Что значит "константин (в древнем риме)". Константин в древнем риме
Император Константин христианин или тайный язычник?
Император Константин Великий, известен в истории как первый римский император, принявший христианство. Однако легенды и археологические свидетельства говорят об обратном. Похоже, Константин скрывал свои религиозные убеждения и этот секрет был под замком многие века.
Константин построил много христианских церквей, включая собор Святого Петра в Риме, Святой Софии в Константинополе, собора в Иерусалиме, Бетлееме и много других.
Он стал императором в 306 году н.э. и правил 31 год.
Согласно легенде, перед битвой у моста Милван в 312 году он увидел огненный крест в небе с надписью «с ним покоришь».
Он понял это знамение как сигнал от Бога принять христианство. Он верил, что получит небывалую силу, божескую поддержку и величайшее в мире королевство, если последует этому знамению.
Его указом христианство стало официальной религией Рима в 324 году.
Вопрос, действительно ли он был истинным христианином или просто искал поддержки влиятельных отцов церкви для достижения своих политических целей?
Его ближайшими совет нивами были бишопы Хосиус, Лактантиус, Эусебус. Кроме этого он назначил на высокие посты много своих людей, принявших христианство. Эти так сказать христианские министры имели много привилегий. Кроме этого он назначил многие привилегии языческим священникам, принявшим христианство. Так они получали солидное денежное вознаграждение и были освобождены от налогов.
Бишопы и их паства были религиозной армией Константина. Но, кроме создания законов, строительства церквей и поддержки священников не заметно чтобы Константин был истинным христианином.
Он поддержал бишопов, выступавших против волшебства частных богослужений языческим богам. Следить за этими законами он поручил второстепенным священникам и сам не был заинтересован в их выполнении.
Он приказал разрушить многие языческие храмы, например, храм Афродиты в Ливане. В качестве предлога он использовал недовольство населения новой религией, а если такого не было, то храмы оставались нетронуты. Кроме этого, если бишоп чувствовал угрозу его деятельности от языческого храма, то храм разрушался под предлогом запрета жертвоприношений или еще чего.
Помимо политических мотивов поддержки растущего числа священников у него был и скрытый мотив, о котором знал бишоп Рима и поддерживал Константина в его тайне.
Секрет заключался в том, несмотря на принятия христианства, Константин по-прежнему поклонялся Богу Солнца и языческим символам.
Истоки его религиозных верований лежат в его детстве. Он вырос в свите императора Константина Хлоруса, который был сторонником неоплатонизма и последователем культа Непокоренного солнца.
Его мать, императрица Елена была христианкой и много путешествовала по Ближнему востоку, разыскивая артефакты, связанные с жизнью Христа.
Согласно ранним преданиям, она была первой, то опознал наиболее важные места, связанные с библией. Константина не интересовали религиозные увлечения матери, и он поклонялся Солнцу или Митраизму.
После принятия христианства Константин построил триумфальную арку в Риме и что интересно она была посвящена не символам христианства, а Непокоренному Солнцу. Во время своего правления он изменил много символов, связанных с язычеством, но не прекратил следовать старым традициям. Он много переименовал из них, но по-прежнему разрешал им поклоняться.
Так, в 321 году он законодательно закрепил празднование Дня солнца как выходного дня для всех.
В 330 году Константин построил колонну, которая является ключом для понимания его религиозных предпочтений. Это была колонна со статуей Бога солнца. Она была построена в центре форума, сейчас известно это место, как площадь Кимберлита в Стамбуле. Сейчас она высотой 35 метров, а в древние времена она была на 15 метров выше.
На вершине ее статуя императора Константина. Она украшена языческими и христианскими символами. Константин изображен как Аполлон с золотой короной, величайшим символом всех королей времен Александра Македонского.
Говорят, что в руках у него фрагмент истинного Креста, а в ногах корзина с фрагментами Креста, амфора, принадлежавшая Марине Магдалене, деревянная статуя Афины Пал лаской их Трои и другие вещи из библейских сказаний.
Византийский император Мануэль Камненос (1143-1180) посчитал этот монумент слишком языческим и приказал поместить на вершине Крест. Монумент много раз был поврежден, но сохранился до сих пор. Сама статуя Константина находится в музее.
Итак, кто Константин? Язычник, христианин или бог?
