Выдающиеся деятели древней греции. Ботвинник М. Н., Стратановский Г. А. Знаменитые греки. Жизнеописания выдающихся деятелей древней Греции, составленные по Плутар..
33. Культура Древней Греции. Периодизация. Развитие философии, искусства, литературы. Выдающиеся личности. Выдающиеся деятели древней греции
Ботвинник М. Н., Стратановский Г. А. Знаменитые греки. Жизнеописания выдающихся деятелей древней Греции, составленные по Плутар..
Название:
Размер:
3.52 Мб
Формат:
DJVU
Скачать
Краткий отрывок из начала книги (машинное распознавание)
НДМ1НИТШ ЖИЗНЕОПИСАНИЯ ВЫДАЮЩИХСЯ ДЕЯТЕЛЕЙ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ, СОСТАВЛЕННЫЕ ПО ПЛУТАРХУ ИЗДАТЕЛЬСТВО «ПРОСВЕЩЕНИЕ» Москва 1968 Авторы переложения М. Н. БОТВИННИК Г. А. СТРАТАНОВСКИИ Издание второе Scan AAW ВВЕДЕНИЕ Греческий ученый и общественный деятель Плутарх из Хе- ронеи (около 46—120 гг. н. э.) жил девятнадцать веков назад. Он происходил из знатной и богатой семьи, получил прекрасное образование в Афинах и Александрии — культурных центрах тогдашнего греческого мира. Еще в юности Плутарх изучил всю историческую литературу греков и стал одним из самых образованных людей своего времени. В эпоху Плутарха Греция давно утратила независимость и превратилась в одну из провинций Римской империи. Римские завоеватели жестоко угнетали подчиненные народы. Однако с греками они обращались несколько мягче, понимая, что высокие достижения замечательной эллинской культуры могут принести Риму большую пользу. 5 «Греция, взятая в плен, победителей диких пленила»,— писал один из поэтов того времени. Вывезенные из Греции мастера долгое время работали в Риме, развивая там строительное дело, скульптуру, живопись. Римская наука и искусство также находились под сильным влиянием греков. Исключительная образованность Плутарха сделала его желанным гостем в Риме. Он был принят и даже играл некоторую роль при дворе императора Траяна (98—117 гг. н. э.). Соотечественники осыпали Плутарха почестями, справедливо полагая, что уважение, которое ему оказывал император, отразится и на отношении римлян к его землякам. Когда писатель умер (120 г.), ему был сооружен на общественный счет памятник, надгробная надпись которого сохранилась. Безмятежное благополучие, неизменно сопутствовавшее жизни Плутарха, позволило ему написать такое количество произведений, каким могли похвалиться лишь немногие из античных писателей. До нас дошло 154 работы Плутарха, и более 70 произведений утрачено за те столетия, которые отделяют время писателя от начала книгопечатания. Среди книг Плутарха большое место занимают сочинения, посвященные политическим, религиозным, педагогическим и близким к ним научным вопросам, но главной темой, над которой всю жизнь работал писатель, была история. Пристрастие Плутарха к истории не было случайным. В дни, когда римские завоеватели открыто выказывали свое презрение к утратившим независимость грекам, Плутарх стремился найти в прошлом доказательства величия своего народа. Наибольшим успехом пользовались сочинения Плутарха, которые он назвал биографиями, жизнеописаниями. Биографическая форма не была изобретением Плутарха, Задолго до него александрийские ученые составляли жиз- 6 неописания великих писателей и мудрецов, но Плутарх был одним из первых, кто ввел биографический жанр в историю. Он стал писать биографии политических деятелей, переплетая рассказ об их жизни с описанием исторических событий, участниками которых они были. Начатое Плутархом биографическое направление исторической литературы продолжало жить и в новое время. Историки многих народов стремились рассказать о прошлом родной страны в биографиях ее политических деятелей и даже называли свои сочинения «Новый Плутарх» 1. Книги Плутарха называются «Сравнительные жизнеописания», так как почти каждый очерк, посвященный великому деятелю Греции, соединен с биографией знаменитого римлянина, жизнь или характер которого имеет какие-либо, хотя бы внешние, черты сходства с жизнью или характером грека. Такое необычное объединение биографий людей, живших в различных исторических условиях, отделенных друг от друга многими столетиями, носит искусственный характер и объясняется прежде всего желанием угодить римским читателям. Римляне усмотрели бы в книге Плутарха дерзкий вызов, если бы писатель стал воспевать подвиги одних только греческих героев. Плутарх никогда не забывал, что «над головой Греции занесен римский сапог», и старался не сердить завоевателей, чтобы их гнев не пал на него и его сограждан. Римляне интересовались прежде всего историей своего государства и только в дополнение к ней милостиво соглашались познакомиться с прошлым других народов. 1 Советская наука считает истинными творцами истории народные массы, но биографии политических деятелей, если они связаны с историей народа, продолжают оставаться важным направлением исторической литературы. Об этом свидетельствует широкий интерес к издаваемой у нас серии «Жизнь замечательных людей», 7 Двадцать три пары биографий знаменитых греков и римлян сделали Плутарха одним из самых известных писателей и историков древнего мира. Каждая биография Плутарха — законченное художественное произведение, в котором жизнь человека прослежена от рождения и до самой смерти, все факты тщательно отобраны и подчинены единой идее. Замечательный талант Плутарха подсказал ему единственно верный для произведений такого рода принцип отбора материала. «Мы пишем не историю, а жизнеописания,— говорится в биографии Александра Македонского.