Любовь в древнем риме. Текст песни Владимир Высоцкий - Про любовь в Древнем Риме
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Боги любви и брака в культуре разных народов мира. Любовь в древнем риме


Древний Рим ← Любовь небесного цвета ← Любовь и отношения ← Психология человека

Древний Рим

В классической Греции однополая любовь была частью публичной жизни, потому что уходила своими корнями в древние традиции мужских союзов и инициаций, а затем была облагорожена философским «педагогическим эросом». В Риме не было ни того, ни другого.

Хотя, по мнению ряда ученых, у древних этрусков, которым наследовали римляне, когда-то существовали предполагавшие гомосексуальные контакты мужские инициации, они отмерли слишком рано, чтобы римляне успели их унаследовать. Царский и ранний республиканский Рим был сельским консервативным обществом, на социальную структуру которого наложилась затем мощная военная организация, требовавшая от граждан строгой дисциплины и порядка.

Иным было и древнеримское отношение к телу и эмоциям. В отличие от греческих гимназий, где нагие мужчины занимались спортом и воинскими упражнениями, знаменитые римские бани, единственное место, где римляне общались нагими, предназначались исключительно для расслабления и удовольствия. Римское понятие любви также отлично от греческого. Греки классического периода поэтизировали любовные чувства, на кого бы они ни были направлены. Напротив, многие влиятельные римские философы, например, Марк Туллий Цицерон, считали любовь расслабляющей и опасной. Наконец, римляне гораздо строже и последовательнее греков разграничивают сферы и понятия публичной и частной жизни.

Если в архаической и классической Греции любовь к мальчикам считалась мужественной и пользовалась уважением, то в Риме она ассоциировалась с женственностью и считалась культурно чужеродной. Ее носителей обозначали исключительно греческими словами, причем все они имели отрицательный, оскорбительный смысл или оттенок, подразумевая изнеженность, женственность, пассивность. Мужчину называли «кинедом» и «патиком» не потому, что он спал с другими мужчинами, а потому, что он не обладал мужскими телесными или поведенческими качествами. Консервативные римляне времен поздней Республики и Империи считали «греческую любовь» проявлением разложения.

Это не значит, что однополого секса в Риме не было или что его преследовали. Наоборот, он был распространен очень широко, но это был совершенно другой секс. Если в Афинах он был привилегией свободных людей, то в Риме его законными объектами были только зависимые, подчиненные лица, — рабы и проститутки, стоявшие вне официального общества. В древнеримском календаре был даже специальный праздник мужской проституции, отмечавшийся 25 апреля, на следующий день после аналогичного праздника женщин-куртизанок.

Греческий мальчик, за которым ухаживал прославленный воин или политический деятель, чувствовал себя польщенным. Для юного римлянина и его семьи такое внимание было бы оскорблением. Свободнорожденные римские мальчики и юноши носили на шее специальные амулеты — буллы, одна из функций которых, по Плутарху, состояла в том, чтобы все видели, что этот мальчик не может быть объектом сексуальных посягательств. Ни в какой момент своей жизни и ни в какой социальной ситуации римлянин не должен был чувствовать себя объектом. Совращение свободнорожденного мальчика наказывалось смертью. Известен эпизод, когда отец сам убил сына, который допустил, что его соблазнили.

Зато с рабами можно было делать все, что угодно. Одним нравились юные мальчики, другие предпочитали молодых атлетов. Единственное, чего следовало, безусловно, избегать, это рецептивной позиции. По словам Сенеки-старшего, отца философа, для свободного мужчины рецептивная роль — позор, для раба — самый безусловный долг по отношению к хозяину, а для вольноотпущенника — добровольная моральная обязанность.

Гай Юлий Цезарь одинаково любил и женщин, и юношей, и был, по ироническому выражению Куриона-старшего, «мужем всех жен и женой всех мужей». Но того, что он в двадцатилетием возрасте позволил себе, видимо, за большие деньги, переспать с царем Вифинии Никомедом, ему не забывали всю жизнь. Даже собственные легионеры в шутку называли его «царицей Вифинской». Надо было обладать талантами Цезаря, чтобы этот позор не воспрепятствовал его политической карьере.

Обвинения в сексуальной связи с дядей и другими влиятельными мужчинами выдвигались и против юного красавца Октавиана Августа, который, по словам его политического соперника Марка Антония, «добился усыновления дядей ценою собственного бесчестья»; женственная внешность Октавиана увеличивала правдоподобие таких обвинений. Впрочем, Цицерон обвинял в том же «грехе» и самого Марка Антония.

Обвинения в связях с мужчинами или юношами были стандартными приемами римской политической риторики для дискредитации политических противников. Особенно изощрялся по этой части Цицерон, причем делал это совершенно цинично: когда речь шла о его друзьях, Цицерон их защищал, подчеркивая, что «это не преступление», тогда как, становясь обвинителем, он сразу же вываливал на стол целый ворох сплетен. Хотя сам Цицерон, по свидетельству Плиния-младшего, писал любовные стихи своему вольноотпущеннику Тирону, который был сначала его рабом, а потом секретарем и любовником.

Нормативная и бытовая римская эротика подчеркнуто бисексуальна: важен не пол партнера, а то, какое удовольствие он доставляет. Этот принцип формулируется совершенно открыто и по современным понятиям — цинично. Марку Антонию Светоний приписывает слова: «Какое значение имеет, куда или в кого ты это всунешь?».

Большинство римских поэтов готовы любить как женщин, так и мальчиков, это только вопрос предпочтения.

Страстная любовь Гая Валерия Катулла (87–54 до н. э.) к прекрасной «Лесбии», в которой узнавали жену Квинта Метелла Целера Клодию, не помешала поэту посвятить 4 стихотворения своей неразделенной любви к юноше Ювенцию. Тибулл, отчасти предвосхищая Овидия, сочинил стихотворное руководство по обольщению мальчиков, но его собственный опыт по этой части оказался не очень удачным: поэт жалуется на неразделенную любовь к юноше Марату, который предпочел ему более богатого поклонника. Проперций (I в. до н. э.) влюблен в женщину, но в грустную минуту желает своим врагам любить женщин, а друзьям — мальчиков, ибо подобные отношения — «спокойная река, где не бывает кораблекрушений: что может произойти в таком узком пространстве?».

У Квинта Горация Флакка (65—8 до н. э.), который жил и умер холостяком, есть «тысяча страстей для девушек и тысяча страстей для мальчиков», но эти страсти довольно спокойные. Другу, переживающему любовную драму, поэт советует утешиться в объятиях юной рабыни и раба, избегая сильной привязанности к ним.

Хотя мифологические образы однополой любви (Орфей, Ганимед, Аполлон и Гиацинт, Нарцисс и другие) из «Метаморфоз» Овидия стали источником вдохновения для позднейшей гомоэротики, сам поэт недвусмысленно предпочитал женщин. Напротив, болезненный и застенчивый холостяк Вергилий (70–19 до н. э.), любил исключительно юношей, особенно воспитанных им мальчиков-рабов Цебеса и Александра. Некоторые созданные им образы (например, пастуха Коридона), стали в дальнейшем знаковыми и даже нарицательными.

В поздней Римской империи традиционные крестьянские основы сексуальной морали среди господствующих классов были окончательно подорваны. Для императоров и их приближенных не было ничего запретного. Из двенадцати цезарей, биографии которых составил Светоний, связей с мужчинами не имели только двое, многие из этих связей были вызывающе-садистскими. Все эти истории, естественно, не вызывали добрых чувств в народе.

Единственный император, который пытался возродить благородные традиции греческой любви, — Адриан (76—138). Разносторонне образованный человек, поклонник греческой культуры, много лет живший в Афинах, Адриан проводил нерепрессивную политику, а его главной привязанностью была любовь к юному красавцу греку Антиною, которого император спас во время охоты на львов в Ливии. Когда Антиной утонул, купаясь в Ниле, император повелел обожествить его, основал в его честь город Антинополис и поставил его статуи и бюсты во всех больших городах Империи. Вряд ли новый культ пришелся по вкусу его подданным, однако образ Антиноя, запечатленный во множестве скульптур, стал популярным символом юношеской красоты и изящества, которых не может разрушить даже преждевременная смерть.

Французская писательница Маргерит Юрсенар посвятила любви Адриана и Антиноя исторический роман, написанный в форме воспоминаний Адриана, а великий португальский поэт Фернандо Пессоа — поэму «Антиной» (1918), в которой проникновенно говорится о чувственной, телесной стороне однополой любви.

Сексуальные излишества были не единственной и не самой важной частью императорской экстравагантности, но именно они символизировали в глазах населения всеобщее падение нравов и разложение общества. Реакцией на это было усиление аскетической морали, ориентированной на самоконтроль и сексуальное воздержание, к которому призывали влиятельные школы эллинистической философии (неоплатоники, эпикурейцы, киники и стоики). Эллинистические и римские медики, например, Гален, со своей стороны, доказывали, что сексуальные излишества ослабляют силы и подрывают здоровье мужчины. Бесплодная и не связанная с семейными ценностями однополая любовь выглядела одновременно противоестественной, безнравственной и опасной. Все это наложило отпечаток на сексуальную этику раннего христианства.

psibook.com

Древний Рим. Любовь небесного цвета

В классической Греции однополая любовь была частью публичной жизни, потому что уходила своими корнями в древние традиции мужских союзов и инициаций, а затем была облагорожена философским «педагогическим эросом». В Риме не было ни того, ни другого.

Хотя, по мнению ряда ученых, у древних этрусков, которым наследовали римляне, когда-то существовали предполагавшие гомосексуальные контакты мужские инициации, они отмерли слишком рано, чтобы римляне успели их унаследовать. Царский и ранний республиканский Рим был сельским консервативным обществом, на социальную структуру которого наложилась затем мощная военная организация, требовавшая от граждан строгой дисциплины и порядка.

