История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

1. Отношение к женским божествам в древнеегипетском обществе. Положение женщин древнего египта


Положение женщин в Древнем Египте

«На примере Древнего Египта не видно, чтобы величие страны соответствовало привилегированному положению женщины. Хотя им было и лучше, чем во многих других странах, но «равных прав», которых требуют себе современные женщины, они не имели.

Освоить какую-либо профессию они не могли, как и овладеть каким-либо ремеслом, за исключением чисто женских.

Среди женщин не было ни плотников, ни скульпторов, ни писцов, хотя некоторые дамы, по крайней мере в царской семье, умели читать и писать. Не было среди женщин и жриц, но при некоторых храмах состоял свой штат женщин.

Большинство из них упоминается как «певицы» - они пели в хоре и танцевали для увеселения богов. Аккомпанировали себе «певицы» при помощи систра (Музыкальный инструмент в виде рамки с рукояткой, при этом через рамку проходило несколько металлических стержней и при встряхивании стержни позвякивали – Прим. И.Л. Викентьева).

Иногда этих женщин рассматривали в качестве наложниц бога, хотя и не сохранилось свидетельств о сакральной проституции, имевшей место в некоторых других культурах. Женщины могли быть певицами, танцовщицами или музыкантшами, и в этом качестве они, как это видно на изображениях, часто развлекали гостей на частных обедах. Но эти девушки - большинство из них были молодыми и красивыми - могли и не быть профессионалками, работавшими за плату, но всего лишь рабынями или домашней прислугой - хотя в одном рассказе группа странствующих женщин-музыкантов описана как очень похожая на современный оркестр. Однако главным местопребыванием женщины служили дом и семья.

Если ты человек высокого положения, тебе следует завести свой дом и любить свою жену, как это подобает. Наполняй её желудок и одевай её тело; покрывай её кожу маслом. Пусть её сердце радуется все время, пока ты жив, она - плодородное поле для своего господина. Ты не должен спорить с ней в суде; не выводи её из себя. Делись с ней тем, что выпадает на твою долю; это надолго сохранит её в твоем доме.

Именно так следует относиться к жене, согласно Птахотепу, мудрецу времен Древнего царства, оставившему потомкам книгу советов (в других переводах – Книга поучений – Прим. И.Л. Викентьева). Нам довольно трудно представить себе этого человека пересекающим кишащую крокодилами реку ради того, чтобы добраться до своей дамы сердца, или погружающимся в глубокое уныние, когда она отправляется на неделю к своим родителям. Птахотеп писал свои советы во времена Древнего царства, а любовные песни появляются лишь через тысячелетие, но не следует думать, что за эту тысячу лет египтяне стали смотреть на женщин иначе. И во времена любовных песен находились мудрецы, дававшие чисто практические советы:

Если ты молодой человек и берёшь себе жену и вводишь её в свой дом, помни, что тебя родила и вырастила мать. Не доводи до того, чтобы жена стала тебя проклинать, обратилась бы с жалобами к богам и они бы её услышали... Не обременяй жену опёкой, если ты знаешь, что она в полном здравии; не говори ей: «Где это? Принеси это нам!», когда она [уже] положила эту вещь в [самое] удобное место. Побольше молчи и наблюдай - только так узнаешь ты её способности. Последнее предложение указывает на глубокую проницательность этого мудрого пожилого человека; лишь немногие из мужчин догадываются, как раздражают их жен постоянные «назидания» о ведении домашних дел.

Между вышеприведенными, относящимися к разным эпохам цитатами заметна большая разница. Возможно, она свидетельствует о том, что в более позднее время женщины приобрели больше прав, чем на заре египетской истории. У них определённо были права на собственность; сохранились десятки юридических документов о покупке или приобретении имущества, в которых женщины распоряжаются домами и землёй по своей воле, без ссылок на разрешение мужа или отца. Мисс Мюррей назвала такое положение вещей «продвинутым», и в этом Древний Египет стоял на несколько ступенек выше, к примеру, викторианской Англии. Слова Птахотепа о том, что муж не должен спорить в суде со своей женой, позволяют предположить, что ещё в те времена жена имела равные с мужем права.

Слова Птахотепа не содержат ни крупицы романтики, но в них можно усмотреть один весьма отрадный элемент. Хотя хозяином дома, безусловно, был муж, его главенство следовало устанавливать справедливостью и вниманием, а не грубой силой. Похоже, что древний мудрец ничего не говорит о рукоприкладстве по той причине, что не считает возможным даже упоминать о столь грубом поведении… […]

Когда женщина становилась матерью, её общественный статус повышался».

Барбара Мертц, Красная земля. Чёрная земля. Древний Египет: легенды и факты, М., «Центрполиграф», 2008 г., с. 82-87.

vikent.ru

Положение женщины в Древнем Египте — курсовая работа

Однако все  это не означало полного исключения сыновей из цепи наследования. Напротив, будучи уверенными в собственном отцовстве, фараоны и чиновники всячески старались закрепить за сыновьями должности имущество, однако не всегда это было возможным.

1.3. Кровосмесительные  браки в Древнем Египте

 

До сих пор  разные исследователи по-разному относятся к вопросу о кровосмесительных браках в Древнем Египте. Версия об их распространенности возникла из-за того, что в иероглифических текстах надписей в гробницах и на стелах слово «сестра» встречается там, где по смыслу должно стоять слово «жена». Также согласно египетской мифологии боги подали пример египтянам, когда Осирис и Сет взяли в жены своих сестер Исиду и Нефтиду. Далее, Птолемеи – самая поздняя династия фараонов, а также римляне сделали эти браки обычаем. Во время правления римского императора Коммода две трети граждан Арси вступили в такие браки. Отсюда и пошло.

Однако более  глубокий взгляд на применение слова  «сестра» заставляет задуматься о справедливости этого утверждения. С одной стороны, нет видимых признаков того, что  египтяне порицали кровосмесительные браки, следовательно, таковые вполне могли иметь место, с другой стороны, слишком широкое толкование носит понятие «сестра» в древнеегипетском мире.

В лирических стихах, древнеегипетские поэты, обращаясь  к абстрактной возлюбленной, имели привычку именовать ее «сестрой» или «сестрой сердца», что означало, скорее всего, так называемое родство душ, а не кровное родство. Мужская половина египтян весьма почтительно и трепетно относилась к своим матерям и родным сестрам, а потому назвать возлюбленную сестрой означало показать ей степень привязанности. Это, так сказать, литературная версия.

Есть другая версия – версия временного брака  или жены «на прокат». Так, каменщики, отправленные фараоном на строительство  храма в пустыне в весьма сложных климатических условиях сроком на два года, имели каждый при себе свою «сестру». Вряд ли это совпадение - трудно представить, что целая группа каменщиков, отправляемых в одну командировку, случайно оказалась жената на своих сестрах. Видеманн склонен считать, что в Египте существовала форма так называемых временных или пробных браков, в некотором роде жена «на прокат». Тогда командированные каменщики выглядят логичнее: в жаркую пустыню жалко тащить законных жен, отрывая их от детей и хозяйства, проще и удобнее взять для исполнения женских обязанностей и работ специальных временных жен, «сестер». Есть документальное подтверждение существованию таких временных браков: пять жалоб, поданных женщинами на рабочих. Четыре из них называют мужчин «тот, с которым я живу» (по-видимому, эти жалобщицы и есть эти самые «сестры») и лишь одна называет виновного своим мужем.

