Культура древней индии кратко. Тема 9: Культура Древней Индии
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

35. Культура Древней Индии. Культура древней индии кратко


35. Культура Древней Индии

В Северной Индии первой половины I тысячелетия до н. э. в процессе слияния арийских и местных традиций формировались основы древнеиндийской культуры. Культура Древней Индии в своём истоке, неразрывно связанна с Хараппской цивилизацией предшествовавшей арийской. В III—II тысячелетии до н. э., а возможно, и раньше в долине Инда существовала одна из величайших цивилизаций древности. Её принято называть Протоиндийской, или Индской — по названию реки Инд, главной водной артерии этой территории, или Хараппской — по названию одного из главных мест раскопок в Хараппе, округ Монтгомери, Пакистан.

Судя по прочитанным и переведённым надписям, по изображениям на печатях, оттисках и другим находкам археологов в этих городах, культура и религия со сложной обрядностью была неотъемлемой частью жизни протоиндийской культуры. Эта особенность присуща и современному индуизму.

На месте расположения хараппских городов и селений археологи нашли множество глиняных статуэток, изображающих обнажённых или почти обнажённых женщин в причудливых головных уборах и с ожерельями на шее. Видимо, в них запечатлены разные образы богини матери, дарительницы жизни и плодородия. В древности идея плодородия земли связывалась с представлениями о плодовитости самого человека. Древние земледельцы наделяли землю и женщину одними и теми же свойствами — рожать и взращивать. Это сходство лежало в основе многочисленных обрядов жертвоприношений, призванных обеспечить плодородие. Их нужно было неукоснительно совершать, чтобы боги своевременно посылали дожди, возвращали солнце, давали жизнь злакам и животным.

Важную часть религии составлял культ деревьев и вообще растений. Особенно чтимым было дерево ашваттха, выступающее в роли мирового дерева. Оно и ныне остаётся священным деревом не только в индуизме, но и в буддизме.

С тех же древнейших времён в индуизме, как и в других религиях Индии, укоренились вера в очистительную магическую силу воды и связанный с ней культ рек. Практика ритуальных омовений, характерная для протоиндийцев, остаётся и сейчас одним из главных религиозных обрядов индуизма.

Многое свидетельствует о связи протоиндийской религии с индуизмом. Соединяющая их линия преемственности не всегда чётко видна и осязаема, потому что о некоторых исторических периодах Индии известно очень немного. Но её существование неоспоримо, и это придаёт индуизму черты уникальности как древнейшей в мире национальной религии.

Литература

Центральное место в древнеиндийской культуре принадлежит памятникам религиозной литературы. Древнейшие из них — веды — не только были поздно записаны, но и впоследствии передавались преимущественно от учителя к ученику в устной форме. При этом за многие столетия язык стал настолько отличаться от разговорного, что нередко заучивались наизусть обширные книги практически без всякого понимания их смысла. Сложившаяся среди брахманов сложная система запоминания и точного воспроизведения, литературных текстов оказала значительное влияние на весь характер образования и науки в Древней Индии.

Большая часть ведийских гимнов была связана с ритуалом жертвоприношений. Сохранилось и множество заговоров с целью добиться власти, здоровья, успеха" или любви.

Наряду с ведийской литературой оформлялась и эпическая традиция — две поэмы, «Махабхарата» и «Рамаяна», каждая из которых включает несколько десятков тысяч стихов. Основной сюжет «Махабхараты» сводится к борьбе за власть между двоюродными братьями, принадлежащими к одному царскому роду Куру. «Рамаяна» же повествует о том, как царевич Рама боролся с демоном Раваной, похитившим и унесшим на Ланку его жену Ситу.

Ко второй половине I тысячелетия до н. э. относится формирование и буддийской литературы. Канон называется «Типитака», что буквально значит «Три корзины». (Древние рукописи были обычно выполнены на узких полосках пальмовых листьев и хранились в специальных корзинах.) В первой из «корзин» содержались «уставы» — правила поведения монахов и монахинь. Последняя «корзина» включала тексты по буддийской философии и психологии, изучению которых уделялось большое внимание в монастырях. С исторической и литературной точки зрения наиболее интересны сочинения, входящие в среднюю «корзину». Они содержат сборники изречений Будды, притчи и предания о его жизни и предшествующих существованиях.

Заслуженной славой пользуется древнеиндийская философия, включавшая несколько соперничавших школ. Основные философские тексты могут быть датированы первыми веками новой эры, но в некоторых случаях можно предполагать длительную традицию развития той или иной школы во второй половине I тысячелетия до н. э. Особенно важны достижения индийцев в области логики и философии языка, заслуживают внимания также их атомистические теории. Следует заметить, впрочем, что главной целью философии в Древней Индии являлось не обобщение достижений естественных наук и расширение практических познаний, а интерпретация священных текстов и достижение религиозного спасения.

