Древний китай восток. Китай достопримечательности города Сиань и культура страны
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Глава XX. Древний Китай. Древний китай восток


Глава VII Древний Китай. Древний Восток

На территории Китая существовали поселения еще в эпоху раннего палеолита (около 500 тысяч лет тому назад). Это показывают найденные в конце 20-х — 30-е годы XX в. китайским археологом Пэй Вэньчжуном останки синантропа, или Пекинского человека. Но лишь в пятом, предположительно, тысячелетии до нашей эры совершился переход от собирательства и охоты к земледелию. Это подтверждают находки, относящиеся к неолитическим культурам Ян-шао (V–IV тысячелетия до н. э.) и Луншань (вторая половина III тысячелетия до н. э.). Прослеживается прямая связь этой последней с культурой эпохи Шан-Инь (XVI–XI вв. до н. э.) бронзового века, когда зародилось классовое общество и государство и появляются письменные свидетельства. Об этом времени рассказывают многочисленные гадательные надписи на костях и черепашьих панцирях, найденные археологами.

Так начинается письменная история Китая. Ее периодизация строится, по традиции, в соответствии со сменой правящих династий, принимавших одна от другой верховную власть. Согласно древним историческим текстам, эпохе Шан-Инь, документированной археологическими материалами и письменными свидетельствами, предшествовал период правления дома Ся, сведения о котором пока такими находками не подтверждены.

Династии Шан пришла на смену династия Чжоу (XI в. — 256 г. до н. э.), долгий период царствования которой состоит из эпох Западночжоуской (XI в. — 771 г. до н. э.), Чуньцю «Вёсен и осеней» (770–481 гг. до н. э.) и Чжаньго «Сражающихся царств» (480–221 гг. до н. э.). Этой последней эпохе положила конец недолговечная династия Цинь (221–207 гг. до н. э.), которой удалось, однако, вновь централизовать и укрепить Китайское государство.

С падением Цинь воцарилась династия Хань (206 г. до н. э. — 220 г. н. э.), история которой состоит из периодов Западной империи Хань (206 г. до н. э. — 8 г. н. э.), короткого междуцарствия, или правления Ван Мана (9–23 гг. н. э.), и Восточной империи Хань (25–220 гг. н. э.).

В Западночжоуский период еще полностью сохранялась деревенская община и общинная собственность на землю и сельскохозяйственные угодья. Господствующий класс — верховный правитель (ван), наместники, чиновники и прочие — кормились вместе со своими родственниками (большими семействами) от податей, налагаемых государством на деревенские общины.

К концу эпохи Чуньцю, в период «Сражающихся царств», появляется частная собственность на землю. Общинная верхушка обогащается за счет массы бедных общинников. В то же время ремесло и торговля переживают расцвет, и в централизованной империи эпохи Цинь и Хань мелкий частный собственник и рядовой производитель, непосредственно зависевшие от государства и облагавшиеся налогами, составляли основу социальной структуры и организации китайского общества. Исследователи отмечают и случаи использования рабского труда в ремесленном производстве, земледелии, а также в домашнем хозяйстве.

В период Восточной Хань часть мелких собственников, а также многие влиятельные чиновники, представители императорской фамилии и главы могущественных родов обогащались, превращаясь в крупных землевладельцев. Развитие крупного землевладения привело в итоге к падению империи Хань и положило начало средневековой китайской истории.

При кажущемся или действительном противоречии между государственной и частной собственностью, первая, с момента ее возникновения и на протяжении последующей истории Китая, остается доминирующей. В этом особенность китайской истории. Другой важной ее особенностью является наличие образованного слоя чиновников, которые представляли специфический, культурно-традиционный тип государственной бюрократии.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Глава XX. Древний Китай. История Древнего Востока

Древнекитайский рельеф на камне из гробницы By в Шандуне.

II в. н. э.

При изучении древнейших судеб китайского народа современный историк уже может опираться не только на позднейшую историческую традицию, но также и на древние документы и памятники материальной культуры. Археологические материалы проливают некоторый свет на уровень развития экономики и техники в древнем Китае, однако не дают возможности в полной мере охарактеризовать древнейший период китайской истории. Значительно большую историческую ценность представляют древнейшие документы, в частности надписи, сохранившиеся на так называемых гадательных костях, которые относятся ко II тысячелетию до н. э. Эти краткие надписи, содержащие вопросы, обращенные к оракулу, позволяют в известной степени обрисовать хозяйственный, общественный и государственный строй древнего Китая в период существования государства Шан-Инь (XVIII–XII вв. до н. э.). Более поздние документы относятся ко времени существования царства Чжоу (XII–VIII вв. до н. э.). Эти надписи, среди которых встречаются дарственные грамоты, сохранились на бытовых предметах, на каменных барабанах и бронзовых сосудах.