Иным было и древнеримское отношение к телу и эмоциям. В отличие от греческих гимназий, где нагие мужчины занимались спортом и воинскими упражнениями, знаменитые римские бани, единственное место, где римляне общались нагими, предназначались исключительно для расслабления и удовольствия. Римское понятие любви также отлично от греческого. Греки классического периода поэтизировали любовные чувства, на кого бы они ни были направлены. Напротив, многие влиятельные римские философы, например, Марк Туллий Цицерон, считали любовь расслабляющей и опасной. Наконец, римляне гораздо строже и последовательнее греков разграничивают сферы и понятия публичной и частной жизни.

Если в архаической и классической Греции любовь к мальчикам считалась мужественной и пользовалась уважением, то в Риме она ассоциировалась с женственностью и считалась культурно чужеродной. Ее носителей обозначали исключительно греческими словами, причем все они имели отрицательный, оскорбительный смысл или оттенок, подразумевая изнеженность, женственность, пассивность. Мужчину называли «кинедом» и «патиком» не потому, что он спал с другими мужчинами, а потому, что он не обладал мужскими телесными или поведенческими качествами. Консервативные римляне времен поздней Республики и Империи считали «греческую любовь» проявлением разложения.

Это не значит, что однополого секса в Риме не было или что его преследовали. Наоборот, он был распространен очень широко, но это был совершенно другой секс. Если в Афинах он был привилегией свободных людей, то в Риме его законными объектами были только зависимые, подчиненные лица, — рабы и проститутки, стоявшие вне официального общества. В древнеримском календаре был даже специальный праздник мужской проституции, отмечавшийся 25 апреля, на следующий день после аналогичного праздника женщин-куртизанок.

Греческий мальчик, за которым ухаживал прославленный воин или политический деятель, чувствовал себя польщенным. Для юного римлянина и его семьи такое внимание было бы оскорблением. Свободнорожденные римские мальчики и юноши носили на шее специальные амулеты — буллы, одна из функций которых, по Плутарху, состояла в том, чтобы все видели, что этот мальчик не может быть объектом сексуальных посягательств. Ни в какой момент своей жизни и ни в какой социальной ситуации римлянин не должен был чувствовать себя объектом. Совращение свободнорожденного мальчика наказывалось смертью. Известен эпизод, когда отец сам убил сына, который допустил, что его соблазнили.

Зато с рабами можно было делать все, что угодно. Одним нравились юные мальчики, другие предпочитали молодых атлетов. Единственное, чего следовало, безусловно, избегать, это рецептивной позиции. По словам Сенеки-старшего, отца философа, для свободного мужчины рецептивная роль — позор, для раба — самый безусловный долг по отношению к хозяину, а для вольноотпущенника — добровольная моральная обязанность.

Гай Юлий Цезарь одинаково любил и женщин, и юношей, и был, по ироническому выражению Куриона-старшего, «мужем всех жен и женой всех мужей». Но того, что он в двадцатилетием возрасте позволил себе, видимо, за большие деньги, переспать с царем Вифинии Никомедом, ему не забывали всю жизнь. Даже собственные легионеры в шутку называли его «царицей Вифинской». Надо было обладать талантами Цезаря, чтобы этот позор не воспрепятствовал его политической карьере.

Обвинения в сексуальной связи с дядей и другими влиятельными мужчинами выдвигались и против юного красавца Октавиана Августа, который, по словам его политического соперника Марка Антония, «добился усыновления дядей ценою собственного бесчестья»; женственная внешность Октавиана увеличивала правдоподобие таких обвинений. Впрочем, Цицерон обвинял в том же «грехе» и самого Марка Антония.

Обвинения в связях с мужчинами или юношами были стандартными приемами римской политической риторики для дискредитации политических противников. Особенно изощрялся по этой части Цицерон, причем делал это совершенно цинично: когда речь шла о его друзьях, Цицерон их защищал, подчеркивая, что «это не преступление», тогда как, становясь обвинителем, он сразу же вываливал на стол целый ворох сплетен. Хотя сам Цицерон, по свидетельству Плиния-младшего, писал любовные стихи своему вольноотпущеннику Тирону, который был сначала его рабом, а потом секретарем и любовником.

Нормативная и бытовая римская эротика подчеркнуто бисексуальна: важен не пол партнера, а то, какое удовольствие он доставляет. Этот принцип формулируется совершенно открыто и по современным понятиям — цинично. Марку Антонию Светоний приписывает слова: «Какое значение имеет, куда или в кого ты это всунешь?».

Большинство римских поэтов готовы любить как женщин, так и мальчиков, это только вопрос предпочтения.

Страстная любовь Гая Валерия Катулла (87–54 до н. э.) к прекрасной «Лесбии», в которой узнавали жену Квинта Метелла Целера Клодию, не помешала поэту посвятить 4 стихотворения своей неразделенной любви к юноше Ювенцию. Тибулл, отчасти предвосхищая Овидия, сочинил стихотворное руководство по обольщению мальчиков, но его собственный опыт по этой части оказался не очень удачным: поэт жалуется на неразделенную любовь к юноше Марату, который предпочел ему более богатого поклонника. Проперций (I в. до н. э.) влюблен в женщину, но в грустную минуту желает своим врагам любить женщин, а друзьям — мальчиков, ибо подобные отношения — «спокойная река, где не бывает кораблекрушений: что может произойти в таком узком пространстве?».

У Квинта Горация Флакка (65—8 до н. э.), который жил и умер холостяком, есть «тысяча страстей для девушек и тысяча страстей для мальчиков», но эти страсти довольно спокойные. Другу, переживающему любовную драму, поэт советует утешиться в объятиях юной рабыни и раба, избегая сильной привязанности к ним.

Хотя мифологические образы однополой любви (Орфей, Ганимед, Аполлон и Гиацинт, Нарцисс и другие) из «Метаморфоз» Овидия стали источником вдохновения для позднейшей гомоэротики, сам поэт недвусмысленно предпочитал женщин. Напротив, болезненный и застенчивый холостяк Вергилий (70–19 до н. э.), любил исключительно юношей, особенно воспитанных им мальчиков-рабов Цебеса и Александра. Некоторые созданные им образы (например, пастуха Коридона), стали в дальнейшем знаковыми и даже нарицательными.

В поздней Римской империи традиционные крестьянские основы сексуальной морали среди господствующих классов были окончательно подорваны. Для императоров и их приближенных не было ничего запретного. Из двенадцати цезарей, биографии которых составил Светоний, связей с мужчинами не имели только двое, многие из этих связей были вызывающе-садистскими. Все эти истории, естественно, не вызывали добрых чувств в народе.

Единственный император, который пытался возродить благородные традиции греческой любви, — Адриан (76—138). Разносторонне образованный человек, поклонник греческой культуры, много лет живший в Афинах, Адриан проводил нерепрессивную политику, а его главной привязанностью была любовь к юному красавцу греку Антиною, которого император спас во время охоты на львов в Ливии. Когда Антиной утонул, купаясь в Ниле, император повелел обожествить его, основал в его честь город Антинополис и поставил его статуи и бюсты во всех больших городах Империи. Вряд ли новый культ пришелся по вкусу его подданным, однако образ Антиноя, запечатленный во множестве скульптур, стал популярным символом юношеской красоты и изящества, которых не может разрушить даже преждевременная смерть.

Французская писательница Маргерит Юрсенар посвятила любви Адриана и Антиноя исторический роман, написанный в форме воспоминаний Адриана, а великий португальский поэт Фернандо Пессоа — поэму «Антиной» (1918), в которой проникновенно говорится о чувственной, телесной стороне однополой любви.

Сексуальные излишества были не единственной и не самой важной частью императорской экстравагантности, но именно они символизировали в глазах населения всеобщее падение нравов и разложение общества. Реакцией на это было усиление аскетической морали, ориентированной на самоконтроль и сексуальное воздержание, к которому призывали влиятельные школы эллинистической философии (неоплатоники, эпикурейцы, киники и стоики). Эллинистические и римские медики, например, Гален, со своей стороны, доказывали, что сексуальные излишества ослабляют силы и подрывают здоровье мужчины. Бесплодная и не связанная с семейными ценностями однополая любовь выглядела одновременно противоестественной, безнравственной и опасной. Все это наложило отпечаток на сексуальную этику раннего христианства.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Однополая любовь: Древний Рим — HistoryTime

Если верить статистике, примерно от 4 до 6 процентов жителей земного шара гомосексуальны. Гораздо большее количество людей считает себя бисексуалами: их привлекают как мужчины, так и женщины. А по мнению некоторых ученых, желание вступить в однополый контакт и вовсе присутствует у каждого человека, однако почти все люди подавляют его, боясь общественного осуждения. Соотношение гетеро-, би-, и гомосексуалов было примерно одинаковым у всех народов во все эпохи, однако реакция на приверженцев однополых сексуальных связей в разные времена существенно различалась. Особенно любопытными и достойными внимания были взгляды древних римлян на этот вопрос.

Пассивный залог

erotЭрот в объятиях сатира

В Риме гомосексуализм зачастую именовали «греческим пороком» или «греческой любовью», так как было принято считать, что привычка заниматься сексом с юношами перекочевала именно из страны эллинов. Однако между римским и греческим гомосексуализмом существовали кардинальные различия. Если в Древней Греции был важен возраст и социальное положение партнера, то в Риме основное значение имела позиция, занимаемая во время полового акта. Мужчина из знатного рода, обладающий гражданскими правами, не мог позволить себе быть в «пассиве» — это считалось неприличным. В то же время доминирующая поза считалась символом истинной мужественности и сексуальной силы. Именно поэтому общественное положение пассивного партнера в расчет не принималось — кто-то же должен выполнять эту функцию! Посему сношения с рабами, запрещенные в Греции, процветали в Древнем Риме. К слову, «принимающих» юношей здесь называли весьма своеобразно. При их характеристике использовали такие слова как pullus — «цыпленок», mollis — «мягкий».

О пассивной роли в гомосексуальных отношениях римский философ и поэт Сенека в I веке нашей эры писал так:

Это непристойное действие – преступление для свободного, необходимость для раба и обязанность для вольноотпущенника.

Культ фаллоса

В отличие от Древней Греции, где маленький пенис считался признаком благородного происхождения, в Риме размер все-таки имел значение: большой половой член считался главным символом привлекательности. Можно и вовсе сказать, что в Древнем Риме существовал культ фаллоса. Его моделями и изображениями было усыпано буквально все. Например, небольшие медные фигурки этих органов даже носили на шее: считалось, что такой своеобразный талисман способен защитить своего владельца от сглаза и порчи. Да-да, не удивляйтесь — римляне действительно верили в живительную силу мужского органа.

Древнеримские медные фигурки в форме пенисовДревнеримские медные фигурки в форме пенисов

Доходило до того, что половой член рисовали в различных опасных местах. Например, на ветхих римских мостах исследователи нередко встречают изображения пениса. А когда археологи вели раскопки в легендарных Помпеях, они обнаружили у нарисованных фаллосов еще одну функцию: половые члены, запечатленные на тротуарах, указывали дорогу к ближайшему публичному дому. Также детородными органами украшали монеты, кухонную утварь, панно и фрески. Более того, находчивые римляне придавали фаллическую форму даже язычкам для колокольчиков.

Женские слабости

В Древнем Риме, как и в Греции, женскому гомосексуализму уделяли мало внимания. Описаний женских однополых отношений сохранилось совсем мало. Овидий, например, освещал их в крайне негативном свете, но справедливости ради стоит сказать, что он был пропагандистом исключительно традиционных отношений и мужской гомосексуализм также осуждал.

Интересно, что писатели-мужчины, толком не знавшие, как происходит половой акт между двумя женщинами, наивно полагали, что лесбийский секс возможен лишь в том случае, если у одной из партнерш большой клитор, который можно использовать в качестве полового члена. Другим вариантом развития сюжета, по мнению мужчин, могло быть участие некоего предмета, по форме напоминающего фаллос. Альтернативные способы сексуального контакта даже и не приходили в голову представителям сильного пола.

Закат гомосексуализма

В течение II — III века нашей эры в Риме сложилась новая этика, в которой однополым отношениям формально не было места. Главные философские объединения всеми силами пропагандировали воздержание, в особенности это касалось гомосексуальных связей. Об этом даже сохранились записи в римских научных работах по медицине. Врачи того времени провозглашали ограничение количества половых актов залогом здоровья. А Соранус, известный лекарь II века, и вовсе признал гомосексуализм душевным расстройством. В то время в обществе постепенно возвышались ценности аскетизма, и культ пенисов, оргий и многочисленных партнеров начал сходить на нет.

Вскоре неприятие однополых связей отразилось и в законодательных актах. Например, в Милане в 342 году приняли закон о запрете пассивного гомосексуализма. А Феодосий I, последний император объединенной Римской империи, подошел к решению проблемы еще более радикально: в качестве наказания за содомию он предусмотрел сожжение на костре. К такому виду казни проговаривались те, «кто предает себя позору, подвергая свое мужское тело, обращенное в женское, употреблению, к которому предназначен другой пол».

Читайте также:

drevnya greciaОднополая любовь: Древняя Греция

historytime.ru

ОДНОПОЛЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ИСТОРИИ ...

3623719_e (360x480, 41Kb)

 

 

Эта статья затронет специфический вопрос- нестандартное половое поведение в Древнем Египте.

Если вдуматься, что знаем мы о сексуальной стороне жизни древних? Для нас остались различные свидетельства: надписи, рисунки, тексты… Египетское общество, как и другие социумы древнего мира, не обладало повышенной стыдливостью. И всё же такая тема, как нестандартное половое \\\\ полоролевое поведение, является, если вдуматься, едва ли менее загадочной в отношении Древнего Египта, чем секрет постройки пирамид.Гомосексуализм.Часто считают, что египтяне воспевали гомосексуализм. Такое мнение происходит от сопоставления их с греками и не соответствует действительности. Хотя в целом в древнем мире однополые отношения не преследовались (за исключением Иудеи), для каждой цивилизации характерны свои специфические особенности.Чтобы узнать, как относились египтяне к однополым отношениям, нам следует основываться главным образом на дошедших до нас текстах. Открыв «Книгу мёртвых», мы читаем в Исповеди отрицания грехов фразу: «Я не совершал преступлений половой нечистоты, я не мужеложствовал». Этот грех находится на двадцать седьмом месте из сорока двух. Следовательно, по крайней мере официально однополые отношения осуждались.Но тут следует вспомнить, что Египет существовал на протяжении нескольких тысячелетий. И за это время его законы, устои и моральные нормы, конечно же, менялись. «Книга мёртвых» составлялась на протяжении веков. Поэтому обратимся к Древнему Царству. Открыв «Поучения Птаххотепа», мы можем прочесть: «Ты не должен спать с другими мальчиками, потому что это запрещено. Иначе тебе будет хотеться делать это снова и снова». Стоит заметить, что «Поучения» ориентированы на брак и семью, и не могут дать полную характеристику этого вопроса в Древнем Египте.В гробницах мы порой читаем надписи, в которых покойный клянется проглотить фаллос бога и т.п. Для древнего египтянина такой контакт с богом, очевидно, являлся благостью, как пишет и Игорь Кон. В то же время отношения между равными (двумя мужчинами или двумя богами) осуждались. Активная позиция при этом едва ли критикуется, она являет собой демонстрацию силы, в некотором роде это, возможно, даже специфический повод для гордости. Пассивная же позиция считалась оскорблением, которому подвергали, в частности, пленных. Боги Египта против анального проникновения в мужчину, и умерший оправдывается в этом деянии перед ними на загробном суде. При этом на законодательном уровне такие действия не считались преступлением и не подвергались уголовному наказанию. Единственным наказанием, возможно, являлся общественный остракизм. Но нельзя забывать и о том, что в Египте нормы морали и религии сливались с законом.Однако во всём это следует принимать во внимание следующие вещи:1. «Книга мёртвых»- сборник религиозных норм, отражающий образец поведения в первую очередь знатного, благородного египтянина, получившего хорошее образование и имеющего понятие о правилах этикета. В то же время, вопреки нашим стереотипам, основная масса населения страны была неграмотной. Едва ли она была знакома с подобными нормами.Далее, «Книга мёртвых»- это в первую очередь ПРАКТИЧЕСКОЕ руководство о том, как попасть на небеса. «Исповедь отрицания» находится в разделе «Заклинания». Зная магические формулы, человек заранее был уверен, что попадёт на небо. Обращаясь к каждому из сорока двух божеств по имени, он лишал их власти над собой. Произнося слова отрицания, он фактически становился очищенным от грехов. Существовало заклинание- просьба для сердца, которое взвешивалось на весах богом Тотом. Если сердце было достаточно лёгким, покойник признавался безгрешным. С помощью заклинания сердце можно было сделать таковым.Зная формулы «Книги мёртвых», покойный гарантировал себе место на небесах. На самом деле не имело значения, совершен ли был грех. И это один из самых важных моментов для нашего исследования, который позволяет сделать очевидные выводы.2. Анальное проникновение ещё не означает гомосексуализма, как и обратный вариант. Я полагаю, что осуждалось «мужеложство» как пассивная позиция, но не само влечение, не романтическая любовь, и, возможно, не другие способы удовлетворения от «мужского» секса.

А сейчас приведём пару любопытных фактов.В 1950х годах в некрополе Саккара была найдена гробница, в которой были похоронены двое мужчин. Примечательно то, что стены гробницы, изображающие, как правило, эпизоды жизни покойного, были покрыты интимными рисунками. Рельефы показывают нам покойных, Нианхнума и Хнумххотепа, которые жили при царе Унисе и являлись придворными, в сценах объятий, ласк и даже традиционного египетского поцелуя «носами». У каждого из них были жена и дети, но на картинках жены удалены на задний план. Всё это сопровождается надписью: «Вместе в жизни, вместе в смерти».В 1950х годах, дабы избежать кривотолков, захоронение было идентифицировано как «гробница братьев». На данный момент возникает много споров относительно отношений этих двух египтян, и в частности: состояли ли они в официальном браке? Египтологи предполагают, что на тот временной период (2440 год до н.э. приблизительно) в Египте могли заключаться однополые браки.Гробница отличается богатством. Ученые замечают, что, по всей видимости, «братья» не только не скрывали своих любовных отношений, но и пользовались особым расположением царя.Сохранилось для нас предание о царе Пепи Первом, который ночами посещал своего военачальника. В контексте всего рассказа о поведении царя говориться как о чём-то недопустимом.А теперь перенесемся в гораздо более позднюю эпоху- Новое царство. Познакомимся с царем Аменемхетом Первым, которого увлечение мальчиками привело к страшной гибели. Монарх, пренебрегая своим гаремом, уделял внимание красивым прислужникам. Каждую ночь он проводил с юношами. Тем временем назрел политический бунт, и царь был убит в постели ночью вместе со своим любовником. Убийство совершили женщины гарема, новым царем стал сын одной из дам.Следует отметить, что, конечно, царь пострадал не за свои пристрастия, а стал жертвой дворцовой смуты.

Трансвестизм.

Мне не удалось найти каких-либо последовательных упоминаний о таком явлении в изучаемой цивилизации. Известно, что Аменхотеп Третий на религиозных празднествах переодевался женщиной, но в данном случае, как мне кажется, нужно говорить о религиозном аспекте этих действий. Дело в том, что в Египте царь считался воплощением как богов, так и богинь, и этот монарх лишь зашёл несколько дальше в своей приверженности культу.Отметим, что в Египте существовало гермафродитное божество Хапи, бог Нила, ведавшее плодородием. Хапи изображался на царских тронах.Также можно отметить, что, бросив взгляд на знатных мужчин Древнего Египта, мы были бы удивлены их «метросексуальностью». Египетские мужчины, по крайней мере благородного происхождения, почти наравне с дамами пользовались различными видами косметики, делали макияж, тщательно следили за своим телом, активно следовали моде в прическах и одежде - сказать короче, всячески культивировалось подобное стремление к красоте (в понимании египтян) . Удаление всех волос на теле (при помощи бритвы или дипеляционных составов) было принято среди мужчин и женщин, имея основанием определённые культуральные мотивы. В некоторые периоды древнеегипетской истории в отношении создания замысловатых причёсок, как и в любви к разнообразным модным костюмам, мужчины превосходили женщин, мода которых была более постоянной. Во времена царя-реформатора Эхнатона мужчины даже копировали женскую причёску и женский наряд. Но всё же такие течения являлись данью моде, социальной традиции, и не имеют общего с какими-либо природными склонностями к трансвестизму, и, соответственно, к предмету этой статьи.

Транссексуализм.

В 1960х годах ученые исследовали мумию певицы и танцовщицы Меруа, относящуюся к римскому периоду, которая покоилась при этом в саркофаге эпохи Древнего царства. Надписи и рисунки показывали, что Меруа пользовалась популярностью и обладала, говоря современным языком, сексапильностью. При пеленании мумии были подчёркнуты женственные особенности фигуры. А вот рентген показал, что мумия принадлежит биологическому мужчине. Кто-то предполагает, что юноша имел богатого покровителя, который заплатил за похороны, но скорее всего, Меруа сама имела по роду своей деятельности достаточно средств на гробницу, и решила уйти в мир иной тем, кем и ощущала себя - женщиной. Однако в моей голове возник также жуткий образ доминанта, который заставлял своего нежного, фемининного любовника переодеваться женщиной и даже после смерти последнего отправил его в царство мёртвых в женском образе. В таком случае, следует пожалеть юношу - в каком виде предстал он перед богами!Как бы там ни было, чего-либо определенного мы сказать не в состоянии.

Итак, какой же вывод мы можем сделать на основании всего вышеизложенного?

Конечно, мужской гомосексуализм в Древнем Египте до греко-римской эпохи явно не приветствовался. Однополые отношения в стране, ориентированной на гетеросексуальный брак, скорее всего не афишировались, по крайней мере в среде аристократов. В то же время гробница Хнумххотепа и Нианхнума может показывать, что в определенные периоды эти отношения допускались и, возможно, даже существовал институт однополого брака.В целом отношение древнеегипетского социума к «мужскому» сексу можно назвать скорее негативным, но здесь не помешает вспомнить, что «где запрет, там и разврат…».

Что касается других явлений нестандартного полового поведения, то они, скорее всего, присутствовали не больше и не меньше, чем во все другие времена и эпохи, и здесь привязка к какому-либо конкретному историческому периоду теряет смысл, как, наверное, и наше исследование. Частично." 

 

 

Однополые отношения во времена почитания Зевса были весьма распространённым явлением. Гомосексуализм в Древней Греции одно время буквально пропагандировался - живопись, скульптуры, поэзия того времени весьма насыщены упоминаниями любовных отношений между мужчинами без участия женщин и, наоборот, представительниц прекрасного пола без сильного. Скорее всего, такая толерантность была вызвана эпохой подлинной демократии, которая зародилась на территории этого средиземноморского государства. Тогда в маленьких городах-государствах власть народа была единственным легитимным (законным) политическим режимом. Афины известны своим чутким отношением к демократии и сегодня - с начала этого года их не раз сотрясали массовые забастовки граждан, вызванные попранием властью законов о всеобщем равенстве. Потому выбор сексуальной ориентации и до нашей эры был неотъемлемым личным правом любого афинянина.Однако следует отметить тот факт, что отношение общества к этому явлению лавировало между двумя крайностями на протяжении всей древнегреческой истории. Не стоит думать, что такого рода контакты не имели порицания - и в ту эпоху были люди, осуждавшие гомосексуализм.

Согласно древним легендам, богом-покровителем гомосексуалистов был Уран. Оскоплённый собственным сыном Кроносом, богом времени, в борьбе за власть, последний стал олицетворением утраты мужского начала. Именно так в античности описывали закоренелых геев, как лиц, потерявших символ мужественности. Смешивать с ними бисексуалов, которым не возбранялось вступать в сексуальные отношения с представителями своего пола, нельзя. Божеством лесбиянок по разным источникам была Афродита, но видится, что данное мнение ошибочно, поскольку она являлась богиней любви независимо от ориентации и была не единственной обитательницей пантеона, олицетворявшей ту или иную сферу жизни древних людей.

Наиболее ранние сведения об античном гомосексуализме можно найти ещё в архаической эпохе. Прежде всего - это законодательство афинских реформаторов Дракона, Солона, других деятелей, направленное против педерастии, имевшей в то время огромное распространение. Мифы греков также насыщены разнообразными историями, в которых гомосексуализм присутствует в неприкрытой форме. При этом правильнее было бы говорить об отношениях бисексуалов. Влечение к представителям своего пола переживают в античном эпосе и простые смертные и боги. В ряде произведений гомосексуализм буквально означает дружбу между мужчинами.

Однополая любовь имела место и в древнегреческой армии. Считалось, что гомосексуальные отношения между солдатами увеличивают боеспособность войска, поскольку солдаты будут лучше сражаться и не посмеют бросить поле боя на глазах у своих многочисленных любовников.

Естественно, античный гомосексуализм охватывает отношения не только между мужчинами, но и между женщинами. Лесбийская любовь - сафизм, была воспета поэтессой Сафо, проживавшей на острове Лесбос в Эгейском море. Эти однополые отношения были характерны для куртизанок, музыканток, танцовщиц, поэтесс, женщин любых иных творческих профессий, а также тех, которые не признавали власть мужчин над собой (некие прародительницы современных феминисток). Они - вполне самостоятельные, эмансипированные девы устраивали общие пиршества без мужчин, где имели место соревнования по красоте, навыкам в искусстве, сексуальном мастерстве ... Особенностью женского античного гомосексуализма являются всеобщие оргии, что бвло совершенно не характерно для однополой любви мужчин.

Считается, что древние цивилизации в некоторых вещах были мудрее, пережив новое для нас уже задолго до нашего появления. Относится ли эта догма к однополой любви современности?

 

 

Центральная Америка

 

ИндейцыСреди индейцев племени майя широко распространен мужской гомосексуализм: «В Южной Мексике и среди индейцев Гватемалы в тесных дружеских отношениях между молодыми женатыми мужчинами, а также между холостяками присутствует сильный гомосексуальный компонент» [См. J. Е. S. Thompson, The Rise and Fall of Mayan Civililzation, University oi Oklahoma, 1966].АцтекиСреди ацтеков «...педерастия была почти повсеместной, дети в нее вовлекались с шести лет. Кортес также столкнулся с широким распространением педерастии среди ацтеков и убеждал их отказаться от нее наряду с человеческими жертвами и каннибализмом. Один из ацтекских богов, Хочипили, покровительствовал мужскому гомосексуализму и мужской проституции».

 

 

 

Древний Восток

 

В Месопотамии у автора известного кодекса законов царя Хаммурапи тоже были любовники-мужчины [W. L. Moran, «New Evidence from Mari on the History of Prophecy», Biblica 50: 15 — 56. Цит. по: Greenberg, p. 126].

 

Египетская культура полагала «благоприятным гомосексуальный половой акт с божеством». Анальный половой акт, совершенный с божеством, был для мужчины признаком победы над своим страхом перед этим божеством. В одном тексте, найденном в египетской гробнице, читаем: «У Атума [божества] больше нет власти надо мной, потому что я вставил ему между ягодиц» [Terence J. Deakin, «Evidence for Homosexuality in Ancient Egypt», International Journal of Greek Love 1:31 — 38. Цит. по: Greenberg, p. 130]. В другом тексте покойный дает обет: «Я ради себя проглочу фаллос бога Ра» [Raymond O. Faulkner, The Ancient Egyptian Coffin Texts, Aris and Philips, 1973, 2.162. Цит. по: Greenberg, p. 129].

 

 

 

ГРЕЦИЯ

 

Гомосексуальность была не только бросающимся в глаза элементом жизни Древней Греции, но и всячески превозносилась. Для мужчины считалось почетным и похвальным, если ему удавалось соблазнить юношу. Все, кто мог себе позволить тратить средства и время на соблазнение мальчиков, обязательно делали это. Бесчисленные греческие вазы украшены изображениями половых контактов между мужчинами и мальчиками (педерастия) [cм. иллюстрации в кн.: K. J. Dover, Greek Homosexuality, Harvard, 1978, 1989].

 

«Интимная близость между мужчинами была широко распространена в древнегреческом мире. ...Бисексуальность признавалась и практиковалась всеми знатными гражданами. Считалось, что у мужчины должно быть большое потомство, что он должен возглавлять семью и наслаждаться объятиями любовника. ...Мужское гомосексуальное поведение обычно предполагало анальный половой акт с мальчиком» [Sussman, p. 15].

 

«Взаимозаменяемость мальчиков и женщин повсюду принималась как нечто само собой разумеющееся». Но культура относилась к мальчикам с большим уважением: «Афиняне, например, отметили, что Александр Великий абсолютно равнодушен к женщинам, но пылает страстью к юношам». В пьесе Эврипида «Циклоп» главный герой заявляет: «Я предпочитаю мальчиков девочкам». Платон никогда не был женат. Философ Бион (III век до Р.X.) выступал против брака и ограничивался вниманием к своим ученикам-мальчикам. Философ-стоик Зенон также был известен своим исключительным интересом к мальчикам. А Платон в своем «Пире» говорит о том, что вполне допустимо ухаживать за юношей и о том, насколько восхитительно одержать над ним победу.

 

Гринберг пишет: «Греки полагали, что выбор одного полового партнера не исключает возможности выбора другого, что люди в равной степени способны эротически откликаться на красоту представителей обоего пола. Часто они именно так и делали».

 

«В Спарте также были узаконены гомосексуальные отношения между взрослыми мужчинами и мальчиками-подростками». Гомосексуализм в Спарте «был широко распространен среди граждан-мужчин».

 

 

 

РИМ

 

В Риме гомосексуализм был настолько заурядным явлением, что Эдвард Гиббон в своей «Истории заката и упадка Римской империи» писал: «Из пятнадцати первых императоров только Клавдию было присуще без исключений верное понимание любви» (то есь не гомосексуальное) [Edward Gibbon, History of the Decline and Fall of the Roman Empire. Vol. 1, London, 1898, p. 313, примеч. 40. Цит. по: Boswell, p. 61].

 

По мнению Сасмэна, в отличие от осознанных и искусных стараний греков, направленных на восславление и идеализацию гомосексуализма, римляне просто принимали его как данность, как неотъемлемую часть сексуальной жизни человека. Другим видом сексуальной активности была педерастия. Очень многие прославленные римские мужи были бисексуалами, если не гомосексуалистами. Юлия Цезаря современники называли «мужиком для каждой бабы» и «бабой для каждого мужика» [Sussman, p. 19].

 

Греческий историк Полибий, посетивший Рим во II веке до Р.X., писал, что у большинства молодых мужчин есть любовники [John Boswell, Christianity, Social Tolerance, and Homosexuality, Chicago, 1980, p, 64-65]. Гринберг по этому поводу замечает: «Многие ведущие представители литературной жизни Рима — Катулл, Тибулл, Вергилий и Гораций — писали стихи гомосексуальной направленности». К тому же «мужская проституция процветала по всей Италии».

 

Император Траян был известен своей любовью к мальчикам; его наследник Адриан заказал скульптурный портрет своего любовника; а Коммод «держал маленького мальчика, на котором не было ничего, кроме драгоценностей, и иногда спал с ним» [Herodian of Antioch, History of the Roman Empire from the Deatch of Marcm Aurelius to the Accession of Gordion III, University of California, 1961, pp. 40—41 Цит. по: Greenberg, p. 207]. Татиан, христианин, живший в Риме во II веке, писал, что римляне «считают педерастию особенно изысканной формой сексуального поведения и стараются окружить себя сонмом мальчиков-приживалов» [Robin Lane Fox, Pagans and Christians. Knopt, 1987, p. 342].

 

 

 

Карфаген

 

Как свидетельствует живший в V веке священник Сальвиан, карфагеняне «упивались педерастией».

 

 

Кельты

 

«По словам Аристотеля, кельты с уважением относились к гомосексуализму» [Политика 2.9.7; Greenberg, p. 111]. А писавший в V веке до Р.X. Диодор Сицилийский указывает: «Мужчины гораздо более страстно желают представителей своего собственного пола; они ложатся на звериные шкуры и предаются сладострастию с любовниками, расположившимися по обе стороны. Самое удивительное то, что у этих людей нет ни малейшего понятия о своем личном достоинстве или самоуважении; они предлагают себя другим мужчинам без каких бы то ни было угрызений совести. И никто не видит в этом ничего позорного или презренного...» [Цит. по: Gerhard Herm, The Celts, St. Martin's, 1977, p. 58]

 

 

 

Галлы

 

«В перечне национальных черт педерастия была указана как отличительная особенность галлов» [Robert Lane Fox, Pagans and Christians. Knopf, 1987, p. 342].

 

 

 

АЗИЯ

 

КитайКак пишет Роберт X. ван Гулик в своей ставшей классикой книге «Сексуальная жизнь в Древнем Китае», в течение последних столетий прошлой эры и в первом столетии нынешней мужской гомосексуализм пользовался в Китае большой популярностью. Первые три императора династии Хань, например, держали при себе «напудренных и нарумяненных мальчиков».

 

Историк секса Арно Карлен говорит, что «двое арабов, путешествовавших по Индии и Китаю в IX веке, упоминают в своих заметках о том, что китайцы предавались педерастии и даже занимались ею в своих святилищах» [Arno Karlen. Sexuality and Homosexuality, 1971, Norton, p. 229].

 

В период пяти династий, 907 — 960 годы, половые отношения между мальчиками и мужчинами были общепризнанной нормой.

 

Шесть столетий спустя, «когда иезуит Маттео Риччи посетил Пекин в 1583 году и затем в 1609 — 1610 годах, он столкнулся с тем, что мужская проституция была абсолютно законной и практиковалась открыто. ...К ужасу иезуита, он не встретил никого, кто бы видел в ней что-либо дурное. И через несколько сот лет европейские путешественники отмечали в своих записках, что в Китае никто не стыдится гомосексуализма. Правительственные чиновники открыто появлялись в обществе с четырнадцати- и восемнадцатилетними мальчиками, носившими за ними трубки, а мужские публичные дома действовали и в Гуанчжоу, и в других городах».

 

В 1806 году увидела свет книга «Путешествия по Китаю», написанная сэром Джоном Барроу, секретарем британского посольства в Китае, основавшим впоследствии Королевское географическое общество. В записках Барроу можно найти сведения, тождественные сведениям Риччи: «Многие высшие государственые чиновники, не колеблясь, публично признаются в этом [гомосексуализме]. Каждого из этих чиновников постоянно сопровождает хорошо одетый трубконосец — приятной наружности юноша четырнадцати-восемнадцати лет» [Sir John Barrow, Travels in China, T. Cadell & W. Davies (London), 1804. Цит. по: Karlen, p. 229].

 

В XIX веке, по словам побывавшего в Китае французского врача, мужские бордели принимали мальчиков в возрасте четырех лет и обучали их проституции. «Мальчиков подвергали депиляции [удаление волос], дилатации [расширению] ануса и специальному массажу, способствовавшему увеличению ягодиц... Они были женственны и всегда роскошно одеты» [Karlen, p. 230].

 

Сэр Ричард Бертон вкратце описал китайцев словами: «Распространение скотоложства, которым они занимаются с утками, козами и другими животными, можно сравнить только с распространением педерастии». Он назвал китайцев «избранниками разврата» [Sir Richard Burton, The Erotic Traveler, 1967, Norton. Цит. по: Karlen, p. 230].

 

Необходимо также помнить о том, что одной из причин широкого распространения и абсолютного принятия гомосексуализма в Китае (и Японии) являлся буддизм. «Китайский буддизм считал гомосексуализм очень незначительным грехом...» [Wolfram Eberhardt, Guilt and Sin in Traditional China, 1967, University of California, pp. 29—32. Цит. по: Greenberg, p. 261, note 101].

 

Япония

 

«В феодальную эпоху среди военной аристократии процветал гомосексуализм. Воин-самурай отправлялся на войну в сопровождении своего юного любимца, выполнявшего также роль сексуального партнера. ...Письменные источники изображают эти взаимоотношения в духе высокой романтики, покоящимися на неумирающей верности. Иногда самураи даже дрались на дуэли, защищая честь своих любовников».

 

Как было указано выше, буддизм практически не ставил никаких препятствий мужскому гомосексуализму. «Японский буддизм, казалось, вообще игнорировал гомосексуализм... Буддийским монахам не разрешалось вступать в половые отношения с женщинами; а поскольку на сексуального партнера-мужчину этот запрет не распространялся, у многих монахов были любовники-юноши, и эта практика считалась вполне допустимой. Иезуитский миссионер Франциск Ксавье описал состояние шока, в которое его привело абсолютное равнодушие населения к откровенному гомосексуализму буддийских священников. Иезуит побывал в Японии в 1549 году. В кодексе законов того времени гомосексуализм даже не упоминается». В тридцатые годы XVII века эмиссары голландской Ост-Индской компании писали, что «все священники выказывают сильную привязанность к неестественным страстям» [Arno Karlen, op. tit, p. 231].

 

Таиланд

В Сиаме XVII столетия «педерастия была распространена широко, если не повсеместно» [George Ryley Scott, A History of Prostitution from Antiquity to the Present Day, Torchstream (London). Цит. по: Greenberg, p. 161, сноска 210].

 

Индокитай

 

«Во Французском Индокитае у взрослых мужчин, даже если они женаты, обычно бывают любовники-мальчики» [Armand Corre, L'ethnographie criminelle, С Reinwald (Paris), 1894. Цит. по: Greenberg, p. 161, сноска 210].

 

 

 

АРАБЫ И МУСУЛЬМАНЕ

 

Арабы

 

Что касается арабско-мусульманского мира, то «...в арабских странах мужской гомосексуализм фактически одобряется вплоть до наших дней». Немецкий историк X века писал о христианах, которые отказывались подчиниться сексуальным требованиям арабов, предпочитая их удовлетворению мученичество. [Michael Goodich, The Unmentionable Vice: Homosexuality in the Late Medieval Period, 1979, ABC-Clio, p. 3].

 

Один из величайших в мире знатоков ислама Маршалл Дж. С. Ходжсон говорит: «Сексуальные взаимоотношения между взрослым мужчиной и находящимся у него в подчинении юношей всегда одобрялись в высших кругах, поэтому не было никакой нужды скрывать или как-то маскировать их» [Marshall G. S. Hodgson, The Venture of Islam, Chicago, 1974, Vol. 2, p. 146].

 

«Среди говорящих по-арабски горцев Северного Марокко широко распространено убеждение, что мальчик не сможет постичь Коран, если книжник не совершит с ним половой акт. И ученик торговца научится торговать только после того, как вступит в сношение с хозяином» [Edvard Westermarck, Ritual and Belief in Morocco, Vol. 1, Macmillan (London), 1926, p. 148. Цит. по: Greenberg, p. 27]. «Педерастия представляет собой в Марокко ... “сложившуюся традицию”, и в городах всегда есть мальчики для этого. Еще в 1952 году... студенты Исламского университета публично вступали в гомосексуальные отношения».

 

«В Алжире XIX века улицы и общественные места буквально кишели мальчиками замечательной красоты, которые нередко пользовались у богатых мореплавателей успехом даже большим, чем женщины».

 

«В Сиве, одном из городов, расположенных в оазисе Ливийской пустыни, (в XIX веке) педерастия была распространена настолько широко, что родители торговали своими собственными сыновьями».

 

«Психиатрическое обследование (по отчетам 1971 года), проведенное в Ираке, выявило широкое распространение гомосексуализма и среди мужчин, и среди женщин».

 

Мусульмане неарабского происхождения

 

В мусульманских неарабских странах, по заключению Гринберга, ситуация была несколько иной.

 

«Уже с XVI века западные путешественники отмечают извращенность педерастии в Турции. Мальчиков хватали прямо на улице, продавали в личное пользование богачам, помещали в публичные дома или перепродавали; спрос на мальчиков был так высок, что поражал всех наблюдателей».

 

Мамлюки, правившие Египтом с 1249 года, «были известны своей склонностью к педерастии с юношами немусульманского происхождения, проданными им в рабство» [«The Mamlukes» in Stephen O. Murray (ed.), Cultural Diversity anil Homosexualities, 1987, Irvington, pp. 213—219. Цит. по: Greenberg, pp. 179-180 и 268, сноска 137].

 

В северо-западном Пакистане мужчины «считают, что больше всего удовольствия доставляет анальный половой акт с бедах (пассивным партнером-мужчиной)».

 

Джон Фрайер, путешествовавший в Персию в XVII веке, видел, что «персы, когда они сбрасывают с себя личину благопристойности... домогаются мальчиков так же, как и женщин» [Ibid. Цит. по: Greenberg, p. 180]. Другой путешественник, Джон Шарден, побывавший в Персии в том же веке, писал, что видел в Персии «много мужских публичных домов, но нигде не видел женских», а «большинство шедевров персидской любовной лирики адресовано мальчикам». В 1985 году Пол Кован в своем репортаже рассказал об иранском студенте, который одевался на западный манер и смеялся над демонстрациями Хомейни, за что и был изнасилован группой подростков, хранящих верность аятолле Хомейни [Paul Cowan, «Pilgrim's Progress». Village Voise, March 5, 1985, pp. 20—22].

 

В конце XIX века сэр Ричард Бертон нашел, что Афганистан — страна, «пресыщенная персидскими пороками». Он встречал афганских торговцев, неизменно путешествовавших в сопровождении множества мальчиков и юношей в почти женских одеждах, с насурьмленными глазами и нарумяненными щеками, длинными волосами и выкрашенными хной ногтями на пальцах рук и ног, ехавших в роскошных каявах или панье, установленных на спинах верблюдов. Их называли «куч-и сафари», то есть «походными женами» [Sir Richard Burton, «Terminal Essay», in The Book of the Thousands Nights ani Night, Vol. 10, Burton Club, 1886, pp. 235-236. Цит. по: Greenberg, p. 180]. Луи Дюпре, вероятно, ведущий на Западе специалист по Афганистану, писал в 1973 году в своей книге, что мужской гомосексуализм в Афганистане по-прежнему широко распространен [Louis Dupree, Afghanistan, Princeton University, 1973, p. 198].

 

marinalondon.jimdo.com

Текст песни Владимир Высоцкий - Про любовь в Древнем Риме перевод, слова песни, видео, клип

Как-то вечером патриции Собрались у Капитолия Новостями поделиться и Выпить малость алкоголия.

Не вести ж бесед тверезыми! Марк-патриций не мытарился - Пил нектар большими дозами И ужасно нанектарился.

И под древней под колонною Он исторг из уст проклятия: "Ох, с почтенною матреною Разойдусь я скоро, братия!

Она спуталась с поэтами, Помешалась на театрах - Так и шастает с билетами На приезжих гладиаторов!

"Я, - кричит,- от бескультурия Скоро стану истеричкою!"- В общем, злобствует как фурия, Поощряема сестричкою!

Только цыкают и шикают... Ох, налейте снова мне "двойных"! Мне ж - рабы в лицо хихикают. На войну бы мне, да нет войны!

Я нарушу все традиции - Мне не справиться с обеими,- Опускаюсь я, патриции, Дую горькую с плебеями!

Я ей дом оставлю в Персии - Пусть берет сестру-мегерочку,- На отцовские сестерции Заведу себе гетерочку.

У гетер хотя все явственней, Но они не обезумели. У гетеры пусть безнравственней, Зато родственники умерли.

Там сумею исцелиться и Из запоя скоро выйду я!" ...И пошли домой патриции, Марку пьяному завидуя.

One evening, the patricians Gathered at the Capitol Share news and Drink a little alcohol.

Well do not keep conversations Sobriety ! Mark patrician not publicans - Drank the nectar of large doses And terribly nanektarilsya .

And in the ancient colony under Hath he removed from the mouth of the curse : & quot; Oh, with the venerable Matrona I soon broke up , brethren !

She mixed up with poets , Obsessed with theaters - And run hither with tickets On visiting the gladiators !

& quot; I - screams - of incivility Soon become hysterical ! & Quot; - In general, bears malice like fury , Pooschryaema sister !

Just hush and boo ... Oh , pour me again & quot; double & quot ;! I w - slaves face giggle . The war would be me , but no war !

I break all the traditions - I can not cope with both - Going down I patricians Bitter blow with the plebeians !

I leave her house in Persia - Let him take his sister - megerochku - On his father's Sestercii Get yourself geterochku .

Do heteras though ever more clearly , But they are not mad . Do Thais let immorality, But relatives of the dead.

There 'll be able to heal and Of binge soon I'll go ! & Quot; And ... went home patricians Mark drunken jealous .

teksti-pesenok.ru

Боги любви и брака в культуре разных народов мира

На протяжении всей истории человечества почти во всех культурах были боги и богини, связанные с любовью и браком. Хотя некоторые из них мужчины, например, Эрос и Амур, но большинство из них женщины, потому что институт брака уже давно рассматривается как область женщин. Если вас интересуют древние боги, связанные с любовью, либо вы хотите почтить какое-то божество в рамках церемонии бракосочетания, то вам будет любопытно узнать некоторых богов и богинь — покровителей любви и брачных уз.

Навигация по статье

Афродита (Греция)

афродита богиня любви и красотыАфродита была греческой богиней любви и сексуальности. Она была замужем за Гефестом, но также имела множество любовников. Одним из ее фаворитов был бог войны Арес. В Греции регулярно проводился праздник почитания Афродиты. В храме в Коринфе люди в древности отдавали дань Афродите, устраивая оргии с жрицами. Храм был позже разрушен римлянами, но ритуалы, посвященные богине плодородия, сохранились в этом районе до сих пор. По поверьям греков Афродита, как и многие боги греческого пантеона, проводила много времени, вмешиваясь в жизнь обычных смертных. Особенно в любовные дела. Влияние ее на умы людей было всегда велико. Даже в наши дни именем богини названы «афродизиаки». Наукой пока не подтверждено, но полагают, что вещества, содержащиеся в различных специях и растениях, подсознательно положительно влияют на половое влечение: они способны разжигать страсть, усиливать сексуальное удовольствие.

Эрос (Греция)

Эрос — это греческий вариант Амура. На самом деле этот сын Афродиты изначально не являлся богом любви, а был покровителем похоти, страсти, первобытного сексуального желания. Фактически современное слово «erotic» происходит от имени этого божества. Бог олицетворял все виды любви и похоти, куда входили гетеросексуальные и гомосексуальные отношения. Ему поклонялись жрецы культа плодородия, почитавшие одинаково и Эроса, и Афродиту. Во время классического римского периода Эрос эволюционировал в Амура. Он стал изображаться как очаровательный херувим с завязанными глазами, олицетворяя убеждения людей в том, что любовь слепа.

Фригга (Норвегия)

Норвежские женщины почитали Фриггу как богиню брака. Фригга была женой всемогущего Одина. Она считалась богиней плодородия и брака в норвежском пантеоне. Фригга была единственной, кроме Одина, кому разрешалось сидеть на троне Хлидскальф. В некоторых скандинавских сказках она фигурирует как Королева Небес. Сегодня многие современные норвежские язычники чтят Фриггу не только как любви, но и пророчества.

Амур (Рим)

бог любви амурАмур — хорошо известный бог любви. В Древнем Риме Амур был воплощением Эроса — бога похоти и желания. В конце концов, он воплотился в образ, который сегодня известен всем: это пухленький херувим, который своими стрелами поражает сердца людей, вселяя в них любовь. Существует устойчивое мнение, что Амур большой озорник. Ему нравилось наделять людей любовью без взаимности, потешаясь такой игрой. Однако такие развлечения закончились тем, что он сам стал жертвой собственного озорства, когда безответно влюбился в Психею. Амур был сыном Венеры, римской богини любви. Обычно его можно видеть на украшениях, на открытках и подарках, которые влюбленные и по сей день преподносят друг другу в День Святого Валентина. Сейчас его зачастую называют богом чистой любви и невинности, но это не вполне соответствует первоначальному образу.

Хатхор (Египет)

Египтяне очень почитали жену Ра. Хатхор известна в египетских традициях как покровительница жен. В большинстве классических изображений она воплощена в образе коровы, либо предстает женщиной, окруженной коровами. В более поздние периоды она считалась покровительницей рождаемости, любви и страсти.

Юнона (Рим)

В Древнем Риме Юнона была богиней, которая покровительствовала женщинам и браку. Хотя праздник Юноны (Матроналия) фактически отмечался в марте, тем не менее, в честь богини был назван июньский месяц. Это лучшее время для свадеб и помолвок. Во время Матроналии женщины получали подарки от своих мужей и дочерей, давали своим женщинам-рабам выходной день.

Гера (Греция)

гера покровительница бракаСегодня древний Храм Геры в Пестуме лежит в руинах. Но раньше Гера была очень могущественной богиней брака. Как жена Зевса, она была королевой всех богинь. Зевс был не слишком верен супруге. Гера, зная это, проводила много времени, отбиваясь от многочисленных любовников своего мужа. Гера до сих пор считается хранительницей очага и дома. Ее могущество считается неоспоримым, когда дело касается семейных отношений.

Парвати (Индия)

Многие индийские невесты приносят дары, благодарят Парвати в день их свадьбы. Парвати была супругой индуистского бога Шивы. Она известна как богиня любви и преданности, является одной из многих форм Шакти — всемогущей женской силы во вселенной. Ее союз с Шивой был настолько благополучным, что любовь Парвати способна была усмирять супруга, который, как известно, был богом-разрушителем. Парвати является примером женского существа, которое оказывает глубокое влияние на мужчину: Шива без жены не был бы полным.

Венера (Рим)

Римский эквивалент Афродиты Венера была богиней любви и красоты. Первоначально она была связана с плодородием, но позже взяла на себя все аспекты Афродиты из греческих традиций. Подобно Афродите Венера, судя по мифам, имела множество любовников, как смертных, так и божественных. Венера почти всегда изображается как молодая и прекрасная девушка. Статуя Афродиты Милос, более известная как Венера Мило, изображает богиню, в улыбке которой есть некая неземная тайна, которая недоступна людям.

Веста (Рим)

Хотя Веста была богиней девственности, она почиталась у римских женщин вместе с Юноной. Статус Весты как девственницы представлял собой чистоту, честь римских женщин. Веста также выступала как хранительница домашнего очага и супружеской жизни. Ей поклоняются до сих пор во многих итальянский деревнях. Праздник Весталия, посвященный Весте, отмечался каждый год в июне.

torise.ru

Гомосексуальность в Древнем Риме. Часть 1 | Блог цвета радуги

Здравствуйте, дорогие друзья. Не так давно мы говорили об отношении к гомосексуальности в Древней Греции. Настало время вспомнить, каково было положение геев и лесбиянок в могущественном государстве, которое пришло на смену Элладе  — в Древнем Риме.

Рим возник в 8 веке до н.э., классической датой основания Вечного Города считается 21 апреля 753 г. до н. э. Однако практически не осталось сведений о том, каким было отношение к гомосексуальности в первые века его существования. Но всё поменялось тогда, когда Рим начал бурно развиваться и расширять свои границы, и коренным переломным моментом стал захват родины Гомера.

В 146 года до н.э. Римская республика завоевала Грецию. Как метко выразился Гораций, пленённая Эллада пленила своих победителей — римляне были изумлены высочайшим уровнем греческой культуры и достаточно скоро переняли и усвоили её богатое наследие и древние греческие традиции. Естественно, римские представления о гомосексуальности также находились под сильнейшим влиянием греческих обычаев педерастии и отношения к геям в Древней Греции в целом — нередко мужскую страсть даже именовали «греческой любовью».

Как и в античной Греции, в древнем Риме представление о гомосексуальном поведении и сексуальных предпочтениях разительно отличались от современных. Латинский даже язык не располагает словами, которые бы можно было использовать для описания гомосексуальный или гетеросексуальный. Римляне, как и греки, различали не гетеросексуальную и гомосексуальную ориентацию в человеке, а его активное, то есть доминантное, мужское, или пассивное, женское начало.  Римское общество было патриархальным, и свободные граждане Рима обладали политическими правами и свободой власти над самими собой и своими семьями.

Культ мужественности и мужской доблести — virtus, присущий римской культуре, определял характер гомосексуальных отношений. Римские мужчины могли свободно вступать в однополые отношения и наслаждаться любовью с другими мужчинами, нисколько не теряя при этом в своём статусе — до тех пор, пока они принимают на себя только активную, доминирующую роль в паре. (Amy Richlin, The Garden of Priapus: Sexuality and Aggression in Roman Humor (Oxford University Press, 1983, 1992), p. 225.) Допустимыми партнёрами для свободных мужчин были рабы, жиголо и артисты — эти люди принадлежали к низшим слоям общества, и поэтому они были лишены мужской доблести в глазах граждан. Римляне в основном предпочитали отношения с юношами 12-20 лет, но ими не могли быть подростки и молодые мужчины, являющиеся свободными гражданами. При этом рабы и жиголо могли быть значительно старше.

Что касается однополых отношений между женщинами, то они отражены в анналах истории значительно менее подробно. Несмотря на то, что уровень образованности римлянок из привилегированных слоёв общества был высок и многие патрицианки вели оживлённую переписку с родными и знакомыми, а некоторые даже увлекались словесностью, на сегодня мы почти не располагаем текстами, принадлежащими перу римской женщины — практически все письменные источники были созданы мужчинами. Что касается самих авторов-мужчин, то их мало интересовала сексуальная жизнь женщин — бывали и исключения, как, например, Овидий, который при этом описывает в основном гетеросексуальные чувства женщины. (Thomas Habinek, «The Invention of Sexuality in the World-City of Rome,» in The Roman Cultural Revolution (Cambridge University Press, 1997), p. 31 et passim.) Женская гомосексуальность почти не оставила следов в источниках эпохи Республики и раннего Принципата, однако в более поздний имперский период такие сведения уже начинают появляться.

В эпоху Республики политическая свобода римлянина — libertas- определялась в том числе и его правом быть свободным от физического насилия, к которому относились, в числе прочего, телесные наказания и сексуальное принуждение. (Thomas A.J. McGinn, Prostitution, Sexuality and the Law in Ancient Rome (Oxford University Press, 1998), p. 326.) Римское понимание мужественности, маскулинности предполагало возможность управлять собой и теми, кто стоит ниже по положению, и только это, по мнению римлян, делало мужчину полноценным. .Сексуальная победа была популярной метафорой, когда речь шла об имперской политике Рима, и это ещё раз говорит о том, насколько мощным был культ маскулинности и активного, доминантного начала в человеке. (Eva Cantarella, Bisexuality in the Ancient World (Yale University Press, 1992, 2002, originally published 1988 in Italian), p. 11-12.) Именно поэтому римский мужчина мог выступать только в такой роли в отношения с другим мужчиной. Пассивная роль ставила под угрозу высокий статус гражданина. Таким образом, моральная оценка полового поведения римлянина зависела не от пола партнёра, а от его роли. И женщины, и юноши были одинаково допустимыми партнёрами, однако вне брака мужчина мог вступать в отношения только с рабами, жиголо или infames, то есть с «бесчестными». (Catharine Edwards, «Unspeakable Professions: Public Performance and Prostitution in Ancient Rome,» in Roman Sexualities, pp. 67–68.) То есть до тех пор, пока сексуальное поведение римлянина не компрометировало честь его самого или другого свободного гражданина, он мог выбирать себе партнёра по своему усмотрению и вступать в любые отношения с ним.

По римским представлениям, неумение правильно вести себя в половой сфере свидетельствовало о слабости воли, о неспособности управлять собой, а значит, и другими — а, как мы знаем, это было одно из важнейших качеств для мужчины, и его утрата влекла за собой утрату высокого статуса и уважения в обществе.

В эпоху империи, по мере того, как граждане теряли исконную политическую свободу, в том числе стали подвергаться физическим наказаниям и казням, культ маскулинной доминантности постепенно стал уходить в прошлое, стали учащаться случаи гомосексуальных отношений между свободными гражданами. Отказ от республиканских ценностей и идеалов гражданской и телесной свободы и мужественности  быстро привёл к сексуальной открытости и большому количеству гомосексуальных пар среди самых разных категорий населения Империи. (Amy Richlin, «Sexuality in the Roman Empire,» in A Companion to the Roman Empire (Blackwell, 2006), p. 329.)

Таким образом, основное отличие римского отношения к однополой любви сводилось к тому, что в глазах греков партнёры были равны в паре, даже если они мели существенную разницу в возрасте, при этом они, как правило, имели одинаковый социальный статус, в то время как римляне ставили во главу угла доминирующую роль активного, «настоящего» мужчины, что делало второго партнёра заведомо неполноценным. Поэтому они исключали — до определённого момента  — равное положение мужчин в гомосексуальной паре. Более того, если в греческом обществе связь женатого мужчины с юношей была более чем приемлема и даже приветствовалась, то для римлянина отношения с мужчиной вне семьи могли поставить под удар его статус как главы семейства. (Cantarella, Bisexuality in the Ancient World, p. xi; Skinner, introduction to Roman Sexualities, p. 11.) Однако в целом в обоих культурах отношение к мужской любви было более чем лояльным, и геи в Древнем Риме чувствовали себя вполне свободно.

Гомосексуальность нашла своё отражение в римской культуре. Латинские авторы начинают говорить од однополой страсти начиная со второго века до нашей эры, то есть с момента завоевания Римом Греции, которая существенно повлияла на развитие римской толерантности благодаря своей давней традиции поощрения и воспевания гомосексуальности. Особенно открыто заговорили о страсти к мужчинам римские поэты — в середине первого века до н.э. Катулл без стеснения и какой бы то ни было оглядки на общество воспевает томление по прекрасным юношам — причём он пишет о свободных гражданах. В той же манере творит Лукреций. (Lucretius, De rerum natura 4.1052–1056). В эпоху Августа целая плеяда самых ярких мастеров римской словесности прославляет любовь между мужчинами — строки о мужской нежности выходят из-под пера Проперция, Тибулла (Tibullus, Book One, elegies 4, 8, and 9), Вергилия, Горация. Вергилий в своей Второй Эклоге возвращается к античной истории любви двух воинов — Ниса и Эвриала, подчёркивая, что их служба в армии подчёркивает их мужественность и доблесть, которая нисколько не противоречит тому, что их связывают нежные чувства. (Williams, Roman Homosexuality, pp. 116–119. ) Поэтому, как объясняет поэт, их любовь находится в полном соответствии с римской моралью и только утверждает римские ценности. Овидий также включает гомоэротические строки в свои «Метаморфозы». А знаменитый «Сатирикон» Петрония оказался настолько насыщен гомосексуальными образами, что имя его автора стало в восемнадцатом столетии стало основой эвфемизмов для гомосексуальности. (Louis Crompton, Byron and Greek Love (London, 1998), p. 93.)

Толерантное отношение к гомосексуальности нашло своё отражение также и в изобразительном искусстве Рима, хотя и в меньшей степени, чем в литературе. Так, на стенах Пригородных Бань в Помпеях можно увидеть фрески, посвящённых однополым любовным сценам, а также изображающих однополые пары в процессе группового акта. Изображались также сцены, где один мужчина занимается сексом с женщиной и при этом сам выступает в пассивной роли с другим мужчиной — описание этого есть даже в одной из песен Катулла. (John R. Clarke, Looking at Lovemaking: Constructions of Sexuality in Roman Art 100 B.C.–A.D. 250 (University of California Press, 1998, 2001), p. 234.)

Надо сказать, что отношение римлян к обнажённой мужской натуре отличалось от греческой традиции. Если жители Эллады видели в обнажённом мужском теле демонстрацию красоты и совершенства мужчины, то наследники Ромула считали недопустимым открытое изображение гражданина в таком виде, поскольку именно тога была обязательным атрибутом свободного римлянина, именно она в первую очередь говорила о его высоком положении. Кроме того, обнажённость ассоциировалась также с такими явлениями, как военное поражение — поскольку пленников обычно раздевали, и с рабством — поскольку рабы на невольничьих рынках часто выставлялись раздетыми. Это влияло на то, как мужская любовь изображалась художниками — хотя и не всегда.

Кубок Уоррена, "греческая" сторона: мужчина занимается любовью с юношейОднако самым известным артефактом, который смело и бесспорно демонстрирует свободу и открытость мужской любви, был и остаётся так называемый кубок Уоррена, носящий имя своего первого владельца. Это кубок, который использовался во время пиров — считается, что он был создан в первом веке нашей эры. Он знаменит тем, что на нём явственно изображены две гомосексуальные сцены. Есть точка зрения, что два изображения символизируют греческую и римскую однополую любовь. на греческой стороне кубка мы видим взрослого мужчину в бородой, который занимается любовью с молодым, но уже физически зрелым молодым человеком, при этом они явно наслаждаются этим. На римской стороне мы видим коротко стриженного мужчину, вид которого выдаёт в нём римлянина, а в его объятиях — мальчика лет 12-14, очевидно, раба. Миртовый венок на голове мужчины символизирует уже упоминавшуюся сексуальную победу. (John Pollini, «The Warren Cup: Homoerotic Love and Symposial Rhetoric in Silver,» Art Bulletin 81.1 (1999) 21–52. John R. Clarke, Looking at Lovemaking: Constructions of Sexuality in Roman Art 100 B.C.–A.D. 250 (University of California Press, 1998, 2001), p. 61.)

Латинский язык невероятно богат словами и выражениями, которые служат для обозначения гомосексуального поведения. Мужчина или юноша в пассивной роли мог называться по-разному: cinaedus, pathicus, exoletus, concubinus (male concubine), spintria («analist»), puer («мальчик»), pullus («цыплёнок»), pusio, delicatus (особенно в словосочетании puer delicatus, «изысканный» или  «утончённый мальчик»), mollis («мягкий,» отражает качества, протипопоставляемые идеалу агрессивной маскулинности), tener («нежный»), debilis («слабый» или «бессильный»), effeminatus — женственный, discinctus («распоясанный»), и morbosus («больной»). Как отмечала Amy Richlin, римские представления о гомосексуальности трудно передать современными словами: «‘гей’  — не точный термин, ‘проникаемый’ — слишком размыто и неполно, ‘пассивный’ ложно намекает на бездействие», что создаёт сложности при переводе этих слов на другие языки. (Richlin, «Not before Homosexuality,» p. 531.)

Некоторые слова, такие как exoletus, обозначают исключительно взрослого — то есть чаще всего речь идёт о той ситуации, когда мужчина совершает половой акт с тем, кто ниже его по положению. Случалось, что старшие партнёры сами выбирали себе пассивную роль. Так, Марциал рассказывает о мужчине, который сам разрешал своему рабу быть в активной роли. Желание взрослого мужчины быть в пассивной роли было для римлян сродни болезни (morbus), в то время как желание активной роли с молодым юношей было в порядке вещей.(Williams, Roman Homosexuality, p. 200.)Некоторые из этих понятий заслуживают отдельного рассмотрения, поскольку отражают особые реалии римского общества и особенности его отношения к гомосексуальности.

Cinaedus — этим словом называли мужчину, который отклонялся от идеалов маскулинности, был женственным в привычках, манерах, в одежде и косметике. Эти черты в юноше могли казаться привлекательными, но во взрослом мужчине они становились отталкивающими для других мужчин. При этом сinaedus не обязательно был геем — он мог также вступать в половые связи с женщинами. Этим словом Катулл обзывает своего друга Фурия в своей знаменитой Шестнадцатой песне. (Williams, Roman Homosexuality, p. 181ff.,193, 203-204.)

Concubinus — некоторые римляне до свадьбы имели сожителя, конкубина. Сожитель, как правило, был рабом, однако среди домашней челяди имел высокий статус. Отношения с сожителем были более или менее открытыми — конкубин часто появлялся вместе со своим господином на пирах, поэтому часто отношения с конкубином сравнивались с отношениями между Юпитером и похищенным им Ганимедом. Порой конкубин мог перейти от отца к сыну в качестве ценного наследства. (Williams, Roman Homosexuality, p. 24, citing Martial 8.44.16-7: tuoque tristis filius, velis nolis, cum concubino nocte dormiet prima. («and your mourning son, whether you wish it or not, will lie first night sleep with your favourite»)

Естественно, приход в дом женщины — жены хозяина был угрозой для конкубина. Катулл в одном из своих произведений описывает беспокойство и страх сожителя перед свадьбой своего хозяина, посвящая ему целых пять строф. После свадьбы конкубин переставал быть пассивным гомосексуалом и зачастую вынужден был выбирать себе в партнёры женщин, то есть он переходил из пассивной роли в активную. (Catullus, Carmen 61, lines 119–143.)

Кубок Уоррена, "римская" сторона: мужчина ласкает юношуВ отличие от свободной женщины-конкубины, права которой были защищены римским законом, мужчина-конкубин не обладал никаким особым статусом и в целом был просто рабом.(Butrica, «Some Myths and Anomalies in the Study of Roman Sexuality,» in Same-Sex Desire and Love in Greco-Roman Antiquity, p. 212.)

Puer delicatus — «нежный, утончённый, изысканный мальчик». Это был обычно мальчик-раб, избранный хозяином за его красоту. В отличие от свободных греческих эроменов, защищённых обычаем, римский несвободный puer delicatus был изначально в морально и физически уязвимом положении. (Manwell, «Gender and Masculinity,» p. 118.) Отношения хозяина и мальчика, который порой ещё не вступил в пору полового созревания, были нередко совершенно неравными или даже насильственными, в отличие от греческой педерастии. Иногда мальчика кастрировали, чтобы сохранить его юность,, так, император Нерон имел puer delicatus по имени Спор, которого он кастрировал и на котором женился.

Puer delicatus воспевались поэтами. В эротических элегиях Тибулла юноша по имени Марат носит яркие и дорогие одежды, красотой он подобен Аполлону. Один из главных мифологических образов такого юноши — уже упоминавшийся Ганимед. В «Сатириконе» богатый вольноотпущенник Тримальхий говорит, что в детстве, когда он был puer delicatus, он вступал в связь как с господином, так и с госпожой. (William Fitzgerald, Slavery and the Roman Literary Imagination (Cambridge University Press, 2000), p. 54.)

Pullus  — ласковое обращение для молодого юноши в Риме, которое употреблялось тем, кто любит его «непристойным» образом…

Как видим, жаргон данной направленности был чрезвычайно богат, что также свидетельствует о том, что гомосексуальные отношения в Риме были явлением более чем обычным…

В следующей части мы узнаем об однополых браках, о гомосексуальности в римской армии, о римских лесбиянках и о положении геев в христианском Риме.

Продолжение следует…

А пока — удачи Вам, радости и успехов))

До скорого)))

equal-gay.com