Классический период в древней греции. Классический период в истории искусства Греции
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

7.4 Классический период в истории Древней Греции. Классический период в древней греции


Классический период в истории искусства Греции

Классический период (5-4 вв. до н. э.) вошел в историю Греции как один из самых важных, поскольку в это время греки одержали победу в войне над персами и смогли отстоять право на развитие их уникальной европейской культуры. Стоит отметить, что это был также главный этап становления государства, который знаменуется важными изменениями в политическом устройстве, бурным подъемом экономики и переменами в мировоззрении народа. И, поскольку искусство этой уникальной страны во все времена отображало чувства и эмоции ее жителей, основные перемены затронули также популярные жанры литературы, архитектуры, скульптуры и живописи.

 

Так, самой важной чертой развития раннего классического искусства (6 –  первая половина 5 в. до н. э.) стал поиск способов реалистичного отображения человеческой природы. Вместе с тем, во всех произведениях древнегреческих творцов этой эпохи ощущается удивительное стремление к гармонии и соразмерности, строгость и упорядоченность.

 

В то же время, обретает актуальность синтез культур. Например, архитектурные течения продолжают развиваться в гармоничной взаимосвязи со скульптурой, вазопись — с монументальной росписью.

 

Второй период (третья четверть 5 в. до н. э.) носит название высокой классики. В его рамках происходило объединение полисов, а основной политикой государства стал демократичный рабовладельческий строй Афин. Поэтому вошел в историю как эпоха восстановления и создания новых величественных  шедевров. к тому же, в сфере искусства он характеризуется как эпоха отображения неприхотливой красоты, мудрости и богатства, служащего средством для деятельности и развития.

 

Позднее, в конце 5 в. до н. э., происходят грандиозные перемены в политических течениях: демократические основы сменяют индивидуалистические идеалы. Поэтому в эпоху поздней классики  происходит утрата веры в величие прекрасного, а на смену старым традициям в искусстве закономерно приходят новые идеи и решения. На первый план выходят реалистические тенденции, стремление максимально отобразить внутренний мир человека и экспрессивный дух героизма.

 

Человек в классической греческой поэзии и мифологии

 

В классических греческих мифах, стихах и эпических произведениях отчетливо отображается отношения человека к миру и его место в нем. Так, образы мифических героев дают представление о взгляде греков на человеческие добродетели. Человек «выглядит» уже не как часть микрокосмоса, а как хозяин природы, который, прежде всего, имеет власть над собственными чувствами и желаниями. Таким образом, начинает цениться внутренняя сила и красота.

 

В поэзии Эсхила и других писателей той эпохи также подробно описывается величие архитектурных шедевров и скульптур, позитивные и негативные моменты истории, подвиги славных героев, сила истинных чувств, а также настроения народа.

 

Описание смены архитектурных  веяний

 

По мере того, как происходила смена культур, видоизменялись старые и возникали новые архитектурные формы. Ведь внешний вид и оформление важных общественных помещений должны были соответствовать настроению и характеру общества. И талантливые проектировщики стремились к созданию таких архитектурных шедевров, которые бы соответствовали духу времени.

 

Подчеркнуть внутреннюю борьбу с пережитками прошлого и возможность идти вперед смог дорический ордер. Поэтому самой важной особенностью архитектуры раннего классического периода стала строгость и упорядоченность, которая в то же время, пересекалась с динамизмом и героическим духом греческих полисов.

 

Идеальным образцом нового направления в зодчестве стал храм Зевса в Олимпии с типичными для того времени скульптурами фронтонов. А судить об особенностях оформления колон и сочетании главных и второстепенных деталей можно на примере храма Геры, который был найден на территории древнего Пестума.

 

Отличительной чертой этого архитектурного памятника, как и других шедевров классических мастеров, была внутренняя дисциплинированность и собранность. Здесь уже нет разительных контрастов, характерных для архаических построек. Гармоничное соотношение между несомыми и несущими частями создает эффект естественности.

 

В эпоху высокой классики центром культурной жизни греческих поселений считались Афины. Поскольку в этот город съезжались лучшие деятели искусства из всех уголков Греции, проектировка и неповторимые шедевры Афин стали ярким примером развития классической архитектуры.

 

Лучшим образцом, который демонстрирует достижения и архитекторов, и скульпторов, и живописцев стал Афинский Акрополь, который объединил величественные храмы и другие общественные сооружения. И расположение памятников в этой части города, и их убранство вдохновляло на мысли о свободе, природной гармонии и торжестве прекрасного.

