Медицина в рабовладельческих государствах Древнего Востока (Месопотамия, Индия, Египет, Китай). Медицина древнего востока египет
Медицина в рабовладельческих государствах Древнего Востока (Месопотамия, Индия, Египет, Китай)
ТОП 10:
Медицина в Месопотамии.
В конце III и начале II тысячелетия до н. э. началось возвышение Вавилонского государства. Позднее, в I тысячелетии до н. э., в северо-восточной части Месопотамии, выдвинулась Ассирия. Из этих государств главное место в хозяйственном и культурном развитии, в частности в медицине, принадлежало Вавилону.
Дошедшие до нас многочисленные памятники говорят о медицине в Древних рабовладельческих государствах, существовавших в Междуречье Тигра и Евфрата, за 20—17 веков до н. э.
Болезнь врачами Месопотамии всегда представлялась как нечто постороннее, как следствие проникновения в тело болезненных демонов. Такие представления о болезни обусловливали и лечебные мероприятия; чтобы излечить больного, следует, прежде всего, изгнать демона, вызвавшего болезнь. Широко были распространены амулеты, талисманы, дощечки с молитвами и заклинаниями у дверей жилища, идолы добрых духов; они должны были отпугивать злого демона. При лечении применялись символические приемы: ощипывание луковицы, разматывание клубка шерсти, рассыпание зерен хлеба, и сметание их опять в кучу, сковывание больного и освобождение от оков, распутывание от узлов. Лепились и сжигались фигурки демонов. Большую роль играло гадание по внутренностям животных, в частности рассматривание печени жертвенных животных (главным образом овец). До нашего времени дошли глиняные и бронзовые модели печени, разделенные чертами на части; на каждой части имеется текст, служащий руководством к предсказанию по состоянию данной части печени. По таким моделям печени обучались будущие жрецы-врачи в принадлежавших государству медицинских школах, которые существовали в Вавилоне. Наряду с мистическими представлениями и магическими действиями медицина Вавилона и Ассирии признавала и рационалистические причины здоровья и болезни, и применяла средства народной эмпирической медицины. Вавилонские врачи приготовляли отвары из растений, давали их больным внутрь, делали мази для наружного применения, натирания, назначали ванны и обливания, ставили кровососные банки и проводили кровопускание.
До нашего времени сохранился обширный памятник вавилонского законодательства — законы царя Хаммурапи, составленный в XVIII веке до н. э.; в нем систематизированы и обобщены многочисленные, еще более древние законы, регулирующие все стороны жизни. Свод законов Хаммурапи представляет собрание статей судебника, вырезанных клинописью на большом базальтовом столбе. Ряд статей посвящен условиям деятельности врача и его судебной ответственности в разных случаях.
Геродот, греческий историк, живший в V веке до н. э., описал своеобразный древний вавилонский обычай: больных выводили на людные площади и проходящие мимо давали им подробные советы по личному опыту «в силу отсутствия в Вавилоне врачей».
Врачи в Вавилоне были недоступны для малоимущих, не располагавших необходимыми средствами для оплаты. В вавилонских, а позднее, в ассирийских медицинских клинописных записях на обожженных плитках встречается перечень симптомов заболеваний: боли в желудке (указываются даже места — «у сердца» и др.), жжение, рвота (отдельно указывается рвота желчью), желтуха (общая и местная), изменение цвета языка, метеоризм, понос, потеря аппетита, мышечные боли и др. Упоминается кашель, поражения глаз и кожи, опухоли; описывается «удар», приведший к параличу. Часто описывается лихорадочное состояние. Некоторые знания вавилонян в области анатомии были связаны с жертвоприношениями. Рассечение жертвенных животных давало известные анатомические познания.
Для изгнания демонов в ассирийской медицине (как и в вавилонской более позднего периода) часто употреблялись вещества, вызывающие отвращение (кал людей и животных, противные по вкусу лекарства и т. п.). Считалось, что противное больному должно быть противно и засевшему в нем демону. У ассиро-вавилонян медицина тесно связывалась с астрологией: при прогнозе большое значение придавалось положению светил и специальному астрологическому календарю (счастливые и несчастные числа для начала лечения, операции, родов и пр.). С расположением светил связывалось возникновение и ход эпидемий, часто поражавших все страны Древнего Востока. Ассиро-вавилонская астрология перешла в обиход других народов и в последующие эпохи занимала большое место, в частности в медицине.
При раскопках крупнейших городов (Вавилона, Ниневии) обнаружены следы благоустройства: остатки мостовых, водопровода и канализации из глиняных труб; имелись законы об удалении из городов больных заразными болезнями, в первую очередь «проказой». При этом необходимо иметь в виду, что общим названием «проказа» нередко обозначались и другие заболевания: оспа, экзема, сифилис.
Для лечения использовались растительные средства, средства животного происхождения, из минеральных веществ — нефть, применялись компрессы, массаж. Были разработаны способы приготовления лекарств: растворение, кипячение, фильтрация и др. Различался прием лекарств натощак и после еды. Описаны поильник для больных и другие предметы ухода.
