Миф древнего мира. 10 вселенских мифов древнего мира - Истории
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Книга: «Мифологии древнего мира». Миф древнего мира


Мифы Древней Греции | Происхождение мира и богов

Вначале существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В нем заключался источник жизни мира. Все возникло из безграничного Хаоса - весь мир и бессмертные боги. Из Хаоса произошла и богиня Земля - Гея. Широко раскинулась она, могучая, дающая жизнь всему, что живет и растет на ней.

Происхождение мира и богов

Далеко же под Землей, так далеко, как далеко от нас необъятное, светлое небо, в неизмеримой глубине родился мрачный Тартар - ужасная бездна, полная вечной тьмы. Из Хаоса, источника жизни, родилась и могучая сила, все оживляющая Любовь - Эрос. Начал создаваться мир. Безграничный Хаос породил Вечный Мрак - Эреб и темную Ночь - Нюкту. А от Ночи и Мрака произошли вечный Свет - Эфир и радостный светлый День - Гемера. Свет разлился по миру, и стали сменять друг друга ночь и день.

Могучая, благодатная Земля породила беспредельное голубое Небо - Урана, и раскинулось Небо над Землей. Гордо поднялись к нему высокие Горы, рожденные Землей, и широко разлилось вечно шумящее Море.

Матерью-Землей рождены Небо, Горы и Море, и нет у них отца. Уран - Небо - воцарился в мире. Он взял себе в жены благодатную Землю. Шесть сыновей и шесть дочерей - могучих, грозных титанов - было у Урана и Геи. Их сын, титан Океан, обтекающий, подобно безбрежной реке, всю землю, и богиня Фетида породили на свет все реки, которые катят свои волны к морю, и морских богинь - океанид. Титан же Гипперион и Тейя дали миру детей: Солнце - Гелиоса, Луну - Селену и румяную Зарю - розоперстую Эос (Аврора). От Астрея и Эос произошли все звезды, которые горят на темном ночном небе, и все ветры: бурный северный ветер Борей, восточный Эвр, влажный южный Нот и западный ласковый ветер Зефир, несущий обильные дождем тучи.

Кроме титанов, породила могучая Земля трех великанов - циклопов с одним глазом во лбу - и трех громадных, как горы, пятидесятиголовых великанов - сторуких (гекатонхейров), названных так потому, что сто рук было у каждого из них. Против их ужасной силы ничто не может устоять, их стихийная сила не знает предела.

Возненавидел Уран своих детей-великанов, в недра богини Земли заключил он их в глубоком мраке и не позволил им выходить на свет. Страдала мать их Земля. Ее давило это страшное бремя, заключенное в ее недрах. Вызвала она детей своих, титанов, и убеждала их восстать против отца Урана, но они боялись поднять руки на отца. Только младший из них, коварный Крон, хитростью низверг своего отца и отнял у него власть.

Богиня Ночь родила в наказание Крону целый сонм ужасных веществ: Таната - смерть, Эриду - раздор, Апату - обман, Кер - уничтожение, Гипнос - сон с роем мрачных, тяжелых видений, не знающую пощады Немесиду - отмщение за преступления - и много других. Ужас, раздоры, обман, борьбу и несчастье внесли эти боги в мир, где воцарился на троне своего отца Крон.

Вернуться к списку мифов Древней Греции

www.mysterylife.ru

Сотворение мира

Тысячелетия минули со времен богов и героев Древней Греции, но не утихает интерес человечества к этой поистине захватывающей мифологии, где боги любят и ненавидят, сражаются и празднуют, герои своими подвигами приравниваются к богам и geia