 

Оформленные в дорическом стиле культовые сооружения Акрополя (в частности, храм в честь Афины Парферос — Парфенон) включали изысканные элементы ионического ордера. Так, например, элегантные детали оформления колон, стилизованные фризы, декорированные скульптурными изображениями исторических событий, фигурами людей и богов, гармонично сочетались в этих зданиях со строгими и сдержанными пропорциями.

 

В целом стоит отметить, что Акрополь, сооруженный в честь древнегреческих божеств, в то же время, возвышал человеческую природу. В окружении реалистичных статуй божеств ощущалась значимость основных человеческих добродетелей — героизма, смелости, справедливости. А благодаря оптимальному расположению (на обрывистом холме с крутыми склонами) и развитой оборонительной системе он также служил убежищем для окрестного населения во время войны.

 

В насыщенный событиями период поздней классики продолжали появляться новые, уникальные и грандиозные храмы. Строгие дорические элементы теперь уже сочетались в них с деталями абсолютно нового – элегантного и сложного коринфского ордера. Вместе с тем, появлялись новые общественные сооружения, которые способствовали формированию культуры народа, становлению новых идеалов и ценностей (например, театры под открытым небом с оптимальной структурой, концертные залы).

 

Стоит отметить, что при сооружении жилых и общественных зданий, как и при строительстве храмов, греки не только стремились декорировать их новыми специфическими элементами, характерными для разных ордеров. Начиная со второй половины IV века до н. э. применялись различные формы и композиционные приемы. А традиционные восточные детали, которые с этого времени начали внедряться в греческое искусство, делали классические греческие архитектурные шедевры еще более роскошными и загадочными.

 

Новые скульптурные решения

 

Вместе с развитием архитектуры появлялись и новые решения в искусстве декоративной и объемной скульптуры. Так, величественные культовые здания, как и прежде, украшались не только изваяниями божеств, но и рельефные мраморными изображениями мифологических и реальных сцен борьбы на фронтонах. Эти элементы, которые условно отображали моменты истории страны, можно было увидеть, в частности, на храмах Афины и Зевса.

 

В объемных и живых скульптурах людей, животных, богов персонажей удивительным образом воплощались игра чувств и эмоций, стремления и желания. Они уже выглядели не застывшими, а динамичными, живыми.

 

К тому же, в многочисленных индивидуальных и групповых изваяниях можно было отображались не только образы, но и язык жестов, чувства и действия. Поэтому найденные остатки скульптур и их литературные описания позволяют судить о жизненном укладе, повседневных занятиях и увлечениях греков в те далекие века.

 

Особый интерес для изучения истории представляют скульптуры эпохи высокой классики. По сути это собирательные образы, отображающие и характер отдельных индивидов, и черты общества, городов или исторических этапов.

 

Одними из лучших образцов позднеклассического скульптурного ремесла являются уникальные рельефные надгробные изображения, благодаря которым можно было получить представления и о характерах людей, и о философском отношении греков к смерти. Глубокая печаль, которой были проникнуты эти изваяния, удивительным образом сочеталась с нежностью и спокойствием.

 

Появление уникальных приемов в вазописи

 

Вазописцы классического периода стремились, подобно монументалистам, воссоздать в своих шедеврах ряд исторических событий с главными и второстепенными нюансами. Поэтому возникла необходимость в новых приемах и решениях.

 

В эпоху раннего классицизма, как и в архаическом периоде, продолжала развиваться краснофигурная техники вазописи, которая была признана более реалистичной и совершенной, чем чернофигурная. Кроме этого, при исследовании краснофигурных сосудов этого периода было отмечено, что круг отображаемых сюжетов значительно расширялся. Так, на них можно было увидеть целые эпизоды из эпических произведений, наполненные особым смыслом. Вместе с тем, усовершенствовались художественные приемы передачи важных событий и бытовых сцен.

 

Плюс ко всему, мастера росписи этой эпохи использовали обширную цветовую гамму. Например, некоторые детали отображались при помощи белой, черной, красной или желтой краски, благодаря чему сюжеты выглядели более ярко и жизненно.

 

Характерно, что вазописцы второй половины 5 в. до н. э. (то есть конца  ранней и начала высокой классики) стремились передать эмоции и чувства. Иногда персонажи на их изображениях выглядели задумчивыми и печальными. Вероятно, эта перемена была связана с изменением настроения народа и с событиями, которые происходили в обществе.

 

В искусстве вазописи эпохи поздней классики применялись новые природные цвета (голубой, розовый, зеленый), которые, в сочетании с рельефными узорами, создавали превосходный эффект природной гармонии. Еще одним важным достижением считается изменение техники отображения деталей. Так, вместо пера во многих случаях теперь использовалась кисть, а элементы выглядели уже не утонченными, а размытыми, что делало сосуды этого периода своеобразными и неповторимыми.

