Древние цивилизации до египтян. Древние цивилизации: размышления о Египте
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древние цивилизации Египта. Древние цивилизации до египтян


Глава 3 Древнее царство. Египтяне [От древней цивилизации до наших дней]

Глава 3

Древнее царство

Имхотеп

О политической истории первых двух династий известно очень мало. Мы знаем имена около двадцати правителей по списку Манефона, но не более того. Известны легенды, согласно которым Менес правил 62 года, что его войско сражалось с дикарями, контролировавшими побережье к западу от Египта, и что его в конце концов съел гиппопотам, но очень трудно принимать такие легенды всерьез, особенно последнюю, так как известно, что гиппопотамы — вегетарианцы.

Несмотря на это, период Раннего царства нужно рассматривать как постепенный расцвет Египта и, следовательно, как усиление власти божественного правителя.

Естественно, цари должны были добиваться все большей преданности народа в своих интересах. С одной стороны, им, конечно, доставляло удовольствие быть так высоко ценимыми и считаться подобными богам. С другой стороны, в таких делах существует и «обратная связь». Чем больший трепет и почитание вызывают жизнь царя и его смерть, тем больше люди убеждены в его божественности, тем увереннее он может править.

Необходимость в такой уверенности возникала, естественно, каждый раз, когда появлялась новая династия. Мы редко знаем о том, каким образом угасала правящая династия и начиналась новая. Предположительно серия слабых правителей одной династии уже не могла удержать власть в своих руках. Какой-нибудь сильный военачальник мог перехватить инициативу, или влиятельный чиновник мог сначала стать советником правителя, затем теневой силой, а потом, в конце концов, и новым правителем, изолировав царя или казнив его. Кроме того, мужская линия старой династии могла прерваться, и военачальник или чиновник мог жениться на девушке из этого рода и сам стать основателем новой династии.

От народа, вероятно, ожидалось, что он поддержит нового сильного монарха вместо старого, слабого, выжившего из ума старика или беспомощного ребенка из прежней династии. Монарх из новой династии, вероятно, должен был продемонстрировать народу собственную божественность путем невероятных доказательств своей силы, превосходящей все, что было до этого.

Подобное могло случиться, когда к власти пришла Третья династия. Доказательства силы были столь внушительны, что период после начала правления этой династии известен как Древнее царство. (Причина употребления этого прилагательного в том, что в истории Египта впоследствии были периоды величия, названные Среднее царство и Новое царство.)

Первого (или, возможно, второго) правителя из Третьей династии звали Джосер. Он пришел к власти примерно в 2680 г. до н. э. и был удачлив, поскольку его советником был мудрец по имени Имхотеп.

Имхотеп — первый ученый в истории, имя которого известно. По прошествии нескольких веков вокруг его имени сложились всевозможные легенды. Он был известен как великий врач с почти магическими способностями к исцелению. Действительно, много веков спустя он был превращен в египетского бога медицины. Предполагается также, что Имхотеп успешно вел за собой Египет в периоды засухи, предусмотрительно создавая запасы зерна, так что библейская история об Иосифе могла быть частично основана на легенде об Имхотепе.

Однако, кроме своей легендарной славы ученого и чудотворца, Имхотеп, очевидно, был первым великим архитектором. Он предпринял строительство мастабы для Джосера, которая должна была стать самой большой из всех существующих и, более того, должна была строиться в основном из камня, а не из известняковых блоков. Таким образом Джосер хотел показать египтянам могущество правителей новой династии.

Имхотеп построил эту мастабу в районе Саккара длиной 63 метра с каждой стороны и около 7,5 метра в высоту. Это было первое большое каменное сооружение во всем мире, но во многих деталях оно демонстрирует типичный человеческий консерватизм, поскольку камень обработан таким образом, чтобы имитировать дерево и тростник более ранних и простых конструкций.

Джосер, по-видимому, не был удовлетворен своей мастабой, или, возможно, Имхотеп сам сожалел о своей умеренности и решил добиться большего. Какова бы ни была причина, Имхотеп удлинил мастабу со всех сторон, пока ее основание не достигло размеров приблизительно 120 на 105 метров. Затем он построил вторую мастабу, поменьше, на вершине первой, за ней последовала третья, еще меньшая, мастаба на вершине второй и так далее. В конечном счете он построил шесть мастаб, уменьшающихся по размерам, одну на вершине другой, достигших высоты около 60 метров.

Кроме того, вокруг мастабы были построены более мелкие сооружения, некоторые их следы сохранились до сих пор, и все они были обнесены стеной из тщательно обработанных известняковых плит длиной 540 метров и шириной 270 метров.

Центральное сооружение — потерявшее форму и в плохом состоянии — еще существует спустя 4600 лет после того, как было построено.

Современники были поражены сложностью мастабы Джосера и еще более большими и более тщательно разработанными сооружениями, последовавшими вскоре после нее. Насколько могут судить археологи XIX в., они возникли из ниоткуда. Казалось, что сначала Египет был страной поселенцев времен неолита, развитой не больше, чем мы сегодня видим у примитивных племен, а потом неожиданно в нем начали воздвигать монументы, поразившие все последующие поколения, даже в наш удивительный технологичный век.

Если быть точным, Джосер был представителем Третьей династии, а Манефон говорил еще о Первой и Второй династиях, но записей о них не существует, и многие археологи XIX в. предполагали, что список Манефона этих древних правителей выдуман.

По их мнению, неудивительно, что к романтике и мистике египетская цивилизация пришла созревшей. Выйдя из ничего, вероятно, она была перенесена к Нилу. «Логическим» основанием могла быть Атлантида, о которой греческий философ Платон писал за столетие до времен Манефона.

Согласно Платону, легенда впервые стала известна от египетских священнослужителей, рассказывавших об очень древней стране, расположенной далеко на западе, достигшей высокого уровня цивилизации и разрушенной землетрясением, ставшим причиной ее погружения в океан. Почему бы тогда не предположить, что беженцы, спасаясь от несчастья, пришли в Египет и создали там высокую цивилизацию (изгнав живших там примитивных дикарей или поработив их) после того, как все следы их происхождения были уничтожены? Конечно, это все вздор. Атлантиды никогда не существовало, а Платон просто написал сказку для иллюстрации своей этики.

Помимо этого, в начале XIX в. археологи (в особенности англичанин сэр Флиндерс Петри) обнаружили, весьма ценные свидетельства времен правления первых двух династий. Стало возможным проследить постепенный рост культуры и архитектурной техники от примитивных времен до великих сооружений Имхотепа.

Создание Имхотепом величественной мастабы Джосера было великим подвигом, потрясающим событием для его времени, который невозможно переоценить, но он не появился из ниоткуда, и строили все эти здания египтяне.

Древнее царство известно не только строительством грандиозных монументов. Во времена Джосера было усовершенствовано египетское письмо. (Имхотеп, которому позднее приписывались эти заслуги, по всей вероятности, усовершенствовал письмо, так же как и архитектуру.) Иероглифические символы перестали быть просто изображением объектов, их приспособили для выражения абстракций и полного спектра человеческих мыслей.

Камыш (папирус) (слово «папирус» пришло к нам из греческого, и его происхождение неизвестно), который произрастал вдоль берегов Нила, служил материалом, на котором можно было писать. Рыхлую сердцевину извлекали, склеивали в пластинки, замачивали и потом высушивали. В результате лист получался восхитительно легким и с довольно большой поверхностью, на которой писали щеточкой или прутом, также сделанным из камыша. Ни один народ в древние времена не имел такого удобного материала для письма. В районе Двуречья использовались громоздкие глиняные бруски, и символы необходимо было на них выбивать. Такое глиняное письмо было адекватно своей цели, но ему недоставало удобства и красоты египетского письма.

Папирус использовался и в Греции, и в Римской империи до тех пор, пока запасы камыша не истощились до такой степени, что его использование стало экономически невыгодно.

Использование удобного и недорогого материала для письма — это важный вклад в развитие знаний. Среди старейших трактатов на папирусах, которые были обнаружены (или датированных временами Древнего царства, или копий трактатов, датированных этим временем), существует один, названный папирусом Эдвина Смита; там написано, как лечить ушибы, а также переломы.

