История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Ученые древней Греции Подготовила Балакирева Алёна Гиппократ Хиосский. Ученый древней греции гиппократ


Ученые древней Греции Подготовила Балакирева Алёна Гиппократ Хиосский

Ученые древней Греции

Подготовила Балакирева Алёна

Гиппократ Хиосский

Древнегреческий математик и астроном. Гиппократ родился на острове Хиос. В молодости он занимался торговлей, но не преуспел в ней. Разорившись, Гиппократ приехал в Афины, где вскоре стал прославленным математиком. Основная научная заслуга Гиппократа — составление первого полного свода геометрических знаний.

Пифагор Самосский

Древнегреческий философ, математик и мистик, создатель религиозно-философской школы пифагорейцев. Античные авторы нашей эры отдают Пифагору авторство известной теоремы: квадрат гипотенузы прямоугольного треугольника равняется сумме квадратов катетов. Современные историки предполагают, что Пифагор не доказывал теорему, но мог передать грекам это знание, известное в Вавилоне за 1000 лет до Пифагора. Хотя сомнение в авторстве Пифагора существует, но весомых аргументов, чтобы это оспорить, нет.

Архиме́д

Архиме́д: Математика

Архиме́д нашёл все полуправильные многогранники, значительно развил учение о конических сечениях, дал геометрический способ решения кубических уравнений. Идеи Архимеда почти на два тысячелетия опередили своё время. Только в XVII веке учёные смогли продолжить и развить труды великого греческого математика.

Архиме́д: Астрономия

Архимед построил планетарий или «небесную сферу», при движении которой можно было наблюдать движение пяти планет, восход Солнца и Луны, фазы и затмения Луны, исчезновение обоих тел за линией горизонта.

Архиме́д: Механика

Архимед прославился многими механическими конструкциями. Изобретённый им архимедов винт (шнек) для вычерпывания воды до сих пор применяется в Египте.

rpp.nashaucheba.ru

Реферат Ученый древней Греции Гиппократ

Гиппократ (около 460-377р

Курсовая работа на тему:

"Ученый древней Греции Гиппократ"

П л а н:

Краткие сведения из биографии ученого.

Обучение Гиппократа.

Гиппократ - основатель принципа индивидуального подхода к больному.

Осуждение божественного происхождения болезней.

Представление о жидкости в теле.

Гипотеза о врожденной теплоту человека.

Заключение.

Гиппократ (около 460-377р. до н.э.) жил в эпоху расцвета древнегреческой культуры. Родился великий ученый на острове Кос, где на протяжении многих поколений существовала семейная медицинская школа Асклепиадов, к которой принадлежали предки и родные Гиппократа. Считают, что сам Гиппократ относится к семнадцатому поколения врачей этой школы.

Первым учителем Гиппократа был его отец - врач Гераклит. Но после смерти его родителей он покинул остров Кос, жил в Афинах, где продолжал свое образование (одним из его учителей был врач Геродик) затем, ведя жизнь путешествующего врача, он побывал в Египте, Малой Азии, Ливии, у скифов и ознакомился с медициной этих стран.

Деятельность Гиппократа протекала в период расцвета экономической и культурной жизни Древней Греции, известный под названием "век Перикла". Этот период был охарактеризован Карлом Марксом, как "высочайший внутренний расцвет Греции". Находясь в центре борьбы материалистических и идеологических философских взглядов, Гиппократ выступал как представитель материализма в медицине. Но не вся философия, как считал Гиппократ, должна быть использована в медицине. Гиппократ принимал только те философские положения, которые базировались на наблюдениях, на фактах, на опыте. С этих позиций он отказывался от абстрактных, идеологических систем.

Заслугой Гиппократа было освобождение медицины от храмовой медицины и опре деления пути ее самостоятельного расцвета. Гиппократ считал основным методом в медицине "мыслящие" наблюдение у постели больного - повышение опыта умом и пробирка теории на практике. В работах Гиппократа представлении практически все стороны и разделы современной клинической медицины. Но как современная медицина шла далеко вперед от медицины Гиппократа, последнее может считаться ее колыбелью.

Отражая состояние греческой философии, по замечанию Ф. Энгельса, дошли до вскрытия природы, рассматривая ее, как взаимосвязанное целое. Гиппократ подходил к больным, как к единому целому, как к части единой природы. Медицинское искусство, как считал Гиппократ, заклечаеться не только в воздействии на болезнь, но и в лечении больного человека, как совокупности душевных и телесных качеств, в строго обдуманным и ответственной поведении врача, и особо подчеркнуть, в умении направлять самого больного и все окружающее его среду на борьбу с болезнью: "... не только сам врач должен использовать в действие все, что необходимо, но и больной, и окружающие, и внешняя среда должны задействовать врача в его деятельности ".

Гиппократ - основатель принципа индивидуального подхода к больному. В противоположность тенденции представителей Книдской школы, ограничивающие только установлением диагноза заболевания, он пытался дать оценку общего состояния конкретного больного. Принцип индивидуализации пронизывает представления Гиппократа о природе человека. Гиппократ исходил из обнаруженного действия факторов окружающей среды на формирование телесных и душевных качеств человека. Он выделял эти факторы (климат, погода, состояние ветров, воды, почвы, рельеф местности, образ жизни людей, их привычки, законы государства и т.д.) с точки зрения их влияния над человека.

Гиппократ являлся родоначальником медицинской географии. Как считал Гиппократ на столько многообразны внешние факторы, определяющие состав тела, темперамент человека, так разнообразны и внутренние факторы: "Есть в человеке и горькое, и соленое, и кислое, и сладкое, и мягкое, и твердое и многое другое в бесконечном числе, разновидности по качествам, силе, строении тела человека ".

Заслуга Гиппократа заклечаеться в том, что он выделил основные типы темпераментов, в том, что он, по словам И.П.Павлова: "уловил в массе бесчисленных вариантов человеческого поведения основные черты". В трудах Гиппократа описаны основные телесные и душевные качества сангвиников, холериков, флегматиков и меланхоликов.

Выделение типов телесного и душевного склада имело практическое значение и установление типа связывалось с диагностикой лечения больных, как считал Гиппократ, каждый тип склонен к конкретной болезни.

Согласно взглядам на природу человека Гиппократ рассматривал и причины болезней. Их он делил на общие, преимущественно внешние (влияние времени года, климата, воздуха, воды, продуктов питания и т.д.) и индивидуальные (возраст, пол, темперамент, привычки, склонность к наследственным болезням, ведения образа жизни, недостаточность или отсутствие физических упражнений и т.д.).

Гиппократ критически относился к бездеятельности человека, по его мнению и приводит к различным заболеваниям. Он осуждал такие плохие привычки, как чрезмерного употребления алкоголя, считая, что это является важным фактором слабости и болезненности. Этот принцип не потерял своего значения и до наших дней.

Большое значение в целях сохранения здоровья Гиппократ предпочел гимнастике. Он писал: "Гимнастика, физические упражнения, утренняя и вечерняя зарядка, должны войти в повседневную жизнь каждого, кто хочет и стремится к работоспособности, здорового состояния здоровья, полноценного и радостной жизни ...".

Одна из величайших заслуг Гиппократа является разработка этологии болезней, с которой он не поддерживал представления об их божественное происхождение. Рассматривая болезнь, как развивающее явление, он установил основные стадии болезней, сущность которых сводилась к нарушению равновесия влаги тела, к нарушению сырости, к нарушению выделения влаги и так далее.

Изучив опыт предыдущих поколений медиков и свой собственный опыт, Гиппократ разработал учение о диагностики и симптомы болезней. При обследовании больного он пользовался обследованием, ощупывание, постукиванием, прикладывал ухо к груди и живота, обращал внимание на вид и запах выделяемой мочи, слюны, фекалии и так далее. Гиппократ положил начало описания болезни (первичные истории болезни).

В трудах Гиппократа встречаются названия многих болезней, войдя в современную номенклатуру (например, пневмония, эпилепсия, апоплексия и другие заболевания).

Большая заслуга Гиппократа - создание учения о предсказании, которое опиралось на всесторонний анализ прошлого и настоящего состоянии больного, критериям при этом является сравнение с здоровым человеком.

Логическим выводом медицинской точки зрения Гиппократа являлась его система лечения, которая состояла из следующих принципов:

Приносить пользу и не вредить больному.

Обратное лечить противоположным.

Помогать природе, организовывать свои действия с ее попытками избавиться от болезни.

Хранить осторожность и сохранять силы больного, резко не заменять лекарства, применять более активные лекарства тогда, когда менее активные не действуют.

В общей терапии Гиппократ широко использовал два метода:

Гигиена-диетический метод.

Фармацевтический, который сводится к приему рвотный, мочегонных, слабительных и других препаратов.

Гиппократ известен как выдающийся хирург давности. Ему принадлежат разработки способов повязок (простые, спиральные, ромбовидные, "шапка Гиппократа", перекрестные и другие), способы

myreferat.net

Гиппократ - основоположник античной медицины

План

1. Гиппократ – основоположник античной медицины

2. Деонтологические принципы Гиппократа

3. Принцип "не навреди" (модель Гиппократа)

4. Литература

1. Гиппократ – основоположник античной медицины

Родился в 460 году до н. э. и жил в эпоху расцвета древнегреческой культуры. Один из основоположников античной медицины. За свой огромный вклад в развитие медицины Гиппократ был наречён отцом медицины.

Родился он в городе Меропис, на острове Кос. Отец Гиппократа происходил из рода асклепиадов (врачей). Он же и был первым учителем Гиппократа в области медицины. Но Гиппократ не ограничился знаниями, приобретёнными у своего главного наставника. Став после смерти своих родителей странствующим врачом - периодевтом (в их обязанности в частности входило лечение бедного населения) он много путешествовал по многим греческим городам, а также Малой Азии. Это дало возможность Гиппократу иметь обширную врачебную практику и накопить большой опыт, обобщенный им в виде медицинских сочинений. Часть этих сочинений дошла до нашего времени в так называемом "Гиппократовом сборнике". С особым уважением к Гиппократу относились врачи Эллады и Фессалии.

Вообще вопрос о том, какие труды оставил после себя Гиппократ, до сих пор окончательно не решён. Согласно традициям того времени врачи не подписывали своих сочинений, и все они со временем оказались анонимными. Первый сборник трудов древнегреческих врачей был составлен много лет спустя после смерти Гиппократа в III в до н. э. в знаменитом александрийском хранилище рукописей. По велению Птолемея со всего света свозились в Александрию рукописи ученых, которые систематизировались в каталоги, изучались, переводились и переписывались. Среди 700 тысяч свитков было 72 медицинских сочинения, написанные по-гречески. Все они были безымянными: история не сохранила ни одного подлинника, в котором было бы указано авторство Гиппократа или других врачей Древней Греции классического периода. Около 300 до н. э. медицинские рукописи были объединены в "Гиппократов сборник". Таким образом александрийские ученые сохранили для потомков сочинения Гиппократа и других греческих врачей живших в V - III века до н. э.

У Гиппократа было два сына Фессал и Дракон. Они работали с отцом, под его непосредственным руководством и влиянием. Часть работ "Гиппократова сборника" написана ими.

Гиппократ скончался по одним источникам в возрасте 83, а по другим - 104 лет. Похоронен в Лариссе Фессалийской. Местные жители очень чтили его могилу и ещё во II в н. э. показывали путешественникам.

2. Деонтологические принципы Гиппократа

Велики заслуги Гиппократа в становлении деонтологических принципах зарождающейся научной медицины. После смерти ученого прошло более 23 веков, и если о специальных работах великого грека, к сожалению, знают не многие врачи, то о принципах клятвы Гиппократа, например, знает почти всё население. В период становления научной медицины "клятва" явилась своеобразным уставом нового поколения врачей, порвавших связи с храмовой медициной жрецов. Но одновременно она объединяла врачей того времени в борьбе со знахарями, лжеврачами, шарлатанами. Положение этой "клятвы": "... направлять режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости" остаётся незыблемым в настоящее время.

В наш век, когда раздаются голоса о дегуманизации медицины, особенно актуально звучат слова "клятвы" о врачебной тайне: "Чтобы при лечении - а также без лечения - я не увидел или не услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной". Этой же проблеме посвящены такие работы Гиппократа, как "Закон", "О враче", "О благоприличном поведении", "Наставление". В статье "Закон", выступая против посредственности в медицине, он писал о врачах, что "по званию их много, на деле же - как нельзя менее". В работе "О враче", указывая на необходимость аргументированности, обоснованности суждений врача у постели больного отмечал, что "... поспешность и чрезмерная готовность, даже если бывает весьма полезны, презираются".

Говоря о необходимости профессиональной подготовки хирурга и вреде невежд в этой области, великий ученый писал: "А стыдно через операцию не достигнуть того, чего желаешь". В подготовке хирурга он основное внимание уделял не технической стороне проведения операции, а диагностическому процессу в деятельности врача. "Только тот кто будет иметь знания признаков правильно приступит к хирургии".

В работе "О благоприличном поведении" Гиппократ говорит не только о правилах поведения врача в обществе, но и о положении медицины в системе других наук и связи медицины с философией. "Ведь врач философ равен богу. Да и немного в самом деле различия между мудростью и медициной и всё, что ищется для мудрости всё это есть и в медицине, а именно: презрение к деньгам, совестливость, скромность, простота в одежде, уважение, суждение, решительность, опрятность, изобилие мыслей, знание всего того, что полезно и необходимо для жизни, отвращение к пороку, отрицание суеверного страха перед богами, божественное превосходство. То, что они имеют, они имеют против невоздержанности, против корыстолюбивой и грязной профессии, против непомерной жажды приобретения, против алчности, против хищения, против бесстыдства..."

Долгое время идёт полемика (продолжается она и сейчас): к чему относится врачевание, к науке или искусству? Со всей определенностью уже тогда отметил, что врачевание может стать действительно искусством после длительной, целенаправленной, постоянной учебы и кропотливой работы. "Поэтому должно вообще стоять на том, что действительно происходит, и заниматься этими делами немалое время, если кто хочет приобрести себе эту легкую и безошибочную способность, которую мы зовём врачебным искусством. Ведь она принесёт величайшую пользу, как больным, так и тем, которые занимаются с ними. И не нужно стесняться разузнавать от простых людей, если что покажется полезным для удобства лечения, ибо я думаю, что всё искусство в целом так было обнаружено, что наблюдался конец в каждом отдельном случае и всё было сведено к одному и тому же выводу. Поэтому должно обращать внимание на случайные обстоятельства, которые встречаются на каждом шагу, и делать дело с пользою и тактом, а не с предвозвещанием и аналогиями во время самого действия".

В наставлениях для врачей Гиппократ высказался и за необходимость коллегиальных решений вопросов диагноза и лечения затруднительных случаев. Он писал, что нет ничего постыдного в том, что врач испытывающий затруднение в диагностике и лечении просит созвать консилиум. Словно к грядущим поколениям обращены его слова: "Я с клятвою заверяю, что никогда осуждение врача, должно возбуждать зависти другого, это значило бы показать свою слабость...".

Важное место в сочинениях Гиппократа отводится научной работе врача. Он начисто отвергает дилетантский подход к возможности научных открытий и утверждает значение исторического изучения того или иного вопроса. "А мне кажется, что стремление и задача знания состоит в том, чтобы находить нечто ещё не найденное, то именно, что будучи открытым, много лучше неоткрытого, а также точно доводить, до конца сделанное наполовину". И далее: "...в медицине уже с давнего времени всё имеется в наличии, в ней найдены и начало, и метод при посредстве которых в продолжении долгого времени многое и прекрасное открыто, и остальное вслед за этими будет открыто, если кто-нибудь, будучи основательно подготовленным и зная уже открытое, устремится, исходя из этого к исследованию. Напротив, тот, кто, отвергший и презревший всё это, приступает к новому пути или способу искания и утверждает, что он открыл нечто, как сам обманывается, так и других обманывает, да и в самом деле это невозможно".

Ещё совсем недавно в период переломных моментов развития медицины, когда собственный фактический материал не мог быть объяснён господствующими теориями медицины, а передовые достижения не осваивались по субъективным или объективным причинам, пессимисты от медицины провозгласили лозунг: "Назад к Гиппократу". Нельзя признать и лозунг оптимистов: "Вперёд с Гиппократом". Не ценить интеллект, не признавать и не использовать достижения отдельных личностей - ошибка, дорого обходящаяся обществу, но обожествлять какую-либо личность в любой отрасли человеческих знаний не менее вредно, ибо это задерживает поступательное развитие общества, обязывает его на застой. Поэтому мы с полным основанием можем сказать, что достижения прошлых поколений могут и должны быть лучом, направленным в грядущее.

3. Принцип "не навреди" (модель Гиппократа)

Более 25 веков в европейской культуре формировались, сменяли друг друга различные морально-этические принципы, правила, рекомендации, сопровождавшие многовековое существование мировой медицины. Возможно ли в этом многообразии вычленить подходы, имеющие непреходящее значение для современного врача? Если мы обозначим все многообразие врачебного нравственного опыта понятием "биомедицинская этика", то обнаружим, что сегодня она существует в четырех формах или моделях: модели Гиппократа, модели Парацельса, деонтологической модели и в виде биоэтики, которая в свою очередь представлена двумя формами - либеральной и консервативной. Исторические особенности и логические основания каждой из моделей определяли становление и выработку тех моральных принципов, которые составляют сегодня ценностно-нормативное содержание современной биомедицинской этики.

Исторически первой формой врачебной этики были моральные принципы врачевания Гиппократа (460-377 гг. до н.э.), изложенные им в "Клятве", а также в книгах "О законе", "О врачах" и др. Гиппократа называют "отцом медицины". Эта характеристика не случайна. Она фиксирует рождение профессиональной врачебной этики.

mirznanii.com

Реферат Гиппократ - ученый древней Греции

реферат

на тему:

Гиппократ - ученый древней Греции

П л а н:

Краткие сведения из биографии ученого.

Обучение Гиппократа.

Гиппократ - основатель принципа индивидуального подхода к больному.

Осуждение божественного происхождения болезней.

Представление о жидкости в теле.

Гипотеза о врожденной теплоту человека.

Заключение.

Гиппократ (около 460-377р. до н.э.) жил в эпоху расцвета древнегреческой культуры. Родился великий ученый на острове Кос, где на протяжении многих поколений существовала семейная медицинская школа Асклепиадов, к которой принадлежали предки и родные Гиппократа. Считают, что сам Гиппократ относится к семнадцатому поколения врачей этой школы.

Первым учителем Гиппократа был его отец - врач Гераклит. Но после смерти его родителей он покинул остров Кос, жил в Афинах, где продолжал свое образование (одним из его учителей был врач Геродик) затем, ведя жизнь путешествующего врача, он побывал в Египте, Малой Азии, Ливии, у скифов и ознакомился с медициной этих стран.

Деятельность Гиппократа протекала в период расцвета экономической и культурной жизни Древней Греции, известный под названием "век Перикла". Этот период был охарактеризован Карлом Марксом, как "высочайший внутренний расцвет Греции". Находясь в центре борьбы материалистических и идеологических философских взглядов, Гиппократ выступал как представитель материализма в медицине. Но не вся философия, как считал Гиппократ, должна быть использована в медицине. Гиппократ принимал только те философские положения, которые базировались на наблюдениях, на фактах, на опыте. С этих позиций он отказывался от абстрактных, идеологических систем.

Заслугой Гиппократа было освобождение медицины от храмовой медицины и опре деления пути ее самостоятельного расцвета. Гиппократ считал основным методом в медицине "мыслящие" наблюдение у постели больного - повышения опыта умом и пробирка теории на практике. В работах Гиппократа представлении практически все стороны и разделы современной клинической медицины. Но хотя современная медицина шла далеко вперед от медицины Гиппократа, последнее может считаться ее колыбелью.

Отражая состояние греческой философии, по замечанию Ф. Энгельса, дошли до вскрытия природы, рассматривая ее, как взаимосвязанное целое. Гиппократ подходил к больным, как к единому целому, как части единой природы. Медицинское искусство, как считал Гиппократ, заклечаеться не только в воздействии на болезнь, но и в лечении больного человека, как совокупности душевных и телесных качеств, в строго обдуманным и ответственному поведению врача, и особенно подчеркнуть, в умении направлять самого больного и все окружающее его среду на борьбу с болезнью: "... не только сам врач должен использовать в действие все, что необходимо, но и больной, и окружающие, и внешняя среда должны задействовать врача в его деятельности".

Гиппократ - основатель принципа индивидуального подхода к больному. В противоположность тенденции представителей Книдской школы, ограничивающие только установлением диагноза заболевания, он пытался дать оценку общего состояния конкретного больного. Принцип индивидуализации пронизывает представления Гиппократа о природе человека. Гиппократ исходил из выявленной действия факторов окружающей среды на формирование телесных и душевных качеств человека. Он выделял эти факторы (климат, погода, состояние ветров, воды, почвы, рельеф местности, образ жизни людей, их привычки, законы государства и т.д.) с точки зрения их влияния над человека.

Гиппократ являлся родоначальником медицинской географии. Как считал Гиппократ настолько многообразны внешние факторы, определяющие состав тела, темперамент человека, так разнообразны и внутренние факторы: "Есть в человеке и горькое, и соленое, и кислое, и сладкое, и мягкое, и твердое и многое другое в бесконечном числе, разновидности по качествам, силе, строении тела человека ".

Заслуга Гиппократа заклечаеться в том, что он выделил основные типы темпераментов, в том, что он, по словам И. П. Павлова: "Уловил в массе бесчисленных вариантов человеческого поведения основные черты". В трудах Гиппократа описаны основные телесные и душевные качества сангвиников, холериков, флегматиков и меланхоликов.

Выделение типов телесного и душевного склада имело практическое значение и установления типа связывалась с диагностикой лечения больных, как считал Гиппократ, каждый тип склонен к конкретной болезни.

Согласно взглядам на природу человека Гиппократ рассматривал и причины болезней. Их он делил на общие, преимущественно внешние (влияние времени года, климата, воздуха, воды, продуктов питания и т.д.) и индивидуальные (возраст, пол, темперамент, привычки, склонность к наследственным болезням, ведения образа жизни, недостаточность или отсутствие физических упражнений и т.д.).

Гиппократ критически относился к бездеятельности человека, по его мнению и приводит к различным заболеваниям. Он осуждал такие плохие привычки, как чрезмерного употребления алкоголя, считая, что это является важным фактором слабости и болезненности. Этот принцип не потерял своего значения и до наших дней.

Большое значение в целях сохранения здоровья Гиппократ предпочел гимнастике. Он писал: "Гимнастика, физические упражнения, утренняя и вечерняя зарядка, должны войти в повседневную жизнь каждого кто хочет и стремится к работоспособности, здорового состояния здоровья, полноценного и радостной жизни ...".

Одной из величайших заслуг Гиппократа является разработка этологии болезней, с которой он не поддерживал представления об их божественном происхождении. Рассматривая болезни, как развивающее явление, он установил основные стадии болезней, сущность которых сводилась к нарушению равновесия влаги тела, к нарушению сырости, к нарушению выделения влаги и так далее.

Изучив опыт предыдущих поколений медиков и свой собственный опыт, Гиппократ разработал учение о диагностики и симптомы болезней. При обследовании больного он пользовался обследованием, ощупывание, постукиванием, прикладывал ухо к груди и живота, обращал внимание на вид и запах выделяемой мочи, слюны, фекалии и т.д.. Гиппократ положил начало описание болезни (первичные истории болезни).

В трудах Гиппократа встречаются названия многих болезней, войдя в современную номенклатуру (например, пневмония, эпилепсия, апоплексия и другие заболевания).

Большая заслуга Гиппократа - создание учения о предсказании, которое опиралось на всесторонний анализ прошлого и настоящего состоянии больного, критериям при этом является сравнение с здоровым человеком.

Логическим выводом медицинской точки зрения Гиппократа являлась его система лечения, которая состояла из следующих принципов:

Приносить пользу и не вредить больному.

Обратное лечить противоположным.

Помогать природе, организовывать свои действия с ее попытками избавиться от болезни.

Хранить осторожность и сохранять силы больного, резко не заменять лекарства, применять более активные лекарства тогда, когда менее активные не действуют.

В общей терапии Гиппократ широко использовал два метода:

Гигиена-диетический метод.

Фармацевтический, который сводится к приему рвотный, мочегонных, слабительных и других препаратов.

Гиппократ известен как выдающийся хирург давности. Ему принадлежат разработки способов повязок (простые, спиральные, ромбовидные, "шапка Гиппократа", перекрестные и другие), способы наложения повязок, лечения переломов

myreferat.net

Реферат Гиппократ - ученый древней Греции

Реферат

на тему

Гиппократ - ученый Древней Греции

П л а н:

Краткие сведения из биографии ученого.

Обучение Гиппократа.

Гиппократ основатель принципа индивидуального подхода к больному.

Осуждение божественного происхождения болезней.

Представление о жидкости в теле.

Гипотеза о врожденной теплоту человека.

Вывод.

Гиппократ (около 460-377р. До н.э.) жил в эпоху расцвета древнегреческой культуры. Родился великий ученый на острове Кос, где на протяжении многих поколений существовала семейная медицинская школа Асклепиадов, в которую входили предки и родные Гиппократа. Считают, что сам Гиппократ относится к семнадцатому поколения врачей этой школы.

Первым учителем Гиппократа был его отец врач Гераклит. Но после смерти его родителей он покинул остров Кос, жил в Афинах, где продолжал свое образование (одним из его учителей был врач Геродик) затем, ведя жизнь путешествующего врача, он побывал в Египте, Малой Азии, Ливии, у скифов и ознакомился с медициной этих стран.

Деятельность Гиппократа протекала в период расцвета экономической и культурной жизни Древней Греции, известный под названием "век Перикла". Этот период был охарактеризован Карлом Марксом, как "высочайший внутренний расцвет Греции". Находясь в центре борьбы материалистических и идеологических философских взглядов, Гиппократ выступал как представитель материализма в медицине. Но не вся философия, как считал Гиппократ, должна быть использована в медицине. Гиппократ принимал только те философские положения, базировались на наблюдениях, на фактах, на опыте. С этих позиций он отказывался от абстрактных, идеологических систем.

Заслугой Гиппократа было освобождение медицины от храмовой медицины и опре деления пути ее самостоятельного расцвета. Гиппократ считал основным методом в медицине "мыслящие" наблюдение у постели больного повышение опыта умом и пробирка теории на практике. В работах Гиппократа представлении практически все стороны и разделы современной клинической медицины. Но как современная медицина шла далеко вперед от медицины Гиппократа, последнее может считаться ее колыбелью.

Отражая состояние греческой философии, по замечанию Ф. Энгельса, дошли до вскрытия природы, рассматривая ее, как взаимосвязь связано целое. Гиппократ подходил к больным, как к единому целому, как части единой природы. Медицинское искусство, как считал Гиппократ, заклечаеться не только в воздействии на болезнь, но и в лечении больного человека, как совокупности духовных и телесных качеств, в строго обдуманным и ответственному поведению врача, и особенно подчеркнуть, в умении направлять самого больного и все окружающее его среда на борьбу с болезнью: "... не только сам врач должен использовать в действие все, что необходимо, но и больной, и окружающие, и внешняя среда должны задействовать врача в его деятельности".

Гиппократ основатель принципа индивидуального подхода к больному. В противоположность тенденции представителей Книдской школы, ограничивающие только установлением диагноза заболевания, он пытался дать оценку общего состояния конкретного больного. Принцип индивидуализации пронизывает представления Гиппократа о природе человека. Гиппократ выходил из выявленной действия факторов окружающей среды на формирование телесных и душевных качеств человека. Он выделял эти факторы (климат, погода, состояние ветров, воды, почвы, рельеф местности, образ жизни людей, их привычки, законы государства и т.д.) с точки зрения их влияния над человека.

Гиппократ являлся родоначальником медицинской географии. Как считал Гиппократ настолько многообразны внешние факторы, определяющие состав тела, темперамент человека, так разнообразны и внутренние факторы: "Есть в человеке и горькое, и соленое, и кислое, и сладкое, и мягкое, и твердое и многое другое в бесконечном числе, разновидности по качествам, силе, строении тела человека ".

Заслуга Гиппократа заклечаеться в том, что он выделил основные типы темпераментов, втом, что он, по словам И. П. Павлова: «Уловил в массе бесчисленных вариантов человеческого поведения основные черты". В трудах Гиппократа описаны основные телесные и душевные качества сангвиников, холериков, флегматиков и меланхоликов.

Выделение типов телесного и душевного склада имело практическое значение и установления типа эт связывалась с диагностикой лечения больных, как считал Гиппократ, каждый тип склонен к конкретной болезни.

Согласно взглядам на природу человека Гиппократ рассматривал и причины болезней. Их он делил на общие, преимущественно внешние (влияние времени года, климата, воздуха, воды, продуктов питания и т.д.) и индивидуальные (возраст, пол, темперамент, привычки, склонность к наследственным болезням, ведения образа жизни, недостаточность или отсутствие физических упражнений и так далее).

Гиппократ критически относился к бездействию человека, по его мнению и приводит к различным заболеваниям. Он осуждал такие плохие привычки, как чрезмерного употребления алкоголя, считая, что это является важным фактором слабости и болезненности. Этот принцип не потерял своего значения и до наших дней.

Большое значение в целях сохранения здоровья я Гиппократ предпочел гимнастике. Он писал: "Гимнастика, физические упражнения, утренняя и вечерняя зарядка, должны войти в повседневную жизнь каждого кто хочет и стремится к работоспособности, здорового состояния здоровья я, полноценного и радостной жизни ...".

Одной из величайших заслуг Гиппократа является разработка этологии болезней, с которой он не поддерживал представление об их божественное происхождение. Рассматривая болезнь, как развивающее явление, он установил основные стадии болезней, сущность которых сводилась к нарушению равновесия влаги тела, к нарушению сырости, к нарушению выделения влаги и так далее.

Изучив опыт предыдущих поколений медиков и свой собственный опыт, Гиппократ разработал учение о диагностики и симптомы болезней. При обследовании больного он пользовался обследованием, ощупывании, постукиванием, прикладав ухо к груди и живота, обращал внимание на вид и запах выделенной мочи, слюны, фекалии и так далее. Гиппократ положил начало описания болезни (первичные истории болезни).

В трудах Гиппократа встречаются названия многих болезней, войдя в современную номенклатуру (например, пневмония, эпилепсия, апоплексия и другие заболевания).

Большая заслуга Гиппократа создание учения о предсказании, которое опиралось на всесторонний анализ прошлого и настоящего состоянии больного, критериям при этом является сравнение с здоровым человеком.

Логическим выводом медицинской точки зрения Гиппократа являлась его система лечения, которая состояла из следующих принципов:

Приносить пользу и не вредить больному.

Обратное лечить противоположным.

Помогать природе, организовывать свои действия с ее попытками избавиться от болезни.

Хранить осторожность и сохранять силы больного, резко не менять лекарства, применять более активные лекарства тогда, когда менее активны не действуют.

В общей терапии Гиппократ широко использовал два метода:

Гигиена-диетический метод.

Фармацевтический, который сводится к приему рвотный, мочегонных, слабительных и других препаратов.

Гиппократ известен как выдающийся хирург давности. Ему принадлежат разработки способов д связь (простые, спиральные, ромбовидные, "шапка Гиппократа", перекрестные и другие), способы наложения эт связь, лечение переломов и вывихов с помощью упражнения, наложение тугих д связь и шин.

Заслуживают внимания правила положения хирурга, его рук, размещение инструментов, правильное освещение при операции и так далее.

Став на материалистические позиции лечения больных Гиппократ являлся ты, кто начал клиническую медицину. Но изучение больного в Косска медицинской школе выходило за рамки клинического мышления, так как невод емкой частью при этом считалось знакомство с "природой человека", под которой понимались знания в области анатомии и физиологии. этиважные разделы в медицине еще не были выделены как самостоятельные направления медицины. Их развитию мешали местные традиции и обычаи, которые запрещали вскрывать и препарировать трупов. Анатомия и физиология изучалась на животных. Конечно это не давало возможности при врачебном наблюдении Гиппократа глубоко изучить анатомии человека. В н связи с чем многие его знаний и представлений об анатомии человека не соответствуют настоящим. Однако уже Гиппократ уже знал о наличии желудочков в сердце, о крупных капилляры. Уже в те давние времена он понимал, что психическая деятельность человека эт связана с мозгом.

Согласно взглядам древнегреческих философов о строении окружающего мира Гиппократ и его ученики утверждали, что тело человека состоит из твердых и жидких частей. Главную роль в жизнедеятельности организма играют четыре жидкости. К ним Гиппократ относил: кровь, слизь, желтую желчь и черную желчь. Этим жидкостям он давал животворную силу, определяя здоровья я человека. Говоря о значении этих жидкостей в жизни человека, Гиппократ так представлял свои утверждения об этом: "... из них состоит природа тела через них оно и болеет и бывает здоровым".

Это были еще примитивные взгляды на функцию организма, но в них уже отображались зароджувальни знания о физиологии человека. Организм человека Гиппократ представлял ИК постоянно меняющийся состояние, которое зависит от опре деленного соотношение вышеупомянутых жидкостей. Если их соотношение менялись и нарушалась их пропорция, то тогда наступали болезни.

Заслуги Гиппократа в том, что он смотрел на организм человека, как на тяжелую систему органов, находятся в определенном н связи, выполняя определенные функции. По его мнению, сердце производит кровь, печень вырабатывает желчь, мозг является источником слизи, а селезенка черной желчи. Все эти жидкости выполняют определенную роль в организме. Они вызывают сохранения соответствующей сухости или влажности, регулируют температуру тела, по словам Гиппократа вызывают жар в теле аибо холод.

Живым началом в каждом организме Гиппократ считал врожденной теплоту, которая поддерживается особой тоненькой эфирным веществом пневмой, которая постоянно циркулирует в сосудах организма. Это были только мысли, но они показывали, что Гиппократ пытался понять происхождение болезней и жизнедеятельности организма. Он даже пытался установить зависимость поведения характера люди от пропорциональной количеству той или иной жидкости в организме.

Его интересуют и проблемы старения организма. Он считал, что пожилые люди имеют меньшее количество врожденного тепла, чем молодые.

Большое открытие Гиппократа было то, что он оторвал болезни от Бога хоть еще в наше время есть такие проповедники, которые пытаются д связать болезни с грехами пред Богом.

Он считал, что количественный состав различных жидкостей в организме зависит от атмосферных и климатических условий. Внешняя среда со своими неблагоприятными условиями может быть причиной развития заболеваний.

В трактате "О священные болезни" под которым греки понимали эпилепсией, Гиппократ утверждал, что все болезни у человека с являются от обычных причин. Это было очень важное наблюдение, оно носило материалистический характер. Наряду с этим Гиппократ пришел к выводу о необходимости проведения в целях сохранения здоровья , я разного рода предупредительные меры. Это позволило в предупреждении и лечении болезней широко проводить различного рода гигиенические мероприятия.

По моему мнению, с им ям Гиппократа д связано представление о высоком моральном учет и этику поведения врача. С Гиппократом, как врачом д связанные: трудолюбивисть, постоянное совершенствование своей профессии, серьезное отношение к делу.

Оценивая роль Гиппократа в истории медицины, следует отметить, то что он значительно поднялся над своими предшественниками и современниками. Ему удалось преодолеть мистику, религиозность, антинаучный идеалистический влияние окружающего мира, тем самым открывая перед следующими по кругунием широкие возможности для научного подхода к изучению анатомии человека, физиологии и психологии.

Л и т е р а т у р а:

Б.В. Петровский Большая медицинская энциклопедия, - М., 1985.

С.Я. Чикин Врачи философы, - М., 1988.

Гиппократ сын врача Гираклита / Из истории медицины // Здоровье. Аргументы и факты - 1998г. - №49.

В.П. Рогельников Клиническая медицина, - М., 1984.

myreferat.net

Учение Гиппократа

Гиппократ (460-370 гг. до н.э.) – великий древнегреческий врач и реформатор медицины родился на острове Кос в восточной части Эгейского моря. Здесь на протяжении длительного времени существовала семейная врачебная школа асклепиадов (возводивших себя к древнегреческому богу медицины Асклепию (Эскулапу)). Предки и родные Гиппократа принадлежали к этой школе. Считается, что он сам относился к 17-му поколению врачей, а его первым учителем был отец – Гераклид. Мать Гиппократа – Фенерета – была повитухой (акушеркой). В этом роде имя Гиппократ встречается неоднократно. Его носил дед «отца медицины», а в последующих поколениях оно встречалось не менее пяти раз.

Гиппократ

Гиппократ. Автор портрета: Robert Thom

Как и многие из его современников, Гиппократ много странствовал, работая и одновременно получая новые знания и навыки в разных городах современной Греции, Сирии, Египта и в Малой Азии.

Его сыновья и зять также были врачами. Последний возглавил Косскую медицинскую школу после смерти Гиппократа. История сохранила несколько сочинений Гиппократа, которые вместе с произведениями других древнегреческих врачей были объединены в «Сборник Гиппократа».

Общая характеристика взглядов и достижений Гиппократа

Гиппократ жил в век расцвета экономической и культурной жизни Древней Греции. В это время здесь наиболее интенсивно шла борьба двух философских подходов к объяснению окружающего мира и человека – материалистического и идеалистического. Он разделял материалистические взгляды Демокрита, младшим современником которого являлся.

А) Гиппократ подчеркивал необходимость широкого использования философии в медицине и полезность применения медицинских сведений в философии («врач-философ подобен богу»). Учитывая то, что наука этой эпохи практически не была дифференцирована и вся входила в понятие «философия», Гиппократ, говоря современным языком, настаивал на ведении врачебной практики на основе новейших научных достижений.

Б) Ценными для практической медицины он признавал лишь те достижения науки, которые, которые основаны на наблюдениях, достоверно установленных фактах, опыте. Величайшей заслугой Гиппократа в медицине признается ее освобождение от умозрительного толкования явлений природы (в широком смысле слова). Средством достижения этого результата стал метод Гиппократа. Суть его – «в «мыслящем» наблюдении у постели больного, подкреплении опыта разумом и проверки теории практикой».

Утверждение этого метода рассматривается ныне как поворот от медицины-искусства к медицине-науке.

В) Гиппократ со своими последователями является основоположником принципов: 1) «лечить не болезнь, а больного», в том числе – мобилизуя все физические и психические силы последнего; 2) индивидуального подхода в определении количественной меры лечебного воздействия.

Г) Гиппократ придавал большое значение факторам внешней природной и социальной среды в формировании его телесных и душевных качеств человека. Он потратил много сил и времени на изучение влияния на здоровье людей климата, вод, почв, рельефа, образа жизни людей, законов страны и даже форм государственного устройства. Это дало основание считать Гиппократа не только «отцом медицины», но и родоначальником медицинской географии.

Д) Среди других значимых вкладов Гиппократа в становление современной медицины называют разработку учения об этиологии (источниках) болезней, из которого было исключено все мистическое, и выделены внешние (из окружающей среды) и внутренние источники болезней. Ему же приписывается обобщение наработанного опыта диагностики болезней, введение в практику описания течения болезни (т.е. истории болезни), создание основ прогностики и системы терапии («не навреди», «противоположное – противоположным», «помогать природе в лечении болезни», «щадить силы больного» и др.). С именем Гиппократа связывают сохранившиеся до сих пор названия многих болезней (пневмония, эпилепсия, апоплексия), методы хирургического лечения.

Е) Особенно важно отметить, то, что с именем Гиппократа связано представление о высоком моральном облике, образце этичного поведения врача. Ему приписывают создание так называемой врачебной клятвы, о которой наслышаны многие люди, даже весьма далекие от медицины.

Учение о темпераментах

Многие примитивные анатомо-физиологические знания того времени Гиппократ не мог ни уточнить, ни опровергнуть, т.к. не занимался вскрытием трупов. Последнее в древние, да и в более поздние времена было либо запрещено полностью, либо разрешено в особы случаях.

Типы темперамента

Типы темперамента

Несмотря на это Гиппократ, как и его предшественник, врач и философ Алкмеон Кротонский, считал органом мышления и ощущения мозг.

«И именно этой частью мы мыслим и разумеем, видим, слышим и распознаем постыдное и честное, худое и доброе, а также приятное и неприятное... От этой же самой части нашего тела мы и безумствуем, и являются нам страхи и ужасы..., а также сновидения».

Нормальное и болезненное функционирование мозга, как и других органов, Гиппократ связывал, говоря современным языком, с нарушениями температурного и влажностного баланса в организме или отдельных органах, а также с нарушением долевого участия различных организменных жидкостей в физиологических процессах. Упомянутые выше, в цитате, «страхи и ужасы» по мнению Гиппократа, «случаются у нас от мозга, когда он нездоров и окажется теплее или холоднее, влажнее или суше своей природы». Другими словами, психические явления или нарушения Гиппократ связывал с соматическими механизмами, придавая в них большое значение гуморальным процессам.

Очевидным для Гиппократа, как для любого мыслящего врача, было разнообразие телосложений, поведений людей, особенностей течения у разных людей однотипных болезней. Результатом осмысления наблюдаемого разнообразия стало учение о темпераментах. По словам И.П. Павлова Гиппократ «уловил в массе бесчисленных вариантов человеческого поведения капитальные черты».

Как и в отношении мышления и ощущений, Гиппократ объяснял ведущие черты душевного склада людей, проявляющиеся в их повседневном поведении с гуморальных позиций: он ставил их в зависимость от соотношения четырех жидкостей («соков») циркулирующих в организме – крови, желчи, черной желчи, слизи (флегмы, лимфы).

Людей четырех выделенных им типов поведения он назвал холериками, сангвиниками, флегматиками и меланхоликами.

У холерика преобладает желчь, что делает его импульсивным «горячим». Современные представления о холерическом темпераменте приписывают таким людям способность «с головой» уходить в работу, преодолевать значительные трудности, но также и легко входить в состояние бурного выражения эмоций и резко менять настроение.

У сангвиника – избыток крови, что стимулирует подвижность и веселость. Ныне людей сангвинического темперамента характеризуют также и как личностей, быстро отзывающихся на окружающие события, сравнительно легко переживающих неудачи и неприятности.

Флегматика отличает преобладание слизи, делающее его спокойным и медлительным. Эти люди склонны к слабому внешнему проявлению душевных состояний, но с устойчивыми стремлениями и более или менее постоянным настроением.

Избыток черной желчи у меланхолика способствует его боязливости и грусти. Эти люди легко ранимы. Им свойственно долго и глубоко переживать даже незначительные неудачи, но при этом внешне вяло реагировать на все окружающее.

Для Гиппократа типизация душевного склада вкупе с типизацией телосложения были важны для диагностики и выбора лечения больного. Для психологии и физиологии ВНД это была первая типология того человеческого, психического качества, которое является одним из факторов, определяющих индивидуальные особенности ВНД.



biofile.ru

Выдающиеся биологи гиппократ древнегреческий врач гиппократ стал первым учёным который отбросив суеверия и мистику поставил медицину на научную основу его справедливо зовут «отцом медицины» - Документ

ВЫДАЮЩИЕСЯ БИОЛОГИ

ГИППОКРАТ

Древнегреческий врач Гиппократ стал первым учёным, который, отбросив суеверия и мистику, поставил медицину на научную основу. Его справедливо зовут «отцом медицины».

Остров Кос, что в Эгейском море, издревле славился своими врачами. Даже на современном гербе столицы этого острова, города Коса, изображён посох древнегреческого бога медицины Асклепия, обвитый змеёй. Искусство врачевания бережно пере­давалось из поколения в поколение, и здесь сложились славные династии врачей, одна из которых дала миру «отца медицины» Гиппократа.

Известно, что родился Гиппократ в 460 г. до н. э. Его предки, согласно легенде, занимались врачеванием на протяжении восемнадцати поколений. Мать Гиппократа была акушеркой, а отец — врачом. С детства отец стал обучать Гиппократа искусству врачевания, и к двадцати годам он уже заслужил славу превосходного врача. В те времена по традиции врачей обязательно посвящали в жрецы бога медицины Асклепия. Прошёл это посвящение и двадцатилетний Гиппократ.

Желая расширить и пополнить свои медицинские знания, Гиппократ выехал в Египет и прожил там несколько лет. Он ознакомился с состоянием медицины во многих странах: в Малой Азии, Ливии, даже у скифов. Позднее он говорил, что для того, чтобы вполне овладеть искусством (врачевания), недостаточно одной жизни (таков смысл его изречения «жизнь коротка, искусство вечно»).

Возвратившись на родной остров, Гиппократ основал здесь свою медицинскую школу.

Какие взгляды господствовали в медицине того времени? Считалось, что болезни вызываются сверхъестественными при­чинами. Поэтому таковы должны быть и методы лечения. Врачи широко пользовались для лечения заклинаниями, заго­ворами и молитвами. Больные часто просто приносили в храме Асклепия жертву, а затем пересказывали врачам-жрецам уви­денный на следующую ночь сон. Лекарство прописывалось исходя из толкования сна.

Гиппократ стал настоящим реформатором древней медици­ны. Он первым подошёл к ней как к науке. У болезней, считал он, имеются естественные причины. Их можно узнать, изучив строение и жизнедеятельность человеческого организма. Гип­пократ боролся против отвлечённых рассуждений в медицине, называя их «медицинской живописью». Свою науку он старал­ся «спустить с небес на землю».

Гиппократ учил, что врач должен лечить не болезнь, а больного. Надо точно установить частоту пульса пациента, температуру его тела, позу во время сна и т. д. Образ жизни больного, климат, питьевая вода, воздух, даже законы страны, где живёт человек, — всё может влиять на его здоровье. Так Гиппократ писал в сочинении «О воде, воздухе и местности». Поэтому древнегреческого врача считают также основателем медицинской географии.

Врач должен уметь определить состояние больного по одно­му лишь его внешнему виду. Гиппократ описал, например,

Гиппократ. Скульптура III в. до н. э.

ЛЕГЕНДА О ПРЕДКАХ ГИППОКРАТА

Древние греки считали, чтород Гиппократа идёт от «великого и не­порочного врача» Асклепия (Эскулапа — у римлян), а тот считался сыном самого' бога света Аполлона. По некоторым дан­ным, Асклепий был реальной историчес­кой личностью, впоследствии обожествлённой. Согласно древнегрече­ской мифологии, медицине Асклепия обучил мудрый кентавр Хирон. Ученик да­же превзошёл своего учителя.

Однажды Асклепия пригласил на остров Крит царь Минос, у которого только что умер сын. Во дворце на своём посохе Асклепий увидел змею и убил её. Но вскоре появилась ещё одна змея с це­лебной травой во рту и воскресила убитую. Асклепий воспользовался этой же травой для воскрешения умершего сы­на Миноса.

За это дерзкое нарушение установлен­ных законов мироздания громовержец Зевс испепелил Асклепия молнией. Для древних греков и римлян Асклепий стал богом врачевания. Его изображали с посо­хом, обвитым одной или двумя змеями.

92

внешность больных с тяжёлыми заболеваниями брюшной полости: запавшие глаза и щёки, заострённый нос, слипшиеся губы, землистый цвет лица, покрытого каплями холодного пота. До сих пор такое описание называется « гиппократовой маской».

Всё же Гиппократ как человек своей эпохи и философ по натуре не мог полностью отказаться от философских исканий в своей науке, от той «медицинской живописи», против которой он же и возражал.

Пример этого — его учение о соках организма и типах телесного строения. В организме, по мнению Гиппократа, есть четыре жидких сока: кровь, жёлтая желчь, чёрная желчь, слизь. Основное в типе телесного строения (конституции) человека, как считал Гиппократ, — то, какой сок преобладает в организме.

Всего таких типов строения — четыре. Если в организме человека преобладает слизь (по-гречески — «флегма»), его называют флегмати­ком. Это человек невозмутимый, медлительный, спокойный, почти не проявляющий своих чувств.

Если же в организме преобладает чёрная желчь («мелайна холе»), то такой человек — меланхолик. Он также скупо проявляет свои чувства, но впечатлителен, замкнут в своих переживаниях и часто испытывает подавленность и грусть.

Когда среди соков организма преобладает кровь («сангвис»), то речь идёт о сангвинике — человеке общительном, легко меняющем настро­ение, с выразительной мимикой и жестикуляцией.

Наконец, если преобладающий в организме сок — жёлтая желчь («холе»), то перед нами холерик — человек неуравновешенный, часто несдержанный и вспыльчивый, бурно выражающий свои чувства.

И сегодня мы говорим, что есть четыре основных типа темперамента человека — флегматик, меланхолик, сангвиник, холерик. Темперамент по-латыни означает «правильное соотношение» (в данном случае — соков организма). Хотя с современной точки зрения объяснение особен­ностей темперамента человека соотношением соков в его теле выглядит весьма наивно.

В своих работах Гиппократ глубоко и детально рассмотрел самые различные области медицины. Правильному питанию посвящён труд Гиппократа «Диета в острых болезнях». Он был прекрасным хирургом, хорошо разбирался в анатомии. Знал и применял для лечения более двухсот лекарственных растений.

Гиппократ изучал эпидемии, часто выезжал в места массовых вспы­шек заболеваний и лечил больных. Так, он провёл несколько лет в Афинах во время сильной эпидемии (по-видимому, это была эпидемия чумы). Свой опыт в этой области он подытожил в труде «Эпидемии».

Выступал Гиппократ и в качестве психиатра. Известен такой случай. Жители города Абдеры обратились к нему с просьбой обследовать гражданина их города Демокрита. Их приводили в изумление его необычайные способности, которые они часто воспринимали как стран­ности. Это был тот самый философ Демокрит, который первым пришёл к выводу, что всё на свете состоит из неделимых частиц — атомов. После тщательного обследования Гиппократ убедил жителей Абдеры в «нор­мальности» их величайшего соотечественника Демокрита. С этого мо­мента, по-видимому, началось длительное знакомство двух великих людей своего времени.

В трудах Гиппократа встречаются яркие изречения о больных, болезнях, искусстве их лечения; некоторые из них стали крылатыми (например, его знаменитые слова о том, что «жизнь коротка, искусство вечно», уже упоминавшиеся нами).

Гиппократ сформулировал нравственный кодекс врача, моральные нормы его поведения. Первая заповедь врача, по Гиппократу, гласит: «Не навреди!»

С древних времён и по настоящее время каждый врач торжественно приносит медицинскую клятву, в которой обещает хранить врачебную тайну, при любых обстоятельствах не оставлять больного без медицин-

У Асклепия было много де­тей, в том числе Гигиея (ставшая для греков богиней здоровья; от её имени происходит слово «гигиена»), Махаон и Подалирий. Все они стали искусными целителями. Махаон и Подалирий проявили своё врачебное искусство на поле боя. Их имена упоминает Гомер в «Илиаде»: «стоит многих людей один врачева­тель искусный», «вырежет он стрелу и рану присыплет ле­карством». В честь этих слав­ных врачевателей позднее будут названы две красивейшие и редкие бабочки: махаон и подалирий.

От Подалирия вёл свой род Гиппократ. Таковы, согласно легенде, были его замечатель­ные предки!

ТЕМПЕРАМЕНТЫ В ЛИТЕРАТУРЕ

В художественных произве­дениях для того, чтобы оттенить качества характе­ра того или иного героя, авто­ры часто ставят рядом людей противоположных тем­пераментов. Так, невоз­мутимый англичанин Филеас Фогт из романа Жюля Верна «Вокруг света в 80 дней» — яркий образец флегматика. А его слуга француз Жан Паспар­ту — типичный сангвиник.

Примерами холериков мо­гут служить Дон Кихот Ламанчский из одноимённого романа Мигеля де Сервантеса и д'Артаньян из «Трёх муш­кетёров» Александра Дюма-отца.

Наконец, меланхолики в литературе наиболее часто встречаются в сказках. Царе­вна Несмеяна из русских народ­ных сказок, ослик Иа-Иа из книги Александра Милна «Винни-Пух и все-все-все», Че­репаха Квази из повести Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране Чудес», Пьеро из «Приключений Буратино» — перечень этот можно про­должить.

93

ской помощи. Её приписывают Гип­пократу и называют «клятвой Гип­пократа».

Историки до сих пор не установили год смерти Гиппократа. По одним данным, он скончался в возрасте 63 лет, по другим — прожил 84 года.

Легенда гласит, что возле могилы Гиппократа поселились дикие пчёлы. Мёд, который они да­вали, обладал редкими целебными свойствами. Так даже после смерти великий врач продолжал исцелять людей.

АРИСТОТЕЛЬ

Великий энциклопедист древности Аристотель стал одним из основателей биологии как на­уки, впервые обобщив биологические знания, на­копленные до него человечеством.

Аристотель родился в 384 г. до н. э. в городе Стагире — отсюда и закрепившееся за ним проз­вище Стагирит. Его отец Никомах был придвор­ным врачом, и своё детство Аристотель провёл при дворе царя Македонии Аминты, деда Алек­сандра Македонского.

В отроческие годы Аристотель помогал своему отцу в его медицинской практике. К отцу он относился всегда с большим уважением и впо­следствии назвал своего сына в честь отца — Никомахом.

В 15 лет Аристотель лишился родителей. Че­рез два года юноша отправился учиться в Афи­ны, где поступил в школу (Академию) Платона. Здесь Аристотель пробыл 20 лет, сначала в каче­стве ученика, а затем учителя.

Аристотель сохранил верность своему учи­телю Платону, не расставаясь с ним до самой его смерти. В одном из своих стихотворений Арис­тотель написал о Платоне, что тот первый дока­зал своей жизнью и учением следующую мысль: быть хорошим человеком и быть счастливым — две стороны одного и того же стремления.

Покинув Академию в 347 г. до н. э., Аристо­тель переехал в город Ассос, только что основан­ный в Малой Азии. Основатель и правитель города Гермий был знаком Аристотелю по Ака­демии. Племянница и приёмная дочь Гермия Пифиада стала женой Аристотеля и матерью его дочери. Но их брак не был продолжительным, так как Пифиада умерла молодой. После смерти самого Аристотеля, согласно его завещанию, ос­танки его жены похоронили рядом с ним, что было и её предсмертным желанием.

В 343 г. до н. э. Аристотель получает приглаше­ние македонского царя Филиппа II стать воспита­телем 13-летнего наследника престола Александра.

В том, что такое приглашение было сделано, помимо личного знакомства сыграла свою роль и слава Аристотеля как философа. Так судьба свела двух великих людей, Аристотеля и Алек­сандра Македонского. Про них говорили, что один из них силой оружия сумел покорить пол­мира, другой открыл новый мир для человече­ского духа и науки.

Для занятий с Александром была создана специальная школа. Кроме наследника престола здесь обучали группу юношей из знатных семейств. Аристотель считал, что благородная дружба ме­жду молодыми людьми поможет правильному воспитанию их характера. Александр восхищал­ся Аристотелем. По его собственным словам, он любил учителя не меньше, чем отца, говоря, что Филиппу он обязан тем, что живёт, а Аристоте­лю — тем, что живёт достойно.

Аристотель около трёх лет обучал наследника македонского престола этике и политике, ора­торскому искусству, литературе. Плутарх писал: «Александр был посвящён Аристотелем также в тайные, наиболее глубокие отрасли науки, кото­рые назывались у тогдашних учителей эзотери­ческими (т. е. доступными только посвященным) и которых не сообщали обыкновенным ученикам».

Любимым произведением Александра стала «Илиада» Гомера. Аристотель специально для своего воспитанника сделал список (рукописную копию) этого произведения, который постоянно находился у изголовья Александра, рядом с его мечом. Позднее Александр сделал «Илиаду» сво­ей «солдатской Библией», всегда возя её с собой в походах.

По свидетельству историков, царь Филипп, отец Александра, говорил своему сыну: «Поис­тине, не напрасно мы окружили почётом Арис­тотеля, ибо величайшей награды заслуживает человек, передавший тебе такое учение о цар­ских обязанностях и задачах, — всё равно, дос­тиг ли он этого посредством истолкования Гоме­ра или каким-либо иным способом».

Аристотель, преподавая своему царственному ученику и естественную историю (так тогда на­зывали биологию), пробудил у него интерес к ней. Впоследствии Александр повелел тысяче человек, находившихся в разных местах Азии и Греции, выполнять все научные указания Арис­тотеля: отлавливать животных и подробно опи­сывать их образ жизни и поведение.

Интерес Александра к медицине Плутарх так­же приписывал влиянию Аристотеля. Впослед­ствии Александр Македонский часто приходил на помощь своим заболевшим друзьям, назначая различные способы лечения и лечебный режим.

Занятия с Александром закончились, когда юноша увлёкся военным делом и стал принимать

94

участие в походах своего отца. Аристотель воз­вратился в свой родной город Стагир. Этот город, разрушенный Филиппом в войне против Афин, был им же восстановлен в знак благодарности Аристотелю за воспитание Александра. Филипп возвратил туда и бежавших или находившихся в плену граждан этого города.

В 335 г. до н. э. Аристотель снова приехал в Афины и здесь при поддержке своего друга, наместника Александра Македонского в Греции, открыл свою школу — Ликей (в латинском на­писании — «Лицей»). Своё название школа по­лучила потому, что она находилась возле храма Аполлона Ликейского.

На территории школы располагались гимнасий (место для гимнастических упражнений), тенис­тая роща и сад с крытыми галереями для про­гулок. Свои беседы с учениками Аристотель вёл во время неторопливых прогулок. От слова «прогул­ка» (по-древнегречески «перипатос») Ликей и по­лучил второе название — школа перипатетиков.

В Ликее Аристотель преподавал 12 лет. Он прекрасно владел речью и вёл научные диалоги, остроумно вышучивая противников. Правда, он никогда не отличался излишней скромностью в суждениях. Приводят такую его фразу: «По это­му поводу никто не может сказать что-нибудь верное, если не говорит того же, что и я». Ему удалось воспитать плеяду философов, а также учёных, посвятивших себя естествознанию, сре­ди которых следует отметить Теофраста (часто это имя пишут как Феофраст). Последний вошёл в историю науки как «отец ботаники» (в то время как сочинения Аристотеля по ботанике до нас не дошли). После смерти Аристотеля Теофраст 34 года руководил Ликеем.

В 323 г. до н. э. после внезапной смерти Алек­сандра Великого в Греции вспыхнуло антимаке­донское восстание. Аристотелю было предъявле­но стандартное по тем временам обвинение в богохульстве. Поводом для этого послужило сти­хотворение Аристотеля, написанное им много раньше на смерть казнённого персами Гермия, его тестя. В этом стихотворении усмотрели обо­жествление Аристотелем Гермия.

Чтобы избежать участи философа Сократа, учителя Платона, приговорённого к смерти по подобному обвинению, Аристотелю пришлось, не дожидаясь суда, бежать из Афин. Через месяц в возрасте 62 лет он скончался на острове Эвбея от болезни желудка, которой он страдал всю жизнь.

После себя Аристотель оставил около 300 тру­дов. Его идеи и сочинения распространили мно­гочисленные ученики и последователи. До нас дошла лишь небольшая часть работ философа.

Аристотель обладал энциклопедическими зна­ниями в подлинном смысле этого слова. Он за­нимался философией и историей, математикой и физикой, зоологией и ботаникой, медициной и этикой, теорией искусства, литературы и театра, риторикой.

Аристотель.

Самые значительные труды Аристотеля по биологии — «История животных», «О частях животных» и «Возникновение животных». О первом из них французский биолог Жорж Кювье написал: «Это один из самых удивительных тру­дов, оставленных нам древностью, один из вели­чайших памятников, созданных человеческим гением в области естествознания».

В «Истории животных» Аристотель первым в истории науки разработал систематику живот­ных. Он разделил их на две большие группы: животные с кровью и бескровные. Это деление примерно соответствует делению на позвоноч­ных и беспозвоночных. Животных с кровью он в свою очередь разделил на яйцекладущих и живородящих.

Человека Аристотель разместил на почётном месте — во главе животных с кровью. Аристоте­лю принадлежит крылатая фраза о том, что человек — это «общественное животное» (по-древнегречески — «zoon politicon»), наделённое разумом.

В труде «О частях животных» Аристотель высказал важную мысль о том, что от неживых тел к растениям, от растений к животным, вплоть до человека, идёт непрерывный ряд усложня­ющихся форм. Эта книга произвела неизгла­димое впечатление на Чарлза Дарвина. Он пи­сал: «Я редко читал что-нибудь более интересное.

95

Моими богами, хотя очень по-разно­му, были Линней и Кювье, но они просто школьники по сравнению со стариком Аристотелем. Какой это был необыкно­венный человек!»

В работе «Возникновение животных» Аристо­тель, в частности, изо дня в день проследил развитие куриного зародыша. Он обратил вни­мание, что на начальных стадиях развития за­родыши самых разных животных похожи. Арис­тотель предположил, что зародыш живородящих животных в начале своего развития тоже пред­ставляет собой яйцо, хотя и лишённое твёрдой оболочки. Таким образом, Аристотеля можно в какой-то степени считать основателем эмбриоло­гии (науки о зародышевом развитии), предвос­хитившим многие позднейшие биологические идеи.

Аристотеля называют «отцом зоологии». Он изучил более 500 видов животных, описав их внешний вид и строение, образ жизни и пове­дение. Он доказал, что акулы и некоторые змеи являются живородящими, а также то, что трут­ни развиваются из неоплодотворённых яиц. Изу­чил третье веко у птиц, рудиментарные глаза у крота, жевательный аппарат морских ежей (ко­торый до сих пор зовётся «аристотелевым фо­нарём»), зимнюю спячку животных, перелёты птиц, миграции рыб и млекопитающих и многое другое.

Интересовала Аристотеля и проблема происхождения жизни. Он считал, что жизнь зарож­дается сама собой, причём даже такие сложные существа, как рыбы, могут возникать из морско­го ила.

С именем Аристотеля связывают и открытие некоторых биологических законов. Он разрабо­тал учение об аналогичных и гомологичных ча­стях тела. «У животных различных родов боль­шая часть органов имеет различную форму. Од­ни сходны по положению и функции, а проис­хождения различного. Другие одной и той же природы, но различны по форме», — утверждал учёный.

Аристотель как бы начерно сформулировал принцип корреляции органов, позже блестяще развитый Жоржем Кювье (см. ст. «Жорж Кю­вье»). Аристотель писал: «Природа не может направить один и тот же материал одновременно в различные места... Расщедрившись в одном направлении, она экономит в других. Изменение в одном органе вызывает перемены в другом».

Это далеко не полный рассказ о вкладе Арис­тотеля в развитие биологии. За свою жизнь он сделал для науки гораздо больше, чем было сделано за целый ряд последующих столетий.

Статью об Аристотеле хочется закончить его собственным высказыванием: «В системе мира нам дан короткий срок пребывания — жизнь. Дар этот высок и прекрасен. Мышление — до­блестнейшее занятие человека, верх блаженства и радость в жизни».

КЛАВДИЙ ГАЛЕН

В своих трудах прославленному учёному и врачу Древнего Рима Клавдию Галену удалось заложить теоретические основы ме­дицины и анатомии на пятнадцать столетий вперёд. В средние века его величали не иначе как «божественный».

Клавдий Гален родился около 130 г. н. э. в городе Пергаме. До наших дней от этого города сохранились лишь развалины. Но Пергам вошёл в историю человечества, подарив миру одного из величайших врачей и учёных, а также благодаря изобретённому здесь пергаменту. В этом городе находилась и одна из богатейших библиотек, которая соперничала своей полнотой с Александрий­ской библиотекой.

Отец Клавдия Галена Никон, человек состоятельный, был известным архитектором, хорошо разбирался в математике и философии. Стремясь дать сыну по возможности широкое образо­вание, он сначала занимался с ним сам, а затем пригласил видных пергамских учёных быть его учителями.

Гален готовился стать философом и с усердием изучал фило­софские труды Аристотеля, Теофраста и других греческих и римских мыслителей. Но тут вмешалась случайность. Небла­гоприятно был истолкован один сон Галена — и он стал медиком, хотя всю жизнь продолжал заниматься философией и сохранил к ней интерес. Он говорил, что «хороший врач должен быть фило­софом ».

Когда Галену исполнился 21 год, умер его отец. Получив

textarchive.ru