«Сидящий писец Каи». 2620 - 2350 г. г. до н. э. крашеный известняк, высота 53см Лувр.
В 1850 году служащий Лувра Франсуа Огюст Фердинан Мариет по поручению директора музея был отправлен в Египет за коптскими рукописями, которые в результате обмана так ему и не достались. Однажды у Большой ступенчатой пирамиды в Саккаре Мариет заметил торчащую из песка голову Сфинкса. Обладая недюжинными организаторскими способностями и неуёмной энергией, молодой человек, влюблённый в культуру Древнего Египта, решил провести самостоятельные раскопки. Мариет купил несколько мулов, нанял рабочих и приступил к поискам. Вскоре была обнаружена аллея сфинксов, в которой насчитывалось около 100 статуй. А 19 ноября 1850 при раскопках мастабы Каи (гробницы Раннего и Древнего царств, имеющею форму усечённой пирамиды) к северу от Аллеи сфинксов была обнаружена небольшая скульптура, изготовленная из известняка и окрашенная охрой, сидящего писца со скрещёнными ногами.
В древнем Египте профессия писца была весьма уважаема. Находясь на службе у фараона, они следили за количеством собранного урожая для подсчёта налогов, продуктовыми запасами на складах, составляли юридические документы, при храмах переписывали тексты.
Скульптура, найденная в мастабе, является не просто портретом, вероятно, какие-то черты и имели сходство. Ценность скульптуры не в этом. Великому Мастеру, изготовившему её, удалось создать символ человеческой мудрости, накапливающей и сохраняющей опыт и знания нашей общей цивилизации. Широко раскрытые глаза писца всматриваются вверх. Из верхнего свода, где обитают высшие силы, черпает он свои познания. Его большие уши, как локаторы, готовы уловить ниспосланные повеления. Узкие губы похожи на заточенный тростник, служащий для письма. В правой кисти руки, между большим и указательным пальцами, есть отверстие, куда вероятно когда-то была вставлена тростинка, при помощи которой на папирус переносились полученные знания. Эти знания наполняют его сидящую фигуру жизненными соками, от которых, как зрелый плод, разбухает тело, а скрещенные ноги напоминают руки, обхватывающие накопленное, предохраняющие и защищающие от воздействия враждебных сил.
Мариет, получив от Египетских властей должность смотрителя древностей, первым в истории осуществил раскопки в Карнаке, Абидосе, Дейр-эль-Бахри, Танисе и Гебель-Баркале. Он основал Египетский музей в Каире и добился ограничений на сбыт и вывоз из страны древних артифактов. За свои заслуги Мариет, получил членства в европейских академиях, был произведён в ранги паши и бея.. В январе 1881 года согласно завещанию был похоронен в саркофаге во дворе основанного им музея.
"Стань писцом!" - школа в Древнем Египте. - Сергей Алданов
Писец - привилегированная профессия в Древнем Египте.И вообще образование здесь - очень престижно.
"Сделайся писцом! Он освобожден от повинностей, он охранен от всяких работ, он удален от мотыки и кирки. Ты не будешь носить корзину, избавит это тебя от [доли] гребущего веслом. Он удален от тягот. Ты не будешь под многими господами, под многочисленными начальниками. Из всех дел и обязанностей — писец первый.Писец — это тот, кто облагает Верхний и Нижний Египет; он — тот, кто получает [подати] от них; он — тот, кто исчисляет [имущество] всякого. Все солдаты подчинены [ему]. Он — тот, кто вводит серов в Присутствие и направляет каждого человека к ногам его (т. е. царя). Он — тот, кто повелевает всей земле целиком; все ценности под началом его.Сделайся писцом! Гладки его члены, и станут твои руки мягкими. Когда ты выходишь, ты разодет, тебя возвеличивают, тебя вопрошают придворные. Когда ищут умелого, — находят тебя. Ничего не знающие ищут ученого. Он [же] возвышается вплоть до получения им [звания] сера, восхваляемый за свое прекрасное поведение.. Глава стражи документов сокровищницы фараона Амо-неминт говорит писцу Пентауру: «Когда будет принесено тебе это письмо, — знай! Сделайся писцом! Он освобожден от повинностей, он охранен от всяких работ..."
Престижно, вплоть до равенства с фараоном.