Пирамиды

Строительство гигантских усыпальниц подстегнуло фантазию зодчих. Последующие правители Египта хотели иметь такие же, но еще больше и красивее. Архитектурные методы быстро совершенствовались. Имхотеп использовал маленькие камни в строительстве своего сооружения. Это было расточительством сил, поскольку намного труднее сложить из сотни мелких камней аккуратные ряды и колонны, чем поставить один большой обтесанный камень. Чем больше камни, тем меньше времени занимает строительство, при условии, что камни вообще поддаются обработке.

В этот период египтяне научились обращаться с очень большими камнями, используя сани, ролики, большое количество масла, чтобы уменьшить трение, широко используя человеческие мускулы. В результате громадные каменные монументы, построенные в течение двух следующих столетий, остались чудом на все последующие века и служат «опознавательным знаком» Древнего царства и Египта вообще.

Две тысячи лет спустя, когда любознательные греки толпами ринулись в Египет, они с благоговейным трепетом взирали на сооружения, которые были уже очень старыми в то время. Они назвали их «пирамиды» (в ед. ч. «пирамис»). Мы унаследовали это слово.

Сложная мастаба Джосера — единственная в своем роде, дошедшая до наших времен. Более поздним правителям наверняка пришло в голову, что такое строение могло бы быть более изящным, если бы стены пирамиды постепенно сужались вверху, а не строились бы в виде ступеней. (Сооружение Джосера называют «пирамида ступеней» из-за его формы.)

Это новшество появилось приблизительно после 2614 г. до н. э., когда новая династия, Четвертая, заняла трон Египта. Во время ее правления Древнее царство достигло пика своего культурного развития.

Вероятно, первый монарх этого рода, Снофру, хотел продемонстрировать свою божественность и божественность своей семьи, превзойдя своих предшественников из Третьей династии. Он добился этого, построив ступенчатую пирамиду, большую по размерам, чем у Джосера, — она имела восемь уровней. Затем он заполнил промежутки между уровнями, так что стены постепенно сужались вверх. Все сооружение было покрыто гладким белым известняком, который должен был ярко блестеть на ярком египетском солнце и превосходить по великолепию и красоте все, что было построено до него.

К несчастью, покрытие из известняка было впоследствии разграблено последующими поколениями для различных своих нужд (для облицовки других пирамид), часть замазки между уровнями также исчезла, остались только три ступени.

Снофру построил и другую пирамиду, в которой каждый уровень из камня немного уже, чем предыдущий, так что пирамида состоит совсем не из уровней, а сужается постепенно кверху даже без замазки. Однако на некоторых участках геометрия стены меняется, и она обтесана, чтобы цель была достигнута быстрее. Возможно, Снофру уже старел, и архитекторы хотели достроить усыпальницу к тому времени, когда правитель умрет. Она была названа Наклонной пирамидой.

После правления Снофру все пирамиды (всего восемьдесят оставшихся) были геометрически правильными, плавно сужающимися к вершине.

Роскошь Четвертой династии, судя по пирамидам и великолепию дворцов, наверняка предназначалась для ее живых правителей и способствовала торговле. Увеличивающееся богатство Египта могло расходоваться за границей для добывания материалов и товаров, необходимых стране.

Синайский полуостров был оккупирован египетскими гарнизонами с целью захвата медных рудников — медь могла быть использована для различных целей, в том числе для изготовления украшений, которые охотно покупали чужеземцы.

Но один желанный материал невозможно было добыть так близко у своих границ. Это бревна, которые заготавливались из высоких прямых деревьев; из них можно было делать красивые и мощные столбы. Их было легче использовать при строительстве немонументальных сооружений, чем камень, поскольку он был тяжел и труден для обтесывания. Нужные виды деревьев не произрастали в долине Нила, где растительность была субтропической, но они росли на склонах гор вдоль восточного побережья Средиземного моря, к северу от Синайского полуострова.

Та местность носила разные названия. Для древних иудеев это был Ханаан, включающий в себя южную часть побережья, Ливан чуть дальше к северу. Ливанские кедры — тот материал, который жаждали получить цари Четвертой династии, они много раз упоминались в Библии как наиболее величественные и красивые из всех деревьев.

Греки в более поздние века называли восточное побережье Средиземного моря Финикией, а местность за побережьем — Сирией. Эти названия достаточно привычны, и я буду использовать их.

Правители Четвертой династии, вероятно, отправляли торговые караваны по суше через Синай и затем к северу, где можно было добывать кедры. Но это означало, что надо было преодолеть 560 километров в обе стороны; более того, тащить назад огромные бревна на такое расстояние было бы совершенно невозможно.

Но существовал и морской путь в Финикию. К несчастью, египтяне не были мореходами (и никогда ими не стали). Они привыкли к мягкому и спокойному течению Нила. Во времена правления Снофру корабли длиной до 51 метра путешествовали вверх и вниз по течению Нила.

Однако речные суда не подходили для путешествий в неспокойных водах Средиземного моря. Но, несмотря на это, Снофру отправил флотилии из сорока кораблей за кедровым лесом. Египетские корабли, более или менее укрепленные, медленно продвигались по Нилу к Средиземному морю и затем, обогнув побережье, направлялись в Финикию. Там они загружались огромными бревнами и другими необходимыми товарами и отправлялись в обратный путь.

Без сомнения, некоторые корабли пропали во время штормов, но их оставалось достаточно, чтобы сделать торговлю очень прибыльной. Египтяне рисковали выходить также и в меньшее по размерам Красное море, находившееся к востоку от страны, и маневрировали вниз по его акватории, достигая юга Аравийского полуострова и сомалийского побережья Африки. Оттуда они доставляли ладан и канифоль.

Экспедиции направлялись даже вверх по Нилу мимо Первого порога к таинственным южным лесам, где добывалась слоновая кость и шкуры животных. (Ко времени правления Четвертой династии растущее население долины и его постоянное стремление к развитию отразилось и на больших животных, и слоны были переправлены на юг за Первый порог.)

Великая пирамида

Преемником Снофру был Хуфу. В период его правления строительство пирамид достигло своей кульминации, поскольку он построил самую большую из них. Она была возведена приблизительно в 2580 г. до н. э., всего лишь столетие спустя после того, как Имхотеп построил первую. Так быстро (для тех времен) развивалась технология египтян.

Хуфу построил свою огромную пирамиду на скалистом плато в нескольких километрах к северу от Саккара, недалеко от того места, где в настоящее время находится город Гиза. Ее высота достигала 146,6 метра, а длина стороны ее основания — 233 метра. Великая пирамида была построена из 300 тысяч обтесанных каменных глыб, каждый блок в среднем весил 2,5 тонны. Блоки нужно было доставлять на расстояние около 960 километров (по воде, разумеется, на кораблях, спускавшихся по течению Нила) из каменоломен, расположенных недалеко от Первого порога.

Внутри гранитной пирамиды расположены тщательно спроектированные системы галерей, ведущих в погребальную камеру, расположенную недалеко от центра громадного сооружения, где должен был находиться саркофаг с мумией правителя и его сокровищами.

Принимая во внимание состояние инженерной мысли в то время и тот факт, что сооружение было построено практически голыми руками (даже колесо не было использовано), Великая пирамида, конечно, является наиболее поразительным достижением мировой архитектуры, за исключением, возможно, Великой Китайской стены.

Великая пирамида, конечно, привлекла внимание Геродота, и он расспрашивал о ней египетских священнослужителей. Они рассказали ему некие милые легенды, на которые нам не нужно обращать внимания, но часть сведений кажется достоверной. Жрецы рассказали Геродоту, что строительство Великой пирамиды длилось двадцать лет и на ее строительстве были заняты 100 тысяч человек. Это вполне может быть правдой.

Они назвали Геродоту также имя правителя, который построил пирамиду, но Геродот перевел странное египетское имя как нечто звучащее больше по-гречески и привычнее для его уха, таким образом, Хуфу стал Кеопсом. Нам больше знакома эта греческая версия в ее латинском звучании — Хеопс. (В общем, греческие версии египетских имен привычны для нас в латинском звучании, и я буду в дальнейшем давать этот вариант без пояснений.)

Некоторые историки предположили, что период строительства пирамид наступал в то время, когда из-за разлива Нила сельскохозяйственными работами невозможно было заниматься, так что одной из целей проекта было предоставить людям работу.

