Культура древнего китая кратко. Реферат: Культура Древнего Китая
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

§4. Культура Древнего Китая. Культура древнего китая кратко


§4. Культура Древнего Китая

Китай относится к числу регионов земного шара, где происходило зарождение и становление человечества. В отличии от Индии – «царство» религии – Китай является страной «истории». Начиная с глубокой древности умелые и старательные грамотные китайские летописцы фиксировали на гадальных костях и панцирях черепах, бамбуковых планках и шелке, а затем и на бумаге все, что они видели и слышали, что происходило вокруг них и заслуживало упоминания. Отсюда – гигантское количество письменных источников и археологические данные. Китайская мудрость гласит: «не поняв того, что было, не поймешь того, что есть».

Канонизированы тексты древнекитайских мудрецов – Лао-цзы, Кун-цзы и других и связанные с этими учениями взгляды на мир, на человека, семью, общество и государство, а также вещи и явления, сыграли важную роль в истории и культуре народов Китая.

Для погружения в культуру Древнего Китая необходим кардиальный отказ от некоторых для европейской мысли установок.

Западная культура – это культура действия и активности, а восточная культура – культура созерцания. Для китайской культуры идея сходства гораздо важнее идеи различия. Космос для нее представляет собой единое, чрезвычайно чувствительное и хрупкое тело. Малейшая деформация природы приводит к нарушению гармонии целой системы. Для восточной культуры, в частности для китайской, крайне важна идея гармонии, взаимосвязи всех вещей и явлений, символического единства микро- и макромира, приводящая к наделению вселенной этическими категориями и проникновению космического круговорота в жизнь социума.

Китайская цивилизация – одна из древнейших в мире – насчитывает семь тысячелетий. Важнейшие периоды ее древней истории эта эпохи Шань-Инь, Иджоу (XIV-Vвв. до н. э.), период Джаньго (V-IIIвв. до н. э.), династии Цынь, Хань, Вэй и Ци (IIIв до н. э. –VIв.), Тан и Сун (VII-XIVвв.). Впервые города-государства с правителями-ванами появились уже в эпоху Шань-Инь. Эпоха Чжоу породила религиозное учение и божественном происхождении императорской власти; ван получал власть («Тян цзы») от высшего божество Неба и является его сыном («Тянь цзы»), земным воплощением и владыкой Поднебесной («Тян ся»). Двуединый культ Неба и Сына Неба был межэтническим и создал идеологическую основу для консолидации многочисленный племен в единое мощное государство.

В период Чжаньго выделяется династия Цинь, сыгравшая столь значительную роль в китайской истории, что этнонимом «циньцы» стали именоваться древние китайцы (отсюда лат. «Синэ», нем. «Хина», англ. «Чайна», араб. «Ссин»). Первая китайская империя Цинь просуществовала всего пятнадцать лет, но заложила прочную социально-экономическую основу следующей империи Хань, одной из самых могущественный в мире на протяжении последующих четырех веков. И поныне сами китайцы называют себя ханьцами.

Географическое положение, централизация государственной власти, длительный отрыв от других цивилизаций обусловили основной принцип развития китайской цивилизации – замкнутость культурного мира, в котором главную роль играли коренные традиции. Зримым воплощением этого принципа является Великая Китайская стена, заложенная Цинь Шихуанди («Первым императором Цинь»). За несколько веков строительства длина этой единственной в мире ограды вокруг целой страны достигла почти 5000 км при высоте 10 м и ширине 8 м. Массивные квадратные башни, поставленные через каждые 100-150 м отмечают изгибы этой гигантской стены-змеи, отделяющей мир китайской культуры от «северных варваров».

Для изучения истории и культуры Древнего Китая существуют чрезвычайно многочисленные, достоверные, датированные письменные памятники. Среди письменных источников большое значение имеют древнекитайские летописи, прежде всего летопись «Чуньцю», (VIII-V вв. до н. э.), авторство, которой традиция приписывает древнекитайскому философу Конфуцию и позднее возникла комментаторская литература – «Изочжуань» и т.д. Конфуцианская каноническая литература включала и другие древние тексты: «Ши-цзин» – «Книгу песен», в большинстве фольклорного происхождения, содержащий разнообразные материалы для характеристики многих важных сторон жизни древнекитайского общества; «И-цзин» - «Книгу перемен», описание обрядов и бытовых традиций и др. список таких материалов достаточно обширен.

Памятники древнекитайской письменности богаты содержанием о мифологии и религии китайцев. Среди космологических мифов трактующих о возникновении природы и человека из состояния первоначального хаоса представлены две основные концепции. Согласно первой из них, неодушевленные вещи и живые существа возникли в результате деления хаоса («дао») на два первоэлемента:

  • «Ян» - это небо, светлое, теплое, твердое, сладкое, начало и т. д.

  • «Инь» - это земля, темное, холодное, мягкое, горькое, конец и т. д.

«Ян» символизирует начало любого процесса, а «инь» завершение процесса. «Ян» и «инь» - две энегии во Вселенной, находящиеся в единстве, выражают противоположности. Согласно китайской мифологии о видах энергии, основу всего сущего от богов до бананов, скал, животного мира составляет «Ци». Первоначально иероглиф «Ци» означал воздух, дыхание, темп, позже его стали понимать как дух, структуру, жизненную силу, пневлу.

Квинтэссенцией древнекитайского «природоведения» явилось искусство Фэн-шуй – дословно переводится как «ветер» и «вода» и означает нечто, имеющему ко всему, что окружает нас. Фен-шуй – это искусство как попытка восстановить гармонию человека и его быта с окружающей природой.

