Писало в древней руси это. НАША ИСТОРИЯ. Литература в Древней Руси. О чем писали наши предки 800 лет назад.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Письма Древней Руси: как, кому и о чём писали в XI-XV вв. Писало в древней руси это


НАША ИСТОРИЯ. Литература в Древней Руси. О чем писали наши предки 800 лет назад.: pohod_vosemvrat

ЛИТЕРАТУРА В ДРЕВНЕЙ РУСИ. ЧТО ПИСАЛИ НАШИ ПРЕДКИ 800 ЛЕТ НАЗАД?

Мало кто задумывается об этом, но в Древней Руси был приличный уровень грамотности (еще немного - и мы будем ему завидовать, потому что наш то падает) , а также существовала литература. И это были не только летописи, и даже не только "Слово о Полку Игореве".

Одним из памятников той поры является " Слово Даниила Заточника " (Моление Даниила Заточника). Послание это было создано в XII или XIII веке - то есть 800 или 900 лет назад, когда еще не было таких городов как Москва, Петербург и Нью Йорк, не существовало таких государств , как США или Турция - но уже была литература Древней Руси!

О чем же писал Даниил? Его "слово" написано в форме прошения князю принять себя на работу, по сути - это аналог современных резюме, которые рассылают по интернету соискатели в отделы кадров фирм. Но далее, опасаясь, что князь предложит уйти в монахи или выгодно жениться , а не служить у себя, Даниил на несколько страниц начинает философствовать о тяжестях семейной жизни. А там есть просто потрясающие фрагменты.

"Что злее льва среди четвероногих и что лютее змеи среди ползающих по земле? Всех тех злее злая жена. Нет на земле ничего лютее женской злобы. "

"Лучше бы уж мне вола бурого ввести в дом свой, чем злую жену взять: вол ведь не говорит, ни зла не замышляет, а злая жена, когда её бьёшь, бесится, а когда кроток с ней — заносится, в богатстве гордой становится, а в бедности других злословит."

"Лучше камень бить, нежели злую жену учить; железо переплавишь, а злой жены не научишь."

Обращает Даниил внимание и на то, что трудности и нужда изматывают и ломают личность человека, что надо поэтому помогать окружающим:

"Как олово пропадает, когда его часто плавят, так и человек, когда он много бедствует. Никто ведь не может ни пригоршнями соль есть, ни в горе разумным быть; всякий человек хитрит и мудрит о чужой беде, а в своей не может рассудить. "

(Изучить  текст можно здесь: http://litresp.ru/chitat/ru/З/zatochnik-daniil/molenie-daniila-zatochnika/2)

Наши предки - были очень мудры, все это писалось 800-900 лет назад, но хорошо понятно нам и сейчас. Мы многое еще не знаем о культуре и мудрости Древней Руси...

pohod-vosemvrat.livejournal.com

Кто писал и переписывал книги в древней руси?

В Древней Руси, как и во всей Европе, первым печатным книгам предшествовали книги рукописные. Переписывание в те времена служило единственным способом размножения старинных книг. По словам летописца Нестора, переписчики на Руси существовали уже при Ярославе Мудром, то есть в начале XI столетия. В древние времена школой для народа служили монастыри, являясь единственным рассадником грамотности. Основатель и первый игумен знаменитой Троице-Сергиевой лавры, преподобный Сергий, со своими подвижниками, также занимался перепиской книг. За неимением бумаги святитель писал книги на бересте. Вообще береста в Древней Руси была самым распространенным материалом для писания книг. В Императорской Публичной библиотеке на обозрение была выставлена берестяная книга, шитая лыком. Там же хранилась берестяная расписка из Сибири, датированная XVII веком, которая служила для черчения межевых планов. В юридических актах XV столетия нередко встречаются выражения: "да и на лубъ выписались… да и велись по лубу", то есть на бересте.

монахи... как и во всей европе, показано хорошо в фильме "имя розы"

Можно считать, что книг в Древней Руси не было. Церковнослужебные, летописи в монастырях для специальных целей. В средние века как раз с трудным началом книгопечатания появились и книги для русских людей. Академик Лихачев сделал обзор "Оборона русских городов". Изучайте...

