Царьград город древней руси. Слишком много названий для одного города: Византий, Константинополь, Царьград и Стамбул
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Слишком много названий для одного города: Византий, Константинополь, Царьград и Стамбул. Царьград город древней руси


Почему Константинополь назывался Царьградом? Эпоха величия и упадка

Если вам вздумается отыскать Константинополь на современной географической карте, вы потерпите неудачу. Все дело в том, что с 1930 города такого города не существует. По решению нового правительства Турецкой республики, основанной в 1923 году, город Константинополь (бывшая столица Османской империи) был переименован. Современное его название – Стамбул.

Почему Константинополь назывался Царьградом? Удивительная история города насчитывает не одно тысячелетие. За этот период он претерпел множество изменений, побывав столицей сразу трех империй: Римской, Византийской и Османской. Неудивительно, что ему не раз пришлось менять названия. Самым первым именем, закрепленным за ним в истории, является Византий. Современное название Царьграда - Стамбул.

Содержание:

 Как был основан Византий

История основания Византия отражена в античной мифологии. По преданию, возлюбленная верховного бога Зевса – красавица Ио (дочь речного бога и царя города Аргос Инаха), скрываясь от преследования мстительной Геры, укрылась в окрестностях бухты Золотой Рог. Здесь у нее родилась дочь Кероэсса.

От союза Кероэссы и бога Посейдона родился сын Визант, ставший впоследствии первым царем основанного им города Византия. Произошло это в 667 году до нашей эры. По обычаю тех лет, прежде чем приступить к воплощению какого-либо серьезного замысла, следовало получить напутствие Дельфийского оракула.

Оракул дал совет «поселиться напротив слепых». Тщательно исследовав местность, Визант счел, что основать город лучше всего напротив поселения Халкидон, поскольку только «слепыми» могли быть люди, не заметившие полуострова, расположившегося на берегу пролива Босфор, Мраморного моря и бухты Кривой Рог.

Место, выбранное для города, давало ему возможность контролировать перемещение потока товаров, следовавших как из Азии в Европу, так и в обратном направлении, что являлось надежным источником пополнения государственной казны. Кроме того, торговля в самом Византии процветала, что способствовало развитию города.

В то же самое время удачность географического и стратегического расположения являлась причиной частых вооруженных нападений на Византий.

 История Константинополя

324 год стал новой вехой в истории Византия. После ряда междоусобных войн римский император Константин Великий начал грандиозную перестройку города. В очень скором времени вокруг города было начато возведение крепостных стен, в нем появились новые дворцы, колоссальная церковь Апостолов, была осуществлена перестройка ипподрома.

В мае 330 года Константин Великий официально заявил о переносе столицы на стратегический полуостров у Босфорского пролива и о переименовании Византия. Новой столице империи было дано название Новый Рим. Однако этому названию не суждено было надолго закрепиться в истории. Город все стали называть Константинополем, в честь основавшего его Константина.

 Благодарные шаги на пути к величию

Стремясь к тому, чтобы новая столица поражала всех своим великолепием, Константин предпринял следующее:

1. Всемерно способствовал приросту населения за счет мигрантов из Азии и Европы. Для привлечения притока мигрантов он распорядился обеспечивать вновь прибывших бесплатным вином, хлебом, маслом и топливом. Переселенцы пользовались рядом льгот.

2. В Константинополь были приглашены искусные архитекторы, каменщики, резчики, скульпторы, живописцы, плотники: все, кто своим искусством мог способствовать приумножению его великолепия. Все ремесленники этой категории были освобождены от выполнения всех государственных повинностей.

3. В Константинополь, в соответствии с распоряжением императора, ввозились религиозные святыни: драгоценные принадлежности культа, мощи святых великомучеников, бесценные фолианты, искусные скульптуры. Все это собиралось в городах Римской империи: Риме, Афинах, Эфесе, Коринфе. Ни один город не должен был превзойти столицу.

4. В Константинополе процветали искусство и науки. Это был город ученых и мыслителей. Библиотеки того времени поражали богатством своих фондов, насчитывавших сотни древних рукописей.

После смерти Константина его преемники также не жалели средств для поддержания великолепия столицы. Через 50 лет территория города охватывала семь холмов (как и в Риме) и была обнесена высокими крепостными стенами. Ходили слухи, что во время постройки города было истрачено более шестидесяти тонн золота: это были колоссальные по тем временам затраты.

Результат превзошел все ожидания: Константинополь поражал красотой своих храмов, дворцов, шириной улиц с крытыми галереями, огромными площадями, украшенными триумфальными арками, скульптурами, мраморными и медными колоннами, вывезенными из самого Рима.

 Отчего Русь предпочла христианство

Киевский князь Владимир (Владимир Креститель или Владимир Красное Солнышко), приняв решение отойти от язычества и не доверяя местным проповедникам, снарядил десять послов (выделявшихся среди бояр своим благоразумием) в дальние страны. Так он хотел узнать сущность веры других народов, прежде чем определиться, по какому пути пойдет Русь в своих религиозных воззрениях.

Посещение службы в великолепном Софийском храме настолько потрясло русскую делегацию, что по возвращении в Киев они с упоением описывали Владимиру красоту и великолепие греческих ритуалов.

В заключение своего отчета они напомнили князю, что его бабушка, великая княгиня Ольга (которую Владимир очень почитал), не зря приняла христианство: всем было известно, насколько мудра была эта женщина. Последний аргумент убедил князя в необходимости обращения в христианскую веру.

Точная дата крещения князя Владимира не известна. «Повесть временных лет» утверждает, что произошло это в 988 году. Вскоре после крещения князь женился на греческой царевне Анне - сестре византийских правителей Василия II и Константина VIII.

Вернувшись в Киев (вместе с ним из Византии приехал греческий митрополит Михаил), Владимир окрестил своих детей и всех жителей Киева. Место массового крещения горожан и по сей день именуется «Крещатиком».

 Город, где живет «царь»

Титулом «царь» древние славяне называли императоров, правивших Римом и Византией, а поскольку столица Римской империи была перенесена в Константинополь, произошло перенесение понятия на название самого города. «Царьград» - город, где живет император – «царь» (наверное, многим любопытно было бы узнать, почему Новосибирск назвали Новосибирском).

  • Царьград воспринимался русскими людьми как центр православия. Вскоре после принятия христианства в русской культуре происходит систематическая сакрализация (наделение священным смыслом) образа Царьграда.

  • Именно образом Царьграда в русских народных сказках навеяно представление о диковинной заморской стране с ее волшебством и всевозможными чудесами.

  • Женитьба Владимира на византийской царевне привела к налаживанию культурных и духовных связей с Константинополем. Царьград сыграл чрезвычайно положительную роль в развитии русского общества, поскольку деловые и культурные контакты привели к скачку в развитии иконописи, архитектуры, литературы, искусства и обществоведения.

По распоряжению Владимира в Киеве, Полоцке и Новгороде были построены великолепные соборы, являющиеся точными копиями софийского собора в Константинополе.

На главном въезде во Владимир и в Киев были установлены золотые ворота, созданные по аналогии с золотыми вратами, отворявшимися во время торжественных церемоний встречи византийских императоров.

 Этимологическая справка

Интересна этимология слова «царь». Произошло оно от имени римского императора Гая Юлия Цезаря. Слово «цезарь» стало обязательной частью титула всех правителей империи: и на ранних, и на поздних сроках ее существования. Употребление приставки «цезарь» символизировало преемственность власти, перешедшей к новому императору от легендарного Юлия Цезаря.

В римской культуре понятия «царь» и «цезарь» не тождественны: на ранних стадиях существования римского государства царь именовался словом «рекс», выполнял обязанности верховного жреца, мирового судьи и предводителя войска. Он не наделялся неограниченной властью и чаще всего представлял интересы общины, выбравшей его своим предводителем.

 Конец Византийской империи

29 мая 1453 года султан Мехмед II Завоеватель взял Константинополь после 53-дневной осады. Последний византийский император Константин XI, отстояв молебен в Софийском соборе, доблестно сражался в рядах защитников города и погиб в бою.

Взятие Константинополя означало конец существования Византийской империи. Константинополь стал столицей Османского государства и поначалу назывался Константиние, а затем был переименован в Истанбул.

В Европе и России город называют Стамбулом, что является искаженной формой турецкого названия.

propochemu.ru

Царьград - Википедия

Константинополь в византийскую эпоху

Константино́поль (греч. Κωνσταντινούπολις, Константину́полис, или ἡ Πόλις — «Город»), осман. قسطنطينيه‎ [kostantîniyye], тур. Konstantinopolis, лат. Constantinopolis) — название Стамбула с 11 мая 330 до 28 марта 1930 года, неофициальное[1] название (офиц. Новый Рим[2][1]) столицы Римской империи (330—395), Византийской, или Восточно-Римской империи (395—1204 и 1261—1453), Латинской империи (1204—1261) и Османской империи (1453—1922).

