Древняя русь в 11 веке. § 11 – 12. ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XI – НАЧАЛЕ XII ВЕКА
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Вопрос № 5. Киевская Русь в 11-12 вв. Древняя русь в 11 веке


Русь в 11 веке кратко

В 10 веке Киевская Русь прошла через важные периоды развития, и к приходу нового тысячелетия она стала могущественным государством с широкими дипломатическими связями. Территория государства была серьезно расширена, киевские князья захватили обширные земли, на которых проживали не только славянские племена, но и некоторые финские, прибалтийские, и прочие. Территория Киевской Руси в 11 веке раскинулась от ладожского озера до устья Роси, на востоке она доходила до Днепра и Клязьмы. Кроме того, Тмутаракань также считалась одним из русских княжеств, а Галиция то постоянно переходила из рук в руки от Киевской Руси к Польше. В начале 11 века территория, на которой некогда проживали неорганизованные племена, превратилась в могущественное государство, способное составить конкуренцию самым развитым государствам своего времени. В 1036 году Ярослав одолел в бою печенегов, а в 1043 году вступил в последнюю войну между Киевской Русью и Византией.

Однако у Киевской Руси была и своя слабость. Порядок наследования, принятый у киевских князей, предусматривал разделение государства между всеми сыновьями правителя. Уже после смерти Владимира Великого, который и сам пришел на княжение, победив своих братьев, снова началась братоубийственная война, победителем из которой вышел князь Ярослав, прозванный Мудрым. Русь в 11 веке кратко описывается историками как государство, достигшее наибольшего расцвета в своей истории. На Руси было освоено каменное строительство, стало распространяться образование, были приняты новые законы, государство активно развивалось.

Однако после смерти Ярослава снова началась борьба между княжескими сыновьями. В течение двадцати лет пять сыновей великого князя совместными усилиями защищали Русь и осуществляли совместные походы, а после смерти своего отца они начали борьбу между собой, которая существенно ослабила Киевскую Русь. В это время те проблемы, которые угрожали государству распадом в конце 10 века и в начале 11 века, усугубились, и стали более серьезными. Будущий великий князь Владимир Мономах предпринял попытку остудить пыл княжичей, и созвал Любиченский съезд. На этом собрании князья согласились с тем, что их дети могут править только на тех землях, на которых правили их отцы. Это соглашение стало началом конца, принятое в самом конце 11 века, оно привело к окончательному развалу государства через несколько десятков лет, когда князь Владимир Мономах, и его сын, последние великие киевские правители, умерли. Без мощного авторитета правителя, Киевская Русь не могла больше оставаться единым государством.

antiquehistory.ru

Вопрос № 5. Киевская Русь в 11-12 вв — Мегаобучалка

Вопросы № 2и 3. Восточные славяне в древности и образование Древнерусского государства

Территория и занятия славян.Славяне живут в Европе с древности. Они делятся на западных, южных и восточных. Русские, украинцы, белорусы - восточные славяне.

В I тысячелетии н. э. восточные славяне жили по Днепру, его притокам и вокруг озера Ильмень. (Сейчас Новгородская область) Они делились на многие племена: жили поляне, древляне и.т.д.Все эти славянские племена - общие древние предки русского, украинского и белорусского народов.

По свидетельству современников, славяне были рослым, сильным, красивым народом.

Главным занятием славян было земледелие. Хлеб был главной пищей славян. Славяне разводили домашний скот- коров, лошадей, овец, а также занимались рыболовствоми охотой. Славяне занимались бортничеством, т. е.собиранием меда диких пчел.

Общественный строй славян.В первые века нашей эры восточные славяне жили родовыми общинами.Общины объединялись в племена.

Подобно тому как это было у древних германцев, и у восточных славян вместо родовой общины возникла соседская община.

У каждой семьи был теперь в пользовании пахотный участок земли. Каждой семье принадлежали орудия труда и собранный урожай. Это была их частная собственность.

Вместе с частной собственностью возникло и имущественное неравенство.

Родовой строй постепенно распадался. У славянских племен стали выделяться богатые предводители -князья.Около них создавались отряды воинов - княжеские дружины.Князья собирали дань с подвластного населения, со своих «людей». Сбор так и назывался - полюдье.

Славянские племена в VI в. н. э. объединялись в союзы.Во главе их стояли князья наиболее сильных племен. Около князей постепенно складывалась и укреплялась местная знать. Центром одного из племенных союзовявилось племя рось,или русь,проживавшее в древности на реке Рось (приток Днепра, ниже Киева). Позже название этого племени распространилось на всех восточных славян, которых стали называть русами,а территорию, на которой они жили, - Русской землей или Русью ( образование Древнерусского государства).

В VI-VIII вв. у восточных славян происходил процесс разложения первобытнообщинного строя, стало зарождаться классовое неравенство. В глубине племенных союзов постепенно созревали зачатки государственных объединений. Это облегчало борьбу восточных славян с внешними врагами.

Набеги кочевников.Славянам постоянно угрожала опасность нападения внешних врагов. Враги захватывали добро: хлеб, скот, поджигали жилища славян, угоняли в рабство мужчин, женщин и детей.

Восточные славяне успешно отразили натиск кочевых племен и отстояли свою независимость.

Обычаи и верования древних славян.Славяне обожествляли силы природы. Их религия была языческой.

Вопрос № 4. Принятие христианства на Руси и его значение.

Укрепление государства, усиление позиций единого князя – всё это становилось возможным, если народ верит в единого Бога. Так, Владимир I решил выбрать религию из верований соседствующих государств. Свой выбор он остановил на византийском христианстве, которое, по его мнению, больше других подходило к менталитету и характеру жизни русского народа. Принятие христианства происходило медленно и тяжело, но значение этого исторического события нельзя недооценить.

Г. – князь велел киевлянам собраться у Днепра и затем всем войти в реку, на берегу стояли священники и совершали святое таинство крещения.

Г. – язычники подняли мятеж в Новгороде и были усмирены силой оружия, после чего, как и киевлян, собрали на берегу реки и окрестили.

Началось строительство храмов и монастырей. Князь пригласил из Византии образованных священников, открыл церковные школы.

Значение принятие на Руси христианства:

  1. Стремление укрепить международный авторитет Киевской Руси.
  2. Изменился быт людей. Церковь запретила жертвоприношения, многоженство, кровную вражду и иные языческие традиции.
  3. Освоение Византийского культурного наследия. Развитие культуры, создание памятников письменности.
  4. Изменилось международное положение Древнерусского государства. Оно встало в общий ряд христианских государств Европы. Князь нуждался в религии, способной укрепить княжескую власть. (пример Византия).
  5. Удержать все славянские земли, опираясь лишь на военную силу, нельзя.

Вопрос № 5. Киевская Русь в 11-12 вв.

XI – XII вв.— особенно важный период в истории Киевской Руси. В это время активно проходили процессы консолидации древнерусской народности, укрепления феодального строя и государства. Именно две великие личности, Ярослав Мудрый и Владимир Мономах добились наибольшего подъема страны, признание и высокий авторитет на международной арене, распространению и укреплению христианства, роста и застройки городов.

Первая половина XI в. в истории Киевской Руси — ознаменовалось общим подъемом страны, укреплением экономических и культурных связей между ее отдельными частями, расцветом Киева как центра государства. Ярослав Мудрый наиболее важной своей задачей считал сохранение целостности государства. Этому была подчинена его внешняя и внутренняя политика. Больших успехов при княжении Ярослава Мудрого достигли культура и просвещение.

Во времена Ярослава был составлен первый памятник русского права — древнейшая “Русская правда”, которая была дана Новгороду в 1016 г. как сборник правовых норм при рассмотрении разных конфликтов среди новгородского населения.

Организатором и активным участником борьбы с половцами был Владимир Мономах, заслуживший этим славу и популярность на Руси. Владимир Мономах (1113—1125), став киевским князем после Святополка, понимал, что для успокоения народа необходимы законодательные меры. В результате появился новый закон — “Устав Володимерь Всеволодичя”, или дополнение к юридическому кодексу “Русская правда”. Двенадцатилетнее княжение Мономаха в Киеве ознаменовалось укреплением государственного единства. Успехи объединительной политики Владимира Мономаха положительно отразились на экономическом развитии древнерусских земель. Летописи отмечают рост и застройку таких городов, как Киев, Новгород, Ладога, Смоленск, Переяславль и др. Значительно укрепила Русь в это время свои международные позиции. Прекратились опустошительные вторжения половцев. Улучшились отношения с Византией и другими странами. Защита государственных интересов Киевской Руси вынуждала ее прибегать и к силе оружия: отражать вторжения кочевников или же прокладывать пути к международным рынкам.

megaobuchalka.ru

Киевская Русь в xi веке

Киевская Русь в XI веке

Своим мечом первые киевские князья очертили довольно широкий круг земель, политическим центром которых был Киев. Население этой территории было довольно пестрое; в состав его постепенно вошли не только все восточные славянские племена, но и некоторые из финских: чудь прибалтийская, весь белозерская, меря ростовская и мурома по нижней Оке. Среди этих инородческих племен рано появились русские города. Так среди прибалтийской чуди при Ярославе возник Юрьев (Дерпт), названный так по христианскому имени Ярослава; еще раньше являются правительственные русские средоточия среди финских племен на востоке, среди муромы, мори и веси, Муром, Ростов и Белозерск. Ярослав построил еще на берегу Волги город, названный по его княжескому имени Ярославлем. Русская территория, таким образом, простиралась от Ладожского озера до устьев реки Роси, правого притока Днепра, и Ворсклы, или Псла, левых притоков; с востока на запад она шла от устья Клязьмы, на которой при Владимире Мономахе возник город Владимир (Залесский), до области верховьев Западного Бута, где еще раньше, при Владимире Святом, возник другой город Владимир (Волынский). Страна древних хорватов Галиция была в X и XI вв. спорным краем, переходившим между Польшей и Русью из рук в руки. Нижнее течение реки Оки, которая была восточной границею Руси, и низовья южных рек Днепра, Восточного Буга и Днестра находились, по-видимому, вне власти киевского князя. В стороне Русь удерживала еще за собой старую колонию Тмуторокань, связь с которой поддерживалась водными путями по левым притокам Днепра и рекам Азовского моря.

Разноплеменное население, занимавшее всю эту территорию, вошло в состав великого княжества Киевского, или Русского государства. Но это Русское государство еще не было государством русского народа, потому что еще не существовало самого этого народа: к половине XI в. были готовы только этнографические элементы, из которых потом долгим и трудным процессом выработается русская народность. Все эти разноплеменные элементы пока были соединены чисто механически; связь нравственная, христианство распространялось медленно и не успело еще захватить даже всех славянских племен Русской земли: так, вятичи не были христианами еще в начале XII в.

Главной механической связью частей населения Русской земли была княжеская администрация с ее посадниками, данями и пошлинами. Во главе этой администрации стоял великий князь киевский. Нам уже известен характер его власти, как и ее происхождение: он вышел из среды тех варяжских викингов, вождей военно-промышленных компаний, которые стали появляться на Руси в IX в.; это был первоначально наемный вооруженный сторож Руси и ее торговли, ее степных торговых путей и заморских рынков, за что он получал корм с населения. Завоевания и столкновения с чуждыми политическими формами клали заимствованные черты на власть этих наемных военных сторожей и осложняли ее, сообщая ей характер верховной государственной власти: так, в X в. наши князья под хазарским влиянием любили величаться "каганами"[4, c.25].

Вместе с христианством стала проникать на Русь струя новых политических понятий и отношений. На киевского князя пришлое духовенство переносило византийское понятие о государе, поставленном от Бога не для внешней только защиты страны, но и для установления и поддержания внутреннего общественного порядка. Высшим классом этого русского общества, с которым князь делил труды управления и защиты земли, была княжеская дружина. Она делилась на высшую и низшую: первая состояла из княжих мужей, или бояр, вторая из детских, или отроков; древнейшее собирательное название младшей дружины гридь или гридьба (скандинавское grid дворовая прислуга) заменилось потом словом двор или слуги. Эта дружина вместе со своим князем вышла, как мы знаем, из среды вооруженного купечества больших городов. В XI в. она еще не отличалась от этого купечества резкими чертами ни политическими, ни экономическими. Дружина княжества составляла, собственно, военный класс; но и большие торговые города были устроены по-военному, образовали каждый цельный организованный полк, называвшийся тысячей, которая подразделялась на сотни и десятки (батальоны и роты). Тысячей командовал выбиравшийся городом, а потом назначаемый князем тысяцкий, сотнями и десятками также выборные сотские и десятские. Эти выборные командиры составляли военное управление города и принадлежавшей ему области, военно-правительственную старшину, которая называется в летописи "старцами градскими". Городовые полки, точнее говоря, вооруженные города принимали постоянное участие в походах князя наравне с его дружиной. С другой стороны, дружина служила князю орудием управления: члены старшей дружины, бояре, составляли думу князя, его государственный совет. Но в этой дружинной или боярской думе сидели и "старцы градские", т.е. выборные военные власти города Киева, может быть, и других городов, тысяцкие и сотские. Так самый вопрос о принятии христианства был решен князем по совету с боярами и "старцами градскими". Эти старцы, или старейшины городские, являются об руку с князем, вместе с боярами, в делах управления, как и при всех придворных торжествах, образуя как бы земскую аристократию рядом с княжеской служилой. На княжий пир по случаю освящения церкви в Василеве в 996 г. званы были вместе с боярами и посадниками и "старейшины по всем градом". Точно так же по распоряжению Владимира на его воскресные пиры в Киеве положено было приходить боярам, гриди, сотским, десятским и всем нарочитым мужам. Но составляя военноправительственный класс, княжеская дружина в то же время оставалась еще во главе русского кузнечества, из которого выделилась, принимала деятельное участие в заморской торговле. Это русское купечество около половины X в. далеко еще не было славянорусским[5, c. 120].

Первоначальным основанием сословного деления русского общества, может быть, еще до князей, служило, по-видимому, рабовладение. В некоторых статьях Русской Правды упоминается привилегированный класс, носящий древнее название огнищан, которое в других статьях заменено более поздним термином княжи мужи'', убийство огнищанина, как и княжа мужа, оплачивается двойною вирой. В древних памятниках славяно-русской письменности слово огнище является со значением челяди; следовательно, огнищане были рабовладельцы. Можно думать, что так назывался до князей высший класс населения в больших торговых городах Руси, торговавший преимущественно рабами. Но если княжеская дружина в XI в. еще не успела резко обособиться от городского купечества ни политически, ни экономически, то можно заметить между ними различие племенное.

В таких чертах представляется нам состояние Русской земли около половины XI в. С этого времени до исхода XII в., т.е. до конца первого периода нашей истории, политический и гражданский порядок, основания которого были положены старыми волостными городами и потом первыми киевскими князьями, получает дальнейшее развитие.

Заключение

Развитие общественных отношений у восточных славян приводило к формированию новых социальных организмов: союз образовывали племена, которые сами уже входили в племенной союз. Политическая организация таких суперсоюзов ("союзов союзов", "сверхсоюзов") заключала в себе ростки государственности уже в гораздо большей степени, чем предшествующие племенные союзы. Один из таких ранних союзов, который включал в себя разноэтничные лемена, возник на северо-западе Восточной Европы. Современные научные данные показывают, что игнорировать деятельность варяжских отрядов на Руси так же ошибочно, как и преувеличивать их значение. Оказав значительное влияние на становление княжеской власти, развитие культуры, варяги не принесли на Русь государственности, которая зарождалась в недрах древнерусского общества и прошла долгий путь развития. Другой суперсоюз сформировался в Среднем Поднепровье. Во главе его были поляне, территориальным же ядром была "Русская земля" - треугольник, ограниченный Киевом, Черниговом и Переяславлем. Причиной образования этого суперсоюза, как, впрочем, и других суперсоюзов, была внешняя опасность, необходимость борьбы с внешними врагами - хазарами, печенегами, варягами. Процесс объединения союзов племен в Поднепровье начался еще до прихода иноземных князей. Однако появление здесь в 882 г. родственника Рюрика князя Олега стало дополнительным стимулом развития этого предгосударственного образования.

Укрепление суперсоюэа привело к активизации внешней политики и торговли. Русские торговые фактории появляются на территории могущественной Византийской империи. Но торговлей дело не ограничивалось - уже Олег совершил поход на далекий, манящий своими богатствами Царьград и достиг своей цели - взял великий город. Менее удачным был поход Игоря. Ольга же побывала в Византии с "дружественным визитом". Однако ее сын Святослас вел напряженную борьбу с сильным соседом. Военные походы занимали все время этого воинственного князя. Он разгромил Хазарский каганат, нанес поражение народам Северного Кавказа ("ясов победи и касогов"), а затем пошел на Дунай, где и вступил в борьбу с Византией. Но Византия - мастер дипломатических интриг - сумела использовать против Руси кочевников - печенегов, которые впервые упоминаются в русской летописи под 915 г. Возвращаясь домой, Святослав пал от рук печенегов.

Для того чтобы понять суть тех сдвигов, которые начинаются в это время в древнерусском обществе, надо обратить внимание на такое интереснейшее явление, как древнерусский город.

Города возникают в VIII-IХ вв. как центры племен и союзов племен, выполнявшие различные социальные функции. Они были средоточиями ремесла и торговли, но все-таки важнейшими были политическая и оборонительная функции, в них находились главные религиозные святыни и кладбища ("капища" и "требища"). В основе социального устройства городов лежала община. Древнейшие города и возникали в результате общинного синойкизма - слияния нескольких общинных поселений. Уже от древнейшего периода до нас дошли сведения о высоком статусе города, о правительственных функциях русских городов - Киева, Чернигова, Новгорода, Полоцка и др. В IX-Х вв. Городская община была еще родовой, так как и само общество переживало высший этап развития родоплеменного строя. В конце X-начале XI вв. происходит перестройка общества на территориальных началах, родовую общину сменяет территориальная. Процесс этот нашел отражение и в истории городской общины, которая сама становится территориальной, формируется кончанско-сотенная система.

www.coolreferat.com

Древняя Русь в x xi веках

Древняя Русь в X-XII веках План Введение 1.     Социально-экономический строй Древней Руси 2.     Общественно-политическая жизнь Древней Руси Заключение Список используемой литературы Введение Киевская Русь - первое устойчивое крупное государственное объединение восточных славян периода феодализма. Центром объединения стало племя полян, которое во второй половине IX века было наиболее сильным в экономическом отношении. По определению Б. А. Рыбакова - "Киевская Русь IX - XII вв. - это, во-первых, колыбель государственности трех братских народов: русских, украинцев, белорусов, а во-вторых, это одна из крупнейших держав средневековой Европы, игравшая важную историческую роль в судьбах и государств Запада, Востока и отдаленного Севера". Раннее Киевское государство, с политической точки зрения представлявшее федерацию княжеств и непосредственно подчиненных великому князю территорий, с точки зрения социально-экономической являлось совокупностью территориальных общин с элементами родовых отношений. Понятие "род", часто фигурирующее в русских источниках, включало разные типы родственных связей, от собственно рода до большой семьи. В состав рода включались, однако, не только кровные родственники, но, как, например, в Древнем Риме, разного рода лица, не имевшие родства по крови. Славяне в ту пору жили не родовым строем, и объединяющим началом была сельская община или зарождающийся город. Вопрос о природе социального строя Древней Руси остается в отечественной науке одним из самых спорных. Одни историки считают, что там сложились рабовладельческие отношения, другие определяют это общество как переходное и доклассовое, в котором существовало несколько социально-экономических укладов, но преобладал общинный (И.Я. Фроянов). Целью данной работы является рассмотрение социально-экономического строя и общественно-политической жизни Древней Руси. Задачами данной работы является сравнение черт зрелого феодального строя и ранне-феодальной монархии Древней Руси; рассмотрение путей формирования крупной земельной собственности; рассмотрение основных категорий населения Руси. Данная работа разделена на две части, в первой будет рассмотрен социально-экономический строй, а во второй части общественно политическая жизнь Древней Руси. 1.                Социально-экономический строй Древней Руси Большинство историков сходится в том, что в рамках Древней Руси шел процесс зарождения раннефеодального общества, значительно отличающегося еще от зрелого феодализма. Основные черты зрелого феодального строя: 1) монопольная собственность феодалов на землю; 2) наличие крестьянского хозяйства, в котором производитель владел орудиями труда, скотом и пользовался частью земли, передаваемой ему феодалом; 3) за ее пользование он нес повинности оброк, барщину или денежную ренту; 4) личная зависимость крестьянина от феодала; 5) господство натурального хозяйства. Историки и пытаются обнаружить зарождение этих черт и, в первую очередь, феодальной собственности на землю, в недрах древнерусского общества. Общепринятым в исторической науке стал вывод, сделанный академиком Б.Д. Грековым о древнерусском обществе как об обществе феодальном. Выводы Б.Д. Грекова стали общепризнанными в советской историографии, и, хотя в дальнейшем были уточнены многие нюансы и детали, большинство авторов и по сей день считают Киевскую Русь раннефеодальном государством. Б.А. Рыбаков в работе "Киевская Русь и русские княжества XII - XIII вв." древнейшей формой феодальной ренты считает полюдье, он приходит к заключению, что полюдье было не простым беспорядочным разъездом, а хорошо организованным важнейшим государственным делом. Л.В. Черепнин наиболее полно постарался обосновать гипотезу о верховной феодальной собственности в Древней Руси. По его мнению, уже первые известные нам русские князья были верховными, собственниками всей русской территории на феодальном праве, а дани, которые они собирали с подвластного населения, были не контрибуцией, не платой за мир, а феодальной рентой. Никакими теоретическими и конкретно-историческими данными доказать такой путь развития Руси невозможно. И.Я. Фроянов в монографии "Киевская Русь: Очерки социально-экономической истории" пишет о схематичности исследований Б. Д. Грекова, которого привлекала генеральная линия развития общественных отношений на Руси и он сосредоточился на тех социально-экономических факторах, которые отражали наступление нового феодального строя. Между тем институты старого порядка - первобытнообщинного и рабовладельческого строя не были им изучены досконально. Вывод И.Я. Фроянова заключается в следующем. В Киевской Руси IX - начале XII века дофеодальные факторы играли весьма значительную роль. Например, широко была распространена не индивидуальная семья как в Европе, а так называемая большая семья. Рост землевладения шел за счет окняжения земли, т. е. установления верховной феодальной собственности на землю. Власть на людьми, по мнению Фроянова, еще не феодализм, а обложение данью вовсе не обязательно сопровождается установлением феодальной собственности на землю. В основе социально-экономической жизни Киевской Руси этого периода лежала не частная собственность на землю, а землевладение свободных крестьян. И.Я. Фроянов выделяет и существенную роль рабства в феодальных вотчинах, которые имели рабовладельческий характер. Рабов было намного больше, чем феодально-зависимых крестьян. Но это был отнюдь не рабовладельческий строй, так как подобного рода вотчин было мало. До середины XII века господствующей формой собственности была государственная собственность, а господствующим видом эксплуатации - взимание дани (полюдье). Большинство историков выделяют три линии формирования феодальной собственности и обращение сельского населения в зависимое: 1.                Окняжение земель и облажение свободных общинников данью, перерастающей в феодальную ренту, - так складывалась государственная (черная) собственность. 2.                Социальное расслоение общины. 3.                Феодалы сажали на землю рабов. Становление государства восточных славян происходило в IX-X вв. путем окняжения районов и племенных территорий, утверждения владетельных прав князей, которое могло происходить лишь в относительно мирной и лояльной среде. Так возникали волости (позднее домен и административное деление), представлявшие собой территории и поселения связанные с городским центром, княжеской резиденцией или частным усадьбой (огнищем), а также с погостами. Окняжение (IX-X вв.) – утверждение права землевладения и установления дани не всегда происходило мирным путем и предшествовало полюдью – организации сбора и транспортировки дани, хотя первоначально могло с ним совпадать. В ходе окняжения и в дальнейшем князья передавали свое право на получение дани с отдельных территорий и поселений своим дружинникам в качестве платы за службу в виде частного владения или временного права на получение части доходов. Этот процесс начинается на Руси в конце IX в. с южных земель, позднее – распространяется к северу и северо-востоку. В XI в. на Руси возникают отчины (перешедший от отца, поздне – отечество, отчизна) – укрепленные усадьбы, к которым тяготел ряд сельских общин с зависимым населением, и – феодальная прослойка – боярство, которое формировалось из старшей дружины и общинной знати. Доходы дружиников включали – кормление, административно-управленческие, вотчинные и жалование. Процесс формирования боярского|шафер| землевладения происходили неравномерно в разных|различных| частях Древнерусского государства – если первые индивидуальные боярские|шафер| владения на юге Руси появляются в X – XI ст., то на северо-восточных землях феодальная вотчина возникает с середины – второй половины XII в. Крупные землевладельцы имели вооруженные отряды и городские усадьбы. В княжеских и боярских вотчинах использовались наиболее бесправные и зависимые формы труда – челяди и холопов, однако, в целом, частных земельных владений феодалов было относительно немного, основную часть населения составляли свободные общинники. Руская Правда не делает строгого различия между княжеским и боярским частным землевладением, а в дальнейшем термин отчина (вотчина) обозначал не только укрепленное хозяйство, но и любое наследственное боярское или княжеское землевладение. Кормления - означало первоначально способ содержания должностных лиц. Судьи, вместе с исполнителями их решений, получали от местного населения все необходимое для пропитания как их самих, так и слуг их и даже лошадей. Это был так назыв. корм в натуре. Взимание платежей с подвластных территорий существовало в форме дани и полюдья. Эти понятия в исторической литературе часто отождествляются. Вот что пишет А.А. Горский: “Способом сбора дани было “полюдье”- круговой объезд князем и его дружиной подвластных земель. Б.А. Рыбаков провел детальное историко-географическое исследование полюдья, исходя из того, что оно было круговым объездом киевского князя и его дружины, охватывавшим территории “племенных союзов” древлян, дреговичей, кривичей и северян, в ходе которого в специальные пункты - “становища” - свозится дань, собранная для Киева местными князьями. По-иному подошел к этому вопросу М.Б. Свердлов, обративший внимание на слова Константина о “прочих славянах” - данниках русов. По мнению М.Б. Свердлова, этими “прочими славянами” были словене новгородские, радимичи, уличи и тиверцы, а полюдье первой половины Х в. было не объездом киевским князем и его дружиной нескольких “племенных союзов”, а разъездом князя и его приближенных с дружинами по разным “племенным союзам”, внутри каждого из которых один из киевских дружинных отрядов собирал дань”.

Есть и иная точка зрения, разделяющая дань и полюдье как две различные формы получения средств к существованию княжеской дружины. Как считает И.Я. Фроянов,“для нас не подлежит сомнению тот факт, что свободные общинники (“люди”) данью не облагались. На них возлагали кормления, они платили виры, продажи и, разумеется, полюдье. Дань же собиралась с несвободных, в частности со смердов, не принадлежащих “к главенствующей общности”.

По словам И.Я. Фроянова,“... на Руси XII в. рядовые свободные люди составляли основную массу населения, находившегося с князьями преимущественно в отношениях сотрудничества и партнерства, а не господства и подчинения. В этих условиях полюдье являлось одним из вознаграждений князю за исполнение им общественных функций и формой общения людей со своими правителем, которое было неотъемлемой и весьма существенной чертой социально-политического уклада Руси XI-XII вв.” Древнерусское полюдье находилось не в статике, а в динамике, изменяясь на протяжении веков своего существования. Возникло оно с появлением постоянной должности князя, т.е. в эпоху подъема родо-племенного строя. Первоначально полюдье выполняло преимущественно религиозную функцию, обусловленную сакральной ролью вождя в восточнославянском обществе. Мало-помалу оно приобрело значение специальной платы князю за труд по управлению обществом, обеспечению внутреннего и внешнего мира. Постепенно в нем появились и крепли экономические, социальные и политические функции. Но все эти новые тенденции длительное время развивались под языческой религиозной оболочкой, принимая часто ритуально-обрядовую форму. В таком состоянии мы и застаем восточнославянское полюдье Х в. И только позднее, где-то на рубеже XI-XII вв. “полюдный” сбор освобождается от языческого религиозного покрова, становясь неким подобием налога. И тем не менее какие-то элементы старого в нем, вероятно, продолжали жить. Важно подчеркнуть, что во все времена основой полюдья являлись дары, или добровольные приношения. Полюдье возникло и развивалось вне рентных отношений, не имея никакой связи с феодальной эксплуатацией производителей. Таким образом, полюдье можно рассматривать как первый шаг в присвоении князьями верховной власти на землю. С ростом феодального землевладения часть земли (сначала в виде права сбора полюдья) князья начали передавать за службу феодалам-дружинникам. Первые ясные упоминания о владении князьями землей относятся к рубежу XI-XII вв. По мере развития наследственных земельных владений дружинников-бояр (вотчин) становилось возможным передавать отдельные наделы другим феодалам (профессиональным воинам), не имевшим своей земли, но эти участки давались им на срок службы верховному собственнику земли. Так, рядом с наследственными землевладельцами появляются условные держатели земли. Этот процесс, начавшийся в XII в., в третьем десятилетии следующего столетия был прерван монгольским нашествием. 2.                Общественно-политическая жизнь Древней Руси Для характеристики общественно-политического строя. Древней Руси можно использовать такие источники, как свод законов «Русская правда», летопись «Повесть временных лет», в которую включены Договоры Олега (907, 911 гг.), Игоря (944 г.), Святослава (971 г.) с Византией, а также свидетельства византийских, арабских и европейских авторов. На основании указанных источников можно дать характеристику населения Древней Руси. Для феодального общества характерны два основных класса - феодалы и феодально-зависимые крестьяне, структура же раннефеодального общества Киевской Руси была более сложной. «Русская правда» называет основным населением страны свободных общинников - людинов или людей. «Русская правда», рассматривая людинов, указывает, что они объединились в сельскую общину-вервь. Вервь обладала определенной территорией, в ней выделялись отдельные экономически самостоятельные семьи. Вторая большая группа населения - смерды. Это, возможно, не свободные или полусвободные княжеские данники. Смерд не имел права оставлять свое имущество непрямым наследникам. Оно передавалось князю. С развитием феодальных отношений эта категория населения увеличивалась за счет свободных общинников. Третья группа населения - рабы. Они известны под разным названием: челядь, холопы. Челядь-это раннее название, холопы - более позднее. «Русская правда» показывает рабов полностью бесправными. Раб не имел права быть свидетелем на суде. За его убийство хозяин не нес ответственности. Наказанию за побег подвергался не только раб, но и все, кто ему помогал. Рабство было 2-х видов - полное и неполное. Источники полного рабства: плен, продажа себя в рабство, женитьба на рабыне или выход замуж за раба; поступление на службу к князю тиуном, ключником, ратайным старостой и незаключение договора и т.д. Однако полное рабство было неоднородным. Основная масса рабов выполняла черную работу. Их головы оценивались в 5 гривен. Рабы -надсмотрщики, управляющие, ключники были на другой ступеньке социальной лестницы. Голова княжеского тиуна оценивалась в 80 гривен, он мог уже выступать свидетелем на суде. Неполные рабы-закупы появились в ХП веке Закуп- это разорившийся общинник, пошедший в долговую кабалу за определенную ссуду (купу). Он работал слугой или в поле. Закуп был лишен личной свободы, но у него сохранялось свое хозяйство и он мог выкупиться, вернув долг. Небольшой группой зависимого населения Руси были рядовичи. Их жизнь тоже была защищена пятигривенным штрафом. Возможно, это были не пошедшие в холопство тиуны, ключники, старосты, мужья рабынь и т. д. Судя по «Русской правде», они были мелкими административными агентами. Другая небольшая группа - изгои, люди, лишившиеся своего социального статуса: холопы, отпущенные на волю, общинники, изгнанные из верви и т. д. Видимо, изгои пополняли ряды городских ремесленников или княжескую дружину, особенно во время войны. Довольно большой группой населения Руси были ремесленники. Города по мере роста общественного разделения труда становились центрами развития ремесла. К ХП веку в них насчитывалось свыше 60 ремесленных специальностей; русские ремесленники иногда производили более 150 видов железных изделий. С ростом городов, развитием ремесленничества связана деятельность такой группы населения, как купцы. Уже в 944 г. русско-византийский договор позволяет утверждать существование самостоятельной купеческой профессии. Следует помнить, что каждый купец в те времена был и воином.

www.coolreferat.com

§ 11 – 12. ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XI – НАЧАЛЕ XII ВЕКА

§ 11 – 12. ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XI – НАЧАЛЕ XII ВЕКА

Половецкая опасность. В 1055 году у берегов Днепра, под Переяславлем, появились отряды кочевников-кипчаков. На Руси их звали половцами. Эти племена пришли из урало-алтайских степей. С этого времени и до начала XIII века половцы постоянно совершали набеги в русские земли. Борьба с ними стала одной из главных задач киевских князей.

Основу половецкого общества составляла большая патриархальная семья. Её глава считался собственником всего имущества. Наиболее богатые главы семей – беи или беки подчинялись главе племени (орды) – солтану, или хану. Возникали и союзы племён.

Кочевники поклонялись каменным статуям, изображающим умерших богатых воинов и женщин. Эти статуи помещались на высоких курганах, на перекрёстках дорог. Статуи считались покровителями рода или большой семьи. Кочевники приносили им жертвы. Половцы верили в злых духов, в загробную жизнь как продолжение земной жизни. Нередко половецкие ханы являлись и верховными жрецами племени.

Ярославичи. Ярослав Мудрый завещал своим детям жить в любви и согласии, когда младшие братья послушны старшим. Русскую землю князь разделил между своими сыновьями. Изяслав получил Новгород, Киев, Святослав – Черниговскую землю, Рязань и Муром, Всеволод – Переяславль и Ростово-Суздальскую землю, Игорь – Владимир-Волынский, Вячеслав – Смоленск. В XI веке Киев, Чернигов и Переяславль считались главными городами Древней Руси.

Около десяти лет братья жили в согласии и не нарушали отцовских заповедей. Смуту затеял полоцкий князь Всеслав, правнук Владимира I. В 1067 году он пытался захватить Псков и позднее Новгород. Ярославичи объединились и совместными силами разгромили Всеслава. После недолгого примирения князей Изяслав заманил Все-слава в Киев и заключил его в темницу.

Половецкий воин

Князь с дружиной выступает в поход против половцев. Художник А. Майборода

Как считали летописцы, вероломство было наказано. В 1068 году на берегах реки Альты дружины Изяслава и его братьев потерпели поражение от половцев. Киевляне собрали вече и потребовали от князя оружия и коней, чтобы сразиться с кочевниками. Изяслав отказал им. Тогда киевляне освободили из темницы Всеслава и объявили своим государем. Изяслав вернул себе Киев с помощью польских войск. Всеслав бежал в родной Полоцк.

Княжеские усобицы продолжались не одно десятилетие. В это время половцы совершали набеги, опустошая русские земли. В сражениях гибли тысячи людей, пустели города и сёла. Население Руси видело в этом проявление Божьего гнева. В 1071 году в Киеве появились волхвы, пугавшие народ пророчествами, что Днепр повернёт свои воды вспять и затопит города и сёла.

Любечский съезд. В 1093 году умер последний из Ярославичей – князь Всеволод. Великим князем стал Святополк Изяславич. И вновь началась борьба за киевский престол – теперь среди внуков Ярослава Мудрого.

В 1093 году в киевские земли вторглись половцы и под Треполем разбили русские дружины. Святополк бежал с поля боя. Авторитет князя был окончательно подорван. Другой внук Ярослава Мудрого – тмутараканский князь Олег Святославич заключил союз с половцами и привёл их на Русь. Сметая всё на своём пути, половцы дошли до Чернигова, где правил Владимир Мономах. Однако город устоял. Около трёх лет продолжалась усобица.

Съезд князей. Художник С. Иванов

В 1097 году князья собрались в Любече на съезд. Они решили вместе защищать русскую землю от половцев. Князья договорились о том, что «пусть каждый владеет отчиной своей», т. е. наследовал старший в княжеском роду. Киев остался за Святополком Изяславичем, Чернигов – за Святославичами, Переяславль – за Владимиром Мономахом. Таким образом, на Любечском съезде князья закрепили разделение на уделы – каждому представителю княжеского рода выделялась своя доля в княжестве. Однако распри не прекратились. Теперь князья спорили о том, какие именно земли в княжестве должны входить в «отчину» каждого из них. Киевский престол был заветной мечтой честолюбивых князей.

Владимир Мономах. Владимир родился в Киеве в 1053 году. Его отцом был любимый сын Ярослава Мудрого князь Всеволод, а матерью – принцесса Мария, дочь византийского императора Константина IX Мономаха. Так возникла легенда о царских регалиях, якобы полученных Владимиром от византийского императора. В действительности корона, позднее получившая название «шапка Мономаха» и дошедшая до наших дней, была изготовлена лишь в XIV веке и стала символом власти русских царей. Ею венчали на царство. После провозглашения России империей при Петре I шапку Мономаха заменили на императорскую корону.

В детстве Владимир жил в пограничном со степью Переяславле и видел последствия половецких набегов: разграбленные и сожжённые города и сёла, тела порубленных кочевниками русских воинов и простых людей, толпы невольников, которых половцы гнали в чужие земли.

В 1078 году Всеволод Ярославич стал великим князем и отправил сына Владимира княжить в Чернигов.

После Любечского съезда Владимир Мономах долго враждовал со Святополком. В княжескую усобицу были втянуты не только русские князья, но и кочевники, Польша, Венгрия, стремившиеся поживиться за счёт русских земель.

Владимир Мономах возглавил борьбу с половцами. Ему удалось объединить силы русских князей и в 1103 и 1111 годах совершить удачные походы. Победа над половцами принесла Владимиру Мономаху славу полководца и защитника Руси.

Владимир Мономах. Художник И. Билибин

Битва русских с половцами. Летописная миниатюра

В 1113 году умер киевский князь Святополк II. В Киеве вспыхнуло восстание. Горожане громили дворы нажившихся на ростовщичестве приспешников Святополка, в том числе дворец тысяцкого Путяты Вышатича. Напуганные киевские бояре послали гонцов к Мономаху: «Князь, приезжай в Киев. Если ты не приедешь, то знай, что произойдут большие несчастья». Владимир прибыл в Киев и водворил в городе порядок. Проценты на ссуды были снижены, положение простых горожан улучшилось.

Мономах, избранный на киевский престол, княжил в стольном городе с 1113 по 1125 год. Он подчинил Киеву все древнерусские земли и жестоко пресекал княжеские распри.

На склоне лет Владимир Мономах вспоминал, что возглавил 83 похода ради мира в русских землях. Везде ему сопутствовала удача. Энергичный и умный, Владимир все силы отдавал служению Отечеству.

Древнерусские города. Древнерусские города состояли, как правило, из двух частей. Первая – укреплённый замок (детинец, или кремль), где находились княжеский двор, городская власть и церковная. Вторая – окольный город (посад) – территория, где проживало ремесленно-торговое (посадское) население. В одних городах к детинцу примыкал посад, не защищённый оборонительными укреплениями, в других – крепостная стена опоясывала весь город. В ряде городов внешний город делился на «концы». В Новгороде их было пять. «Концы» существовали в Киеве, Ростове и Смоленске. Посад делился также на улицы и отдельные посёлки. У городских ворот селились кузнецы, по берегам речек и ручьёв – кожемяки, рядом с оврагами с глинистыми берегами – гончары.

Центром общественной жизни города был «торг» (или «торжище») – городской рынок, где в определённые дни торговали горожане, жители окрестных сёл, купцы из других городов и иноземные гости. Здесь же горожане собирались на вече.

Каким был княжеский замок известно из археологических раскопок, произведённых в Любече. Здесь учёные обнаружили остатки построек времени Владимира Мономаха. Замок опоясывали крепкие стены из дубовых брёвен. Верхняя площадка крепости имела небольшие размеры, а потому все строения стояли на ней очень тесно.

Замок окружал ров, через который был перекинут подъёмный мост. Рядом возвышалась мостовая башня.

Замок в Любече. Реконструкция Б. Рыбакова

Мощённая брёвнами дорога пролегала между стенами и вела к главным воротам крепости. За воротами находился двор, где располагалась стража и откуда шёл выход на стены. Специальные постройки использовались как клети-кладовые (помещения для хранения запасов продуктов, зерна, одежды и другого имущества). На стенах стояли большие медные котлы для «вара» – кипятка, которым поливали врагов во время штурма. Замок имел глубокие подземные ходы, по которым его можно было незаметно покинуть.

Во дворе возвышалось четырёхъярусное сооружение, к которому сходились все пути в замке, – башня (вежа). Только через эту башню можно было попасть в княжеские хоромы. Не связанная с крепостными стенами, она могла выступать как последний оплот обороны. В подвалах вежи хранились запасы зерна и воды.

Дворец князя был трёхъярусным зданием со множеством небольших помещений. На втором ярусе – парадном – с широкой галереей («сени») устраивали летние пиры, в большой княжеской палате можно было поставить столы примерно на сто человек. В замке имелась церковь.

Половцы – кочевники-кипчаки.

Удел (от старославянского слова «дел» – часть) – доля члена княжеского рода в княжестве.

Ростовщичество – предоставление денег лицу под высокий процент.

Детинец – внутренняя укреплённая часть города, где жил князь или епископ.

Посад – торгово-ремесленная часть города. Как правило, располагалась вне крепостной стены.

1068 год – поражение русских войск в битве на реке Альте.

1097 год – Любечский съезд князей.

1113 – 112 5 г о д ы – княжение Владимира Всеволодовича Мономаха в Киеве.

Вопросы и задания

1. Что послужило поводом междоусобиц сыновей Ярослава Мудрого?

2. Какие решения приняли князья на Любечском съезде?

3. Как вы думаете, можно ли считать Владимира Мономаха образцом государственного деятеля?

4. Найдите на карте (с. 89) известные вам по предыдущим параграфам учебника древнерусские города и укажите даты их основания.

5. Заполните в тетради таблицу «Древнерусское государство во второй половине XI – начале XII века».

Работаем с документом

Из «Поучения» Владимира Мономаха.

«В доме своём не ленитесь, но за всем смотрите: не полагайтесь ни на тиуна, ни на отрока, чтобы не осмеяли приходящие к вам ни дома вашего, ни обеда вашего. Выйдя на войну, не ленитесь, не полагайтесь на воевод, не предавайтесь ни еде, ни питью, ни спанью; и сторожей сами наряжайте и ночью, всюду кругом нарядив воинов, тоже ложитесь, а вставайте рано. Оружия сразу с себя не снимайте: по небрежности внезапно человек погибает. Остерегайтесь лжи, пьянства и разврата, ибо в этом душа погибает и тело. Когда едете по своим землям, не позволяйте отрокам зла делать ни своим, ни чужим, ни в сёлах, ни в полях, чтобы не начали вас проклинать. Куда ни пойдёте, где ни остановитесь, напойте, накормите бедного; более чтите гостя, откуда к вам ни придёт, простого ли, знатного ли, или посла, если не можете подарком, то пищей, питьём: они, проезжая, будут прославлять человека либо добрым, либо злым по всем землям.

Если забываете это, то чаще прочитывайте – и мне будет без срама, и вам будет хорошо. Что доброго вы умеете, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь; вот как отец мой, находясь дома, овладел пятью языками; это-то вызывает почтение от других стран. Ибо леность всему злому мать, что человек умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не учится».

1. Что в «Поучении» представляется вам наиболее важным и почему?

2. Какие качества государственного деятеля выделяет Владимир Мономах?

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ ГЛАВЫ 2

В IX – X веках племенные союзы восточных славян объединились в единое государство – Древнюю Русь со столицей в Киеве. Новое государство вскоре стало известно далеко за пределами своей земли. Управлял государством киевский князь со своей дружиной, князьями-наместниками, посадниками, тысяцкими, сотскими и иными княжескими слугами. Основными задачами правителя были установление общих законов, защита Русской земли от внешних опасностей, укрепление её границ, княжий суд.

Большое значение в Древнерусском государстве играло вече – собрание, без которого не решался ни один важный вопрос в жизни общества.

При Владимире Святославиче Русь приняла христианство как официальную религию, что придало русскому обществу внутреннее единство и силу, усилило власть великого князя. Нередко митрополиты выступали защитниками внутреннего порядка в русских землях, осуждая княжеские усобицы.

Большая часть населения – торговцы, ремесленники, купцы, крестьяне-общинники – была свободной. Среди зависимого населения выделялись своим бесправным положением холопы (рабы).

На протяжении многих лет Русь сотрясали княжеские усобицы. Умные и дальновидные правители стремились поддерживать мир в государстве, защищали общие интересы, пресекали раздоры князей. Именно такую политику проводил князь Владимир Мономах.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Древняя Русь в x-xi веках

Древняя Русь в X-XII веках

План

Введение

  1. Социально-экономический строй Древней Руси

  2. Общественно-политическая жизнь Древней Руси

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Киевская Русь - первое устойчивое крупное государственное объединение восточных славян периода феодализма. Центром объединения стало племя полян, которое во второй половине IX века было наиболее сильным в экономическом отношении.

По определению Б. А. Рыбакова - "Киевская Русь IX - XII вв. - это, во-первых, колыбель государственности трех братских народов: русских, украинцев, белорусов, а во-вторых, это одна из крупнейших держав средневековой Европы, игравшая важную историческую роль в судьбах и государств Запада, Востока и отдаленного Севера".

Раннее Киевское государство, с политической точки зрения представлявшее федерацию княжеств и непосредственно подчиненных великому князю территорий, с точки зрения социально-экономической являлось совокупностью территориальных общин с элементами родовых отношений. Понятие "род", часто фигурирующее в русских источниках, включало разные типы родственных связей, от собственно рода до большой семьи. В состав рода включались, однако, не только кровные родственники, но, как, например, в Древнем Риме, разного рода лица, не имевшие родства по крови.

Славяне в ту пору жили не родовым строем, и объединяющим началом была сельская община или зарождающийся город.

Вопрос о природе социального строя Древней Руси остается в отечественной науке одним из самых спорных. Одни историки считают, что там сложились рабовладельческие отношения, другие определяют это общество как переходное и доклассовое, в котором существовало несколько социально-экономических укладов, но преобладал общинный (И.Я. Фроянов).

Целью данной работы является рассмотрение социально-экономического строя и общественно-политической жизни Древней Руси.

Задачами данной работы является сравнение черт зрелого феодального строя и ранне-феодальной монархии Древней Руси; рассмотрение путей формирования крупной земельной собственности; рассмотрение основных категорий населения Руси.

Данная работа разделена на две части, в первой будет рассмотрен социально-экономический строй, а во второй части общественно политическая жизнь Древней Руси.

  1. Социально-экономический строй Древней Руси

Большинство историков сходится в том, что в рамках Древней Руси шел процесс зарождения раннефеодального общества, значительно отличающегося еще от зрелого феодализма. Основные черты зрелого феодального строя:

1) монопольная собственность феодалов на землю;

2) наличие крестьянского хозяйства, в котором производитель владел орудиями труда, скотом и пользовался частью земли, передаваемой ему феодалом;

3) за ее пользование он нес повинности оброк, барщину или денежную ренту;

4) личная зависимость крестьянина от феодала;

5) господство натурального хозяйства.

Историки и пытаются обнаружить зарождение этих черт и, в первую очередь, феодальной собственности на землю, в недрах древнерусского общества.

Общепринятым в исторической науке стал вывод, сделанный академиком Б.Д. Грековым о древнерусском обществе как об обществе феодальном. Выводы Б.Д. Грекова стали общепризнанными в советской историографии, и, хотя в дальнейшем были уточнены многие нюансы и детали, большинство авторов и по сей день считают Киевскую Русь раннефеодальном государством.

Б.А. Рыбаков в работе "Киевская Русь и русские княжества XII - XIII вв." древнейшей формой феодальной ренты считает полюдье, он приходит к заключению, что полюдье было не простым беспорядочным разъездом, а хорошо организованным важнейшим государственным делом.

Л.В. Черепнин наиболее полно постарался обосновать гипотезу о верховной феодальной собственности в Древней Руси. По его мнению, уже первые известные нам русские князья были верховными, собственниками всей русской территории на феодальном праве, а дани, которые они собирали с подвластного населения, были не контрибуцией, не платой за мир, а феодальной рентой. Никакими теоретическими и конкретно-историческими данными доказать такой путь развития Руси невозможно.

И.Я. Фроянов в монографии "Киевская Русь: Очерки социально-экономической истории" пишет о схематичности исследований Б. Д. Грекова, которого привлекала генеральная линия развития общественных отношений на Руси и он сосредоточился на тех социально-экономических факторах, которые отражали наступление нового феодального строя. Между тем институты старого порядка - первобытнообщинного и рабовладельческого строя не были им изучены досконально. Вывод И.Я. Фроянова заключается в следующем.

В Киевской Руси IX - начале XII века дофеодальные факторы играли весьма значительную роль. Например, широко была распространена не индивидуальная семья как в Европе, а так называемая большая семья. Рост землевладения шел за счет окняжения земли, т. е. установления верховной феодальной собственности на землю. Власть на людьми, по мнению Фроянова, еще не феодализм, а обложение данью вовсе не обязательно сопровождается установлением феодальной собственности на землю. В основе социально-экономической жизни Киевской Руси этого периода лежала не частная собственность на землю, а землевладение свободных крестьян. И.Я. Фроянов выделяет и существенную роль рабства в феодальных вотчинах, которые имели рабовладельческий характер. Рабов было намного больше, чем феодально-зависимых крестьян. Но это был отнюдь не рабовладельческий строй, так как подобного рода вотчин было мало.

До середины XII века господствующей формой собственности была государственная собственность, а господствующим видом эксплуатации - взимание дани (полюдье).

Большинство историков выделяют три линии формирования феодальной собственности и обращение сельского населения в зависимое:

  1. Окняжение земель и облажение свободных общинников данью, перерастающей в феодальную ренту, - так складывалась государственная (черная) собственность.

  2. Социальное расслоение общины.

  3. Феодалы сажали на землю рабов.

Становление государства восточных славян происходило в IX-X вв. путем окняжения районов и племенных территорий, утверждения владетельных прав князей, которое могло происходить лишь в относительно мирной и лояльной среде. Так возникали волости (позднее домен и административное деление), представлявшие собой территории и поселения связанные с городским центром, княжеской резиденцией или частным усадьбой (огнищем), а также с погостами.

Окняжение (IX-X вв.) – утверждение права землевладения и установления дани не всегда происходило мирным путем и предшествовало полюдью – организации сбора и транспортировки дани, хотя первоначально могло с ним совпадать.

В ходе окняжения и в дальнейшем князья передавали свое право на получение дани с отдельных территорий и поселений своим дружинникам в качестве платы за службу в виде частного владения или временного права на получение части доходов. Этот процесс начинается на Руси в конце IX в. с южных земель, позднее – распространяется к северу и северо-востоку.

В XI в. на Руси возникают отчины (перешедший от отца, поздне – отечество, отчизна) – укрепленные усадьбы, к которым тяготел ряд сельских общин с зависимым населением, и – феодальная прослойка – боярство, которое формировалось из старшей дружины и общинной знати. Доходы дружиников включали – кормление, административно-управленческие, вотчинные и жалование. Процесс формирования боярского|шафер| землевладения происходили неравномерно в разных|различных| частях Древнерусского государства – если первые индивидуальные боярские|шафер| владения на юге Руси появляются в X – XI ст., то на северо-восточных землях феодальная вотчина возникает с середины – второй половины XII в. Крупные землевладельцы имели вооруженные отряды и городские усадьбы.

В княжеских и боярских вотчинах использовались наиболее бесправные и зависимые формы труда – челяди и холопов, однако, в целом, частных земельных владений феодалов было относительно немного, основную часть населения составляли свободные общинники. Руская Правда не делает строгого различия между княжеским и боярским частным землевладением, а в дальнейшем термин отчина (вотчина) обозначал не только укрепленное хозяйство, но и любое наследственное боярское или княжеское землевладение.

Кормления - означало первоначально способ содержания должностных лиц. Судьи, вместе с исполнителями их решений, получали от местного населения все необходимое для пропитания как их самих, так и слуг их и даже лошадей. Это был так назыв. корм в натуре.

Взимание платежей с подвластных территорий существовало в форме дани и полюдья. Эти понятия в исторической литературе часто отождествляются. Вот что пишет А.А. Горский: “Способом сбора дани было “полюдье”- круговой объезд князем и его дружиной подвластных земель. Б.А. Рыбаков провел детальное историко-географическое исследование полюдья, исходя из того, что оно было круговым объездом киевского князя и его дружины, охватывавшим территории “племенных союзов” древлян, дреговичей, кривичей и северян, в ходе которого в специальные пункты - “становища” - свозится дань, собранная для Киева местными князьями. По-иному подошел к этому вопросу М.Б. Свердлов, обративший внимание на слова Константина о “прочих славянах” - данниках русов. По мнению М.Б. Свердлова, этими “прочими славянами” были словене новгородские, радимичи, уличи и тиверцы, а полюдье первой половины Х в. было не объездом киевским князем и его дружиной нескольких “племенных союзов”, а разъездом князя и его приближенных с дружинами по разным “племенным союзам”, внутри каждого из которых один из киевских дружинных отрядов собирал дань”.

Есть и иная точка зрения, разделяющая дань и полюдье как две различные формы получения средств к существованию княжеской дружины. Как считает И.Я. Фроянов,“для нас не подлежит сомнению тот факт, что свободные общинники (“люди”) данью не облагались. На них возлагали кормления, они платили виры, продажи и, разумеется, полюдье. Дань же собиралась с несвободных, в частности со смердов, не принадлежащих “к главенствующей общности”.

www.coolreferat.com

Древняя Русь в x xi веках

Древняя Русь в X-XII веках План Введение 1.     Социально-экономический строй Древней Руси 2.     Общественно-политическая жизнь Древней Руси Заключение Список используемой литературы Введение Киевская Русь - первое устойчивое крупное государственное объединение восточных славян периода феодализма. Центром объединения стало племя полян, которое во второй половине IX века было наиболее сильным в экономическом отношении. По определению Б. А. Рыбакова - "Киевская Русь IX - XII вв. - это, во-первых, колыбель государственности трех братских народов: русских, украинцев, белорусов, а во-вторых, это одна из крупнейших держав средневековой Европы, игравшая важную историческую роль в судьбах и государств Запада, Востока и отдаленного Севера". Раннее Киевское государство, с политической точки зрения представлявшее федерацию княжеств и непосредственно подчиненных великому князю территорий, с точки зрения социально-экономической являлось совокупностью территориальных общин с элементами родовых отношений. Понятие "род", часто фигурирующее в русских источниках, включало разные типы родственных связей, от собственно рода до большой семьи. В состав рода включались, однако, не только кровные родственники, но, как, например, в Древнем Риме, разного рода лица, не имевшие родства по крови. Славяне в ту пору жили не родовым строем, и объединяющим началом была сельская община или зарождающийся город. Вопрос о природе социального строя Древней Руси остается в отечественной науке одним из самых спорных. Одни историки считают, что там сложились рабовладельческие отношения, другие определяют это общество как переходное и доклассовое, в котором существовало несколько социально-экономических укладов, но преобладал общинный (И.Я. Фроянов). Целью данной работы является рассмотрение социально-экономического строя и общественно-политической жизни Древней Руси. Задачами данной работы является сравнение черт зрелого феодального строя и ранне-феодальной монархии Древней Руси; рассмотрение путей формирования крупной земельной собственности; рассмотрение основных категорий населения Руси. Данная работа разделена на две части, в первой будет рассмотрен социально-экономический строй, а во второй части общественно политическая жизнь Древней Руси. 1.                Социально-экономический строй Древней Руси Большинство историков сходится в том, что в рамках Древней Руси шел процесс зарождения раннефеодального общества, значительно отличающегося еще от зрелого феодализма. Основные черты зрелого феодального строя: 1) монопольная собственность феодалов на землю; 2) наличие крестьянского хозяйства, в котором производитель владел орудиями труда, скотом и пользовался частью земли, передаваемой ему феодалом; 3) за ее пользование он нес повинности оброк, барщину или денежную ренту; 4) личная зависимость крестьянина от феодала; 5) господство натурального хозяйства. Историки и пытаются обнаружить зарождение этих черт и, в первую очередь, феодальной собственности на землю, в недрах древнерусского общества. Общепринятым в исторической науке стал вывод, сделанный академиком Б.Д. Грековым о древнерусском обществе как об обществе феодальном. Выводы Б.Д. Грекова стали общепризнанными в советской историографии, и, хотя в дальнейшем были уточнены многие нюансы и детали, большинство авторов и по сей день считают Киевскую Русь раннефеодальном государством. Б.А. Рыбаков в работе "Киевская Русь и русские княжества XII - XIII вв." древнейшей формой феодальной ренты считает полюдье, он приходит к заключению, что полюдье было не простым беспорядочным разъездом, а хорошо организованным важнейшим государственным делом. Л.В. Черепнин наиболее полно постарался обосновать гипотезу о верховной феодальной собственности в Древней Руси. По его мнению, уже первые известные нам русские князья были верховными, собственниками всей русской территории на феодальном праве, а дани, которые они собирали с подвластного населения, были не контрибуцией, не платой за мир, а феодальной рентой. Никакими теоретическими и конкретно-историческими данными доказать такой путь развития Руси невозможно. И.Я. Фроянов в монографии "Киевская Русь: Очерки социально-экономической истории" пишет о схематичности исследований Б. Д. Грекова, которого привлекала генеральная линия развития общественных отношений на Руси и он сосредоточился на тех социально-экономических факторах, которые отражали наступление нового феодального строя. Между тем институты старого порядка - первобытнообщинного и рабовладельческого строя не были им изучены досконально. Вывод И.Я. Фроянова заключается в следующем. В Киевской Руси IX - начале XII века дофеодальные факторы играли весьма значительную роль. Например, широко была распространена не индивидуальная семья как в Европе, а так называемая большая семья. Рост землевладения шел за счет окняжения земли, т. е. установления верховной феодальной собственности на землю. Власть на людьми, по мнению Фроянова, еще не феодализм, а обложение данью вовсе не обязательно сопровождается установлением феодальной собственности на землю. В основе социально-экономической жизни Киевской Руси этого периода лежала не частная собственность на землю, а землевладение свободных крестьян. И.Я. Фроянов выделяет и существенную роль рабства в феодальных вотчинах, которые имели рабовладельческий характер. Рабов было намного больше, чем феодально-зависимых крестьян. Но это был отнюдь не рабовладельческий строй, так как подобного рода вотчин было мало. До середины XII века господствующей формой собственности была государственная собственность, а господствующим видом эксплуатации - взимание дани (полюдье). Большинство историков выделяют три линии формирования феодальной собственности и обращение сельского населения в зависимое: 1.                Окняжение земель и облажение свободных общинников данью, перерастающей в феодальную ренту, - так складывалась государственная (черная) собственность. 2.                Социальное расслоение общины. 3.                Феодалы сажали на землю рабов. Становление государства восточных славян происходило в IX-X вв. путем окняжения районов и племенных территорий, утверждения владетельных прав князей, которое могло происходить лишь в относительно мирной и лояльной среде. Так возникали волости (позднее домен и административное деление), представлявшие собой территории и поселения связанные с городским центром, княжеской резиденцией или частным усадьбой (огнищем), а также с погостами. Окняжение (IX-X вв.) – утверждение права землевладения и установления дани не всегда происходило мирным путем и предшествовало полюдью – организации сбора и транспортировки дани, хотя первоначально могло с ним совпадать. В ходе окняжения и в дальнейшем князья передавали свое право на получение дани с отдельных территорий и поселений своим дружинникам в качестве платы за службу в виде частного владения или временного права на получение части доходов. Этот процесс начинается на Руси в конце IX в. с южных земель, позднее – распространяется к северу и северо-востоку. В XI в. на Руси возникают отчины (перешедший от отца, поздне – отечество, отчизна) – укрепленные усадьбы, к которым тяготел ряд сельских общин с зависимым населением, и – феодальная прослойка – боярство, которое формировалось из старшей дружины и общинной знати. Доходы дружиников включали – кормление, административно-управленческие, вотчинные и жалование. Процесс формирования боярского|шафер| землевладения происходили неравномерно в разных|различных| частях Древнерусского государства – если первые индивидуальные боярские|шафер| владения на юге Руси появляются в X – XI ст., то на северо-восточных землях феодальная вотчина возникает с середины – второй половины XII в. Крупные землевладельцы имели вооруженные отряды и городские усадьбы. В княжеских и боярских вотчинах использовались наиболее бесправные и зависимые формы труда – челяди и холопов, однако, в целом, частных земельных владений феодалов было относительно немного, основную часть населения составляли свободные общинники. Руская Правда не делает строгого различия между княжеским и боярским частным землевладением, а в дальнейшем термин отчина (вотчина) обозначал не только укрепленное хозяйство, но и любое наследственное боярское или княжеское землевладение. Кормления - означало первоначально способ содержания должностных лиц. Судьи, вместе с исполнителями их решений, получали от местного населения все необходимое для пропитания как их самих, так и слуг их и даже лошадей. Это был так назыв. корм в натуре. Взимание платежей с подвластных территорий существовало в форме дани и полюдья. Эти понятия в исторической литературе часто отождествляются. Вот что пишет А.А. Горский: “Способом сбора дани было “полюдье”- круговой объезд князем и его дружиной подвластных земель. Б.А. Рыбаков провел детальное историко-географическое исследование полюдья, исходя из того, что оно было круговым объездом киевского князя и его дружины, охватывавшим территории “племенных союзов” древлян, дреговичей, кривичей и северян, в ходе которого в специальные пункты - “становища” - свозится дань, собранная для Киева местными князьями. По-иному подошел к этому вопросу М.Б. Свердлов, обративший внимание на слова Константина о “прочих славянах” - данниках русов. По мнению М.Б. Свердлова, этими “прочими славянами” были словене новгородские, радимичи, уличи и тиверцы, а полюдье первой половины Х в. было не объездом киевским князем и его дружиной нескольких “племенных союзов”, а разъездом князя и его приближенных с дружинами по разным “племенным союзам”, внутри каждого из которых один из киевских дружинных отрядов собирал дань”.

Есть и иная точка зрения, разделяющая дань и полюдье как две различные формы получения средств к существованию княжеской дружины. Как считает И.Я. Фроянов,“для нас не подлежит сомнению тот факт, что свободные общинники (“люди”) данью не облагались. На них возлагали кормления, они платили виры, продажи и, разумеется, полюдье. Дань же собиралась с несвободных, в частности со смердов, не принадлежащих “к главенствующей общности”.

По словам И.Я. Фроянова,“... на Руси XII в. рядовые свободные люди составляли основную массу населения, находившегося с князьями преимущественно в отношениях сотрудничества и партнерства, а не господства и подчинения. В этих условиях полюдье являлось одним из вознаграждений князю за исполнение им общественных функций и формой общения людей со своими правителем, которое было неотъемлемой и весьма существенной чертой социально-политического уклада Руси XI-XII вв.” Древнерусское полюдье находилось не в статике, а в динамике, изменяясь на протяжении веков своего существования. Возникло оно с появлением постоянной должности князя, т.е. в эпоху подъема родо-племенного строя. Первоначально полюдье выполняло преимущественно религиозную функцию, обусловленную сакральной ролью вождя в восточнославянском обществе. Мало-помалу оно приобрело значение специальной платы князю за труд по управлению обществом, обеспечению внутреннего и внешнего мира. Постепенно в нем появились и крепли экономические, социальные и политические функции. Но все эти новые тенденции длительное время развивались под языческой религиозной оболочкой, принимая часто ритуально-обрядовую форму. В таком состоянии мы и застаем восточнославянское полюдье Х в. И только позднее, где-то на рубеже XI-XII вв. “полюдный” сбор освобождается от языческого религиозного покрова, становясь неким подобием налога. И тем не менее какие-то элементы старого в нем, вероятно, продолжали жить. Важно подчеркнуть, что во все времена основой полюдья являлись дары, или добровольные приношения. Полюдье возникло и развивалось вне рентных отношений, не имея никакой связи с феодальной эксплуатацией производителей. Таким образом, полюдье можно рассматривать как первый шаг в присвоении князьями верховной власти на землю. С ростом феодального землевладения часть земли (сначала в виде права сбора полюдья) князья начали передавать за службу феодалам-дружинникам. Первые ясные упоминания о владении князьями землей относятся к рубежу XI-XII вв. По мере развития наследственных земельных владений дружинников-бояр (вотчин) становилось возможным передавать отдельные наделы другим феодалам (профессиональным воинам), не имевшим своей земли, но эти участки давались им на срок службы верховному собственнику земли. Так, рядом с наследственными землевладельцами появляются условные держатели земли. Этот процесс, начавшийся в XII в., в третьем десятилетии следующего столетия был прерван монгольским нашествием. 2.                Общественно-политическая жизнь Древней Руси Для характеристики общественно-политического строя. Древней Руси можно использовать такие источники, как свод законов «Русская правда», летопись «Повесть временных лет», в которую включены Договоры Олега (907, 911 гг.), Игоря (944 г.), Святослава (971 г.) с Византией, а также свидетельства византийских, арабских и европейских авторов. На основании указанных источников можно дать характеристику населения Древней Руси. Для феодального общества характерны два основных класса - феодалы и феодально-зависимые крестьяне, структура же раннефеодального общества Киевской Руси была более сложной. «Русская правда» называет основным населением страны свободных общинников - людинов или людей. «Русская правда», рассматривая людинов, указывает, что они объединились в сельскую общину-вервь. Вервь обладала определенной территорией, в ней выделялись отдельные экономически самостоятельные семьи. Вторая большая группа населения - смерды. Это, возможно, не свободные или полусвободные княжеские данники. Смерд не имел права оставлять свое имущество непрямым наследникам. Оно передавалось князю. С развитием феодальных отношений эта категория населения увеличивалась за счет свободных общинников. Третья группа населения - рабы. Они известны под разным названием: челядь, холопы. Челядь-это раннее название, холопы - более позднее. «Русская правда» показывает рабов полностью бесправными. Раб не имел права быть свидетелем на суде. За его убийство хозяин не нес ответственности. Наказанию за побег подвергался не только раб, но и все, кто ему помогал. Рабство было 2-х видов - полное и неполное. Источники полного рабства: плен, продажа себя в рабство, женитьба на рабыне или выход замуж за раба; поступление на службу к князю тиуном, ключником, ратайным старостой и незаключение договора и т.д. Однако полное рабство было неоднородным. Основная масса рабов выполняла черную работу. Их головы оценивались в 5 гривен. Рабы -надсмотрщики, управляющие, ключники были на другой ступеньке социальной лестницы. Голова княжеского тиуна оценивалась в 80 гривен, он мог уже выступать свидетелем на суде. Неполные рабы-закупы появились в ХП веке Закуп- это разорившийся общинник, пошедший в долговую кабалу за определенную ссуду (купу). Он работал слугой или в поле. Закуп был лишен личной свободы, но у него сохранялось свое хозяйство и он мог выкупиться, вернув долг. Небольшой группой зависимого населения Руси были рядовичи. Их жизнь тоже была защищена пятигривенным штрафом. Возможно, это были не пошедшие в холопство тиуны, ключники, старосты, мужья рабынь и т. д. Судя по «Русской правде», они были мелкими административными агентами. Другая небольшая группа - изгои, люди, лишившиеся своего социального статуса: холопы, отпущенные на волю, общинники, изгнанные из верви и т. д. Видимо, изгои пополняли ряды городских ремесленников или княжескую дружину, особенно во время войны. Довольно большой группой населения Руси были ремесленники. Города по мере роста общественного разделения труда становились центрами развития ремесла. К ХП веку в них насчитывалось свыше 60 ремесленных специальностей; русские ремесленники иногда производили более 150 видов железных изделий. С ростом городов, развитием ремесленничества связана деятельность такой группы населения, как купцы. Уже в 944 г. русско-византийский договор позволяет утверждать существование самостоятельной купеческой профессии. Следует помнить, что каждый купец в те времена был и воином.

en.coolreferat.com