летописец!!!!)))))))))))))))))))))))))))))))) Это же очевидно

touch.otvet.mail.ru

как, кому и о чём писали в XI-XV вв. — ПУНКТУМ

Это прошедшее мероприятие

Вы не можете на него записаться

В XII веке новгородский учёный, писатель и священнослужитель, Кирик Новгородец спрашивал у архиепископа Нифонта: «Несть ли в том греха, аже по грамотам ходити ногами, аже кто изрезав помечет, а слова будут знати?» В XX веке нам открылась удивительная возможность изучать эти тексты, благодаря чему Древняя Русь заговорила множеством голосов.

На мастер-классе мы познакомимся с берестяными грамотами – текстами бытового содержания – и почитаем их «с листа». Мастер-класс рассчитан на людей, не знакомых с подобной формой письменности; на желающих узнать побольше о культуре древнерусского человека: чем он жил, на каком языке говорил и думал.

Слушателям будет рассказано о том, как:

-стало возможным открытие берестяных грамот;

-каковы особенности записи слов;

-чем древненовгородский диалект отличается от древнерусского языка;

-почему клещи посылают с щукой, а попу попало от попадьи?

Погружаясь в эти сюжеты, мы обнаружим, что человек XII века, пусть и говорит на непривычном языке, всё-таки чем-то напоминает нас в своих заботах. Он становится настоящим примером в своём уважительном отношении к слову и договору, в чувстве собственного достоинства и безоглядном отстаивании истины.

Ведущая — Елизавета Щеголькова

Вход свободный

punktum.ru

Берестяная библиотека древней Руси - Забытые истории

Археология ХХ века привела к открытию уникального исторического источника — берестяных грамот.

Правда, следует оговориться, что первую коллекцию берестяных грамот собрал еще в конце XIX века новгородский коллекционер Василий Степанович Передольский (1833–1907).  Именно он, проведя самостоятельные раскопки, выяснил, что в Новгороде есть прекрасно сохранившийся культурный слой. Найденные или выкупленные у крестьян берестяные грамоты Передольский выставил в первом в городе частном музее, построенном на собственные деньги, Берестяные грамоты, по его словам, были «письменами предков наших». Однако разобрать что-либо на старых обрывках бересты было невозможно, поэтому историки говорили о мистификации или считали "письмена предков" каракулями безграмотных крестьян. Словом, разыскания "русского Шлимана" относили к разряду чудачеств.В 1920-х годах музей Передольского был национализирован, а потом закрыт. Директор государственного Новгородского музея Николай Григорьевич Порфиридов выдал заключение о том, что «большинство вещей не представляло особой музейной ценности». В результате первая коллекция берестяных грамот была безвозвратно утеряна. Чисто русская история.

Сенсация пришла с полувековым опозданием. Как говорится, не было счастья, да несчастье помогло... При восстановлении города в 1950-х годах проводились масштабные археологические раскопки, открывшие в толще многометрового культурного слоя средневековые улицы и площади, терема знати и дома простых горожан. Первая берестяная грамота (конец XIV в.) в Новгороде была обнаружена 26 июля 1951 года на Неревском раскопе: она содержала перечень феодальных повинностей в пользу некоего Фомы.

Академик Валентин Янин в книге «Берестяная почта столетий» описывал обстоятельства находки так: «Случилось это 26 июля 1951 года, когда молодая работница Нина Федоровна Акулова нашла во время раскопок на древней Холопьей улице Новгорода, прямо на настиле ее мостовой XIV века, плотный и грязный свиток бересты, на поверхности которого сквозь грязь просвечивали четкие буквы. Если бы не эти буквы, можно было бы думать, что обнаружен обрывок еще одного рыболовного поплавка, каких в новгородской коллекции к тому времени насчитывалось уже несколько десятков. Акулова передала свою находку начальнику раскопа Гайде Андреевне Авдусиной, а та окликнула Артемия Владимировича Арциховского, на долю которого достался главный драматический эффект. Оклик застал его стоящим на расчищаемой древней вымостке, которая вела с мостовой Холопьей улицы во двор усадьбы. И стоя на этой вымостке, как на пьедестале, с поднятым пальцем, он в течение минуты на виду у всего раскопа не мог, задохнувшись, произнести ни одного слова, издавая лишь нечленораздельные звуки, потом хриплым от волнения голосом выкрикнул: «Я этой находки ждал двадцать лет!»В честь этой находки 26 июля в Новгороде отмечается ежегодный праздник — «День берестяной грамоты».