При раскопках дворца ассирийского царя Ашурбанипала в Ниневии (VII век до н. э.) найдены обожженные плитки с записями клинописью, в том числе около 1000 с медицинскими. Эти тексты медицинского содержания отражают преобладание культовых моментов в медицине над эмпирическими наблюдениями.
В некоторых текстах имеется прямое указание, что предназначаются они для «заклинателя, отправляющегося в дом больного».
Медицина в Древнем Египте.
Культура Древнего Египта оставила глубокий след в истории мировой культуры. Древние греки и римляне, равно как и народы Ближнего Востока и Африки, многое почерпнули из литературы, искусства и науки Египта. Наряду с математическими, астрономическими, географическими знаниями, древние египтяне обладали познаниями в области медицины. Приемы врачевания зародились в Египте за 4000 лет до н. э. Медицина в Египте находилась в руках жрецов. Врачи Египта пользовались высокой репутацией. Постепенно с накоплением опыта за 2000 лет до н. э. в Египте развилась довольно большая врачебная специализация. У египтян были врачи-хирурги, врачи-интернисты; среди хирургов различались врачи, занимавшиеся операциями на глазах, лечением и пломбированием зубов.
Уже в период так называемого древнего царства (III тысячелетие до н. э.) египтяне достигли значительных успехов в медицине.
Источниками наших сведений о медицине в Египте, как и о древнеегипетской культуре в целом, являются иероглифические надписи на саркофагах, пирамидах и других строениях и в первую очередь папирусы.
От Древнего Египта до нашего времени дошли медицинские папирусы, являющиеся сборниками с описаниями различных заболеваний, симптомов болезней, с указаниями приемов распознавания и лечения, с перечнями рецептов. Из сохранившихся папирусов самым старым является Кахунский, посвященный женским болезням и написанный около 1850 г. до н. э. За 1550 лет до н. э. были составлены два самых обширных по размеру медицинских папируса: папирус Смита, найденный в Луксоре, посвященный хирургии, лечению ран и анатомии, и папирус Эберса, найденный в Фивах, посвященный заболеваниям по частям тела. Папирус Смита считают поздней копией несохранившегося до нашего времени более древнего папируса, приписываемого Имхотепу. Написанный позднее — около 1450—1350 гг. дон. э. — папирус Бругша трактует о здоровье матери и ребенка, о болезнях детей и является самым древним документом по педиатрии. Остальные известные медицинские папирусы написаны за 1200—1300 лет до н. э. Содержание папирусов является итогом многочисленных наблюдений, сводкой более древних материалов, копией и переделкой ранее существовавших медицинских документов, до нас не дошедших.
Египетские медицинские папирусы отражают различные воззрения на болезнь. Самый древний папирус главное внимание уделяет эмпирическим правилам лечения, указанию лекарств и почти не содержит религиозных мотивов. В более близком к нам по времени составления папирусе Эберса наряду с массой эмпирических наблюдений встречаются включения мистического, религиозного характера, советы о магических действиях врача. Еще более близкий к нам по времени написания папирус Бругша пропитан религиозной мистикой и содержит много указаний на магические процедуры и молитвословия. Известный германский египтолог Трапов с удивлением отметил, что «медицина в Египте с течением времени все более и более погружалась в колдовство и мистику».
По мере развития и укрепления рабовладельческого строя и в связи с ним религии усиливались и элементы медицины храмовой, жреческой. С другой стороны, продолжала существовать и развиваться эмпирическая медицина, коренившаяся в богатом опыте народа и наблюдениях лекарей-эмпириков и связанная со стихийно-материалистическими представлениями. Понятия о причине возникновения болезней жрецами связывались с религиозными верованиями: болезни — следствие вселения демона, они возникают по воле богов. Наряду с этим египтяне признавали и естественные причины болезней; была известна роль кишечных паразитов. По аналогии с изгнанием кишечных паразитов, лечение рассматривалось и как изгнание невидимых червей, будто бы вызывающих болезнь. В Египте существовали представления о четырех элементах мира — воде, земле, воздухе, огне. В связи с этим возникли и зачатки гуморального учения о четырех основных соках, носителях этих элементов, о составляющих человеческий организм и определяющих его здоровье или болезнь. Наряду с гуморальным учением в Египте создалось учение о пневме — особом содержащемся в воздухе невидимом и невесомом веществе, при вдохе, поступающем в легкие, оттуда проникающем в сердце и далее по артериям расходящемся по всему телу. При болезни изменены свойства крови и пневмы. Этими представлениями определялся характер терапевтических воздействий. Задача лечения понималась в том, чтобы вызвать выделения из организма больного образовавшихся в нем гнилостных веществ, удалить «дурную кровь». Египетскими врачами применялись клизмы не только с лечебными целями, но и в целях очищения кишечника. Для того чтобы заблаговременно удалить «испорченные вещества», давались рвотные, слабительные, мочегонные, потогонные средства. Применялись также кровопускания — для удаления «испорченной крови».
