Учитель: Древний Восток был родиной великих культур, выведших человека из лона первобытного мифа. Однако, покинув первобытность, Восток не преодолел мифологического способа отношения человека к миру. Мир древних восточных культур — это магический космос, в котором человек чувствует себя лишь подчиненной частью. Однако это уже не тот космос, в котором жил человек первобытной общины. Теперь обожествляются не только природные стихии, но и поднявшаяся над человеком мощь деспотического государства. Древние боги вечной Природы теперь выступают в облике первостроителей и покровителей Государства, которое мыслится как продолжение божественного порядка.
В отличие от первобытного мифа, мы застаем здесь пробуждение и первые шаги свободного духа, однако его начальным сознанием оказывается чувство своей темницы, своей замкнутости во внешней несвободе. Дух здесь тоскует и рвется наружу из подавляющего его мира, но даже в бунте он оказывается внутренне связан в выборе своих путей. Путь человека к своей свободе на Древнем Востоке оказывается не поиском нового бытия, а отказом от всякого определенного бытия. На вершинах восточной мудрости свобода выглядит как тотальное отрицание внешнего мира, от которого пытаются укрыться, растворившись в вечном потоке жизни, или обрести внутри себя покой, где нет ни страха, ни надежды.
Эти черты культур Древнего Востока во многом определены способом коллективного выживания, единственно возможного для человека той эпохи и в тех географических условиях. Условием выживания было наличие мощного деспотического государства, получавшего свое смысловое оправдание в культуре и мироощущении древнего человека. Но наиболее развитые восточные культуры рождали в себе не только оправдание, но и духовный протест против подавляющей человека государственной мощи и пытались дать человеку внутреннее (смысловое) убежище от внешнего деспотизма
Изучение нового материала (презентация)
… Азия выступает по сравнению с крошечной Европой во всем величии своего огромного пространства. Хронологически она представляется всеохватывающей основой, откуда вышли все люди.
К.Ясперс, современный немецкий философ
- Как вы понимаете слова современного немецкого философа К.Ясперса?
…История превратила человека в существо, стремящееся выйти за свои пределы.
К.Ясперс, современный немецкий философ
- Французский философ-просветитель М.Ж.Кондорсе и американский этнограф, историк Л.Г.Морган определили этапы развития человечества, согласно которым человечество проходит три этапа, напомните какие? (дикость, варварство, цивилизация).
- Вспомните, что представляло собой жизнь людей в первобытном обществе. Назовите основные отличительные черты общества, вставшего на путь цивилизации. При ответе вы можете воспользоваться электронной версией учебника: Хачатурян В. История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века, пройдя по ссылке: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/hach_istmir/01.php
ремесло отделилось от сельского хозяйства;
ирригационные сооружения повысили производительность сельского хозяйства;
появились разные социальные слои общества, что вызвало усложнение социальной структуры;
образовались государства - система органов управления обществом и его подавления;
создана письменность, благодаря которой люди смогли закрепить законы, научные и религиозные идеи и передать их потомству;
появились города.
- Где и когда зародились самые древние цивилизации мира? Перечислите все наиболее крупные цивилизации, существовавшие в IV-I тысячелетии до н.э. и покажите их на карте. (учащиеся называют и показывают цивилизации - египетская, Месопотамия, индийская, китайская, цивилизация хеттов, финикийская, древнееврейская, крито-микенская (греческая), цивилизация Урарту, персов, римская. На территории Америки – цивилизации инков, майя, ацтеков).
…Реки – это великие воспитатели человечества
Л.И.Мечников, русский историк, XIX века
- Какую роль в жизни древних цивилизаций играла окружающая их естественная среда. Почему Мечников называет реки – воспитателями человечества?
- Создание ирригационных систем требовало организации коллективного труда большого числа людей, усилий всей страны в целом. Сложно было и поддерживать в порядке систему каналов. Все эти работы невозможно было осуществить без жесткой организации, без сильной централизованной власти. Ученые считают, что это повлияло на формирование особого типа государства — восточной деспотии.