— Часто какой- нибудь ничтожный поступок, словцо или шутка лучше обнаруживают характер человека, чем битвы, в которых гибнут десятки тысяч, руководство огромными армиями и осады городов. Подобно тому как художники, мало обращая внимания на прочие части тела, добиваются сходства благодаря точному изображению лица и выражению глаз, в которых проявляется характер человека, так и мне,— продолжает Плутарх,— пусть будет позволено составлять жизнеописания, проникая в то, что составляет духовный мир человека, предоставив другим воспевать великие дела и битвы». Увлекаясь описанием человеческих судеб, показывая людей, достойных подражания, Плутарх часто отбрасывает ценные исторические свидетельства, если они характеризуют его героев с отрицательной стороны или идут вразрез с придуманным им драматическим сюжетом. Рисуя яркий художественный образ человека при помощи мелких штрихов, Плутарх создает произведение, напоминающее скорее психологический роман, чем историческое исследование. В этом одновременно сила и слабость его биографий. Материал, отобранный Плутархом, далеко не всегда достоверен. В одной из своих работ Плутарх пишет: «Справедливость требует, чтобы историк говорил о своих героях то, что считает истиной. Если же нельзя 8 установить истину, нужно, чтобы историк рассказывал о своих героях хорошее, а не плохое». Руководствуясь этим правилом, Плутарх часто умалчивает о фактах, которые, с его точки зрения, противоречат характеристике описываемого человека. Добросовестный историк, он никогда не выдумывает и не извращает фактов. Но иногда, когда для писателя важно было подчеркнуть значение какой-либо черты характера, ведущей человека к гибели, Плутарх охотно пользуется сомнительными свидетельствами, отыскивая их у малоизвестных, не внушающих доверия историков. Такой подход к источникам часто заставляет нас с недоверием относиться к Плутарху-историку. И вместе с тем мы не можем не любить Плутарха, замечательного художника слова, посвятившего всю свою долгую жизнь изучению прошлого родного народа. С таким искренним чувством ведет он свой рассказ, что современного читателя, как некогда самого Плутарха, волнуют горе и радости знаменитых людей древней Греции и древнего Рима. Велико также воспитательное значение биографий Плутарха. Сам писатель видел основную цель своей работы в том, чтобы его книги вызывали стремление подражать замечательным людям, судьбы которых он описывал. «Бесполезны,— пишет Плутарх в биографии Перикла,— такие произведения, которые не возбуждают стремления к подражанию: доблестными делами люди не только восхищаются, но и желают подражать тем, кто их совершает». Плутарху удалось достигнуть своей цели: читателю хочется подражать полюбившимся ему героям. Недаром выдающиеся люди многих поколений, воспитывавшиеся на биографиях Плутарха, вспоминают о глубоком влиянии, которое оказали на них его книги. Суворов и Наполеон, деятели французской буржуазной революции и декабристы увлекались героями Плутарха и стремились им подражать. Один из первых социалистов-утопистов, Бабеф, взял себе даже имя республиканского героя древности Гракха, 9 которому посвящена одна из биографий Плутарха. Известные трагедии Шекспира «Юлий Цезарь», «Антоний и Клеопатра» представляют собой драматургическую переработку написанных Плутархом биографий. Можно привести еще немало имен ученых, писателей, полководцев, воспитанных на биографиях Плутарха. Его книги с увлечением читали люди многих поколений. И в наше время биографии Плутарха вызывают интерес у многих, особенно у молодежи. Однако подлинный текст Плутарха представляет для современного читателя почти непреодолимые трудности. Обилие мало кому известных имен, непонятных исторических терминов заслоняет художественные достоинства биографий. Переводчику необходимо объяснять чуть ли не каждое второе слово. Отвлекаемый непрерывными примечаниями, читатель постепенно теряет интерес к фабуле рассказа. Историки-популяризаторы уже более ста лет назад стали составлять пересказы биографий Плутарха, чтобы сделать замечательного писателя древности доступным для детей и юношества. Эти пересказы имели большой успех и неоднократно переиздавались. К сожалению, авторов этих переработок нередко интересовало в творчестве Плутарха как раз то, что нам сейчас представляется наименее ценным. История народов объяснялась характерами великих людей, стоявших во главе государств, много места уделялось всякого рода предзнаменованиям. Все это сделало невозможным использование старых переработок Плутарха и поставило задачу создания нового пересказа биографий. В книге «Знаменитые греки» авторы попытались заново пересказать Плутарха. Были удалены затемняющие смысл событий подробности, отступления от основной линии повествования, многочисленные имена второстепенных действующих лиц. Чтобы избежать искажения исторической перспективы, в необходимых местах были добавлены некоторые факты, взятые у других древних авторов. В тех местах, где отход от текста Плутарха мог лишить биогра- 10 фию ее композиционного единства и художественной целостности, авторы сохраняли даже малодостоверные места. В этих случаях свидетельства других, более достоверных, источников и объяснения современных ученых приведены в примечаниях. Однако и в настоящем виде биографии знаменитых греков не могут дать всестороннего представления о ходе и причинах исторических событий. Эту цель не преследовали ни сам Плутарх, ни авторы переложения. Книга «Знаменитые греки» посвящена судьбам людей, чьи имена связаны с наиболее важными, поворотными моментами древней истории. Для характеристики древней Спарты много материала дают биографии Ликурга, Агиса и Клеомена. Каждый историк знает, какое значение имеет биография Солона для изучения причин возникновения Афинского государства. Ведь именно на материале этого источника построена посвященн
www.freedocs.xyz
Выдающиеся люди древней греции триумфы и падения - Документ
АНАТОЛИЙ ИЛЬЯХОВ
ВЫДАЮЩИЕСЯ ЛЮДИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
ТРИУМФЫ И ПАДЕНИЯ
Эта книга об античном правосудии, когда судьбы людей решались народным голосованием, независимо от их признания, заслуг, должностей, богатства или знатности. Имена пострадавшей стороны хорошо известны – Пифагор, Эзоп, Эсхил, Мильтиад, Перикл, Ксенофонт, Сократ... Мудрецы, цари, полководцы, писатели… Разные родословные, разные темпераменты и разное проявление любви к Отечеству. Но в книге их объединяет одно – вначале общенародная признательность, любовь и слава, безграничное народное доверие, у некоторых - стремительный взлет к вершинам власти. Потом стремительное низвержение со всех пьедесталов, несправедливое осуждение и полное «всенародное» презрение, даже забвение... Затем сожаление о свершившемся злодеянии.
СОДЕРЖАНИЕ:
От Автора.