Интерес к Великой пирамиде за последнее столетие часто базировался на мистических предположениях. Поскольку сооружение так велико и так тщательно построено (его стороны ориентированы почти точно на север — юг и восток — запад), некоторые вообразили, что египтяне действительно имели доступ к большим знаниям и наукам и что точные измерения являются результатом использования значений важных математических величин. Некоторые думали, что кое-какие особенности внутренних коридоров являются оракулами, предсказывающими будущее в мельчайших деталях, а конец коридоров предсказывает конец света (не слишком далекий для нас).

Увы, все подобные теории совершенно безосновательны. Египтологи совершенно убедительно показали, что Великая пирамида является именно тем, чем предполагается, — огромной усыпальницей. Кроме того, она не выполнила свою главную функцию — не защитило тело и сокровища мертвого Хуфу. Несмотря на то что саркофаг был установлен в центре огромной каменной плиты, всегда поднятой, и коридоры, ведущие к ней, были замаскированы, грабители проникли туда. Когда современные исследователи наконец попали в глубь пирамиды, они не нашли ничего, кроме саркофага без крышки в пустой комнате.

Пирамида Хуфу явилась высшей точкой. С тех пор начался закат этого архитектурного стиля.

После Хуфу к власти пришел его старший сын, затем младший. Младшего звали Хафра, которого Геродот называл Хефрен. Хафра построил гораздо меньшую пирамиду, чем его отец, приблизительно в 2530 г. до н. э. Он умышленно расположил ее на возвышенности так, чтобы вершина ее была выше пирамиды Хуфу; на ней сохранилась большая часть облицовки из известняка.

Сыном и наследником Хафры был Менкаура, или, для греков, Микерин. Он построил третью пирамиду, самую маленькую из трех, приблизительно в 2510 г. до н. э.

Эти три пирамиды находятся рядом в Гизе и представляют собой немое свидетельство величия Древнего царства, существовавшего сорок пять столетий назад. Конечно, мы не можем увидеть их такими, какими они были первоначально. И не только потому, что потерян облицовочный известняк. Каждая была окружена меньшими пирамидами и мастабами, предназначенными для остальных членов правящего рода. Там были храмы, мощеные дороги, статуи и так далее. Вдоль мощеной дороги к пирамиде Хафры, например, было установлено не менее двадцати трех статуй правителя. Строились не просто пирамиды, а комплексы пирамид.

Один объект, не пирамида, был построен во время правления Четвертой династии, он превосходит даже пирамиды. Это огромная скульптура лежащего льва, от мощеной дороги к пирамиде Хафры и всего в 360 метрах к юго-западу от Великой пирамиды. Это было естественное обнажение скалы, очертания его походили на склонившегося льва, а резец скульптора довершил этот образ.

У льва голова человека с королевским убором, предполагается, что это изображение Хафры, а вся группа символизирует мощь и величие правителя.

В последующие века греки придумали мифы относительно монстров с телом льва и головой человеческого существа (хотя это скорее женщины, чем мужчины), которые могли быть изображены в египетских скульптурах. Греки, вероятно, рассматривали монстров как угрозу для человека, они называли льва-женщину сфинксом (от греческого слова «тот, кто душит»). Наиболее знаменитый миф о греческом сфинксе — загадывание загадок прохожим и убийство тех, кто не может ответить. Исходя из этого каждого, кто имел пристрастие к загадкам, называли «похожий на сфинкса».

Греки применяли такое же название к египетским скульптурным изображениям льва с человеческой головой, которых были тысячи по всей стране. Но большим был только один, воздвигнутый Хафрой. Лицо Великого сфинкса сильно повреждено, поскольку солдаты Наполеона успели позабавиться, использовав его как мишень для упражнений в стрельбе.

Даже пирамиды следующих династий, меньше и грубее, чем грандиозные сооружения Четвертой династии, представляют интерес для нас, поскольку на внутренних стенах написаны гимны и заклинания, предназначенные облегчить переход царя или царицы в загробную жизнь. Так называемые тексты пирамид являются очень ценными гидами по египетской религиозной мысли. Они, а также «Книга Мертвых» являются старейшими религиозными документами, дошедшими до нас.

Упадок

Четвертая династия пришла к своему концу приблизительно в 2500 г. до н. э., всего лишь через несколько лет после смерти Менкауры.

Мы можем предположить, что начались раздоры. Египет находился под единоличным руководством пять веков до начала правления Четвертой династии, но это не отменило полностью отдельных традиций разных городов и соперничества между ними. Это соперничество было выражено религиозно, поскольку каждый город молился своему богу. Смена династии часто означала изменение характера религиозного культа, и разные группы жрецов могли интриговать для смены династии при первом же знаке слабости правителя, находящегося на троне.

Фараоны Четвертой династии молились Гору и рассматривали его как прародителя царей. Так как главным богом Мемфиса был Пта — творец вселенной и, согласно традиции Мемфиса, покровитель искусств и ремесел, то он тоже был почитаем.

Однако в 48 километрах севернее Мемфиса был город Он, где особенно почитался бог солнца Ра. Город оставался верен Ра тысячи лет, и грекам в последующее столетие он стал известен как Гелиополь, или «город солнца».

Служители Ра были действительно могущественны настолько, что даже великие правители Четвертой династии считали необходимым льстить жрецам, присоединяя имя бога-солнца к имени своего трона, поэтому получились Хафра и Менкаура.

Но когда Четвертая династия окончательно ослабла после смерти Менкауры, жрецы Ра увидели свой шанс и постарались устроить одного из своих на троне, чтобы основать Пятую династию. Она правила полтора столетия, затем приблизительно в 2340 г. до н. э. последовала Шестая династия.

Строительство пирамид пришло в упадок во времена правления Пятой и Шестой династий. Вероятно, египтяне устали от больших размеров, когда прошла новизна впечатлений, кроме того, это требовало слишком больших усилий и явно ослабляло экономику страны.

Но искусство продолжало развиваться. Египет продвинулся и в военной мощи. Вершина военного развития была достигнута во время правления Пиопи I, третьего правителя Шестой династии, который был уроженцем Мемфиса. Пиопи I оставил больше памятников и надписей, чем любой другой монарх Древнего царства, и ему принадлежит маленькая пирамида в Саккаре.

У него был полководец по имени Уна, который известен нам из надписи, оставленной им (мы верим, что он не очень преувеличивал). От рядового придворного он поднялся до положения полководца. Уна изгонял кочевников из пустыни на северо-восток пять раз, чтобы удержать и укрепить власть Египта над богатым полезными ископаемыми Синайским полуостровом, и даже проник на территорию Азии к северо-востоку от Синая. Он также заботился об экспедициях к югу от Первого порога.

Но вероятно, эти военные авантюры — вместе со скопившимся напряжением от строительства пирамид — перенапрягли ресурсы Египта того времени и послужили причиной спада в развитии. Кроме того, чем обширнее государство и грандиознее его свершения, тем больше полномочий должен передавать правитель и тем сильнее становятся чиновники, полководцы и провинциальные лидеры. И пропорционально тому, насколько они становятся сильнее, ослабляется влияние правителя.

Требования аристократии на отдельное мумифицирование, погребение и отдельную загробную жизнь возросли многократно в этот период. В известном смысле такие требования можно рассматривать как прогресс, поскольку это вело к представлениям об индивидуальном спасении для всех, но в то же время и к покорности, основанной на личной ответственности за поступки и поведение каждого, в отличие от предоставления загробной жизни всем людям автоматически как части души правителя. Это могло быть только при такой демократизации религии, когда в нее было вложено высокое этическое содержание.

Когда знать получила силу, ее представители стали враждовать друг с другом, что серьезно ослабило страну.

Младший сын Пиопи I унаследовал трон в 2272 г. до н. э., как Пиопи II. В то время он, видимо, был ребенком. Мы можем предположить это, поскольку в определенном смысле его царствование было уникальным в истории. Оно длилось, согласно всем свидетельствам, которые мы имеем, девяносто лет! Это самый большой период правления в зафиксированной истории.

Такая продолжительность пребывания на троне оказалась пагубной для Египта.

Во-первых, во время первой декады его правления или приблизительно в этот период царь такого возраста не мог управлять, и власть наверняка находилась в руках какого-либо регента или придворного. Подобные регенты никогда не испытывали достаточного уважения к правителю, и впоследствии обязательно возникали бесконечные дворцовые интриги с целью захвата власти. Пребывание на троне ребенка в течение многих лет (как мы знаем из современной истории) всегда усиливает общую тенденцию передачи власти от правителя к знати.