 

Также стоит отметить, что в позднеклассических работах все чаще прослеживались уникальные рельефные детали. К тому же, в этот период зародилась новая тенденция, которая позднее обрела популярность – использование позолоты. 

Теги: Классический период в истории искусства Греции

www.ilovegreece.ru

Культура Греции классического периода

 

 

Наибольший расцвет культура Древней Греции - классический период (480—323 до н. э.). Он связан именами Перикла, Сократа, Платона, Аристотеля, Демокрита, Эсхила, Софокла, Эврипида, Аристофана.

Три важнейшие особенности придают ей исключительный характер: полнота, разнообразие и известная законченность составных частей культуры; ее гуманистическая направленность; большой вклад греков в сокровищницу мировой культуры, создание шедевров.

Развитию греческой культуры способствовало отсутствие в стране могущественной жреческой организации, как в странах Древнего Востока, где процесс культурного творчества был взят ею под контроль.

Греки представляли богов и героев в образах красивых людей, это стало исходным рубежом для разработки скульптурного образа героизированного гражданина.

Скульптура: С V в. до н. э. скульптора - от статичности к динамике, усложняют позы, появляется асимметрия, внутреннее движение. Лицо начинает отражать чувства и внутренний мир, хотя еще остается идеал скульптурного образа спокойствия («олимпийского») и красоты. Помимо мрамора широко используется бронза.

Идеал красоты обнаженного тела распространился и в повседневной жизни. Женщины изображались в одеждах. В IV веке до н. э. Пракситель впервые изобразил богиню Афродиту обнаженной.

Мирон (V в. до н. э.) «Дискобол» вершина в реалистической передаче движений человеческого тела.

Фидий (середина V в. до н. э.), скульптуры которого украсили Парфенон, преуспел в воплощении возвышенных эмоций,

Поликлет (2-я пол. V в. до н. э.) строгий математический канон воплощения образа идеального гражданина — физически и духовно совершенного человека.

Наиболее прославленные скульпторы 4 в. до н, э.: Пракситель, Скопас, Лисипп (портретные бюсты Сократа, Александра Македонского).

Живопись: Полигноп (I -я пол. V в. до н. э.) и Аполлодор (2-я пол. V в. до н. э.), которому приписывается открытие игры светотени, умение давать перспективу. Но основным памятником живописи: вазовая роспись.

Литература: Создание жанра трагедии и комедии. Наивысшего расцвета древнегреческая трагедия достигает в V веке до н. э. в произведениях Эсхила ("Царь Эдип", "Антигона"), Софокла и Эврипида («Медея»). Трагедия возникла из культа Диониса, когда при совершении обряда хор и один актер разыгрывали мифологические сюжеты из жизни бога с пением и танцами.

В трагедиях использовались и переосмыслялись известные всем мифологические сюжеты и, реже, реальные исторические события, находили отражение особенности политической и духовной жизни общества.

Предназначение трагедии заключалось в воздействии на зрителя, который, сопереживая героям, испытывал катарсис (греч.- «очищение)

Комедия как самостоятельный жанр возникла из песен и плясок сатиров в честь Диониса. В Греции возник новый вид искусства — драматический театр. В нем ставились комедии и трагедии. Первый драматургом и актером считается Феспид, который в 534 году до н.э. представил публике на празднике в честь Диониса ряд сцен, играя сам все женские и мужские роли.

Однако наивысшего развития жанр комедии получил у великого Аристофана (ок. 445— ок. 386), оставил 44 комедии («Мир», «Лисистрат», «Осах»).

История: В V веке до н. э. получает развитие греческая историография. Геродот (484—425 до н.э.) («Историю»), прозванный «отцом истории», Фукидид (460—400 дон. э.) в своей «Истории Пелопоннесской войны» впервые применил научно-критический метод, попытался раскрыть причинные связи событий и тем самым способствовал росту политических знаний. Наиболее значительным историком IV в. до н. э. был Ксенофонт (ок. 430—355 или 354 до н. э). Его лучшие произведения «Анабасис» и «Греческая история» отличаются простотой языка и ясностью изложения. В отличие от Фукидида, его больше интересовали великие личности, а не причинно-следственные связи.

Архитектура: V до н. э. ознаменовался великолепными архитектурными постройками. В это время создаются наиболее совершенные религиозные и светские памятники культуры. Основным типом общественного здания по-прежнему остается храм. Самый знаменитый храмовый комплекс - афинский Акрополь.