Глава 1. НА СУД БОГОВ. Фемида без повязки. Юстиция, Дике и Астрея.
Глава 2. У ИСТОКОВ ПРАВОСУДИЯ. Ликург: «В Спарте всё спокойно». Залевк: «Возьмите глаз мой!». Драконт: «Жестокость против зла». Солон: «Нельзя убивать время».
Глава 3. ГОСУДАРСТВО – ЭТО Я? В оковах свободы. У государства в рабстве. Суд, Честь и Совесть народа: Ареопаг; Экклесия; Гелиэя. Суд и Право. День суда.
Глава 4. СУДЬИ И СУДЬБЫ. Пифагор: «А земля-то круглая!».
Дионисий и пифагорейцы.
Амасис: «Всё приятное – во сне».
Эзоп: «Неправедный суд в Дельфах».
Мильтиад: «Тюрьма для героя».
Кимон: «Сын за отца – в ответе»
Фемистокл: «Наказанный гений».
Эсхил: «Побить камнями».
Софокл: «Что может защитить поэта».
Фукидид: «Моя история послужит искуплением».
Левтихид: «На чем сидишь, царь?».
Павсаний: «Кирпич от матери».
Перикл: «Не подвергай жену наказанию».
Перикл-сын: «А Сократ – против!»
Ксенофонт: «Судить героя и простить».
Демокрит: «Мудрость не подсудна».
Сократ: «Я уличаю вас в злодействе!».
Алкивиад: «Народ ошибок не прощает».
Эпаминонд: «Мои победы – мне в оправдание!».
Фокион: «Я признаю себя виновным».
Герострат: «В смертной казни отказать».
Агис: «Я лучше моих убийц».
Фрина: «Не судите красоту».
От Автора:
…Законодателю Локриды Залевку сообщили, что его единственного сына уличили в любовной связи с замужней женщиной. Боги послали Залевку это испытание, ибо он сам настоял перед локрийцами на введении жестокого наказания, по которому за подобное преступление полагалось лишение глаза; сын его был увечным – имел всего один глаз…
Чтобы не отступиться от закона, Залевк предложил судьям свой глаз в погашение вины сына. Суд учёл обстоятельства и согласился...
Эту не вымышленную историю сообщил Геродот* (ГЕРОДОТ (490-430 до н.э.) - греч. историк из Галикарнаса (М.Азия). Путешествуя, писал «путевые заметки», из которых позже получилась великолепная «История». Сочинение проникнуто убеждением, что «история делается людьми, но боги при этом или помогают, или мешают». Благодарные соотечественники назвали Геродота «отцом истории»), и она по праву занимает место в нашей книге. Студент юридического факультета и аспирант, адвокат, судья и работник прокуратуры, и, безусловно, любитель античной истории, обнаружат здесь для себя достаточно познавательного материала, чтобы дополнить свои знания о легендарной истории Древней Греции.
Глава 1. НА СУДБОГОВ
(вместо предисловия)
ФЕМИДА БЕЗ ПОВЯЗКИ.
Мы настолько приучены к современному изображению богини Фемиды с повязкой на глазах, что даже не подвергаем сомнениям этот, безусловно, спорный факт. Но так заведено с древнейших времен!
На самом деле, скульптурные изображения Фемиды в исполнении античных ваятелей обходятся без повязки на глазах - ни грозного меча, ни весов в руках! А вот популярная у римлян богиня Эквитас, своим озабоченным видом, имела подобные принадлежности. В левой руке держала рог изобилия, а в правой «весы правосудия», олицетворяя правоту и законность в судебном производстве. По этой причине в римском Праве закрепился термин aeguitas, обозначавший «чувство справедливости, направленное на смягчение суровости строго формального наказания». А лицом и атрибутами Эквитас все же напоминает суровую и величественную Афину, «вечнодевственную» богиню мудрости и разума - когда пребывает в гневе.
За какие же заслуги люди возвели Фемиду на пьедестал олимпийского правосудия? Чем заслужила доверие у богов и людей? Ответ попытаемся найти в греческой мифологии.
Фемида - она же, Темида, или Темис, - принадлежит семье бессмертных титанов и титанид, детей «первобогов» Урана и Геи. В то время, когда Зевс осмелился бороться за верховенство на Олимпе с родным отцом Кроносом, титаны приняли сторону Кроноса, за что пострадали после поражения: Зевс низвергнул их в бездонный Тартар. Фемида вместе с сестрами не принимала участия в битве богов, избежав печальной участи братьев.
Богиня совсем молоденькой вышла замуж за титана Иапета, родила сыновей, славных героев греческих мифов: Прометея, Менетия, Эпименетия и Атланта. Иапет в титаномахии сражался против Зевса, за что пропал в подземельях Тартара. Его супруга в безутешном горе осталась с детьми одна.
У Фемиды обнаружился чудесный дар предвидения, что, правда, неудивительно для богов Олимпа. Она предупредила сына Атланта, что однажды Геркулес, сын Зевса, похитит волшебные золотые яблоки в саду дочерей бога, Гесперид. Как свидетельствуют греческие мифы, только этим можно объяснить враждебный прием, оказанный позже Атлантом Геркулесу.
Любящая мать открыла Прометею тайну, которую не знал даже сам Зевс. Оказывается, Зевс добивался любви морской нимфы Фетиды, но тогда на свет должен появиться его сын, который окажется могущественнее отца. Прометей хранил тайну, пока бог не наказал его за своеволие – он подарил людям бессмертный огонь, - приковав к высокой скале на Кавказе. Сюда каждый день прилетал огромный орел и клевал его печень, принося ужасные страдания. Прометей сильно страдал, пока не открыл громовержцу предсказание своей матери. Зевс решил не испытывать свою божественную судьбу, - свадьба с Фетидой у него расстроилась.
