История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Воспитания спартиатов (спартанцев). Воспитание детей древняя спарта


Как воспитывали детей в Спарте

В этой статье рассказывается о том, как воспитывали детей в Древней Спарте.

Правила спартанского воспитания касались в равной мере всех без исключения граждан Спарты. Исключение составляли представители царского происхождения. Подобных правил придерживались на протяжении 400 лет с VII по IV вв. до н.э.

Каждый рожденный в Спарте мальчик проходил так называемый контроль на здоровье. Его внимательно обсматривали у края пропасти в ущелье Тайгета. В случае, если он не соответствовал определенным критериям, его бросали прямо с горы.

Оставшиеся в живых крепкие младенцы проходили суровую школу жизни. Приучаться к тяготам заставляли с грудного возраста. Малыши спали в жесткой люльке.

В возрасте 7 лет мальчики обязаны были поступить в военный лагерь. Там их ждала истинная школа жизни. Слабые просто не выдерживали и умирали.

Система воспитания юных спартанцев была поэтапной и состояла из трех составляющих

Этапы воспитания

Первый этап (с 7 до 15 лет) предполагал приобретение ребенком навыков письма и чтения. Но ведущим было закаливание организма. В 14 лет мальчика посвящался в эйрены. Эта процедура предполагала самые жесткие испытания. Вступив в общину эйренов, мальчик подвергался последующей проверке на стойкость и мужество.

Второй этап (с 15 до 20 лет) заключался в малом обучении грамоте. В юношах развивали и музыкальные способности. Но воспитание приобретало все более жесткие формы. Подростки учились голодать, добывать себе еду посредством воровства. К 20 годам юноши получали титул воина и полную амуницию.

Третий период — это путь к приобретению статуса члена военной общины, наделенного равными правами.

Результатом всех трех пройденных этапов было то, что молодые воины прекрасно владели копьем и мечом, а также всеми видами оружия того времени.

kak-vospityvali-detej-v-sparte

Жизнь юношей в период воспитания

Пока молодые люди мужали, им постоянно приходилось учиться преодолевать те или иные невзгоды. Если их ловили на воровстве еды, то они жестоко наказывались за проявленную ими медленность.

Дети воспитывались в самых суровых условиях. Круглый год, невзирая на холод, мальчики ходили без обуви, в легком коротком хитоне. Кожа была настолько огрубевшей, что они не чувствовали боли и лазали по горам, цепляясь за них голыми ногами.

Каждый год устраивались поединки на прочность. Целью поединка было столкнуть испытуемого с отвесной скалы прямо в воду. При драке были позволены абсолютно любые приемы, имели право напасть несколько человек на одного. Только запрещалось пользоваться оружием.

На праздник Артемиды юношей нещадно секли в храме богини. Закричать от боли считалось огромным позором.

Спартанское воспитание ставило своей целью получение в результате воина, способного выжить и действовать в любых условиях. Этим и объясняется то, как воспитывали детей в Спарте.

Параллельно подключались такие предметы, как танцы и пение для поднятия боевого духа. Но спартанцев не учили математике. История утверждает, что и риторику им не преподавали, но тем не менее, спартанцы умели изъясняться красиво и лаконично.

Предыдущая статья: Как воспитывали дворянских детей Следующая статья: Как воспитывали детей крестьяне

ladymsk.com

Воспитание детей в спарте носило характер

Спартанское воспитание в Греции

Дошло ли спартанское воспитание в Греции до наших дней

Спарта, именуемая еще Лакедемоном – это государство древней Греции, расположенное на полуострове Пелопоннес. Люди населили там долину Эврота. Истоки развития этого государства неизвестны, поскольку в те времена еще не вели летописных книг.

В памяти поколений сохранились многочисленные легенды о народе Спарты, ее законах, устоях и воспитании.

Известно, что граждане Спарты должны были беспрепятственно подчиняться власти, следовать установленным ею правилам. В течение всей жизни спартанец находился под неусыпным государственным контролем. Некоторые обычаи и устои древних спартанцев покажутся современникам весьма дикими. Другие же добродетели дошли до наших дней. Такие, как идея воспитания добропорядочного мужчины или женщины, рождающей крепких и здоровых детей.

Кто такие спартанцы?

Четыре требования предъявляли к жителям этой страны правители:

  1. Оба родителя младенца должны быть жителями Спарты.

  2. Наличие земельного надела (клера) и илотов (рабов), трудящихся на земле и в доме.

  3. Обучение и успешное окончание спартанской школы.

  4. Беспрекословное следование законам страны и полное подчинение властям.

Каждый мужчина должен был стать настоящим и достойным воином, а женщина – здоровой и сильной матерью красивых и крепких детей. Спартанцы жили в аристократической стране, население которой было огромным. Большинство из жителей — подневольные. Никакого равенства и всеобщего братства. Земля никогда не принадлежала людям, у них вообще не было частной собственности. Экономическая система была построена на первобытно-общинных законах. Это касается периода 8-7 вв. до н.э. Впредь произошли некоторые изменения государственного строя страны, но незначительные. Они заключались в укреплении власти правящей общины. В древнейшей же Спарте было 2 вождя. Почему? Известно, что город образовали 2 племени:

Имелись народное собрание и совет старейшин. И позже во главе государства стояли 2 правителя. Их выбирали каждые 8 лет не народным голосованием, а гадая по звездам. Главы государства имели войско, им доставалась большая часть трофеев, привезенных из военных походов.

По одному из обычаев, дочери любого рода выходили замуж за братьев своих отцов. Так старались сохранить семейную собственность. Были случаи объединения родовых клеров (земель).

Система воспитания молодежи

К 8 веку до н.э. в Спарте сформировалась уникальная система воспитания мальчиков. Но пройти эту школу могли только дети коренных жителей Спарты всех сословий. Представители низших слоев населения так наделялись правом «выбиться в люди» и получить полное гражданство. Царские особы этому порядку не подчинялись.

Посещение школы (в группах — агелах) считалось привилегией среди жителей Спарты. Мальчиков отдавали на государственное воспитание в агелы с 7 лет. Девочки сидели дома, но много занимались спортом и учились пользоваться оружием.

Возглавляли группы обучения молодые люди старшего возраста (агелархи). Каждый агел имел свое название. Предводительствовал над ними старший (педоном). Его избирали из взрослых и почитаемых спартанцев. Педоном имел пару помощников.

Не всем мальчикам удавалось дожить до возраста, когда их отдадут на специальное обучение. По легенде, в древней Спарте был обычай избавляться от слабых, уродливых и больных новорожденных малышей. Происходило это так: спустя пару недель после появления на свет, родители относили ребенка на суд старейшинам. Малыши с физическими недостатками сбрасывались в пропасть. Полноценных детей возвращали родителям. Часто семьи, в которых появились на свет больные чада, сбегали из Спарты, чтобы сохранить детям жизни.

Самое пристальное внимание старейшины уделяли здоровью и физическому состоянию детей царственных особ. Малейший недостаток приводил к смещению с высоких постов родителей и недопущению к власти их потомков.

Испытания малыши получали с младенчества. В колыбелях лежали на жестких подстилках. Школа выживания начиналась буквально в того времени, когда ребенок вставал на ноги. Обуви не было, спартанцы ходили босиком и раздетые до 12 лет. Немногие доживали и до семи. Спали на соломе и в жару, и в холода. Как тут смертельно не заболеть? Приходилось класть в подстилки крапиву. Так, обжигаясь, согревались. После 12 лет детей одевали в легкие одежды.

Упражнения в спартанской школе заключались в физических нагрузках, приобретении навыков владения мечем, копьём и другим оружием. За каждое свое действие ученик получал оценку. В «казармах» царила жесткая военная дисциплина. Пищу находили сами. Еду приходилось воровать и даже убивать за нее. Если спартанец попадался на грабеже или другом деянии, его жестоко избивали, но не для того, чтобы он впредь так не делал, а чтобы проявлял в будущем больше ловкости и хитрости.

Никакого интеллектуального развития, кроме возможности разучивать песни. Считалось, что они сплачивают мальчиков и вырабатывают в коллективе воинский дух. Понятие «спартанский патриотизм» было на 1 месте. В то же время рабов унижали как могли. Одним из способов развлечения спартанских мальчиков, было избиение и угнетение илотов. Еще одна забава – набеги на соседние деревни рабов, сильнейших жителей которых убивали. Забирали скот.

Обучение в спартанской школе продолжалось 10 лет. Как только мальчику исполнялось 17, он приходил домой и готовился к самому важному и заключительному испытанию. Оно состояло в том, чтобы попасть в высокогорный храм Артемиды и принести жертву. Жрецы привязывали юношу и били до первых капель крови плетями. Помиловали тех, кто молча переносил испытание. Издававших звуки, забивали до смерти. Это делалось ради отбора наиболее сильных для жизни в спартанском обществе.

А что же сегодня?

Принципы нынешнего воспитания молодежи Греции далеки от спартанских. Слава этого государства разлетелась по всему миру еще во времена древности, но некоторые из его законов уже тогда приводили в недоумение жителей разных стран.

Основа же воспитания спартанцев – жесткая военная дисциплина, наказания за значительные провинности, дошли и до наших дней, но имеют место разве что в военных училищах и не так жестоки, как в Спарте. Сохранились принципы 10-летнего обучения и выставления оценок. Только теперь ученики получают не лавровые венки, а баллы по специальной системе. В конце обучения – не битье розгами, а обязанность сдать экзамены, для проверки знаний в области базовых наук.

Система воспитания детей в Древней Спарте представляет собой одну из основных педагогических систем появившихся в эпоху классической Греции, и оказавших большое влияние на всю древнегреческую педагогику.

В возрасте семи лет, ребенка забирали из родного дома и сурово воспитывали. Целью воспитания было вырастить из детей сильных, послушных и бесстрашных мужчин. Их учили грамоте, учили по-долгу молчать и лаконично говорить. Чтобы выявить самых ловких и смелых, взрослые специально ссорили учеников между собой, таким образом вызывая драки. Еду подростки должны были воровать, но если они попадались на этом, то их пороли. Наказывали их не за то, что они воровали, а за то, что оказались слишком неуклюжими и попались.

С годами их воспитание становилось все суровее, их стригли наголо, заставляли ходить босыми и не принимать теплых ванн, а спать на жестких постелях из тростника.  Уже возмужавших юношей подвергали жестокому испытанию. Подведя испытуемого к алтарю богини Артемиды его беспощадно бичевали, причем он не должен был не проронить ни звука. На этом испытании были и смертельные случаи. Так же, существовало еще одно испытание. Массовые нападения на илотов(в древней Спарте земледельцы, находящиеся на промежуточном положении между крепостными и рабами) . Испытание объявлялось эфорами (в Древней Спарте, а позже и в Афинах — выборные должностные лица), и смысл его заключалось в том, что юные спартанцы должны были убивать самых крепких илотов, тем самым держа остальных в страхе и повиновении.  В брак спартанец мог вступить только после разрешения общины. Причем еще долгое время молодожены должны были жить отдельно. Им даже не принадлежали их собственные дети. Старейшины строго осматривали новорожденных, если находился хоть какой-то дефект, то младенца оставляли умирать у обрыва горного хребта Тайгет. Воспитание в древней Спарте не заканчивалось с приходом совершеннолетия, а продолжалось до зрелого возраста.

 Воля законодателя и угроза восстания илотов сделали Спарту сплочённым обществом, не ведавшим смуты на протяжении нескольких столетий. Но плата за это стала очень высокой. Такой суровый образ жизни и жестокое воспитание детей в древней Спарте, привело к духовному обеднению народа и экономической отсталости Лаконии в сравнении с остальными полисами Пеллопонеса.

Единственное, что могла создать Спарта — это могучее войско. Со временем Лакония стала оплотом политической реакции для всей Древней Греции.

Автор: Наталья Матвеева

Главное направление спартанской системы воспитания — нравственное воспитание, цель которого — полное подчинение личности интересам социальной группы; идеал воспитания — физически развитый, сильный духом, разбирающийся в военном деле человек.

Необходимость постоянно поддерживать господство небольшой группы спартиатов над массой угнетенных рабов (илотов) привела к созданию и консервации на три столетия военного государства со специфической системой воспитания. Государство жестко регламентировало воспитание и образование детей.

В первые дни жизни новорожденного ребенка осматривали старейшины. Слабых и больных детей лишали жизни. Сильные и здоровые передавались в руки кормилиц, пользовавшихся заслуженной славой лучших воспитательниц по всей Греции. Процесс обучения начинался с 7 лет и проходил поэтапно. С семи лет детей отбирали у родителей и воспитывали в отрядах (агелах).

На первом этапе (7—10 лет) юные спартиаты постигали азы чтения, грамоты, счета. Первоочередное внимание обращалось на физическое воспитание и закалку подростков: дети учились бегу, прыжкам, метанию диска, копья, приемам рукопашного боя. На характер физической подготовки оказывала влияние программа общегреческих (Олимпийских, Истмийских и др.) игр и местных состязаний: бег, борьба, пятиборье, конские скачки, колесничный бег. Кормили детей скудно, приучали к воровству, но если кто-то попадался, то били нещадно, не за кражу, а за неловкость.

На втором этапе (15—20 лет) к обучению грамоте добавлялись пение и музыка, религиозные танцы, носившие преимущественно боевой, воинственный характер. Подростки упражнялись в военном искусстве, участвовали в учебных походах и сражениях, а также в состязаниях, где демонстрировали успехи в военной подготовке, в пении и игре на флейте. Возмужавших юношей после 16 лет подвергали суровому испытанию у алтаря богини Артемиды. Их жестоко бичевали, но они при этом должны были молчать. Еще одним испытанием для юношей были массовые убийства рабов.

В течение третьего этапа (20—30 лет) юноши приобретали статус полноправного члена военной общины. Спартанская система воспитания готовила стойких, закаленных воинов, свободно владеющих различными видами оружия и находящихся в состоянии постоянной боевой готовности к войне.

Благодаря государственному устройству и системе воспитания спарта не знала смут и распрей. Но цена за это была заплачена дорогая, суровая дисциплина, военизация всех сторон жизни привели к духовному оскудению народа, экономической отсталости Спарты по сравнению с другими греческими полисами. Спарта не дала миру ни одного художника, философа, оратора, скульптора.

Если Спарта продемонстрировала миру образец военно-физического воспитания, то Афины — систему всестороннего и гармоничного развития личности.

Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 593; Нарушение авторских прав?;

Читайте также:

Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древней Греции

Древняя Греция — государство, объединявшее рабовладельческие города-государства — полисы. Особую роль играли два полиса — Афины и Спарта͵ в них сложились своеобразные системы воспитания, обусловленные не только закономерностями рабовладельческого строя, но и особенностями развития данного государства.

Спарта была одним из самых ранних государств Древней Греции, возникшим в начале IX в. до н. э. после вторжения на территорию Лаконии племенных группировок дорян. Завоеватели завладели землей и подчинили себе коренных жителœей. Населœение Спарты делилось на спартиатов — господствующий класс, периэков — граждан имущих и свободных, но лишенных политических прав, а также илотов — людей, лишенных всяких прав, но оставленных на своих землях, ставших собственностью государства. Жестокая эксплуатация илотов приводила к частым восстаниям, что заставляло спартиатов поддерживать свое господство силой. Быт спартиатов имел своеобразную форму, имевшую военизированный характер, — всœе взрослые мужчины составляли войско, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ было предназначено для удержания рабов в постоянном страхе и повиновении.

Такие условия отражались на спартанской государственной системе воспитания, цель ее состояла в подготовке детей к воинской службе, в формировании из них стойких и закаленных граждан. Государство контролировало семейное воспитание детей от их рождения. Старейшины осматривали новорожденных и здоровых возвращали отцу, а больные и слабые уничтожались.

Младенцев обычно воспитывали матери, привлекая для помощи кормилиц-рабынь, которые, как правило, имели образование и педагогиче­ский опыт. Кормилицы заботились о жизни и здоровье детей, занимались их закаливанием, прививали навыки поведения. У детей воспитывали неприхотливость в еде, приучали не бояться темноты, легко переносить голод, жажду, неудобства и трудности, с которыми те могли встретиться в будущих военных походах.

Когда мальчикам исполнялось 7 лет, их забирали из семьи и они начинали обучаться в специальных государственных воспитательных учреждениях до 18 лет. Воспитанием здесь руководили специально выделœенные государством люди. Особое внимание уделялось военно-физической подготовке, бегу, прыжкам, борьбе, метанию диска и копья. В мальчиках воспитывали беспрекословное подчинœение старшим, беспощадное отношение и презрение к рабам и физическому труду. Образование в этих учреждениях ограничивалось обучением письму и счету. Развитию у детей умения четко и кратко отвечать на вопросы (ʼʼлаконическая речьʼʼ) отводилось особое внимание. В воспитании участвовала вся община; военачальники, государственные деятели часто посœещали школы, вразумляли и наказывали провинившихся детей, вели с ними беседы на моральные и политические темы, присутствовали при состязаниях. В качестве средства воспитания будущего воина и рабовладельца выступало участие подростков 14—15 лет в ночных облавах и истреблении наиболее строптивых рабов.

С 18 до 20 лет юноши проходили специальную военную подготовку и зачислялись в войско. С 30 лет молодые спартиаты становились полноправными гражданами.

Девочки Спарты воспитывались дома, однако и в их воспитании наиболее важным считалось физическое развитие, военная подготовка и привитие навыков управления рабами, чтобы в случае войны женщины могли охранять свой город и держать рабов в повиновении. Спартанские девушки участвовали и в общественных празднествах и в спортивных состязаниях.

Читайте также

  • — Воспитание детей в Спарте.

    Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древней Греции ВОСПИТАНИЕ, ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ В рабовладельческих государствах Древнего Востока, в Греции и Риме начинают уже складываться первые системы воспитания,… [читать подробнее].

  • — Воспитание детей в Спарте.

    Спартанское государство было одним из самых ранних в Древней Греции.

    Оно возникло в начале IX в. до н. э. в результате вторжения на территорию Лаконии племенных группировок дорян, завладевших землей и подчинивших себе коренных жителей. Население Спарты резко делилось на… [читать подробнее].

  • magictemple.ru

    I love ИСТОРИЯ!!!: Спартанское воспитание

    Спартанское воспитание — воспитание настоящего мужчины.

    Спартанское воспитание — целая система воспитания маленьких детей,

     впервые появившаяся в Древней Спарте. Практически каждая семья,родившая 

    мальчика, задаётся вопросом: «Как воспитать из него настоящего мужчину?».

     Современные матери сейчас не понимают, почему нельзя баловать детей. А 

    малыши в Древней Спарте совсем не знали ласки.

    Всем известное выражение «по-спартански» произошло от очень жестких

     условий воспитания детей в Спарте. Во-первых, на воспитание в Спарте

     оставляли лишь самых сильных и здоровых детей, а остальных, не прошедших 

    отбор, воспитывали отдельно от всех.

    До 7 лет дети были на домашнем воспитании, но уже с самых ранних лет их 

    готовили стать настоящими воинами и матерями. Это были дети без одежды, 

    не боявшиеся суровых условий погоды, неприхотливые в еде и жилье. Пока 

    ребенок находился дома под попечительством матери, её главной задачей

     было воспитать в ребенке послушание, выносливость и качества победителя.

     Воспитывались дети в Древней Спарте таким образом, что они: 

     •Всегда умели постоять за себя;  •Были неприхотливы в быту;  •Спали на очень жестких и неудобных тростниковых подстилках;  •Не боялись одиночества и темноты.

    С раннего детства дети стремились быть образцовыми войнами. Чтобы 

    проверить навыки их физической подготовки, ежегодно в Спарте устраивались 

    специальные празднества. На них дети демонстрировали свои умения и

     навыки, доказывая, что они уже превратились из детей в настоящих мужчин и

     могут вступить в некое общество взрослых воинов. Эти мероприятия

     проводились в храме имени Артемиды Орфии, которую считали богиней

     плодородия. Что же делали дети на этих празднествах? Их делили на две

     группы: одна группа должна была охранять сыр, а другая должна была его

     похитить. Тот, кому удавалось выполнить свою задачу и провозглашался

     победителем.

    Когда ребёнку исполнялось 7 лет, его воспитанием начинало заниматься

     государство. Спартанцам не было интересно здоровое детское питание, им 

    было гораздо важнее воспитать в будущем солдате стойкость и волю. Весь

     период «государственной опеки» детей Древней Спарты продолжался до тех

     пор, пока юноше не исполнялось 30 лет. Распадался этот период на три

     отрезка: от семи до пятнадцати лет, от 15 до 20 и от 20 до 30 лет 

    соответственно.

    Система детского воспитания начиналась с грамоты, хотя ей отдавали не столь

     высокое внимание, как физической подготовке. На этапе от 7 до 15 лет, детей

     приучали к суровой жизни, развивали у них выносливость и стойкость.

    Когда юноше исполнялось 15 лет, он зачислялся в «эйрены», т.е. в группу, где 

    воспитывались юные спартанцы до 20 лет. В обязанности эйрена входило 

    воспитание младших детей. Самых умных и физически подготовленных 

    ставили начальниками детской группы. После обеда эйрен задавал детям 

    вопросы, и если они отвечали не правильно или, не как положено, то он 

    наказывал из в присутствии властей и старшин. После того как дети 

    расходились, старшины ругали эйрена, если он был чересчур строг с детьми,

     или если он был слишком мягким и снисходительным. К девушкам были 

    схожие требования. Они бегали, боролись, кидали копья, бросали диски. В 

    общем делали всё, что по мнению Древней Спарты помогло бы им в 

    воспитании будущих здоровых детей, крепких телом и духом.

    В период от 21 до 30 лет, из юношей, уже физически крепких и обученных

    , готовили по большей части обычных, образованных граждан. Их учили

     разбираться в политической системе.

    Кстати, мало того, что спартанские дети - это были дети без одежды, без

     нормальных условий для существования, до 30 лет все они считались 

    несовершеннолетними.

    В общем, спартанское воспитание всегда стремилось к становлению 

    настоящих мужчин-воинов и матерей. Оно всегда считалось образцом 

    стойкости и суровости.                                                                                                                              Выполнила: ученица 5 «б» класса                                                                           Силантьева    София           

    fomichenkojulia.blogspot.com

    Воспитания спартиатов (спартанцев)

    Органической частью политической организации Спарты была система государственного воспитания и обучения молодого поколения. Она предусматривала подготовку хорошо тренированных и физически развитых воинов, способных защитить страну от внутренних и внешних врагов. Спартанский воин — это прежде всего дисциплинированный воин, он стойко переносит трудности и невзгоды, слушается своих командиров, повинуется избранным властям. Меньшее значение в этой системе воспитания придавалось собственно образованию — оно сводилось к умению читать и писать.

    Памятник воинам древней спартыПамятник воинам древней спарты. Фото: Karl Baron

    Система спартанского воспитания состояла из трех ступеней. Первой ступенью было воспитание мальчиков с 7 до 12 лет в так называемых агелах (стадах). Вот что писал об этом Плутарх: «Ликург не разрешал, чтобы дети спартанцев воспитывались купленными или нанятыми воспитателями, да и отец не имел права воспитывать сына по своему усмотрению. Он отобрал всех детей, которым исполнилось семь лет, объединил их в агелы и воспитывал их сообща, приучал к совместным играм и учебе. Во главе агелы он ставил того, кто был самым сообразительным и храбрее других в драках. Дети во всем брали с него пример, исполняли его приказы, терпели наказания, так что все обучение заключалось в том, чтобы воспитать в детях повиновение. Старики наблюдали за их играми и, постоянно внося в их среду раздор, вызывали драки: они внимательно изучали, какие задатки храбрости и мужества заключены в каждом, храбр ли мальчик и упорен ли в драках. Грамоте они учились только в пределах необходимости. Все же остальное воспитание заключалось в том, чтобы уметь безоговорочно повиноваться, терпеливо переносить лишения и побеждать в битвах». Общий контроль и руководство воспитанием мальчиков было возложено на особое должностное лицо — педонома. Эта должность считалась важной, и на нее назначали лиц, которым было, по словам Ксенофонта, «позволено занимать самые высокие должности в государстве».

    С 12 лет наступал новый этап обучения и воспитания. Теперь подростки вступали в илы (отряды) во главе с иренами. Это были, как правило, старшие по возрасту авторитетные юноши. Общее руководство воспитанием подростков было возложено на специальных должностных лиц. Занятия носили характер военной подготовки. «По мере того как они подрастали, их воспитывали все более сурово, стригли коротко, приучали ходить босиком и играть нагими. Когда им исполнялось 12 лет, они переставали носить хитон, получая раз в год плащ, ходили грязными, не умывались и не умащали ничем тело, за исключением нескольких дней в году, когда им разрешалось пользоваться всем этим. Спали они вместе по илам и агелам на связках тростника, который они сами приносили себе, ломая голыми руками верхушки тростника, росшего по берегам Еврота. Зимой они подкладывали так называемый ликофон, мешая его с тростником, так как считали, что это растение согревает». Именно в этом возрасте юные спартиаты проходили сложный курс военного обучения: владение оружием, отработку строя фаланги, быстроту передвижения и тактические хитрости. Особое внимание было уделено воспитанию чувства социального превосходства по отношению к илотам. Причем это делалось весьма оригинальным способом. «Так они (спартиаты — В.К.) заставляли илотов пить в большом количестве не смешанное вино и, приводя на сисситии, показывали юношам, насколько отвратителен порок пьянства. Они заставляли их петь непристойные песни и танцевать безобразные танцы: танцы и песни, бывшие в употреблении среди свободных, илотам были запрещены». Воспитание чувства отвращения к илотам дополнялось и более жестокими способами. Именно отрядам старших юношей поручалось проведение так называемых криптий, т. е. санкционированных государством тайных убийств илотов. По мнению воспитателей, эти мероприятия должны были показать ловкость, хитрость, повиновение и военную подготовку подрастающих спартиатов.

    К 20 годам наступал третий этап в воспитании юношей. Молодому спартиату разрешалось вступать в члены сисситии. Иначе говоря, молодой человек становился обладателем земельного надела с несколькими илотскими хозяйствами, от доходов которых он должен был жить, содержать свой дом, вносить в сисситию определенное количество продуктов: ячменной и пшеничной муки, вина, масла и маслин, сыра и фруктов. Сисситии были важным общественно-политическим институтом в системе спартанской государственности. Каждая сиссития была своеобразным военным подразделением, насчитывала около 15 человек. Юноши вместе питались, проводили большую часть времени в совместных беседах и военных тренировках, хотя каждый член сисситии имел собственный дом и семью, куда он возвращался вечером. Участие в сисситии было обязательным для спартиата, также как и внесение продуктового взноса. Если спартиат из-за бедности не мог заплатить взноса, он терял право участия в сисситии и лишался почти всех гражданских прав. До 30 лет спартиат был ограничен в гражданском статусе например ему не разрешалось ходить на рынок и он мог делать покупки лишь привлекая родственников. На плечи молодых спартиатов падала основная тяжесть охранной службы, неудобства мелких военных походов. К 30 годам спартиат обычно обзаводился семьей, своим домом, ограничения снимались и открывался путь к командным постам и государственным должностям.

    Находившаяся под строгим государственным контролем система воспитания молодого поколения обеспечивала особую подготовку спартиата — основы спартанской государственности — умелого, дисциплинированного воина, твердо знавшего свое привилегированное положение, беспрекословно повинующегося властям, но и требующего, чтобы они учитывали и реализовывали их социальные интересы.

    В гражданскую добродетель Спарты было введено беспрекословное повиновение властям и послушание законам. Вся жизнь спартиатов с момента рождения и до смерти была подчинена неослабному государственному контролю.

    Гражданином Спарты мог быть только человек, отвечающий четырем основным требованиям государства:

    1. Происхождение от родителей граждан. 2. Наличие клера с илотами. 3. Прохож дение школы спартанского военного обучения. 4. Полное подчинение законам спартанского государства и представителям государственной власти.

    По отношению к гражданскому коллективу государство преследовало цель воспитания из каждого мужчины закаленного воина, из каждой девушки — физически крепкой женщины, будущей матери здоровых детей.

    В установленный государством срок родители приносили новорожденных детей на осмотр старейшинам своей обы. Ребенок физически неполноценный сбрасывался в пропасть; физически здоровые дети возвращались родителям.

    Бывали случаи, когда родители, опасаясь умерщвления ребенка, бежали из Спарты до представления ребенка на суд старейшин. Это был единственный способ сохранения жизни новорожденного. От царей особенно требовалась их физическая полноценность, так как любой физический недостаток мог служить поводом недопущения царя к власти или его смещения.

    Девочки воспитывались дома. Мальчики с семилетнего возраста передавались из семьи на государственное воспитание в агелы — особые возрастные отряды или группы1.

    Начальниками агел были мальчики старших возрастных групп. Верховный надзор за всеми агелами, из которых каждая имела особое название, был поручен педоному, избираемому из числа взрослых спартиатов. Помимо агелархов (начальников агел) у педонома были еще два помощника.

    Забота об интеллектуальном развитии детей в агелах была сведена к минимуму. Единственное исключение было сделано в обучении мальчиков хоровым песням, исполнение которых с детства объединяло мальчиков друг с другом. К тому же хоровые песни носили военный характер; они исполнялись и взрослыми воинами. В агелах мальчики знакомились со спартанскими обычаями, обучались повиновению старым законам Спарты, воспитывались в духе спартанского патриотизма.

    И зимой и летом мальчики ходили босиком, одетые в легкий хитон (короткая до колен одежда). Постелью им служила подстилка из тростника, который каждый мальчик должен был сам для себя нарезать. Детей кормили плохо, чтобы приучить с раннего детства к самостоятельному добыванию пищи путем воровства или даже набегов на земли илотов и периеков. Но если мальчики попадались, их беспощадно наказывали ударами бича, чтобы на следующий раз они проявили больше хитрости и ловкости.

    Многочисленные физические упражнения, коллективные военные игры, состязания, а затем и военные походы, изучение военной тактики и уменье владеть копьем и мечом, все это формировало не только физически крепких, привыкших к лишениям и к железной дисциплине воинов, но и прививало детям рабовладельческую идеологию.

    Грабеж, убийство, воровство — все это считалось доблестью и благородством; физическая слабость вызывала презрение и насмешки. С детства спартиаты привыкали смотреть на илотов как на рабочий скот; по отношению к илотам можно было позволить любые способы их унижения. С детства побежденный неприятель рассматривался как объект грабежа и угнетения, а физически более слабый человек как существо неполноценное и заслуживающее презрения.

    При переводе из одной возрастной группы в другую устраивались испытания силы и доблести мальчиков. На этих испытаниях присутствовали и члены герусии с царями во главе, и эфоры и старейшины об, а также и рядовые члены спартанской общины. Одно из таких испытаний хорошо известно по описанию Павсания: в установленное время происходили показательные сражения спартанской молодежи, разделенной на два отряда. Борьба происходила на острове, окруженном со всех сторон глубоким рвом, наполненным водою. Через ров с двух противоположных сторон были перекинуты мостки. В первый день испытаний агелархи в присутствии молодежи приносили в жертву божеству войны молодого щенка; после жертвоприношения устраивался бой между кабанами.

    На второй день до полудня агелы располагались у мостов двумя лагерями, на месте, заранее определенном жребием. Затем по мосткам с двух разных сторон они входили на остров, где и начиналось сражение. Употреблять в борьбе какое бы то ни было оружие запрещалось. Противники действовали руками, ногами, грызли один другого зубами, выцарапывали друг другу глаза, нападали кучками и в одиночку, стараясь столкнуть противников в ров. Страсти разгорались. Каждый юноша должен был проявить перед зрителями свое физическое превосходство, ловкость, хитрость, отвагу и беспощадность.

    Другим видом испытаний было испытание на празднике Артемиды Орфии. В эти дни перед алтарем богини происходило сечение юношей зелеными ивовыми лозами. Бичевание было суровым, и молодой спартиат должен был его выдержать, не испустив ни одного стона. Иначе не только он, но и его родители навлекали на себя общественное презрение.

    Незадолго до окончания военного воспитания, спартанская молодежь принимала участие в криптиях. На это время юноши покидали пределы города. Добывая пищу грабежом, они скрывались днем и выходили из засады лишь ночью. Ночью они нападали на илотов, прежде всего на тех, кто оказывался вне стен своей хижины, но »то не исключало нападения на илотов и в домах. Каждый должен был убить хотя бы одного илота, иначе его возвращение домой было бы покрыто позором.

    

    biofile.ru

    Жизнь в Спарте. Спартанское воспитание

    Древняя Спарта (Σπάρτη) находилась в Греции, на полуострове Пелопоннес, в области Лакония, время возникновения - XI век до н.э.

    От других греческих полисов, Спарта отличалась как политическим строем, так и общественной жизнью: государственный строй в Спарте носил олигархический характер, в Спарте были два царя (диархия), огромная роль отводилась военному управлению, тогда как торговле и ремеслу уделялось совсем небольшое место.

    С момента рождения, спартанцы не принадлежали себе и до самой смерти жили, чтобы служить Спарте и увеличивать её силу и славу.

    Образ жизни и организация города-государства древней Спарты, привела к созданию очень сильного полиса с лучший организованной армией. Гордость и доблесть спартанцев была известна всему древнему миру. 

    Основные законы спартанского государства были заложены Ликургом, царём Спарты. Ликург добивался равенства в Спарте. Во главе спартанской жизни была воинская обязанность граждан, только достигнув больших успехов в военном деле, спартанский гражданин мог занять высокое положение в обществе.

    Спартанское воспитание

    Военный стиль жизни в Спарте не мог не влиять на воспитание спартанских детей. 

    Процесс воспитания являлся делом государственной важности: из мальчиков должны были получиться отважные воины, из девочек - отличные матери, поэтому девочки занимались спортом и получали государственное образование в отличие от других греческих городов, где большинство женщин были совершенно неграмотные.

    Воспитание детей с возраста семи лет брало на себя государство. Дети жили в группах, изучали воинское искусство, чтение и письмо, их обучали выживать в сложных условиях. Девочки упражнялись в беге, борьбе, метании копья и диска, для того, чтобы иметь крепкий организм и рожать детей, которые станут достойными воинами.

    Мальчики в Спарте никогда не жили без присмотра старшего, за лень или непослушание от старшего было наказание. Они ходили босиком, носили одну и ту же одежду зимой и летом, и были постоянно полуголодные. Известный под названием бульон меланас (μέλανας), который ежедневно ели подростки, варили из свинины, соли, уксуса и крови, на вкус он был отвратителен. Правда, в Спарте не возбранялось воровство и иногда мальчики-спартанцы наедались именно таким способом.

    Образовательная система была продумана так, что создало модель идеального спартанского общества, направленная на формирование характера, патриотизма, повиновения.  

    thisgreece.ru

    Воспитание по-спартански или спартанское воспитание

    Когда возникает разговор о воспитании, то невольно вспоминается известная крылатая фраза «спартанское воспитание». С какими событиями связано это определение? Кому необходимо воспитание по-спартански, и необходимо ли оно вообще человечеству в современном мире?

    Фраза «воспитание по-спартански» имеет глубокие корни. Спарта – это древнегреческое государство, в котором, собственно говоря, и зародилось это явление. В Древней Спарте основной задачей матерей было воспитать в детях выносливость, волю к победе, терпение.

    Воспитание по-спартански

    С самого юного возраста детей подготавливали к серьезным испытаниям. А чтобы закрепить навыки истинных воинов и показать успехи, они должны были участвовать в специальных празднествах в храме Артемиды Орфии.

    Даже бытовые условия имели свои особенности. Сон на жестких тростниковых подстилках, интенсивная физическая подготовка, суровое воспитание. Спартанские дети были лишены ласки и внимания в отличие от современных детей, которые зачастую бывают избалованы.

    Обучению грамоте не придавалось столь большое значение, детей обучали лишь ее необходимым азам. А, например, ораторскому искусству уделялось большая часть времени. Невнимательных ораторов с отсутствием красноречия демонстративно высмеивали.

    С годами воспитание становилось намного суровее: детям стригли наголо волосы, учили ходить босиком, как правило, без одежды, тростник собирали без помощи ножей, ребята участвовали в различных состязаниях. И что самое парадоксальное, так воспитывали не только мальчиков, но и девочек!

    Воспитание по-спартански

    Если мысли современной девушки заняты внешностью, успехами в карьере, личной жизнью, то спартанские девушки об этом даже и не мечтали. Их больше заботили вопросы, связанные с метанием дисков, борьбой, бегом и прочими соревнованиями.

    Дети в Спарте находились в безраздельной собственности государства. Сразу после рождения они подвергались тщательного досмотру. Слабых и увечных сбрасывали в пропасть с Тайгетской скалы.

    Возможно, спартанское воспитание и было эффективным в той исторической эпохе, в которой оно и зародилось. Но в современном мире все выглядит иначе. Не нужно завоевывать чьи-то территории, постоянно защищаться от нападения врагов.

    Некоторые родители могут возразить, вспомнив о крепком физическом развитии и здоровье спартанцев, а так же о силе духа, который в них воспитывали. Возможно это и так, но необходимо видеть и другую сторону такого воспитания: безжалостность, неуверенность в себе, пассивность, жестокость, которых и без спартанского воспитания хватает в нашей жизни.

    Для воспитания ребенка в духе Спарты вам, родителям, необходимо придерживаться следующих правил.

    7 правил воспитания детей по-спартански:

    1. Не пеленайте ребенка, не создавайте для него тепличных условий в комнате. Прививание спартанских навыков начиналось с первых дней жизни ребенка: в младенческом возрасте его никогда не кутали, а когда он подрастал, то его отучали от страха перед темнотой и одиночеством.

    2. С первых дней жизни своего чада формируйте у него правильную осанку. Для этого как можно раньше начинайте приобщать ребенка к физкультуре, следите за тем, чтобы он обязательно де­лал утреннюю зарядку, играл в подвижные игры, научился плавать, правильно сидел за столом, готовя уроки. Уже с младенческого возраста спартанских детей приучали к военной выправке, в семье закладывались основы главных качеств будущего защитника государства, которые должны были отличать спартанца от представителей других народов, — сила, выносливость и готовность к преодолению жизненных трудностей.

    3. Если здоровье вашего ребенка позволяет, как можно раньше запишите его в спортивную секцию, где под руководством опытных тренеров он будет физически и духовно развиваться. В 7 лет спартанских мальчиков забирали из семьи и помещали в специальные государственные воспитательные учреждения. Там их воспитанием занимались воины, которые прославились мужеством на поле боя и с которых дети могли брать пример.

    4. Закаливайте малыша и не забывайте, что солнце, воздух и вода — ваши первые помощники в этом важном процессе! Закаливание следует начинать не тогда, когда ребенок уже заболел, а с самого раннего возраста, и проводить постоянно или вообще не проводить.

    5. Не отказывайтесь от помощи и советов старшего поколения в процессе воспитания. Воспитание детей было делом всей спартанской общины. Часто военачальники и государственные деятели вели с детьми беседы на моральные и политические темы, присутствовали при состязаниях.

    6. Пусть ваш ребенок занимается музыкой и танцами. Правда, спартанцы занимались музыкой и танцами отнюдь не для развития музыкальных и танцевальных способностей. Танец с оружием, исполнявшийся юношами, скорее напоминал боевое упражнение. Его элементами были атаки, прыжки, оборонительные приемы и молниеносные удары — то есть все, что требовалось воину во время боя.

    7. Воспитывайте у ребенка желание постоянно повышать свой интеллектуальный, культурный и физический уровень. В Спарте только после 30 лет по закону заканчивался процесс государственного образования, так как этот возраст символизировал достижение полного физического и нравственного развития для представителей обоих полов.

    Воспитание девушек в Спарте мало чем отличалось от воспитания юношей. Девушки воспитывались дома, но в их воспитании на первом месте были физическое развитие и военная подготовка. По достижении определенного возраста им разрешалось принимать участие в военных походах.

    По материалам: ped-kopilka.ru, justlady.ru

    ← Жми «Нравится» и читай нас в Фейсбуке

    Понравилось? Поделитесь с друзьями!

    www.vospitaj.com

    Древняя Спарта. Как воспитывались спартанские девочки?

    Древняя Спарта. Как воспитывались спартанские девочки?

  • В первую очередь женщины были нужны в Спарте для рождения младенцев, тем самым пополнялся запас человеческого ресурса. Так же как и мальчиков их еще обучали военному делу, для того, чтобы они могли защитить свой дом.

  • Спартанских девочек воспитывали так же как Спартанских мальчиков

    Давали уроки по борьбе, метанию копья, умению владеть мечом. Все это сопровождалось нецензурной лексикой и побоями

    При этом согласно известной фраза - шрамы придавали авторитет и повышали девочку в глазах стальных девочек

    Вообщем рождение девочки сильно огорчало любого Спартанского папу - ибо все отцы Спарты хотят Сына

    Девочкам Спарты давали так же тяжелые физические нагрузки - необходимо было быстро бегать, бесшумного передвигаться

    Ну и постоянно говорили девочке что она должна родить мальчика - будущего героя Спарты

    Вот такая вот тяжелая жизнь была у девочек из Спарты

  • Девочек так же как и мальчиков воспитывали в суровых условиях. Большое внимание уделялось физическому их развитию и их подготовка не уступала подготовке мальчиков. Они также должны были учиться владеть мечом, копьем, совершать длинные пробежки, заниматься рукопашным боем. За непослушание их тоже пороли и шрамы на их теле были гордостью девочек.

  • Как я уже писал в ответе про спартанское воспитание мальчиков, воспитание детей в Древней Спарте - VIII-IV вв. до н.э. носило очень жсткий характер.

    В отличии от мальчиков, которых в 7 лет разлучали с семьй, спартанские девочки воспитывались матерью.

    Уже в 2-ух, 3-х летнем возрасте девочкам внушалась мысль, что они должны быть быстры, а не ленивы, и порка за малейшую праздность была обычным наказанием. Кроме заботы о доме, малышки по несколько часов на день занимались физическими упражнениями. Спартанские девочки должны были уметь:

    -стойко переносить капризы погоды - они, как и мальчики ходили обнажнными;

    -мужественно переносить побои и даже гордиться множеством шрамов от розг;

    -быстро бегать, без промаха метать копь или диск;

    -в совершенстве владеть примами кулачного боя;

    -лаконично выразить свою мысль;

    -играть на флейте, соблазнительно петь и танцевать;

    -читать и писать.

    Повзрослев, довольно часто девушки объединившись в отряды, устраивали соревнования с юношами, на которых лишь иногда представительницы прекрасного пола прикрывали свои тела лгкими хитонами.

    Достигнув 20-ти летнего возраста спартанские девушки принимали участие в брачных игрищах, устраиваемых в честь богини Геры, на которых состязались с молодыми спартанскими воинами в метании камней и беге. Также молодые женщины устраивали между собой поединки в борьбе, а юноши тем временем присматривали себе среди них невесту.

    Наиболее известной полулегендарной спартанкой была прекрасная Елена, из-за которой и началась Троянская война. Скорее всего, каноны женской красоты в Древней Греции значительно отличались от сегодняшних, так как судя по всему спартанские женщины были больше похожи на современных женщин метательниц молота, чем на изящных и нежных созданий. Кстати, женщинам в Спарте, было запрещено пользоваться любыми средствами макияжа.

    Однако взрослые спартанки обладали значительными юридическим правами, так как им позволялось не только иметь собственных рабов, но и владеть землй.

  • В древние времена в древней Спарте девочек в первую очередь обучали быть женщинами и хранительницами домашнего очага, но еще их также обучали боевым навыкам для защиты. Многие из них были очень хорошими воинами.

  • В Древней Спарте воспитание было основано на культе физического здоровья, физической силы. Спартанские девочки воспитывались в дисциплине. Важно было, чтобы девочки были здоровыми. Кроме этого девочкам преподавали музыку, гимнастику, танцы и учили пению. Девочки принимали участие в спортивных соревнованиях. Благодаря прогрессивному для того времени законодательству, созданному Ликургом в 7 веке до н.э. женщины в Спарте имели высокое социальное положение. Именно к этому вело воспитание девочек в Спарте. что и говорить, если ради знаменитой спартанке Елены Прекрасной разыгралась Троянская война.

    Принцип воспитания девочек в Спарте был таков: двух-трех летняя спартанка должна была впитывать с молоком матери, что она должна стать quot;быстрой как лань, а не ленивой как свиньяquot;. Детей, как девочек так и мальчиков, наказывали розгами, а тех у кого не было следов от них высмеивали сверстники, считая их неженками.

    Понять, какой идеал воспитания спартанской девочки можно по образу Аталанты. Она была атлетом, которая одерживала победу над мужчинами. Внутреннее мужество у нее сочеталось с внешней женственностью и красотой. Она была единственной женщиной, кто вместе с Аргонавтами, отправилась за золотым руном в Колхиду.

  • В Древней Спарте в воспитании девочек была не очень большая разница от воспитания мальчиков. Точно так же как и мальчиков, их учили переносить боль, неудобства. И по сравнению с девушками из других городов спартанки были мужественнее и физически крепче. Их готовили к рождению детей и в отсутствие мужчин- к защите дома. Поэтому они проходили почти такую же подготовку как и мальчики- боролись, бились, бросали диск и копье. И взрослые спартанки имели больше гражданских прав нежели гречанки из других городов.

  • Они даже одевались как мальчики (то есть никак не одевались,в основном голышом бегали),другие греки ставили в укор такое воспитание,мол спортивные девушки-женщины не должны заниматься мужскими занятиями,однако в кормилицы старались брать именно спартанок. А главным девизом такого воспитания было quot;Нам нужны здоровые женщины,чтобы рожать здоровых детей.quot; Отличались только учебные заведения,после 7 лет девочки оставались дома и учились там заниматься домашним хозяйством,но отвлекались и на физическое воспитание.

  • В Древней Спарте девочки воспитывались как и мальчики. Разницы практически не было никакой. Эти два пола были равны между собой в юридических правах. О чм могли только мечтать девушки других греческих полисов.

  • info-4all.ru