Деревянный конь миф древней греции. Урок литературного чтения "Мифы Древней Греции. Деревянный конь"
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Троянский конь: значение фразеологизма. Миф о троянском коне. Деревянный конь миф древней греции


значение фразеологизма. Миф о троянском коне

Фразеологизмы играют важную роль в современном языке, поскольку они позволяют передать смысл того или иного предложения более ярким метафоричным языком. Например, многие слышали такое словосочетание, как троянский конь. Значение фразеологизма понятно далеко не всем, поскольку истоки его смысла лежат еще в мифе.

Исторические корни современного языка

Как известно, большинство афоризмов имеет исторические корни. Что-то связано с мифологией, что-то с историей, но в любом случае знать свои корни и корни своего языка просто необходимо. Это позволяет видеть современный язык сквозь прошлое, за счет чего происходит его обогащение. Так, выражение «троянский конь» пришло к нам еще из эпохи Троянской войны.

Троя: причины распрей между троянцами и греками

История троянского коня полна загадок, и чтобы понять ее, нужно немного рассказать о самом городе Троя. Народное сказание говорит о том, что будущая война за город разгорелась из конфликта Париса и Менелая из-за прекрасной Елены, которая была женой последнего. Согласно легенде Парис ее обольстил, и она решила уплыть вместе с ним. Такой поступок Менелай расценил как похищение и решил, что это достаточный повод для объявления войны. Однако Троя была хорошо и надежно укреплена, поэтому захватить город грекам долгое время не удавалось. Они, впрочем, ограничивались тем, что опустошали окрестности и предпринимали походы на близлежащие города. Согласно легенде, греки хотели завладеть Троей, но физическими силами справиться не могли. Тогда Одиссею приходит в голову интересная мысль: он предложил соорудить огромного деревянного коня.

Хитрость Одиссея

Легенда говорит о том, что троянцы с немалым удивлением наблюдали за тем, как греки возводили деревянного коня. Греки же сочинили историю, что будто бы созданный ими троянский конь сможет защитить город от греческих набегов. Именно поэтому сегодня крылатое выражение «троянский конь» означает подарок, дар, который был преподнесен с целью обмана. Но троянцы поверили в эту историю и даже захотели ввести коня в город. Но были и противники этого решения, которые призывали бросить конструкцию в воду или сжечь ее. Однако вскоре в городе появился жрец, который рассказал, что греки создали коня в честь богини Афины, чтобы искупить грех многолетнего кровопролития. Якобы после этого из моря выползли два змея, которые задушили жреца и его сыновей. Троянцы посчитали, что все эти события - предзнаменования свыше, и решили вкатить коня в город.

Начало падения Трои

Согласно археологическим и историческим подтверждениям все-таки на самом деле существовал троянский конь. Значение фразеологизма, однако, не понять, если не вдуматься в суть легенды. Итак, коня ввезли в город. И в ночь после этого скоропалительного решения Синон выпустил из полости коня спрятавшихся воинов, которые быстро перебили спящую стражу и открыли городские ворота. Народ, который крепко спал после празднеств, даже не оказал сопротивления. Несколько троянцев ворвались во дворец, чтобы спасти царя. Но великан Неоптолем все же смог разбить парадную дверь топором и убил царя Приама. Так закончилась великая история великой Трои.

До сих пор не определили, сколько воинов находилось в троянском коне. В одних источниках говорится о том, что там прятались 50 человек, в других речь ведется о 20-23 воинах. Но суть от этого не меняется: продуманная конструкция в виде коня просто не вызвала каких-либо сомнений у троянцев, что и стало причиной их гибели. Сейчас принято считать, что миф о троянском коне – это аллегория военной хитрости, которая когда-то была применена ахейцами.

Символы и аллегории

Примечательно, но конь как существо издревле является символом рождения и смерти. Так, ахейцы создавали свою лошадь из еловых веток, при этом полость конструкции оставалась пустой. Многие исследователи сходятся во мнении, что это символ рождения нового. То есть получалось, что троянский конь принес смерть защитникам города и в то же время стал символом рождения чего-то нового для многих народов.

Кстати, примерно в это же время в Средиземноморье происходят события, очень важные для истории. Началось великое переселение народов, когда из северных стран на Балканы двинулись различные племена – дорийцы, варвары. Именно это привело к уничтожению древней микенской цивилизации. Греция сможет возродиться спустя несколько столетий, при этом разрушения, которые пришлись на это государство, быль столь масштабными, что вся додорийская история просто осталась в легендах.

Сегодня очень часто мы употребляем такой фразеологизм, как "троянский конь". Это крылатое выражение уже давно стало нарицательным. Так мы называем какие-то подарки, которые преподносятся с целью обмануть или погубить. Многие исследователи задавались вопросом о том, почему именно конь стал причиной крушения Трои. Но можно отметить одно: ахейцы знали, как заинтересовать троянцев. Они понимали, что для снятия осады с города нужно удивить местных жителей чем-то особенным, чтобы они доверились и открыли ворота.