Например, сын фараона Хеопса и брат фараона Джедефры Джежефхор был прославленным писцом, которого поминают более, чем 500 лет спустя в тексте Среднего царства.Писец, врач, инженер Имхотеп, строитель первой пирамиды, был обожествлен.
Надо полагать, что к этому моменту уже существуют определенные школы - профессия чиновника-организатора уже весьма распространена.
"Школы в Древнем Египте существовали, по-видимому, при храмах, дворцах царей и вельмож. Обучали в них Детей с 5 лет. Сначала ученик должен был научиться красиво и правильно писать, читать; затем — составлять деловые бумаги, соблюдая соответствующую стилистику. В отдельных школах, кроме того, обучали математике, географии, учили астрономии, медицине, языкам других народов.
Чтобы научиться считать, ученику следовало запомнить свыше 700 иероглифов, иметь представление об отличиях между беглым, упрощенным и классическими способами написания иероглифов. Не меньшего труда стоило научиться писать. Вот что говорил жрец своему ученику в этой связи: «Люби писание и ненавидь пляски. Целый день пиши твоими пальцами и читай ночью». В итоге своих занятий ученик должен был овладеть двумя стилями письма: деловым — для светских нужд, а также уставным, на котором писали религиозные тексты".
Рекомендация ученику: - из тех рукописей, что переписывали ученики школы времен Среднего царства (Иератические папирусы времени XIX—XX династий, Британские музей)
«Вставай на твое место! Книги уже лежат перед твоими товарищами. Читай прилежно книгу. Не проводи дня праздно, иначе горе твоему телу. Пиши твоей рукой, читай твоим ртом, спрашивай совета того, кто знает больше тебя. Не проводи дни праздно, иначе побьют тебя, ибо ухо мальчика на его спине, и он слушает, когда его бьют.Не будь человеком без разума, не имеющим . воспитания! И ночью тебя учат, и днем тебя воспитывают, но ты не слушаешь никаких наставлений и делаешь то, что задумал. И львов обучают, и лошадей укрощают, - и только ты! Не знают подобного тебе во всей стране. Заметь это себе!Мне говорят, что ты забрасываешь ученье, ты предаешься удовольствиям, ты бродишь из улицы в улицу, где пахнет пивом. А пиво совращает твою душу. Ты похож на молельню без бога, на дом без хлеба. Тебя учат петь под флейту. Ты сидишь перед девушкой и ты умащен благовониями. Твой венок из цветов висит на твоей шее. Я свяжу твои ноги, если ты будешь бродить по улицам, и ты будешь избит гиппопотамовой плетью».
Ученик, похоже, имеет на благовония, цветы, флейту - и только гиппопотамовая плеть вернет его наукам.
Доска для письма, 11-ая династия.Writing board of an apprentice scribe, Dynasty 11 or earlier (ca. 2030 B.C.)Egyptian; Provenance unknownWhitewashed wood and ink; H. 8 5/8 in. (22 cm)Gift of Edward S. Harkness, 1928 (28.9.5)
фото расчерченной ученической доски - рисование по элементам и умение разбить рисунок на квардраты для копирования.
Но помимо практической стороны дела - свободы писцца от тяжелого труда и податей, есть и духовная сторона -
Прославление писцов
Мудрые писцыВремен преемников самих богов,Предрекавшие будущее,Их имена сохранятся навеки.Они ушли, завершив свое время,Позабыты все их близкие.Они не строили себе пирамид из медиИ надгробий из бронзы.Не оставили после себя наследников,Детей, сохранивших их имена.Но они оставили свое наследство в писаниях,В поучениях, сделанных ими.Писания становились их жрецами,А палетка для письма — их сыном.Их пирамиды — книги поучений,Их дитя — тростниковое перо,Их супруга — поверхность камня,И большие и малые —Все их дети,Потому что писец — их глава.Построены были двери и дома, но они разрушились,Жрецы заупокойных служб исчезли,Их памятники покрылись грязью,Гробницы их забыты.Но имена их произносят, читая эти книги,Написанные, пока они жили,И память о том, кто написал их,Вечна.Стань писцом, заключи это в своем сердце,Чтобы имя твое стало таким же.Книга лучше расписного надгробьяИ прочной стены.Написанное в книге возводит дома и пирамиды в сердцах тех,Кто повторяет имена писцов,Чтобы на устах была истина,Человек угасает, тело его становится прахом,Все близкие его исчезают с земли,Но писания заставляют вспоминать егоУстами тех, кто передает это в уста других..Книга нужнее построенного дома,Лучше гробниц на Западе,Лучше роскошного дворца,Лучше памятника в храме.Есть ли где‑нибудь кто‑то, подобный Джедефхору?Есть ли кто‑то, подобный Имхотепу?Нет среди нас такого, как НефриИ Хетти, первого из всех.Я напомню тебе имя ПтахемджхутиИ Хахеперра‑сенебаЕсть ли кто‑нибудь, подобный ПтахотепуИли Каресу?Мудрецы, предрекавшие будущее,—Вышло так, как говорили их уста.Это написано в их книгах,Это существует в виде изречения.Их наследники — дети разных людей,Как будто все они — их собственные дети.Они скрыли свое волшебство от людей,Но их читают в наставлениях.Они ушли,Имена их исчезли вместе с ними,Но писания заставляютВспомнить их.