Согласно верованиям египтян, душа человека продолжает существовать после его смерти, однако лишь при условии сохранения тела, в которое она могла бы вселиться. В целях предохранения трупов от разложения применялось бальзамирование. Этому способствовало приобретение знаний в области анатомии. Бальзамирование не носило широкого характера, охватывало только привилегированную верхушку — царей (фараонов), жрецов, наиболее состоятельных людей, вследствие чего опыт бальзамирования был сравнительно ограниченным. Ряд анатомических терминов, употреблявшихся в Древнем Египте, свидетельствует о знании некоторых органов, в том числе мозга, печени, сердца, сосудов. Однако знания по анатомии и физиологии человека у египтян оставались скудными.
Описание симптомов болезней было разработано довольно подробно. В папирусах описаны кишечные болезни, болезни дыхательных путей, кровотечения, кожные болезни, слоновая болезнь, глазные болезни, тяжелые изнурительные лихорадки. Ряд отраслей лечебной медицины был рассчитан на удовлетворение повышенных запросов состоятельных людей. Сюда относится массаж, водолечение, применение дорогих лекарств с весьма сложной рецептурой и т. п.
Элементы санитарии и благоустройства, обнаруженные археологами при изучении развалин древнеегипетских городов, также встречались только во дворцах и кварталах знати и не распространялись на поселения и жилища других слоев населения.
Военные врачи, сопровождавшие египетское войско в походе, накопляли сведения в области лечения ран, переломов и других травм. На гробницах Древнего царства сохранились изображения операций на конечностях. В одном из древнейших папирусов, приписываемом врачу Имхотепу, впоследствии обожествленному, содержится описание операций. В Египте применялись перевязки ран, ампутации, обрезание, кастрация. В папирусе Имхотепа содержится разбор травм, которые по прогнозу подразделяются на излечимые, сомнительные и безнадежные. Даются указания, как распознавать срок беременности и «женщину, могущую и не могущую родить». Встречаются меткие описания паралича и др. В папирусе имеется указание на значение головного и спинного мозга для организма человека, описываются травмы головы и позвоночника и указывается, что в результате повреждения мозга неизлечимо повреждается все тело.
Со времен первой династии (более 3000 лет до н. э.) в городах Мемфисе, Гелиополисе, Саисе при храмах существовали школы для подготовки врачей. За 600 лет до н. э. эти школы стали принимать учеников-иностранцев. В Египте часто изучали медицину греки.
infopedia.su
Медицина в рабовладельческих государствах Древнего Востока (Месопотамия, Индия, Египет, Китай)
Медицина в Месопотамии.
В конце III и начале II тысячелетия до н. э. началось возвышение Вавилонского государства. Позднее, в I тысячелетии до н. э., в северо-восточной части Месопотамии, выдвинулась Ассирия. Из этих государств главное место в хозяйственном и культурном развитии, в частности в медицине, принадлежало Вавилону.
Дошедшие до нас многочисленные памятники говорят о медицине в Древних рабовладельческих государствах, существовавших в Междуречье Тигра и Евфрата, за 20—17 веков до н. э.
Болезнь врачами Месопотамии всегда представлялась как нечто постороннее, как следствие проникновения в тело болезненных демонов. Такие представления о болезни обусловливали и лечебные мероприятия; чтобы излечить больного, следует, прежде всего, изгнать демона, вызвавшего болезнь. Широко были распространены амулеты, талисманы, дощечки с молитвами и заклинаниями у дверей жилища, идолы добрых духов; они должны были отпугивать злого демона. При лечении применялись символические приемы: ощипывание луковицы, разматывание клубка шерсти, рассыпание зерен хлеба, и сметание их опять в кучу, сковывание больного и освобождение от оков, распутывание от узлов. Лепились и сжигались фигурки демонов. Большую роль играло гадание по внутренностям животных, в частности рассматривание печени жертвенных животных (главным образом овец). До нашего времени дошли глиняные и бронзовые модели печени, разделенные чертами на части; на каждой части имеется текст, служащий руководством к предсказанию по состоянию данной части печени. По таким моделям печени обучались будущие жрецы-врачи в принадлежавших государству медицинских школах, которые существовали в Вавилоне. Наряду с мистическими представлениями и магическими действиями медицина Вавилона и Ассирии признавала и рационалистические причины здоровья и болезни, и применяла средства народной эмпирической медицины. Вавилонские врачи приготовляли отвары из растений, давали их больным внутрь, делали мази для наружного применения, натирания, назначали ванны и обливания, ставили кровососные банки и проводили кровопускание.
До нашего времени сохранился обширный памятник вавилонского законодательства — законы царя Хаммурапи, составленный в XVIII веке до н. э.; в нем систематизированы и обобщены многочисленные, еще более древние законы, регулирующие все стороны жизни. Свод законов Хаммурапи представляет собрание статей судебника, вырезанных клинописью на большом базальтовом столбе. Ряд статей посвящен условиям деятельности врача и его судебной ответственности в разных случаях.