Зевс после этого случая долго не мог сделать свой новый выбор, и тогда Фемида, уже опытная в любовных утехах, решила женить его на себе, сделавшись властительницей Олимпа. Волшебные притирания и молодящие эликсиры сделали её и без того безукоризненную внешность настолько привлекательной, что Зевс загорелся любовным желанием. К тому же Фемида уговорила проказника Эрота пустить серебряную стрелу в сердце бога, и как только любовная стрела достигла цели, Зевс попал в устроенные тенета: принял приглашение побывать у неё в гостях. А там уже, в мягкой постели, усыпанной благоуханными цветами, познал божественное наслаждение...
Целый год провёл Зевс у Фемиды, забыв о времени и важных делах, а когда вернулся во дворец, объявил всем о намерении жениться на ней.
***
Фемида знала, что рождение детей укрепляет семейные узы. Поэтому хорошо постаралась. Правда, от Зевса у неё были пока только дочери. Это были горы (оры) – прекрасные, благожелательные к людям богини «Времени Года», приносящие цветы и плоды: Фалло - богиня цветения, Ауксо - богиня прорастания, Карпо - богиня плодов. Следом родились Эвномия – «Законный порядок», Дике – «Справедливость», Эйрена – «Мир»; другие дети - Феруса, Евпория, Ортозия, Анатола, Музыка, Гимнастика, Нимфа, Месембрия, Спонда, Дисида и ещё Авга. Все умели влиять на земную погоду, посылать весенние грозы и дожди, обеспечивающие плодородие на полях и в садах. Оттого в древнегреческом искусстве всех гор, детей Фемиды от Зевса, изображали изящными, молодыми девами цветущей наружности, как бы олицетворением юной, нежной красоты.
Вместе с матерью дочери Зевса сообщали жизни богов и людей размеренность и порядок. Рядом с могущественным супругом Фемида чувствовала себя уверенно, не боялась подавать и ему советы. Например, подсказала Зевсу хороший повод развязать войну Трои с греками-ахейцами, когда он это задумал ради того, чтобы возвеличить род полубогов и одновременно истребить «лишние» племена людей, неугодных богам. Это по её подсказке на свадьбе у Фетиды и Пелея появилась богиня раздора Эрида со своим яблоком «Прекраснейшей!». Зато ни Зевс, ни Фемида не взялись в тот день присуждать приз кому-либо из богинь, соперниц по красоте! И по её же совету Зевс поручил Гермесу отыскать юного пастуха Париса, оказавшегося младшим сыном троянского царя Приама, чтобы он взял на себя эту неприятную обязанность третейского судьи.
Но, увы, супружеское счастье Фемиды длилось не так уж долго. У возмужавшего Зевса менялись вкусы и представления о женской красоте, чувственных переживаниях и супружеских обязанностях. А у Фемиды уже не хватало сил и настойчивости удерживать супруга в тесных семейных оковах. Но она поступила мудро: первая подала мысль о разводе, говоря, что так будет им обоим лучше! Супруги расстались без взаимообидных ссор и громких скандалов, тем более, дележа общего имущества и детей. После расставания с Фемидой Зевс стал поглядывать на Геру, свою родную сестру, строя планы на новую женитьбу.
Зевс оценил мудрость и верность Фемиды, поэтому после развода она осталась при нём советницей вместе с совместной дочерью Дике. По велению громовержца Фемида созывала собрания богов и, бывало, председательствовала на пирах. А когда Гера стала новой супругой Зевса и царицей Олимпа, Фемида наглядно проявляла уважительное отношение к ней, на пирах сама подавала ей чашу с нектаром, «напитком бессмертия». Зевс назначил бывшую супругу верной своей помощницей, хранительницей законов, и теперь она – «защитница правды, права и порядка», день и ночь, следившая за всем, что происходило на Олимпе. Зевс поручил Фемиде присматривать за организацией и соблюдением законности и порядка в собраниях у людей на земле. Если народные заседатели и правители решали спорные дела не по справедливости, попирая законы, на свой манер или за взятку, справедливая богиня Дике сообщала отцу, а бог уже карал виновных с присущей ему суровостью и непоколебимостью.
Ещё одной важной заботой Фемиды были путешественники, странствующие в дороге, кто искал гостеприимство. Она помогала найти безопасный кров на ночь. Ещё оберегала людей угнетенных, претерпевших несправедливое порабощение, отчего её часто называли «Благоразумная» или даже «Благосветная».
Вот и выходило, что повязка на глазах Фемиде вовсе не была нужна! Она не могла себе позволить, хоть на миг, забыться и отвлечься от дел земных, суетных!
А человечество благодарно Фемиде за то, что она посоветовала Пирре и Девкалиону, сыну Прометея, построить себе ковчег, спастись от безжалостных вод Потопа, а затем возродить людской род, бросая через плечо камни. Она знала, что камни – это кости Матери-Земли. «Закутав головы и распустив пояса, Девкалион с женой Пиррой собирали камни и бросали их через голову: из камней, брошенных Девкалионом, появлялись мужчины, а из камней, брошенных Пиррой – женщины»*(Превращение камней в людей, вероятно, является ещё одним заимствованием, принесенным эллинами с Востока. Иоанн Креститель упоминает легенду, согласно которой «Господь может сотворить детей Авраамовых из камней пустынных (Матфей, 3,3-9; Лука, 3, 8).Когда Зевс узнал о самоуправстве Фемиды, он вознегодовал, но было уже поздно, что-либо сделать обратное! Фемида сказала Зевсу:
- Мой Зевс! Если ты уничтожишь всех людей, кто будет приносить жертвы и петь гимны восхваления в твою честь? – и Зевс согласился с ней.
ЮСТИЦИЯ, ДИКЕ И АСТРЕЯ.
Теперь, когда внесена ясность в отношениях Фемиды, Зевса и простых смертных, проявим интерес к другой богине - Юстиции (с лат. Justitia – Справедливость), божеству из римской мифологии. Термин «Юстиция» (лат. Justia) как определитель справедливости и законности впервые появился в Риме в ту пору, когда его жители осторожно, по наитию, возводили величественное здание собственного Гражданского Права (с лат. «ius civile»). При этом культура порабощенной Эллады, в не меньшей мере, риторика, философия и, безусловно, правовые основы греческого законодательства, послужили тем самым составом, которые надежно упрочили его кладку. С тех пор римляне называли «юстицией» целое устройство судебных учреждений и ведомств и собственно Правосудие, ставшее предтечей законодательств многих поздних европейских государств. Сами же эллины, разобщенные по суверенным городам-полисам, увы, так и не решились на создание общегосударственных институтов юстиции, наивно понадеявшись на уникальность народной демократии.