          Кроме того, «сестрами» могли называть и «дам полусвета», женщин свободного образа жизни. Как правило, это были женщины-вдовы или женщины, оставленные своими мужьями. Они путешествовали по стране в поисках содержания и приключений и представляли опасность для мужского целомудрия. Приезжая одинокая женщина всегда вызывала подозрения, и мудрецы говорили: «Опасайся женщины из чужих мест! Когда она приходит, не смотри на нее и не знай ее! Она как водоворот в глубоких водах, глубина и опасность которых неизвестна… О, страшное преступление слушать ее!». Хотя сомнительно, что египетские мужчины слишком внимательно прислушивались к советам мудрецов, ведь женщины были красивы и свободны. И эти женщины тоже были «сестрами»3.

Вывод заключается  в том, что, не отрицая возможности  заключения кровосмесительных браков в семьях фараонов по династическим  соображениям, не следует считать, что  это было массовым или хотя бы сколь ни будь распространенным явлением, так как прямых доказательств тому нет. Действительно, даже в отношении фараонов, надписи говорят, что они женились на своих возлюбленных сестрах, при этом надписи не говорят нам, что дочери фараонов выходили замуж за своих возлюбленных братьев. Так что сестра в Древнем Египте – это совсем не то же самое, что сестра в нашем понимании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Роль женщины в Древнем Египте

 

2.1. Одежда и косметика женщин Древнего Египта

 

Древние египтяне отличались чистоплотностью и очень заботились о чистоте своего тела и одежды: мылись несколько раз в день, натирались благовониями и носили одежду из тонких тканей. В одежде предпочтение отдавалось белому цвету – «символу чистых помыслов». Кроме того, белая одежда была очень практична в условиях жаркого климата, защищала тело от перегрева. Наиболее популярным материалом был белый лён.

 Древние египтянки  активно пользовались косметикой, мазями, предотвращающими появление  морщин, молодящими кожу, придающими ей красивый ровный цвет. Египтянам нравились удлинённые глаза, поэтому женщины накладывали на веки специальный грим: зелёный порошок малахита и чёрный галенит или свинцовый блеск. Это спасало глаза от воспалений, вызываемых ярким солнцем, ветром, пылью и насекомыми. На губы наносилось некоторое подобие современной помады: вещество, в состав которого входила медь и натуральные красители.

 Женщины, равно как  и мужчины, следили за своими  причёсками, правда, голову они не  брили. Простые женщины предпочитали укладывать волосы самостоятельно, одной из наиболее популярных причёсок был всем знакомый «конский хвост». К помощи парикмахеров прибегали лишь изредка, в особых случаях. Знатные же дамы вверяли свои волосы ловким рукам служанок. Нередко они носили парики. В замысловаты причёски вплетались разнообразные украшения, одно из которых, наиболее распространённое, имело форму конуса и сильно благоухало. К сожалению, нам неизвестно, из чего оно изготовлялось. Волосы требовали постоянных забот: седые волосы просто вырывали, а чтобы не седели брови, существовали специальные мази. Кроме того, египтянки знали составы, которые могли способствовать облысению соперницы и нередко их использовали.

 Многочисленные свидетельства  говорят о том, что во времена  фараонов женщины старались одеваться изящно и в то же время практично, отдавая предпочтение платьям, облегающим фигуру, без излишеств в отделке. В более поздний период стали популярны двойные платья: нижнее из тонкого плотного материала и верхнее – широкое, полупрозрачное. Для придания большей стройности фигуре платье затягивалось одним поясом на талии и другим – выше груди. Иногда надевалось и третье платье поверх первых двух: что-то вроде короткого плаща, украшенного вышивкой.

 В отличие от простолюдинов,  одежда которых часто была украшена вышивкой, наряды аристократов выдерживались в строгом белом цвете. Пёстрые расцветки в одежде египтян появились намного позже, в результате смешения культуры Древнего Египта с культурами других цивилизаций – Кипра, Крита, Греции, стран Средиземноморья.

 Манера одеваться,  разумеется, разнилась в зависимости  от социального положения. Профессиональные  певицы и танцовщицы носили  такие же одежды, что и знатные  дамы, а зачастую выступали обнажёнными,  и весь их наряд состоял из нескольких украшений – пояска, ожерелья, браслетов и серёжек. Служанки и рабыни носили короткие платья, не сковывавшие движений, совсем юные служанки ходили и вовсе обнажёнными.

 Очень широко  как среди женщин, так и среди  мужчин, были распространены украшения: кольца, браслеты, ожерелья, цепочки, подвески. Только серьги оставались привилегией женщин.

 

 

 

 

 

2.2. Образование и карьера. Правовой статус женщин Древнего Египта

 

 Женщины  Древнего Египта могли при  желании получить образование.  Для царских дочерей это было обязательным. Сохранились дощечки для письма дочерей фараона Эхнатона. А Сен-Мут, фаворит царицы Хатшепсут, был наставником её дочери Нефрура.

 Может показаться  удивительным, что не только дочери  фараонов, но и простые домохозяйки  умели читать и писать. О чем свидетельствуют бытовые записи, сделанные женщинами. Естественно, они были женами и дочерьми образованных людей. О распространённой женской грамотности свидетельствуют ироничные надписи Ступенчатой пирамиды, в которых говорится о литературных потугах женщины.

  Женщина  Египта имела возможность реализовать  себя не только как хозяйка дома. Она могла быть официальным представителем своего мужа на время его отсутствия и имела право взять на себя ответственность за ведение его дела. Женщины Египта работали не только музыкантами, танцовщицами и плакальщицами, при желании и старании они получали профессиональные положения и должности, например, наблюдателей или управляющих.

 Упоминания  о женщинах-писцах встречаются  во времена Среднего Царства и становятся более распространёнными в эпоху Нового Царства. Женщины-писцы служили при храмах, их нанимали в знатные дома для помощи хозяйке в управлении имуществом.  Женщинам также удавалось получить профессию врача. Первая в истории женщина-врач - Песечет практиковала в Мемфисе в 3-м тысячелетии до н.э.

Женщина могла  быть жрицей, что поощрялось обществом, а также занимать храмовые должности  по учёту имущества. В жреческой  карьере женщины нередко удостаивались  высшего жреческого титула Ур-т («возвышенная»). Например, высшая жрица в Иуну - Ур-т Текхент,

 Самые распространенные  женские административные должности  – должность «наблюдателя»: «Наблюдатель  ткани» на ткацкой мануфактуре,  «Наблюдатель за танцовщицами»,  «Наблюдатель за прислугой», «Наблюдатель  за имуществом». В данном случае женщины выступали в роли организаторов. Иногда египтянки достигали высокого административного статуса при дворе фараона. Например, женщина по имени Небет занимала положение «правой руки» фараона подобно визирю, но также известно, что свои должностные обязанности она выполняла при помощи мужа. При дворе женщины могли получить должности распорядителей и казначеев.

Перед законом  женщины имели равные права с  мужчинами. Египтянки могли унаследовать имущество, покупать и продавать  недвижимость. Женщина могла заключать контракты, быть истцом в суде, брать взаймы. Ей позволяли жить как единоличной владелице имущества без мужчин-опекунов. В других странах древнего мира мужчины сильнее доминировали над женщинами.

 Доходы, приобретенные в браке совместно, были формально разделены - жена имела право на свою долю от общих семейных доходов. Она могла передавать своё имущество по наследству кому пожелает.

«Я - свободная  женщина Египта. Я вырастила восемь детей и обеспечила их всем необходимым для начала их взрослой жизни. Но теперь я постарела и созерцаю, что мои дети не заботятся обо мне больше. Поэтому я передам мою собственность тем, кто позаботились обо мне, и не дам ничто тем, кто пренебрегли мной» (Завещание Наунахт).

