Ключник — в Древней Руси и Московском государстве 1. Человек, ведавший продовольственными запасами дома, поместья и ключами от мест хранения. 2. Служащий приказа или дворцового ведомства. Татищев Василий Никитич: Ключник, прежде были что ныне казначей при… … Википедия
ключник — домоправитель, эконом, слуга Словарь русских синонимов. ключник сущ., кол во синонимов: 4 • домоправитель (3) • … Словарь синонимов
Ключник — КЛЮЧИНКОВ КЛЮЧНИКОВ КЛЮШНИКОВ КЛЮЧЕНКОВ КЛЮЧНИК Ключник, или клюшник, служащий, ведавший продовольственными запасами дома, семьи и носивший при себе ключи от мест их хранения. Ванька ключник, злой разлучник герой знаменитой в старину песни. (Ф)… … Русские фамилии
Ключник — по Русской Правде то же, что тиун, полный холоп, но вместе с тем первый человек в домашнем хозяйстве господина, управляющий и судья. Московские памятники XIV XV вв. говорят об обязанностях К. подробнее. К. ведает остальных холопов, целует за них… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
ключник — ключница. От ключ I; ср. ходить в ключах (Мельников) … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера
Ключник — м. Слуга (обычно в помещичьем доме), в ведении которого находились продовольственные запасы и ключи [ключ I 1.] от мест их хранения. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
ключник — ключник, ключники, ключника, ключников, ключнику, ключникам, ключника, ключников, ключником, ключниками, ключнике, ключниках (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
КЛЮЧНИК — • Prōmus (от promere, вынимать), эконом, ταμίας, который отпирал кладовые с припасами, cella penaria, и выдавал оттуда запасы, подобно тому, как condus (от condere, сохранять) опять клал их в кладовые; большей частью оба дела исполнял … Реальный словарь классических древностей
ключник — кл ючник, а … Русский орфографический словарь
dic.academic.ru
Ключник — Википедия (с комментариями)
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Ключник — в Древней Руси и Московском государстве:
Человек, ведавший продовольственными запасами дома, поместья и ключами от мест хранения.
Служащий приказа или дворцового ведомства.
«
Ключник, прежде были что ныне казначей при дворе государеве, чин немалой; потом у двора были степенные ключники 3, яко на кормовом, сытном и хлебенном дворцах, главные управители или гофмейстеры, из людей незнатных и часто из холопей господских или убогаго дворянства избирались, но в немалом почтении, и состояли под властию кравчаго. Под ними были путные ключники, подключники и стряпчие, о чем зри при тех дворцах.Татищев Василий Никитич
»
Ключники до XVI в
По «Русской Правде» то же, что тиун, полный холоп (Обельный холоп), но вместе с тем первый человек в домашнем хозяйстве господина, управляющий и судья. Московские памятники XIV—XV вв. говорят об обязанностях Ключника подробнее. Ключник ведает остальных холопов, целует за них крест, собирает господские доходы и заботится об их приращении, для чего раздает господское серебро в рост крестьянам; далее — вступает в сделки именем своего господина и приобретает для него движимость и рабов. Ключники имели даже своих рабов и дьяков.
Служба ключником «без ряду» (без договора) влекла за собой полное холопство.
«
А се третьее холопьство: тивуньство без ряду или привяжеть ключь к себе без ряду, с рядомь ли, то како ся будеть рядиль, на том же стоить.«Русская Правда»
»
Ключники в XVI в
По сравнению с Русской Правдой и Судебником 1497 года, в Судебнике 1550 года появляются некоторые акценты. Так лишь сельский ключник, и обязательно с «докладной грамотой», то есть в суде и при свидетелях оформленном документе, может считаться полным холопом. Городской ключ не ведет к рабству.