Это, конечно, и произошло во времена Пиопи II. Усыпальницы аристократии становились все изысканнее, и, хотя египетская торговля процветала, она находилась больше в руках отдельных представителей знати, чем в руках центральной власти.

К тому времени, когда Пиопи II стал полноценным правителем, знать уже достаточно окрепла, чтобы с ней можно было легко управиться, и ему пришлось действовать осторожно. Кроме того, в последний период своего правления, когда он стал стар и слаб — возможно, даже дряхл, — бразды правления выпали из его немощных рук. Он мог быть не более чем тенью правителя, сидя в своем дворце и ожидая смерти. Знать делала вид, что повинуется ему, и ждала его смерти.

Пиопи II умер в 2182 г. до н. э., и в течение двух лет Египет был разделен. Ни один правитель больше не мог управлять борющейся между собой знатью. Шестая династия, а вместе с ней и Древнее царство пришли в упадок после почти пяти веков существования, и все преимущества единства были потеряны для Египта, погрузившегося в анархию раздробленности.

Один (вероятно) папирус пережил окончание Шестой династии. Его автор, Ипувер, стенал по поводу несчастий, постигших страну в результате анархии и безразличия. Его причитания были, скорее всего, поэтично преувеличены, но даже с учетом этого они являются наглядным описанием распадающейся страны и страдающих людей.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Древние цивилизации Египта | Mastertours

10.04.2018

На территории современного Египта вот уже более 5 тысяч лет существуют развитые государства. Наиболее древние цивилизации просуществовали около 40 столетий с конца четвертого тысячелетия до начала нашей эры.

Краткий обзор крупнейших цивилизаций Древнего Египта

Историками принято выделять 4 основных этапа развития Древнеегипетской цивилизации. Наиболее древний – додинастический период. Он продолжался примерно2000 лет и закончился около 3100 до наше эры.

Наиболее продолжительным был пришедший ему на смену династический период, длившийся более 27 столетий и во многом заложивший основные черты облика современного Египта.

Два последующих периода развития Древнего Египта – эллинистический и римский – продлились до IV века нашей эры. Они оба характеризовались активным взаимодействием и взаимопроникновением культуры Египта и других цивилизаций. Прежде всего это относится к государствам Древне Греции и Рима, оказавшими большое влияние на жизнь Египта того времени.

Основной причиной возникновения и развития Египетских цивилизаций являлся местный климат и прежде всего то, что по территории государства протекал Нил. Фактически, именно Нил дал жизнь цивилизации египтян. Он не только давал им воду в окружающей пустыне. После своих ежегодных разливов он оставлял тонны ила и водорослей, которые служили для египтян естественным удобрением.

Особенностью цивилизаций Египта и по сегодняшний день является концентрированность всего населения на узкой полосе вдоль Нила и его притоков.

Памятники архитектуры, живопись и скульптуры Древнего Египта уже в древности были широко известны за его пределами. А ведь тогда не было почти никаких средств передачи информации, все знания об окружающем мире переносились путешественниками и передавались ими из уст в уста.

Немногочисленные вывезенные из Египта скульптуры и изображения копировались и распространялись восхищенными их красотой зрителями.

Додинастический период цивилизации Древнего Египта

В этот период на территории Египта, которая была занята многочисленными небольшими племенами землепашцев и охотников, стали появляться первые города, обнесенные стенами и защищенные от возможных нападений.

развитие Древнего Египта

Значительно улучшилось качество каналов, проведенных от основной водной артерии – Нила. Взамен каменным орудиям труда и оружию пришли предметы, сделанные из металлических изделий. Это были медные мечи, гарпуны, иглы.

Именно к этому периоду относятся первые из найденных археологами золотых украшений. Общество того периода было еще довольно едино, не было рабов и управляющей ими знати.

На следующем этапе племена становятся все более оседлыми, вместо охоты повсюду развивается скотоводство. Тогда же и появились первые военные вожди, живущие более богато по сравнению с остальными.

Тогда же разрозненные племена и поселения стали объединяться вокруг нескольких крупных городов, в которых строились главные храмы и жилище вождей. Создавались первые прообразы государства.

До нас с тех времен дошли несколько захоронений вождей, в которых были найдены артефакты, домашняя утварь, оружие и украшения из меди, золота и серебра.

В последние годы этого периода были различные войны, в ходе которых победивший вождь стал верховным властителем всего Египта, получив титул фараона. Первым фараоном всего Егмпта стал Нармер, сумевший в ходе войн под своей властью собрать почти все номы – районы – Египта.

В этот же период зародилась своеобразная письменность египтян – знаменитые египетские иероглифы.

Династический период цивилизации Древнего Египта

Династический период – самый известный и самый длительный из этапов развития Древнеегипетской цивилизации. За его время в Египте сменилось 30 династий фараонов. Этот период продлился 3 тысячи лет с конца четвертого тысячелетия до нашей эры вплоть до момента завоевания Египта войсками легендарного Александра Македонского в 332 году до наше эры.

На раннем этапе династического периода постройки возводились из глины и дерева, камень почти не использовался. Фараоны были заняты непрерывными войнами с азиатскими соседями и не планировали грандиозных строек.

Страна то разделялась на Нижний и Верхний Египет, пока наконец фараон Хасехемуи не положил этому конец, мечами своих воинов объединив страну и открыв для нее совершенно новый этап развития, названный впоследствии периодом Древнего Царства.

Именно в эту эпоху у власти находились легендарные Джосер и Хеопс. При них архитектура достигла высот, которые даже сейчас порой кажутся недостижимыми.

Именно тогда были построены гигантские пирамиды, первую из которых воздвиг архитектор Имхотеп, навсегда прославивши этим свое имя. За свои достижения в науке он был обожествляем. Ему поклонялись как богу врачевания, а возведенная им пирамида в Саккаре называется древнейшим из каменных сооружений человечества.

развитие Древнего Египта

Через 150 лет в Гизе фараон Хеопс в Гизе (пригород современного Каира) начал строительство пирамиды, ставшей самой высокой из всех.

В последующие годы была воздвигнута еще череда пирамид, уступавшим по размерам пирамиде Хеопса, но зато с нанесенными внутри так называемыми Книгами пирамид – необычайно важными для археологов текстами.

Расцвет и период наивысшего могущества длился половину тысячелетия, но затем сменился упадком, периодом разрозненности, постоянной борьбы за власть между властителями отдельных провинций. В то же время, именно тогда был наивысший период развития культуры, бронзовый век сменил медный, принеся новые, более совершенные технологии.

Новый период расцвета совпал с правлением Тутмоса III. Он был выдающимся военачальником своего времени, совершив целый ряд успешных походов в Азию. Именно в те времена Египет стал частью всего мира, перестав быть замкнутой и закрытой страной. Его потомки не сумели сохранить созданную державу и постепенно она была раздроблена внутренними раздорами и завоевателями извне.

Эллинистический и Римский периоды цивилизации Древнего Египта

После смерти Александра Македонского его друзья и соратники принялись тут же разрывать великую державу. В Египте преуспел Птолемей, один из военачальников Александра Великого. Он провозгласил себя фараоном и основал династию, правившую на протяжении трех веков.

Столицей государства стала основанная Александром Македонским и названная в его честь Александрия.

В последующие годы держава становилась сильнее и в момент наивысшего расцвета помимо Египта в состав страны входили различные острова в Средиземном и Эгейском морях, значительная часть Малой Азии и территория современной Болгарии.

Тогда же произошло значительное слияние греческой и египетской культур, в частности были объединены многие боги. Одним из центров зарождения новой общей культуры стала столица Александрия, в которой была создана прославленная Александрийская библиотека.

В отличие от современного понятия слова библиотека, библиотека Александрии помимо функции собирания и сохранения книг и рукописей была одним из крупнейших образовательных центров того времени. В ней в различное время работали такие видные деятели науки как Евклид, Архимед, Эратосфен, Клавдий Птолемей. Этими учеными были заложены многие основы современной науки.

В наше время на месте разрушенной древней библиотеки в 2002 году была создана новая «Библиотека Александрина».