Египетский  закон защищал жён от жестокого обращения. Если муж, избивая, причинил жене увечье, его ждало наказание. Виновный должен был поклясться перед судьями, что больше не тронет свою жену, а в случае нарушения клятвы он получал сто палочных ударов и лишался права на совместно приобретенное имущество. Этим иногда пользовались корыстные жены, обращаясь к судебным властям, они получали долю имущества, принадлежащую мужу.

 Египетские  женщины вели довольно свободную  жизнь. Они не были феминистками, но имели своё положение в  обществе. Египтянка помогла своему мужу в управлении домашним хозяйством, могла работать и учится. Она жила подобно своей матери и бабушке согласно закону Маат, оставаясь слабой женщиной.

 

2.3. Женские  образы в изобразительном искусстве и в литературе

 

В традиционном изобразительном искусстве Египта женщин чаще всего представляли в образе любящей жены, держащей мужа за руку, или обнимающей его за плечо. Так как мужчины работали на свежем воздухе на полях или у реки, их кожа была тёмной, в то время как у женщин, занятых в закрытом от палящего солнца помещении - светлой. Этот жизненный уклад создал правила раскраски изображений: женское тело красилось в желтоватый цвет, мужское – в кирпичный. Считалось, что если кожа жены светла, значит – её муж трудолюбив и заботлив.

Сохранившиеся на стенах храмов и гробниц фараонов изображения свидетельствуют об очевидной стройности и изяществе  женщин в те времена. Секрет этого, скорее всего, кроется в том, что представительницы  средних и низших слоёв древнеегипетского  общества активно работали наряду с мужчинами, а их обычный рацион питания не содержал жиров в большом количестве.

 На стенах  гробниц рядом с умершим мужем  часто изображалась его жена. Предвзятые исследователи ссылаясь  на подобные фрески, утверждали, что живую жену похоронили вместе с покойным мужем. Позднее этот миф был опровергнут. Подобные изображения символизируют любовь друг к другу, которую даже смерть не в силах разрушить, и надежду на встречу в загробном мире.

На стенах гробниц  иногда изображалась и мать умершего.

 В скульптуре, в отличие от живописи, в основном  представлены знатные женщины.  Женщина в скульптурном портрете  обычно изображалась рядом с  мужем или в кругу семейства. 

Египетская  литература не слишком жаловала женщин. Рассказчики и моралисты называли их сонмом всех пороков, мешком всевозможных хитростей и описывали как легкомысленных, капризных, неспособных хранить тайны, лживых, мстительных и, разумеется, неверных. Так, согласно древним сказкам, женщина стоила немногого, зато мужчина верен, заботлив, предан и рассудителен. Однако в тех же сказках фараон предстаёт как человек ограниченный, взбалмошный, вынужденный по каждому поводу обращаться к своим писцам и чародеям. Таковы были законы жанра. В действительности многие властители Египта отличались доблестью и умением управлять страной в мирное время, а многие египтянки были безупречными супругами и нежными матерями.

freepapers.ru

Положение женщины в Древнем Египте — курсовая работа

 

Содержание

Введение  …………………………………………………………………  3                                      

Глава 1.  Семья в Древнем  Египте ……………………………………... 5                                                           

         1.1. Брак в Древнем Египте    …………………………………………     5                                                                  

1.2. Рождение  детей ……………………………………………………     8                                                                                 

1.3. Кровосмесительные  браки в Древнем Египте   ………………… . 11                           

Глава 2. Роль женщины  в Древнем Египте ……………………………  14                                           

2.1.  Одежда  и косметика женщин Древнего  Египта  ……………… .   14                          

2.2. Образование  и карьера. Правовой статус женщин Древнего Египта 

       ………………………………………………………………………... 16   

2.3. Женские образы  в изобразительном искусстве  и в литературе …. 18

2.4. Знаменитые  женщины Древнего Египта…………………………..  21

Заключение………………………………………………………………. 25

Список литературы……………………………………………………… 26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В Древнем Египте семья считалась большой ценностью. Женщины пользовались уважением  в обществе. Они имели право  на имущество, могли обращаться в  суд.

Женщины Египта были более свободны и независимы, чем женщины других стран – не только Древнего Мира, но и Европы: со средневековья до конца XIX века. Однако так называемое «равенство полов» в Древнем Египте отсутствовало - ибо согласно миропорядку, установленному Маат, жизненная сущность мужчин и женщин разная. Мужчины Египта преклонялись перед женщинами, восхищались ими, заботились о них. При этом, естественно, требуя от них внимания и уважения к себе.

Роли женщин в истории Древнего Египта учёные уделяют мало внимания. Даже о таких  великих царицах, как Нефертити, Нефертари или женщина-фараон Хатшепсут практически невозможно найти достаточно полную и объёмную информацию.

В работе рассмотрена жизнь женщин в Древнем Египте с точки зрения социального, правового положения, причастности к политике, религии, искусству.

Объект  исследования – общество Древнего Египта.

Предмет исследования – положение женщины в Древнем Египте.

Цель  исследования – анализ положения женщины в Древнем Египте.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:

1) проанализировать особенности семьи в Древнем Египте;

2) рассмотреть особенности образования и карьеры женщин в Древнем Египте;

4) выявить особенности правового статуса женщин;

5) дать характеристику знаменитым женщинам Древнего Египта.

 

Методы  исследования:

  • сравнительный;
  • проблемно-хронологический;
  • метод социальной антропологии.

Использование этих методов позволяет увидеть  предельно ясную, четкую, связную, а  потому понятную картину положения женщины в Древнем Египте.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.  Семья в Древнем Египте

 

         1.1. Брак в Древнем Египте

       

Брак в Древнем  Египте, как и в наше время, заключался по разным причинам: по расчету, по политической необходимости, ну и, конечно, по любви. При этом в отличие от многих других древних культур, брак по любви был явлением частым, привычным, что говорит о том, что в древние египтяне-мужчины не рассматривали женщин как имущество, а признавали за ними равные права на самоопределение. При этом древнеегипетские мужчины не стеснялись демонстрировать свою любовь окружающим, показывали, насколько необходимо им присутствие близкого человека. Вот исповедь вдовца из Лейденского папируса: «С того времени, как я стал твоим мужем и до сих пор разве я сделал что-нибудь, что должен скрывать от тебя? Ты стала моей женой, когда я был молод, и я был с тобой. Меня назначали на всевозможные должности и я был с тобой; я не покидал тебя, я не причинял твоему сердцу никакого горя… Когда я командовал пешими воинами фараона и его колесничными воинами, я устроил так, чтобы ты приехала, и они падали в поклоне перед тобой, и они приносили тебе всевозможные хорошие вещи в подарок… Когда ты была больна поразившей тебя болезнью, я пошел к главному врачу и он приготовил для тебя лекарство, он делал все, что он, по твоим словам, должен был делать. Когда я должен был сопровождать фараона в его поездке на юг, мои мысли были с тобой, и я провел эти восемь месяцев, не заботясь о том, чтобы есть и пить. Когда я приехал в Мемфис, я упросил фараона и взял тебя к себе, и я сильно оплакивал тебя со своими людьми перед моим домом…». Воистину – и в болезни, и в здравии. Далеко не все современные мужчины могут привести столько доказательств своей любви и верности…1

Основной функцией женщины, несомненно, было продолжение  рода. Каждый египтянин, глава семьи, должен был иметь свой собственный  дом, будь то дворец или жалкая лачуга. Понятия «построить дом» и «взять жену» были для египтян синонимами. До нас дошли свидетельства того, что нередко браки заключались по воле родителей или господ, однако лирические стихи, донесённые до нас папирусами из музеев Турина и Лондона показывают, что молодые люди пользовались значительной свободой и могли жениться по любви. Кроме того, в египетских любовных сказках нередко часто описываются ситуации, когда влюблённому юноше приходилось походить испытания, чтобы добиться руки возлюбленной. Интересно, что сюжет сказки о Золушке, написанной Ш. Перро в 17 веке, был известен египтянам. Расшифровка папирусов показала, что эта сказка была очень популярна, её героиню звали Родопис, а вместо хрустального башмачка у неё была золочёная сандалия.

