Картины древней греции мифы. Андромеда и Персей: мифы древней Греции. "Персей и Андромеда" - картина Рубенса
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Презентация на тему: Герои мифов древней Греции в живописи, скульптуре. Картины древней греции мифы


Греческая мифология в живописи и скульптуре

Артемида —дочь Зевса и Леты, сестра Аполлона, между женскими божествами то же, что и ее брат между мужскими. Она дает свет и жизнь, она богиня родов и богиня-кормилица; сопровождаемая лесными нимфами, охотится по лесам и горам, охраняет стада и дичь. Она никогда не подчинялась силе любви, и, как Аполлон, не знает уз брака. В римской мифологии - Диана.

Артемида. Школа Фонтебло

Афина-— дочь Зевса, не имевшая матери. Гефест рассек секирою голову Зевса, и из головы выскочила Афина в полном вооружении. Она является олицетворением благоразумия Зевса. Афина - богиня ума, войны, наук и искусств. В римской мифологии - Минерва.

Афина победитель Невежества, 1593

Бартоломеус Шпрангер

Афродита— дочь Зевса и Дианы, называется так потому, что произошла будто бы из морской пены. Она - богиня красоты, счастливой любви и брака, превосходящая всех богинь прелестью и изяществом. В римской мифологии - Венера.

Рождение Афродиты. Вильям Бугеро,1879

Венера— в римской мифологии богиня садов, красоты и любви, отождествлялась с матерью Энея Афродитой. Венера была не только богиней красоты и любви, но и покровительницей потомков Энея и всех римлян.

Симон Вуэ. Венера на облаке, 1640

Геката— богиня ночи, властительница мрака. Геката властвовала над всеми привидениями и чудовищами, ночными видениями и чародейством. Родилась она в результате брачного союза титана Перса и Астерии.

Геката. Уильям Блейк, 1795

Грации— в римской мифологии благодетельные богини, олицетворяющие радостное, доброе и вечно юное начало жизни, дочери Юпитера, нимф и богинь. В древнегреческой мифологии - Хариты.

Три грации. Рафаэль, 1504

Диана— в римской мифологии богиня природы и охоты, считалась олицетворением луны. Диане еще сопутствовал эпитет "богиня трех дорог", толковавшийся как знак тройной власти Дианы: на небе, на земле и под землей.

Купание Дианы. Франсуа Буше, 1742

Ирида— олицетворение радуги, соединяющей небо с землей, посланница богов, посредница в их сношениях между собою и с людьми. Это вестница Зевса и Геры и служительница последней. Ее сестрами были гарпии.По представлению древних греков, радуга была тем мостом, который соединял небо и землю.

Ирида и Морфей. Пьер-Нарцис Герен.

Кибела— дочь Урана и Геи, супруга Кроноса, была великою матерью богов.Богиня Кибела требует от своих служителей полного подчинения ей, забвения себя в безумном восторге и экстазе, когда жрецы Кибелы наносят друг другу кровавые раны или когда неофиты оскопляют себя во имя Кибелы, уходя из мира обыденной жизни и предавая себя в руки мрачной и страшной богини.

Питер Пауль Рубенс. Союз Земли и Воды.

Минерва— в римской мифологии богиня мудрости, искусства, войны и городов, покровительница ремесленников. В греческой мифологии существует аналог Минервы - Афина-воительница. Так же как и Афина, Минерва была покровительницей военного дела, великие полководцы после сражений приносили ей в жертву часть своих лучших трофеев. Древние римляне приписывали Минерве покровительство врачам, учителям, скульпторам, музыкантам и поэтам. Почитатели богини устраивали празднества в ее честь- квинкватрии, на которых учителя и ремесленники получали плату за обучение детей.Минерву обычно изображали в доспехах и шлеме с копьем в руках или с совой в одной руке и змеей в другой. Сова - символ ночных размышлений, а змея - символ мудрости.Культ богини был распространен по всей Италии, но лишь в Риме ее чтили за воинственный характер.

Битва Марса и Минервы. Жак Луи Давид, 1771

Мойры— Лахесис ("дающая жребий"), Клото ("прядущая") и Атропос ("неотвратимая"), дочери Никты. Мойры являются богинями судьбы,естественной необходимости, вечных и непреложных мировых законов.Считалось, что Лахесис назначает жребий еще до рождения человека, Клото прядет нить его жизни, а Атропос неуклонно приближает будущее, ножницами отрезая нить жизни. Мойры сопричастны Зевсу — иногда он именуется Морием.

Золотая нить. Дж. М. Стадвик, 1890

Музы— богини и покровительницы искусств и наук. Музы считались дочерьми Зевса и богини памяти Мнемосины. Слово "муза" происходит от греческого "муса" ("мыслящие"), их еще называли аонидами, аонийскими сестрами, парнасидами, касталидами, пиэридами и ипокренидами. Всего было девять сестер: Мельпомена - муза трагедии, Талия - муза комедии, Каллиопа - муза эпической поэзии, Эвтерпа - муза лирики, Эрато -муза любовных песен, Терпсихора - муза танцев, Клио - муза истории, Урания - муза астрономии и Полигимния - муза священных гимнов. Богини обычно выступали под водительством покровителя искусств Аполлона, получившего от богов второе  имя Мусагет.

Музы были женщинами небесной красоты, и это их качество не осталось незамеченным другими богами. Многие из муз производили потомство от богов: например, Талия родила от Зевса-коршуна сицилийских близнецов - Паликов; Мельпомена и бог Ахелой произвели на свет чудовищных существ, привлекающих своим пением путников и пожирающих их.

Апполон и Музы. Мастерская Симона Вуэ, вторая четверть 17 века

Немезида— богиня мщения. В обязанности богини входило наказание за преступления, наблюдение за честным и равным распределением благ среди смертных. Немезида была рождена Никтой в наказание Кроносу.Немезиду также называли Адрастеей - "неотвратимой". Слово "Немезида" происходит от греческого nemo, означающего "справедливо негодую". Согласно одному из мифов, у Немезиды от брака с Зевсом родилась дочь Елена, виновница Троянской войны.

Немезида. Альфред Ретель.

Персефона— дочь Зевса и Деметры, или Цецеры, супруга Плутона, или Аида, грозная повелительница теней, властвующая над душами умерших и над чудовищами преисподней, внимающая вместе с Аидом проклятиям людей и исполняющая их. В римской мифологии - Прозерпина.

Возвращение Персефоны. Фредерик Лейтон.

Фемида— богиня правосудия. Греки называли богиню также Темида, Темис. Фемида была дочерью бога неба Урана и Геи. Ее дочерьми были богини судьбы - мойры.В одной из легенд Фемида выступает в роли матери титана Прометея, посвятившей сына в тайну судьбы Зевса. Громовержец должен был погибнуть от одного из своих детей, рожденных Фетидой. В мифе о Прометее рассказывается, что герой открыл эту тайну только после тысячелетних мучений, на которые обрек его Зевс.В Олимпии жители Древней Греции ставили жертвенники Зевсу, Гее и Фемиде рядом, что показывает, насколько чтили они эту богиню правопорядка.

Фемида. Лука Джордано, 1686

Хариты— дочери Зевса и океаниды Эвриномы, воплощали радостное, доброе и вечно молодое начало. Звали этих прекрасных богинь Аглая ("сияющая"), Евфросина ("благомыслящая"), Талия ("цветущая"), Клета ("желанная") и Пейто ("убеждение").Согласно многочисленным преданиям, хариты были близки Аполлону. На стенах Делосского храма изображена сцена, где бог держит трех харит на своей ладони, а в пергамском храме Аполлона и в Афинах перед входом в Акрополь хариты представлены в облике римских граций. Древние греки связывали харит с процессами роста и развития, протекающими в природе, а также с эмоциональной и творческой деятельностью человека.

Хариты. Мрамор ок. 200 г. до н.э.

Эвмениды— милостивые, благожелательные богини — одно из названий женских божеств, наиболее известных под именем эриний, у римлян фурий, что значит гневные, яростные, богини-мстительницы.

alindomik.livejournal.com

Презентация на тему "Герои мифов древней Греции в живописи, скульптуре"

Презентация на тему: Герои мифов древней Греции в живописи, скульптуре

Скачать эту презентацию

Скачать эту презентацию

№ слайда 1 ГЕРОИ МИФОВДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИВ ЖИВОПИСИ, СКУЛЬПТУРЕ Костенкова Л.М. МБОУ «СОШ№3» г.С
Описание слайда:

ГЕРОИ МИФОВДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИВ ЖИВОПИСИ, СКУЛЬПТУРЕ Костенкова Л.М. МБОУ «СОШ№3» г.Сафоново

№ слайда 2 АРТЕМИДА ВЕРСАЛЬСКАЯ ЛЕОХАР Высота 2 м. Мрамор. Лувр. Париж В одном из залов Лув Описание слайда:

АРТЕМИДА ВЕРСАЛЬСКАЯ ЛЕОХАР Высота 2 м. Мрамор. Лувр. Париж В одном из залов Лувра внимание зрителей привлекает мраморная статуя греческой богини-охотницы Артемиды. Её стройная, двухметровой высоты, фигура показана в стремительном движении.

№ слайда 3 Сложный разворот статуи в пространстве, эффектный поворот головы и холодное спок Описание слайда:

Сложный разворот статуи в пространстве, эффектный поворот головы и холодное спокойствие прекрасного лица придают всему горделивое величие.