Такой же характер имела и древняя психология, тесно смыкавшаяся отчасти с религией, отчасти с медициной. В Древней Индии был накоплен огромный опыт использования лекарственных растений, широко занимались врачеванием буддийские монахи.

Специальные трактаты по естественным наукам датируются рубежом древности и средневековья. Ряд важнейших математических и астрономических идей несомненно навеян общими философскими концепциями. Так, знаменитый Арьябхатта (V в.), исходя из принципа относительности движения, предполагал вращение Земли вокруг собственной оси и движение ее вокруг Солнца. С понятием «пустоты» в буддийской философии, возможно, связано введение нуля в математике (и, соответственно, позиционной системы записи чисел). Так называемые арабские цифры, которые используются доныне, происходят из Индии.

Расцвет древнеиндийской культуры в первые века новой эры выражается в развитии самых разнообразных светских литературных жанров. По-видимому, к периоду правления Чандрагупты II относится творчество крупнейшего драматурга Калидасы. Сохранившиеся драмы (в том числе и знаменитая «Шакунтала», основу которой составила легенда, заимствованная из «Махабхараты») почти все посвящены героическим сюжетам и связаны с придворным театром.

Более демократический характер имела проза, прежде всего басни, составившие книгу «Панчатантра». Отдельные рассказы ее нанизываются один на другой, будучи искусно вставлены в общую рамку. Арабский перевод «Панчатантры» известен под названием «Калила и Димна». Новеллы «Панчатантры» и самый способ построения литературного произведения в средние века пользовались огромной популярностью, оказав влияние на многие национальные литературы («Тысяча и одна ночь», «Декамерон» и др.).

В Древней Индии нередко составлялись и научные трактаты, чтобы таким образом облегчить их запоминание и устную передачу. Большое количество стихов вошло и в «Артхашастру». Этот трактат ярко рисует придворные интриги, коварные провокации и тайные убийства.

Архитектура и искусство

Строительство из кирпича и камня начинается в основном в послемаурийскую эпоху. Сохранившиеся памятники связаны прежде всего с буддизмом, например пещерные монастыри Западной Индии. Из наземных построек самые значительные находятся в Санчи. Здесь на вершине большого холма, невдалеке от важного политического центра послемаурийской эпохи, был расположен огромный буддийский монастырь. От самого монастыря и гостиницы для паломников сохранилось немногое. А главной достопримечательностью Санчи является большая ступа, сооруженная во II—I вв. до н. э. С четырех сторон света ее окружают резные каменные ворота с изображениями сцен из буддийских легенд. Каменные ступы являются непременной принадлежностью и пещерных храмов, будучи вообще самыми характерными памятниками буддийской архитектуры. Наиболее крупная ступа на Ланке по размерам сопоставима с египетскими пирамидами.

Едва ли не древнейшими памятниками индийской скульптуры являются колонны, на которых высечены надписи Ашоки. Все колонны были изготовлены из камня, добытого в окрестностях Варанаси, тщательно отполированы и доставлены в отдаленные области Маурийской державы. Скульптура, венчающая колонну, например знаменитые львы, обнаруживает известное влияние персидского и, возможно, греческого искусства. Объясняется это, очевидно, тем, что индийские мастера в то время еще не привыкли работать по камню.

В послемаурийскую эпоху сложились местные школы скульптуры. Наиболее известными являются школы Гандхары (северо-запад Индии), Матхуры (центральная часть Северной Индии) и одной из областей Декана.

Расцвет гандхарской школы, формировавшейся под сильным влиянием эллинистического и римского искусства, относится к первым векам новой эры. Стиль Гандхары начиная с эпохи Кушан оказывал воздействие на буддийское искусство Центральной и Восточной Азии. В большей степени связаны с традициями индийского изобразительного искусства школы Матхуры и Декана. Именно на их основе развивалось средневековое искусство индуизма не только в самой Индии, но в известной мере и стран Юго-Восточной Азии.

Всемирно известные памятники индийской живописи находятся в Аджанте (Западная Индия). Пещерные храмы и монастыри Аджанты создавались в течение почти тысячи лет начиная с послемаурийского времени. Стены некоторых залов покрыты яркими изображениями сцен из буддийских преданий. Замечательные фрагменты живописи, сходной с росписями Аджанты, находят и на Шри-Ланке.

Большая часть произведений древнеиндийской литературы — ведийской, эпической и буддийской — принадлежала традиционным жанрам и в течение веков передавалась в устной форме. Именно практика запоминания, передачи и интерпретации священных текстов в значительной мере обусловила особое развитие таких научных дисциплин, как лингвистика, философия и логика. В послемаурийский период расцвет государств в различных областях Южной Азии способствовал появлению замечательных памятников светской литературы — драмы, поэзии и прозы, а также архитектуры и изобразительного искусства. Середина I тысячелетия (в Северной Индии эпоха Гуптов) явилась временем как бы подведения итогов культурного развития Южной Азии в древности.

