Древние цивилизации Востока. Типология и особенности. Корпоративность древнего востока
Древние цивилизации Востока. Типология и особенности. — МегаЛекции
Возникновение древнейшего мирового очага цивилизации произошло в южном Двуречье -- долине рек Ефрата и Тигра. Каковы же особенности древней восточной цивилизации?
Прежде всего, это высокая степень зависимости человека от природы, которая накладывала существенный отпечаток на мировоззрение человека, его ценностные ориентиры, тип хозяйствования, социальное и политическое устройство.
В духовной жизни восточного человека господствовали религиозно-мифологические представления и канонизированные стили мышления. В мировоззренческом плане в восточных цивилизациях отсутствует разделение мира на мир природы и социума, естественный и сверхъестественный. Поэтому восприятию мира восточным человеком присущ синкретический подход, выражающийся в формулах «все в одном» или «все во всем». С точки зрения религиозной жизни, восточной культуре присущи нравственно-волевая установка на созерцательность, безмятежность, мистическое единение с природными и надприродными силами. В восточных мировоззренческих системах человек абсолютно несвободен, он предопределен в своих действиях и судьбе космическим законом. Наиболее распространенный символ восточной культуры «человек в лодке без весел». Он свидетельствует о том, что жизнь человека определяет течение реки, т.е. природа, общество, государство--поэтому человеку весла не нужны.
Восточные цивилизации обладают удивительной стабильностью. А. Македонский покорил весь Ближний Восток, построил громадную империю. Но однажды все вернулось на круги своя -- к своему извечному порядку. Восточная цивилизацияориентирована, прежде всего, на воспроизводство сложившихся социальных структур, стабилизацию сложившегося образа жизни, господствовавшего на протяжении многих столетий. Характерной чертой восточной цивилизации является традиционализм. Традиционные образцы поведения и деятельности, аккумулирующие опыт предков, рассматривались как важная ценность и воспроизводились в качестве устойчивых стереотипов.
Поскольку в восточных обществах изменения происходили крайне медленно, то несколько поколений людей могло существовать в одних и тех же условиях. Отсюда проистекает уважение к опыту старших поколений, культ предков. Восточные цивилизации не знают так называемой проблемы «отцов и детей». Там существовало полное взаимопонимание поколений.
Общественная жизнь восточных цивилизаций построена на принципах коллективизма. Личностное начало не развито. Личные интересы подчинены общим: общинным, государственным. Коллектив общины определял и контролировал все стороны жизнедеятельности человека: нравственные нормы, духовные приоритеты, принципы социальной справедливости, форму и характер труда.
Политическая организация жизни восточных цивилизаций получили в истории название деспотий. Рассмотрим подробней, что представляла собой восточная деспотия.
Одним из характерных признаков восточного деспотизма является абсолютное преобладание государства над обществом. Государство предстает здесь как сила, стоящая над человеком. Оно регулирует все многообразие человеческих отношений (в семье, обществе, государстве), формирует общественные идеалы, вкусы. Глава Государства (фараон, патеси, халиф) обладает всей полнотой законодательной и судебной власти, бесконтролен и неответственен, назначает и смещает чиновников, объявляет войну и заключает мир, осуществляет верховное командование армией, творит высший суд как по закону, так и по произволу.
Важные признаки восточного деспотизма -- политика принуждения, а то и террора, общественно-государственная собственность (прежде всего на землю), уравнительность.
Все древневосточные общества имели сложную иерархическую социальную структуру. Низшую ее ступень занимали рабы и зависимые люди. Однако большую часть населения первых государств составляли земледельцы-общинники. Они находились в зависимости от государства, уплачивали подати и регулярно привлекались к общественным работам (несли государственные повинности) -- строительство каналов, крепостей, дорог, храмов и т.п. Над производителями возвышалась пирамида государственной бюрократии -- сборщики налогов, надсмотрщики, писцы, жрецы и т.п. Венчала эту пирамиду фигура обожествляемого царя.
Политически основу восточного деспотизма составляло абсолютное господство аппарата государственной власти. Идеальная деспотия состояла только из чиновников и подчиненной им безмолвной толпы. От чиновников требовалось только одно -- беспрекословное повиновение.
Характерной чертой политической системы восточного деспотизма было существование на низовом уровне автономных и большей частью самоуправляемых коллективов. Это были сельские общины, цеховые организации, касты, секты и другие корпорации, как правило, религиозно-производственного характера.
Именно на сочетании корпоративной автономности низовых коллективов и цементирующей их государственности зиждилась достаточно цельная и стабильная система восточнодеспотической власти.
Вместе с тем исторические памятники свидетельствуют, что деспотическое правление в чистом виде существовало далеко не во всех странах Древнего Востока и не на всех этапах их длительного развития ( н-р, в государствах Древнего Шумера).
Древневосточное общество имело богатейшую духовную жизнь, высокоразвитые науку, культуру. На Востоке возникают древнейшие системы письменности. Самые ранние тексты Месопотамии и Египта в большинстве своем представляют документы хозяйственного учета, типа бухгалтерских книг или записи молитв. Со временем на глиняных табличках или папирусах начинают записывать поэтические тексты, а на каменных стеллах высекать надписи о важных исторических событиях.
Именно на Востоке зарождаются зачатки науки (арифметики, географии, астрономии), современных мировых религий. В Палестине к началу нашей эры сформировались основы новой религии, которая в Римской империи получила название христианства. Значительно раньше, чем в Европе, книгопечатание возникло в Египте, Китае и других странах. Первые прообразы египетских книг появились в XXV в. до н.э. и китайских -- в XIII в. до н.э. Для развития книгопечатания огромное значение имело изобретение бумаги в Китае (II в. до н.э.). Появление первых книг в Китае относится к VII-VIII вв., когда уже было известно применение бумаги в качестве материала для письма и был впервые введен ксилографический способ печатания (оттиск с гравюры по дереву).
Восточный тип цивилизации (восточная цивилизация) — исторически первый тип цивилизации, сформировавшийся к 3-му тысячелетию до н. э. на Древнем Востоке: в Древней Индии, Китае, Вавилоне, Древнем Египте. Характерными чертами восточной цивилизации являются: 1. Традиционализм — ориентация на воспроизводство сложившихся форм образа жизни и социальных структур. 2. Низкая подвижность и слабое разнообразие всех форм человеческой жизнедеятельности. 3. В мировоззренческом плане представление о полной несвободе человека, предопределение всех действий и поступков, независящими от него силами природы, социума, богов и т. д. 4. Нравственно волевая установка не на познание и преобразование мира, а созерцательность, безмятежность, мистическое единение с природой, сосредоточенность на внутренней духовной жизни. 5. Личностное начало не развито. Общественная жизнь построена на принципах коллективизма. 6. Политическая организация жизни в восточных цивилизациях происходит в форме деспотий, в которых осуществляется абсолютное преобладание государства над обществом. 7. Экономической основой жизни в восточных цивилизациях является корпоративная и государственная форма собственности, а основным методом управления выступает принуждение.
megalektsii.ru
История государства и права Древнего Востока Общая характеристика Древневосточного государства и права
В IV – I тысячелетии до н.э., сначала на Ближнем Востоке, а затем в Северной Индии и Китае, возникли первые государства и правовые системы. Они возникли в раннее время на Востоке по причине географических и климатических особенностей региона. Крупнейшие цивилизации древности – Шумер, Вавилон, Египет, Индия, Китай и др. – опирались на удобные для земледелия бассейны рек (Тигр, Евфрат, Хуанхэ и др.) Освоение относительно узких территорий по рекам предопределило высокую плотность населения Древневосточных государств и быстрое распространение социальных связей. Теплый климат и плодородные почвы позволяли получать излишек продуктов даже при низкой технической базе, что обусловило характерные черты Древневосточной экономики: основа хозяйства – земледелие, основанное на ирригационной системе, поэтому на Древнем Востоке крупные формы земельной собственности – общинная и государственная – сыграли важную роль в структуре сельскохозяйственного производства. При слаборазвитых орудиях труда производительность напрямую зависела от ирригации, что в индивидуальных хозяйствах сделать было невозможно. Кроме того, крупные реки, естественным образом, предполагали организацию коллективной эксплуатации природных ресурсов. Эти факторы стали причиной возникновения централизованной Древневосточной экономики. Эти же факторы способствовали консервации общинных отношений. Другой фактор, который сдерживал сохранение общины – пережитки первобытнообщинной идеологии с ее уравнительными принципами.
В результате, право частной собственности, будучи прогрессивным явлением, долгое время не обращалось на землю и воду, искусственно сдерживалось государством и нормами права. Здесь коллектив, а не отдельный человек являлся субъектом собственности.
Экономический коллективизм Древневосточных цивилизаций обусловил относительную размытость их социальной структуры. Два центра собственности – община и государство - сформировали две основные социальные группы:
Непосредственные производители (общинники), которые были формально свободной категорией населения.
Собственники-управляющие, куда входили правители, аристократия, жрецы и чиновники.
Вместе с тем, по мере укрепления управленческого аппарата происходило фактическое поглощение общины государством. Её отношение к собственности ограничивалось коллективным пользованием землей, водными ресурсами, которые принадлежали правителям и храмам. В результате непосредственный производитель ограничивался в правах и рассматривался как работник на службе государства, получающий натуральный паёк.
Древневосточные цивилизации по своему характеру были рабовладельческие. Основной источник рабства – плен, поэтому очень долго рабы являлись государственной собственностью и использовались в основном на масштабных общественных работах. Труд рабов использовался в семье, и рабство носило патриархальный характер. Статус раба часто приравнивался к статусу младшего члена семьи. Становление ранней государственности на Востоке происходило в целом по единому историческому пути. Его итогом стало формирование практически у всех народов неограниченной единоличной власти в централизованном управляемом государстве. Эти государства были Древневосточного типа или, как их часто называют, Древневосточной деспотии. Культ единоличной власти – деспотизм– порождались самой сутью Азиатской сельской общиной, её замкнутостью и приоритетом общества над человеком. Основой Восточного деспотизма являлась бесконтрольности администрации, которая управляла всем обществом, включая и экономику.
Необходимыми условиями существования такой власти были:
Господство государственной и общественной собственности на землю, а также зависимое население, при котором отношение человека к человеку определяется не им самим, а стоящей над ним властью.
Абсолютное преобладание государства над обществом. Государство выступает как сила, стоящая над человеком. Оно формирует общественные идеалы и регулирует многообразие всех общественных отношений. Не было четкого разделения между духовной и светской властью, а управление, религия и право находились в одних руках.
Отсутствие гражданского общества, которое основывается на индивидуализме. Оно не может существовать без признания личных прав и свобод человека, права самостоятельно располагать собой, своей деятельностью и ее результатами. Свобода также неотделима от права частной собственности, неприкосновенности личности и имущества. На Востоке общество занимало по отношению к государству подчиненное положение.
Регулирующую роль в государстве вместо основных законов играет религия, совокупность идеологических и морально-нравственных принципов, которые упорядочивали жизнь общества. Поэтому все Восточные деспотии были теократическими государствами, т.е государственная и религиозная власть находились в одних руках.
Еще Китайский философ Конфуций говорил, что народ не в состоянии понять правильный путь, поэтому его следует заставить идти правильным путем. Из этого проистекает важный признак Восточного деспотизма – политика принуждения и даже террора. Его основной задачей было не только наказание преступника, но и нагнетание страха перед властью.
В социальной структуре была уравнительность и крайне незначительная роль сословных различий, поэтому представления о Востоке как о классовом обществе – безосновательны, так как здесь не было классов, во всяком случае, в марксистском смысле этого слова. Сам же Маркс отмечал, что социально-политическая организация на Востоке не имела ничего общего с той классово-антагонистической системой отношений, которые он выделял на примере Европы.
Существование на низовом уровне автономных и самоуправляемых коллективов.Это были сельские общины, цеховые организации, касты, секты, как правило, религиозно-производственного характера. Руководители этих коллективов были связующим звеном между государственным аппаратом и основной массой населения. В этих коллективах определялось место и возможности каждого человека, а вне их жизнь человека была невозможна.
На этом сочетании корпоративной автономности низовых коллективов и организующей государственности основывалась достаточно цельная и стабильная система Восточно-деспотической власти.
Можно выделить общие черты, характеризующие восточную деспотию как особую форму правления и политический режим:
неограниченные полномочия наследственного монарха, концентрация в его руках всей полноты светской и религиозной власти, имеющая результатом обожествление правителя;
наличие разветвленного жестко централизованного административного аппарата;
четкое выделение в структуре этого аппарата трех основных ведомств:
общественных работ, от которого зависело само существование древневосточных обществ;
военное, которое обеспечивало не только внешнюю защиту, но и поставку рабочей силы в виде пленников рабов;
финансовое, которое обеспечивало содержание государственного аппарата и давало средства для организации общественных работ;
тотальный контроль государства над подданными, подавление личности, которые делали даже формально свободного человека рабом, освещенного верой традиционного порядка.
Немало общих черт имеют правовые системы государств Древнего Востока:
для древневосточного права практически на всем протяжении его развития преобладающим источником оставался обычай. Сравнительно немногочисленные законы были записью признанных государством обычаев и конкретных судебных решений.
Аморфность права.
Право не вполне отделялось от религии в особое средство регулирования общественных отношений. Правовые и религиозные обязанности не различались (в Древней Индии даже не было известно слова «право», а предписания правового характера содержались в священных книгах индусов).
Не дифференцированность права.
Не развитость основных правовых понятий, институтов и структуры права и самой правовой нормы. Еще уголовное право не отделялось от гражданского, уголовный процесс от гражданского процесса, не разграничивались понятия «правонарушения» и «преступления».
Узкая сфера действия.
На ранних этапах развития общества многие отношения регулировались обычаями и религией тогда, как роль права в определении строя жизни была сужена.
Формализм и символизм правовых действий.
Правовой акт неизбежно сопровождался множеством ритуальных действий: клятвы, жесты и т.п. Отступление от строго установленной формы (например, неточности в произнесении слов) приводило к тому, что необходимый правовой результат не достигался.
Казуальность права – приоритет конкретного случая перед абстрактным обобщением.
Право нередко возникало из записи конкретных судебных решений, поэтому обобщающий характер правовой нормы еще не сложился. Такие нормы не могли охватить всю сферу отношений, подлежащих правовому регулированию, что приводило к значительным проблемам в праве.
Консерватизм права.
Священность и неприкосновенность религиозных догматов и древних обычаев переносились на право. Связь права с религией и обычаями, а также застойный характер экономического и общественного развития обусловили крайне замедленный темп изменений в праве.
Особая жестокость наказаний, широкое применение смертной казни.
В праве закреплялась социальное неравенство различных категорий лично свободного населения.
Право закрепляло патриархальные отношения в семье и неограниченную власть главы семьи.
studfiles.net
3.2.1. Особенности древневосточных цивилизаций - Textb.net
Главная страница
Банковское делоГосударственное управлениеКультурологияЖурналистикаМеждународная экономикаМенеджментТуризмФилософияИстория экономикиЭтика и эстетика
3.2.1. Особенности древневосточных цивилизаций
Интерес к истории и культуре Востока постоянно возрастает. Восток - это не просто географическое понятие, а историко-культурный, социополитический, цивилизационный феномен. Сегодня в науке активно преодолевается европоцентризм, когда мировая история рассматривалась с точки зрения эталонности европейского пути развития. Можно констатировать: Восток и Европа - два разных пути развития, причем европейский путь - это исключение, а магистральный путь человечества при переходе от первобытности к цивилизации демонстрирует именно Восток. Не случайно, что в условиях кризиса западной цивилизации поиск альтернативного развития вызывает пристальный интерес к Востоку. Необходимо помнить: цивилизация родилась на Востоке, ему человечество обязано своими величайшими достижениями.
Древний Восток знает четыре основных очага первичных цивилизаций: Двуречье, Египет, Индия и Китай. Западная Азия является подлинной колыбелью мировой цивилизации. Именно из этого района шел наиболее интенсивный поток культурных импульсов, способствовавших резкому убыстрению развития остальной части человечества. Другие три центра заметно замкнуты, они находились в значительной географической изоляции, затруднявшей общение с внешним миром, отсюда и специфика каждого из них. Древнейшие цивилизации сложились в долинах рек (Тигр, Евфрат, Нил, Инд, Янцзы), поэтому их называют еще речными цивилизациями, которым при всей специфике присущи общие черты: 1. Обязательным условием экономического, социального и культурного развития является река. Она объединяет этнос, по ее берегам возникает необходимая для цивилизации плотность населения, река является основной дорогой. Вблизи от нее должны иметься металлические руды. 2. Доминирующим фактором хозяйства является ирригационное земледелие. Почва исключительно плодородна, но земля нуждается в орошении или осушении (например, древние египтяне собирали до 50 центнеров с гектара - урожай «сам 20», для сравнения, - в средневековой Европе урожайность «сам 3»). 3. Для речных цивилизаций характерна специфическая государственная власть - восточная деспотия, основными чертами которой являются: а) абсолютная власть правителя; б) обожествление (сакрализация) власти и правителя как бога; в) наличие мощной армии; г) развитая система бюрократического управления. Восточная деспотия, по сути, являлась развитой административно-командной системой, где государство стояло над гражданским обществом (в отличие от Запада). Государство в лице причастных к власти социальных верхов не только выполняло функции господствующего класса, но и было ведущим элементом базисной структуры общества. Г осударство абсолютно господствовало над обществом, подчинив его себе, хотя и в разных формах (например, в Египте общество растворилось в институтах государства, а в Шумере и Вавилоне общество смогло даже отстоять определенные права). Однако везде государство как система институтов и высшей власти являлось ведущим элементом в сложившейся системе отношений. 4. На Востоке существовала специфическая система производства, при которой особую экономическую роль играло государство. Суть такой системы в том, что специфические географические условия требовали искусственного орошения, а создание ирригационных систем предполагало широкую кооперацию труда, следствием чего является централизованная власть деспотического характера. При такой экономической системе не развивалась существенно частная земельная собственность, основным собственником средств производства являлось государство. Длительно и очень устойчиво сохранялась община, труд свободных общинников играл главную роль, рабство представлено лишь как уклад. Нет привычных классов, отсутствует эксплуатация на ранних этапах развития. Возник феномен власти - собственности. В такой системе сочетались общинные формы хозяйства с государственными. Земледельцы имели гарантированное право пользоваться необходимыми им ресурсами (земля), а владел и распоряжался этими ресурсами оторванный от производства пищи аппарат власти от храма до государства. Материальным выражением признания этого права являлась выплата коллективом произ - водителей избыточного продукта представителям власти (экономически здесь совпадают рента и налог). На ранних этапах существования восточных цивилизаций нельзя говорить об эксплуатации, а можно - о взаимном обмене деятельностью по количеству и качеству труда; каждая категория населения вносила вклад в функционирование усложненного общества и государства. Это взаимовыгодный обмен, гарантирующий стабильность существования и духовный комфорт. Развитие частной собственности, эффект престижного потребления породили новые формы хозяйства, которые складывались прежде всего в городах, как центрах ремесла и торговли, месте обитания богатых и знатных. Но основой благосостояния являлась не собственность сама по себе, а причастность к власти (власть - собственность).
Причастные к власти являлись собственниками и классом постольку, поскольку олицетворяли собой государство. Вне государства ни один из них не имел отношения ни к власти, ни к собственности, ни к функции господствующего класса. Товарно-денежные отношения ограничивались, их чрезмерное развитие подавлялось. Особенностью Востока являлась корпоративность, личностное начало принижалось. Члены определенной корпорации (касты, семьи, клана, секты) жестко организованы, для внешнего мира они выступали как единый сплоченный коллектив, отражающий интересы всех его членов, олицетворенные позицией и акциями его руководителей. Корпорация была как бы микрогосударством. В условиях отсутствия гражданского общества для подавляющего большинства населения корпорация была определенной гарантией от произвола, защитой нормального существования. На Востоке, несмотря на существование сводов законов, никогда не было системы частного права, игравшего важную роль в Европе со времен античности. Интересы государства превалировали над интересами личности. Для Востока характерна консервативная стабильность, стремление к внутренней устойчивости и явно отрицательное отношение к любым переменам и нововведениям. Исторический процесс не воспринимался линейно, он превратился в циклический. Периоды централизации сменялись периодами децентрализации государств. Отчетливой тенденцией было укрупнение централизованного государства в последующем цикле, когда закреплялись возникающие новшества, направленные на повышение эффективности власти. Общество развивалось, раскрывался его духовный и интеллектуальный потенциал, что находило свое отражение в разработке научных знаний, в технических усовершенствованиях, философских учениях, религиозных системах, практических навыках в земледелии и ремесле. Древний Восток не стоял на месте, но динамика его развития не вела к радикальным структурным переменам.
textb.net
Культура Древнего Востока 2 Понятие Древний
КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
Понятие «Древний Восток» охватывает цивилизации, складывавшиеся с V - IV тысячелетий до н.э. и существовавших до начала нашей эры на огромной территории от Египта до Китая. Этим совершенно условным термином принято обозначать совокупность очень далеких по географическим и хозяйственным условиям областей, оседлых и кочевых народов; обществ, еще не вышедших из состояния первобытности и более продвинутых в своем историческом развитии; племен и народностей, говоривших на десятках языков и веривших в бесчисленное множество богов. Но за всем этим многообразием можно выявить ряд общих черт в социально-экономическом, политическом и культурном развитии.
На Востоке возникли древнейшие в мире цивилизации. Почему именно в этом регионе? Определяющую роль сыграли благоприятные природные условия: плодородные земли, жаркий климат, большие реки, разливы которых естественным образом удобряли почву. Именно долины этих рек (Нил, Евфрат, Тигр, Инд, Хуанхэ и др.) стали очагами первых цивилизаций.
Особенностью древневосточной экономики было устойчивое сохранение общинной организации. Любое древневосточное государство, за исключением немногих городов, состояло из множества сельских общин, каждая из которых представляла замкнутый мирок. Сама община состояла из ряда отдельных домохозяйств, больших семей или семейных общин. Эта организация сохраняла коллективистские формы жизни и производства и была основой общинно-частного сектора в экономике многих древневосточных государств.
Однако функционирование некоторых хозяйств требовало проведения совместных работ по регулированию режима рек, и отдельная община не могла справиться со всем объемом возникающих задач. Только единое хозяйствование могло обеспечить строительство системы каналов, водохранилищ, дамб и плотин. А поскольку в роли организатора этих работ выступали правитель и его бюрократический аппарат, то они рассматривали орошаемую землю в качестве собственной: государственной или царской. На этих землях организовывались крупные царские и храмовые хозяйства. Происходило неизбежное поглощение общинно-частного сектора государственно-храмовым. Таким образом, в цивилизациях Древнего Востока сложились две основные формы собственности: верховная (или общегосударственная) и коллективная (общинная).
Спецификой политической власти на Востоке было функционирование ее в форме «восточной деспотии». Такое государство символизировалось обожествленной фигурой правителя, «восточного деспота», выступающего по отношению ко всему обществу в функции «связующего единства». По отношению к этому правителю все остальные, от министров до крестьян, выступали в качестве его подданных, преданных подчиненных, покорных слуг, даже просто рабов.
Слабость индивида перед лицом всесилия власти государства и венчающего его деспота; ограниченность роли частного сектора определили и своеобразие социальной структуры восточных обществ. Её важнейшими особенностями были корпоративность и невыделенность индивида из коллектива. Общество состояло из множества корпораций типа кланов, каст, сект, общин и других объединений, между которыми имелись многочисленные перегородки. Эта система замкнутых корпораций играла заметную роль в странах Востока. Её социальная функция заключалась в объединении индивидов в рамки коллектива и в противопоставлении этого коллектива (корпорации) всесилию государственного деспотизма. В то же время корпоративность облегчала власти систему администрации: чиновнику или суду легче было иметь дело с корпорацией и спрашивать с её главы.
Выработанные веками корпоративные связи были закреплены традициями и освящены религией. Система этих связей стала основой социальной структуры, причем её консервативность вполне соответствовала интересам политической власти восточного государства. Именно тесная связь и взаимозависимость государства и социальной структуры в странах Востока создавали условия для неизменности, стабильности, даже застойности. Государства могли разрушаться, гибнуть, появляться заново; династии с легкостью сменяли друг друга на престоле, но структура общества, опиравшаяся на корпоративные связи, сохранялась почти без изменений.
Исключительную роль в восточных обществах играла религия. Она санкционировала и освящала политическую власть, способствовала обожествлению правителя. Религия стояла на страже незыблемости социальной структуры. В формирующихся восточных цивилизациях на второй план отходили первобытные верования и культы. На передний план в этих обществах вышли религиозные системы, центром которых стал культ могущественных богов. В то же время и в рамках этих систем сохранялись, хотя и в трансформированном виде, черты ранних религиозных представлений (анимизм, магия и пр.). Важнейшей чертой религиозных систем Древнего Востока был политеизм – многобожие. Каждая религиозная система вырабатывала более или менее стройную доктрину, которая была наглядно отражена в системе мифов, повествующих о славных деяниях и великих заслугах различных богов и героев, об их мудрости, сверхъестественных возможностях и т. д.
В обществах Древнего Востока постепенно исчезает первобытный синкретизм и меняется тип культуры. Материальная, духовная и художественная культуры начинают вести самостоятельное существование, иначе говоря, культура становится гораздо более специализированной. На смену присваивающим формам деятельности (охота, рыболовство, собирательство) пришел созидательный труд, связанный с обработкой земли и разнообразных материалов - глины, растительных волокон и шерсти, металлов. Впервые человек стал создавать «вторую природу»; он возводит ирригационные сооружения, храмы, дворцы, обжигает и расписывает посуду, изготавливает изящные украшения и т. д.
Развитие хозяйства на Древнем Востоке привело к возникновению письменности и науки. Письменность первоначально служила чисто хозяйственным нуждам, но со временем проникла в политико-административную деятельность. Расширение сферы применения письменности привело к образованию особого профессионального сословия - писцов и социального института по их подготовке - школы. Из среды писцов происходили первые литераторы. Благодаря работам, связанным с измерением полей, проведением каналов, подсчетом урожая, возникла математика - геометрия и арифметика. Практические потребности привели также к необходимости наблюдения за движением небесных светил и планет, составлению карт звездного неба, поиску способов лечения болезней и т. д. В древнейших культурах Востока были выработаны и накоплены большие запасы астрономического, математического, биологического и медицинского знания.
На основе дифференциации ремесла начинают складываться специализированные формы художественной деятельности. Так, на базе профессионального кузнечного ремесла сложилось ювелирное дело; на основе гончарного ремесленного производства - скульптурная пластика. Наряду с профессионализацией и дифференциацией форм деятельности людей в древневосточной культуре еще сохраняются элементы первобытного синкретизма. Например, обособление в самостоятельную форму деятельности научных знаний во многом было связано с хозяйственной практикой или нуждами религиозного культа. Другим примером элементов древнего синкретизма было сохранение в религиозных воззрениях народов Древнего Востока образов полузвериных существ как наследия древних тотемистических культов первобытных людей.
Первобытный синкретизм прослеживается и в некоторых особенностях художественного сознания. Прежде всего следует выделить неотделимость его от сознания религиозного и от сознания «производственного». Ни одно произведение искусства не создавалось в отрыве от его функциональной роли в религиозном культе или хозяйственной практике. Ни один памятник не был создан только для того, чтобы продемонстрировать мастерство скульптора, художника или чтобы служить средством его самовыражения. Эту особенность художественного сознания можно назвать «утилитарностью».
Другую черту древневосточной художественной культуры можно определить как «информационность». Действительно, в памятниках культуры прослеживается отчетливое преобладание информативного начала. Речь идет о присущей изобразительному искусству способности сохранять и сообщать определенные сведения, заложенные в процессе создания изображений. Преобладающее значение информативности в памятниках художественной культуры народов Древнего Востока неразрывно связано с их утилитарностью.
Еще одной важной особенностью древневосточного искусства является его «иерархичность», проявляющаяся в постоянном стремлении показать, какое место в обществе занимает тот или иной персонаж, какие функции он исполняет. Это достигалось двумя способами: через атрибутику и через масштаб. Каждый изображаемый имел определенные регалии: царь или фараон – символы власти, служители культа - жреческие знаки, воины – облачение и оружие, ремесленники - орудия своего труда. Кроме того, царь, верховный жрец, вельможа всегда изображались крупнее других персонажей, или им отводилось главное место в композиции.
Искусство Древнего Востока было тесно связано с ранними видами письменности. Ни одна из художественных культур иных эпох не знает подобной связи. Наиболее четко данная особенность прослеживается в искусстве Древнего Египта, где рядом с контурами иероглифических знаков часто встречаются изображения живого или предметного мира.
Характерной чертой искусства Древнего Востока является и его каноничность. Выработка канонов - обязательных норм построения изображения - объяснялась рядом причин. Относительная медленность художественного развития приводила к необходимости закреплять достижения в изображении человеческого тела и найденных композиционных приемов. Искусство оставалось связанным с законами ремесленного производства. Образцы, созданные мастерами, передавались для повторения ремесленникам, а древневосточные религии с их строгой обрядностью превращали раз выработанную иконографию божества или царя в канон, отступление от которого расценивалось как святотатство.
Однако, невзирая на каноничность древневосточной художественной культуры, нельзя не учитывать, что в ее рамках происходило поступательное движение художественного мышления и именно древневосточный тип привел на определенном этапе к появлению античного типа, заложившего фундамент, на котором возвышается здание современной мировой художественной культуры.
Одной из самобытных культур Востока была индийская. Ее вклад в общую культуру человечества поистине огромен. С очень раннего времени индийская цивилизация находилась в тесных культурных контактах со многими странами Востока, а также с античным миром. Достижения индийской культуры оказали значительное воздействие на культуру ряда стран, особенно на иранскую и арабскую культуры.
Археологические и литературные источники свидетельствуют, что культурная традиция Индии насчитывает около пяти тысячелетий. История индийской культуры начинается в III тысячелетии до н.э. В 20-х годах XX столетия в долине реки Инд были обнаружены следы древнейшей цивилизации - современницы Египта, Шумера, Вавилона. Основные центры этой цивилизации - города Мохенджо-Даро и Хараппа (названия современные), отсюда - название: Хараппская цивилизация. Эта древнейшая цивилизация имела письменность, которая представлена надписями на печатях. До настоящего времени письменность остается нерасшифрованной, что не дает возможности составить полного представления об этой цивилизации, событиях ее истории и культуре.
Данные археологических исследований показывают, что хараппская культура достигла высокого для того времени уровня. Города имели правильную геометрическую планировку, дома, построенные из обожженного кирпича, поднимались на высоту двух - трех этажей, была разработана система вентиляции и водоснабжения. Получили развитие различные виды ремесла, в том числе и ювелирное. Искусство представлено прекрасными памятниками скульптурной пластики, керамики.
Уникальная Хараппская цивилизация погибла в конце П тысячелетия до н.э. по каким-то неясным до сих пор причинам, ученые выдвигают ряд версий - иноземное вторжение, инфекционные болезни и др. Но древнейшая культура Хараппы и Мохеджо-Даро оказала определенное воздействие на позднейшую культуру Индии; ее черты, в частности, можно проследить в классическом индийском искусстве.
В XII - XI вв. до н.э. на территорию Индии вторгаются с севера индоиранские племена ариев. Этот период принято называть арийским или ведическим, так как история развития индийского общества находит свое отражение в Ведах - летописях, эпосе, гимнах и жреческих кодексах. Ведические тексты считались и считаются в Индии священными, их изустно передавали из поколения в поколение, бережно сохраняли.
Веды являются единственным источником сведений о ранней арийской истории и культуре. Из четырех сборников ведических гимнов (самый древний – Ригведа - датируется XI - Х вв. до н.э.) ученые черпают сведения о хозяйстве, управлении, семье, религии, искусстве и других сторонах жизни древних ариев.
Одной из характерных черт ведийской религии является политеизм - в эпоху Ригведы, например, насчитывали 33 божества. Почитались различные силы и явления природы (солнце, луна, небо, гром, ветер и т. д.). Если в раннем периоде не было строгой иерархии богов, храмов, священных изображений, наследственных жрецов, то в следующий за Ригведой период (поздневедический) происходит усложнение религиозных обрядов. На первое место среди божеств все явственнее выдвигается Брахман, формируется жреческое сословие, представители которого наблюдают над строгим исполнением обрядов и ритуалов.