Разрушенный персами в 480 году до н. э., он заново отстраивается на протяжении всего V века до н. э. под общим руководством великого скульптора Греции Фидия. В строительстве принимали участие выдающиеся зодчие того времени: Иктин, Калликрат, Мнесикл и др. Ансамбль Акрополя считается вершиной древнегреческой архитектуры, символом эпохи наивысшего расцвета и могущества Афин. Он включал ряд сооружений — пропилеи (парадные ворота), храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы). Здесь же возвышался и главный храм Афин — Парфенон.

Философия: В IV веке до н. э. в Греции обнаруживается экономический и политический (но не культурный) упадок. Именно в это время античная философия достигает наивысшего рассвета. Ее прославили три великих философа — Сократ, Платон и Аристотель.

Очень высокого уровня в этот период достигает риторика. Исократ (436—ЗЗ8 до н. э.), Демосфена (384—322 до н.э.).

 

 

Пелопонесская война

После Греко-персидских войн начался подъем в экономике Греции. Он сопровождался значительным ростом торговли. Это не могла не отразиться на обострении соперничества между ведущими полисами Эллады – Афинами, с одной стороны и Коринфом и Мегарами – с другой.

В войне участвовали, с одной стороны Делосский союз во главе с Афинами, и Пелопоннесский союз под предводительством Спарты с другой.

Причины:

1)Их торговые интересы сталкивались.

2)Равновесие 2союзов было нарушено. Спарта ориентировалась на олигархические режимы.

3)Соперничество между Спартой и Афинами за свое главенство в Греции.

 

Пелопоннесская война – ряд военных столкновений 431 – 404 гг. до н.э.

Повод – конфликт, столкновение между Коринфом, входившей в состав Пелопонесского союза, и Керкирой – колонией этого полиса, по поводу их совместной колонии Эпидамна. Керкира стремилась обрести независимость и подчинить Эпидман. В 433 году Афины прислали на поддержку Керкире часть своего флота, в результате чего из Эпидмана были изгнаны представители олигархов. Это е обострило отношения между Коринфом и Афинами.

В войну были втянуты все греческие полисы.

Лидер афинской демократии Перикл, желая использовать преимущество Афин на море (Спарта тогда не обладала собственным флотом), принципиально отказывался вести сухопутные сражения. Спарта же, имея превосходную сухопутную армию, предполагала прежде всего разорить территорию Аттики, а затем разгромить афинян и их союзников в генеральном сражении на суше.

 

В ходе войны выделяют 2 крупных этапа:

1. Архидамова война (431 -421 гг до н.э. )

2. Декелейская война (415-404 гг до н.э.)

 

Войну начали союзники Спарты фиванцы. В апреле 431 г. фиванцы напали на полис Платеи. В середине 431 г спартанцы во главе с царем Архидамом вторглись в Аттику.

Первые годы войны пагубно отразились на экономике Афин. Эпидемия подорвала и военную силу полиса. Умер Перикл. На смену ему пришел Клеон.

Афинянам удалось пленить более 100 знатных спартиатов на о. Сфактерия. Спарта оказалась в угрожающем положении.

В битве при Амфиполе (422 г.) афинян по главе с Клеоном потерпели поражение. И Клеон и Брасид пали в сражении. Их силы были подорваны. Это привело к заключению мира в 421 году мирного договора – Никиев договор по имени начальника, возглавлявшего афинскую делегацию.

В битве при Мантинее в 418 г. Спарта подавила мятежников. Но Алкивиад не унимался. По его инициативе в 415 г. Афиняне организовали военно-морскую экспедицию против Сиракуз на о. Сицилия. С помощью Спарты афиняне были разбиты, что нанесло сильнейший удар по их авторитету и могуществу.

Вскоре по предательскому совету Алкивиада спартанцы продолжили боевые действия в Аттике, первратив местечко Декелея в плацдарм для нападения на Афины. По названию этого городка 2 этап войны стал именоваться Декелейской войной.

Одновременно Спарта, заручившись финансовой поддержкой своего бывшего врага – Персии, получила возможность собирать дань с греческих городов Малой Азии, отпавших в ходе первого этапы войны от союза с Афинами.

Последние годы войны отмечены несколькими морскими сражениями, которые велись с переменным успехом. С помощью финансовой поддержки Персии спартанцам удалось построить собственный флот, не уступавший по силе афинскому. Тем не менее в морской битве при Кизике, в Ионии, афинянам удалось одержать победу над спартанцами.

В 406 году - им вновь сопутствовала победа при Аргинузских островах.

В 405 году - спартанский флотоводец Лисандр разгромил афинян в сражении при Эгоспотамах в Геллеспонте.