32

studfiles.net

Тема 9: Культура Древней Индии

      1. Общие особенности восточных культур

Культура Древней Индии часто изучается в качестве восточной культуры, поэтому при её анализе необходимо выделить общие черты восточных культур:

— авторитарный характер;

— отсутствие представлений о самоценности отдельно взятого человека в социально-политическом контексте;

— отсутствие развитого представления о личности;

— обусловленность ценности власти религиозными верованиями. Так, на Филиппинах в материальном отношении состоятельные люди принимают участие в постройке «городов мёртвых», веря, что их собственные дома в некрополе будут служить пристанищем для их душ после смерти тела. Однако нищий не в состоянии построить себе дом в некрополе. По другим верованиям, душа человека живёт, пока помнят о самом человеке. Власть же есть один из способов оставить после своей смерти память о себе. Причём эта память будет храниться не только в его роду или семье, но в народе в целом.

      1. Хараппская цивилизация – колыбель индийской культуры

Начиная рассмотрение данной темы, необходимо отметить, что слово древний, применительно к Индии, часто носит условный характер. Ряд обрядов, норм, с которыми сталкивались люди, жившие до нашей эры в Индии, сопровождают и повседневную культурную жизнь современной Индии. Важно также учитывать то, что географически Древняя Индия занимает территории не только собственно Индии, но и современного Пакистана.

Истоки зарождения древнеиндийской культуры и индуизма раскрыть достаточно сложно. Одной из первых культур Индии является хараппская культура, зачастую именуемая протоиндийской культурой. Неотъемлемой частью её жизни являлась религия. Много сведений о хараппской культуре сохранилось на клинописных дощечках Междуречья на шумерском и аккадском языках. Шумеры называли эту культуру Меллуха. В самой Индии всех неарийцев называли словом млеччха – варвар.

Следует подчеркнуть, что хараппская культура отнюдь не самая древняя в Индии; пакистанские археологи открыли и дохараппские поселения, существовавшие в V-IV тыс. до н.э. Однако хараппская культура, в отличие от своих предшественниц, стала цивилизацией, поскольку в ней люди жили оседло, строили настоящие города, использовали письменность. Хараппская цивилизация была распространена на огромной территории: с севера на юг – более 1100 км и с запада на восток – более 1600 км. Причём хараппанцы очень активно расширяли сферы своего влияния на юг и восток. Поэтому уместно говорить о том, что в рамках хараппской цивилизации сосуществовало множество культур. Этнический состав хараппской культуры был очень разнообразным.

Хараппская цивилизация была весьма развитой. Самыми крупными городами этой культуры являются Хараппа, Мохенджо-Даро. Были и другие города, например, Калибанган, Долавир, Лотхал, Мергар, Чанху-Даро. В них проживало от 35 тыс. до 100 тыс. человек. Города отличались строгой планировкой, ориентированной на представления о сакральном мире. В данных городах функционировала система водоснабжения, города имели разные кварталы для жрецов, чиновников, торговцев и ремесленников. Почти все крупные города хараппской цивилизации делились на две части: цитадель, возвышающаяся над городом, и «нижний город». В цитадели находились городские власти, доступ к которым с «нижнего города» был ограничен. В цитадели располагались зернохранилище, водоём. Общая площадь цитадели в Мохенджо-Даро составляла 230 на 170 метров. Улицы хараппских городов были достаточно широкими – примерно 10 метров по ширине. В городах была развитая система канализации, работали бани.

Письменность хараппской культуры до сих пор вызывает много споров, а работы по дешифровке ещё не завершены. Знаки протоиндийской письменности могут быть сопоставлены с такой системой письма, как деванагари, письменностью древнеиндийской цивилизации, а также с брахми (древнейшей разновидностью индийского слогового письма). Обычно в хараппских поселениях текст наносили на керамические или металлические изделия. Очень много образцов хараппского письма (более 1 тыс.) найдено на различных печатях. В системе хараппского письма насчитывается более 400 знаков, которые писались справа налево Язык хараппской цивилизации являлся протодравийским.

Для хараппской культуры характерной особенностью было почитание животных, растений, рек. Многие индусские боги переняты из хараппской культуры. Так, на одной из найденных печатей изображено трёхликое божество, сидящее на низкой подставке, к которой как бы примыкают фигурки антилоп. На голове божества своеобразный головной убор в виде рогов. С обеих сторон от божества расположены какие-то дикие животные. Вполне возможно, что это божество является прототипом бога Шивы. В ранних индуистских текстах о Шиве говорится как о главе йогов, как о боге, носящем прическу в виде рога. Также при раскопках было обнаружено значительное число женских терракотовых фигурок, что, очевидно, свидетельствует о культе богини-матери.

