Культура древних цивилизаций 4. Культура древней цивилизации
Культура древних цивилизаций 2
Культура древних цивилизаций
1. Культура древнего Египта. Мифология и религия
Наиболее известная из древнейших цивилизаций – Древний Египет. Эта цивилизация зародилась во втор.пол. 4-го тыс. до Р.Х. и завершила свое развитие вместе с падением египетского государства в конце VI в. до р.Х., когда в 525 году персидский царь Камбиз включил Египет в состав своей державы. Зарождение и особенности существования египетской цивилизации во многом определялись географическими и климатическими условиями. Основная часть Египта представляет собой зеленую, изобилующую жизнью полосу, которая перемежается пустынными участками. Дождей в Египте почти не бывает, и только воды Нила делают возможной жизнь там, где иначе простирались бы голые пески. Всего 3,5 % территории современного Египта обработаны и населены. Природная изолированность Египта рождала чувство обособленности, так что древние египтяне были убеждены в своем превосходстве над окружающими племенами. Себя египтяне обычно называли "людьми", иноземцев же так не называли, проявляя мало терпимости к другими народам. Однако "людьми" могли стать все, кто жил в Египте, говорил по-египетски, одевался, как египтянин, независимо от расы и цвета кожи. В древности население Египта вело довольно скученный образ жизни. Египтянин за целые тысячелетия до Р.Х. застыл в выработанных формах культуры и нелегко поддавался влиянию других народов: он был страшно консервативен и в государственной жизни, и в религии, и в искусстве. Между тем, это страна будоражит воображение спустя века. "Ни одна страна мира не представляет таких чудес, таких поражающих произведений искусства, как Египет" (Геродот).
Египет издревле и в географическом, и в культурном отношениях делился на 2 части: узкую котловину долины Нила и широкую дельту. Верхний Египет имеет связь с Африкой. Нижний Египет обращен к Средиземному морю и связан с Азией. Эти две области всегда осознавали свою разделенность. Одна из задач государства и заключалась в том, чтобы объединить народ, живущий в Верхнем и Нижнем Египте, в единую нацию. Власть и ответственность за обе области была сосредоточена в руках бога-царя. Было два визиря, два казначея и часто 2 столицы. Боги 2-ух частей Египта: Сет (Верхний Египет) и Гор (Нижний Египет) также соперничали друг с другом. Но в личности фараона эти оба бога были представлены в равных долях.
Мифология и религия Древнего Египта.
Подробное изучение Египта и его религии началось со времени знаменитого французского ученого Шамполиона (1790-1832), разгадавшего тайны египетских письменных знаков. Сохранившиеся в надписях на гробницах и мумиях, а также в папирусных свитках, памятники египетской письменности написаны двояким способом – иероглифическим (каждый знак обозначает целое слово или понятие) и иератическим (знак обозначает отдельный звук или слог).
Основное содержание древнеегипетского письменного материала – описание погребальных обрядов и загробного состояния умершего. Основные источники по египетской мифологии и религии:
1) "Книга мертвых" (Книга о "перт эм геру" - "выход из дня") - руководство для умерших по пребыванию в загробном мире. Состояла из 165 глав неодинакового объема, которые включали в себя магические формулы и заклинания, при помощи которых душа умершего может преодолевать все опасности путешествия по подземному миру; также гимны и песни в честь богов как руководство умершему. Некоторые главы посвящены изложению обрядов, которые входят в процедуру приготовления мумии умершего к погребению; молитвы и заклинания, которые произносятся при этих обрядах. В древнейшее время отрывки из "Книги мертвых" писались на гробницах и мумиях. А затем ее стали писать на папирусных свитках, которые вкладывались в руки умершего.
2) "Тексты пирамид" - собрание текстов, высеченных на стенах внутренних коридоров и камер в пирамидах некоторых фараонов. Эти тексты – собрание магических формул и религиозных изречений.
3) Богослужебные книги с текстом молитв и указанием обрядов, совершаемых при различных священнодействиях, например, чины служб в честь бога Осириса в абидосском и Амона в фивском храмах, чин бальзамирования и погребения умершего. Некоторые из этих ритуалов сохранились в надписях на храмах и гробницах с соответствующими иллюстрациями.
4) Литании (сборники гимнов) в честь бога солнца, "Гимн Атону", легенда о боге Ра, "Книга о том, что находится в Дуат" (т.е. в месте вечного пребывания солнца), "Книга о Гадесе" и др.
5) Сохранилось много папирусных свитков с разного рода заклинаниями против демонов при болезнях и других житейских несчастьях.
Египтянин жил только для удовлетворения своих религиозных потребностей: свои богатства и плоды обширной промышленной деятельности он посвящал на построение и украшение храмов и гробниц; вся его литература отличалась религиозным духом. Исследователя египетской религии поражает ее двойственный характер, смешение самых возвышенных представлений о божестве с грубейшими суевериями, доходящими до фетишизма диких племен. "В Египте, - писал Лукиан,- храм – здание больших размеров и притом великолепное, украшенное драгоценными камнями, золотом и надписями; но если вы войдете туда и посмотрите на божество, то увидите обезьяну или ибиса, козу или кошку". Почитание животных относилось в Египте к официальному культу. Египтяне больше всего поклонялись тем животным, которые находились, по их представлению, в мистическом отношении с источником жизни и благоденствия Египта – с рекою Нилом и ее периодическими разливами. Например, ибис, сокол, кошка и т.д. Боги изображались вместе со своими животными символами и с головами символизирующих их животных, например, Гор изображался с соколиной головой, Хатхор – с головою или рогами коровы, Осирис – быка или ибиса, Хнум – барана, Амон – барана или сокола и проч. Либо изображение богов полностью заменялось изображением соответствующего животного, например, Гора изображал сокол. Это указывает, что египетская религия была когда-то тотемизмом, когда каждый род или семья избирали в своего покровителя какое-либо животное и поклонялись ему.