Чтобы понять, почему первые цивилизации являются деспотиями, давайте обратимся к электронным словарям, воспользовавшись интернетом в ваших телефонах.
Де́спот (от др.-греч. δεσπότης — господин) — полновластный правитель (не путать с жестоким правителем — тираном). Славянский аналог термина «деспот» — термин «господар».Не следует путать с византийским придворным титулом «деспот», не подразумевающим какой-либо абсолютной власти, — византийские деспоты были вассалами императора, а территория, управляемая византийским деспотом, называлась «деспотат».
Деспотия — форма государственного правления, когда верховная государственная власть сконцентрирована в руках абсолютного правителя или узкой группы лиц, которые вправе свободно распоряжаться судьбой своих подданных, то есть в деспотии самодержавный монарх не только правитель своего государства, но и господин своих подданных. Под деспотией также часто подразумевается тоталитарное правление, сопровождающееся репрессиями, подавлением гражданских свобод, контролем и слежкой за подданными государства. Тем не менее, деспотия и не всегда является тоталитарным государством.
http://ru.wikisource.org/wiki/ЭСБЕ/Деспотизм
Деспотизм // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Деспотизм (греч.) — как понятие государственного права — форма государственного устройства, при которой решающей силой является воля властителя, направленная к осуществлению его личных желаний, чуждая стремления к общему благу, и главное, не сдерживаемая законами, хотя бы изданными той же властью.
- Какой вывод из всего вышеизложенного можно сделать?
- (вывод учащихся) Следовательно, классическими деспотиями являлись государства Древнего Востока и Древней Африки: Ассирия, Вавилон, Древний Египет, древнеиндийские государства, Китайские империи, Персия Ахеменидов и Персия Сасанидов. Кроме того классическими деспотиями были греческие тирании, государство Великих Моголов в Индии и Османская империя.
- Какие основные функции выполняло централизованная государственная власть в государствах Древнего Востока?
- (ответ учащихся) В разных цивилизациях она могла иметь некоторые различия, но суть ее была единой: во главе государства стоял правитель, обладавший всей полнотой власти и считавшийся собственником всей земли. Такой тип власти реализовался за счет разветвленной административной системы, т. е. аппарата чиновников, который охватывал всю страну. Чиновники не только взимали налоги с населения, но и организовывали совместные сельскохозяйственные работы, строительство, следили за состоянием каналов, набирали рекрутов для военных походов, осуществляли суд.
- Такое государственное устройство было очень долговечным и устойчивым: даже когда большие империи распадались на части, каждая из них воспроизводила деспотию в миниатюре.
Работа в группах.
Ваше домашнее задание состояло в том, что работая в группах, вы должны были проследить развитие первичных цивилизации, выявить особенности их развития:
(выступление групп в сопровождении презентаций Power Point)
Закрепление пройденного на уроке
Отнесите перечисленные положения к:
А) причинам образования государства;
Б) к признакам государства.
1. Заинтересованность знати в укреплении своей власти.
2. Появление законодательства.
3. Наличие определенной территории.
4. Необходимость удержания в повиновении народа.
5. Необходимость защиты от врагов.
6. Наличие центров ремесла и торговли.
7. Появление аппарата управления.
Тест “Что такое цивилизация?”.
Древние государства появлялись:
по всей земле одновременно;
только на океанском побережье;
постепенно в долинах крупных рек.
На территории древних государств были:
города, окруженные крепостными стенами;
отдельные дома жителей;
поселения жителей.
Жители в древних государствах:
были равны перед законом;
все считались рабами правителя;
были неравны, то есть были богатые и бедные.
Главой государства был:
старейшина избранный всеми;
царь, получивший власть по наследству;
религиозный служитель “по воле бога”.
Необходимым для обеспечения правопорядка в государстве было:
тайная полиция;
законы и письменность;
подарки всем жителям;
грамотные чиновники.
Домашнее задание.