Конечно, преподнесение троянского коня как дара богов сыграло решающую роль, поскольку в те времена пренебрегать священным даром считалось оскорблением божества. А, как известно, шутить с разгневанными богами очень и очень опасно. Так и получилось, что грамотная надпись на деревянной статуе (напомним, на боку коня было написано, что это подарок богини Афины) привела к тому, что троянцам пришлось забрать этот сомнительный подарок в свой город.

Достояние Трои

Итак, троянский конь (значение фразеологизма мы уже описали) стал главной причиной краха Троянского царства. Из истории известно, что Троя славилась своими лошадьми, именно в этот город съезжались торговцы со всего мира, именно на этот город чаще всего совершались набеги. Например, в одной легенде говорится о том, что троянский царь Дардан владел табуном великолепных коней, которые произошли от бога северного ветра Борея. Да и вообще, лошадь всегда считалась самым близким к человеку животным: ее брали на войну, ее использовали в земледельческих трудах. Поэтому появление перед городскими воротами Трои именно лошади местные жители и не могли не оценить как дар богов. Таким образом, не зная, кто такой троянский конь, значение фразеологизма понять не так легко.

И поэтому совсем не случайно, что Троя, которая держала оборону в течение 10 лет, пала именно по вине коня. Конечно, всему виной и хитрость ахейцев, которые смогли найти слабое место и выбрали для этого своеобразного магического перевозчика в лице деревянного коня. Примечательно, что по археологическим данным Троя была всего лишь небольшой крепостью. Но при этом с целью захватить ее отправлялись целые армии из сотен кораблей.

Современная трактовка

Сегодня этим понятием в переносном смысле обозначается и вредоносная программа, которую распространяют сами люди. Причем название свое вирус получил в честь мифологического троянского коня, поскольку большинство вирусных программ действуют аналогичным образом: они маскируются под безвредные и даже полезные программы и приложения, которые пользователь запускает на своем компьютере. При всей простоте вируса его сложность заключается в том, что трудно распознать в нем его предназначение. Например, самые примитивные модификации могут стереть полностью содержимое диска при загрузке, а некоторые программы умеют встраиваться в определенные приложения на ПК.

fb.ru

Падение Трои | Мифы и Легенды Древней Греции

Но все же никак не могли греки овладеть городом. Тогда Одиссей уверил греков действовать хитростью. Он посоветовал соорудить такого громадного деревянного коня, чтобы в нем могли укрыться самые могучие герои греков. Все же остальные войска должны были отплыть от берега Троады и укрыться за островом Тенедосом[1]. Когда троянцы ввезут коня в город, тогда ночью выйдут герои, откроют ворота города вернувшимися тайно грекам. Одиссей уверял, что только таким способом можно взять Трою.

Вещий Калхас, которому было послано знамение Зевсом, тоже убеждал греков прибегнуть к хитрости. Наконец, согласились греки на предложение Одиссея. Знаменитый художник Эней со своим учеником, с помощью богини Афины-Паллады, соорудил громадного деревянного коня. В него вошли Неоптолем, Филоктет, Менелай, Идоменей, Диомед, младший Аякс, Мерион, Одиссей и несколько других героев. Вся внутренность коня заполнялась вооруженными воинами. Эней так плотно закрыл отверстие, через которое вошли герои, что нельзя было даже подумать, что в коне находятся воины. Затем греки сожгли все постройки в своем лагере, сели на корабль и отплыли в открытое море.

С высоких стен Трои осажденные видели необычайное движение в стане греков. Долго не могли они понять, что такое там происходит. Вдруг к своей великой радости увидали они, что из стана греков поднимаются густые клубы дыма. Поняли они, что греки покинули Троаду. Ликуя, вышли троянцы из города и пошли к стану. Стан действительно был покинут, кое-где догорали еще постройки. С любопытством бродили троянцы по тем местам, где стояли недавно шатры Диомеда, Ахилла, Агамемнона, Менелая и других героев. Они были уверены, что кончилась теперь осада, миновали все бедствия, можно предаться теперь мирному труду.

Вдруг в изумлении остановились троянцы: они увидали деревянного коня. Смотрели они на него и терялись в догадках, что это за изумительное сооружение. Одни из них советовали бросить коня в море, другие же - везти в город и поставить на акрополе. Начался спор. Тут перед спорящими появился жрец бога Аполлона, Лаокоон. Он горячо стал убеждать своих сограждан уничтожить коня. Уверен был Лаокоон, что в коне скрыты греческие герои, что это какая-то военная хитрость, придуманная Одиссеем. Не верил Лаокоон, что навсегда покинули греки Троаду. Умолял Лаокоон троянцев не доверять коню. Что бы то ни было, а Лаокоон опасался греков, даже если бы они приносили дары Трое. Лаокоон схватил громадное копье и бросил им в коня. Содрогнулся конь от удара, и глухо зазвучало внутри его оружие. Но помрачили боги разум троянцев, - они все-таки решили везти в город коня. Должно было исполниться веление судьбы.