Но римская богиня Юстиция, как олицетворение справедливости, отождествлялась не с греческой Фемидой, а с Дике, её дочерью от Зевса. Именно она в Древней Греции покровительствовала Праву, судьям и судебным заседаниям. Большой знаток повседневной жизни богов Гесиод* (ГЕСИОД (VIII – VII вв. до р.х.) – греческий поэт. Родился в Киме (М.Азия), в детстве переселился с семьей в Беотию (Средняя Греция). Увлекся искусством рапсодов – сказителей, декламаторов текста нараспев, одерживал победы в состязаниях рапсодов на о.Эвбея. Согласно преданию, он составил конкуренцию живому Гомеру. После смерти отца, он с братом Персом унаследовал большое имущество, но друзья посоветовали ему судиться с братом, в результате Гесиод потерял свою долю. Это событие не прошло мимо Гесиода: он изобразил свои отношения с братом в большом поэтическом произведении «Труды и дни», и оно к тому же оказалось интересным описанием нелегкого земледельческого труда, имевшим множество назиданий и нравоучений. Хорошо известны его «Теогония» - о происхождении богов, и «Щит Геракла». Легенда гласит, что «в 80 лет он соблазнил деву Климену, чей брат убил его, бросив тело в море. Климена родила сына – будущего лирического поэта Стесихора), утверждал, что Дике носила ещё одно имя – Астрея, означавшее «Звезда-Дева»; она жила среди людей, в отличие от других богов, которые только посещали землю. Богиня направляла помыслы людей на добрые дела, к ней обращались за советами и разрешениями споров, и она их мудро разрешала. С особенным пристрастием Дике следила за нравственностью и добропорядочностью людей, проявляла нетерпимость ко лжи, обману и коварству. Это было время бога Кроноса, когда на земле процветал «Золотой Век».
После появления на Олимпе Зевса с молодыми богами греков, «Золотой Век» канул в безвозвратное прошлое; исчезли людская беззаботность и беспечность, покой и мир сменились жестокостями «Железного Века». Каждый человек теперь мог безнаказанно убить себе подобных ради добычи, рабов и плодородных земель. И делал это ещё ради того, чтобы самому не быть убитым более сильным и дерзким человеком! Многим из людей жизнь становилась в тягость, они забывали своих богов, не совершали жертвоприношений, сомневаясь, а нужно ли все это им, людям…
Богиня Дике пыталась увещевать их, призывала жить в мире и согласии, усмиряла дурные страсти, призывая к возрождению любви к богам. Но люди не понимали Дике, и она, оскорбленная, вознеслась на Небо, откуда «воссияла созвездием в зодиаке Девы»... И только тогда люди поняли, чего они лишись! Они молили богиню вернуться, но Дике-Астрея осталась на Небе - далекая, строгая, неподкупная…
С тех пор Дике представлялась эллинам в образе «вечно действующей силы, которая могла рассудить человека, наградить его за праведные дела или наказать за преступление».
В Древней Греции долгое время отсутствовали «писаные» законы. Общество послушно управлялось установленными обычаями предков и оракулами. А если имелась нужда рассудить спорящие стороны, жрецы вопрошали богиню Дике, ожидая проявления её божественного знака.
НЕМЕЗИДА.
Богиню Дике всегда сопровождала божество, которое люди называли Немесидой; она была дочерью Никты (Ночи). Немесида - богиня Судьбы, которая, полагаясь на внутреннее чувство справедливости или, скорее, на божественную интуицию, посылала человеку счастье или несчастье, воздавая должное по его делам или намерениям. Её решение невозможно было оспорить, даже у Зевса, потому каждый смиренно соглашался, получая от богини награду, но чаще наказание. Она жестоко преследовала человека за гордыню и, если он выходил за пределы собственного жребия, посылала ему потери и несчастья. А кому досталось в удел слишком много счастья по сравнению с другими, отнимала без сожаления часть этого счастья, чтобы передать другому, менее удачливому. И тогда, по её мнению, в человеческом обществе восстанавливалось справедливое равновесие.
У Немезиды судьба оказалась сложной, даже для божества. Во-первых, её нередко отождествляли с Адрастеей, богиней «неизбежности», хотя по существу они изначально имели разные правовые полномочия. Гомер же не упоминает её как самостоятельную богиню, это имя у него употребляется лишь для обозначения «упрека» или «порицания». Только Гесиод осмелился возвеличить Немезиду богиней, но ему - видней! Он воспринимает её как «воздаяние должного» и, следовательно, она определяет судьбу каждого конкретного человека. А по этим качествам Немезида похожа на Мойр* (*с греч. «доля, участь, судьба»), но и отличается от них – ведь Мойры от самого рождения человека прядут нити его участи, а Немезида судит по поступкам, впоследствии определяя для него награду или наказание. У античных историков и поэтов Немезида является людям в роли «карающей» богини, наказывая их за надменность, усмиряя высокомерие и гордыню. И поделом, - человек не должен выходить за пределы собственного жребия!
Очевидно первое скульптурное изображение Немезиды появилось в Афинах после знаменитого сражения на Марафонском поле. 13 сентября 490 года до н.э. афинское ополчение под предводительством Мильтиада разгромило персидское войско, намного их превосходившее. Персы были настолько уверены в своей победе, что заранее привезли на кораблях вместе с войском глыбы белоснежного мрамора с острова Парос, с намерением возвести в покоренных Афинах монумент собственного триумфа. Афиняне использовали нежданный «подарок» персидского царя, направив мрамор на изготовление изваяния богини Возмездия, или Немезиды.