Этот же археологический сезон принёс ещё 9 документов на бересте. А сегодня их насчитывается уже больше 1000. Самая древняя берестяная грамота относится к X веку (Троицкий раскоп), самая «молодая» — к середине XV-го.

Буквы на грамотах процарапывали заостренным писалом.

Писала находили в археологических раскопах регулярно, но было непонятно, зачем их обратная сторона сделана в виде лопатки. Ответ был вскоре найден: археологи стали находить в раскопах хорошо сохранившиеся доски с углублением, залитым воском — церы, служившие также для обучения грамоте.

Воск разравнивали лопаткой и писали по нему буквы. Самая древняя русская книга — Псалтирь XI века (ок. 1010 г., более чем на полвека древнее Остромирова Евангелия), найденная в июле 2000 года, была именно такой. Книга из трех табличек 20х16 см, залитых воском, несла на себе тексты трех Псалмов Давида.

Берестяные грамоты уникальны тем, что, в отличие от летописей и официальных документов, дали нам возможность «услышать» голоса простых новгородцев. Основная масса грамот — это деловая переписка. Но среди грамот есть и любовные послания, и угроза вызвать на божий суд — испытание водой...

Широкую известность получили обнаруженные в 1956 году учебные записи и рисунки семилетнего мальчика Онфима. Процарапав буквы азбуки, он напоследок изобразил себя в виде вооруженного воина, верхом на коне сокрушающего врагов. С тех пор мечты мальчишек не сильно изменились.

Подлинной сенсацией стала берестяная грамота №9. Это — первое на Руси женское письмо: «Что мне дал отец и родичи дали в придачу, то за ним (имеется ввиду — за бывшим мужем). А теперь, женясь на новой жене, он мне не дает ничего. Ударив по рукам в знак новой помолвки, он меня прогнал, а другую взял в жены». Вот уж, действительно, долюшка русская, долюшка женская…

А вот любовное письмо, написанное в начале XII в. (№ 752): «Я посылала к тебе трижды. Что за зло ты против меня имеешь, что в эту неделю ты ко мне не приходил? А я к тебе относилась как к брату! Неужели я тебя задела тем, что посылала к тебе? А тебе, я вижу, не любо. Если бы тебе было любо, то ты бы вырвался из-под людских глаз и примчался… хочешь ли, чтобы я тебя оставила? Даже если я тебя по своему неразумению задела, если ты начнешь надо мною насмехаться, то пусть судит тебя Бог и я».Интересно, что письмо это было разрезано ножом, обрывки завязаны в узел и выброшены в кучу навоза. У адресата, видно, завелась уже другая зазнобушка...

Есть среди берестяных грамот и первое на Руси предложение руки и сердца (конец XIII в.): "От Микиты к Анне. Пойди за мене. Я тебя хочу, а ты меня. А на то послух (свидетель) Игнат..." (№377). Вот так буднично, зато без обиняков.

Еще один сюрприз преподнес 2005 год, когда было найдено несколько посланий XII-XIII веков с нецензурной лексикой — е... (№35, XII в.)., б... (№ 531, начало XIII в.), п...(№ 955, XII в.) и т. д.. Так был окончательно похоронен устоявшийся миф о том, что своеобразием нашего «русского устного» мы якобы обязаны монголо-татарам.

Берестяные грамоты открыли нам поразительный факт почти поголовной грамотности городского населения древней Руси. Причем, русские люди в те времена писали практически без ошибок — по оценкам Зализняка, 90% грамот написаны грамотно (простите за тавтологию).

Бродя по Новгородскому музею, натолкнулся на грамоту, которая может служить хорошей альтернативой заглавию известной книги Янина "Я послал тебе бересту" — "Я послал тебе ведёрко осетрины", ей-Богу, звучит лучше, заманчивее))...

По оценкам археологов, Новгородская земля хранит еще не менее 20-30 тысяч берестяных грамот. Но поскольку их обнаруживают в среднем по 18 в год, потребуется больше тысячи лет, чтобы извлечь на свет божий всю эту бесценную библиотеку.

Полный свод берестяных грамот выложен на сайте "Древнерусские берестяные грамоты" ---------------------------------------------------------------------------Поддержать автора можно через посильный взнос Сбербанк 5336 6900 4128 7345 или Яндекс-Деньги 41001947922532 Спасибо всем, кто уже оказал поддержку!

sergeytsvetkov.livejournal.com