценить, насколько точно скульптор передает напряжение тела в момент физической активности. Скульптура Дискобол изображает атлета, застывшего в момент, предшествующий броску. Еще одно великолепное творение мастера – бронзовая статуя «Афина и Силен Марсий». Сюжет скульптурной композиции заключается в том, что прекрасная Афина, пытается выбросить флейту, которую только что изобрела. Вторая часть статуи изображает обнаженного лесного демона Марсия, который пытается поймать брошенную Афиной флейту. Эта скульптура дошла до наших дней в бронзовом оригинале.

Древняя Греция: скульптура Мирона ДискоболФото: источник

  • Поликлет. Характерная особенность скульптур Поликлета, жившего и творившего в V веке до н.э., — пропорциональность и натуральность анатомии человека. Основная тема скульптурного творчества этого мастера – изображение героев-воинов и спортсменов, одержавших победы на соревнованиях. Самая знаменитая работа скульптора — «Диадумен». Идеально пропорциональная и реалистичная статуя изображает фигуру молодого юноши, который обвязывает голову повязкой. Ученые пришли к выводу, что данное действие ассоциируется с триумфом и победой атлета над соперниками.
  • Фидий. Работы одного из самых знаменитых древнегреческих скульпторов Фидия были представлены в крупнейших культурных центрах Балканского полуострова — Афинах, Дельфах и Олимпии. Самым значимым и весомым проектом Фидия считается реконструкция Акрополя. В частности, скульптор работал над оформлением знаменитого храма Парфенона. Здесь же представлена одна из самых знаменитых скульптур Фидия — монументальная статуя Афины высотой 12 метров. Прототип скульптуры был изготовлен из гипса, после чего проект был реализован в дереве. Далее деревянную основу покрыли пластинами, изготовленными из предварительно обработанной слоновой кости. Роскошь и великолепие скульптуры заключается в покрытии, выполненном из чистого золота. На изготовление скульптуры было выделено почти две тонны золота, которые долгое время считались неприкасаемым золотым запасом Греции. Казалось, что затмить великолепие Афины невозможно, однако позже Фидий превзошел сам себя, воздвигнув 14 метровую статую Зевса, сидящего на роскошно украшенном троне. Торс бога обнажен и выполнен из слоновой кости, в то время как одежда статуи декорирована тонкими золотыми пластинами. В одной руке Зевс удерживает небольшую статую Ники, богини победы, в то время как в другой у него символ власти — жезл.

Великолепие античной гипсовой скульптуры проявляется не только в шедевральных творениях знаменитых древнегреческих скульпторов, но и в изделиях массового производства. Остатки гипсовых статуэток и кукол, найденные на раскопках древнегреческих городов, указывают, что уже в те времена (V – VI век до н.э.) существовали технологии массового выпуска гипсовых декоративных статуэток и игрушек для детей. Прототип изделия изготавливался из глины и гипса вручную, после чего обжигался и доводился до эстетического образца. Далее по подобию первой статуэтки создавалось множество идентичных аналогов, которые реализовались массово.

Невозможно отрицать, что именно Древняя Греция стала колыбелью современной цивилизации и именно здесь зародилась художественная гипсовая лепнина и скульптура, дошедшая до наших дней. Сегодня гипсовая лепка стала символом архитектурной роскоши и классического интерьерного стиля.

источник обложки

www.gessostar.ru

Скульптура в Древней Греции

Курос из Фив, 540 г. до н. э.

Курос из Фив, 540 г. до н. э. Национальный археологический музей, Афины

Наиболее древние изображения греки приписывали легендарному скульптору Дедалу. Это имя является производным от глаголов «делать», «изготавливать», «ковать», «прясть». В VII в. до н. э. на Крите была известна династия художников Дедалидов, происходивших от скульптора. К этой знаменитой династии относились мастера Дипойн и Скиллид, а также их ученики Тектей и Ангелион.

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (VIII-VII ВВ. ДО Н. Э.)

Древнейшими скульптурными изображениями считаются ксоаны. В Эрехтейоне на афинском Акрополе хранилось изображение из оливкового дерева, которое, как считалось, упало с неба. Согласно сохранившимся описаниям, ксоаны имели форму столба круглой или четырехгранной формы, у них были лица с глазами, руки, прижатые к бокам, и ноги. Материалом для таких статуй первоначально было дерево, а затем — мягкий, легко поддающийся обработке известняк.

АРХАИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (VII-VI ВВ. ДО Н. Э.)

В VII-VI вв. до н. э. в искусстве господствовали два типа скульптурных изображений: обнаженная мужская фигура (курос) и драпированная женская (кора). На их формирование значительное влияние оказала египетская скульптура, с которой греки познакомились в ходе Великой колонизации. Как и фигуры фараонов, являвшиеся их прототипами, куросы высекались в строгой фронтальной позе, с поднятым лицом и устремленным вперед взглядом; их руки были опущены вдоль туловища, левая нога выдвинута вперед в робкой попытке передать движение. Тела куросов сведены к простым геометрическим формам. Анатомия фигуры представлена предельно обобщенно, детализированы лишь лица, оживленные архаической улыбкой. Большинство статуй имеют натуральную величину, встречались также и колоссы более трех метров высотой.

Статуи кор изображались в соответствии с теми же канонами жанра в статичной позе, стоящими во весь рост, с одной ногой, слегка выдвинутой вперед, одной рукой, опущенной вдоль тела, другой придерживающей край драпировки. Обычно корпус и голова статуи изготавливались из одного куска камня, а руки приставлялись отдельно.

Готовые скульптуры покрывались воском и окрашивались. Охра соответствовала цвету плоти, волосы, губы, и брови окрашивались в темнокрасный цвет. Цветными красками наносился орнамент на ткани. Статуи снабжались аксессуарами из бронзы: оружием, уздечкой, зеркалом и т. д.

Одежда кор, как правило, состояла из ионического хитона, пеплос изображался реже. Скульпторы детально прорабатывали складки ткани, создавая орнаментальную канву одежды, которая либо высекалась в мраморе, либо расписывалась поверх красками.

КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (V-IV ВВ. ДО Н. Э.)

Афина из группы Мирона

Афина из группы Мирона, 460 г. до н. э. Либигхауз, Франкфурт-на-Майне

При переходе к классическому периодухудожники стремились к максимально точной передаче анатомии и отображению человеческой фигуры в момент движения. Новым материалом, который они использовали, была бронза. Вершины своего развития классическая скульптура достигла в творчестве трех прославленных мастеров — Мирона, Поликлета и Фидия.

Мирон происходил из Элевфер, его учителем был аргосский скульптор Агелад, учивший также Поликлета и Фидия. Расцвет творчества Мирона приходится на середину V в. до н. э. Любимой его темой был показ тела атлета в момент наибольшего напряжения сил, и вершиной его мастерства является прославленный «Дискобол». Сохранилась также скульптурная группа, изображающая Афину и Марсия. Оригиналы работ были изготовлены из бронзы и до нашего времени не дошли. Созданные скульптором изображения животных также вызывали восхищение современников. Сохранилось более 30 эпиграмм на бронзовую статую Ио в образе коровы. Поликлет был родом из Аргоса, жил и трудился в Афинах, Эфесе и Олимпии между 460420 гг. до н. э. и, следовательно, был современником Мирона и Фидия. Ведущая тема в творчестве Поликлета — изображение атлетов, которых он любил показывать в состоянии динамического равновесия. Благодаря использованию принципа перекрестной неравномерности движения (фигура опирается на правую ногу, левая, напротив, остается расслабленной; соответственно, правая рука изображается напряженной, а левая — расслабленной) его скульптуры кажутся естественными. Наиболее прославлены такие работы Поликлета, как «Дорифор» и «Диадумен», дошедшие до нас в римских мраморных копиях.

Гестия, Диона и Афродита работы Фидия

Гестия, Диона и Афродита работы Фидия. Скульптурная группа с восточного фронтона Парфенона, около 447–433 гг. до н. э. Британский музей, Лондон

Величайшим художником классического периода был афинский скульптор и архитектор Фидий. Будучи другом Перикла, Фидий принимал участие в программе реконструкции афинского Акрополя. Он возглавлял работы над скульптурным убранством Парфенона в 447-432 гг. до н.э и создал статую Афины Парфенос, установленную в храме. Скульптура была выполнена в хрисоэлефан-тинной технике, золото на сумму 40 талантов и тонкие пластинки слоновой кости покрывали деревянный остов высотой в 13 метров. Перед храмом Фидий установил 17-метровую бронзовую статую Афины Промахос. Богиня была изображена в шлеме, со щитом и копьем, причем наконечник копья был позолочен и ярко блестел на солнце, издали видимый моряками, которые подплывали к берегам Аттики.