На древнейших памятниках искусства тоже можно угадать изображение Немезиды, молодой девушки в возрасте красавицы Афродиты; затем её представляли зрелой женщиной с опущенным взором. Одна рука, поднесенная к роскошной груди, поддерживает скромное одеяние. В другой руке – символы власти: узда, меч и бич. В императорском Риме Немезида стала покровительницей солдат и гладиаторов
***
Всякий порядок в жизни людей, законы и право, работа народных собраний и совета старейшин начинаются от Зевса и находятся под его покровительством, а Фемида, Дике и Немезида - его бессменные и мудрые помощницы. Сам бог Зевс для нарушителей законов, обычаев и религии - Аластор, или «Мститель». Он пребывает на Олимпе, который люди считают одновременно и Небом; здесь творит он природные явления и поддерживает жизнь на земле. Зевс сотрясает своим щитом, эгидой, внушая ужас богам и людям: грохочет гром и сверкают молнии в небе, на земле происходят бури и штормы, проливаются дожди.
Рядом с золотым троном бога находятся два больших сосуда, из золота: в одном помещены «зловредные» дары для человека, в другом – «добрые»; Зевс разделяет их по своему усмотрению, взвешивая судьбу каждого человека на точных золотых весах. Он внимателен при этом – не дай, бог, допустить промашку – недовес или перевес!
Как повелитель всего живого на земле, Зевс посылает эллинам знамения и знаки, и вещает оракулы в святилищах, а также пророческие сновидения, за что эллины назвали бога Паномфайос, «Всеведущий». Зевс охраняет государства от эпидемий, несчастий и разрушительных войн, за что в каждом греческом городе и каждом доме есть жертвенный алтарь в его честь.
Но нередко Зевс обрушивает Зло на людей, если видит, что они преступают его законы. Эллины зовут его Сотер, «Защитник», или Алексикакос, «Отвращающий несчастье», или Полией, «Защитник города», или Фратрий, «Защитник фратрий, родовых сообществ», или Элевтерий, «Покровитель дома», или Гамелий, «Покровитель брака». А ещё Зевс для людей – Ксениос, «Оберегающий права гостя», Фиксий – «Покровитель беглецов, просящих защиты». Он земное божество ещё со многими именами: Катарсий – «Очиститель», Мелихий – «Милостивый», Морий – «Покровитель маслин», и ещё, ещё и ещё…
Так повелось в Элладе не одну тысячу лет…
Глава 2. У ИСТОКОВ ПРАВОСУДИЯ
Прежде, чем вникать в деликатную суть античного правосудия, нам следует вначале осмыслить обстановку, какая сложилась в Греции ещё до появления писаных законов. А ведь сначала было время, когда древние не ведали иных законов, кроме установлений своих богов, получаемых через служителей культа - магов и жрецов, представлявших племенную верхушку. Правосудие, как осмысленный институт, появилось, когда общество решило, что людьми следует не только управлять, но и добросовестно судить.
Итак, когда эллины убедились, что без «человеческих», человечных законов дальше жить нельзя, свое Правосудие они все равно увязали не с мудрой и благоразумной Фемидой, а со строгими и неподкупными богинями Дике и Немезидой. Дике навечно закрепилась в греческом судопроизводстве как символ справедливости, а карающий меч Зевса, Немезида – как неотвратимое возмездие. По имени Дике суд и судебный процесс назывались одним словом - «дике», и место заседания, где вершился суд, - дикастерий, исудейское жалованье – дикастион; истец, подавший жалобу, считался дикасаменом. В паре с Немезидой, Дике добросовестно восстанавливала нарушенные права и свободы несправедливо обиженных людей, обеспечивая добросовестные гарантии в итогах каждого судебного дела. Главным было то, что каждый свободный гражданин теперь мог привлечь к суду, как соседа по кварталу, так и государство, если он считал себя пострадавшей стороной!
ЛИКУРГ: В СПАРТЕ ВСЁ СПОКОЙНО.
Между IX веком и первой половиной VIII века до н. э. царём в Спарте был Ликург, личность легендарная. Он интересен нам тем, что именно с него началось господство законного права не только над поведением каждого гражданина, но и над его жизнью и смертью. От установленных для спартанцев жизненных правил началось, по сути, законодательство и в остальных городах Эллады, а в гражданском обществе, наконец, проявилось уважение к закону и суду как государственному правовому институту. Через восемь веков после мудрого Ликурга завоеватель Эллады Рим, а за ним поздние европейские государства использовали его революционные положения в собственном законодательстве.
У Ликурга сложилась необыкновенная судьба, а современники не сомневались в божественной поддержке всех его деяний. После смерти старшего брата Полидекта, царя Спарты, Ликург, согласно традиции, занял престол. Но, узнав о беременности вдовы Полидекта, заявил, что откажется от царской власти, если родится мальчик. Родился мальчик Харилай. Ликург объявил его царём, а сам стал опекуном до совершеннолетия племянника.
Ликург добросовестно управлялся с возложенными обязанностями опекуна и правителя Спарты, пока родственники со стороны матери Харилая не распространили злонамеренные слухи. Будто он намеревается отравить младенца ради захвата власти. Не желая переносить необоснованных обвинений, Ликург с тяжелым сердцем оставил Спарту. Но когда прощался с близкими и друзьями, обещал вернуться, при условии, если сам Харилай этого захочет.
Ликург отсутствовал в Спарте очень много лет. Он путешествовал по Элладе, посещал чужие страны, и везде познавал обычаи и обряды народов, беседовал со жрецами, обладающими древними знаниями социально значимых установок и положений. Его интересовали больше те из них, которые позволяли человеку пользоваться гражданскими свободами и добровольно подчиняться обществу. На Крите, где жили потомки пеласгов* (пеласги - племенная общность, которую в настоящее время невозможно идентифицировать, ни хронологически, ни географически, ни в языковом отношении. Считается, что пеласги происходили из Арголиды и Аркадии, в материковой части Греции, и некогда были соседями дорийцев. Самоназвание «пеласги» произошло от глагола «устанавливать, даровать закон», поскольку боги установили порядок мироздания.) и карийцев* (*карийцы - жители Карии, юго-западная часть Малоазиатского полуострова, славившиеся как искусные мореходы. Они заселяли многие прибрежные места и острова), носителями минувшей «Минойской культуры» * (*минойская культура - названа так по имени легендарного царя Миноса; достигла расцвета в III-II тысячелетии до н.э.), он познакомился с правовыми основами могущественного в прошлом загадочного критского государства, где обнаружил связь с цивилизованным наследием древних государств Передней Азии и, главным образом, с культурой древних царств Египта. После Крита Ликурга видели в Египте и Финикии.
textarchive.ru
33. Культура Древней Греции. Периодизация. Развитие философии, искусства, литературы. Выдающиеся личности.