Когда троянцы стояли вокруг коня, продолжая двигаться на него, вдруг послышался громкий крик. Это пастухи вели связанного пленника. Он добровольно отдался им в руки. Этот пленник был грек Синон. Окружили его троянцы и стали издеваться над ним. Молча стоял Синон, боязливо глядя на окружавших его троянцев. Наконец, заговорил он. Горько сетовал он, проливая слезы, на злую судьбу свою. Тронули слезы Синона Приама и всех троянцев. Стали они расспрашивать его, кто он и почему остался. Тогда Синон рассказал им вымышленную историю, которую придумал для него Одиссей, чтобы обмануть троянцев. Синон рассказал, как задумал погубить его Одиссей, так как Синон был родственником того Паламеда, которого так ненавидел царь Итаки. Поэтому, когда греки решили прекратить осаду, Одиссей уговорил Калхаса известить, что будто боги за счастливое возвращение на родину требуют человеческой жертвы. Долго притворно колебался Калхас, на кого указать как на жертву богам, и, наконец, указал на Синона. Связали греки Синона и повели к жертвеннику. Но Синон разорвал веревки и спасся от верной смерти бегством. Долго скрывался в густых зарослях тростника Синон, ожидая отплытия греков на родину. Когда же они отплыли, вышел он из своего убежища и добровольно отдался в руки пастухов. Поверили троянцы хитрому греку. Приам велел освободить его и спросил, что значит этот деревянный конь, оставленный греками в стане. Только этого вопроса и ждал Синон. Призвав богов в свидетели того, что говорит он правду, Синон сказал, что конь оставлен греками, чтобы умилостивить грозную Афину-Палладу, разгневанную похищением палладия из Трои. Конь этот, по словам Синона, будет могучей защитой Трои, если троянцы ввезут его в город. Поверили и в этом троянцы Синону. Ловко сыграл он ту роль, которую поручил ему Одиссей.

Еще сильнее убедило троянцев, что Синон говорил правду, великое чудо, посланное Афиной-Палладой. На море показались два чудовищных змея. Быстро плыли они к берегу, извиваясь бесчисленными кольцами своего тела на волнах моря. Высоко подымались красные, как кровь, гребни на их головах. Глаза их сверкали пламенем. Выползли змеи на берег около того места, где Лаокоон приносил жертву богу моря Посейдону. В ужасе разбежались все троянцы. Змеи же бросились на двух сыновей Лаокоона и обвились вокруг них. Поспешил на помощь сыновьям Лаокоон, но и его обвили змеи. Своими острыми зубами терзали они тела Лаокоона и его двух сыновей. Старается сорвать с себя змей несчастный и освободить от них детей своих, но напрасно. Яд проникает все глубже в тело. Члены сводит судорогой. Страдания Лаокоона и сыновей его ужасны. Громко вскричал Лаокоон, чувствуя приближение смерти. Так погиб Лаокоон, видя ужасную смерть своих ни в чем не повинных сыновей, погиб потому, что хотел вопреки воле бога спасти родину. Змеи же, совершив свое ужасное дело, уползли и скрылись под щитом статуи Афины-Паллады.

Гибель Лаокоона еще сильнее убедила троянцев, что они должны ввезти деревянного коня в город. Разобрали они часть городской стены, так как громадного коня нельзя было провезти через ворота, и с ликованием, под музыку и пение, потащили коня канатами в город. Четыре раза останавливался конь, ударяясь о стену, когда тащили его через пролом, и грозно гремело в нем от толчков оружие греков, но не слыхали этого троянцы. Наконец, притащили они коня в акрополь.

Вещая Кассандра пришла в ужас, увидав в акрополе коня. Она предвещала гибель Трои, но со смехом ответили ей троянцы - ее предсказаниям ведь никогда не верили.

В глубоком молчании сидели в коне герои, чутко прислушиваясь к каждому звуку, доносившемуся извне. Слыхали они, как звала их, называя по именам, прекраснокудрая Елена, подражая голосу их жен. Насилу удержал одного из героев Одиссей, зажав ему рот, чтобы он не ответил. Слыхали герои ликование троянцев и шум веселых пиров, которые справлялись по всей Трое по случаю окончания осады. Наконец, наступила ночь. Все смолкло, Троя погрузилась в глубокий сон. У деревянного коня послышался голос Синона - он дал знать героям, что теперь они могут выйти.

