История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Зороастризм в Иране: от зарождения к возрождению. Религия древнего ирана зороастризм


Иранская религия до Заратустры. Всеобщая история религий мира

Иранская религия до Заратустры

Древнеиранская религиозная система формировалась в отдалении от главных центров ближневосточной цивилизации и потому по своему характеру сильно отличалась от религиозных воззрений Древнего Египта или Междуречья, насыщенных мифологией и наполненных приключениями богов и героев. Это и неудивительно: генетически древнеиранские религии восходят к древнейшим верованиям индоевропейских народов, принадлежавших к абсолютно иной языковой семье и культурной традиции.

Гипотетическая прародина индоевропейцев до сих пор не вполне ясна и вызывает ожесточенные споры специалистов. В самом общем виде ее можно локализовать районами Причерноморья, включая Анатолию и Прикаспий. Именно отсюда различные ветви индоевропейцев – преимущественно скотоводов, стали на рубеже Ш-П тыс. до н. э. энергично переселяться на восток, юг и запад, что со временем привело к возникновению нескольких древних цивилизаций (греческой, иранской, индийской) и оказало немалое воздействие на развитие других очагов мировой культуры, вплоть до Китая.

Ранние верования индоевропейских народов достаточно хорошо запечатлены в древнеиндийских Ведах и религиозных представлениях греков, германцев и славян. Сложившиеся в среде скотоводческих племен еще на их прародине в III тыс. до н. э., если не раньше, они и после расселения сохранили между собой немало общего, что легко можно заметить в ходе их сравнительного изучения. Однако на протяжении долгих веков, в процессе расселения и после него, в каждом из новых регионов ойкумены, освоенных осевшими там индоевропейцами, развитие религиозных представлений шло хотя и на единой общей основе, но своим путем. При этом важную роль играла общность исторических судеб или географическая близость тех или иных племен, первоначально перемещавшихся, скажем, в одном направлении, а позже отделившихся друг от друга.

Карта Ирана

Такую близость, в частности, легко увидеть на примере индоиранской общности, мигрировавшей к востоку и юго-востоку от прародины. Не вполне ясно, как и при каких обстоятельствах эта общность разделилась на части, одна из которых осела в восточной части Ирана, а вторая продолжала движение в сторону долины Ганга. Но близость обеих частей вполне очевидна. Как и жители Индии, иранцы почитали священных животных – корову, собаку, петуха; и тот и другой народы поклонялись огню. Со временем, однако, все более заметна становилась и их возраставшая взаимная враждебность. Можно полагать, что взаимное отчуждение было обусловлено усиливавшимся противостоянием оседло-земледельческой части общности и продолжавших кочевать скотоводов, хотя не исключено, что поляризации ее частей способствовал и раскол разросшегося коллектива на родовые группы. Однако сам факт раскола очевиден и легко обнаруживается при изучении религиозных представлений и мифологии, соответственно, древних иранцев и индоариев.

Оба комплекса представлений были знакомы с двумя противостоявшими друг другу классами божественных сил: у иранцев это были ахура и дэвы, у индоариев – дева и асуры. При этом весьма показательно, что первая группа божеств считалась благой, а вторая вредоносной. Главой группы дэвов (дева) был один и тот же Индра, но у индоариев он был великим и почитаемым богом, а у иранцев – злокозненным демоном.

Религия древних жителей Ирана, называвших себя ариями – «благородными», – явилась базой для позднейшего учения зороастризма, подобно тому, как религия древних израильтян послужила основой христианства. Арии были кочевниками, передвигались со своими стадами, нигде не задерживаясь так долго, чтобы строить храмы. Их религия была религией горных вершин, храмом им служил небесный свод, центром жертвоприношений являлся огонь, взятый из обыкновенного домашнего очага. Своих богов арии не представляли в человеческом облике, а видели их в окружающих человека понятиях – боги Правды, Договора, Победы. Такими же абстрактными были и демоны: Ярость, Алчность и другие. Мир был полон духов, которых людям следовало остерегаться. Умилостивить духов можно было щедрым приношением. Таковы были религиозные воззрения населения Ирана до возвышения персов.

Изучение истории религии Ирана затрудняется состоянием источников. О религиозных верованиях персов упоминает в своей «Истории» Геродот, но эти сведения обрывочны и зачастую мало достоверны. Немногочисленные упоминания о религиозных обрядах содержатся в надписях ахеменидских правителей.

Реконструкция Персеполя

Намного большее значение для исследователей имеют религиозные тексты самих персов, в том числе их древнейшая священная книга – Авести. Она была обнаружена европейцами только в XVIII в. в Индии, куда от преследований мусульман вынуждены были бежать парсы – уцелевшие приверженцы зороастризма, традиционной персидской религии. В процессе изучения Авесты стало понятно, что она состоит из нескольких частей разной древности. Первоначальная Авеста, вероятно, представляла обширную литературу, которая включала в себя многие науки того времени. Но наибольшая часть ее давно была уничтожена, согласно одним сведениям – Александром Македонским, по другим – в этом были повинны арабы. То, что дошло до нас, состоит, к сожалению, из отрывков, и притом в плохой редакции и на языке, который очень трудно понять.

К важнейшим частям Авесты относятся: Яшты – жертвенные песни, важные в качестве источника наших сведений относительно образов авестийских богов, содержащие много мифов и сказаний о богах и героях древности; Вендидад – книга закона, как видно из названия ??-daк?a-dвta, «данный против дьяволов», и книга очищений; в этой книге мы находим этику и право мидийцев и персов, поскольку они могли войти в собрания священных предписаний; Бундегеш, самая поздняя часть, легендарная история основателя религии Заратустры и пророчество о конце мира.

Фрагмент Яшты – книги гимнов в составе Авесты

Само слово «Авеста» значит «знание», которое осуществилось благодаря откровению; пророк получил «закон» в беседах с богом или с его духами, чтобы возвестить его людям. Письменный текст Авесты достаточно позднего происхождения (видимо, не ранее III в. до н. э.), тем более это относится к ее многочисленным комментариям.

Наиболее же древние части священной книги, ее песнопения и гимны Гаты и Ясна, в том числе приписываемые самому легендарному пророку Заратустре, датируются примерно ХП-Х вв. до н. э., т. е. по времени близки к ранним древнеиндийским Ведам. Вся сложность проблемы состоит здесь в том, чтобы определить, что именно написал и предложил сам Заратустра и что существовало ранее и было лишь использовано пророком при проведении им своего рода религиозной реформы. А решение этой проблемы в свою очередь зависит от того, каким временем датировать годы жизни Заратустры.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Зороастризм в древнем Иране

Йима стал на сторону лжи, т. е. совершил грехопадение. В них есть и эпизод, повествующий о том, как Ахура-Маздакак-топредупредил Йиму, что миру может вскоре грозить гибель от мороза и наводнений, вызванных таянием снегов, и что ему надлежит построить крепость, в которую следовало бы поместить и тем самым спасти от гибели по паре каждой породы всех животных и птиц, а также все виды растений.

Что касается последней мифологемы, то связь ее с ближневосточной идеей великого потопа очевидна. А вот понятие о рае и идея грехопадения, хорошо известные лишь из ветхозаветных преданий Библии, ставят специалистов перед нелегкой задачей определить, кто на кого повлиял. Не исключено, что концепция райской жизни, греха и наказания, равно как и разработка проблемы бессмертия души, – древнеиранского происхождения.