Византийский Константинополь, находившийся на стратегическом мысе между Золотым Рогом и Мраморным морем, на границе Европы и Азии, был столицей христианской империи — наследницы Древнего Рима и Древней Греции. На протяжении Средних веков Константинополь был самым большим и самым богатым городом Европы. По сегодняшний день остаётся самым большим по населению городом Европы.

Среди имён города — Византий (греч. Βυζάντιον, лат. Byzantium), Новый Рим (греч. Νέα Ῥώμη, лат. Nova Roma) (входит в состав титула патриарха), Константинополь, Царьград (у славян; перевод греческого названия «Царственный град» — Βασιλεύουσα Πόλις — Василевуса Полис, город василевса) и Стамбул. Название «Константинополь» (Κωνσταντινούπολη) сохраняется в современном греческом языке, «Царьград» — в южнославянских. В IX—XII веках использовалось и пышное название «Византида» (греч. Βυζαντις)[3]. Город был официально переименован в Стамбул в 1930 году в ходе реформ Ататюрка.

История[ | ]

Константин Великий (306—337)[ | ]

Церковь святых Апостолов

В 324 году, после побед в междоусобных войнах, император Римской империи Константин Великий разворачивает в существовавшем с VII века до н. э. как греческая колония городе Виза́нтии крупнейшее строительство — перестроен ипподром, построены новые дворцы, возведена огромная церковь Апостолов, строятся крепостные стены, со всех концов империи в город свозятся произведения искусства. В результате масштабного строительства город увеличивается в несколько раз, существенно увеличивается прирост населения за счёт миграции из европейских и азиатских провинций.

11 мая 330 года Константин официально переносит столицу Римской империи в город на Босфоре и нарекает его Новым Римом, Константинополем.

В последующем город так стремительно рос и развивался, что уже через полвека, при правлении императора Феодосия, возводятся новые городские стены. Новые стены города, сохранившиеся до наших дней, заключили в себя уже семь холмов — столько же, сколько в Риме.

Разделённая империя (395—527)[ | ]

После смерти Феодосия в 395 году Римская империя окончательно делится на Западную Римскую империю и Восточную Римскую империю. После гибели Западной Римской империи (476) Восточная империя традиционно называется западным термином Византийская империя или просто Византия, хотя самоназванием это никогда не было, и до конца существования Византии империя называлась Ромейской (то есть Римской), а её жители — ромеями (римлянами).

Город Юстиниана (527—565)[ | ]

Во времена правления императора Юстиниана в 527—565 годах для Константинополя наступает «золотой век». Через пять лет его правления в 532 году в городе вспыхнуло крупнейшее восстание «Ника» — город был существенно разрушен, собор Святой Софии сгорел.

После жестокого подавления бунта Юстиниан заново отстраивает столицу, привлекая лучших архитекторов своего времени. Строятся новые здания, храмы и дворцы, центральные улицы нового города украшаются колоннадами. Особое место занимает строительство собора Святой Софии, который стал самым большим храмом в христианском мире и оставался таковым на протяжении более тысячи лет — вплоть до постройки Собора Святого Петра в Риме.

«Золотой век» не был безоблачным: в 544 году Юстинианова чума унесла жизни 40 % населения города.

Город быстро растёт и становится сначала деловым центром тогдашнего мира, а вскоре и самым большим городом мира. Его даже стали называть просто Город.

Первые упоминания турецкого топонима İstanbul ([isˈtanbul] — иста́нбул, местное произношение ɯsˈtambul — ыста́мбул) появляются в арабских, а затем и тюркских источниках X века и происходят от (греч. εἰς τὴν Πόλιν), «ис тин пόлин» — «в город» или «к городу» — является косвенным греческим наименованием Константинополя.

Осады и упадок[ | ]

Стены Константинополя

В период с 666 года по 950 год город подвергается неоднократным осадам со стороны арабов, болгаров и русов.

Во времена правления императора Льва Исавра в 717—741 годах начинается период иконоборчества, который продлится до середины IX века, уничтожаются многие фрески и мозаики на религиозные темы.

Расцвет при Македонянах и Комнинах[ | ]

Второй величайший расцвет Византии, а с ней и Константинополя, начинается в IX веке с приходом к власти Македонской династии (856—1071). Тогда, одновременно с крупными военными победами над основными врагами — болгарами (Василий II даже носил прозвище Болгаробойца) и арабами, расцветает грекоязычная культура: наука (реформируется Константинопольская высшая школа — своего рода первый европейский университет, основанный ещё Феодосием II в 425 году), живопись (в основном фрески и иконы), литература (в основном агиография и летописание). Усиливается миссионерская деятельность, преимущественно среди славян, примером чему служит деятельность Кирилла и Мефодия.

В результате разногласий между папой римским и патриархом Константинополя в 1054 г. произошло разделение христианской церкви, а Константинополь стал православным центром.

Так как империя была уже далеко не такой большой, как во времена Юстиниана или Ираклия, в ней не было других городов, сопоставимых с Константинополем. В это время Константинополь играл основополагающую роль во всех областях жизни Византии. С 1071 года, когда началось нашествие турок-сельджуков, империя, а с ней и Город вновь погружаются во мрак.

Во времена правления династии Комнинов (1081—1185) Константинополь переживает последний расцвет — правда, уже не такой, как при Юстиниане и Македонской династии. Центр города смещается на запад к городским стенам, в нынешние районы Фатих и . Строятся новые церкви и новый императорский дворец (Влахернский дворец).

В XI и XII столетиях генуэзцы и венецианцы берут в руки торговую гегемонию и располагаются на Галате.

Падение[ | ]

13 апреля 1204 года Константинополь захватывается рыцарями Четвёртого крестового похода, которые его сжигают и практически полностью разоряют. Город становится столицей Латинской империи крестоносцев, в котором экономическое господство перешло к венецианцам. В июле 1261 византийцы, поддержанные генуэзцами, отвоёвывают город, и власть вновь переходит к византийской династии Палеологов.

До середины XIV века Константинополь оставался крупным торговым центром, затем постепенно пришёл в запустение, ключевые позиции в городе захватили венецианцы и генуэзцы. С конца XIV века Константинополем не раз пытались овладеть османские турки. После строительства султаном Мехмедом Завоевателем в 1452 году Румельской крепости судьба города была решена, и 29 мая 1453 года после длительной осады город пал.

Константинополь стал столицей нового сильного государства — Османской империи.

Галерея[ | ]

  • Вид на Константинополь византийской эпохи с высоты птичьего полёта (реконструкция)

  • Константин Великий приносит Город в дар Богородице (мозаика). Айя София, около 1000

  • Монета, выпущенная Константином I в честь основания Константинополя

  • Другая монета, выпущенная Константином I в 330-333 г. н. э. в честь основания Константинополя и Рима также подтверждает как традиционный центр Римской империи.

  • Карта Константинополя (1422) флорентийского картографа Буондельмонти[4] является старейшей картой города и только одна, которая предшествует турецкому завоеванию города в 1453 году

  • Сегодняшняя Айя София была заказана императором Юстинианом I после предыдущей, которая была уничтожена в ходе восстания Ника 532 года. Она была превращена в мечеть в 1453 году, когда Османская империя утвердилась, и стала музеем в 1935 году

  • Крестоносцы в Константинополе. Картина Делакруа.

  • Мехмед Завоеватель входит в Константинополь, картина

  • Монументальный центр Константинополя.

  • Страница с изображением Константинополя в Нюрнбергской хронике, опубликованная в 1493, сорок лет спустя после падения города

  • Фрагмент Милиона (греч.: Μίλ(λ)ιον) — памятник, обозначающий милю

Примечания[ | ]

Ссылки[ | ]

encyclopaedia.bid

Города-символы. Новый Рим - Царьград - Константинополь - Стамбул

Ещё Византия-Турция и христианство здесь, здесь и здесь

Константинополь – самый прекрасный город на светеСтроительство Константинополя началось в 324 году, 11 мая 330 года город был освящен / «Наша вера» / май, 2017

Благодатная почва Руси привела к появлению неисчислимого множества святых, от первых подвижников, которые уходили в пещеры, позже ставшие монастырями, до исповедников, отказавшихся предавать веру под дулами большевистских винтовок. О них, о том, чем живет Православная церковь сегодня и как хранит дух русской святости, мы и будем рассказывать в рубрике «Наша вера». ©

Ещё в «Нашей вере» и ещё Царьград - Константинополь - СтамбулИван Айвазовский «Вид Константинополя и Босфора», 1856Перенос столицы Римской империи в Константинополь открыл новую эпоху в истории Европы. На тысячу с лишним лет Царьград стал центром христианской империи.После знаменитой победы над Максенцием у Мульвийского моста в октябре 312 года, император Константин в Риме бывал не часто. Политические и военные обстоятельства вынуждали его находиться в столицах всех четырех префектур и в других важных городах империи – в Августе Треверорум (сейчас это германский Трир), в Сердике (ныне София, Болгария), Фессалониках и Никомедии.