Моногамия была у египтян основной формой брачных  отношений. Однако, в отличие от женщины, неверность которой каралась смертью, мужу разрешалось иметь в своём доме наложниц. Известны случаи полигамии, но они довольно немногочисленны среди простых смертных. Фараоны же обладали огромными гаремами. Например, у Рамзеса 2 было около 160 детей. Нетрудно представить, сколько женщин обитало в его дворце! Впрочем, за редким исключением, жёны прекрасно ладили между собой.

 Случались у фараонов, однако, и египетские две жены, например, у Аменехмета II. Его жены – Небет и Хнут – были подругами и даже называли в честь друг друга своих дочерей. Позже такие коллизии стали встречаться и в низших кругах общества. Например, некий вор, ограбивший гробницу в долине Царей, в каменной надписи любезно сообщил потомкам о наличии у него двух жен – госпожи Таруру и госпожи Тасуэи. Но редкость такого явления показывает, что эти браки, хотя и считались допустимыми, нормой все же не были и заключались только с полного согласия супругов. А поскольку женщины во все времена довольно ревнивы, то и браки такие были редки.

О свадебных  обрядах нам практически ничего не известно. Как правило, за невестой давалось приданное. Ритуал «сватовства» был прост: когда фараон из «романа» о Сатни-Хаэмуасе решает поженить своих  детей, он просто говорит: «Пусть приведут Ахури в дом Неферкаптаха этой же ночью! И пусть принесут с ней превосходные дары!» Судя по всему, именно пышная процессия, сопровождавшая переход невесты в новый дом и была египетской «свадьбой». После перехода породнившиеся семьи пировали и гуляли в меру своих возможностей.

 Вполне вероятно, что брак в Египте регистрировался  в так называемых «Домах жизни»  – центрах духовной жизни египтян,  в которых писцы и жрецы  составляли и хранили записи  и документы. После свадьбы  женщина получала имя своего  мужа; если замужнюю женщину вызывали в суд, её называли сначала её собственным именем, а затем следовало имя её мужа. Например: «Мутемуйа, супруга писца Несиамона». Надо сказать, что в Древнем Египте женщины пользовались довольно широкими правами: женщина могла работать, была наделена правом собственности и наследования, могла заниматься сельским хозяйством и торговлей наряду с мужчиной. В «семейный бюджет» египетской семьи муж вносил две трети общего имущества, жена – одну. После кончины одного из супругов второй мог распоряжаться всем имуществом, но продавать или дарить мог только свою долю.

 В стране, где палка играла такую значительную  роль, муж имел право бить свою  жену, а брат – сестру, однако, в разумных пределах: увечья наказывались  законом. Виновный должен был  поклясться перед судьями, что больше не тронет свою жену, иначе получит 100 палочных ударов сам и будет лишён права на совместно приобретённое имущество.

 

1.2. Рождение  детей

 

Огромное значение египтяне придавали тому, чтобы выкормить  и вырастить всех родившихся детей. Благодаря плодородию земли и жаркому климату дети практически ничего родителям не стоили: до определённого возраста они бегали нагишом (мальчики носили только ожерелье на шее, девочки – гребень в волосах и поясок). Типичная египетская семья была многодетной. Египтяне интересовались своим будущим и будущим своих детей, поэтому, как только ребёнок рождался, в «Доме жизни» составлялся гороскоп, по первому крику новорожденного определялось, выживет он или умрёт.

 Несмотря  на «счастливость» или «несчастливость» дня рождения, предсказаний богини Хатхор, родители торопились дать своему ребёнку имя, которое могло бы защитить младенца и помочь ему в жизни. Оно выбиралось в соответствии с особо почитаемыми богами, поэтому некоторые древнеегипетские имена подлежат расшифровке: «Амон впереди», «Мут сладостна», «Птах доволен» и т.д. Ребёнок регистрировался в «Доме жизни»2.

 Обычно ребёнок  оставался при матери, которая  носила его в особой сумке,  висящей на шее спереди, чтобы  руки были свободны. Очевидно, царицы и другие знатные дамы не так обременяли себя: детей воспитывали как кормилицы, так и воины, жрецы. Известно, например ,что дочь женщины-фараона Хатшепсут, Нефрура, воспитывалась одним из велимчайших зодчих тех времён – Сененмутом, и между ними существовала нежнейшая привязанность, нашедшая отражение в нескольких статуях.

 Первые одежды  в жизни ребёнка были большим  событием. Наступало время, когда  мальчику давали пояс и набедренную  повязку, а девочке – платье. Этот день, скорее всего, совпадал  с первым днём обучения в школе (для знатных детей). Дети же простых людей приобщались к занятиям своих родителей, чтобы заменить их, когда придёт время. Если египетские мальчишки играли чаще в подвижные игры, состязались в силе и ловкости, до девочки, не пренебрегая, конечно, и подобными занятиями, обожали танцы. Учились танцевать все девочки, без исключения, независимо от того, собирались они становиться профессиональными танцовщицами или нет. Кроме того, девочки любили жонглировать, петь и водить хороводы, обожали карусели. В комнатах гарема почти всегда хранились арфы, лютни, цитры и барабаны. Предположительно, обитательницы гарема развлекались по вечерам тем, что играли на музыкальных инструментах и танцевали.

О разводах в  Древнем Египте нам почти ничего не известно. Измены, скорее всего, были, так как большинство браков заключалось в совсем молодые годы супругов, а жизнь подбрасывала им со временем новые встречи. Кроме того, мужчины часто отправлялись на войну или на государственные работы. Однако весьма своеобразное и свободное отношение египтян к интимной жизни позволяло обходиться без разводов, тем более что женщина была главной наследницей имени и крови, а также детей и имущества.

Чтобы стать  правителем нома – области Древнего Египта – или даже фараоном –  правителем всей страны, совсем необязательно было быть сыном правителя. Часто вполне достаточно было просто жениться на дочери номарха или фараона, как и поступали многие честолюбивые юноши из аристократических семей. Дело в том, что титул и имущество правителя в равной, а иногда и в большей степени, наследовали дочери, а не сыновья.

Это связано  с тем, что свою родословную древние  египтяне вели по материнской линии, считая, что происхождение ребенка  можно достоверно доказать лишь со стороны матери, которая его родила. В отношении же отца можно лишь строить предположения с той или иной степени вероятности. Кстати, этот обычай долгое время жил в различных африканских племенах, например, у туарегов, титул вождя которых наследует не сын вождя, а сын его сестры.

Иными словами, в том, что сестра умершего принадлежит к роду вождей, у нынешних туарегов и древних египтян было уверенности больше, чем в том, что к этому роду принадлежит сын самого правителя. Адольф Эрман в подтверждение приводит родословную одного из потомков фараона Снорфу:

Фараон  Снорфу

Его великая законная дочь Нефреткау

Ее  сын Нефермаат

В этой родословной  ключевое слово – законная. По-видимому, сыновей таким титулом древние  фараоны не баловали.