«
А о холопстве суд. По полной грамоте холоп. По ключу по сельскому з докладною холоп з женою и з детми, которые у одново государя с ним в одной крепости и которые породилися в холопстве, а которые его дети родились до холопства, а учнут жити у иного государя, или себе учнут жити, то не холопи. А по городцкому ключу не холоп. По робе холоп; по холопе роба. По духовной холоп. По приданой робе холоп, а по холопе роба. А по тиунству без полные и без докладные не холоп; а по сельскому ключу без докладные не холоп. А полному и докладному холопу сын своего слободного, который ся родил у него до холопства, не продати, а продасться он сам кому хочет; а отцю его и матери у полные не стояти и ис холопства не взяти, потому что отец его и мати сами в холопех; да и в полных и в докладных то писати, что отец у него и мати есть, а у полные не стояли, потому что сами в холопех. А у кого отец в черньцех или мати в черницах, и тому отцу и матери у своего сына и у дочери у полные и у докладные не стояти же и из холопства не взяти; а в полные и в докладные писати, что у него отец или мати есть, а у полные и у докладные не стояли, потому что пострижены; да и не продавати там детей своих, продастся сам кому хочет.«Судебник 1550 года»
»
Ключники после XVI в
В доме боярина XVI—XVII вв. Ключник — главный распорядитель, иногда значивший у господина больше, чем жена и родня, жившая во дворе; он заведовал клетями и всеми строениями, держал ключи, словом ведал все домоуправление. Жене Ключника обыкновенно поручалось управление женской прислугой, если господин не доверял своей жене. Ключники были княжие, владычные, боярские и царские. В. Р-в. Ключник степенный (Состоящий в должности, не отставной) при дворе московских царей имел в своем ведении столовые припасы, напитки и прислугу. Отставному ключнику (старому то есть бывшему в должности) давалось жалованье, оклад или поместье. Ключник путевой — лицо, исправлявшее ту же должность во время путешествия государя.
См. также
Источники
Ключник // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Татищев Василий Никитич. — СПб.: Тип. горн. училища, 1793. — Ч. 1-3. Ч. 1: А — В. — 311 с. Ч. 2: Г — Ж. — 216 с. Ч. 3: З — Ключник. — 217 с.
Словарь русских историзмов ID 2402684 Автор: Т. Г. Аркадьева, М. И. Васильева, В. П. Проничев, Т. Г. Шарри Издательство: Высшая школа ISBN 5-06-005084-X; 2005 г.
Российское законодательство Х-ХХ вв. Т.2. Законодательство периода образования и укрепления Русского централизованного государства. М., 1985. С. 97-120.
Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля
Напишите отзыв о статье "Ключник"
Отрывок, характеризующий Ключник
– Как же я её найду? – спросила я. – Я тебя отведу, – прошелестел ответ. Только тут я вдруг заметила, что, когда она двигалась, её тело легко просачивалось через мебель и другие твёрдые предметы, как будто оно было соткано из плотного тумана... Я спросила, трудно ли ей здесь находиться? Она сказала – да, потому что ей давно пора уходить… Ещё я спросила, страшно ли было умирать? Она сказала, что умирать не страшно, страшнее наблюдать тех, кого оставляешь после себя, потому, что столько ещё хочется им сказать, а изменить, к сожалению, уже ничего нельзя... Мне было очень её жаль, такую милую, но беспомощную, и такую несчастную... И очень хотелось ей помочь, только я, к сожалению, не знала – как? На следующий день я спокойно возвращалась домой от своей подруги, с которой мы обычно вместе занимались игрой на фортепиано (так как своего у меня в то время ещё не было). Как вдруг, почувствовав какой-то странный внутренний толчок, я, ни с того ни с сего, свернула в противоположную сторону и пошла по мне совершенно незнакомой улице... Шла я недолго, пока не остановилась у очень приятного домика, сплошь окружённого цветником. Там, внутри двора, на маленькой игровой площадке сидела грустная, совершенно крошечная девочка. Она была скорее похожа на миниатюрную