В малоазийскую Никомедию Константин перебрался после победы над Лицинием в 324 году, и практически в это же время он стал строить новую столицу империи – на месте древнего городка Византия. Византий, основанный около 660 года до н.э., располагался на европейском (фракийском) берегу Босфора.

Уникальность и географическую выгодность этого места Константин оценил как раз во время сражения с Лицинием. Рим, Вечный город полный идолов и языческих храмов после принятия Константином христианства, должен был уйти в тень. Империя, как и сам император, стремительно менялась. Нужна была новая столица, и местность на холмистом полуострове между проливом Босфор и бухтой Золотой Рог, как нельзя лучше соответствовала этому.

Кроме того, здесь удачно пересекались торговые пути из Черного моря в Средиземное. Это место служило как бы мостом между Азией и Европой.

Град Константина строили лучшие мастера империи и большое количество рабочих, среди которых 40 тысяч готов. За короткий срок были построены крепостные стены, вымощены широкие улицы, воздвигнуто множество общественных зданий – сенат, императорский дворец, храмы, ипподром на 30 тысяч зрителей, форум, акведуки и портики.

Новую столицу украсили прославленными произведениями искусства, привезенными со всего Средиземноморья. Торжественное освящение новой столицы христианскими епископами состоялось 11 мая 330 года. На десять с лишним столетий эта дата стала для жителей города праздничной, ее отмечали с особым размахом.

При освещении столица получила имя Новый Рим, но очень скоро жители города, отдавая должное главному строителю, стали называть его Константинополем – городом Константина. В отличие от Старого Рима, Новый был столицей не языческой, а христианской империи. Интересно, что сам император не был еще крещен, он имел статус оглашенного (готовящегося к крещению). Сам Константин крестился в Никомедии, но царственный град стал духовной купелью для многих народов, отсюда отправилась миссия святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия к славянам, и киевлян в водах Днепра крестили греческие священники.

Дело Константина по укреплению, расширению и украшению города продолжили его преемники, и Новый Рим быстро превратился в крупнейший центр Европы и Азии. Послы, купцы, паломники устремлялась в него со всех концов земли. В столице можно было сделать ошеломительную карьеру, социальное положение и толщина кошелька не имели значения, простой солдат или чиновник мог стать императором. Константинополь стал самым желанным городом Средиземноморья.

«Ни с чем не сравнимое прекрасное средоточие всей обитаемой земли» — так назовет этот город в XIV веке византийский книжник Фёдор Метохит.

Защитникам города с Божией помощью удавалось отражать бесчисленные набеги готов, арабов, славян. В конце истории Византии, когда эпоха ее политического могущества уже осталась в прошлом, град Константина продолжал сохранять свое культурное и церковное значение вплоть до захвата турками в 1453 году, а само название города турки будут оставят до самого 1930 года.

Сегодня так выглядит главный символ Константинополя - собор Святой СофииТакое положение города, который турки превратили в штаб, откуда рассылались указы, направленные на угнетение и порабощение христианских народов, оказавшихся в орбите Османской империи, не могло не беспокоить Россию.

В ходе русско-турецких войн XIX века русские не единожды были близки к захвату и освобождению города, в марте 1807 года русская эскадра вице-адмирала Дмитрия Сенявина начала морскую блокаду Константинополя, в феврале 1878 года русские войска стояли чуть не под самыми его стенами, но не вступили в город. Существовали и другие планы по высадке десанта на Босфор, к сожалению, они не были осуществлены по ряду причин.

Но многие греки по-прежнему верят, крест над Святой Софией воздвигнут именно русские.

Кирилл Брагин«Русская планета», 11 мая 2017

yarodom.livejournal.com

Какой город на Руси называли Царьградом? — domino22

Какой город на Руси называли Царьградом?

  1. Царь-град — это нынешний город Стамбул в Турецкой республике (1923 год). Придя в Малую Азию и захватив в 1453 году Царь-град османы (атаманы) начали править в нм от имени империи Великой Тартарии. Лишь после разрушения в 16-17 веках империи Великой Тартарии османы (атаманы) стали править самостоятельно.
  2. Плохо проходили. Плохой учитель или ученик! КОНСТАНТИНОПОЛЬ, а не Киев! И песню о Вещем Олеге перечитайте внимательно….
  3. Константинополь!
  4. стамбул
  5. Киев наверное
  6. константинополь!
  7. В 324 году император Константин основал на европейском берегу Босфора новую столицу Византийской империи, названную по его имени Константинополем. Постепенно она превратилась в огромный город, со всех сторон укрепленный неприступными стенами. Его украшали великолепные дворцы и храмы, акведуки и широкие улицы с богатыми домами знати.Географическое положение Византийской империи, находившейся на границе Запада и Востока, позволило Константинополю стать крупнейшим торговым центром раннего средневековья. Весь тогдашний мир воспринимал Византию как центр христианской культуры. Она стала таковым после падения Рима.По своему государственному устройству Византия являлась самодержавной монархией. Вот почему император Византии считался одновременно и царем всего православного мира. Золотые монеты Византии солиды были широко распространены во всех странах и считались международной валютой.Русский купец Козьма Индикаплов, совершивший в VI веке путешествие в Аравию, Восточную Африку и на Цейлон, одним из первых принес на Русь красочное описание византийской столицы. Но еще и до этого времени за Константинополем укрепилось название Царьграда.Любопытно, что такое название города продолжало бытовать на Руси и после завоевания Константинополя крестоносцами в 1204 году, и даже после его захвата турками в 1453 году.
  8. Константинополь (Стамбул)
  9. прокопьевск (-=
  10. Конечно Константинополь! Сейчас Стамбул (Турция ).
  11. Киев мы это в первом семестре прошлого года проходили на повторении
  12. http://www.aif.ru/dosug/1846426 царьград это не киев, а константинополь
  13. киев кажись
  14. по моему Киев. ето исчо в песне о вещем олеге сказано
  15. Царьград — Константинополь — СтамбулВ 658 году до н. э. на острове, напоминающем голову орла, между бухтой Золотой Рог и Мраморным морем, греческие колонисты из Мегары основали город. Они назвали его Византией по имени своего вождя Византа (или Визаса) . Сначала город заселили рыбаки и торговцы, но выгодное географическое положение привело к быстрому росту Византии, и вскоре она заняла видное место среди греческих полисов.В 196 году до н. э. римский император Септимий Север после трехлетней осады взял Византию и разрушил ее, но вскоре по его же приказу город был восстановлен. В 330 году император Константин после победы над Лицинием решил перенести сюда столицу Римской империи, и в мае того же года император со своим двором переехал в Византию, которую переименовал в Новый Рим. Но название это не прижилось, и город стал называться Константинополем.

    В XV веке Константинополь стал столицей Османской империи, и его переименовали в Инстанбул (Стамбул) . Город начал быстро приобретать восточный облик, все стало приспосабливаться к турецкому укладу жизни. Каждый строил свой дом, где ему заблагорассудится. Улицы сужались, дома отгораживались от внешнего мира глухими заборами, балконы затеняли и без того темные уличные проходы. Но город и украшался. Выдающиеся зодчие Хайреддин и Синан строили мечети и возводили другие сооружения.Самая знаменитая мечеть Стамбула — мечеть султана Ахмеда — построена в 1609-1617 годы архитектором Мехмедом-ага (учеником Синана) на месте бывшего дворца византийского императора, напротив Святой Софии. Строительство мечети началось по распоряжению султана, которому было тогда 19 лет. Архитектор Мехмед-ага завершил этот шедевр зодчества за семь лет.

    Софийский собор

    Современный Стамбул (Турция)Площадь: 1538,77 км#178;Население: 10 034 830 человек.

  16. Константинополь, Царьград, Стамбул. Великие города часто переименовывают!
Внимание, только СЕГОДНЯ!

www.domino22.ru

Поход Руси на Царьград - это... Что такое Поход Руси на Царьград?

Поход руси против Византии 860 года — набег русов на окрестности византийской столицы Константинополя в июне 860 года.

Набег известен по византийским, европейским и древнерусским источникам. Описание похода на Константинополь в наиболее ранней древнерусской «Повести временных лет» заимствовано из византийской хроники Продолжателя Амартола.

Обстановка накануне набега

В 860 году Византия вела ожесточённую войну с арабами в Малой Азии. В марте гарнизон крепости Лулон, имевшей важное стратегическое значение, сдался арабам. В апреле-мае стороны произвели обмен пленными, однако уже в начале июня византийский император Михаил III во главе армии покидает Константинополь для вторжения на территорию халифата Аббасидов. Как сообщает Продолжатель Амартола, для охраны города был оставлен эпарх[1] Ориха. В хронике Симеона Логофета говорится, что весть о нападении руси застигла императора у Мавропотама (Черной реки). Точно не известно местонахождение этой речки, было несколько рек с похожим названием. Исследователи относят Мавропотам к Каппадокии, области в Малой Азии в 500 км от Константинополя.