В 404 году – осажденные с моря и с суши Афины были вынуждены капитулировать.

Спарта продиктовала очень тяжелые условия мирного договора:

1) Роспуск Первого Афинского морского союза

2) Выдача всего флота

3) Ликвидация укреплений порта Пирей и срытие Длинных стен, соединявших его с Афинами.

4) Афины должны были вступить в Пелопонесский союз, предводителем которого оставалась Спарта.

В результате в Афинах было установлено олигархическое правление 30 тиранов, имевшее репрессивный характер.

В 404 году – установился тиранический режим.

Основной итог войны – установление гегемонии Спарты в Греции, резкое падение престижа всей Греции в международном масштабе.

 

 



infopedia.su

I. Классический период. Сексуальная жизнь в Древней Греции

1. Эпическая поэзия

Мы начнем наш обзор с мифической эпохи доистории и будем исходить из известного замечания Цицерона («Брут», 18, 71) о том, что поэты существовали и до Гомера. Это замечание, вне всяких сомнений, правильно, и свидетельства тому, что дело обстоит именно так, обнаруживаются в самих гомеровских поэмах. Но от всех этих поэтов не сохранилось ничего; они были первопроходцами, проложившими дорогу для Гомера, преобразовавшими язык и создавшими эпический стих — длинную гекзаметрическую строку; их творения оказались в тени забвения, когда на литературном небосклоне взошло солнце гомеровской поэзии. И тем не менее, до нас дошло немало сведений об этом периоде, и история греческой литературы приводит внушительное число имен поэтов, которые жили до Гомера, хотя, конечно же, большинство из них остаются для нас всего лишь именами выдумкой позднейшей эпохи.

Одним из древнейших догомеровских поэтов был Памф, о котором Павсаний (ix, 27, 2) сообщает, что он сочинял гимны к Эроту. Это замечание имеет для нас ценность постольку, поскольку показывает, что уже в древнейшую эпоху своей литературной истории греки усваивают культ Эрота, и посему мы с полным правом можем утверждать, что Эрот стоит у истоков эллинской культуры, хотя в гомеровских поэмах имя этого бога не названо ни разу. Но в «Теогонии» Гесиода (120) Эрот последовательно упоминается среди древнейших, или существующих с самого раннего времени, богов.

В сущности, гораздо более известен, чем всецело мифический Памф, полулегендарный Орфей, который может рассматриваться как символ примирения религий Диониса и Аполлона. Хотя Аристотель (согласно Цицерону, «О природе богов», i, 38, 107) отрицал его существование, поэтические произведения его времени столь часто приписывались самому Орфею, что даже в наше время историки литературы называют эту эпоху и эту школу «орфической». Всем известно сказание о том, как Орфей низошел в нижний мир, чтобы силой песни забрать у его повелителя — Аида — свою жену Эвридику, которая умерла от укуса змеи. Аид был растроган чудным пением Орфея и позволил ему вывести жену обратно в мир живых, под тем, однако, условием, что он не должен оглядываться, пока не достигнет света дня. Это условие оказалось слишком трудным для смертного человека; влекомый любовью, Орфей обернулся назад, и Эвридика, увидеть которую ему было не суждено, растаяла тенью в стране Аида. Так, Орфей, стоящий у истоков греческой литературной истории, представляет собой сверкающий образец трогательно любящего супруга; мы еще встретимся с ним вновь (с. 309-310), хотя и в несколько иных обстоятельствах.[74]

Тот факт, что великие национальные эпосы греков — «Илиада» и «Одиссея» Гомера — насыщены эротикой и содержат множество красочных, расцвеченных всеми приемами литературного искусства картин, отличающихся высоким чувственным очарованием, упоминался уже неоднократно, и поэтому обсуждение его представляется излишним. То же относится к так называемым «Гомеровским гимнам»; четвертый из этих гимнов с немалым изяществом, чувственностью и не без привкуса пикантности повествует о любви Афродиты к Анхизу. Я уже имел случай указывать на эротические эпизоды, содержащиеся в «Гомеровских гимнах». Я также не вижу необходимости подробно останавливаться на поэмах так называемого эпического цикла, так как эротические элементы в них основываются по большей части на прославлении юности и красоты, а выведенные в них мужские и женские персонажи были рассмотрены нами выше. Нет необходимости говорить даже о поэмах Гесиода, так как заключенные в них эротические элементы, такие, как миф о Пандоре, враждебное описание женского характера, женского кокетства, существовавшего даже тогда, и постоянной готовности женщин наброситься на свою жертву, уже упоминались ранее.