Параграф 7
Нарисовать иллюстрацию к теме « Деспотии Востока. Расширение ареала цивилизации»
nsportal.ru
План-конспект урока по истории (10 класс) на тему: Конспект урока «Народы Древнего Востока и мировая культура» | скачать бесплатно
Тема урока «Народы Древнего Востока и мировая культура»
Тип урока – повторительно-обобщающий
Форма урока – игра-путешествие
Цели урока:
Обобщить и систематизировать изученный материал по теме «Древний Восток», закрепить основные идеи темы;
Закрепить знания основных достижений народов Древнего Востока и оценить их вклад в мировую культуру.
Задачи урока:
Способствовать развитию умения воспроизводить полученную информацию, выделять главное, ориентироваться в основных событиях истории Древнего Востока; сопоставлять, использовать информацию в новых условиях, анализировать и делать выводы;
Воспитывать у учащихся уважение к истории, традициям, культуре народов Древнего Востока.
Воспитывать у учащихся соревновательных качеств и навыков работы в группе на основе сотрудничества, взаимоуважения
Оборудование:
Компьютер, телевизор, раздаточный материал для групп – листы с заданиями, лист оценивания работы групп, реквизит для сценок, жетоны (следы ног)
Ход урока
Этап урока
Время
Деятельность преподавателя
Деятельность учеников
I Организационный этап
5 мин.
Вступительное слово.
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы окунемся в волшебный мир Древнего Востока, еще раз осуществим путешествие по его странам. Давайте вспомним, какие страны Древнего Востока мы изучили.
Название «Древний Восток» было дано людьми, живущими в Западной Европе, для них эти страны действительно были восточными. Сегодня мы отправляемся в путешествие по Древнему Востоку. Оно будет называться «Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру» (1 слайд). Путешествие наше будет необычным. Вы плывете на трех кораблях. Экипаж уже заранее определен.
Мы будем путешествовать по островам наших знаний. Их сейчас вы видите на экране (2 слайд). Вы вспомните знаменитых древних правителей, важные события и когда они происходили, оцените достижения народов Древнего Востока в мировой культуре, повторите исторические понятия. На каждом острове знаний вас ждут интересные задания. Выполняя их, ваши команды будут получать баллы. Баллы будет подсчитывать сегодня _____________ . Поприветствуйте! Экипаж того корабля, который лучше всех справится с предстоящими трудностями, получит высокие отметки. А также будет оценена работа всех тех учащихся, кто наберет больше 3 жетонов за правильные ответы.
Помните, что вы работаете в одной команде!
И так мы отправляемся.
В течение одной минуты придумайте свое название кораблю и выберите капитана. Название и фамилию капитана напишите на своем маршрутном листе
Учащиеся рассаживаются за три стола, по 6 человек.
Три ученика переодеваются в рабов, берут реквизит и тоже садятся в группы. Группы заранее сформированы. 1 ученик – помощник – будет фиксировать правильные ответы.
В течение 1 минуты выбирают капитана и придумывают название своему кораблю. Записывают это на маршрутных листах.
Слабые учащиеся получают тесты, которые должны в ходе урока выполнить и сдать.
II ход игры
30 мин
1. жеребьевка
2 мин
Познакомимся с нашими командами. Прошу выйти капитанов.
Проведем жеребьевку и выясним, какой корабль первым отправится в путешествие
Капитаны выходят, называют название своего корабля
Проходят жеребьевку. (1,2,3)
2. Знаменитые правители
(3 слайд)
5 мин
Определите, какие правители древности могли написать о себе приведенные ниже слова!
Какими государствами они управляли?
За каждого правильно угаданного правителя – 1 балл. За страну – еще 1 балл.
Команды по очереди отвечают на вопросы о правителях. (Приложение № 1)
3. Гости
5 мин
Плывут ваши корабли, плывут, и вдруг увидели лодку, а в ней люди. Вы подобрали этих людей. Что это за люди?
Откуда вы? Расскажите нам
Входят 3 раба. Беседа рабов и команд
Команды отвечают – рабы
1 раб - Я прибыл из страны, где пленных заставляли много трудиться, а если мы не повиновались, нам отрезали ухо.