Синон успел уже разложить и большой костер у ворот Трои. Это был знак укрывшимся за Тенедосом грекам, чтобы скорее спешили они к Трое. Осторожно, стараясь не производить шума оружием, вышли из коня герои; первыми вышли Одиссей с Эпеем. Рассыпались по погруженным в сон улицам Трои герои. Запылали дома, кровавым заревом освещая гибнущую Трою. На помощь героям явились и остальные греки. Через пролом ворвались они в Трою. Началась ужасная битва. Троянцы защищались, кто чем мог. Они бросали в греков горящими бревнами, столами, утварью, бились вертелами, на которых только что жарили мясо для пира. Никого не щадили греки. С воплем бегали по улицам Трои женщины и дети. Наконец, подступили греки к дворцу Приама, защищенному стеной с башнями. С мужеством отчаяния защищались троянцы. Они опрокинули на греков целую башню. С еще большим ожесточением пошли на приступ греки. Выбил топором ворота дворца сын Ахилла Неоптолем и первый ворвался в него. За ним ворвались во дворец и другие герои и воины. Наполнился дворец Приама воплями женщин и детей. У алтарей богов собрались дочери и невестки Приама, они думали найти здесь защиту, Приам в доспехах хотел защитить их или пасть в бою, но молила Гекаба престарелого царя искать защиты у алтаря. Разве мог он, слабый старец, бороться с могучими героями!

Вдруг ворвался Неоптолем; он преследовал смертельно раненного сына Приама, Полита. Ударом копья поверг Неоптолем Полита на землю к ногам отца. Бросил копьем в Неоптолема Приам, но оно, как слабая трость, отскочило от доспехов сына Ахилла. Схватил в гневе Неоптолем Приама за седые волосы и вонзил ему в грудь свой острый меч. Погиб Приам в том городе, в котором жил столько лет, правя великой Троей. Не спасся никто из сыновей Приама. Даже внук его, сын Гектора - Астианакс, был убит: его сбросили с высоких стен Трои, вырвав из рук несчастной Андромахи. Убил Менелай во дворце спящего Деифоба, женой которого после смерти Париса стала Елена. В гневе убил бы и прекрасную Елену Менелай, но удержал его Агамемнон. Богиня же Афродита вновь пробудила в груди Менелая любовь к Елене. С торжеством повел он ее к своему кораблю.

Дочь Приама, вещая Кассандра, искала спасения в святилище Афины-Паллады. Там нашел ее сын Оилея, Аякс. Припала Кассандра к статуе Афины, обняв руками изображение богини. Грубо схватил ее Аякс и с такой силой рванул от статуи, что упала священная статуя на пол храма и разбилась. Разгневались на Аякса греки, разгневалась и великая богиня. Впоследствии жестоко отомстила она за это Аяксу.

Из всех героев Трои спаслись лишь Эней, вынесший на руках из Трои своего старого отца Анхиза и маленького сына Аскания. Пощадили греки и троянского героя Антенора. Его пощадили греки за то, что он всегда советовал троянцам выдать грекам прекраснокудрую Елену и похищенные Парисом сокровища Менелая.

Долго пылала еще Троя. Клубы дыма поднимались высоко к небу. Оплакивали боги гибель великого города. Далеко был виден пожар Трои. По столбам дыма и громадному зареву ночью узнали окрестные народы, что пала Троя, которая долго была самым могущественным городом в Азии.

greece.diera.su

Урок литературного чтения "Мифы Древней Греции. Деревянный конь"

Технологическая карта урока

Составитель: Неустроева Любовь Николаевна, учитель начальных классов МАОУ Лицей №17

создать условия для полноценного восприятия учащимися мифа «Деревянный конь».

Оборудование

Климанова Л.Ф.Литературное чтение. Учебник для 4 класса.

Планируемый результат

1. способствовать формированию целостного представления о содержание мифа «Деревянный конь»;

2. содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков: сознательно, правильно и выразительно читать; находить в тексте ключевые слова;

3. содействовать повторению знания о мифе как особом литературном жанре (значение литературоведческого термина «миф»).

4. создать условия для обогащения словаря учащихся в процессе анализа мифа (значение крылатых выражений «развесить уши», «троянский конь», «бойтесь данайцев, дары приносящих», значение прилагательного «коварный»).

Познавательные УУД:

  1. Использование различных способов получение информации: из высказываний учителя и одноклассников, из сюжетного рисунка.

  2. Умение извлекать информацию из схем (географическая карта мира), преобразовывать информацию из одной системы в другую (разгадывание ребусов).

  3. Овладение логическими универсальными действиями: анализ (анализ сюжетного рисунка), установление причинно-следственных связей («Почему коварный план Одиссея сработал»), построение логических цепей рассуждения при доказательстве той или иной точки зрения.

