Афины полис древней греции. Что такое полис в Древней Греции? Государства-полисы Древней Греции
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Что такое полис в Древней Греции? Государства-полисы Древней Греции. Афины полис древней греции


Билет 14. Классический античный полис

Афины были одним из крупнейших и сильнейших городов-государств Греции. Территория этого полиса занимала весь полуостров Аттика в Центральной Греции.

Как и в других полисах в это время, господствующее положение в Афинах занимала знать. Знатные люди захватили плодородные земли в долинах. А крестьяне владели маленькими участками на каменистых склонах гор. Из-за этого им нередко приходилось брать у знатных людей деньги в долг. Тогда на участок крестьянина ставился долговой камень. Если долг вовремя не возвращался, земля должника переходила в собственность аристократа.

Крестьянин продолжал работать на этой земле, но часть урожая отдавал новому хозяину. Так крестьяне попадали в зависимость от знати. Иногда за долги крестьянин вынужден был продавать в рабство членов своей семьи и даже сам становился рабом.

Простые афиняне не могли больше мириться со своим тяжелым положением. Крестьяне требовали полного освобождения от долгов и передела земли. Они хотели добиться равных прав со знатью. Знать, конечно, была против этого. Крестьяне были готовы взяться за оружие. Казалось, не сегодня завтра начнется вооруженная борьба. С целью предотвратить такое развитие событий, которое ослабило бы полис, в 594 году до н. э. обратились к Солону.

Солон был человек образованный и любознательный. Он родился в знатной семье, но не был богат и был честным человеком. Все уважали Солона и надеялись, что он положит конец борьбе между афинянами.

Солон начал с реформы, которую назвал "стряхиванием бремени". Со всех участков были убраны долговые камни и уничтожены все долговые обязательства. Это означало, что крестьяне освобождались от зависимости. Солон писал:

Мать черная Земля, с которой снял тогда

Столбов поставленных я много долговых.

Рабыня прежде, ныне же свободная.

Стали свободными и все, кто находился в долговом рабстве. Отныне запрещалось обращать афинских граждан за долги в рабов. Солон старался выкупить из рабства тех граждан, которые были проданы за долги на чужбину "Вернул я многих, в рабство проданных, уже забывших речь аттическую", - с гордостью писал Солон в том же стихотворении. Теперь в Афинах все рабы были людьми, привезенными из других стран.

Солон желал все высшие должности в государстве оставить за богатыми, как было прежде. А всем остальным он хотел дать право исполнять прочие должности, занимать которые они раньше не могли. Для этого он разделил всех граждан на четыре разряда. Разряд зависел от количества продуктов, которые получал гражданин со своей земли. Богатые граждане, принадлежавшие к двум первым разрядам, должны были служить в коннице. Третий разряд был самым многочисленным, в него входила большая часть крестьян. Они были гоплитами и составляли основу армии Наиболее бедные составляли четвертый разряд и были легковооруженными воинами.

При Солоне сильно возросло значение народного собрания. На его заседаниях стали решать важные государственные дела, принимать законы. Все граждане, независимо от разряда, имели право участвовать в народном собрании и голосовать. Но на государственные должности могли быть избраны только граждане первых трех разрядов, а самые высокие должности могли занимать лишь самые богатые.

Вторым важнейшим органом власти в Афинах стал созданный Солоном народный суд. В нем знать не имела никаких преимуществ, все были равны перед законами.

Некоторые законы учили трудолюбию. Например, Солон ввел закон: "Если отец не научил сына никакому делу, то такого отца сын не обязан содержать в старости".

Главное значение реформ Солона состояло в том, что благодаря им в Афинах были заложены основы демократии - власти народа. Реформы Солона, однако, не прекратили борьбу между знатью и демосом. Недовольными были и те и другие. Знать не могла больше закабалять крестьян и увеличивать свое богатство за их счет. Но и крестьяне не получили ранее захваченную знатью землю. Бедняки возмущались также тем, что не могут занимать все государственные должности.

Солон, проведя реформы, уехал в путешествие. В Афинах же борьба между знатью и народом вскоре возобновилась. В результате к власти пришел тиран Писистрат.

Писистрат не был жестоким тираном. Он не отменил законов Солона, но, пользуясь своей властью, делал так, что на все должности избирали его сторонников. Тиран заботился о хозяйстве Афин. Он поощрял разведение оливок и винограда, большое внимание уделял дальнейшему развитию ремесла. При нем и Афинах был построен водопровод. Для этот пришлось пробить в скале туннель высотой в человеческий рост. После смерти Писистрата власть перешла к его сыновьям. Но они правили жестоко и были свергнуты афинянами.