Поделиться ссылкой

sitekid.ru

Фидий. Скульптура Древней Греции

Фидий (Φειδίας) был величайшим скульптором древней Греции.

О его жизни известно совсем немного, но его произведения известны во всем мире.

Фидий родился в Афинах, в начале 5-го века до н. э., он был сыном богатых родителей. С раннего детства он занимался живописью и уже тогда был заметен его талант и одарённость. Рано он обратился к скульптуре, учителем Фидия был афинский древнегреческий скульптор Гегий (Ηγία), который был замечательным художником и архитектором и считался величайшим скульптором классической Греции.

Фидий начинал работать с медью и мрамором, создавая уникальные статуи в честь древних богов и памятники, посвящая их различным историческим событиям. Он был первым скульптором, который совместил слоновую кость и золото как материалы в скульптуре.

К сожалению, ни одна из работ Фидия не дошла до нашего времени.

Первый проект, созданный Фидием был скульптурный кластер из латуни, посвящённый марафонской битве, включающий скульптуру полководца Мильтиада (Μιλτιάδη) в окружении скульптур Аполлона, Афины и некоторых других мифических героев, размещённый в Дельфах. К первым работам в древних Афинах, можно отнести скульптурное украшение храма Тесея.

В дальнейшем он создаёт статую Афродиты Урании и статую амазонки для храма Артемиды.

Творческий расцвет великого мастера, приходится на период правления Перикла, с которым впоследствии они становятся большими друзьями. При создании нового ансамбля Афинского акрополя (до этого храмы были разрушены персами), Фидий становится главной фигурой.

Архитектурные скульптуры Парфенона, все были высечены из пентелийского мрамора, многие из них стали шедеврами искусства. Вместе с Фидием работали его ученики и великие скульпторы Алкамен (Αλκαμένη), Агоракрит (Αγοράκριτου) и Мирон (Μύρων).

Две лучшие работы из более поздних произведений Фидия - это те, которые выделяются в древней Греции и стали знаменитыми шедеврами искусства древнего мира: статуя богини Афины (446- 438 гг до н.э.) и статуя Зевса Олимпийского, выполненная примерно в 432 году до н.э.

Фидий создал огромную хрисоэлефантинную статую главного олимпийского бога в храме Зевса в Олимпии, высотой 14 метров. Золотая ткань покрывала тело Зевса, в руках он держал скипер с орлом и Нику (богиню победы). Люди, на фоне скульптуры, казались маленькими мошками.

В ходе раскопок, в Олимпии в 1954 – 1958 годах, была обнаружена мастерская великого художника, где создавалась статуя Зевса. Были найдены различные инструменты, глиняные формы и кружка, которая имела надпись «я принадлежу Фидию». Эти находки помогли археологам определить время работ над статуей и возродить методы, которые он использовал для строительства.

Статуя богини Афины на Акрополе, была установлена в Парфеноне. Фидий изобразил Афину-Деву (Ἀθηνᾶ Παρθένος). Она, как и Зевс, была сделана из золота и слоновой кости, имела колоссальные размеры и стала инновационной технологией в скульптуре. Со слов Плиния старшего, высота статуи была 11,544 м, в руках она держала богиню Нику, меч и щит, на одной стороне которого были изображены боги, на другой - битва амазонок. Больше тонны золота ушло на создание статуи Афины. Афина Парфенос сочетала в себе драгоценные материалы и символизировала историческое прошлое и мощь афинского полиса в 5 веке до н.э.

Смерть Фидия

К несчастью, жизнь многих великих талантливых людей сопровождается враждебностью со стороны завистливых людей.