Нападение оказалось полной неожиданностью для жителей Константинополя, не ждавших нападения с Чёрного моря. Столица Византии ограждалась двойной высокой стеной со стороны суши. Со стороны пролива Босфор и бухты Золотой рог стена была невысокая. За пределами крепостных стен и на берегах Босфора проживало немало людей, не успевших бежать.

Набег

Повесть временных лет, а вслед за ней историки долго датировали нападение на Константинополь 866 годом, хотя историк русской церкви Голубинский ещё в 1880-х годах по византийским свидетельствам указывал на 860—861 годы.[2]

В 1894 году бельгийский учёный Франц Кюмон опубликовал обнаруженную им хронику царствования византийских императоров, т. н. Брюссельскую хронику[3], в которой содержалось упоминание набега русов и называлась точная дата — 18 июня 860[4]:

«Михаил, сын Феофила [правил] со своею матерью Феодорой четыре года и один — десять лет, и с Василием — один год и четыре месяца. В его царствование 18 июня в 8-й индикт, в лето 6368, на 5-м году его правления пришли Росы на двухстах кораблях, которые предстательством всеславнейшей Богородицы были повержены христианами, полностью побеждены и уничтожены.»[5]

На закате 18 июня 860 около 200 русских судов причалили к берегам Босфора. Иоанн Диакон, посол венецианского дожа Пьетро II Орсеоло и автор «Венецианской хроники», сообщает о 360 кораблях. Кроме количества кораблей русов, итальянский хронист рубежа X—XI веков расходится с византийской хроникой и в оценке итогов набега:

«В это время народ норманнов [Normannorum gentes] на трёхстах шестидесяти кораблях осмелился приблизиться к Константинополю. Но так как они никоим образом не могли нанести ущерб неприступному городу, они дерзко опустошили окрестности, перебив там большое количество народу, и так с триумфом возвратились восвояси [et sic praedicta gens cum triumpho ad propriam regressa est].»[6]

Предположительно эти корабли были довольно большие, способные вместить 30—40 человек, как типичные корабли викингов. Согласно Повести временных лет Вещий Олег, требуя дань с Царьграда, говорил, что у него 40 человек на корабль, и если он мог преувеличить, то никак не преуменьшить. Большие корабли русов просто не смогли быть проведены через днепровские пороги или низовья Дона, контролируемые хазарами. Таким образом, общее число русов, участвовавших в набеге, было до 8000.

Появление кораблей было совершенно неожиданно для жителей. Известно, что византийцы использовали передовые для того времени способы оповещения об опасности, вроде цепочки световых маяков, но со стороны Чёрного моря нападения не ждали. Высадившиеся воины начали грабить с вечера и всю ночь пригороды Константинополя, захватывать разбегающихся в панике людей. Положение осложнялось тем, что Михаил III увёл на войну с арабами даже часть гарнизона. Византийский флот, также не оказавший заметного сопротивления русов, сражался с арабами и норманнами в Эгейском и Средиземном морях.

Византийцы смутно представляли, кто напал на них. Фотий уже в дни осады называл русов «народом с севера», «народом от краев земли». В своей проповеди патриарх Фотий красочно описал ритуальные жертвоприношения русов, которые посчитал карой господа за грехи жителей:

«Можно было видеть младенцев, отторгаемых ими от сосцов и молока, а заодно и от жизни, и их бесхитростный гроб — о горе! — скалы, о которые они разбивались; матерей, рыдающих от горя и закалываемых рядом с новорожденными, судорожно испускающими последний вздох… не только человеческую природу настигло их зверство, но и всех бессловесных животных, быков, лошадей, птиц и прочих, попавшихся на пути, пронзала свирепость их; бык лежал рядом с человеком, и дитя и лошадь имели могилу под одной крышей, и женщины и птицы обагрялись кровью друг друга.»[7]

Набег русов затронул не только столицу Византии, но также окрестные места, в частности Принцевы острова в Мраморном море. Опальный константинопольский патриарх Игнатий, находясь в ссылке на одном из островов, едва избежал гибели, как об этом сообщает Никита Пафлогонянин в «Житие патриарха Игнатия», сочинении начала X века:

«В это время запятнанный убийством более, чем кто-либо из скифов, народ, называемый Рос, по Эвксинскому понту прийдя к Стенону и разорив все селения, все монастыри, теперь уж совершал набеги на находящиеся вблизи Византия [Константинополя] острова, грабя все [драгоценные] сосуды и сокровища, а захватив людей, всех их убивал. Кроме того, в варварском порыве учинив набеги на патриаршие монастыри, они в гневе захватывали все, что ни находили, и схватив там двадцать два благороднейших жителя, на одной корме корабля всех перерубили секирами.»

Отступление руси

Сохранились тексты гомилий (проповедей), с которыми патриарх Фотий обратился к жителям Константинополя во время его осады русами и вскоре после их отступления. Вторая гомилия предположительно датируется 4 августа, к этому времени русы покинули окрестности города. Фотий сообщает, что нападающие ушли с огромной добычей. Он ничего не говорит о причине ухода русов, рассматривая как чудо, что они не взяли Константинополь:

«Ибо как только облачение Девы обошло стены, варвары, отказавшись от осады, снялись с лагеря, и мы были искуплены от предстоящего плена и удостоились нежданного спасения… Неожиданным оказалось нашествие врагов — нечаянным явилось и отступление их…»[7]

В то же время Фотий недвусмысленно подчеркивает, что отступление нападающих от Константинополя произошло по инициативе самих русов:

«О, как же все тогда расстроилось, и город едва так сказать, не был поднят на копье! Когда легко было взять его, а жителям невозможно защищаться, то очевидно, от воли неприятеля зависело — пострадать ему или не пострадать ... Спасение города находилось в руках врагов и сохранение его зависело от их великодушия ... город не взят по их милости и присоединенное к страданию бесславие от этого великодушия усиливает болезненное чувство пленения.»[7]

Более поздние авторы, такие как продолжатель хроники Георгия Амартола, Лев Грамматик и Феодосий Мелитенский, сообщают, что Михаил III быстро без войска вернулся в столицу, «едва пробравшись», и вместе с Фотием вознёс молитвы к Богу, погрузил мафорий Богоматери в море. Внезапно поднялась сильная буря и разметала суда русов, после чего те бежали. Эту легенду повторяют еще более поздние «Брюссельская хроника» и «Повесть временных лет».

С другой стороны, Фотий, очевидец и участник событий, не сообщает о возвращении императора в осажденную столицу, что напрочь исключает подобный вариант развития событий, но зато говорит о спокойном море. Письмо от 28 сентября 865 папы Николая I императору Михаилу III содержит упоминание о недавнем разграблении окрестностей Константинополя язычниками (pagani), которые ушли, избежав всякой мести (nulla fit ultio). В «Венецианской хронике» Иоанна Диакона, не заинтересованного в прославлении византийской церкви и императора, нападающие (normanorum gentes) «вернулись с триумфом» (triumpho ad propriam regressa est). Продолжатель Феофана в «Жизнеописании императора Василия» называет народ росов «неодолимым», обращаясь к крещению русов вскоре после набега 860 года. Рассказ о чудесном наказании русов, таким образом, оказывается не более чем благочестивой фантазией византийских хронистов.

Причины ухода русов неизвестны. Историки выдвигают разные версии: либо русы опасались подхода византийской армии, либо просто не желали втягиваться в осаду, удовлетворившись богатой добычей, либо надеялись заключить выгодный торговый договор с империей. По некоторым версиям, легендарный победоносный поход Вещего Олега на Царьград в 907 году, известного только по «Повести временных лет», но не упомянутый никакими другими источниками, мог отражать воспоминания об успехе набега 860 года.

Заключение мира, первое крещение Руси

О посольстве русов в Константинополь вскоре после набега известно из окружного послания Фотия восточным патриархам (начало 867) и от продолжателя Феофана. Условия заключённого договора не приводятся, однако оба источника сообщают о желании русов креститься. Фотий удовлетворил это желание и направил к русам епископа:

«… даже для многих многократно знаменитый и всех оставляющий позади в свирепости и кровопролитии, тот самый так называемый народ Рос — те, кто, поработив живших окрест них и оттого чрезмерно возгордившись, подняли руки на саму Ромейскую державу! Но ныне, однако, и они переменили языческую и безбожную веру, в которой пребывали прежде, на чистую и неподдельную религию христиан,… поставив в положение подданных и гостеприимцев вместо недавнего против нас грабежа и великого дерзновения. И при этом столь воспламенило их страстное стремление и рвение к вере … , что приняли они у себя епископа и пастыря и с великим усердием и старанием встречают христианские обряды.»[8]

Продолжатель Феофана содержит ещё один рассказ, составленный в 950-е годы, о крещении русов во времена Василия I (867—886) и патриарха Игнатия (867—877). Согласно ему уже сами византийцы дарами уговаривают русов принять христианство, глава же русской церкви получает сан архиепископа. Возможная дата крещения в истории Продолжателя Феофана близко соприкасается с возможной датой крещения по Фотию, но если в обоих случаях речь идёт об одном и том же событии, то свидетельство участника крещения Фотия более достоверно.