становятся полноправными жителями Олимпа.Неужели мы еще верим в сказки?.. Или же не сказки это вовсе…Циничным взглядом смотрим мы в далекое прошлое, когда простые люди верили в богов, поклонялись им, сочувствовали и болели каждый за своего покровителя, и продолжалось это веками. Людям, как и во все времена, требовалось объяснение происходящего в мире и управляющегося высшими, неподдающимися осознанию силами. И символами этих сил стали боги и их прародители.Жизнь богов и героев описана так подробно и интересно, что сложилась целая литературная ниша мифов Древней Греции. И неудивительно, ведь истории эти по большей части представляются нам своеобразным приключенческо-романтическим жанром, где до самого конца читатель гадает, что же будет с полюбившимися героями.Вы когда-нибудь задумывались, почему учебник по истории за 5 (кажется) класс, в разделе история древних государств содержит целые главы по мифам Древней Греции? Естественно, чем еще можно заинтересовать детей, как не приключениями. И действительно, это заинтересовывает настолько, что вряд ли найдется ребенок, который на волне этого интереса не прочитал бы парочку мифов в качестве внеклассного чтения. Но воспитательную силу мифов нельзя недооценивать. Мифы, в большинстве своем, учат мальчиков быть храбрыми, как Геракл, девочек – смелыми как Афина или Диана-охотница, и всех вместе – уважать и почитать родителей.Однако присутствует и глубокий смысл в мифах. Сотворение мира достаточно тесно перекликается с космогенной теорией возникновения Земли.С него мы и начнем наш путь в мир богов и героев Древней Греции.История сотворения мира.Прародителем всего был бесформенный необъятный вечный Хаос. Под воздействием неведомой силы он начал изменяться и создавать Вселенную. Первое им созданное было Время – Хронос. За ним возникла Гея — Земля и Тартар — Непостижимая Бездна, а также Эрос — сила влечения и притяжения, единственный Закон, которому подчинялся весь процесс создания Вселенной (затем тем же именем был назван бог Любви). Также Хаос порождает Эреба – воплощение мрака и Никту – темную ночь, от союза которых (парадоксально) произошел Эфир – Вечный Свет и Гемера – Сияющий День. Свет из Тьмы.Пробудилась Гея и породила Урана – Небо, чтобы было вечное жилище для богов, и Понт – Бескрайнее Море. Понт стал первым мужем Геи, вторым – Уран.

От союза Урана и Геи произошли могучие титаны, циклопы и гекатонхейры(сторукие великаны). В страхе, что дети свернут его власть, Уран заключил их в Тартар, однако мать Земля (Гея) не смирилась с этим и призвала их к бунту. Так Кронос, сын Урана стал властителем всего и породил в дальнейшем известных всеми Олимпийских богов.

А дальше были приключения и похождения полюбившихся богов и героев, о чем в следующий раз.