куклу, чем на живого ребёнка. Только эта «кукла» почему-то была бесконечно печальной... Сидела она совершенно неподвижно и выглядела ко всему безразличной, как будто в тот момент окружающий мир для неё просто не существовал. – Её зовут Алина, – прошелестел внутри меня знакомый голос, – пожалуйста, поговори с ней... Я подошла к калитке и попробовала открыть. Ощущение было не из приятных – как будто я насильно врывалась в чью-то жизнь, не спрашивая на это разрешения. Но тут я подумала о том, какой же несчастной должна была быть бедная Вероника и решила рискнуть. Девчушка подняла на меня свои огромные, небесно-голубые глаза и я увидела, что они наполнены такой глубокой тоской, какой у этого крошечного ребёнка просто ещё никак не должно было быть. Я подошла к ней очень осторожно, боясь спугнуть, но девочка совершенно не собиралась пугаться, только с удивлением на меня смотрела, как будто спрашивая, что мне от неё нужно. Я подсела к ней на край деревянной перегородки и спросила, почему она такая грустная. Она долго не отвечала, а потом, наконец, прошептала сквозь слёзы: – Меня мама бросила, а я её так люблю... Наверное, я была очень плохой и теперь она больше не вернётся. Я растерялась. Да и что я могла ей сказать? Как объяснить? Я чувствовала, что Вероника находится со мной. Её боль буквально скрутила меня в твёрдый жгучий болевой ком и жгла так сильно, что стало тяжело дышать. Мне так хотелось им обеим помочь, что я решила – будь что будет, а, не попробовав, не уйду. Я обняла девчушку за её хрупкие плечики, и как можно мягче сказала: – Твоя мама любит тебя больше всего на свете, Алина и она просила меня тебе передать, что она тебя никогда не бросала. – Значит, она теперь живёт с тобой? – ощетинилась девчушка. – Нет. Она живёт там, куда ни я, ни ты не можем пойти. Её земная жизнь здесь с нами, кончилась, и она теперь живёт в другом, очень красивом мире, из которого может тебя наблюдать. Но она видит, как ты страдаешь, и не может отсюда уйти. А здесь она уже находиться дольше тоже не может. Поэтому ей нужна твоя помощь. Ты хотела бы ей помочь? – А откуда ты всё это знаешь? Почему она разговаривает с тобой?!. Я чувствовала, что пока ещё она мне не верит и не хочет признавать во мне друга. И я никак не могла придумать, как же объяснить этой маленькой, нахохлившейся, несчастной девчушке, что существует «другой», далёкий мир, из которого, к сожалению, нет возврата сюда. И что её любимая мама говорит со мной не потому, что у неё есть выбор, а потому, что мне просто «посчастливилось» быть немножечко «другой», чем все остальные… – Все люди разные, Алинушка, – начала я. – Одни имеют талант к рисованию, другие к пению, а вот у меня такой особый талант к разговору с теми, которые ушли из нашего с тобой мира уже навсегда. И твоя мама говорит со мной совсем не потому, что я ей нравлюсь, а потому, что я её услышала, когда больше никто её услышать не мог. И я очень рада, что хоть в чём-то могу ей помочь. Она тебя очень любит и очень страдает оттого, что ей пришлось уйти… Ей очень больно тебя оставлять, но это не её выбор. Ты помнишь, она тяжело и долго болела? – девочка кивнула. – Вот эта болезнь и заставила её покинуть вас. А теперь она должна уйти в свой новый мир, в котором она будет жить. И для этого она должна быть уверена, что ты знаешь, как она тебя любит.
o-ili-v.ru
Слово КЛЮЧНИК - Что такое КЛЮЧНИК?
Слово ключник английскими буквами(транслитом) - klyuchnik
Слово ключник состоит из 7 букв: и к к л н ч ю
Значения слова ключник. Что такое ключник?
Ключник
Ключник — в Древней Руси и Московском государстве - 1. Человек, ведавший продовольственными запасами дома, поместья и ключами от мест хранения. 2. Служащий приказа или дворцового ведомства.
ru.wikipedia.org
КЛЮЧНИК - по «Русской правде» Я. Мудрого имел то же значение, что и тиун, то есть полный холоп Первый человек в домашнем хозяйстве господина исполнявший обязанности управляющего и судьи.