В сообщениях о первом крещении русов не приводится, где именно обитал этот народ и кто был их правителем. В церковно-академической среде считается вполне установленным [9][10], что князья Аскольд и Дир c «болярами» и некоторым количеством народа приняли крещение в Киеве от епископа (возможно, от Кирилла и Мефодия), посланного Константинопольским патриахом Фотием в начале или середине 860-х.

К. Цукерман высказывается против мнения тех исследователей, которые рассматривают сообщения Фотия и Продолжателя Феофана как описывающие одно и то же событие , и предлагает гипотезу, основанную на параллелях в церковной истории Болгарии и Руси. Согласно этой версии, русы, как и болгары, оказались недовольны отсутствием церковной самостоятельности (автокефалии), проявлением чего является то обстоятельство, что глава их церкви имеет лишь епископский, не архиепископский, сан. Недовольство могло быть вызвано также отношением Фотия к ним как к новым подданным Византийской империи. Русы изгнали своего епископа и уже новому императору Василию I и патриарху Игнатию приходится ублажать их подарками и бо́льшей церковной автономией. Точно также и примерно в это же время болгарский царь Борис I, не добившись автокефалии для своей церкви, прогнал византийское духовенство и пригласил миссионеров римского папы Николая. В 870 Игнатий сумел переманить Болгарию от папы к себе, повысив церковное представительство греческого иерарха до сана архиепископа, что являлось серьезной политической уступкой. На Руси, вероятно, события развивались подобным же образом.

Информация о походе в Древнерусских летописях

В «Повести временных лет» сообщается:

Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали у себя много варягов и стали владеть землею полян. Рюрик же княжил в Новгороде.[……]В год 6374 (866). Пошли Аскольд и Дир войной на греков и пришли к ним в 14-й год царствования Михаила. Царь же был в это время в походе на агарян, дошел уже до Черной реки, когда епарх прислал ему весть, что Русь идет походом на Царьград, и возвратился царь. Эти же вошли внутрь Суда, множество христиан убили и осадили Царьград двумястами кораблей. Царь же с трудом вошел в город и всю ночь молился с патриархом Фотием в церкви святой Богородицы во Влахерне, и вынесли они с песнями божественную ризу святой Богородицы, и смочили в море ее полу. Была в это время тишина и море было спокойно, но тут внезапно поднялась буря с ветром, и снова встали огромные волны, разметало корабли безбожных русских, и прибило их к берегу, и переломало, так что немногим из них удалось избегнуть этой беды и вернуться домой.

«Новгородская первая летопись младшего извода» [11], по убедительному мнению русского историка Шахматова,[12] содержит в начальной части сведения из более древней летописи XI века. В описании похода эта летопись не упоминает об участии Аскольда и Дира в нём, равно как и об их связи с Рюриком. На основании этого многие историки [13][14] предполагают, что сведения «ПВЛ» (написанной в XII веке) об Аскольде и Дире как предводителях похода на Константинополь являются позднейшей вставкой русского летописца[15], призванной объединить в единое целое разрозненные сведения по древней истории Руси.

Само по себе описание похода на Царьград в древнерусских летописях заимствовано из славянского перевода византийской хроники продолжателя Георгия Амартола. Текст летописи повторяет фантастические детали этого недостоверного позднего источника и радикально противоречит свидетельству очевидца событий — патриарха Фотия. Так, в точности воспроизведен фантастический рассказ о возвращении императора в Константинополь и о буре, якобы уничтожевшей "безбожных росов" у стен осажденного города после совместной молитвы патриарха и императора. Таким образом, у первых русских летописцев конца XI — начала XII веков не сохранилось никаких сведений об обстоятельствах похода IX века. Как метко заметил К. Цукерман, русские летописцы воспользовавшись византийским источников (в данном случае, наименее достоверным) превратили успешную военную операцию славных пращуров в полное поражение. В первых русских летописях не сохранилось и сведений о крещении Руси при Фотии, поскольку это событие не упомянул продолжатель Георгия Амартола.

См. также

Примечания

  1. ↑ Эпарх — градоначальник Константинополя с широкими полномочиями.
  2. ↑ В частности, Голубинский заметил, что Никита Пафлагонянин в житие патриарха Игнатия, сообщая ο соборе в мае месяце 861 г., говорит, что собор «был немного опустя после нашествия».
  3. ↑ Брюссельский кодекс Cod. Brux. gr. 11376 был переписан в Константинополе между 1280 и 1300 гг. Содержит в том числе краткую императорскую хронику.
  4. ↑ Васильев А. А. История Византийской империи: Первое русское нападение на Константинополь
  5. ↑ Зарубежные источники по истории Руси как предмет исследования. Гл.3 — учебное пособие
  6. ↑ К. Егоров. «Образование Киевской Руси». Гл.3
  7. ↑ 1 2 3 Вторая гомилия патриарха Фотия «На нашествие росов»
  8. ↑ Окружное послание Фотия, Патриарха Константинопольского, к Восточным Архиерейским Престолам
  9. ↑ Еп. Порфирий Успенский. Четыре беседы Фотия, святейшего патриарха Константинопольского. СПб., 1863 ;Никон (Лысенко). «Фотиево» крещение славяно-россов и его значение в предыстории Крещения Руси: Богословские труды. Сборник № 29. М.,1989, стр. 27-40 ;Прот. Лев Лебедев. Крещение Руси. Изд. МП, 1987, стр. 63 — 76 ;Священник Виктор Кузнецов. Аскольдово крещение
  10. ↑ Парменов А. РУСЬ У СТЕН ЦАРЬГРАДА
  11. ↑ Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. — М.-Л.: «Издательство Академии Наук СССР», 1950. — 659 с. //«Ізборник». Історія України IX-XVIII
  12. ↑ А. А. Шахматов, «Разыскания о древнейших русских летописных сводах». СПб., 1908
  13. ↑ К.Цукерман. ДВА ЭТАПА ФОРМИРОВАНИЯ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА >
  14. ↑ Творогов О. В. Сколько раз ходили на Константинополь Аскольд и Дир? // Славяноведение. — 1992. — Вып. 2. — С. 54-59
  15. ↑ Ипатьевский список «Повести временных лет»//«Ізборник». Історія України IX-XVIII

Литература

  • Аникин Д. В. «Поход Аскольда и Дира на Греки в 866 (6374) г.» [1] из [2]

Тексты первоисточников

  • Кузенков П.В. Поход 860 г. на Константинополь и первое крещение Руси в средневековых письменных источниках. // Древнейшие государства Восточной Европы. 2000 г.: Проблемы источниковедения. М., 2003. С.3-172. Частично воспроизведено в Интернете:
  • «Повесть временных лет». 866 год. — в переводе Д. С. Лихачева

 

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Поход Руси на Царьград (860) Википедия

Дата Место Причина Итог Изменения Противники Командующие Силы сторон
Поход руси на Константинополь в 860 году
Основной конфликт: Походы Руси против Византии
Русы под стенами Константинополя.
18 июня 860
Константинополь, Византия
грабительский набег[1]
русы отступили
нет

неизвестно

200-360 кораблейдо 8 тыс. воинов

Поход руси против Византии 860 года — нападение русов на окрестности византийской столицы Константинополя в июне 860 года.

Военный поход известен по византийским, европейским и древнерусским источникам. Описание похода на Константинополь в наиболее ранней древнерусской «Повести временных лет» заимствовано из византийской хроники Продолжателя Амартола.

Обстановка накануне похода

В 860 году Византия вела ожесточённую войну с арабами в Малой Азии. В марте гарнизон крепости Лулон, имевшей важное стратегическое значение, сдался арабам. В апреле-мае стороны произвели обмен пленными, однако уже в начале июня византийский император Михаил III во главе армии покинул Константинополь для организации вторжения на территорию халифата Аббасидов. Как сообщает Продолжатель Амартола, для охраны города был оставлен эпарх[2] Ориха. В хронике Симеона Логофета говорится, что весть о нападении руси застигла императора у Мавропотама (Чёрной реки). Точно не известно местонахождение этой речки, было несколько рек с похожим названием. Исследователи относят Мавропотам к Каппадокии, области в Малой Азии в 500 км от Константинополя.

Нападение оказалось полной неожиданностью для жителей Константинополя, не ждавших нападения с Чёрного моря. Столица Византии ограждалась двойной высокой стеной со стороны суши. Со стороны пролива Босфор и бухты Золотой рог стена была невысокая. За пределами крепостных стен и на берегах Босфора проживало немало людей, не успевших бежать.

Ошибочное прочтение одной фразы в 1-м издании гомилий Фотия как «мы поработили немногих молотильщиков» привело к появлению гипотезы о том, что нападение русов было вызвано обидами, причиненными неким русским работникам ('молотильщикам') в Константинополе. Ошибка была вскоре обнаружена, но продолжает встречаться время от времени в работах историков[3].