Регулятивные УУД:

  1. Контроль правильности выполнения учебной задачи (сравнение с образцом при определении понятия «миф»).

  2. Коррекция ( внесение необходимых дополнений и корректив при выполнении учебных задач).

  3. Оценка ( выделение и осознание учащимися того, что усвоено; самооценка качества и уровня усвоения).

Коммуникативные УУД:

1.Инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками в ходе урока.

2. Умение слушать, воспринимать чужую точку зрения, участвовать в коллективном обсуждении (работа в парах).

3. Умение с достаточной полнотой и точность выражать свои мысли в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка.

Личностные УУД:

1. Осознание ценности мифологических произведений как культурного наследия на примере мифа «Деревянный конь».

2. Развитие интереса к изучению историю Древней Греции.

Ход урока

Начинается урок литературного чтения. Проверьте, готовы ли вы к уроку. На партах должны быть: учебник, пенал и дневник.

- Ребята, сегодня у нас будет необычный урок, а урок путешествие. Открою небольшой секрет: путешествие будет необычным: оно будет происходить не только в пространстве, но и во времени.

Но прежде чем отправиться в путь запомните:

1.Во время путешествия не шуметь. Если уровень шума будет высоким, то мы не сможем продолжать путешествие - волшебные силы исчезнут.

2.Во время путешествия быть вежливыми, не вступать в конфликты и адекватно воспринимать чужую точку зрения.

-Наш волшебный корабль уже в пути, пока есть время- проверим домашнее задание.

Проверка готовности к уроку.

Регулятивные УУД (организовать свое рабочее место под руководством учителя)

Личностные УУД

(правильная посадка за партой)

2. Проверка домашнего задания

– Ребята, напомните, какие домашние задания на выбор вам были заданы. -Поднимите руку те, кто узнал сыном какого славянского бога является Ярило и готов устно ответить.

-Поднимите руку те, кто изобразил языческого бога Ярило. Поднимите руку те, кто создал иллюстрацию для обложки книги.

- Послушаем информацию об отце бога Ярило. Кто-нибудь желает дополнить ответ?

- Кто создал изображения бога Ярило - продемонстрируйте классу свою работу, расскажите немного о созданном изображении.

- Иллюстраторы обложек, продемонстрируйте свои работы. Расскажите, почему вы выбрали именно такую композицию, шрифт и т.д. (в зависимости от оформления обложки книги).

-Ребята, вы подготовили домашнее задание на высоком уровне!

-Вот и корабль приплыл к пристани (Появляется изображение корабля на слайде)

Отвечают домашнее задание.

Вступают в диалог с учителем (при ответах на вопросы учителя) и одноклассниками( при уточнении и дополнении получаемой информации).

Регулятивные

Оценка (выделение и осознание учащимися того, что усвоено; самооценка качества и уровня усвоения).

Коммуникативные УУД:

Инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками в ходе урока. Умение слушать, воспринимать чужую точку зрения, участвовать в коллективном обсуждении

3.Мотивация познавательной деятельности

-Ребята, капитан корабля передал мне информацию, что во время вхождения в порт нашего города, поднялся шторм и карта улетела. К счастью, юнга с соседнего корабля нашел карту у берега. На карте осталась только одна надпись «Дорогой друг! Ты плывешь в Древнюю …- на родину мифов.

- Давайте разгадаем ребус и узнаем, какая страна является родиной мифов.

(на слайде- карта мира , внизу карты- ребус. Тип ребуса и слова в ребусе – на выбор педагога. Главное, чтобы ответом было слова «Греция»).

-Вспомним, что обозначают знаки в ребусах.

-Попробуйте отгадать ребус. Когда отгадаете ребус, поднимите руку. Не выкрикивайте ответ.

(Ответ: Грецию).

- Закройте глаза- мы отправляемся в Древнюю Грецию (звучит музыка).

Разгадывают ребус.

Коммуникативные УУД:

1.Инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками в ходе урока.

2. Умение слушать, воспринимать чужую точку зрения, участвовать в коллективном обсуждении (работа в парах).

3. Умение с достаточной полнотой и точность выражать свои мысли в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка.

Регулятивные: Оценка (выделение и осознание учащимися того, что усвоено; самооценка качества и уровня усвоения).

4. Подготовка

к восприятию

- Откройте глаза - мы прибыли в удивительную страну. Мы называем эту страну Греция, а греки называют ее Элладой. (на слайде - пейзажные зарисовки Греции)

- Давайте определи по карте мира, на каком материке находится Греция. Посмотрите на карту, какие моря омывают эту страну? (На слайде- увеличенная часть карты мира).