Наряду с почитанием животных, памятники египетской письменности содержат возвышенные представления о божестве, которые свойственны только монотеистическим религиям. В молитвах и гимнах отдельным божествам, особенно Ра и Амону-Ра, приписываются свойства безграничности, независимости и абсолютного единства, чем устраняется всякая мысль о множественности богов. Например, египетские надписи: "Он есть вечный и единственный, и рядом с ним никого нет; он есть дух вечный. Он сокрыт и лица его никто не знает; он есть истина и живет чрез истину; он есть жизнь, и только чрез него все имеют жизнь…". Но так как подобные выражения применяются не к одному какому-нибудь божеству, а к каждому из главнейших божеств, к которому обращаются с молитвою, то некоторые ученые склонны видеть в этом катенотеизм. Сущность катенотеизма состоит в том, что в сознании молящегося безграничным и абсолютно единым существом в ряду всех других богов становится именно то божество, к которому он обращается в данную минуту с молитвой. Но многие ученые видят в подобных выражениях о едином божестве признаки чистого монотеизма и в объяснении его происхождения допускают, что первоначальное религиозное развитие египтян началось с веры в единого Бога.
В египетской религии можно выделить, с одной стороны, верования народные с его анимизмом, фетишизмом, верой в волшебство и заклинания, а с другой – теологическую систему, выработанную жрецами. Именно жрецы сгруппировали египетских богов, приведя политеизм (многобожие) в более менее стройную систему. Самый известный теологический центр в Древнем Египте находился в Гелиополисе. К числу наиболее чтимых в Египте богов относится
Ра – бог солнца, источник жизни, главный покровитель Египта,
Гор – воплощение солнечного божества, Ра в дневном движении его по небесному своду, сын Осириса и Исиды. Символом Гора был крылатый солнечный диск, а священной птицей – парящий над землей сокол или ястреб,
Птах – бог-творец, он создал мир, богов и людей своим словом и мыслью; центр его культа – город Мемфис,
Амон-Ра – солнечный бог, когда налоговый центр Фивы превратился в столицу Египта, местный бог Амон стал царем богов, покровителем фараона; священное животное Амона-Ра – баран,
Осирис – бог плодородия, солнечный бог, бог загробного мира, первоначально – местный бог в Абидосе,
Исида – сестра и супруга Осириса, богиня-мать, покровительница супружеской любви и материнства,
Тот – покровитель наук, изобретатель письменности. В подземном мире Тот является в роли великого писца при совершении суда над умершим. Его священная птица – ибис или павиан,
Маат – богиня мудрости,
Хатхор – богиня любви и веселья, ее животное - корова и др.
Начало многим празднествам и процессиям в Египте положил знаменитый миф об Осирисе и Изиде. В наиболее подробном виде он передается Плутархом. Осирис стал рассматриваться как существо, имеющее божественное происхождение и необычную судьбу: он был изувечен силами зла, умер, восстал из мертвых, сделался царем Подземного мира и судьей умерших. Осирис стал как источник и податель жизни: "Живу я или умер, я есмь Осирис, я вхожу и вновь появляюсь через вас, я распадаюсь в вас, я расту в вас… Боги живут во мне, ибо я живу и расту в зерне, которое их питает. Я покрываю землю, я живу я или умер – я есмь Ячмень. Я неуничтожим. Я ввел Порядок… Я стал Властелином Порядка. Я возникаю из тела Порядка" (Цит.из М.Элиаде). "Из примера человека, восставшего из мертвых и достигшего вечной жизни, он превратился в причину воскресения, и право даровать смертным вечную жизнь перешло от богов к нему", - отмечал известный египтолог Б. Уоллис.
Сет в представлениях египтян был богом разрушения, солнечного жара, бесплодной песчаной пустыни; впоследствии он был отождествлен со злым духом – змеем Апепа и стал считаться виновником всего, что египтянин признавал злом в физическом мире – тьмы, пустыни, болезни, смерти, даже рыжих волос. Посвященные ему животные – крокодил, осел и бегемот также вызывали отвращение. Сет является кумиром современных сатанистов.
Магия слова.
В основе космогонии, изложенной в "Книге мертвых", лежали представления о "холмах творения" - небольших возвышенностях, появляющихся после спада вод Нила, кишащих живыми существами. На вершине самопроизвольно возникшего первичного холма творения появился бог солнца Атум. Далее Атум сотворил свои имена, называя ими части собственного тела. Вследствие этого процесса творения имен возникают все остальные боги, дающие начало всему существующему. Таким образом, акт произнесения нового имени есть акт творения – магия слова присутствует в древних мифологиях многих народов, в том числе египтян. Древний мир верил во внутреннее единство слова и предмета. Имя воспринималось как некая часть его носителя или даже как его представитель, т.е. как он сам. Поэтому использовать имя следовало с осторожностью, поскольку неуместное употребление имени некоторого существа или названия определенного предмета может иметь трагические последствия.