Историческая традиция древнего Китая нашла своё отражение в многочисленных произведениях древнейшей классической литературы, в состав которой входят исторические, религиозно-философские и чисто литературные произведения. Однако необходимо иметь в виду, что весь этот свод классической литературы древнего Китая подвергся в V–III вв. до н. э. довольно значительной редакционной обработке. Некоторые классические книги были заново переработаны под влиянием господствовавших в то время религиозно-философских теорий и значительно искажены. Так, когда составлялась книга Чунь-цю по историческим материалам царства Лу, то в вей не было указано, что четыре луских правителя были убиты, один был изгнан своими подданными, а другой был убит неприятелем. Таким образом, только немногие главы, а иногда только отдельные отрывки из древнейших произведений классической китайской литературы восходят действительно к глубокой древности. Все же остальные, более поздние части, подвергшиеся впоследствии редакционной обработке, нуждаются в строго критической проверке. Историк, изучающий их, должен подходить к ним с величайшей осторожностью.

Много обломков глубокой старины собрано в знаменитой китайской «Книге песен» (Ши-цзин). В «Книге песен» сохранились интереснейшие народные песни, в которых отразилась жизнь китайского народа на заре его исторического существования. Здесь же запечатлены различные обычаи, обряды, иногда быт в широком смысле этого слова. Особенный интерес представляют трудовые песни, в которых пробуждаются ноты народного гнева, свидетельствующие о широких народных движениях и восстаниях. Простота стиля и строгость художественной формы свидетельствуют о том, что они являются в полной мере результатом народного художественного творчества. Однако наряду с народными песнями в этом поэтическом сборнике древнего Китая сохранились и произведения аристократического литературного творчества, указывающие на то, что к ним прикасалась рука опытного редактора-стихотворца. Древнейшие части «Книги песен» восходят к IX в. до н. э. Этот сборник был окончательно отредактирован лишь в III в. до н. э.

Некоторое количество конкретных фактических данных можно найти в исторических трудах древнейших периодов китайской истории, в частности в летописях. Среди них следует отметить «Бамбуковые анналы», которые, очевидно, являются царской или княжеской летописью, составленной в XII–VIII вв. до н. э. Лаконический стиль и отсутствие тенденциозных нравоучений указывают на то, что эта хроника древнего Китая подверглась сравнительно небольшой редакционной обработке.

Древнейшие китайские надписи на гадательных костях.

Эпоха Шан-Инь

Большое значение для изучения истории древнего Китая имеют «Исторические записки» Сыма Цяня, одного из древнейших и наиболее известных историков древнего Китая, жившего во II–I вв. до н. э. Этот большой исторический труд охватывает период от мифической древности вплоть до конца II в. до н. э. Он даёт материал главным образом для политической и культурной истории древнего Китая, а также для восстановления хронологии.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Рождение империи.Сайт писателя Сергея Шведова

ДРЕВНИЙ КИТАЙ

Эпоха «Борющихся Царств»

Мелкие княжества постепенно входили в состав более крупных, между которыми шла ожесточенная борьба за гегемонию. В китайской историографии период V – первой половины III в. до н. э. так и называется – эпоха «борющихся царств». И в каждом из этих царств остро вставали вопросы внутреннего устройства и государственной политики. Ориентация на устные традиции – неписаное право – давала большие возможности для произвола тем, кто выступал в качестве истолкователей обычаев, т. е. той же аристократии. Амбициозные правители добивались не только расширения своих территорий, но и подлинной полноты власти в своей собственной стране. Проблемы управления людьми, социального устройства и поведения – вот что волновало мыслителей Древнего Китая в ту эпоху. Характерно, что ведущими фигурами в «философских» дискуссиях той поры были преимущественно люди, находившиеся на государственной службе, а не просто свободные «любители мудрости», имеющие для этого значительный досуг. Китайский философ – это обычно чиновник, и разговор, понятно, шел не столько об устройстве Космоса или о познавательных возможностях человека, сколько о власти и морали. При этом образцом считалась глубокая древность, излюбленными аргументами были предания о том, как в той или иной ситуации действовали прежние государи. История в Китае тоже писалась чиновниками и для чиновников. Связь советника с его патроном не всегда была прочной. Ошибки того или другого, придворные интриги, несходство характеров – и вот уже ученый должен покинуть двор князя. Он превращается просто в учителя мудрости, к которому стекаются ученики и последователи из разных китайских государств. Учитель может излагать свои идеи вовсе не в том княжестве, к которому он принадлежал по рождению или по прежней служебной карьере. И чисто политическая ориентация ученого может радикально меняться: если его пригласил на службу правитель иного – даже враждебного прежнему – государства, он будет преданно служить интересам нового господина. Советники князей раздробленного Китая, как правило, лишены регионального патриотизма. Странствующий учитель не просто типичная для середины I тысячелетия до н. э. фигура – он превращается в носителя общекитайской культуры.