Геродот, греческий историк, живший в V веке до н. э., описал своеобразный древний вавилонский обычай: больных выводили на людные площади и проходящие мимо давали им подробные советы по личному опыту «в силу отсутствия в Вавилоне врачей».
Врачи в Вавилонебыли недоступны для малоимущих, не располагавших необходимыми средствами для оплаты. В вавилонских, а позднее, в ассирийских медицинских клинописных записях на обожженных плитках встречается перечень симптомов заболеваний: боли в желудке (указываются даже места — «у сердца» и др.), жжение, рвота (отдельно указывается рвота желчью), желтуха (общая и местная), изменение цвета языка, метеоризм, понос, потеря аппетита, мышечные боли и др. Упоминается кашель, поражения глаз и кожи, опухоли; описывается «удар», приведший к параличу. Часто описывается лихорадочное состояние. Некоторые знания вавилонян в области анатомии были связаны с жертвоприношениями. Рассечение жертвенных животных давало известные анатомические познания.
Для изгнания демонов в ассирийской медицине (как и в вавилонской более позднего периода) часто употреблялись вещества, вызывающие отвращение (кал людей и животных, противные по вкусу лекарства и т. п.). Считалось, что противное больному должно быть противно и засевшему в нем демону. У ассиро-вавилонян медицина тесно связывалась с астрологией: при прогнозе большое значение придавалось положению светил и специальному астрологическому календарю (счастливые и несчастные числа для начала лечения, операции, родов и пр.). С расположением светил связывалось возникновение и ход эпидемий, часто поражавших все страны Древнего Востока. Ассиро-вавилонская астрология перешла в обиход других народов и в последующие эпохи занимала большое место, в частности в медицине.
При раскопках крупнейших городов (Вавилона, Ниневии) обнаружены следы благоустройства: остатки мостовых, водопровода и канализации из глиняных труб; имелись законы об удалении из городов больных заразными болезнями, в первую очередь «проказой». При этом необходимо иметь в виду, что общим названием «проказа» нередко обозначались и другие заболевания: оспа, экзема, сифилис.
Для лечения использовались растительные средства, средства животного происхождения, из минеральных веществ — нефть, применялись компрессы, массаж. Были разработаны способы приготовления лекарств: растворение, кипячение, фильтрация и др. Различался прием лекарств натощак и после еды. Описаны поильник для больных и другие предметы ухода.
При раскопках дворца ассирийского царя Ашурбанипала в Ниневии (VII век до н. э.) найдены обожженные плитки с записями клинописью, в том числе около 1000 с медицинскими. Эти тексты медицинского содержания отражают преобладание культовых моментов в медицине над эмпирическими наблюдениями.
В некоторых текстах имеется прямое указание, что предназначаются они для «заклинателя, отправляющегося в дом больного».
Медицина в Древнем Египте.
Культура Древнего Египта оставила глубокий след в истории мировой культуры. Древние греки и римляне, равно как и народы Ближнего Востока и Африки, многое почерпнули из литературы, искусства и науки Египта. Наряду с математическими, астрономическими, географическими знаниями, древние египтяне обладали познаниями в области медицины. Приемы врачевания зародились в Египте за 4000 лет до н. э. Медицина в Египте находилась в руках жрецов. Врачи Египта пользовались высокой репутацией. Постепенно с накоплением опыта за 2000 лет до н. э. в Египте развилась довольно большая врачебная специализация. У египтян были врачи-хирурги, врачи-интернисты; среди хирургов различались врачи, занимавшиеся операциями на глазах, лечением и пломбированием зубов.
Уже в период так называемого древнего царства (III тысячелетие до н. э.) египтяне достигли значительных успехов в медицине.
Источниками наших сведений о медицине в Египте, как и о древнеегипетской культуре в целом, являются иероглифические надписи на саркофагах, пирамидах и других строениях и в первую очередь папирусы.
От Древнего Египта до нашего времени дошли медицинские папирусы, являющиеся сборниками с описаниями различных заболеваний, симптомов болезней, с указаниями приемов распознавания и лечения, с перечнями рецептов. Из сохранившихся папирусов самым старым является Кахунский, посвященный женским болезням и написанный около 1850 г. до н. э. За 1550 лет до н. э. были составлены два самых обширных по размеру медицинских папируса: папирус Смита, найденный в Луксоре, посвященный хирургии, лечению ран и анатомии, и папирус Эберса, найденный в Фивах, посвященный заболеваниям по частям тела. Папирус Смита считают поздней копией несохранившегося до нашего времени более древнего папируса, приписываемого Имхотепу. Написанный позднее — около 1450—1350 гг. дон. э. — папирус Бругша трактует о здоровье матери и ребенка, о болезнях детей и является самым древним документом по педиатрии. Остальные известные медицинские папирусы написаны за 1200—1300 лет до н. э. Содержание папирусов является итогом многочисленных наблюдений, сводкой более древних материалов, копией и переделкой ранее существовавших медицинских документов, до нас не дошедших.