После смерти Константин стал языческим богом. Археологические свидетельства доказывают, что, как и прежние римские правители Константин считал себя сыном древних богов.
Трудно поверить, что его вера в Христа была такой же сильной как у его матери Елены. Он более похож на умного политика, чем на человека, хотевшего обратить мир в христианство.
Самые интересные статьи:
Похожее
ezoterik-page.com
Константин I Великий — Традиция
Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»
КОНСТАНТИН I ВЕЛИКИЙ (306 — 337), Флавий Валерий Константин (лат. Flavius Valerius Constantinus). Как император — Император Цезарь Гай (или Луций, или Марк) Флавий Валерий Константин Август (лат. Imperator Caesar Caius Flavius Valerius Constantinus Augustus).
КОНСТАНТИН I, Флавий Валерий Константин I Великий (27.02.272 (?)—22.05.337), римский император с 25.07.306 г., сын Констанция I Хлора и Елены, родился в Наиссе; при Диоклетиане и Галерии служил в армии; после смерти отца был провозглашен августом войсками в Эбуракуме (Йорк).
Константин успешно воевал против франков и алеманнов на Рейне, позднее с готами и сарматами на Дунае; в 310 г. лишил власти Максимиана и после смерти Галерия в 311 г. в союзе с Лицинием в 312 г. одержал победу над Максенцием в битве у Мильвиева моста возле Рима. Затем в 314 или 316 г. отвоевал у Лициния большую часть Балканского полуострова и стал после окончательной победы и казни последнего единым властителем империи. В отличие от Диоклетиановой тетрархии Константин вновь сконцентрировал всю полноту власти в руках своего семейства. Между 317 и 333 гг. его сыновья Константин II, Констанций и Констант были провозглашены цезарями и соправителями, а также назначены наследниками государственной власти.
Общие сведения[править]
В области внутренней политики правление Константина во многом являлось продолжением деятельности Диоклетиана, упрочением основанного домината как формы государственной власти и характеризовалось превращением империи в военно-бюрократическое государство, которое было разделено Константином на 4 префектуры — Восточную, Иллирик, Италию и Галлию, подразделявшиеся в свою очередь на 14 диоцезов (епархий) и 114 провинций. Первоначально резиденциями Константина являлись Трир, затем Сирмий и Сердика (София). В 326 г. Константин окончательно избрал столицей империи Византию, которую в 330 г. переименовал в Константинополь (град Константина). Константин окружил себя пышным императорским двором с созданным по образцу восточных государств церемониалом (ношение диадемы, земной поклон императору), учредил консисторий — тайный императорский совет — и осуществлял свою власть посредством строго организованного чиновничьего аппарата. Сенаторы, положение которых вновь было упрочено, всемерно привлекались к управлению государством. Начатое еще Галлиеном разграничение военного и гражданского управления получило при Константине окончательное оформление. Согласно проведенной реформе армии, войска были разделены на подвижные (comitatenses) и войска, постоянно дислоцирующиеся в приграничных районах (limitanei), преторианская гвардия была распущена, а префектура претория претерпела кардинальную реорганизацию; приток в армию выходцев из германских племен принял массовый характер. Усилилось профессиональное прикрепление сословий, в первую очередь колонов, к земле. Введение в обращение золотого солида стабилизировало денежную единицу.
Поворот Константина к христианству произошел, видимо, в период борьбы против Максенция. Миланским эдиктом 313 г. христианство признано равноправной религией. Тем самым была заложена основа его становления государственной религией. Вмешательство государства в церковные дела, в частности в церковные споры, ставшее со времен Константина обычным явлением, сделало церковь государственной и превратило ее в инструмент политической власти. В 325 г. Константин созвал в Никее 1-й экуменический собор (1-й Вселенский Собор), всемерно поощряя деятельность церкви в распространении христианства. В 321 г. Константин объявил воскресенье официальным “днем покоя”. Возведением Латеранской церкви Константин положил начало монументальной церковной архитектуры. В 313 г. им завершено строительство базилики Максенция. В 312—315 гг. в Риме была возведена триумфальная арка, украшенная многочисленными богатыми фигурными рельефами, заимствованными от более ранних построек и частично переработанными.
Император Константин Великий Фрагмент мозаики. Собор Святой Софии в Константинополе. Конец X века.