Словарь исторических терминов. - 1998
Ключник по "Русской Правде" то же, что тиун, полный холоп, но вместе с тем первый человек в домашнем хозяйстве господина, управляющий и судья. Московские памятники XIV-XV вв. говорят об обязанностях К. подробнее.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - 1890-1907
Ключники
Ключники (укр. Ключники) — село в Каневском районе Черкасской области Украины. Население по переписи 2001 года составляло 62 человека. Почтовый индекс — 19052. Телефонный код — 4736. 19041, Черкаська обл.
ru.wikipedia.org
Марк Ключник
Марк клю́чник — день народного календаря, отмечаемый 25 апреля (8 мая) . Святого Марка в народе называют иногда ключником, ибо верят, что он владеет ключами от дождей. Пели, в эти дни дождикам славу. «Даст небо дождь, а земля — рожь».
ru.wikipedia.org
Ванька-ключник
«Ванька-ключник» (другое название — «Русская быль XVII столетия», 1909) — немой художественный короткометражный фильм Василия Гончарова, киноиллюстрация русской народной песни «по сюжету Антропова». Журнал «Сине-фоно», 1909, № 22, стр.
ru.wikipedia.org
ВАНЬКА КЛЮЧНИК («Русская быль XVII столетия»), Россия, А.Ханжонковъ, 1909, ч/б. Драма. По сюжету Антропова. Драма в 9 сценах и 4 картинах, поэтическая киноиллюстрация популярной народной русской песни.
Энциклопедия кино. - 2010
Ванюша-ключник
ВАНЮ́ША-КЛЮ́ЧНИК (Ванька ключник) — герой популярной нар. баллады (предположит. кон. 17 — нач. 18 в.). Сюжет: Ванюша, крепостной слуга кн. Волхонского, ключник, "живет в любви" с княгиней; князь узнает об этом "на третий год"…
Гуманитарный словарь. — 2002
Ключник, Иван Фёдорович
Ключник Иван Фёдорович (1923—1996) — участник Великой Отечественной войны, стрелок-разведчик 722-го стрелкового полка (206-я стрелковая дивизия, 47-я армия, Воронежский фронт) . Герой Советского Союза (1944).
ru.wikipedia.org
Ключников, Юрий Иванович
Юрий Иванович Ключников (20 апреля 1963) — футболист, футбольный арбитр. Выступал на позиции защитника. Играл за «Сокол» (Саратов), СКА (Ростов-на-Дону), Спартак (Москва), «Ростсельмаш» (Ростов-на-Дону), «КайХа» (Финляндия), ФК «Волгодонск».
ru.wikipedia.org
Ключников, Юрий Вениаминович
Ключников Юрий Вениаминович (1886, Казань - 10 января 1938, Москва) — русский государственный и общественный деятель, юрист, дипломат, специалист в области международного права и международных отношений.
ru.wikipedia.org
КЛЮЧНИКОВ Юрий Вениаминович (1886, Казань - 10.1.1938, Москва) - политический деятель, специалист в области международного права. До 1917 приват-доцент Московского университета. Член кадетской партии.
Энциклопедия Русской эмиграции. - 1997
СТЕПЕННЫЕ КЛЮЧНИКИ
СТЕПЕННЫЕ КЛЮЧНИКИ — в Древней Руси придворный чин. «По дворцам имели у себя под ведением всех дворцовых служителей и все столовые и питейные припасы и к готовности кушанья раздавали и смотрение имели над поварами и хлебниками и над прочими…
Андреев А.Р. Российская государственность в терминах. - 2011
Ключников, Александр Александрович
Александр Александрович Ключников (укр. Олександр Олександрович Ключников; род. 1945) — директор Института проблем безопасности атомных электростанций Национальной академии наук Украины, Киев. Доктор технических наук (1989), профессор.
ru.wikipedia.org
Русский язык
Клю́чник, -а.