Идея слияния духовной субстанции человека с высшим божеством характерна именно для индоиранских верований, как это будет показано в главах об индийских религиях. Эти верования могли быть основой для возникновения идеи о бессмертии души, особенно если иметь в виду, что упомянутая идея была в древнеиранских религиях теснейшим образом связана с самой сутью доктрины. Ведь в зороастризме судьба человека после смерти ставилась в прямую зависимость от его активности в борьбе сил добра и зла, от его веры в истинность исповедуемого им учения. Если ты веришь, если ты активен в борьбе со злом, если ты предан силам добра и света, то можешь рассчитывать на райское блаженство; если же не веришь и не борешься, то неизбежно окажешься в мире зла, среди духов тьмы и всякой нечисти. Мифология зороастризма разработала эсхатологическое (пророческое и обращенное в будущее) учение о конце мира и своего рода «Страшном суде», о делении всех людей на праведников и грешников: души праведников через три неба попадают в светоносную сферу, где пребывают рядом с Ахура-Маздой,а грешники оказываются в преисподней. При этом сам Заратустра помогает душам перейти через грань, отделяющую мир живых от мира мертвых, по волшебному мосту Чинват: для праведников мост широк, для грешников – узок, как лезвие бритвы.

Стоит оговориться, что некоторые детали эсхатологии зороастризма известны из текстов сравнительно позднего происхождения, что мешает делать уверенные выводы о происхождении той или иной идеи, в частности известной из Библии идеи о райском блаженстве и грехопадении, о мессианской функции пророка. Однако представления о приоритете зороастризма кажутся более предпочтительными, особенно на общем фоне истории этой религии после ее возникновения.

Специалисты полагают, что зороастризм распространял свое влияние сравнительно медленно: вначале его идеи разрабатывались лишь немногими общинами единоверцев и только постепенно, со временем, последователями нового учения становились адепты маздеизма из касты магов. Империя Ахеменидов в VI–Vвв. до н. э. во многом способствовала успеху зороастризма: были резко расширены политические границы Ирана и обеспечены контакты зороастрийцев с представителями иных доктрин, как ближневосточных (Египет, Вавилон), так и особенно иудейской. Считается, что иудаизм как религия, разрабатывавшаяся особенно интенсивно именно в годы вавилонского плена иудеев, испытал сильное влияние зороастризма. И хотя сами Ахемениды явно покровительствовали древнему маздеизму, а не зороастризму, этический пафос учения Зороастра более соответствовал духу времени, причем именно он, видимо, повлиял на иудаизм.

Мало известно об успехах зороастризма в годы, последовавшие за крушением империи Ахеменидов и тем более в период эллинизма, когда влияние греческой культуры на всем Ближнем Востоке было весьма ощутимым. Но некоторые косвенные данные позволяют полагать, что зороастризм как доктрина на рубеже нашей эры не просто существовал, но даже процветал и расширял свое влияние, причем не только в собственно Иране, но и на

соседних с ним землях. При этом следует иметь в виду, что речь идет уже о достаточно зрелом зороастризме, вобравшем в себя все уцелевшее наследие древнего маздеизма и разрабатывавшемся усилиями всех его жрецов, включая и потомков древних магов.

Так, считается, что зороастризм оказал немалое влияние на формирование доктрины некоторых ранних иудео-христианскихсект, в частности ессеев с их упором на идею добра и справедливости. Вообще проблема происхождения христианства не может быть полностью решена без учета влияния со стороны иранских религий. Известно, например, что культ Митры, распространившийся в восточных провинциях Рима незадолго до начала нашей эры, оказал огромное воздействие на римских легионеров после восточных походов I в. до н. э. Воитель Митра, патрон воинов, отождествлялся в рамках митраизма то сАхура-Маздойи божеством солнца, то с Юпитером, то с теммессией-спасителем,который упоминался в эсхатологических пророчествах иудеев. В честь Митры устраивались мистерии, строились ритуальные сооружения – митрейоны, создавались изображения и скульптуры. Ежегодно в день 25 декабря (позже – день рождения Христа) отмечали день рождения Митры. Веровавшие в Митру имели обыкновение причащаться хлебом и вином, символизировавшими его тело и кровь.

Все эти детали, как и сам культ мессии-спасителя,не оставляют сомнений в том, что митраизм сильно повлиял на некоторые стороны формировавшегося на рубеже нашей эры христианства, а легкость, с которой это оказалось возможным, объясняется тем, что зороастризм влиял и на иудаизм, и наиудео-христианскиесекты еще задолго до того, как в Римской империи широко распространился и стал популярен митраизм.

Но зороастризм был активен не только на западной периферии Ирана. Не менее ярко проявилось воздействие его на религиозные доктрины и на востоке, в частности в пределах Кушанской империи, существовавшей на рубеже и в первые века нашей эры. Отголоском зороастрийского влияния следует считать некоторые элементы буддизма Махаяны, сформировавшегося в начале нашей эры. Специалисты считают, что кушаны внесли в буддизм Махаяны эсхатологию зороастризма, что своим этическим потенциалом буддизм Махаяны обязан именно зороастризму, а сам будда грядущего Майтрейя в системе Махаяны

– это ипостась все того же Митры.

Выход на передний план в зороастризме культа Митры в качестве своего рода alter ego Ахура-Маздысыграл немалую роль в том, что зороастризм уже на рубеже нашей эры был, прежде всего, связан с почитанием солнца и огня, с культом света и сияния. Храмы зороастрийцев были храмами огня, так что далеко не случайно их стали именовать огнепоклонниками.

Огонь для зороастрийцев был символом чистоты, очищения, освобождения от скверны. Надо сказать, что физической чистоте они придавали исключительно важное значение, ритуальный смысл: всякая нечисть – это элемент сил тьмы и зла. Поэтому необходимо было остерегаться нечистоты, в том числе и трупов. Чтобы тела покойников (символ нечистоты) не соприкасались с чистыми стихиями (вода, земля, огонь, растения, металл), существовал и специфический обряд захоронения: в открытые сверху большие ступенчатые каменные ямыбашни особые служители сносили умерших. Их тела склевывали хищные грифы, а кости сбрасывались затем на дно вырытого в башне и облицованного камнем колодца. Такие сооружения сохранились и по сей день у парсов, живущих в западной Индии и исповедующих зороастризм. Нечистыми считались также больные, только что родившие женщины и женщины в определенные периоды их жизненного цикла. Всем им необходимо было пройти через специальный обряд очищения.

В процессе очищения, как упоминалось, самую важную роль играл огонь. Огонь был обязательным при любых ритуальных церемониях, в том числе и при совершении ритуалов в честь Митры или Ахура-Мазды,которые обычно сопровождались пением, жертвенной трапезой и вином и нередко отправлялись не в храме, а на свежем воздухе. Кроме огня почитались и остальные чистые стихии. Особым почтением пользовались также и некоторые виды животных – бык, лошадь, собака, пожиравшие трупы грифы.

Распространение зороастризма среди иранцев существенно изменило отношение к нему со стороны власть имущих. Если Ахемениды в свое время его как бы не замечали, отдавая явное предпочтение древнему маздеизму, то парфянские цари на рубеже нашей эры уже выдвигали его на передний план в качестве противовеса эллинско-римскомукультурному влиянию, а в сасанидском Иране зороастризм стал даже официальной государственной религией (верховный жрец зороастрийцевмобедан-мобедбыл в числе самых высших сановников государства). Мало того, он стал идейным знаменем всех иранцев и именно в этом своем качестве оказался основой рядасектантско-религиозныхдвижений.

Мани и манихейство

Наиболее известным и получившим широкое распространение едва ли не во всем мире, от Рима до Китая, было манихейство, учение Мани. Сын вавилонянина и знатной иранки, Мани (216–277)в молодости много путешествовал, посетил страны

Средней Азии и Индию, где внимательно знакомился с местными религиями, включая христианство, брахманизм, буддизм, учение гностиков (распространенная в Месопотамии религиозно-философскаядоктрина – смесь христианства, восточной мистики и греческой философии, – провозглашавшая греховность материального мира и непричастность к нему верховного божества). Обосновавшись в Иране и взяв за основу своего учения зороастризм. Мани едва ли не впервые в истории попытался создать всеохватывающую религиозную систему, которая вобрала бы в себя наиболее существенное из всех других.

Созданное Мани вероучение, характеризуемое в наши дни как система теософского синкретизма, оказалось достаточно жизнеспособным, просуществовав около тысячелетия и получив распространение во многих странах от Европы до Китая (в VIII в. оно стало даже официальной религией Уйгурского каганата). Суть синкретической системы Мани сводится к тому, что окружающий нас мир – арена жестокой борьбы двух начал, добра и зла, света и тьмы. Но манихейский дуализм отличен от зороастрийского в том, что мир света и добра ассоциируется с духовным началом, а мир зла и тьмы – с материальным. Отсюда явствует, что окружающий нас материальный мир – это мир зла. Цель же мирового процесса состоит в том, чтобы спасти частицы света, заключенные в человеке (точнее, в его душе), от власти материи-цель,характерная для многих индийских религий, включая буддизм. Соответственны и средства: истинные манихеи, «избранные», обязаны были вести аскетический образ жизни, не иметь собственности, семьи, жилища, не потреблять вина и мяса, даже не рвать растений, идущих в пищу. Содержать их должны были—опять-такипо индийскому стандарту – миряне, которые могли иметь семью и имущество, нормально питаться и которым давался статус «избранных» лишь перед смертью, в качестве своеобразного причастия.

Мифология и эсхатология манихейства являет собой трансформированный вариант зороастризма с весьма существенной примесью иных доктрин – от древнеиранской идеи вечного времени с ее линейным развитием событий и воплощающим эту идею Зерваном до христианских библейских представлений. Первоначально существовало идеальное равновесие сил света, воплощенного Отцом величия, иногда соотнесенным с Зерваном (Зарвом), и сил зла, олицетворенного Владыкой тьмы, соотнесенным с Ангро-Майнью:свет наверху – как идеальное начало, тьма внизу – как символ всего материального. Равновесие нарушилось, когда Владыка тьмы был привлечен блеском царства света.

Опасаясь нападения, Отец света (Отец величия) вызывает к жизни несколько духовных начал – его эманации. Поражение их в борьбе с силами тьмы приводит к смешению света и тьмы. Необходимость освободить светлые элементы от примеси побуждает Отца света создать видимый материальный мир из шкур и тел поверженных демонов. Вычленение из этого мира луны и солнца было началом высвобождения светлых элементов. Звезды, ветер, огонь, вода также были созданы из светлого начала, но все же с некоторой примесью элементов тьмы. Дабы закончить процесс высвобождения сил света, Отец величия вызывает

к жизни еще ряд духовных начал (всего их семь – эта цифра у манихеев была сакральной), с помощью которых демоны зла оказываются поверженными окончательно. Но материальный мир продолжает оставаться смешанным, как и воплощающие людей Адам и Ева (в Адаме преобладают светоносные элементы, а в Еве – противоположные). Наконец, вызванный Отцом света светоносный Иисус помог Адаму, вкусившему от древа жизни, познать добро и зло, вследствие чего истина была открыта, и спасение оказалось рядом. Но окончательно все стало на свои места лишь с появлением самого Мани, последнего посланника истины. Только теперь люди поняли и, главное, получили реальную возможность отделить элементы света в себе от элементов тьмы и освободить свой дух от тела. Окончание этого процесса в масштабе всего человечества завершится Страшным судом, после чего земля будет объята пламенем и станет гореть 146 8 лет, пока, наконец, все элементы света уйдут на небо, а материя вместе с демонами исчезнет в необъятной бездонной пропасти.

Вероучение Мани, проповедовавшее пассивные методы борьбы за спасение человечества, вначале было даже поддержано властями. Однако вскоре ситуация изменилась. Манихейство было объявлено ересью, а сам Мани казнен. Манихейские общины в основном были изгнаны из Ирана и рассеялись по всему миру, оказав существенное воздействие на некоторые религиозно-философскиеконцепции и сектантские движения средневековья как в Европе, так и в Азии. Часть такого рода движений со временем стала отличаться социальным радикализмом, как, например, движение маздакитов.

Основатель этого движения Маздак в конце-Vв. возглавил выступление против зороастризма в Иране и на время заручился даже поддержкой шаха Кавада. Суть социальных лозунгов Маздака сводилась к тому, что из учения манихеев о необходимости высвободить смешанные с тьмой частицы света выводилась идея созданияуравнительно-справедливогообщества (отнять у богатых – отдать бедным). Движение было жестоко подавлено Хосровом I в 529 г. Однако зороастризм в Иране в это время стоял накануне своего заката.

Исламизация Ирана положила конец зороастризму как широко распространенной и тем более официально господствующей религии. В мусульманском Иране огнепоклонники стали преследуемым меньшинством, причем значительная часть их, не выдержав преследований, стала мигрировать в Индию, где уже с VIII в. возникла, а затем в ходе последующих миграций все возрастала община парсов. В самом Иране в XVII в. насчитывалось 14 зороастрийских сект, в основном небольших общин. Впрочем, многое из идей зороастризма было воспринято исламом и особенно отдельными шиитскими сектами, как, например, исмаилитами.

Зороастризм как религиозная доктрина древнего мира занимает особое место в истории религий. Несмотря на отчетливо выраженный дуалистический характер доктрины, к которому сводится вся квинтэссенция древнеиранских религий, значение зороастризма состоит, во-первых,в выдвижении на передний план этического идеала и,во-вторых,в том, что в его дуалистической структуре на первом месте был резко отделившийся от всех остальных верховныйБог-творецАхура-Мазда.Возвышение и возвеличениеБога-творца,высшего символа Света и Добра, было в общем контексте истории религий важным шагом на пути к монотеизму.

Все ранние религии и религиозные системы были политеистическими, а существование

ипочитание верховного божества, своего рода первого среди равных, не мешало господству политеизма как идейно-структурнойосновы религиозного мировоззрения, что хорошо видно на примере и ближневосточных, и индоевропейских верований. Правда, тенденция к структурным сдвигам в сторону монотеизма уже намечалась, причем совершенно логично, что, прежде всего, она ощущалась там, где существовали длительные традиции централизованного государства во главе с обожествленным правителем, свидетельством чему является неудавшаяся реформа фараона Эхнатона.По-своемуэта тенденция проявилась

ив древнем Иране, где дуалистическая структура, выросшая на фундаменте политеизма, была своего рода вариантом монотеизма и, во всяком случае, важным шагом в его сторону.

Резюмируя, следует заметить, что идея монотеизма в ближневосточной древности на

studfiles.net

Зороастризм в древнем иране

Специалисты полагают, что зороастризм распространял свое влияние сравнительно медленно: вначале его идеи разрабатывались лишь немногими общинами единоверцев и только постепенно, со временем, последователями нового учения становились адепты маздеизма из касты магов. Империя Ахеменидов в VI-V вв. до н.э. во многом способствовала успеху зороастризма: были резко расширены политические границы Ирана и обеспечены контакты зороастрийцев с представителями иных доктрин, как ближневосточных (Египет, Вавилон), так и особенно иудейской. Считается, что иудаизм как религия, разрабатывавшаяся особенно интенсивно именно в годы вавилонского плена иудеев, испытал сильное влияние зороастризма. И хотя сами Ахемениды явно покровительствовали древнему маздеизму, а не зороастризму, этический пафос учения Зороастра более соответствовал духу времени, причем именно он, видимо, повлиял на иудаизм.

Мало известно об успехах зороастризма в годы, последовавшие за крушением империи Ахеменидов и тем более в период эллинизма, когда влияние греческой культуры на всем Ближнем Востоке было весьма ощутимым. Но некоторые косвенные данные позволяют полагать, что зороастризм как доктрина на рубеже нашей эры не просто существовал, но даже процветал и расширял свое влияние, причем не только в собственно Иране, но и на соседних с ним землях. При этом следует иметь в виду, что речь идет уже о достаточно зрелом зороастризме, вобравшем в себя все уцелевшее наследие древнего маздеизма и разрабатывавшемся усилиями всех его жрецов, включая и потомков древних магов.

Так, считается, что зороастризм оказал немалое влияние на формирование доктрины некоторых ранних иудео-христианских сект, в частности ессеев с их упором на идею добра и справедливости. Вообще проблема происхождения христианства не может быть полностью решена без учета влияния со стороны иранских религий. Известно, например, что культ Митры, распространившийся в восточных провинциях Рима незадолго до начала нашей эры, оказал огромное воздействие на римских легионеров после восточных походов I в. до н.э. Воитель Митра, патрон воинов, отождествлялся в рамках митраизма то с Ахура-Маздой и божеством солнца, то с Юпитером, то с тем мессией-спасителем, который упоминался в эсхатологических пророчествах иудеев. В честь Митры устраивались мистерии, строились ритуальные сооружения - митрейоны, создавались изображения и скульптуры. Ежегодно в день 25 декабря (позже - день рождения Христа) отмечали день рождения Митры. Веровавшие в Митру имели обыкновение причащаться хлебом и вином, символизировавшими его тело и кровь.

Все эти детали, как и сам культ мессии-спасителя, не оставляют сомнений в том, что митраизм сильно повлиял на некоторые стороны формировавшегося на рубеже нашей эры христианства, а легкость, с которой это оказалось возможным, объясняется тем, что зороастризм влиял и на иудаизм, и на иудео-христианские секты еще задолго до того, как в Римской империи широко распространился и стал популярен митраизм.

Но зороастризм был активен не только на западной периферии Ирана. Не менее ярко проявилось воздействие его на религиозные доктрины и на востоке, в частности в пределах Кушанской империи, существовавшей на рубеже и в первые века нашей эры. Отголоском зороастрийского влияния следует считать некоторые элементы буддизма Махаяны, сформировавшегося в начале нашей эры. Специалисты считают, что кушаны внесли в буддизм Махаяны эсхатологию зороастризма, что своим этическим потенциалом буддизм Махаяны обязан именно зороастризму, а сам будда грядущего Майтрейя в системе Махаяны - это ипостась все того же Митры.

Выход на передний план в зороастризме культа Митры в качестве своего рода alter ego Ахура-Мазды сыграл немалую роль в том, что зороастризм уже на рубеже нашей эры был прежде всего связан с почитанием солнца и огня, с культом света и сияния. Храмы зороастрийцев были храмами огня, так что далеко не случайно их стали именовать огнепоклонниками.

Огонь для зороастрийцев был символом чистоты, очищения, освобождения от скверны. Надо сказать, что физической чистоте они придавали исключительно важное значение, ритуальный смысл: всякая нечисть - это элемент сил тьмы и зла. Поэтому необходимо было остерегаться нечистоты, в том числе и трупов. Чтобы тела покойников (символ нечистоты) не соприкасались с чистыми стихиями (вода, земля, огонь, растения, металл), существовал и специфический обряд захоронения: в открытые сверху большие ступенчатые каменные ямы-башни особые служители сносили умерших. Их тела склевывали хищные грифы, а кости сбрасывались затем на дно вырытого в башне и облицованного камнем колодца. Такие сооружения сохранились и по сей день у парсов, живущих в западной Индии и исповедующих зороастризм. Нечистыми считались также больные, только что родившие женщины и женщины в определенные периоды их жизненного цикла. Всем им необходимо было пройти через специальный обряд очищения.

В процессе очищения, как упоминалось, самую важную роль играл огонь. Огонь был обязательным при любых ритуальных церемониях, в том числе и при совершении ритуалов в честь Митры или Ахура-Мазды, которые обычно сопровождались пением, жертвенной трапезой и вином и нередко отправлялись не в храме, а на свежем воздухе. Кроме огня почитались и остальные чистые стихии. Особым почтением пользовались также и некоторые виды животных - бык, лошадь, собака, пожиравшие трупы грифы.

Распространение зороастризма среди иранцев существенно изменило отношение к нему со стороны власть имущих. Если Ахемениды в свое время его как бы не замечали, отдавая явное предпочтение древнему маздеизму, то парфянские цари на рубеже нашей эры уже выдвигали его на передний план в качестве противовеса эллинско-римскому культурному влиянию, а в сасанидском Иране зороастризм стал даже официальной государственной религией (верховный жрец зороастрийцев мобедан-мобед был в числе самых высших сановников государства). Мало того, он стал идейным знаменем всех иранцев и именно в этом своем качестве оказался основой ряда сектантско-религиозных движений.

studfiles.net

Зороастризм в Иране: самая древняя и самая актуальная конфессия » Политус.ру

После Исламской революции зороастрийцев коснулись те же ограничения, что и представителей других религиозных меньшинств. Наряду с христианами и иудеями, для них зарезервировано одно место в парламенте, они могут содержать собственные школы, детские сады, культурные и спортивные объединение.

Зороастризм, такой древний, кажется чем-то не совсем реальным в современном городе, чем-то далеким и непонятным. Около двухсот тысяч зороастрийцев живут в современном мире, из них в Иране — всего около 25 тысяч. Если присмотреться поближе к насыщенной истории этой религии и ее содержанию, она окажется гораздо ближе к нам и намного понятнее.

Исследовательница Мэри Бойс (MaryBoyce) назвала зороастризм самой трудной для изучения живой религией мира. Это обусловлено его необычайной древностью и сложной историей. Возникновение зороастризма Бойс датировала периодом около 3500 лет назад. Будучи государственной религией Персидских империй с VI века до н.э. по VII век н.э., зороастризм распространился на огромной территории Ближнего и Среднего Востока. Однако арабское завоевание положило конец его доминированию. На смену зороастризму пришел ислам.

Точные даты жизни пророка Заратуштры, которого античные авторы упоминают под именем Зороастра, неизвестны, приблизительно установлено, что он жил после 1500−1200 гг. до н.э. Он был священнослужителем и составил Гаты, семнадцать гимнов, обращенных к богу. Гаты легли в основу и стали частью Авесты — священного писания зороастрийцев. Верховное божество зороастризма — Ахура-Мазда, «Господь мудрости», которого Заратуштра провозгласил «единственным несотворенным богом, существующим вечно, творцом всего благого, включая всех других добрых и благих божеств». Ему противостоит Ангра-Манью («Злой дух»), который является источником злого, темного, небытия. Мир, сотворенный Ахура-Маздой, предстает как арена борьбы добра и зла, в которой каждый человек должен сделать свой выбор. Отсюда основной принцип этой религии — благие мысли, благие слова, благие дела. Как видно, хотя это монотеистическая религия, ей присущ дуализм.

В зороастризме уже присутствовала идея свободного выбора между добром и злом, посмертного суда и воздаяния, рая и ада, где владычествует Ангра-Манью. Посмертное воздаяние зависит от поступков и помыслов человека, которые будут взвешены на суде после его смерти. Существовало и представление о конце времен, периоде последнего суда, после которого наступит царство справедливости и добра, а все злое и все грешники будут окончательно уничтожены. Позднее появляется идея о грядущем Спасителе. Таким образом, те идеи, которые мы встречаем в иудаизме, христианстве и исламе, присутствовали еще в зороастризме.

Заратуштра предписал последователям новой религии молиться пять раз в день, предварительно омыв лицо, руки и ноги. Зороастризм особенно внимателен к понятию чистоты, прежде всего ритуальной, отсюда многочисленные обряды очищения и ограничения, связанные с загрязнением и осквернением. По этой причине, например, труп человека не захоранивался в земле и не сжигался, чтобы избежать осквернения священных стихий. Раньше покойников оставляли на открытом воздухе — на специальных «башнях молчания». Сейчас зороастрийцы прибегают к другому способу: земляная могила заполняется цементом, чтобы мертвая плоть — воплощение нечистого — не соприкасалась с землей.

Зороастризм — еще и самая древняя в мире религия откровения (т.е. посланная через пророка), повлиявшая на развитие иудаизма и складывание христианства и ислама. Хотя корни ее уходят намного глубже. Мэри Бойс указывает на то, что некоторые из ритуалов и верований, которые были восприняты зороастризмом, отсылают нас к культуре протоиндоиранцев, то есть общности, которая в начале III тысячелетия до н.э. разделилась две ветви — иранцев и индийцев-индоариев. «В течение столетий устойчивого, неизменного образа жизни, начиная, видимо, с IV-III тысячелетий до н.э., протоиндоиранцы сформировали такую стойкую религиозную традицию, что элементы ее сохранились до наших дней у их потомков — брахманов Индии и зороастрийцев Ирана». Стихии воды и огня уже тогда были основными объектами культа, ведь именно вода и огонь обеспечивали жизнь человека.

Современный Иран унаследовал много зороастрийских традиций. Например, к таким относится празднование Новруза, который отмечается 21 марта и официально является началом нового года в Иране. С приходом ислама зороастризм, который имел потенциал стать мировой религией, стал религией меньшинства и постепенно утрачивал своих последователей. Кроме того, община сжималась за счет эмиграции и смешанных браков, потомки которых были мусульманами. Зороастрийцы, наряду с христианами и иудеями, относились к числу «людей Писания» и могли исповедовать свою веру. Хотя верность зороастризму перестала быть выгодной с экономической и общественной точки зрения, что способствовало переходу в ислам (помимо прямого принуждения, конечно).

При шахах династии Пехлеви на некоторое время зороастризм из притесняемой религии превратился в символ иранского национализма. Реза-шах Пехлеви (1925−1941) использовал зороастризм, чтобы ослабить влияние шиитского духовенства. В тот период Иран, особенно интеллектуальная элита, переживал настоящую моду на зороастризм. Мусульмане отдавали своих детей в зороастрийские школы, а государственные учреждения украшала символика этой религии. Представители данного меньшинства начали занимать высокие должности в государственном аппарате и получали офицерские чины, что раньше было невозможно. Шиитское духовенство, хотя и недовольное таким положением вещей, в конце 1930-х годов издало специальную фетву, объявляющую, что зороастрийцы находятся под защитой ислама. В 1960 году в Тегеране состоялся первый всемирный зороастрийский конгресс. Такую политику продолжал последний Пехлеви, Мохаммад-Реза-шах, свергнутый в феврале 1979 года.

После Исламской революции зороастрийцев коснулись те же ограничения, что и представителей других религиозных меньшинств. Наряду с христианами и иудеями, для них зарезервировано одно место в парламенте, они могут содержать собственные школы и детские сады, создавать культурные и спортивные объединения и иметь отдельное кладбище. У них есть собственные новостные и информационные ресурсы и печатные издания. Например, «Берасад» и «Амордад». Для религиозных церемоний и праздников, а также свадеб у зороастрийцев есть свои залы и помещения.

К 1970-м годам большинство зороастрийцев Ирана уже проживало в Тегеране, такое положение сохраняется и сейчас. Однако Йезд был и остается одним из важнейших центров этой общины. В одноименной провинции сохраняются зороастрийские селения. В настоящее время США, Канада и Великобритания, наряду с Индией, являются главными центрами проживания зороастрийцев за пределами Ирана.

Один из зороастрийских храмов — атешкаде — Тегерана находится неподалеку от улицы Фирдоуси, прямо напротив армянской церкви Сурб Аствацацин и в паре минут ходьбы от культового кафе «Надэри». К храму примыкает школа. Сам храм с улицы не видно, к нему ведет небольшая дверь, за которой собственно храм в небольшом дворе, офис, библиотека и другие постройки. В храм может прийти любой желающий, но до определенного времени, когда там начинается богослужение. Приходят сюда и мусульмане, которым интересно больше узнать о зороастризме. Некоторые члены общины заходят в течение дня, чтобы помолиться. С одной стороны интересно наблюдать зороастрийские религиозные церемонии, с другой стороны, тишина пустого храма с горящим в центре огнем вызывает благоговение. Хотя профанное всегда находит свой путь в просторы сакрального: однажды в храме сломалась вытяжка, огонь пришлось перенести, а очаг, расположенный в центре за стеклом, просто прикрыли пленкой.

Атмосфера в храме стала особенной, когда молодой представитель общины нараспев читал гимны из Авесты и, следуя ежедневному ритуалу молитвы, снял и снова повязал кушти — белый шнур, который все зороастрийцы носят как некое подобие пояса, обернув его три раза вокруг поясницы (число «три» считается священным). Его впервые повязывает мобед, зороастрийский священнослужитель, во время обряда седре-пуши. Это церемония инициации, соответствующая по смыслу христианскому крещению. Седре-пуши проводят в подростковом возрасте, около 15 лет, одинаково для мальчиков и девочек. Во время этой церемонии под чтение молитв и гимнов из Авесты на подростка впервые надевают нижнюю белую рубаху судра и повязывают пояс кушти. «Практикующие» члены общины, которые регулярно посещают храм и молятся, носят их постоянно. Обряд инициации может проводиться и в более позднем возрасте, например, для человека, не рожденного в этой религии.

Другой зороастрийский адрес Тегерана — это большое владение в районе Техран-парс на востоке столицы. За высоким забором находится территория с храмом, залом для мероприятий, спортивными постройками и другими помещениями. Здесь проводятся крупные праздники, собирающие сотни, а то и тысячи участников.

Один из таких — Джашн-э Саде, праздник, который случается за 50 дней до Новруза, т. е. 30 января. Он посвящен огню и символизирует приближение весны и нового года. На Джашн-э Саде собирается огромное число зороастрийцев Тегерана. Это уже не столько религиозная, сколько общественная часть праздника с ярмаркой, угощениями и концертной программой. На входе в концертный зал гостей встречают две девушки в традиционном наряде, предлагающие сладости и каплю розовой воды на руки. Вся программа состоит из детской и подростковой самодеятельности: песен и традиционной музыки. Под занавес на сцену выпускают знаменитого в общине певца. Однако настоящая кульминация наступает, когда на нее поднимаются мобеды в белоснежных нарядах. После чтения молитв они, как и все присутствующие отправляются во двор, чтобы зажечь огонь. Вечером огромный костер выглядит внушительно, хоровод вокруг него добавляет колорита. Но ко времени, когда он догорает, людей становится все меньше и наконец все расходятся.

В столице бросается в глаза обилие изображений Фаравахара — символа зороастризма и олицетворения благого духа Фраваши. Кулоны и другие предметы с Фаравахаром не только продаются повсеместно, в том числе как сувенир, но и пользуются популярностью. Во всяком случае, их носят не только зороастрийцы, но и мусульмане. Среди мусульман есть те, кто тайно исповедует эту религию и даже специально ездит за рубеж для проведения седре-пуши. По словам представителей общины, сейчас даже можно говорить о новой моде на зороастризм.

В отличие от христианства или иудаизма, зороастризм — часть истории и культурного наследия иранцев. Интерес к нему может быть обусловлен как духовными исканиями, так и любознательностью по части истории. А иранцы, безусловно, знают и гордятся своей древней историей, поэтому восприятие зороастризма — особенное по сравнению с другими религиями меньшинств.

Анаит Багдасарян

Ждём Вас на нашем канале Политика и экономика Politus, где публикуются дополнительные статьи, не размещенные на этом сайте

politus.ru

зороастризм, митраизм. Авеста, ее структура.

ТОП 10:

Религиозная система древних иранцев складывалась в стороне от главных центров ближневосточной цивилизации и по характеру заметно отличалась от религиозных представлений Древнего Египта или Месопотамии, насыщенных мифологией и наполненных приключениями богов и героев. Это и неудивительно: генетически древнеиранские религии восходят к древнейшим верованиям индоевропейских народов, принадлежавших к иной языковой семье и культурной традиции. Гипотетическая прародина индоевропейцев до сих пор не вполне ясна и вызывает ожесточенные споры специалистов. В самом общем виде ее можно локализовать районами Причерноморья, включая Анатолию, и Прикаспием. Именно отсюда различные ветви индоевропейцев, преимущественно скотоводов, стали на рубеже III-II тысячелетий до н.э. энергично мигрировать на восток, юг и запад, что со временем привело к возникновению нескольких древних цивилизаций (греческой, иранской, индийской) и оказало немалое воздействие на развитие других очагов мировой культуры, вплоть до Китая.

Ранние верования индоевропейских народов достаточно хорошо запечатлены в древнеиндийских ведах и религиозных представлениях греков, германцев и славян. Сложившиеся в среде пастушеских племен еще на их прародине в III тысячелетии до н.э., если не раньше, они и после расселения сохранили между собой немало общего, что легко фиксируется в ходе их сравнительного изучения. В целом эти верования вполне соответствовали стандартам раннерелигиозного комплекса. Однако на протяжении долгих веков в процессе расселения и после него в каждом из новых регионов ойкумены, освоенных осевшими там индоевропейцами, развитие религиозных представлений шло хотя и на единой общей основе, но своим путем. При этом важную роль играла общность исторических судеб или географическая близость тех или иных племен, первоначально перемещавшихся, скажем, в одном направлении, а позже отделившихся друг от друга.

Такую близость, в частности, легко увидеть на примере индоиранской общности, мигрировавшей к востоку и юго-востоку от прародины. Не вполне ясно, как и при каких обстоятельствах эта общность, объединенная самоназванием “арии”, разделилась на части, одна из которых осела в восточной части Ирана, а вторая продолжала кочевать в сторону долины Ганга. Но близость обеих частей вполне очевидна, как достаточно заметна и их все возраставшая со временем взаимная враждебность. Можно полагать, что взаимное отчуждение было обусловлено усиливавшимся противостоянием оседло-земледельческой части общности продолжавшим кочевать скотоводам, хотя не исключено, что поляризации частей ее способствовал и раскол разросшегося коллектива на дуально-родовые группы. Однако сам факт раскола очевиден и четко фиксируется при изучении религиозных представлений и мифологии соответственно древних иранцев и индоариев. Оба комплекса представлений были знакомы с двумя противостоявшими друг другу классами божественных сил: у иранцев это были ахура и дэвы, у индоариев - дева и асуры. При этом весьма показательно, что первая группа божеств считалась благой, а вторая вредоносной. Главой группы дэвов (дева) был один и тот же Индра, но у индоариев он был великим и почитаемым богом, а у иранцев - злокозненным демоном.

Отчетливое противопоставление благих сил (дева) и демонов- . асуров в древней Индии не оказалось (как это будет видно из последующего изложения) фундаментом религиозных представлений индоариев, где на передний план вышли иные мироустроительные и космические концепции. Зато в древнем Иране именно это жесткое противостояние стало основой основ всех генеральных религиозных конструкций. Мифологическая картина мира здесь строилась на фоне противопоставления сил Добра и Света, воплощенных в этическом законе Арта и олицетворенных великим Ахура-Маздой (греч. — Ормузд), и сил Тьмы и Зла, воплощенных во лжи и олицетворенных Ангро-Майнью (Ариманом). Этот ритуально-этический дуализм стал фундаментом всех доисламских религий Ирана.

ЗОРОАСТРИЗМ И МАЗДЕИЗМ

Религиозный дуализм древних иранцев чаще всего связывается с зороастризмом, т.е. с учением великого пророка Зороастра (Зарагуштры), которое зафиксировано в древнейшей священной книге Авесте. Письменный текст Авесты - достаточно позднего происхождения (видимо, не ранее III в. до н.э.), тем более это относится к ее многочисленным комментариям. Наиболее же древние части священной книги, ее песнопения и гимны Гаты и Ясны, в том числе приписываемые самому Зороастру, датируются примерно ХII-Х вв. до н.э., т.е. по времени близки к ранним древнеиндийским ведам. Вся сложность проблемы состоит здесь в том, чтобы определить, что именно написал и предложил сам Зороастр и что существовало ранее и было лишь использовано пророком при проведении им своего рода религиозной реформы. А решение этой проблемы в свою очередь зависит от того, каким временем датировать годы жизни Зороастра.

Зороастр - личность легендарная, хотя многие исследователи признают его реально существовавшим деятелем. О нем нет практически никаких достоверных сведений, а время его жизни в разных древних источниках варьируется от ХIII до VI в. до н.э. Более поздние легенды повествуют о преследованиях, которым он подвергался, изображают его культурным героем, великим пророком, спасителем человечества и т.п. Но в наиболее ранних персидских текстах (ахеменидских надписях) о нем не упоминается, хотя в этих текстах есть немало связываемых с его именем идей, в частности в связи с прославлением Ахура-Мазды. Неудивительно, что специалисты оказываются в затруднении. Одни вообще ставят под сомнение реальное существование пророка, другие считают, что он в свое время впал в немилость и был сознательно предан забвению, а третьи склонны видеть в религиозной системе персов времен Ахеменидов лишь предтечу зороастризма-маздеизм, т.е. первоначальную доктрину, которую впоследствии реформировал Зороастр.

Это последнее соображение заслуживает внимания, хотя оно тоже не отвечает на вопросы, когда жил Зороастр, что именно он изменил в раннем маздеизме и каким образом обновленный им маздеизм стал восприниматься в качестве зороастризма. Оставив все эти вопросы в стороне, обратимся к первоначальной основе древнеиранской религии. Будем условно именовать ее маздеизмом - по имени Ахура-Мазды.

Верховным божеством и творцом всего сущего считался Ахура-Мазда, причем его первой и основной функцией вначале было, видимо, моделирование космических элементов Вселенной. Своего рода правой рукой и земным помощником его был Митра, в функцию которого первоначально входили социальная организация людей и посредничество между миром божественного и человечеством. Позже он превратился в божество договора, согласия, а также стал богом солнца и покровителем воинов. Третьей в верховной первоначальной триаде древнеиранских богов была Ардвисура Анахита, богиня воды и плодородия, воспринимавшаяся в качестве дочери Ахура-Мазды. Параллельно с этой троицей существовал грозный бог времени Зерван (Зурван). Хотя его подчас считают не имеющим прямого отношения к маздеизму и тем более зороастризму, более поздние мифы приписывают именно ему рождение Ахура-Мазды.

Глава мира дэвов Ангро-Майнью был вначале, видимо, сравнительно мало значившей фигурой маздеистского пантеона - тем более, что с миром дэвов, как упоминалось, ассоциировалась индоарийская ветвь ариев, уже оторвавшаяся от иранцев. Но противопоставление двух ветвей, двух групп божеств и, как следствие, двух их глав (Ахура-Мазды и Ангро-Майнью) существовало. И не только существовало, но и вследствие каких-то неясных пока причин нарастало. Не исключено, что эти причины как раз и были связаны с именем и деятельностью пророка Зороастра, годы жизни которого приходятся, скорее всего, на VIII-VII вв. до н.э. Во всяком случае, первые ахеменидские цари уже должны были быть знакомы с этим учением. И если они по какой-то причине его не приняли, то виной тому, возможно, был консерватизм касты жрецов-магов, предпочитавших новому зороастризму древний маздеизм.

Реформы Зороастра, как они запечатлены в Авесте, были достаточно радикальными и уже по одной этой причине могли быть восприняты далеко не всеми и не сразу, особенно если учесть факт существования касты магов, ревниво оберегавших основы маздеизма. Суть нововведений сводилась как к резкому возвеличению Ахура-Мазды за счет всех остальных почитаемых богов и столь же резкому противопоставлению ему злобного Ангро-Майнью, так и к приданию всем древним божественным силам явственного этического акцента, к превращению их в некую абстракцию, символизирующую тот или иной аспект великого блага, абсолютного Добра (или соответственно Зла). Высшая божественная семерка в трактовке Зороастра выглядела не просто как семеро бессмертных святых (Амеша Спента), но как аллегории благих достоинств Ахура-Мазды, его шесть эманаций - благая мысль, истина, власть (божия), благочестие, целостность (благосостояние) и бессмертие, соответственно связанные с шестью основными первосубстанциями -скот, огонь, металл, земля, вода, растения. Сам Ахура-Мазда возглавлял божественную семерку в качестве святого духа.

Перенос акцента из сферы религии в сферу этики сопровождался настоятельной апелляцией пророка к человеку, стремлением не просто выдвинуть на передний план социальную проблему добра и зла, но соединить этику с космологией и придать упомянутой проблеме божественный, поистине космический смысл. В трактовке Зороастра сама этика была превращена в религию. Мир осмыслялся сквозь призму кардинальных этических категорий, за которыми явственно проглядывала личность самого пророка - человека, мощного духом, признанного вероучителя, одного из первых в истории харизматических лидеров. В этом смысле зороастризм как доктрина принадлежит к принципиально новому типу религий - к религиям основателя, пророка.

Суть зороастризма в самом общем виде, как уже говорилось, сводится к тому, что все сущее делится на два полярно противоположных лагеря - мир света и добра и царство тьмы и зла, между которыми идет непримиримая борьба, составляющая основу мирового процесса как на земле, так и вне ее, в мире богов. Ахура-Мазде помогают в этой борьбе духи света и чистоты, истины и добра, Ангро-Майнью -силы зла. И далеко не случайно древние маздеистские божества в зороастризме стали олицетворяться высокими понятиями справедливости, благочестия, благомыслия: Зороастр как бы обращался к Человеку с призывами помочь благородным небесным силам в их непримиримой борьбе, став с этой целью лучше, честнее, чище и, сосредоточив все свои старания и чаяния на том, чтобы одолеть мир зла, покончить со всякой нечистью. Далеко не случайно в гимнах Авесты люди призывались быть доброжелательными, умеренными в помыслах и страстях, готовыми жить в мире и дружбе, помогать ближнему. Восхвалялись честность и верность, осуждались воровство, злословие, преступление. При этом едва ли не основной идеей этической доктрины зороастризма был тезис о том, что истина и добро, равно как страдание и зло, зависят от самих людей, которые могут и должны быть активными творцами собственной судьбы.



infopedia.su

Поздние национальные религии, Зороастризм - древняя религия Ирана

К поздних этнических религий относятся: зороастризм (Иран) индуизм, джайнизм, сикхизм (Индия) конфуцианство, даосизм (Китай) синтоизм (Япония) иудаизм (религия евреев во многих странах мира) и др.. Основн ними чертами поздних национальных религий является то, что они в своем большинстве существуют до нашего времени. Большинство из них политеистические, но есть и монотеистические (иудаизм, сикхизм). Меняется характер жертвоприношений: жертвы животных значительно сокращены, от человеческих жертвоприношений отказались совсем. Также на этом этапе в большинстве национальных религий первостепенное ного значение приобретает учение о загробной жизнитя.

На характеристике некоторых из этих поздних этнических религий остановимся подробнее

1531 Зороастризм - древняя религия Ирана

. Зороастризм - религия, которая была распространена в древности и раннем. Средневековье в ряде стран. Ближнего и. Среднего. Востока и была господствующей религией в древнеиранской империях примерно с VI в до не по VII в не со ороастризм был государственной религией. Ирана до его завоевания арабами. Его основатель - пророк. Заратуштра. Греки произносили это имя как. Зороастр (от греч астрономическая - звезда), поскольку они считали. Заратуштра м удрецем-астрологом, и в такой форме имя пророка пришло к европейцам. Отсюда и название этой религии. Учение. Заратуштры изложено викладене в . Авесте - сборнике священных книг, отражавших религиозные верования и мифологические представления древнеиранского племен. Текст. Авесты состоит из 3-х главных книг:"Ясное","Яшты","Видевдата"Древнейшая часть. А. Авестыot;.. Найдавніша частина. Авести -. Гаты (гимны и молитвы) считаются написанными самим. Заратуштра, другие части написанные последователями пророка

Основная черта зороастризма - дуализм. Согласно его вероучением, в основе мира лежит борьба между злом и добром, которая никогда не прекращается. Светлое начало олицетворяет добрый бог. Агура-Маз-да; темное, плохо -. Ангра-Майнью. Каждый из богов возглавляет является сонм духов: света и добра -. Ахура, и зла - дэвов. Оба великих божества считаются равноправными творцами мира. Первый создал все доброе, разумное, полезное, второй - все плохое и вредное. Это касается ется и области этики: правда, добро, справедливость противостоят лжи, злу, подлостилості.

Агура-Мазда и. Ангра-Майнью борются за человека. Она создана. Агура-Маздой, но свободная в выборе между добром и злом. Таким образом, в зороастризме важная роль отводилась духовному совершенствованию человека, рассматривается как арена битвы мировых сил. Главное внимание сосредотачивалось на деятельность ьности человека, которая основана на триаде"добрые помыслы, добрые слова, добрые дела","отрекаюсь злых помыслов, злых слов, злых дел"(Авеста). Зороастризм призвал человека к чистоте и порядку, учил спи вчуття к людям и благодарности, требовал выполнять свои обязательства. В культе зороастризма особое значение придается огня как очищающее силгню як очищувальній силі.

Зороастризм признавал бессмертие души. Имея свободу выбора своего места в жизни, человек мог стать на сторону добра или зла их вечной борьбе и соответственно заслужить или посмертное блаженство, или страшные муки. То, куда попадет его душа после смерти - в ад или и в рай - зависело от ее поведенияи.

Мифология зороастризма разработала эсхатологическое учение о конце мира и страшном суде - разделение всех людей на праведников и грешников. Человеческая история в зороастризме делится на три эры:. Создание,. Смешивание,. Разделение. Сейчас идет эра. Смешивание я, т.е. борьбы против зла, однако придет момент окончательной победы над злом в эру. Разделение. В день. Последнего. Суда грешники умрут навсегда, а праведные, которым. Агура-Мазда даст напиток бессмертия, будут ь жить вечно и счастливоиво.

зороастрийского вероучения было уникальным для своего времени. Многие его положений глубоко благородные и нравственные. Поэтому не случайно, что более поздние религии - иудаизм, христианство, ислам-многое позаимствовали с зороастризма. Все эти религии предлагают следовать высоким нормам морали и строгим правилам поведения частности, большое влияние на христианство имела разработанная одним из первых в зороастризме концепция греха как нравственного падения человека. Именно в этой религии посмертная судьба человека зависит от добра или зла, наработанного ней при жизни бессмертие тела не придавалось большого значения. Главным было спасин ния души. Кроме того, на христианство значительно повлияло эсхатологическое учение о конце мира,"страшный суд", а также о пришествии"мессии", который спасет человечество и наконец выигрывает битву добра против злграє битву добра проти зла.

uchebnikirus.com

Зороастризм в Иране: от зарождения к возрождению

Над тем, что и как «говорил Заратустра», в Иране до сих пор размышляют не меньше великого философа Ницше. И если его книга «для всех и ни для кого», то Авеста, наверное, — не для каждого и не для случайного. Что принимают на веру зороастрийцы современности?

Пророк Заратуштра

Изображение Заратуштры из храма огня в Йезде / источник фото: wikipedia.org

 

Вера «на исходе»

«За древностию лет» установить точную дату появления зороастризма не представляется возможным. По одной из версий, когда жил и проповедовал Заратуштра (или Зороастр), мир еще не знал имени Александра Македонского (356-323 годы до н.э.), а по другой — династию Ахеменидов уже сменили Селевкиды [македонская династия, объявившая себя наследницей азиатской империи Македонского в 312 году до н.э. — прим. «Иран сегодня»]. Версий много, но, так или иначе, британская исследовательница Мэри Бойс называет приблизительную цифру три с половиной тысячелетия назад. Такой почтенный возраст самой древней религии откровения (т.е. посланной через пророка) отнюдь не делает ее историей.

На сегодняшний день в мире проживает около 200 тысяч последователей зороастризма. Из них, по разным оценкам, от 25 до 50 тысяч живут в Иране, что делает его вторым после Индии по численности этой религиозной группы. 

Церемония в зороастрийском храме Тегерана, Иран

Церемония посвящения мобеда (зороастрийского священнослужителя) / источник фото: seratnews.com

 

Учение «по существу»

По современным меркам небольшие религиозные общины зороастризма — гебров в Иране и парсов в Индии — являются наследниками религиозных традиций двух когда-то значительнейших ветвей протоиндоиранцев: иранцев и индийцев-индоариев. Несмотря на некоторые различия, основа их учения одна — представление об Ахура-Мазде («Мудром Господе»), которого Заратуштра провозгласил «единственным несотворенным богом, существующим вечно, творцом всего благого, включая всех других добрых и благих божеств». Ему противостоит Анхра-Манью («Злой дух»), источник всего злого и темного, то есть небытия. Мир и сердца людей — арена их борьбы.

Уже в зороастризме появляется идея свободного выбора между добром и злом и воздаяния каждому по его поступкам, что впоследствии нашло свое продолжение в трех крупных конфессиях — христианстве, иудаизме и исламе. Впрочем, зороастризм обогатил не только мировые религии, но и культуры. В частности, подарил Ирану официальный новый год.

Зороастрийский храм в Йезде

Зороастрийский храм в Йезде / источник фото: navid24.com

 

Вызовы призыву веры

Хотя в Иран и новый год не приходит без зороастрийской традиции [Ноуруз — иранский новый год, пришедший из зороастризма; празднуется 21 марта — прим. «Иран сегодня»], история зороастризма в этой стране однозначной не была. Первым серьезным ударом стало арабское завоевание, принесшее на земли Ирана не только новую письменность, но и новую систему взглядов — ислам [в 637 году арабы взяли столицу сасанидского Ирана, Ктесифон, а к 651 году почти весь Иран оказался под властью Арабского халифата — прим. «Иран сегодня»]. 

С тех пор зороастризм, который мог бы претендовать на роль мировой религии, стал постепенно терять своих последователей в Иране. Не способствовали его популяризации и процессы эмиграции, а так же межконфессиональные браки, потомство в которых отдавало предпочтению исламу. 

Моление в зороастрийском храме селения Чак-Чак / источник фото: asriran.com

 

Верное пламя

И все же отстоять очаги веры — как в прямом, так и в переносном смысле — удалось традиционным зороастрийским центрам Ирана — городам Керману и Йезду. Зороастрийцы Йезда, защищая священный для них огонь от постоянных набегов, выстраивали свои дома как крепости. Такую узнаваемую застройку города отмечали еще первые европейские путешественники, впрочем, говорили они и об особой чистоте Йезда.

Дело в том, чистота — один из ключевых принципов зороастрийского учения. Как тогда, так и сейчас, последователи зороастризма уделяют особое внимание очищению — как личному, так и окружающему. Отсюда омовение перед молитвой, особые маски, препятствующие осквернению дыханием священного огня, а так же отсутствие обрядов захоронения или сжигания — во избежание осквернения любой из стихий природы. Последняя традиция держалась весьма долго, и лишь под нажимом шаха Резы Пехлеви (1925-1941) зороастрийцы стали постепенно отказываться от специальных «башен молчания», где умерших оставляли на открытом воздухе, и стали прибегать к захоронению в зацементированных гробах.

Зороастрийское кладбище в Тегеране

Зороастрийское кладбище в Тегеране / источник фото: isna.ir

 

От зарождения к возрождению

Однако едва ли первая половина ХХ века реально пошатнула позиции зороастрийцев в Иране. Скорее — наоборот. Помимо традиционных центров и их окрестностей, где реставрировались старые зороастрийские храмы, вроде Гахамбар-хане, и строились новые, зороастрийцам был открыт путь и в столицу. По данным исследовательницы Мэри Бойс, между 1945 и 1965 годом численность зороастрийцев в Йезде уменьшилась почти наполовину, впрочем, настолько же прибавилась в Тегеране. А еще ранее в 1925 году первому зороастрийскому официальному депутату Кею-Хосрову Шахроху удалось добиться принятия в меджлисе (парламенте) официального употребления зороастрийских имен для названия месяцев солнечного календаря.

В этот же период, к середине столетия, зороастризм пережил настоящее возрождение. Ведь во время правления последней династии шахов Ирана Пехлеви (1925-1979) зародилась своеобразная мода на зороастризм: религиозная символика стала украшать государственные учреждения, мусульмане охотно отдавали своих детей в зороастрийские школы. Сами же зороастрийцы начали занимать высокие должности в государственном аппарате и получали офицерские чины, что раньше было невозможно. А уже в конце 1930-х годов шиитское духовенство объявило в специальной фетве, что зороастрийцы находятся под защитой ислама.

Зороастрийский храм в Тегеране

Зороастрийский храм в Тегеране / источник фото: morahem.com

 

С «нового дня»

На сегодняшний день зороастрийцы имеют такой же набор прав, как и другие религиозные меньшинства Ирана. За ними закреплено одно место в парламенте, предоставлена возможность содержать собственные школы и детские сады, отдельные кладбища, а также создавать культурные и спортивные объединения. Узнать о них, впрочем, не трудно. Ведь религиозные меньшинства Ирана сегодня могут осваивать не только духовное, но и медиапространство. Достаточно полистать издания «Берасад» и «Амордад».

Отыскать же самих зороастрийцев в Тегеране тоже не слишком сложно. Вот, по крайне мере, два адреса: зороастрийский храм (атешкаде) неподалеку от улицы Фердоуси, прямо напротив армянской церкви Сурб Аствацацин; и зороастрийский комплекс на востоке столицы, в районе Техран-Парс. 

 

Материалы по теме:

Какая религия у иранцев предшествовала зороастризму?

Путеводитель по зороастризму: три эры мироздания

iransegodnya.ru