В эпоху Птолемеев в Египте было создано еще одно из чудес света. К пирамида м в этот список добавился величественный Фаросский маяк, который к сожалению был разркшен в 14 веке при случившемся разрушительном землетрясении.

Кстати, именно в эту эпоху в Египет были завезены одни из сегодняшних его символов – одногорбые верблюды.

развитие Древнего Египта

Римский период в истории Египта начался после трагического завершения одной из наиболее романтичных историй древнего мира – после смерти Марка Антония, возлюбленного Клеопатры, и ее самоубийства Египет был присоединен к Римской Империи.

В этот период времена расцвета сменялись войнами и сменялись упадком. В этот же период Египет стал одним из центров сперва иудейской, а затем и христианской культуры. Потомки первых египетских христиан – копты – и сейчас живут на территории страны.

Этот период завершился с приходом и захватом страны мусульманами арабами около V века нашей эры.

Заключение

Со времен Древнего Египта до нас дошло множество памятников древности, артефактов, картин, скульптур и прочих вещей, являющихся ценнейшими экспонатами многих музеев мира.

Египетские пирамиды, единственное из дошедших до нас «семи чудес света», каждый год привлекают в страну миллионы туристов со всей земли, желающих прикоснуться к древности.Источник

Древние цивилизации Египта

Ваша оценка!

mastertours.ru

Глава 2 Раннее царство. Египтяне [От древней цивилизации до наших дней]

Глава 2

Раннее царство

История

В общем, наши представления об истории человечества получены из трех типов источников. Первый — это свидетельства, оставленные без всякого намерения послужить истории. Примерами являются инструменты и гончарные изделия, позволяющие немного раздвинуть завесу, по крайней мере, нескольких миллионов лет.

Но подобные следы не представляют собой связного, единого целого. Скорее, это похоже на попытку прочитать книгу при свете случайных вспышек, но, конечно, лучше, чем ничего.

Второй — устные многовековые предания, но искаженные многократной передачей. В результате получаются мифы и легенды, которые редко можно воспринимать дословно, хотя они иногда содержат некоторые важные свидетельства.

Так, греческие легенды о Троянской войне передавались многими поколениями. Они воспринимались как реальные истории поздними греками и были развенчаны как басни современными историками. Правда оказалась где-то посередине. Археологические находки последнего столетия показали, что Гомер во многом ссылается на подлинные факты (хотя его рассказы об участии богов в описанных событиях можно отнести к выдумке).

И наконец, третий — сохранившиеся записи, которые, конечно, могут включать в себя выдуманный материал. Если в них летописец пишет о современных ему событиях или о событиях, которые происходили недавно, мы получаем источник более надежный, чем все остальные. Но так бывает не всегда, поскольку летописец может лгать, или иметь предвзятое мнение, или честно ошибаться. Кроме того, подобные записи, даже если они скрупулезны, могут быть непредумышленно искажены при последующем переписывании или намеренно изменены пропагандистами. Сравнивая записи одного историка с другим и все такие записи с археологическими находками, можно выявить подобные ошибки или искажения.

До сих пор мы не имеем более подробных сведений, чем письменные памятники, и в целом, когда мы говорим об истории человека, чаще всего ссылаемся на летописи, дошедшие до нас в письменной форме. События, происшедшие в отдельных районах, до того как было изобретено письмо, являются «доисторическими», хотя и не обязательно доцивилизационными.

Таким образом, Египет пережил две тысячи лет цивилизации между 5000-м и 3000 гг. до н. э., но этот период времени является частью «доисторического» Египта, поскольку письмо еще не было изобретено.

Подробности доисторического периода развития народа всегда туманны и расплывчаты, и историки смирились с этим фактом. Но каково же может быть разочарование, если письменность существует, однако на языке, который не может быть прочитан. Историческая книга существует, по меньшей мере какая-то часть, но ее содержание недоступно.

Так обстояло дело в «историческом Египте» даже до 1800 г. н. э., то есть для Египта после 3000 г. до н. э. и, естественно, почти для всех остальных ранних цивилизаций.

В 1800 г. после Рождества Христова единственные древние языки, которые были хорошо известны, — это латинский, греческий и древнееврейский; и так получилось, что существовали важные исторические хроники, написанные на каждом из этих языков, полностью или частично дошедшие до наших времен. Исходя из этого древняя история римлян, греков и иудеев была хорошо известна. В каждом случае легенды об их доисторическом существовании были также донесены до нас.

Древняя история египетского народа и народов Двуречья была, однако, неизвестна человечеству в 1800 г. до н. э., не была сохранена в легендах, переданных на трех языках, которые были известны.

Греки в свое время были почти так же страшно высокомерны по отношению к Египту, как и мы (американцы). Они тоже не могли прочитать иероглифическое письмо и поэтому игнорировали египетскую историю несколько столетий.

Однако в то время египетская цивилизация была еще жива и процветала. Существовали египетские жрецы, которые легко могли читать древнее письмо и которые, возможно, имели доступ ко всякого рода анналам, написанным тысячи лет назад.

Любознательные греки, хлынувшие в Египет после 600 г. до н. э., с благоговением смотрели на невиданные свидетельства древней цивилизации, исследовали их. Но египетские жрецы были подозрительны, не доверяли иностранцам и предпочитали все умалчивать.

Греческий историк Геродот путешествовал по Египту и расспрашивал священнослужителей в доверительной обстановке. На многие вопросы ему ответили, и он включил собранную информацию в свою хронику. Однако многое из его сведений кажется совершенно невероятным, и трудно удержаться от мысли, что жрецы просто-напросто дурили ему голову, поскольку он был очень жаден до информации и был готов принять на веру все, что ему говорили.

В конце концов около 280 г. до н. э., когда греки властвовали над Египтом, один египетский жрец сдался и написал историю своей страны на греческом для новых правителей, вне сомнения использовав хранилища храмов. Его звали Манефон.

Некоторое время после 3000 г. до н. э. Египет был в полном смысле слова «историческим Египтом», даже если мы предположим, что Манефон мог писать свою историю с предвзятой точки зрения жрецов и простых египтян.

Однако, к несчастью, ни история Манефона, ни его источники не сохранились. «Исторический Египет» снова погрузился во тьму человеческого неведения после падения Римской империи и оставался в таком состоянии около четырнадцати столетий. Хотя нельзя сказать, что неведение было полным. Фрагменты труда Манефона цитировались другими авторами, работы которых дошли до наших дней. В частности, остались длинные списки правителей Египта, переписанные из книги Манефона, особенно в трудах одного из ранних христианских историков Евсебия Кесарийского, жившего спустя шесть веков после Манефона. Но это все, что осталось. Списки правителей только разжигают аппетит и сгущают мрак истории до непроглядной тьмы.

Конечно, иероглифические надписи остались там повсюду, но никто не мог прочитать их.

Позднее, в 1799 г., французская армия под командованием Наполеона Бонапарта сражалась в Египте. Во время ремонта одного форта французский солдат по имени Бушар или Буссар случайно наткнулся на черный камень. Этот форт находился недалеко от города Рашида, в одном из западных устьев Нила. Европейцы его называли Розетта, и камень, найденный солдатом, был поэтому назван Розеттским камнем.

На Розеттском камне была надпись на греческом, датированная 197 г. до н. э., и, кроме нее, две надписи на двух разновидностях иероглифов. Если, как казалось возможным, это была одна и та же надпись в трех разных формах письма, то получается, что надпись сделана на египетском языке с переводом на известный язык.

Над загадкой Розеттского камня работали такие люди, как английский физик Томас Янг и французский археолог Жан Франсуа Шампольон. Шампольон, в частности, использовал в качестве ключа коптский язык, который в то время еще существовал в отдаленных уголках Египта. Языком современного Египта является арабский, установившийся здесь после завоевания арабами Египта тринадцать столетий назад. Однако Шампольон утверждал, что коптский язык является потомком древнего языка Египта, на котором говорили до нашествия арабов. В конце своей жизни, в 1832 г., он составил словарь и грамматику древнеегипетского языка.

Очевидно, Шампольон был прав, поскольку в 1820 г. он разгадал тайну иероглифов, и постепенно все древние надписи были прочитаны.

Конечно, подобные надписи не являются надежным источником для историков. (Представьте попытки изучить историю Америки, читая надписи на наших общественных зданиях и могильных плитах!) Даже те, которые касались исторических событий, часто писались просто для того, чтобы прославить какого-нибудь правителя. Это была официальная пропаганда, и она не обязательно была правдивой.