Поход

Повесть временных лет, а вслед за ней историки долго датировали нападение на Константинополь 866 годом, хотя историк русской церкви Е. Е. Голубинский ещё в 1880-х годах по византийским свидетельствам указывал на 860—861 годы.[4]

В 1894 году бельгийский учёный Франц Кюмон опубликовал обнаруженную им хронику царствования византийских императоров, т. н. Брюссельскую хронику[5], в которой содержалось упоминание о походе русов и называлась точная дата — 18 июня 860[6]:

«Михаил, сын Феофила [правил] со своею матерью Феодорой четыре года и один — десять лет, и с Василием — один год и четыре месяца. В его царствование 18 июня в 8-й индикт, в лето 6368, на 5-м году его правления пришли Росы на двухстах кораблях, которые предстательством всеславнейшей Богородицы были повержены христианами, полностью побеждены и уничтожены.»[7]

Константинополь во времена Византии с высоты птичьего полёта. Историческая реконструкция.

На закате 18 июня 860 около 200 русских судов причалили к берегам Босфора. Иоанн Диакон, посол венецианского дожа Пьетро II Орсеоло и автор «Венецианской хроники», сообщает о 360 кораблях. Кроме количества кораблей русов, итальянский хронист рубежа X—XI веков расходится с византийской хроникой и в оценке итогов набега:

«В это время народ норманнов [Normannorum gentes] на трёхстах шестидесяти кораблях осмелился приблизиться к Константинополю. Но так как они никоим образом не могли нанести ущерб неприступному городу, они дерзко опустошили окрестности, перебив там большое количество народу, и так с триумфом возвратились восвояси [et sic praedicta gens cum triumpho ad propriam regressa est].»[8]

Предположительно эти корабли были довольно большие, способные вместить 30—40 человек, как типичные корабли викингов. Согласно Повести временных лет Вещий Олег, требуя дань с Константинополя, говорил, что у него 40 человек на корабль, и если он мог преувеличить, то никак не преуменьшить. Большего размера корабли русов просто не смогли быть проведены через днепровские пороги или низовья Дона, контролируемые хазарами. Таким образом, общее число русов, участвовавших в набеге, было до 8000.

Появление кораблей было совершенно неожиданно для жителей. Известно, что византийцы использовали передовые для того времени способы оповещения об опасности, вроде цепочки световых маяков, но со стороны Чёрного моря нападения не ждали. Высадившиеся воины начали грабить с вечера и всю ночь пригороды Константинополя, захватывать разбегающихся в панике людей. Положение осложнялось тем, что Михаил III увёл на войну с арабами даже часть гарнизона. Византийский флот, также не оказавший заметного сопротивления русам, сражался с арабами и норманнами в Эгейском и Средиземном морях.

Византийцы смутно представляли, кто напал на них. Фотий уже в дни осады называл русов «народом с севера», «народом от краев земли». В своей проповеди патриарх Фотий красочно описал ритуальные жертвоприношения русов, которые посчитал карой Господа за грехи жителей:

«Можно было видеть младенцев, отторгаемых ими от сосцов и молока, а заодно и от жизни, и их бесхитростный гроб — о горе! — скалы, о которые они разбивались; матерей, рыдающих от горя и закалываемых рядом с новорожденными, судорожно испускающими последний вздох… не только человеческую природу настигло их зверство, но и всех бессловесных животных, быков, лошадей, птиц и прочих, попавшихся на пути, пронзала свирепость их; бык лежал рядом с человеком, и дитя и лошадь имели могилу под одной крышей, и женщины и птицы обагрялись кровью друг друга.»[9]

Поход русов затронул не только столицу Византии, но также окрестные места, в частности Принцевы острова в Мраморном море. Опальный константинопольский патриарх Игнатий, находясь в ссылке на одном из островов, едва избежал гибели, как об этом сообщает Никита Пафлогонянин в «Житие патриарха Игнатия», сочинении начала X века:

«В это время запятнанный убийством более, чем кто-либо из скифов, народ, называемый Рос, по Эвксинскому понту придя к Стенону и разорив все селения, все монастыри, теперь уж совершал набеги на находящиеся вблизи Византия [Константинополя] острова, грабя все [драгоценные] сосуды и сокровища, а захватив людей, всех их убивал. Кроме того, в варварском порыве учинив набеги на патриаршие монастыри, они в гневе захватывали все, что ни находили, и схватив там двадцать два благороднейших жителя, на одной корме корабля всех перерубили секирами».

Отступление руси

Сохранились тексты гомилий (проповедей), с которыми патриарх Фотий обратился к жителям Константинополя во время его осады русами и вскоре после их отступления. Вторая гомилия предположительно датируется 4 августа, к этому времени русы покинули окрестности города. Фотий сообщает, что нападающие ушли с огромной добычей. Он ничего не говорит о причине ухода русов, рассматривая как чудо, что они не взяли Константинополь:

«Ибо как только облачение Девы обошло стены, варвары, отказавшись от осады, снялись с лагеря, и мы были искуплены от предстоящего плена и удостоились нежданного спасения… Неожиданным оказалось нашествие врагов — нечаянным явилось и отступление их…»[10]

В то же время Фотий недвусмысленно подчёркивает, что отступление нападающих от Константинополя произошло по инициативе самих русов:

«О, как же все тогда расстроилось, и город едва так сказать, не был поднят на копье! Когда легко было взять его, а жителям невозможно защищаться, то очевидно, от воли неприятеля зависело — пострадать ему или не пострадать … Спасение города находилось в руках врагов и сохранение его зависело от их великодушия … город не взят по их милости и присоединенное к страданию бесславие от этого великодушия усиливает болезненное чувство пленения.»[9]

Более поздние авторы, такие как продолжатель хроники Георгия Амартола, Лев Грамматик и Феодосий Мелитенский, сообщают, что Михаил III быстро без войска вернулся в столицу, «едва пробравшись», и вместе с Фотием вознёс молитвы к Богу, погрузил мафорий Богоматери в море. Внезапно поднялась сильная буря и разметала суда русов, после чего те бежали. Эту легенду повторяют ещё более поздние «Брюссельская хроника» и «Повесть временных лет».

С другой стороны, Фотий, очевидец и участник событий, не сообщает о возвращении императора в осаждённую столицу, что напрочь исключает подобный вариант развития событий, но зато говорит о спокойном море. Письмо от 28 сентября 865 папы Николая I императору Михаилу III содержит упоминание о недавнем разграблении окрестностей Константинополя язычниками (pagani), которые ушли, избежав всякой мести (nulla fit ultio).[11] В «Венецианской хронике» Иоанна Диакона, не заинтересованного в прославлении византийской церкви и императора, нападающие (normanorum gentes) «вернулись с триумфом» (triumpho ad propriam regressa est). Продолжатель Феофана в «Жизнеописании императора Василия» называет народ росов «неодолимым», обращаясь к крещению русов вскоре после набега 860 года. Рассказ о чудесном наказании русов, таким образом, оказывается не более чем благочестивой фантазией византийских хронистов.

Причины ухода русов неизвестны. Историки выдвигают разные версии: либо русы опасались подхода византийской армии, либо просто не желали втягиваться в осаду, удовлетворившись богатой добычей, либо надеялись заключить выгодный торговый договор с империей. По некоторым версиям, легендарный победоносный поход Вещего Олега на Царьград в 907 году, известный только по «Повести временных лет», но не упомянутый никакими другими источниками, мог отражать воспоминания об успехе набега 860 года.

Седов В. В., в своей концепции «Русского каганата» предположил, что это могло быть связано с безуспешной миссией русского посольства в Константинополь в 838 году[12].

Заключение мира, первое крещение руси

О посольстве русов в Константинополь вскоре после похода известно из окружного послания патриарха Фотия восточным патриархам (начало 867) и от продолжателя Феофана. Условия заключённого договора не приводятся, однако оба источника сообщают о желании русов креститься. Фотий удовлетворил это желание и направил к русам епископа:

«… даже для многих многократно знаменитый и всех оставляющий позади в свирепости и кровопролитии, тот самый так называемый народ Рос — те, кто, поработив живших окрест них и оттого чрезмерно возгордившись, подняли руки на саму Ромейскую державу! Но ныне, однако, и они переменили языческую и безбожную веру, в которой пребывали прежде, на чистую и неподдельную религию христиан,… поставив в положение подданных и гостеприимцев вместо недавнего против нас грабежа и великого дерзновения. И при этом столь воспламенило их страстное стремление и рвение к вере … , что приняли они у себя епископа и пастыря и с великим усердием и старанием встречают христианские обряды.»[13]

Продолжатель Феофана содержит ещё один рассказ, составленный в 950-е годы, о крещении русов во времена Василия I (867—886) и патриарха Игнатия (867—877). Согласно ему, уже сами византийцы дарами уговаривают русов принять христианство, глава же русской церкви получает сан архиепископа. Возможная дата крещения в истории Продолжателя Феофана близко соприкасается с возможной датой крещения по Фотию, но если в обоих случаях речь идёт об одном и том же событии, то свидетельство участника крещения патриарха Фотия более достоверно.