Египетские медицинские папирусы отражают различные воззрения на болезнь. Самый древний папирус главное внимание уделяет эмпирическим правилам лечения, указанию лекарств и почти не содержит религиозных мотивов. В более близком к нам по времени составления папирусе Эберса наряду с массой эмпирических наблюдений встречаются включения мистического, религиозного характера, советы о магических действиях врача. Еще более близкий к нам по времени написания папирус Бругша пропитан религиозной мистикой и содержит много указаний на магические процедуры и молитвословия. Известный германский египтолог Трапов с удивлением отметил, что «медицина в Египте с течением времени все более и более погружалась в колдовство и мистику».
По мере развития и укрепления рабовладельческого строя и в связи с ним религии усиливались и элементы медицины храмовой, жреческой. С другой стороны, продолжала существовать и развиваться эмпирическая медицина, коренившаяся в богатом опыте народа и наблюдениях лекарей-эмпириков и связанная со стихийно-материалистическими представлениями. Понятия о причине возникновения болезней жрецами связывались с религиозными верованиями: болезни — следствие вселения демона, они возникают по воле богов. Наряду с этим египтяне признавали и естественные причины болезней; была известна роль кишечных паразитов. По аналогии с изгнанием кишечных паразитов, лечение рассматривалось и как изгнание невидимых червей, будто бы вызывающих болезнь. В Египте существовали представления о четырех элементах мира — воде, земле, воздухе, огне. В связи с этим возникли и зачатки гуморального учения о четырех основных соках, носителях этих элементов, о составляющих человеческий организм и определяющих его здоровье или болезнь. Наряду с гуморальным учением в Египте создалось учение о пневме — особом содержащемся в воздухе невидимом и невесомом веществе, при вдохе, поступающем в легкие, оттуда проникающем в сердце и далее по артериям расходящемся по всему телу. При болезни изменены свойства крови и пневмы. Этими представлениями определялся характер терапевтических воздействий. Задача лечения понималась в том, чтобы вызвать выделения из организма больного образовавшихся в нем гнилостных веществ, удалить «дурную кровь». Египетскими врачами применялись клизмы не только с лечебными целями, но и в целях очищения кишечника. Для того чтобы заблаговременно удалить «испорченные вещества», давались рвотные, слабительные, мочегонные, потогонные средства. Применялись также кровопускания — для удаления «испорченной крови».
Согласно верованиям египтян, душа человека продолжает существовать после его смерти, однако лишь при условии сохранения тела, в которое она могла бы вселиться. В целях предохранения трупов от разложения применялось бальзамирование. Этому способствовало приобретение знаний в области анатомии. Бальзамирование не носило широкого характера, охватывало только привилегированную верхушку — царей (фараонов), жрецов, наиболее состоятельных людей, вследствие чего опыт бальзамирования был сравнительно ограниченным. Ряд анатомических терминов, употреблявшихся в Древнем Египте, свидетельствует о знании некоторых органов, в том числе мозга, печени, сердца, сосудов. Однако знания по анатомии и физиологии человека у египтян оставались скудными.
Описание симптомов болезней было разработано довольно подробно. В папирусах описаны кишечные болезни, болезни дыхательных путей, кровотечения, кожные болезни, слоновая болезнь, глазные болезни, тяжелые изнурительные лихорадки. Ряд отраслей лечебной медицины был рассчитан на удовлетворение повышенных запросов состоятельных людей. Сюда относится массаж, водолечение, применение дорогих лекарств с весьма сложной рецептурой и т. п.
Элементы санитарии и благоустройства, обнаруженные археологами при изучении развалин древнеегипетских городов, также встречались только во дворцах и кварталах знати и не распространялись на поселения и жилища других слоев населения.
Военные врачи, сопровождавшие египетское войско в походе, накопляли сведения в области лечения ран, переломов и других травм. На гробницах Древнего царства сохранились изображения операций на конечностях. В одном из древнейших папирусов, приписываемом врачу Имхотепу, впоследствии обожествленному, содержится описание операций. В Египте применялись перевязки ран, ампутации, обрезание, кастрация. В папирусе Имхотепа содержится разбор травм, которые по прогнозу подразделяются на излечимые, сомнительные и безнадежные. Даются указания, как распознавать срок беременности и «женщину, могущую и не могущую родить». Встречаются меткие описания паралича и др. В папирусе имеется указание на значение головного и спинного мозга для организма человека, описываются травмы головы и позвоночника и указывается, что в результате повреждения мозга неизлечимо повреждается все тело.
Со времен первой династии (более 3000 лет до н. э.) в городах Мемфисе, Гелиополисе, Саисе при храмах существовали школы для подготовки врачей. За 600 лет до н. э. эти школы стали принимать учеников-иностранцев. В Египте часто изучали медицину греки.
studlib.info
V 1: Медицина Древнего Востока
Поиск Лекций
V 1: Медицина в первобытном обществе
I:
S: Количество периодов истории медицины:
+: пять
I:
S: Периоду медицины Древнего мира соответствуют хронологические рамки:
+: 4 тыс. до н. э. – V в. н. э.