Орфографический словарь. — 2004
ключик
ключица
ключичный
ключник
ключница
ключной
ключом
wordhelp.ru
Ключник — WiKi
По «Русской Правде» то же, что тиун, полный холоп (Обельный холоп), но вместе с тем первый человек в домашнем хозяйстве господина, управляющий и судья. Московские памятники XIV—XV вв. говорят об обязанностях Ключника подробнее. Ключник ведает остальных холопов, целует за них крест, собирает господские доходы и заботится об их приращении, для чего раздает господское серебро в рост крестьянам; далее — вступает в сделки именем своего господина и приобретает для него движимость и рабов. Ключники имели даже своих рабов и дьяков.
Служба ключником «без ряду» (без договора) влекла за собой полное холопство.
А се третьее холопьство: тивуньство без ряду или привяжеть ключь к себе без ряду, с рядомь ли, то како ся будеть рядиль, на том же стоить.
По сравнению с Русской Правдой и Судебником 1497 года, в Судебнике 1550 года появляются некоторые акценты. Так лишь сельский ключник, и обязательно с «докладной грамотой», то есть в суде и при свидетелях оформленном документе, может считаться полным холопом. Городской ключ не ведет к рабству.
А о холопстве суд. По полной грамоте холоп. По ключу по сельскому з докладною холоп з женою и з детми, которые у одново государя с ним в одной крепости и которые породилися в холопстве, а которые его дети родились до холопства, а учнут жити у иного государя, или себе учнут жити, то не холопи. А по городцкому ключу не холоп. По робе холоп; по холопе роба. По духовной холоп. По приданой робе холоп, а по холопе роба. А по тиунству без полные и без докладные не холоп; а по сельскому ключу без докладные не холоп. А полному и докладному холопу сын своего слободного, который ся родил у него до холопства, не продати, а продасться он сам кому хочет; а отцю его и матери у полные не стояти и ис холопства не взяти, потому что отец его и мати сами в холопех; да и в полных и в докладных то писати, что отец у него и мати есть, а у полные не стояли, потому что сами в холопех. А у кого отец в черньцех или мати в черницах, и тому отцу и матери у своего сына и у дочери у полные и у докладные не стояти же и из холопства не взяти; а в полные и в докладные писати, что у него отец или мати есть, а у полные и у докладные не стояли, потому что пострижены; да и не продавати там детей своих, продастся сам кому хочет.
В доме боярина XVI—XVII вв. ключник — главный распорядитель, иногда значивший у господина больше, чем жена и родня, жившая во дворе; он заведовал клетями и всеми строениями, держал ключи, словом ведал все домоуправление. Жене ключника обыкновенно поручалось управление женской прислугой, если господин не доверял своей жене. Ключники были княжие, владычные, боярские и царские.
Ключник степенный (состоящий в должности, не отставной) при дворе московских царей имел в своем ведении столовые припасы, напитки и прислугу. Отставному ключнику (старому то есть бывшему в должности) давалось жалованье, оклад или поместье. Ключник путевой — лицо, исправлявшее ту же должность во время путешествия государя.
Ключник, прежде были что ныне казначей при дворе государеве, чин немалой; потом у двора были степенные ключники 3, яко на кормовом, сытном и хлебенном дворцах, главные управители или гофмейстеры, из людей незнатных и часто из холопей господских или убогаго дворянства избирались, но в немалом почтении, и состояли под властию кравчаго. Под ними были путные ключники, подключники и стряпчие, о чем зри при тех дворцах.
ru-wiki.org
КЛЮЧНИК - это... Что такое КЛЮЧНИК?
Ключник — в Древней Руси и Московском государстве 1. Человек, ведавший продовольственными запасами дома, поместья и ключами от мест хранения. 2. Служащий приказа или дворцового ведомства. Татищев Василий Никитич: Ключник, прежде были что ныне казначей при… … Википедия
ключник — домоправитель, эконом, слуга Словарь русских синонимов. ключник сущ., кол во синонимов: 4 • домоправитель (3) • … Словарь синонимов
КЛЮЧНИК — [шн], ключника, муж. (ист.). Служащий, заведующий продовольственными запасами дома, семьи и имеющий при себе ключи от мест их хранения. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
Ключник — КЛЮЧИНКОВ КЛЮЧНИКОВ КЛЮШНИКОВ КЛЮЧЕНКОВ КЛЮЧНИК Ключник, или клюшник, служащий, ведавший продовольственными запасами дома, семьи и носивший при себе ключи от мест их хранения. Ванька ключник, злой разлучник герой знаменитой в старину песни. (Ф)… … Русские фамилии
Ключник — по Русской Правде то же, что тиун, полный холоп, но вместе с тем первый человек в домашнем хозяйстве господина, управляющий и судья. Московские памятники XIV XV вв. говорят об обязанностях К. подробнее. К. ведает остальных холопов, целует за них… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
ключник — ключница. От ключ I; ср. ходить в ключах (Мельников) … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера
Ключник — м. Слуга (обычно в помещичьем доме), в ведении которого находились продовольственные запасы и ключи [ключ I 1.] от мест их хранения. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
ключник — ключник, ключники, ключника, ключников, ключнику, ключникам, ключника, ключников, ключником, ключниками, ключнике, ключниках (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
КЛЮЧНИК — • Prōmus (от promere, вынимать), эконом, ταμίας, который отпирал кладовые с припасами, cella penaria, и выдавал оттуда запасы, подобно тому, как condus (от condere, сохранять) опять клал их в кладовые; большей частью оба дела исполнял … Реальный словарь классических древностей
ключник — кл ючник, а … Русский орфографический словарь
dic.academic.ru
Ключник - это... Что такое Ключник?
Ключник — в Древней Руси и Московском государстве 1. Человек, ведавший продовольственными запасами дома, поместья и ключами от мест хранения. 2. Служащий приказа или дворцового ведомства. Татищев Василий Никитич: Ключник, прежде были что ныне казначей при… … Википедия
ключник — домоправитель, эконом, слуга Словарь русских синонимов. ключник сущ., кол во синонимов: 4 • домоправитель (3) • … Словарь синонимов
КЛЮЧНИК — [шн], ключника, муж. (ист.). Служащий, заведующий продовольственными запасами дома, семьи и имеющий при себе ключи от мест их хранения. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
Ключник — КЛЮЧИНКОВ КЛЮЧНИКОВ КЛЮШНИКОВ КЛЮЧЕНКОВ КЛЮЧНИК Ключник, или клюшник, служащий, ведавший продовольственными запасами дома, семьи и носивший при себе ключи от мест их хранения. Ванька ключник, злой разлучник герой знаменитой в старину песни. (Ф)… … Русские фамилии
ключник — ключница. От ключ I; ср. ходить в ключах (Мельников) … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера
Ключник — м. Слуга (обычно в помещичьем доме), в ведении которого находились продовольственные запасы и ключи [ключ I 1.] от мест их хранения. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
ключник — ключник, ключники, ключника, ключников, ключнику, ключникам, ключника, ключников, ключником, ключниками, ключнике, ключниках (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
КЛЮЧНИК — • Prōmus (от promere, вынимать), эконом, ταμίας, который отпирал кладовые с припасами, cella penaria, и выдавал оттуда запасы, подобно тому, как condus (от condere, сохранять) опять клал их в кладовые; большей частью оба дела исполнял … Реальный словарь классических древностей
ключник — кл ючник, а … Русский орфографический словарь
dic.academic.ru
Ключничество - ХРИСТИАНСТВО БЕЗ МИФОВ
Ключничество — изначально, статус человека на Руси, заключившего договор личного найма, без наличия специального договора. Почему ключничество могло повлечь за собой холопство.
Сегодня, в христианской среде, в этот термин, как в выразительный и яркий архаизм, все чаще вкладывается иное, уже религиозное содержание. В этом новом контексте, ключничество — культурно-религиозный феномен в русском Православии, в определенно уничижительном смысле характеризующий носителей эклектичной, на самом деле псевдоправославной духовности, чаще облаченной в архаичные формы.
Ключничество, как мировоззрение, родственно религиозному сектантству со своим стандартным набором заблуждений, но чаще в лоне самой Церкви и с непременным упором на истинность Православия. При этом, околоцерковные традиции и полуязыческие верования и практики подменяют ключнику христианское богословие и догматику, а псевдоправославный миф, подменяет собой историю Церкви.
Ключничество воспринимается и передается среди православных верующих, лишенных здравых духовных ориентиров и отличающихся общей неграмотностью в вопросах веры и благочестия. Оно содержит веру, в мистическое содержание древней формы и преданий, предъявляемых как единственно возможная истина, при этом, данные форма и предания могут быть отнюдь не древними, но лишь позиционируются таковыми.
Ключничество и религиозный постмодернизм
Ключничество, как архаичная религиозность, по своему внешнему антуражу, может напоминать религиозный постмодернизм, но, в отличие от последнего, которое более напоминает хобби, оно, явление более внутреннее, духовное, порой доходящее до фанатизма, в то время как религиозный постмодернизм явление поверхностное, неглубокое и стремится к форме ради самой формы.
Ключничество, в отличие от религиозного постмодернизма, при всей схожести внешнего антуража и критериев их "благочинности", не имеет природы "усталости от цивилизации". Ключник, в отличие от религиозного постмодерниста, в равной степени может быть и "цивилизованным" горожанином, и "темным" крестьянином, никогда не видевшем даже телефона.
Для ключника религия не хобби, он ею живет, почему в нем всегда сильна своеобразная духовная составляющая. И если религиозным постмодернизмом чаще увлекаются неофиты-миряне, то ключничество распространено даже среди потомственных священнослужителей. В современной урбанистической среде ключничество внешне практически не отличимо от религиозного постмодернизма, и чаще всего предстает как крайнее его проявление.
Основные признаки радикального псевдоправославного ключника Данные признаки относятся именно к радикальному ключничеству и не обязательно все и сразу присутствуют в каждом ключнике или ярко в нем выражены. Ключники могут быть не радикальны, почему разные признаки ключничества могут быть выборочно присущи конкретному ключнику, в том или ином наборе и в той или иной степени.
1. Извращенная иерархия объектов поклонения и почитания.
Молитва Богу, у радикального псевдоправославного ключника если и имеется, то она намного менее актуальна для него, нежели молитва Святым. Особенно привязан ключник к "святым" сомнительного происхождения, как например некий неведомый Церкви "духоносный старец Зосим Залесский" или некая "схимонахиня Феклушка Хроменькая". Почему на домашнем иконостасе ключника, где могут быть десять икон одного только Николая Чудотворца и множество икон других Святых, в том числе "святых" сомнительного происхождения, может не быть иконы Христа. Святой для ключника и заступник, и водитель, и даже спаситель..
2. Извращенное отношение к причастности Благодати.
Ключник, считая себя "истинно православным", может месяцами и даже годами не бывать на Литургии, не причащаться Святых Даров, зато имеет острую потребность в духовном наставничестве со стороны "старцев" или "стариц", чаще всего даже не имеющих духовного сана. Церковную жизнь видит в разного рода паломничествах по святым местам, например, на сопки, где подвизался некогда "духоносный старец Зосим Залесский" и в обретении разного рода фетишей, как то землица с могилки все того же "духоносного старца Зосимы Залесского" или "миро" с иконки "преподобной Феклушки Хроменькой".
3. Извращенное понимание Церкви и духовного пастырства.