В последние годы жизненная энергия Константина заметно ослабла. Армия теряла боевую способность. На Востоке государства персы готовились отнять области, приобретеные Диоклетианом на берегах Тигра. Константин сам выступил во главе войска в поход, но, смертельно больной, остановился в Никомедии, где и скончался, незадолго до того приняв от Евсевия Кесарийского крещение. Прах его погребен в Апостольской церкви в Константинополе. Церковные историки нарекли Константина Великим и провозгласили его образцом христианского правителя. Русская православная и армянская церковь чтят память Константина как святого и равноапостольного 21 мая. Биография Константина изложена Евсевием Кесарийским.
Имел титулы:Цезарь — с 25 июля 306 г.,Август — с 31 марта (?) 307 г.,Величайший Август — после 29 октября 312 г.,Германский Величайший и Сарматский Величайший — не ранее 314 г.,Готский Величайший — с 314-315 гг.,Германский Величайший II, Мидийский Величайший, Британский Величайший, Арабский Величайший, Адиабенский Величайший и Персидский Величайший — с 315 г.,Армянский Величайший и Германский Величайший III — с 318 г.,Карпийский Величайший — с 318-319 гг.,Готский Величайший II — с 324 г.,Готский Величайший III — с 332 г.
Власть трибуна получал 34 раза (впервые 25 июля 306 г., в 307 г. дважды — 25 июля и 11 ноября, затем ежегодно 11 ноября; начиная с 317 г. — 1 марта, в 323 г. дважды — 1 марта и 8 ноября, затем ежегодно 8 ноября; в 333 и 334 гг. — 25 декабря; с 335 г. — 18 сентября).
Был консулом 307 или 309 г., 312, 313, 315, 319, 320, 326, 329 гг.
Из жития св. равноапостольного царя Константина[править]
К принятию христианства он (император Константин I) был расположен своей матерью. Отец его, хотя был язычником, но покровительствовал христианам, видя что христиане — верные слуги и честные граждане. При дворе Диоклетиана в то время, когда он еще не преследовал Церковь, были христиане на разных должностях, и Константин имел много случаев удостовериться в их честности и преданности долгу. Затем он видел ужасы гонения и необыкновенную твердость исповедников Христовых, и это также предрасположило его в их пользу. Впоследствии Константин сам признавался, что пребывание при дворе Диоклетиана много содействовало его обращению в христианство: «Я отчуждался от бывших доселе правителей, говорил он, потому что видел дикость их нравов».
По своему характеру деятельный, воинственный, всем доступный и щедрый, дальновидный и проницательный, Константин являет черты мирового гения, и не напрасно был избран Промыслом Божиим для совершения величайшего переворота в империи и во всем мире.
Святой равноапостольный царь Константин
Император Константин в свое царствование боролся в особенности с тремя врагами, и во время этой борьбы постепенно, но решительно склонился к принятию святой веры.
В 308 году он счастливо вышел из борьбы с императором Максимианом Геркулом и поспешил выразить свою благодарность божеству богатыми жертвами в храме Аполлона. В этом обнаружилась господствующая черта в характере Константина: хотя он оставался еще язычником, но был человеком набожным и причину своих успехов относил к помощи свыше.
В 312 году возникла новая война императора Константина с кесарем Максентием, сыном Максимиана. Во время этой войны незадолго до решительной битвы в полуденные часы, когда солнце уже начало склоняться к Западу, Константин собственными глазами увидел на небе светящийся крест с надписью: «Сим (этим) побеждай» (по-гречески НИКА). Ночью в сновидении Господь явился ему с тем же знамением креста и сказал, что этим знамением он победит врага. На следующий день по приказу Константина на всех знамениях его войска были сделаны изображения святого креста.
Одержав победу над Максентием, Константин торжественно вошел в Рим и здесь на площади велел поставить свою статую с крестом в правой руке и с надписью: «Этим спасательным знаменем я спас город от ига тирана». После этой победы император Константин вместе со своим зятем Ликинием издал в Милане первый манифест, дозволяющий всем без боязни принимать христианство. Вторым манифестом, подписанным им же в 313 г., предписывалось возвратить христианам места богослужебных собраний и все недвижимое имущество, отнятое во время гонений.