Поэтому в эпоху  Древнего и Среднего царства и  номы, и сама страна часто передавались в наследство дочерям, а представителям аристократии предстояло бороться не только за руку принцесс, но и за корону правителя. Из этого же вытекает и свидетельство Геродота о том, что обязанности заботиться о родителях в их земной и потусторонней жизни возлагались в Древнем Египте на дочерей.

По этой причине  у древних египтян практически  отсутствовало явление, идентичное нашим понятиям фамилии, рода. Женщины-наследницы, выходя замуж, теряли родовые признаки имени и в памяти последующих  поколений оставались имена и титулы их мужей, но редко – их отцов. Так египтяне формальную, именную принадлежность к роду приносили в жертву неформальному, подлинному кровному родству.

freepapers.ru

Женщины Древнего Египта

women of ancient egyptВозможно, женщины Древнего Египта были единственными за всю историю цивилизиций с глубокой древности до наших дней, кто имел не только законодательно, но и по факту равные права с мужчинами. И даже больше. Нельзя достоверно утверждать, был ли именно матриархат в Древнем Египте или пережитки матриархальных традиций более древних времен, но положение женщины в нем было исключительное.

Начнем с религии. Христианство — религия монотеистическая, с Богом-Отцом во главе. Дохристианские религии хоть и имели в пантеоне множество богинь, все равно являлись патриархальными — верховное божество всегда было мужского пола. И только в Египте, несмотря на верховного бога Ра, женские божества все больше выходили на передний план. Вспомните миф про Осириса, убиваемого своим братом Сетом (исследователи христианства видят в нем прямую связь с мифом про Каина и Авеля). Осирис воскрес, благодаря своей жене Исиде, которая спасла его дважды. И египтяне помнили, что бог жив только благодаря богине, и чтили Исиду превыше него.

Что интересно, женские божества были больше ориентированы на роль возлюбленной, жены, чем на роль матери. Даже богиня-мать Мут, покровительница материнства, имела всего одного ребенка. И гораздо сильнее, чем Мут почиталась богиня любви Хатхор. Считается, что Хатхор — собирательный образ позднеазиатских богинь Кедшет, Астарты и Анат — которые покровительствовали плотской любви. И в этом тоже определенные черты женского равноправия — в женщине видят не только ограниченную функцию матери, но любовницы, которая имеет полное право выбирать мужчин и получать удовольствие.

Перейдем от богов к царям. Точнее к царицам. Трон наследовался по женской линии. Мужчина становился царем, женившись на царице. При чем происхождение мужчины было не столько важно — если царица брала его в мужья, он мог стать фараоном. Сын царицы для закрепления своих прав брал в жены сестру — т.к. она была наследницей. Если жена умирала, он женился на следующей сестре. Египет был единственной страной Древнего мира, где появление женщины на троне было так же нормально, как и мужчины. Диодор Сицилийский в своей «Исторической библиотеке» пишет, что у египтян «царица имеет больше власти и получает больше почестей, чем царь». Легендарная Клеопатра была Клеопатрой VII — то есть седьмой царицей с этим именем, а были еще царицы Хатшепсут, Нитокрис, Мернейт, 3 Арсинои, 4 Береники… Правда, до эллинизации Египта — то есть до его завоевания Александром Македонским — цариц было не очень много. Эллинистическим Египет называют из-за прихода греческой культуры. Но при этом в Греции женщины к власти не допускались и жившие в Египте гречанки находились в зависимом от мужчин положении, страшно завидуя египтянкам.

Что касается не богинь и не цариц, а вполне обычных женщин, то и здесь мы видим многие черты матриархата. Женщины являются наследницами наравне с мужчинами. Дочь имеет ту же долю имущества родителей, что и ее братья. Женщины были вправе занимать многие должности, «делать карьеру», управлять делами, стоять во главе цехов. Некоторые из них становились настоящими деловыми женщинами, поручавшими мужчинам второстепенные задачи. Одни исследователи считают, что они даже могли выступать в роли верховных жрецов. Правда, другие утверждают, что все-таки не все двери были открыты перед женским полом.

Тем не менее женщины пользовались огромным уважением. Родители не желали рождения сыновей сильнее, чем дочерей и радовались рождению девочек не меньше. При вступлении в брак мужчина и женщина обретали совместное имущество. Но после смерти матери наследницей становилась дочь. Подавать на развод имели право оба супруга, но если инициатором развода была жена, она отдавала мужу половину имущества. Если инициатором был муж — он все оставлял жене, также он должен был платить алименты бывшей супруге до ее смерти или повторного брака, даже несмотря на отсутствие детей. Дети после развода оставались с матерью.

Также женщина имела право не выходить замуж вообще — общество на нее не давило и ей не требовался мужчин-опекун. Но большинство все же предпочитало брак — т.к. в нем женщина оставляла для себя много личной свободы, становилась самостоятельной и избегала родительского давления. Она могла приходить жить к мужу или муж мог жить у жены. Повторные браки допускались.

Матери почитались больше отцов. Археологи раскопали ряд гробниц, в которых было указано, что это сыновья таких-то женщин — об отцах упоминаний не было.

Нередко браки заключались по любви — вероятно, по причине того, что женщины владели имуществом и могли выбирать мужа, а не выдаваться насильно за обеспеченных мужчин. Поэтому на многих фресках можно видеть мужей, обнимающих своих жен. На надгробных памятниках есть надписи «Единственно любимая». Сохранилось письмо знатного египтянина к жене, где он напоминает ей, как он преданно ухаживал за ней во время болезни и как неуютно чувствовал себя, уехав надолго вместе с господином.

Конечно, женщинам низших сословий приходилось нелегко в любые времена, но мы помним, что и самые знатные женщины других стран и эпох все равно были в подчинении мужей. Только женщины Древнего Египта были в равных правах с мужчинами.

witchykitchen.ru

1. Отношение к женским божествам в древнеегипетском обществе.. Положение женщин в Древнем Египте

Похожие главы из других работ:

Античные города и повседневная жизнь их жителей

б) Отношение к женщине

Положение женщины было различно в разных греческих полисах. Большим уважение пользовались спартанские женщины. В Спарте большое внимание уделялось физической силе и закалке молодых женщин...

Военная политика Древнего Египта

1. 3 Положение армии в древнеегипетском обществе

Изначально, когда армией являлось собранное из номовых отрядов войско, профессиональных солдат не существовало, и в ополчение набирались все боеспособные мужчины...

Григорий Распутин

7.Отношение к Распутину в обществе

В отношении к Распутину общество можно разделить на три группы: одни боготворили его и верили в его «святость» (часть дворянства, крестьяне...

Зависимое население Древней Руси: смерды, закупы, рядовичи

II. Смерды в древнерусском обществе

Существует ряд мнений о смердах, их считают свободными крестьянами, феодально-зависимыми, лицами рабского состояния, крепостными и даже категорией, сходной с мелким рыцарством. Но основная полемика ведется по линии свободные - зависимые...

История и перспективы развития почтового дела в Украине

1.6 Почта в капиталистическом обществе

Дальнейшее развитие общества, прежде всего торговли и ремёсел, а также науки и культуры, способствовало повышению интереса к передаче сообщений и привело к появлению многочисленных и разнообразных служб посыльных и почт городов...