От Гесиода до нас дошла еще одна поэма, озаглавленная «Щит Геракла». В ней описывается битва Геракла с чудовищем Кикном; своим названием она обязана описанию щита Геракла, занимающего значительную часть поэмы. В самом начале поэт сообщает о том, как Зевс, дабы подарить миру спасителя и исцелителя, возгорается любовью к прекрасной Алкмене, жене фиванского царя Амфитриона: «Она далеко превосходила всех земных женщин красотой форм и статью, и ни одна из рожденных смертными не могла сравниться с ней умом. Ее лицо и черные глаза дышали прелестью самой златовенчанной Афродиты. Пока отсутствовал Амфитрион, который во искупление кровопролития находился в походе, с его женою сблизился Зевс. После того как Зевс насладился любовью Алкмены и удалился, возвращается муж, сердце которого исполнено страстного влечения к жене. Подобно избежавшему мучительной болезни или злого плена, с радостью и охотой возвращался домой Амфитрион после тяжких трудов войны. Весь остаток ночи провел он в объятиях милой супруги, наслаждаясь дарами златовенчанной Афродиты». Алкмена понесла и родила двойню: Геракла — от Зевса, а Ификла — от Амфитриона.

Интересен отрывок из Гесиодовой «Меламподии» (3): «Гесиод, как и многие другие, рассказывал, будто Тиресий однажды подсмотрел совокупление двух змей в Аркадии. Он ранил одну из них, после чего превратился в женщину и имел сношения с мужчинами. Но Аполлон открыл ему, что если он еще раз увидит змей и ранит одну из них, то вновь станет мужчиной. Так и случилось. Однажды Зевс и Гера спорили, кто получает большее наслаждение от соития, мужчина или женщина. Так как Тиресий изведал и то и другое, они спросили его мнения и получили ответ: «Когда мужчина спит с женщиной, он получает одну десятую наслаждения, тогда как женщина — десять десятых[75]. Гера была рассержена этим ответом и отняла у Тиресия зрение, но взамен Зевс наградил его даром прорицания и долгой жизни».

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

culture.wikireading.ru

7.4 Классический период в истории Древней Греции » СтудИзба

4. Классический период (V-IV вв. до н.э.) в истории Древней Греции

Этот период стал временем расцвета древнегреческой цивилизации. Утверждается и полностью раскрывает свои удивительные возможности античный полис, он становится одной из высших ценностей для эллинов. Наивысшего расцвета достигает также демократия, чем она обязана прежде всего Периклу – выдающемуся политическому деятелю древности. Греция переживает бурное экономическое развитие, которое усиливается после победы над персами. Быстро растет товарное производство, в частности, винограда и олив. Афины становятся крупным торговым центром. В широких масштабах ведется строительство.

В этот период складывается знаменитая афинская демократия – форма государственного устройства афинского полиса. Вся высшая власть принадлежала народному собранию, в котором принимали участие полноправные граждане, достигшие 20 лет. В этом собрании все были равны – вне зависимости от богатства, рода занятий, образа жизни. Собрание проходило регулярно раз в 9 – 10 дней. Граждане принимали законы. Каждый человек мог внести проект закона, убеждать присутствующих в собственной правоте. Вопросы, вынесенные на народное собрание, широко обсуждались. К голосованию приступали, когда были выслушаны все мнения. Голосование по законам проходило поднятием рук, а по выборам в органы управления и суд – по жребию.

Народное собрание избирало Совет пятисот, который руководил ежедневной жизнью полиса, а также высших должностных лиц – магистров сроком на один год. По окончании исполнения последними своих обязанностей заслушивался отчет о проделанной работе. Дважды запрещалось занимать одну и ту же должность. Это правило не касалось постов первого стратега и финансиста, для исполнения обязанностей которых требовался талант. Раз в год народное собрание посвящалось остракизму (суду черепков). Граждане должны были на черепке написать имя гражданина, который, по их мнению, угрожает афинской демократии. Каждый, против кого голосовало больше половины граждан, отправлялся в изгнание.

Граждане также ежегодно избирали 6 тыс. человек в народный суд – гелиэю. В течение жизни каждый гражданин многократно выполнял высшие судебные функции. Судебный процесс проходил на основе состязательного принципа: не было ни прокуроров, ни защитников; каждый должен выступать сам. Обычная мера наказания – штраф в пользу государства, размер которого устанавливался на месте. Помимо судебных разбирательств, гелиэя должна была охранять всю систему афинской демократии.