Египтяне считали, что все явления окружающего мира в принципе единосущны, хотя и многообразно поименованы. У одного явления – много имен. Например, небо для египтянина – это и женщина, и корова, и река, по которой плывет солнце. Следствием идеи единосущности всех элементов Вселенной был принцип свободной замены, перестановки вещей, взаимозаменяемость предметов и изображений.
Обожествление царской власти.
Царь Египта был одним из богов, главным посредником между богами и людьми, единственным правомочным жрецом всех богов. Титулом фараона было "сын Ра", главной заботой которого была страна Египет, понимавшаяся как "дочь Ра". Получалась божественная пара: Египет – единственная дочь Ра и фараон – сын Ра. Фараон считался именно физическим сыном бога солнца. Ра якобы лично посещал землю для порождения правителей. И если матери фараонов были земными женщинами, то в отношении отцов существовало замещение: Ра принимал облик правящего царя. Личность фараона была слишком священна, чтобы к нему можно было непосредственно обращаться. Поэтому использовали околичности типа "было приказано" вместо "он приказал". От одной из таких перифраз "пераа" ("Великий дом") и происходит слово фараон. Царь в древнем Египте отвечал за все: за оборону границ, за пищу, за воду, за погоду и смену времен года. При наступлении времени разлива Нила он бросал в реку папирус с приказом начать разлив, он также начинал пахоту, он же срезал и первый сноп нового урожая. Он рассматривался как жизненная сила всего Египта, как его Ка.
www.coolreferat.com
Культура древних цивилизаций 4
Культура древних цивилизаций
Египет
Эта древняя земледельческая цивилизация начала формироваться в 4 в. до нашей эры. История государства и культуры Египта делится на несколько периодов: Раннее, Древнее, Среднее и Новое царство. Ранний Египет — это было время образования рабовладельческого строя и деспотического государства, на протяжении которого сформировалась характерное для древних египтян религиозное верование: культ природы и предков, астральный и загробный культы, фетишизм, тотемизм, анимизм и магия. В культовом строительстве начал широко использоваться камень. Древнее и Среднее царства характеризовались укреплением и централизацией бюрократического аппарата правления, усилением могущества Египта и его желания расширить свое влияние на соседние народы. В культурном развитии это эпоха строительства, удивляющая размерами гробниц фараонов, таких как пирамиды Хеопса и др., создание уникальных памятников искусства, таких как сфинксы фараонов, портретные рельеф на дереве. О грандиозности самой большой из египетских пирамид — пирамиды Хеопса, которая не имеет себе равных среди каменных сооружений всего мира, говорят ее размеры: 146м — высота, а длина основы каждой из 4 граней — 230м. Новое царство было последним периодом внешней активности Египта, когда он вел войны в Азии и северной Африке. В это время особенно расцветала архитектура храмов.
Среди наибольших достижений художественного творчества этого периода образ царицы Нефертити из скульптурной мастерской в Ахетатоне, золотая маска фараона Тутанхамона и росписи гробниц в долине царей вблизи Фив. Они продолжали характерную для Древнего Востока традицию изображения головы и ног фигуры в профиль, а торса — в фас. Эта традиция исчезает в заключительный период падения Египта, когда его завоевывает Персия. В границах своеобразного мировоззрения формировалась религиозно-мифологическая система древних египтян о построении мира. Все множество раздробленных религий постепенно было сведено к определенной божественной иерархии, где культ бога Ра (наиболее главного среди всех божеств) слился с культами других богов. В Древнем Египте, где лишь фараон стоял над обществом, все остальные граждане считались равными перед творцом и законом, женщины были равными с мужчинами. Вера в индивидуальное бессмертие породила такой феномен в культуре древних египтян, как стремление оставить о себе память в веках, они строили памятники-гробницы, помеченные иероглифами. Если в эпоху Древнего Царства только фараоны могли войти в “царство мертвых” , построив себе пирамиду, то с времен Среднего Царства каждый имел право построить собственную гробницу. В Древнем Египте все специальные знания концентрировались у небольшой группы людей, которую составляла властвующая в обществе каста жрецов. Жрецы эффективно использовали для управления массами накопленные на протяжении времен данные астрономических наблюдений, открыв периодичность солнечных затмений и научившись их предвидеть. В Древнем Египте впервые в мире возникла практическая медицина, определенного развития достигла десятичная система счета в арифметике. Древние египтяне владели также некоторыми элитарными знаниями в алгебре.
Открытие иероглифов как письменности способствовало развитию таких жанров словесности как мифы, сказки, байки, молитвы, гимны, плачи, эпитафии, повести, любовная лирика и даже философские диалоги и политические трактаты, позднее появляется религиозная драма и светский театр. Бурное развитие искусства в древнеегипетском обществе привело к появлению 1-х в мире письменно зафиксированных эстетических и философских размышлений. Именно здесь впервые в истории мировой культуры возник гуманизм. Культурное наследство Древнего Египта сыграло свою историческую роль в становлении и развитии мировой культуры.