www.greece4all.ru

Книга: Мифологии древнего мира

Мифологии древнего мираИздание 1977 года. Сохранность хорошая. Книга представляет собой очерки мифологии различных народов древнего мира - египтян, шумеров и вавилонян, индийцев, китайцев идр. Написанные видными… — Главная редакция восточной литературы издательства "Наука", (формат: 60x84/16, 456 стр.) Подробнее...1977430бумажная книга
Сьюзен Уайс БауэрИстория Древнего мира. От истоков Цивилизации до падения РимаИстория Древнего мира – от самых ранних, научно документированных событий и до падения Римской империи. В этой книге Сьюзен Бауэр выдвигает и доказывает интереснейшую теорию взаимодействия и… — АСТ, (формат: 60x84/16, 456 стр.) Страницы истории (АСТ) электронная книга Подробнее...2007249электронная книга
Бауэр Сьюзен УайсИстория Древнего мира. От истоков цивилизации до падения РимаИстория Древнего мира - от самых ранних, научно документированных событий и до падения Римской империи. В этой книге Сьюзен Бауэр выдвигает и доказывает интереснейшую теорию взаимодействия и… — АСТ, (формат: 60x84/16, 456 стр.) История в одном томе Подробнее...20151011бумажная книга
Бауэр С.История Древнего мира: от истоков цивилизации до падения РимаИстория Древнего мира – от самых ранних, научно документированных событий и до падения Римской империи. В этой книге Сьюзен Бауэр выдвигает и доказывает интереснейшую теорию взаимодействия и… — АСТ, (формат: 60x84/16, 456 стр.) История в одном томе Подробнее...2015730бумажная книга
Сьюзен Уайс БауэрИстория Древнего мира. От истоков цивилизации до падения РимаИстория Древнего мира - от самых ранних, научно документированных событий и до падения Римской империи. В этой книге Сьюзен Бауэр выдвигает и доказывает интереснейшую теорию взаимодействия и… — АСТ, Neoclassic, (формат: 60x90/16, 992 стр.) История в одном томе Подробнее...2015602бумажная книга
Бауэр С.У.История Древнего мира: От истоков цивилизации до падения РимаИстория Древнего мира – от самых ранних, научно документированных событий и до падения Римской империи. В этой книге Сьюзен Бауэр выдвигает и доказывает интереснейшую теорию взаимодействия и… — АСТ, (формат: 60х90/16, 992 стр.) история в одном томе Подробнее...2015938бумажная книга
Сьюзен БауэрИстория Древнего мира. От истоков Цивилизации до падения РимаИстория Древнего мира – от самых ранних, научно документированных событий и до падения Римской империи.В этой книге Сьюзен Бауэр выдвигает и доказывает интереснейшую теорию взаимодействия и… — АСТ, (формат: 60х90/16, 992 стр.) Страницы истории (АСТ) Подробнее...2014бумажная книга
Бауэр С.История Древнего мира: от истоков цивилизации до падения РимаИстория Древнего мира – от самых ранних, научно документированных событий и до падения Римской империи. В этой книге Сьюзен Бауэр выдвигает и доказывает интереснейшую теорию взаимодействия и… — Издательство «АСТ», (формат: 235.00mm x 165.00mm x 13.00mm, 304 стр.) История в одном томе Подробнее...2017903бумажная книга
Бауэр С.История Древнего мира. От истоков цивилизации до падения РимаИстория Древнего мира - от самых ранних, научно документированных событий и до падения Римской империи. В этой книге Сьюзен Бауэр выдвигает и доказывает интереснейшую теорию взаимодействия и… — АСТ, (формат: Твердая бумажная, 992 стр.) Подробнее...2015861бумажная книга
Сьюзен Уайс БауэрИстория Древнего мира. От истоков цивилизации до падения РимаИстория Древнего мира - от самых ранних, научно документированных событий и до падения Римской империи. В этой книге Сьюзен Бауэр выдвигает и доказывает интереснейшую теорию взаимодействия и… — АСТ, (формат: Твердая бумажная, 992 стр.) История в одном томе Подробнее...2015547бумажная книга
Блакуэлл, Кристофер У., Блакуэлл, Эйми ХакниМифы древнего мира для чайниковЧто такое мифология? Почему о ней столько говорят? Да, знакомство с мифологией помогает писать сочинения и позволяет юным эрудитам блеснуть знаниями на какой-нибудь вечеринке. Но самое главное не в… — Диалектика, (формат: 235.00mm x 165.00mm x 13.00mm, 304 стр.) и ещё ... для "чайников" Подробнее...2017622бумажная книга
Зодиакальная мифология. Семь небес древнего мираВ книге речь пойдет о звездной мифологии древних цивилизаций и звездной символике религий, о традициях Просвещения в разных культурах, об Атлантиде и символике чисел и о многом другом. Книга… — (формат: Твердая бумажная, 992 стр.) Подробнее...819бумажная книга
Уоллис БаджБоги египтян. Царство света, или Тайны загробного мираИзвестный английский востоковед и археолог Уоллис Бадж всю свою жизнь посвятил изучению Древнего Египта и написал о нем свыше ста двадцати исследовательских работ. Его книга «Боги египтян» посвящена… — Центрполиграф, (формат: 60х90/16, 992 стр.) электронная книга Подробнее...1904199электронная книга
Уоллис Б.Боги египтян. Царство света, или Тайны загробного мираИзвестный английский востоковед и археолог Уоллис Бадж всю свою жизнь посвятил изучению Древнего Египта и написал о нем свыше ста двадцати исследовательских работ. Его книга «Боги египтян» посвящена… — Центрполиграф, (формат: Твердая бумажная, 575 стр.) Подробнее...2014417бумажная книга
Петухов Ю.Битва титанов. Громовержец432 стр. Герои и воины, ставшие богами. Они жили и любили самозабвенно, они бились за престол Олимпа яростно и вдохновенно. Они были русами. Крон, Зевс, Посейдон, Арес, Гера... Увлекательный роман о… — (формат: Твердая бумажная, 992 стр.) Good as Gold Подробнее...2011514бумажная книга

dic.academic.ru

10 вселенских мифов древнего мира

истории древнего мира

Воскрешение бога

Воскресение Иисуса является важным моментом в христианстве, уникальным эпизодом, который позволил заявить о Христе как о едином истинном спасителе. По крайней мере, такой была идея. На самом деле, идея умирающего божества или важного человека, который позже воскресал, существовала в течение тысячелетий.

Одним из самых известных из них является история Осириса, древнеегипетского бога, о чьем рождении возвестила звезда, которого предал другом, после чего его убили, а затем он воскрес. Но существуют также и менее явные версии. В греческом культе Диониса главного героя убивали каждые два года, только для того чтобы он воскреснул в более поздние сроки. Персефона также регулярно умирала, и многие языческие традиции от Скандинавии до Центральной Америки рассказывают о богах, которые умирают и возвращаются к жизни или о людях, которые умирают и возвращаются в качестве божества.

Возможно, интереснее всего выглядит историческая плита, известная как «Откровения Гавриила», которая якобы рассказывает историю еврейского бунтовщика, известного как Симон, который был убит римлянами и воскрес через три дня. В чем подвох? Она была создана в 4 г. до н.э., более чем за 30 лет до того, как Иисус якобы проделал тот же трюк. Либо это был неправильный перевод, либо история Сына Божьего была создана на вековых наработках других божеств.

alt

Драконы

истории древнего мираДраконы, похоже, являются наиболее непоседливыми существами из всей мифологии. Даже больше, чем вампиры, они имеют обыкновение появляться в обществах и культурах, существовавших так далеко друг от друга во времени и пространстве, что можно подумать, будто это было невозможно. Существуют древние шумерские таблички, на которых описывается акт убийства дракона, греческие рассказы о драконах, резвящихся с другими монстрами, а также целая наука, которая строится вокруг использования их костей в Китае. В Центральной Америке майя поклонялись пернатому змею Кетцалькоатлю, в то время как в норвежской и христианской мифологии есть конкретные упоминания о драконах.

В 1886 году викторианские ученые все еще считали, что драконы когда-то существовали, но вымерли. Не только после того, как динозавры утвердилась в общественном сознании, люди увидели вероятную связь между древними окаменелостями и мифами о драконах. В настоящее время можно предположить, что в какой-то момент представители различных культур натыкались на кости динозавров и сочиняли предания о гигантских мифологических зверях.

alt

Приключения героев

истории древнего мираБлагодаря время от времени возникающим киноверсиям, большинство из нас, вероятно, имеют смутное знание о поэмах Гомера. Считающиеся самыми ранними примерами западной литературы, его «Илиада» и «Одиссея» являются эпическими мифами о замученных героях, пробивающих свой путь через океаны и континенты в поисках метафорического спасения - и они присутствовали в почти идентичных формах почти в каждой культуре.

Это называется «путешествие героя», и почти все эпические истории на протяжении всей истории следовали конкретной модели. Джордж Лукас сознательно основал первые «Звездные войны» на этой модели, и вы можете найти их влияние во «Властелине Колец», книгах о волшебника страны Оз и даже в романах о Гарри Поттере. Но этот архетипический миф существовал еще до того, как антропологи передали его ленивым сценаристам.

Шумерский эпос о Гильгамеше, история Синдбада-морехода в 1001 ночи, легенды о короле Артуре, истории об аргонавтах... все эти и многие другие рассказы соответствуют структуре путешествий героя так же, как потрясающие поэмы Гомера, о которых шла речь выше. На самом деле почти в каждой культуре в истории человечества есть мифы, которые попадают в эту категорию. Даже эпические странствия Моисея в Библии подходят к этой модели.

alt

Объяснения

истории древнего мираКультурные мифы не только развлекают нас и записывают исторические события. Они также служат для объяснения, почему мир таков как он есть. Отсюда распространенность рассказов, составленных, чтобы дать основания для некой тайны бытия.

В Библии у нас есть Вавилонская башня, которая объясняет, почему мы говорим на разных языках. Речь Божья до изгнания Адама и Евы из рая является еще одним примером, дающим объяснение как болям при родах, так и тому, почему древний человек должен был трудиться весь день в поле. Вспомните рассказы о древних греков и легенду о Прометее, которая показывает, почему огонь является настолько ценным, в то время как история Пандоры объясняет существование болезней и страданий.

Начните искать их, и вы найдете эти объяснительные мифы, разбросанные в каждой культуре. Есть мифы, которые объясняют, почему у носорога нет шерсти, почему инцест запрещен и как появились лекарства. Все, что только можно представить, имеет поэтическое объяснение. В ненаучный век поэзия часто была всем, что у нас было.

alt

Апокалипсис

истории древнего мираВсе, что начинается, имеет и конец, и наши древние предки знали это так же, как и мы. Неудивительно, что в большинстве культур есть мифы о конце времен в противовес истории о создании мира – своего рода утешительный приз для тех, кто не доживет до самого конца.

Для христиан апокалипсис - масштабная эпопея, которая существует на протяжении многих, многих лет и включает в себя так много бедствий, войн и несчастий, которые даже трудно припомнить. То же самое можно сказать в норвежском Рагнароке, который представляет собой коллекцию бедствий и сражений, которые приводят к тому, что Земля погружается под воду и воссоздается заново. В индуизме он представляет собой еще одну эпическую битву с последующей перезагрузкой вселенной, в то время как буддизм уничтожает миру пиротехническим фейерверком, настолько удивительным, что о нем стоит снять отдельный фильм Майкла Бэя.

То есть большинство людей на протяжении всей истории жили со своим собственным видением конца света, которое имеет смысл в контексте их жизни и культуры. И все эти мифы на самом деле лишь способы для нас, людей, разобраться в мире, в котором мы живем, независимо от того, когда и где мы находимся. Дополнительным преимуществом стало то, что некоторые из этих историй на самом деле получились совершенно потрясающими.

Статьи по теме

www.chuchotezvous.ru

Мифы древнего мира

 11*

11111

Афоризмы, анекдоты, ученик Конфуция. Литература рунета. Три тайны трех русских гениев. Афоризмы Геннадия Волового о любви и доблестном муже  - www.aphorisms.ru                                    МИФЫ -  МИФЫ ДРЕВНЕГО МИРА

Тексты мифов

  • Мифы Древней Греции
  • Мифы Инков
  • Индийские мифы
    • Махабхарата (Великая война потомков Бхараты).
  • Мифы Китая
    • Мифы Древнего Китая
    • Легенда о князе и чиновнике

Общее понятие мифа и мифологии

Слово «миф» греческое и буквально означает предание, сказание. Обычно подразумеваются сказания о богах, духах, обожествлённых или связанных с богами своим происхождением героях, о первопредках, действовавших в начале времени и участвовавших прямо или косвенно в создании самого мира, его элементов как природных, так и культурных. Мифология есть совокупность подобных сказаний о богах и героях и, в то же время, система фантастических представлений о мире. 

Главными предпосылками своеобразной мифологической «логики» являлось, во-первых, то, что первобытный человек не выделял себя из окружающей природной и социальной среды, и во-вторых, то, что мышление сохраняло черты диффузности и нерасчленённости, было почти неотделимо от эмоциональной аффектной, моторной сферы. Следствием этого явилось наивное очеловечивание всей природы, всеобщая персонификация, «метафорическое» сопоставление природных, социальных, культурных объектов. На природные объекты переносились человеческие свойства, им приписывалась одушевлённость, разумность, человеческие чувства, часто и внешняя антропоморфность и, наоборот, мифологическим предкам могли быть присвоены черты природных объектов, особенно животных. Выражение сил, свойств и фрагментов космоса в качестве одушевлённых и конкретно-чувственных образов порождает причудливую мифологическую фантастику. Определённые силы и способности могли быть пластически выражены многорукостью, многоглазостью, самыми диковинными трансформациями внешнего облика; болезни могли быть представлены чудовищами - пожирателями людей, космос - мировым древом или живым Великаном, родоплеменные предки - существами двойной - зооморфной и антропоморфной - природы, чему способствовало тотемическое представление о родстве и частичном тождестве социальных групп с видами животных. Для мифа характерно, что различные духи, боги (а тем самым и представленные ими стихии и природные объекты) и герои связаны семейно-родовыми отношениями.

Для мифа чрезвычайно специфичны отождествление генезиса и сущности, то есть собственно замена причинно-следственных связей прецедентом. В принципе, в мифе совпадает описание модели мира и повествование о возникновении его отдельных элементов, природных и культурных объектов, о деяниях богов и героев, определивших его нынешнее состояние (а затем уже об иных событиях, биографии мифологических персонажей). Нынешнее состояние мира - рельеф, небесные светила, породы животных и виды растений, образ жизни, социальные группировки, религиозные установления, орудия труда, приёмы охоты и приготовление пищи и т. д. и т. п.- всё это оказывается следствием событий давно прошедшего времени и действий мифологических героев, предков, богов. Рассказ о событиях прошлого служит в мифе средством описания устройства мира, способом объяснения его нынешнего состояния. 

Категория мифического времени особенно характерна для архаических мифологий, но трансформированные представления об особой начальной эпохе встречаются и в высших мифологиях, иногда как идеальный «золотой век» или, наоборот, как время хаоса, подлежащее последующей космизации. В принципе, миф нацелен на изображение превращения хаоса в космос.

Мифология является самым древним, архаическим, идеологическим образованием, имеющим синкретический характер. В мифе переплетены зародышевые элементы религии, философии, науки, искусства. Органическая связь мифа с ритуалом, осуществлявшаяся музыкально-хореографическими, "предтеатральными" и словесными средствами, имела свою скрытую, не осознанную эстетику. Искусство, даже полностью эмансипировавшись от мифа и ритуала, сохранило специфическое соединение обобщений с конкретными образами (не говоря уже о широком оперирований мифологическими темами и мотивами). 

С другой стороны, миф и особенно ритуал имели прямое отношение к магии и религии. Религия с самого своего возникновения включила в себя мифы и обряды. Философия развивалась, постепенно преодолевая мифологическое наследие. Но и после обособления различных идеологий и даже после значительного прогресса науки и техники, мифология не остаётся исключительно памятником первобытного мировоззрения и архаических форм повествования. Не говоря уже о тесной связи религии с мифологией, некоторые особенности мифологического сознания могут сохраняться на протяжении истории в массовом сознании рядом с элементами философского и научного знания, рядом с использованием строгой научной логики.

Автор: Е. М. Мелетинский

***

    11**11

mifimira.narod.ru


Смотрите также