Древнейшие цивилизации ближнего востока. Древнейшие цивилизации ближнего востока издательство «наука» главная редакция восточной литературы москва 1982 -2- james mellaart
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

2. Древнейшие цивилизации Ближнего Востока. Древнейшие цивилизации ближнего востока


ЦИВИЛИЗАЦИИ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА. 100 великих тайн Древнего мира

Древнейший город на планете?

В Сирии обнаружены руины города, возраст которого, по мнению ученых, составляет не менее 6000 лет. Возможно, это самый старый город на планете. Находка фактически изменила традиционные представления о появлении на Земле городов и цивилизации в целом. Она заставляет рассматривать распространение цивилизации в новом свете, отталкиваясь от более раннего времени. До этого открытия города, датируемые 4000 г. до н.э., обнаружили лишь в древнем Шумере – между реками Тигр и Евфрат на территории современного Ирака, последний же, самый древний, нашли в юго-восточной части Сирии под огромным холмом возле деревни Хамукар. Таинственный город тоже назвали Хамукар.

Впервые археологи начали активно рыть землю здесь еще в 1920е —1930е гг. Тогда они предполагали, что именно здесь находится Вашшукани – столица империи Митанни (приблизительно XV в. до н.э.), которую до сих пор не удалось обнаружить. Но признаков заселения данной местности тогда не нашли – «вашшуканская теория» оказалась несостоятельной.

Прошло много лет, и ученые вновь заинтересовались этим местом. И не зря: ведь оно находится на одной из важнейших транспортных артерий древности – дороге из Ниневии в Алеппо, по которой тянулись путники и караваны купцов. Такое положение, по мнению ученых, давало массу преимуществ и создавало прекрасные предпосылки для развития города.

Раскопки в Тель-Хамукаре и найденное там изображение идола

Исследователи действительно обнаружили признаки, указывавшие на его существование еще в середине IV тысячелетия до н.э. Тогда в Южном Ираке один за другим возникали первые города, а в Сирии образовывались их колонии.

На этот раз археологи были преисполнены решимости – в самом прямом смысле – докопаться до истины. Была сформирована специальная сирийско-американская экспедиция для исследования Хамукара, директором которой стал ведущий научный сотрудник Восточного института при Чикагском университете Макгвайр Гибсон. Первый заступ ударил в землю в ноябре 1999 г. Экспедиции необходимо было освоиться, обустроиться, подготовить территорию раскопок, нанять местных жителей для тяжелых работ...

Все началось с составления подробной карты местности. И уже потом с ее помощью археологи начали следующий, не менее кропотливый этап работы: необходимо было тщательно – чуть ли не с лупой в руках – осмотреть всю территорию раскопок, собирая различные черепки. Такие исследования дали бы довольно точное представление о размере и форме поселения. И удача действительно улыбнулась археологам. Скрытые в земле древние города «посыпались» как из рога изобилия.

Первое из найденных поселений относилось примерно к 3200м гг. до н.э. и занимало площадь около 13 га. Постепенно оно росло, его территория увеличилась до 102 гектаров, и впоследствии поселение стало одним из крупнейших городов того времени. Затем, исходя из найденных предметов, были определены другие, наиболее интересные места для раскопок. В восточной части поселения археологи обнаружили здание, в котором обжигались горшки. А главным результатом осмотра местности стала находка большого поселения к югу от холма. Его более подробное изучение подтвердило, что эта территория начала заселяться еще в начале IV тысячелетия до н.э. Если все обнаруженные поселения признать одним городом, то его площадь окажется более 250 га, во что трудно поверить. В то время, в эпоху зарождения первых урбанических поселений, такой большой город являлся настоящим мегаполисом древности.

Ученым хорошо помогли спутники. Сделанные с них фотографии натолкнули исследователей еще на одну мысль, когда в 100 м от холма, с северной и восточной его сторон, они различили темную извивающуюся линию, похожую на городскую стену, в то время как на земле был виден лишь небольшой откос. Дальнейшее обследование показало, что стена могла располагаться ближе к холму, а откос сохранился от канавы, снабжавшей город водой.

Раскопки велись в трех зонах. Первая – траншея длиной 60 м и шириной 3 м, идущая вдоль северного склона холма. Поступенчатое ее рытье дало возможность археологам рассмотреть развитие поселения в различные эпохи, поскольку каждая ступенька была ниже следующей на 4—5 м. Так вот: самый нижний слой, которого достигли ученые, и показал город 6000летней давности!

На следующем уровне были обнаружены стены нескольких домов, сделанные из глиняных брусков, а также огромная, возможно, городская, стена 4 метров в высоту и 4 метров в толщину. Остатки керамики под ней относятся к середине IV тысячелетия до н.э. Далее идет уровень, датируемый 3200 г. до н.э. Керамика отсюда относится к творчеству народов Южного Ирака, что говорит о взаимодействии сирийских и месопотамских народов в то время.

За этими домами следуют более «молодые» здания, построенные в III тысячелетии до н.э. Здесь уже есть дома из обожженного кирпича, колодцы. Прямо над одним из домов построено более позднее здание – середины I тысячелетия, а затем идет современное кладбище.

Другая зона раскопок изобиловала черепками. Ее разбили на участки по пять квадратных метров и осторожно «перелопатили» все землю. Археологи обнаружили здесь дома с прекрасно сохранившимися глиняными стенами. А внутри в огромном количестве располагались вещи давно минувших дней – все покрытые толстым слоем золы. Это создавало ученым большие трудности: попробуйте обнаружить обгоревшие осколки в щелях полов, в различных неровностях и ямках.

Вскоре были найдены источники столь обильного пепла – в одной комнате были раскопаны остатки четырех или пяти плит, сделанных из глиняных брусков, которые частично и обгорали, когда печи топили. Вокруг плит нашлись остатки ячменя, пшеницы, овса, а также костей животных. Следовательно, плиты могли использовать для выпечки хлеба, пивоварения, приготовления мяса и других продуктов.

Керамика, обнаруженная здесь, поразила ученых своим разнообразием: большие горшки для приготовления обычной пищи, небольшие сосуды, а также маленькие изящные сосудики, стенки которых равны толщине скорлупы страусиного яйца. В домах были найдены и статуэтки с большими глазами, возможно, какие-то божества из середине IV тысячелетия до н.э.

Но все-таки наиболее полно рассказывают об обществе той эпохи 15 печатей в форме тщательно прорисованных животных. Все они были найдены в одной яме, предположительно – могиле. Также здесь обнаружили и огромное количество бус из кости, фаянса, камня и раковин, причем некоторые из них были настолько маленького размера, что можно предположить: они использовались не как ожерелья, а вплетались или вшивались в одежду.

Печати вырезаны из камня в виде животных. Одна из наиболее крупных и красивых печатей выполнена в виде леопарда, пятна на котором сделаны с помощью маленьких штырьков, вставленных в просверленные дырочки. Так же была найдена печать, не уступающая леопардовой по красоте, – в форме рогатого зверя, но, к сожалению, рога отломались. Большие печати гораздо разнообразнее, но их намного меньше, чем маленьких, основными типами которых являются лев, козел, медведь, собака, заяц, рыбы и птицы. Более крупные и искусно сделанные печати, должно быть, принадлежали людям, обладавшим большой властью или богатством, в то время как маленькие, возможно, использовались остальными людьми для обозначения частной собственности.

В небольшой яме в два метра глубиной в северо-восточной части раскопок, сразу же под поверхностью, исследователи обнаружили стену, датируемую VII в. н.э., а еще метром ниже – угол здания, укрепленный подпоркой с двумя нишами. Подпорка была установлена рядом с дверью, которая ведет на восток. Дверной косяк, подпорка, ниши и южная стена покрыты известью. Обычно такие подпорки с нишами устанавливали не у частных, а у храмовых зданий. Осколки керамики, найденные около храма, указывают на начало III тысячелетия до н.э., то есть Аккадианский период, когда правители Аккада, государства в южной Месопотамии, начали экспансию на территорию нынешней Сирии. Так как это критический период истории Месопотамии, то место, где сплелось столько эпох, становится основным направлением сил экспедиции в следующем сезоне.

Ранее историки предполагали, что сирийские и турецкие государства начали активно развиваться лишь после контакта с представителями Урука – древнего государства в Южном Ираке. Но раскопки Хамукара доказывают, что высокоразвитые общества появлялись не только в долине Тигра и Евфрата, но и в других областях в это же время. Некоторые исследователи даже полагают, что первоначально цивилизация зародилась именно в Сирии. Находка фактически изменила традиционные представления о появлении городов и цивилизации в целом, заставляя рассматривать ее рождение и распространение в более раннее время.

Если раньше считалось, что цивилизация зародилась в Урукский период (около 4000 г. до н.э.), то сейчас есть свидетельства о ее существовании еще в Убайдский период (около 4500 г. до н.э.). Это значит, что развитие первых государств началось до появления письменности и других явлений, считающихся критериями возникновения цивилизации. Между разными народами начинали образовываться жизненно необходимые связи, люди обменивались опытом. Цивилизация стала шагать по планете семимильными шагами!

Раскопки Хамукара обещают еще очень много открытий, ведь это единственное место, где слои 4000 г. до н.э. лежат в двух метрах от поверхности и даже выше.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Цивилизации Ближнего Востока Древний город Эмар Государство Сирии

ДРЕВНИЙ ГОРОД МАРИДА

КНЯЖЕСТВО АНТИОХИЯ

ДРЕВНИЙ ГОРОД КАДЕШ-НА-ОРОНТЕ

МАРДИН

Город в Турецком Курдистане, юго-восток Диярбакыра. В хурритском царстве, город Мардин впервые упоминается во времена правления Тукульти-Нинурта I, в 1230 году до н.э. В римский период, город был известен как Марида, в переводе с сирийского означает крепость.

АНТИОХИЙСКОЕ КНЯЖЕСТВО

В 1098 г., в результате первого крестового похода, после покорения города Антиохии крестоносцами, через несколько месяцев, возникло княжество. Антиохийское княжество просуществовало до 1268 года. Первым правителем Антиохийского княжества был Боэмунд Первый.

КАДЕШ

Крупный город в северной Сирии. В 1000 г. до н.э. финикийцы основали город Кадеш - современный Кадис за Геркулесовыми столбами - Гибралтаром на юге Пиренейского полуострова, получили выход в Атлантический океан. Правители Кадеша были: Шуттарна, Айтакама, Ари-Тешуб.

ДРЕВНЕЕ ЦАРСТВО ЯМХАД

ДРЕВНИЙ ГОРОД ГАТНА

ДРЕВНЕЕ ГОСУДАРСТВО ХАНИГАЛЬБАТ

ЯМХАД

Было могущественным царством. В 16 век до н.э. воинствующие Хетты напали на процветающее царство Ямхад со столицей в Алеппо, которому в то время подчинялась Северная Сирия. Город Алеппо попал в зависимость от Хеттского царства, но потом взбунтовался, обрел независимость.

КАТНА

Сонинке являются западно-африканской этнической группой, восточной части Сенегала. Разговорный язык - Марака, являющийся языком манде. Исповедуют мусульманство. Дата образования народа Сонинке - десятый век. Сонинке стали основателями древней империи Гана.

МИТАННИ

Государство Митанни образовано в 17 в. до н.э., основу его составляли маиттане - индоевропейский народ, осевший в Северной Месопотамии. Они смешались с проникшими туда индоевропейскими племенами. Впоследствии государство митанийцев было разорено хеттами в 1360 г до н.э.

ГОРОД-ГОСУДАРСТВО УГАРИТ

ДРЕВНЕЕ ГОСУДАРСТВО ЭНГОМИ

ГОРОД-ГОСУДАРСТВО ИБЛА

УГАРИТ

Древний торговый город-государство в Сирии. В городе была развита торговля с Двуречьем, Египтом, Палестиной, заморскими странами. В городе имелся особый квартал, населенный микенскими греками. Отсюда микенские изделия ввозились в глубь страны, Месопотамию.

АЛАСИЯ

Древнее государство Аласия находилось на Кипре. Аласия являлась крупным производителем меди, бронзы в Восточном Средиземноморье. Ученые считают, что Аласия являлась колонией минойской цивилизации на острове. Правители Аласии были Кушмешуша, Хатиба.

ЭБЛА

Древний город Эбла упоминался в документах царей Месопотамии Саргона как враждебный им город. Главным источником богатства государства была торговля. Через Эблу проходили караваны, доставлявшие из Анатолии, Египта в Двуречье - золото, серебро, драгоценные камни.

ДЕСЯТЬ ГОРОДОВ-ГОСУДАРСТВ КИПРА

ДРЕВНИЙ ГОРОД ТЕЛЛЬ-КАНАС

ДЕСЯТЬ ГОРОДОВ-ГОСУДАРСТВ КИПРА

Греко-финикийские, греческие, греко-киприотские государства, обнаруженные в записях на табличках ассирийского царя Асархаддона в 672 году до нашей эры. Туда входят: Пафос, Саламин, Солы, Курион, Китры, Китион, Аматус, Идалион, Ледра, Тамассос.

ХАБУБА КАБИРА

Древний город Хабуба-Кабира являлся колонией Месопотамии, в северной Сирии, в течение Урукского IV периода 2900–2700 гг. до н.э. Этот период был назван урукской экспансией, его примерами служат Хабуба-Кабира, некогда окруженный крепостными стенами, с прекрасной архитектурой.

АЛЕППО

Сирийский город, находится севернее города Дамаска. Этот город был расположен недалеко от границ двух государств, созданных на Ближнем Востоке крестоносцами - Антиохийского княжества, графства Эдессы. Через Алеппо шла оживленная торговля с Востоком.

ЭДЕССКОЕ ЦАРСТВО

ДРЕВНИЙ НАРОД АРАМЕЙЦЫ

ОСРОЕНА

Эдесское царство - государство, существовавшее в приефратской области Месопотамии в 132 году до н.э., населенное сирийскими народами. Столицей был город Эдесса. Осроена являлась постоянным театром военных действий между Римской империей, Парфянским царством.

КУЛЬТУРЫ

Культура Ближнего Востока уходит глубоко в древность. В давние времена, у людей в этом регионе, было развито скотоводство, сельское хозяйство. В области Ближнего Востока, при раскопках, были найдены гончарные изделия, множество керамической посуды, изделия домашнего быта.

АРАМЕИ

По древнееврейскому преданию, в начале 2 тысячелетия до н.э. верхняя Месопотамия была излюбленным местом их проживания. Запись, датируемая 14 веком до н.э, предписывала вавилонянам опасаться народ арамеев, ибо они создавали угрозу на дорогах.

ДРЕВНИЙ ГОРОД ДИМАШК

КОРОЛЕВСТВО КИПРА

ДАМАСК

На рубеже 2-1 тысячелетий до н.э. Дамаск был крупным торговым центром, связывавшим Двуречье с побережьем Средиземного моря. Говорят, Дамаск - самый древний город на свете. Ведь именно здесь, Каин убил Авеля, здесь прошел Авраам, когда город был уже стар как мир.

КИПРСКОЕ КОРОЛЕВСТВО

Государство крестоносцев, созданное на Кипре во время Третьего крестового похода. В 1191 году остров Кипр был завоеван Ричардом I Львиное Сердце, королем Англии. Ричард продал остров рыцарю Ги де Лузиньяну. Кипрское королевство Просуществовало до 1489 года.

ПАЛЬМИРА

Город являлся центром обширного оазиса на сирийском востоке, стоя на перекрестке важных торговых путей. Это было римское владение. Но когда Вечный город охватил внутренний хаос, империя серьезно ослабла под беспрестанными ударами варварских народов, Пальмира обрел независимость.

ДРЕВНИЙ НАРОД АМОРИТЫ

ДРЕВНИЙ ГОРОД ЭМАР

ПОЗДНЕХЕТТСКИЕ ЦАРСТВА

АМОРЕИ

В период завоевания Шумера, Аккада были народом, только что перешедшим от родового строя к цивилизации. Столицей был южно-месопотамский город Ларса. Амореи почитали, шумеро-аккадские божества. В конце 20 в. до н.э. аморейские вожди один за другим объявляют себя царями.

ЭМАР

Город Эмар был древним городом Аморреев, на территории современной северо-восточной Сирии, разрушенный в 1187 г. до н.э. Располагался возле Евфрата недалеко от города Маскат. Эмар был важным торговым центром в районе границ между Месопотамией, Сирией, Малой Азией.

СИРО-ХЕТТСКИЕ ЦАРСТВА

Были сформированы в период раннего железного века, на территории древней Киликии, Сирии. Сиро-хеттские царства делились на две группы: северную, где власть находилась в руках хеттов, южную, где в 1000 году до н.э., власть перешла в руки арамеев.

ДРЕВНИЙ ГОРОД ТЕЛЛЬ-ХАЗНА I

ДРЕВНИЙ НАРОД ХУ-УР-РИ

ГРАФСТВО ЭДЕССКОЕ

ТЕЛЛЬ-ХАЗНА

Древний комплекс построек, раскопанный археологами на севере Сирии, одно из самых ранних известных культовых сооружений планеты, построенный в конце 4 тысячелетия до н.э. В каменной могиле рядом с храмом, ученые нашли скелет огромного 2 метрового мужчины.

ХУРРИТЫ

Племена хурритов оставили заметный след в истории Ближнего Востока. На хурритском языке говорили в Центральной Анатолии, Сирии, Ханаане, Месопотамии. Характерно, что хурриты нигде не уничтожали, не вытесняли местное население, повсеместно мирно сосуществовали.

ЭДЕССКОЕ ГРАФСТВО

В 1096 г. в первый крестовый поход двинулось феодальное рыцарство. Важное стратегическое положение занимала Эдесса. Захватив ее, крестоносцы основали здесь первое государство. В 1098 году в Малой Азии было создано христианское государство крестоносцев - графство Эдесское.

ancientcivs.ru

Глава 7 Цивилизации Ближнего Востока. История мировой культуры

История Междуречья

Междуречье, или Месопотамия (от греч. mesos – средний, potamos – река), находится между двумя великими реками Ближнего Востока – Тигром и Евфратом. Именно на Ближнем Востоке, скорее всего, произошла неолитическая революция, так как здесь встречаются дикие виды животных, которые были одомашнены и окультурены.

К началу 3-го тысячелетия до н. э. в Южной Месопотамии существовала цивилизация шумеров, представлявшая собой в политическом отношении города-государства Ур, Урук и т. д. Шумеры, племена неизвестного этнического происхождения, освоили болотистую, но очень плодородную долину рек Тигра и Евфрата, осушили болота и, создав систему искусственной ирригации, справились с нерегулярными, порой катастрофическими разливами Евфрата. «Дикие орды семитов, нахлынувшие за несколько тысячелетий до нашей эры из Аравийской пустыни в плодородную долину Нижнего Евфрата, застали там уже сложившуюся цивилизацию. Потомки первобытных бедуинов постепенно переняли искусство и нравы покоренной страны точно так же, как гораздо позднее северные варвары позаимствовали известный культурный лоск от покоренного ими населения Римской империи» (Фрэзер Дж. Фольклор в Ветхом Завете. М., 1985. С. 74). С фактом заимствования культуры побежденных народов победителями мы будем встречаться неоднократно.

Период с 2316 по 2176 г. до н. э. называется Аккадским, так как вождь новых завоевателей Саргон объединил весь Шумер и построил новую столицу Аккад. Он же учредил, по-видимому, первое регулярное войско и ввел практику поголовного порабощения населения покоренных городов. Но шумерская культура победила поработителей, хотя сами шумеры исчезли. Из слияния шумеров и аккадцев появился народ, говоривший по-аккадски – вавилоняне. Шумерский язык к тому времени становится мертвым языком науки и искусства.

Город Вавилон (от «Баб-Или» – «врата бога») возвысился в XIX в. до н. э., когда его цари объединили под своей властью Междуречье. Объединение завершилось в середине XVIII в. до н. э. при царе Хаммурапи (1792–1750). Государство, созданное Хаммурапи, получило название Вавилонии от своей столицы (по нынешней терминологии Старовавилонское царство). При нем был издан и введен в действие свод законов, известный как законы Хаммурапи. Прокламируемая цель законов – «чтобы сильный не угнетал слабого, чтобы оказать справедливость сироте и вдове» (Хрестоматия по истории древнего мира… С. 57). Отец не имел права лишить сыновей наследства и был обязан обучить их своему ремеслу. Регулировались отношения между должниками и кредиторами и т. д.

С XVIII по XIII в. до н. э. существовало Хеттское царство со столицей, находившейся примерно в 100 км от нынешней Анкары. Около 1595 г. до н. э. Вавилон был разграблен царем хеттов Мурсалисом I.

В начале XIV в. до н. э. в северной Месопотамии образуется Ассирийское государство (по названию столицы Ашшур), которое достигает возвышения в XII?XI вв. до н. э. и становится могущественным государством Передней Азии, подчинив Вавилон и даже Египет. Ассирийцы захватили Вавилон, но восприняли его культуру. Они были на редкость жестоки и заслужили эпитет «сеющие разрушения». Чего стоит один Сарданапал! «Я их (врагов) отводил в свою столицу Ниневию и повелевал сдирать с них живых кожу… непокорный народ по моему повелению отводили к великим каменным быкам, воздвигнутым дедом моим Сеннахеримом, бросали их там в ров, отрубали им члены, бросали на растерзание собакам, лисицам и хищным птицам, для того чтобы обрадовать сердце моих повелителей, великих богов» (Цит. по: Мечников Л. И. Цивилизации… С. 402). Хорош и его менее известный дедушка, с которого брал пример внук: «Мои трофеи плавали в крови, как в реке, мои колесницы давили людей и животных и терзали еще трепетавшие члены врагов. Я воздвиг себе пирамиды из убитых мною врагов; всем тем, кто падал и сдавался, я велел отрубать руки» (Там же).

У ассирийцев был высокий уровень военной техники. «Победоносные ассирийские войска были первыми в мире, полностью экипированными железным оружием» (Фейблман Д. Типы культуры // Антология исследований культуры. СПб., 1997. С. 211). Д. Фейблман приводит их как пример военного типа культуры, который он отличает от религиозного и цивилизационного. «С другими культурами они поступали просто: все, что не могли забрать или увести с собой, уничтожали… На военную культуру, как правило, оказывает влияние лишь самое худшее, сохранившееся от культур, в контакт с которыми она вступает… Военная культура в конце концов оказывается побежденной тем, против чего она воевала» (Там же. С. 212).

Наш век не удивишь жестокостью. Невероятным кажется феномен, с которым будем не раз сталкиваться дальше: победители не могут уничтожить культуру народа, если она более развита, и в конечном счете, несмотря на физическую победу, воспринимают ее и подчиняются ей. Культура Вавилона не только устояла перед этими хищниками в человеческом облике, ставшими олицетворением злодейства, но победила их. «Историческая миссия ассирийских царей выражалась в распространении по всем странам, прилегающим к бассейну Евфрата и Тигра, завоеваний халдейской цивилизации. А для исполнения этой своей миссии в эту эпоху у них не было никаких других средств, кроме абсолютного деспотизма, кроме угнетения, доведенного до крайности», – великодушно оправдывает извергов Л. И. Мечников (Мечников Л. И. Цивилизации… С. 403).

С Сарданапала и до него, с самого начала цивилизации человек оказался по колено в крови, сопровождавшей его на всем пути. Можно сказать, что культура прорывается к небу и, увы, все время оступается и скатывается в кровавый поток. Как только какая?либо отрасль культуры становится господствующей, она сразу начинает активно уничтожать соперников. Термин для обозначения этого феномена – подмена – и его объяснение дано ниже.

В конце VII в. до н. э. вавилоняне наносят Ассирии поражение, после которого Нововавилонское царство существует до захвата его Персией в 539 г. до н. э.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

fil.wikireading.ru

Древнейшие цивилизации ближнего востока издательство «наука» главная редакция восточной литературы москва 1982 -2- james mellaart

АКАДЕМИЯ НАУК СССР

ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ

ИНСТИТУТ ВОСТОКОВЕДЕНИЯДж. МеллартДРЕВНЕЙШИЕ

ЦИВИЛИЗАЦИИ

БЛИЖНЕГО

ВОСТОКА

ИЗДАТЕЛЬСТВО «НАУКА»

ГЛАВНАЯ РЕДАКЦИЯ ВОСТОЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

МОСКВА 1982

-2-

JAMES MELLAART

Earliest Civilisations of the Near East

London. Thames and Hudson. 1965«НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ» И ЕЕ ПАМЯТНИКИРедакционная коллегия

К. 3. АШРАФЯН, Г. М. БАУЭР, Г. М. БОНГАРД-ЛЕВИН,

Р. В. ВЯТКИН, Э. А. ГРАНТОВСКИИ, И. М. ДЬЯКОНОВ,

И. С. КЛОЧКОВ (отв. секретарь), С. С. ЦЕЛЬНИКЕР

Перевод с английского и комментарий Е. В. АНТОНОВОЙ

Ответственный редактор Н. Я. МЕРПЕРТМелларт Дж. М 47 Древнейшие цивилизации Ближнего Востока.Пер. с англ. и комментарий Е. В. Антоновой. Пре-дисл. Н. Я. Мерперта. Изд-во «Наука». Главная ре­дакция восточной литературы. М., 1982 («По следам исчезнувших культур Востока»).В книге Дж. Мелларта, одного из крупнейших специали­стов по археологии Передней Азии; освещается важнейший этап в истории древнего Востока и всего человечества — период так называемой неолитической революции. Книга впервые пе­реводится на русский язык. Научная ценность издания возра­стает благодаря подробному комментарию переводчика.Перевод на русский язык, предисловие и комментарий: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1982.-3-

«НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ» И ЕЕ ПАМЯТНИКИ

Важнейший этап в истории человечества, в значительной мере определивший все ее дальнейшее развитие,— переход от присваиваю­щей охотничье-рыболовческой и собирательской экономики к произ­водящему хозяйству, развитие и распространение основных его форм. Эти процессы знаменовали начало нового периода древнейшей исто­рии, принципиально отличного от сотен тысячелетий предшествующей эволюции. Они явились переломными как в сфере производства, так и во всех иных областях жизни древнего общества. Обобщая периоди­зацию Л. Моргана, Ф. Энгельс именно эти процессы положил в ос­нову своей знаменитой схемы, выделив два основных периода исто­рии первобытного общества — дикость и варварство. «Дикость,— писал Ф. Энгельс,— период преимущественного присвоения готовых продуктов природы; искусственно созданные человеком продукты служат главным образом вспомогательными орудиями такого при­своения. Варварство — период введения скотоводства и земледелия, период овладения методами увеличения производства продуктов при­роды с помощью человеческой деятельности» '.

Накопление археологических материалов, особенно после второй мировой войны, полностью подтвердило справедливость этой перио­дизации, заставило ряд крупных западных исследователей обратить особое внимание на ее принцип. Так, видный английский архео­лог Вир Гордон Чайлд подчеркнул историческое значение перехода от присваивающей экономики к производящей и дал ему наимено­вание «неолитической революции». Известный американский иссле­дователь Ближнего Востока Роберт Брейдвуд разделил древнейшую историю на эпоху присвоения пищи и эпоху производства пищи и вы­делил в последней ряд этапов. Фактически он воспринял положения Ф. Энгельса, применив их к новым археологическим материалам. В конце 60-х — 70-х годах объем материала еще возрос, что снова вызвало необходимость в его осмыслении. «Моделирование» путей становления земледелия и скотоводства осуществляется на основе разностороннего анализа материала, в котором помимо археологов1 Ф. Энгельс. Происхождение семьи, частной собственности и государства.— К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. Изд. 2-е. Т. 21, с. 33.-4-

принимают участие палеогеографы и палеозоологи, антропологи и палеоботаники. Все концепции, предлагаемые сейчас не только со­ветскими, но и английскими, американскими, французскими, датскими и другими исследователями, строятся на основе признания важности для всей истории человечества перехода от присваивающей к произ­водящей экономике.

