Уголовное право древнего востока. 6. Основные кодификации Древнего Востока
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

igpzs. Уголовное право древнего востока


Особенности уголовного и уголовно-процессуального права в странах Древнего Востока.

Количество просмотров публикации Особенности уголовного и уголовно-процессуального права в странах Древнего Востока. - 371

 

УГОЛОВНОЕ право отличалось ярко выраженной суровостью системы наказаний. Это было обусловлено той социальной задачей, которую выполняло в обществе уголовное законодательство - задачей устрашения через наказание. Поэтому и широко применялись такие виды наказания, как смертная казнь, членовредительские (телесные) наказания. Отличительной чертой уголовного права была неадекватность степени строгости наказания, степени тяжести преступления. Законодатель широко применяет самые суровые виды наказания, в т.ч. и смертную казнь, за малейшие правонарушения. Тем самым он стремится обеспечить законопослушание граждан.

Еще одной типичной чертой уголовного права был сословный характер системы наказания. Лица, обладавшие разным правовым статусом, несли неодинаковое наказание за совершение одних и тех же преступлений. Так уголовный закон отражал складывающуюся в обществе социальную иерархию.

Тем не менее, принцип справедливости наказания находил отражение в широко применявшемся принципе ʼʼталионаʼʼ.

Талион -принцип уголовного права, согласно которому наказание должно точно соответствовать преступлению и воспроизводить ᴇᴦο по принципу "око за око", "зуб за зуб ", "жизнь за жизнь". Талион встречается в двух разновидностях - ʼʼзеркальномʼʼ и ʼʼсимволическомʼʼ. Зеркальный талион представляет из себя точное воспроизведение факта преступления в наказании. К символическому талиону законодатель прибегал в случае, в случае если зеркальный применить было невозможно. Например, в случае если сын нагрубил отцу, то ему налагалось вырвать язык. Талион представляет собой пережиток родоплеменных отношений. Его не следует представлять как исключительно проявление жестокости, напротив, он выступал как ограничение жестокости наказания, так как отражал принцип ʼʼтебе - не более того, чем сделал тыʼʼ. Применялся талион только в том случае, в случае если истец и ответчик обладали одинаковым, равным социальным статусом.

СУД и ПРОЦЕСС характеризовались в государствах Древнего Востока неразвитостью. Прежде всего судебная власть не была отделена от административной. Судебными полномочиями наделялись чиновники, которые и вершили правосудие, как правило, единолично. Поэтому говорить о наличии судебной системы для данных государств не представляется возможным. Какая-либо система органов судебной власти отсутствовала.

Сам судебный процесс носил обвинительный характер, т.е. начинался с выдвижения пострадавшей стороной обвинения и характеризовался, поэтому, отсутствием стадии предварительного следствия. Судья должен был вынести приговор сразу, поэтому в случае затруднения при определении решения применялся институт ордалии - институт процессуального права, представляющий собой испытание, к которому прибегал судья в ходе судебного разбирательства в случае затруднения при вынесении приговора. Ордалия проводилась в виде испытания водой, каленым железом, огнем, клятвой. Рождение данного института было обусловлено верой в абсолютные знания богов обо всём, поэтому ордалия свидетельствует о преобладании религиозного сознания над правовым. Считалось, что боги невинного защитят и помогут преодолеть испытание, а виновному без поддержки богов испытания выдержать невозможно. Таким образом, боги могли указать судье на преступника.

referatwork.ru

igpzs

№1.Предмет, основные методы исследования и периодизация ИГПЗС.

Предметом изучения явл-ся не общ-во в целом, а исторические процессы развития системы госу-ых и юридических учреждений различных стран, а также правовые системы существующие в мире.

ИГПЗС не только исследует существующие органы гос.власти, но и рассматривает их историческое развитие с момента возникновения хронологической последовательности в определённых конкретно-исторических рамках. Право и гос-во взаимосвязаны друг с другом. Они возникают из необходимости регулирования соц.отношений. Право явл-ся неотъемлемой частью цивилизации, так в юр.нормах отражаются общ-ые отношения и конфликты….

Предметом ИГПЗС явл-ся:

1. вопросы возникновения эволюции и функционирования гос-ва и права стран, которые в опр.эпоху воплотили наиболее характерные черты государственности данного исторического периода.

2. анализ, содержание государственно-правовых процессов происходящих в опр.времени и пространстве.

3.раскрытие присущих им причин, наследственных связей, а так же закономерностей государственно-правовой истории и наиболее типичные особенности проявляющиеся в разных странах в различные года.

Материал данного курса располагается в хронологической последовательности:

1.Древний мир: 4в до н.э.–Египет, Вавилон, Китай, Индия – 5в н.э.-Др.Греция, Др.Рим, Спарта.

2.Средние века: 5в н.э. - 17-18в: Франское гос-во(Италия, Франция, Германия -5-9в), Англия, Франция(10в), Германия, Арабский халифат, Япония.

3.Новое время: 17-18в – н.20в: Англия, Франция, США, Германия, Япония.

4.Новейшее время: н.20в – наши дни: США, Великобритания, Франция, Германия, Япония.

Методы:

1.обще-научные (анализ, синтез, умозаключения, дедукция, индукция).

2.специальные: 1)конкретно-исторический подход (предполагает рассмотрение государственно- правовых явлений тех условий, в которых они сложились).

2)сравнительный: а)синхронное сравнение (выявление общих признаков в одно и тоже время, но в разных странах. б)диахронное сравнение (выявление общих признаков в одно и тоже время, но в разные исторические подходы).

3.системный анализ – вычисление из взаимосвязанных структур государственно-правовых отношений отдельных ее элементов.

4.формально-юридический – предполагает изучение событий и фактов требующих объяснения с помощью юр.терминов, логики и правовых конструкций).

№2. Возникновение 1ых гос-в в Древнем Востоке. Основные особенности государственного механизма древневосточных госу-в.

Ранние гос-ва склад-ся на рубеже IV-III тыс.до.н.э.на Востоке. Восток-не географ.а цивилизац.понятие. Восток:Египет,Месопотамия,Индия.Именно здесь в это время слож-сь оптимальная эколог.среда и созд-сь благоприят.усл-я для произ-ва постоянного избыточ.продукта при примитивных орудиях труда.,что привело к разложению первобытно-общин.строя и зарождению класс. об-ва=>образ-е гос-ва.Эти гос-ва возникали и развивались примерно одинаково.В админ.-хоз.объединениях появ-сь сис-мы орган-ции суда,финансов сложилась устойчиввая традиция монархий.Затем шли гос-ва-империи,которые были полиэтнические .Власть и управление в них утратили связь с родовым строем=>создание гос-ва.

При всем своеобразии гос-вва Др.В харак-сь общими чертами:

-сохранение пережитков первобытно-общинного строя

-первобыт.формы рабства

-коллектив.рабовладение наряду с частным

-сохран-е земельной общины и слабое разв-е част.соб-ти на землю

-преобладание деспотии

№3.Причина установления и сущность восточной деспотии. 3 главных ведомства управления в гос-вах Др.Востока.

Древне-восточная деспотия – характреизуется как теократическая монархия, при которой важные гос.дела решаются с помощью религии. Во главе гос-ва находиться наследственный обожествляемый монарх одновременно возглавляющий религиозный культ. Монарх выступал в ккач-ве посредника м\у людьми и богом, был организатором религиозного культа, ему подчинялось жречество. Его личность признавалась священной. Божественное происхождение власти древне-восточного монарха определяло ее неограниченный характер. Гос.власть регулировала разнозненое общинное производство, организовывала общественные работы.

Государь обладал правом верховной собственности на землю и мог перераспределять общегосударственный фонд в пользу привилегированных или нуждающихся слоев.

Потребность в коллективных условиях по проведению ирригационных работ способствовало к становлению сельской общины. Сама община явл-ся владельцем земли, которая выплачивала в казну гос-ва налоги(ренту). Помимо всего деспот наделялся военными полномочиями. Под его руководством была регулярная армия, находящаяся на гос.содержании. Однако, во многих гос-в Др.Востока власть верховных правителей ограничивалась советом власти. В меньшей степени древне-восточные правители наделялись законодательными правами. Со временем распоряжения деспота приобрели характер источника права.

Древне Восточная диспотия – централизованное гос-во с разветленным бюрократическим аппаратом, который строился на безусловном подчинении низших высшим.

Ведомства:

1.военное – захват соседних терр-ий.

2.общественных работ.

3.финансов – наложение финансовых обязательств.

№4.Общая харак-ка и особенности права Древнего мира (древнего права). Источники права в древневосточных госу-вах.

Основные типичные черты права Др.В.:

1)законы явл-сь письменным изложением обычаев родового строя и долгое время сохранялись

-принцип талиона

-возмездие,кровная месть(со временем ведет к замене композицией-возмещение матер.вреда)

-принцип коллект.ответ-ти всех членов семьи/общины за проступок одного

2)законы не были универсальными и всеобъемлющими,регулировали лишь новые правовые ситуации или сферы особого интереса со стороны гос-ва

3)казуальность

4)недифференцированность-неразвитость осн.правовых понятий,институтов и самой прав.нормы

5)сис-ма правовых привелегий,жизнь и достоинство людей зависела от их правовой принадлежности

6)символизм и формализм

7)консерватизм

8)диспозитивность-судопро-во начиналось только в случае подачи заявления потерпевшей стороны

Нельзя не отметить специфич.черты прав.институтов,норм,принципов,связ.с культ,религией и сис-ой ценностей.

Источники:религиозной моралью. Правовая норма здесь, за редким

исключением, имела религиозное обоснование. Правонарушение - это одновременное нарушение нормы религии и морали.Основным источником права древневосточных государств на протяжении веков оставались обычаи, которые, являясь

продуктом общинного творчества, в течение длительного времени не записывались, а сохранялись в устной традиции и памяти соплеменников.

№5.Соц.структура и гос.строй Др.Египта.

Соц.структура:

-светская знать. В конце сущ-я Древ.царства добивается почти полной независимости.В период Среднего царства она сохраняет и упрочивает привелегии.Во время Нового ее положение меняется к худшему.Примирение с деспотическим господством фараона и его правительства

-жречество.Оказывало огромное влияние на об-во, вмешивалось в суд.дела и управление.Жрецы-соб-ки огромных богатств.

-зависимые и подневольные люди составляли основную массу населения.Рабы-военнопленные,доведенные до рабского состояния египтяне,слуги царя.Владели небольшим им-вом и получали скудное пропитание.

Гос.строй:-Особенность гос.строя Древнего царства заключается в централизации управления.Законодательная, исполнительная и судебная власть сосредоточилась в руках фараона. Все важные дела государства - мероприятия по орошению, суд, назначения и пожалования, наложение повинностей и освобождение от них, военные походы, государственное строительство -проводились под его общим руководством.Члены царского дома, как правило, занимали важнейшие должности в государстве - верховных сановников, военачальников, хранителей сокровищ, начальников работ, верховных жрецов.После царя главным лицом в государственном управлении был верховный сановник - везир. В его компетенцию входили управление деятельностью верховных судебных органов, руководство государственными мастерскими, всеми работами царя. Он также ведал различными государственными хранилищами.

-Начало эпохи Среднего царства хар-ся почти неогранич.властью номархов. Объединению государства и укреплению центральной власти способствует ограничение фараонами власти номархов - происходит замена независимых правителей областей новыми, подчиненными царской власти. В этих реформах опорой царя были придворная, служилая знать, а также воинство, охранявшее царя.

-Основной чертой гос.строя в период Нового царства становится укрепление системы централизованного бюрократического управления. Страна была разделена на два административных округа: Верхний и Нижний Египет, каждым из которых руководил особый наместник фараона. Административные округа делились на области - номы. Города и крепости возглавляли начальники, которых назначал фараон. Первым и высшим сановником оставался везир. Другими важными чиновниками были главный казначей и начальник всех царских работ. Многочисленные чиновники-писцы записывали приказы, надзирали за работами земледельцев и ремесленников, подсчитывали доходы, идущие в казну.

Служилая знать отодвигает на второй план знать аристократическую -фараон оказывает покровительство сановникам, вышедшим из низов, в противовес тем, кто унаследовал ранг и богатство от предков.

№6.Основные черты права Др.Египта.

Основным источником права был обычай, законы царей, распоряжения джати(первого помощника фараона).

Право собственности и обязательства: Вся земля в Египте-собственность фараона. он мог передавать ее во владение храмам. Чиновники, жрецы и воины получали во владение землю, инвентарь и рабов вместо жалования за службу. Земельные угодья также находились во владении сельских общин.Ценились песцы. Сущ. Несколько видов договоров: займ,найм, купля-продажи, аренда земли. Договор закл. При свидетелях. Договор займа предусматривал начисление процентов, которые не могли превышать долг. За не уплату должника отдавали в рабство.Договор хранеия являлся безвозмездной сделкой.

Семья и наследственное право: Распространены браки между родственниками.Женщина всегда занимала высокое положение в семье. Права мужчины постепенно расширялись, у египтян появлялись гаремы. Брак оформлялся закл.договора. После вступления в брак женщина сохраняла за собой свое имущество. Родители должны были поддержать своих детей, а дети должны были кормить своих престарелых родителей. Дети наследовали имущество поровну, дочери наравне с сыновьями. Египтяне(женщины могли составлять завещания).Развод был свободен для обеих сторон.

Преступления и наказания: виды преступлений: гос-ные(измена, заговор), религиозные(убийство священных животных), против личности, против собственности, против чести и достоинства. основной целью наказания было устрашение. Применялась Смертная казнь, телесные наказания, заключение в тюрьму, отдача в рабство и денежные штрафы.

Судопрпоизводство: Суд был отделен от управления. Высшие чиновники являлись и высшими судьями. Верховным судьей выступал фараон. Процесс был уголовным и гражданским, но различий между ними не существовало. Суд решал дела без мотивации(только «да» или «нет»).

№7.Общ-ый и гос-ый строй Др.Вавилона.

Форма правления восточная деспотия. В руках царя сосредоточены три ветви власти + верховно-религиозная. Существовало три основных ведомства: ФИНАНСОВОЕ, ВОЕННОЕ, ПУБЛИЧНЫХ РАБОТ. Среди высших гос-во выделяло правитель дворца, дворецкий, начальник финансов, песцы. Назнач. Правитель дворца Нубанда. Контролировал публичные службы, содействовал организации земледельческих работ, управлял дворцовым хозяйством и т.д.Страна была разделена на области управленим которых занимались царские чиновники .Во главе больших городов стояли наместники царя, кот. Отвечали за сбор налогов. Судебные функции выполняли чиновники, назначенные царем, наместники и правители областей.

Общественный строй.

Население делилось на свободных и рабов. Авелум- свободный, полноправный составляли основную массу населения. Мушкенумы- падающие ницы, считалось, что это вольноотпущенники, они могли иметь им-во рабов, заключать сделки. Различие между этими группами проявлялось в нормах права, касающихся охраны жизни, здоровья и имущества. Полноправные граждане не были однородным населением. Наряду с ними появлялись обедневшие, попадающие в долговую кабалу. Срок отработки долга состовлял три года. Также должник объявлялся правомочным владельцем своего им-ва. Без его решения, или решения суда кредитор не имел права отчуждать его им-во, это объясняется тем что, царская власть пыталась сохранить могущество войска. С этой целью воин и его семья обеспечивались из царской казны необходимым им-вом. Им-во илку. Егь нельзя было продавать, передавать по наследству, обменивать. Однако если воин сам бросил надел и отсутствовал более 3 лет, то он не мог претендовать на возврат им-ва.

Высокое положение занимало чиновничество. Власть наделяла их землей, которая переходила по наследству. В самом низу соц.лестницы были рабы назывались Вардум.

№8.Законы царя Хаммурапи – важнейших памятник древневавилонского права(общая хара-ка).

Всего правовой памятник насчитывает 282 статьи, но сохранились 247. источникос судебника выступает обычай, судебная практика, религия. Законы Хаммурапи в отличии от других кодификаций этого времени характерно полное отсутствие религиозных мотивировок преступлений, религиозных санкций. Источниками кодеуса были старое обычное право, новое законодательство.для законов характерны формализм, символический характер норм. В них нет четкой, обоснованной системы изложения правовых норм. Тексты составлены без системности в изложении. Законник пытался закрепить рабовладельческий строй гос-ва.

№9.Правовое регулирование имущественных и обязательственных отношений в Др.Вавилоне. Формы права собственности. Правовой режим имущества илкум.

В Месопотамии право частной собственности не сложился. В ДР.Вавилоне преобладала обинная собственность на землю. Собственником земли была община, но верховным собственником был царь. Различнык виды земельной соб-ти: ЦАРСКИЕ, ХРАМОВЫЕ, ОБЩИННЫЕ, ЧАСТНЫЕ. Царские и храмовые обрабатывались зависимым населением.

Общинная земля находилась или в коллективном владении или частноземельном. Свободный общинник имел большие возможности на свой участок, мог продавать, передавать по наследству.Значительное внимание уделялось им-ву воина илкум, оно исключалось из торгового оборота. Его льзя было продавать, передавать по наследству, обменивать. Однако если воин сам бросил надел и отсутствовал более 3 лет, то он не мог претендовать на возврат им-ва.

Основаниями возникновения обязательств ЗХ были договоры из деликтов. В СХ имеется ряд статей регулирующие аренду земли, которая играла знач.роль. Плата за аренду была 1/3 урожая. Аренда земли была краткосрочной, то сада 4-5 лет. Если арендатор не обрабатывал сад, то должен был заплатить хозяину, исходя их объема урожая выращенного соседями. Также в СХ упоминается договор личного найма, имущественного найма(помещений, дом.животных), договор займа( характерная черта- стремление законодателя ограничить должника от кредитора.), также хранение, товарищество, поручение, купля-продажа(ценные вещи-письменный вид.)

№10.Уголовное право в древневосточных государствах. Система преступлений и наказаний по Судебнику Хаммурапи. Талион.

К уголовной ответственности по СХ подвергался любой, но мера наказания зависела от социального положения.Законы не дают понятия преступления. Отсутствует религиозные и гос. Преступления. Выделяют преступления против: личности, имущественные преступления, против семейных устроев, должностные(судья изменивший решение после вынесения приговора.)Виды наказаний: смертная казнь, членовредительство, штрафы, изгнание из общины. Принцип талиона — принцип назначения наказания за преступление, согласно которому мера наказания должна воспроизводить вред, причинённый преступлением («око за око, зуб за зуб)

Своеобразным выражением талиона в Законнике Хаммурапи служило правило, согласно которому всякий ложный обвинитель (клеветник) должен был нести ответственность в той мере, которая грозила обвиненному: кто неосновательно обвинил другого в убийстве, должен умереть сам. Когда по характеру преступления применение принципа "равным за равное" в точном значении было невозможно, прибегали к фикции: непослушному рабу отрезали ухо: сыну, оскорбившему отца, отрезали язык: врачу, сделавшему неудачную операцию, отрезали пальцы и т. д. Это называют обыкновенно талионом символическим.

Субъектами права могли быть по современной терминологии, не только физические лица, но и лица юридические - храм и дворец (т. е. государство). И в этом отношении Законы Хаммурапи далеко опередили не только свою, но и дальнейшие эпохи. Правда, практика была здесь не всегда вполне последовательная. Храмы, например, занимались ростовщической деятельностью, в документе, однако, писалось, что заем получен "от (такого-то) бога". Возможно, что такое написание считалось просто более обязывающим для должника в уплате долга. В Законах Хаммурапи храм и дворец выступают непосредственно лишь в очень редких случаях: либо когда речь идет о похищении храмового или дворцового имущества (п. 6 и 8; причем по п. 6 вор сразу же подвергался смертной казни, а по п. 8 он мог и уцелеть, заплатив, правда при этом большой штраф. Разница между этими статьями заключается, видимо в том, что статья 6 имеет ввиду кражу, совершенную непосредственно на священной территории дворца или храма, т. е. святотатство, а потому и карается смертью без всяких "если", которые имеют быть место в п. 8), либо когда речь идет о выкупе пленного война, о чем говорится в п. 32. Земельные же владения дворца или храмов уже были розданы различного рода держателям, которые и выступали как представители дворца или храма.

Так же жители древнего Вавилона несли уголовную ответственность не только при телесном уроне другому человеку, хищения храмового или дворцового имущества, но так же и краже скота, поджёг, порча урожая и т.д. Что касается кражи скота или лодки, то это преступление каралась огромным штрафом (в 10-30 раз больше стоимости украденного) "...Если человек украл либо вола, либо овцу, либо осла, либо свинью, либо же лодку, то, если это принадлежит богу или дворцу, он должен заплатить в тридцатикратном размере, а если это принадлежит мушкенуму, он должен возместить в десятикратном размере. Если вор не имеет чем платить, он должен быть убит...". "Если же вору нечем отдать - его должно убить" . Если управитель станет расточать имущество хозяина, "должно разорвать его на этом поле с помощью скота" и т. д.

Наказания по кодексу Хаммурапи были различны для каждого рода преступлений и социального статуса гражданина.

Различают несколько видов преступлений:

- государственные: против царя, измена;

- религиозные: чародейство, святотатство, колдовство;

- воинские: дезертирство, отказ от воинской повинности и присвоение имущества воина;

- должностные: взятка, изменение судебного режима;

- против личности: ложное обвинение, умышленное и неумышленное убийство, оскорбление, лжесвидетельство;

- против собственности: кража, укрывательство и кража чужого раба, снятие с раба знака его рабства, повреждение или уничтожение чужого имущества, плохое качество работы;

- против семьи: кровосмешение (браки между родственниками), неверность жены.

Система наказаний.

Смертная казнь упоминается в Законнике в 30 случаях и это при умолчании о государственных преступлениях и много других. Как правило, она была мучительной. Смертная казнь делилась на простую и квалифицированную. К простым относятся: отрубание голов; членовредительство: отсечение языка, ушей, пальцев; телесные наказания; штраф - зависел от социального положения; наложение знака: позорищный столб и ношение позорищного знака; обращение в рабство - в основном должники; изгнание из страны и увольнение с должности. К квалифицированным же относят следующие: сожжение, утопление, посажение на кол, разрывание с помощью животных и т. п.

Так же в законнике нет упоминаний о кровной мести.

В Древнем Египте способы смертной казни были не менее мучительными: сожжение, посажение на кол. Очень широко применялись палочные удары, отрезание носа и ушей, нанесение разных ран.

№11.Особенности судоустройства и процессуального права в Др.Вавилоне. Обвинительный процесс. Ордалии.

Судебная власть, как и в других древневосточных государствах, не была отделена от административной власти. Царь и царские чиновники одновременно ведали и административными, и судебными делами. Высшей судебной инстанцией являлся царь. Он мог и сам рассматривать важнейшие дела, но чаще всего направлял их в нижестоящие судебные органы. Царь пользовался правом помилования преступников.Судебные функции находились также в руках "наместника" и "рабианума", которые председательствовали в судебных коллегиях. В первом случае коллегия состояла из чиновников, подчиненных "наместнику", а во втором -либо из членов общинного совета, либо из общинного совета в полном составе в небольших общинах. В больших городах судебные функции осуществляли специальные "царские судьи", подчинявшиеся непосредственно царю и действовавшие в соответствии с его инструкциями.

Хаммурапи сохранил храмовые суды, однако их функции были весьма ограниченными: они приводили стороны к клятве и засвидетельствовали ее. Предполагается, что они разбирали также дела, сторонами в которых являлись жрецы.

В Законнике Хаммурапи была сформулирована основная цель уголовной политики вавилонского государства: "Искоренить зло, преступников, безбожников и злодеев". Уголовно-правовой защите подлежали: политический режим, собственность и личность рабовладельца. Основные принципы уголовного законодательства Вавилона:

1) Наказание есть возмездие за вину, поэтому оно должно быть по возможности "равным" преступлению: око за око, зуб за зуб (принцип талиона). Однако данный принцип осуществляется только в отношении людей одинакового общественного положения. Применение талиона исключало установление субъективной стороны деяния (умысла, неосторожности, случайности). Применение талиона иногда сопровождалось объективным вменением, т.е. ответственностью без вины. Пример: "Если строитель построит человеку дом и сделает свою работу непрочно и дом обвалится и причинит смерть домохозяину - должно этого строителя убить. Если же он причинит смерть сыну хозяина дома - должно убить сына строителя". В данном случае была применена смертная казнь к лицу, которое никакого отношения к строительству дома не имело. Статьи

2) Принцип "устрашения" проявлялся в упоминании смертной казни, как наказания за преступление, более чем в 30 случаях. Статьи

3) Преступление могло быть искуплено штрафом, если закон предусматривал эту возможность для тех или иных определенных случаев. Это было выгодно для состоятельных людей, которые, уплатив штраф за совершенное преступление, тем самым могли избежать более сурового наказания.

4) Сохранение в уголовном законодательстве пережитков родо-племенного строя (доклассовый обычай; коллективная ответственность общины за преступление, совершенное на ее территории; изгнание из родной местности, санкционированный самосуд и др.). Институт соучастия, умышленные и неумышленные преступления не были известны в то время. Однако уголовный закон Вавилона знает понятие смягчающих вину обстоятельств.

Суд в Вавилоне не был отделен от администрации. Различия между процессом гражданским и уголовным не существовало. Дело возбуждалось по инициативе истца или потерпевшего. Обвинение и защиту поддерживали стороны. Судебный процесс носил публичный и состязательный характер. Доказательствами на суде служили: показания свидетелей, клятва, письменные акты и др. Если данных доказательств не хватало, то для установления истины прибегали к ордалию ("суду божьему").Суть ордалия заключалась в испытании соответствующего лица, в результате которого оно признавалось правым или неправым. Для этого подсудимый должен был погрузить руку в кипящую воду или захватить рукой раскаленное железо и т.п. И по заживаемости руки за определенное время судья определял "истину". Строго каралось лжесвидетельство, клевета. Судебные протоколы и решения не подлежали изменениям. Высшей аппеляционной инстанцией был царь.

№12.Система варн в Др.Индии.

С разложением первобытнообщинного строя и развитием общественного и имущественного неравенства связано появление варн. В Древней Индии складывается система варн(особых сословных групп):

-брахманы(жрецы)

-кшатрии(воины, политики)

-вайшьи(земледельцы, ремесленники)

-шудры(слуги)

Первые три врны- «дважды рожденные». Обряд 2го рождения связан с началом изучения священных книг. За каждой варной закреплялся наслед. круг занятий. Брахманам и кшатриям запрещ. заним-ся торговлей и земледелием. Брахманам следовало изучать веды, осуществлять жертвоприношения, раздавать милостыню. Кшатрии-военная аристократия,управлен.функции.Вайшьи-торговля,земледелие,растовщичество.Шудры должны были смиренно служить.

Принадлежность в карне опред.рождением.Первым из источников дополн. Варн были дети от неправильных браков.Особо предосудит.были браки женщин из высших варн с мужчинами из нихших.Порицалось смешение рода занятий разных варн,кот-е преписывались религией.Богатство не давало возможностей перейти из одной варны в другую.

За рамками сис-мы варн оказались «неприкасаемые»:чамары (кожевники), дхобии (прачки), парии.Неприкасаемые не входят в систему четырех варн. Они считаются способными осквернять членов более высоких каст, особенно брахманов. По ЗМ неприкасаемым преписывалась работа могильщиков и палачей.

№13.Гос.строй Др.Индии.(империя Маурьев).

Государственный строй.  Развивалась концепция единоправителя, власть которого будто бы распространялась на огромные территории. Царь стоял во главе гос. аппарата и обладал законодательной властью. Царь сам назначал крупных государственных чиновников, являлся главой фискальной администрации, верховным судьей. Поскольку при дворе часто устраивались заговоры, особое внимание уделялось охране царя. Большое значение придавалось службе надзора.  Большую роль при дворе играл царский жрец, принадлежавший к влиятельному брахманскому роду. Большую роль в управлении государством играл совет царских сановников - паришад. Паришад занимался проверкой всей системы управления и выполнением приказов царя. Кроме паришада существовал узкий тайный совет, состоящий из нескольких особо доверенных лиц.  Территория государства делилась на провинции, из которых четыре главные провинции обладали особым статусом. Во главе этих провинций находились царевичи. Наряду с делением на главные провинции существовало деление на обычные провинции, области, округа. Высокое положение занимали специальные чиновники по охране границ. Общественный строй (??????) Появляются сословия – варны.  Первые варны были привилегированными: брахманы - варна, в которую вошли знатные жреческие роды, и кшатрии - варна, в которую вошла военная знать. Этим двум варнам противостояла основная масса свободных общинников, составлявшая третью варну - вайшьев. Участившиеся войны и усиление имущественного и общественного неравенства привели к появлению большого количества людей, не являвшихся членами общин. Этих людей называли шудрами. Они составляли четвертую низшую варну. Если чужаки и принимались в общину, то равных со свободными общинниками прав не получали. Они не допускались к решению общественных дел, не участвовали в племенном собрании. Для каждой варны была сформулирована своя дхарма, т.е. закон образа жизни.

studfiles.net

6. Основные кодификации Древнего Востока : История государства и права зарубежных стран : Экономико-правовая библиотека

Право Древней Месопотамии

Главным источником права Древней Месопотамии являются Законы царя Хаммурапи,

древневавилонского правителя крупнейшего государства Двуречья. Они состоят из 282

статей, из которых полностью сохранилось 247. В них последовательно отражено

сословно-классовое деление общества, сурово карается посягательство на частную

собственность, особенно на рабов (ст. 15, 16).

Ряд положений Законов закрепил старые обычаи родового строя, предусматривающие,

например, коллективную ответственность общины за преступления, совершенные на ее

территории.

Положения Законов направлены главным образом на правовое регулирование

отношений, связанных с царско-храмовым хозяйством. Так, ст. 6 – 25 посвящены охране

собственности царя, храмов, общинников и царских людей. Эта группа норм

заканчивается нормой о противоправном завладении чужим имуществом.

Следующая группа норм регулирует операции с недвижимостью и ответственность за

правонарушения, касающиеся этого имущества (ст. 42 – 88).

Имеются статьи, регулирующие поземельные отношения. Особенно подробно

регламентируется здесь правовое положение земельного участка (илкум), выделяемого

воину. Царь мог в любое время отнять такую землю у владельца, если на наследника

нельзя было переложить ту же службу.

Общинная земля находилась как в коллективном владении (выгоны для скота, луга и

т.д.), так и в частносемейном. Свободный общинник-крестьянин мог продавать, менять,

70

закладывать, сдавать в аренду, передавать по наследству свой участок, как любую

другую недвижимую собственность (ст. 39 – 47, 60 – 65). При этом не требовалось ни

согласия правителя, ни согласия самой общины.

Значительная часть статей Законов Хаммурапи посвящена договорам, в частности

договору займа, ростовщическим операциям (ст. 89 – 107), которые вели такмары,

царские чиновники, храмы. Несостоятельные должники должны были отдавать или свою

землю, которая часто закладывалась в обеспечение долга, или членов своих семей в

кабалу к кредитору. Но такмар не мог брать более 20% при займе серебра и 33, 5% при

займе хлеба (ст. 89). Такие ограничения были направлены на предотвращение бурного

процесса обземеливания крестьян и предотвращения бурного упадка страны.

При договоре личного найма проводились четкие различия между наймом лиц

«благородных» профессий: врачей, строителей, корабельщиков (ст. 215 – 225 и др.) и

найма сельскохозяйственных работников, а также при найме свободными рабов.

Брачно-семейные отношения

Семья в Вавилоне имела патриархальный характер. Однако вавилонскую женщину

нельзя назвать полностью бесправной. Она могла быть свидетелем при заключении

сделок в присутствии мужа или сына. В семейные отношения со свободными могли

вступать и рабы.

Брак скреплялся договором, сторонами в котором чаще всего выступали жених и отец

невесты. Одним из распространенных условий брака была выкупная плата (тархатум),

вносимая женихом семье невесты в качестве компенсации за потерю рабочей силы.

Сначала выплачивался задаток (библум).

Нарушение брачного договора со стороны жениха влекло за собой потерю им и

задатка и выкупной платы, со стороны тестя – двойную уплату и того и другого.

Запрещались кровосмесительные браки между восходящими и нисходящими

родственниками (ст. 154, 157), браки между свойственниками: мачехой и пасынками и

др. (ст. 155, 158).

Брак был моногамным фактически только для женщины. Муж мог не только

сожительствовать с рабыней, но и узаконить детей от сожительства с нею по

собственному усмотрению. При бездетности жены муж мог взять наложницу. Развод был

возможен для мужа при определенных условиях. Он мог покинуть бесплодную жену, дав

ей выкуп и вернув приданое (ст. 138). Заболевшую жену муж должен был содержать до

смерти.

Патриархальные отношения связывали также отца и детей. Отец не имел права жизни

и смерти детей, но мог отдать их в долговую кабалу, лишить сына наследства «за тяжкие

грехи», увеличить его наследственную долю, отдать дочь в жрицы или блудницы (ст.

165, 168).

Общим правилом было наследование по закону только в пределах семьи. Сыновья

наследовали после отца в равных долях, дочери получали приданое. Все сыновья

уравнивались в своих наследственных правах, если они были от разных матерей или

даже от рабыни, но были признаны отцом (ст. 170).

Преступления и наказания

В Законах Хаммурапи нет норм, закрепляющих общие уголовные принципы тех

предписаний, которые относятся ныне к уголовному праву, но ряд положений

свидетельствуют о различном подходе к тем или иным формам вины.

Так, нанесение в драке побоев, повлекших смерть человека, наказывалось штрафом,

сумма которого определялась в зависимости от того, кто был потерпевший: авилум или

мушкенум. Неумышленное нанесение раны другому человеку в драке освобождало от

наказания свободного человека.

Особо опасные для всего общества правонарушения карались смертной казнью,

которая применялась также по принципу талиона (око за око, зуб за зуб) в случае не

только умышленного, но и неосторожного применения смерти. Смертная казнь

предписывалась в форме утопления, сожжения, сажания на кол. Применялись и

членовредительские наказания, в том числе и по принципу талиона. Преступники также

обращались в рабство, изгонялись из общины, штрафовались.

Еще одну группу составляли преступления против собственности. Особо охранялась

собственность двора или храма. К имущественным преступлениям относились кража и

грабеж, снятие с раба знаков его рабства (ст. 226 – 227), повреждение чужого имущества

(ст. 224, 225) и др.

Следующая группа норм касалась преступлений против семейных устоев. Это

кровосмешение, неверность жены, ее распутное поведение (ст. 123, 133, 143), похищение

и подмена ребенка (ст. 14, 194) и др.

73

В наказаниях довольно четко прослеживается сословно-классовый характер

древневавилонского права.

Законы Ману

Специфические черты древнеиндийского права, отразившие особенности социально-

экономического и государственного развития Древней Индии, проявились прежде всего

в его источниках, среди которых особое место принадлежит дхармашастрам – сборникам

религиозно-правовых предписаний, правил (дхарм).

Дхармашастры были составлены брахманами, их появление связано с социально-

классовым расслоением, обострением социальных противоречий в древнеиндийском

обществе. То обстоятельство, что дхармашастры заняли место основного источника

древнеиндийского права, объясняется общинной разобщенностью власти в Древней

Индии.

Законам Ману принадлежит особое место среди дхармашастр. Их содержание,

выраженное в виде отдельных стихов (шлок), чаще всего производилось в более поздних

дхармашастрах. Они неоднократно комментировались в средние века.

Регулирование имущественных отношений

Законы Ману свидетельствуют о глубоком имущественном расслоении

древнеиндийского общества. Это расслоение затронуло и область поземельных

отношений. Об этом свидетельствует ряд шлок гл. VIII (248, 266 и др.), посвященных

спорам между общинами, общинниками-крестьянами о границах земельных владений,

общинных колодцах, каналах, межевых знаков для домов, садов. Предписания Законов

Ману направлены на всемирную охрану права собственности на различные виды

движимого имущества: рабов, скот, зерно, домашний инвентарь.

Весьма детально разработан в Законах Ману древнейший вид договора – договор

займа. Кредитор имел фактически неограниченную власть над должником. Допускались

такие средства получения долга, как хитрость, принуждение (путем захвата его сыновей,

животных или осады его дома), сила (когда кредитор, «схватив должника, приводит его в

свой дом и держит у себя, моря голодом и избивая до тех пор, пока тот не заплатит

долга»).

Особое место в древнеиндиском праве занимал договор личного найма. Полурабское

положение бесправных арендаторов, сельскохозяйственных рабочих в ряде случаев было

хуже, чем положение раба (VIII, 215; VIII, 217).

Для договора купли-продажи характерным было то, что кастовые барьеры

накладывали ряд ограничений на возможность заниматься торговлей представителями

высших варн (IX.) и на торговлю людьми. Самопродажа и продажа родственников в

рабство влекли изгнание из касты (XI, 60, 62). Согласно Законам Ману договор купли-

продажи мог быть расторгнут в течение десяти дней после заключения сделки без всяких

причин (VIII, 222).

Преступления и наказания

К первой группе поводов (норм) судебного разбирательства по Законам Ману

относятся договорные отношения – неуплата долга, заклад, продажа чужого, участие в

торговом или ином объединении, неотдача данного (VIII, 4). Затем идут нормы,

касающиеся неуплаты жалования, нарушения соглашения, отмены купли-продажи, спора

хозяина с пастухом (VIII, 5).

Вторую группу из 18 поводов судебного разбирательства составляют преступления –

клевета, оскорбление действием, кража, игра в кости и битье об заклад (которые

приравниваются к краже), насилие, прелюбодеяние.

В числе преступлений против личности в Законах Ману, определяемых общим

понятием «насилие», первое место занимает убийство и телесные повреждения.

Суровость наказания за эти преступления зависит, во-первых, от тяжести, во-вторых, от

социального положения преступника и потерпевшего. Самым тяжким преступлением

этой группы считается убийство брахмана.

В ряде шлок VIII главы говорится о преступлениях против собственности. При этом

различается грабеж, присвоение чужой собственности в присутствии собственника с

примечанием насилия и кража, совершаемая в отсутствии собственника (VIII, 332).

Наказание за кражу определяется в зависимости от того, что и в каком количестве было

похищено (VIII, 339, 341), а также в зависимости от сословно-варновой принадлежности

вора.

Религиозная кара, эпитимия, назначалась за самые различные проступки: от

нарушения обрядности до совершения преступных действий, в том числе и при

отсутствии умысла.

Регулирование брачно-семейных отношений

Брачно-семейным и наследственным отношениям посвящена гл. IХ. Нарушение

дхармы мужа и жены являлось одним из поводов судебного разбирательства.

Первые же шлоки этой главы свидетельствуют о существовании патриархальных

семей, о подчиненном положении женщины.

Главное назначение женщины – рождение детей, забота о семье. Множенство было

общепризнанным явлением. Оно было связано со стремлением иметь много детей, ибо

потомство и скот еще в Упанищадах (древнеиндийские философские трактаты)

признавались основными видами богатства.

Кастовые ограничения в семейных отношениях проявлялись с особенной полнотой.

При этом допускались браки, в которых мужчина принадлежал к более высокой варне,

чем женщина. Это правило получило название анулома., было одним из важных

элементов в системе варн и в позднейшей системе каст. Грубым нарушением правил

варного общества считались браки пратилома, когда мужчина из более низкой варны или

касты женился на женщине более высокой варны или касты.

Ряд преступлений Законов Ману направлен на охрану «чистоты» потомства путем

тщательной охраны жены. Такая охрана считается одной из обязанностей мужа (IX, 6, 7).

Основные черты права Древнего Китая

Право Древнего Китая складывалось под значительным влиянием философско-

этического учения конфуцианства. Противоборство этих двух учений оказало

непосредственное влияние на само понимание права, на иерархию преступлений,

систему наказаний, содержание отдельных правовых институтов и норм.

В развитии древнекитайского права можно выделить три этапа. В шаньско-иньском и

раннечжоусском Китае в регулировании общественных отношений главную роль играли

этические нормы (ли), определяющие отношение членов китайского общества к

правителю – вану и внутрисемейные отношения. Эти нормы строились на почитании

родителей, старших, преклонении перед знатностью, на преданности вану.

На втором этапе развития древнекитайского права, начиная с периода Чжаньго,

усиливается роль права с его стабильным комплексом наказаний. Роль права повышается

по мере укрепления политических позиций легистов. Они требовали четкого

установления закона, обязательного для всех подданных независимо от их социального

положения, стремились лишить знать, чиновничество различных княжеств

наследственных привилегий во имя укрепления сильной центральной власти.

Противоборство этих двух основополагающих правовых концепций и определяет

последующее развитие права в Китае с характерной противоречивостью ряда его

принципов и норм.

Незадолго до новой эры начинается третий этап развития древнекитайского права,

этап его «новой» конфуцианализации, происходящей в результате слияния

конфуцианства, ставшего государственной религией, и легизма. Итогом этого процесса было признание слитных морально-правовых норм, предписывающих выполнение

нравственных правил (ли) и запретительных норм, нарушение которых влечет за собой

кару (фа). Компромисс между конфуцианством и легизмом нашел выражение в форме –

«там, где недостает «ли», следует применять «фа».

Регулирование имущественных отношений

Верховная государственная собственность на землю существовала в Древнем Китае с

общинным и частным землевладением крестьян, свобода распоряжением которым

утвердилась здесь очень рано. Уже в середине IV до н.э. в царстве Цинь, например, были

уничтожены законодательным путем общинные пашни, каждому было разрешено иметь

частную собственность и предоставлено право распоряжаться землей.

Несмотря на ранний переход основной массы общинной земли в собственность

отдельных семей и распространением практики продажи земли, община еще в I. н.э.

могла вступать в договорные поземельные отношения как самостоятельная сторона, а

присутствие представителя общины являлось непременным условием при совершении

сделок. Наряду с куплей-продажей стали распространяться договоры аренды земли, как

правило, на условиях испольшчины, заклада земли ростовщикам, долговое рабство и

наемный труд.

В Древнем Китае часто издавались законы, которые в той или иной мере отражали

требования защиты мелкой частной крестьянской собственности. Существовал обычай

закладывать детей за долги, которые становились рабами, если не были выкуплены в

течение трех лет. Частные рабы могли быть проданы государству.

Преступления и наказания

Уголовное право было наиболее развитой частью правовой системы Древнего Китая.

Древнекитайскому уголовному праву были известны такие понятия, как соучастие,

обстоятельства, отягчающие вину, форма вины. Одно наказание следовало за

умышленную клевету, другое за неподтвердившийся донос. Тяжесть наказания за

телесные повреждения зависела от того, были они нанесены со "«злодейским умыслом»

или в драке.

Чжоусскому законодательству известны 500 видов преступлений. Неизменно в этом

списке первое место занимали государственные преступления.

Более стабильный характер имела традиционная школа наказаний: татуировка,

отрезание носа, обрубание ног, кастрация и смертная казнь. Она пополнялась другими

наказаниями – битьем палками от 100 до 500 ударов (500 ударов толстыми палками

равносильно было смертной казни), обращением в рабство, штрафом.

Окончательное утверждение традиционной системы наказаний в V – IV вв. до н.э.

было связано с его философским осмыслением на основе использования сакральной и

древних китайцев цифры пять. Жесткая пятичленная система наказаний была еще более

ужесточена легистами в циньском Китае III в. до н.э., особенно за государственные

преступления. Вместе с преступниками в этом случае подлежали смертной казни три

поколения его родственников – по линии отца, матери и жены.

Некоторое смягчение наказаний под влиянием конфуцианизации права на третьем

этапе его развития выразилось во временной отмене наказаний невиновных

родственников преступника и в утверждении нормы о безнаказанности укрывательства

родственниками своих близких, совершивших преступление.

Брак и семья

В раннеклассовом шаньско-иньском Китае в семейном праве сохранялся ряд

пережитков родового строя, допускались браки между родственниками, многоженство.

Семья носила патриархальный характер.

Большесемейные связи начали ослабевать вместе с развитием частной собственности

на землю. Этот процесс был ускорен политикой легистов. Борясь против сепаратизма

влиятельных больших семей, семейных кланов, являющегося препятствием на пути

создания сильной центральной власти, Шан Ян в 356 – 350 гг. до н.э. санкционировал

принудительный раздел больших семей. Но большая семья как социально-хозяйственная

ячейка не исчезла и в последующие века.

ГЛОССАРИЙ

Древний Египет

Везир

(джати)

верховный сановник, ближайший помощник фараона по управлению

страной (сосредотачивал в своих руках всю полноту законодательной,

административной, высшей судебной и военной власти)

Деспотия форма государства в странах Древнего Востока

Жречество общественная группа, занимавшаяся отправлением религиозных

культов (жертвоприношением, молитвами и т.д.)

Ном административный округ, имеющий политический и религиозный

центр, герб и другие атрибуты

Номарх правитель нома – царский наместник (возглавлял

административный, судебный аппарат, войско нома и ведал другими

вопросами)

Обычное

право

совокупность обычаев, санкционированных государством в качестве

общеобязательных правил поведения.

Фараон титул древнеегипетских царей.

Древний Вавилон

Авилум высшие слои рабовладельцев древневавилонского общества.

Деликт правонарушение (преступление, проступок).

Законы

Хаммурапи

сборник законов Древнего Вавилона, названный именем царя

Вавилона.

Имущество

илку

участок земли и другое имущество, предоставляемое воинам за

выполнение служебных обязанностей.

Мушкенум рабовладельцы из числа жителей покоренных Хаммурапи областей.

По правовому положению стояли ниже авилум.

Ордалии «Божий суд» или испытание подозреваемого в совершении

преступления водой, железом (одно из судебных доказательств в

государствах Древнего Востока).

Ростовщи-

чество

предоставление денежных ссуд под проценты.

Саргон царь Аккадско-шумерской державы. Объединив в ХХ веке до н.э.

северную и южную части Двуречья, Саргон принял титул «Царя

Шумера и Аккада» («Царя четырех стран света»).

Талион принцип ответственности в уголовном праве, состоящий в

причинении виновному такого же вреда, какой им был причинен

потерпевшему («око за око, зуб за зуб»).

Такмар чиновник финансового ведомства.

Хаммурапи царь Вавилона, в период правления которого товарно-денежные

отношения, централизация государства достигли значительного

развития и сильно укрепилась царская власть.

Древняя Индия

Арии племена, захватившие в середине II тысячелетия до н.э. Индостан и

образовавшие первые государства.

Варны замкнутые социальные группы общества, в основе деления на

которые лежала принадлежность к ариям или неариям, род занятий и

имущественное положение.

Веды сборник гимнов магических заключений и ритуальных формул на

древнеиндийском (вединском) языке конца II – начала I тыс. до н.э.

Дхармашас-

тры

сборники религиозно-ритуальных и правовых брахматических

компиляций.

Законы

Ману

сборник правовых норм, религиозных и моральных предписаний,

составленный одной из брахманских школ.

Паришад совещательный орган при царе для решения важных вопросов

внутренней и внешней политики.

Раджа титул индийского царя.

Эпитимия религиозное наказание в виде поста, длительных молитв и т.п.,

налагавшиеся исповедующим священником.

Древний Китай

Ван титул царя Китая.

Ли этические нормы, игравшие главенствующую роль в шаньско-

иньском и раннечжоуском Китае при регулировании общественных

отношений.

Фа правовые нормы конфуцианства. Нормам «фа» отводилась

второстепенная роль по сравнению с нормами «ли».

Шан Ян философ и государственный деятель, осуществивший ряд

реформенных преобразований, способствующих складыванию единой

Циньской империи.

Тренировочные задания Ответ/решение

1. Назовите социальную структуру Древнего Египта и Древней

Индии.

2. Назовите государственный строй Древнего Вавилона и

Древнего Китая.

3. Назовите основные черты древневосточной деспотии.

4. Назовите основные источники права Древнего Египта,

Древнего Вавилона и Древней Индии.

5. Назовите особенности развития права в Древнем Китае.

ТЕСТ

1. Что такое «защитительные» или иммунитетные грамоты?

А) грамоты, которые освобождали светскую аристократию от тягот и повинностей в

пользу государства;

Б) грамоты, которые предоставляли рабам свободу;

В) грамоты, которые освобождали крестьян от государственных налогов.

Г) грамоты, которые освобождали ремесленников от уплаты налогов местным

правителям.

2. Кто такой везир?

А) главный казначей Египта;

Б) «начальник работ», который наблюдал за оросительной системой;

В) верховный сановник, ближайший помощник фараона по управлению страной;

Г) сановник, который комплектовал армию и снабжал ее оружием.

3. Кто такой авилум?

А) высшие слои рабовладельцев древневавилонского общества;

Б) отпущенные на волю рабы;

В) свободные крестьяне-общинники;

Г) чиновники финансового ведомства.

4. Кто такой илку?

А) профессиональный воин, который за службу в армии наделялся землей;

Б) сановник, ведавший судебными и административными функциями;

В) глава общинного совета;

Г) чиновник, контролировавший деятельность местной администрации.

5. Кто такие арии?

А) племена, захватившие в середине II тыс. до н.э. Индостан и образовавшие первые

государства в Индии;

Б) воины Александра Македонского, завоевавшие в IV в. до н.э. Индию;

В) свободные общинники;

Г) государственные чиновники.

6. Что являлось основной отраслью деятельности в Древнем Китае?

А) торговля;

Б) ремесло;

В) земледелие;

Г) скотоводство.

www.vuzllib.su