К власти в Афинах после новой борьбы пришли сторонники демократии. Их вождь Клисфен с 509 по 500 год до н. э. провел ряд реформ. Был принят закон об остракизме, то есть "суде черепков" (от греческого слова "остракон" - черепок). Один раз в год во время заседания народного собрания обсуждался вопрос, угрожает ли кто-нибудь демократии. Если ответ был положительным, то проводилось голосование с помощью черепков. Каждый гражданин писал на черепке имя того человека, который, по его мнению, представляет угрозу демократическому строю. Тот, имя которого чаще всего встречалось на черепке, должен был уйти из Афин в изгнание на 10 лет.

Государственное устройство Афин стало более демократичным, чем при Солоне. Завершился первый этап борьбы народа за демократию. Но малоземельные крестьяне и городская беднота, хотя и являлись гражданами, активного Участия в управлении Афинами еще они не принимали.

1. Акрополь. Всякий человек, оказавшись в Афинах, прежде всего видел Акрополь. Он находился на скалистом холме с отвесными склонами. Это было священное для афинян место. Здесь находились храмы их богов, прежде всего Афины - покровительницы полиса.

Во время нашествия персы разрушили и сожгли все постройки на Акрополе. Афиняне решили не восстанавливать разрушенные здания, а построить на их месте новые. Сначала был составлен план, какие здания надо строить и как они должны относиться друг к другу. Все храмы возводились целиком из мрамора. Общий план Акрополя принадлежал великому греческому архитектору и скульптору, другу Перикла - Фидию. Ему Перикл поручил руководство всеми работами на Акрополе. Для строительства пригласили лучших мастеров со всей Греции.

Подняться на Акрополь можно только с одной стороны, к тому же по узкой дороге. Здесь проложили мраморную лестницу. Она вела к парадному входу на Акрополь - Пропилеям. Потолки Пропилей были расписаны золотыми звездами на фоне синего неба.

Справа от Пропилей стоял храм Ники - богини победы. Обычно Нику изображали крылатой. Но афиняне хотели, чтобы богиня никогда не покидала их город. Поэтому они сделали ее без крыльев. Храм вызывает чувство радости - такой он стройный и изящный.

Центральное место на Акрополе занимает величественный храм Афины-Девы, по-гречески - Парфенон. Храм необычайно богато украшен. На одном фронтоне представлена сцена рождения Афины из головы Зевса, на другом - спор Афины и Посейдона за власть над Афинами.

На фризе изображено торжественное шествие афинского народа.

Внутри храма стояла 12-метровая статуя Афины, созданная Фидием. На Афине роскошный шлем и праздничная нарядная одежда. Лицо богини и ее руки Фидий сделал из слоновой кости, а одежду покрыл золотыми пластинами.

Другое знаменитое сооружение на Акрополе - небольшой храм в честь Афины, Посейдона и древнего мифического царя Афин Эрехтея - Эрехтейон. Храм стоял на месте, где, по преданию, произошел спор между Афиной и Посейдоном о власти над городом. Часть колонн в этом храме была необычна, их сделали в виде статуй девушек.

На Акрополе стояла еще одна статуя Афины - Афины-Промахос (Воительницы) работы Фидия. Грозная богиня правой рукой опиралась на копье, а левой держала щит. Сделанная из бронзы, статуя имела высоту 7 м и была хорошо видна с любого места города. Даже на кораблях, подплывавших к Афинам, замечали сверкавшие на солнце конец копья и гребень шлема богини.

До наших дней сооружения Акрополя дошли сильно поврежденными. Но все равно они поражают своей красотой и величием.

studfiles.net

Что такое полис в Древней Греции? Государства-полисы Древней Греции

В этой статье мы поговорим о Древней Греции. Точнее, постараемся найти ответ на вопрос о том, что такое полис в Древней Греции.

В 8-9-м веке до н. э. Греция не являлась единственным государством, как, например, государства Древнего Востока во время своего расцвета. Греция была страной полисов.

Что такое полис в Древней Греции

Полис в Древней Греции - это община граждан, коллектив земледельцев и скотоводов, которые вместе живут и вместе защищают свою землю. Постепенно полис видоизменялся, приобретая черты государства. Его центром становился окруженный стенами город, с торговой площадью - агорой, храмом, посвященным богу-покровителю города, различными домами и тому подобное. Вокруг города селились земледельцы и пастухи. Вся пригодная для земледелия земля, угодья и природные богатства считались собственностью общины.

Владельцем земли мог быть только гражданин. Все граждане были членами ополчения, которые брались за оружие во время военной угрозы. Народному собранию принадлежала вся власть в полисе. Участвовать в нем имели право только граждане селения. Существовали разные типы полисов в Древней Греции.

Их насчитывались десятки. Могущественными были полисы Древней Греции. Названия их - Афины и Спарта. Самым богатым был город Коринф. Каждый полис имел свое правительство, войско и казну, чеканил монету.

Афины

Отвечая на вопрос о том, что такое полис в Древней Греции, первое государство, которое следует рассмотреть, - это Афины. Территория Афинского полиса занимала весь полуостров Аттика в Центральной Греции. Сами Афины расположены в центре плодородной равнины в 5 км от моря.

Полис в Древней Греции - этоГосподствующее положение в новом государстве принадлежало родовой знати. Главные правительственные должности занимали аристократы. Высшая власть принадлежала ареопагу, состоящему из представителей родовой знати, и архонтам - государственным чиновникам (голове, верховному жрецу, главнокомандующему, шести общественным судьям).

Постепенно бедные члены общины распахивались и были вынуждены брать займы у богачей. На земле заемщиков ставили долговой камень. Когда же они не могли вернуть долг с процентами, то теряли землю. Принимающие землю в аренду оставляли себе лишь шестую часть урожая, а остальное отдавали владельцу земли. Крестьяне скудели, становились должниками, впоследствии превращаясь в рабов.

Реформы Солона

В 8-7-м веке до н. э. определенная часть демоса - купцы, владельцы мастерских и кораблей, зажиточные крестьяне - разбогатела. Теперь они стремились участвовать в управлении полисом, однако были лишены этого права. Именно они развернули и возглавили борьбу демоса с аристократией.

Государства-полисы Древней Греции В разгар смуты граждане обратились к афинскому политику Солону, который возглавлял полис в Древней Греции - это привело к осуществлению нескольких реформ. Прежде всего он отменил долги афинян и запретил долговое рабство. Земельные участки вернули должникам. Афиняне, которые попали в рабство за долги, получили свободу. Отныне ни один афинянин не мог быть рабом!

Солон ввел разделение граждан на четыре разряда - самые богатые, состоятельные, среднего достатка и бедняки - в зависимости от размера их имущества и доходов. Граждане разных разрядов имели разные права и выполняли различные обязанности перед государством.

Преобразования, которые совершил Солон в афинском обществе, переориентировали Афины на путь развития демократии.

Тирания в Афинах

Прошло 20 лет с начала правления Солона, и в Афинах снова начались смуты. Родственник Солона, полководец Писистрат, в 560 году до н. э. захватил власть и стал править в Афинах единолично, силой обеспечив в Афинском полисе мир и согласие. Так в Афинах была установлена тирания.

Полисы Древней Греции названияЗемли аристократов, покинувших страну, распределили между крестьянами. Для них тиран ввел налог (десятую часть урожая), чем обогатил государственную казну.Писистрат пытался способствовать развитию земледелия, ремесел, торговли, кораблестроения. Он начал большое строительство в Афинах: по его приказу воздвигались храмы, пути и водопроводы. В город приглашались знаменитые художники и поэты, были написаны «Илиада» и «Одиссея», которые к тому времени передавались устно. Собственно, именно в период правления Писистрата Афины превратились в культурный центр Греции. С тех пор берет начало и их морское могущество.

Завершение формирования Афинского полиса

Тирания пала вскоре после смерти Писистрата (поскольку его наследники правили жестоко), и первым архонтом был избран законодатель Клисфен. Всю территорию Афинского государства он разделил на 10 округов, каждый из которых состоял из трех равных частей - приморской, сельской и городской. Гражданство теперь определялось принадлежностью не к роду, а к определенному округу. Ранее территории страны делились по родовому признаку. Этой реформой Клисфен «перемешал» граждан и дал всем им одинаковые права. Таким образом, влияние родовой знати в управлении государством было уменьшено.

Все граждане теперь считались равными независимо от имущественного положения: даже бедняки могли занимать любые государственные должности. Так, в Афинах власть снова оказалась в руках народа.

Спарта

Могущественным полисом в Древней Греции называли Спарту. В 9-м веке до н. э. на полуострове Пелопоннес, в области Лаконика, дорийцы основали несколько поселений. Впоследствии они окончательно покорили местные ахейские племена. В 7-м в. до н. э. дорийцы присоединили к своим владениям соседнюю область Мессению. Во время двух Мессенских войн и сложилось государственное образование, получившее название Лакедемон (Спарта).

Полисом в Древней Греции называли

В статье мы ищем ответ на вопрос о том, что такое полис в Древней Греции. Поэтому подробнее остановимся на государственном устройстве Спарты.

Государственное устройство

Граждане Спарты жили по законам, которые, по преданию, ввел мудрец Ликург. Ведущую роль в управлении спартанского государства играл совет старейшин. Решение совета старейшин утверждало народное собрание. Участие в нем принимали только граждане-воины, которые достигли 30 лет.

Типы полисов в Древней ГрецииЛикург позаботился о том, чтобы все граждане Спарты имели равные права, чтобы среди них не было ни бедных, ни богатых. Спартанские семьи получали во владение одинаковые земельные участки, их нельзя было продавать или дарить, поскольку вся земля в Спарте считалась собственностью государства.

Спартанцам запрещалось заниматься ремеслом, торговлей, единственным их занятием было военное дело. Оружие и ремесленные изделия изготавливали для них периэки. Земельный надел спартанца обрабатывали илоты. Спартанцы не могли продать, уволить или убить илота - семьи илотов, как и земля, принадлежали государству.

Быт спартанцев

Анализируя вопрос о том, что такое полис в Древней Греции, расскажем коротко о быте спартанцев.

Спартанцы были храбрыми, выносливыми воинами. Они носили грубую одежду, жили в одинаковых одноэтажных деревянных домах. Имели определенные формы причесок, бород и усов. При строительстве разрешалось использовать топор, и только при изготовлении дверей - пилу. С 16 лет и до старости спартанец был обязан служить в армии. В 30 лет он считался совершеннолетним и имел право получить участок земли и жениться.

Так жили и развивались государства-полисы Древней Греции.

загрузка...

worldfb.ru

Афины и Спарта. Полиса античной демократии

Когда мы говорим о культуре древней Греции, мы обязательно подчеркиваем ту высокую историческую значимость, которую имела древне-греческая цивилизация по отношению к культуре Европы. Античная цивилизация включает в себя культуру древней Греции и древнего Рима, между которыми можно увидеть общие черты, так и различия.

Общие черты, которые выделяются по отношению к Греции и Риму являются достаточным основанием, чтобы отсчет европейской культуры вести из античности. Для европейской культуры античность будет классикой. Античность даст европейской культуре очень важные культурные смыслы, которые не разрывно связаны с ценностью человека, с признанием его роли и значимости в обществе. В культурах древнего мира цивилизация античная представляет собой высшую точку развития всего древнего мира. Цивилизация, которая создала обширные возможности для создания творческой деятельности.Греческая цивилизация возникла во втором тысячелетии до нашей эры. Принято считать, что истоки этой цивилизации относятся к крито-микенской культуре. Наиболее сильное развитие древнегреческая цивилизация протекала в первом тысячелетии до нашей эры. Древнегреческая цивилизация представляет собой уникальный образец демократического общества, сформировавшегося на основе рабовладельческих отношений. Характер демократии, народовластии, такой политической системы, при которой интересы большого числа людей учтены, в древнегреческих городах складывался по-разному. В одних городах демократическое устройство находилось только в самой начальной стадии. Нередко демократические черты пересекались со своими противоположными политическими проявлениями. В других случаях греческие города имели достаточно развитую демократическую структуру, соответственно культура таких городов существенным образом отличалась от городов первого типа. Все древнегреческие города к середине 1 тысячелетия до нашей эры приходят к полисной системе. Полис - это город государства, который имел самостоятельное политическое, экономическое развитие. У каждого полиса была своя армия, своя законодательная система. И каждый полис сам определял характер отношений со своими соседями, другими греческими городами. Безусловно, в подавляющем числе случаев между греческими полисами складывались доброжелательные культурные отношения, поскольку данные города сближало очень многое: общий язык, общая мифология, основные эстетические и этические нормы, отношение к человеку. Одной из важнейших причин в формировании полисной системы являются геополитические обстоятельства. Традиционно греки заселяли прибрежные территории Средиземного, черного моря и эти территории, которые они осваивали представляли собой малопригодную для ведения сельского хозяйства гористую местность. Горы и не были очень высокими, но земли были не плодородные и максимум, что здесь можно было выращивать - это виноград, оливковые деревья. По этой причине города, которые осваивали территорию, локализующую в пространстве на этой географической территории, эти территории были отделены естественными границами, то со временем такие города начинали испытывать трудности экономического характера - не хватало ресурсов для нормального продолжения жизни. Когда города слишком разрастались, начинают возникать различные хозяйственные, социальные проблемы, часть населения переселялись на новую территорию. Происходила колонизация новых земель, строились новые города, которые приобретали абсолютно самостоятельный автономный вид. Так возникал новый город, в котором греческие традиции и устои переносились людьми, которые создавали новые территории. Эта ситуация объясняет почему на территории современной России и Украины дошли колонии греков. Греческая культура была очень развитой. Полисная и демократическая система постоянно варьировалась. В качестве примера двух разных устройств можно рассматривать Афины и Спарту как два города-государства принципиально по-разному устроенных.

Греки никогда не ставили перед собой задачу создать единое мощное государство. Поскольку в тех условиях создавать огромное государство было экономически очень сложно, поэтому полисный вариант был характерен для всей истории древнего мира.

Спарта -одно из самых ранних государств, возникла она на полуострове Пелоппонес. Остров Пелоппонес в плодородной долине еще во втором тысячелетии до нашей эры, возникло государство, которое называлось Лакедемон. Лакедемон возникает как город государства, оно представляло собой всего 4 селения, которые были объединены общей рыночной площадью и между собой они поддерживали очень прочные отношения. На полуостров Пелоппонес во втором тысячелетии до нашей эры приходят дорийские племена, которые начинают менять сложившуюся культуру и вмешиваются в сложившийся уклад жизни. Спарта достаточно успешно развивалась, потому что это был тот случай, когда греческие города имели плодородные земли, имели возможность вести сельское хозяйство и все необходимое производилось полностью. По сути дела, граждане Лакедемона не нуждались в торговли, и торговом обмене, они жили локальным образованием. Одной из главных задач, которая перед ними стояла - это охрана собственной безопасности, охрана границ, поддержание порядка в городе. Из-за этих причин начинает формироваться армия как некая дисциплинарная структура, которая должна была поддерживать дисциплину и порядок. Со временем становится понятно, что воины Спарты могут воевать на стороне других государств, их могли нанимать. Спарта хорошо зарабатывала за счет военных операций и за счет того, что помогала оберегать границы соседних государств. Поскольку в Спарте начинает формироваться представления о том, что армия - это очень сильная структура общества и она обеспечивает и самой Спарте безопасность и другим городам, дорийцы сосредоточили свои усилия на развитие и усовершенствование военного искусства. Плодородная земля была поделена на равные части о отдана в вечное пользование определенным категориям спартанцев. Земля стала собственностью, отдельной частью общества. Землю раздавали вместе с илотами, которые занимались с/х трудом на этой земле. Илоты были прикреплены к земле и обязаны были продолжать заниматься с/х трудом, но земля принадлежала спартанцам из числа аристократии. Земельные участки были разной ценностью и разного объема и наличие разного земельного надела было показателем в обществе. Земельный участок был имущественным показателем некого социального и политического положения в обществе. Принадлежавшая спартанцам земля не могла быть продана, не могла быть использована в эффективном, коммерческом ключе. Они могли просто передавать по наследству землю, они не имели права поделить ее на части. Изначально в Спарте была создана система неравенства между социальными слоями населения и показателем равного права был имущественный ценз. Неравное право выражалось в том, что какие-то категории могли голосовать, а какие-то категории не имели права. Одни слои населения имели право избираться в органы управления, у других слоев общества такого права не было. В Спарте была разработана очень сложная система правовых отношений, она предполагала, что в выборах могут участвовать только мужчины, достигшие 30-летнего возраста, мужчины должны были быть свободными, то есть они не могли быть рабами, у женщин этого права не было, но выбираться в управленческие органы имели право не все свободные граждане, а только те, кто имел имущественный ценз, особый социальный статус, это должны были быть мужчины после 60. Раньше считалось в Спарте, что человек не готов принять государственных решений, поэтому в самый важный законодательный орган можно попасть только после 60 лет. Спартанский законодательный орган может быть назван советом старейшин, герусия. В этот советом входило 28 геронтов или представителей и именно этот законодательный орган принимал самые важные решения, касающиеся жизни Спарты. Сама процедура выборов, сам состав выглядит не совсем демократично. В Спарте было 2 царя, которые правили по очереди. Один в мирное время, другой в военное. В Спарте много воевали. Рамки демократии были узкими и в Спарте было два монарха, которые передавали свою власть династийно по наследству.

Выборы геронтов. Специальная комиссия вскрывала в помещении, в котором были заколочены двери и перед людьми проводились претенденты на должность геронтов. Толпа должна была хлопать, кричать. Тот кандидат, который набирал большее количество голосов, тот и становился новым геронтом. Толпа своими криками и возгласами определяла судьбу претендентов.

В древней Греции было придумано много демократических процедур, потому что признание прав большого числа людей вызывало значительный интерес. В Спарте это было в меньшей степени развито, а в других городах в большей степени. Остракизм - наказание гражданина посредством голосования черепками. Люди писали на черепке имя человека, который считается наихудшим и требует наказания. Черепки с именами бросались в круг и разбирались по частям и тот человек, который набирал наибольшее количество отрицательных голосов, он получал наказание. Формы наказаний были разнообразные, вплоть до изгнания на 10 лет человека из полиса. Если деятельность политика признавалась не правильной, не соответствующей требованиям, то его изгоняли из города и не давали ему возможности на протяжении 10 лет здесь проявляться. Так же могли наложить страх.

Спарта не отличалась особой системой демократического управления. Такой тип управления, который сложился в Спарте, назвать демократическим в полной мере нельзя - это тип олигархического управления, то есть во главе государства стояла военная олигархия и она получала право управлять государством и решать самые важные вопросы. Демократические процедуры были только внешней формой, системой украшения, они по сути своей здесь не очень работали, здесь были развиты авторитарные методы управления государством, традиции монархии, велика роль военной олигархии, которая держала в своих руках город. Культура, которая складывалась на базе такой политической системы была весьма специфична. За всю историю Спарты выдающихся художников, деятелей литературы не было. Спарта не породила ни выдающихся драматургов, ни скульпторов, ни литераторов. Спарта ориентировала граждан на другие ценности. В Спарте очень ценилась физическая подготовка юношей и девушек. В Спарте было принято до 6 лет ребенка воспитывать дома, а после 6 лет ребенок попадал в государственное воспитание. Воспитание строилось на приоритете физического развития юношей и девушек. По истечении срока зрелости девушки прекращали общественную жизнь, становились женами, не выходили за пределы домов, а юноши продолжали вести общественно-политическую жизнь и их общественная жизнь была больше значима, чем личная жизнь. Приоритеты семьи в Спарте были крайне низкими. Воспитание строится на государственно-коллективной основе, вырабатывались определенные принципы, ценности, которые подчеркивали общественную значимость.

Среди культурных традиций в Спарте ценилась риторика, умение владеть аудиторией, умение убеждать, говорить кратко, лаконично, понятно, убедительно. Развитию навыков риторики уделялось огромное внимание. Развивалась культура политическая, здесь высокий уровень получила религиозная культура. В Спарте религиозный культ занимает очень важное место и была создана разветвленная система ритуалов и обрядов религиозно-мифологического свойства, было очень много разработано систем жертвоприношений, культовых праздников, которые, как считают исследователи, связано с тем, что спартанцы острее ощущали свою незащищенность перед судьбой, перед силами рока. По этой причине религиозно-мифологические механизмы становятся более актуальными. Спартанцы много воевали и постоянно рисковали своими жизнями, поэтому религиозно-мифологические ритуалы занимали огромное место в их жизни. Искусство категорически отрицалось, потому что это считалось делом несовместимым с хорошими качествами воина. Искусство размягчает человека, делает его слишком нежным и тонким. Для воина это не нужно. Поэтому здесь не было скульпторов, поэтов, драматургов. Театральное искусство существовало в специфической форме зрелищных представлений.

 

Совершенно другой тип культуры и другой тип политического устройства представляет собой государство Афины.Афины в силу высокой развитости культуры становится центром древнегреческой цивилизации. Здесь складывались в течении нескольких веков самые лучшие научные школы: философские школы, исследовательские школы, школы, связанные с изучением различных явлений природы, образовательные школы; в Афинах очень высоко ценилось образование и огромное количество людей было задействовано в системе образования и воспитания. Благодаря этому Афины собирали самых талантливых и образованных людей Греции и школы разрастались постоянно, создавались новые направления и аспекты деятельности. Афины становятся центром развития искусств: самые удивительные и интересные процессы, связанные и театральным искусством, выдающиеся драматурги Греции, устройство фестивалей театральных. Афины дали возможность появлению большому количеству скульпторов. Здесь складывались уникальные школы изобразительного искусства. Центр ремесел, создания гончарных изделий и их росписи. Такая развитая культура, ориентированная на разнообразные эстетические, правовые, политические и научные вопросы. Причиной такого разнообразие является тип устройства, который в Афинах складывался. Еще в 6 веке до нашей эры во времена правления Солона, в Афинах возник совет четырехсот - это был большой законодательный орган, в котором принимали участие представители почти всех социальных слоев населения. Такие большие собрания решали важные вопросы. Во времена правления Перикла (после Солона получил власть в Афинах) демократы расцветают наивысшего расцвета - 6 век до нашей эры. Перикл был выходцем из очень богатой семьи, был представителем аристократического рода, он был последовательным сторонником демократических преобразований. При Перикле был создан совет пятисот, он был расширен до 500 участников форума и в него были включены все сословия. Перикл дал право всем слоям населения. Все социальные группы делегировали и проводились законы, которые были интересны всему обществу. Демократическая система была распространена не только на создание высшего законодательного органа, но и на другие органы управления: ареопаги - органы, в которых избирали представителей путем голосования, путем делегирования от разных социальных групп. Система демократического правления очень последовательна. В Афинах был рабовладельческий строй. Демократическая система была крайне несовершенной, поверхностной, целый ряд примеров указывает на то, что эти процессы были никак не соотносимы с демократией. Например: в Афинах сохранялась кровная месть, члены семьи могли сами принять решение как расправиться с виновником гибели своего родственника и убить родственника виновного в гибели. Самосуд творился одновременно с наличием развитых демократических процедур. Афиняне могли применять оружие. На собрания нужно было ходить обязательно, за это могли штрафовать, наказывать, заключать под стражу. Государство строго следили за тем, что все граждане полиса были заинтересованы в жизни, принимали участие в собраниях, были осведомлены в решениях. На самом собрании, если человек присутствовал, он должен был быть голосовать, он не имел права воздерживаться, не принятое решение тоже наказывалось. Демократические нормы в античном обществе далеко не совершенно. Такое активное внимание к демократии в древней Греции, в частности в Афинах, способствовало невероятному подьему культуры. Она формировала условия для обучению культуре носу процессу огромное количество людей. Они создавали произведения, в которых актуализировалось значение гражданина в государстве. Актуализация полиса не означала, что не ценился человек. Происходило совмещение в культуре и в ценностях гражданских, государственных и отдельно взятых личностей. Афины стали родиной истории, именно историки древней Греции были неразрывно связаны с Афинами. Наука древней Греции дала такую фигуру как Гиппократ. Сама личность Гиппократа была важна, он постулировал важные положения. Он говорил о необходимости не только болезнь лечить, но и помогать больному, видеть в больном человека, который нуждается помощи. Эта медицина была другого типа. Во всех предшествующих культурах медицина должна была справляться с недугом, который чаще всего рассматривался как результат недобрых сил, воздействий и надо было лечить болезнь. Гиппократ говорил, что нужно понимать свою задачу глубже, нужно поддерживать человека психологически, рассматривать его болезнь в комплексе.

 

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

zdamsam.ru

Что такое полис в Древней Греции? Государства-полисы Древней Греции

В этой статье мы поговорим о Древней Греции. Точнее, постараемся найти ответ на вопрос о том, что такое полис в Древней Греции.

В 8-9-м веке до н. э. Греция не являлась единственным государством, как, например, государства Древнего Востока во время своего расцвета. Греция была страной полисов.

Что такое полис в Древней Греции

Полис в Древней Греции - это община граждан, коллектив земледельцев и скотоводов, которые вместе живут и вместе защищают свою землю. Постепенно полис видоизменялся, приобретая черты государства. Его центром становился окруженный стенами город, с торговой площадью - агорой, храмом, посвященным богу-покровителю города, различными домами и тому подобное. Вокруг города селились земледельцы и пастухи. Вся пригодная для земледелия земля, угодья и природные богатства считались собственностью общины.

Владельцем земли мог быть только гражданин. Все граждане были членами ополчения, которые брались за оружие во время военной угрозы. Народному собранию принадлежала вся власть в полисе. Участвовать в нем имели право только граждане селения. Существовали разные типы полисов в Древней Греции.

Их насчитывались десятки. Могущественными были полисы Древней Греции. Названия их - Афины и Спарта. Самым богатым был город Коринф. Каждый полис имел свое правительство, войско и казну, чеканил монету.

Афины

Отвечая на вопрос о том, что такое полис в Древней Греции, первое государство, которое следует рассмотреть, - это Афины. Территория Афинского полиса занимала весь полуостров Аттика в Центральной Греции. Сами Афины расположены в центре плодородной равнины в 5 км от моря.

Полис в Древней Греции - этоГосподствующее положение в новом государстве принадлежало родовой знати. Главные правительственные должности занимали аристократы. Высшая власть принадлежала ареопагу, состоящему из представителей родовой знати, и архонтам - государственным чиновникам (голове, верховному жрецу, главнокомандующему, шести общественным судьям).

Постепенно бедные члены общины распахивались и были вынуждены брать займы у богачей. На земле заемщиков ставили долговой камень. Когда же они не могли вернуть долг с процентами, то теряли землю. Принимающие землю в аренду оставляли себе лишь шестую часть урожая, а остальное отдавали владельцу земли. Крестьяне скудели, становились должниками, впоследствии превращаясь в рабов.

Реформы Солона

В 8-7-м веке до н. э. определенная часть демоса - купцы, владельцы мастерских и кораблей, зажиточные крестьяне - разбогатела. Теперь они стремились участвовать в управлении полисом, однако были лишены этого права. Именно они развернули и возглавили борьбу демоса с аристократией.

Государства-полисы Древней Греции В разгар смуты граждане обратились к афинскому политику Солону, который возглавлял полис в Древней Греции - это привело к осуществлению нескольких реформ. Прежде всего он отменил долги афинян и запретил долговое рабство. Земельные участки вернули должникам. Афиняне, которые попали в рабство за долги, получили свободу. Отныне ни один афинянин не мог быть рабом!

Солон ввел разделение граждан на четыре разряда - самые богатые, состоятельные, среднего достатка и бедняки - в зависимости от размера их имущества и доходов. Граждане разных разрядов имели разные права и выполняли различные обязанности перед государством.

Преобразования, которые совершил Солон в афинском обществе, переориентировали Афины на путь развития демократии.

Тирания в Афинах

Прошло 20 лет с начала правления Солона, и в Афинах снова начались смуты. Родственник Солона, полководец Писистрат, в 560 году до н. э. захватил власть и стал править в Афинах единолично, силой обеспечив в Афинском полисе мир и согласие. Так в Афинах была установлена тирания.

Полисы Древней Греции названияЗемли аристократов, покинувших страну, распределили между крестьянами. Для них тиран ввел налог (десятую часть урожая), чем обогатил государственную казну.Писистрат пытался способствовать развитию земледелия, ремесел, торговли, кораблестроения. Он начал большое строительство в Афинах: по его приказу воздвигались храмы, пути и водопроводы. В город приглашались знаменитые художники и поэты, были написаны «Илиада» и «Одиссея», которые к тому времени передавались устно. Собственно, именно в период правления Писистрата Афины превратились в культурный центр Греции. С тех пор берет начало и их морское могущество.

Завершение формирования Афинского полиса

Тирания пала вскоре после смерти Писистрата (поскольку его наследники правили жестоко), и первым архонтом был избран законодатель Клисфен. Всю территорию Афинского государства он разделил на 10 округов, каждый из которых состоял из трех равных частей - приморской, сельской и городской. Гражданство теперь определялось принадлежностью не к роду, а к определенному округу. Ранее территории страны делились по родовому признаку. Этой реформой Клисфен «перемешал» граждан и дал всем им одинаковые права. Таким образом, влияние родовой знати в управлении государством было уменьшено.

Все граждане теперь считались равными независимо от имущественного положения: даже бедняки могли занимать любые государственные должности. Так, в Афинах власть снова оказалась в руках народа.

Спарта

Могущественным полисом в Древней Греции называли Спарту. В 9-м веке до н. э. на полуострове Пелопоннес, в области Лаконика, дорийцы основали несколько поселений. Впоследствии они окончательно покорили местные ахейские племена. В 7-м в. до н. э. дорийцы присоединили к своим владениям соседнюю область Мессению. Во время двух Мессенских войн и сложилось государственное образование, получившее название Лакедемон (Спарта).

Полисом в Древней Греции называли

В статье мы ищем ответ на вопрос о том, что такое полис в Древней Греции. Поэтому подробнее остановимся на государственном устройстве Спарты.

Государственное устройство

Граждане Спарты жили по законам, которые, по преданию, ввел мудрец Ликург. Ведущую роль в управлении спартанского государства играл совет старейшин. Решение совета старейшин утверждало народное собрание. Участие в нем принимали только граждане-воины, которые достигли 30 лет.

Типы полисов в Древней ГрецииЛикург позаботился о том, чтобы все граждане Спарты имели равные права, чтобы среди них не было ни бедных, ни богатых. Спартанские семьи получали во владение одинаковые земельные участки, их нельзя было продавать или дарить, поскольку вся земля в Спарте считалась собственностью государства.

Спартанцам запрещалось заниматься ремеслом, торговлей, единственным их занятием было военное дело. Оружие и ремесленные изделия изготавливали для них периэки. Земельный надел спартанца обрабатывали илоты. Спартанцы не могли продать, уволить или убить илота - семьи илотов, как и земля, принадлежали государству.

Быт спартанцев

Анализируя вопрос о том, что такое полис в Древней Греции, расскажем коротко о быте спартанцев.

Спартанцы были храбрыми, выносливыми воинами. Они носили грубую одежду, жили в одинаковых одноэтажных деревянных домах. Имели определенные формы причесок, бород и усов. При строительстве разрешалось использовать топор, и только при изготовлении дверей - пилу. С 16 лет и до старости спартанец был обязан служить в армии. В 30 лет он считался совершеннолетним и имел право получить участок земли и жениться.

Так жили и развивались государства-полисы Древней Греции.

загрузка...

bisbroker.ru