Команды - Междуречье
2 раб - А в моей стране рабов не убивают, хотя и заставляют много трудиться. Я сопровождал купеческий караван с товарами. Меня щедро наградили, только я не знаю, что это за вещи. Может быть вы мне поможете, ребята? (из корзины вытаскивает – сахар, шахматы, чай, рис)
Команды – из Индии
3 раб – А меня в моей стране заставляли строить каналы, усыпальницы для владыки, дороги, таскать тяжелые камни. Меня так много били, что я забыл откуда я.
Команды – Египет
Рабы занимают места в командах
4. «Важные события»
3 мин
Следующий остров – Важные события. Перед вами события, которые нужно соединить со своими датами. В течение 5 минут вы соотносите события с нужными датами. Выполняете задание на своих маршрутных листах. Затем отдаете задание жюри.
Давайте вместе посмотрим, как они правильно должны соотноситься
Команды работают. Выполняют задание. Отдают лист жюри.
Приложение № 2
5. Исторические понятия
5 мин
Следующий остров – «Исторические понятия». Здесь вам предстоит отгадать кроссворд, состоящий из понятий, с которыми мы познакомились при изучении Древнего Востока.
В течение 5 минут вы отгадываете, затем сдаете жюри. За каждое отгаданное слово – 1 балл.
Отгадывание кроссворда в группе. Сдают жюри. (Приложение № 3)
6. Древние названия
5 мин
Жители Древнего Востока давали своим странам, городам, людям и т.д. очень красивые, интересные, и самое главное, правильные названия. Например, финикийцы свой город Сидон называли «местом для рыбной ловли», а город Тир – «скалой». Вам нужно отгадать три таких древних названия.
Команды по очереди выбирают кружочки с баллами и отвечают. Жюри подсчитывает Приложение № 4)
7. Культурные достижения
5 мин
Это конкурс капитанов. Прошу капитанов выйти. Для вас блиц - вопросы по культуре стран Древнего Востока.
За каждый правильный ответ 1 балл.
Капитаны выходят. Отвечают на вопросы по очереди. Приложение № 5
8. Подведение итогов. Рефлексия
5 мин
Игра закончена. Слово жюри.
Скажите
Чем наш урок отличался от обычного?
Что вам понравилось больше всего?
Что не понравилось?
Будем ли еще проводить такие уроки?
Учащиеся слушают Жюри. Участвуют в рефлексии.
10 Домашнее задание
3 мин
Ваше домашнее задание – последний слайд.
Записывают домашнее задание.
Приложение №1 для жюри (правильные ответы) Остров «Знаменитые правители»
Я царь чью мудрость восхваляют по всему свету! Мне удалось заключить союз с фараоном Египта и женится на его дочери! Это обезопасило границы моего государства, и я с гордостью могу сказать: «Каждый жил спокойно под виноградником своим!» За то, что бог Яхве дал мне мудрое сердце воздвиг я в его честь храм и прославлял везде его имя!
Соломон
Я – царь, превосходящий прочих царей, даровавший жизнь Уруку, проведший обильную воду его населению! По велению Шамаша, великого судьи небес и земли, да воссияет в стране моя справедливость! Пусть мои законы не имею нарушителя!
Хаммурапи
Я сын Неба, объединив Поднебесную, принял титул первого императора династии! Обрушил мощь империи против варваров, живущих на севере, чтобы они не нарушали спокойствие империи, построил стену в десять тысяч ли!
Цинь Шихуан
Я встал впереди моих победоносных воинов, указывая своими шагами путь каждому человеку! и лошадь шла за лошадью! Крепость покорилась моему величеству! Велика мая мощь, велика власть бога Амон-Ра над всеми чужеземными странами!
Тутмос Третий
Город Фивы захватили мои руки с помощью Ашшура! Награбил я добычу! Но не чуждо мне и прекрасное! Из всех военных походов везли по моему приказу в столицу книги и собирал я их в своем дворце! (Ашшурбанапал). Я - царь великий, царь царей, царь этой земли! Мне достались 23 страны, они стали мне подвластны, приносили мне дань! Эти страны следовали моим законам!
Дарий Первый
Город Фивы захватили мои руки с помощью Ашшура! Награбил я добычу! Но не чуждо мне и прекрасное! Из всех военных походов везли по моему приказу в столицу книги и собирал я их в своем дворце!