Между тем дружеские отношения императоров Константина и Ликиния мало-помалу расстраивались и перешли в открытую борьбу. Эта борьба должна была решить судьбу христианства в Римской империи, потому что Ликиний, подозревая восточных христиан в большей привязанности к Константину, стал сначала притеснять их, а потом перешел открытому гонению на них, а Константин явно покровительствовал христианам. Оба императора готовились к решительной борьбе, каждый сообразно со своей верой. Оракулы предвещали победу Ликинию, а христиане молились за Константина. Бог даровал победу Константину в битве при Адрианополе (322 г.). Ликиний лишился престола и жизни. Константин сделался единодержавным правителем империи, и христианство восторжествовало.
Император Константин всю свою жизнь посвятил благу Церкви и сделал столько добра ей, что заслужил наименование равно-апостольного. С его времени государственные учреждения, законы, военная служба стали ориентироваться на требования, которые заключаются в христианстве.
Можно указать, следующие меры и действия императора Константина в пользу христианства, кроме упомянутых эдиктов, — в порядке времени: он прекратил языческие игры (314 г.), освободил духовенство от гражданских повинностей и церковные земли от общих налогов (313-315 гг.), отменил казнь через распятие и издал строгий закон против иудеев, восстававших на Церковь (315 г.), дозволил освобождать рабов при церквах без особых формальностей, которые были очень затруднительны в гражданских судах (316 г.), запретил частным лицам приносить жертвы идолам и обращаться к гаданиям у себя на дому, оставив это правило только обществу (319 г.), повелел по всей империи праздновать воскресный день (321 г.), в ограждение христианских девственниц отменил бывшие у римлян законы против безбрачия; предоставил Церкви право получать имущества по завещаниям, допустил христиан к занятию высших государственных должностей, приказал строить христианские храмы и запретил вносить в них по обычаю языческих капищ, императорские статуи и изображения (325 г.).
Более всего император Константин встречал себе противодействия в Риме, где сильна была языческая партия. Это противодействие язычников обнаружилось в особенности во время празднования Константином 20-летия царствования и охладило его к прежней столице государства. Наконец он совершенно оставил Рим, основал новую христианскую столицу на берегах Босфора и пригласил христианских епископов торжественно освятить ее, назвав Константинополем. Вместо языческих капищ в этой новой столице империи стали воздвигать христианские храмы, и вместо статуй языческих богов — священные изображения.
Император Константин с живым вниманием относился к волнениям, которые возбуждали в Церкви раскол донатистов и особенно ересь Ария, и всячески старался примирить разделенных. Одна из величайших заслуг Константина — созыв I Вселенского собора в городе Никее в 325 г.
Всей душой преданный Церкви, Константин, однако, по обычаю того времени, до последних дней жизни отлагал принятие крещения. Когда же почувствовал приближение смерти, то с благоговением принял это великое таинство и мирно скончался во время молитвы 21 мая 337 г. История присвоила ему имя Великого. Церковь за великие заслуги именует его равноапостольным.
Архимандрит Рафаил (Карелин):
Равноапостольный царь Константин Великий обратился в христианство задолго до принятия крещения, и называл себя «епископом внешних дел Церкви». Вопрос о том, когда и от кого он крестился, остается дискуссионным. По всей вероятности, его крестил святой Сильвестр, папа Римский.
Пример скульптурного изображения - колоссальная статуя, вдвое больше нормальных размеров[править]
Статуя Константина I Мрамор. Вторая четв. IV в. Рим, Латеранский музей. Статуя найдена на Квиринале в Риме.
Превосходным образцом официального портрета времени Константина является колоссальная статуя, найденная на Квиринале в Риме и хранящаяся в Латеранском музее. Эта скульптура, вдвое больше нормальных размеров, изображает Константина в парадной позе полководца, в панцире с палудаментом, наброшенным на левое плечо, с дубовым венком — знаком военной доблести — на голове. Панцирные статуи римских императоров восходят к статуе Августа из Прима Порта. Но если там первый римский император был изображен в живом общении со своими солдатами, обращающимся к ним с речью, то здесь, при почти точном повторении позы Августа, Константин представлен торжественно-репрезентативно, как объект поклонения. Правой, поднятой вверх рукой он, очевидно, опирался на жезл или скипетр. Поза его, несмотря на неправильные, слишком укороченные пропорции, полна величия. Еще молодое лицо императора, исполненное большими нерасчлененными плоскостями, ясно и спокойно. Это не столько индивидуальный портрет конкретного человека, сколько величавое изображение императора как некоего символа верховной, божественной власти.
traditio.wiki
Константин (в Древнем Риме) - Большая советская энциклопедия
Констанций (Constantius). В Древнем Риме: К. I, К. Хлор, Флавий Валерий (Flavius Valerius Constantius Chlorus; прозвище Хлор - бледный) (264, Иллирия, - 306, Эборакум, Британия), император в 305-306…
Галерий, Гай Галерий Валерий Максимиан (Gaius Galerius Valerius Maximianus) (242-311), римский император с 293 (в 293-305 цезарь при Диоклетиане, в 305-311 август восточной половины империи). В 296-…
Константин (Constantinus). В Древнем Риме:
К. I, или К. Великий, Флавий Валерий (Flavius Valerius Constantinus Magnus) (около 285, Наиссус,— 337, Анкирон), император в 306—337. Сын Констанция Хлора. После смерти отца был провозглашен августом (306) британскими легионами, правил в Галлии. В 311 (после смерти цезаря Галерия) началась борьба 4 августов (Лициния, Максенция, Максимиана Дайи и К.) за власть. В 312 К. разбил у Мульвийского моста (в Риме) Максенция; в 313 погиб Максимиан Дайя, потерпев поражение от Лициния; заключённый в 313 в Медиолане союз между К. и Лицинием оказался непрочным; в 324 К. разбил Лициния. С 325 (после казни Лициния) К. правил единолично. Стремился стабилизировать общественный порядок, проводя последовательную централизацию государственного аппарата и подавляя сопротивление народных масс. В то же время использовалась в извращённом виде социальная программа, выдвинутая в 3 в. оппозиционными кругами (в т. ч. христианством). Объявляя императорскую власть защитницей всеобщего равенства, справедливости, свободы, в действительности К. своими законами отстаивал отжившие рабовладельческие порядки, прикрепил сословия к месту обитания или к роду занятий. Столица была перенесена в Константинополь (330), но город и его учреждения подражали старой столице — Риму. К. поддерживал христианскую церковь, пожаловал ей ряд привилегий, но сохранял и языческие культы, в том числе родовой культ Флавиев. Правительству К. удалось достигнуть некоторых успехов: улучшилось положение городов, была стабилизована монета, отражён натиск варваров (победа над готами в 332). Церковная традиция называет К. равноапостольным и связывает с ним коренной поворот от преследования христианства к покровительству новой религии, однако уже предшественники К. (Галерий, Максенций, Лициний) вступили на этот путь. К. принял христианство лишь перед смертью (в форме арианства). Ещё будучи язычником, К. активно вмешивался в дела христианской церкви, руководил богословскими диспутами, председательствовал на Никейском соборе 325, выступал на стороне христианской церкви в борьбе с донатистами.
Лит.: Vogt J., Constantin der Grosse and sein Jahrhundert. 2 Aufl., Münch., [1960]; Mac Mullen R., Constantine, L., 1970; Krawczuk A., Konstantyn Wielki, Warsz., 1970.
А. П. Каждан.
К. II Флавий Клавдий (Flavius Claudius Constantinus) (317, Арелат, — 340, Аквилея), император (август) в 337—340 (с 317 — цезарь). Сын К. I. С 326 правитель Галлии. После смерти отца (в 337) при разделе империи между тремя сыновьями К. II получил Галлию, Испанию и Британию. Недовольный разделом, начал борьбу против брата Константа, был убит в сражении.
allencyclopedia.ru
Что значит константин (в древнем риме)
Константин (Constantinus). В Древнем Риме:
К. I, или К. Великий, Флавий Валерий (Flavius Valerius Constantinus Magnus) (около 285, Наиссус,≈ 337, Анкирон), император в 306≈337. Сын Констанция Хлора. После смерти отца был провозглашен августом (306) британскими легионами, правил в Галлии. В 311 (после смерти цезаря Галерия ) началась борьба 4 августов (Лициния, Максенция, Максимиана Дайи и К.) за власть. В 312 К. разбил у Мульвийского моста (в Риме) Максенция; в 313 погиб Максимиан Дайя, потерпев поражение от Лициния; заключённый в 313 в Медиолане союз между К. и Лицинием оказался непрочным; в 324 К. разбил Лициния. С 325 (после казни Лициния) К. правил единолично. Стремился стабилизировать общественный порядок, проводя последовательную централизацию государственного аппарата и подавляя сопротивление народных масс. В то же время использовалась в извращённом виде социальная программа, выдвинутая в 3 в. оппозиционными кругами (в т. ч. христианством). Объявляя императорскую власть защитницей всеобщего равенства, справедливости, свободы, в действительности К. своими законами отстаивал отжившие рабовладельческие порядки, прикрепил сословия к месту обитания или к роду занятий. Столица была перенесена в Константинополь (330), но город и его учреждения подражали старой столице ≈ Риму. К. поддерживал христианскую церковь, пожаловал ей ряд привилегий, но сохранял и языческие культы, в том числе родовой культ Флавиев. Правительству К. удалось достигнуть некоторых успехов: улучшилось положение городов, была стабилизована монета, отражён натиск варваров (победа над готами в 332). Церковная традиция называет К. равноапостольным и связывает с ним коренной поворот от преследования христианства к покровительству новой религии, однако уже предшественники К. (Галерий, Максенций, Лициний) вступили на этот путь. К. принял христианство лишь перед смертью (в форме арианства). Ещё будучи язычником, К. активно вмешивался в дела христианской церкви, руководил богословскими диспутами, председательствовал на Никейском соборе 325, выступал на стороне христианской церкви в борьбе с донатистами.
Лит.: Vogt J., Constantin der Grosse and sein Jahrhundert. 2 Aufl., Münch., [1960]; Mac Mullen R., Constantine, L., 1970; Krawczuk A., Konstantyn Wielki, Warsz., 1970.
А. П. Каждан.
К. II Флавий Клавдий (Flavius Claudius Constantinus) (317, Арелат, ≈ 340, Аквилея), император (август) в 337≈340 (с 317 ≈ цезарь). Сын К. I. С 326 правитель Галлии. После смерти отца (в 337) при разделе империи между тремя сыновьями К. II получил Галлию, Испанию и Британию. Недовольный разделом, начал борьбу против брата Константа, был убит в сражении.
xn--b1algemdcsb.xn--p1ai
Константин Великий (306 - 337 гг. правление)
К 285 году когда император Диоклетиан утвердил новую систему управления империей. Римская империя трещала по швам. В провинциях постоянно вспыхивали восстания и армии все труднее было их подавлять.
Богатые государства, которые можно было завоевывать, в ближайшем окружении Рима кончились, а экономика не в силах была прокормить армию. Разогнать армию не представлялось возможным поскольку на границах империи происходили стычки с варварскими племенами. Сама же экономика стала давать сбои, поскольку империя была уже не в силах наводить порядок на всей своей территории.
В это время самой империи новую силу набирало христианство. Настало время реформ.
В 293 г. Диоклетиан организовал тетрархию («четверовластие»). Двое более молодых соправителей, Констанций Хлор и Галерий, получили титулы цезарей, и империя неофициально разделилась на четыре части.Диоклетиан оставался главным августом и руководил восточными провинциями, Галерий получил в управление область Дуная, Максимиан – Италию и Африку, а Констанцию достались прочие западные провинции. Такая система не только упрощала управление и оборону, но и должна была решить вопрос о престолонаследии, поскольку было решено, что двое цезарей займут место августов, когда последние откажутся от своей должности.
Сенат был низведен до городского совета. Таким образом была упразднена фикция двойной власти императора и сената. Император сделался абсолютным монархом, присвоив все атрибуты восточных деспотов.
В 305 году, спустя 20 лет после установления тетрархии, оба августа подали в отставку и Констанций I Хлор с Галерием стали полноправными правителями империи (первый на западе, а второй на востоке). Констанций вызвал к себе своего сына — Константина (285 -337 гг.) . Когда Констанций умер в 306 году войска провозглавили Константина Августом.
Начался период политического неустройства, когда на власть в Римской империи претендовали сразу шесть соискателей. В 307 Константин, закрепившийся в Галлии, женился на Фаусте, дочери Максимиана (соправителя Диоклетиана, откершигося от власти в пользу Констанция Хлора).
Однако в 310, в отсутствие Константина, Максимиан попытался устроить переворот, после чего тот принудил его покончить с собой. Тем временем Максенций (сын Максимиана) поднял восстание и захватил власть в Риме. Накануне битвы с Максенцием в 312 году Константину было ведение: согласно историку церкви Евсевию, Константин увидел в небе огненный крест, под которым была надпись по-гречески «Сим знаменем победишь».
На следующий день Константин одержал победу, Максенций погиб, и в качестве символа победы Константин поместил на своем императорском знамени означенную монограмму, означавшую имя Христа (буквы Х и Р).
В 313 Константин совместно с Лицинием (тогда император восточной римской империи) издали Миланский эдикт, предоставивший гражданам империи свободу вероисповедания. Лициний и Константин совместно управляли империей до 323 года. Тогда между ними вспыхнул конфликт в котором выиграл Константин. После капитуляции Лициния Константин становится единовласным правителем империи.
В 325 император созвал Никейский собор. На нем нужно было урегулировать разногласия относительно арианского учения и сформулировать христианское вероучение. Константин лично председательствовал на многих заседаниях.
В 330 император на месте древнего Византия основывает город Константинополь и перенес туда свою столицу. Рим больше не является резиденцией императора.
Константин умер в Ахироне, пригороде Никомедии, 21 мая 337, перед смертью он принял крещение. Константин заранее разделил Римскую империю между своими тремя сыновьями: Константин II (правил 337–340) получил Британию, Испанию и Галлию; Констанций II (правил 337–361) получил Египет и Азию; Констант (правил 337–350) получил Африку, Италию и Паннонию, а после смерти его брата Константина II в 340 к нему полностью отошел Запад. Иллирик, Армения и Понт достались двум племянникам Константина, Делмацию и Ганнибалиану. Нельзя сказать, чтобы такое разделение было дальновидным: сразу после смерти Константина почти все его родственники были истреблены армией, которая желала оградить престол от новых претендентов. Столкновения между наследниками продолжались и дальше, до тех пор пока (в 350) не остался один император, Констанций II.
Valerius Constantinus Magnus) (около 285, Наиссус,— 337, Анкирон), император в 306—337. Сын Констанция Хлора. После смерти отца был провозглашен августом (306) британскими легионами, правил в Галлии. В 311 (после смерти цезаря Галерия) началась борьба 4 августов (Лициния, Максенция, Максимиана Дайи и Константин (в Древнем Риме)) за власть. В 312 Константин (в Древнем Риме) разбил у Мульвийского моста (в Риме) Максенция; в 313 погиб Максимиан Дайя, потерпев поражение от Лициния; заключённый в 313 в Медиолане союз между Константин (в Древнем Риме) и Лицинием оказался непрочным; в 324 Константин (в Древнем Риме) разбил Лициния. С 325 (после казни Лициния) Константин (в Древнем Риме) правил единолично. Стремился стабилизировать общественный порядок, проводя последовательную централизацию государственного аппарата и подавляя сопротивление народных масс. В то же время использовалась в извращённом виде социальная программа, выдвинутая в 3 в. оппозиционными кругами (в т. ч. христианством). Объявляя императорскую власть защитницей всеобщего равенства, справедливости, свободы, в действительности Константин (в Древнем Риме) своими законами отстаивал отжившие рабовладельческие порядки, прикрепил сословия к месту обитания или к роду занятий. Столица была перенесена в Константинополь (330), но город и его учреждения подражали старой столице — Риму. Константин (в Древнем Риме) поддерживал христианскую церковь, пожаловал ей ряд привилегий, но сохранял и языческие культы, в том числе родовой культ Флавиев. Правительству Константин (в Древнем Риме) удалось достигнуть некоторых успехов: улучшилось положение городов, была стабилизована монета, отражён натиск варваров (победа над готами в 332). Церковная традиция называет Константин (в Древнем Риме) равноапостольным и связывает с ним коренной поворот от преследования христианства к покровительству новой религии, однако уже предшественники Константин (в Древнем Риме) (Галерий, Максенций, Лициний) вступили на этот путь. Константин (в Древнем Риме) принял христианство лишь перед смертью (в форме арианства). Ещё будучи язычником, Константин (в Древнем Риме) активно вмешивался в дела христианской церкви, руководил богословскими диспутами, председательствовал на Никейском соборе 325, выступал на стороне христианской церкви в борьбе с донатистами.
Лит.: Vogt J., Constantin der Grosse and sein Jahrhundert. 2 Aufl., Münch., [1960]; Mac Mullen R., Constantine, L., 1970; Krawczuk A., Konstantyn Wielki, Warsz., 1970.
А. П. Каждан.
Константин (в Древнем Риме) II Флавий Клавдий (Flavius Claudius Constantinus) (317, Арелат, — 340, Аквилея), император (август) в 337—340 (с 317 — цезарь). Сын Константин (в Древнем Риме) I. С 326 правитель Галлии. После смерти отца (в 337) при разделе империи между тремя сыновьями Константин (в Древнем Риме) II получил Галлию, Испанию и Британию. Недовольный разделом, начал борьбу против брата Константа, был убит в сражении.
Статья про слово "Константин (в Древнем Риме)" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 1686 раз
Интересное
bse.sci-lib.com
Константин (в древнем риме) | Small encyvlopedia
Константин (Constantinus). В римской Империи:
К. I, либо К. Великий, Флавий Валерий (Flavius Valerius Constantinus Magnus) (около 285, Наиссус,— 337, Анкирон), император в 306—337. Сын Констанция Хлора. По окончании смерти отца был провозглашен августом (306) английскими легионами, правил в Галлии. В 311 (по окончании смерти цезаря Галерия) началась борьба 4 августов (Лициния, Максенция, Максимиана Дайи и К.) за власть.
В 312 К. разбил у Мульвийского моста (в Риме) Максенция; в 313 погиб Максимиан Дайя, потерпев поражение от Лициния; заключённый в 313 в Медиолане альянс между К. и Лицинием был непрочным; в 324 К. разбил Лициния. С 325 (по окончании казни Лициния) К. правил единолично. Стремился стабилизировать порядок, проводя последовательную централизацию национального аппарата и подавляя сопротивление народа.
Одновременно с этим употреблялась в извращённом виде социальная программа, выдвинутая в 3 в. оппозиционными кругами (в т. ч. христианством). Объявляя императорскую власть защитницей общего равенства, справедливости, свободы, в конечном итоге К. собственными законами отстаивал отжившие рабовладельческие порядки, прикрепил сословия к месту обитания либо к роду занятий. Столица была перенесена в Константинополь (330), но его учреждения и город подражали ветхой столице — Риму.
К. поддерживал христианскую церковь, пожаловал ей последовательность привилегий, но сохранял и языческие культы, а также родовой культ Флавиев. Правительству К. удалось достигнуть некоторых удач: улучшилось положение городов, была стабилизована монета, отражён натиск дикарей (победа над готами в 332).
Церковная традиция именует К. равноапостольным и связывает с ним коренной поворот от преследования христианства к покровительству новой религии, но уже предшественники К. (Галерий, Максенций, Лициний) вступили на данный путь. К. принял христианство только перед смертью (в форме арианства). Ещё будучи язычником, К. деятельно вмешивался в дела христианской церкви, руководил богословскими спорами, председательствовал на Никейском соборе 325, выступал на стороне христианской церкви в борьбе с донатистами.
Лит.: Vogt J., Constantin der Grosse and sein Jahrhundert. 2 Aufl., Munch., [1960]; Mac Mullen R., Constantine, L., 1970; Krawczuk A., Konstantyn Wielki, Warsz., 1970.
А. П. Каждан.
К. II Флавий Клавдий (Flavius Claudius Constantinus) (317, Арелат, — 340, Аквилея), император (август) в 337—340 (с 317 — цезарь). Сын К. I. С 326 правитель Галлии. По окончании смерти отца (в 337) при разделе империи между тремя сыновьями К. II взял Галлию, Британию и Испанию.
Обиженный разделом, начал борьбу против брата Константа, был убит в бою.
Две случайные статьи:
Смерть отца Кесем / великолепный век кесем
Похожие статьи, которые вам понравятся:
Македония древняя
Македония Старая (греч. Makedonia, лат. Macedonia), государство 5—2 столетий до н. э. на Балканах. По поводу происхождения населявших территорию М….
Константин (в византии)
Константин (Konstantinos). В Византии. Самый велики: К. IV, в некоторых источниках с прозвищем Погонат (Pogonatos — бородатый) (сер. 7 в. — сент. 685),…
Калиновский константин семенович
Калиновский Константин Семенович (Кастусь) [21.1 (2.2).1838, Мостовляны Гродненского уезда, — 10 (22).3.1864, Вильнюс], революционный демократ, один из…
Доброджану-геря константин
Доброджану-Геря (Dobrogeanu-Gherea) Константин (настоящие фамилия и имя — Соломон Кац) (21.5.1855, с. Славянка Харьковской губернии, — 7.5.1920,…