Краснофигурные вазы древней греции. 19. Краснофигурная керамика Древней Греции
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

100 великих сокровищ и реликвий. Краснофигурные вазы древней греции


Черно-и красно-фигурные вазы | 100 великих сокровищ и реликвий

Чернофигурная амфора «Геракл борется с немейским львом». Vв. до н. э.

Чернофигурная амфора «Геракл борется с немейским львом». Vв. до н. э.

Греческое слово «керамос» означает «глиняная посуда». С давних времен керамическую посуду делали из глины с добавлением песка, других минеральных субстанций. Их обжигали, а затем расписывали красками. С этого времени керамика становилась «вечной», на нее не действовали ни атмосферные осадки, ни перепады температур. Во время археологических раскопок были найдены тысячи уникальных ваз, чаш — настоящих произведений искусства.

Древнегреческая чернофигурная гидрия «Ахилл с телом Гектора». V в. до н. э.

Древнегреческая чернофигурная гидрия «Ахилл с телом Гектора». V в. до н. э.

В древней Греции производили десятки видов керамических ваз и сосудов, служивших для хранения вина, масла, молока, мяса, зерна, фруктов, овощей. Это амфоры, лекифы, гидрии, киафы, кратеры, килики. Амфоры, в которых держали оливковое масло, повторно использовать было нельзя, так как масло проникало в поры керамики и портилось. Такие сосуды разбивали сотнями, а черепки в качестве балласта загружали на морские суда.

Некоторые из фигурных ваз, предназначавшиеся для торжественного убранства стола, для приема пищи во время празднеств, для преподнесения важному лицу, расписывались известными художниками.

Живописи как изобразительного искусства в Древней Греции практически не существовало. В любом случае до нашего времени ничего существенного не дошло. Очевидно, ее заменяла роспись на стенах, вазах. Это были цветные орнаменты или бытовые сцены. Художники наносили на вазы сюжеты из эпических произведений, например «Илиады» или «Одиссеи».  Наиболее популярными мотивами были сцены пиршества, сражений, мифологические сюжеты из жизни олимпийских богов.

С VII века и до начала V века до нашей эры появляется новый стиль раскраски, который сегодня называется чернофигурной росписью. На слегка подсушенной, но необожженной глине художники прорисовывали силуэты фигур с помощью особой тонкой фарфоровой массы или подкрашенной глины, которая называется шликером. Мелкие детали прочерчивались штихелем. После обжига основа становилась красной, а глянцевая глина приобретала черный цвет.

Древнегреческая краснофигурная пелика «Прилет первой ласточки». Ок. 510 г. до н. э.

Древнегреческая краснофигурная пелика «Прилет первой ласточки». Ок. 510 г. до н. э.

Наиболее ценные вазы с оригинальной росписью приносили в дар храмам или вкладывали в захоронения именитых людей. И любая найденная во время археологических раскопок ваза с чернофигурной или краснофигурной росписью уникальна тем, что может «рассказать» не только свою историю, но и указать время изготовления, имя мастера, стиль его письма.

Как «перевозной» товар греческая керамика, а вместе с ней и древнегреческая вазопись отправлялись в Этрурию, на Ближний Восток, в Египет. Расписную греческую керамику археологи находили в захоронениях даже кельтской знати.

Краснофигурную вазу «Прилет первой ласточки» изготовили возле Афин примерно в V веке до нашей эры. Но нашли ее в Италии в 1835 году во время раскопок захоронения знатного этруска. Вазу зарисовали, опубликовали ее данные, и затем ее след исчез. Долгое время она считалась утерянной навсегда. Но оказалось, что ваза часто переходила из рук в руки, пока, наконец, ее не купил русский граф Н.Д.Гурьев, бывший посланником в Риме, Неаполе. От него она перешла к его брату А. Д. Гурьеву

Любитель карточный игры, младший Гурьев в один прекрасный вечер проиграл ценную греческую вазу министру финансов царского правительства А. А. Абазе. В начале

XX века собрание коллекций Абазы поступило в Эрмитаж, там появилась и эта ваза. Но ее заставили книгами в одном из шкафов и о ней забыли. Обнаружили вазу в 1906 году, и с того времени она является одним из самых ценных экспонатов Эрмитажа.

100grt.ru

19. Краснофигурная керамика Древней Греции

Наиболее значимыми центрами гончарного искусства - и соответственно вазописи - в Греции считаются Афины и Коринф в Аттике. Керамика классического периода часто называют аттической. Изделия этого периода делятся на чернофигурную и краснофигурную вазопись. До этого были : 8 до н. э - Геометрический стиль -преобладал декор, покрывавший почти весь сосуд: шахматные узоры, меандр, кресты, свастики, точки, ленты, штриховка и т.п.,7 до н. э. - Ориентализирующий или ковровый стиль начали осваивать изображения животных (грифы, сфинксы, львы, птицы). Клякса-схем. изображение цветов или растительности. Вся поверхность покрыта изображениями.

Керамические изделия делали из глины с добавлением песка, других минеральных субстанций. С 530г. до н.э. появляется краснофигурная вазопись и вытесняет чернофигурную. Считается, что эту технику впервые применил вазописец Андокид. Период расцвета краснофигурной керамики приходит на 5 в до н.э. Чёрным цветом стали красить не силуэты фигур, а фон, оставляя фигуры незакрашенными. Затем тонкими линиями выполнялись детали изображений. Это придавало росписи более естественный вид, чем в чернофигурной технике, поскольку светлые изображения выделялись на черном фоне. Образ человека стал главным, хотя некоторые мифологические сюжеты еще продолжали использоваться. Изображались битвы, пиры и состязания атлетов, обычные люди, интерьеры гончарных мастерских и повседневные занятия людей. Декоративные мотивы играли второстепенную роль; пальметты, лотосы, меандр обычно использовались для обрамления рисунка. Невиданный прежде для вазописи реализм достигался сложными в исполнении изображениями конных упряжек, архитектурных сооружений, человеческих образов в три четверти и со спины. Вазописцы стали чаще использовать подписи, хотя по-прежнему на вазах преобладают подписи гончаров.( Андокид,Олтос,Евфимид,Псиакс,Дурис)

Уже в V веке до н. е. в Южной Италии возникли знаменитые мастерские, которые работали с этим стилем вазописи и конкурировали с керамическими мастерскими в Аттике. Сначала мастерские Южной Италии не могли соперничать с привозной аттической продукцией ни по количеству, ни по качеству. Ситуация меняется в третьей четверти пятого столетия, когда отдельные мастерские возглавляют аттические мастера, эмигрировавшие из Афин. Выделяют четыре самостоятельные школы – луканскую,апулийскую, кампанскую и пестумскую.

Луканская школа вазописи наиболее ранняя из всех, она возникает ок. 440 до н.э. Её отличают ясность и простота композиции, Фигуры свободно размещены на поверхности тулова, фигуры часто имеют сложные позы, нет многочисленных предметов и атрибутов, для проработки деталей неразбавленный плотный лак. Период расцвета краснофигурной вазописи Лукании оказался кратковременным. Под влиянием апулийской школы мастера используют в росписях дополнительные краски, прежде всего белую, и сильно разбавленный черный лак. Композиции насыщаются предметами, атрибутами, а также растительными мотивами, плотно покрывающими шейку, плечики, тулово под ручками сосудов. Художники расписывали ограниченный ряд сосудов.

Первенство занимает Апулийская школа. Одним из представителей является мастер Ликурга. Стиль характеризуется разнообразием не только росписей, богатством композиций ,но и множеством форм сосудов, различающихся по очертаниям и размерам. Гончары Апулии любили необычные формы ваз, нередко сложные, дополненные рельефными или скульптурными деталями. Примером тому могут служить ритоны – сосуды, своими очертаниями напоминающие рог животного. Также для апулийской школы характерны сложные многофигурные композиции. Фигуры персонажей, часто окружающие какое-либо сооружение – храм, портик, надгробную стелу, размещены на разных уровнях так, чтобы создать ощущение глубины пространства. При изображении построек используются элементы перспективы. В деталях рисунка – украшениях, многочисленных предметах в руках и на фоне, перьях крыльев эротов и т.д. – применен не только лак разной густоты, от блестящего черного до полупрозрачного золотистого, но и дополнительно белая и желтоватая краски. Очень часто для подобных росписей выбираются мифологические сюжеты, нередко драматического характера, повествующие о борьбе и гибели героев. 

В вазописи Компанской школы (распространилась в V—IV в. до н. э.) на ровне с краснофигурной сохраняется чернофигурная техника, которая применялась без привязки к сосуду. Имелись собственные формы сосудов. Типично для школы: на глину наносился слой покрытия, принимавшего после обжига оттенки от розового до красного, фигуры лицом к лицу, встречаются изображения молодых мужчин и женщин, птиц и животных, но чаще всего — местных воинов и женщин, накладные краски белого, красного и жёлтого цветов.

Пестумская школа вазописи является самой поздней из возникших в Южной Италии, сформировалась около 360 г. до н.э. Они расписывали не все виды сосудов чаще это были колоколообразные кратеры, амфоры, гидрии, лекифы, кувшины т .д.. Для их стиля характерна роспись боковых поверхностей сосудов пальметтами, орнамент с цветочными чашечками и зонтиками, оловянная отделки одежды и свободно разбросанные по спинам волос. Тела людей часто наклонены вперед или опирались на растения и камни. Использовались дополнительные цвета: белый, золотой, черный, пурпурный и различные оттенки красного.

Краснофигурная стиль копировался и в других регионах, где однако не получил особого признания.

Введение объёма и перспективы - разрушили краснофигурный стиль. Краснофигурные изделия производили вплоть до конца 4 в. до н.э. На протяжении 4 в. стиль росписи и качество изделий работы постепенно приходили в упадок, пока наконец краснофигурная техника не исчезла совсем.

studfiles.net

Античность. Вазы краснофигурного стиля.V - IVв.в. до н.э.

ornament_i_stiluchitelj

Краснофигурный стиль в V  веке до н.э. постепенно приходит на смену чернофигурному. Теперь сосуд полностью покрывался черным лаком, фигуры же оставались цвета обожженной глины. Более светлые фигуры смотрелись рельефом на глубоком черном фоне. Трактовка сюжетов становится все более натуралистичной, композиции постепенно утрачивают орнаментальность.  Наряду с мифологическими, все чаще используются  бытовые сюжеты. Со временем все больше внимания уделяется повествовательности, появляется стремление к передаче глубины пространства. Фигуры часто заслоняют друг друга, теряя ясность силуэта.

 

  Окошко с профилем девушки обозначает пространство.    Фигуры второго плана выше, но не меньше по размеру.

 

  Лицо в фас - большая редкость в вазописи. Детали прорисованы тонкой кисточкой. Движения и формы тела более реалистичны, чем в чернофигурном стиле.

 Фигуры сливаются в единое пятно, выразительность силуэта пропадает.

 

       

 

ornament-i-stil.livejournal.com