Тем не менее, из того, что историки могли узнать по надписям и из других источников, включая список правителей, составленный Манефоном, история Египта постепенно раскрывалась в таком объеме, о котором никто и не мечтал до обнаружения Розеттского камня.

Объединение

Манефон начинает свой перечень правителей первым человеком, объединившим оба Египта — Верхний и Нижний — под своей властью. Традиционно его называют Менес — греческая форма египетского имени Мина. Перед объединением Менес, вероятно, правил Верхним Египтом.

Некоторое время предполагали, что Менес позаимствован из легенды, что такого человека на самом деле не существовало. Однако правитель, объединивший оба Египта, обязательно должен был существовать, и, если это был не Менес, значит, кто-то другой.

Были изучены древние надписи, но сложность в том, что правители после вступления во власть часто брали другие имена. Иногда им давали другие имена после смерти. Указываются ссылки на древние грифельные доски, впервые обнаруженные на раскопках в 1898 г., где правитель по имени Нармер был вначале изображен с короной, указывающей на то, что он обладал властью над Верхним Египтом, затем с короной Нижнего Египта. Предположительно это указывает на правителя, объединившего обе части Египта, и, возможно, Нармер и Менес — разные имена одного и того же человека.

В любом случае Менес, или Нармер, стал правителем всего Египта приблизительно в 3100 г. до н. э., практически в конце доисторического периода развития Египта. Правда, непонятно, как это произошло.

С одной стороны, известны свидетельства о значительной иммиграции из Азии в Египет во времена, предшествовавшие началу правления Менеса. Вероятно, пришельцы из Азии спасались здесь от собственных распрей, покидая свои измученные войнами страны в надежде найти мир и благополучие в долине Нила. (В конце доисторического периода в богатой долине все еще можно было найти даже слонов, настолько обширна она была, настолько плодородна, настолько мало населена людьми.)

В этот период можно проследить легкие следы влияния Азии на Египет. К примеру, определенные образцы архитектуры и художественной техники, появившиеся после 3500 г. до н. э., кажется, свидетельствуют об определенных связях с типичной техникой Азии в этот период. Пришельцы из Азии, очевидно, принесли с собой понятие письма из цивилизации Тигра и Евфрата.

Вероятно, в это время Верхний Египет был более подвержен влиянию пришельцев из Азии, чем Нижний, и потому Верхний Египет мог первым получить толчок к следующему витку развития.

С другой стороны, этот вывод может быть результатом археологической ошибки. Нижний Египет скрыт под многовековым пластом земли, и там намного труднее найти ранние следы, чем в менее подверженных наводнениям районах Меридова озера и Верхнего Нила. Мы можем недооценивать Нижний Египет только по этой причине. А в тот момент, когда Египет, наконец, был воссоединен в единое государство, завоеватель пришел из Верхнего Египта.

Может, пришельцы из Азии принесли с собой что-то еще, помимо нового искусства и идеи письма или традиции войны, неизвестные мирным египтянам ранних времен?

Когда-то во времена до начала правления Менеса люди научились плавить медь из каменной руды, добываемой на Синайском полуострове к северо-востоку от Египта и где-то еще. Надо сказать, что серебро, золото и медь были открыты намного раньше, чем железные самородки, не требовавшие плавки. (Несколько предметов из меди, найденные при раскопках в Бадарии, можно датировать 4000 г. до н. э.) Было найдено даже железо, оно иногда падало с неба в виде метеорита. Однако находки чистого металла были всегда редким явлением, а добываемый таким образом металл получался всегда в небольших количествах и мог использоваться только в качестве украшений.

Медь можно было добывать в медных рудниках в количествах достаточных для использования в любых целях. Медь сама по себе недостаточно тверда, чтобы ее можно было использовать для изготовления оружия и брони, но, смешанная с оловом, она превращается в бронзу, а бронза достаточно тверда. Период, когда бронза стала достаточно распространенной, чтобы использоваться для вооружения армий, называется бронзовым веком.

Бронзовый век достиг полного расцвета только спустя несколько столетий после Менеса, поэтому неизвестно, было ли у него достаточно бронзы, чтобы оснастить специальные отряды своих армий. Могло ли это быть тем новым оружием, при помощи которого он поддерживал свою власть над Египтом? Вероятно, мы никогда не узнаем этого.

Согласно Манефону, родным городом Менеса был Тин в Верхнем Египте, приблизительно на полпути между Первым порогом и Дельтой. Менес и его наследники правили из этого города.

Однако, может быть, Менес понял, что для сохранения своего господства над Нижним Египтом он не должен выглядеть чужеземцем для народа и ему необходимо быть ближе к нему. Но он также не мог позволить себе превратиться в чужого в своем Верхнем Египте. И царь решил построить новый город на границе двух областей, чтобы, по крайней мере на время, сделать его столицей. (Соединенные Штаты избрали похожее решение, когда их части были впервые объединены. После принятия Конституции стало понятно, что северные и южные штаты не испытывают особой симпатии друг к другу, и такая специальная столица, Вашингтон, была построена там, где пересекаются эти две области.)

Новый город Менеса был построен на расстоянии приблизительно 24 километра к югу от вершины Дельты. Египтяне, вероятно, называли город Кикупта (Дом Пта), и, может быть, из этого названия греки образовали «Эгиптос», а мы — наш «Египет». Более позднее египетское название города звучало как «Менфе», таким образом, грекам он стал известен как Мемфис и под таким же названием вошел в историю.

Мемфис оставался важным египетским городом на протяжении приблизительно 3500 лет, большую часть этого времени он был столицей и резиденцией власти.

Последующий период

Манефон разделил правителей Египта на династии (от греческого слова, означающего «иметь силу»). Каждая династия состояла из представителей отдельного рода, которые правили по очереди всем Египтом. Манефон перечислил всего тридцать династий за три тысячи лет.

Династии включают в себя только тех царей, которые правили после объединения страны, таким образом, Менес стал первым царем Первой династии. Период до Менеса может быть назван преддинастическим Египтом.

Первые две династии, все правители которых были родом из Тина, называются Тинскими династиями. Период времени, в течение которого они правили, относится к Раннему царству — с 3100-го до 2680 г. до н. э., более четырех веков.

О возрастающем значении Мемфиса даже в начальный период Раннего царства можно судить на основании исследования могил. Особое значение могил для истории связано с религией Египта.

Древняя история Египта, вероятно, начинается со времен зарождения охоты. В результате возникла потребность в поклонении некоему богу животных в надежде умилостивить его и добыть тех животных, над которыми он властен. Если зверь был опасным, бога, изображение которого частично повторяло образ такого зверя, просили, чтобы его чудовища не приносили слишком много вреда. Кажется, по тем же причинам даже в более поздние времена египетские боги имели головы ястреба, шакала, ибиса и даже гиппопотама.

Но когда стало развиваться сельское хозяйство, к старым религиозным воззрениям добавили новых богов и новые представления. Существовало естественное почитание солнца, которое в безоблачном небе Египта было могущественной силой и источником света и тепла. Более того, разлив на Ниле всегда происходил в то время, когда солнце достигало определенного положения среди звезд, таким образом, ему приписывалась способность управлять животворным циклом реки, и, следовательно, солнце рассматривалось как источник жизни вообще. Под разными именами египтяне славили солнце тысячи лет. Наиболее известными именами бога солнца были Ре или Ра.

Вероятно, поклонение солнцу привело к мысли о цикличности жизни, смерти и возрождению. Каждый вечер солнце заходит на западе, и каждое утро оно восходит снова. Египтяне представляли себе солнце как ребенка, рождающегося на востоке, быстро мужающего, достигающего своего полного расцвета в полдень, затем стареющего, когда оно начинает склоняться к западу, и заходящего, как угасающий старик. Но затем, после опасного путешествия через дебри подземного мира, оно возвращается на восток, где возрождается на следующее утро подобно розовощекому ребенку, обновив свою жизнь.

В земледельческих сообществах можно было заметить, что зерно следует похожему циклу, хотя и медленнее. Оно прорастает, созревают колосья, затем оно умирает. Но из зерен колоса можно вырастить новые зерна в следующий сезон.

