Статья: Музыкальная культура Древнего Китая. Музыкальная культура древнего китая
Учебное пособие - Музыкальная культура Древнего Китая
Музыкальная культура Древнего Китая.
Каранькова Ю.Н.
Первые упоминания о музыке китайцев восходят к IV — III тыс. до н. э. (легенды и мифы). Документальные свидетельства о древней ритуальной музыке относятся к 16 — 11 вв. до н.э. О развитых формах вокального творчества свидетельствует «Книга песен» («Шицзин», 11 — 6 вв. до н.э.), где собраны магические песни, оды (чжэн-я, сяо-я и др.) и гимны сун. Замечательные образы 350-ти песен «Шицзина» охватывают все стороны народной жизни.
Китайская музыка с древности развивалась под воздействием религии и философии. В конфуцианских трактатах («Юэцзи») разрабатывалась космологическая концепция природы музыки, подчёркивалась её социально-политическая роль (музыка как одно из средств управления rocударством, существенный фактор воспитания людей и достижения социальной гармонии). Древние китайцы использовали музыку в качестве средства воспитания, улучшения человеческих нравов. Они устанавливают связь эстетического принципа с этическим: «Музыка – это благоуханный цветок добродетели».
Согласно представлениям даосизма, музыка должна была способствовать проявлению естественных психоэмоциональных реакций человека, слиянию его с природой. Буддистское мировоззрение подчёркивало мистическое начало в музыке, помогающее постижению сути бытия, процессу духовного совершенствования человека. Понятие «юэ» означало не только музыку, но и другие виды искусства, а также нечто прекрасное вообще, характеризующееся высокой степенью организации.
Символическое мышление в музыке отражало попытки установления соответствий отдельных музыкальных тонов, музыкальных инструментов, видов и жанров музыки с элементами мироздания, социально-политическими системами. Так, в системе люй-люй звуки 12-ступенного звукоряда связывались с периодами суток, с положением Солнца и Луны, с месяцами года и т. п. На её основе была обоснована пентатоника, ступени которой связывались с пятью типами семантического интонирования в китайском языке и отождествлялись с пятью стихиями природы, сторонами света, рангами социальной иерархии и т. п. (табл. 1). В V-III вв. до н. э. к пентатонике были добавлены два дополнительных звука – так образовалась семиступенная гамма, соответствующая лидийскому ладу.
Под воздействием конфуцианской доктрины формируется разработанная система придворных церемониалов, которым соответствовали установленные последовательности вокальных и инструментальных композиций. Звучание инструментов (особенно церемониальных оркестров) поддерживалось в точном соответствии с выработанной шкалой высот, нарушение которой, по мнению китайцев, могло иметь космологические и социально-политические последствия (табл. 2).
Музыкальный инструментарий:
струнные щипковые: сэ (25 струн), чжэн (13-16 струн) – семейство гуслей, цинь (7) – род цитры, пипа (4) – род лютни;
струнные смычковые: эрху (2 струны), сыху (4) – играют такую же роль, как европейская скрипка;
духовые: продольные флейты – сяо, поперечные – ди и чи, сона – род гобоя.
Символика китайских музыкальных инструментов
Инструменты
Материал
Стороны света
Сезоны
Природные
феномены
Свойства
Колокола
Металл
Запад
Осень
Водоем
Радость
Цитры
Шелк
Юг
Лето
Огонь
Ясность
Флейта
Бамбук
Восток
Весна
Гром
Подвижность
Барабаны
Кожа
Север
Зима
Вода
Опасность
www.ronl.ru
Статья: Музыкальная культура Древнего Китая
Музыкальная культура Древнего Китая.
Каранькова Ю.Н.
Первые упоминания о музыке китайцев восходят к IV - III тыс. до н. э. (легенды и мифы). Документальные свидетельства о древней ритуальной музыке относятся к 16 - 11 вв. до н.э. О развитых формах вокального творчества свидетельствует "Книга песен" ("Шицзин", 11 - 6 вв. до н.э.), где собраны магические песни, оды (чжэн-я, сяо-я и др.) и гимны сун. Замечательные образы 350-ти песен «Шицзина» охватывают все стороны народной жизни.
Китайская музыка с древности развивалась под воздействием религии и философии. В конфуцианских трактатах («Юэцзи») разрабатывалась космологическая концепция природы музыки, подчёркивалась её социально-политическая роль (музыка как одно из средств управления rocударством, существенный фактор воспитания людей и достижения социальной гармонии). Древние китайцы использовали музыку в качестве средства воспитания, улучшения человеческих нравов. Они устанавливают связь эстетического принципа с этическим: «Музыка – это благоуханный цветок добродетели».
Согласно представлениям даосизма, музыка должна была способствовать проявлению естественных психоэмоциональных реакций человека, слиянию его с природой. Буддистское мировоззрение подчёркивало мистическое начало в музыке, помогающее постижению сути бытия, процессу духовного совершенствования человека. Понятие «юэ» означало не только музыку, но и другие виды искусства, а также нечто прекрасное вообще, характеризующееся высокой степенью организации.
Символическое мышление в музыке отражало попытки установления соответствий отдельных музыкальных тонов, музыкальных инструментов, видов и жанров музыки с элементами мироздания, социально-политическими системами. Так, в системе люй-люй звуки 12-ступенного звукоряда связывались с периодами суток, с положением Солнца и Луны, с месяцами года и т. п. На её основе была обоснована пентатоника, ступени которой связывались с пятью типами семантического интонирования в китайском языке и отождествлялись с пятью стихиями природы, сторонами света, рангами социальной иерархии и т. п. (табл. 1). В V-III вв. до н. э. к пентатонике были добавлены два дополнительных звука – так образовалась семиступенная гамма, соответствующая лидийскому ладу.
Под воздействием конфуцианской доктрины формируется разработанная система придворных церемониалов, которым соответствовали установленные последовательности вокальных и инструментальных композиций. Звучание инструментов (особенно церемониальных оркестров) поддерживалось в точном соответствии с выработанной шкалой высот, нарушение которой, по мнению китайцев, могло иметь космологические и социально-политические последствия (табл. 2).
Музыкальный инструментарий:
струнные щипковые: сэ (25 струн), чжэн (13-16 струн) – семейство гуслей, цинь (7) – род цитры, пипа (4) – род лютни;
струнные смычковые: эрху (2 струны), сыху (4) – играют такую же роль, как европейская скрипка;
духовые: продольные флейты – сяо, поперечные – ди и чи, сона – род гобоя.
Символика китайских музыкальных инструментов
Инструменты
Материал
Стороны света
Сезоны
Природные
феномены
Свойства
Колокола
Металл
Запад
Осень
Водоем
Радость
Цитры
Шелк
Юг
Лето
Огонь
Ясность
Флейта
Бамбук
Восток
Весна
Гром
Подвижность
Барабаны
Кожа
Север
Зима
Вода
Опасность
www.yurii.ru
Статья: Музыкальная культура Древнего Китая
Музыкальная культура Древнего Китая.Каранькова Ю.Н. Первые упоминания о музыке китайцев восходят к IV - III тыс. до н. э. (легенды и мифы). Документальные свидетельства о древней ритуальной музыке относятся к 16 - 11 вв. до н.э. О развитых формах вокального творчества свидетельствует "Книга песен" ("Шицзин", 11 - 6 вв. до н.э.), где собраны магические песни, оды (чжэн-я, сяо-я и др.) и гимны сун. Замечательные образы 350-ти песен «Шицзина» охватывают все стороны народной жизни. Китайская музыка с древности развивалась под воздействием религии и философии. В конфуцианских трактатах («Юэцзи») разрабатывалась космологическая концепция природы музыки, подчёркивалась её социально-политическая роль (музыка как одно из средств управления rocударством, существенный фактор воспитания людей и достижения социальной гармонии). Древние китайцы использовали музыку в качестве средства воспитания, улучшения человеческих нравов. Они устанавливают связь эстетического принципа с этическим: «Музыка – это благоуханный цветок добродетели». Согласно представлениям даосизма, музыка должна была способствовать проявлению естественных психоэмоциональных реакций человека, слиянию его с природой. Буддистское мировоззрение подчёркивало мистическое начало в музыке, помогающее постижению сути бытия, процессу духовного совершенствования человека. Понятие «юэ» означало не только музыку, но и другие виды искусства, а также нечто прекрасное вообще, характеризующееся высокой степенью организации. Символическое мышление в музыке отражало попытки установления соответствий отдельных музыкальных тонов, музыкальных инструментов, видов и жанров музыки с элементами мироздания, социально-политическими системами. Так, в системе люй-люй звуки 12-ступенного звукоряда связывались с периодами суток, с положением Солнца и Луны, с месяцами года и т. п. На её основе была обоснована пентатоника, ступени которой связывались с пятью типами семантического интонирования в китайском языке и отождествлялись с пятью стихиями природы, сторонами света, рангами социальной иерархии и т. п. (табл. 1). В V-III вв. до н. э. к пентатонике были добавлены два дополнительных звука – так образовалась семиступенная гамма, соответствующая лидийскому ладу.Под воздействием конфуцианской доктрины формируется разработанная система придворных церемониалов, которым соответствовали установленные последовательности вокальных и инструментальных композиций. Звучание инструментов (особенно церемониальных оркестров) поддерживалось в точном соответствии с выработанной шкалой высот, нарушение которой, по мнению китайцев, могло иметь космологические и социально-политические последствия (табл. 2).Музыкальный инструментарий: струнные щипковые: сэ (25 струн), чжэн (13-16 струн) – семейство гуслей, цинь (7) – род цитры, пипа (4) – род лютни;струнные смычковые: эрху (2 струны), сыху (4) – играют такую же роль, как европейская скрипка;духовые: продольные флейты – сяо, поперечные – ди и чи, сона – род гобоя. Символика китайских музыкальных инструментов