Ашшурбанапал
Приложение № 2 «Важные события»
Событие
Дата
1. Начало железного века
1). 221 г. до н.э.
2. Разрушение Ниневии, столицы Ассирии
2) X век до н.э.
3. Строительство пирамиды Хеопса
3) 600 г. до н.э.
4. Объединение Китая Цинь Шихуаном
4) 1792-1750 гг. до н.э.
5. Правление вавилонского царя Хаммурапи
5) 1500 г. до н.э.
6. Объединение Индии царями из династии Маурьев
6) III век до н.э.
7. Финикийцы обогнули Африку
7) 2600 г. до н.э.
8. Расцвет Египетского царства
8) 612 г. до н.э.
Приложение № 3 «Исторические понятия»
К
И
О
Д
З
М
Л
Ж
Р
П
У
О
Д
С
У
А
А
М
Н
А
Ф
Н
Ш
З
П
И
И
Р
Р
И
Г
А
Ц
И
Я
Я
А
И
Н
Л
Д
Ы
Р
Б
К
К
И
У
У
С
Ф
С
Приложение № 4 «Древние названия»
Баллы
Вопрос
Ответ
«Сын бога солнца Ра»
Фараон
«Живой убитый»
Раб
«Угодный Атону»
Эхнатон
«Священное письмо»
Иероглифы
«Дар Нила»
Египет
«Черная земля»
Египет
«Река, текущая в обратном направлении»
Евфрат
Море «Среди земель»
Средиземное море
«Небосклон Атона»
Ахетатон
«Страна Ариев»
Иран
«Царь царей»
Дарий Первый
«Столпотворение народов»
Разделение на народы и языки
«Пришла красивая женщина»
Нифертити
«Глаза и уши царя»
Гонцы в Персии
«Логовище львов и город крови»
Ниневия
«Красная земля»
Пустыня
«Царь четырех стран»
Хаммурапи
«Стремление добыть коров»
Война
«Охранитель коров»
Вождь
«Бич Китая, горе Китая»
Хуанхэ
Приложение № 5 «Культурные достижения»
№
Вопросы
Ответы
Высота этого сооружения – 150 метров, строили его 200 лет 100 тыс человек.
Пирамида Хеопса
В своем дворце в Ниневии Ашшурбанапал собрал огромную библиотеку …
Глиняных книг
Как назывался главный торговый путь через всю Азию?
Великий Шелковый путь
С помощью чего ассирийские воины дышали под водой?
Кожаные мешки
Из каких букв состоял финикийский алфавит? Сколько их было?
Согласные, 22
Какое вавилонское чудо в древности считалось одним из семи чудес света?
Висячие сады Семирамиды
Из тела какого индуистского бога произошли четыре Варны?
Брахма
Как называется самая древня и самая большая часть Библии?
Ветхий завет
Сколько жизней имеет человеческая душа по индийским верованиям?
7
Как изображали бога Атона?
Солнечный диск с лучами, заканчивавшимися ладонями
Какой французский ученый расшифровал древнеегипетские иероглифы?
Шампольон
Что означает в переводе имя «Будда»?
Просветленный
Какому священному животному поклонялись египтяне?
Священный бык Апис
О каком народе писал Геродот: У них каждый врач излечивает только одну болезнь. Поэтому у них полно врачей: одни лечат глаза, другие голову, третьи- зубы, четвертые – желудок, пятые –внутренние болезни
египтяне
В какой стране была отлично налажена почтовая служба?
Персидская держава
Какое сооружение было возведено для защиты от кочевников?
Великая китайская стена
У какого народа было поклонение богу Яхве?
Древние Евреи
Какой народ изобрел цифра, которыми мы пользуемся до сих пор?
индийцы
Как называется храм в виде ступенчатой пирамиды?
Зиккурат
Какой народ основал колонию Карфаген на северном побережье Африки
финикийцы
Объясните выражение валтасаров пир
веселая, роскошная жизнь, неуместное веселье в канун неминуемых бедствий.
Объясните выражение богат как крез
Очень сильно богат и счастлив от этого, хотя богатство – это не главное
Объясните выражение иерихонская труба
оглушительно громкий, трубный голос.
Приложение № 6 Тест для слабых учащихся
Ф.И.________________________________
Тест «Страны Древнего востока»
1 вариант
1. Древняя страна, расположенная между морем и цепью Ливанских гор:
1) Междуречье
2) Египет
3) Финикия
2. От кого защищала Северный Китай Великая Китайская стена?
1) от ассирийцев
2) от гуннов
3) от египтян
3. На чем писали в Междуречье?
1) на глиняных табличках
2) на пальмовых листьях
3) на папирусе
4. Какое государство захватило в VI веке до н.э. Вавилонское и Египетское царства?
1) Лидия
2) Персия
3) Израиль
5. Библейский старец, который спасся на ковчеге во время Всемирного потопа?
1) Моисей
2) Адам
3) Ной
6. Что выращивали в Древней Индии?
1) чай
2) хлопчатник и сахарный тростник
2) какао
7. Что изобрели в Древнем Китае?
1) бумагу
2) цифры
3) шахматы
8. Какой предводитель персов прославился как великий полководец?
1) Хаммурапи
2) Кир
3) Крез
9. Где протекает река Ганг?
1) в Индии
2) В Египте
3) в Китае
10. Где был придуман первый алфавит?
1) в Египте
2) в Персии
3) в Финикии
Ф.И.________________________________
Тест «Страны Древнего востока»
2 вариант
1. Как называлась страна, которая лежала между Тигром и Евфратом?
1) Индия
2) Китай
3) Междуречье
2. Кто по Библии был создан Богом и чье имя переводится с еврейского, как человек?
1) Ной
2) Адам
3) Моисей
3. От какого бога произошли Варны в Древней Индии?
1) Брахма
2) Будда
3) Амон-Ра
4. Как называлась письменность в междуречье?
1) линейное письмо
2) иероглифы
3) клинопись
5. Что выращивали в Древнем Китае?
1) сахарный тростник
2) чай
3) хлопчатник
6. Что изобрели финикийцы?
1) бумагу
2) компас
3) шахматы
7. Столица Ассирии, логовище львов и город крови?
1) Ниневия
2) Персеполь
3) Вавилон
8. Где протекает река Инд?
1) в Египте
2) в Индии
3) В Китае
9. Египетский фараон, для которого была построена самая большая пирамида
1) Эхнатон
2) Тутмос
3) Хеопс
10. Кого в Древнем Египте называли «живыми богами»?
1) вельмож
2) жрецов
3) фараонов
Маршрутный лист для команды
Название корабля ______________________
Ф.И капитана __________________________
Состав экипажа корабля
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
Маршрут путешествия:
1. Знаменитые правители
2. Важные события
3. Исторические понятия
4. Древние названия
5. Культурные достижения (конкурс капитанов)
В конце путешествия ответьте, пожалуйста, на вопрос:
1. Чем наш урок отличался от обычного?
2. Что вам понравилось больше всего?
3. Что не понравилось?
4. Как бы вы оценили свою работу?
nsportal.ru
Древний Восток (10 класс) - Презентации по истории
Описание:
Презентация на тему «Древний Восток» подготовлена учителем истории Мухтаровым Л.Р. для учеников 10 классов.
В начале методической разработки рассматриваются хронологические рамки Древнего мира. Слушатели узнают, что этот период следует за первобытной эпохой (Древний Восток, Древняя Греция, Древний Рим) и представляет собой неклассическое рабовладение, дофеодальное «азиатское» общество. Так же в презентации описывается Древний Восток, представленный Северной Африкой и Азией, где зародились первые цивилизации («речные»).
Вниманию аудитории представлена карта Древнего Востока и характеристики государств.
Категория:
История
Слайды:
Информация:
Дата создания материала: 03 Ноября 2015 г.
Слайды: 16 слайдов
Дата создания файла презентации: 03 Ноября 2015 г.
Размер презентации: 1127 Кб
Тип файла презентации: .rar
Скачана: 105 раз
Последний раз скачана: 05 Сентября 2018 г., в 21:49