Китайцы пользуют фен-шуй как путь, связывающий человеческую судьбу с судьбой природы с помощью размещения могил, зданий, мебели в таких местах, где, сточки зрения фен-шуй, космологически благоприятная окружающая среда. Чтобы сбалансировать окружающую среду и извлечь максимально благоприятную космическую энергию для жизни и деятельности человека, знатоки фен-шуй должны следовать законам «дао», т. е. концепциями «Ци», «Ян» и «Инь» для установления гармонии между природой и жизни и деятельности человека.

Цель фен-шуй – распознать земную «Ци», также как цель акупунктуры – распознать «Ци» человека. Специалист фен-шуй должен найти место, где «Ци» течет ровно и где «Инь» и «Ян» сбалансированы.

Возникшая в VIв. до н. э. новая философская система конфуцианства, с одной стороны, исследовала морально-этическую проблематику, а с другой, интересовалась социально-политическими вопросами древнекитайского общества и, наконец, со временем приобрела черты религии.

Реальным основателем новой философии стал известный учитель, политик и философ – Кун-Цзы (или Кун-Фу-Цзы, от чего произошло латинизированное имя Конфуции), который жил с 551 по 478 г. до н. э. и впоследствии был канонизирован. Он считается духовным отцом китайской нации. Государственный культ Конфуция с официальным ритуалом жертвоприношений просуществовал в Китае с 59 года до 1922 года.

Плодом его теоретических изысканий и огромной практической деятельности явилась классическое учение об идеальной личности и совершенном общественном устройстве.

Вопросы бытия и религии мало интересовали Конфуция. Стержнем его учения были вопросы нравственности человека, управление обществом. Огромную роль в нем играли: культ предков и учение о Воле Неба. Главную задачу Конфуций видел в том, чтобы установить мир в стране и внести гармонию в жизнь людей. С этой целью он предлагал им следовать пяти главным добродетелям: мудрость, гуманность, верность, почитание старших и мужество. Самой важной Конфуций считал добродетель «жэнь» (человечность, доброта), которая есть одновременно и специфически признак человека и его долг, программа его жизнедеятельности. Добродетель «Ли» (идеальное поведение, ритуал, этикет), по мнению Конфуция, должна играть самую важную роль в восстановлении нравственности правителя и всего народа. Она держится на двух основаниях: сыновней почтительности «Сяо» и уважении к старшим и предкам - «Мяо».

Что касается социальных воззрений Конфуция, то совершенным он считал такой строй, при котором общество четко разделено на «верхи» (те, кому надлежит размышлять и управлять) и «низы» (те, кто обязан трудиться и повиноваться). При этом принадлежность к «верхам» определялась, согласно Конфуцию, не знатность происхождения и не богатством, а лишь степенью приближения к идеальной личности «Ли». Идеи Конфуция, превратившиеся в религиозные догматы, изданы в двух сводах книг: Пятикнижие «У-цзин» и Четверокнижие «Сы-шу». Устные его изречения были записаны учениками и объединены в трактат «Беседы и суждения» (Лунь-юй) – катехизис конфуцианства, который ученик младших классов зубрили наизусть. В 195 году государственный свод конфуцианства был высечен в камне, и с тех пор нарушение его заповедей каралось как тяжкое преступление, вплоть до смертной казни.

Полулегендарный мудрец Древнего Китая, старший современник Кун-Цзы, – Лао-Цзы, основал другое религиозно-философское направление, получившее название даосизм. Самому Лао-Цзы (букв. старый ребенок) приписывается сравнительно небольшой философский трактат. Дао-дэ-цзин (книга о дао), состоящая из отдельных изречений. В основе учения, изложенного в этой книге, лежит понятие дао (букв. путь, дорога). Дао – это и бог, и путь, и разум, и слово. Оно не имеет не формы, ни цвета, ни имени, но, оставаясь неизменным, является причиной всех изменений, «человек зависит от земли, земля – от неба, небо – от дао, а дао – от самого себя». Многие находят сходство понятия «дао» с древнегреческим «логосом».

Однако, рассматривая дао как путь, движения, причину перемен, Лао-Цзы был сторонником неизменности и старины в отношении к общественной и политической жизни. Его идеал – возврат к внутриобщинному равенству – «золотому веку» даосской утопии. В этом, стремлении и устойчивости учение даосизма схоже с конфуцианством.

Лао-Цзы призывал платить за добро, быть чуждым суете, сторониться лишних знаний, быть воздержанным и бережливым. В его учении больше чувства и меньше обращение к разуму и сердцу, чем в конфуцианстве. Лао-Цзы резко порицал социальный гнет, поборы, богатство, жестокость и самочинство властей, что создало ему популярность у простого народа. Признавая объективность мира даосы выступали против обожествления неба, которое как и земля – часть природы, отвергали культ предков.

В отличие от конфуцианства в даосизме появились храмы, боги, священство, церковная иерархия. Даосские боги были заимствованы из буддизма, индуизма и древних Китайских верований. В даосизме много магического. Обожествлялись звезды, пять элементов: металл, дерево, вода, огонь, земля. Почитались змеи, драконы, священные деревья и кусты. Вместе с тем даосы занимались медициной, фармакологией, иглоукалыванием (традиционная китайская медицина). Даосы были хорошими алхимиками, изучили и описали свойства металлов и минералов.

Основу любой древней культуры составляет письменность, и по праву ее родиной является Древний Восток во всех регионах Востока процесс возникновения и становления шел по одной схеме: рисунок – пиктограмма – иероглиф – алфавит. Но китайская традиция признает как бы два самостоятельных вида письма – триграммы и собственно иероглифику. Приписываемые архаическому божеству – императору Фу-си, триграммы включают в себя восемь графических комбинаций, состоящих из трех сплошных и прерывистых черт и полагаемых обозначением следующих восьми природных реалий и явлений: «Небо», «Земля», «Огонь», «Вода», «Гром», «Ветер», «Гора» и «Болото».

Изобретение иероглифической письменности приписывается легендарному персонажу Цан Се.

Первые китайские книги с иероглифической письменностью, судя по археологическим данным, появились в позднечжоускую эпоху. Основным писчим материалом служили бамбуковые планки длиной в 50-70 и шириной в 10-15 см. текст наносился только на одну сторону и располагался в связи с ее конфигурацией столбиком, идущим сверху вниз. В качестве орудия письма использовалась «бамбуковая кисть» («би») – заостренный стиль, а в качестве чернил – сок лакового дерева. Бамбуковые планки связывались посредством веревки или шнура, продетых через просверленные в их верхней части отверстия, - так образовалась отдельная книга. Бамбуковые книги были чрезвычайно неудобными для использования. Позже, уже к IIIв. до н. э. китайская письменная культура перешла на новый писчий материал – шелк, что потребовало изобретения волосяной кисти и туши. Кисть изготавливалась из пучка меха. Рецептура приготовления туши на основе лампадной сажи датируется традициейIVв. до н. э. Далее китайцы научились готовить блестящую и разноцветную тушь.

В глубокой древности в Китае начинает складываться совокупность строительных приемов, впоследствии придавших характерные черты дворцовой и храмовой архитектуре. В цинь-ханьский период сложились основные принципы стоечно-балочной конструкции с системой «доу-гун» -многоярусных кронштейнов, поддерживающих широкие, далеко выступающие крыши. Многоярусная башня-пагода, храм, дворец с ярусами нарядных черепичных крыш на много веков определили типичный силуэт китайской архитектуры.

Основу конструкции древнекитайского здания составляли не стены, а, столбы каркаса, принимавшие на себя главную тяжесть крыши. Без столбов и соединяющих их балок здание не может существовать - это утверждение нашло отражение в многочисленных метафорах и сравнениях (например: «Вы – наша опора») встречающихся в древнекитайских письменных памятниках. Стены обычно сооружались из утрамбованной глины. Крыши покрывались черепицей, а по фасаду закреплялись концевые, декоративные черепичные диски. Дома украшали иероглифические надписи, свитки с пожеланием счастья, благополучия и богатства.

Образцом ханьского градостроительства была столица империи — Чанъань, один из крупнейших городов древнего мира. Его окружала стена с двенадцатью воротами. Самыми высокими зданиями были императорские дворцы, среди которых выделялись Чанлэгун и Вэйянгун. Дворцовые помещения не сосредотачивались в одном месте, а располагались в разных концах столицы. Вблизи дворцов помещались выкрашенные в желтый цвет здания административных учреждений (в ханьское время красный цвет был символом императора, желтый - официального присутственного места).

Показателем общего подъема культуры Древнего Китая было также развитие научных знаний и изобретений: компаса и сейсмографа, механических двигателей, использующих силу падающей воды; водоподъемного насоса и плуга, пороха, знаменитых лаков, способных консервировать дерево и противостоять воздействию кислот и высоких — до 600 градусов температур, фарфора, секрет изготовления которого вплоть до 18 в. будут искать все европейские алхимики. Китай — единственная страна древнего мира, освоившая культуру шелкопряда, шелкодельни здесь были не только государственным производством, но и домашним промыслом земледельцев.

С VIII в. в Китае возникают императорские Академии наук и искусств в Нанкине, Кайфыне, ХаньЧжоу. Императоры окружают себя поэтами и художниками, ученость почитается как одна из высших добродетелей, Китайская картина-свиток родилась из книги-свитка и предназначалась для богатых и образованных людей - ценителей искусства. Живопись на шелковом свитке с подписью и печатью художника, сопровождаемая посвятительными стихами, - уникальное явление в мировой культуре средневековья, как правило, не знавшей авторства. Картины оформлялись в виде длинных горизонтальных или вертикальных свитков на шелке, и тогда она была яркой, многоцветной, или на белой бумаге тушью, т.е. монохромная. Эти свитки вешали на стену, шелковые хранили в футлярах, и его созерцание было подобно путешествию по бесконечному ландшафту. Жанры живописи впервые в мире были созданы в Китае. Жанр «Цветы и птицы» был как бы фрагментом укрупненного пейзажа и нередко дополнялся надписью, и эти образцы каллиграфии могли быть и самостоятельными произведениями. В жанре «живопись фигур» создавались портреты императоров, ученых, придворных, поэтов, иногда - сцены придворного быта. Но самым излюбленным был жанр «шань-шуй» («горы и воды»), который писался с натуры, а создавался воображением наблюдательного живописца в соответствии с традиционными правилами.

В Китае всегда была сильна светская власть, неслучайно мир человеческих деяний и чувств воплотился в искусстве значительно ярче, чем культовые и религиозные мотивы. Следующей философской и художественной проблемой была природа, осмысленная в единстве ее бытия, универсальности ее законов и многообразии проявлений. Непрерывность процесса развития культуры, прочная преемственность традиций обусловили единство языка китайской культуры, Ее характерные особенности, сложившиеся в древности, продолжали жить и в последующие времена.

studfiles.net

Китайская культура

Примерно с 1871 года социологи, антропологи, ученые создают разные классификации культур, которые, в конце концов, проявились в классической структуре, в соответствие с которой 164 явления в истории человечества попадают под макроскопическое определение культуры. Это объединение материальных и духовных сокровищ, наследие человечества, созданное в процессе его исторического и социального развития. Особенно тесно она связана с духовными аспектами, такими как литература, живопись, наука, философия.

Китайская культура - Чжунхуа вэньхуа, также называемая Хуася вэньхуа (Хуася - древнее название страны) – уникальное явление, обозначающее совокупность специфических для Китая аспектов: образ мышления, идеи, представления, а также  воплощение их в повседневной жизни, политике, искусстве, литературе, живописи, музыке, боевых искусствах, кухне.

Три очень важные особенности характеризуют её – древность, непрерывность, терпимость.

Действительно, она является старейшей в истории человечества, существуя более 5000 лет. Китайская культура выкристаллизовывалась из трех источников: цивилизация Хуанхэ, цивилизация Великой реки (Янцзы), северная степная культура.

Она остается неизменной с самого своего зарождения. В мировой истории немало великих цивилизаций, прославленных богатыми культурами, но не сохранившихся до наших времен, в отличие от Китая.

Все иностранные влияния гармонично ассимилировались в китайской культуре. В истории Поднебесной никогда не было крупномасштабных войн на религиозной почве. Три религии (буддизм, ислам, христианство) свободно распространялись по территории империи.

Культуру этой страны принято классифицировать по следующим категориям: элитная, древняя, современная и народная.

Элитная китайская культура - своего рода тематическая. Она связана с выдающимися личностями в истории страны, которые много поспособствовали её развитию.

Древнюю культуру Китая, которая является самым важным сегментом китайской культуры в целом, классифицируют по периодам (или династиям), начиная с правления трех династий Ся-Шан-Чжоу и до 1840 года (начала первой опиумной войны). Также в соответствие с типичными особенностями: китайские традиции, каллиграфия, живопись, музыка и опера, образование, философия, экономика, наука, политика и так далее.

Из поколения в поколение исследователи соглашаются с тем, что современная экономическая мощь страны напрямую зависит от того, что Китай в древности смог создать и сохранить великую культуру, благодаря которой многоэтническое общество существует в стабильности и гармонии.

В Китае проживает 56 национальностей, у каждой из них есть своя собственная, освященная веками, культура. Народная музыка, пляски, ритуалы и верования, мифы и легенды, живопись и архитектура.

Древнюю и современную культуру хронологически разделяет начало опиумной войны между Британской империей и Китаем при правлении династии Цин (1636-1911). Веха в классификации соотносится с началом современной истории страны, когда впервые произошло вмешательство в ее внутренние дела со стороны иностранных государств.

Современная китайская культура – это «детище смешанной крови», совместного  «воспитания» местными и западными традициями.

Какова квинтэссенция китайской культуры?

1. Прежде всего, это конфуцианская этика, которая рассматривается как высшее проявление китайской культуры. Широкое применение в конфуцианской и постконфуцианской философии получило классическое определение «Ли».

«Ли», которое охватывает не конкретный объект, а скорее абстрактную идею, относится к любой из светских социальных функций повседневной жизни, что сродни в западном мышлении понятию «культура». Это социальные обычаи, обряды,  традиции, этикет или нравы. Важно отметить, что хотя слово «ли» переводится как «ритуал», оно имеет специализированное значение в конфуцианстве (в противоположность обычным религиозным значениям). В конфуцианстве действия в повседневной жизни считаются ритуалами. Они не обязательно должны быть систематизированы, но это обычный порядок, однообразная, механически выполняемая работа, то, чем люди сознательно или бессознательно занимаются в течение своей обычной жизни. Ритуалы («Ли») организуют здоровое общество, что является одной из главных целей конфуцианства.

2. Основные концепции о природе людей, сформулированные Мэн-цзы, утверждавшего, что доброта есть врожденное качество человека, которому необходимо только положительное влияние общества.

3. Учение о всеобщей любви Мо-цзы.

4. Дао и Дэ – два первоначала философии Лао-цзы.

5. Воззрения на формы правления Хань Фэя.

Все эти теории развивались на основе выводов об исключительности человека и природы. Духовная культура Китая происходит из различных философских и мировоззренческих традиций. При первых династиях на религиозную жизнь оказывало большое влияние шаманство. Его представления повлияли на более поздние культурные проявления, такие как культ предков и природная философия.

fb.ru

Культура Древнего Китая — Культурология

Письменность древнего Китая

Развитие письменности как части культуры древнего Китая, кратко можно напрямую связать с изобретениями, сделанными в начале времен. Дело в том, что первые приборы для письма представляли собой бамбуковую дощечку и заостренную палочку. Но изобретение шелка, кисточки и туши, сделали процесс письма более удобным и комфортным, следующим импульсом было изобретение бумаги. В XV века до нашей эры в Поднебесной для закрепления мыслей письменным способом применялось порядка 2000 иероглифов. Эти иероглифы до нашего времени составляют основу письменности современного Китая.

Литература древнего Китая

Благодаря развитой письменности, до наших времен дошли многие памятники литературы древнего Китая, например «Книга песен» составленная ориентировочной в I тыс. до . н.э. и содержащая 300 произведений. Благодаря дошедшим до нас письменным памятникам известные имена первого поэта китайской цивилизации Цюй Юань, историков СымаЦянь и Бань Гу, чьи труды на долгое время развития культуры Китая в древности стали своеобразным стандартом исторической литературы и классической китайской прозы.

Архитектура, живопись, прикладные искусства

Китайцы, уже в I тыс. до н.э., умели строить здания в несколько этажей. Схема была проста: опора из деревянных столбов, крыша покрытая черепицей из обожженной глины. Особенность таких крыш проявлялась в загнутых вверх краях, такой стиль называется пагода. До наших времен дошли пагода Сун-юэ-сы и «Большая пагода диких гусей». Об уровне развития архитектуры и строительства говорит то, что к III веку до нашей эры было отстроено более 700 дворцов для императора и его приближенных. В одном из дворцов был выстроен зал, в котором одновременно могло собраться 10 000 человек.

Синхронно с развитием архитектуры, развивались и, живопись, прикладные искусства. Особенностью развития живописи, было применение туши для рисования на бумаге, шелке.

Не могут не вызывать восхищение, дошедшие до нашего времени резные фигурки из нефрита и слоновой кости. Развитие художественной керамики, стало предтечей появления фарфора.

Развитие науки в Древнем Китае

Науку как часть культурного наследия древнего Китая кратко можно описать как перечень достижений математики, астрономии, медицины. Математики древнего Китая изучили и описали свойства прямоугольного треугольника, ввели понятие отрицательных чисел, изучили свойства дробей, описали арифметическую прогрессию, разработали методы решения систем уравнений.

В I веке до нашей эры ученые древнего Китая написали трактат «Математика в девяти главах», где были собраны все знания накопленные в Поднебесной.

Развитие математики, соответственно дало импульс развитию астрономии, во II тысячелетии до н.э. год в Поднебесной делился на 12 месяцев, а месяц соответственно на 4 недели (т.е. точно так же как в наше время). Астроном ЧжанХэн, во II веке до нашей эры был создан небесный глобус изображавший движение светил и планет.

Развитие знаний в различных областях науки привело к тому что, в Поднебесной был изобретен компас, придумали и изготовили водяной насос.

Музыка

На рубеже веков, в Китае был написан трактат «Юэцзи», он суммировал представления древнего Китая о музыке. Начало музыкального развития пришлось на I тысячелетие до нашей эры. Была организована система подготовки музыкантов, танцоров. Для этого была создана придворная плата Юэфу. Она занималась, в том числе и регламентацию написания и исполнения музыкальных произведений. Музыкальная культура древнего Китая, кратко говоря, была под контролем императора.

ifreestore.net

Реферат: Реферат: Культура Древнего Китая

Содержание

Введение........................................................................................................... 3

1. Уникальность китайской культуры............................................................ 4

2. Религиозно-философские учения: конфуцианство, даосизм, буддизм и их место в китайской культуре......................................................................................... 7

3. Своеобразие искусства: триединство каллиграфии, поэзии и живописи 10

Заключение.................................................................................................... 12

Литература.................................................................................................... 13

Введение

Говоря о китайской культуре, мы привыкли рассматривать ее как нечто единое и цельное. Однако, это совершенно неверно применительно к китайской древности. Подобно тому, как сам Китай (тогда царство Чжоу) был разделен, начиная с середины I-гo тыс. до н.э., на множество отдельных, враждовавших между собой царств, также и культура его являла собой картину значительного многообразия; существовало несколько типов культур, только позднее сплавленных в великом общекитайском синтезе.

В наибольшей степени отличались друг от друга культуры севера и юга Китая. Если для севера, давшего начало конфуцианству, характерно внимание к этической проблематике и ритуалу, рассудочное стремление к рациональному переосмыслению архаических основ цивилизации, то на юге господствовала стихия мифопоэтического мышления, процветала экстатичность шаманских культов. И даосизм, созревший, видимо, в лоне южной традиции, тем не менее, соединил в себе экзальтированную архаику юга и рациональность севера. Первая дала ему содержание, вторая наделила формой, предоставив созданный ею философский способ освоения действительности для выражения смутных и неосознанных творческих потенций. Без южной традиции даосизм не стал бы даосизмом, без северной – не смог бы сказать о себе языком великой культуры и книжной образованности.

Наряду с конфуцианством и даосизмом огромное воздействие на традиционную китайскую культуру оказал буддизм, что наиболее наглядно проявилось в искусстве, литературе и особенно в архитектуре (овальные комплексы, изящные пагоды и др.).

В целом можно сказать, что классическая китайская культура представляет собой сплав конфуцианства, даосизма и буддизма.

Особую роль в культурных контактах Китая с внешним миром сыграл «Великий шелковый путь», которым совершалась не только торговля, но и культурный обмен Китая с другими странами.

1. Уникальность китайской культуры

Китайская культура — одна из древнейших. Еще в 3-м тыс. до н. э. китайцы научились изготавливать керамику красного, белого, фиолетового цветов, покрытую ромбами, спиралями, сетчатым узором, знаменитые тонкостенные черные кубки и чаши, трехногие сосуды, амфоры.

Наиболее древним периодом китайской цивилизации считается эпоха существования первого государства Шан-Инь, рабовладельческой страны в долине реки Хуанхэ.  Искусство бронзового литья позволяло изготавливать различные сосуды, покрытие сложными изображениями: драконами (символ водной стихии), птицами (символ ветра). Таким же узором покрывали и сосуды из матовой белой глины. Входы в подземные Захоронения охраняли приземистые человеко-тигры (отпугивая злых духов).

Уже в эпоху Шан была открыта идеографическая письменность, которая путем долгого усовершенствования превратилась в иероглифическую каллиграфию, а также был составлен в основных чертах месячный календарь.

 Широкие улицы городов государства Чжоу (где могли проехать девять колесниц) протянулись с севера на юг и с запада на восток. Появилась первая картина на шелке: женщина, над которой дерутся дракон и феникс; В XI-VI вв. до н. э. формируется поэтическое собрание народных песен и ритуальных гимнов "Шицзин". Правительственные чиновники собирали народные песни как информацию о качестве правления. В собрание включены и произведения, показывающие, как небо наказывает неумелого правителя (последнего царя Шан-Инь) и возводит на трон достойного, просвещенного Вэнь-вана — первого царя династии Чжоу Этический канон, который складывается в "Шицзин", вполне оформляется в конфуцианстве.

Во время ранней императорской эпохи Древний Китай внес в мировую культуру такие открытия как компас и спидометр, сейсмограф. Позже были изобретены книгопечатание и порох. Именно в Китае в области письменности и книгопечатания открыли бумагу и подвижный шрифт, а в военной технике - пушки и стремена. Были изобретены механические часы и произошли технические усовершенствования в области шелкоткачества.

В математике выдающимся китайским достижением было использование десятичных дробей и пустой позиции для обозначения 0, вычисление числа π, открытие метода решения уравнений с двумя и тремя неизвестными. Древние китайцы были образованными астрономами, составили одну из первых в мире звездных карт.

Поскольку древнекитайское общество было аграрным, централизованная бюрократия должна была решать сложные технические вопросы, связанные в первую очередь с использованием и охраной водных ресурсов, поэтому высокого развития в Древнем Китае достигли астрономия, знание календарных расчетов и астрологических прогнозов, математика, физика и гидротехника в их инженерном использовании.

Важным оставалось также строительство фортов, направленное, прежде всего на охрану внешних границ империи от вторжений воинственных кочевников с Севера. Китайские строители прославились грандиозными сооружениями - Великой китайской стеной (IV—III вв. до н. э.), протянувшейся сначала на 750, затем на 3000 км. и Великим каналом. Стена высотой от 5 до 10м и шириной 5—8м сооружалась из дерева и тростника и лишь позднее была облицована камнем.

Китайская медицина на протяжении 3-х тысячелетней истории достигла значительных результатов. В Древнем Китае впервые была написана «Фармакология», впервые стали проводить хирургические операции с применением наркотических средств, впервые применили и описали в литературе методы лечения иглоукалыванием, прижиганием и массажем. Древнекитайские мыслители и лекари разработали оригинальное учение о «жизненной энергии». На основе этого учения была создана философско-оздоровительная система «ушу», давшая начало одноименной лечебной гимнастике, а также искусству самообороны «кунг-фу».

Своеобразие, уникальность китайской традиционной культуры сводится прежде всего к тому хорошо известному феномену, который на уровне обыденного сознания давно уже получил достаточно точное название — «китайские церемонии». Конечно, в любом обществе и тем более там, где существуют восходящие к глубокой древности традиции, немалое место занимают жестко сформулированные стереотипы поведения и речи, исторически сложившиеся нормы взаимоотношений, принципы социальной структуры и административно-политического устройства. Но если речь идет о китайских церемониях, то все отступает в тень. И не только потому, что в Китае сеть обязательных и общепринятых норм поведения была наиболее густой.

Только в Китае этико-ритуальные принципы и соответствующие им формы поведения уже в древности были решительно выдвинуты на первый план и так гипертрофированны, что со временем заменили идеи религиозно-мифологического восприятия мира, столь характерные почти для всех ранних обществ. Демифологизация и даже в немалой степени десакрализация этики и ритуала в древнем Китае имели следствием формирование уникального социокультурного «генотипа», бывшего на протяжении тысячелетий основным для воспроизводства и автономного регулирования общества, государства и всей культуры древнего Китая.

Это имело для Китая далеко идущие последствия, В частности, место мифических культурных героев заняли искусно демифологизованные легендарные правители древности, чье величие и мудрость были теснейшим образом связаны с их добродетелями. Место культа великих богов, прежде всего обожествленного первопредка Шанди, занял культ реальных клановых и семейных предков, а «живые боги» были вытеснены немногими абстрактными божествами — символами, первым и главным среди которых стало безлично-натуралистическое Небо. Словом, мифология и религия по всем пунктам отступали под натиском десакрализованных и десакрализующих этико-ритуальных норм на задний план. Этот процесс нашел свое наиболее полное и яркое завершение в учении Конфуция.

2. Религиозно-философские учения: конфуцианство, даосизм, буддизм и их место в китайской культуре

Имя Конфуций  (551-479 до н.э.) - латинизированная форма китайского имени Кун-цзы (Учитель Кун). Вопросы веры занимали самое незначительное место в мировоззрении Конфуция, однако его имя очень часто упоминается в одном ряду с именами Будды, Заратустры, пророка Мухаммеда.

Не был он и умозрительным философом: теория познания и загадки  бытия также оставались вне его поля зрения. Несмотря на всё это Конфуций оставил широкий и неизгладимый след в духовном развитии целого культурного региона.

 К тридцати годам у него уже была заложена всех будущих начинаний мудреца.  Конфуций освоил достижения древнекитайской письменной культуры, что позволило в будущем приступить к составлению "Книги истории"(Шу цзина), "Книги стихов"(Ши цзина), "Книги перемен"(И цзина), "Весны и осени"(Чунь-цу), "Книги о ритуалах"(Ли цзи), "Книги и музыке"(Юе цзи). Начиная с ханьского периода (2 в. до н.э.- 2 в. н.э.) эти памятники обрели статус канонической литературы, став в дальнейшем несущей конструкцией всей китайской культуры.

 Его идеалом есть высоко моральный человек, опирающийся на традиции мудрых предков. Учение делило общество на «высших» и «низших» и требовало от каждого выполнения возложенных на него обязательств. Конфуцианство сыграло значительную роль в развитии китайской государственности и функционировании политической культуры императорского Китая.

Основное содержание учения Конфуция сводится к провозглашению идеала социальной гармонии и поиску средств достижения этого идеала, эталон которого сам мудрец видел в правлении легендарных мудрецов древности — тех самых, что блистали добродетелями. Выступив с критикой своего века и высоко ставя века минувшие, Конфуций на основе этого противопоставления создают идеал совершенного человека, который должен обладать гуманностью и чувством долга. Конфуцианство с его идеалом высоко морального человека явилось одной из основ, на которых зиждилась гигантская централизованная империя с ее мощным бюрократическим аппаратом.

С обретением мощных социальных и духовных санкций официально-государственной, рационально-философской, эмоционально-психологической, религиозной, конфуцианские и конфуцианизированные этико-ритуальные нормы и ценности стали непререкаемо обязательными для всех членов общества, от императора до простолюдина.

Помимо конфуцианства на культуру Китая оказал влияние Даосизм. Его основоположником считался Лао-Цзы, старший современник Конфуция. Даосизм получил популярность в народе и благосклонность императоров благодаря проповеди долголетия и бессмертия.

В центре учения понятия Дао, т.е. великого пути. Дао порождает уравновешивающие друг друга начало инь и янь (женское и мужское, темное и светлое). Исходя из идеи о том, что тело человека представляет собой микрокосмо, подобно макрокосму, т.е. Вселенной даосизм предложил ряд рецептов достижения духовного бессмертия:

1.Ограничение до минимума в еде;

2.Физические и дыхательные упражнения, начиная от невинных движений и поз до инструкции по общению между полами;

3.Совершение более 1000 добродетельных поступков;

4.Принятие препаратов, позволяющих человеку уйти в себя (которое привело и к злу и к добру, т.к. стали делать пилюли из опиума, но способствовало развитию фармацевтики).

 Во 2-3вв. в Китай приходит буддизм, который достаточно заметно повлиял на традиционную китайскую культуру.  Буддизм просуществовал в Китае почти два тысячелетия, сильно изменившись в процессе приспособления в китайской цивилизации. На основе синтеза идей и представлений, извлеченных из философских глубин буддизма, с традиционной китайской мыслью, с конфуцианским прагматизмом и возникло в Китае одно из наиболее глубоких и интересных, интеллектуально насыщенных и пользующихся до сих пор немалой привлекательностью течений мировой религиозной мысли — чань-буддизм (японский дзэн).

Наиболее трансформации буддизма проявились в своеобразном китайском искусстве, которая как нигде в мире опиралось на традиции. Китайцы так и не приняли вид индийского Будды, создали свой образ. То же самое произошло и с архитектурой храмов.

В то же время именно буддийская идея гармоничного единения человека с природой стала не только душой китайского искусства, но и способом осмысления бытия. Истина и Будда везде и во всем. В молчании гор, в журчании ручья, в сиянии солнца. Это нашло отражение в живописи, в знаменитых китайских свитках (не на полотне, а на шелке). И в их сюжетах преобладали изображение гор, птиц, цветов, трав и насекомых. Следует отметить, что каждый элемент Китайской живописи символичен: сосна – символ долголетия, бамбук – стойкости и мужества, аист – одиночества и святости, змея – самая красивая и самая умная. Особую роль в китайском изобразительном искусстве играют иероглифы. Не только в письме и живописи, но и в архитектуре.

Буддизм способствовал распространению круглой скульптуры. Китайско-буддийские монахи изобрели искусство ксилографии, т.е. книгопечатание с помощью матриц. Под влиянием буддизма происходила аристократизация искусства, проявилась большая утонченность и субъективное начало. Стали известными имена художников, около 500 г. написан первый трактат о живописи (Се Хе), возникают различные типы портрета.

Для литературы того времени характерны пессимизм и мотивы душевного одиночества, расцвела лирическая поэзия. Буддийские истоки просматриваются в пейзажной и философской лирике.

Немалое влияние оказали на китайский народ и его культуру буддийская и индо-буддийская философия и мифология. Многое из этой философии и мифологии, начиная от практики гимнастической йоги и кончая представлениями об аде и рае, было воспринято в Китае.

3. Своеобразие искусства: триединство каллиграфии, поэзии и живописи

Своеобразием китайского искусства является то, что в нем поэзия, живопись и каллиграфия не знают тех границ, которые обычно разделяют эти виды искусства, независимо от присущих им специфических черт. Эти три вида искусства вдохновляются и определяются природой иероглифического выражения и с помощью одного и того же инструмента — кисти — отражают глубинную суть бытия, «жизненной силы», наполняют каждую из этих форм жизнью и своеобразной гармонией.

Цель китайской эстетики в том, чтобы достичь истинной сути животворных источников гармонии жизни: искусство и искусство жизни — это одно и то же. Как в живописи, так и в поэзии каждый штрих, изображающий ветку дерева или персонажи, всегда должен быть "живой формой, именно это стремление к выявлению сути присуще каллиграфии, поэзии и живописи. Но только живопись объединяет все три вида искусства.

Веками совершенствовавшаяся китайская живопись тушью (по шелку и бумаге) достигла своего расцвета. Получают распространение и картины жанра "цветы и птицы" — правда, изображались и насекомые, и животные, и рыбы. Украшались живописью также веера, ширмы и др. Похожи на драгоценности пейзажи Ли Сысюня и Ли Чжао-дао: голубые и малахитовые горы обведены золотой каймой.

Тончайшие оттенки туши позволяют построить глубокую перспективу и в то же время объединить части изображения одним цветовым тоном. Особенно поразительна способность художников использовать чистый фон для придания картине особого ритма. Иногда незаполненное пространство обретает действительный смысл: горы, сосны, крохотные хижины утопают в волнах тумана

Если живопись в Китае — это целостный вид искусства, в котором стихи и каллиграфия составляют неотъемлемую часть произведения живописи, воссоздавая гармонию и таинство мироздания во всех его проявлениях, то поэзия считается квинтэссенцией искусства. Она преобразует начертанные знаки, почитаемые почти как святыня, в звук, и ее высшее предназначение — соединение человеческого гения с первоисточниками жизненных сил мира.

Проникнутая идеями конфуцианства и даосизма, китайская поэзия объединяет разум и отрешенность, она стремится проникнуть в реальность и передать со всей остротой дух жизни, «неосязаемый трепет звуков», чему способствует музыкальность, присущая многотональному китайскому языку. Не случайно, что древнекитайская поэзия неотделима от музыки. В поэзии наряду с традиционным высоким жанром ши, создание которого приписывалось Конфуцию, расцветает в Х в. жанр цы, предназначенный для песенного исполнения.

Поэзия этой эпохи считается едва ли не наивысшим достижением китайской литературы. Стихи сочиняли все: "Полное собрание танских стихов" включало произведения 2300 поэтов.

В Китае каллиграфия возвышает графическую красоту иероглифов. Занимаясь этим основным в стране видом искусства, каждый китаец заново открывает внутреннюю гармонию своего Я, вступает в общение со Вселенной. Вот как описывают умение знаменитого каллиграфа Чжан Сюя, жившего в эпоху Тан: «Он охватывает взглядом все: пейзажи, животных, растения, звезды, бури, пожары, войны, пиршества, — все события мира, и выражает их в своем искусстве»

Не ограничиваясь простым копированием, каллиграфия пробуждает экспрессивность движения и воображаемую силу знаков, каллиграфия должна быть полным отражением состояния души. Каллиграф должен также использовать живописные возможности иероглифов, их образную силу.

Таким образом, поэзия, каллиграфия и живопись образовали в Китае единое искусство, традиционную форму, в которой используются все духовные глубины приверженцев этого искусства: протяжные мелодии и пространства, магические жесты и зримые образы.

Заключение

К непреходящим ценностям китайской традиционной культуры относятся:

— основанный на нерасчлененном представлении о мире интуитивный способ мышления, созвучный идеям современной физики;

— акцент на развитии культуры, моральном самосовершенствовании человека, гармонии межличностных отношений и отношений между личностью и обществом;

— морально-этические устои: уважение старших, помощь ближнему, согласие в обществе;

— традиционные правовые взгляды на приоритет морально-этических норм;

— традиции семейных отношений;

— стремление к сочетанию власти и долга, справедливости и выгоды, интересов личности и массы.

Едва ли не половина важнейших изобретений и открытий, на которых зиждется сегодня наша жизнь, пришла из Китая. Не придумай древние китайские ученые таких мореходных и навигационных приборов и устройств, как румпель, компас и многоярусные мачты, не было бы великих географических открытий. Колумб не поплыл бы в Америку, и европейцы не основали бы колониальных империй. Через Китай пришли в Европу из Великой Степи стремена, помогающие держаться в седле. Не изобрели бы в Китае пушки и порох, не появились бы и пули, пробивавшие доспехи и покончившие с рыцарскими временами. Без китайской бумаги и приспособлений для печати в Европе еще долго бы переписывали книги от руки. Не было бы и широкого распространения грамотности. Подвижной шрифт изобрел вовсе не Иоганн Гутенберг, не Уильяму Харви принадлежит открытие кровообращения, не Исаак Ньютон открыл первый закон механики. До всего этого впервые додумались в Китае.

Компас, механические часы, порох, пушки, десятичные дроби, шелк, фарфор, восточная медицина и философия, восточные единоборства – далеко не полный перечень достижений народов китайско-конфуцианского ареала.

Литература

1.  Абаев Н. В. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае. — Новосибирск: Наука, 1989.

2.  Культурология: история мировой культуры. Под ред. А.Н.Марковой. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1995.

3.  Малявин В.В. Конфуций. М.: Молодая гвардия, 1992.

4.  Малюга Ю.Я. Культурология.  — М.: Инфра-М,1999. - с.63-76.

5.  Маслов А. А. Мистерия Дао. — М.: Сфера, 1996

6.  Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. — М.: «Гардарики», «Экспертное бюро», 1997.-344 с.

www.neuch.ru