В сообщениях о первом крещении русов не приводится, где именно обитал этот народ и кто был их правителем. В церковно-академической среде считается вполне установленным [14][15], что князья Аскольд и Дир c «болярами» и некоторым количеством народа приняли крещение в Киеве от епископа (возможно, от Кирилла и Мефодия), посланного Константинопольским патриахом Фотием в начале или середине 860-х.

К. Цукерман высказывается против мнения тех исследователей, которые рассматривают сообщения Фотия и Продолжателя Феофана как описывающие одно и то же событие, и предлагает гипотезу, основанную на параллелях в церковной истории Болгарии и Руси. Согласно этой версии, русы, как и болгары, оказались недовольны отсутствием церковной самостоятельности (автокефалии), проявлением чего является то обстоятельство, что глава их церкви имеет лишь епископский, не архиепископский, сан. Недовольство могло быть вызвано также отношением Фотия к ним как к новым подданным Византийской империи. Русы изгнали своего епископа и уже новому императору Василию I и патриарху Игнатию приходится ублажать их подарками и бо́льшей церковной автономией. Точно так же и примерно в это же время болгарский царь Борис I, не добившись автокефалии для своей церкви, прогнал византийское духовенство и пригласил миссионеров римского папы Николая. В 870 Игнатий сумел переманить Болгарию от папы к себе, повысив церковное представительство греческого иерарха до сана архиепископа, что являлось серьёзной политической уступкой. На Руси, вероятно, события развивались подобным же образом.

Информация о походе в древнерусских летописях

В «Повести временных лет» сообщается:

Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали у себя много варягов и стали владеть землею полян. Рюрик же княжил в Новгороде.[……]В год 6374 (866). Пошли Аскольд и Дир войной на греков и пришли к ним в 14-й год царствования Михаила. Царь же был в это время в походе на агарян, дошел уже до Чёрной реки, когда епарх прислал ему весть, что русь идет походом на Царьград, и возвратился царь. Эти же вошли внутрь Суда, множество христиан убили и осадили Царьград двумястами кораблей. Царь же с трудом вошел в город и всю ночь молился с патриархом Фотием в церкви святой Богородицы во Влахерне, и вынесли они с песнями божественную ризу святой Богородицы, и смочили в море её полу. Была в это время тишина и море было спокойно, но тут внезапно поднялась буря с ветром, и снова встали огромные волны, разметало корабли безбожных русских, и прибило их к берегу, и переломало, так что немногим из них удалось избегнуть этой беды и вернуться домой.

«Новгородская первая летопись младшего извода»[16], по убедительному мнению русского языковеда Шахматова,[17] содержит в начальной части сведения из более древней летописи XI века. В описании похода эта летопись не упоминает об участии Аскольда и Дира в нём, равно как и об их связи с Рюриком. На основании этого многие историки[18] предполагают, что сведения «ПВЛ» (написанной в XII веке) об Аскольде и Дире как предводителях похода на Константинополь являются позднейшей вставкой русского летописца[19], призванной объединить в единое целое разрозненные сведения по древней истории Руси.

Само по себе описание похода на Царьград в древнерусских летописях заимствовано из славянского перевода византийской хроники продолжателя Георгия Амартола. Текст летописи повторяет фантастические детали этого недостоверного позднего источника и радикально противоречит свидетельству очевидца событий — патриарха Фотия. Так, в точности воспроизведён фантастический рассказ о возвращении императора в Константинополь и о буре, якобы уничтожившей «безбожных росов» у стен осаждённого города после совместной молитвы патриарха и императора. Таким образом, у первых русских летописцев конца XI — начала XII веков не сохранилось никаких сведений об обстоятельствах похода IX века. Как заметил К. Цукерман, русские летописцы, воспользовавшись византийским источником (в данном случае, наименее достоверным), превратили успешный поход русов в полное поражение. В первых русских летописях не сохранилось и сведений о крещении руси при Фотии, поскольку это событие не упомянул продолжатель Георгия Амартола.

Историография

Итальянский историк XV века Флавио Бьондо в сообщении о нападении норманнов на Константинополь в 860 году заметил, что норманны после того вернулись в Британское море (Britannicum mare). Историк-визаентиевед А. А. Васильев обсуждал возможность нападения руси со стороны Средиземного моря, так как арабский учёный конца IX века ал-Якуби, написав о нападении норманнов на испанскую Севилью в 844 году, назвал напавших «ал-маджус, которых именуют ар-рус».[20] Т. М. Калинина, собрав сведения о нападении норманнов на Севилью, предположила, что те русы были скорее всего викингами из Скандинавии, грабившими по всему побережью Западной Европы и проникавшими в Средиземное море через Гибралтар.[21]

Большинство историков придерживаются версии, изложенной в древнерусских летописях, так как Никита Пафлогонянин определённо указал, что нападение произошло со стороны Чёрного моря. Фотий в 1-й гомилии назвал напавших врагов Скифами, что как и первое крещение руси указывает на родину русов в Восточной Европе.

Существует также версия, согласно которой «росами» патриарха Фотия и, соответственно, участниками похода 860 года на самом деле были балтийские руги и/или далматинские неретвляне[22].

См. также

Примечания

  1. ↑ ПВЛ, проповеди Фотия
  2. ↑ Эпарх — градоначальник Константинополя с широкими полномочиями.
  3. ↑ См. прим. 7 в: Поход 860 г. на Константинополь и первое крещение Руси в средневековых письменных источниках // Древнейшие государства Восточной Европы: 2000 г. — М.: Восточная литература, 2003
  4. ↑ В частности, Голубинский заметил, что Никита Пафлагонянин в житие патриарха Игнатия, сообщая ο соборе в мае месяце 861 г., говорит, что собор «был немного спустя после нашествия».
  5. ↑ Брюссельский кодекс Cod. Brux. gr. 11376 был переписан в Константинополе между 1280 и 1300 гг. Содержит в том числе краткую императорскую хронику.
  6. ↑ Васильев А. А. История Византийской империи: Первое русское нападение на Константинополь
  7. ↑ Бибиков М. Б.Часть II. Византийские источники. Гл.3 Когда была крещена Русь? Взгляд из Византии // Древняя Русь в свете зарубежных источников Учеб. пособие для студентов вузов / М. Б. Бибиков, Г. В. Глазырина, Т. Н. Джаксон и др. /Под ред. Е. А. Мельниковой. — М.: Логос, 1999. — 608 с.: ил. ISBN 5-91040-260-3
  8. ↑ Глава 3. Восточные славяне и варяги. Начало государственности. Русский хакан, Аскольд и Дир, Рюрик 3.5. Явление руси «городу и миру» // «Образование Киевской Руси».
  9. ↑ 1 2 Вторая гомилия патриарха Фотия «На нашествие росов» Цит. по Поход 860 г. на Константинополь и первое крещение Руси в средневековых письменных источниках (пер. П. В. Кузенков)// Древнейшие государства Восточной Европы: 2000 г. — М.: Восточная литература, 2003
  10. ↑ Вторая гомилия Фотия «На нашествие росов»
  11. ↑ Седов В. В. Русский каганат IX века // Отечественная история. — № 4. — 1998. — С. 3—15.
  12. ↑ Окружное послание Фотия, Патриарха Константинопольского, к Восточным Архиерейским Престолам
  13. ↑ Еп. Порфирий Успенский. Четыре беседы Фотия, святейшего патриарха Константинопольского. СПб., 1863 ; Никон (Лысенко). «Фотиево» крещение славяно-россов и его значение в предыстории Крещения Руси' // Богословские труды. Сборник № 29. М.,1989, стр. 27-40 ;Прот. Лев Лебедев. Крещение Руси. Изд. МП, 1987, стр. 63 — 76 ;Священник Виктор Кузнецов. Аскольдово крещение Архивировано 24 февраля 2006 года.
  14. ↑ Парменов А. Русь у стен Царьграда // Православие.ру, 14.07.2006
  15. ↑ Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. — М.-Л.: «Издательство Академии Наук СССР», 1950. — 659 с.
  16. ↑ Шахматов А. А. «Разыскания о древнейших русских летописных сводах». СПб., 1908
  17. ↑ Творогов О. В. Сколько раз ходили на Константинополь Аскольд и Дир? // Славяноведение. — 1992. — Вып. 2. — С. 54-59
  18. ↑ Ипатьевский список «Повести временных лет» // ПСРЛ. — Т. 2. Ипатьевская летопись. — СПб., 1908. — XVI с. — 938 стлб. — 87 с.
  19. ↑ Vasiliev А. А. The Russian Attack on Constantinople in 860, 1946, p. 28-32
  20. ↑ Калинина Т. М., Арабские ученые о нашествии норманнов на Севилью в 844 г., Древнейшие государства Восточной Европы — 1999. — М.: «Восточная литература» РАН, 2001.
  21. ↑ Елена Сырцова. Tекстология древнейших свидетельств о росах: Фотий и οί Ρούν Контантинопольского Типикона IX века // Byzantinoslavica: Revue internationale des Etudes Byzantines. — Vol. LXXI (2013). — Issue 1—2. — PP. 59—90.