Конституция 1815 года в Царстве Польском

§3. Отношение к Конституции в обществе и претворение ее принципов в жизнь.

Сам факт создания Королевства Польского и его довольно прогрессивная для своего времени конституция встретили положительное отношение со стороны значительной части польской общественности...

Конфуций и его учение

2.2 Учение об обществе

Конфуций жил в период внедрения в китайское общество системы доносов. Умудренный опытом, он понимал, какую опасность несло распространение доносительства, тем более на близких родственников - братьев, родителей. Более того, он понимал...

Николай II в Тобольске

2.3. Отношение горожан

«В прессе распространились слухи о том, что пред домом губернатора происходят «патриотические» демонстрации громадных толп, что к этому дому совершаются паломничества и т.д. Все эти слухи с начала до конца оказались ложными...

Отношение различных сил к перевороту А.В. Колчака в советской и российской историографии

§1. Отношение Великобритании

Вот здесь начинаются серьезные расхождения у двух историков. По мнению Владимира Хандорина, Великобритания, как и другие Западные державы, сопереживала Колчаку в его деле борьбы с большевизмом, но никак не инспирировала его переворот...

П.А. Столыпин - русский реформатор и политик

1.2 Отношение крестьян к П.А. Столыпину

Невольный и глубокий страх внушал губернатор саратовским крестьянам, о чем свидетельствует его дочь М. Бок: “У меня хранится любительский снимок, где видно, как папа въезжает верхом в толпу, за минуту до этого бушевавшую, а теперь всю...

Политические деятели времён Второй Мировой Войны. Обратная сторона медали

1.3 Отношение к религии

Гитлер называл себя христианином и во многих выступлениях высказывался в поддержку религии и христианства в частности. 10 глава первой части "Mein Kampf" посвящена, кроме всего прочего...

Политические и социально-экономические взгляды Ж.Ж. Руссо по работе "Общественный договор"

2.3 Об обществе

Народ подобно человеку переживает разные этапы и у него есть пора зрелости, когда он в силах подчиняться законам. Но если ввести законы преждевременно, то можно все испортить. Поэтому Руссо предлагает общество...

Положение женщин в Древнем Египте

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИН В ДРЕВНЕЕГИПЕТСКОМ ОБЩЕСТВЕ

...

Проблемы и противоречия горбачевской перестройки: экономика, политика, общественная жизнь (историческое исследование, роль личности в истории)

2. Политические преобразования в обществе

2.1 Демократизация политической системы После прихода к власти в 1985 г. М.Горбачёв не планировал проводить реформирование политической системы СССР. XXVII съезд КПСС, состоявшийся в феврале 1986 г....

Русский социализм в трудах П.Л. Лаврова

1.3 Отношение к искусству

В вопросах искусства Лавров первоначально (в 1850-1860-х гг.) стоял на позиции чистого искусства. В 1870-1880-x годах Лавров стал ценить искусство с точки зрения соответствия его содержания идеалам революционной интеллигенции (статья "Два старика", 1872...

hist.bobrodobro.ru

Женщина в Древнем Египте

Женщина в Древнем Египте

Роли женщин в истории Древнего Египта учёные уделяют мало внимания. Даже о таких великих царицах, как Нефертити, Нефертари или женщина-фараон Хатшепсут практически невозможно найти достаточно полную и объёмную информацию. Мы рассмотрим жизнь женщин в Древнем Египте с точки зрения социального, правового положения, причастности к политике, религии, искусству.

Основной функцией женщины, несомненно, было продолжение рода. Каждый египтянин, глава семьи, должен был иметь свой собственный дом, будь то дворец или жалкая лачуга. Понятия «построить дом» и «взять жену» были для египтян синонимами. До нас дошли свидетельства того, что нередко браки заключались по воле родителей или господ, однако лирические стихи, донесённые до нас папирусами из музеев Турина и Лондона показывают, что молодые люди пользовались значительной свободой и могли жениться по любви. Кроме того, в египетских любовных сказках нередко часто описываются ситуации, когда влюблённому юноше приходилось походить испытания, чтобы добиться руки возлюбленной. Интересно, что сюжет сказки о Золушке, написанной Ш. Перро в 17 веке, был известен египтянам. Расшифровка папирусов показала, что эта сказка была очень популярна, её героиню звали Родопис, а вместо хрустального башмачка у неё была золочёная сандалия.

В любовных песнях юноша называет свою невесту «моя сестра», а та его – «мой брат». После свадьбы муж продолжал называть жену «сенет» – «сестра», а не «хемет» – «супруга», правда, на судебных процессах на подобные тонкости не обращали внимания. Эта игра слов вызвала недоразумения у некоторых египтологов, которые утверждали, что у древних египтян браки заключались между родными братьями и сёстрами. Конечно, некоторые фараоны женились на своих сёстрах и даже на дочерях, но «закон дозволяет фараону делать всё, что он хочет».

Моногамия была у египтян основной формой брачных отношений. Однако, в отличие от женщины, неверность которой каралась смертью, мужу разрешалось иметь в своём доме наложниц. Известны случаи полигамии, но они довольно немногочисленны среди простых смертных. Фараоны же обладали огромными гаремами. Например, у Рамзеса 2 было около 160 детей. Нетрудно представить, сколько женщин обитало в его дворце! Впрочем, за редким исключением, жёны прекрасно ладили между собой.

О свадебных обрядах нам практически ничего не известно. Как правило, за невестой давалось приданное. Ритуал «сватовства» был прост: когда фараон из «романа» о Сатни-Хаэмуасе решает поженить своих детей, он просто говорит: «Пусть приведут Ахури в дом Неферкаптаха этой же ночью! И пусть принесут с ней превосходные дары!» Судя по всему, именно пышная процессия, сопровождавшая переход невесты в новый дом и была египетской «свадьбой». После перехода породнившиеся семьи пировали и гуляли в меру своих возможностей.

Вполне вероятно, что брак в Египте регистрировался в так называемых «Домах жизни» – центрах духовной жизни египтян, в которых писцы и жрецы составляли и хранили записи и документы. После свадьбы женщина получала имя своего мужа; если замужнюю женщину вызывали в суд, её называли сначала её собственным именем, а затем следовало имя её мужа. Например: «Мутемуйа, супруга писца Несиамона». Надо сказать, что в Древнем Египте женщины пользовались довольно широкими правами: женщина могла работать, была наделена правом собственности и наследования, могла заниматься сельским хозяйством и торговлей наряду с мужчиной. В «семейный бюджет» египетской семьи муж вносил две трети общего имущества, жена – одну. После кончины одного из супругов второй мог распоряжаться всем имуществом, но продавать или дарить мог только свою долю.

В стране, где палка играла такую значительную роль, муж имел право бить свою жену, а брат – сестру, однако, в разумных пределах: увечья наказывались законом. Виновный должен был поклясться перед судьями, что больше не тронет свою жену, иначе получит 100 палочных ударов сам и будет лишён права на совместно приобретённое имущество.

Огромное значение египтяне придавали тому, чтобы выкормить и вырастить всех родившихся детей. Благодаря плодородию земли и жаркому климату дети практически ничего родителям не стоили: до определённого возраста они бегали нагишом (мальчики носили только ожерелье на шее, девочки – гребень в волосах и поясок). Типичная египетская семья была многодетной. Египтяне интересовались своим будущим и будущим своих детей, поэтому, как только ребёнок рождался, в «Доме жизни» составлялся гороскоп, по первому крику новорожденного определялось, выживет он или умрёт.