Мифология
Греческий храм на Сицилии, посвящённыйГере, построен в 5-м столетии до н. э.
Страной с
высокоразвитой древней культурой, сыгравшей огромную роль в становлении
и развитии мировой культуры, является античная Греция, где
возникновение рабовладельческого общества, а одновременно философии,
относится к VII—VI вв. до н. э. и связано с
распадом первобытного патриархально-родового уклада жизни, которому
соответствовало мифологическое мышление.
Мифология —
эта форма общественного сознания, способ понимания природной и
социальной действительности на ранних стадиях общественного развития.
Наиболее характерная черта религиозных представлений древних греков до
рабовладельческого общества (VII—VI вв. до н. э.)
заключается в отражении родовых связей в форме мифа, тотемизма и культа
предков. Мифологический образ человеческого мышления объективно был
отражением реальной родовой общественно-экономической практики.
Памятниками древнегреческой мифологии считаются «Илиада» и
«Одиссея» Гомера, сочинения Гесиода «Теогония»
и «Труды и дни», отражавшие образ мышления человека
родового общества.
В основе
мифологической культуры Древней Греции лежит материально-чувственный
или одушевленно-разумный космологизм. Космос понимается здесь как
абсолют, божество, но античные боги — это не что иное, как
те идеи, которые воплощаются в Космосе, то есть законы природы,
управляющие им. Космос выступает как абсолют (нет того, что его
создало) и как произведение искусства. Представление
греков о мире сводится к представлению о нём как о театральной сцене,
где люди — актёры, а всё вместе (мир и люди) —
порождение Космоса.[уточнить (не указан комментарий)]
Реальная наука
для древних греков — это всегда практика, поэтому они не
отличали ремесло и искусство от науки, включая в культуру все виды
материальной и духовной деятельности. Ещё одной особенностью
древнегреческого мировоззрения является внеличностный характер
свойственного ему космологизма. В качестве абсолюта выступает сама
природа, прекрасная и красиво организованная в космическом теле.
Отсюда и
характерные для древнегреческого мировоззрения два подхода к трактовке
возникновения и развития материальной культуры. Согласно первому
(Протагор), упорядоченным развитием общественной жизни люди обязаны
богам. У греков боги — человекоподобны не только по внешнему
облику, но и по их поведению.
Второй подход (Демокрит)
творцом культуры считает человека, который создает её, подражая
природе. Таким было первоначальное понимание культуры как
целенаправленное воздействие человека на природу, а также воспитание и
обучение его самого. Поэтому древние греки различали в культуре два
противостоящих друг другу начала: природное и нравственное.
С
возникновением рабовладельческого строя происходил переход от образного
мышления к понятийному. Космогония (наука, изучающая происхождение
космических объектов и систем), являвшаяся тогда началом научного
исследования, все чаще вступала в противоречие с мифологическим
истолкованием природы.
Первыми
представителями прогрессирующего отмежевания от мифологии стали
сторонники ранней философской школы Древней Греции, а вместе с тем и
Европы, — милетской школы, основанной Фалесом в г. Милете. Стихийно материалистический и диалектический взгляд на природу, развитый милетскими мыслителями — Фалесом (624—547 гг. до н. э.), Анаксимандром (610—548 гг. до н. э.) и Анаксименом (вторая
половина IV в. до н. э.), заключается в том, что
первичное всего существующего они искали в реальной действительности.
Фалес видел эту первооснову или «архе» всех природных вещей
в воде, из которой все происходит и в которую в конце концов все
превращается. Анаксимандр объявил в качестве «архе», из
чего все возникает и во что все разрешается, «апейрон», то
есть «беспредельное» — нечто среднее между
воздухом и водой. Третий представитель милетской школы (Анаксимен)
считал основой всех явлений воздух, который, разряжаясь, переходит в
огонь, а по мере сгущения — в воду и землю. Здесь впервые
возникает проблема начала, которое они ищут не за пределами
материальной действительности, а в ней самой.
Роль
представителей милетской школы в становлении и развитии древнегреческой
культуры не ограничивается областью чистой философии, а
распространяется одновременно и на естественнонаучные знания. Так,
Фалес определил продолжительность года в 365 дней, предсказал солнечное
затмение. Анаксимандр изготовил солнечные часы, карту суши и моря.
Анаксимен занимался изучением астрономии. Таким образом, их философские
знания аккумулировали в себе, в определенной степени, и
естественнонаучные.
В противовес
материализму милетцев выступила математическая школа Пифагора
(580—500 гг. до н. э.). Пифагорейцы правильно
подметили, что все вещи обладают количественной характеристикой.
Абсолютизировав это положение, они пришли к неверному выводу, что вещи
и числа — это одно и то же, и даже объявили, что вещи
подражают числам. В конце концов, пифагорейцы впали в мистику чисел,
придавая им (числам) сверхъестественный религиозно-мистический характер.
Продолжателем
милетской школы выступил великий деалетик античности Гераклит
(544—484 гг. до н. э.). Учение
Гераклита — это первый сознательный переход от чувственного
воззрения на мир к понятийно-категориальному восприятию его. Введенное
им понятие «логоса» как мировой закономерности —
ведущая категория его философии. Сутью его сочинений является
утверждение борьбы, царящей в природе и общественной жизни в виде
постоянного движения, изменения и превращения друг в друга
противоположностей. Гераклит по праву считается одним из
основоположников диалектики.