Сначала, великого мастера обвинили в нехватке золота, ушедшего на статую Афины. При помощи Перикла, был созван совет, который распорядился снять всё золото с Афины и взвесить. Вес золота был найден в полном объеме и Фидия оправдали. Но затем против него было выдвинуто новое обвинение - в высокомерии. Щит Афины, как было сказано выше, изображал амазономахию, а на другой стороне щита, были изображены боги, среди которых Фидий изобразил себя и Перикла. За это он был арестован и осужден, в тюрьме великий мастер заболел и умер.

Жаль, что сегодня мы не можем любоваться оригинальными произведениями Фидия. Однако, мы можем увидеть шедевры, которые являются точными копиями и являются частью великого культурного наследия Греции.

 

         римская копия Зевса Олимпийского  Эрмитаж, Санкт-Петербург

 

thisgreece.ru

Тема 12 Скульптура Древней Греции эпохи высокой классики. Искусство Древней Греции и Рима: учебно-методическое пособие

Тема 12 Скульптура Древней Греции эпохи высокой классики

Периодизация Искусства Древней Греции (гомеровский, архаика, классика, эллинизм), краткая характеристика каждого периода и его места в истории искусства Древней Греции. Разделение классики на раннюю, высокую и позднюю. Ранняя и высокая классика – две ступени одного и того же стиля. Высокая классика (третья четверть V в. до н. э.) – объяснение термина, краткая характеристика политической и экономической ситуации (приход Перикла к власти в Афинах, расцвет культуры и искусства после завершения войн, Афины – центр культурной жизни Греции).

Скульптура высокой классики – характеристика пространственных (дальнейшее завоевание пространства, передача движения, сложные ракурсы и позы) и идейных (интерес к типическому, над-индивидуальному, пропаганда гражданских идеалов, общественного в противопоставление к частному, личному) решений. Главная проблема скульптуры высокой классики: отсутствие оригиналов скульптур прославленных мастеров и возможность представить их себе только по позднейшим римским копиям, прозаическим описаниям современников, изображениям на вазах. Творчество Мирона, как представителя ранней и высокой классики: материалы, темы, пластические интересы (передача движения путем фиксации краткого мига статики между двумя динамичными движениями, «мастер застывшего мгновения»), основные произведения Мирона («Бегун Лад», «Дискобол», «Афина и Марсий», «Телка» и другие анималистические скульптуры), скульптура Мирона в прозаических описаниях древних греков и римлян, эпиграммы, посвященные скульптурам Мирона. Творчество мастеров школы Мирона (Ликий, Стипнак, Стронгилион). Творчество Поликлета и мастеров его круга: материалы, темы, пластические интересы (передача движения в состоянии покоя, потенциального движения, «мастер подвижного равновесия», интерес к форме), создание теоретического сочинения – трактата о пропорциях поз названием «Канон» (сохранился в пересказе в текстах других авторов), основные произведения Поликлета («Дорифор», «Диадумен», «Раненая амазонка» – статуя для конкурса, статуя Геры). Статуи Поликлета в прозаических описаниях и эпиграммах.

Творчество Фидия: материалы, пластические интересы, главные работы (хризоэлефантинные статуи Зевса в Олимпии и Афины в Парфеноне, бронзовая статуя Афины на Акрополе, Афина Лемния, «Раненая амазонка»). Роль Фидия в создании архитектурно-скульптурного ансамбля афинского Акрополя. Статуи Фидия в прозаических описаниях и эпиграммах. Творчество Кресилая и проблема скульптурного портрета в эпоху высокой классики (Портрет Перикла, «Раненая амазонка»).

Литература по теме:

• Ривкин Б.И. Античное искусство. М, 1972. С. 128–136

• Колпинский Ю.Д. Искусство Эгейского мира и Древней Греции. М.,1970. С. 55–59

• Соколов Г.И. Искусство Древней Греции. М, 1980. С. 108–119, 137-41

• Акимова Л.И. Искусство Древней Греции. Классика. СПб, 2007. С. 98–102, 220-238

• Колпинский Ю.Д. Великое наследие античной Эллады и его значение для современности. М, 1988. С. 98–102

• Чубова А.П., Конькова Г.И., Давыдова Л.И. Античные мастера. Скульпторы и живописцы. Л., 1986. Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru


Смотрите также