Культура Древней Индии
Ранняя индийская цивилизация была создана древним местным населением Северной Индии в 3 в. до н.э. Ее центры Хараппа и Мохенджо-Даро (теперь Пакистан) поддерживали связи с Месопотамией, странами Центральной и Средней Азии. Жители этих мест достигли высокого мастерства, особенно в изображении образов небольших форм (статуэтки, гравюры) ; их удивительным достижением была система водопровода и канализации, которых не было ни у одной их других древних культур. Создали они и свою оригинальную до сих пор не расшифрованную письменность. Яркой особенностью культуры Хараппы был ее необычный консерватизм: на протяжении веков расположение улиц древнеиндийских мест не изменялось, а новые дома строились на местах старых. Характерной чертой культуры Индии является то, что мы встречаемся с многочисленными религиями, которые взаимодействуют между собой. Среди них выделяются основные — брахманизм и его формы индуизм и джайнизм, буддизм и ислам. Настоящего расцвета древнеиндийская культура достигла в эпоху “Ригведи” — большого собрания религиозных гимнов, магических заклинаний и ритуальных обычаев, созданных жрецами арийских племен, которые появились в Индии после т. н. “великого переселения народов” .
В это же время образовался брахманизм как своеобразный синтез верований индо-ариев и религиозных представлений предыдущего местного доарийского населения Северной Индии. В эпоху “Ригведи” начал складываться индийский феномен — кастовая система. Впервые были теоретически обоснованы морально-правовые мотивы разделения индийского общества на четыре основные “варны” : жрецы, воины, простолюдины-земледельцы и слуги. Была разработана целая система регламентов жизни и поведения людей каждой варны. Согласно с этим, законным считался брак лишь в пределах одной варны. Результатом таких отношений между людьми стало следующее разделение варн на еще большее количество мелких каст. Формирование каст — это итог тысячелетней эволюции взаимодействия разных расовых и этнических групп в единой системе культуры древнеиндийского общества, где образовалась очень сложная социальная структура. Олимп в индуизме символизирует троица Брахма, Вишну и Шива, которая представляет космические силы творения, сбережения и уничтожения. Своеобразной реакцией населения, не относящегося к кастам жрецов и выступавшего против неравенства каст, был буддизм. Согласно с учением буддизма, миссия жизни человека есть достижение нирваны.
Ислам ярко отличался от всех предыдущих религиозных взглядов. Прежде всего, мусульманские племена владели военной технологией и сильной политической системой, но главное их верование опиралось на концепцию “сгруппированного братства” , которое объединяло узами глубокого уважения всех, принявших эту веру. Вся индийская литература, как религиозная, так и светская, наполнена намеками сексуального содержания и символики открытых эротических описаний. В средние века сам процесс космического творения изображался как брачный союз бога и богини, поэтому фигуры на стенах храмах изображались в различных позах. В культуре Древней Индии тесно связаны оригинальность культурных направлений и философская мысль. Философские взгляды, которые разделяли религиозное разделение света, включены в брахманизм, джайнизм, индуизм и буддизм. Все философские взгляды играли важную роль не только в истории культуры Индии, а и мировой философии и науке. С ними тесно связаны достижения разных отраслей древнеиндийской науки — математики, астрономии, медицины и природоведения. Известно, что индийские ученые еще в далеком прошлом опередили некоторые открытия, сделанные европейскими учеными только в эпоху Возрождения или в нынешнее время. Художественная культура древнеиндийского общества неразрывно связана с традиционными для нее религиозными и философскими системами.
Идеи, характерные для религиозных верований древних индийцев, вдохновляли творчество в архитектуре, культуре и живописи. Для потомков остались сделанные из металла огромные статуи Будды, Брахмы, Вишну и Шивы, кот. вызывают удивление своими колоссальными размерами. Восприятие света через духовную призму верований этих религий есть фрески пещерных храмов Аджанты и наскальные композиции в храмах Эллоры, кот. объединяют традиции сев. и юж. типа строения храмов в Др. Индии. В отдельных деталях этих памятников искусства ощущается и влияние искусства и др. древ. вост. цивилизаций. Это объяснялось расположением Индии на Великом шелковом пути, по кот. не только шли караваны с товарами, но и происходил культурный обмен. В этом процессе Индия сыграла культурную роль, расширив цивилизованное влияние буддизма на др. древ. страны.
. Культура Др. Китая.
Наиболее древ. периодом китайской цивилизации считается эпоха сущ-ния государства Шан, рабовладельческой страны в долине реки Хуанхэ. Ее столицей стал город Шан, давший наз. стране и правящей династии царей. Позже ее завоевали др. китайские племена, наз. новое царство Чжоу. Впоследствии оно распалось на пять независимых княжеств. Уже в эпоху Шан была открыта идеографическая письменность, кот. путем долгого усовершенствования превратилась в иероглифическую каллиграфию, а также был составлен в основных чертах месячный календарь. Во время ранней императорской эпохи Др. К. внес в мир. культуру такие открытия как компас и спидометр, сейсмограф. Позже были изобретены книгопечатание и порох. Именно в К. в области письменности и книгопечатания открыли бумагу и подвижный шрифт, а в военной технике — пушки и стремена. Также был изобретены механич. часы и произошли технич. усовершенствования в обл. шелкоткатства.
В мат-ке выдающимся китайским достижением было использование десятичных дробей и пустой позиции для обозначения 0, вычисление числа П, открытие метода решения уравнений с двумя и тремя неизвестными. Древ. китайцы были образованными астрономами, составили одну из первых в мире звездных карт. Поскольку древнекитайское общ-во было аграрным, централизованная бюрократия должна была решать сложные технические вопросы, связанные в первую очередь с использованием и охраной водных ресурсов, поэтому высокого развития в Др. К. достигли астрономия, знание календарных расчетов и астрологических прогнозов, мат-ка, физика и гидротехника в их инженерном использовании. Важным оставалось также строительство фортов, направленное прежде всего на охрану внешних границ империи от вторжений воинственных кочевников с Севера.
Китайские строители прославились грандиозными сооружениями — Великой китайской стеной и Великим каналом. Китайская медицина на протяжении 3-х тысячелетней истории достигла многих рез-тов. В Др. К. впервые была написана “Фармакология” , впервые стали проводить хирургические операции с применением наркотич. средств, впервые применили и описали в литературе методы лечения иглоукалыванием, прижиганием и массажем. Древнекитайские мыслители и лекари разработали оригинальное учение о “жизненной энергии” . На основе этого учения была создана ф-фско-оздоровительная система “ушу” , давшая начало одноименной лечебной гимнастике, а также искусству самообороны “кунг-фу” . Своеобразность духовной культуры Др. К. в значительной мере обусловлена феноменом, известным в мире как “китайские церемонии” . Эти строго фиксированные стереотипы этико-ритуальных норм поведения и мышления сложились на основе культа древности. Место культа богов занял культ реальных клановых и семейных предков. А те боги, культ которых сохранился, лишились наименьшего сходства с людьми, став абстрактными божествами-символами, напр. Небо.
Наиболее важное место в китайской духовной культуре занимает конфуцианство — этико-полит. учение ф-фа-идеалиста Конфуция. Его идеалом есть высокоморальный человек, опирающийся на традиции мудрых предков. Учение делило общ-во на “высших” и “низших” и требовало от каждого выполнения возложенных на него обязательств. Конфуцианство сыграло значительную роль в развитии китайской гос-ности и функционировании полит. культуры императорского Китая. Гл. силой, противостоявшей конфуцианству в сфере политики и этики был легизм. Легисты, будучи реалистами, в основу своей доктрины поставили закон, сила и авторитет кот. должны поддерживаться жестокими наказаниями. Конфуцианство делало ставку на мораль и древ. традиции, тогда как легизм ставил на первое место административный регламент. Под влиянием характерных для древ. китайского общества религиозных, этико-ф-фских и социально-полит. взглядов развивалась и вся его классич. лит-ра. Уже в наиболее раннем поэтическом сборнике Др. К., знаменитой “Книге песен” , кот. создавалась продолжительное время на основе народных песен, священных напевов и древ. гимнов, воспеваются подвиги предков. Во 2-3вв. в К. приходит буддизм, кот. достаточно заметно повлиял на традиционную китайскую культуру, это проявилось в лит-ре, образном искусстве и, особенно, в арактере. Буддизм просуществовал в К. прочти 2 тысячелетия, заметно изменился в процессе приспособления к специфичной китайской цивилизации. На основе синтеза его идей с конфуцианским прагматизмом в К. возник чань-буддизм, кот. впоследствии распространился в Японии и получил вид дзен-буддизма. Наиболее трансформации буддизма проявились в своеобр. китайском искусстве, кот. как нигде в мире опиралось на традиции. Китайцы так и не приняли вид инд. Будды, создали свой образ. То же самое произошло и с арактерой храмов. Значительную роль в китайской культуре сыграл и даосизм, с кот. связано развитие науки и техники Др. К. Особую роль в культурных контактах К. с внешним миром сыграл “Великий шелковый путь” , кот. совершалась не только торговля, но и культурный обмен К. с др. странами, что повлияло на китайскую культуру.
Эллинская культура
. Эллины поклонялись божествам, представляющим разные силы природы, общественные силы и явления, героям — мифическим предкам племен и родов, основателям городов. В мифах сохранились наслоения разных эпох — от древнего поклонения растениям и животным до антропоморфизма — обожествления человека, представления богов в образах молодых, прекрасных и бессмертных людей. Значительное место в греческой мифологии занимали легенды о героях — детях богов и смертных. Мифология стала значительным элементом греческой культуры, на основе которого позднее развивались литература, философия, наука. Основу литературного образования составляли произведения Гомера, Гесиода, Эзопа. Одним из наибольших приобретений культуры Др. Гр. есть произведения Гомера “Илиада” и “Одиссея” , возникла лирика, одним из первых лир. поэтов считается Архилох. На о-ве Лесбос творила Сапфо, творчество кот. было вершиной лирики Др. Гр. В 7в. до н.э. появляются постройки из камня. Гл. образом это храмы.
В процессе формирования гр. арактеры возникают 3 основных направления: дорическое(применяли в основном на Пелопоннесе, отличается простотой и суровостью форм) , ионический(легкость, стройность, декоративность) , коринфский(утонченность) . Храмы арх. периода: Аполлона в Коринфе и Геры в Пестуме. В скульптуре арх. периода основное место занимает изображение чел-ка. Гр. худ-ки пытаются овладеть правильным построением тела чел-ка, научиться передавать движение. Тело человека подвергалось тщательному геометрическому изучению, в результате кот. были установлены правила пропорционального соотношения его частей. Историки полагают, что теоретиком пропорций является скульптор Поликлет. Антропоцентричность античной греческой культуры предполагает культ человеческого тела. Культ тела был настолько велик, что нагота не вызывала чувства стыдливости Стоило знаменитой афинской красавице Фрине, обвиненной в совершении преступления, сбросить перед судьями свои одежды, как они ослепленные красотой оправдали ее. Человеческое тело стало мерилом всех форм греческой культуры. Живопись гл. обр. известна нам с вазовых росписей. В 6в. господствует чернофигурная роспись, на желтой поверхности черным лаком изображены фигуры. В конце 6в. возникает краснофигурная роспись, когда фигуры остаются в цвете глины, а фон черно-лаковый. развивается драматургия. Возникновение гр. театра было связано с культом бога виноделия Диониса. Актеры выступали в козлиных шкурах и поэтому этот жанр получил название “трагедия” (“песнь козлов” ) .
ua.coolreferat.com
Культура древних цивилизаций 4
Культура древних цивилизаций
Египет
Эта древняя земледельческая цивилизация начала формироваться в 4 в. до нашей эры. История государства и культуры Египта делится на несколько периодов: Раннее, Древнее, Среднее и Новое царство. Ранний Египет — это было время образования рабовладельческого строя и деспотического государства, на протяжении которого сформировалась характерное для древних египтян религиозное верование: культ природы и предков, астральный и загробный культы, фетишизм, тотемизм, анимизм и магия. В культовом строительстве начал широко использоваться камень. Древнее и Среднее царства характеризовались укреплением и централизацией бюрократического аппарата правления, усилением могущества Египта и его желания расширить свое влияние на соседние народы. В культурном развитии это эпоха строительства, удивляющая размерами гробниц фараонов, таких как пирамиды Хеопса и др., создание уникальных памятников искусства, таких как сфинксы фараонов, портретные рельеф на дереве. О грандиозности самой большой из египетских пирамид — пирамиды Хеопса, которая не имеет себе равных среди каменных сооружений всего мира, говорят ее размеры: 146м — высота, а длина основы каждой из 4 граней — 230м. Новое царство было последним периодом внешней активности Египта, когда он вел войны в Азии и северной Африке. В это время особенно расцветала архитектура храмов.
Среди наибольших достижений художественного творчества этого периода образ царицы Нефертити из скульптурной мастерской в Ахетатоне, золотая маска фараона Тутанхамона и росписи гробниц в долине царей вблизи Фив. Они продолжали характерную для Древнего Востока традицию изображения головы и ног фигуры в профиль, а торса — в фас. Эта традиция исчезает в заключительный период падения Египта, когда его завоевывает Персия. В границах своеобразного мировоззрения формировалась религиозно-мифологическая система древних египтян о построении мира. Все множество раздробленных религий постепенно было сведено к определенной божественной иерархии, где культ бога Ра (наиболее главного среди всех божеств) слился с культами других богов. В Древнем Египте, где лишь фараон стоял над обществом, все остальные граждане считались равными перед творцом и законом, женщины были равными с мужчинами. Вера в индивидуальное бессмертие породила такой феномен в культуре древних египтян, как стремление оставить о себе память в веках, они строили памятники-гробницы, помеченные иероглифами. Если в эпоху Древнего Царства только фараоны могли войти в “царство мертвых” , построив себе пирамиду, то с времен Среднего Царства каждый имел право построить собственную гробницу. В Древнем Египте все специальные знания концентрировались у небольшой группы людей, которую составляла властвующая в обществе каста жрецов. Жрецы эффективно использовали для управления массами накопленные на протяжении времен данные астрономических наблюдений, открыв периодичность солнечных затмений и научившись их предвидеть. В Древнем Египте впервые в мире возникла практическая медицина, определенного развития достигла десятичная система счета в арифметике. Древние египтяне владели также некоторыми элитарными знаниями в алгебре.
Открытие иероглифов как письменности способствовало развитию таких жанров словесности как мифы, сказки, байки, молитвы, гимны, плачи, эпитафии, повести, любовная лирика и даже философские диалоги и политические трактаты, позднее появляется религиозная драма и светский театр. Бурное развитие искусства в древнеегипетском обществе привело к появлению 1-х в мире письменно зафиксированных эстетических и философских размышлений. Именно здесь впервые в истории мировой культуры возник гуманизм. Культурное наследство Древнего Египта сыграло свою историческую роль в становлении и развитии мировой культуры.
Культура Древней Индии
Ранняя индийская цивилизация была создана древним местным населением Северной Индии в 3 в. до н.э. Ее центры Хараппа и Мохенджо-Даро (теперь Пакистан) поддерживали связи с Месопотамией, странами Центральной и Средней Азии. Жители этих мест достигли высокого мастерства, особенно в изображении образов небольших форм (статуэтки, гравюры) ; их удивительным достижением была система водопровода и канализации, которых не было ни у одной их других древних культур. Создали они и свою оригинальную до сих пор не расшифрованную письменность. Яркой особенностью культуры Хараппы был ее необычный консерватизм: на протяжении веков расположение улиц древнеиндийских мест не изменялось, а новые дома строились на местах старых. Характерной чертой культуры Индии является то, что мы встречаемся с многочисленными религиями, которые взаимодействуют между собой. Среди них выделяются основные — брахманизм и его формы индуизм и джайнизм, буддизм и ислам. Настоящего расцвета древнеиндийская культура достигла в эпоху “Ригведи” — большого собрания религиозных гимнов, магических заклинаний и ритуальных обычаев, созданных жрецами арийских племен, которые появились в Индии после т. н. “великого переселения народов” .
В это же время образовался брахманизм как своеобразный синтез верований индо-ариев и религиозных представлений предыдущего местного доарийского населения Северной Индии. В эпоху “Ригведи” начал складываться индийский феномен — кастовая система. Впервые были теоретически обоснованы морально-правовые мотивы разделения индийского общества на четыре основные “варны” : жрецы, воины, простолюдины-земледельцы и слуги. Была разработана целая система регламентов жизни и поведения людей каждой варны. Согласно с этим, законным считался брак лишь в пределах одной варны. Результатом таких отношений между людьми стало следующее разделение варн на еще большее количество мелких каст. Формирование каст — это итог тысячелетней эволюции взаимодействия разных расовых и этнических групп в единой системе культуры древнеиндийского общества, где образовалась очень сложная социальная структура. Олимп в индуизме символизирует троица Брахма, Вишну и Шива, которая представляет космические силы творения, сбережения и уничтожения. Своеобразной реакцией населения, не относящегося к кастам жрецов и выступавшего против неравенства каст, был буддизм. Согласно с учением буддизма, миссия жизни человека есть достижение нирваны.
Ислам ярко отличался от всех предыдущих религиозных взглядов. Прежде всего, мусульманские племена владели военной технологией и сильной политической системой, но главное их верование опиралось на концепцию “сгруппированного братства” , которое объединяло узами глубокого уважения всех, принявших эту веру. Вся индийская литература, как религиозная, так и светская, наполнена намеками сексуального содержания и символики открытых эротических описаний. В средние века сам процесс космического творения изображался как брачный союз бога и богини, поэтому фигуры на стенах храмах изображались в различных позах. В культуре Древней Индии тесно связаны оригинальность культурных направлений и философская мысль. Философские взгляды, которые разделяли религиозное разделение света, включены в брахманизм, джайнизм, индуизм и буддизм. Все философские взгляды играли важную роль не только в истории культуры Индии, а и мировой философии и науке. С ними тесно связаны достижения разных отраслей древнеиндийской науки — математики, астрономии, медицины и природоведения. Известно, что индийские ученые еще в далеком прошлом опередили некоторые открытия, сделанные европейскими учеными только в эпоху Возрождения или в нынешнее время. Художественная культура древнеиндийского общества неразрывно связана с традиционными для нее религиозными и философскими системами.
Идеи, характерные для религиозных верований древних индийцев, вдохновляли творчество в архитектуре, культуре и живописи. Для потомков остались сделанные из металла огромные статуи Будды, Брахмы, Вишну и Шивы, кот. вызывают удивление своими колоссальными размерами. Восприятие света через духовную призму верований этих религий есть фрески пещерных храмов Аджанты и наскальные композиции в храмах Эллоры, кот. объединяют традиции сев. и юж. типа строения храмов в Др. Индии. В отдельных деталях этих памятников искусства ощущается и влияние искусства и др. древ. вост. цивилизаций. Это объяснялось расположением Индии на Великом шелковом пути, по кот. не только шли караваны с товарами, но и происходил культурный обмен. В этом процессе Индия сыграла культурную роль, расширив цивилизованное влияние буддизма на др. древ. страны.
. Культура Др. Китая.
Наиболее древ. периодом китайской цивилизации считается эпоха сущ-ния государства Шан, рабовладельческой страны в долине реки Хуанхэ. Ее столицей стал город Шан, давший наз. стране и правящей династии царей. Позже ее завоевали др. китайские племена, наз. новое царство Чжоу. Впоследствии оно распалось на пять независимых княжеств. Уже в эпоху Шан была открыта идеографическая письменность, кот. путем долгого усовершенствования превратилась в иероглифическую каллиграфию, а также был составлен в основных чертах месячный календарь. Во время ранней императорской эпохи Др. К. внес в мир. культуру такие открытия как компас и спидометр, сейсмограф. Позже были изобретены книгопечатание и порох. Именно в К. в области письменности и книгопечатания открыли бумагу и подвижный шрифт, а в военной технике — пушки и стремена. Также был изобретены механич. часы и произошли технич. усовершенствования в обл. шелкоткатства.
В мат-ке выдающимся китайским достижением было использование десятичных дробей и пустой позиции для обозначения 0, вычисление числа П, открытие метода решения уравнений с двумя и тремя неизвестными. Древ. китайцы были образованными астрономами, составили одну из первых в мире звездных карт. Поскольку древнекитайское общ-во было аграрным, централизованная бюрократия должна была решать сложные технические вопросы, связанные в первую очередь с использованием и охраной водных ресурсов, поэтому высокого развития в Др. К. достигли астрономия, знание календарных расчетов и астрологических прогнозов, мат-ка, физика и гидротехника в их инженерном использовании. Важным оставалось также строительство фортов, направленное прежде всего на охрану внешних границ империи от вторжений воинственных кочевников с Севера.
Китайские строители прославились грандиозными сооружениями — Великой китайской стеной и Великим каналом. Китайская медицина на протяжении 3-х тысячелетней истории достигла многих рез-тов. В Др. К. впервые была написана “Фармакология” , впервые стали проводить хирургические операции с применением наркотич. средств, впервые применили и описали в литературе методы лечения иглоукалыванием, прижиганием и массажем. Древнекитайские мыслители и лекари разработали оригинальное учение о “жизненной энергии” . На основе этого учения была создана ф-фско-оздоровительная система “ушу” , давшая начало одноименной лечебной гимнастике, а также искусству самообороны “кунг-фу” . Своеобразность духовной культуры Др. К. в значительной мере обусловлена феноменом, известным в мире как “китайские церемонии” . Эти строго фиксированные стереотипы этико-ритуальных норм поведения и мышления сложились на основе культа древности. Место культа богов занял культ реальных клановых и семейных предков. А те боги, культ которых сохранился, лишились наименьшего сходства с людьми, став абстрактными божествами-символами, напр. Небо.
Наиболее важное место в китайской духовной культуре занимает конфуцианство — этико-полит. учение ф-фа-идеалиста Конфуция. Его идеалом есть высокоморальный человек, опирающийся на традиции мудрых предков. Учение делило общ-во на “высших” и “низших” и требовало от каждого выполнения возложенных на него обязательств. Конфуцианство сыграло значительную роль в развитии китайской гос-ности и функционировании полит. культуры императорского Китая. Гл. силой, противостоявшей конфуцианству в сфере политики и этики был легизм. Легисты, будучи реалистами, в основу своей доктрины поставили закон, сила и авторитет кот. должны поддерживаться жестокими наказаниями. Конфуцианство делало ставку на мораль и древ. традиции, тогда как легизм ставил на первое место административный регламент. Под влиянием характерных для древ. китайского общества религиозных, этико-ф-фских и социально-полит. взглядов развивалась и вся его классич. лит-ра. Уже в наиболее раннем поэтическом сборнике Др. К., знаменитой “Книге песен” , кот. создавалась продолжительное время на основе народных песен, священных напевов и древ. гимнов, воспеваются подвиги предков. Во 2-3вв. в К. приходит буддизм, кот. достаточно заметно повлиял на традиционную китайскую культуру, это проявилось в лит-ре, образном искусстве и, особенно, в арактере. Буддизм просуществовал в К. прочти 2 тысячелетия, заметно изменился в процессе приспособления к специфичной китайской цивилизации. На основе синтеза его идей с конфуцианским прагматизмом в К. возник чань-буддизм, кот. впоследствии распространился в Японии и получил вид дзен-буддизма. Наиболее трансформации буддизма проявились в своеобр. китайском искусстве, кот. как нигде в мире опиралось на традиции. Китайцы так и не приняли вид инд. Будды, создали свой образ. То же самое произошло и с арактерой храмов. Значительную роль в китайской культуре сыграл и даосизм, с кот. связано развитие науки и техники Др. К. Особую роль в культурных контактах К. с внешним миром сыграл “Великий шелковый путь” , кот. совершалась не только торговля, но и культурный обмен К. с др. странами, что повлияло на китайскую культуру.
Эллинская культура
. Эллины поклонялись божествам, представляющим разные силы природы, общественные силы и явления, героям — мифическим предкам племен и родов, основателям городов. В мифах сохранились наслоения разных эпох — от древнего поклонения растениям и животным до антропоморфизма — обожествления человека, представления богов в образах молодых, прекрасных и бессмертных людей. Значительное место в греческой мифологии занимали легенды о героях — детях богов и смертных. Мифология стала значительным элементом греческой культуры, на основе которого позднее развивались литература, философия, наука. Основу литературного образования составляли произведения Гомера, Гесиода, Эзопа. Одним из наибольших приобретений культуры Др. Гр. есть произведения Гомера “Илиада” и “Одиссея” , возникла лирика, одним из первых лир. поэтов считается Архилох. На о-ве Лесбос творила Сапфо, творчество кот. было вершиной лирики Др. Гр. В 7в. до н.э. появляются постройки из камня. Гл. образом это храмы.
В процессе формирования гр. арактеры возникают 3 основных направления: дорическое(применяли в основном на Пелопоннесе, отличается простотой и суровостью форм) , ионический(легкость, стройность, декоративность) , коринфский(утонченность) . Храмы арх. периода: Аполлона в Коринфе и Геры в Пестуме. В скульптуре арх. периода основное место занимает изображение чел-ка. Гр. худ-ки пытаются овладеть правильным построением тела чел-ка, научиться передавать движение. Тело человека подвергалось тщательному геометрическому изучению, в результате кот. были установлены правила пропорционального соотношения его частей. Историки полагают, что теоретиком пропорций является скульптор Поликлет. Антропоцентричность античной греческой культуры предполагает культ человеческого тела. Культ тела был настолько велик, что нагота не вызывала чувства стыдливости Стоило знаменитой афинской красавице Фрине, обвиненной в совершении преступления, сбросить перед судьями свои одежды, как они ослепленные красотой оправдали ее. Человеческое тело стало мерилом всех форм греческой культуры. Живопись гл. обр. известна нам с вазовых росписей. В 6в. господствует чернофигурная роспись, на желтой поверхности черным лаком изображены фигуры. В конце 6в. возникает краснофигурная роспись, когда фигуры остаются в цвете глины, а фон черно-лаковый. развивается драматургия. Возникновение гр. театра было связано с культом бога виноделия Диониса. Актеры выступали в козлиных шкурах и поэтому этот жанр получил название “трагедия” (“песнь козлов” ) .