I:
S: Периоду медицины Средних веков соответствуют хронологические рамки:
+: V в. н.э. – XVII в. н.э.
I:
S: Периоду медицины Нового времени соответствуют хронологические рамки:
+: XVII – начало XX вв.
I:
S: Периоду медицины Древнейшего мира соответствуют хронологические рамки:
+: 2 млн. лет до н. э.– 4 тыс. до н.э.
I:
S: Периоду медицины Новейшего времени соответствуют хронологические рамки:
+: начало XX в. - н.в.
I:
S: Медицина, как профессия, возникла в период:
+: древнего мира
I:
S:Материальными источниками изучения истории медицины являются все перечисленные, кроме:
+: мифы, легенды
I:
S: Этнографические источники изучения истории медицины, кроме:
+: клинопись на базальтовом столбе
I:
S: Устные источники изучения истории медицины:
+: легенды
I:
Q: Последовательность общественно-экономических формаций, соответствующих периодам истории медицины:
1 : Первобытно-общинная
2 : Рабовладельческая
3 : Феодальная
4 : Капиталистическая
I:
Q: Последовательность периодов истории медицины:
1 : Древнейший мир
2 : Древний мир
3 : Средние века
4 : Новое время
5 : Новейшее время
I:
S: Общественный строй, соответствующий периоду медицины Нового времени:
+: капиталистический
I:
S: Медицина феодального строя соответствует периоду:
+: Средних веков
I:
S: Общественный строй, соответствующий периоду медицины Древнего мира:
+: рабовладельческий
I:
S: Соотнесите исторический период и соответствующую общественно-экономическую формацию:
L1: Древнейший мир
L2: Древний мир
L3: Средние века
L4: Новое время
R1: Первобытно-общинный строй
R2: Рабовладельческий строй
R3: Феодальный строй
R4: Капиталистический строй
I:
S: Соотнесите исторический период и соответствующие хронологические рамки:
L1: Древнейший мир
L2: Древний мир
L3: Средние века
L4: Новое время
R1: 2 млн. лет до н. э.– 4 тыс. до н.э.
R2: 4 тыс. до н. э. – V в. н.э.
R3: V в. н.э. – XVII в. н.э.
R4: XVII – начало XX вв.
I:
S: Одно из альтернативных направлений медицины, сложившееся с древнейших времен, в основе которого лежит коллективный эмпирический опыт по использованию природных лекарственных средств и иррациональные представления о болезнях:
+: народная медицина
I:
S: Человек, занимающийся врачеванием в древней Руси на основе опыта народной медицины ###
+: знахарь
I:
S: Процесс эволюционного формирования человека: +: антропогенез
I:
S: Процесс историко-эволюционного формирования человеческого общества:
+: социогенез
I:
S: Знания, получаемые человеком в процессе непосредственного наблюдения за окружающей природой:
+: эмпирические
I:
S: Знания, получаемые в процессе целенаправленного использования эмпирического опыта и собственного умозаключения:
+: рациональные
I:
S: Знания, не постигаемые разумом, невыразимые в логических понятиях и приводящие к наделению непонятных явлений сверхъестественными силами:
+: иррациональные
I:
S: На основе эмпирического опыта первобытный человек накопил достаточно большие знания по использованию во врачевании:
+: природных лекарственных средств (растительного, животного и минерального происхождения)
I:
S: Культ неодушевленных предметов, наделенных сверхъестественными свойствами и способностью предохранять от болезней:
+: фетишизм
I:
S: Верование в душу и духов, будто бы влияющих на жизнь и здоровье людей:
+: анимизм
I:
S: Культ неодушевленных предметов, наделенных сверхъестественными свойствами и способностью предохранять от болезней ###
+: фетишизм
I:
S: «Формирующаяся медицина» – это:
+: зачатки медицины на этапе формирования homo sapiens и коллективного опыта врачевания
I:
S: Одно из альтернативных направлений медицины, сложившееся с древнейших времен, в основе которого лежит коллективный эмпирический опыт по использованию природных лекарственных средств и иррациональные представления о болезнях ###
+: народная медицина
+: н#родная м#д#ц#на
V 1: Медицина Древнего Востока
I:
Q: Последовательность возникновения древневосточных государств:
1 : Месопотамия
2 : Египет
3 : Индия
4 : Китай
I:
S: Черты, характерные для медицины Древнего Востока:
+: влияние религии на врачевание
I:
S: Древний юридический кодекс Месопотамии, отражавший сословный характер врачевания, платную медицину и ответственность врача:
+: свод законов вавилонского царя Хаммурапи
I:
S: Источник письменности о медицинских знаниях Древнего Египта:
+: папирус Смита
I:
S: Источники письменности о медицине Месопотамии:
+: клинописные глиняные таблички
I:
S: Источник письменности о медицине Древнего Китая:
+: «Нэй-Цзин»
I:
S: Медицинские сборники первых врачевателей Древней Индии:
+: «Чарака-самхита» и «Сушрута-самхита»
I:
S: Древнеиндийский источник, в котором закреплялись правила личной гигиены:
+: Предписания Ману
I:
S: Государство Древнего Востока, в котором мумифицирование тел умерших обогащало знания о строении человеческого тела:
+: Египет
I:
S: Имя древнеегипетского врачевателя, известного еще как верховного жреца фараона Джосера:
+: Имхотеп
I:
S: Имя врачевателя, жреца и архитектора, которому впоследствии поклонялись как богу-покровителю медицины в Древнем Египте ###
+: Имхотеп
I:
S:Орган, которому древние египтяне и китайцы отводили главную роль в жизнедеятельности организма, так как считали, что он является вместилищем души:
+: сердце
I:
S: Пять стихий, составляющих основу человека, как части окружающего мира, от соотношения которых, по представлениям древних индусов, зависело нормальное состояние здоровья:
+: земля, воздух, огонь, вода и эфир
I:
S: Государство, представители медицины которого разработали основы акупунктуры и диагностики по пульсу:
+: Китай
I:
S: Метод китайской медицины, связанный с воздействием на активные точки тела:
+: акупунктура
I:
S: Пять стихий, находящихся в постоянном движении и гармонии, взаимном порождении и взаимном преодолении, согласно китайской философии:
+: вода, дерево, огонь, земля, металл
I:
S: Китайский метод «су-джок-терапия» предусматривает собой:
+ лечение воздействием на кисть и стопу
I:
S: Учение о причинах болезней:
+: этиология
I:
S: Учение о методах и принципах распознавания болезней:
+: диагностика
I:
S: Древневосточное государство, в медицине которого диагностика по пульсу стала вершиной врачевания:
+: Китай
I:
S: Соотнесите источники письменности по медицине Древнего Востока и государство:
L1: папирус Смита
L2: клинописные таблички с медицинским текстом
L3: «Аюрведа»
L4: трактат «Чудесные точки»
R1: Египет
R2: Месопотамия
R3: Индия
R4: Китай
I:
S: Соотнесите имя древневосточного врачевателя и государство:
L1: Имхотеп
L2: Мукаллим
L3: Сушрута
L4: Ван Шу Хе
R1: Египет
R2: Месопотамия
R3: Индия
R4: Китай
I:
S: Одно из альтернативных направлений медицины, сложившееся в цивилизациях Древнего Востока, в основе которого лежит стройное религиозно-философское учение, а также культурные и религиозные традиции:
+: традиционная медицина
I:
S: Одно из альтернативных направлений медицины, сложившееся в цивилизациях Древнего Востока, в основе которого лежит стройное религиозно-философское учение, а также культурные и религиозные традиции ###: +: традиционная медицина
I:
S: Другое название традиционной медицины: ###:
+: восточная медицина
I:
S: Религиозно-философское учение и традиционный метод лечения Древней Индии, в основе которого лежит физическое и духовное самосовершенствование:
+ йога
I:
S: Величайший памятник древнеиндийской философско-литературной мысли, в котором были разработаны принципы о здоровом образе жизни, достижении счастья и долголетия:
+: Аюрведа
I:
S: Религиозно-философское учение Древнего Востока, согласно которому человеческим телом управляют противоположные силы (свет и мрак, добро и зло, кровь и воздух и т. д.), и нарушение баланса этих сил, приводит к болезни:
+: «инь» и «ян»
I:
S: Этиологическое учение, сложившееся во времена Древнего мира, по представлениям которого болезнь наступала в результате дисбаланса между жизненными соками организма:
+: гуморальное
I:
S: Одно из ранних представлений о болезнях, причиной которых могло стать невидимое вещество (жизненный дух), попадающее в организм при вдыхании в легкие, а затем по артериям разносимое по всему телу:
+: пневматическое
poisk-ru.ru
Медицина Древнего Востока — КиберПедия
I:
Q: Последовательность возникновения древневосточных государств:
1 : Месопотамия
2 : Египет
3 : Индия
4 : Китай
I:
S: Черты, характерные для медицины Древнего Востока:
-: возникновение светской медицины
-: появление первых городских больниц
-: введение в городе должности архиатра
-: влияние религии на врачевание
I:
S: Древний юридический кодекс Месопотамии, отражавший сословный характер врачевания, платную медицину и ответственность врача:
-: клинописные таблички из Ниппура
-: медицинские тексты ассирийского царя Ашшурбанипала
-: свод законов вавилонского царя Хаммурапи
-: «Закон двенадцати таблиц»
I:
S: Источник письменности о медицинских знаниях Древнего Египта:
-: предписания Ману
-: «Аюрведа»
-: папирус Смита
-: трактат «Чудесные точки»
I:
S: Источники письменности о медицине Месопотамии:
-: тексты на стенах пирамид
-: папирус Эберса
-: клинописные глиняные таблички
-: папирус Херста
I:
S: Источник письменности о медицине Древнего Китая:
-: «Аюрведа»
-: папирус Эберса