Воспроизводство политического, социального, экономического опыта, его передачу из поколения в поколение обеспечивала система образования. Эллинская школа оформилась в классический период. Различались школы начальной, средней и высшей ступени. В школах начальной ступени обучались дети 7 – 12 лет;   они постигали чтение, письмо, основы счета, занимались музыкой и спортом.   Школы средней ступени предназначались для юношей 12 – 18 лет; в них изучались гимнастика, грамматика, риторика, декламация. Школы высшей ступени предполагали усвоение философии, считавшейся всеобъемлющей наукой. Все школы были частными, содержались состоятельными гражданами. Во главе школ стояли схолархи и советы школ; схолархи избирались.

Высочайшего уровня достигает философия, прежде всего, благодаря Сократу, Платону и Аристотелю. Сократ первым сосредоточил внимание не на вопросах познания природы, а на проблемах человеческой жизни, проблемах добра, зла и справедливости, проблемах познания человеком самого себя. Он явился основателем диалектики как метода отыскания истины. Он также стоял у истоков одного из главных направлений всей последующей философии – рационализма, действительным создателем которого стал его ученик Платон. У него рационализм становится абстрактно-теоретическим способом мышления и распространяется на все сферы бытия. Ученик Платона Аристотель продолжил его линию  и в то же время стал основателем второго главного направления философии – эмпиризма, согласно которому действительным источником знаний является чувственный опыт, непосредственно наблюдаемые данные.

Очень высокого уровня достигает риторика – наука об ораторском искусстве. Речи Исократа и Демосфена долгое время оставались непревзойденными образцами литературного мастерства.

Развиваются и другие науки – математика, медицина, история. Геродот написал «Историю», основным сюжетом которой были Греко-персидские войны, история Египта и др. Фукидид в своей «Истории Пелопоннесской войны» впервые применил научно-критический метод, попытался раскрыть причинные связи событий. Невиданный расцвет переживает художественная культура, в первую очередь – архитектура и градостроительство. Гипподам разработал концепцию планировки города, где выделялся общественный центр, жилая зона, торговая и т.д. Основным типом монументальной постройки по-прежнему остается храм. Афинский Акрополь стал подлинным триумфом греческой архитектуры, одним из шедевров мирового искусства. Он включал парадные ворота – Пропилеи, храм Ники, Эрехтейон и главный храм  Афин Парфенон. Парфенон украшали 46 колонн и богатое скульптурное и рельефное убранство. Два архитектурных памятника отнесены к семи чудесам света: храм Артемиды в Эфесе (имел 127 колонн, внутри был украшен великолепными статуями) и гробница Мавсола (имела два этажа высотой по 20 м).

Наивысшего совершенства достигает скульптура. Выполненная Фидием статуя Зевса, имевшая высоту 14 м и украшавшая храм Зевса, входила в число семи чудес света. Также известными скульпторами являются Пифагор Регийский (статуя «Мальчик, вынимающий занозу»), Мирон (скульптуры «Дискобол» и «Афина и Марсий»), Поликлет (бронзовая статуя Копьеносца и «Раненой амазонки»). Позднюю классику представляют ваятели Пракситель, Скопас, Лисипп.

Высшей точки достигает литература. Поэзию представлял Пиндар. Он создал культовые гимны, оды и песни в честь победителей Олимпийских и Дельфийских игр. Главным литературным событием становится рождение и расцвет трагедии и театра. Отцом трагедии был Эсхил («Прикованный Прометей»), ее развивали Софокл (трагедии «Царь Эдип» и «Антигона»), Еврипид («Медея»). Успешно развивалась комедия, «отцом» которой стал Аристофан. Его пьесы были доступны простому люду и пользовались большой популярностью.

 

 

studizba.com

А. Классический период. Сексуальная жизнь в Древней Греции

1. Эпическая поэзия

Мы начнем наш обзор с мифических доисторических времен и оттолкнемся от хорошо известного мнения Цицерона, что уже до Гомера были поэты. Это, безусловно, верно, и доказательства тому можно найти в самих поэмах Гомера. Но от самих этих произведений ничего не осталось, они были первыми, которые проложили путь Гомеру, совершенствуя язык и создавая эпический размер, длинную строку гекзаметра; эти произведения ушли в тень забвения, когда гомеровский эпос взошел на литературном небосклоне. Тем не менее от тех времен до нас дошло большое количество информации, и история греческой литературы дает представление о достаточном количестве поэтов, живших до времени Гомера, хотя, разумеется, многих из них мы знаем лишь по имени.

Одним из первых поэтов был Памф, о котором Павсаний рассказывает, что он писал гимны в честь Эрота, чтобы их пели во время священных таинств. Это замечание весьма для нас ценно, поскольку оно показывает, что уже с самых древних времен литературной истории она учитывала культ Эрота, и, следовательно, мы с полным правом можем утверждать, что Эрот стоял у начал эллинской цивилизации, хотя в гомеровских поэмах бог Эрот ни разу не назван по имени. Однако в «Теогонии» Гесиода Эрос постоянно упоминается среди древнейших богов.