№ слайда 4 Совершенная физическая красота Артемиды воспринимается как воплощение её гармони
Описание слайда:

Совершенная физическая красота Артемиды воспринимается как воплощение её гармонического развития, духовного богатства и нравственной чистоты. По словам Фальконе, создателя «Медного всадника», «греческие статуи всегда будут мерилом точности, изящества и благородства, как самое совершенное изображение человеческого тела».

№ слайда 5 ПАН В ГРЕЧЕСКОЙ МИФОЛОГИИПан – бог лесов и рощ.Он родился покрытый волосами, с р Описание слайда:

ПАН В ГРЕЧЕСКОЙ МИФОЛОГИИПан – бог лесов и рощ.Он родился покрытый волосами, с рогами, с козлиными копытами, кривым носом, с бородой и хвостом.Мать Пана, испуганная видом младенца, бросила его, но ребёнка подобрал бог Гермес и отнёс на Олимп. Ребёнок рассмешил всех богов, был принят в их число и получил имя Пан.Пан – весёлый бог. Он пляшет с нимфами, играет на свирели, бродит по лесам.

№ слайда 6 ЛЮБОВЬ ПАНА К НИМФЕ СИРИНГЕНастала пора, и стрелы Амура ранили сердце Пана, он в
Описание слайда:

ЛЮБОВЬ ПАНА К НИМФЕ СИРИНГЕНастала пора, и стрелы Амура ранили сердце Пана, он влюбился.Нимфа Сиринга обвораживала всех и всех отвергала.Она, преследуемая Паном, убегала. Он всё ближе. Сейчас догонит. А на пути река. Сиринга обратилась с мольбой о помощи к реке. Бог реки спас её, превратив в тростник.Пан сделал из тростника свирель и с той поры не расставался с ней.

№ слайда 7 СОСТЯЗАНИЕ ПАНА И АПОЛЛОНАПан гордился своей игрой на свирели. Однажды он вызвал Описание слайда:

СОСТЯЗАНИЕ ПАНА И АПОЛЛОНАПан гордился своей игрой на свирели. Однажды он вызвал самого Аполлона на соревнование.Нежно неслись звуки пастушеской свирели, проникая в самое сердце.Аполлон ударил по золотым струнам своей кифары, и полились величественные звуки…

№ слайда 8 Все славили Аполлона. Только один Мидас не восторгался его игрой, а хвалил прони
Описание слайда:

Все славили Аполлона. Только один Мидас не восторгался его игрой, а хвалил проникновенную игру Пана.Разгневанный Аполлон схватил Мидаса за уши и тянул их до тех пор, пока не превратил в ослиные.А опечаленный Пан удалился в чащу лесов, часто раздаются там полные грусти, нежные звуки его свирели , и с любовью внимают им юные нимфы.

№ слайда 9 М. ВРУБЕЛЬ "ПАН"Художник Михаил Врубель смело перевоплотил эллинского бога приро Описание слайда:

М. ВРУБЕЛЬ "ПАН"Художник Михаил Врубель смело перевоплотил эллинского бога природы в полуфантастическое существо, близкое нашей русской мифологии.Огромную роль в этом перевоплощении играет тонко прочувствованный лирический русский пейзаж. Опишите пейзаж. Органично сливается с пейзажем фигура самого Пана с морщинистым старым лицом, негнущимися корявыми пальцами.

№ слайда 10 У Пана старческое лицо, но сильные руки и тело.Всмотритесь в картину. Откуда Пан Описание слайда:

У Пана старческое лицо, но сильные руки и тело.Всмотритесь в картину. Откуда Пан берёт силу? У Пана голубые глаза и добрая улыбка. С чем перекликается голубизна его проницательных и мудрых глаз? Подумайте, почему художник изобразил Пана в ночное время?

№ слайда 11 ПАН В РУССКОЙ ПОЭЗИИМ.Ю.Лермонтов в детстве был пленён образом греческого бога П Описание слайда:

ПАН В РУССКОЙ ПОЭЗИИМ.Ю.Лермонтов в детстве был пленён образом греческого бога Пана.В лесу Середникова образы из книг оживали. Ему представлялся Пан , который приходит сюда, под рябину, и учит поэтическому мастерству.Тогда приходит Пан с толпою пастухов,И пляшут вкруг меня на бархате лугов.Но чаще бог овец ко мне в уединеньеЯвляется, ведя святое вдохновенье:Главу рогатую ласкает лёгкий хмель,В одной руке его стакан, в другой свирель!Он учит петь меня, и я в тиши дубравыИграю и пою, не зная жажды славы.

№ слайда 12 Посмотрите ещё раз на это фантастическое существо, на его добродушную улыбку и з Описание слайда:

Посмотрите ещё раз на это фантастическое существо, на его добродушную улыбку и запомните всё, что связано с этим образом.

№ слайда 13 В.А.СЕРОВ «ПОХИЩЕНИЕ ЕВРОПЫ» Описание слайда:

В.А.СЕРОВ «ПОХИЩЕНИЕ ЕВРОПЫ»

№ слайда 14 Многие художники использовали в своём творчестве миф о похищении Европы Зевсом. Описание слайда:

Многие художники использовали в своём творчестве миф о похищении Европы Зевсом.

№ слайда 15 Расскажите легенду о похищении Европы Зевсом, принявшим облик быка.Опишите карти Описание слайда:

Расскажите легенду о похищении Европы Зевсом, принявшим облик быка.Опишите картину В.А.Серова.Какой эпизод мифа лёг в основу картины?

№ слайда 16 Описание слайда: № слайда 17 Описание слайда: № слайда 18 Перед вами статуэтка «Амур» знаменитого французского скульптора Этьена Мориса Фа Описание слайда:

Перед вами статуэтка «Амур» знаменитого французского скульптора Этьена Мориса Фальконе.Фальконе – автор многочисленных изящных статуэток на мифологические темы.Юный бог любви Амур, сын Венеры, изображён , согласно традиции, в виде лукавого мальчика с крылышками за спиной.

№ слайда 19 Статуэтка выполнена в новом для того времени материале – бисквите, имитирующем м Описание слайда:

Статуэтка выполнена в новом для того времени материале – бисквите, имитирующем мрамор и являющемся разновидностью фарфора, иначе называемом «севрским»фарфором. Хранится эта статуэтка в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина.

№ слайда 20 Антуан Бари – прославленный французский скульптор-анималист, сторонник романтиче Описание слайда:

Антуан Бари – прославленный французский скульптор-анималист, сторонник романтического направления в скульптуре. Излюбленные сюжеты его творчества – сцены борьбы и охоты.Перед вами бронзовая статуэтка А.Бари «Тезей и Минотавр».

№ слайда 21 Бари иллюстрирует миф о герое древнегреческого эпоса Тезее.Каждый 9 год Афины до Описание слайда:

Бари иллюстрирует миф о герое древнегреческого эпоса Тезее.Каждый 9 год Афины должны были отправлять 7 юношей и стольких же девушек в г. Кнос на Крите на съедение полубыку-получеловеку чудовищу Минотавру, обитающему в лабиринте.

№ слайда 22 Дочь критского царя Ариадна , воспылавшая любовью к прекрасному юноше Тезею, дар Описание слайда:

Дочь критского царя Ариадна , воспылавшая любовью к прекрасному юноше Тезею, дарит ему клубок ниток и меч.

№ слайда 23 В единоборстве с Минотавром Тезей убивает его, и, сматывая нить клубка, прикрепл Описание слайда:

В единоборстве с Минотавром Тезей убивает его, и, сматывая нить клубка, прикреплённую к выходу из лабиринта, легко выходит из него и выводит оттуда своих соотечественников.

№ слайда 24 Сюжет композиции заимствован из римской мифологии.Бог подземного царства Плутон, Описание слайда:

Сюжет композиции заимствован из римской мифологии.Бог подземного царства Плутон, поднявшись из земных глубин, похитил гулявшую на цветущих лугах дочь богини плодородия Цецеры – Прозерпину, чтобы стала его супругой и владычицей душ умерших.Франсуа Жирардон«Похищение Прозерпины».Бронза.Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина

№ слайда 25 Цецера разгневалась, и плоды перестали созревать.Тогда владыка богов Юпитер пове Описание слайда:

Цецера разгневалась, и плоды перестали созревать.Тогда владыка богов Юпитер повелел Прозерпине одну часть года проводить в подземном царстве, а другую – наслаждаться светом. Миф о Прозерпине символизирует смену времён года.

№ слайда 26 ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕОписать устно или письменно понравившуюся картину или скульптуру Описание слайда:

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕОписать устно или письменно понравившуюся картину или скульптуру.

№ слайда 27 МОЁ ВОСПРИЯТИЕ КАРТИНЫ М.ВРУБЕЛЯ "ПАН"Передо мной на картине Михаила Александров Описание слайда:

МОЁ ВОСПРИЯТИЕ КАРТИНЫ М.ВРУБЕЛЯ "ПАН"Передо мной на картине Михаила Александровича Врубеля расположилось фантастическое существо, словно возникшее из-под земли. Это Пан. Как интересно, познакомившись с древнегреческим мифологическим героем, вдруг увидеть его на родной земле. Увидеть преображённым удивительной фантазией художника.Вот он как выглядит. Седые кудри, длинная седая борода, рожки на голове, нет только козлиных копытец. Но притягивают к себе глаза. Голубизна его проницательных и мудрых глаз тонко перекликается с фиалками, светящимися перед Паном, словно драгоценные камни, с синевой протекающей среди кустов речки. Глаза таят в себе добродушную улыбку.Стар Пан, как сама природа. Морщины избороздили лицо, время не пощадило пальцы, они стали корявыми и негнущимися.

№ слайда 28 Но тело и руки ещё сильные и крепкие. Он врос в землю. Мне кажется, что силы ему Описание слайда:

Но тело и руки ещё сильные и крепкие. Он врос в землю. Мне кажется, что силы ему даёт матушка-земля русская.Мудрый Пан охраняет мирный покой природы. В руках у него свирель, с которой он никогда не расстаётся, но сейчас не время для музыки. Пан сейчас - владыка таинственной ночи и тишины. Да, он наш, русский. Под талантливой рукой Михаила Врубеля органично слилась фигура самого Пана с типично русским пейзажем. В свете луны хорошо видны кудрявые берёзки, мелкий кустарник, речка, бегущая по низменному лугу. Как всё близко и знакомо! И Пан как символ этой природы.

№ слайда 29 Использованная литератураи оформление1.Немировский А.И. Мифы Древней Эллады. – М Описание слайда:

Использованная литератураи оформление1.Немировский А.И. Мифы Древней Эллады. – М., Просвещение, 1992.2. Кун Н. Мифы и легенды Древней Греции3. Ботвинник М.Н., Коган М.А., Рабинович , Селецкий Б.П. Мифологический словарь. М.: Просвещение, 1965Изображения, картинки и фотографии – из Интернета

ppt4web.ru

Мифы и легенды Др.Греции и Рима в живописи. Часть 5. Афина : 2nikgar2

Одна из наиболее почитаемых богинь Древней Греции - Афина, дева-воительница, богиня организованной войны, военной стратегии и мудрости, знаний, искусств и ремёсел; покровительница городов и государств, наук и ремёсел, ума, сноровки, изобретательности. В римской мифологии ей соответствовала Миневра. Эпитеты: около 50-ти. Чаще всего упоминаются: Паллада - сотрясающая оружием, Парфенос - дева, также её называли совоокой, сероокой и русоволосой.Подготовительный картон работы И.Веддера для мозаики в Библиотеке Конгресса, Вашингтон, 1896 г.

Атрибуты: шлем, эгида(щит), обтянутая козьей шкурой и украшенная головой Горгоны Медузы, олива.Животные: сова, змея.Рядом с Афиной часто изображали крылатую богиню победы - Нику.Изобретения: Афина считалась основательницей государства; она изобрела: колесницу, корабль ,флейты и трубы, керамический горшок, грабли, плуг, ярмо для волов и уздечки для лошадей; научила ткачеству, прядению и кулинарии; учредила законы и ареопаг (высший суд в Афинах).Хендрик ван Бален. Как видите, даже обнажившись, Афина сохраняет шлем, благодаря которому её легко отличить от Афродиты и Геры. 1599г

Джорджо Вазари "Изготовления эгиды Афины"1567г

Иохим фон Зандрарт "Минерва и Сатурн охраняют искусство и науку от зависти и лжи"1644г

Питер Пауль Рубенс "Минерва защищает Мир от Марса"

Бартоломео Спрангер "Афина, как победительница невежества"

Франс Флорис "Афина и музы" 1560г

Арнольд Хубракен "Афина Паллада, навещающая Апполона на Парнасе"1703г

Лавиния Фонтана "Минерва одевающаяся"1613г.

Жозеф-Бенуа Сюве"Бой Марса и Минервы"

Жак Луи Давид "Бой Ареса и Афины"

Ганс Роттенхаммер "Афины и музы"1610г

Рембрандт. "Афина Паллада или Александр Великий"

Франц фон Штук "Афина Паллада"1898г

Густав Климт "Афина Паллада" 1898гНеобычна история рождения богини. Зевс-громовержец знал, что у богини разума, Метис, будет от него двое детей: дочь Афина и сын необычайного ума и силы. Мойры, богини судьбы, открыли Зевсу тайну, что сын богини Метис свергнет его с престола и отнимет у него власть над миром. Испугался великий Зевс. Чтобы избежать грозной судьбы, которую сулили ему мойры, он, усыпив богиню Метис ласковыми речами, проглотил ее, прежде чем у нее родилась дочь, богиня Афина. Через некоторое время почувствовал Зевс страшную головную боль. Тогда он призвал своего сына Гефеста и приказал разрубить себе голову, чтобы избавиться от невыносимой боли и шума в голове. Взмахнул Гефест топором, мощным ударом расколол череп Зевсу, не повредив его, и вышла на свет из головы громовержца могучая воительница, богиня Афина-Паллада, в полном вооружении, в блестящем шлеме, с копьем и щитом.Рождение Афины из головы Зевса. Рисунок с краснофигурной древнегреческой вазы

Несмотря на то, что в классической мифологии Афина считается девственницей, встречаются упоминания о рождении ребенка, связывавшемся с Афиной и Гефестом. Афина пришла к Гефесту за оружием, а тот попытался овладеть ею, и она стала убегать. Гефест погнался за богиней и настиг ее, но Афина защищалась с оружием в руках. Гефест пролил семя на землю, после чего Гея-земля родила младенца - Эрихтония.Афина тайно воспитывала Эрихтония, желая сделать бессмертным и отдала в ларце трем дочерям Кекропа: Аглавре, Герсе и Пандросе, запретив открывать. Афина приставила к Эрихтонию двух змей, с тех пор в Афинах золоченых змей надевали на шею детям. Сестры открыли ларец и увидели ребёнка, обвитого змеями. Афина ввергла их в безумие, и они бросились с вершины акрополя в пропасть. После гибели сестер Эрихтоний был воспитан в храме Афины. Когда он вырос, то воцарился в Афинах.Парис Бордоне. "Афина отвергает ухаживания Гефеста".1557г

Якоб Йорданс. "Дочери Кекропа находят младенца Эрихтония" 1640г

Джаспер ван дер Лаанен "Дочери Кекропа находят младенца Эрихтония"1620

Питер Пауль Рубенс "Дочери Кекропа находят младенца Эрихтония"

Одним из самых известных эпизодов, связанных с именем Афины является ее состязание с Арахной. Не откажу себе в удовольствие опять процитировать Н.А.Куна"На всю Лидию славилась Арахна своим искусством. Часто собирались нимфы со склонов Тмола и с берегов златоносного Пактола любоваться ее работой. Арахна пряла из нитей, подобных туману, ткани, прозрачные, как воздух. Гордилась она, что нет ей равной на свете в искусстве ткать. Однажды воскликнула она:— Пусть приходит сама Афина-Паллада состязаться со мной! Не победить ей меня; не боюсь я этого.И вот под видом седой, сгорбленной старухи, опершейся на посох, предстала перед Арахной богиня Афина и сказала ей:— Не одно зло несет с собой старость: годы несут с собой опыт. Послушайся моего совета: стремись превзойти лишь смертных своим искусством. Не вызывай богиню на состязание. Смиренно моли ее простить тебя за надменные слова, молящих прощает богиня.Арахна выпустила из рук тонкую пряжу и гневом сверкнули ее очи. Уверенная в своем искусстве, смело ответила она:— Ты неразумна, старуха, старость лишила тебя разума. Читай такие наставления твоим невесткам и дочерям, меня же оставь в покое. Я сумею и сама дать себе совет. Что я сказала, то пусть и будет. Что же не идет Афина, отчего не хочет она состязаться со мной?— Я здесь, Арахна! — воскликнула богиня, приняв свой настоящий образ.Нимфы и лидийские женщины низко склонились перед любимой дочерью Зевса и славили ее. Одна лишь Арахна молчала. Подобно тому как алым светом загорается ранним утром небосклон, когда взлетает на небо на своих сверкающих крыльях розоперстая Заря-Эос, так зарделось краской гнева лицо Афины. Стоит на своем решении Арахна, по-прежнему страстно желает она состязаться с Афиной. Она не предчувствует, что грозит ей скорая гибель.Началось состязание. Великая богиня Афина выткала на своем покрывале посередине величественный афинский Акрополь, а на нем изобразила свой спор с Посейдоном за власть над Аттикой. Двенадцать светлых богов Олимпа, и среди них отец ее, Зевс-громовержец, сидят как судьи в этом споре. Поднял колебатель земли Посейдон свой трезубец, ударил им в скалу, и хлынул соленый источник из бесплодной скалы. А Афина, в шлеме, со щитом и в эгиде, вонзила глубоко в землю свое копье, и выросла священная олива. Боги присудили победу Афине, признав ее дар Аттике более ценным. По углам изобразила богиня, как карают боги людей за непокорность, а вокруг выткала венок из листьев оливы. Арахна же изобразила на своем покрывале сцены из жизни богов, в которых боги были слабыми и одержимыми человеческими страстями. Кругом же выткала Арахна венок из цветов, перевитых плющом. Верхом совершенства была работа Арахны, она не уступала по красоте работе Афины, но в изображениях ее видно было неуважение к богам, даже презрение. Страшно разгневалась Афина, она разорвала работу Арахны и ударила ее челноком. Несчастная Арахна не перенесла позора; она свила веревку, сделала петлю и повесилась. Афина освободила из петли Арахну и сказала ей:— Живи, непокорная. Но ты будешь вечно висеть и вечно ткать, и будет длиться это наказанье и в твоем потомстве. Афина окропила Арахну соком волшебной травы, и тотчас тело ее сжалось, густые волосы упали с головы, и обратилась гордая царевна в паука. С той поры висит паук-Арахна в своей паутине и вечно ткет ее, как ткала при жизни."

Густав Доре. Иллюстрация к Данте

Диего Веласкес "Пряхи"( "История Арахны")Долгое время эта картина называлась "Пряхи" или "Фабрика гобелена Санта-Исабель в Мадриде "Однако, в 1948г, Диего Ангуло Инигес указал на связь между описанием Веласкеса сцены и легенде об Арахне. Действительно, если на картине сцена из жизни ткачих гобеленов, то неясно, что происходит на втором плане. Если принять версию, что художника вдохновила книга Овидия "Метаморфозы", которая, конечно же, имелась в его библиотеке, то картина становится понятной.Таким образом, молодая женщина, слева - Арахна; у прялки - Афина, в образе старой женщины. На заднем плане картины ,способом "одновременных эпизодов," показана вторая часть легенды : Арахна стоит перед своим гобеленом, вытканным на тему "Похищение Европы" по картине Тициана. Рядом - Афина, в шлеме и броне. Три женщины, справа, могут символизировать богинь Судьбы.

Но не только карала мудрая Афина. Те, кто чтили ее, тем оказывала она всемерную помощь.Персей. Был воспитан в храме Афины. Провожая его на подвиги, богиня вручила ему меч и, что самое главное зеркальный щит, с помощью которого Персей расправился с Медузой - Горгоной. В благодарность за это Персей подарил Афине полову Медузы, которую она укрепила на своем щите - эгиде. Позднее Персей был помещен Афиной на небо.

Кристиан Бернхард Роде "Афина вручает Персею зеркальный щит"

Беллерофонт. Временно жил в Тиринфе, у царя Прета.Жена Прета, Алтея влюбилась в Беллерофонта, но, не пользуясь взаимностью, обвинила его в покушении на её честь. Тогда Прет отправил Беллерофонта к своему зятю Иобату в Ликию с тайной просьбой убить Беллерофонта. Но Иобат не решился на это и стал посылать его в опасные походы. Иобат сначала приказал Беллерофонту убить изрыгавшую пламя трёхликую Химеру, которую Беллерофонт и умертвил, сражаясь с ней на крылатом коне Пегасе - подарке Афины.Александр Иванов "Беллерофонт отправляется в поход против Химеры"

Кадм.Скитался во Фракии, Фокиде, затем основал Фивы. Корову, следовать за которой ему указал оракул Аполлна, он принес в жертву Афине. Встретился с драконом, рожденного Аресом. Дракон убил спутников Кадма, а Кадм убил его камнем, который дала ему Афина. После этого Афина предоставила ему царскую власть, а Зевс дал в жены Гармонию, дочь Ареса и Афродиты.Хендрик Гольциус "Кадм убивает дракона"Кроме того неоднократно помогала Гераклу, Одиссею, Диомеду, Ахиллу, Тесею и Ясону.Но бывало,что и обижали гордую богиню. И больнее всего обидел Афину Парис, в известной истории. Позволю себе коротко напомнить ее.Богиня раздора Эрида, обиженная тем, что её не пригласили на свадебный пир Пелея и Фетиды, решила отомстить богам и подбросила пирующим яблоко с надписью «Прекраснейшей». Тотчас между тремя богинями: женой Зевса Герой, воительницей Афиной и богиней любви Афродитой — возник спор: кому по праву принадлежит яблоко? Богини обратились к Зевсу, но тот отказался быть судьёй. Зевс отдал яблоко Гермесу и велел отвести богинь в окрестности Трои к прекрасному сыну царя Трои Парису, который и должен выбрать прекраснейшую из трёх богинь. Каждая из них стала убеждать Париса отдать яблоко ей, суля юноше великие награды. Гера пообещала Парису власть над всей Азией, Афина — военные победы и славу. Парис отдал яблоко Афродите, которая обещала наградить его любовью любой женщины, которую он выберет. Гера и Афина возненавидели Париса и всех троянцев.Тема эта очень полюбилась живописцам. Некоторые писала ее по несколько раз. Например,Кранах.1528г.

1527г.

1530г.

Или Рубенс1633г

1638г.

Но большинству достаточно было и одного раза.Ансельм фон Фейербах 1870г

Ботичелли 1485г.

Жанс Франсуа де Труа 1734г

Лука Джордано 1681г.

Пьер Август Ренуар 1909г.

Михаил Врубель 1893г.

2nikgar2.livejournal.com

Андромеда и Персей: мифы древней Греции. "Персей и Андромеда"

Баловень судьбы, человек, щедро одаренный всем, что только может дать природа, вот кто такой Рубенс. Петер Пауль был разносторонне одарен, обладал прекрасной внешностью, талантом схватывать все налету, цепкой памятью, которая позволила ему быть одним из самых образованных людей своего времени. Он владел 6-ю языками, прекрасно ориентировался в музыке, поэзии и других видах искусства, обладал талантом блестящего дипломата. Кроме того, он был необычайно удачлив.

рубенс петер пауль

Но величайшую славу во времени и пространстве Рубенсу обеспечила гениальность непревзойденного художника.

Титан

Чародей, «король художников, художник королей» - какими только эпитетами не награждали современники этого талантливого и удивительно плодовитого гения эпохи барокко. Интересной и заманчивой сделал скучную эпоху правления герцога Альба удивительный мастер живописи Рубенс, картины которого украшают все музеи мира.

Он был великолепен во всех жанрах – портрет, исторические и религиозные полотна, пейзаж, полотна на мифологические сюжеты – ему было подвластно все, во всем он достигал вершин.рубенс картины

Удивительная плодовитость

Художник оставил потомкам тысячи подписанных им картин, что говорит о его работоспособности и количестве талантливых учеников. Много картин во всех жанрах, в том числе и написанных на известные сюжеты из «Мифов и легенд» Древней Греции и Рима. Он писал Прометея и амазонок, подвыпивших Диониса и Силена, истории похищения Ганимеда и дочерей Левкиппа, Калидонскую охоту и голову Медузы и праздник римской богини любви – Венеры. Художник прекрасно знал мифологию. Очень многие сюжеты запечатлел Рубенс, картины которого являются лучшими иллюстрациями к старинным сказкам Средиземноморья.описание картины рубенса

Полнокровность героев Рубенса

Правда, пышущие здоровьем герои полотен художника иногда отличаются от стройных юношей и девушек, изображенных на древних амфорах, да и понятие «красивый» у него неразрывно связано с упитанностью. Вот и сын царя Троя Ганимед, известный своей необыкновенной красотой, из-за которой Зевс в образе орла похитил его и сделал своим виночерпием, чтобы все время иметь перед глазами сказочного принца, на полотне Рубенса больше похож на толстого переростка, перепуганного до синевы. У великого фламандца, как правило, одному сюжету посвящены несколько работ. На одной из них легендарный сын Троя совсем неплох, зато орел на всех полотнах просто великолепен. Вот и красота Персея на картине несколько своеобразна. Но это, разумеется, частное мнение. Очевидно, Рубенс меньше всего хотел рисовать «красивость».персей и андромеда рубенс

Один из самых известных древнегреческих героев

Картина «Андромеда и Персей» является шедевром мировой живописи. Ее сюжет очень популярен. Персея, убившего Медузу Горгону, самую страшную и всесильную из трех змееволосых дочерей двух морских божеств Форкия и Кето, знают даже люди, далекие от мифологии. Способность убитой героем Горгоны обращать в камень все живое, без преувеличения, знакома всем и каждому. Речь о ней зашла потому, что прямо в центре картины тщательно выписана отрубленная голова чудища, прикрепленная к поверхности зеркального щита, подаренного герою Афиной Палладой для осуществления именно этого подвига – убийства Медузы. Вообще, олимпийские боги очень хорошо экипировали великого сына Данаи, родившей его от Зевса. Сюжет о появлении героя на свет тоже хорошо известен. Аргосский царь Акрисий, узнав, что погибнет от руки внука, спрятал свою дочь Данаю в подземелье. Но от громовержца не скроешься – он просочился к возлюбленной в виде золотого дождя.

Всем миром

Так вот, на полотне «Андромеда и Персей» очень скрупулезно изображены все доспехи - подарки богов. Правда, данные рознятся, кто что подарил конкретно, но основная версия такова. Шапку-невидимку дал Аид. Гермес, посланник богов, подарил свои крылатые сандалии и указал герою дорогу. Бог огня - кузнец Гефест - дал острый кривой меч, так как только это орудие могло прорубить шкуру Медузы, всю покрытую чешуей. На картине еще изображен Пегас, родившийся из туловища убитой Медузы Горгоны. По сюжету мифа, Персей освобождал Андромеду без помощи крылатого коня. Но художник как бы характеризует великого героя, предъявляя зрителю свидетельства его великих дел.

Надо сказать, что миф «Персей и Андромеда» очень популярен у писателей, поэтов и художников, но именно полотно Рубенса сразу возникает перед глазами при упоминании этой пары.персей и андромеда описание картины

Суть истории

Сюжет картины таков. Великий герой Греции, основатель Микен, будущего центра греческой цивилизации, пролетал над морем и увидел красивую девушку, прикованную к скале, с выражением ужаса на лице. Спустившись, Персей узнал, что Андромеду, а это была именно она, дочь эфиопской спесивой царицы Кассиопеи и царя Кефея, велено принести в жертву морскому чудовищу, посланному Посейдоном с целью наказания матери девушки за ее длинный язык. Кассиопея очень гордилась красотой дочери и утверждала, что она затмевает нереид, детей морского бога Нерея. Царица забыла, что олимпийцы мстительны и не выносят ни малейшей конкуренции. Страшная гигантская рыба стала регулярно опустошать страну. Оракул рассказал, что чудищу надо отдать Андромеду, и беды прекратятся. миф персей и андромеда

Но Персей решил иначе, он разрубил гефестовским мечом оковы и отправил девушку на берег, предварительно спросив у стоявших тут же родителей красавицы, отдадут ли они Андромеду ему в жены, если чудовище будет убито. Получив согласие, он кинулся навстречу судьбе. Бой был страшным, крылатые сандалии мокли, меч не помогал, но голова Медузы выручила Персея. Он показал ее рыбе, и та окаменела, превратившись в прибрежную скалу. Герой вернулся на берег к суженой. Андромеда и Персей жили долго и счастливо. Она родила ему семерых детей: красавицу Горгофону и 6-х сыновей, старший из которых Перс стал родоначальником персидского народа, а младший Электрион – отцом Алкмены, матери Геракла. То есть величайший герой Древней Греции приходится Персею правнуком. О роли Зевса во всей этой истории говорить не приходится – он был отцом и Персея, и Геракла.

«А теперь, краса-девица, на тебе хочу жениться…»

Описание картины Рубенса можно начать с указания точного момента этой трогательной истории - победитель возвращается к смущенной и счастливой возлюбленной, которая только что так счастливо избежала смерти. В картине есть все - и торжественность момента (богиня победы Ника надевает на героя его шлем), и радость встречи влюбленных над головой поверженного чудовища. Веселые ангелочки символизируют радость и благодарность всего освобожденного от напасти эфиопского народа, вывалившего, по легенде, шумной толпой на берег моря. Можно бесконечно говорить о палитре художника, который потрясает зрителей XXI века, точно так же как и современников. Сотни книг написаны о его мастерстве и совершенстве владения кистью, о его способах нанесения красок на полотно, жизнелюбии, льющемся с его полотен.персей и андромеда картина

Вершина творчества

«Андромеда и Персей» - гениальное полотно создателя школы барокко, волнующе-яркого, жизнеутверждающего стиля художественного выражения. Только великие творцы, а их не так много, становятся основоположниками какого-нибудь направления в искусстве. Питер Пауль Рубенс в совершенстве владел силой пластического воображения, динамичностью форм и ритмов. В его произведениях торжествовало декоративное начало. Все это вместе составляло основу его творчества. В своем произведении «Персей и Андромеда» Рубенс показал, что достиг тех вершин, к которым стремились три предшествующих поколения мастеров его родины Фландрии, а именно слияния воедино великой классической традиции мастеров Древней Греции и Рима, которую возродил Ренессанс, с реализмом мастеров южнонидерландской (фламандской) школы живописи.

Реализм – основа творчества

1577 –1640 - годы жизни гениального художника. Свой бесспорный шедевр «Персей и Андромеда» Рубенс писал в 1620-1621 годах, то есть будучи зрелым мастером, со своей узнаваемой с первого взгляда манерой письма. И реализм великого фламандца заставил звучать по-новому греческий миф. Он приблизил героев к жизни. И Персей похож на реального мужчину, способного защитить любимую и без крылатых сандалий, и Андромеда похожа не на эфиопскую темнокожую принцессу, а на фламандскую девушку – белотелая, с ярким румянцем, с прекрасным светлыми волосами, которые так удавались Рубенсу. Об этой его манере, которую один автор назвал «загадкой валёров», удачно разгаданной мастером. Означает это то, что «Персей и Андромеда» - картина, в которой Питер Пауль применял лессировку. Это техника, в результате использования которой получается глубокий переливчатый цвет. Происходит это за счет нанесения на основной колер полупрозрачных красок такого же тона.

Прекрасная цветовая гамма

В этой картине большую роль сыграл контраст металлических темных доспехов героя с нежным обнаженным телом девушки – она беззащитная, он может защитить. Так запечатлен момент встречи героев на полотне Рубенса «Персей и Андромеда». Описание картины можно закончить словами о свободной уверенной манере письма великого художника и прекрасной насыщенной палитре полотна. Локальные контрастные пятна, разбросанные по картине - бордовый, синий, коричневый - объединяются в общий цветовой поток. В нем выделяется и доминирует светлое розово-жемчужное тело красавицы. Поэту Джону Ричардсу принадлежат такие строки, навеянные этой картиной: «… и темный панцирь сына Данаи оттеняет сладко-снежное тело…». Наилучший вариант этого бессмертного произведения хранится в Эрмитаже.

fb.ru

«сюжеты древнегреческих мифов в живописи»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств» р.п.Ровное Саратовской области

Всероссийский Конкурс ученических рефератов «Кругозор»

«СЮЖЕТЫ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИХ МИФОВ В ЖИВОПИСИ»

Реферат

учащейся 8 класса фортепианного отделения

МБОУ ДОД «Детская школа искусств» р.п.Ровное

Предмет «Беседы об искусстве»

Ермаковой Надежды Александровны

Руководитель Масленникова Ирина Ивановна

2013г.

Содержание

I. Введение……………………………………………………………………....3

II. Мифы Древней Греции и европейское изобразительное искусство……..5

2.1.Греческая мифология………………………………………………………5

2.2.Сюжеты древнегреческих мифов в живописи……………………………8

2.3.Роль древнегреческих мифов в жизни человека………………………....................................................................20

III.Заключение…………………………………………………………………22

IV.Список использованной литературы……………………………………..24

V. Приложение……………………………………………………………….25

I. ВВЕДЕНИЕ

Европейская культура, в том виде, в котором знакомы с ней современные люди, своим происхождением обязана Античности. Мы, порой, даже не подозреваем, насколько глубоко проникли герои и образы древних мифов в нашу жизнь.

Достижения древних греков удивительны во всех областях, и на них основана вся европейская цивилизация. Античность сопровождает европейское человечество на всем его пути. «Мы видим глазами греков и говорим их оборотами речи», – сказал Якоб Буркхардт, швейцарский историк и философ культуры.

Одним из самых ранних и существеннейших элементов античной культуры является миф. Миф (от греч. muthos - слово, сказание) - это повествование о происхождении мира, богов, героев, различных народов, событиях естественной и общественной истории, которые возникли в глубокой древности и в устной форме передавались из поколения в поколение. Миф исключительно важный шаг в познании и понимании окружающего мира, в самопознании человека. В мифе сочетаются реальное и вымышленное, рациональное и эмоциональное, природное и культурное. Миф - универсальное обобщение человеческой жизни, неотъемлемое свойство всей культуры.

Греческие мифы глубоко проникли в образ мыслей современного человека, и мы порой не замечаем, как говорим о паническом страхе, об олимпийском спокойствии, бесстрашного человека сравниваем с Гераклом, а решительную женщину – с амазонкой. А выражения «троянский конь», «яблоко раздора», «нить Ариадны» и многие другие понятны практически всем.

Мифы веками накапливали опыт народов, их представления о добре и зле, о достойном и недостойном поведении. Передаваясь из поколения в поколение, они учили людей тому, как следует жить.

В современной жизни мы очень часто сталкиваемся с названиями и именами из древнегреческой мифологии. Мифы Древней Греции много веков вдохновляют поэтов, художников, скульпторов и композиторов всего мира, а значит, без знания сюжетов невозможно понять многие произведения искусства.

Актуальность и значимость данной темы определяется и тем, что древнегреческая мифология и религия сыграли неоценимую роль в становлении европейской культуры и в ее последующем развитии.

Цель данной работы - осмысление духовного богатства древнегреческой мифологии, красоты мифологических сюжетов и образов, получивших своё воплощение в живописи.

Для реализации поставленной цели необходимо рассмотреть следующие задачи:

- дать общую характеристику древнегреческой мифологии;

- выявить особенности интерпретации мифологических сюжетов и образов в живописи;

- показать роль древнегреческих мифов в жизни людей.

Методологическую основу работы составляют труды Я. Бурхарда, Н.А. Куна, Э.И. Ларионовой, Г.И. Чугунова.

II. Мифы Древней Греции и европейское изобразительное искусство2.1. Греческая мифологияГреческая мифология или мифология Древней Греции возникла гораздо позже большинства античных представлений греческого народа о мире. Эллины, подобно другим народам древности, стремились каким-то образом разгадать грозные и часто непонятные природные явления, познать те таинственные неизвестные силы, которые управляют человеческой жизнью. Фантазия древних греков и породила древнегреческую мифологию, населила окружающий мир добрыми и злыми сказочными существами: в рощах и на деревьях поселились дриады, в реках – нимфы, в горах – ореады, в океанах и морях – океаниды. Облик природы, дикий и непокорный, олицетворяли кентавры и сатиры.

При исследовании греческой мифологии становится ясно, что миром в то время правили бессмертные боги, добрые и мудрые. Они обитали на вершине громадной горы Олимп и представлялись как прекрасные и совершенные существа, подобные по внешнему облику людям. Они представляли собой единую семью, главой которой был Зевс-Громовержец. Очеловечивание божественных существ являлось характерной особенностью греческой религии, что позволяло сделать греческую мифологию ближе обычным людям. В качестве высшей меры совершенства считалась внешняя красота. Итак, могучие силы природы, ранее неподвластные ни понимаю человеку, ни тем более его влиянию, становились понятными, более объяснимыми для воображения обычного человека.

Греческий народ стал творцом неповторимых в своей красочности мифов и легенд о жизни людей, богов и героев. В древнегреческой мифологии воспоминания о далеком, давно забытом прошлом и поэтический вымысел слились воедино. Греческая мифология представляет собой первобытную попытку осмыслить действительность, придать всей природной картине целесообразность и стройность, расширить жизненный опыт.

Трудно установить в точности, когда появились первые греческие мифы и легенды, в которых были явлены миру человекоподобные боги, и есть ли они наследие древней критской (3000-1200 годы до нашей эры) или микенской (до 1550 года до нашей эры) культур. Легенды, предания и сказания передавались из поколения в поколение певцами - аэдами и не были зафиксированы письменно. Аэд (от греч. — певец) — в Древней Греции профессиональный исполнитель эпических песен под аккомпанемент щипкового инструмента форминги (наподобие лиры). Аэды могли быть странствующими и на постоянной службе у царей и греческих общин, преимущественно до VII—VI века до нашей эры — позднее на смену аэдам пришли рапсоды. Песни аэдов имели импровизационный характер и оказали существенное влияние на развитие греческого эпоса.

Первыми записанными произведениями, донесшими до нас неповторимые образы и события, были гениальные поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Запись их датируется VI веком до нашей эры. По мнению историка Геродота, Гомер мог жить за три века до этого, то есть около IX-VIII веков до нашей эры. Но, будучи аэдом, он использовал творчество предшественников, еще более древних певцов, самый ранний из которых, Орфей, по ряду свидетельств, жил приблизительно во второй половине II тысячелетия до нашей эры. К этому времени относятся мифы о путешествии аргонавтов за золотым руном, среди которых находился и Орфей. Современная наука полагает, что великий эпос не может появиться неожиданно и случайно. Поэтому гомеровские поэмы рассматриваются как завершение длительного развития догомеровских, давно исчезнувших героических песен, следы которых, однако, можно найти в самих текстах «Илиады» и «Одиссеи».

Недосягаемый образец, которым доныне является гомеровский эпос, не только донес до потомков обширные знания об эллинской жизни, но и позволил составить представление о взглядах греков на мироздание. Все сущее образовалось из Хаоса, который являл собою борьбу стихий. Первыми появились Гея - земля, Тартар - ад и Эрос - любовь. От Геи родился Уран, и затем от Урана и Геи - Кронос, циклопы и титаны. Одолев титанов, Зевс воцаряется на Олимпе и становится правителем мира и гарантом вселенского порядка, который наконец наступает в мире после долгих потрясений. Древние греки были величайшими мифотворцами Европы. Именно они придумали слово "миф" (в переводе с греческого "предание", "сказание"), которым мы сегодня называем удивительные истории о богах, людях и фантастических существах. Мифы были положены в основу всех литературных памятников Древней Греции, включая поэмы Гомера, столь любимые в народе. И в нашем веке людей волнует старая как мир история Эдипа, убийцы отца; приключения Ясона, пересекшего Черное море в поисках волшебного золотого руна; судьба Елены, прекраснейшей из женщин, которая послужила причиной Троянской войны; странствия хитроумного Одиссея, одного из храбрейших греческих воинов; удивительные подвиги могучего Геракла, единственного из героев, кто заслужил бессмертие, а также истории великого множества других персонажей. Римляне, наследники культурных традиций Эгейского мира, многих италийских божеств приравняли к богам греческого пантеона[6].

Вообще, само создание мифов было первым шагом человека к творчеству и познанию самого себя. Древние греки были деятельным, энергичным народом, не боявшимся познавать реальный мир, хотя он и был населен враждебными человеку существами, вселявшими в него страх. Но безграничная жажда познания этого мира пересиливала страх перед неизвестной опасностью. Приключения Одиссея, поход аргонавтов за золотым руном - это запечатленные в поэтической форме все те же стремления узнать как можно больше о той земле, на которой обитает человек. В своих поисках защиты от страшных стихийных сил греки подобно всем древним народам, прошли через фетишизм - веру в одухотворенность мертвой природы (камней, дерева, металла), который потом сохранился в поклонении прекрасным статуям, изображавшим их многочисленных богов.

Древнегреческие боги были во всем подобны людям: добры, великодушны и милостивы, но в то же время зачастую жестоки, мстительны и коварны[7].

Человеческая жизнь неизбежно кончалась смертью, боги же были бессмертны и не знали границ в выполнении своих желаний, но выше богов была судьба - Мойра - предопределение, изменить которое не мог никто из них. Таким образом, греки, даже в участи бессмертных богов усматривали их сходство с судьбами смертных людей.

Боги и герои греческого мифотворчества были живыми и полнокровными существами, непосредственно общавшимися с простыми смертными, вступавшими с ними в любовные союзы, помогавшие своим любимцам и избранникам. И древние греки видели в богах существа, у которых все, свойственное человеку, проявлялось в более грандиозном и возвышенном виде. Безусловно, это помогало грекам через богов лучше понять себя, осмыслить собственные намерения и поступки, достойным образом оценить свои силы.

2.2. Сюжеты древнегреческих мифов в живописи.Сюжеты и герои древнегреческих мифов всегда интересовали художников разных эпох и направлений. Каждый из них находил свою интерпретацию мифологических образов.

Не остались в стороне и живописцы эпохи Возрождения, в частности Сандро Боттичелли (итал. Sandro Botticelli, 1445 —1510) — прозвище флорентийского художника Алесса́ндро ди Мариа́но ди Ва́нни Филипе́пи (итал. Alessandro di Mariano di Vanni Filipepi). Родился в семье зажиточного горожанина, получил хорошее образование. Прозвище Botticelli («бочонок») перешло к Сандро от его брата-маклера, который был толстяком. Учился живописи у монаха Филиппо Липпи и перенял у него ту страстность в изображении трогательных мотивов, которой отличаются исторические картины Липпи. Потом работал у известного скульптора Верроккьо. В 1470 г. организует собственную мастерскую.

Одна из знаменитых картин Боттичелли – «Рождение Венеры» (1484-1486). В «Рождении Венеры» художник изобразил образ Афродиты Урании - небесной Венеры, дочери Урана, рожденной из моря без матери. Существуют разные сказания о происхождении Афродиты. Классическая Афродита возникла обнаженной из воздушной морской раковины вблизи Кипра — отсюда прозвище «Киприда» — и на раковине добралась до берега. Оры в золотых диадемах увенчали её золотым венцом, украсили золотым ожерельем и серьгами, а боги дивились её прелести и возгорались желанием взять её в жены[1].

Картина иллюстрирует миф рождения Венеры (греч. Афродиты). Обнажённая богиня плывет к берегу в раскрытой раковине, подгоняемая ветром. В левой части картины Зефир (западный ветер) в объятиях своей супруги Хлориды (рим. Флора) дует на раковину, создавая ветер, наполненный цветами. На берегу богиню встречает одна из граций.

На картине запечатлено не само рождение, а последовавший за тем момент, когда гонимая дыханием гениев воздуха, Венера достигает берега. Кроме Венеры на картине изображена нимфа Ора, являющаяся воплощением природы, она готова прикрыть Венеру плащом. Ора - одна из трех Гор, нимф времен года. Эта Гора, судя по покрывающим ее одежду цветам, покровительствует весне, тому времени года, когда могущество Венеры достигает вершины. Возможно, на эту картину художника вдохновил один из гомеровских гимнов, в котором описывается, как Зефир, бог западного ветра, принес на остров Кипр Венеру, где ее приняли Горы.

В позе Венеры можно отметить влияние классической греческой скульптуры (поза, опора фигуры на одну ногу, жест рукой). Судя по всему, пропорции тела основаны на каноне гармонии и красоты, разработанном ещё Поликлетом и Праксителем.

Композиция картины благодаря фронтальному изображению Венеры в центре, симметрично расположенным фигурам справа и слева можно определить как статичную. Такая композиция делает картину спокойной и величественной. А линии покрывала Оры и накидки Зефира, линии их тел, волос Венеры, падающие цветы и ритм волн, наполняют картину внутренним движением, движением воздуха. Колорит картины можно определить как мягкий, ласковый, даже для плаща Оры художником выбран приглушенный красный тон, позволяющий поставить акцент, но не вызывающий раздражения.

Среди новшеств Боттичелли важным было использование холста, а не доски, для произведения столь крупного размера. Он добавлял минимальное количество жира к пигментам, благодаря чему холст в течение долгого времени оставался прочным и эластичным, а краска не трескалась. Было также установлено, что Боттичелли нанёс на картину защитный слой из яичного желтка, благодаря чему «Рождение Венеры» хорошо сохранилось.

Сюжеты древнегреческих мифов затронули и творчество художника Северного Возрождения Питера Брейгеля Старшего (1525—1569)- фламандского живописца и графика, самого известного и значительного из носивших эту фамилию художников. Мастер пейзажа и жанровых сцен. Чтобы не путать Питера Брейгеля с его сыном — тоже живописцем, Старшего позднее окрестили Брейгелем Мужицким. Из всех сохранившихся картин Брейгеля около трети находятся в Музее истории искусства в Вене[2].

Его картина «Пейзаж с падением Икара» (1555-1558, Музей изящных искусств, Брюссель) повествует о бесстрашном Икаре, сыне Дедала. Согласно древней легенде, строитель Дедал появился на острове Крит после того, как у себя на родине, в Аттике, убил своего племянника, которому завидовал. Последний был очень талантлив и сумел создать нужные человечеству инструменты: пилу, циркуль, гончарный круг. На Крите Дедал построил для царя Миноса огромный дворец с подземными лабиринтами. В лабиринте жило страшное чудовище - Минотавр. Жители Афин вынуждены были платить Миносу дань - посылать для прожорливого Минотавра юношей и девушек. Это длилось до тех пор, пока Тезей, попавший в лабиринт, не убил Минотавра. Благодаря Дедалу герой бежал с Крита. Разгневанный Минос повелел заточить Дедала, но тот сделал для себя и своего сына Икара крылья из перьев птиц. С помощью крыльев отец и сын покинули остров. Дедал предупреждал сына, чтобы он не взлетал слишком высоко, но Икар не послушался отца и взмыл вверх, к самому солнцу. От жара солнечных лучей воск, скреплявший перья, растаял, и юноша, лишенный крыльев, упал в море и утонул[3].

В XVI веке легенду об Икаре воспринимали как суровое предупреждение гордецам и недальновидным выскочкам, пренебрегающим своим предназначением. Конечно, Брейгель знал и античный источник сказания - "Метаморфозы" древнеримского поэта Овидия, где о пролетающих по небу Дедале и Икаре говорится следующее:

Каждый, увидевший их, рыбак ли с дрожащей удою, Или с дубиной пастух, иль пахарь, на плуг приналегший, - Все столбенели и их, проносящихся вольно по небу, За неземных принимали богов. Художник ввел в свою картину фигуры пастуха, пахаря и рыболова, но придал этим образам совсем иной смысл. Они Икара не видят или не хотят видеть: например, рыбак невозмутимо продолжает удить, хотя юноша и упал в воду прямо у него на глазах. А пастух смотрит в небо, хотя его овцы на краю обрыва, и пахарь, и рыболов – все они заняты своим делом. "Ни один плуг не остановится, когда кто-то умирает" - так говорит нидерландская пословица.

Картина полна покоя и умиротворения. Известный греческий миф Брейгель трактует весьма неожиданно. Человеческая нога, исчезающая в море, - вот и все, что осталось от бесстрашного героя. Смерти Икара не заметил никто: ни пастух, ни крестьянин на поле, ни рыбак на берегу. Автор картины сделал всё возможное, чтобы зрители в последнюю очередь увидели так называемое падение Икара. Две яркие точки притягивают наш взгляд- это рубаха крестьянина и жёлтое солнце над водной гладью. После этого мы начинаем обращать внимание на мелкие светлые детали - белых овец, белые горы, корабль с белыми парусами, и… барахтающегося человечка рядом с этим кораблём. Главный герой картины – солнце, а человек – песчинка, промелькнувшая в его лучах.

Ещё один из любимейших героев древнегреческой мифологии - Аполлон - сын Зевса и титаниды Лето, брат-близнец Артемиды, один из главнейших богов олимпийского пантеона. Ревнивая Гера - супруга Зевса запретила Лето вступать на твердую землю. Поэтому Аполлон и его сестра Артемида родились на плавучем острове Астерия, который после рождения близнецов стал называться Делосом.

Один из мифов повествует, что в наказание за убийство циклопов, ковавших отцу Аполлона Зевсу молнии, Зевс сделал своего сына пастухом. Аполлон должен был пасти стадо царя Адмета, но небрежно отнесся к порученному делу, и ловкий Меркурий (Гермес) украл у него стадо. Впрочем, Зевс приказал Меркурию вернуть похищенных коров, после чего позволил Аполлону вновь занять свое место среди богов[3].

Сюжет этого мифа изобразил в картине «Пейзаж с Аполлоном и Меркурием» Клод Лоррен (1600 – 1682). Лоррен родился в крестьянской семье, рано остался сиротой. Получив начальные познания в рисовании от своего старшего брата, искусного гравёра на дереве во Фрайбурге, в Брайсгау, в 1613—14 гг. он отправился вместе с одним из своих родственников в Италию. Работая слугой в доме художника-пейзажиста Агостино Тасси, усвоил некоторые технические приёмы и навыки. Вначале он выполнял заказные декоративные работы, т. н. «пейзажные фрески», но позже ему удалось стать профессиональным «пейзажистом» и сосредоточиться на станковых работах. Кроме того, Лоррен был великолепным офортистом; он оставил занятие офортом лишь в 1642, избрав окончательно живопись. С большим мастерством художник изображал игру солнечных лучей в различные часы дня, свежесть утра, полуденный зной, меланхолическое мерцание сумерек, прохладные тени теплых ночей, блеск спокойных или слегка колышущихся вод, прозрачность чистого воздуха и даль, застилаемую лёгким туманом. В его творчестве можно различать две манеры: картины, относящиеся к ранней поре его деятельности, писаны сильно, густо, в теплых тонах; позднейшие — более плавно, в холодноватом тоне[4].

Композиция картины «Пейзаж с Аполлоном и Меркурием» (ок. 1645) построена так, что увлекает взгляд зрителя вглубь картины. Для этого изогнутая линия берега уходит вдаль. На заднем плане в предрассветной дымке виден красивый идиллический пейзаж с римским акведуком. Колорит картины типичен для позднего Лоррена и заключается в преобладании холодных тонов. Расположение с обеих сторон картины на переднем плане деревьев создают эффект некоторой театральности происходящего, герои мифа предстают как действующие лица спектакля, где главное действующее лицо – природа, во всем ее великолепии. На эту мысль нас наводит масштаб изображенных фигур и ракурс их постановки (в пол оборота к зрителю).

Согласно записи, сделанной Лорреном в его "Книге истины", эта картина была написана для "Франческа Аберини". По всей видимости, это описка, и работу заказал художнику либо аристократ Франческа Алъберини, либо богатый римлянин Франческа Арберини. "Пейзаж с Аполлоном и Меркурием" с 1750 года хранится в Хоулкхэм Холле. Именно тогда ее купил владелец Хоулкхэм Холла Томас Коук, первый граф Лейстер.

Еще один герой древнегреческой мифологии – Леандр. Леандр — юноша из Абидоса в Троаде, который полюбил Геро, жрицу Афродиты, жившую в Сесте, расположенном на другом берегу пролива Геллеспонт. Каждую ночь Геро ждала, когда он переплывет пролив и, чтобы ему было светлее, зажигала огонь на башне. Леандр плыл на маяк и добирался до берега. Однажды огонь погас и Леандр не смог доплыть. Утром его тело прибило к ногам Геро. Увидев его, Геро в отчаянии бросилась в море с башни. «Башню Геро» позднее показывали в Сесте.

Сюжет этого мифа заинтересовал Этти Уильяма. Этти Уильям (William Etty) (1787-1849) - английский живописец периода романтизма, яркий представитель натурализма и исполнения обнаженной натуры Уильям Этти занимает достойное место среди английских художников. В чувстве и навыке колориста художнику не было равных в Англии в первой половине 19 века.

Родился в Йорке 10 марта 1787 года. Его отец был мельником и пекарем хлеба. Будущий живописец в возрасте одиннадцати с половиной лет был вынужден оставить отеческую крышу; по настоянию отца он был определен учеником в типографию. После семи лет ученических испытаний и унылой работы в типографии Этти уехал в Лондон.Помощь старшего брата и покровительство богатого дяди, помогли становлению Уильяма Этти, непосредственно как художника. Этти начал свое обучение, создавая наброски пейзажей, копируя различные изображения, рисунки печатных изданий и прочие иллюстрации; все это было первой художественной школой Уильяма Этти. В Смитфилде Этти сделал копию старинной картины «Купидон и Психея», которая стала известна и благодаря которой Этти был принят в 1807 году студентом академической школы в Сомерсет Хаус. Этти был одержим изображением обнаженной натуры, которую он штудировал и писал на протяжении всей своей творческой жизни. Его полотна часто вызывают в памяти чувственные модели и насыщенный колорит произведений Тициана и Питера Пауля Рубенса. Этти часто обращался за вдохновением к классической мифологии и аллегорическим сюжетам. Его работами восхищались Эжен Делакруа и другие живописцы-романтики[7].

В картине «Геро и Леандр» (1828 -1829) герои показаны в момент последнего трагического объятия, когда жизнь уже покинула их. На фоне темного моря и грозовых облаков выделяются обнаженные тела, написанные светящимися чувственными тонами. Черные волосы и одеяние Геро как бы сливаются с ночной тенью. Несмотря на трагичность сюжета композиция картины скорее динамична, об этом свидетельствует диагональное расположение фигур на первом плане, линия набегающих волн и взбудораженное небо. Сочетание в колорите картины красно- коричневых, светлых, темно-синих и черных тонов, усиливает трагическое ощущение произошедшего.

Этот сюжет нашел воплощение в работах других живописцев (П. Рубенс «Геро и Леандр», Д.Фетти «Геро и Леандр», И.К. Айвазовский «Вид Леандровой башни в Константинополе»), в литературе (Мусей «Геро и Леандр», Овидий «Послание Леандра Геро и её ответ», Ф. Шиллер «Геро и Леандр», К. Марло «Геро и Леандр», А. Фет «Геро и Леандр», А. Куприн «Геро, Леандр и пастух», М. Павич «Внутренняя сторона ветра», Й. Ван Ден Вондел «Геро и Леандр»), в музыке (кантаты Г.Ф. Генделя, А. Скарлатти, опера Д. Боттезини, симфоническая поэма А. Каталани, симфония №4 Д. Хесса).

Одним из часто изображаемых греческих мифологических персонажей является также Пандора. Пандора – (греч.) "всем одаренная". Она была первой женщиной, созданной по воле Зевса Гефестом в наказание за то, что Прометей похитил с неба огонь для людей. Пандора должна была стать орудием отмщения. Гефест вылепил Пандору из земли и воды, дал своему творению облик, подобный богине, человеческий голос и прелесть. Афродита одарила Пандору красотой, Гермес - коварством, хитростью, лживостью и красноречием. Афина соткала для Пандоры прекрасные одежды. Одарили Пандору и другие боги. Зевс отдал Пандору замуж за брата Прометея - Эпитемия, которому она родила дочь Пирру. Эпитемий, несмотря на предостережения Прометея, принял в дар от Зевса ящик, в котором были заключены все людские пороки, несчастья, болезни. Терзаемая любопытством, Пандора открыла его и выпустила на волю бедствия, от которых с тех пор страдает человечество. На дне осталась только надежда, так как Пандора успела захлопнуть крышку[3]. Иносказательно ящик Пандоры - вместилище бед; дар, чреватый бедами.

Картину «Пандора, открывающая ларец» (1896, частная коллекция) написал английский художник Джон Уильям Уотерхаус (1849 – 1917). Он родился в Риме, в семье художника. В 1850-х семья вернулась в Англию. Перед поступлением в Королевскию академическую школу в 1870 Уотерхаус помогал отцу в его студии.

Довольно часто его относят к прерафаэлитам (объединение английских живописцев и писателей середины XIX в., которые ориентировались на эстетические идеалы Средневековья, интернациональной готики и раннего Итальянского Возрождения периода кватроченто — искусства "до Рафаэля" и других художников "Высокого Возрождения"), хотя он формально не принадлежал к данному течению. Уотерхаус поддерживал идею прерафаэлитов в заимствовании сюжетов из поэзии и мифологии. Он с особой точностью передавал драматизм момента, а также демонстрировал блестящее владение композицией и живописной техникой. Своей популярностью художник обязан очарованию и шарму его задумчивых моделей.

Работы Уотерхауса хвалились критиками, его репутация была высока, и ему подражали молодые художники. За свою жизнь он написал примерно 200 полотен на мифологические, исторические и литературные темы[7].

На первом плане картины изображена девушка необыкновенной красоты. Ее полуобнаженная фигура расположена по центру картины, в статичной позе, что в совокупности с отсутствием диагональных линий и преобладанием линий вертикальных и горизонтальных создает статичную композицию, которая необходима здесь для создания настроения безъисходности и необратимости происшедшего – беды вылетели, и обратного пути нет.

Для усиления трагичности происходящего художником использован специфический колорит, (оттенки серого, коричневого, болотного) на фоне которого обнаженное тело Пандоры привлекает внимание и кажется трогательно незащищенным на фоне изломанных линий мрачного леса, на заднем плане. Мерцающие вдали четыре блика создают мистическое напряжение еще и тем, что дают простор для фантазии, это могут быть окна, а могут быть глаза чудовищ – лес вполне позволяет такое предположение.

Сама Пандора являясь, несомненно, сюжетно-композиционным центром, выделенным цветом, освещенностью, укрупнением изображения, изображена художником несколько отличной от мифа, ее поза говорит о том, что она сама удивлена происходящим и сделала это не по злому умыслу, ее лицо не может принадлежать женщине, которую Гермес наделил коварством, хитростью, лживостью.

Ларец, изображенный рядом с Пандорой, необыкновенно красив, исполненный в золоте он привлек бы внимание и не такой слабой (такое впечатление производит ее облик) женщины как Пандора. Кстати, его расположение в левой части картины, полностью соответствует особенностям нашего зрения – мы рассматриваем картину слева направо и он попадает в поле нашего зрения едва ли не раньше Пандоры.

Еще один элемент, изображенный на картине, требует осмысления – источник, который начинается где-то и протекает, занимая приблизительно половину пространства, справа от Пандоры. Только он движется на картине, по-видимому, символизируя быстротечность жизни, несмотря на которую, совершенный Пандорой замысел Зевса вечен.

Любимый сюжет в изобразительном искусстве - миф о похищении Европы. Европа была дочерью финикийского царя Агенора. Влюбившийся в нее Зевс явился царевне и ее подругам, гулявшим на берегу моря, в виде прекрасного быка. Девушки забавлялись игрой с быком, украшая его рога цветочными гирляндами. Наконец, Европа решилась сесть на спину быка-Зевса - тот бросился в море и увез царевну на остров Крит, где она стала женой Зевса и впоследствии родила ему трех сыновей-героев[3].

Одним из художников, которого вдохновил этот миф, был Валентин Александрович Серов (1865 – 1911) - русский художник (живописец и график), представитель русского импрессионизма и модерна. Родился в Петербурге 7 (19) января 1865 г. в семье композитора А.Н. Серова и пианистки В.С. Серовой (урожденной Бергман). В 1874-1875 - 1878-1882гг. брал частные уроки у И.Е. Репина, оказавшего на него особое влияние; посещал также занятия в петербургской Академии художеств (1880-1885). Серов чутко усвоил и опыт современного ему зарубежного искусства, и уроки мастеров Возрождения и барокко (в частности, Д. Веласкеса). Жил в Петербурге и Москве. Много путешествовал по России и Западной Европе, в 1907 г. посетил Грецию. Был членом «Товарищества передвижников» и объединения «Мир искусства»[9].

        Полотно "Похищение Европы" (1910, ГТГ, Москва) решено декоративно; оно написано большими цветовыми плоскостями, которые ритмически согласованы живой, гибкой линией, приводящей к гармонии объем и плоскость. Серов делает высокую линию горизонта, что позволяет ему трактовать пространство как плоскость. Безбрежное море написано условно, и в то же время мастер добивается ощущения толщи бесконечной глубины воды, которую разрезает по диагонали полотна мощная фигура быка - Зевса. По контрасту с Зевсом фигурка Европы кажется маленькой и беспомощной, она словно робко покорилась судьбе. Ее лицо напоминает лицо коры времен греческой архаики; оно словно маска с невидящим взглядом. В тоже время фигура Европы дана в сложном ракурсе и живом, выразительном движении, словно все ее силы направлены на то, чтобы удержаться на спине быка.

Неожиданно живой и осмысленный взгляд быка-Зевса подчеркивает застылость неподвижного лица-лика Европы - маски архаической коры, своего рода символа всего греческого искусства. Одно из значений, имени "Европа" - "широкоглазая", что удивительно созвучно тому изображению лица Европы, которое дает Серов.

Серов первый из художников, изображавших миф о похищении Европы, отступил от первоисточника, рассказывающего о белом быке с золотыми рогами - коричневый бык напоминает о росписях краснофигурных ваз.

Этот сюжет воплотили в своем творчестве В.Тициан, П. Веронезе, К. Лоррен, Ф.Буше и другие художники.

Таким образом, начиная с эпохи Возрождения, после столетий забвения, памятники и литературные произведения античной культуры, а вместе с ними и образы древнегреческой мифологии вновь привлекли внимание авторов всех жанров. Писатели, художники и музыканты различных европейских стран вновь стали брать сюжетами своих произведений эпизоды из древнегреческой мифологии. В XVII – XIX вв. заимствование сюжетов из древнегреческой мифологии деятелями европейского искусства также получило широкое распространение. Античность была и осталась вечной школой художников.

100-bal.ru

Презентация на тему "Живопись и мифы"

Слайд 29

Анализ картины

На первом плане картины изображена девушка необыкновенной красоты. Ее полуобнаженная фигура расположена по центру картины, в статичной позе, что в совокупности с отсутствием диагональных линий и преобладанием линий вертикальных и горизонтальных создает статичную композицию, которая необходима здесь для создания настроения безъисходности и необратимости происшедшего – беды вылетели, и обратного пути нет.

Для усиления трагичности происходящего художником использован специфический колорит, (оттенки серого, коричневого, болотного) на фоне которого обнаженное тело Пандоры привлекает внимание и кажется трогательно незащищенным на фоне изломанных линий мрачного леса, на заднем плане. Мерцающие вдали четыре блика создают мистическое напряжение еще и тем, что дают простор для фантазии, это могут быть окна, а могут быть глаза чудовищ – лес вполне позволяет такое предположение.

Сама Пандора являясь, несомненно, сюжетно-композиционным центром, выделенным цветом, освещенностью, укрупнением изображения, изображена художником несколько отличной от мифа, ее поза говорит о том, что она сама удивлена происходящим и сделала это не по злому умыслу, ее лицо не может принадлежать женщине, которую Гермес наделил коварством, хитростью, лживостью.

Ларец, изображенный рядом с Пандорой, необыкновенно красив, исполненный в золоте он привлек бы внимание и не такой слабой (такое впечатление производит ее облик) женщины как Пандора. Кстати, его расположение в левой части картины, полностью соответствует особенностям нашего зрения – мы рассматриваем картину слева направо и он попадает в поле нашего зрения едва ли не раньше Пандоры.

Еще один элемент, изображенный на картине, требует осмысления – источник, который начинается где-то и протекает, занимая приблизительно половину пространства, справа от Пандоры. Только он движется на картине, по-видимому, символизируя быстротечность жизни, несмотря на которую, совершенный Пандорой замысел Зевса вечен.

pptcloud.ru