В конечном счете подобный цикл рождения, смерти и возрождения был воплощен в религии египтян. Она основывалась на почитании бога плодородия Осириса, которого всегда изображали в виде человека без каких-либо признаков животного. Согласно мифу, он научил египтян искусству и ремеслам, включая навыки земледелия. Другими словами, Осирис олицетворял цивилизацию.

По легенде, Осириса убил его младший брат Сет. (Вероятно, Сет был воплощением сухой и безводной пустыни, который всегда ждал возможности убить растение, если по какой-либо причине разлив Нила не наступал.) Преданная и прекрасная жена Осириса — Исида, — также изображавшаяся в виде человека, возродила его тело и вернула к жизни, но его разорвал на клочки Сет, и один фрагмент был потерян. Осирис, уязвимый теперь, больше не мог править живыми людьми и спустился в подземный мир, где правил миром человеческих душ, спускающихся туда после смерти.

Гор, сын Осириса и Исиды (обычно изображается как бог с головой ястреба, поэтому он может рассматриваться как вхождение элемента старого мифа в новую земледельческую легенду), отомстил, убив Сета.

Эта история встраивается также и в цикл солнца. Осирис может представляться как заходящее солнце, убитое ночью (Сет). Гор — это восходящее солнце, которое, в свою очередь, убивает ночь. Умирающее солнце спускается в подземный мир, как поступил Осирис.

Естественно, соблазнительно ассоциировать такие циклы с сущностью человеческой природы. Немногие люди приветствуют смерть, и почти каждый был бы очень рад думать, что жизнь будет каким-то образом продолжена после смерти или что человек вновь возродится, подобно зерну или Осирису.

Чтобы обеспечить подобное возрождение человека, богов (особенно Осириса), имеющих власть над подобными явлениями, нужно было постоянно восхвалять и ублажать.

Египтяне бережно хранили записи различных ритуалов, молитв, гимнов, песнопений, произносящихся и исполняющихся для того, чтобы обеспечить себе бессмертие души после смерти. Подобные ритуалы, конечно, формировались многие столетия, но, по существу, их можно датировать эпохой Раннего царства и даже, вероятно, периодом преддинастического Египта.

Документ, содержащий список подобных обрядов, — довольно разнородная коллекция, имеющая не больше взаимосвязей или порядка, чем библейская Книга псалмов, — был опубликован в 1842 г. немецким египтологом Карлом Рихардом Лепсием. Его продал ученому какой-то человек, нашедший документ во время ограбления старого захоронения.

Этот документ обычно называют «Книга Мертвых», хотя сами египтяне называют его иначе. Большую часть книги занимает список формулировок и заклинаний, способных безопасно провести душу в обитель божьего правосудия и защитить ее. В случае освобождения от греха (а египетские представления о добре и зле очень похожи на понятия современного человека) душа получает вечное блаженство с Осирисом.

Безопасность в загробной жизни, казалось, требует физического присутствия мертвого тела. Возможно, подобное наблюдение возникло из-за того, что в сухой почве Египта тела разлагались медленно, поэтому египтяне стали воспринимать длительное существование физического тела как естественное и даже желательное и учились принимать меры для продления этого процесса.

Таким образом, «Книга Мертвых» содержит указания для сохранения мертвых тел. Внутренние органы (разлагающиеся наиболее быстро) извлекали и хранили отдельно в каменных кувшинах, а сердце, как средоточие жизни, оставляли в теле. Затем тело погружали в химикаты и заворачивали в бинты, пропитанные смолой, чтобы сделать их водонепроницаемыми. Такие забальзамированные тела назывались мумиями — от персидского слова, означающего «смола». (Почему персидского? Персы правили Египтом в V в. до н. э. и передали это слово грекам, от которых оно пришло к нам.) Египетская традиция мумификации могла быть результатом религиозных предрассудков, но она определенно имела очень полезные практические результаты. Благодаря ему у египтян появился стимул изучать химию (химикаты и их особенности).

Если мумификация не проводилась или мумия была незаконно присвоена, использовались другие методы имитации жизни как «запасные» средства. В могилу клали статуи умерших людей и множество предметов, использовавшихся этим человеком при жизни: инструменты, украшения, небольшие модели разных вещей и скульптуры слуг, даже еду и питье.

Кроме того, стены покрывали надписями и рисунками, представляющими сцены из жизни мертвых. Из этих источников получено много сведений о повседневной жизни древних египтян. Например, найдено изображение охоты на слонов, гиппопотамов и крокодилов, и это подтверждает предположения ученых, что животный мир в долине Нила в древние времена был намного разнообразнее.

Изображены также сцены празднеств, рассказывающие нам об особенностях питания египтян, семейной жизни, играющих детей. Мы видим, что в семейной жизни царили тепло и любовь, женщина имела высокое положение в обществе (намного более высокое, чем у греков), что детей иногда радовали и баловали. По иронии судьбы, мы получили так много сведений о жизни египтян благодаря их отношению к смерти.

Обряды, связанные с обеспечением жизни после смерти, стали очень изощренными и обходились весьма недешево. Вероятно, это случилось потому, что в первую очередь они имели отношение только к царю. Правитель (как это часто случалось в ранних обществах) рассматривался как представитель всего народа в его взаимоотношениях с богами и поэтому сам получал атрибуты божественности. Если он разговаривал с богами, соблюдая соответствующий ритуал, Нил разливался, увеличивался урожай, а болезни и опасности отступали. Царь был всем, поскольку был самим Египтом.

Естественно, когда правитель умирал, никакие изысканность и красота обряда не могли показаться чрезмерными, поскольку хоронили весь Египет, а все египтяне, умершие во время правления этого правителя, получали загробную жизнь вместе с ним.

Однако, когда благосостояние Египта возросло, некоторые придворные чиновники и провинциальные правители — родовая знать — пожелали таких же почестей. Они тоже хотели усыпальниц и мумификации, персональную загробную жизнь, не связанную с загробной жизнью правителя. Такие настроения в обществе усилили влияние религии, но в то же время опасно ослабили египетский национальный потенциал, направленный к бесплодному стремлению строить усыпальницы. Кроме того, увеличились возможности знати, достигавшей время от времени высокого положения.

При погребении знатного усопшего возникало естественное стремление возвыситься. Каждый род пытался превзойти другой роскошью даров, которые услаждали бы умершего в загробной жизни. Богатства в усыпальницах в виде драгоценных металлов, конечно, привлекали грабителей. И как бы их ни пытались защитить, блокируя вход, грозя законом и местью богов, все было напрасно, и поэтому очень мало погребений дошли до нас относительно нетронутыми.

Несомненно, грабители вызывают у нас отвращение, и, кроме того, из-за них археологи лишились бесценных свидетельств истории Древнего Египта. Но мы должны понять и то, что египтяне, бездумно закапывая огромные количества золота, ослабляли свою экономику. Грабители усыпальниц, какими бы мотивами они ни руководствовались, способствовали сохранению жизнеспособности египетского общества, ведь украденные золото и серебро опять поступали в обращение.

Исследования этих погребений рассказывают нам о возрастающей роли Мемфиса в древние времена. Об этом можно судить даже по их количеству, поскольку множество древних усыпальниц в виде медовых сот построены у того края пустыни, к западу от которого находился когда-то Мемфис. В настоящее время недалеко от тех мест находится поселение Саккара, и захоронения известны под тем же названием.

Самые ранние захоронения имеют продолговатую форму и похожи на прямоугольные скамьи, встречающиеся у домов египтян. Их назвали «мастабы» на современном арабском, и такое же название получили и древние захоронения.

Древние мастабы построены из известняковых блоков. Камера покойника с мертвым телом в защитном саркофаге, часто строившаяся из камня, находилась под землей и была обычно замурована для безопасности. Над этой камерой находилось открытое помещение для посетителей, где можно было увидеть изображения сцен из жизни мертвых и куда посетители могли прийти и, согласно ритуалу, помолиться за покойного.

Некоторые из ранних захоронений в районе Саккара, по мнению исследователей, принадлежали нескольким царям Первой или Второй династий. Если это так, значит, Мемфис был столицей, по крайней мере некоторое время.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Древние цивилизации: размышления о Египте

На протяжении более 2000 лет, со времен Геродота, историки пытаются восстановить генезис цивилизаций, найти древнейшую из них. Где же возникла та искра, из которой впоследствии вспыхнуло и разгорелось пламя древнейших цивилизаций?