Особое место в
культуре Древней Греции принадлежит софистам, наиболее известными среди
которых были Протагор (490—420 гг. до н. э.) и
Горгий (около 480 — около 380 гг. до н. э.).
Софистов не без основания считают представителями греческого
Просвещения за распространение и популяризацию знаний среди широкого
круга учеников. В основе философских взглядов этой школы лежали
представления об отсутствии абсолютных истин и объективных ценностей.
Отсюда вывод: блага — это то, что доставляет человеку
удовольствие, а зло — то, что причиняет страдания. При таком
подходе основное внимание уделялось психологическим сторонам личности.
Об этом свидетельствует и сформулированный Протагором исходный принцип
софистов: «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они
существуют, и не существующих, что они не существуют».
Важную роль в
философской культуре Древней Греции сыграла атомистическая теория
Демокрита и Эпикура (наиболее развитая форма античного атомизма),
которая давала последовательно материалистическую картину мира, смело
утверждая, что весь мир состоит из совокупности атомов
(атом — неделимый) — мельчайших неделимых частиц
и пустоты, в которой движутся эти атомы. Атомы вечны, неуничтожимы и
неизменны. Различные соединения атомов образуют различные вещи.
Отсюда — возникновение и разрушение вещей. Мир же
представляет собой бесконечное множество вечно движущихся в бесконечной
пустоте атомов.
Мир, согласно
Демокриту, — не хаос случайных явлений, все в нём причинно
обусловлено. Впервые введя в древнегреческую философию понятие причины
и развив систему материалистического детерминизма, Демокрит отрицал
случайность, отождествляя её с беспричинностью.
Материалистическая
линия атомистов, особенно в лице её главного представителя Демокрита,
встретила ярко выраженную отрицательную реакцию со стороны идеалистов,
прежде всего Платона и его школы.
В формировании
философских взглядов Платона огромную роль играл его учитель Сократ
(около 470—399 гг. до н. э.). По своему облику
Сократ скорее был народным мудрецом, целью которого являлась борьба с
абсолютным скептицизмом софистов (Протагора и Горгия). Поворотным
пунктом в философии здесь стало то, что сократовское учение заключало в
себе обоснование необходимости понятийного знания.
Сократ совершил
поворот в древнегреческой философии от Космоса к Человеку, считая
главными проблемами вопросы человеческой жизни и смерти, смысла
существования, предназначения человека.
Новым в учении
Сократа являлось то, что диалектику он понимал как искусство ведения
такого рода беседы, диалога, при котором собеседники достигают истины,
обнаруживая противоречия в рассуждениях друг друга, сталкивая
противоположные мнения и преодолевая соответствующие противоречия. Этот
момент диалектики был, безусловно, шагом вперед.
Основные
философские положения Сократа нашли логическое продолжение в трудах
Платона (427—347 гг. до н. э.), учение
которого — первая в истории философии форма объективного
идеализма.
Для Платона
подлинное бытие принадлежит вечному миру духовных
сущностей — миру идей. Материальная действительность
является отражением мира идей, а не наоборот. Частичкой такого вечного
является и душа человека, которая, по мнению Платона, и составляет
главную суть человеческого существа.
С учением о
человеке и душе тесно связана теория государства Платона. Его этика
была ориентирована на совершенствование человеческого рода, на создание
совершенного общества, а отсюда и идеального государства. Платон делил
людей на три типа в зависимости от преобладающей в них части души:
разумной, аффективной (эмоциональной) или вожделеющей (чувственной).
Преобладание разумной части души свойственно мудрецам или философам.
Они привержены правде, справедливости, умеренности во всем, и им
Платоном отводилась роль правителей в идеальном государстве.
Преобладание аффективной части души наделяет человека благородными
страстями: храбростью, мужеством, подчинением долгу. Это —
качества воинов или «стражей» безопасности государства.
Люди же вожделеющего типа должны заниматься физическим трудом,
обеспечивая материальную сторону жизни общества и государства. Это
крестьяне и ремесленники. Общей же добродетелью для всех Платон считал
«меру», а высшим из всего, что может существовать на
Земле, — справедливое и совершенное государство. Поэтому у
Платона человек живёт ради государства, а не государство ради человека,
то есть ярко выражено господство всеобщего над индивидуальным.
С критикой
платоновского объективного идеализма выступил его ученик Аристотель
(384—322 гг. до н. э.). Вечные идеи Платона он
считал пустыми абстракциями, которые не могут отразить сущность
предметов, не могут быть причиной их возникновения и уничтожения, а
также познания вообще. Аристотель критикует положение Платона о
существовании идей независимо от чувственных вещей. По мнению
Аристотеля, едва ли может существовать что-либо помимо единичных вещей.
Он правильно указал на слабость идеалистической аргументации Платона.
Однако в учении о материи и форме сам приходит к идеалистическому
выводу, полагая, что Бог заключен в каждом предмете как мысль этого
предмета.
В области
социально-философской проблематики Аристотель, подобно Платону,
признавал законность и необходимость рабовладения, изначального
природного неравенства людей, а также стремление к справедливому
государству с соблюдением хороших, совершенствующих человека законов;
ибо человек, по мнению Аристотеля, по самой своей природе предназначен
к жизни сообща, будучи общественным существом, способным только в
общежитии формироваться и воспитываться как нравственная личность,
обладающая такими добродетелями, как благоразумие, благожелательность,
великодушие, самоограничение, храбрость, щедрость, правдивость. Венчает
же все добродетели, согласно Аристотелю, справедливость. Отсюда и
стремление его к справедливому государству.
С распадом
империи Александра Македонского, учителем которого был Аристотель,
кончается эпоха расцвета рабовладельческой античной Греции и наступает
новая эпоха — эпоха эллинизма во главе с Римской империей,
так называемый римский эллинизм, охватывающий период с I века
до н. э. по V век н. э. Основными философскими
направлениями в культуре этого периода были: стоицизм, скептицизм,
эпикуреизм и неоплатонизм.