Конспект: Культура Руси и древнего мира. Конспект культура древнего мира
Культура Древнего мира
РЕФЕРАТ
Тема:
Культура Древнего
мира
Содержание
1. Первобытная культура
2. Культура Древнего Египта
3. Культура древней Индии
4. Культура древнего Китая
5. Список использованной литературы и источников
1. Первобытная культура
"Возраст" человечества, по
данным современной науки, равняется примерно одному миллиону лет. Но при этом
история культуры никак не совпадает с этим гигантским сроком; прошло 9/10этого
времени, то есть свыше 900000 лет, прежде чем человек природный, естественный
(можно сказать, младенческий) вырос до состояния первоначальной культуры, а из
этих оставшихся ста тысяч лет только самые последние 6 тысяч приходятся уже на
сохранившуюся в письменных источниках историю цивилизации как таковой,
перешедшей в третье тысячелетие так называемой новой эры.
Исходя из определения культуры как
совокупности материальных и духовных ценностей, выработанных в процессе исторического
развития человечества, целесообразно её рассмотрение начать с материальной
сферы.
Каменный век – древнейший период в
развитии человечества, когда орудия и оружие изготавливались из камня, дерева и
кости. Приблизительно хронологические границы каменного века – свыше 2 млн. – 6
тыс. до н. э.; средний (мезолит) – 12-8 тыс. до н. э. и новый (неолит) – 8-IV
тыс. до н. э. Люди занимались собирательством, охотой, рыболовством.
Общественные отношения – "первобытное человеческое стадо", затем
родовой первобытнообщинный строй.
Мезолит – средний каменный век,
переход от к древнего к новому, каменному, веку (X-V тыс. до н. э.)
. В этот
период появились лук и стрелы, приручена собака. Мезолит иногда называли
протонеолитом (гр. protos – первый и неолит) или эпипалеолитом (гр. epi – после
и палеолит).
Медный век – переходный период от
каменного к бронзовому веку (IV-III тыс. до н. э.; иначе называется халколитом
(гр. chalkos – медь и litos – камень) или энеолитом (лат. aeneus – медный и гр.
litos – камень). Наряду с каменными, деревянными и костяными орудиями
появляются медные орудия и изделия, как результат зарождающейся металлургии;
вместе с охотой и скоᴛᴏʙодством расширяется мотыженное земледелие и, что
особенно важно с точки зрения семиотической теории культуры, развиваются
элементы пиктографии – рисуночного письма, облегчающего духовную
преемственность между поколениями. К медному века относится и такое величайшее
для судеб цивилизации завоевание, как изобретение колеса.
Бронзовый век – исторический период в
развитии человечества, характеризующийся открытием и распростᴘẚʜᴇнием бронзовых
орудий и изделий. Датировка колеблется в зависимости от территории
. В районе
Средиземноморья ранний бронзовый век – 2500 – 2000 гг. до н. э. Это время
пирамид, период Древнего царства Египта, поздний – Гомеровская Троя. Средний и
поздний бронзовый век – хронологические границы библейской истории, время
патриархов Ветхого Завета – от Авраама до Моисея.
Культура бронзового века охватывает
по времени IV – начало
I тыс. до н. э. Характеризуется
распростᴘẚʜᴇнием металлургии бронзы, изгоᴛᴏʙлением из нее орудий труда и
оружия; появлением кочевого скоᴛᴏʙодства и поливного земледелия, письменности.
Истории известны рабовладельческие цивилизации, относящиеся к этому периоду на
Ближнем Востоке, в Китае, Южной Америке и др.
Железный век – эпоха в первобытной и
раннеклассовой истории человечества, характеризующаяся распростᴘẚʜᴇнием
металлургии железа и изгоᴛᴏʙлением железных орудий. Представление о трех веках
– каменном, бронзовом и железном – возникло еще в античном мире (Тит Лукреций
Кар). Термин "железный век" был введен в науку ок. сер. XIX в.
датским археологом К. Томсеном. Период первоначального распростᴘẚʜᴇния железной
индустрии пережил все страны в разное время. Железный век сравнительно с
предыдущими археологическими эпохами (каменным и бронзовым веками) очень
короток. Его хронологические границы: от IX – VII вв. до н. э. и до I в. до н. э.
(время появления письменных источников, содержащих сведения о
западноевропейских племенах)… Применение железа дало мощный стимул развитию
производства и тем самым ускорило общественное развитие.
Духовная сфера культуры формировалась
на базе религиозно-мифологических представлений. Миф является исторически
первой формой культуры, компенсируя недостаточность практического овладения
природой через смысловое породнение с нею. Мифологические представления
переплетаются с магическим отношением к окружающему миру, предполагающим
способность воздействия на предметы и людей через символические поступки или
словесные заговоры
. В первобытной культуре миф выполняет важнейшую функцию: он
выражает и обобщает верования, обосновывает ᴄᴫᴏжившиеся моральные нормы,
доказывает целесообразность обрядов и кульᴛᴏʙ, содержит практические правила
человеческого поведения. Мифология представляет собой как бы философию истории
первобытного общества, мировоззрение которого носило по факту
мифологический характер.
Но в духовно-концептуальной и
познавательной сферах жизни этого общества не меньшую роль играли два других
пласта его культуры: тотемизм и магия. Предпосылка тотемизма – это миф,
утверждающий возможность "обращения", т.е. превращения человека в
животное, миф, основанный на одном из древнейших убеждений, что нет
принципиальной разницы между человеком и животным. Тотемизм сохранил свои
позиции в современной культуре (геральдика, быᴛᴏʙая символика, запреты на
употребление в пищу мяса некоторых животных – коров в Индии, собак и лошадей у
аравийских народов).
Универсальной формой религиозных
верований в культуре древнего мира является анимизм – вера в существование души
и духов как причины явлений природы. Это понятие в культурологию впервые ввел
Э. Тайлор. Анимистическое мировоззрение было своеобразной попыткой понять и
объяснить то, что обычно называется причинно-следственной обусловленностью.
Вера в способность "вселения" разного рода духовных существ в самые
неожиданные вещи привела к тому, что магические предметы стали рассматриваться
как одушевленные, как фетиши. Фетишизм и есть поклонение духовным силам,
воплощенным в вещах или связанным с ними, действующим через их пространство.
В первобытном обществе зародились и
основы искусства (ритуальный танец, мелкая пластика, древнейшие формы
мифологического творчества, наскальные изображения). Первобытный человек был в
такой же мере художником, творцом, как и охотником, воином и т.п. Искусство
сопровождало его всегда – от рождения до смерти, было одним из естественных
проявлений собственной человеческой сущности.
2. Культура Древнего Египта
Египет - одно из древнейших
государств мира, а его искусство – один из самых ранних вкладов в историю
культуры стран Древнего Востока. Вознесение египетской державы было
предопределено тем, что на её территории имелись все необходимые ископаемые для
хозяйственной деятельности, и она занимала выгодное географическое положение.
Первые государства в долине Нила возникли шесть тысяч лет тому назад, в конце
4-начале 3 тыс. до н. э.. Они были объединены в централизованную деспотию. К
этому времени относятся величайшие произведения древнеегипетского
изобразительного искусства, архитектуры, письменности и др. Египетские
пирамиды, храмы с рельефами и росписями, скульптурные портреты, развития
мифология – все это свидетельствовало о большой художественной одаренности
одного из древнейших народов мира
. В искусстве Египта нашла отражение его
величественная природа. Дыхание ветров пустыни, пепельный цвет песчаных равнин,
обилие в недрах гор различных пород камня, заросли папируса в дельте Нила,
цветы священного лотоса и др. – во многом определили суровую красоту
египетского искусства. На протяжении веков в нем вытрудился ись совершенные
способы изображения и выразительные средства, при помощи которых был воссоздан
ᴄᴫᴏжный и величавый образ человека, отражено богатство мифологических
представлений.
История культуры Древнего Египта
делится на следующие этапы: додинастический период (V-IV тыс. до н. э.), Раннее
царство (ок. 3000 – 2000 г.г. до н. э.), Древнее царство (XXVIII – XXIII вв. до
н. э.), Среднее царство (XXI – XVIII вв. до н. э.), Новое царство (XVI – XI вв.
до н. э.), Поздний период (XI – IV вв. до н. э.).
Сакральный характер древнеегипетской
культуры проявляется в её глубокой символичности. Главные символы: сфинкс,
фараон, боги Ра и Осирис, пирамида.
Сфинкс как олицетворение тайной
мудрости – универсальный символ цивилизации Древнего Египта, имеющий облик
фантастического существа с человеческим лицом и телом льва. Он раскрывает
загадку сущности человека, которая мыслилась египтянами как сочетание духовного
и природного естества, мыслительной и физической силы. Выступая в качестве
посредника между царством живых (бога Ра) и царством мертвых (бога Осириса),
сфинкс словно говорит: человеческая жизнь – это кратковременный промежуток
между двумя несоразмерными пространствами – прошедшего и будущего. Самый большой
сфинкс выполнен в первой половине 1 тыс. до н. э., он до сих пор стережет
пирамиду Хефрена. Сфинкс высечен из цельной скалы: его голова в 30 раз больше
человеческой, а длина тела 57 м.
Сфинкс выступает олицетворением
фараона, имеющего двойную природу: божественную и человеческую
. В Древнем
Египте фараон считался ᴨᴏᴛомком и наместником богов, призванным устанавливать
божественный порядок и вершить справедливость (маат) на земле. Человек не
вправе нарушать установленные богами и фараонами законы, а должен повиноваться
им.
Священный атрибут богов, знак их
мудрости и власти, - анкх, или египетский крест с петлей, "ключ Нила".
Он символизирует жизнь как точку сообщения между мирами – божественным и
земным, духовным и материальным. Анкх выражает фундаментальную для
древнеегипетской культуры идею бессмертия человеческого существования. Смерть
рассматривалась как переход к иной, лучшей жизни.
Египтяне полагали, что вечной, но
хрупкой душе удобнее всего вернуться в свое прежнее и отныне тоже вечное тело
внутри мощной и защищенной от света и посторонних взглядов усыпальницы –
пирамиды. Пирамиды строились для фараонов и знати, хотя по вероучению
египетских жрецов всякий человек, а не только царь или вельможа обладал вечной
жизненной силой – "ка", т. е. бессмертием, при условии, что будет
полностью соблюден ритуал погребения. Забота о сохᴘẚʜᴇнии тела умершего привела
к возникновению искусства изгоᴛᴏʙления мумий и бальзамирования.
Идея бессмертия, неуничтожимости
человеческой сущности нашла наглядное воплощение в произведениях архитектуры
(пирамиды фараонов Хеопса, Хефрена, Микерина), в скульптуре (статуи царевича
Рахотепа и его супруги Нофрет), в живописи (росписи гробниц в Саккаре, в
Луксоре) и в литературе ("Тексты пирамид"). Изобразительное и
монументальное искусство несет на себе печать египетской культуры в целом.
Важнейшая составная часть культуры
Древнего Египта – рисуночное символическое письмо (иероглифы). Характерно, что
в дальнейшем оно превратилось в слоговое. Тайна древнеегипетских иеро
bigreferat.ru
Конспект - Культура Руси и древнего мира
ГРЕЦИЯ Крито-микенский период Вся жизнь — вокруг дворцов (сохранился дворец Миноса — лабиринт+минотавр). Дворцы оч. Пышные. Внутри — настенная живопись (“игры с быками” — культ бога-быка). Теократия. Дворец — религиозный, административный и хозяйственный центр. Много бронзовых изделий, фресок, оружия и много цветной керамики. Извержение вулкана и набеги ахейцев с материка загубили критскую культуру. Микенская к-ра была под влиянием критской цивилизации. Памятники — шахтные гробницы в Микенах. Вместе с костями там было много всего (украшения, оружие). Центры — также дворцы, но они не изящны (как на крите), а укреплены. Думали, что их построили циклопы. В дворцовых фресках преобладают сцены войны и охоты. Позже стали хоронить не в шахтах, а в толосах (купольных гробницах). В рез-те военных походов ахейцы заимели письменность (лин. Слог. Письмо А и Б). С началом железного века и приходом варваров-дорийцев крито-микенская цивилизация погибла. ГРЕЦИЯ Гомеровский период Этот преиод — преиод кпадка и застоя культуры. Памятники — Илиада и Одиссея — произведения Гомера о троянской войне. Не соответствовали истине (в то время как греческие правители жили в прекрасных дворцах, Гомер писал, о деревянных домах, огороженных частоколом). Стройматериалы — дерево и необожженный кирпич. Скульпттура — деревянная. Вазы с геометрическим орнаментом. Были терракотовые(?) и бронзовые статуетки. Письменности нет. ГРЕЦИЯ Архаический период Великая колонизация (освоение побережий Черного, средиземного и мраморного морей). Греция вышла из состояния изоляции и стала активно заимствовать достижения ку-р других народов (чеканка монет, алфавит, научные знания). Разложение род. Общины и становление полиса Крупные полисы — Афины, Спарта, Коринф, Фивы. Греция раздробена, но появляются мысли о единстве (эллины — все греки в целом). В религии политеизм. Боги- Зевс(гром), Гера(небо), Посейдон(море), Аид(подземлей), Аполлон(поэзия), Афродита(красота), Гефест(огонь), Арес(война), Афина(мудрость),. Боги — Олимпийские. Боги были как люди, но бессмертны и красивы. В лит-ре были мифы о богах и мифы о героях. Олимпийские игры. Натурфилософия (природа, изучали ее закономерности, Фалес, Анаксемен, Анаксемандр). Героклит — философ (жизнь-движение, все изменяется). В литературе был Гесиод, он написал “Теогонию” и “труды и дни”. Лит-ра переходит от эпоса к лирике. Появление театра и выделение в нем актера. Скульптура 2-х типов — курос (голый юноша) и кора (одетая женщина).В архитектуре 2 ордена — дорический и ионический. Синтез скульптуры и архитектуры. Вазы — коринфские и аттические. В этот период была заложена основа для расцвета в классический период. ГРЕЦИЯ Классический период Победа греков в войне с персами. Подьем и расцвет экономики и к-ры. Демокрит ввел понятие атома (как единой неделимой частицы), Софисты (школа философов) могли доказать что угодно, Сократ (известнейший философ-софист) верил в существолвание абсолютных истин, которыми владеет Бог. Литература — основные жанры — трагедия и комедия. Трагедии писал Эсхил (“Прометей прикованный”, “Ористея”), Софокл писал тоже трагедии. Эти авторы в своих произведениях подчеркивали неотвратимость судьбы и бессилие человека. Еврипид писал драмы (Медея, Федра — идея — борьбав рассудка и страстей), комедии писал Аристофан (“Мир”, “Всадники”) — политическая острота и злободневность. История развивается. Геродот написал “Историю” — про греко-персидские войны. Фукидид написал историю пелопонесской войны. Искусство — человека изображали мощного, полного сил. Скульптуры монументальны и пропорциональны, гармоничны. (Фидий, Мирон, Поликлет). Живописцы — Полигнот и Аполлодор. Отерыли игру света и тени, перспективу. Очень красива вазовая роспись. Архитектура — окончательно оформились дорические и ионические ордеры, еще появился коринфский ордер (листики, завитки). Храм — основной тип общественного здания (строились в честь всех богов, кроме Ареса). Сооружение на акрополе строилось под наблюдением Фидия. Это — вершина греческой архитектуры. Оно включает Пропилеи (ворота), храм Ники, Парфенон. Есть тенденция к разработке общегреческого архитектурного стиля. ГРЕЦИЯ Период эллинизма Походы А.Македонского — создана огромная держава. Литература — Создается ряд библиотек (в Александрии и Пергаме). Развивается филология — грамматика и критика текста. На 1-й план выфступает изысканность слога — Аполлоний Радосский описал поход аргонавтов за золотым руном. В поэзии жонр — идиллия (жизнь больших городов, писал Феокрит). Комедии становятся реалистическими и бытовыми (Менандр). Мимы — короткие сценки из бытовой жизни (писал Герод). Науки — Равзрыв между наукой и техникой изчезает. Архимед изобрел винт, число “Пи”, и др. Математику. Евклид, Эратосфен, Герон — тоже хорошие ученые. Развитие медицины — изучали мозг и сердце, нервную систему. Мусейдон — дом для ученых с кабинетами и библ-ми. Исторя превращается в беллитристику. Философия — эклетизм (синтез элементов из разных школ) и этическая направленность (мораль на 1-м месте). Школы — эпикурейсая (цель чел. — блаженство и покой), стоцизм (Зенона) — надо слушаться не желаний, а разум. Религия — Религиозный уклон в философии — культ монархов (обожествление царей). Культ судьбы (судьба — это случай, удача). Синкретизм (синтез разных религий). Образование — чтение, письмо = матем., астрорномия = философия и риторика. Архитектура — города укрепленные и правильные. Палестры (спорт), гимнасии (школы). Скульптура динамична, выразительна (Венера милосская, Ника самофракийская, Лаокон, Колосс радосский). РИМ Этрусский период Этрусски — древнейшая цивилизация на Апеннинском п-ве. Они создавали города-государства. Города каменные с четко прямыми улицами, были здания с купольным сводом. Керамика очень развита — обоженные дочерна и покрытые лаком сосуды были похожи на металлические. В ИЗО — реализм — наиболее существенно передавались черты человека. Особенно заметен реализм в скульптурных портретах. Письменность этруссков не расшифрована до сих пор. Религия — гадания по кишкам животных, полету птиц, толкование знамений и явлений природы. Боги греческие, но были еще и демоны (добрые и злые). Большее влияние на этруссков оказали греки при великой колонизации. Этрусски подражали грекам в строительстве храмов, в ремеслах, в эпосах и мифологии. В свою очередь этрусски влияли на римлян. РИМ Царский период 753г. — основание Рима. К концу этого периода истории Рим сложился как город-государство греческого типа. В Риме правило 7 царей. Город был обнесен каменной стеной, построен водопровод, канализация и цирк для гладиаторов. От этруссков римляне унаследовали ремесла, письменность, римские цифры, гадания по животным, одежду (тоги), архитектуру. Религия — антимистическая (много духов, тотемизм — капитолийская волчица). Но под влиянием этруссков римляне перешли к антропоморфизму (боги похожи на людей). Первый римский храм — храм Юпитера был построен этруссками. РИМ Период республики (ранняя республика) 510 г. — народ восстал против этрусского господства и Рим стал республикой. В римском обществе начинает распространяться греческий язык, греческие обычаи, замена этрусского алфавита греческим, вводится медная монета, как у греков. Возникновение ораторского искусства (это было нужно сенаторам), возник театр с профессиональными актерами. Рим часто вел войны за господство в, Средиземноморье и в конце-концов разрушил Карфаген. Сильные внутриполитические распри приводят к падению республики и установлению военных диктатур, которые сменяются принципатом (диктатурой под республиканской оболочкой). РИМ период принципата (поздняя республика) Эклектизм (синтез элементов разных культур). Религия — под влиянием греков. Юпитер-Зевс, Нептун-Посейдон, Плутон-аид, Марс-Арес, Юнона-Гера, Минерва-Афина, Венера-Афродита, Вулкан-Гефест, Меркурий-Гермес, Диана-Артемида. В римский пантеон принимались иностранные боги, т.к. это усиливало мощь римлян. Литература — под влиянием греков. Поэт — Андроник переводил на латынь греческие про-ия (Одиссею). Плавт — писал комедии., но про греков. Римская трагедия подражательна (грекам). Поэт Лукреций (“О природе вещей”), Катулл писал лирические стихи. История — служила целям пропаганды, оправдания политики Рима. Саллюстрий и Г.Ю. Цезарь — историки. Архитектура — подчеркивала силу, мощь, величие, монументальность, пышность, строгая симметрия, создание не столько храмов, сколько практических сооружений. Применялись арки, своды и купола. Строймат. — бетон. Новые типы зданий — Базилики (торговля), амфитеатры (цирки), термы (бани), Войны Рима сопровождались грабежом городов — из Греции привезли множество предметов искусства (статуи), Скульптура — множество статуй награбили в Греции, были свои портретные статуи, тогатус (ораторы), бюсты (реалистичны и правдивы). Науки — написано множество трактатов по прикладным наукам (астрономии, архитектуре). Руководства по риторике и ораторству, развивается юриспруденция, много всякой юридической лит-ры. РИМ Период империи Римское гос-во превращается в огромную империю. Философия — стоцизм (знать, Сенека, Марк Аврелий) и эпикурейство. Бедняки почитали бродячих философов — киников. Религия — культ императоров и богини Ромы. Популярны культы богов-спасителей. Наука — Рим, Александрия, Афины — центры науки. Большее значение географии (Страбон, Птоломей), Энциклопедию (“Естественная история”) написал Плиний младший. Успехи в медицине — Гален изучал мозг, были созданы мед. Школы. В астрономии регресс (по системе Птоломея Земля явл. Центром солнечной системы). Литература — Апулей (“Метаморфозы”), Пл.Младший, Ювенал (сатира), Овидий. Известен поэт Гораций (прославлял чуство такта, меры и достоинства в человеке). История — прославляет империю. Архитектура — колизей и пантеон. Стены зданий украшались росписью и мозаикой. Много этого сохранилось в Помпеях, т.к. Везувий отлично засыпал все пеплом. Скульптура — портретная, бюсты. РИМ период домината Кризис респуб лики — частая смена императоров, низкий уровень граммотности, огрубление нравов, пессимизм, распространение христианства. Доминат — неограниченная монархия восточного типа. Империя распадается на западную (Рим) и восточную (Константинополь). Возникновение христианства. Оно почти сразу же было запрещено и подвергалось преследованию. Вскоре христианство превращается в официальную регилию и начинается разгром языческих храмов, запрещены олимпийские игры. Торжество христианской церкви сопровождалось гибелью многих памятников культуры. С 4в. Строятся христианские храмы — базилики, круглые храмы. В живописи понимание содержания сцен становится важнее поропорций. 476г. — свержение последнего императора, конец западной римской империи, конец античного мира и начало средневековья. На развалинах римской империи возникают варварские города-государства. ЕВРОПА Эпоха средневековья. Просветители смотрели на средневековую Европу как на темные века, но это не так. Культурную жизнь средн-я определяло христианство. На соборах христиан принимается “Символ веры” — обязательные для всех христиан положения (воскресение Христа, 3-ца, воскресение мертвых). Между западной и восточной христ. Церьковью давно назревали противоречия и в 1054г. Произошел раскол церкви на Католическую и православнеую. Возникновение ереси (несторианство, монофизиство). В западной церкви папство создало инквизицию для борьтбы с ересями. Монашество — монахи отрешались от всего и брали на себя обеты, позже они стали богатыми землевладельцами. Многие монастыри были центрами образования и культуры (Фома Аквинский — философ, Беда Достопочтенный — историк и ученый). Римская католич. Церьков и папа были очень могуществены. Их влияние на общ. Жизнь было очень сильно. Все науки приводились в соответствие с христианством. Индульгенции (отпуск грехов за $). Школы — находились в руках церкви. Главная их задача — воспитание служителей церкви. Кроме монашеских были еще “внешние” школы. Духовенство распространяло невежество (строение Земли и т.п.). Книг было мало и стоили они дорого. В 11в. Был открыт 1-й университет. Р.Бэкон был виднейшим ученым. Но универы также были под влиянием церкви. В восточной церкви церьков также давила на образование (гонения на античных философов). Виднейший ученый того времени — патриарх Фотий — “Мириобиблион” — сборник отзывов на 280 произведений античности. 9-10 в. — нек-рый подъем — разные энциклопедии на все темы. Литература — героический эпос, рыцарская литература (Песнь о Роланде). Значит. Роль играли Ваганты (бродячие поэты) — они критиковали церьков, была городская лит-ра — реалии городского повседневного быта. Архитектура — крестово-купольные храмы (храм св. Софии в Стамбуле). На западе скульптура и архитектура становится все более условной и нереальной. Строили много церквей, т.к. ожидали конец света. Романский стиль — мощные стены с маленькими окошками, готический стиль 12в. — высокие стройные колонны, собранные в пучки и скрещивающиеся на большой высоте (Вестминстерское аббатство). Живопись — плоская и без перспективы. ЕВРОПА Эпоха Возрождения Возрождение ориентируется на античную культуру. Гуманизм (в человеке важно не социальное или общественное положение, а его личностные качества). Идея идеального человека — человека, совершенного во всех отношениях. Данте “Божественная комедия” — про ад. Петрарка (Книга песен) и Бокаччо (Декамерон) — поэты возрождения. Культ красоты человека. Живопись — прекрасные, совершенные люди. Боттичелли — “Рождение Венеры”, Мазаччо — объемная живопись. Скульптура — Донателло — 1-й изобразил голое тело. На смену раннему возрождению пришло высокое. Леонардо да Винчи (Тайная вечерня, Джоконда). Рафаэль Санти (Сикстинская мадонна), Микеланджело Бунаротти (Давид, Утро, День, Вечер, Ночь). Позднее возрождение. Инквизиция издала список запрещенных книг (гуманистов). Книги сжигали. Гуманистов тоже сжигали (Дж. Бруно). Художники подражали великим (маньеристы) — Понтормо, Бронзино), Но многие художники работают в реализме (Веронезе, Караваджо). ЕВРОПА эпоха Реформации Реформация случилась в Германии. Цель — создание дешевой церкви, без поборов, платы за обряды. Возглавлял р. Мартин Лютер (монах). Он считал, что спасение человек получает от Бога и можно обойтись без посредства католического духовенства. Лютер положил начало протестанскому направлению христианства. ИЗО — Дюрер, Гольбейн, Лукас Кранах. Литература — Ганс Сакс написал много басен, песен и драм, Фишарт — писал острую сатиру. У. Цвингли проводил реф. В Швейцарии, позже за это дело взялся Кальвин. Были упрощены церковные обряды, секуляризация. Вследствии реф. Изменились нравы — роскошь и увеселение порицались, а прославлялись честность и трудолюбие. 1 ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ. ОБРАЗОВАНИЕ ГОС-ВА. ЯЗЫЧЕСТВО И ХРИСТИАНСТВО. Славяне были восточные, западные и южные. 6-9 вв. У восточных славян происходит разложение родоплеменных отношений и складываются предпосылки для образования гос-ва. Перед образованием гос-ва у славян был период военной демократии. Соседская община (вервь). Занятия: пашенное земледелие, оседлое скотоводство, охота, рыболовство, бортничество. В лесу — подсечно-огневое земледелие. Выращивали: пшеница, рожь, овес, ячмень, просо. Орудия — соха, мотыга, позднее — плуг с железным лемехом. Власть: важнейшие вопросы решались на общих сходах (вече). Военная власть у князя (с дружиной). 9-12 вв. — образование гос-ва Киевская Русь. Теория гос-ва: пригласили 3-х мужиков (варягов) и они взяли власть в государстве (стали княжить). Религия: В эпоху по строя славяне были язычниками. Были культы земли, дождя, рек, солнца и т.п. Особо почитался огонь. Храмов и жрецов не было. Культовые места- капищи. Там молились и приносили жертвы. Через некоторое врямя язычиство было потеснено христианством. Владимир долго думал насчет религии, и решил крестить всю Русь в 988 г. Христиансто круто повлияло на русскую культуру. Стало сильным влияние Византийской культуры. Смягчение наказаний за преступления. Принятие христианства на Руси проходило мирно. Укрепляется авторитет и международные связи Руси. 2 АРХИТЕКТУРА, ЖИВОПИСЬ, РЕМЕСЛА. Архитектура: Очень сильное влияние Византии. Киевские князья приглашали из Византии мастеров — зодчих, живопиздцев, ювелиров. Эти мастера развернули в Киеве широкое дворцовое и культовое строительство. До 10 в. На Руси не было каменного строительства. После принятия христианства здания стали каменными (по Византийскому образцу). «Десятинная церьков» — 1-е камеенное здание. Спасо-Преображенский собор — самый «византийский» храм древней Руси. Софийский собор в Киеве — сохранился и сейчас. Это — огромный храм, построенный при Ярике Мудром. Внутри этого собора есть шедевр — фигура Софии Оранты. С 12 в. Византийское влияние на нашу культуру ослабеваетю. Появляются башенные храмы (собор Михаила — Архангела в Смоленске). Живопись: в основном церковная. Мы позаимствовали из Византии каноны иконописи и технику мозаики и фрески. Ремесла: тут было сильным влияние Западной Европы. Мы заимствовали у них бронзовое литье, резьба по кости, ювелирное искусство. Крупнейшие русские ремесленные города: Киев, Новгород, Смоленск, Владимир, Суздаль, Рязань. Русские мастера славились в обработке дерева, кости и металла. Умели делать изделия с применением эмали и стекла. Русские кольчуги и оружие были такими охуенными, что все иностранцы их покупали. 3 ПИСЬМЕННОСТЬ, ПРОСВЕЩЕНИЕ, ЛИТЕРАТУРА. 9-10 вв. На руси распространены славянские азбуки: кириллица и глаголица. Создали их Кирилл и Мефодий. Литературным языком др. Руси стал древнеславянский язые (близкий по своей грамматике к греческому). С 10в. На руси действуют школы, берестяные грамоты. В этих школах проводилось «книжное ученье». Школы были начальные и высшие. Создавались школы в основном при монастырях. Особенности русской лит-ры: рукописный характер и анонимность произведений. Часто переписчики редактировали и вносили изменения в тексты книг. Книги не были самостоятельны, а входили в состав сборников, служащих каким-либо целям. В 10-11 в. Появляются летописи. Писали на пергаменте и бересте. Героями лит-ры были истоические личности. «Слово о законе и благодати» Иллариона — прославляет Русь. Идея равноправия христианских народов. «Поучение Владимира Мономаха» — тоже нехуевая книга — призыв Мономаха к детям — соблюдать закон и порядок, забота о народе, государстве и церкви. «Повесть временных лет» — повествует о развитии, становлении русского государства. Написал Нестор. Тема борьбы с внешними врагами проходит через летопись. «Слово о полку Игореве» — поход Игоря с дружиной против половцев. Автор оплакивает поражение Игоря и осуждает княжеские междуусобные раздоры. 4 КУЛЬТУРА В ПЕРИОД ФОРМИРОВАНИЯ ВЕЛИКОРУССКОЙ НАРОДНОСТИ (13-15 ВВ.) В середине 13 в. Русь подверглась монголо-татарскому нашествию. Приостановилось развитие культуры из-за этого. Но впоследствии, когда татары ушли оказалось, что их культура повлияла на русскую: были заимствованы восточные слова, предметы одежды, мотивы прикладного искусства. В 13 в. Наступила феодальная раздробленность. Она углубила различия в языке и привела к обособлению 3-х племен: русские, хохлы и беларусы. С 14 в. Начинается подъем русской культуры (т.к. мы победили в Куликовской битве). Русские земли начали объединяться вокруг Москвы. В этот период расцветало народное творчество — фольклор. Много былин и сказаний о богатырях и прочих героях борьбы против монголов. Новый жанр — историческая песнь («песня о Авдотье-Рязаночке»). Просвещение, книги. Распространение грамотности в руках церкви. Граммотными были в основном торговцы и ремесленники. Найдено много берестяных грамот этого периода. Книги хранились в монастырях (как в библиотеках). Пергамент сменяется бумагой (везли из Италии и Франции). Появляется «скоропись» — новая техника письма. Кроме церковной лит-ры появляются книги для частного чтения (читьи). Литература. Литература публицистична. Московское и общерусское летописание («Троицкая летопись» и «Владимирский полихрон»). Из светских книг были воинские повести («Повесть о разорении Рязани Батыем»). После Куликовской победы произошел подъем самосознания. В рез-те созданы: «Задонщина», «Сказание о мамаевом побоище», «Слово о житие князя Дмитрия иваныча». Архитектура и живопись. С 13 в. Возобновилось каменное строительство. Новгород — крупнейший центр. Храмы стали класть из валунов, кирпича, что придавало им массивность (церьков Федора Стратилата). В Пскове построили кремль с арочным перекрытием (обошлись без колонн). 14-15 вв. — расцвет живописи. Черта живописи — драматизм. Феофан Грек умел охуенно расписывать церкви. Представителем русской школы церковной росписи был Андрей Рублев (расписал Успенский собор во Владимире). Икона «Троица» — шедевр Рублева. 5 КУЛЬТУРА ЦАРСКО-БОЯРСКОЙ РОССИИ. Образование единого гос-ва, освобождение от ига, завершение формирования великорусской народности. Россия сформировалась как феодально-крепостническое гос-во. Культура подчинена церкви. Фольклор. Тема единства и борьбы с захватчиками-иноземцами. Песни о взятии Казани, обороне Пскова и др. Образ царя в песнях различен — его и осуждают за жестокость и хвалят за хорошее отношение к народу. Просвещение. Низкий уровень грамотности. Грамоте учили «мастера грамоты» в своих частных училищах. В монастырях писцы писали книги. В 1553 г. Создана типография в Москве и книги стали печатать. !-е печатные книги: «Апостол», «Часослов», «Букварь». Политическая мысль. Теория происхождения московской власти от Киевских князей. Москва — 3-й Рим (как центр мирового христианства). Движение еретиков. Они выступали против церкви. С еретиками боролись иосифляне и нестяжатели. Летописи стали общегосударственным делом. «Никоновская летопись — самая известная. Архитектура. Распространенность кирпича и терракоты. Кирпичная кладка вытесняет белокаменную. Москву строят Аристотель Феораванти, Марко Руффо и Антон Фрязин. Важные постройки того времени: Успенский собор, Благовещенский собор, Великокняжеский дворец (с грановитой палатой), Архангельский собор, храм, Вознесения в Коломенском, Покровский собор (на Красной площади) он же храм Василия Блаженного. Сделали царь-пушку. Живопись. Краска делалась из глины и разводилась водой. Добавляли яичный желток и природные клеи. Фреска (роспись по сырой штукатурке), темпера (роспись по сухой штукатурке). Представители живописи — Дионисий (рисовал красивый внешний облик людей). 5 РАСШИРЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ЗАПАДА НА КУЛЬТУРУ РОССИИ. Гражданская война в России. Многочисленные восстания. Смута. Смута привела в Россию много иностранных авантюристов. Иностранцам давали лицензии на разработку полезных ископаемых в Росии в обмен на условие обучать русских своему мастерству. На этих же условиях приглашались мастера искусства. В быт входят: часы, зеркала, польская посуда, немецкая музыка. Идея православной Руси как единственной в мире хранительнице истинного православия. Неприкосновенность (неизменность) церкви и ее обрядов. Раскол церкви на почве исправления обрядов. Идея исправления обрядов была поддержана государством и от церкви откололась большая группа недовольных (раскольников). Их ловили и жгли на кострах. Т.о. в этот период Россия обнаружила у себя недостаток научных знаний и потянулась за этими знаниями к западу. В рез-те наша и западная культура начинают влиять друг на друга. 6 ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА 17 ВЕКА. Расширяются связи с западом. Литература. Возникают новые жанры. Расширяется тематика. Литература начинает освобождаться от контроля церкви. Новый жанр — »демократическая сатира" в котором высмеивается государство и церьков. Пример этого — «Повесть о Шемякином суде», «Повесть о ерше-ершовиче». Много жизнеописаний: «Житие протокопа Аввакума». Сближение лит-ры с бытом, появление любовных романов: «Повесть о Марфе и Марии». Зодчество. Сближение культового и гражданского каменного зодчества. Меняются иконографические каноны. Построен Теремной дворец в московском кремле. Строители — Огурцов, Ушаков, Шарутин. В зданиях много декоративных деталей. Пятиглавый (бесстолбовый) храм со сводом — новый стиль строительства. Стиль «Московское барокко» — — башеннообразные, слитые с колокольней церкви. Пример — храм Нарышкина. Живопись. Иконы становятся оживленнее. Ушаков — иконописец. Стиль живописи — «парсуна» — портретные изображения исторических личностей. Это — чисто свецкое направление в живописи: писали портреты царей (в основном). Во фресковой живописи преобладает «бытовизм» (сценки из реальной человеческой жизни). Просвещение. Все большее количество людей тянется к знаниям. Появляется идея естественных прав человека. Т.о. в этот преид искусство освобождается от влияния церкви и становится все более светским. 7 СУЩНОСТЬ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ ПЕТРА-1. Быстрое развитие науки и новых технологий. Полная победа светской власти над духовной. Просвещение становится отраслью государственной политики. Возникают школы, где учат не богословию, а точным наукам. Развитие типографского дела (стали выпускать много учебников). Издан «Букварь» и «Юности честное зерцало». Появляются газеты. Введена цензура. Литература рассказывае об новых героях — людях незнатного происхождения, но умных и находчивых: «История о матросе Василии Кариотском». Попытки написания отечественной истории. Новое направление искусства — чеканка медылей. Скульптурное искусство идет вместе с кораблестроением (разные фигуры украшали носы кораблей). Строительство парадных дворцов в Питере дало новый толчок к развитию скульптуры. В архитектуре появляется новый тип общественных зданий — административного, промышленного и кулььтурно-просветительного назначения. На Урале строили заводы-крепости. Живопись. Портрет преобладает. Никитин и Матвеев — талантливые портретисты. В быту мода на немецкое и французкое. Ломоносов — видный человек. Открытие МГУ !!!.. Кулибин. Татищев. 8 КУЛЬТУРА ПРОСВЕЩЕННОГО АБСОЛЮТИЗМА. Екатерина-2 была очень просвещенной бабой. При ней в россии был «просвещенный абсолютизм». В годы ее правления был огромный прогресс в просвещении. Школы были народные и солдатские (гарнизонные). Несмотря на огромное кол-во школ многие дворяне хотели для своих детей домашнего образования. Создается много театров. Распространены частные крепостные театры, принадлежащие дворянам (театр Шереметьева — самый известный). В литературе наступакт эпоха классицизма. Музыка европейская. Много иностранных музыкантов гастролировали по России. ИЗО проникнуто идеями гуманизма и патриотизма. В искусстве преобладали люди простого происхождения (дворяне считали искусство занятием недостойным). Казаков построил здание Сената в Кремле. Баженов пострил дом Пашкова. Строили много загородных императорских дворцов. Портретная живопись преобладает. Портретисты — Шибанов, Ерменев. В литературе — сентиментализм. Державин, Сумароков, Фонвизин, Карамзин. Выдающиесе произведение — «Путешествие из Питера в Москву» Радищева. 9 ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 19 В. 10 ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ ВО ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 19 В. Сословная система образования. Каждое учебное заведение одного сословия закрыто для других сословий. Также были начальные школы и университеты. ВУЗы — универы и академии, институты. Много технических учебных заведений. Быстрый рост книжных изданий. Становится много издательских домов. Начата деятельность почты (письма, газеты, почтовые марки). Открыт Эрмитаж. Промышленные выставки. Открыта Антарктида. Рост промышленности. Развитие точных наук в области електротехники, гальванотехники. В Питере пущен телеграф. Развитие хирургии. Пирогов — основоположник военно-полевой хирургии, он впервые применил наркоз. Карамзин написал «Историю государства Российского». Т.о. завершился один из самых больших этапов в развитии русской культуры. Основные черты этой эпохи — реализм, народность и гражданственность. 11 КУЛЬТУРА РОССИИ ПОСЛЕ ОТМЕНЫ КРЕПОСТНОГО ПРАВА. Падение крепостного права положило начало формирования капиталистического строя в Росии. Распространение просвещения. Создание народных школ. Провозглашена бессословность школы. Начальные школы — земские. Средние — гимназии, тоже бессословные. Гимназии реальные и классические. Доступ к ВУЗу был только из классической гимназии. ВУЗы получили автономию. Женщин стали допускать к получению образования, кроме высшего. Развитие библиотек, музеев. Ослабление цензуры. Менделеев. Русское географическое общество организовывает успешные экспедиции, и ислледует Азию, Сибирь. Миклухо-Маклай исследовал острова с людаедами. В философии — материализм. В медицине прославился Павлов. Ключевский написал «Курс русской истории». «Толковый словарь живого великорусского языка» написал Даль. В длитературе главными действующими лицами становятся разночинцы (простые люди). Тургенев, Толстой, Достоевский. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо». «Война и мир» Толстого. Скульптура и архитектура почти не развивается. Классицизм угасает, а новые художники и архитекторы используют идеи прошлых эпох: ренессанса, готики, барокко, рококо. Рациональная архитектура — дома практичные, с металлическими перекрытиями. Крастое архитектуры стали уделять меньше внимания. Появляются многоквартирные жилые дома. «Псевдорусский стиль» Ропета — возрождение традиций русского деревянного строительства. Кризис монументализма — скульптура почти изчезает. В живописи отличился Перов. Движение передвижников в живописи под командованием Крамского. Они писали образы прогрессивных людей современности — рабочих, крестьян. Очень любили рисовать природу. В музыке отличился Мусоргский и Бородин. 12 КОНЕЦ 19 НАЧАЛО 20 ВЕКА. Это — переломная эпоха во всех сферах жизни общества. Этот период условно можно разделить на 3 периода: 1890-1905, 1905-1907, 1907-1917. Кризис народничества. Серебряный век. Возникает много течений, обьединений, группировок: «Союз русских художников». Рылов, Малявин, Васнецов. Репин — выдающиеся художники. Они писали в основном пейзажи. Другой кружок — «Мир искусства». — увлекались портретной живописью. Особое направление в живописи — политическая сатира. В общем в русской живописи этого периода было 2 течения: одно тяготело к экспрессионистической(!?!?!) концепции творчества, а другая — к неоприметивизму(!?!?!). Но многие художники и не укладывались в эти два течения и действовали самостоятельно. Начало беспредметного искусства — «Черный квадрат» Малевича. Скульптура вышла из кризиса. Скульптура не монументальна, но пластична. Лансере «Мальчик, собирающийся купаться» — пример мелкой пластики. В архитектуре — упрощение, в связи с новым назначением и функций зданий — создан «стиль модерн» — простые и практичные здания: Шехтель, Лидваль — архитекторы этого стиля. В поэзии — символизм (символисты признавали идеализм и религию). Именно с понятием «символизм» связано понятие «серебряный век» русской поэзии. Философы — Флорецкий, Бердяев, Федоров — создали направление русского космизма (отвергали европейский материализм и вернули людям веру в Бога и в космос). В музыке отличидись Рахманинов, Скрябин — романтический пафос предреволюционных лет. Получает распространение кинематография, 1-я картина — «Стенька Разин».
www.ronl.ru
Конспект урока по истории древнего мира "Культура Древнего Египта" 5 класс.
Тема урока: «Культура Древнего Египта»
Цель урока: познакомить особенности развития культуры Древнего Египта
Задачи:
Познакомить учащихся с древнеегипетской культурой (архитектурой, скульптурой, литературой, медициной)
Продолжать формировать у учащихся умение сравнивать исторические явления, работать с историческими документами, отвечать устно, подтверждая аргументами свою точку зрения.
Воспитывать чувство прекрасного, чувство уважения к тем мастерам, которые создали шедевры мировой культуры
Планируемые результаты:
Предметные: знание определения понятия «культура», описание памятников древнеегипетской культуры, выделение существенных признаков древнеегипетской живописи и скульптуры; знание религиозных верований и мифов древних египтян; приведение доказательств научных знаний высокого уровня в Древнем Египте.
Метапредметные:
познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, давать определения понятиям, готовить сообщения и презентации.
Личностные УУД: эстетическое восприятие памятников культуры.; потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассника, строить эффективное взаимодействие со сверстниками во время выполнения совместной работы.
Оборудование: учебник, компьютер, проектор.
Ход урока
1. Организационный момент.
Прежде чем мы перейдем к новой теме, проверим знания, которые вы получили на предыдущем уроке.
2. Повторение и опрос
Устные развернутые ответы учащихся с опорой на иллюстрации слайдов
Расскажите о вооружении египетских воинов
Расскажите о завоеваниях фараона Тутмоса Третьего по карте. В какие страны совершал фараон свои военные походы? Каковы были цели этих походов?
Расскажите о фараоне Эхнатоне . Почему автор учебника называет его «фараоном-мятежником»?
Решение творческих задач:
«По пыльным дорогам Азии гонят в Египет огромные стада быков, коней, везут награбленное золото. Но главная добыча – пленники. Почему они считались главной добычей на войне?»
Ожидаемый ответ: «пленники становились рабами. Они работали, хозяин богател за счет этого, а им самим он не платил»
Из летописи Тутмоса Третьего, высеченной на стенах храма Амона-Ра в Фивах ученые прочитали : « были захвачены их лошади, золотые и серебряные колесницы Их ратники лежали, простершись на спине, как рабы, а победоносное войско его величества считало свое достояние..» Какой характер носили войны в Древнего Египта с другими странами? (слайд 7)
Ожидаемый ответ: «Войны были грабительскими и несправедливыми. Многих людей убивали или делали рабами, а их богатства присваивали себе»
3. Переход к изучению новой темы
Учитель: Итак, Египет славился своими воинами. Фараоны были очень жестокими и на войне не щадили своих врагов. Но не только благодаря военным успехам древние египтяне остались в истории. О чем мы сегодня будем говорить?
Определение темы урока:
Зад:
Скульптура, рельеф, роспись на стене гробницы, папирус, религиозные верования, научные знания – подберите слово, объединяющее эти понятия. (культура)
Учитель:
Тема нашего урока: «Культура Древнего Египта». Вы уже знаете, что цивилизация Египта была одной из наиболее развитых в Древнем мире. Мы уже изучали жизнь древних египтян, завоевания фараонов, сегодня мы поговорим о выдающейся культуре этого древнего государства. Обратите внимание на задачи, стоящие перед вами на нашем уроке :
Познакомиться с культурой Древнего Египта (архитектурой, скульптурой, литературой, медициной)
Продолжаем учиться:
грамотно отвечать устно
самостоятельно работать с текстом учебника
сравнивать исторические явления
4. Изучение новой темы.
Учитель: Обратите внимание на план, согласно которому мы изучим культуру древних египтян :
План изучения новой темы
скульптура и живопись Древнего Египта
боги Древнего Египта
научные знания египтян
Рассказ учителя с элементами беседы с использованием дополнительных материалов о скульптуре и живописи Древнего Египта с опорой на иллюстрации презентации.
Учитель: во втором тысячелетии до н. э. (можно задать вопрос классу: «сколько тысяч лет назад?» ожидаемый ответ: 4 тысячи) египтяне перестали строить пирамиды. Теперь фараонов и вельмож хранили в гробницах , которые вырубали в скалах. Художники создавали на стенных гробниц красочные росписи и верили, что изображения эти оживут и умерший будет вечно наслаждаться видами Египта .
А рядом с саркофагом ставили статую умершего – если мумия испортится, душа будет жить в статуе. (объясните слова: саркофаг, мумия) Скульптуры и рисунки очень точно передавали особенности внешности людей . Самая известная статуя – Большой сфинкс, который высечен из целой скалы с 84 уч, его длина – 57 метров, а высота – 20.
Работа с уч-ко и вопросами к п 1 с 85. Найдите в тексте и дайте ответы на вопросы. Обсуждение.
Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.
Зад: прочитайте раздел параграфа о богах египтян п 2, 3 (с. 85-88) и Заполните таблицу «Боги Древнего Египта»
Боги
Какие силы природы и занятия они отражали?
1.
2.
3.
4.
Результатом работа должна стать заполненная таблица «Боги Древнего Египта». Проверка.
Раб с презентацией – показ богов.
Вопросы к пунктам с 86, 88.
Вопрос: Как вы думаете, в области каких наук египтяне накопили наибольшие знания ? Как это можно объяснить?
Развитие наук в Древнем Египте.
Учитель: египтяне добились больших спехов в математике, астрономии, медицине
Математика.
Вопрос учащимся: где в Древнем Египте применялись математические знания? Ожидаемый ответ: она была нужна для строительства пирамид, каналов, домов, храмов.
Знали все 4 действия
Умели измерять площадь
Точно вычисляли количество строительного материала (даже по наклонной плоскости)
- Для чего египтянам нужны были знания по математике? ( Учитель обобщает ответы уч-ся)
Для хозяйственной деятельности, для постройки жилищ, храмов, пирамид египтяне должны были знать и математику, и письмо, и многие науки.
Астрономия.
В жизни Египта большую роль играли разливы Нила, поэтому важно было научиться их предсказывать. Наблюдая за небом, египетские жрецы составили точный календарь, в году было 365 дней, это позволило жрецам предсказывать, в какой день начнётся разлив Нила. Египтяне знали четыре действия (сложение, вычитание, умножение, деление).
Вопрос учащимся: как называется наука, которая ведёт наблюдения за небесными телами?
-Когда разливался Нил?
Создали солнечный календарь и водяные часы
Вели наблюдения за планетами Марс, Юпитер, Сатурн, Меркурий
Наблюдали за звездой Сириус
Год делили на 3 сезона по 4 месяца (360 дней, в конце каждого года 5 священных дней отдыха
Сутки делили на 24 часа
Ориентировались по странам света
Подумайте, какую неточность допустили египтяне в определении длины года (1 раз в 4 года – 366дней).В году 365 суток 5 часов 48минут 46 секунд
-Что дало египтянам знание астрономии?
Медицина. Как называется наука, занимающаяся лечением болезней? В Древнем Египте была развита медицина, были найдены папирусы с описанием различных заболеваний и методами их лечения, например, «Хирургический папирус», «Книга сердца», «Книга глазных болезней».
Древнеегипетские папирусы рассказывают нам о том, что существовала специализация врачей: были врачи зубные, которые умели сверлить зубы тонкой проволочкой, удалять гной у больного зуба, были врачи-глазники, врачи хирурги. До наших дней сохранились хирургические инструменты из бронзы - ножи, иглы, скальпели. Они умели накладывать швы, при переломах использовали деревянные лубки. В качестве лекарств использовали отвары трав, различные соли.
-А где ещё им требовались медицинские знания? Как они их использовали?
Изготавливая мумии, египтяне наблюдали за изменением внутренних органов человека в связи с болезнью.
Комментированное чтение текста учебника: прочитайте вслух, что написал Геродот о врачах Древнего Египта (с. 89,). Как вы думаете, почему один врач лечил одну болезнь?
Ожидаемый ответ: каждый врач мог лечить лучше, если изучал что-то свое
5. Закрепление изученного материала .
Решение творческой задачи: «Фараона называли «сыном бога» и «большим домом». Его прославляли: «Он солнце, видящее лучами своими. Считалось большой честью, если фараон разрешал поцеловать свою сандалию. О чем говорят эти факты?
Ожидаемый ответ: «в Египте верили, что фараон – не просто человек, он сын бога солнца Ра. Если Ра – царь среди богов, то фараон – царь среди людей. Эти верования помогали ему править»
-Какие знания были у древних египтян?
- Какие науки были развиты в этой стране?
- Назовите наиболее понравившиеся вам памятники искусства Древнего Египта.
- Какой след оставила культура Древнего Египта в мировой культуре?
6. Подведение итогов урока
Учитель: Итак, культура Древнего Египта была высоко развита. Египтяне верили в разных богов и обладали серьезными научными знаниями.
7. Домашнее задание
Дома вы прочитаете параграф 14. Подготовить сообщение о богах Древнего Египта, научных знаниях египтян.