В древние времена это было большое государство. Много веков назад трудолюбивые жители Эллады – эллины – создали прекрасные города – Афины, Микены, Тиринф, Спарту, Фивы… Все народы Европы считают себя потомками и наследниками величайшей эллинской культуры. Но есть и другое наследие, полученное нами от этого народа. Это мифы о богах и героях, созданные эллинами много веков назад. Они открывают перед нами страницы удивительной жизни.

- Вспомним, что такое миф. На слайде дано определение, но некоторые слова пропущены. Обсудите с соседом по парте, какие слова из представленных надо поставить на место пропущенных слов и сформулируйте определение.

На слайде появляется предложение с пропущенными словами и словами для выбора :

Миф- это ______, передающее представление людей о _____, месте____ в нем, о происхождении всего сущего, о ____ и героях.

Слова для выбора: сказка, рассказ, сказание, Земле, мире, человека, богах, колдунах.

. Петя, прочитай определение вслух.

-И сегодня мы откроем для себя литературное наследие эллинской культуры- мифы Древней Греции. Знакомство с мифологией Древней Греции начнем с «Мифа о деревянном коне».Этот миф повествует о событиях троянской войны. Троянская война шла между жителями города

Царь города Троя Парис влюбился в прекрасную Елену – жену царя Спарты Менелая. (На слайде- портреты Париса, Елены и Менелая). Ему удалось уговорить красавицу на побег и воспользовавшись отсутствием Менелая, влюбленная пара отплыла в Трою.( на слайде- карта «Древняя греция»). Оскорбленный Менелай вместе со своим братом Агамемноном, собрав огромное войско, поспешил за беглецами. Десять лет длилась кровопролитная война между спартанцами и троянцами. Крепкие стены города были неприступны для греков. Тогда Одиссей, царь Итаки, придумал одну хитрость – соорудить огромную статую коня, полую внутри, в которую заберутся воины. Но как заставить троянцев протащить статую через неприступные стены города? И это предусмотрел хитрый грек.

- Ребята, предположите, сработал ли план Одиссея?

Отвечают на вопросы учителя.

Находят географический объект на карте мира, анализируют его.

Слушают рассказ учителя.

Дают определение литературоведческому понятию «миф». Сравнивают свой ответ с образцом.

Один из учеников читает правильный ответ Миф — сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нем, о происхождении всего сущего, о богах и героях.

Слушают рассказ учителя.

Высказывают свои предположения.

Коммуникативные УУД:

1.Инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками в ходе урока.

2. Умение слушать, воспринимать чужую точку зрения, участвовать в коллективном обсуждении (работа в парах).

3. Умение с достаточной полнотой и точность выражать свои мысли в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка.

Регулятивные УУД:

Контроль правильности выполнения учебной задачи

5. Первичное восприятие

-Ваши предположения очень интересны. Послушаем миф и узнаем, сработал ли план Одиссея.

Перед чтением учителем мифа следует провести словарную работу ( учитель заранее в зависимости от уровня словарного запаса учащихся того или иного класса определяет те слова, значение которых следует узнать).

Чтение учителем мифа.

Дети слушают миф.

6.Проверка первичного восприятия.

7.Физкультм-ка

- Понравился ли вам миф? Что вас поразило?

Предлагаю отдохнуть! Выполняем физкультминутку!

В путешествие мы отправляемся

Очень быстро встаем, собираемся.

Нужна небольшая разминка,

Чтоб в пути не была заминка.

Коль готовы вы всегда,

То кивайте да-да-да! (наклон головы вверх-вниз)

А может, отрицателен ваш ответ?

Хочет кто-то остаться нет (повороты головы вправо-влево)!

По горам быстрей шагаем(шаг на месте)

Про Грецию много чего уже знаем(руки в стороны)

Вот оливки собираем (руки вверх)

И с земли их подбираем. (наклоны туловища вперед).

-Садитесь.

Отвечают на вопрос учителя.

Выполняют физкультминутку.

Коммуникативные УУД:

1.Инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками в ходе урока.

2. Умение слушать, воспринимать чужую точку зрения, участвовать в коллективном обсуждении (работа в парах).

3. Умение с достаточной полнотой и точность выражать свои мысли в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка.

Личностные: - установка на здоровый образ жизни

Коммуникативные УУД

(навыки сотрудничества учителя с учениками

8. Постановка учебной задачи

- Как вы считает, можно ли сказать, что план Одиссея коварный? Как вы понимаете значение выражения «коварный план»?

Из толкового словаря русского языка Дмитриева:

«Коварным называют сложный план или замысел, который не должен быть понятен другим людям и целькоторого — принести кому-то вред».

Озвучивают свои предположения.

Познавательные УУД

(умение строить речевое высказывание)

Регулятивные УУД

(выделение и осознание учащимися того, что уже освоено)

Коммуникативные УУД

(умение выражать свои мысли, навыки сотрудничества учителя с учениками)

9. Чтение и анализ текста

1. Прочитайте фрагмент текста, где говорится о плане хитроумного Одиссея по захвату Трои. Понятен ли вам этот коварный план?

2.С какой интонацией надо читать слова жреца Лаокоона, который предупреждал троянцев об опасности? Прочитайте выразительно

3.Кому троянцы поверили? Почему о троянцах сказано, что они « развесили уши». Как вы понимаете смысл этого крылатого выражения?

5. Кто еще предупреждал троянцев об опасности?

6. Как вы думаете, что имел в виду жрец Лаокоон, когда сказал фразу: «Бойтесь данайцев, дары приносящих»? (Не стоит верить врагам. Они могут быть коварны).

7. Почему погибла Троя? Могла бы она избежать печального конца, если бы прислушались к предупреждениям? Выскажите свое предположение.

8. Благодаря этому мифу, появилось не только выражение «Боитесь данайцев, дары приносящих», но и выражение «троянский конь».Попробуем сформулировать значение этого выражения. Проверим с толкованием, данным в словаре фразеологизмов.

9. Каким вы представляете троянского коня. Опишите. Схожи ли ваши представлении с образом, который создал итальянский художник Дж.Д.Ттьеполо в картине «Шествие троянского коня в Трою»?

Анализируют текст.

Участвуют в обсуждении анализа текста.

Отвечают, с какой интонацией надо читать слова Лаокоона. Читают выразительно.

Высказывают свои предположения.

Сравнивают свое представление о троянском коне с образом, созданным художником.

Познавательные УУД

(умение строить речевое высказывание)

Регулятивные УУД

(выделение и осознание учащимися того, что уже освоено)

Коммуникативные УУД

(умение выражать свои мысли, навыки сотрудничества учителя с учениками)

10.Подведение итогов урока. Рефлексия. Домашнее задание

Рефлексия

Выберите любое начало предложения и продолжите его

  • Сегодня на уроке я узнал…

  • На этом уроке я похвали бы себя…

  • Сегодня на уроке я сумел…

Подведение итогов урока

- Какое произведение читали на уроке? Понравился ли вам миф? Что особенно понравилось?

- Значение каких крылатых выражений мы узнали?

- После урока захотелось ли вам прочитать другие мифы Древней Греции?

Домашнее задание

1.Прочитать текст. Разделить текст на смысловые части (эпизоды). Проиллюстрировать понравившейся эпизод.

2.Представьте, что вы знаете о коварном плане Одиссея. Придумайте способ шифрования предупреждения. Напишите шифр на бумаге, не забудьте указать ключ.

3. Узнайте, какие устойчивые выражения (фразеологизмы) являются заимствованными из мифов Древней Греции? Выпишите 5 фразеологизмов.

Участвуют в рефлексии.

Подводят итоги урока.

Записывают домашнее задание в дневник.

Познавательные УУД

(умение строить речевое высказывание)

Регулятивные УУД

(выделение и осознание учащимися того, что уже освоено), самооценка, оценка, контроль

Коммуникативные УУД

(умение выражать свои мысли, навыки сотрудничества учителя с учениками)

infourok.ru

Презентация к НПК по теме "Мифы Древней Греции"

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Мифы Древней Греции Выполнил: Мосийчук Даниил Руководитель: Чирко Светлана Владимировна

2 слайд Описание слайда:

Тема: Мифы древней Греции. . Миф: вчера и сегодня Цель: выяснить причину возникновения мифов в древности и существования их в современном мире. Задачи: познакомиться с мифами древности; собрать материал о мифах и их происхождении; уметь толковать крылатые выражения.

3 слайд Описание слайда:

Гипотеза: если мифы отражают реальные события, то по ним можно знакомиться с историей становления и развития древних народов.

4 слайд Описание слайда:

Что такое миф? Миф – произведение, созданное фантазией народа, в котором передаются представления древних народов о происхождении мира, о явлениях природы, о богах и легендарных героях.

5 слайд Описание слайда:

Гомер был поэтом и сказателем Древней Греции. Он жил до нашей эры, но за исключением этого мы мало что знаем о нём. Всё, что имеется в нашем распоряжении, - это две огромные поэмы, написанные Гомером, «Илиада» и «Одиссея». Именно из этих поэм мы узнали многое об истории и мифах Древней Греции. Мифы Древней Греции.

6 слайд Описание слайда:

Читая гомеровские поэмы, люди полагали, что события там описанные, выдумка. Ученые сомневались в реальности описываемых в мифах и поэмах событиях, пока в 1870 г. немецкий археолог Генрих Шлиман не обнаружил остатки Трои. Систематические раскопки открыли разные слои Трои, начало которым ведется примерно от 3000 г. до н.э.

7 слайд Описание слайда:

Троянская война, которая,согласно мифам, продолжалась 10 лет. Раскопки Трои показали, что около 1260 г. до н.э. город действительно испытал длительную осаду и был разрушен. Таким образом, можно сказать о том, что ученые сейчас рассматривают мифы как своеобразный источник по истории Древнего мира.

8 слайд Описание слайда:

Мифы и легенды Древней Греции «живут» в виде «крылатых выражения» «Троянский конь» Это огромный деревянный конь, в котором спрятались воины, осаждавшие Трою. Троянцы, не подозревая хитрости, ввезли его в Трою. Ночью воины вышли из коня и впустили в город остальное войско. Выражение "троянский конь" употребляется в значении: тайный, коварный замысел, предательство.

9 слайд Описание слайда:

«Ахиллесова пята» Мать Ахиллеса, морская богиня Фетида, чтобы сделать тело сына неуязвимым, окунула его в священную реку Стикс. Окуная, она держала его за пятку, которой не коснулась вода, поэтому пятка осталась единственно уязвимым местом Ахиллеса, куда он и был смертельно ранен стрелой Париса. Возникшее отсюда выражение «ахиллесова пята» употребляется в значении: слабая сторона, уязвимое место чего-либо.

10 слайд Описание слайда:

Кануть в Лету. В греческой мифологии Лета — река забвения в Аиде, подземном царстве. Души умерших по прибытии в подземное царство пили из нее воду и забывали всю свою прошлую жизнь. Название реки стало символом забвения. выражение «кануть в Лету» употребляется в значении: навсегда исчезнуть, быть забытым.

11 слайд Описание слайда:

Сизифов труд. В древнегреческом мифе рассказывается о хитром и коварном коринфском царе Сизифе, который несколько раз обманывал богов, чтобы продлить свою роскошную жизнь на земле. Разгневанный Зевс присудил ему за это вечные муки в аду: Сизиф должен был вкатывать на высокую гору громадный камень, который на вершине вдруг вырывался из рук и скатывался вниз. И все начиналось сначала… Выражение сизифов труд стало обозначать тяжелую, изнурительную, бесполезную работу.

12 слайд Описание слайда:

Танталовы муки Боги пили и ели чудесную пищу — амброзию и нектар. Она помогала сохранять вечную молодость, силу и здоровье. Тантал хотел похитить их со стола богов и принести на землю людям. Боги жестоко наказали Тантала. Он был брошен в Тартар (ад) и там подвергнут страшным мукам. Посреди роскошного сада, стоя по горло в воде, он умирал от голода и жажды. Только открывал он рот, чтобы напиться, как вода исчезала; только протягивал руку к плодам — ветка отстранялась от него. О человеке, который перенес лишения и муки, часто говорят: «Он претерпел танталовы муки».

13 слайд Описание слайда:

Нить Ариадны. Ариадна, дочь критского царя Миноса, помогла Тесею, справиться с ужасным Минотавром. С помощью клубка ниток, который дала Тесею Ариадна, тот сумел выбраться из знаменитого лабиринта, в котором обитал Минотавр, после победы над этим чудовищем. Переносное значение выражения нить Ариадны: путеводная нить, средство выйти из затруднения.

14 слайд Описание слайда:

Авгиевы конюшни. В Древней Греции жил царь Авгий. Он был страстным любителем ло­шадей. Три тысячи коней стояли в его конюшнях. Однако стойла их не чистились целых тридцать лет и по самые крыши заросли навозом. По счастью, на службу к царю Авгию поступил легендарный силач Геракл (у римлян он звался Геркулесом), которому царь и поручил очистить конюшни, ибо не под силу это было сделать никому другому. Геракл был не только могуч, но и умен. Он отвел в ворота конюшен реку, и бурный поток вымыл оттуда всю грязь. . Выражение авгиевы конюшни мы употребляем, когда хотим сказать о крайней запущенности, загрязненности

15 слайд Описание слайда:

Ответьте, пожалуйста, на вопрос: «Знаете ли вы значение данных «крылатых выражений»? Крылатое выражение Что означает это выражение? Сизифов труд Танталовы муки Ахиллесова пята Кануть в Лету Авгиевы конюшни Нить Ариадны Троянский конь Количество правильных ответов 18 15 17 17 15 15 14 15

16 слайд Описание слайда:

Заключение. Мифы играли важную роль в истории развития человечества. Они объясняли мир, природу, человека, устанавливали связи между настоящим, прошлым и будущим. Мифы помогали передавать опыт, знания, ценности культуры из поколения в поколения. Через чтение мифов можно знакомиться с историей древней культуры.

Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДВ-414261

Похожие материалы

Оставьте свой комментарий

infourok.ru