За несколько веков до появления в долине реки Ганг арийцев хараппская цивилизация переживала серьёзный кризис, сопровождавшийся различными болезнями среди населения. Особенно была распространена малярия. Факт массового заболевания людей малярией подтверждается анализом костных останков жителей хараппских поселений. Возможно, значительную роль в упадке культуры сыграли и климатические изменения (вероятно, их причины связаны с изменением русла Ганга, частыми наводнениями, землетрясениями). Процесс гибели городов хараппской цивилизации занял несколько столетий. Причины упадка этой цивилизации по-прежнему вызывают множество споров. Известно, что города хараппской культуры постепенно беднели, приходили в упадок и разрушались. Первоначально в них практически исчезли власть и порядок. На запрещённых для строительства местах возводились небольшие хижины, прямо посреди улицы сооружались гончарные печи, улицы застраивались мелкими лавочками и прилавками, как бы мы сейчас сказали, торговыми точками или ларьками. Что же касается международных связей, то они оказались прерванными; цивилизация оказалась в стагнации и стала распадаться на локальные культуры.

Генезис древнеиндийской культуры.

Язык культуры и ведическая литература

В середине II тысячелетия до н. э. на территорию Индии проникли кочевые племена ариев. Само слово арий является производным от санскритского корня рь, или ри, – находящийся в движении пастух или хозяин стада. Первоначально арии жили в небольших укреплённых поселениях, которые невозможно назвать городами. Однако в последующем арийцы утвердились в данном регионе и основали настоящие города. Именно арийцы привнесли в Индию религию, называемую сейчас индуизмом. Индуизм зародился в районе междуречья рек Ганг и Джамна. По сути эта религия вобрала в себя религиозные представления как хараппской, так и арийской культур.

Примерно в V в. до н. э. индуизм в стране стал государственной религией. Сейчас почти 84% граждан Индии исповедуют индуизм. Очевидно то, что индийская культура развивалась под воздействием ряда факторов, среди которых первостепенную роль играет религиозный. Дать какую-либо исчерпывающую дефиницию понятию индуизм весьма сложно. Известный индийский мыслитель XX века Шри Ауробинто Гхош полагал, что индуизм – это «поддержание гармонии между духом, умом и телом». Однако другой авторитетный исследователь и мыслитель Арвинд Шарма после тщетных попыток найти правильное определение индуизма, ответил весьма лаконично и ясно: «Индуизм – это религия, которую исповедуют индусы».

Основные доктринальные положения индуизма заложены в священных книгах Ведах. Само слово Веды буквально означает ведение, знание и связывается с понятием священного знания. Вопрос об этимологии самого слова Веды вызывает много споров. Существует точка зрения, согласно которой слово веды взаимосвязано с русским словом ведать, или знать. В Ведах основной акцент делался на ритуальной стороне религии и на связи ритуала с душой, её состояниями и возможностями. Несмотря на то, что Веды часто называют Писанием, они по сути, как считают индийцы, являются воспринятыми на слух. Данное убеждение призвано подчеркнуть божественное происхождение Вед, содержание которых было услышано людьми и записано в книгах. Люди, которые смогли услышать божественные откровения, назывались риши. Авторитет Вед незыблем по сей день. Так, в 1995 году Верховный Суд Индии, характеризуя правовое определение индуизма, назвал Веды «единственным фундаментом индусской философии».

Писались Веды с XVI по VI вв. до н. э. на санскрите. Язык этот принесён в Индию племенами ариев. Само слово санскрит буквально означает «обработанный», «грамматически правильный», «литературный». Древнейший трактат по санскриту – Нирукта – приписывается Яске, жившему примерно в VI веке до н. э. В IV веке до н. э. появилась грамматика Панини, называемая «Восьмикнижие». В обозримой истории человечества «Восьмикнижие» является первым учебником по грамматике. В этом трактате содержится более 4 тыс. грамматических правил, изложенных в форме кратких афоризмов, а поэтому очень трудных для понимания без комментариев. Грамматика ориентирована не на ведический санскрит, а на язык брахманов (классический санскрит) Северо-Западной Индии. С этого момента санскрит принял свою классическую форму. В разные исторические периоды для записи санскрита применялись различные алфавиты, однако наиболее часто применяемым алфавитом был и остаётся деванагари (deva – бог, nagari – городская). Слово деванагари означает письменность, используемую в «городах полубогов». Алфавит деванагари состоит из сорока восьми букв: тринадцати гласных и тридцати пяти согласных. Однако количество букв в деванагари может быть и несколько другим. Деванагари является основой для записи текстов не только на санскрите, но и на хинди. Текст на языке хинди, записанный на основе деванагари, выглядит так (фрагмент из индийской сказки «Клевер маленькой птички»):

चतुर चिड़िया – клевер маленькой птички

एक चिड़िया थी | उसका नाम चींची था | एक दिन की बात है | चीची चिड़िया गाय के पास बैठी थी | वह दाने चुग-चुग कर खा रही थी | गाय ने गोबर किया | चिड़िया गोबर में दब गई | वह उड़ न सकी

Способ обучения санскриту составляет часть культуры и является весьма сложным, представляя собой средство для вживания в саму культуру. Один из основных элементов этого обучения заключается в выучивании наизусть словаря санскритских синонимов. Такое обучение начинается с детского возраста, когда память, еще ничем не обременённая, особенно свежа. Это выучивание, являясь известным педагогическим приемом, раскрывает перед учеником тысячи слов-терминов, большую часть того непростого и богатого культурного мира, к которому он приобщается; он как бы сразу получает некоторое энциклопедическое образование. Благодаря такому обучению память человека развивается особенно интенсивно, и индиец, прошедший этот этап обучения, знает целые книги наизусть, причем знает их так, что может начать их цитирование с любого места. После овладения грамматикой и словарем начинается чтение самих книг с подробными толкованиями учителя. Все это является, однако, лишь общей подготовкой, теми элементами общего образования, с которыми индиец вступает в культурную жизнь; через известное время начинается специализация, выбирается та или другая дисциплина или несколько дисциплин, смотря по способностям и усидчивости слушателя.

Надо отметить, что у индуистов нет канонического списка священных текстов, поэтому Веды лишь формально пользуются наибольшим авторитетом. Однако неизменно важнейшее место отводится наидревнейшей Веде – «Ригведе», в которую включены гимны, молитвенные песнопения многим божествам индоарийского пантеона. «Ригведа» создавалась в период с XVI по X вв. до н.э. Достаточно широко известны ещё две Веды – это «Самаведа» (Веда мелодий) и «Яджурведа» (Веда ритуала). Часто в Веды включаются не только тексты брахман, но и комментирующие их сутры, а также упанишады. К Ведам относят часто и эпические произведения, такие как «Махабхарата» и «Рамаяна», однако данные произведения носят более литературно-исторический характер. Жанр, в котором написаны эти тексты, называется итихаса, то есть так и было. Такой жанр подчёркивает то, что события, описываемые с его помощью, повествуют о правдивых событиях глубокой старины.

Выделим основные черты Вед:

  1. Видение в человеке божественного потенциала.

  2. Благожелательное отношение богов к человеку.

  3. Либеральное отношение к иным воззрениям и учениям о мире.

  4. Нет развитого понятия личности.

Считается, что незнание Вед приводит к состоянию авидьи (с санскритского и однокоренного слова языка пали – незнание, неведение). Авидья рассматривается как незнание собственной экзистенциальной природы и цели своей жизни. В брахманизме авидья связывается с самоотождествлением человека с тем, что ему по природе чужеродно. Человек в состоянии авидьи лишён возможности целостно видеть системы, функционирующие в мире; мировоззрение индивида в этом случае разорвано, фрагментарно.

Особенно важным понятием в индуизме является религиозно-философское понятие Брахман (в индоевропейском языке и в санскрите является существительным среднего рода и буквально с индоевропейского языка обозначает то, что расширяется, или вздувается) – это Высшая Реальность, сила, организующая и упорядочивающая устройство мира. Слово Брахман связано с авестийским словом барзсман и санскритским баршис, употребляемые в значении связка травы, подстилка для жертвоприношений. Такая этимология слова указывает на связь понятия Брахмана с идеей опоры. Также понятие Брахман включает в себя rita – идею правильного хода небесных тел, противостоящая хаосу. По существу сущность Брахмана выразить в словах невозможно, но если попытаться дать ему условное определение, то можно сказать так: это всеобщая душа (мировой дух) обитает во всём и всем руководит изнутри. Что же касается понятия атман (дословно означает дыхание), то считается, что атман (символ индивидуального бытия, субъективного начала сознания) – это самостоятельная субстанция, совершенно отличная от ума и тела, приобщающая атрибуты сознания в ходе установления связи с каким-либо объектом посредством чувств. Атман потенциально неразрывен с Брахманом и по сущности однороден с ним. Эта идея наиболее полно представлена в той части Вед, которые получили название Упанишад, что буквально означает сидеть около, то есть рядом с учителем или богом, получая от него тайное знание. По форме Упанишады представляют собой диалог учителя или бога с учеником. В Упанишадах идея тождества субъекта и объекта, атмана и Брахмана выражена в таком изречении: «Ты есть то», или «Ты – одно с тем» (на санскрите тат твам аси). Единство природы Брахмана и атмана часто обозначается словом сатиям – истина или словом джалан – всё это.

Говоря о богах индуизма, следует заметить, что по индусской традиции существует 33 млн. богов. Точное же число не знает никто. Наиболее важные среди богов такие: Брахма, Вишну и Шива. Часто указывается на то, что Брахма является творцом, лучше сказать, организатором мира; Вишну – его хранителем. Шива разрушает мир, демонстрируя божественное могущество. Таким образом, все эти три бога считаются проявлением единой божественной сути, но с различными сферами деятельности. Брахма выражает идею мудрости, Вишну – идею любви, а Шива символизирует силу. Тем не менее индуизм не однороден, что предопределяет разные роли богов этой триады. Так, в вишнуизме трансцендентным творцом (организатором) мира является Вишну, а Брахма и Шива лишь исполняют его волю. Соответственно, в шиваизме всё обстоит с точностью наоборот: Шива всесильный, вездесущий Бог, а Вишну и Брахме отводятся вторые роли. Монотеистическое почитание Брахмы в индуизме отсутствует.

Богатая интерпретация ролей индусских богов часто объясняется этническими особенностями каких-либо социальных групп, историческими условиями укоренения того или иного культа. Например, центральный бог брахманизма – Брахма – проистекает от бога Праджапати (господин творения), который был одним из богов, стоящих у истоков организации мира. Однако постепенно он начал восприниматься как жрец богов, поэтому он стал именоваться Брахмой. Другой бог, Вишну, в древности не пользовался большим почитанием и рассматривался как помощник Индру. Тем не менее со временем он стал осмысливаться как помощник и всесильный покровитель «царя богов». Бог Шива изначально, как положительный персонаж, был чужд брахманизму. Однако он вжился в индуизм и стал его неотъемлемой частью. Поклонение Шиве включало приношение жертв как в смысле слова жертвования своей душой, своей радостью, счастьем во время оргиастических обрядов, так и в смысле слова жертвования своей жизнью во время кровавых обрядов. В демонических культах, описанных в некоторых Ведах, подчёркнуто явное преклонение перед Рудрой – прообразом Шивы.

В целом, согласно «Ригведе» боги делятся на дэвов – разрушающих, подчас аморальных демонов, и асуров – божеств, которые борются с дэвами. Понятие «асура» происходит от санскритского «асу» – дыхание, жизнь. Например, к асурам относятся, например, Варуна (бог Мирового океана) и Митра (бог договора и справедливости), культы которых известны и в иных религиозных традициях. В «Ригведе» эти боги относятся к асурам. Однако со временем культ Варуны исчезает, а Митра начинает пониматься как злобный дэв. Такая распространённая смена ролей и ассоциаций порождает множество различных интерпретаций моральных или аморальных сторон тех или иных божеств; в таком смешении сущности богов сложно выработать чёткие нравственные ориентиры, а доброе легко уничижается, дискредитируется или подменяется злым. Если в первых книгах «Ригведы» асуры олицетворяют божественное, небесное начало то в последней книге «Ригведы» появляется противопоставление богов-дэвов и демонов-асуров. Это даёт осно­вание толковать этимологию слова «асуры» как «не­боги» («а» – это отрицательная приставка в санскрите).

В VI-V веках до н. э. складываются школы, оппозиционные брахманизму, в результате чего оформляются два течения в философской мысли древней Индии: ортодоксальные школы, то есть поддерживающие авторитет Вед, и неортодоксальные школы, то есть опровергающие авторитет Вед. Ортодоксальные школы, в отличие от неортодоксальных, как правило, признавали идею бога-творца. Возможно, исключение составляет санкхъя. К ортодоксальным школам относятся: ньяя, вайшешика, санкхъя, йога, миманса, веданта. Неортодоксальными школами являются чарвака-локаята, джайнизм, буддизм. Все эти школы обращены к идее освобождения из сансары индивидуального атмана и его слияния с Брахманом.

studfiles.net

Культура Индии

Многообразна, самобытна и уникальна культура Индии. Складываясь на протяжении нескольких тысяч лет, она впитала в себя разнообразные философские мировоззрения, религиозные взгляды, традиции и обычаи разных народов, проживавших на ее территории.

Следует отметить, что культура Индии не однородна. Она целиком зависит от разнообразных районов страны, тяготеющих еще с древних времен к собственному укладу жизни, верованиям и обычаям. Однако имеются и общие черты, позволяющие рассматривать культуру Индии в целом.

Религиозная система является прародительницей многогранного индийского эпоса, в котором довольно подробно описаны разносторонние деяния богов и членов их семей. Эти сказания и явились основой духовной жизни индийского народа. На их основе возникают философские учения, боевые искусства и медицинские традиции.

Первыми зданиями, появившимися на территории Индийского государства, были святилища, или храмы. Зодчие долгое время не знали себе равных по качеству и мастерству работ, благодаря этому большое влияние на архитектуру соседних стран оказывала именно Индия.

Культура этой страны отличается некоторым достижениями в различных областях. Искусство Индии связано с основными религиями, получившими здесь широкое распространение. Это буддизм, индуизм и джайнизм.

Художественная культура

Художественная культура Индии представлена древними памятниками. Самыми известными из них являются настенные росписи в пещере Аджанты. Стены и потолки этого буддийского комплекса, состоящего из 29 пещер, покрывают живописные сюжеты, описывающие жизнь Будды, бытовые сцены и мифологические сюжеты. Благодаря тому, что индийцам были известны секреты стойкости красок, рисунки в храме сохранились идеально.

Культура Индии неразрывно связана с книжной миниатюрой. В придворных мастерских индийские и персидские мастера, занимающиеся иллюстрированием рукописей, создавали свои творения – миниатюрные картины. На них были изображены реальные люди, явления природы и разнообразные предметы. Художники не стремятся к декоративности в изобразительном искусстве, в центре их внимания объемные формы и естественный цвет объекта.

Архитектура

В древности большая часть сооружений возводилась из дерева. Именно по этой причине они не сохранились.

Начиная с 1 в. до н.э. появляются пещерные храмы, или чайтьи. Увидеть их можно, главным образом, в горных районах страны. Они представляют собой пещерные храмы с колоннами, капителью и огромным подковообразным окном - главным источником света. Одним из древнейших памятников архитектуры, выполненном из камня, является ограда ступы в городе Санчи.

Кирпичные дома возводились в районах, где вероятность наводнения напрочь отсутствовала, так как кирпич, используемый в то время, довольно быстро размокал в воде.

Скульптура

Большая часть образцов этого вида искусства носит религиозный характер. Культура Индии, и искусство скульптуры в частности, достигла огромных высот, существовали даже определенные руководства и правила по изготовлению скульптур. В 1-5 вв. появляются изменения в изображении Будды. Его обрисовывают в облике человека, а не в виде определенных символов.

Музыка и театр

В честь богов в Индии периодически проводились различные фестивали, в которых основное внимание уделялось танцам и песням. Религиозные шествия занимали незначительную часть времени. Основным элементом таких празднеств были театрализованные представления. В церемонии обязательно принимали участие профессиональные актеры, борцы, фокусники, канатоходцы и музыканты.

На севере страны сохранился театр (лила). Его артисты предстают перед зрителями в красочных костюмах и масках. Декорации здесь вовсе отсутствуют, а смена костюмов и грима происходит на глазах у зрителей.

fb.ru

Культура Древней Индии | История. Реферат, доклад, сообщение, краткое содержание, лекция, шпаргалка, конспект, ГДЗ, тест

Раздел:

Древняя Индия

Брахманизм и буддизм в значительной мере пов­лияли на всю культуру Индии. Священные книги — эпические произведения «Махабхарата» и «Рамая­на», а также «Бхагават-Гита», — это великие поэмы о деяниях богов и их борьбе со злом. Поэма «Махабхарата» — сборник древних индийских сказок, сказаний и религиозных текстов. Её основная идея — борьба ца­рей за власть с помощью богов. «Рамаяна» — эпичес­кое произведение о приключениях царевича Рамы и его жены Ситы.

Письменность индийцев происходит от финикий­ской, древнейший её вид — санскрит. Ею владели жре­цы и другие образованные люди Первоначальная форма его забыта. Высокого уровня развития достигла скульптура. Статуи ца­рей, воинов, героев и героинь мифов, священных львов и сегодня украшают ру­ины древних городов. Фигуры четырёх львов на каменной колонне царя Ашоки украшают герб Республики Индия.

Герой «Рамаяны». Современная маска

Народы Индии значительно опередили соседние народы в развитии математи­ческих знаний. Именно они ввели в обращение десятичную систему счёта и поня­тие «пустоты» — «нуль». Мы используем арабские цифры от 1 до 9, а на самом де­ле арабы позаимствовали их у индийцев. Игра в шахматы появилась тоже в Индии.

Индийские астрономы на много столетий опередили европейцев: изучили строение Солнечной системы, знали, что Земля имеет форму шара и вращается вокруг своей оси.

Мастерство ремесленников и ювелиров славились далеко за пределами Индии. Торговые караваны с тканями, посудой и оружием шли до Средиземноморья.

Культура индийского народа — значительный вклад в развитие мировой культуры. Материал с сайта http://worldofschool.ru

Рельефные и скульптурные украшения храма
Рама и Лакшмана герои поэмы «Рамаяна»
На этой странице материал по темам:
  • Краткое сообщение о развитии индийской культуры

  • История краткое содержание древняя индия

  • Сообщение на тему древняя индия

  • Доклад o древней индии

  • Искусство древней индии краткое содержание

Вопросы по этому материалу:
  • Какие достижения древнеиндийской культуры в науке и литературе известны вам? 

worldofschool.ru

Культура Древней Индии — Культурология

Религия Древней Индии кратко

В древнейшие времена индийцы поклонялись силам природы, от которых зависела их производственная деятельность. Бог Индра был благодетельным божеством, подателем дождя, борцом с духами засухи и грозным богом бури, вооруженным молнией.

Бог солнца Сурия, по представлению древних индийцев, каждое утро выезжал на золотой колеснице, запряженной огненно- рыжими конями. Богам приносили жертвы, молились им. Считалось, что боги не могут отказать человеку в просьбе, если она сопровождалась правильно произнесенными заклинаниями и правильно выполненным жертвоприношением.

В эпоху образования классового общества и государства боги природы превращаются в богов — покровителей государства и царской власти. Бог Индра превратился в покровителя царя, в божество грозной войны.

Со временем, в древней Индии складывается особая жреческая религиозная система — брахманизм. Жрецы-брахманы считали себя единственными знатоками и хранителями священного знания. Они объявили себя лучшими из людей божествами в облике человека. В период распространения брахманизма богам приносили обильные жертвы. Выгоду от этого получали жрецы-брахманы. Брахманизм освящал рабовладельческое государство, как якобы установленное самими богами, укреплял выгодную рабовладельцам кастовую систему.

Против кастовой системы и поддерживавшего ее брахманизма в Древней Индии возникло движение протеста. Оно нашло выражение и в новой религии — буддизме. Первоначально буддизм выступил против кастового деления. Приверженцы новой религии учили, что все люди должны быть равны независимо от того, к какой касте они принадлежат. В то же самое время последователи буддизма не боролись против кастовой системы и общественной несправедливости, так как буддизм проповедовал отказ от всякой борьбы. Буддизм получил широкое

распространение в Индии в середине первого тысячелетия до н. э. Из Индии он перешел в соседние страны и является в настоящее время одной из наиболее распространенных религий Востока.

Письменность и литература (краткое содержание)

Крупнейшим культурным достижением древних индийцев было создание алфавитного письма из содержащего 50 знаков. Эти знаки обозначали отдельные гласные и согласные звуки, а также слоги. Индийское письмо гораздо проще египетских иероглифов и вавилонской клинописи. Правила письма излагались в особых учебниках грамматики, созданных в V в. до н. э. индийским ученым Панини.

Грамота в древней Индии была доступна главным образом брахманам. Они записали в своих законах, что бог Брахма создал индийское письмо и только брахманам разрешил им пользоваться.

Уже в XI—X вв. до и. э. индийские певцы исполняли гимны богам. Сборники этих гимнов называются Ведами. Они были впоследствии записаны и стали памятниками литературы. Веды знакомят нас с древнейшими религиозными верованиями индийцев. Они содержат множество легенд, легших в основу произведений художественной литературы.

В прекрасных поэмах «Махабхара- та» и «Рамаяна» содержится информация о подвигах древних царей и героев, об их походах и завоеваниях, о войнах между индийскими племенами.

Индийцы создали множество сказок, в которых отразилось отношение народа к угнетателям. В сказках цари выведены безрассудными, жрецы — глупыми и жадными, а простые люди — смелыми и находчивыми.

В одной из индийских сказок говорится о купце, жалевшем деньги на корм для своего осла. Купец надевал на своего осла львиную шкуру и пускал его пастись на поля бедняков. Сторожа и земледельцы в ужасе разбегались, думая, что видят льва, и осел наедался досыта. Но однажды осел закричал. Жители деревни узнали осла по голосу и забили его палками. Так был наказан купец, привыкший обманывать людей и наживаться за их счет.

Многие индийские сказки были еще в древности переведены на китайский, тибетский и другие языки народов Востока. Они живут и по сей день, свидетельствуя о таланте и мудрости их создателя—: великого индийского народа.

Научные знания (кратко)

Больших успехов достигли древние индийцы в математике. Около V в. они создали цифры, которые мы называем «арабскими». На самом деле арабы лишь передали в Европу цифры, с которыми познакомились в Индии. Среди цифр, написание которых было дано индийцами, имелась цифра «О» (ноль). Она облегчила счет, позволив считать десятками, сотнями, тысячами с помощью одних и тех же десяти цифр

Древним индийцам было известно, что Земля имеет форму шара и что она вращается вокруг своей оси. Индийцы совершали путешествия в далекие страны. Это способствовало развитию географических знаний.

Индийские агрономы, опираясь на многовековой опыт земледельцев, выработали правила обработки почвы, севооборота, внесения удобрений, ухода за посевами.

Высокого развития достигла в Индии медицина. Индийские врачи имели разные специальности (внутренние болезни, хирургия, глазные и др.). Им были известны желтуха, ревматизм и другие болезни, а также способы их лечения. Они умели изготавливать лекарства из целебных трав и солей, производить сложные операции. Появились первые медицинские труды.

В Индии были изобретены шахматы, являющиеся в настоящее время любимой игрой миллионов людей разных стран, в частности нашей страны. Индийцы называли шахматы «чатуранга», т. е. «четыре рода войск».

Художественная культура Древней Индии

Большое место в художественной культуре Древней Индии занимала музыка. Театр выражал единство пения, музыки, танца. . На основе народных и культовых образов в Древней Индии сложилась драматургия. Ее родоначальник — танцевальная пантомима, сопровождаемая комментарием; позже заговорили и актеры.

Совершенства достигло древнеиндийское изобразительное искусство (ваяние, художественные ремесла, фресковая живопись), а также зодчество. Ему присущи богатство и пластическая выразительность образов, смелость творческой фантазии, мастерство передачи движений и чувств.

ifreestore.net