"Главным персонажем в истории древнекитайской мысли был, несомненно, Кун-Фуцзы («мудрый учитель Кун») – знаменитый Конфуций (551–479 гг. до н. э.). По его имени называется конфуцианство – учение, господствовавшее в Китае более 2 тысяч лет и до сих пор определяющее многие черты того, что мы называем китайским. Сохранились сочинения этого мыслителя – главным образом сборники изречений, собранных его учениками. Конфуцию приписываются такие слова: «Я не создаю, а передаю, верю в древность и люблю ее». И действительно, ученый кажется традиционалистом: для него высший авторитет – правители древности, о которых говорится в устных преданиях и в классических книгах. Конфуций горячо предан культу предков. Рассматривая государство как одну большую семью, где есть старшие и младшие, он полагает, что социальные градации должны быть незыблемы. Его идеал – «мудрый правитель», который не нуждается в писаных законах, а управляет своим народом согласно обычаям и воле Неба, сочетая при этом разумную твердость с отеческой любовью. И к начальствующим лицам подданные должны относиться как к старшим родственникам, демонстрируя надлежащую почтительность соблюдением всех положенных церемоний. Согласно сохранившейся биографии Конфуция, он был царским советником – настоящий конфуцианец и должен быть таковым! Но подобострастия к власти у конфуцианского советника нет. Когда господин ошибается, он бесстрашно, хотя и почтительно, указывает ему на это. Если же его прогонят из дворца или даже из княжества, он не огорчится, ибо, в сущности, не нуждается ни в чем, кроме мудрости, черпаемой из старинных книг." (Вигасин. "История Древнего Востока")

Конфуцианству почти с самого начала последовательно противостояла «доктрина закона», которую европейские исследователи называют термином «легизм» (от лат. lex – закон). Легизм – теория сильного государства, во главе которого стоит правитель, располагающий неограниченной властью. Полемизируя с конфуцианцами, легисты говорили, что, даже если правитель – мудрый человек, он не в силах сделать своих подданных мудрыми. Его задача – заставить их беспрекословно исполнять приказы. Понимать же смысл этих «законов» они и не в состоянии, и не должны, так как всякое их обсуждение является неповиновением, т. е. тяжким государственным преступлением. Когда указы начинают обсуждаться, управлять становится невозможно. У правителя может быть два способа воздействия на подданных – поощрение и наказание. При этом первое должно применяться скупо, чтобы не избаловать их, второе же – со всей решительностью, чтобы вселить в них страх. Ведь государю нужна от народа не почтительность, а покорность. Задача состоит не в слепом подражании древним образцам, а в усилении власти и расширении пределов царства. Поэтому необходимы решительные реформы. Земледельцы обязаны трудиться изо всех сил, чтобы богатела казна. А государство только тогда станет по-настоящему сильным, когда будет вести активную политику и агрессивные войны. В IV в. до н. э. особенно быстро развивалось небольшое княжество Цинь. Советник местного князя Шан Ян проводил здесь реформы в духе учения легизма. Реформы эти разрешали куплю-продажу земли. Большие патриархальные семьи должны были платить двойной или тройной налог (по числу взрослых сыновей, живущих под одной крышей) – таким образом обогащалась казна и поощрялись разделы. Вся территория государства была разделена на округа, а округа – на районы без учета исторически сложившихся границ, что подрывало власть местной аристократии. Административное деление на низшем уровне доходило до групп по 5—10 человек, которые были связаны круговой порукой. За проступок одного из членов такой группы наказывали всех. Круговая порука действовала и в воинских подразделениях. Шан Ян не считал, что тяжесть наказания должна быть сообразна с преступлением. Любое нарушение закона он рассматривал как тягчайшее преступление, требующее самого сурового наказания. Закон, по его мнению, должен быть обязателен для всех, и лишь правитель может менять его по своему усмотрению. Для пополнения казны некоторые отрасли хозяйства объявлялись государственной монополией (например, добыча соли). Возделывались целинные земли и осваивались новые территории. Шан Ян поощрял социальную мобильность: ни один из 20 рангов знатности не давал более гарантий безбедного существования. У тех, кто не имел военных заслуг, ранг знатности отбирали. И напротив, ранг знатности давали простолюдину за военные заслуги. Благодаря этому к власти могли прийти более способные люди. Позднее государство стало продавать ранги знатности, пополняя за счет этого казну и разбавляя выходцами из низов ряды старинной аристократии. Шан Ян через какое-то время попал в опалу и был казнен, но его реформы, видимо, принесли плоды. Во всяком случае, именно княжество Цинь в III в. до н. э. стало ядром общекитайского государства.

Первая Китайская Империя (Цинь)

К 221 г. до н. э. правитель княжества Цинь объединил под своей властью Китай. После этого он принял новый титул, объявив себя Цинь Шихуанди, что значит «первый император из династии Цинь». Была создана первая китайская империя, ставшая образцом для всех последующих. Недаром и сейчас название Китая в европейских языках (немецком, английском, французском) происходит от этой династии (в русском языке наименование «Цинь» отразилось в слове «апельсин» – букв. «яблоко из Китая»). Политика императора во многом определялась тем, что его советник был ярым приверженцем легизма. Если Шан Ян, стремясь к объединению, ввел единую систему мер длины и веса в пределах княжества, то при Цинь Шихуан-ди эта система стала обязательной для всей империи (равно как и циньские законы, а также монета – круглая, с дырочкой посередине). Унифицировались не только меры длины и веса, ширина дорог и размер телег по всей империи, но также и идеология. Был введен запрет на частные школы: образование должно было стать исключительно государственным. Традиционные рассуждения о старине рассматривались как государственная измена, поскольку таким образом косвенно порицалась современность. Конфуцианцы обращались к истории – значит, и сама история была опасна. По сведениям древнекитайского историка Сыма Цяня, император приказал сжечь конфуцианские книги, а 460 ученых живьем закопать в землю. Империя должна была стать единым организмом. Носителей тенденций сепаратизма – местных аристократов – переселяли в циньскую столицу, их оружие подлежало конфискации. Были уничтожены стены между княжествами, которые старательно строились в эпоху «борющихся царств»: в империи больше не должно было быть междоусобных войн. И напротив, те стены, которые отгораживали китайские княжества от внешней опасности – от кочевников-сюнну (гуннов), были обновлены и достроены. Отдельные их участки были соединены в Великую Китайскую стену (высотой до 10 м), которая протянулась по степям, горам и пустыням на 4–5 тысяч км. Стража охраняла границу от врага, а через специальные башни с воротами можно было поддерживать торговлю с северными соседями. На этом грандиозном строительстве работали сотни тысяч человек. Большинство их, видимо, составляли заключенные («государственные рабы»). Дело в том, что, следуя легистским принципам, император широко применял практику коллективных наказаний. Речь шла уже не о группах из 5—10 человек, как при Шан Яне, а обо всех родственниках человека, обвиненного в преступлении. А в Китае родственные связи сильны, и родство считается далеко… Поэтому иногда наказанию подвергались многие сотни человек – родичи преступника и по линии отца, и по линии матери, и по линии жены. Это был даровой труд. Людские потери были неисчислимы, да их и не считали. Сыма Цянь, посетивший Великую стену спустя 100 лет, и написал так: «Срывали горы, засыпали ущелья… Как же дешево ценился труд простого народа!» Великая Китайская стена – не единственное монументальное сооружение той эпохи. В столице император построил для себя несколько десятков дворцов, соединенных потайными ходами. Боясь заговоров и покушений на свою жизнь, он принимал все меры для того, чтобы никто не знал, где именно он сегодня ночует. Обожествляемый император стремился вселять страх, но сам испытывал его сильнее других. Не так давно китайские археологи раскопали гигантскую подземную усыпальницу императора. В ней находилось 6 тысяч глиняных воинов в человеческий рост. Эта армия охраняла покой своего владыки. Для того чтобы местоположение гробницы осталось тайной, тех, кто ее строил, по свидетельству Сыма Цяня, император приказал казнить. Междоусобные войны, разорявшие Китай в эпоху «борющихся царств», после создания единой империи закончились, но мир не наступил. Начались грандиозные военные походы за пределы страны. На севере императору с армией в 300 тысяч человек удалось оттеснить гуннов. Он завоевал области в северной части Юго-Восточной Азии. Древние историки пишут, что воины годами не снимали доспехов: война стала обычным состоянием государства. Широкая и многоплановая деятельность императора требовала колоссальных расходов. Налоги с земледельцев возросли до двух третей урожая, к этому добавлялись трудовая и военная повинности. За мельчайшие проступки людей карали безжалостно, казнили с самой изощренной фантазией (варили в кипятке, четвертовали, пробивали темя железной палкой и т. п.). Империя была огромной и могучей – народ же бесправным и бедным. И уже сын Цинь Шихуан-ди, названный «вторым императором Цинь», стал также и последним в этой династии. В результате мятежей знати и крестьянских восстаний он был свергнут с престола. После нескольких лет гражданской войны, когда народ оголодал до такой степени, что даже в столичной области были отмечены случаи каннибализма, появилась новая династия – Хань. Две ее ветви – Западная и Восточная – одна за другой правили империей почти 400 лет. Период этот настолько важен для истории страны, что и до сих пор сами китайцы называют себя ханьцами.

Ханьская Империя

В первые годы правления новой династии (конец III в. до н. э.) внешнеполитическая ситуация была просто плачевной. Во время очередного похода против гуннов, терзавших страну внезапными набегами, сам император попал в окружение, едва избежав плена. Ему пришлось подписать с варварами унизительный договор, заплатить им дань и отдать дочь в гарем гуннского вождя. Предводители народных восстаний, которые привели династию к власти, чувствовали себя хозяевами положения. Они выпускали собственную монету и содержали армии, называли себя князьями и передавали свои огромные территории по наследству старшему сыну, с Сыном Неба (императором) считаясь очень мало. Казна была пуста, так как ханьским правителям пришлось резко сократить налоги, которые и так едва удавалось собирать с обнищавшего населения. Перелом наступил во время правления императора У-ди, которое китайская историография называет золотым веком (140– 87 гг. до н. э.). Был издан закон о том, что после смерти князей их владения должны делиться между всеми – иногда многочисленными – сыновьями покойного. Наследники, видимо, были довольны, а княжеские владения так быстро раздробились и измельчали, что угроза сепаратизма миновала. Центральная власть укрепилась. При У-ди как бы сбылась мечта легистов: появилась официальная государственная идеология. Однако этой идеологией стало учение их противников – конфуцианцев! Введена была экзаменационная система. Поступить на государственную службу и получить очередной ранг знатности (вместе со всеми привилегиями и имущественным обеспечением) можно было только после сдачи экзаменов соответствующего уровня. Способные люди теперь имели возможность продвигаться по службе, повышая ранг знатности, независимо от своего происхождения. Торжествовал принцип социальной мобильности, за который ратовали когда-то легисты. Но сами экзамены состояли главным образом в проверке того, насколько хорошо заучены классические конфуцианские книги. Экзамены служили для проверки не только памяти, но и политической лояльности кандидата на должность. Современником У-ди был Сыма Цянь (145—86 гг. до н. э.) – человек, заложивший основы китайской историографии. Именно благодаря многотомному труду Сыма Цяня «Исторические записки» известны и хронология Древнего Китая, и мифы, и биографии знаменитых людей. Он ездил по округам обширной империи, много работал в архивах и сохранил для потомков колоссальное количество документов и местных преданий. Сочинение Сыма Цяня охватывает огромный период – от древнейших, легендарных эпох до его собственного времени. У-ди почти не вел войн, заботясь о внутреннем подъеме империи. В борьбе против гуннов он надеялся на дипломатию. Для этого в Центральную Азию был отправлен посол, который должен был найти ханьскому Китаю союзников. Благодаря этой экспедиции китайцы впервые получили достоверные сведения о том, что они называли Западным краем. Они узнали, например, что есть огромная страна – Индия. Из Центральной Азии в Китай были завезены некоторые сельскохозяйственные культуры, получившие впоследствии широкое распространение, в том числе бахчевые и виноград. А чуть позже, по уже проложенным торговым путям, в Китай пришли религиозные миссионеры. С ними в Восточную Азию попал буддизм. Контакты Китая с другими цивилизациями, установленные в раннеханьскую эпоху, при Поздней династии Хань, значительно расширились, когда в начале новой эры вся Центральная Азия оказалась во власти Кушан. Китайские войска тогда столкнулись с кушанскими в Ферганской долине, на территории современного Узбекистана. В первые века христианской эры Ханьская империя занимала всю территорию Восточной Азии. Ее соседом на западе была Кушанская держава. У западных границ Кушан располагалось Парфянское царство. Соседом и вечным соперником парфян была Римская империя, охватывавшая все Средиземноморье, вплоть до Испании и Британских островов. От океана до океана – всего четыре огромных государства. И через эти необъятные просторы – пустыни, горы, могучие реки, земли, населенные дикими племенами, – в начале новой эры проходил Великий шелковый путь. Он соединял не только отдельные районы и государства, а целые цивилизации. Накануне завершения эпохи древности они были так тесно связаны между собой, как никогда в предшествующие тысячелетия своей истории.

schvedov.ru

Китай достопримечательности города Сиань и культура страны

Китай достопримечательности, история этих мест и современное состояние. Мои стереотипы относительно Китая разбились с первых минут пребывания в стране. Я был убежден, что вне туристических маршрутов это огромный муравейник с коммунистическими символами и голодными взглядами строителей «светлого будущего». Вместо этого я увидел современную страну, где города утопают в зелени и цветах, небоскребы соседствуют с императорскими дворцами, древние монастыри окружены университетами, а фен-шуй сочетается с ультрасовременными технологиями. Больше всего порадовал светлый блеск во взглядах большинства китайцев. Кажется, что они живут не только этой минутой, но и своей историей, и пишут ее днем сегодняшним и завтрашним.

Город Сиань главная улица - Китай достопримечательности.

Город Сиань

Вечный мир

Древнее название Сианя — Чанань, что переводится как «вечный мир». Наверное, славу городу обеспечили не войны. Расцвет его пришелся на VI–VIII века, в эпоху династий Суй и Тан. «На Западе известен Рим, а на Востоке сияет Чанань», — говорили в те времена.

Колокольная башня - Китай достопримечательности.

Колокольная башня

Уникальный 3000-летний город расположен в долине серебристой реки Вэй на северо-западе страны. По преданию, легендарный император Хуан-Ди (Желтый император), которого считают прародителем китайцев, основателем даосизма и основоположником других интеллектуальных традиций, долгое время жил в этих краях. Выполнив свою историческую миссию, он полетел на драконе постигать бессмертие. С ХІ века до нашей эры в течение тысячи лет 13 императорских династий потом и кровью народа творили историю столицы.

Городская стена города Сиань.

Городская стена — фрагмент.

14-километровый забор олицетворяет собой эпоху Мин и окружает древнюю часть города. Эта стена высотой 12 и шириной 15 метров надежно защищала Чанань. Сейчас по ней можно проехать на велосипеде или туристическим электромобилем, любуясь панорамами города с двумя башнями. Кстати, это единственный в Китае подобный исторический комплекс, который полностью сохранился.

Исторический музей провинции Шэньси и его центральный вход.

Исторический музей провинции Шэньси — центральный вход

Среди многочисленных достопримечательностей столь интересного города — Исторический музей провинции Шэньси с более чем 370 тысячами экспонатов от доисторических памятников до уникальных предметов династии Чжоу, Суй, Тан, Мин и Цин.

Китай достопримечательности

Культовое место для буддистов — Большая пагода Диких гусей (652) и храм Фамень (II–I вв. до н. э.). Отсюда в Китае началось распространение буддизма в VII веке, когда ученый, философ и странствующий монах Сюаньцзян (Таинственный Толстяк), вернувшись после 17-летнего паломничества по Индии, привез с собой свыше 650 канонических текстов на языке санскрит, а также мощи Будды. Он лично проектировал монастырь и принимал участие в его строительстве. Вышел 7-этажный терем высотой 65 метров, который сейчас является одной из «визиток» города.

Большая пагода диких гусей Китай - Сиань.

Большая пагода диких гусей

Занимаясь переводами священных текстов, Сюаньцзян привил индийскому буддизму китайские корни. В конце XVI века рассказы легендарного монаха легли в основу знаменитого романа «Путешествие на Запад», который входит в обязательную образовательную программу наравне с еще тремя: «Сон в красном тереме», «Речные заводи», «Троецарствие». Эти классические романы дают понять метафизику сосуществования народов Китая, исторические корни нации.

Развивая в себе прекрасное, каждый китаец должен попробовать писать стихи. Сила впечатлений подтолкнула к эстетским упражнениям и меня. Например:

Кузнечики стрекочут.;

Вот и вся музыка летнего вечера.,

Или:

Дождь все никак не поймает ласточку,

А я уже его мокрый пленник...

Терракотовая армия

Находка 1974 года в мавзолее императора Цинь Ши Хуан стоит особняком среди достопримечательностей мирового значения. Размах захоронения впечатляет. Армия из 8000 глиняных воинов до сих пор бережет покой первого императора Поднебесной. Все фигуры солдат являются настоящими произведениями искусства. Они продуманы до малейших деталей, и вы не найдете двух одинаковых.

Терракотовая армия фото воинов.

Терракотовая армия — фото центральная экспозиция

Рядом обнаружены две бронзовые императорские колесницы, запряженные четверками лошадей. В 2000-х годах были раскопаны еще и статуи чиновников и музыкантов.

Императорские колесницы фотография.

Императорские колесницы

Когда смотришь на застывшее войско, ловишь себя на мысли, что через мгновение оно отправится в бесконечный поход вслед за своим обладателем.

Странный факт: вопреки традиции, вместо живых воинов похоронили их глиняные копии, на изготовление которых ушло 38 лет, но вместе с ними заживо положили в могилу 48 наложниц императора и еще около 70 тысяч работников разных специальностей с их семьями!

В музее можно заказать скульптуру воина с вашим лицом и комплекцией, и не только из глины, но и из нефрита — камня, которому в Китае приписывается небесное происхождение. Но я бы не торопился делать этого...

Священный дар природы

Таким даром для города является гора Хуашань, расположенная в 120 километрах к востоку от Сианя. Ее назвали в честь Желтого императора, который проводил на ней магические ритуалы. Наверх можно с комфортом добраться автобусом или фуникулером. Правда, удовольствие не из дешевых — 300 юаней. Выйдя возле Центрального пика, надо продолжать путь тропами-лестницами, проложенными по «спине» самого красивого Восточного пика. Вид скал завораживает.

Гора Хуашань - одна из пяти Священных Гор даосизма.

Гора Хуашань — одна из Священных Гор даосизма

Зависшие над пропастью тропы, которые называют «ребрами дракона», ведут к маленькой красивой пагоде. Здесь у буддийских монахов можно спросить о своей судьбе. Ради эксперимента я рискнул заглянуть в свое ближайшее будущее. Проведя несложную процедуру с использованием палочек «сиамси» молодой монах сказал, что у меня все будет очень хорошо. Чего и всем желаю!

Хуашань - фото горы.

Хуашань — еще одно фото

Деревья и перила мостиков завешаны красными лентами и всевозможными замочками на счастье. На тропинку нанизаны многочисленные даосские монастыри, храмы и пещеры. Порой мне здесь казалось, что я ширяю над бескрайним горным пространством со стихами на кончике языка:

Лист осенний падает,

На него садится бабочка —

Отдохнуть...

В купальнях императоров

В 23 километрах от города расположены императорские купальни Хуацин с горячими источниками. Их очаровательный ансамбль с прудом дополняется садово-парковым комплексом с многочисленными павильонами и храмами, восстановленными во всей красоте и величии династии Тан.

Источники Хуацинчи фото входа в купальни.

Источники Хуацинчи

Правда, не всегда свойства воды «идут на пользу». Император Сюань Дзун, проводя здесь зимы вместе со своей любимой наложницей (Ян Гуйфэй, она до сих пор считается эталоном китайской красоты), забросил ради нее все государственные дела, и империя начала приходить в упадок. За это правителя и любовницу обезглавил патриотический военачальник. Так что важно «не перекупаться»...

 Хуацинчи - императорская купальня.

Хуацинчи — купальня

Вокруг правительственных купален расположены современные термованны, где любой желающий может почувствовать себя императором: принять лимонную или гранатовую процедуру, попить чаю, нежась в чайном бассейне, или с помощью тропических рыбок устроить себе фиш-пилинг. Те полчаса, в течение которых находишься в компании рыбок-врачей, чувствуешь не только веселье от щекотки, но и истинное чувственное наслаждение.

Китай культура

Умереть молодым и как можно позже

В нынешнем Китае буквально все делается по фен-шую. Это даосская практика поиска благоприятных потоков энергии, с помощью которой выбирают лучшее место для строительства дома и ведения бизнеса, проведения свадьбы и обустройства домашнего быта. Все на благо человека.

Фэн-шуй атрибуты.

Фэн-шуй

Любой китаец знает практически все о еде, воспитании детей, здоровье. «Умереть надо молодым, но как можно позже» — это основа основ ежедневного самовоспитания. Поэтому не удивительно, что утром на спортивных площадках, которых в Сиане множество, можно увидеть и пожилых, и совсем юных граждан страны.

О кухне можно писать бесконечно, здесь чуть ли не каждый городской квартал или поселок имеют свои традиции. Сиань удивляет своим гастрономическим разнообразием, за все время моего пребывания здесь ни разу не повторились поданные мне блюда. Основным продуктом являются мучные изделия, к которым прилагаются баранина и говядина — типичные составляющие исламской кухни. Популярными являются пампушки с мясной прослойкой и суп из баранины, цишаньская лапша и салат из широкой лапши.

По фен-шую, прием пищи — это не только пополнение энергии, но и эстетическое удовольствие. В сианьском Дворце танской музыки после настоящего императорского банкета, на котором чувствуешь себя приближенным монарха, можно насладиться танцами и «отведать» музыку эпохи Тан. К вашему вниманию — несколько блюд из царского меню: «Жемчужина Китая» — деликатес из филе курицы в томатном соусе и особый салат, «Королевский мираж» — грибное консоме, «Сердце дракона» — хрустящие королевские креветки с медом и специальным соусом из орехов кешью, «Прикосновение принцессы» — обжаренная в масле говядина в кисло-сладком соусе вместе с жареным рисом...

Модный ныне в Китае вариант трапезы можно назвать «Самоваром». Практически в каждом ресторане есть комната со столом, в который вмонтирована электроплита. Рядом ставятся разнообразные неготовые блюда: вы — сам себе кулинар и едок. Все продукты будут нарезаны очень тонко и в кипящей воде варятся две-три минуты.

Разнообразие еды не даст вам похудеть, разве что выручит употребление пищи палочками!

Что же касается употребления скорпионов, кузнечиков и других насекомых — это все тайско-вьетнамско-камбоджийская кухня. В Китае она приобрела популярность лишь в последнее время и исключительно среди туристов.

Китай достопримечательности: Культурная улица

Чтобы ваше мнение о Сиане сложилась окончательно, стоит прогуляться его самой популярной части Культурной улицы в мусульманском квартале города. Лабиринты узких улочек, магазины натурального шелка и его подделок, антикварные и сувенирные лавочки с бюстами и портретами коммунистического вождя Мао Цзэдуна вперемешку со скульптурами терракотовых воинов, немереное количество ларьков со всякими вкусностями и забегаловки, где можно отведать, наверное, все, на что богата китайская кухня. Жарят и варят прямо на улице, используя для этого замысловатые конструкции. Самое известное местное блюдо — «няожоу паомо», горячий суп из говядины и баранины. Странно, что во времена династии Чжоу (1020-770 гг. до н. э.) это блюдо было ритуальным жертвоприношением небу, земле и духам.

На улице Сианя фото суеты.

На улице Сианя

Покупая товары широкого потребления, здесь надо «тщательно» торговаться. Видя, что вы иностранец, продавцы безбожно загибают цены.

Рядом расположены башня Колокола и башня Барабанов. Обе в древности выполняли функции городских часов. Интересно, что они всегда показывали одинаковое время! Первый часовой механизм был установлен здесь еще в VII веке!

Вообще в Китае были изобретены множество вещей: фарфор, порох, компас, книгопечатание, барабан, колокол, фейерверк, воздушный змей, газовый баллон, пароварка, бумага, вентилятор, вилка, зубная щетка... Даже рецепт мороженого итальянец Марко Поло украл у императорского повара.

Правда, китайцы тоже пользуются многими европейскими ноу-хау.

У нас с ними немало общего. Мы живем не лучше и не хуже китайцев — просто по-другому. И поверьте, познавать друг друга очень интересно.Вот и подошел концу мой рассказ про Китай достопримечательности города Сиань и его окрестностей.

на Ваш сайт.

ancient-east.ru


Смотрите также