-: трактат «Нэй-Цзин»
-: Предписания Ману
I:
S: Медицинские сборники первых врачевателей Древней Индии:
-: папирусы Эберса и Смита
-: законы Хаммурапи
-: «Чарака-самхита» и «Сушрута-самхита»
-: «Махабхарата» и «Рамаяна»
I:
S: Древнеиндийский источник, в котором закреплялись правила личной гигиены:
-: Предписания Ману
-: Письма Мукаллима
-: папирус Эберса
-: Законы Хаммурапи
I:
S: Государство Древнего Востока, в котором мумифицирование тел умерших обогащало знания о строении человеческого тела:
-: Индия
-: Китай
-: Египет
-: Греция
I:
S: Имя древнеегипетского врачевателя, известного еще как верховного жреца фараона Джосера:
-: Мукаллим
-: Имхотеп
-: Осирис
-: Ра
I:
S: Имя врачевателя, жреца и архитектора, которому впоследствии поклонялись как богу-покровителю медицины в Древнем Египте ###
I:
S:Орган, которому древние египтяне и китайцы отводили главную роль в жизнедеятельности организма, так как считали, что он является вместилищем души:
-: печень
-: мозг
-: сердце
-: позвоночник
I:
S: Пять стихий, составляющих основу человека, как части окружающего мира, от соотношения которых, по представлениям древних индусов, зависело нормальное состояние здоровья:
-: земля, воздух, огонь, вода и железо
-: земля, воздух, огонь, вода и эфир
-: земля, воздух, железо и эфир
-: земля, воздух, растение, огонь и вода
I:
S: Государство, представители медицины которого разработали основы акупунктуры и диагностики по пульсу:
-: Индия
-: Китай
-: Египет
-: Месопотамия
I:
S: Воздействие на активные точки тела, используемое в китайской медицине с древних времен:
-: рефлексология
-: акупунктура
-: прижигание
-: массаж
I:
S: Пять стихий, находящихся в постоянном движении и гармонии, взаимном порождении и взаимном преодолении, согласно китайской философии:
-: вода, дерево, огонь, земля, металл
-: вода, дерево, огонь, земля, воздух
-: вода, дерево, огонь, земля, эфир
-: вода, дерево, огонь, земля, эфир
I:
S: Китайский метод «су-джок-терапия» предусматривает собой:
-: прижигание
-: воздействие на активные точки тела
- лечение воздействием на кисть и стопу
-: лечение с помощью дыхательных упражнений
I:
S: Учение о причинах болезней:
-: диагностика
-: этимология
-: этиология
-: прогностика
I:
S: Учение о методах и принципах распознавания болезней:
-: этиология
-: диагностика
-: этимология
-: прогностика
I:
S: Древневосточное государство, в медицине которого диагностика по пульсу стала вершиной врачевания:
-: Египет
-: Китай
-: Индия
-: Греция
I:
S: Соотнесите источники письменности по медицине Древнего Востока и государство:
L1: папирус Смита
L2: клинописные таблички с медицинским текстом
L3: «Аюрведа»
L4: трактат «Чудесные точки»
R1: Египет
R2: Месопотамия
R3: Индия
R4: Китай
I:
S: Соотнесите имя древневосточного врачевателя и государство:
L1: Имхотеп
L2: Мукаллим
L3: Сушрута
L4: Ван Шу Хе
R1: Египет
R2: Месопотамия
R3: Индия
R4: Китай
I:
S: Одно из альтернативных направлений медицины, сложившееся в цивилизациях Древнего Востока, в основе которого лежит стройное религиозно-философское учение, а также культурные и религиозные традиции:
-: традиционная медицина
-: научная медицина
-: формирующаяся медицина
-: народная медицина;
I:
S: Одно из альтернативных направлений медицины, сложившееся в цивилизациях Древнего Востока, в основе которого лежит стройное религиозно-философское учение, а также культурные и религиозные традиции ###
I:
S: Другое название традиционной медицины ###
I:
S: Религиозно-философское учение и традиционный метод лечения Древней Индии, в основе которого лежит физическое и духовное самосовершенствование:
-: цигун
-: «инь» и «ян»
- йога
-: рэйки
I:
S: Величайший памятник древнеиндийской философско-литературной мысли, в котором были разработаны принципы о здоровом образе жизни, достижении счастья и долголетия:
-: Аюрведа
-: Предписания Ману
-: Атхарваведа
-: Сушрута-Самхита
I:
S: Религиозно-философское учение Древнего Востока, согласно которому человеческим телом управляют противоположные силы (свет и мрак, добро и зло, кровь и воздух и т. д.), и нарушение баланса этих сил, приводит к болезни:
-: цигун
-: «инь» и «ян»
-: йога
-: рэйки
I:
S: Этиологическое учение, сложившееся во времена Древнего мира, по представлениям которого болезнь наступала в результате дисбаланса между жизненными соками организма:
-: солидарное
-: гуморальное
-: пневматическое
-: элементарное
I:
S: Одно из ранних представлений о болезнях, причиной которых могло стать невидимое вещество (жизненный дух), попадающее в организм при вдыхании в легкие, а затем по артериям разносимое по всему телу: