Мифы древней греции сценка. Сценарий внеклассного мероприятия для молодых учителей истории и студентов "Мифы Греции"
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Сценарий Боги и люди /по Н.А. Книге Куна «Легенды и мифы Древней Греции». Мифы древней греции сценка


Театрализованная игра-конкурс МИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1 г. Рузы»

Внеклассное мероприятие по литературе

МИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Учитель Мурунова Г.П.

Театрализованная игра-конкурс

Действующие лица: Аполлон. Артемида. Певец. Пигмалион. Статуя.          Афродита.

Нарцисс. Эхо. Гера. Афина            . Афродита. Парис  

Танцоры в прологе — юноши и девушки.

Для оценки конкурсов можно привлечь к участию в ме­роприятии жюри. Но роль жюри могут выполнять и веду­щие: Аполлон и Артемида.

Костюмы и атрибуты:туники, для Аполлона — арфа, на плечах Артемиды накидка, имитирующая шкуру дикого зве­ря, в руках — охотничий рог или копье, для Афродиты — жезл, увитый цветами.

Оснащение:слайды или фотографии с изображениями гре­ческих и римских богов.

Зрители делятся на дйе команды.

Командами-участницами разучиваются две инсценировки по предложенным отрывкам легенд Древней Греции — «Нарцисс» и «Суд Париса».

 

Раздается мелодия «Сиртаки», появляются танцующие юноши и девушки, одетые в туники и сандалии. Некоторое время они дви­жутся по сцене в ритме танца. Затем музыка замолкает.

Танцоры/хором ) О, славьтесь, Греция и древние Афины! Зовем мы Аполлона с Артемидой!(Убегают.)

Появляются Аполлон и Артемида.

Аполлон. Отзвучал греческий танец «Сиртаки».

Артемида. Убежали наши танцоры.

Аполлон. Значит, пришло нам самое время попривет­ствовать наших гостей.

Ар т ем и д а Добрый день! Счастливый час. Чем вы заняты сейчас? Все дела свои бросайте. Быстро присоединяйтесь!

Аполлон. Здравствуйте, уважаемые зрители и участни­ки наших сегодняшних конкурсов.

Артемида. Мы — ведущие этого вечера. Я — Артемида, греческая богиня охоты. А это — мой родной брат по имени Аполлон. Он греческий бог-стреловержец, покровитель та­ланта музыкантов и певцов.

Аполлон. Людям, которые интересуются литературой, искусством и историей нашей культуры, просто необходимо поближе познакомиться с греческой мифологией. Потому что начиная с эпохи Возрождения писатели, художники и скуль­пторы начали широко черпать для своих сюжетов мотивы из сказаний и легенд Древней Греции. Греческая мифология про­никла и в русскую литературу. Вспомните стихи А.С. Пуш­кина и В.А. Жуковского, М.Ю. Лермонтова и Ф.И. Тютчева, басни И.А. Крылова.

Артемида. Древние греки были деятельным, энергичным народом, не боявшимся познавать окружающий мир. Свои зна­ния они облекали в форму волшебной сказки — мифа. Мифы Древней Греции легли в основу общечеловеческой культуры, а их образы глубоко проникли в мысли и современного человека.

Аполлон. Действительно, и сейчас могучий. сильный человек называется геркулесом, смелая решительная женщи- на — амазонкой, а красавица — афродитой. А ведь все эти названия :— греческие.

Артемида. Много выражений мы с вами используем, даже не зная, что своими корнями они уходят в образы гре­ческой мифологии. Например, выражение «панический страх» происходит от имени бога Пана, который имел очень причудливую внешность, способную испугать. А слышали ли вы словосочетание «гомерический хохот»? Это выраже­ние пришло к нам из произведений древнегреческого клас­сика Гомера. По его мнению, именно таким громовым безу­держным хохотом смеялись боги на вершине легендарной горы Олимп.

Аполлон. Но греческая мифология взаимосвязана с рим­ской.

Артемида. Да как же? Ведь римская мифология про­изошла от греческой.

Аполлон. Совершенно верно. У римлян нет оригиналь­ных историй о богах, у них Нет таких красивых легенд. Но когда Рим перенял греческую мифологию, он все же оказал человечеству огромную услугу. Вот в чем дело. Большинство гениальных произведений греческих скульпторов сохрани­лось до нашего времени в римских копиях. И если сейчас наши современники могут судить о замечательном искусст­ве греков, то за это надо благодарить римлян.

Артемида. Итак, я вижу, что ребята у нас сегодня уже разбились на две команды, чтобы участвовать в соревнова­нии.

Аполлон. Тогда я проведу первый конкурс. Вопросы бу­дут задаваться по очереди каждой команде.

  1. Вспомните имя воина, который стал неуязвимым отто­го, что в раннем детстве мать окунула его в волшебную воду реки, дарующую неуязвимость.(Ахилл, или Ахиллес.)
  2. Но как мы помним, непобедимый Ахилл все жб был убит. Почему же его удалось одолеть? И какая поговорка появилась на свет в результате этой легенды?(Отравленная стрелапопала ему в пятку — единственное место, которое не было омыто волшебной водой. Отсюда пошла поговорка «ахиллесова пята», то есть уязвимое место.) Троянская война длилась 10 лет. А кто может вспом­нить хитрый маневр Одиссея, который привел к тому, что его войско одержало победу в этой войне? (Изготовление Тро­янского коня, в котором размещались греческие воины. Тро­янцы подумали, что греки отступили, и внесли прекрасного коня на территорию Трои. Ночью греки вышли из коня и захватили город.)
  3. Как называлась рубашка, состоящая из множества ме­таллических колечек, скрепленных между собой? Такую ру­башку придумали в Древней Ассирии. Ее носили и русские богатыри в X веке. А теперь ее можно видеть только в музе­ях,(Кольчуга.)
  4. Наверняка многим известна поговорка «со щитом или на щите». Так в одном из греческих городов напутствовали воинов, провожая их на сражение. Оно означало — или воз­вращайся со щитом — с победой, или же на щите, то есть мертвым. Назови этот древний город.(Спарта.)
  5. Древнегреческий философ Демокрит писал: «...На све­те существует не одна, а множество вселенных». Один из пол­ководцев Греции прочитал эту фразу и очень огорчился «А ведь я еще не завоевал и эту!» Назовите имя этого отчаянного полководца.(Александр Македонский.)
  6. Вспомните еще одно имя, которым наградил народ Алек­сандра Македонского за его военные завоевания.(Александр Великий.)
  7. Греки были великими мореплавателями. Вспомните; сколько в древности существовало способов ведения боя в воде на кораблях.(Три. Первый — проплыв, когда корабль проплывал так близко к кораблю противника, что ломал у последнего весла. Второй — таран, когда один корабль слов­но проплывал сквозь другой, ломая при этом корабль про­тивника своим носом. Третий — абордаж. Корабль против­ника в этом случае подтаскивали к себе прямо за борт спе­циальными креплениями и устанавливали между двух кораблей особые мостки.)
  8. Многие видели по телевизору соревнования по бегу на очень длинные дистанции. Как называются эти соревнова­ния? Они названы в честь греческого города.(Марафон.)
  9. Постарайтесь вспомнить, в честь какой военной побе­ды в 490 году до нашей эры была установлена дистанция соревнования — 42 км 195 метров.(У города Марафон вели бой греческое и персидское войска. Бой закончился победой греков. Самый быстрый гонец был послан в Афины с сообще­нием о победе. Он пробежал ровно 42 км 195 метров и крик­нул жителям Афин: «Радуйтесь, греки, мы победили!» Пос­ле чего он упал и умер от изнеможения и усталости.)

Артемида. Молодцы наши ребята. Только к последнему вопросу я хочу дать маленькое уточнение. Греческая дистан- ция марафона равнялась 42 км. А оставшиеся 195 метров были присоединены к общей трассе лишь в конце XIX века по просьбе королей Англии. Тогда у них проводился мара­фонский забег, и по просьбе королевских особ трассу продли­ли, чтобы финиш оказался как раз напротив королевской трибуны. Ответ на следующее задание команды дадут в письменном виде. Вот вам по листку бумаги.(Раздает ко­мандам листки бумаги.) На них следует написать имена бо­гов Древней Греции и Древнего Рима. Какая команда вспом­нит большее их количество? Для удобства сравнения прошу имена выписывать в столбик и нумеровать их. Тогда при срав­нении сразу будет видно, кто сколько имен вспомнил.(Ко­манды выполняют задание.)

Аполлон. Артемида, сестра моя, пока команды трудят­ся над письменным ответом, я думаю, что для наших зрите­лей мы покажем сценку «Скульптор-женоненавистник».

Артемида. Мы приглашаем на сцену наших актеров. Итак, силой вашего воображения сейчас мы перенесемся в мастерскую греческого скульптора.

Аполлон и Артемида отходят в сторону. Появляются Певец и Пигмалион.

Певец(пафосно декламирует) О, златокудрая Афродита! Даришь ты счастье тому, кто верит в тебя И кто тебе служит! Я вам поведаю оду о том, Как на прекрасном, на греческом острове Кипре, Скульптор талантливый жил с именем Пигмалион. Главное свойство его — ненавидел он женщин.

Пигмалион(уверенно) О, женщины, они — исчадье ада! Без женщин жить свободно мне отрада! Я лишь в искусстве вижу жизни смысл!

Певец (зрителям, язвительно ) И вот, поди, на эту фразу подивись!

( Пигмалиону.) Возьми же мрамора кусок, возьми резеци молоток,

Да изваяй, себе на славу, детей, играющихв дубраве,

Иль божество, застывшее в истоме,или теленка на соломе.

Пигмалион Э, нет! Ведь настроенье творчеству я подчиняю, А потому красавицу из камня изваяю.

Певец Коли тебе теленок не годится, Так изваяй красавицу-девицу.

Пигмалион Ты будто мысли все мои читаешь. Что сделаю я, ты сейчас узнаешь.

Под торжественную музыку Пигмалион делает выразительные движения, имитируя рубку куска мрамора. Затем свет на мгнове­ние гаснет. Когда он зажигается, перед скульптором оказывается статуя, накрытая простыней. Пигмалион торжественно сдергивает простыню, под которой спрятана красивая девушка — статуя. Певец ахает от восторга.

Певец(восторженно) Какие линии и тонкая работа, А говорил — тошнит от женщин что-то! Пигмалион Но что со мной, то счастье или нет, Перед красой статуи меркнет белый свет. И я влюблен, я покорен...

Певец. Что это там бормочет он?

Пигмалион Да будь я проклят, я — Пигмалион,

Коль в эту статую всем сердцем не влюблен!

И на колени перед камнем я бросаюсь,

И к мраморным ступням легонько прикасаюсь,

И для нее куплю я дорогие ожерелья,

Браслеты, диадемы, прочие каменья!

Певец приносит украшения. Пигмалион украшает статую.

Певец. Ты одевал ее в роскошные одежды?

Пигмалион Но холодна она, как мрамор, все, как прежде! Что делать? От любви совсем сгораю! Я все б отдал, лишь будь она живая.

Певец Могу совет тебе я добрый дать. Она легко живою может стать, Лишь только к алтарю во храм сходи ты И попроси об этом Афродиту!

Пигмалион. Афродиту?

Певец Да, эту златокудрую, прекрасную богиню, Что дарит всем любовь. Иди, молись святыне.

Появляется Афродита. В ее руках волшебный жезл, увитый цветами. Певец и Пигмалион бросаются перед ней на колени.

Афродита Что слышу я! Сам женоненавистник, Что женщин проклинал, любовь кто прогонял, Призвал меня, чтобы любовью мертвый камень пробудить! (Приказывает жестом им подняться.) Пигмалион Молю я, помоги, мне трудно дальше жить. Иль помоги, или убей: мне смерть покажется

милей.

Афродита(ходит вокруг статуи, рассматривает ее) Мечтаешь ты, чтобы забилось это сердце, Ты хочешь, чтоб ожили те глаза...

Пигмалион Тогда могла любовь бы разгореться, Ну, а пока моя лишь катится слеза... (Закрывает лицо руками, плечи его вздрагивают.)

Афродита Твоя любовь — твое проклятье, Ты думал, что тебя она не обожжет? Так пусть же эта дева в белом платье Сейчас же перед нами оживет! (Взмахивает волшебным жезлом.)

Звучит торжественная музыка. Статуя оживает.

Пигмалион О счастье, ожила моя скульптура! Ее лицо, ее одежда и фигура! Какие руки у нее, какая шея! А как же ты зовешься?

Статуя. Галатея.

Афродита в последний раз взмахивает жезлом и уходит. Пигма­лион подает руку Галатее. Пигмалион и Галатея, взявшись за руки и не отводя друг от друга восхищенных глаз, уходят следом за Афродитой.

Певец (зрителям )Авось и свадьба выйдет шито-крыто! Да здравствует богиня Афродита! Что стало с женоненавистником потом? Он мужем любящим стал и отцом. Любите женщин, в них вся жизни соль, Ведь это знают — и бродяга, и король. (Кланяется, уходит.)

Снова появляются Аполлон и Артемида.

Аполлон. Вот такая совсем взрослая история.

Артемида. А мораль в ней такова: нельзя отказываться от того, что предназначено каждому из смертных судьбой.

Аполлон. А теперь я предлагаю подвести итоги второго конкурса.

Артемида и Аполлон собирают у команд листки бумаги, зачи­тывают вслух имена греческих и римских богов.

Артемида. В этом конкурсе лучшей оказалась коман­да...(называет команду). А общий счет за два конкурса... (называет итоги двух конкурсов).

Аполлон. И снова конкурс. Я прошу команды напрячь память, вспомнить легенды Древней Греции и ответить на следующие вопросы.(Задает вопросы.)

  1. Боги, живущие на горе Олимп, славились своим ров­ным характером. Они почти никогда не показывали волне­ния, а могли хорошо скрывать гнев или беспокойство. Каким выражением, явно пришедшим к нам из Древней Греции, мы теперь называем умение человека хранить душевное рав­новесие?(Олимпийское спокойствие.)
  2. Как назывались волшебные существа мифов, которые были наполовину лошадьми, а наполовину людьми?(Кен­тавры.)
  3. Вспомните, как называлось чудовище с телом человека и головой быка, обитавшее в лабиринте?(Минотавр.)
  4. Ариадна помогла своему возлюбленному Тесею победить злого Минотавра. Кроме того, герой не заблудился в лаби­ринте, а нашел из него выход. Вспюшире, как помогла ему Ариадна? Теперь этим выражением, принято называть помощь человека в трудной ситуации.(«Нить Ариадны.)
    1. Какое имя носила женщина, вместо волос на голове ко­торой были змеи. Она обладала даром обращать людей в ка­мень при помощи только своего взгляда.(Медуза Горгона.)
      1. Как назывался главный храм Афины?(Парфенон.)
  5. Кто такие гекатонхейры?(Сторукие и пятидесятиго- ловые великаны, их силе никто не мог противостоять.)
  6. Что послужило причиной начала Троянской войны? (Похищение прекрасной Елены.)
  7. Вспомните путешественников-аргонавтов, которых воз­главлял храбрый Ясон. Что они должны были привезти из Колхиды в Грецию?(Золотое руно.)

10. Назовите число подвигов, которые совершил Геракл. (Двенадцать.)

Артемида. В этом конкурсе у нас победителем стала команда...(называет команду).

Аполлон. Теперь я думаю, что пора провести конкурс домашнего задания наших команд. Они должны были приго­товить инсценировки по сюжетам древнегреческих мифов.

Артемида. Подготовили, ребята?

Зрители. Да!

Артемида. Тогда прошу исполнителей подняться на сце­ну. Представление показывает первая команда. Ее инсцени­ровка называется «Нарцисс». Аполлон ударяет по струнам арфы. Артемида и Аполлон отходят в сторону. Выходят участники сценки: Нарцисс и нимфа Эхо.

Нарцисс. Хорошо гулять мне, красавцу Нарциссу, по этому лесу.

Эхо. По лесу!

Нарцисс. Кто здесь?

Эхо. Здесь!

Нарцисс. О... Ты, видно, нимфа лесная?

Эхо(соглашается). Нимфа лесная.

Нарцисс. Нет, не хочу я разговаривать с тобой. Уйди от меня прочь!

Эхо(горестно).Прочь?

Нарцисс. Ты отвечаешь мне, как эхо. Как твое имя, ним­фа-эхо?

Эхо. Эхо!

Нарцисс. Слышал я, что великая богиня Гера наслала на тебя наказанье, что не умеешь ты разговаривать, как де­лают это обычные люди и боги, а можешь только повторять последние слова.

Эхо(кивает). Последние слова.

Нарцисс. А что ты ходишь за мной? Уж в меня ты, ча­сом, не влюблена?

Эхо (тяжко вздыхает, протягивает руки к Нарциссу). Влюблена.

Нарцисс. Ты меня не достойна!

Эхо. Достойна, достойна!

Нарцисс хохочет. Эхо, закрывая лицо руками, убегает прочь. Появляется Афродита.

Афродита. Ты не принимаешь моего великого дара, ко­торый зовется любовью? Я, Афродита, богиня любви и веч­ной юности, насылаю на тебя кару. Того, кого первого уви­дишь ты этим вечером, ты полюбишь очень сильно.(Ухо­дит.)

Нарцисс. Вот прелестный пруд, погляжусь в его воду, не растрепались ли мои золотые кудри, не спал ли нежный румянец со щек.(Смотрится в воображаемый пруд.) Ах, как я хорош! Я никогда ничего лучше не видел в жизни сво­ей! И пусть я пропаду, но больше всех на свете я люблю само­го себя... Что со мной, я погибаю... Так наказала меня Афро­дита.(Уходит.)

Плача, выходит Эхо. Следом за ней идет Афродита.

Афродита. Ты плачешь, что Нарцисс тебя не полюбил?

Эхо. Не полюбил.

Афродита. Ав память о нем вырос возле пруда цветок, белый и нежный. И носит он название — нарцисс.Эхо. Нарцисс.

Афродита. Этот цветок будет напоминать нам о гордом, красивом и очень бесчувственном юноше. И будет нарцисс считаться цветком смерти.

Эхо и Афродита уходят. Снова появляются А п о л л о н и Ар­темида.

Артемида. Кстати, от имени этого героя произошло не только название цветка, но еще и психологический термин «нарциссизм», означающий чрезмерную, даже болезненную самовлюбленность и черствость к окружающим.

Аполлон. Если кто слишком часто смотрится в зеркало и постоянно говорит о собственной неописуемой красоте, тот, вероятно, страдает нарциссизмом. Аполлон(снова ударяет по струнам арфы). Отлично. А теперь конкурс продолжает вторая команда. И ее сценка называется «Суд Париса».(Уходят.)   ■у/'

Появляются Афина, Афродита и Гера. Они несут «золо­тое яблоко».

Гера. Явилась богиня раздора Эрида к нам, трем могуще­ственным богиням.

Афина. Она кинула нам золотое яблоко!

Афродита. А на яблоке надпись «Прекраснейшей»!

Г е р а. Я считаю, что яблоко это принадлежит мне. Ведь я — Гера, царица богов и людей. И я — самая прекраснейшая.

Афина. Почему это ты? Я — самая прекраснейшая из богов. И только я — Афина, богиня войны. Кто посмеет спо­рить со мной?

Афродита. Я посмею поспорить. Это яблоко без ссоры и без спора должно принадлежать мне. Ведь я — Афродита, богиня любви, вечной молодости и красоты

Гера. Нам самим не решить этот спор. Что же делать?

Афина. Давайте обратимся за помощью к сыну пастуха по имени Парис.

Афродита. И пусть же он решит наш спор, учинит нам суд и вручит яблоко самой прекраснейшей из нас, трех бо­гинь.

Выходит Парис.

Парис. Я — Парис. Среди своих сверстников я отлича­юсь силой и ловкостью. Только что я спас своего товарища от стаи разъяренных волков!

Гера. А теперь помоги нам, Парис.

Парис. Кто вы?(Испуганно.) Вижу я, что не простые вы смертные. На вас наряды из парчи и шелка, да золотые укра­шения. И вы все три так прекрасны, что я не могу отвести от вас глаз!

Афина. Мы — богини с Олимпа.

Афродита. Я — Афродита. Это Гера и Афина. И тебе, Парис, простой смертный, мы вручаем это яблоко и наши судьбы.

Парис. Что вы хотите от меня?

Гера. Рассуди наш спор.

Афина. И присуди это яблоко самой прекраснейшей из нас.

Гера. Присуди яблоко мне, Гере, и тогда я награжу тебя. Я присужу тебе власть над многими землями.

Афина. Присуди яблоко мне, Парис. Ведь я -г- богиня войны, Афина-Паллада. И тогда я сделаю тебя великим пол­ководцем, и у тебя будут слава и мировые победы.

Парис. А ты, златокудрая, что молчишь?

Афродита. А что я скажу? Ведь я —■ Афродита. Я не могу дать Тебе власти над миром или произвести в полковод­цы. Зато я пообещаю тебе самую прекраснейшую из смерт­ных женщин в жены!

Гера и Афина пренебрежительно смеются над Афродитой.

Парис. Что? Прекраснейшую из смертных женщин мне в жены?

Афродита. Да!

Парис. А кто она?

Афродита. Дочь Зевса — прекрасная Елена.

Парис. Возьми же яблоко да выполни свое обещание, пре­краснейшая из богинь, Афродита!(Отдает яблоко Афроди­те.)

Афродита ликует, Гера и Афина хватаются руками за головы, страдая. Участники второй сценки уходят. Снова появляются^ Аполлон и Артемида.

Аполлон. Необходимо оценить театральное мастерство наших исполнителей.Выставляют оценки командам, объяв­ляют победителя этого конкурса.

Снова звучит музыка танца «Сиртаки».

Артемида. Что это за шум? Мне кажется, что это воз­вращаются наши танцоры.

Появляются танцоры — юноши и девушки. Они весело перего­вариваются и приглашают потанцевать вместе с собой.

Аполлон. Я приглашаю присоединиться к ним наших игроков. Чья команда станцует лучше, той я засчитаю два дополнительных балла.

Из команд выбираются ребята, готовые протанцевать «Сиртаки». По окончании конкурса Аполлон награждает обе команды — за сме­лость и старание.

Артемида. А теперь нам пришло время подводить итоги.

Аполлон. Обе команды были хороши и показали высо­кое знание мифов Древней Греции. Но победителем у нас стала команда...(называет команду).

Артемида. Поздравляем всех ее участников с победой. (Вручает приз.

ruza-gimnazia.ru

Сценарий Боги и люди /по Н.А. Книге Куна «Легенды и мифы Древней Греции»

Сценарий Боги и люди /по книге Н.А.Куна «Легенды и мифы Древней Греции»/ Составлен Головацкой Н.Ф, учителем МОУ СОШ №42 Действующие лица: 1 и 2 ведущие

Зевс Клото Гера хариты Афина Арахна Посейдон нереиды Афродита Пигмалион и Статуя Нарцисс и Эхо Парис и Елена Аид Орфей и Эвридика Аполлон 9 муз

Темнота (Хаос). На фоне музыки (орган) голос за сценой 1 ведущий : Вначале существовал лишь вечный, безграничный, тёмный Хаос. В нём заключался источник жизни мира. Всё возникло из безграничного Хаоса - весь мир и бессмертные боги. Из Хаоса произошла богиня Земля - Гея и всё оживляющая Любовь - Эрос, а в неизмеримой глубине под Землёй родился мрачный Тартар, Вечный Мрак - Эреб и темная Ночь - Нюкта, от которых произошли вечный Свет- Эфир (включается свет ) и радостный светлый День - Гемера. Свет разлился по миру, и стали сменять друг друга ночь и день (переключение света и темноты ). Прошло немало времени и борьбы между богами прежде чем на Олимпе стал править Зевс. ( Открывается занавес. На троне - Зевс.) Музыка 2 ведущий : Высоко на светлом Олимпе царит Зевс, окружённый сонмом богов. Вот он сидит на высоком золотом троне. Величием и гордо-спокойным сознанием власти и могущества дышит мужественное, божественно прекрасное лицо Зевса. Зевс чтит свою жену, прекрасную, величественную богиню Геру (выходит Гера ). Когда, блистая красотой, в пышном наряде, великая Гера входит в пиршественный зал, все боги встают и склоняются перед женой громовержца. Гера : Я покровительствую браку и охраняю святость и нерушимость брачных союзов. Я благословляю мать во время рождения ребёнка. 1 ведущий : Пируют боги. Грациозные хариты и музы услаждают их пением и танцами. Взявшись за руки, водят они хороводы, а боги любуются их лёгкими движениями и дивной, вечно юной красотой. ( танец граций ) Зевс (выходит вперёд): В моих руках судьба людей: счастье и несчастье, добро и зло, жизнь и смерть - всё в моих руках! 2 ведущий: Два больших сосуда стоят у врат дворца. В одном сосуде дары добра, в другом - зла. Зевс черпает в них добро и зло и посылает людям. ( Зевс подходит к сосудам, черпает и разбрасывает добро и зло. Грозная музыка) Горе тому человеку, которому громовержец черпает дары только из сосуда со злом. Грозно сдвинет Зевс свои брови, чёрные тучи заволокут тогда небо. Глаза загорятся нестерпимым блеском,взмахнёт он своей десницей (взмахивает )- удары грома раскатятся по всему небу, сверкнёт пламенная молния, и сотрясётся высокий Олимп. Мойра Клото : Хотя посылает людям счастье и несчастье Зевс, всё же судьбу людей определяют неумолимые богини судьбы - мойры, живущие на светлом Олимпе. Судьба самого Зевса в наших руках. Властвует рок над смертными и над богами!.. Я, Клото, пряду жизненную нить человека, определяя срок его жизни ( сматывает нить ). Оборвётся нить, и кончится жизнь. Моя сестра Лахесис вынимает, не глядя, жребий, который выпадает человеку в жизни. А другая сестра Атропос заносит всё в длинный свиток, а что занесено в свиток судьбы, то неизбежно. Музыка Картина вторая Воинственная музыка. 1 ведущий : Самим Зевсом рождена была богиня Афина-Паллада! Страшную головную боль почувствовал громовержец и приказал сыну Гефесту разрубить себе голову, чтобы избавиться от невыносимой боли и шума... В полном вооружении, в блестящем шлеме, с копьем и щитом предстала она пред изумлёнными очами богов-олимпийцев.( Выходит Афина .)Грозно потрясла она своим сверкающим копьём. Воинственный клич её раскатился далеко по небу. Голубые глаза Афины горели божественной мудростью, вся она сияла дивной, небесной, мощной красотой. Афина : Я - защитница городов, богиня мудрости и знания, непобедимая воительница Афина - Паллада. Я покровительствую героям Греции, учу людей искусствам и ремёслам. 2 ведущий: Девушки Греции чтут Афину за то, что она учит их рукоделию. Афина : Никто из смертных и богинь не может превзойти меня в искусстве ткать! ( уходит ) 1 ведущий : Знают все, как опасно состязаться с ней в этом, знают, как поплатилась Арахна, дочь Идмона, хотевшая быть выше Афины в этом искусстве. Арахна (На фоне музыки прядёт, потом встаёт, любуется на свою работу и говорит) : Вся Лидия знает моё искусство.Со склонов Тмола и с берегов златоносного Пактола приходят полюбоваться моей работой. Нет мне равной на свете в искусстве ткать! Пусть приходит сама Афина-Паллада состязаться со мной! Не победить ей меня; не боюся я этого! Афина (выходит под видом сгорбленной старухи, опёршейся на посох) : Не одно зло несёт с собой, Арахна, старость; годы несут с собой опыт. Послушайся моего совета: стремись превзойти лишь смертных своим искусством. Не вызывай богиню на состязание. Смиренно моли её простить тебя за надменные слова. Молящих прощает богиня. Арахна (гневно ) : Ты неразумна, старуха. Старость лишила тебя разума. Читай такие наставления твоим невесткам и дочерям, меня же оставь в покое. Я сумею и сама дать себе совет. Что я сказала, то пусть и будет. Что же не идёт Афина, отчего не хочет она состязаться со мной? Афина (принимает свой величественный облик ) : Я здесь, Арахна! Арахна (удивляясь, но не смиряясь) : Выходи на состязание, Афина! Не победить тебе меня! 2 ведущий: Не одумалась Арахна, не предчувствует , что грозит ей скоро гибель. Началось состязание. (Музыка. Афина величественно машет руками над покрывалом. Арахна ткёт руками. Так продолжается до гонга. Зевс, Гера, Клото и грации рассматривают работы после окончания. Около полотна Афи

docus.me

Интегрированный урок-игра по истории. Тема: "Мифы Древней Греции"

Разделы: История и обществознание

Цели и задачи:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся по истории и литературе по теме «Мифы Древней Греции»;
  • продолжить формирование умений логически мыслить, делать выводы, обобщать, высказывать свою точку зрения.
  • на примере Древней Греции, её культуры продолжать воспитывать в детях чувство прекрасного, в ходе игры – чувство товарищества, долга, уважения к своим друзьям.

В игре участвуют учащиеся 6 классов. Класс заранее делится на четыре команды, каждая команда выбирает капитана, придумывает название, связанное с темой урока. В нашей игре участвовали команды «Аргонавты», «Спартанцы», «Золотое руно», «Эллины».

В качестве ведущих – учителя истории и литературы. Все конкурсы, сценки проводят учащиеся 8-го класса, которые готовятся заранее. В качестве судей выступают гости урока-игры: директор школы, учителя. На их столе надпись «Ареопаг». По ходу выполнения командами заданий и участия в конкурсах «Ареопаг» заполняет оценочные листы.

На доске карта Древней Греции, рисунок с изображением Геракла

Ход урока

Звучит музыка, все рассаживаются по своим местам. На столах названия команд, бумага.    Двое учащихся 6 класса выходят к доске и кратко рассказывают о географическом положении Древней Греции, сопровождая рассказ показом на карте, о занятиях её жителей, о культуре.

Учитель истории: Тема нашего сегодняшнего урока «Мифы Древней Греции». Это урок повторения и обобщения всего того, что вы изучили на уроках истории и литературы о Древней Греции. Сегодня вам предстоит увлекательное соревнование, в котором вы покажете свою смекалку, эрудицию, кругозор, умение логически мыслить. На уроке вы снова сможете погрузиться в неповторимый и загадочный мир древней Эллады с её героями и их удивительными подвигами, мы вспомним греческих богов,  которые то  помогали, то  мешали людям и мифическим героям. Хочу представить вам наш высокий «ареопаг», который будет строго судить вас, а также четыре команды и их капитанов.

Итак, в путь!

Первый наш конкурс называется «Угадай древнегреческого бога»

«Угадай древнегреческого бога»

(учащиеся 8 класса в «хитонах» подходят поочерёдно к каждой команде с вазой, в которой лежат камушки, на каждом из которых описание древнегреческого бога, необходимо угадать имя бога. За каждый правильный ответ – 1 балл) Итоги подводятся сразу и «ареопаг» сообщает какое количество баллов получила за этот конкурс каждая команда.

Учитель литературы:

В древней Элладе родился герой, Путь его труден и сложен порой Но лишь в настоящей нелёгкой борьбе Он славу добыл и богам и себе.

Когда пришло время родиться Гераклу, на Олимпе был пир богов. Владыка мира Зевс возвестил всем, что среди людей родится великий герой.

Сценка о рождении Геракла (исполняют учащиеся 8 класса)

Зевс - Он будет моим любимым сыном, я дам ему власть над всей Грецией, и другие герои будут служить ему.

Гера - (в сторону) не позволю сыну смертной женщины стать правителем Греции! (обращаясь к Зевсу) – поклянись, что первый, кто родится в это час, получит власть над всей Грецией, а другие будут служить ему.

Зевс – Клянусь, что будет так!

Автор – Гера своей властью задержала появление сына Алкмены, и на свет первым родился  Еврисфей.

Гера (Зевсу) – радуйся, Зевс! Родился тот, кто будет господином Греции!

Зевс – Ты обманула меня, Гера! Я знаю, что ты будешь преследовать сына Алкмены, но он выдержит все испытания с честью. И пусть имя ему будет Геракл, что значит «прославленный Герой».

Автор – Когда Гераклу исполнилось 20 лет, он отправился к царю Еврисфею, чтобы совершить 12 подвигов и исполнить волю богов.

Учитель истории объявляет второй конкурс -  «Подвиги Геракла».

«Подвиги Геракла»

Участникам команд раздаются листы, правый и левый столбики на этих листах нужно привести в соответствие. (см.приложения). За каждый правильный ответ – 1 балл. Время 4-5 минут.

Учитель литературы:

Сейчас вы увидите эллинов древних Вам их имена предстоит угадать Уж вы постарайтесь в ответе быть первым И верно героев Эллады назвать.

Следующий конкурс называется «Мифы Древней Греции».

«Мифы Древней Греции»

1-я сценка «Дедал и Икар»

Дедал – Сын, царь Минос угрожает нам расправой!

Икар – Мы погибли, отец! Суша и море захвачены!

Дедал – Ты забыл про воздух, сын мой! Из перьев, ниток и воска мы сделаем крылья и улетим из царства Миноса!

 Вопросы команде «Спартанцы»- Назовите имена героев, почему им пришлось бежать, с какого острова они хотели улететь?  (за каждый правильный ответ – 1 балл)

2-я сценка «Афина и Посейдон»

Афина – город построен. Кто из нас будет его покровителем?

Посейдон – давайте так: кто сделает жителям лучший подарок, тот и будет покровителем города.

Афина – договорились.

Посейдон – Подарю жителям источник воды.

Афина – А я подарю им чудное новое дерево.

Вопросы команде «Аргонавты»: Кто это, о каком городе идёт речь, какое дерево героиня подарила жителям города?

3-я сценка «Атлант и Геракл»

Атлант (подпирая небо) – кто ты и зачем пришёл на край света?

Геракл – Мне нужны три золотых яблока с дерева молодости.

Атлант – Тебе не достать их. Яблоки сторожит стоглавый дракон и никого не подпускает к дереву. Хочешь, я помогу тебе?

Геракл – конечно, хочу.

Атлант – Стань на моё место. А я пойду в этот сад и принесу тебе яблоки.

Вопросы команде «Эллины»: Кто герои, как назывались яблоки, зачем они нужны были герою?

4-я сценка «Ариадна и Тесей»

Ариадна – я не могу допустить твоей гибели и спасу тебя.

Тесей – Но чем ты можешь мне помочь?

Ариадна – Вот тебе клубок ниток и чудо-меч. Привяжи нить у входа и разматывай её. Так ты найдёшь обратный путь.

Тесей – Спасибо тебе. Я иду в лабиринт, а ты жди меня у входа. Мы вместе вернёмся к отцу.

Вопросы команде «Золотое руно»: Кто это, как звали чудовище, где это происходило?

Далее «Ареопаг» объявляет итоги двух конкурсов.

Учитель литературы:

Каким мы представим Геракла сейчас? Какими чертами украсим портрет? Об этом подумает каждый из вас, С названием качества нужен ответ.

Следующий конкурс «Качества Геракла». За каждое качество – 1 балл. Даётся 4 минуты в течение которых участники команд пишут на своих листочках качества современного Геракла, потом каждая команда по очереди зачитывает по одному качеству, они не должны повторяться.

Учитель истории: А сейчас конкурс «Проверь свой кругозор».

«Проверь свой кругозор»

Вам раздадут задания, в которых пропущены слова, кто выполнит его быстрее и качественнее, тот получит 6 баллов. Время – 3 минуты. (см. приложения)

После этого конкурса слово снова предоставляется «Ареопагу», который сообщает о итогах предыдущего конкурса.

Учитель литературы: Объявляется творческий конкурс «13-й подвиг Геракла». За 7 минут вы должны сочинить историю о том, какой 13-й подвиг мог бы совершить Геракл. В этом конкурсе ценится ваша фантазия, творчество, чувство юмора. Высшая оценка за этот конкурс – 5 баллов.

Учитель истории: Пока «Ареопаг» считает, мы проведём игру на личное первенство. Вам было дано домашнее задание найти пословицы и поговорки о силе, мужестве, храбрости. Кто получит большее количество жетонов, тот и станет победителем в этом конкурсе.

Учитель литературы: Наш урок подходит к концу, пора подводить итоги. (награждение)

Приложения

Задание к конкурсу «Подвиги Геракла»  Приведите в соответствие

1. Геракл открывает

а) Авгиевы конюшни

2. Геракл укрощает

б) Немейского льва

3. Геракл уничтожает

в) Критского быка

4. Геракл спускается

г) до края света и достаёт яблоки Гесперид

5. Геракл доходит

д) в царство мёртвых и побеждает Кербера

6. Геракл убивает

е) пояс Ипполиты

7. Геракл добывает

ж) Лернейскую Гидру

8. Геракл догоняет

з) коней Диомеда

9. Геракл избавляет

и) Стимфальских птиц

10. Геракл разгоняет

к) землю от Эриманфского вепря

11. Геракл очищает

л) дорогу к океану и пригоняет стадо Гериона

12. Геракл завоёвывает

м) Керинейскую лань

Задание к конкурсу «Проверь свой кругозор». Вставьте пропущенные слова

1. Греция находится в южной части ___________________ полуострова

2. Автора поэм «Илиада» и «Одиссея» звали _______________________

3. В поэме «Илиада» речь идет о ______________________ войне

4. Истории о подвигах героев исполнялись под звуки __________________

5. Уязвимое место человека называют ____________________   _________

6. Арион спас _________________

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Сценарий выступления "Мифы Древней Греции"

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением предметов художественно- эстетического цикла

№ 27 имени А.А. Дейнеки»

Литературный праздник «Мифы Древней Греции»

Сценарий выступления

«Ясон и аргонавты»

Разработала:

Кирей Светлана Игоревна, старший вожатый

Ясон и аргонавты

Действующие лица

Рассказчица 1

Рассказчица 2

Рассказчица 3

Ясон

Пелий

Тесей

Орфей

Арг

Входят рассказчицы

1 Рассказчица. В Фессалии, на берегу залива, был когда-то богатый и прекрасный город Иолк.

2. Рассказчица. В нём царствовал старый Эсон.

3. Рассказчица. Младший брат его, Пелий, человек крутой и властолюбивый, свергнул Эcона и сам стал править Иолком.

1 Расказчица

Эсон покорился Пелию, но не захотел покинуть родной город и остался жить в Иолке как простой гражданин.

2 Рассказчица. Своего маленького сына Ясона он, боясь Пелия, отдал на воспитание мудрому кентавру.

3 Рассказчица. Когда Ясону исполнилось двадцать лет, он почувствовал себя сильным и крепким, готовым ко всем испытаниям жизни, и захотел вернуться домой.

Входят Ясон и Пелий

Пелий. Странник, скажи нам, кто ты, куда держишь путь, и где живут твои родные? Но отвечай только правду. Страшись осквернить уста ложью: с тобой говорит непростой человек.

Ясон.

Я тоже не простой человек, а горожанин! Я Ясон, сын Эсона.

В тёмных лесах Пелиона, мудрым кентавром воспитан,

Юность свою я провёл в дикой глуши сиротой.

Но благосклонные судьбы иной мне назначили жребий:

Должен себе я вернуть царство отца моего!

Хитростью Пелий коварный лишил его власти законной.

По справедливости я должен врага наказать.

Путь укажите мне, граждане, верный в чертоги тирана –

Честно и прямо своей доли потребую я!

Пелий

Юный красавец, узнай: с тобою беседует Пелий.

Он не тиран и не враг замыслам гордым твоим.

Я не осмелюсь идти наперекор воле богов. Но знай: прежде чем получить из моих рук Иолкское царство, ты должен совершить великое дело, чтобы умилостивить владыку подземного царства Аида. Не так давно ночью, во время бури, явилась мне тень несчастного Фрикса, окончившего свои дни в горьком изгнании, в далёкой Колхиде. "Царём Иолка, - сказал мне Фрикс, - будет лишь тот, кто доплывёт до колхидского берега, овладеет Золотым Руном, находящимся там, и водворит его в здешнем храме". Я стар, Ясон. Я не могу, соперничая с тобою, пуститься в далёкий путь. Соверши великий подвиг, и в тот же час я без споров передам тебе законную власть.

Ясон

Всеми богами клянусь, о Пелий! Клянусь дымом родного очага, клянусь сединами отца моего и звонкими копытами кентавра, сохранившего мне жизнь, клянусь моей кровью до её последней капли - я выполню желание Фрикса! Да пребудет нерушимой воля богов! Какие бы препятствия ни стояли на моём пути, я уничтожу их. Хитростью и силой я овладею волшебным руном и, чего бы это ни стоило, верну иолкский престол роду моих отцов!

Рассказчица 1Тот час после разговора с Пелием Ясон стал готовиться к походу в Колхиду.

Рассказчица 2. Он объехал все страны Греции и всюду звал славных своими подвигами героев в поход за золотым руном.

infourok.ru

Сценарий внеклассного мероприятия для молодых учителей истории и студентов "Мифы Греции"

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №14 имени А.Ф. Лебедева г. Томска

Мифы Греции

(Сценарий внеклассного мероприятия для молодых учителей истории и студентов)

(разработала учитель истории и обществознания:

Кожухарь Эльвира Васильевна)

Сценарий внеклассного мероприятия «Мифы Греции»

Цель мероприятия: закрепление и выявление полученных знаний по мифам античной Греции, пробуждение интереса к изучению дополнительных источников по истории и мифологии, развитие логики и образности мышления, внимания и памяти.

Форма проведения: игра, состоящая из двух этапов: первый – творческое домашнее задание (учащиеся должны были самостоятельно разработать сценарий театрализованной сценки или кукольного спектакля на любой мифологический сюжет), второй – выполнение конкурсных заданий.

Оборудование: магнитофон, проектор, декорации, раздаточный материал.

Ход игры:

I этап (домашнее задание)

1-й ведущий – Здравствуйте уважаемые гости и участники команд.

2-й ведущий - Сегодня мы выявим лучших знатоков мифов античности, а так же лучшую творческую команду

1-й ведущий – Наша игра будет состоять из двух этапов: проверка творческого домашнего задания и выполнение конкурсных заданий. Итак, нашим участникам было дано домашнее задание: показать небольшую театрализованную сцену на любой мифологический сюжет.

2-й ведущий – Команда 5 А класса представляет вашему вниманию сцену по мифу «Пан»

Пан

Колыбель. В ней лежит Пан. Гермес и Дриопа склонились над ней.

Дриопа – мне страшно, я не могу смотреть на него (убегает прочь)

Автор Пан родился таким уродливым – с рожками, бородой, козлиными ногами и хвостом, что мать в ужасе убежала от него. (из колыбели встает Пан)

Гермес – Ну, что сынок, остались мы с тобой вдвоем. Что же мне с тобой делать? Отведу ка я тебя на Олимп.

Занавес.

(Появляются боги, начинают смеяться)

1-й бог -Здравствуй Гермес

2-й бог - Кто это с тобой

3-й бог – Да и так видно, чудище какое то. Но он довольно милый.

Гермес – Не смейтесь боги, это мой сын, Пан.

1-й бог – И кем же мы его назначим?

2-й бог – А что тут думать, с таким видом ему только стада и охранять

3-й бог – А заодно пусть леса и поля охраняет

Занавес

Автор Козлоногий пан проводил свои дни вдали от городов в Аркадии, опекая стада и пасеки и принимая участие в забавах горных нимф. Вместе с сатирами и силенами он входил в свиту Диониса, славился пристрастием к вину и веселью. Пастухи считали его своим покровителем и приносили в дар молоко и мед диких пчел. Но он покровительствует так же охотникам и рыбакам, всем кто общается с природой. Он охраняет неприкосновенность природы, ее покой. Когда люди тревожили его покой, он мог навести на них страх, названый паническим.

Занавес открывается. Стоят боги, нимфы. Сидит Пан. Они над ним смеются. Появляется. Эрот, стреляет в него из лука и убегает, уходят боги и нимфы, пан лежит под деревом)

Автор Все нимфы и боги смеялись над уродливым паном, а бог любви Эрот, ранив его сердце, зажег в нем вечную, неугасающую любовь, а потому бедный Пан постоянно страдал по какой-нибудь из нимф, богинь или смертных девушек.

Появляется Сиринга. При виде Пана закрывает лицо в испуге.

Автор Горда была нимфа и отвергала любовь всех. Любимым занятие Сиринги была охота.

Пан – О, как тебя зовут прекрасная нимфа?

Сиринга – Сиринга

Пан – О, Сиринга, ты так прекрасна, будь моей женой

Сиринга- Ты посмотри на себя. Не бывать этому никогда. (уходит, пан пытается ее задержать за руку)

Сиринга (простирает руки) Бог реки, спаси меня от этого ненавистного Пана.

Автор Бог реки внял мольбам нимфы и превратил ее в тростник. (кидает ветки тростника и уходит) Пан подходит к тростинкам.

Автор. Подбежавший Пан хотел уже обнять Сирингу, но обнял лишь гибкий, тихо шелестящий тростник. Из тростника Пан сделал свирель.

Пан - Пусть хоть эта свирель будет напоминать о тебе, прекрасна Сиринга

Автор С этого момента свирель стала любимым инструментом Пана (ложится поддерево и играет на свирели)

Появляется нимфа Питис

Пан – О, кто ты прекрасная незнакомка?

Питис - Я нимфа Питис

Пан - О, прекрасная из прекраснейших, стань моей женой!

Питис – Не бывать этому никогда. (убегает)

Пан - Куда же ты постой! Где же ты. Находит ветки ели. Поднимает и прикалывает на голову веточку

Автор Нимфе удалось скрыть от любвеобильного Пана только превратившись в ель. С тех пор ветвь ели Пан всегда носил на голове в качестве венка.

1-й ведущий – А теперь команда 5 Б класса покажет вам сцену по мифу «Гермес похищает коров Аполлона»

Гермес похищает коров Аполлона

Автор Едва родился Гермес в прохладном гроте Киллены, как уже замыслил свою первую проделку. Он решил похитить коров у сребролукого Апололлона, который пас в это время стада в долине Пиэрии, в Македонии.

Тихонько, чтобы не заметила мать, выбрался Гермес из пеленок, выпрыгнул из колыбели и пробрался к выходу из грота. (появляется Гермес, направляется к выходу).

У самого грота он увидел черепаху (появляется черепаха), поймал ее (Гермес исчезает) и из панциря и трех веток сделал первую лиру, натянув на нее струны.(появляется Гермес с лирой в руках).

Тайком вернулся Гермес в грот, спрятал лиру в своей колыбели, а сам опять ушел и быстро, как ветер понесся в Пиэрию. (Гермес исчезает, появляются коровы, мычат)

(появляется Гермес) Там он похитил из стада Аполлона 15 коров, привязал к их ногам тростник и ветки, чтобы замести след, и быстро погнал коров по направлению к Пелопонессу. Когда Гермес уже поздно вечером гнал коров через Беотию, он встретил старика, работавшего в свеем винограднике. (появляется старик)

Гермес - Здравствуй, старик.

Старик -Здравствуй Гермес

Гермес -Откуда ты знаешь мое имя?

Старик -Да как не знать, ты Гермес, бог торговли, связей между людьми, а еще покровитель воров и обманщиков.

Гермес -Д-а-а, не успел родиться, а уже все все про меня знают.

Старик -А чьи это такие прекрасные коровы?

Гермес -Старик, конечно они мои. Возьми себе одну из этих коров (появляется корова), только никому не рассказывай, что я прогнал здесь коров, а то люди сейчас очень завистливые пошли.

Старик -Спасибо тебе Гермес (гладит корову)какая славная коровка. Ты можешь на меня рассчитывать. (Гермес уходит, а старик машет ему рукой)

Автор Гермес пошел дальше, но он отошел недалеко и решил узнать, сдержит ли старик данное слово. Спрятав коров в лесу Гермес изменил свой вид и вернулся назад. (появляется измененный Гермес)

Гермес -Эй ,старик не видал ли ты тут мальчика, гнавшего коров, за это я дам тебе корову и быка

Автор Пожадничал старик

Старик -Видал, вон туда он пошел (показывает рукой)

Автор Страшно рассердился Гермес и превратил старика в скалу (старик исчезает, появляется скала). После этого Гермес вернулся за коровами (Гермес исчезает) и быстро погнал их дальше в Пилос. Двух коров он принес в жертву богам, а оставшихся коров спрятал в пещере, введя их в нее задом, чтобы следы коров вели не в пещеру, а из нее.

(Появляется Гермес)

Автор -Сделав все это, Гермес спокойно вернулся в грот к матери и лег потихоньку в колыбель, завернувшись в пеленки. (укладывается спать и исчезает)

(Появляется Аполлон)

Автор А Аполлон уже заметил пропажу коров и пустился их разыскивать.

Аполлон -Коровки, ау-ау, отзовитесь. Куда же они могли пропасть? (появляется птица) Ой а кто это в небе летит, да никак вещая птица? Спрошу ка я у нее.

Вещая птица, остановись, мне помощь твоя нужна.(птица приземляется)

Вещая птица -Здравствуй Аполлон, чем помочь тебе могу я?

Аполлон - Помоги мне найти моих коров, вот уже целый день не могу я их найти.

Птица - Ступай в грот Майи, матери Гермеса, это он похитил твоих коров.

Аполлон -Спасибо за помощь, и я когда-нибудь тебе помогу

(птица и Аполлон исчезают)

(появляется Аполлон и Гермес в колыбели)

Аполлон - Гермес, мне стало известно, что ты украл моих коров

Гермес - Что ты Аполлон, я никогда чужого не возьму

Аполлон - А я думаю, что возьмешь

Гермес - Нет не возьму

Аполлон - Нет возьмешь. Не хочешь сознаваться, (тянет Гермеса за руку) пойдем к могучему из богов Зевсу, пусть он нас рассудит (уходят)

Появляется Зевс, Аполлон и Гермес

Аполлон -О, великий Зевс, рассуди нас. Гермес украл моих коров , но не хочет в этом сознаваться.

Зевс - Гермес, мне все известно, что происходит в мире, говори правду, иначе не быть тебе среди богов Олимпа.

Гермес -Прости меня, о великий Зевс, я просто пошутил. Конечно же я верну славному аполлону его коров.

Зевс - Ступайте!

(уходят)

Автор С Олимпа повел Гермес аполлона в Пилос, захватив по дороге сделанную им лиру. (берет лиру и начинает играть, раздаются звуки лиры)

Звуки лиры огласили долину и песчаный берег моря, изумленный аполлон с восторгом слушал игру Гермеса

Аполлон - Гермес, эти звуки так прекрасны, отдай мне эту лиру.

Гермес - Как же, а мне что взамен будет

Аполлон - А хочешь, бери всех коров

Гермес - Согласен

Автор Так Аполлон отдал за звуки лиры Гермесу своих коров. А Гермес изобрел себе свирель, любимый музыкальный инструмент пастухов Греции

II этап: Конкурсные задания

Перед конкурсными заданиями мы с вами проведем разминку на знание исторических понятий, связанных с нашей викториной. Вам будут даны кроссворды, вы должны будете их разгадать в течение 5 минут. За каждое правильно отгаданное понятие вы получаете по 1 баллу.

По вертикали:

1 Страна, в которой жил Гомер

2 Второе название Греции

3 Предание, сказание, направленное на объяснение устройства мира и жизни богов

4 По преданию на этой горе в Греции жили боги.

5 Напиток, дающий вечную молодость и бессмертие

Ответы

1 г

3 р

е

л

и

г

и

я

е

2 э

ц

1 э

л

л

и

н

ы

л

я

а

д

3 м

2 а

5 н

т

и

ч

н

4 о

с

т

ь

е

ф

л

к

4 к

и

ф

а

р

а

т

м

а

п

5 г

о

м

е

Р

2-й ведущий Первое задание «Угадай героя». За каждый правильный ответ – 1 балл. Отвечает та команда, которая первой заявит о своей готовности.

По описанию вам нужно будет называть имена героев античности.

1. Чтобы люди, еще не наделенные свыше разумом, не погрузились в царство мрачного Аида, некто похитил для них божественный огонь. Назовите имя героя

(Прометей)

2.Этот величайший скульптор, зодчий и художник Афин убил своего племянника Тала только потому, что тот оказался талантливее и изобретательнее своего дяди. Позже он сам возненавидит свое искусство, которое приведет к гибели собственного сына .Ему принадлежат слова «Если я не могу спастись от власти Миноса ни сухим путем, ни морским, то ведь открыто же для бегства небо!» Назовите его имя

(Дедал)

3. В руках его – маленький золотой лук, за плечами – колчан со стрелами. Никто не защищен от этих золотых стрел. Его стрелы несут с собой радость и счастье, но часто несут они страдания, муки любви и даже гибель. Назвать имя этого бога

(Эрот)

4. Они выковали Зевсу для борьбы с титанами громы и молнии. Кто оказал такую помощь Зевсу?

(циклопы)

5.Она олицетворение божественной красоты и неувядаемой юности. Когда она идет, в блеске своей красоты, ярче светит солнце, пышнее цветут цветы.

(Афродита)

6. Он был талантливым художником, но жил уединенно, ненавидя женщин. Однажды он влюбился в статую девушки, которую сделал сам. Он дарил ей драгоценные ожерелья, запястья и серьги, одевал ее в роскошные одежды, украшал голову венками цветов. (Назвать имя и место проживания этого художника)

(Пигмалион,остров Крит)

7. Величайший из смертных певец спустился в подземное царство, чтобы вызволить оттуда свою жену. Под землей он играл на кифаре и пел. Назвать имена его и жены

(Орфей и Эвридика)

8. Единственная дочь богини плодородия и земледелия Деметры похищена братом Зевса, который был владыкой царства мертвых. Кто эти мифологические герои?

(Аид и Персефона)

9. Они появились благодаря тому, что когда-то остатки хаоса превратились в яйцо, которое потом разделилось на две части. Они поженились и родилось у них 12 титанов, 3 циклопа и 3 сторуких монстра. Назвать имена этой супружеской пары

(Уран (небо) и Гея ( земля)

10.Жители города Афины должны были регулярно посылать на Крит 7 юношей и 7 девушек. Там их пожирал полубык-получеловек Минотавр. Сын царя Эгея отправился в жилище чудовища, чтобы убить его. Назвать имя этого ероя.2

(Тесей)

1-й ведущий – Теперь переходим к 2-му заданию. «Мифы и чудовища»

Вам сейчас будет розданы листы с 9 клетками. В каждой клетке написано имя античного чудовища. Также вам будут даны описания каждого из этих чудовищ. Ваша задача, за 3 минуты прикрепить описание каждого чудовища к соответствующей клетке. За каждую правильную клетку вы получаете 2 – балла. Таким образом максимальное количество баллов за это задание -18

2-ведущий – переходим к 3-му заданию «Черный ящик». За правильный ответ вы получете 5 баллов.В этом ящике - результат ссоры двух хвастунов

(Веточка лавра, в который превратилась Дафна в результате ссоры Аполлона и Эроса)

1-й ведущий –а в этом ящике предмет, который проглотил герой мифа, боясь, что его дети обойдутся с ним так же как он когда-то обошелся со своим отцом

(Кронос, проглатывал своих детей, потому что когда-то он получил предсказание, что его сын восстанет против него так же как он восстал против своего отца Урана. Вместо Зевса Рея отдала ему продолговатый камень, завернутый в пеленку)

2-ведущий –В этом ящике атрибут одного из богов, которым ваши родители пользуются каждый день. Какой это атрибут и как зовут бога, которому он принадлежит

(кошелек, атрибут Диониса)

2-ведущий 4-задание « Мифы и поэзия». Вам сейчас будут зачитаны отрывки из стихотворений. Ваша задача - определить, о ком идет речь в этих отрывках.

1. В. Брюсов

- Мой сын! Мой сын!

Будь осторожен.

Спокойней крылья напрягай.

Под ветром путь наш ненадежен,

Сырых туманов избегай.

- Отец, ты дал душе свободу,

Ты узы тела разрешил.

Что ж медлим? Выше!

К небосводу!

До вечной области светил!

(Дедал и Икар)

1-й ведущий

А. Пушкин

Державный тирс в его руках;

Венец желтеет виноградный;

В чернокудрявых волосах…

Течет. Его младые тигры

С покорной яростью влекут;

Кругом летят эроты, игры;

И гимны в честь ему поют

(Дионис)

2-й ведущий - 5-е задание «Герои мифов на экране» Это задание выполняют обе команды одновременно.

Вашему вниманию будет предложен видеоотрывок из мифа. Вам нужно будет определить миф и основные действия главных героев заполнив пропуски в предложениях. На это вам дается три минуты и возможность заработать 10 баллов (по 1 баллу за каждое верно вписанное слово) (предлагается просмотр из мульфильма «Персей»,

Ответы

1) Этот миф называется «……………….»

2) Его…………………(имя героя) послал за головой Медузы Горгоны царь…………

3) На пути ему повстречался бог торговли……………………….

4) Чтобы не погибнуть от взгляда Медузы Горгоны бог торговли посоветовал смотреть………………………………………., но ни в коем случае ей в глаза.

5) У старух этот герой должен был взять………………………………….и

……………………………

6) Он не отдал свой трофей ни богу торговли, ни тому, кому обещал, а использовал его для того, чтобы освободить ……………………………, которая была прикована к скале от ……………………………………..

7) Они полюбили друг друга и на небе появилось два созвездия…………………..и……………………………………….

Ответы

1) Этот миф называется «…Персей…………….»

2) Его……Персея……………(имя героя) послал за головой Медузы Горгоны царь……Политек……

3) На пути ему повстречался бог торговли………Гермес……………….

4) Чтобы не погибнуть от взгляда Медузы Горгоны бог торговли посоветовал смотреть на отражение через меч………………………………………., но ни в коем случае ей в глаза.

5) У старух этот герой должен был взять…крылатые сандалии……………………………….и

…………………сумку…………

6) Он не отдал свой трофей ни богу торговли, ни тому, кому обещал, а использовал его для того, чтобы освободить ……Андромеду………………………, которая была прикована к скале, от………морского чудища……………………………..

7) Они полюбили друг друга и на небе появилось два созвездия…Андромеды………………..и………Персея……………………………….

1-й ведущий – Переходим к последнему заключительному заданию «Мифы и гипотезы», за которое вы можете получить 5 баллов. Все вы прекрасно знаете, что миф это предание, сказание, направленное на объяснение разных явлений, устройства мира, жизни богов. В последнее время ученые все чаще начинают рассматривать мифы как и возможные исторические источники.

Какая связь между словами: Фаэтон, Зевс, Юпитер, гипотеза?

(существует гипотеза, что планета Фаэтон, действительно существовавшая когда-то, погибла от столкновения с другой планетой. Согласно мифу о «Фаэтоне – сыне Солнца», Фаэтон погибает от Зевса. В римской мифологии Зевс это Юпитер. Значит, Фаэтон вполне мог погибнуть от столкновения с Юпитером)

2-й ведущий

Какая связь между словами: Минос, Лабиринт, Крит, Артур Эванс, Дедал?

(Согласно одному из мифов, Дедал построил для критского царя Миноса Лабиринт. Многие ученые верили в то, что мифах содержится много правдивых сведений. Анг. археолог Артур Эванс в начале 20 века на острове Крит раскопал Кносский дворец, который состоял из сотни помещений и запутанных коридоров, лестниц и переходов)

Подведение итогов, выявление и награждение победителей.

1-й ведущий Итак, закончились наши задания. Сейчас мы подведем итоги и выявим наших победителей.

В номинации «Лучшие знатоки мифов» победила команда…

В номинации «Лучший античный костюм» победили…

В номинации «Лучшие актеры» победила команда…

Тифон

Циклопы

Сторукие великаны-гекатонхейры

Медуза Горгона

Кербер

(Цербер)

Танат

Тартар

Ламия

Минотавр

Громадный, с сотней драконовых голов. Диким воем он всколебал воздух. Лай собак, человеческие голоса, рыканье льва слышались в этом вое

Великаны с одним глазом. Выковали Зевсу громы и молнии.

Дети Урана и Геи. У них было по сто рук и 50 голов.

Ужасные, громадные, как горы. Они могли отрывать от гор целые скалы.

От ее взгляда все каменело. Вместо волос у нее были змеи. Но отважному Персею удалось победить ее.

Трехглавый адский пес, на шее которого движутся с грозным шипением змеи. Сторожит выход из царства мертвых Аида

С мечом в руках, в черном плаще, с громадными черными крыльями. Могильным холодом веют эти крылья, когда он прилетает к ложу умирающего.

Всепоглощающая тьма и бездна

Она ночью пробирается в спальню счастливых матерей и крадет у них детей, чтобы напиться их крови

Полубык-получеловек. Был побежден Тесеем

multiurok.ru

Сценарий внеурочного мероприятия.Мифы древней Греции

ГБПОУ КК ЕПК

Сценарий внеурочного мероприятия

Подготовила студентка Ш -31 группы

Печерская Алена

Преподаватель : Орел И.А.

Ейск,2017

Мифы древней Греции

Оборудование:

1. Книги по теме занятия.

2. Фотографии скульптур, изображающих древнегреческих богов и героев.

3. Репродукции картин на древнегреческие сюжеты.

Ход игры

I. Вступительная беседа.

Ведущий. Более трех тысяч лет назад, когда возможности человека понять природу и историю были ограничены, древние греки придумали мифы. Миф не сказка, а донаучное объяснение мира: как было по силам, так и объясняли.

Древние греки связывали непонятные и грозные силы природы с существованием могущественных, бессмертных богов, которых они представляли в виде идеальных людей, обладающих всеми чувствами, свойственными человеку (радость, гнев, зависть и т. д.).

О деяниях богов и повествуют древнегреческие мифы. Но не только о них. Древнегреческие мифы посвящены также описанию подвигов и приключений героев - людей, одаренных сверхъестественной мощью, силой, ловкостью и смелостью, одним из родителей которых был кто-то из богов или богинь.

Создателями и распространителями легенд и сказаний (мифов) были бродячие певцы - аэды. Переходя из одного поселения в другое, аэды мерным голосом декламировали, аккомпанируя себе на кифаре (струнный щипковый музыкальный инструмент, родственный лире) песни и гимны в честь богов и героев, покровителей или мифических предков данного племени. Поэты были неграмотны, но это им не мешало, потому что все песни они держали в памяти и передавали их из уст в уста. Новую жизнь мифам дал театр, когда ряженые актеры стали представлять жизнь богов и героев в лицах. Записаны же мифы были много позднее историками, поэтами и писателями.

Жил в Германии мальчик. Прочитал он мифы об осаде и взятии греками Трои, древнего города на северо-западе Малой Азии, живо и увлекательно пересказанные древним аэдом Гомером, и загорелся страстным желанием отыскать остатки города Троя. Став взрослым и очень богатым человеком, изучив множество языков, в том числе древнегреческий, он приступил к раскопкам и действительно нашел ворота, башню, дворец и даже сокровища Трои: великолепные золотые и серебряные украшения и оружие.

Подробно с жизнью Генриха Шлимана и с древнегреческими мифами вы можете познакомиться, прочитав следующие книги:

- Керрам, К. Боги, гробницы, ученые. - М., 1994.

- Кун, Н. А. Легенды и мифы Древней Греции. - М., 2004.

- Мейерович, М. Шлиман. - М., 1966.

- Стоун, И. Греческое сокровище. - М., 1979.

- Успенские, В. и Л. Мифы Древней Греции. - М., 1993.

- Штоль, Г. Генрих Шлиман. - М., 1991.

II. Викторина «Мир Древней Греции».

Ребят можно разделить на две команды, а можно предложить играть каждому за себя. За правильный ответ дается жетон. В конце занятия подводятся итоги и награждаются победители.

Задание 1.

Древнегреческим богам жилось беззаботно и весело: титанов и гигантов они победили и привыкли властвовать над людьми, вмешиваясь в их жизнь. Боги собирались все вместе на горе Олимп, пировали, наслаждаясь амврозией (пищей, возвращающей силы и дающей бессмертие), пили нектар, развлекались и трудились. Каждый бог отвечал за свой участок работы, у каждого была своя специальность, профессия.

infourok.ru

"В мире греческих мифов" внеклассное мероприятие

В мире греческих мифов

внеклассное мероприятие

для учеников 5 классов

Разработал: учитель истории

МБОУ Гимназия № 3

Салимгареева Г.И.

I.Цели мероприятия:

1) закрепить знания детей об истории и культуре Древней Греции;

2) способствовать развитию творческих способностей учащихся;

3) способствовать формированию интереса к предмету «история».

Мероприятие проводится в актовом зале. Для его проведения понадобятся ноутбук или компьютер, интерактивный экран, колонки и для микрофона для ведущих. Ведущими приглашаются два старшеклассника – юноша и девушка.

II.Сценарий.

1ведущий - Здравствуйте, дорогие ребята!

2 ведущий - Мы рады приветствовать вас в мире греческих мифов!

1- В этом мире много разных чудес! Он полон опасностей и невероятных приключений…

2- Но ведь здесь собрались настоящие знатоки мифов! А значит им нечего бояться!

1 – Ребята, вы готовы отправиться в путь?

2 – А за нашим путешествием будет следить строгое жюри. Наши судьи должны определить, в каком классе учатся самые лучшие знатоки древнегреческих мифов. Позвольте, наши многоуважаемые архонты, представить вас ребятам.

И представляют по очереди…

1. Конкурс. В Лабиринте Минотавра.

2 – Ну вот, ребята, перед нами и первая опасность – Лабиринт Минотавра!

1 - Вы должны пройти через этот хитроумный Лабиринт и не попасться кровожадному чудовищу!

2 - Мы просим подняться на сцену команды из каждого класса.

1 – Внимательно послушайте правила. Мы будем задавать вопросы по очереди каждому классу. Команды других классов в это время не должны выкрикивать ответ, а терпеливо ждать своей очереди. Если какая-нибудь команда неправильно ответит на вопрос, то любого из зрителей в зале слуги царя Миноса уведут и бросят их Минотавру!

2 – Какой ужас!!! Может, обойти этот Лабиринт?

1 - Глупости какие! В конце концов, чем мы хуже Тесея?! Если команда ответила неправильно, то право ответа переходит тому, кто быстрее всех поднял руку и дал правильный ответ. Все понятно? Начали!

Вопросы:

  1. Какой налог должны были платить жители греческих городов каждый год царю Миносу? (7 девушек и 7 юношей)

  2. На каком острове находился Лабиринт Минотавра? (Крит)

  3. Как звали отца греческого героя Тесея? (Эгей)

  4. С помощью чего Тесей выбрался из Лабиринта? (нити Ариадны)

  5. Назовите бога – покровителя искусства. (Аполлон)

  6. Назовите богиню – покровительницу брака, жену Зевса. (Гера)

  7. Назовите трех братьев-богов, разделивших власть над миром. (Зевс, Посейдон, Аид)

  8. Назовите богиню плодородия у древних греков? (Деметра)

  9. Какие реки протекали в подземном царстве? (Стикс, Лета)

  10. Назовите знаменитого певца, который безуспешно пытался вернуть свою возлюбленную из царства мертвых. (Орфей)

  11. В какой полис должен был отправиться древний грек, чтобы получить предсказание жрицы Аполлона? (Дельфы)

  12. Какой бог, едва родившись, съел стадо чужих коров, обманул самого Аполлона и благополучно избежал наказания? (Гермес)

2 - Уважаемы архонты, первый конкурс завершился. Пожалуйста, подчитайте баллы и объявите нам результаты.

Если кто-то из ребят попал в «плен»…

2 - У нас есть пленники! Слуги Минотавра, отпустите наших ребят обратно!

Слуги – Просто так не отпустим!

1 - Давайте договоримся! Вы зададите командам на сцене вопрос. Если они правильно ответят, то вы отпустите ребят.

Слуги: Хорошо, но отвечать они должны крылатыми выражениями – это главное условие! И еще, за правильные ответы ни один класс не получит очко – мы просто вернем пленного ученика назад!

2: Хорошо, начинаем!

Вопросы:

  1. Из-за какого фрукта возникло так много шума? Вспомните крылатую фразу! (яблоко раздора)

  2. Почти бессмертен был этот герой, только одно уязвимое место подвело его. (Ахиллесова пята)

  3. Лошадь была не виновата, но ее обвинили в поражении. (Троянский конь)

  4. Только чудом Одиссей и некоторые его спутники прошли мимо этих двух морских чудовищ. (пройти между Сциллой и Харибдой)

  5. Какое выражение означает навсегда исчезнуть из памяти живых? (Кануть в Лету)

Если никто не попал в «плен», то переходите к следующему конкурсу.

Конкурс 2. «Морское путешествие»

2 – Молодцы ребята! Сумели выбраться из лабиринта!

1 - Ну а теперь, давайте перенесемся из Крита в Микены, в город, ворота которого в древности охраняли огромные каменные львы!

2- И как ты себе это представляешь? Между Критом и Микенами плещутся волны Эгейского моря!

1 – Ну так и отправимся по морю! Правда, перед этим нужно получить благосклонность Посейдона…

2 – А как это сделать? Ребята, вы знаете?

1- Да тут все просто! Мы должны принести ему жертву!

2 - ДА ТЫ ЧТО!!! Сейчас не те времена! Давай лучше изучим опасности моря на опыте Одиссея.

1 – Ну хорошо! Давай посмотрим, что наши ребята знают о путешествии Одиссея.

Ведущие раздают командам карточки с вопросами.

1 – Ребята, у вас есть 3 минуты, чтобы ответить на вопросы! Время пошло!

2 – А пока ребята отвечают на вопросы, у остальных учеников тоже есть возможность заработать баллы для своей команды. Для этого на листочке нужно написать имена греческих богов и их занятия. Каждое имя бога и его занятие – 1 очко для команды. Через 3 минуты листочки сдаете жюри. Начинайте!

Через 3 минуты:

1 – Время истекло! Сдаем работы нашим архонтам! И зрители тоже сдают листочки!

2 – Пока судьи проверяют работы, мы немного отдохнем. Я приглашаю на сцену …

1 – Судьи, вы готовы объявить результаты?

Конкурс 3. Сценки

1 – Благополучно мы переплыли Эгейское море! На Пелопоннесе нам ничего не угрожает. Теперь мы можем расслабиться и посмотреть сценки на сюжеты древнегреческих мифов, которые ребята приготовили дома.

2 – И первыми на сцену мы приглашаем … (команда, которая занимает на данный момент 1 место).

После всех сценок

2 – Ребята, всем большое спасибо! Нам было очень интересно. Вы все большие молодцы!

1- Ну вот мы и подошли с вами к самому главному, ради чего, собственно, и собрались сегодня. Подошло время узнать, какой класс лучше всех знает мифы Древней Греции.

2 – Но ареопаг еще долго будет подсчитывать количество баллов каждого класса. Давайте мы не будем томиться в ожидании, а посмотрим…

1 – Уважаемые архонты, вы готовы подвести итоги конкурса?

1 – Поздравляем 5 … класс! И награждаем вас почетным дипломом лучших знатоков древнегреческих мифов. Молодцы!

2 - Нам было очень интересно с вами, друзья! Но пришло время расставания.

1- Однако, мы надеемся, что вы на всю жизнь запомните мифы Древней Греции!

Вместе – До свидания! Новых вам успехов!

Путешествие Одиссея

    1. Из какого города царь Итаки Одиссей возвращался 10 лет? Как греки называли этот город? (2 балла)

    1. Как звали циклопа, которого ослепил Одиссей? Какого бога Одиссей рассердил этим поступком? (2 балла)

    1. Полу-женщины, полу-птицы, завлекавшие пением моряков на свой остров и убивавшие их.

    1. Перечисли качества характера Одиссея, которые помогли ему вернуться на родину живым.

Путешествие Одиссея

  1. Из какого города царь Итаки Одиссей возвращался 10 лет? Как греки называли этот город? (2 балла)

  1. Как звали циклопа, которого ослепил Одиссей? Какого бога Одиссей рассердил этим поступком? (2 балла)

  1. Полу-женщины, полу-птицы, завлекавшие пением моряков на свой остров и убивавшие их.

4. Перечисли качества характера Одиссея, которые помогли ему вернуться на родину живым.

Путешествие Одиссея

  1. Из какого города царь Итаки Одиссей возвращался 10 лет? Как греки называли этот город? (2 балла)

  1. Как звали циклопа, которого ослепил Одиссей? Какого бога Одиссей рассердил этим поступком? (2 балла)

  1. Полу-женщины, полу-птицы, завлекавшие пением моряков на свой остров и убивавшие их.

  1. Перечисли качества характера Одиссея, которые помогли ему вернуться на родину живым.

Путешествие Одиссея

  1. Из какого города царь Итаки Одиссей возвращался 10 лет? Как греки называли этот город? (2 балла)

  1. Как звали циклопа, которого ослепил Одиссей? Какого бога Одиссей рассердил этим поступком? (2 балла)

  1. Полу-женщины, полу-птицы, завлекавшие пением моряков на свой остров и убивавшие их.

4. Перечисли качества характера Одиссея, которые помогли ему вернуться на родину живым.

infourok.ru