(Текст времен Среднего Царства 20-18 вв до н,э., перевод Анны Ахматовой)
aldanov.livejournal.com
Кто такие писцы в древнем Египте? — prg-rb
Кто такие писцы в древнем Египте?
Писали они
Древнеегипетский писец это человек, специально обученный искусству письма на языке иероглифов, а также иератическому и, начиная со второй половины первого тысячелетия, демотическому письму, а также арифметике. Писцами почти всегда были мужчины, принадлежащие той части общества, которую сейчас мы бы назвали зажиточным средним классом. Основой их деятельности была бюрократия при дворе фараонов, ведение дел в армии и храмах. Работа писцов передавалась по наследству, сыновья изначально воспитывались с расчетом на то, что после нескольких лет обучения в школах займут место отца.
Писец (или писарь) человек, который профессионально занимается переписыванием книг и документов от руки.
люди, переписывавшие налоги
Эта социальная прослойка играла огромную роль в египетском обществе и являлась главной общественной группой, сохранявшей и передававшей египетскую культуру, группой интеллектуалов , как выражаются современные социологи. Следя за тем, чтобы все винтики и колесики социального механизма крутились слаженно , все учитывая, рассчитывая и контролируя, писцы одновременно занимались переписыванием, исправлением и сохранением магических, религиозных, протолитературных текстов.
Во времена Древнего царства особых школ писцов не существовало и передача знаний происходила, видимо, по наследственной линии от отца к сыну. Естественно, сын не всегда был способен воспринять знания отца, и часто хранители традиции брали к себе учеников, становившихся затем их помощниками, а потом и просто сменявших их в должности. Интересно, что этих учеников писцы также называли сыновьями .
Можно предположить, что деятельность писцов была в определенной степени дифференцирована и писцы различались как по социальному статусу, так и по виду выполняемой деятельности. В эпоху Среднего и особенно Нового царства при заупокойных храмах появляются так называемые дома жизни, некоторый аналог шумеро-вавилонской э-дубы , только ориентированный, естественно, на проблематику египетской культуры. По сведениям источников, здесь составлялись и переписывались тексты заупокойного культа, религиозного и магического содержания (по утверждениям некоторых исследователей, Тексты саркофагов и Книга мертвых были продукцией дома жизни) , медицинские, астрономические тексты, составлялись важные в политическом отношении надписи и титулатура царей. Дома жизни , видимо, являлись одним из главных источников хранения древнеегипетской культурной традиции.
это такие люди которые переписывают налоги, важные документы
Это сборщики налогов.
Внимание, только СЕГОДНЯ!
prg-rb.ru
1.1 Роль писцов в развитии бухгалтерского учёта в древнем Египте. Учет в древнем Египте
Похожие главы из других работ:
Анализ и аудит финансовой отчетности предприятия
II. Анализ финансовой отчетности и его роль в развитии экономики предприятий Республики Узбекистан
...
Аудит в системе финансового контроля Российской Федерации
2.2 Бизнес. Роль аудита в развитии бизнеса
Историческими предпосылками бизнеса являются множество видов получения дохода в торговле, финансах, производстве. Изначальные исторические корни обнаруживаются из экономики, в тот момент...
Бухгалтерская (финансовая) отчетность на примере ЗАО "ЛОГИКА"
1.1 Роль международных стандартов финансовой отчетности в развитии учета
Система бухгалтерского учета представляет собой важнейший элемент инфраструктуры рыночной экономики, связывающий воедино как частные, так и государственные организации...
Бухгалтерское дело
4. Роль бухгалтера в развитии бизнеса.
...
Исследование концепции бухгалтерского учета по международным и российским стандартам
Глава 1. Международные стандарты финансовой отчётности и их роль в развитии бухгалтерского учёта в Российской Федерации
...
История бухгалтерского учета
3. Значение «Трактата о счетах и записях» в развитии бухгалтерского учета»
Следует отметить шесть главных моментов, которые он привнес в бухгалтерский учет: 1. Теоретическое истолкование двойной записи. Пачоли первым попытался объяснить такие понятия, как дебет и кредит, хотя он и не употребляет этих терминов...
Проблемы и перспективы автоматизации бухгалтерского учета
2.1 Тенденции в развитии автоматизации бухгалтерского учета
Компьютерные методы обработки уже надежно вошли в технологию бухгалтерского учета и сейчас на белорусском рынке большую популярность завоевали такие программные продукты, как «1С-Бухгалтерия», «Анжелика», «Галактика»...
Проблемы совершенствования бухгалтерского учета, контроля и управления в современных условиях хозяйствования
1.1 Роль Л. Пачоли в развитии бухгалтерской науки
Известный философ Оскар Шпенглер считал, что современная цивилизация возникла благодаря усилиям трех великих людей - Христофора Колумба (1451-1506), Николая Коперника (1473-1543) и Луки Пачоли (1445-1517). По иронии судьбы все знают Колумба и Коперника...
Роль бухгалтерского учета в условиях инновационного развития экономики России
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ ПОВЫШЕНИЯ РОЛИ бухгалтерского учета в инновационном развитии РОССИИ
...
Учет банковских займов
Глава 1. Займы их роль в развитии общества
...
Учет в древнем Египте
1. Зарождение учета в древнем мире
Истоки современной бухгалтерии, берет начало в глубине веков. Возникла она в период палеолита, когда люди начали осознавать себя в обществе. Начав работать, у человека появляется необходимость вести хозяйственную деятельность...
Учет в древнем Египте
2. Организация государственного учёта в Древнем Египте
В Древнем Египте организация учета юридически не регулировалась, документы не были достаточным доказательством операции. Поэтому применялись устные показания свидетелей...
Учет и отчетность в фермерском хозяйстве (на примере К(Ф)Х "Параллель")
2.1. Роль учетно-финансовой работы в развитии крестьянских (фермерских) хозяйств
Статистические данные показывают, что наиболее активное развитие фермерских хозяйств в России пришлось на середину 1990-х годов. Если в 1991 г. их общее количество было равно 4,4 тыс.единиц, то в 1996-м - 280,1 тыс...
Учет инвестиции в Республике Казахстан
1.1 Инвестиции как экономическая категория и их роль в развитии макро - и микроэкономики
...
Учет расчетов с внебюджетными фондами
1.1 Роль внебюджетных фондов в экономическом и социальном развитии общества
Внебюджетный фонд -- фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование...
buh.bobrodobro.ru
Писец - это... Что такое Писец?
Это статья о чиновниках древних и средневековых государств. О полярной лисице см. Песец. Писарь XV века за работой
Писе́ц[1][2], пи́сарь — человек, который профессионально занимается переписыванием книг и документов от руки. Профессия писца, которая раньше была распространена в том или ином виде во всех имеющих письменность культурах, утратила свою значимость с развитием книгопечатания. Изначально писцы вели дела крупных землевладельцев, царей; вели хронику при храмах и городах, переписывали различные тексты включая священные писания. Позже из профессии писца развились такие сферы деятельности как журналистика, бухгалтерия, юриспруденция.
Древний Египет
Древнеегипетский писец — это человек специально обученный искусству письма на языке иероглифов, а также иератическому и, начиная со второй половины первого тысячелетия, демотическому письму, а также арифметике. Писцами почти всегда были мужчины принадлежащие той части общества, которую сейчас мы бы назвали зажиточным средним классом. Основой их деятельности была бюрократия при дворе фараонов, ведение дел в армии и храмах. Работа писцов передавалась по наследству, сыновья изначально воспитывались с расчетом на то, что после нескольких лет обучения в школах займут место отца.
Инструменты писца — кисточка и футляр для хранения красок
Собственно, большая часть информации про Древний Египет доступна нам только благодаря работе писцов: под их надзором происходило возведение различных монументов; ими тщательно записывались различные указы и экономические документы; многие истории, ходившие в устном виде среди низших классов египетского общества, рассказы иноземцев и странников дошли до нас только потому, что были записаны, часто случайно.
Профессия писца считалась престижной, они были частью двора фараонов и освобождались от уплаты налогов и службы в армии. Вместе с ремесленниками и художниками писцы принимали активное участие в украшении иероглифами усыпальниц, домов, реликвий, статуй, мебели.
Существовала даже отдельная богиня — Сешат, соответствующая профессии писцов.
Месопотамия
Письменность в древнем Междуречье возникла, судя по всему, из необходимости документировать различные торговые сделки. Фактически ранние образцы Месопотамской письменности — это длинные клинописные списки и таблицы нанесенные на глиняные таблички специально обученными арифметике и грамоте писцами. Чуть позже стали появляться записи различных астрономических наблюдений и даже литературные произведения. Например одно из известнейших — Эпос о Гильгамеше. Кроме глиняных табличек Месопотамские писцы активно использовали папирус.
Древний и современный Израиль
Древнейшим еврейским писцом считается сам пророк Моисей (XIV в. до н.э.), написавший 13 Свитков Торы. Заповеди пользоваться рукописными Свитками Торы, тефиллин и мезузами обеспечили непрерывное существование профессиональных переписчиков священных текстов иудаизма до наших дней. Во время Вавилонского пленения евреев, Иерусалимский Храм был разграблен и сожжён, вместе с ним погибли некоторые манускрипты. Приблизительно через 70 лет евреи, возглавляемые Ездрой-писцом, учёным человеком и первосвященником вернулись в Иерусалим. Ездрой был канонизирован свод правил для писарей, благодаря которому до нас доходят точные, практически идентичные тексты.
После завоевания и разграбления Иерусалима Римской Империей еврейские писцы, жившие в Европе, продолжали переписывать Танах пользуясь этими правилами. До 1947 года, самой старой копией Танаха была версия приблизительно 895 года н.э. Но в 1947 году бедуинским пастухом была обнаружена пещера с довольно большим количеством рукописей датируемых периодом от 250 г. до н. э. до 68 г до н. э. Поскольку манускрипты, содержащие имя Божье, не должны быть уничтожены, их всегда оставляли в различных «тайниках» либо могилах. Сравнение показывает, что копии, с разрывом около тысячелетия хоть и не безошибочные, но на удивление точные.
Профессия писца во все времена пользуется у евреев особым почётом.
Средние века
Рабочее место средневекового писца, Бельгия, музей Раверсейде
Профессия писарей бурно развивалась на протяжении Средневековья: с распространением христианства в Европе и ислама в Азии, с распространением ростовщичества, торгового и банковского дела спрос на писцов неизменно рос. В Европе писцами становились преимущественно монахи, первые скриптории появились в VI—VII веках на юге Италии, во Франции, в Ирландии, Испании. С развитием книгопечатания — профессия писца постепенно сошла на нет.
В казачьем войске одной из выборных должностей был войсковой писарь. Он избирался во время выборов вместе с войсковым атаманом Войсковым Кругом. Должность считалась очень почётной, так как на неё выбирали казака, из самых грамотных, умнейших казаков войска. Кроме войскового писаря, никто не имел права писать и посылать бумаг от войска с его подписью , он так же заведовал внутренними и внешними сношениями войска, был членом войскового правления и хранителем войсковой печати.
См. также
Примечания
↑ Русский орфографический словарь Российской академии наук.
↑ Большой толковый словарь русского языка., Гл. ред. С. А. Кузнецов., Первое издание: СПб.: Норинт, 1998
Ссылки
Литература
Р. Ю. Виппер — «История древнего мира»
Киселёва Л. И. О чём рассказывают средневековые рукописи. Л., 1978.