Община собирателей, охотников и рыболовов даже в условиях максимально благоприятного природного окружения твердо ограни­чена в своей численности и производственных возможностях. Она может совершенствоваться в использовании природных ресурсов. В благоприятных экологических ситуациях (морские побережья, районы обитания стадных животных) возможно даже существование долговременных поселений. Но умножить то, что дает природа, до­биться качественного изменения природных ресурсов, привести их в соответствие с потребностями численно возрастающих коллективов — этого община охотников и собирателей не может. Этим объясняется медленный рост населения в эпоху присваивающего хозяйства. Чело­век мог жить только в областях естественного распространения необ­ходимых ему животных и растений. Воздействовать на них, способ­ствовать их распространению на новые территории, акклиматизиро­вать их в первоначально несвойственных им условиях он не мог. Это ограничивало возможности расселения самого человека, вследст­вие чего была велика разобщенность коллективов, между ними отсутствовал регулярный обмен, была невозможна специализация. Примитивность и разнообразие форм хозяйства, необходимость по­стоянного участия значительной доли коллективов в добывании • («присвоении») пищи обусловливали ограниченность не только воз­можностей, но и потребностей человека. Узость производственной базы, полная зависимость от естественных условий и их превратно­стей сдерживали развитие общества в целом, во всех его про­явлениях.

Коренные изменения в жизни общества наступили с переходом к производящему хозяйству. Мы вправе говорить о революционном характере этого процесса, вправе согласиться с В. Г. Чайлдом, опре­делившим его как «первую революцию, которая трансформировала человеческую экономику, Дала человеку контроль над его собственным запасом пищи». Человек стал производить пищу, постоянно совер­шенствовать это производство, расширять его масштабы. В этих условиях неизмеримо возросли возможности человека и расширилась сфера его деятельности, одно за другим исчезли ограничения пред­шествующего периода.

Резко изменился темп роста народонаселения. Весьма показа­тельны здесь материалы некоторых специальных демографических -5-

исследований. Американский биолог Эдуард Дивей, широко исполь­зовав археологические и этнографические данные, попытался ориен­тировочно определить численность и плотность населения ойкумены до перехода к производящим формам хозяйства и в период «неоли­тической революции». Он пришел к заключению, что если раньше на протяжении десятков тысячелетий темп роста народонаселения был весьма незначительным, то примерно за одно тысячелетие «неолити­ческой революции» население ойкумены возросло более чем в 16 раз, превысив 80 млн. человек, а плотность его в древнейших очагах возросла в 2,5 раза и достигла 1 человека на 1 кв. км.

Рост численности и плотности был непосредственным результа­том перехода к производящему хозяйству. Не менее значительны были и другие явления, обусловленные этим процессом. Искусствен­ное распространение культивированных растений и одомашненных животных на территориях, отличных от естественной прародины их предков, позволило на новых принципах расширить границы ойку­мены. Непрестанно возраставшие потребности производящего хозяй­ства значительно расширили сферу человеческой деятельности, вызвали появление ее новых направлений, сделали жизненно необхо­димыми регулярные связи между отдельными коллективами. Позна­ние явлений природы, циклов жизни растений, их роста и созревания, попытки объяснить их обусловили новый этап в развитии мышления и различных областей культуры, археологически фиксируемых преж­де всего в сфере изобразительного искусства. Стало иным само рас­пределение времени наших далеких предков: развитие производя­щей экономики уже не требовало постоянного участия большинства дееспособных членов человеческих коллективов в производстве пищи! Значительный фонд времени был освобожден для развития других отраслей производства и культуры.

Следствием формирования производящего хозяйства явилось появление регулярного прибавочного продукта, а значит, и возмож­ности его концентрации в руках отдельных родов и семей. А это вело к далеко идущим социальным последствиям, знаменовавшим первые ступени длительного процесса разложения первобытнооб­щинного строя.

Вместе с тем «неолитическая революция» обусловила заметную неравномерность дальнейшего развития различных районов ойку­мены. Ведь переход к производящему хозяйству был возможен лишь там, где имелся необходимый для этого процесса природный фон, т. е. в центрах распространения диких предков культурных растений и домашних животных. Определение этих центров и выяв­ление, их роли в истории человечества в большой мере связано с исследованиями Н. И. Вавилова. Великий биолог выделил ряд центров-6-

происхождения культурных растений, бывших в то же время очагами возникновения земледельческой культуры. Пять таких центров были намечены им в горных тропических и субтропических областях Старого Света — от Балкан до Юго-Восточной Азии, два — в подобных же областях Южной Мексики и Перу. «В сущности,— писал Н. И. Вавилов,— только узкая полоса суши земного шара сыграла основную роль в развитии земледелия». Дальнейшие иссле­дования полностью подтвердили как общие выводы Н. И. Вавилова, так и выделение им конкретных раннеземледельческих очагов.

Среди последних особое внимание ученых заслуженно привле­кает, Юго-западноазиатский очаг, охватывавший предгорья и речные долины Палестины, Ливана, Сирии, Южной Турции, Северной Месо­потамии и уходящий далее на восток, в области Ирана и юга Сред­ней Азии. С этим очагом связаны происхождение важнейшей из земледельческих культур — пшеницы — и одомашнивание ряда основ­ных видов животных. Здесь сформировались древнейшие центры производящего хозяйства, а позднее — первые цивилизации Старого Света. У археологов эта территория получила романтическое наиме­нование «полумесяц плодородных земель». Именно здесь сделаны наиболее значительные открытия раннеземледельческих поселений и прослежены последовательные этапы формирования производящей экономики.

Эти открытия и являются предметом анализа автора предла­гаемой вниманию читателей книги, известного английского археолога Дж. Мелларта. Ему посчастливилось быть участником раскопок и первооткрывателем важнейших древнеземледельческих памятников Палестины и Турции. Дж. Мелларт принимал участие в раскопках Иерихона и Бейджисултана — памятника энеолита и бронзового века в Западной Турции 2. Сенсационными явились его раскопки двух неолитических поселений в Южной Анатолии — Чатал Хюкжа и Хаджилара,— результаты которых коренным образом изменили наши представления об уровне развития людей эпохи неолита 3. Он много и плодотворно работал и продолжает работать над вопросами раз­вития древнейших земледельческих культур Ближнего Востока, и в первую очередь, конечно, Турции 4.2 S. L 1 о у d, J. М е 11 а а г t. Beycesultan. L., 1962.

3 J. M e 11 a a r t. Catal Hiiytik. A Neolithic Town in Anatolia. L., 1967; он же. Excavations at Hacilar. Vol. 1—2. Edinburgh, 1970.

4 См. работы Дж. Мелларта: Anatolia before С. 4000 В. С. and С. 2300—1750 B.C. The Cambridge Ancient History. Vol. 1. Cambrid­ge, 1964; The Earliest Settlements in Western Asia. From the IX to the End of the V Millenium B.C. Vol. 1. Cambridge, 1967; The Chal-colithic and Early Bronze Ages in the Near East and Anatolia. Beirut, 1966; The Neolithic of the Near East. L., 1975.-7-

«Древнейшие цивилизации Ближнего Востока» — книга, пред­ставляющая интерес как первая сводка достижений ближневосточной археологии, суммирующая разрозненный и неравномерно опублико­ванный материал. Ценность ее и в том, что она принадлежит перу не только полевого исследователя, но и вдумчивого ученого, по­нимающего необходимость осмысления, всестороннего анализа специфического исторического источника — археологического мате­риала.

Автор стремился включить в эту небольшую работу все важней­шие памятники. Характерно, что впервые в западной литературе он рассматривает древнейшую земледельческую культуру на террито­рии нашей страны — джейтунскую. Почти каждый полевой сезон вносит коррективы в намеченные исследователями картины станов­ления и развития земледельческо-скотоводческих культур. После выхода в свет «Древнейших цивилизаций...» в разных районах Ближ­него Востока был сделан ряд важных открытий, несколько изменив­ших в отдельных случаях гипотезы автора. При переводе книги на русский язык эти данные были учтены и приведены в коммен­тарии. Работа Дж. Мелларта — не только компетентное, но и по­пулярное исследование, заслуживающее внимания советских чита­телей.

Не останавливаясь здесь на некоторых неточностях и преж­девременных выводах, естественных для области столь быстро раз­вивающихся исследований, обратимся к двум положениям автора, вызывающим решительное несогласие.

Первое — склонность Дж. Мелларта именовать более или менее устойчивые комплексы предметов материальной культуры, происхо­дящие с древнеземледельческих поселений, цивилизациями. В совет­ской науке принято марксистское определение цивилизации как этапа, на котором достигает расцвета общественное разделение труда и обмен, существует развитое товарное производство и фор­мируется классовое общество. Применение этого термина к перво­бытной эпохе приводит к его размыванию и утрате им исторического значения. Характерно, что и западные исследователи избегают, как правило, применять его в таком контексте.

То же увлечение Дж. Мелларта неоправданно «завышенными» определениями для характеристики неожиданно крупных достиже­ний неолитических обитателей Востока звучит и в употреблении понятия «город» (или «городок» — town). Так он называет Чатал Хююк, считая, что для этого достаточно наличия в поселении свя­тилищ и храмов, мастерских, существования производящего хозяй­ства и обмена. Поселения типа Чатал Хююка, по его мнению, ближе к городам, чем к деревням, и потому, что они были центрами жизни округи.-8-

В то же время такой общепризнанный индикатор сложения городской цивилизации и государства, как письменность, он считает второстепенным признаком.

Город — это порождение целой системы явлений в экономиче-ткой и сециальной жизни общества, он появляется только после формирования государства и сложения классов. Города — центры ремесла и торговли, средоточие политической власти. Археологиче­скими показателями существования городов являются общественные сооружения, связанные с административными функциями города, социальное расслоение, документируемое структурой самого поселе­ния и неравенством погребального обряда его обитателей, наконец, письменность. Для определения города, как и для характеристики цивилизации, недостаточно опираться на некоторые, пусть яркие и выразительные признаки. Необходимо принимать во внимание совокупность явлений, учитывать данные не одного поселения, а ситуацию его существования в целом. Вероятно, дальнейшие исследования позволят с большей четкостью выявить характер таких поселений, как Чатал Хююк, определить их место среди современных им, но более мелких и не обладающих столь сложной материаль­ной культурой.

• • •

Одна из важнейших областей «полумесяца плодородных зе­мель» — междуречье Тигра и Евфрата с прилегающими к нему тер­риториями. Целенаправленные исследования последних десятилетий позволяют наметить основные этапы развития древнейшей Месопо­тамии, обусловившего развитие цивилизации. В этих исследованиях принимали участие и советские археологи. Эволюция Месопотамии представляет особую важность, потому что в ней этапы представле­ны без серьезных лакун, существует преемственность ряда традиций, четко отражена как основная линия внутреннего развития, так и внешние влияния и привнесения.

В конце IV тысячелетия до н. э. в Месопотамии сложилась шумерская (урукская) цивилизация — древнейшая из первоначаль­ных цивилизаций, сложение которых явилось результатом внутренних процессов и не было осложнено решающими влияниями из более развитых соседних областей. Основу такого процесса составило экономическое развитие, обусловленное переходом к производящим формам экономики.

Сложение древнейшей цивилизации Месопотамии представляет особый исторический интерес как из-за ее хронологического приори­тета среди прочих первоначальных цивилизаций, так и благодаря-9-

особой четкости, комплексности и последовательности проявления ее показателей (высокоразвитое ирригационное земледелие, специали­зированное ремесло, активная торговля, города, монументальные храмы, письменность). Эти показатели приобретают особую яркость в первое тысячелетие ее существования. В III тысячелетии до н. э. складываются города-государства, религиозные центры, развивается далекая «международная» торговля. Прогресс в экономической и культурной областях ощущается как в материальных памятниках (достаточно вспомнить предметы, найденные в «царском» некрополе Ура), так и в духовной сфере: в это время складываются такие величественные произведения, как эпос о Гильгамеше. Что же послужило источником всего этого?

На протяжении всей древней истории Месопотамии ее эконо­мическую основу составляло земледелие. Северная, предгорная часть Двуречья входила в зону распространения диких предков основных видов домашних растений, являясь сердцем «полумесяца плодород­ных земель». В этих же районах, охватывающих как предгорья и горы, так и Ассирийскую степь, были широко распространены и дикие предки домашних животных. В самом процессе сложения производящего хозяйства очень рано наметились две линии, связан­ные с определяющей ролью земледелия или скотоводства при по­стоянном их сочетании. Для основной, равнинной части Двуречья земледельческая линия является экологически и исторически обуслов­ленной.

Важным фактором была здесь возможность спуска древнейших земледельцев с предгорий в аллювиальную долину с ее потенциально безграничным плодородием. Это привело к огромному возрастанию посевных площадей, что увеличило экономическую эффективность земледелия. Вместе с тем этот процесс предопределил появление новых потребностей, сыгравших значительную роль в дальнейшем экономическом и социальном развитии. Выход за пределы естествен­но орошаемых земель в аридную зону обусловил появление и услож­нение ирригации, с чем связана необходимость объединения значи­тельных масс населения и контроля над большими территориями. Неуклонно возрастающие потребности в различных материалах и орудиях производства вызвали создание и развитие системы ре­гулярных связей. Определяющую роль в этом сыграл негативный фактор: огромные возможности сельского хозяйства Месопотамии сочетались с почти полным отсутствием здесь собственных необходи­мых материалов — высококачественного кремня, обсидиана, строи­тельного камня, металлов, дерева.

Сейчас намечаются три фазы развития древнейшего земледелия Месопотамии. Первая охватывает IX—VIII тысячелетия до н. э.-10-

Она начинается с первых регулярных попыток доместикации расте­ний и животных и завершается формированием первых долговре­менных земледельческих поселков. Они располагаются еще непосред­ственно в зоне распространения предков доместицированных позже растений и животных, главным образом на ее периферии, в пред­горьях, где годовые осадки достигают 1000 мм. Основные памят­ники первой фазы —Карим Шахир, Зави Чеми Шанидар, Гандж Даре-Е. Выращивание злаков, видимо, еще не началось, но несом­ненна интенсификация собирательства. Свидетельства этого — лезвия серпов, растиральные камни, ямы-хранилища. На поселениях воз­растает число костей в дальнейшем доместицированных животных, а в отдельных случаях возможен уже и сам процесс одомашнива­ния. Наряду с открытыми поселками, состоящими из легких жилищ типа шалашей, появляются первые телли (Малефаат) из многослой­ных напластований сырцовых построек.

В это время находится в расцвете каменная индустрия, а по­явление обсидиана свидетельствует об установлении связей с его источниками, достаточно удаленными от рассматриваемых областей. Главный из них находился в районе вулкана Немрут Даг, на Армян­ском нагорье.

В течение второй фазы (VII тысячелетие до н. э.) уже были одомашнены злаки. Наиболее распространена эммеровая пшеница. Наряду с диким эммером встречены формы, представляющие ступени «генетического перехода», а также уже полностью доместицирован-ные; то же следует сказать о ячмене. Одомашнены овца, коза, собака, возможно, свинья. Поселки этого времени располагаются еще в той же зоне, что и в предшествующий период. Основные па­мятники в Загросе — Джармо, Тепе Гуран, Тепе Сараб, Гандж Даре-D, на границе аллювиальной долины — Али Кош, Тамархан, в Синджарской долине — Телль Магзалия. Архитектура уже доста­точно развита; на некоторых поселениях существовали фортифика­ционные системы. Значительная долговременность поселков приво­дит уже к образованию больших теллей (Телль Магзалия). Их ниж­ние горизонты бескерамичны, в верхних появляется керамика. Обсидиан и металл свидетельствуют о дальнейшем развитии дальних связей: отдельные металлические изделия известны еще в докера-мических слоях Телль Магзалии.

Хотя сохраняется хозяйственная замкнутость поселений, в это время формируются уже их группы.

Третья фаза (конец VII—V тысячелетие до н. э.) ознаменована завершением процесса доместикации растений и формированием полного (кроме лошади и верблюда) стада домашних животных. Земледельцы широко расселяются по равнине вначале в северной-11-

ее части, в зоне естественного орошения: такова культура Телль Сотто, обнаруженная в Синджарской долине нашими археологами. Затем происходит выход за пределы этой зоны, что потребовало создания простых ирригационных систем. К таким памятникам от­носятся поселения хассунской, самаррской и халафской культур. В конце фазы начинается освоение южной части Двуречья, что об­наружено раскопками в Эриду.

В этот период достигает расцвета общинное ремесло, резко активизируются внешние и внутренние связи, в результате которых поступает обсидиан, металлы, бирюза и пр. Явный рост прибавоч­ного продукта предполагает возможность концентрации его в руках отдельных семей. Взаимосвязанные и уже дифференцированные поселения образуют группы, в которых к концу фазы выделяются «протогородские» центры.

Дальнейшее развитие ирригации в конце IV тысячелетия до н. э. привело к регулярному освоению и заселению основных районов долины Месопотамии, а тесное взаимодействие между высокораз­витыми культурными группами обусловило создание первой общно­сти, охватившей значительную часть Двуречья,—так называемой убейдской культуры. Ныне намечаются ступени этого процесса. На ранних ступенях особую роль играют южные центры, где в районе дельты Тигра и Евфрата был наибольшим экономический эффект ирригации. Отсюда происходит активное расселение по са­мым различным направлениям.

Связи охватывают огромные территории Ближнего и Среднего Востока. Растет благосостояние отдельных общин, появляются первые золотые изделия (убейдский слой Ура). Возникают религиоз­ные центры с прочными, сформировавшимися традициями.

Дальнейшее экономически обусловленное взаимодействие с прочими группами населения Двуречья приводит к определенной культурной нивелировке и созданию убейдской общности, сыграв­шей, в свою очередь, значительную роль в процессе сложения урукской (шумерской) цивилизации.

Н. Я. Мерперт-12-

ВВЕДЕНИЕ

За пять лет, прошедших со времени написания мною главы в книге «Заря цивилизации»1, археологические ис­следования на Ближнем Востоке достигли такого раз­маха, что многое в этой главе устарело. Для публика­ции настоящей работы эту главу следовало не только расширить, но и полностью переделать.

Проблема перехода человека к производству пищи и к цивилизованному состоянию является в последние годы объектом интенсивных полевых исследований; многие раскопки все еще продолжаются, и их материа­лы известны только по предварительным сообщениям... Центром новых исследований стал Западный Иран. Но­вые открытия в Туркестане 1а расширили наши сведе­ния о более восточных районах, сделаны многочислен­ные находки и в Сирии, Ливане и Палестине. Новые важные данные получены во время работ на острове Крит, в Греции и Македонии, но, пожалуй, наиболее эффектные находки сделаны в Анатолии.

Несмотря на то что многие раскопки еще не завер­шены, уже появился ряд публикаций. Вышел с большим опозданием том, посвященный Амуку, но он малодосту­пен из-за высокой цены, а содержание его не вносит много нового в наши представления о ранних периодах истории, рассмотрению которых посвящена настоящая работа. Такие важные памятники, как Иерихон и Джар-мо, до сих пор не опубликованы, а предварительные сообщения об их раскопках также содержат немного новых данных. В прошлом не уделялось должного вни­мания исследованию природной среды и помощь ученых-естественников носила случайный характер. Сейчас несколько богатейших «научных»2 экспедиций принялись за устранение этого упущения, но в резуль­тате несоответствий между -теориями, основанными на скудном фактическом материале, интересующие архео­логов задачи почти исчезли из поля их зрения. -13-

Археология имеет (или должна иметь) целью следу­ющее: определение границ данной культуры, выделение ее наиболее перспективного памятника, его раскопки по возможности строго горизонтальными пластами и по­следнее —по порядку, но не по значению — публикацию и интерпретацию фактов. Для нас не будут иметь ника­кой ценности исследования археолога, если мы не смо­жем определить дату памятника; его археологическое значение не может быть определено, если при раскопках закладывают шурфы или роют траншеи, а установлен­ная типологическим методом последовательность куль­тур останется гипотетической до тех пор, пока она не будет подкреплена наблюдениями над стратиграфией.

Радиокарбонные даты (или, как их предпочитают называть скептики, «определения») получены для мно­гих памятников, но они редко образуют серии, и, хотя часто результаты радиокарбонного анализа бывают удачны, все же существуют удивительные несоответст­вия между датами, определяемыми по образцам из только что раскопанного памятника и по отобранным позже, или между датами образцов из траншей и дата­ми музейных экспонатов. Загрязнение образцов в по­следних случаях часто приводит к омоложению дат.

Нарисованная в этой книге картина — одна из воз­можных: мнения часто меняются, и время прочно уста­новленной интерпретации фактов еще не пришло. Для реконструкции линии культурного развития Ближнего Востока в этот важный период необходим значительно больший материал.

Настоящая книга — нечто вроде отчета, основанного на результатах исследований, проводившихся до конца 1963 г., а также на сообщениях, публикациях и инфор­мации, полученной от многочисленных коллег, перед которыми автор находится в неоплатном долгу за их помощь и сотрудничество при подготовке этой книги.-14-

l.120-bal.ru

2. Древнейшие цивилизации Ближнего Востока. Древнейшие цивилизации Востока

Похожие главы из других работ:

Возникновение первых мировых империй на Древнем Востоке

II. Первые империи Ближнего Востока

Население Ближнего Востока было довольно таки разнообразным: с юга наступали орды кочевников-семитов - амореев и арамеев, с севера спускались племена касситов, лулубеев, гутиев, хурритов, с востока усилился натиск первых индоевропейцев...

Города Беларуси XI-XIII вв.

Глава 3. Древнейшие города Беларуси: Полоцк и Туров

...

Древнейшие материальные носители

1. ДРЕВНЕЙШИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПИСЬМА

Как уже отмечалось, понятие документа основано на двуединстве информации и материального носителя. Материальные носители оказывают большое влияние на процессы создания, трансляции, хранения и использования документированной информации...

Древнейшие цивилизации Востока

1. Древнейшие цивилизации Востока

...

Древнейшие цивилизации Востока

1.1 Феномен Востока

Восточный тип - тип циклического развития возник в глубокой древности, но главные черты Восточной цивилизации были сформулированы и обрели классическое выражение, прежде всего в Индии и Китае. Культура и религия народов Востока развивалась...

Индонезия в раннее средневековье

1. ДРЕВНЕЙШИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ МАЛАЙСКОГО АРХИПЕЛАГА И МАЛАККСКОГО ПОЛУОСТРОВА

Первые государства на территории Малайского архипелага и Малаккского полуострова появились не позднее рубежа нашей эры. К этому времени местные земледельческие племена практиковали вы-сокоразвитое поливное рисосеяние...

Клады в Кыргызстане (страницы истории)

2.1. Древнейшие клады Кыргызстана

Древнейшие клады Кыргызстана были зарыты в землю примерно три тысячи лет тому назад. В то далекое время обширные пространства Приуралья, Сибири...

Оружие Тохаристана в раннем средневековье

1. Оружие ближнего боя и защитный доспех

В этой главе рассматривается личное оружие пешего воина и всадника, а также защитный доспех. Рассматриваемое оружие и доспехи применялись разными народами и племенами, населявшими Тохаристан в раннем Средневековье...

Реакция мирового сообщества на американскую антитеррористическую операцию в Ираке

1.2 Последствия распада СССР для стран Ближнего Востока

Кроме этих факторов надо учитывать и другой важнейший исторический аспект, а именно, в 1991году рухнула биполярная система мира. СССР, как единое государство, перестал существовать. США стали единственной сверхдержавой...

Роль ислама в общественно-политической жизни современных стран Ближнего и Среднего Востока

1. Внедрение норм шариата в политику стран Ближнего и Среднего Востока

Политизация ислама происходила неодновременно в разных частях мусульманского мира, будучи обусловленной прежде всего внутренними социально-экономическими и политическими причинами каждой отдельной страны...

Роль ислама в общественно-политической жизни современных стран Ближнего и Среднего Востока

2. Влияние ислама на военно-политические силы стран Ближнего и Среднего Востока

Современное и будущее местоположение и роль арабского мира в новом миропорядке во многом или в решающей мере определяются ближневосточным конфликтом, последствия которого вышли далеко за рамки региона, кризисом в Персидском заливе...

Роль ислама в общественно-политической жизни современных стран Ближнего и Среднего Востока

3. Эволюция общественно-политической мысли стран Ближнего и Среднего Востока под воздействием современности

Место и роль Арабского Востока в меняющейся системе современных международных связей и отношений, в формирующемся новом миропорядке будут определять множество динамично трансформирующихся в последние десятилетия...

Русские земли в борьбе с натиском Запада и Востока

1. Экспансия Востока

Начало Восточной экспансии было положено в 1228 г. Великий курултай, собравшийся для решения дел после смерти Чингисхана, направил его внука, Бату-хана, сына Джучи, получившего в русской истории имя Батыя, на покорение южнорусских степей за Доном...

Хараппская цивилизация

1.3 Древнейшие города и государства

Наиболее древние и наиболее интересные памятники, позволяющие судить о существовании древнейших городов и государств в Индии, были обнаружены в Северо-Западной Индии, в бассейне реки Инда...

Хозяйственные формы экономики Древнего мира

2. Хозяйство стран Древнего Востока

История древней цивилизации охватывает период с середины IV тысячелетия до н. э. до падения Западной Римской империи в V в. н. э. В IV-III тысячелетиях первые очаги цивилизации возникают в Месопотамии (Двуречье)...

hist.bobrodobro.ru

ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНЕГО БЛИЖНЕГО ВОСТОКА

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 5Следующая ⇒

Возникновение номовых государств. Создание единого государства. Раннединастический период. Создание общей системы ирригации. Египет периода строительства крупнейших пирамид. Основные черты идеологии деспотического государства. Противостояние Гераклеополя и Фив. Внешняя политика фараонов XVІІІ династии. Состояние хозяйства. Создание империи. Армия и военное дело. Религиозно-политическая реформа Аменхотепа ІV. Египет при фараонах XІX династии. “Народы моря”. Ослабление и упадок египетского государства. Египет в І тыс. до н. э. Страна под властью иноземцев. Нападения ливийцев, эфиопов, ассирийцев. Египет в период Саисской династии. Хозяйственное, социальное, политическое и культурное положение страны в VІІ-VІ вв. до н. э. Культура древнего Египта.

Шумер – родина древнейшей городской цивилизации. Вавилония во ІІ тыс. до н. э. Аморейские государства. Возвышение Вавилона. Политическая история Междуречья, деятельность Хаммурапи. Вавилония при потомках Хаммурапи. Вавилония во времена касситской династии. Государство Митанни, его экономика и общество. Изменения на политической карте Передней Азии в конце ІІ – начале І тыс. до н. э.

Начало железного века. Военные успехи ассирийцев в ІX в. до н. э. Реформы Тиглатпаласара ІІІ. Ассирия в период господства династии Саргонидов. Библиотека Ашшурбанапала. Создание Нововавилонского государства и его расцвет при Навуходоносоре ΙΙ. Хозяйство и общество Вавилонии в VІІ-VІ вв. до н. э.

Создание хеттской империи. Нашествие “народов моря” и падение хеттского государства. Ново-хеттские государства и их культура. Города-государства Восточного Средиземноморья ІІІ-ІІ тыс. до н. э. Регион как арена борьбы сильных государств древнего мира. Угарит. Израильско-Иудейское государство. Проблемы исторической памяти в Библии и других памятниках древней ближневосточной литературы.

Эламская цивилизация. Особенности хозяйства. Культура Элама. Древнейшие индоевропейцы. Места и особенности среды их обитания в ІV – начале ІІІ тыс. до н. э. Миграции древнейших индоевропейцев. Выделение арийских племён. Индо-иранцы в Средней Азии. Их дальнейшие переселения и разделение на западных и восточных. Возникновение Мидийского царства. Союз с Нововавилонским царством и разгром Ассирии. Покорение Мидии персами. Кир ІІ и возникновение персидского “мирового” государства. Правление Дария І. Зороастризм. Авеста. Средняя Азия в ІІІ-І тыс. до н. э. Расселение арийских племён на рубеже ІІ-І тыс. до н. э. Раннее Бактрийское государство. Союзы племён. Их борьба с персидской экспансией. Включение в состав империи Ахеменидов.

 

mykonspekts.ru

Древнейшие цивилизации Востока

Содержание

Введение

1. Древнейшие цивилизации Востока

1.1 Феномен Востока

2. Древнейшие цивилизации Ближнего Востока

2.1 Самая ранняя цивилизация на Земле

2.2 Египетская цивилизация

Список литературы

Введение

Тема реферата «Древнейшие цивилизации Востока» по дисциплине «История мировых цивилизаций».

История мировой цивилизации является новой дисциплиной, которая по своему синтетическому и эвристическому потенциалу способна выступить основой гуманитарного образования в целом. Она не является традиционной историей (в ней не рассматриваются сценарии и картинки конкретных событий, поскольку нас интересуют типологические процессы). Не является она и историей культуры или культурологией (потому что мы не погружаемся в процессы воплощения истины, добра, красоты в конкретных явлениях искусства или науки).

В советское время подобные функции пытался выполнять исторический материализм. Сегодня он в качестве официальной доктрины уже не выступает, однако альтернативы ему в системе образования так и не предложено.

1. Древнейшие цивилизации Востока

1.1 Феномен Востока

Восточный тип – тип циклического развития возник в глубокой древности, но главные черты Восточной цивилизации были сформулированы и обрели классическое выражение, прежде всего в Индии и Китае.

Культура и религия народов Востока развивалась, переплетаясь, и обогащая друг друга.

Ментальность народов, относящихся к этому типу, наделена особым своеобразием. Общественное сознание носит харизматический характер: действительность воспринимается через чувственный опыт (слышу, ощущаю, вижу) и через веру в божественные силы. Это связано с тем, что на Востоке боги, небесные силы воспринимаются как часть живой природы. Они существуют рядом с человеком, участвуют в его жизни, влияют на него. Человек, на свою очередь, влияет на живущих рядом богов.

Представление об историческом времени на Востоке имеет меньшие особенности: прошлое, настоящее и будущее существуют как бы одновременно, вместе.

Человек живет одновременно и в прошлом, и в настоящем, и в будущем. Такое понимание времени объясняется тем, что на Востоке душа считается бессмертной, меняется только форма ее существования. Отсюда особое представление о предках: умершие предки существуют в настоящем, но в другой форме, и влияют на человека. Не родившиеся потомки существуют также и в настоящем, но в другой форме. Проблема “отцов и детей” на Востоке, поэтому не возникла.

Цель существования обществ понимается на Востоке как движение и приближение к высшему божественному идеалу. А жизнь воспринимается бесконечным спектаклем, в котором участвуют и люди, и боги. Постижение высшего сакрального смысла, а не реализация конкретных целей – главная ценность бытия народов Востока. Общества Востока построены на принципах коллективизма. Личностное начало развито слабо, личные интересы полностью подчинены общине. Общество построено на особом типе связей вертикального характера. Горизонтальные связи между общинами не развиты. Власть единого правителя ничем не ограничена, человек зависел от бюрократии и чиновников, управляющих от имени властелина.

Государственная машина восточного деспотизма обезличена, личная инициатива и ответственность исключались: здесь не могли возникнуть партии, борьба идей.

Изменения в таких обществах происходили медленно, опыт многих поколений канонизировали как высшую общественную ценность. Авторитет старшего поколения был очень высок.

Развитие в странах Востока идет циклами. Графически этот путь можно изобразить в виде пружины, где каждый виток – это один цикл развития, от одного витка к другому – это шаг поступательного движения. Но при таком медленном, циклическом развитии общество имело высокоразвитую науку, культуру, философию, тончайшее искусство, богатейшую духовную жизнь. Однако человек, личность на Востоке не имели собственной ценности. Человек – песчинка на берегу океана вечности, от него ничего не зависело. Символ восточной культуры – человек в лодке без весел, течение реки определяло жизнь человека.

феномен восток цивилизация шумер

2. Древнейшие цивилизации Ближнего Востока

2.1 Самая ранняя цивилизация на Земле

Шумер современный совсем непохож на то место, где когда-то цвета самая ранняя цивилизация человечества. Это место от Багдада до Персидского залива – однообразная равнина, созданная нанесенным илом от сезонных наводнений Тигра и Евфрата. Лето здесь длиться 6 месяцев, температура подымается до 52О. Когда-то здесь была очень плодородная земля. Ирригация начала здесь развиваться в 6 тыс. до н.э. Она обеспечивала достаточное питание, давала условия для развития городов.

Пышноцветие шумерской земли были роскошным, что вполне могло породить в Ветхом Завете миф о рае на земле – об Эдеме. Считают, что именно в Месопотамии его место. В руинах Неппура была найдена клинописная табличка, в которой обнаружена связь между шумерским мифом и библейской историей. В ней говорится о чистой и светлой земле, не знавшей ни болезней, ни смерти. Встречаются там слова «Эдем», «Адам». Слово «Эдем» означает «дикая, невозделанная равнина», а «Адам» - поселение на равнине. В первой книге «Пятикнижия» - Бытие – говорится, что из Эдема выходила река для орошения рая, а потом разделялась на 4 реки. (Ефрат, Тигр, Фисона, Гихона). Но ученый из штата Миссури установил, что река сегодня называется Карун, берет свое начало в Иране и течет к Персидскому заливу, и есть тот самый Гихон, а высохшее русло в пустыне Саудовской Аравии было когда-то р. Фисон. Позже снимок Саудовской Аравии из Космоса подтвердил все это.

В Шумере в течении 5 тыс. до н.э. впервые в человеческой истории люди стали тратить меньше усилий для удовлетворения своих собственных потребностей. Житель производил больше, чем ему надо было и мг обмениваться излишками с соседями, которые получили возможность посвятить себя другим занятием – гончарному делу, работе по металлу, административной работе впервой в мире бюрократии, службе богам. Так родилась цивилизация. Однако, богатые города с переполненными рынками и зиккуратами все больше притягивали сельских жителей. В итоге поля становились менее продуктивными. В длинный список достижений Шумера, которые по праву могут быть отнесены к категории «впервые», есть и первый пример неразумного обращения с природой.

Приблизительно к 2000г до н.э. Шумер ослабил, язык его народа повсеместно вышел из употребления. Но шумерская культура не пропала бесследно, она легла в основу вавилонской цивилизации.

Шумеры так понимали свое происхождение: вначале был город Эриду. На табличках второго тысячелетия до н.э. клинописью описывается не такой уж и рай. «Вся земля была – море. Потом был создал Эриду».

Развалины Эриду найдены к Западу от Ефрата: безмольные холмы, барханы и один только памятник старины возвышается над этим местом – Зиккурат в очень плохом состоянии. В 1946г. Начали первые масштабные раскопки (Фуад Сафар и Сетон Ллойд). Их привлекла легенда, что город существовал в эпоху предшествовавшей потопу.

Добравшись до руин седьмого храма (над развалинами люди вновь сооружали новые) археологи нашли кладбище в 1000 могил, возраст которого 6 000 лет, керамику, личные вещи. Экскурсия обнаружила 12 храмов друг над другом. Нашли серпы, мотыги, примитивные ручные мельницы.

Люди делали простую, но удивительно тонкую керамику, на которую наносили черной краской рисунки, выращивали пшеницу, ячмень, разводили скот.

Позже археологи обнаружили около 600 глиняных табличек, датируемых 3300 г до н.э. с пиктограф и символами.

Жители Урука сделали гигантский шаг по направлению к цивилизации: создали средство ведения административных и торговых дел, опередив Египтян на 300 лет, шумеры создали письменность.

Никто не знает, когда возникла шумерская цивилизация, археологи лишь приоткрыли завесу ее происхождения. В то время, когда большинство занималось собирательством, шумеры жили в городах, их общество четко было разделено на классы, и управлялось религиозной и политической элитой. Они собирали налоги и принимали судебные решения, осуществляли большие ирригационные проекты, возводили прекрасные здания. Развивалось искусство.

Потребность вести учет заложенных на хранение или купленных товаров вызвала появление письма. Оно появилось около 3300 г до н.э., и первые его образцы содержали перечисление таких товаров, как зерно, пиво, скот. С развитием системы письма более сложные понятия стали выражаться сочетанием знаков. Постепенно пиктограммы становились все более абстрактными, со временем клинописью стали изображать не только вещи, но и звуки.

Шумеры были великими строителями, строили из обожженных солнцем глиняных кирпичей. Для защиты от непогоды, они облицовывали здания, делали глиняные конусы, красили, вдавливали в стены (первая в мире мозаика).

Город Урук в 4 тыс. был самым большим городом в мире. К 4 тыс. Южная Месопотамия проложила торговые пути по всему древнему Востоку – от Иранского плато, через Южный Иран в Турцию. В Сирии закупали лес для строительства и металлу.

Тысячи клинописных табличек составляют красноречивое наследство в области обучения, образование рассказывают о медицине, праве, математике.

Перевденные таблички говорят о том, что проблема «отцов и детей» была актуальна 4 000 лет назад, как и сегодня. Шумерское академическое обучение было строгим и скучным. При царе Саргоне Аккадском города – государства Месопотамии были слиты в первую в мире империю (2330 г до н.э.).

В Аккаде Саргон возглавлял первую в мире регулярную армию. Новая столица – Аккад – стала центром империи, брала дань с завоеванных царств.

Примерно в 2193 году до н.э. империя перестала существовать и воцарилась анархия. Орды гутеев обрушились на эту землю. Аккад не выдержал и сдался. И даже месторасположение города до сих пор не определено археологами.

В 1974 г. итальянский археолог Паоло Маттиа во время раскопок в Сирии, нашел 20 000 табличек, библиотеку, представившую нам полный срез цивилизации.

На табличках были образцы поговорок, проклятий «Взять в долг также (легко), как заняться любовью, но возвращать его также тяжело, как вынашивать ребенка».

«О сказанном в пешке можешь пожалеть после».

До этих находок Сирию 3 тыс. до н.э. считали не заслуживающей пристального изучения. Оказалось, что в городе – государстве Эбла жило 260 000 чел., в самом городе 22 тысячи. Ими управляли 11 170 профессиональных администраторов. В табличках – накладных указано, что товары Эблы поступали в 200 географических мест. Но богатый город не смог противостоять могуществу аккадской империи и был разрушено в 2275 г до н.э. город сгорел, а таблички остались.

Шумерское политическое могущество возродилось в др городе Уруке. Было восстановлено шумерское право. Важное место в системе Шумера Занимала «Эддуба» - школа писцов.

В 2004 г до н.э. амориты овладели Уром и способствовали превращению Шумера в великую цивилизацию Вавилонии.

2.2 Египетская цивилизация

Египет – одна из древнейших и наиболее долговременных цивилизация. Причиной тому является его местоположения. Зажатая с обеих сторон пустыней, она получила возможность развиваться в плодородной долине Нила. Разливы Нила – это как бы реки земледельцам.

Благословенный народ Египта, население которого не превышало пяти миллионов во все периоды его истории, жил под властью правителей, считавших себя живыми богами на земле.

Летоисчисление Египте историки ведут по династиям:

1 – ранний династический период – 2920-2575г.г.г до н.э. Египетская цивилизация уходит своими корнями в глубь веков, в 9 тысячелетие до н.э. Кочующие племена охотников постепенно концентрация в пойме Нила. К 5 тысячелетию до н.э. здесь возникли два четко разграниченных объединения: Нижний и Верхний Египет. Около 3000 г до н.э. Верхний Египет покорил своего северного соседа. Во время на 3ей династии Джокер воздвиг ступенчатую пирамиду.

2. Древнее царство. Во время 4 династии культура Египта вступает в период расцвета. Пирамиды Гизэ с Сфинкс – архитектурные памятники эпохи. Расцвет торговли, искусства, развивается письменность. Во время 5 династии сильно возрос культ Солнца. К концу 6 династии Древнее царство распадается на ряд враждующих между силой княжеств.

3. Первый переходный период – 2134-2040 г.г. до н.э. В начале первого переходного периода фараоны обладает слабой реальной властью, страны раздирают междоусобные. В конце концов воцарилась 9 и 10 династия агрессивно настроенные князья а Фивах – провозглашают себя законными наследниками престола, основывают новую династию.

4. Среднее царство – 2040-1640 г.г. до н.э. Египет объединен фиванским фираоном 11 династии. Царь пользуется поддержкой чиновничьего сословия, сводя на нет власть местных правителей. Расцвет искусство. Среди богов на первое место выходит Осирис, популярен культ солнца Ра.

5. Второй переходный период – 1640-1550 г.г. до н.э. По неизвестным причинам Среднее царство распадается, Племена гиксосов из Палестины захватили район Дельты, основывают там ХV династию. Династия ХVII Фав объявляет им войну и используя новое оружие – лошадей, заряженных в колесницы – освобождают Дельту и провозглашает новую эру – Новое царство.

6. Новое царство – 1550-1070 гг. до н.э. Египет становиться процветающим и открытым обществом. В период правления Тутанхомона расцветает искусство.

7. Третий переходной период – 1070-712 г. до н.э. Внутренний кризис. Страна раскололась. Затем Египет переходит к ливийской династии.

8. Поздний период – 712-332 г. до н.э. В VII в. – нападают ассирийцы, в 525 г. до н.э. – вторгаются персы, превращая Египет в провинцию. В 332 г. Персия пала под ударами А. Македонского и в истории Египта была перевернута последняя страница. Окончательный упадок наступил, когда Египет пал под ударами Цезаря Августа в 30 г. до н.э. Даже язык на котором говорил народ, навсегда исчез с лица земли.

В течение многих веков после распада Др. Египет оставался страной – тайной. Во время египетской компании Наполеона Бонапарта был найден Розетский камень.

Мало найдется в мире памятников исчезнувших цивилизаций, которые были бы столь окутаны тайной и внушали такой священный ужас, как египетские пирамиды Древнего царства.

В др. Египте интерес к пирамидам проявил четвертый сын Рамзеса II. Он не только реставрировал пирамиды но и открыл и идентифицировал множество предметов материальной культуры Египта.

Мемфис – др. столица Египта, в нем проживало и трудилось до 50.000 чел., семьи жили в двух-трехэтажных домах из кирпича-сырца. Здесь жили в основном ремесленники. Процветал он вплоть до VII в. нашей эры когда арабы захватив Египет стали активно разрушать город, используя камень для строительства новой столицы – Каира.

Почти все, что мы знаем и Мемфисе и в целом о Египте, мы знаем из его кладбищ. По мере того, как шло время, изменились и захоронения.

Около 2630г. до н.э. во времена правления Фараона III династии Джосера пирамиды стали строить целиком из камня. – Имхотепом построена ступенчатая пирамида. Основание 118.6х140.9м высота 62 м.

Пирамида Хуфу (Хеопс в греческом написании). Ее основание – площадь 5,2 га. Внутри можно поместить 5 гл. соборов Европы, включая собор Св. Петра в Риме, и Св. Павла в Лондоне.

Как удалось построить?

Шотландский астроном Чарльз Пияцци Смит полагает, что в формах Великой пирамиды заложены божеств. Числа, имеющие отношение к измерению пространства и времени. Он высчитал, что если высоту пирамиды, выраженную в дюймах умножить на 9 в 6 степени (т.к. пропорция 99 является отношением высоты пирамиды к ее ширине) – то получается расстояние от Земли до Солнца. А периметр пирамиды равен 365,2 т.е. числу дней в солнечном году умноженному на 1000.

4500 лет Сфинксу, 70 лет он уже полностью очищен. Своим происхождением гигантские творения, вероятно, обязаны наблюдением человека за сезонными изменениями окружающей его природы, ибо египтяне всегда жили в тесном единении с природой. Одна из наиболее глубоко хранимых тайн древне-египетской цивилизации обнаружилась в 1926 г. Англичанин Цилкинсон нашел барельеф в гробницах в местечке Тель-Эль-Амарна. Древние ваятели отошли от канонов своего времени. Вместо мрачных путешествий в царство мертвых и батальных сцен они запечатали Эхнатона и Нефертити в естественной домашней обстановке, удобно расположившихся с детьми на коленях в креслах.

За вероотступничество жрецы, составлявшие списки фараонов, правивших Египтом, регулярно опускали в них имя Эхнатона. Со временем нашли тайник его переписки с др. государствами, скульптуры. После 17-ти лет правления Эхнатон умер, его приемник пришел всего на три года, а после на трон вступил Тутанхамон, которому было всего 9 лет. Старые боги снова вернулись в храмы. Тутанхамон распорядился, чтобы город солнечного диска был покинут всеми. Царствовал около 10 лет. Затем корона перешла к Эйбе, брату царицы. Он начал уничтожать память и имя Эхнатона, а завершил начатое – Хоремхеб, фараон принявший власть после Эйе.

Поражающие наше воображение – древние мумии немые свидетели отшумевших веков. О чем они могут рассказать? Сегодня мумии ученые могут рассматривать не разбинтовывая и не вынимая их из гробов. Делается это с помощью сканеров компьютерного контроля: плоские изображения переводят в трехмерные, создаваемые на экранах мониторов.

Фараон Тутмос I (1504-1492 г. до н.э) отказался от строительства пирамид поскольку грабители всегда оставались угрозой и избрал для захоронения «Долину царей».

В 1922 г. археолог Картер (анг.) нашел сенсационную находку: гробницу Тутанхамона.

Не найдется в истории более впечатляющих проводов в иной мир, чем погребение Рамзеса II, умер в 1224 г до н.э.

Барельефы и «Книга мертвых» в которой собраны тексты заклинаний, позволили ученым подробно описать весь ритуал. Он правил почти 60 лет, оставил после себя 90 детей, пережил 12 из своих наследных принцев (а настоящее время она закрыта для посещений).

Т.о. мумии поведали нам о жизни ушедшей древнейшей цивилизации.

Список литературы

1. Гречко П.К. Концептуальные модели истории. - М., 2005.

2. Дедирикс Г.А. и др. От аграрного общества к государству всеобщего благосостояния.

3. Древние цивилизации./ Под ред. Г. М. Бонгард-Левина – М.,2009.

4. Ерасов Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке. – М.,1992.

5. Затерянный мир майя // Энциклопедия. Исчезнувшие цивилизации. М.,1997.

6. Кристиан Ж. Египет великих фараонов. – М.,1992.

7. Ко М. Майя: исчезнувшая цивилизация: легенды и факты. - М.,2001.

8. Меллприт Дж. Древнейшие цивилизации Ближнего Востока. – М.,2002.

9. Моисеева Л.А. История цивилизаций. – Ростов на Дону, 2000.

10. Павленко Ю.В. Історія цивілізацій. - Київ: Либідь,1999.

11. Павленко Ю.П. Человек и власть на Востоке // Феномен восточного деспотизма. –М.,2003.

12. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. – М.,2002.

13. Цыганков А.П., Цыганков П.А. Плюрализм или обособление цивилизаций? // Вопросы философии,1998, №2 .

2

globuss24.ru