Литература

  • Аникин Д. В. «Поход Аскольда и Дира на Греки в 866 (6374) г.» [1] из [2]
  • Кузенков П. В. Поход 860 г. на Константинополь и первое крещение руси в средневековых письменных источниках. // Древнейшие государства Восточной Европы. 2000 г.: Проблемы источниковедения. М., 2003. С.3-172.

Тексты первоисточников

wikiredia.ru

Почему Константинополь назывался Царьградом? Эпоха величия и упадка

Если вам вздумается отыскать Константинополь на современной географической карте, вы потерпите неудачу. Все дело в том, что с 1930 города такого города не существует. По решению нового правительства Турецкой республики, основанной в 1923 году, город Константинополь (бывшая столица Османской империи) был переименован. Современное его название – Стамбул.

Почему Константинополь назывался Царьградом? Удивительная история города насчитывает не одно тысячелетие. За этот период он претерпел множество изменений, побывав столицей сразу трех империй: Римской, Византийской и Османской. Неудивительно, что ему не раз пришлось менять названия. Самым первым именем, закрепленным за ним в истории, является Византий. Современное название Царьграда - Стамбул.

Содержание:

 Как был основан Византий

История основания Византия отражена в античной мифологии. По преданию, возлюбленная верховного бога Зевса – красавица Ио (дочь речного бога и царя города Аргос Инаха), скрываясь от преследования мстительной Геры, укрылась в окрестностях бухты Золотой Рог. Здесь у нее родилась дочь Кероэсса.

От союза Кероэссы и бога Посейдона родился сын Визант, ставший впоследствии первым царем основанного им города Византия. Произошло это в 667 году до нашей эры. По обычаю тех лет, прежде чем приступить к воплощению какого-либо серьезного замысла, следовало получить напутствие Дельфийского оракула.

Оракул дал совет «поселиться напротив слепых». Тщательно исследовав местность, Визант счел, что основать город лучше всего напротив поселения Халкидон, поскольку только «слепыми» могли быть люди, не заметившие полуострова, расположившегося на берегу пролива Босфор, Мраморного моря и бухты Кривой Рог.

Место, выбранное для города, давало ему возможность контролировать перемещение потока товаров, следовавших как из Азии в Европу, так и в обратном направлении, что являлось надежным источником пополнения государственной казны. Кроме того, торговля в самом Византии процветала, что способствовало развитию города.

В то же самое время удачность географического и стратегического расположения являлась причиной частых вооруженных нападений на Византий.

 История Константинополя

324 год стал новой вехой в истории Византия. После ряда междоусобных войн римский император Константин Великий начал грандиозную перестройку города. В очень скором времени вокруг города было начато возведение крепостных стен, в нем появились новые дворцы, колоссальная церковь Апостолов, была осуществлена перестройка ипподрома.

В мае 330 года Константин Великий официально заявил о переносе столицы на стратегический полуостров у Босфорского пролива и о переименовании Византия. Новой столице империи было дано название Новый Рим. Однако этому названию не суждено было надолго закрепиться в истории. Город все стали называть Константинополем, в честь основавшего его Константина.

 Благодарные шаги на пути к величию

Стремясь к тому, чтобы новая столица поражала всех своим великолепием, Константин предпринял следующее:

1. Всемерно способствовал приросту населения за счет мигрантов из Азии и Европы. Для привлечения притока мигрантов он распорядился обеспечивать вновь прибывших бесплатным вином, хлебом, маслом и топливом. Переселенцы пользовались рядом льгот.

2. В Константинополь были приглашены искусные архитекторы, каменщики, резчики, скульпторы, живописцы, плотники: все, кто своим искусством мог способствовать приумножению его великолепия. Все ремесленники этой категории были освобождены от выполнения всех государственных повинностей.

3. В Константинополь, в соответствии с распоряжением императора, ввозились религиозные святыни: драгоценные принадлежности культа, мощи святых великомучеников, бесценные фолианты, искусные скульптуры. Все это собиралось в городах Римской империи: Риме, Афинах, Эфесе, Коринфе. Ни один город не должен был превзойти столицу.

4. В Константинополе процветали искусство и науки. Это был город ученых и мыслителей. Библиотеки того времени поражали богатством своих фондов, насчитывавших сотни древних рукописей.

После смерти Константина его преемники также не жалели средств для поддержания великолепия столицы. Через 50 лет территория города охватывала семь холмов (как и в Риме) и была обнесена высокими крепостными стенами. Ходили слухи, что во время постройки города было истрачено более шестидесяти тонн золота: это были колоссальные по тем временам затраты.

Результат превзошел все ожидания: Константинополь поражал красотой своих храмов, дворцов, шириной улиц с крытыми галереями, огромными площадями, украшенными триумфальными арками, скульптурами, мраморными и медными колоннами, вывезенными из самого Рима.

 Отчего Русь предпочла христианство

Киевский князь Владимир (Владимир Креститель или Владимир Красное Солнышко), приняв решение отойти от язычества и не доверяя местным проповедникам, снарядил десять послов (выделявшихся среди бояр своим благоразумием) в дальние страны. Так он хотел узнать сущность веры других народов, прежде чем определиться, по какому пути пойдет Русь в своих религиозных воззрениях.

Посещение службы в великолепном Софийском храме настолько потрясло русскую делегацию, что по возвращении в Киев они с упоением описывали Владимиру красоту и великолепие греческих ритуалов.

В заключение своего отчета они напомнили князю, что его бабушка, великая княгиня Ольга (которую Владимир очень почитал), не зря приняла христианство: всем было известно, насколько мудра была эта женщина. Последний аргумент убедил князя в необходимости обращения в христианскую веру.

Точная дата крещения князя Владимира не известна. «Повесть временных лет» утверждает, что произошло это в 988 году. Вскоре после крещения князь женился на греческой царевне Анне - сестре византийских правителей Василия II и Константина VIII.

Вернувшись в Киев (вместе с ним из Византии приехал греческий митрополит Михаил), Владимир окрестил своих детей и всех жителей Киева. Место массового крещения горожан и по сей день именуется «Крещатиком».

 Город, где живет «царь»

Титулом «царь» древние славяне называли императоров, правивших Римом и Византией, а поскольку столица Римской империи была перенесена в Константинополь, произошло перенесение понятия на название самого города. «Царьград» - город, где живет император – «царь» (наверное, многим любопытно было бы узнать, почему Новосибирск назвали Новосибирском).

  • Царьград воспринимался русскими людьми как центр православия. Вскоре после принятия христианства в русской культуре происходит систематическая сакрализация (наделение священным смыслом) образа Царьграда.

  • Именно образом Царьграда в русских народных сказках навеяно представление о диковинной заморской стране с ее волшебством и всевозможными чудесами.

  • Женитьба Владимира на византийской царевне привела к налаживанию культурных и духовных связей с Константинополем. Царьград сыграл чрезвычайно положительную роль в развитии русского общества, поскольку деловые и культурные контакты привели к скачку в развитии иконописи, архитектуры, литературы, искусства и обществоведения.

По распоряжению Владимира в Киеве, Полоцке и Новгороде были построены великолепные соборы, являющиеся точными копиями софийского собора в Константинополе.

На главном въезде во Владимир и в Киев были установлены золотые ворота, созданные по аналогии с золотыми вратами, отворявшимися во время торжественных церемоний встречи византийских императоров.

 Этимологическая справка

Интересна этимология слова «царь». Произошло оно от имени римского императора Гая Юлия Цезаря. Слово «цезарь» стало обязательной частью титула всех правителей империи: и на ранних, и на поздних сроках ее существования. Употребление приставки «цезарь» символизировало преемственность власти, перешедшей к новому императору от легендарного Юлия Цезаря.

В римской культуре понятия «царь» и «цезарь» не тождественны: на ранних стадиях существования римского государства царь именовался словом «рекс», выполнял обязанности верховного жреца, мирового судьи и предводителя войска. Он не наделялся неограниченной властью и чаще всего представлял интересы общины, выбравшей его своим предводителем.

 Конец Византийской империи

29 мая 1453 года султан Мехмед II Завоеватель взял Константинополь после 53-дневной осады. Последний византийский император Константин XI, отстояв молебен в Софийском соборе, доблестно сражался в рядах защитников города и погиб в бою.

Взятие Константинополя означало конец существования Византийской империи. Константинополь стал столицей Османского государства и поначалу назывался Константиние, а затем был переименован в Истанбул.

В Европе и России город называют Стамбулом, что является искаженной формой турецкого названия.

propochemu.ru