Несмотря на «счастливость» или «несчастливость» дня рождения, предсказаний богини Хатхор, родители торопились дать своему ребёнку имя, которое могло бы защитить младенца и помочь ему в жизни. Оно выбиралось в соответствии с особо почитаемыми богами, поэтому некоторые древнеегипетские имена подлежат расшифровке: «Амон впереди», «Мут сладостна», «Птах доволен» и т.д. Ребёнок регистрировался в «Доме жизни».

Обычно ребёнок оставался при матери, которая носила его в особой сумке, висящей на шее спереди, чтобы руки были свободны. Очевидно, царицы и другие знатные дамы не так обременяли себя: детей воспитывали как кормилицы, так и воины, жрецы. Известно, например ,что дочь женщины-фараона Хатшепсут, Нефрура, воспитывалась одним из велимчайших зодчих тех времён – Сененмутом, и между ними существовала нежнейшая привязанность, нашедшая отражение в нескольких статуях.

Первые одежды в жизни ребёнка были большим событием. Наступало время, когда мальчику давали пояс и набедренную повязку, а девочке – платье. Этот день, скорее всего, совпадал с первым днём обучения в школе (для знатных детей). Дети же простых людей приобщались к занятиям своих родителей, чтобы заменить их, когда придёт время. Если египетские мальчишки играли чаще в подвижные игры, состязались в силе и ловкости, до девочки, не пренебрегая, конечно, и подобными занятиями, обожали танцы. Учились танцевать все девочки, без исключения, независимо от того, собирались они становиться профессиональными танцовщицами или нет. Кроме того, девочки любили жонглировать, петь и водить хороводы, обожали карусели. В комнатах гарема почти всегда хранились арфы, лютни, цитры и барабаны. Предположительно, обитательницы гарема развлекались по вечерам тем, что играли на музыкальных инструментах и танцевали.

Древние египтяне отличались чистоплотностью и очень заботились о чистоте своего тела и одежды: мылись несколько раз в день, натирались благовониями и носили одежду из тонких тканей. В одежде предпочтение отдавалось белому цвету – «символу чистых помыслов». Кроме того, белая одежда была очень практична в условиях жаркого климата, защищала тело от перегрева. Наиболее популярным материалом был белый лён.

Древние египтянки активно пользовались косметикой, мазями, предотвращающими появление морщин, молодящими кожу, придающими ей красивый ровный цвет. Египтянам нравились удлинённые глаза, поэтому женщины накладывали на веки специальный грим: зелёный порошок малахита и чёрный галенит или свинцовый блеск. Это спасало глаза от воспалений, вызываемых ярким солнцем, ветром, пылью и насекомыми. На губы наносилось некоторое подобие современной помады: вещество, в состав которого входила медь и натуральные красители.

Женщины, равно как и мужчины, следили за своими причёсками, правда, голову они не брили. Простые женщины предпочитали укладывать волосы самостоятельно, одной из наиболее популярных причёсок был всем знакомый «конский хвост». К помощи парикмахеров прибегали лишь изредка, в особых случаях. Знатные же дамы вверяли свои волосы ловким рукам служанок. Нередко они носили парики. В замысловаты причёски вплетались разнообразные украшения, одно из которых, наиболее распространённое, имело форму конуса и сильно благоухало. К сожалению, нам неизвестно, из чего оно изготовлялось. Волосы требовали постоянных забот: седые волосы просто вырывали, а чтобы не седели брови, существовали специальные мази. Кроме того, египтянки знали составы, которые могли способствовать облысению соперницы и нередко их использовали.

Многочисленные свидетельства говорят о том, что во времена фараонов женщины старались одеваться изящно и в то же время практично, отдавая предпочтение платьям, облегающим фигуру, без излишеств в отделке. В более поздний период стали популярны двойные платья: нижнее из тонкого плотного материала и верхнее – широкое, полупрозрачное. Для придания большей стройности фигуре платье затягивалось одним поясом на талии и другим – выше груди. Иногда надевалось и третье платье поверх первых двух: что-то вроде короткого плаща, украшенного вышивкой.

В отличие от простолюдинов, одежда которых часто была украшена вышивкой, наряды аристократов выдерживались в строгом белом цвете. Пёстрые расцветки в одежде египтян появились намного позже, в результате смешения культуры Древнего Египта с культурами других цивилизаций – Кипра, Крита, Греции, стран Средиземноморья.

Манера одеваться, разумеется, разнилась в зависимости от социального положения. Профессиональные певицы и танцовщицы носили такие же одежды, что и знатные дамы, а зачастую выступали обнажёнными, и весь их наряд состоял из нескольких украшений – пояска, ожерелья, браслетов и серёжек. Служанки и рабыни носили короткие платья, не сковывавшие движений, совсем юные служанки ходили и вовсе обнажёнными.

Очень широко как среди женщин, так и среди мужчин, были распространены украшения: кольца, браслеты, ожерелья, цепочки, подвески. Только серьги оставались привилегией женщин.

Феномен «невидимости» и практической неизученности египетских цариц объясняется не отсутствием интереса к самому предмету и не «самодовольством» египтологов-мужчин, но и самой спецификой этого института в Древнем Египте, которая делает эту задачу почти невыполнимой, особенно в европейском понимании этой проблемы – как самостоятельной или хотябы индивидуализированной истории супруг монархов. Проблема возникает уже на терминологическом уровне: в древнеегипетском языке титул «Царица» («жена царёва», «сестра царёва» и т.д.) обозначал как «главную» жену фараона, так и женщин, приближённых к фараону (их число иногда доходило до 300). Царица – неотъемлемая часть царя, дополняющая его.

Характерная черта древнеегипетской общественной организации заключалась в том, что, несмотря на достаточно большое количество прав, роль царицы была специфической. Для этой роли всегда характерны несколько особенностей, которые можно обозначить, как её мифологизированность, комплементарность и коллективность. Образы, в которых появляются царицы на фресках, посмертных надписях, отражают, как правило, не столько индивидуальные свойства или индивидуальную норму поведения, сколько их особые функции в пределах того, что можно обозначить как концепцию божественной власти. Эти функции были многоуровневыми, связанными с идентификацией царицы и её мифологического «прототипа» (обычно им являлась богиня Хатхор), с её особо понимаемой ролью продолжательницы рода, с тем, что она являла собой воплощение женского начала в дуалистической модели божественной власти, в двойном понимании царства вообще.

Царица в глазах древних египтян всегда выступала как дополнение к преобладающему мужскому элементу, а её социальные проявления реализовывались, как правило, через эту доминанту – саму личность царя, причастность к его культу, соответствие его титулатуре, иконографическому облику и т.д.

Многочисленные титулы главной жены фараона служили скорее для того, чтобы выделить её из числа прочих цариц. Политикой – внешней и внутренней – царицы обычно не занимались. Истории известно лишь несколько великих египтянок, сумевших возвыситься над обычным положением «второй половины». По исключительности своего положения при фараоне, зримости своего присутствия, степени причастности к важнейшим событиям его жизни и, возможно, по силе своего личного влияния на фараона выделяются царицы 18-ой династии, жёны Аменхотепа 3, Эхнатона, Рамсеса 2 и др. Царица Нефертари Меритенмут, «главная царица» Рамсеса 2, не зря именовалась Великой царицей. Эта женщина выделялась во всех отношениях; известно даже её письмо к хеттской царице с благопожеланиями и выражением надежды на будущее согласие между царями Египта и Хатти, которое было написано после заключения мирного договора между двумя государствами. Следовательно, внешняя политика не была безразлична Великой Царице и она пыталась сыграть в ней хоть какую-то роль, хотя насколько Нефертари преуспела в этом, нам неизвестно. О степени вовлечённости Нефертари в политическое управление или другие государственные дела можно предположить по дошедшим до нас источникам – скорее всего, оно было незначительным. Но было!

Нефертари была исключением не только в политике и социальной жизни, но и в искусстве. Её статуи, достаточно многочисленные, присутствуют практически во всех храмах и гробницах, построенных для Рамсеса 2 и для него. Её изображения находятся на триумфальном барельефе, на различных фресках, и при этом её изваяния одного размера со скульптурами Рамсеса. Египетские художники изображали мужчин и женщин разными красками: тела человекообразных богов и мужчин были красными, женщины изображались желтым цветом. Некоторые художники, правда, для придания большей реальности своим фрескам пытались смешивать краски. Но в настенных росписях гробницы Нефертари царица имеет тот же оттенок кожи, что и фараон. Исследователи полагают, что это вызвано стремлением показать сильную личность, выделить Великую царицу.

Сохранившиеся на стенах храмов и гробниц фараонов изображения свидетельствуют об очевидной стройности и изяществе женщин в те времена. Секрет этого, скорее всего, кроется в том, что представительницы средних и низших слоёв древнеегипетского общества активно работали наряду с мужчинами, а их обычный рацион питания не содержал жиров в большом количестве.

Египетская литература не слишком жаловала женщин. Рассказчики и моралисты называли их сонмом всех пороков, мешком всевозможных хитростей и описывали как легкомысленных, капризных, неспособных хранить тайны, лживых, мстительных и, разумеется, неверных. Так, согласно древним сказкам, женщина стоила немногого, зато мужчина верен, заботлив, предан и рассудителен. Однако в тех же сказках фараон предстаёт как человек ограниченный, взбалмошный, вынужденный по каждому поводу обращаться к своим писцам и чародеям. Таковы были законы жанра. В действительности многие властители Египта отличались доблестью и умением управлять страной в мирное время, а многие египтянки были безупречными супругами и нежными матерями.

Древние египтянки имели возможности, которых женщины многих государств того времени были лишены: могли работать наравне с мужчинами. Обладать имуществом, наследовать, торговать, отстаивать свои права в суде. Однако, факты свидетельствуют, что равноправия между мужчинами и женщинами в Древнем Египте не существовало. Чтобы встать во главе государства, женщине-фараону Хатшепсут пришлось создать культ не просто царя, а царицы, главные же царские жёны не могли вмешиваться в политику государства, несмотря на своё влияние на фараона. Несмотря на то, что женщины не могли быть учёными, художниками, писцами, социальный статус женщины в Древнем Египте был сравнительно высок.

Чего я перед этим начиталась:

1. Женщина в античном мире: сборник статей. – М.: Наука, 1995 2. Дорогами тысячелетий: сборник ист. Очерков и статей. – М.: Мол. Гвардия, 1987, кн.1, 2. 3. ! Монтэ. П. Египет Рамсесов. Повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов. Пер. с французского Ф.Л.Мендельсона.- М.: М.: Наука, Гл. редакция восточной литературы, 1989 4. Женщина-фараон на троне Древнего Египта. «Аномалия», № 17 (125), 1996г.

Даньшина Виктория

Используются технологии uCoz

snezzka.narod.ru

ГЛАВА II. ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИН В ОБЩЕСТВЕ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА В ПЕРИОД НОВОГО ЦАРСТВА. Положение женщин в Древнем Египте

Похожие главы из других работ:

Военная политика Древнего Египта

ГЛАВА 2 ЗАВОЕВАТЕЛЬНЫЕ ВОЙНЫ ПРАВИТЕЛЕЙ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

...

Военная политика Древнего Египта

2. 1 Период Древнего царства

Первым выдающимся лицом Древнего царства был Джосер - основатель III династии. Основная деятельность его была направлена на разработку медных рудников на Синайском полуострове и расширение границ юга. По примеру Джосера...

Военная политика Древнего Египта

2. 3 Завоевания эпохи Нового царства

Яхмос I (Амасис), первый фараон Нового царства, изгоняет гиксосов. Военный флот египтян подступил к Аварису, и после сражения на воде и на суше столица гиксосов пала. Войска Яхмоса I, прогоняют гиксосов и вторгаются в Южную Палестину...

Египет в эпоху Среднего Царства

1. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ЕГИПТА В ЭПОХУ СРЕДНЕГО ЦАРСТВА

Распад Египта на отдельные номы угрожал гибелью Египетскому государству. Ослабление центральной власти привело к прекращению завоевательной политики и внешней торговли, столь необходимых для развития рабовладельческого хозяйства...

Египет глазами Геродота

Глава 1. История и география Древнего Египта

Геродот очень много внимания уделяет в своей работе географии Древнего Египта, отдавая ей особое значение. «Ведь малоземельные народы измеряют свою землю оргиями, те же, что богаче землёй, -- стадиями, ещё более богатые -- парасангами...

Египет при XIX династии

Глава 1. Основатели XIX династии в Египте. Расцвет экономики в период Нового царства

...

Загадки египетской цивилизации

Культура и Религия Древнего Египта

Если можно очертить временные границы существования древнеегипетской культуры, то неизмеримо труднее определить рамки древнеегипетской культуры. Специфические черты ее формировались и до образования египетского государства...

История древнего мира (Египет)

Глава 2.2. Самые известные фараоны Древнего Египта

Единство Египта воплощалось во власти фараонов - неограниченных хозяев всей страны. Все значительные мероприятия в стране и за ее пределами производились от имени фараона - большие ирригационные и строительные работы...

Положение женщин в Древнем Египте

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИН В ДРЕВНЕЕГИПЕТСКОМ ОБЩЕСТВЕ

...

Положение женщин в Древнем Египте

1.1 Анализ научной литературы изучения проблемы положения женщин в древне египетском обществе

Обращаясь к учебникам истории, мы очень мало можем узнать о женщинах. Даже если известны их имена, то это имена жен и дочерей (по отношению к мужьям и деятельности мужей), а не самостоятельных личностей. Причин две...

Развитие научных знаний древних египтян

2.1 Влияние науки на развитие цивилизации Древнего Египта

древнеегипетский наука знание Египет - государство, находящееся на плодородном участке почвы в долине и дельте реки Нил. Благодаря сезонным разливам Нила, здесь сложилась хорошо развитая ирригационная система...

Расцвет и упадок Нового царства. Реформа Эхнатона

1.1 Внешняя политика Египта периода Нового царства

Борьбу с гиксосами возглавили правители прежней столицы Египта - города Фивы, где находился центр общеегипетского культа бога Амона. Здесь, на удаленном юге, власть гиксосских царей была настолько слабой...

Религиозно-политические реформы фараона Эхнатона

1.2 Периодизация истории Древнего Египта

Принятая в современной науке периодизация египетской истории имеет корни в глубокой древности. Ее основа была предложена в двухтомной «Истории Египта», написанной на греческом языке египетским жрецом Манефоном...

Типы и виды календарей

Календарь Древнего Египта

Жизнь древнеегипетского общества была тесно связана с Нилом. Большое значение для египтян имело то, что подъем воды в нижнем течении реки всегда совпадал с летним солнцестоянием...

Характеристика развития сельского хозяйства, ремесла и торговли в Египте в II тыс. до н.э.

Глава III. Ремесло и его техника в эпоху Среднего царства и эпоху Нового царства

...

hist.bobrodobro.ru