Значительно лучше, чем мифический Памф, известен полулегендарный Орфей, которого можно рассматривать как символ единства дионисийского и аполлоновского религиозных начал. Хотя Аристотель (в соответствии с Цицероном «О природе богов») сомневался в его существовании, поэтические произведения того времени настолько прочно за ним закрепились, что и по сей день историки литературы называют эту школу школой «орфиков». Каждому известен рассказ о том, как Орфей сошел в подземное царство, чтобы увести от его владыки Гадеса свою жену Эвридику, умершую от укуса змеи. Гадес, тронутый чудесным пением Орфея, позволил ему вернуть жену к жизни с условием, что он ни разу не оглянется по пути из подземного царства, пока не достигнет света дня. Это условие оказалось невыполнимо для смертного: подгоняемый своим желанием, Орфей оглянулся на свою жену, и она исчезла в инфернальном пространстве, чтобы больше никогда не появиться вновь. Таким образом, миф об Орфее у истоков греческой литературы стал блестящим примером трогательной супружеской любви; ниже мы вновь с ним встретимся, хотя уже при других обстоятельствах.

Так как два великих народных эпоса, гомеровские «Илиада» и «Одиссея», пропитанные эротикой и содержащие множество сцен высокой чувственности, блистательные и снабженные всеми присущими литературе приемами, уже многократно нами обсуждались, их разбор здесь был бы делом излишним. То же самое относится и к так называемым гомеровским гимнам, в пятом из которых любовь Афродиты к Анхизу описывается с чарующим чувственным пафосом и не без пикантных подробностей. Я уже имел случай обратиться к эротическому содержанию гомеровских гимнов. Нет необходимости более подробно останавливаться на поэмах так называемого эпического цикла, поскольку эротика, содержащаяся в них, основана по большей части на прославлении красоты юности, а их мужские и женские компоненты уже нами рассмотрены ранее. Нет нужды здесь обсуждать и поэмы Гесиода, хотя эротический элемент там представлен нелицеприятной характеристикой женской натуры в образе Пандоры, которая уже в те времена всегда готова была наброситься на свою жертву.

В нашем распоряжении имеется поэма Гесиода, озаглавленная «Щит Геракла». Она описывает борьбу Геракла с чудовищным Кикном, большую часть поэмы занимает описание щита Геракла, на котором изображена эта борьба. В начале поэт рассказывает о том, как Зевс, задумав даровать миру спасителя и врачевателя, воспылал любовью к прекрасной Алкмене, жене фиванского царя Амфитриона. «Род нежноласковых жен она затмевала блистаньем / Лика и стана, нравом же с ней ни одна не равнялась / Дева, рожденная чадом от смертной, возлегшей со смертным. / Веянье шло у нее от чела, от очей сине-черных / Сильное столь, сколь идет от обильнозлатой Афродиты»[70].

Пока Амфитрион, который должен был отмстить за убийство братьев супруги, отсутствовал, не притронувшись к своей жене, Зевс воспользовался его отсутствием. После того как он разделил с ней ложе и ласки, домой возвратился супруг, с сердцем, переполненным страстью. Как человек, избежавший тяжкого недуга или тяжкого плена, так же радостно и страстно устремился он к супруге, вернувшись с войны в свой дом. Всю ночь провели они в объятиях друг друга, наслаждаясь дарами обильнозлатой Афродиты. В результате Алкмена родила двойню, из которой Геракл был сыном Зевса, а Ифит – сыном Амфитриона.

Рассказывают, что Тиресий однажды увидел в Аркадии двух совокуплявшихся змей, он поранил одну из них и превратился в женщину, и с тех пор вступал в сексуальные отношения с мужчинами. Однако Аполлон сказал ему, что, когда он снова увидит пару змей, он должен поранить одну из них, чтобы вновь стать мужчиной. Так и случилось. Затем Гера и Зевс стали выяснять, кто получает большее удовольствие в объятиях друг друга, мужчина или женщина. Поскольку Тиресий имел и тот и другой опыт, решили спросить у него и получили такой ответ: мужчина при соитии получает одну десятую, а женщина – все десять десятых удовольствий. В соответствии с другими мнениями, наслаждение жены можно исчислить как девять десятых, а мужа – как одну десятую (Кинкель). Гера обиделась на такой ответ и лишила Тиресия зрения, но за это Зевс даровал ему долгую жизнь и дар прорицания.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru