Гражданство в древнем риме. 1.2. Положение населения Древнего Рима по статусу гражданства.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

35. Римское гражданство: сущность и преимущества. Гражданство в древнем риме


35. Римское гражданство: сущность и преимущества

Чтобы стать настоящим римским гражданином, требовались три вещи: иметь в Риме свое жилище, состоять членом одной из тридцати пяти триб(Население и территория Рима делились на трибы (первоначально "трети"), число которых в III в. до н.э. достигло 35.) и быть в состоянии занимать государственные должности. Те, кто имел какое-либо одно из прав гражданина по пожалованию, а не по рождению, были, собственно говоря, лишь почетными гражданами. Когда говорят, что по переписи, совершенной по приказу Августа, насчитывалось более четырех миллионов римских граждан, очевидно, сюда включают как тех, кто в это время пребывал в Риме, так и проживавших в империи почетных граждан. Между гражданами и жителями существовало большое различие. Согласно закону о жителях, только рождение обусловливало гражданство и наделяло всеми городскими привилегиями. Эти привилегии не приобретались одной лишь длительностью проживания. Они предоставлялись при консулах только государством, а при императорах - по их милости. Первой привилегией римского гражданина была его подсудность только народу. Закон Порция запрещал предавать казни гражданина. Даже в провинциях гражданин не подчинялся произволу проконсула или пропретора. Слова "я - римский гражданин" тотчас же обуздывали этих мелких тиранов. Как говорит г-н де Монтескье в своей книге "Дух законов" (кн. XI, гл. XIX), в Риме, как и в Спарте, свобода граждан и рабство рабов были доведены до крайности. Однако, несмотря на привилегии, силу и величие римских граждан, заставившие Цицерона сказать (в речи в защиту М. Фонтейя7): "Можно ли сравнить самого высокопоставленного галла с самым незначительным римским гражданином", - управление этим государством было уже таким сложным, что в Риме идею гражданина понимали не до конца.

36. Государственное устройство римской Республики.

Высшая власть принадлежит – консулам (двум). Римляне очень боялись восстановления царской власти, поэтому выбирали консулов сроком только на один год. Консулы производили набор войск и командовали ими во время войны, имели право созывать сенат и народное собрание. Помимо консулов в Риме было еще несколько магистратов, которые творили суд, занимались финансами и благоустройством города. Кандидат в магистраты должен был участвовать не менее чем в 10 военных походах и быть гражданином Рима. Все должности были неоплачиваемыми, как и в Греции, кстати сказать, поэтому нужно было быть довольно состоятельным человеком. В случае опасности для гос-ва римляне выбирали на 6 месяцев диктатора, которому все должны были подчиняться. Защитив государство, диктатор должен был сложить свои полномочия. Самая почетная должность – цензор. Он избирался раз в пять лет для проведения переписи и имел право исключить сенатора из сенатского сословия за недостойное поведение. Цензоры выбирались в основном из бывших консулов. * при республике роль сената и народного собрания возросла… в сенате принимали и выслушивали чужеземных послов, решали вопросы войны и мира, обсуждали – принимать или нет чужих богов, устраивать ли общие моления и тд и тп * сенат ведал гос-венными финансами и строительством * народное собрание считалось высшим органом в гос-ве, однако его решения становились законом только после одобрения сенатом * народное собрание выбирало магистратов и имело право отменить смертный приговор, вынесенный им Почти 200 лет после установления республики в Риме шла борьба патрициев с плебеями. При Сервии Туллии плебеи получили возможность голосовать в народном собрании и воевать, но они не могли быть магистратами. Плебеи страдали в основном из-за долговой каббалы (взял деньги – верни с процентом, кто не отдаст – превращается в раба). Плебеи нашли очень действенный способ борьбы. Во время очередной войны они отказались записываться в войско, и Рим было некому защищать. Патрициям пришлось пойти на уступки. Так, в начале 5 века до нэ появилась новая магистратура, доступная только плебеям – НАРОДНЫЙ ТРИБУН (!!!) * «законы 12 таблиц» (450 год) – первый записанный свод законов в истории Рима, там вводились денежный штрафы и прочие наказания за убийства, кражи, измены… говорилось и о том, кто и какой собственность может владеть. * затем в Риме было запрещено обращать должника в раба Короче, после 2-х веков борьбы исчезает разница между плебеями и патрициями, они постепенно уравниваются в правах. Самая богатая часть плебеев так вообще сливается с патрициями, и понятие «плебей» теперь означает низы общества.

37. Римско-Италийский союз: состав и правовой статус. Рим не составлял типового договора, а составил «федос» - федераты с каждым населенным пунктом. Выводятся колонии римского права (только на территории Италии). Рим – там живут граждане. С латинскими племенами ведут мягкую политику. Древние латинские союзные муниципии (самоуправляющиеся общины) – те города, которые сразу приняли гегемонию Рима. Союзным общинам ограниченного управления: снизили политический статус и сделали их местом ссылок. Они стали префектурами и туда отправляли префекта. Латинское право – не римское. Цере (на юге Италии) принял Рим. Церицкое право, но только для этрусков. Муниципии – крупные города Италии. Большая часть земли – публикус. Капуя перевели на префектуру, Рим посылает своего префекта и перед ним отсчитываются. Дедитиции – самниты и галлы. Римское гражданство: 1. право обеспечение со стороны государства 2. юз суфрагиор – право голосовать 3. юз хонорис – право быть избранным на любую должность, но без оплаты 4. юз миграционис – разъезжать 5. юз комерцис – сделка со всеми 6. юз милициа – служить в легионе 7. юз конкубикат – право вступать в брак с римской гражданкой и с представителями элиты завоеванных племен также Городские единицы: 1. Рим 2. Латинское 3. Церицкое 4. Муниципии 5. Префектуры 6. Опподиум 7. Дедитиции Завоеванная земля 1/3 стала романус: большая часть – агер публикус, агер самус. Единый популус романус в 3 веке до н.э. Латинские граждане должны спрашивать разрешение, чтобы быть юз комерциас и юз миграционис.

studfiles.net

Римское гражданство. Всеобщая история государства и права. Том 1

Римское гражданство

Институт римского гражданства исторически вырос из родовой организации римской общины периода формирования государственности. И долгие века особенности этой организации продолжали сказываться на правовом положении полноправных римлян по отношению к другим слоям населения: с гражданством в Риме были увязаны не только политические, но и частные, коммерческие и семейные права, возможность особых прав и привилегий в суде, вплоть до подчиненности своему праву. Гражданство было как бы особым качеством, выделением из других. Причем безотносительно к территории собственно Рима: римлянин оставался римлянином везде, где простиралась власть и юрисдикция империи, и сохранял все особенности своего правового положения.

В законченном виде институт римского гражданства оформился к IV в. до н. э., когда в общем сгладились основные сословные отличия между патрициями и плебеями (см. § 14) и когда завершился процесс становления государственности. Положение (status) римского гражданина подразумевало обладание политическими правами: выбирать в народном собрании, избирать магистратов и быть избранным в эти должности, служить в армии, — а также личными и частно-гражданскими правами: носить трехсоставноеимя с упоминанием родового звания, участвовать в торговом и гражданском обороте по своему праву, заключать полноценный, с точки зрения права и религии, брак, пользоваться особыми формами судебной защиты (legis actiones — см. § 18), совершать завещания и располагать особыми полномочиями главы семейства по отношению к членам своей фамилии и патрона к неполноправным жителям Рима. Статус гражданина был сопряжен и с некоторыми обязанностями: служить в армии установленное время, платить при необходимости общественный налог (tributum), соблюдать религиозные и моральные устои полиса. Состояние римского гражданства было существенно и в других отношениях: только граждане могли претендовать на бесплатное наделениеих землей из общественного фонда, на выдачу хлеба из государственных запасов, на доступ к играм и зрелищам. Римского гражданина (если только он не находился на военной службе) запрещалось подвергать телесным наказаниям.

Главным основанием приобретения римского гражданства было рождение от состоявших в законном браке римских граждан либо признание отцом своего ребенка в качестве законного (знаменовалось это тем, что отец прилюдно брал дитя на руки не позднее установленного срока после рождения). Рождение только от матери-римлянки не давало безусловного статуса гражданина: в 80 г. на это был установлен полный запрет, с перв. пол. II в. гражданство предоставлялось только родившимся от брака латина и римлянки. В период ранней республики безусловным также было требование проживать в Риме. Гражданство могло быть и даровано «от имени римского народа»: либо в целом, как жителям некоего города или общины (муниципии), либо в качестве индивидуальной привилегии «за заслуги». Собственно факт обретения гражданства состоял в записи юноши по достижении 17 лет в одну из 35 триб и объявлении его впоследствии в цензовом списке соответственно имуществу. Женщины статуса полноправного гражданства не получали, так как всегда должны были состоять под опекой отца, мужа и т. п., по замечанию римского юриста, «в силу присущегоим легкомыслия». Незаконное присвоение себе прав римского гражданина, даже претензия на таковое считались уголовным преступлением — в I в. в наказание за это была введена даже смертная казнь.

Римского гражданства можно было и лишиться — в этом еще раз проявилось отношение римлян к этому институту как особому качеству, а не только набору политических прав. Называлось это уменьшением правоспособности, и наступала она в силу утраты свободы (пленение на войне, продажа в рабство или попадание в кабалу), в силу приговора суда (как следствие позорящих или тяжких наказаний), либо в силу особого общественного морального осуждения — infamia, когда за постыдное поведение римлянин лишался некоторых важных прав (делать завещание, выдвигать иски в суде и т. д.). Правоспособность восстанавливалась, если обстоятельства, послужившие основанием к ее сокращению, отпадали: воин бежал из плена, кабала прекращалась и т. п.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

1.2. Положение населения Древнего Рима по статусу гражданства.

По статусу гражданства свободное население Рима: делилось на граждан и иностранцев (перегринов). Полнуюправоспособность могли иметь только свободнорожденный римские граждане. Помимо них к гражданам относились вольноотпущенники, но они оставались клиентами бывших-хозяев и были ограничены в правах.

По мере развития имущественной дифференциации возрастает роль богатства в определении положения римс­кого гражданина. В среде рабовладельцев в конце III—II в. до н.э. возникают привилегированные сословия нобилей и всадников.

В высшее сословие (нобили) входили самые знатные патрицианские и богатые плебейские роды. Экономической базой нобилей было крупное землевладение и громад­ные денежные средства. Только они стали пополнять сенат и избираться на высшие государственные должности. Но­билитет превращается в замкнутое сословие, доступ в ко­торое новому человеку был практически невозможен и ко­торое ревниво охраняло свои привилегии. Только в редких случаях люди, не принадлежавшие к нобилитету по рож­дению, становились высшими должностными лицами.

Второе сословие (всадники) образовалось из торгово-финансовой знати и землевладельцев средней руки. В I в. до н.э. развивается процесс слияния нобилей с верхушкой всадников, получивших доступ в сенат и на важные судебные должности. Между отдельными их представителями возникают родственные отношения-

По мере расширения пределов Римского государства число свободных пополнялось за счет жителей Апеннинс­кого полуострова (полностью завоеванного к середине III в. до н.э.) и других стран. Они отличались от римских граждан по своему правовому положению. Жители Италии, не вхо­дившие в римскую общину (латины), вначале не пользова­лись всеми правами римских граждан. Они делились на две группы — древние латины и латины колоний. За первыми признавались имущественные права, право выступать в суде и вступать в брак с римскими гражданами. Но они были лишены права участвовать в народных собраниях. Латины, жители колоний, основанных Римом в Италии, и некоторых ее городов и областей, заключивших с Римом договоры о союзе, пользовались теми же правами, что и древние латины, за исключением права вступать в брак с римскими гражданами. В дальнейшем в результате союз­нических войн (I в. до н-э.) всем латинам были предоставле­ны права римских граждан.

Второй категорией свободных, не имевших прав римс­ких граждан, были перегрины. К ним относились свобод­ные жители провинций —стран, находящихся вне Италии и завоеванных Римом. Они должны были нести налоговые повинности. К перегринам относились также свободные жители иностранных государств. Перегрины не имели прав латанов, но получили имущественную правоспособность. Для защиты своих прав они должны были избирать себе покро­вителей — патронов, в отношении которых находились в положении, мало отличавшемся от положения клиентов.

1.3. Положение населения Древнего Рима по статусу семьи.

Статус семьи означал, что полной политической и гражданской правоспособностью пользовались только гла­вы римских семей — домовладыки. Остальные члены семьи считались находящимися под властью домовладыки. После­дний был лицом "собственного права", члены же его семьи назывались лицами "чужого права" — права домовладыки. Вступая в имущественные правоотношения, они приобре­тали имущество не для себя, а для него. Но ограничения в частном праве не влияли на их положение в публичном праве. К тому же эти ограничения стали ослабевать, стало признаваться право членов семьи на приобретение собствен­ного имущества.

Правовое положение лица изменялось с утратой того или иного статуса. Наибольшие изменения происходили с утратой статуса свободы (плен, обращение в рабство). Она означала потерю и статусов гражданства и семьи, т. е. пол­ную потерю правоспособности. С утратой статуса граждан­ства (изгнание) терялась правоспособность гражданина, но сохранялась свобода. И наконец, утрата статуса семьи (в результате, например, усыновления главы семьи другим лицом) вела к потере.только "собственного права".

studfiles.net

Римское гражданство.

Количество просмотров публикации Римское гражданство. - 235

Эволюция социально-правового строя Древнего Рима

На протяжении всœей истории древнеримского общества основой его социального строя было правовое неравенство населœения. Критерии такого неравенства были различными: пол, возраст, состояние свободы или несвободы (рабство), гражданская самостоятельность или зависимость, наконец, имущественное неравенство. По отдельности или в совокупности следуя этим критериям, формировались особые категории римского общества, различавшиеся по своему участию в решении политических дел, по своим частным и коммерческим правам, по своему положению в семье, наконец, по возможности распоряжаться судьбами других (в правовом смысле). Всесторонне полноправной категорией населœения Древнего Рима были толькоримские граждане.

Институт римского гражданства исторически вырос из родовой организации римской общины периода формирования государственности. И долгие века особенности этой организации продолжали сказываться на правовом положении полноправных римлян по отношению к другим слоям населœения: с гражданством в Риме были увязаны не только политические, но и частные, коммерческие и семейные права, возможность особых прав и привилегий в суде, вплоть до подчинœенности своему праву. Гражданство было как бы особым качеством, выделœением из других. Причем безотносительно к территории собственно Рима: римлянин оставался римлянином везде, где простиралась власть и юрисдикция империи, и сохранял всœе особенности своего правового положения.

В законченном виде институт римского гражданства оформился к IV в. до н. э., когда в общем сгладились основные сословные отличия между патрициями и плебеями (см. § 14) и когда завершился процесс становления государственности. Положение (status) римского гражданина подразумевало обладание политическими правами: выбирать в народном собрании, избирать магистратов и быть избранным в эти должности, служить в армии, – а также личными и частно-гражданскими правами: носить трехсоставноеимя с упоминанием родового звания, участвовать в торговом и гражданском обороте по своему праву, заключать полноценный, с точки зрения права и религии, брак, пользоваться особыми формами судебной защиты (legis actiones – см. §18), совершать завещания и располагать особыми полномочиями главы семейства по отношению к членам своей фамилии и патрона к неполноправным жителям Рима. Статус гражданина был сопряжен и с некоторыми обязанностями: служить в армии установленное время, платить при крайне важно сти общественный налог (tributum), соблюдать религиозные и моральные устои полиса. Состояние римского гражданства было существенно и в других отношениях: только граждане могли претендовать на бесплатное наделœениеих землей из общественного фонда, на выдачу хлеба из государственных запасов, на доступ к играм и зрелищам. Римского гражданина (если только он не находился на военной службе) запрещалось подвергать телœесным наказаниям.

Главнымоснованием приобретения римского гражданствабыло рождение от состоявших в законном браке римских граждан либо признание отцом своего ребенка в качестве законного (знаменовалось это тем, что отец прилюдно брал дитя на руки не позднее установленного срока после рождения). Рождение только от матери-римлянки не давало безусловного статуса гражданина: в 80 ᴦ. на это был установлен полный запрет, с перв. пол. II в. гражданство предоставлялось только родившимся от брака латина и римлянки. В период ранней республики безусловным также было требование проживать в Риме. Гражданство могло быть и даровано ʼʼот имени римского народаʼʼ: либо в целом, как жителям некоего города или общины (муниципии), либо в качестве индивидуальной привилегии ʼʼза заслугиʼʼ. Собственнофакт обретения гражданства состоял в записи юноши по достижении 17 лет в одну из 35 триб и объявлении его впоследствии в цензовом списке соответственно имуществу. Женщины статуса полноправного гражданства не получали, так как всœегда должны были состоять под опекой отца, мужа и т. п., по замечанию римского юриста͵ ʼʼв силу присущегоим легкомыслияʼʼ. Незаконное присвоение себе прав римского гражданина, даже претензия на таковое считались уголовным преступлением – в I в. в наказание за это была введена даже смертная казнь.