Ключник, будучи зацикленным на "стяжании Благодати" от общения со "старцем", вполне может игнорировать церковный приход по месту жительства и законного священника. В лучшем случае, ключник найдет себе "старца"-иеромонаха в некоем монастыре, что в его глазах оправдывает игнорирование церковного прихода по месту жительства. Церковь может для ключника начинаться и заканчиваться "старцем" и его мнением. Поэтому, ключник всегда внутренне готов к неподчинению Церкви как института, вплоть до отрицательного отношения к патриарху, если тот не соответствует критериям "православности", которые ключник создает в своем воображении. Это, в свою очередь, зачастую подталкивает ключника к выходу из Церкви и поиску себе "истинной Церкви" в разнообразных раскольничьих группировках.
Чаще всего, ключник далек от понимания христианской догматики, хотя и может считать себя "большим специалистом" в этой области, а потому, остро реагирует на чужие "ереси". Ключник может не знать чему на самом деле учит Православие, зато уверен, что все, кто не верит как он, суть "еретики". Такое его отношение распространяется не только на верующих иных Ортодоксальных христианских традиций, как то католиков или древневосточных православных, но и на его формальных единоверцев, т.е. верующих РПЦ, что не разделяют верований ключника. Естественно, что такие ключники являются сторонниками конфессионального изоляционизма и ярыми антиэкуменистами, почему всякое сближение с Церквями иных традиций считают уступкой ереси и осквернением "чистой веры".
5. Извращенное понимание чуда.
Чудо для ключника является едва ли не самой сутью Православия и уж точно является главным подтверждением его истинности. Однако, при всей гипертрофированной увлеченности ключника этой темой, сами чудеса, о которых они говорят, на поверку оказываются мелкими своим масштабом и сомнительными по своему качеству. Больше всего таких "чудес" связано с т.н. "мироточением икон" и т.п. В любом случае, все "чудеса", о которых рассказывают ключники, лишены смысла Знамения Божьего, которое является сутью истинного чуда. Часто "чудеса" ключников являются такими, которых мало кто, или вовсе никто из свидетельствующих не видел, но сведения о которых передаются из уст в уста, из брошюры в брошюру, и в которые просто нужно верить. Наиболее масштабным "чудом", вокруг которого ключники возвели целый культ, является т.н. "схождение Благодатного Огня".
6. Эсхатологическая истерия.
Сюжеты о скоро грядущих катаклизмах, приходе Антихриста, гонениях на православных и конце света, являются главной темой издаваемой ключниками литературы и основой предсказаний их "прозорливцев". Этот пункт особо сближает ключников с адептами эсхатологических сект. На почве эсхатологической истерии в ключнической среде, не только появляются маргиналы, на подобие "пензенских затворников", но и возникают целые движения, выступающие на борьбу со всем, что им мнится "предуготовлением прихода Антихриста". Наиболее ярким примером подобных демаршей, является протест против т.н. "ИНН" и грядущего "чипирования". В крайнем проявлении политико-эсхатологической истерии ключничество принимает форму нео-кликушества.
7. Этно-конфессиональное "предизбранничество" и Антииудейство.
Одним из основных источников питающих ключничество, является национализм, подаваемый в форме этно-конфессионального "предизбранничества". Отсюда лозунги вроде "Русь святая мир спасет!". На этом фоне в ключнической среде раздувается ксенофобия, и особого размаха обретает проблема Антиудейства. На иудеев одевается маска "вселенских злодеев", возлагаются все проблемы мироздания и приписываются нескончаемые провокации против Православия и Руси. Более того, Иудейство объявляется одной из форм сатанизма и силою предуготовляющей приход Антихриста.
Термин "ключничество" и аналогичное мировоззрение в иных Церквях и конфессиях
Подобные русско-православному ключничеству явления (возможно в иных формах и с иным наполнением), встречаются и в других церковных традициях. Однако, сам термин, будучи русским по происхождению, описывает явление встречающееся исключительно в русской православной духовности (как термин "Холокост" указывает не на геноцид вообще, а только на геноцид евреев, как термин "Перестройка" не на политические реформы вообще, а на реформы в СССР). Сказать, что в Католичестве есть ключничество, можно только с большой долей условности.