На протяжении более 2000 лет, со времен Геродота, историки пытаются восстановить генезис цивилизаций, найти древнейшую из них. «Генезис» - это греческое слово,а означает оно « происхождение, истоки». Где же возникла та искра, из которой впоследствии вспыхнуло и разгорелось пламя древнейших цивилизаций? На этот вопрос и сегодня ученые не могут дать ответа.

По мнению большинства специалистов, цивилизация – это народ или совокупность народов, объединенных в государство, обладающих определенной культурой и техникой, и ведущих собственный образ жизни, т.е. имеющих свой исторический маршрут в определенный отрезок времени.

Одной из самых древних, а, возможно, и древнейшей, является цивилизация Древнего Египта. Она – самая загадочная из всех известных науке! Существует огромное количество различных материальных останков ее истории – артефактов, но их изучение и анализ порождают скорее новые вопросы, чем дают ответы на существующие.

Цивилизация Древнего Египта уникальна. Историки Египта, в первую очередь, ученый Д.Брэстед, указывают, что додинастические египтяне, т.е. египтяне, жившие в период, предшествовавший династиям фараонов, уже обладали начатками цивилизации. Но к началу Iдинастии, без какого-то либо посредничества и связующих звеньев,  мы видим уже сформировавшееся государство с развитой системой социальных отношений, богатой культурой и своеобразным заупокойным культом, достаточно высоким для своего времени уровнем техники.

Исторической наукой общепризнанно, что она существовала как минимум пять-семь тысяч лет назад, а некоторые ученые, в частности, Г.Хэнкок, Р.Бьювэл и др., считают, что она существовала еще раньше – в XIтысячелетии до н.э., причем уже на достаточно высоком уровне развития. Их выводы, основанные на современных методах исследования археологических и астрономических данных, лишь подтверждают сведения древних авторов, в частности, Платона, о наличии могущественных государств в этот период времени. Таким образом, современный уровень развития науки позволяет признать достоверность тех фактов, которые еще недавно считались мифами, а неподтвержденные еще мифы свидетельствуют, очевидно, лишь о несовершенстве нашего уровня научных исследований.

Это дает возможность предположить, что те цивилизации, которые мы считаем «древними», сложились на фундаменте предшествовавших им – «древнейших» - цивилизаций, погибших в результате каких-то катастроф.

Цивилизация Древнего Египта, даже если мы будем принимать во внимание лишь признанную классическими египтологами датировку ее истории, была самой длительной. Возникшая как минимум пять-семь тысяч лет назад, она просуществовала почти три тысячи лет. Для того, чтобы лучше оценить это, задумайтесь, - от Рождества Христова, точки отсчета нашего времени, прошло всего немногим более двух тысяч лет!

 Несмотря на обилие сведений о Египте, ученые до сих пор не в состоянии точно датировать его историю, за исключением периода правления Птолемеев – греческой династии, утвердившейся на египетском троне после смерти  Александра Македонского (начало IV– Iвек до н.э.).

В Древнем Египте регулярно составлялись хроники правления династий, их храмы были не только центрами религиозного культа, но и хранителями знаний. В обширных библиотеках храмов в течение многих веков сберегались богатейшие собрания документов. Наиболее важные исторические сведения фиксировались на каменных плитах и обелисках, стенах пирамид и храмов. Но до нашего времени дошли только крупицы из этой сокровищницы.

В основном все наши знания о египетских фараонах и времени их правления получены из сочинения египетского жреца Манефона, жившего во времена  Птолемея I(305-282 гг. до н.э.). Его произведение, «Египтиака», было написано на греческом языке на основе материалов из египетских архивов, находящихся в храмах Мемфиса и Гелиополя. Оно, очевидно, предназначалось для ознакомления представителей греческой династии фараонов с историей подвластной им страны. Но ни полный, ни сокращенный текст этого сочинения до нас не дошел. Его фрагменты известны нам, в основном, лишь из цитат, содержащихся в произведениях греческих авторов.

Египетские жрецы вообще играли важную роль в сохранении и распространении знаний о древнеегипетской цивилизации в эпоху античности. Именно у них  греческие историки и философы заимствовали свои сведения о жизни и верованиях египтян. Не случайно самые известные философы этого периода – Сократ,Платон,Пифагори др. – получали образование в египетских храмах. Кстати, там же получил образование и иудейский пророк Моисей.

Сложность датировки египетской истории связана, в том числе, и с их своеобразным календарем. Только лишь у египтян год представлял собой определенную величину и состоял из 365 дней, объединенных в 12 месяцев по 30 дней и сверх того 5 дополнительных дней. Месяцы считались, начиная с первого по четвертый в течение каждого из трех земледельческих сезонов: наводнение (когда Нил заливал поля), выход (освобождение земли из-под воды, начало сельскохозяйственных работ) и отсутствие (период низкой воды). В отличие от других древних народов египетский год не был связан ни с Солнцем, ни с Луной, он был связан с определенной звездой.

Появление Сириуса на востоке во время восхода Солнца во второй половине июля после того как звезда была невидима в течение примерно 70 дней, почти совпадало с началом разлива Нила, а следовательно, и с египетским Новым годом, первым днем первого месяца сезона наводнения, т.е. месяца тот. Год по Сириусу, так называемый сотический год, примерно соответствует солнечному году (солнечный год равен 365 дням с четвертью). Однако, это, казалось бы небольшое различие, могло привести и нередко приводило к погрешности в 1460 лет (цикл Сотис – Сириус) при датировке исторических событий, что уже не является незначительным.

Не менее загадочными являются и материальные памятники Древнего Египта. Всем хорошо известны египетские пирамиды – единственное, сохранившееся до нашего времени, чудо света. Несмотря на то, что целый сонм ученых в течение почти двухсот лет занимался их изучением, мы до сих пор не знаем, когда они были построены, как, для каких целей. Общепринятая точка зрения, что они были построены египетскими фараонами в IIIтысячелетии до н.э. силами рабов в качестве усыпальниц, не дает ответа на многочисленные вопросы. Каково же время их создания, а также время создания Сфинкса? Зачем были нужны такое совершенство геометрической формы, точность математических пропорций и ориентации пирамид по сторонам света? Почему расположение пирамид можно соотнести с расположением звезд в созвездии Ориона? Какими инструментами пользовались строители (известно, что на блоках пирамид обнаружены следы бура из какого-то неизвестного нам, но очень твердого материала)? И самое главное – какова же цель создания пирамид? Историки установили, что ни на одной пирамиде IVдинастии нет надписей, подтверждающих, что они усыпальницы, а надписи на них, содержащие имя того или иного фараона, представляют собой что-то похожее на современные граффити.  Некоторым фараонам (Снофру) вообще принадлежат две пирамиды. Пирамиды расположены вдали от усыпальниц; сын Снофру Хеопс начал строительство своей пирамиды не рядом с отцом в Дашуре, а на плато Гизы, что вообще нехарактерно для заупокойного культа любого народа. И еще много и много вопросов…

Как мы видим, египетская цивилизация, возникшая как-то сразу, не имевшая, очевидно, предшественника, прожила исключительно длительную жизнь и не оставила после себя преемников. Происхождение египетской цивилизации до сих пор для науки необъяснимо. Мы достаточно хорошо знаем ее эволюцию, т.е. развитие, но не истоки. Египтяне сразу проявляют себя народом высококультурным, обладающим огромными познаниями, серьезными техническими навыками и неизмеримыми средствами.

Они как-то вдруг строят пирамиды, одно из чудес света,  в отдаленности от мест, где можно добыть камень, строят по определенному плану с замечательным техническим совершенством. Вдруг рождаются фараоны, задумавшие такое небывалое строительство, вдруг появляются специалисты во всеоружии математических, астрономических, геометрических и чисто технических познаний. Но проходит какое-то время и также вдруг все это заканчивается. Египет, как государство, растет, крепнет, превращается в империю, его культура ярко и пышно расцветает, наука и искусство делают огромные успехи, но подвиг древних строителей оказывается непревзойденным. История в их случае оказывается перевернутой «с ног на голову»  - на заре цивилизации египтяне оказываются более могущественными, чем в дни расцвета.

Источник: Наука KM.RU

www.km.ru