Римского гражданства можно было и лишиться – в данном еще раз проявилось отношение римлян к этому институту как особому качеству, а не только набору политических прав. Называлось это уменьшением правоспособности, и наступала она в силу утраты свободы (пленение на войне, продажа в рабство или попадание в кабалу), в силу приговора суда (как следствие позорящих или тяжких наказаний), либо в силу особого общественного морального осуждения – infamia, когда за постыдное поведение римлянин лишался некоторых важных прав (делать завещание, выдвигать иски в суде и т. д.). Правоспособность восстанавливалась, в случае если обстоятельства, послужившие основанием к ее сокращению, отпадали: воин бежал из плена, кабала прекращалась и т. п.

referatwork.ru

3. Состояние гражданства

Существенной чертой Древнего Рима как государства, и римского права как его части было деление населения на три большие группы: римляне, латины и перегрины.

1). Римское гражданство могло быть приобретено следующими способами:

  • рождение ребенка от римлян, состоящих в браке между собой;

  • освобождение римлянином-домовладыкой своего раба;

  • усыновление римским гражданином чужеземца;

  • издание особого акта государства о предоставлении римского гражданства отдельным лицам, общинам или провинциям.

Римские граждане обладали полной право- и дееспособностью. Только они участвовали в народных собраниях и имели в них право голоса, только они могли занимать выборные должности. Но наряду с ними существовали еще неполноправные римские граждане. К ним принадлежали:

- пролетарии, т.е. имевшие имущество ниже 5-го класса; они были ограничены в политических правах;

- вольноотпущенные;

-население покоренных народов, некогда составляв­ших самостоятельные государства.

2). Вторую группу составляли латины (latini). В разные времена они имели разные виды правоспособности. Первоначально так назывались граждане самостоя­тельных латинских государств, находившихся с Римом в полноправном союзе. Затем в 416 г., когда после войны латинский союз был уничтожен, римляне присоединили часть латинских городов к своей территории, даровав присоединенным право полного римского гражданства.

Таким образом, различались «древние латины» и латины колоний.

С остальными городами был заключен неравно­правный союз: они лишались права самостоятельности в отношениях с другими государствами, хотя имели собственное правительство и собственное право.

Такое же положение занимали и латинские колонии. Граждане этих колоний могли получить право полного римского гражданства, если переселялись в Рим, оставив в колонии сына.

Позднее правоспособность латин подверглась новым ограничениям: жители латинских колоний могли сделать­ся полноправными римскими гражданами только в том случае, если они в своем городе занимали высшую магистратскую должность.

В 1 в. до н.э. римское государство было вынуждено наделить правами римского гражданина все италийское население.

3). Третья группа — перегрины. Так назывались все те, кто не имел ни римской, ни латинской правоспособ­ности. Перегрин мог быть или иностранцем, или римским подданным. По общему правилу, иностранцы не пользо­вались в Риме никакой правоспособностью, т.е. были бесправны. Однако, если их государство состояло с Римом в союзе, то правоспособность перегрин определялась союзным договором.

Перегрины — римские подданные — образовались из населения тех государств, которые потерпели в войне с Римом поражение. Римское право к ним было непримени­мо. Они считались свободными людьми и жили по своему отечественному праву.

В начале III в.н.э. император Каракалла предоставил перегринам права римских граждан.

Таким образом, правовое положение римских граждан и чужестранцев с этого времени стало одинаковым.

4. Семейное состояние

Центральное место среди институтов римского частного права занимает власть главы семьи — домовладыки (paterfamilias). В древнейшее время он имел безусловное господство, не ограничиваемое юридически никакой другой властью. Перед домовладыкой все было бесправно, что находилось в доме: бык и рабы, жена и дети. Власть главы семьи над личностью жены и детей доходила до права жизни и смерти над ними, в имущественном отношении оно выражалось в том, что все приобретенное домочадцами считалось достоянием их домовладыки; ни жена, ни дети, ни внуки и т.д. своего собственного имущества иметь не могли.

Затем со временем власть главы дома постепенно уменьшается. Среди причин этого можно отметить: разложение патриархального строя всего римского общества и выступление на первое место интересов отдельного лица.

Гай считал римский семейный строй настолько не типичным, что называл его «исключительным достиже­нием римского народа».

Римское семейное право включало в себя большой круг вопросов, что заслуживает отдельного внимания.

studfiles.net

Римское гражданство • ru.knowledgr.com

Гражданство в древнем Риме было привилегированным политическим и правовым статусом, предоставленным непорабощенным людям относительно законов, собственности и управления.

В римской республике и позже в Римской империи, люди, проживающие в римском государстве, могли примерно быть разделены на несколько классов:

  • Гражданин мужчины Романа наслаждался широким диапазоном привилегий и мер защиты, определенных подробно государством Романа. Гражданин, при определенных исключительных обстоятельствах, мог быть лишен его гражданства.
У
  • римских женщин была ограниченная форма гражданства. Хотя высокого мнения им не позволили голосовать или обозначать гражданское или государственное учреждение. Богатые могли бы участвовать в общественной жизни, финансируя проекты строительства или спонсируя религиозные церемонии и другие события. Женщины имели право владеть собственностью, участвовать в бизнесе и получить развод, но их законные права, различные в течение долгого времени. Браки были важной формой политического союза во время республики.
  • Граждане государства клиента и союзники (socii) Рима могли получить ограниченную форму римского гражданства, такого как латинское Право. В то время как такие граждане могли голосовать на римских выборах, это было непрактично.
  • Рабов считали собственностью и испытали недостаток в юридической индивидуальности. В течение долгого времени они приобрели несколько мер защиты в соответствии с Римским правом. Некоторые рабы были освобождены освобождением для услуг, предоставленных, или через завещательное предоставление, когда их владелец умер. Однажды свободный, они столкнулись с немногими барьерами, вне нормального социального снобизма, к участию в римском обществе. Принцип, что человек мог стать гражданином согласно закону, а не рождению, хранился в римской мифологии; когда Ромулус победил Sabines в сражении, он обещал военным пленникам, что в Риме они могли стать гражданами.
  • Вольноотпущенники были бывшими рабами, которые получили их свободу. Им автоматически не дали гражданство и испытали недостаток в некоторых привилегиях, таких как управление для исполнительных должностей судьи. Дети вольноотпущенников и женщин родились как свободные граждане; например, отец поэта Горация был вольноотпущенником.

Права

Права, доступные отдельным жителям Рима, варьировались в течение долгого времени, согласно их месту происхождения и их обслуживанию к государству. Они также изменились в соответствии с Римским правом согласно классификации человека в пределах государства. Различные юридические классы были определены отдельными законными правами, которыми они наслаждались. Однако возможные права, доступные гражданам, с которыми обращенное Римское право:

  • Ius suffragiorum: право голосовать на римских собраниях.
  • Ius honorum: право обозначать гражданское или государственное учреждение.
  • Ius commercii: право сделать юридические контракты и держать собственность как римского гражданина.
  • Ius gentium: юридическое признание, развитое в 3-м веке до н.э, растущего международного объема римских дел и потребности в Римском праве, чтобы справиться с ситуациями между римскими гражданами и иностранными людьми. Международное право было поэтому римской юридической кодификацией широко принятого международного права времени и было основано на высоко развитом коммерческом праве греческих городов-государств и других морских полномочий. Права, предоставленные международным право, как полагали, проводились всеми людьми; это - таким образом понятие прав человека, а не прав, приложенных к гражданству.
  • Ius connubii: право иметь законный брак с римским гражданином, иметь законные права на paterfamilias по семье и иметь детей любого такого брака быть посчитанным как римские граждане.
  • Ius migrationis: право сохранить уровень гражданства после переселения к polis сопоставимого статуса. Например, члены cives цыгана (см. ниже) поддержали свой полный civitas, когда они мигрировали в римскую колонию с полными правами в соответствии с законом: колония civium Romanorum. Латынь также имела это право и поддержала их ius Latii, если они переместили в различную латинскую государственную или латинскую колонию (Латиноамериканская колония). Это право не сохраняло уровень гражданства, должен каждый перемещать в колонию меньшего правового статуса; полные римские граждане, перемещающие к Латиноамериканской колонии, были уменьшены до уровня ius Latii, и такая миграция и сокращение статуса должны были быть добровольным актом.
  • Право на неприкосновенность от некоторых налогов и других юридических обязательств, особенно местных правил и норм.
  • Право предъявить иск в судах и праве, которое будет преследуемым.
  • Право иметь юридическое испытание (чтобы появиться перед надлежащим судом и защитить себя).
  • Право обратиться от решений судей и обжаловать решения суда низшей инстанции.
  • Римского гражданина нельзя было подвергнуть пыткам или хлестать, и при этом он не мог получить смертную казнь, если он не был признан виновным в измене.
  • Если обвиняется в измене, римский гражданин имел право быть попробованным в Риме, и даже если приговоренный к смерти, никакой римский гражданин не мог бы быть приговорен, чтобы умереть на кресте.

Римское гражданство требовалось, чтобы поступить на службу в римские легионы, но это иногда игнорировалось. Неграждане присоединились к Auxilia и получили гражданство через обслуживание.

Классы гражданства

Юридические классы, различные в течение долгого времени, однако следующие классы правового статуса, существовали неоднократно в римском государстве:

Cives Romani

Cives Romani были полными римскими гражданами, которые наслаждались полной правовой защитой в соответствии с Римским правом. Cives Romani были подразделены на два класса:

Не optimo iure, кто держал права на ius commercii и ius connubii (права на собственность и брак), и

optimo iure, кто также держал эти права, а также дополнительные права на ius suffragiorum и ius honorum (права голосовать и исполнять обязанности).

Latini

Latini были классом граждан, которые держали латинские Права (ius Latii) или права на ius commercii и ius migrationis, но не ius connubii. Термин Latini первоначально упомянул Латинский, граждан латинской Лиги, которые приехали под римским контролем к концу латинской войны, но в конечном счете стали юридическим описанием, а не националистическим или этническим. Рабам вольноотпущенников, те из Сивеса Романи, осужденного за преступления или граждан, улаживающих латинские колонии, можно было дать этот статус в соответствии с законом.

Socii

Сокий или Фоедерати были гражданами государств, у которых были договорные обязательства с Римом, как правило соглашения, в соответствии с которыми определенные законные права граждан государства в соответствии с Римским правом были обменены на согласованный уровни военной службы, т.е. римские судьи имели право наложить солдат для римских легионов от тех государств. Однако Фоедерати заявляет, что был когда-то завоеван Римом, были освобождены от оплаты дани Риму из-за их статуса соглашения.

Рост неудовлетворенности правами, предоставленными Socii, и с растущими требованиями рабочей силы легионов (из-за длительной войны Jugurthine и кимврской войны) ведомый в конечном счете к Социальной войне 91–88 до н.э, в котором итальянские союзники восстали против Рима.

Прохождение Лекса Джулии (более определенно Лекс Иулия де Сивитат Латини Данда) в 90 до н.э предоставило права cives цыгана ко всему latini, и socii заявляет, что не участвовал в Социальной войне, или кто был готов прекратить военные действия немедленно. Это было в конечном счете расширено на все итальянские государства Сокия после завершения войны (за исключением Галлии Cisalpina), эффективно устранив socii и latini как законный и определения гражданства.

Provinciales

Provinciales были теми людьми, которые подпадали под римское влияние или контроль, но кто испытал недостаток даже в правах Foederati, по существу имея только права ius gentium.

Peregrini

Peregrinus (множественный Peregrini) был первоначально любым человеком, который не был полным римским гражданином, который является кем-то, кто не был членом Cives Romani. С расширением Римского права, чтобы включать больше градаций правового статуса, этот термин стал менее используемым, но термин пилигрим включал те из latini, socii, и provinciales, а также тех предметов иностранных государств.

Гражданство как инструмент Романизации

Римское гражданство также использовалось в качестве инструмента внешней политики и контроля. Колониям и политическим союзникам предоставили бы «незначительную» форму римского гражданства, там будучи несколькими дипломированными уровнями гражданства и законных прав (латинское Право было одним из них). Обещание улучшенного положения в пределах римской «сферы влияния» и конкуренция для положения с соседями, сохраняли центр многих соседей и союзников Рима сосредоточенным на статус-кво римской культуры, вместо того, чтобы пытаться ниспровергать или свергнуть влияние Рима.

Предоставление гражданства союзникам и завоеванному было жизненным шагом в процессе Романизации. Этот шаг был одним из самых эффективных политических инструментов и (в том пункте в истории) оригинальные политические идеи (возможно, одна из самых важных причин успеха Рима).

Как предшественник этого, Александр Великий попытался «смешать» своих греков с персами, египтянами, сирийцами, и т.д. чтобы ассимилировать людей завоеванной персидской Империи, но после его смерти эта политика была в основном проигнорирована его преемниками. Идея состояла в том, чтобы ассимилироваться, чтобы повернуть побежденного и потенциально непослушного врага (или его сыновья) в римского гражданина. Вместо того, чтобы иметь необходимость ждать неизбежного восстания завоеванные люди (племя или город-государство) как Спарта и завоеванные Рабы, Рим попытался заставить тех по своему правилу чувствовать, что у них была доля в системе.

Указ Caracalla

Указ Каракаллы (официально Constitutio Antoniniana (латынь: «Конституция [или Указ] Antoninus»), был указ, выпущенный в 212, римским императором Каракаллой, какой закон объявил, что всем свободным мужчинам в Римской империи нужно было дать полное римское гражданство, и всем свободным женщинам в Империи дали те же самые права, как римские женщины были. Прежде 212, по большей части только жители Italia поддержали полное римское гражданство. Колонии римлян, установленных в других областях, римляне (или их потомки) живущий в областях, жителях различных городов всюду по Империи и небольших числах местных дворян (таких как короли стран клиента) проводимый полным гражданством также. Provincials, с другой стороны, обычно были негражданами, хотя некоторые держали латинское Право.

См. также

  • Civis romanus суммируют

Внешние ссылки

См. также

  • Конституция римской республики

ru.knowledgr.com

1. Понятие и содержание гражданства. Становление и развитие института гражданства в Древнем Риме

Похожие главы из других работ:

Гражданство в Республике Беларусь

1. Понятие и принципы гражданства Республики Беларусь и его правовое закрепление. Гражданство детей при изменении гражданства родителей

Права и свободы человека - это потенциальные возможности человека пользоваться определенными жизненными благами. Это мера свободы, ограниченная лишь свободой другого индивида...

Гражданство Российской Федерации

2. Правовое регулирование гражданства. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации». Приобретение и прекращение гражданства России. Гражданство детей

В соответствии со ст. 11 Закона о гражданстве основания приобретения гражданства РФ являются: а) рождение; б) прием в гражданство России; в) восстановление в гражданстве РФ; г) по иным основаниям...

Гражданство Российской Федерации

2. Приобретение гражданства Российской Федерации. Общий и упрощенный порядок приобретения российского гражданства

Приобретение гражданства - это предусмотренное федеральным законом получение физическим лицом российского гражданства по признаку или причине, соответствующим одному из положений, выдвигаемым этим законом. Закон РФ от 28 ноября 1991 г...

Гражданство Российской Федерации

8. Принцип поощрения приобретения российского гражданства лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации

Согласно российскому законодательству под лицом без гражданства подразумевается лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства...

Гражданство: понятие, принципы и порядок приобретения

4.1 Изменение гражданства ребенка при приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации его родителей (ст. 24 ФЗ)

1. Ребенок приобретает гражданство Российской Федерации, если оба его родителя или единственный его родитель приобретают гражданство Российской Федерации. 2...

Институт гражданства

Глава 2. Приобретение и прекращение гражданства РФ. Особенности приобретения двойного гражданства

...

Институт гражданства в Российской Федерации

1.2 Юридическое содержание гражданства

Как государственно-правовой институт, гражданство представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения между государством и личностью по поводу гражданства. В процессе регулирования отношений...

Основания приобретения, утраты и изменения гражданства

1.3 Правовая регламентация двойного гражданства и статуса без гражданства в РФ

Обладание гражданством двух или нескольких независимых друг от друга государств принято называть двойным или множественным гражданством. Действующая Конституция РФ вслед за Законом о гражданстве 1991 г...

Понятие и принципы гражданства. Двойное гражданство и многогражданство

1.1 Понятие гражданства

Обладание гражданством - предпосылка полного распространения на данное лицо всех прав и свобод, признаваемых законом, защиты лица государством не только на территории страны, но и за ее пределами...

Понятие население в международном праве

2. Понятие гражданства. Международно-правовые способы приобретения гражданства

Гражданство - устойчивая правовая связь отдельного лица с государством, устанавливающая взаимные права и обязанности при подчинении данного лица суверенной власти того государства, на территории которого оно находится...

Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства. Роль органов внутренних дел в реализации их правового статуса

1.2 Содержание конституционно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства

Правовое положение всех иностранцев, находящихся на территории страны, неодинаково. Не вызывает сомнений существование различий в правовом статусе таких категорий иностранцев, как иностранцы, обладающие привилегиями и иммунитетами...

Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства. Роль органов внутренних дел в реализации их правового статуса

2.1 Содержание административно-правового регулирования статуса иностранных граждан и лиц без гражданства

Правовое положение иностранных граждан на территории Российской Федерации регулируется российским законодательством, а также международными договорами. Основными актами...

Содержание и принципы гражданства РФ

Глава I. Понятие, содержание и принципы гражданства РФ

...

Содержание и принципы гражданства РФ

§ 1. Понятие и содержание гражданства РФ

Одним из основных элементов правового статуса лица, определяющего его взаимоотношения с государством, является гражданство...

Становление и развитие института гражданства в Древнем Риме

1. Понятие и содержание гражданства

Субъектом государственной жизни и публичного права считался в римской юридической традиции носитель специального качества, образуемого сочетанием целой совокупности требований -- римский гражданин (civisromanus)...

pravo.bobrodobro.ru