Кладка древняя. Картинки древняя каменная кладка, Стоковые Фотографии и Роялти-Фри Изображения древняя каменная кладка | Depositphotos®
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древняя каменная кладка Стоковые фотографии и лицензионные изображения. Кладка древняя


Древнерусское зодчество: стены — ТехЛиб

32_gum1П. А. Раппопорт. Строительное производство Древней Руси (X-XIII вв.) .

Техника кладки стен, применявшаяся в памятниках зодчества Киевской Руси, представляла собой своеобразное сочетание кладки из кирпича и камня, т.е. была смешанной, каменно-кирпичной. Часто такую кладку называют «opus mixtum», хотя в действительности этот термин относится к более широкому кругу строительной техники и киевская кладка является лишь одним из ее вариантов.

Храм Дмитрия Солунского близ Тулы, конструкция крыши и винтовой лестницы восстанавливалась инженером Шуховым по старинным реконструкциям; в храме навсегда утрачена уникальная роспись по рисункам Васнецова и мозаика мастера В.А. Фролова

(фото muph)

Кладка велась в основном из кирпича, но с рядами больших необработанных камней. Последние находились на разном расстоянии друг от друга; в большем количестве и более крупные камни использовали в средних частях стен, где их укладывали в качестве забутовки вместе с кирпичами (большей частью битыми). Сама кирпичная кладка имела характер так называемой кладки со скрытым рядом (иногда ее называют кладкой с утопленным рядом).

При такой кладке на фасад выводят не все ряды кирпичей, а через ряд, тогда как промежуточные немного отодвинуты в глубь кладки и прикрыты снаружи слоем раствора. Поскольку горизонтальные швы раствора по толщине примерно равны кирпичам, на фасадах между рядами кирпичей образуются полосы раствора, равные по ширине приблизительно трем толщинам кирпича. Наружный слой раствора при этом тщательно заглаживался, почти полировался, в вдоль краев кирпичей делалась аккуратная подрезка. Таким образом, обработка наружной поверхности стен при подобной системе кладки производилась дважды: сперва черновая, а затем более тщательная — гладкая затирка мастерком с полировкой лощилом. (Маленький мастерок, применявшийся для декоративной обработки поверхности раствора, был найден под древнейшим полом новгородского Софийского собора. Длина пластины мастерка 13 см, ширина — 5.7 см. Керамическая плитка — лощило для полировки поверхности обнаружена при изучении Успенского собора киевского Печерского монастыря (Штендер Г.М. Инструментарий каменщика-новгородца XI—XV вв. // Новгородский край. Л., 1984. С. 207) В результате получалась чрезвычайно живописная полосатая структура поверхности. Эта система кладки давала к тому же широкие возможности исполнения декоративных выкладок и узоров.

Кладка со срытым рядом с применением полос естественного камня имеет производственно-техническое происхождение. Введение полос камня давало значительную экономию дорогостоящего кирпича, не снижая при этом прочности стен. Система же кладки со скрытым рядом обеспечивала возможность перевязки швов, которая при почти квадратном формате кирпича-плинфы могла бы иначе вызывать затруднения. В то же время несомненно, что такая система кладки рассматривалась строителями как дающая определенный эстетический эффект, обеспечивая живописно-декоративное решение фасадов. Впрочем, очень вероятно, что, за исключением участков с чисто декоративной кладкой (меандры, кресты и пр.), поверхность стен все же иногда затиралась раствором. (Логвин Г.Н. О первоначальном облике храмов Киевской Руси // Архитектура Киева. Киев, 1982. С. 62.)

Несомненно, что система кладки со скрытым рядом имеет византийское (точнее — константинопольское) происхождение. В византийском зодчестве, особенно в столичной архитектурной школе, подобная кладка получила широкое распространение. Правда, наиболее ранние памятники, исполненные в подобной технике, известны в Константинополе лишь для первой половины XI в., в то время как в Киеве в такой технике была возведена уже Десятинная церковь, построенная в самом конце X в. На этом основании некоторые исследователи высказывали предположение, что техника кладки со скрытым рядом была впервые разработана на Руси. (Брунов Н.И. К вопросу о некоторых связях русской архитектуры с зодчеством южных славян // Архитектурное наследство. М., 1952. Т. 2. С. 12.) Ошибочность подобных предположений теперь уже ни у кого не вызывает сомнений. (Раппопорт П.А. Археологические исследования памятников русского зодчества X— XIII вв. // СА, 1962. № 2. С. 76.) К сожалению, памятники византийского (особенно константинопольского) зодчества X—XI вв. пока еще слабо изучены, (Delvoye Ch. L’architecture byzantine au XI-е siecle // Proc. XIII Intern. Congr. Byzantine Studies. Oxford, 1967. P. 227.) поэтому выяснить точное время появления в Византии техники кладки из плинфы со скрытым рядом не удается. Очевидно, что дальнейшее изучение техники византийского зодчества выявит памятники, исполненные в подобной технике уже в X в. (П. Вокотопулос приводит наиболее ранний известный пример системы кладки со скрытым рядом — 1028 г. (Салоники, церковь Панагия Халкеон), но полагает, что эта техника была изобретена в Константинополе во второй или третьей четверти X в (Vocotopoulos P.L. The concealed coures technique // Jb. der Osterreichischen Byzantinistik. Wien, 1979. Bd 28. S. 258)

На Руси техника кирпичной кладки со скрытым рядом и с применением полос камня применялась в киевском зодчестве начиная с конца X в. (Десятинная церковь) и вплоть до начала XII в. В той же технике возведены и здания, построенные в XI в. вне Киева, — Спасский собор в Чернигове и Софийский собор в Полоцке. В целом к той же группе следует отнести и новгородский Софийский собор, несмотря на то что здесь техника несколько видоизменена в связи с широким применением местного строительного материала — известняковой плиты. В конце XI — начале XII в., когда параллельно с Киевом на Руси появились новые архитектурно-строительные центры — Чернигов и Переяславль, там применялась та же техника.

Поперечный разрез стены. 1 — при кладке со скрытым рядом; 2 — при равнослойной кладке Коложская церковь в Гродно. Северо-восточный столб
Рис. 51. Поперечный разрез стены. 1 — при кладке со скрытым рядом; 2 — при равнослойной кладке.   Рис. 52. Коложская церковь в Гродно. Северо-восточный столб.

В начале XII в. в церкви Спаса на Берестове можно видеть некоторое изменение строительных приемов. Здание также возведено из кирпича в технике со скрытым рядом, однако в нем полностью отсутствуют полосы камня. Стены церкви Спаса производят впечатление построенных целиком из кирпича, хотя внутри стен в забутовке наряду с кирпичами использованы и камни. Церковь Спаса на Берестове представляет собой в Киеве последний по времени сохранившийся памятник, исполненный в кирпичной технике со скрытым рядом. В первой половине XII в. исчезает данная техника и в Переяславле. Зато именно с этого времени она появляется в Полоцке, где удерживается в течение всего XII в., вплоть до прекращения там монументального строительства. Все полоцкие памятники построены в кирпичной технике со скрытым рядом, но без применения полос необработанного камня. (По не вполне достоверным сведениям XIX в., ряды камней имелись в Большом соборе Бельчицкого монастыря.) Камни использовались здесь лишь в забутовке стен. Отступ промежуточного (скрытого) ряда кирпичей от плоскости фасада обычно равен 1 — 2 см, таким образом, несомненно, что этот прием уже полностью утратил свой конструктивный смысл, а использовался лишь как традиционно сложившийся. Для XII в., когда кладка со скрытым рядом в других русских землях уже не применялась, названный прием сразу же выдает руку полоцких мастеров, даже тогда, когда встречается вне пределов Полоцкой земли. Так сложены галереи Борисоглебской церкви в Новогрудке, церковь Петра и Павла на Синичьей горе в Новгороде, так же исполнены некоторые участки кладки церкви архангела Михаила в Смоленске.

В XII в. на смену технике кладки со скрытым рядом приходит новая — равнослойная, или порядковая. В Киеве и Киевской земле наиболее ранние памятники, возведенные в равнослойной технике, относятся к 40-м гг. XII в. (церкви Кирилловская и в Каневе). (Раппопорт П.А. Из истории киево-черниговского зодчества XII в. // КСИА 1984. Вып. 179. С. 59.) Таким образом, в Киеве эта техника стала применяться вскоре после того, как перестали строить в старой манере. Однако в Чернигове равнослойная кирпичная техника появилась несколько раньше. Например, в равнослойной технике возведены собор Елецкого монастыря, Ильинская и Борисоглебская церкви. Эти здания построены в начале XII в. Следовательно, в Чернигове начали строить в новой технической манере тогда, когда в Киеве еще продолжали возводить здания в технике кладки со скрытым рядом. Вскоре равнослойная кладка сменила старую манеру и в Переяславле, в такой же технике были построены церкви в Старой Рязани, началось строительство во Владимире-Волынском. С середины XII в. сложился крупный самостоятельный строительный центр в Смоленске, где тоже строили в новой строительной технике. Наконец, в конце XII в. равнослойная техника кладки применялась в гродненской архитектурной школе.

Начиная со времени своего появления на Руси и вплоть до монгольского вторжения равнослойная техника кирпичной кладки не претерпела существенных перемен. Правда, изменились формат кирпича, характер раствора и подрезки швов, некоторые второстепенные детали, но основы технического приема оставались теми же. Наиболее поздние памятники киево-черниговского круга (церкви в Трубчевске, Путивле и др.) демонстрируют кирпичную технику, принципиально не отличающуюся от техники кладки таких ранних памятников, как собор Елецкого монастыря. В церкви Василия в Овруче при сохранении всех основных конструктивных особенностей появилась лишь одна новая черта — прием декоративного оформления поверхностей стен вставками больших цветных камней со шлифованной наружной поверхностью. Еще ярче этот декоративный прием проявился в памятниках гродненской архитектурной школы, где кроме камней стены были украшены вставками поливных керамических плиток.

В ряде случаев отмечено, что кирпичные стены, исполненные в равнослойной технике, затирали раствором. Когда была осуществлена затирка — сразу же после возведения здания или несколько позже — не всегда ясно. Известны примеры, где наружная затирка (иногда довольно плотная, типа штукатурки) была сделана сразу по окончании кладки. Особенно четко это удалось проследить в смоленском соборе на Протоке, где все части безусловно одновременного сложного комплекса (западная пристройка, притвор, галереи, часовни) примыкают к уже оштукатуренным стенам предыдущего по исполнению объема. (Воронин Н.Н., Раппопорт П.А. Зодчество Смоленска XII-XIII вв. Л., 1979. С. 324.) В некоторых памятниках обмазка была обработана и разграфлена, имитируя каменную квадровую кладку (в Чернигове Борисоглебская и Ильинская церкви, собор Елецкого монастыря).

В равнослойной кладке все ряды кирпичей доходят до поверхности стены, и поэтому на фасадах создается четкое чередование рядов кирпичей и приблизительно равных им по толщине швов раствора. Перевязка швов достигается при такой системе кладки поворотом кирпичей — ложком или тычком. Обычно большинство рядов кирпичей — тычковые, а ложковых меньше — их располагали через несколько тычковых. (В современном строительстве также допускается перевязка швов через пять рядов (см., напр.: Технология строительного производства / Под ред. Д.Д. Бизюкина. Л.; М., 1951. С. 416) Иногда ложковые ряды делали не сплошными, а чередуя участки, выложенные ложками, с тычковыми. Видимо, это считали вполне достаточным для соблюдения перевязки швов, жестких же правил чередования ложков и тычков не было.

Однако если перевязка швов в стенах делалась не всегда достаточно аккуратно, то в углах здания, в столбах (особенно в углах и закрестьях столбов) и в пилястрах она выдерживалась очень строго. Здесь тычковые и ложковые кирпичи чередуются регулярно через ряд и, как правило, для перевязки швов используются кирпичи более узкого формата. При этом мастера отчетливо различали участки кладки, несущие определенную нагрузку, и детали, такой нагрузки не несущие. Например, в Смоленске в конце XII —начале XIII в., когда начали применять узкие полуколонки на фасадах, строители понимали, что они не обязательно должны иметь большую прочность, и поэтому использовали через ряд узкие кирпичи с полукруглым торцом, специально изготовленные для выкладки полуколонок: а через ряд между ними укладывали обломки таких кирпичей, только их скругленную часть.

При кладке со скрытым рядом в средней части стены обычно использовали не только кирпичи, но и камни, отчего кладка имела характер ящика с кирпичными стенками, пространство между которыми представляло забутовку, При равнослойной кладке средняя часть стены заполнялась кирпичами, но менее регулярной кладкой с применением битых экземпляров. Это, однако, не означает, что кладка велась в виде двух самостоятельных стенок с последующей забутовкой пространства между ними, поскольку заполнение внутренней части стен содержит четко выраженные слои, соответствующие слоям кирпичной кладки наружных стен. Очевидно, что кладка велась горизонтальными рядами, а в каждом ряду из целых кирпичей аккуратно выкладывали наружные поверхности и заполняли середину битыми кирпичами. После этого весь ряд кладки перекрывался слоем раствора, а затем — следующим рядом кирпичей. Даже в тех случаях, когда при равнослойной кладке в средней части стены использовали камни (например, в гродненской Нижней церкви), основным материалом заполнения все же служили кирпичи и общий характер всей стены был послойным.

На памятниках Смоленска удалось установить, что в более ранних постройках (середина XII в.) внутренние части стен заполнены почти исключительно целыми кирпичами, лежащими в достаточно строгом порядке. В более поздних постройках (конец XII-начало XIII в.) заполнение средних частей стен становится менее регулярным: здесь употреблены уже только битые кирпичи, уложенные в полном беспорядке, хотя с соблюдением горизонтальной порядовки. Лишь в одном смоленском памятнике (собор на Протоке) внутренние части стен действительно превращены в забутовку с использованием не только кирпичей, но и камней, без сохранения горизонтальных рядов.

Можно отметить, что ложковые ряды кирпичей, свидетельствующие о желании усилить перевязку швов, чаще встречаются там, где внутренняя часть стены уложена менее регулярно (например, собор на Протоке в Смоленске), и реже — при тщательной кладке средней части стены (Борисоглебский собор Смядынского монастыря в Смоленске). В литературе высказывались предположения о том, что через определенное количество рядов кладки стены для укрепления перевязывали сквозными рядами регулярной кладки. На исследованных памятниках такую систему удалось обнаружить только в черниговской Пятницкой церкви, где каждые пять-семь рядов кладки внешних поверхностей чередовались с двумя-тремя рядами кладки, пропущенными сквозь всю толщу стены (так называемая кладка «в ящик»). (Холостенко Н.В. Архитектурно-археологические исследования Пятницкой церкви в Чернигове // СА 1956. Т. 26. С. 285.)

Наружные ряды кирпичей кладки стен («наружная верста») делались, как правило, из целых кирпичей. Очевидно, именно эти ряды кладки выполняли по отвесу и шнуру. В некоторых случаях можно даже видеть, как зодчие укладывали опорные кирпичи, по которым определяли точную форму здания. Например, в круглом столбе гродненской Борисоглебской церкви на Коложе мастер явно сперва разметил положение четырех кирпичей, лежащих строго по диагонали квадратной базы столба и определявших, таким образом, диаметр столба, а после этого выложил кирпичи по периметру круга (рис. 52). (Раппопорт П.А. Новые данные об архитектуре древнего Гродно // Древнерусское искусство. М., 1988. С. 65.)

Подрезка швов на фасадах при равнослойиой кладке большей частью делалась косой, односторонней — скосом вниз наружу. (При равнослойной системе кладки косая подрезки швов была характерна и для византийской архитектуры этого времени (Schneider A.M. Byzanz, Istanbuler Forschungen. Amsterdam, 1967. Bd 8. S. 13; Eyice S. La ruine byzantine dite «Ucayak» // Cahiers archeologiques. Paris, 1968. T. 18. P. 146) При такой подрезке каждый кирпич всегда несколько выступает над нижележащим швом (на 0.5 см, иногда несколько больше). Однако встречаются и другие системы подрезки, например двусторонняя по краю кирпичей, близкая по типу к подрезке, применяемой при кладке со скрытым рядом. Отмечена подрезка в виде вдавленного скругления швов. В некоторых памятниках (особенно в конце XII —начале XIII в.) подрезка швов на фасадах вообще не делалась, а выступавший из швов раствор затирался по поверхности фасада.

Совершенно особый характер приобрела кладка в памятниках новгородского зодчества. Уже в новгородском Софийском соборе мастера значительно видоизменили киевскую систему кладки со скрытым рядом, введя значительное количество известняковых плит. Так, кладка стен и столбов основного объема храма снизу до уровня хор исполнена в основном из постелистых плит, прикрытых снаружи на фасадах затертым раствором. Забутовка в средних частях стен сделана из мелких камней и кирпичей на обильном растворе. Кладка основного объема здания выше хор, а также кладка галерей исполнена из плит, но многие камни здесь выходят на фасадную поверхность и сфальцованы, т.е. подчеркнуты подрезкой раствора. Однако, ведя кладку стен и столбов почти целиком из известняковых плит, мастера все основные конструктивные элементы — арки, паруса, купола, лопатки фасадов — строили целиком из кирпичей в технике со скрытым рядом. Кроме того, в каменной кладке стен и столбов имеются горизонтальные прослойки кирпичной кладки, состоящие из нескольких (обычно от четырех до семи) рядов кирпичей, тоже уложенных со скрытым рядом. Кое-где на фасадах собора есть участки декоративной кирпичной кладки, близкие тому, как это сделано в Киеве и черниговском Спасском соборе.

Позднее (в памятниках новгородской архитектуры XII в.) от кладки стен почти исключительно из плит отказались и установилась уже вполне разработанная система чередования плит и кирпичей — через ряд. Система эта далеко не всегда аккуратно выдерживалась, и иногда ряды кирпичей прерывались, а ряды плит сдваивались. Изменения почти всегда происходили в сторону уменьшения количества кирпичей, а не плит. Порой для выравнивания камней куски кирпичей в такой кладке ставились на ребро. Подобная система кладки встречена уже в самом раннем памятнике новгородской архитектуры XII в. — в церкви Благовещения на Городище, а затем используется вплоть до XIII в.

Другой вариант смешанной кладки — из камня и кирпича — можно видеть в церкви Благовещения в Витебске. Здесь один ряд тесаных камней чередуется с двумя рядами кирпичей. Кладка не везде абсолютно идентична: кое-где вместо двух рядов кирпичей проходит всего один или, наоборот, несколько рядов. Точно так же местами вместо одного ряда камней проходит несколько смежных. Камень отесан не очень тщательно. Наряду с горизонтальными блоками встречаются вставки небольших, вертикально поставленных камней. Такая система смешанной кладки кроме витебской церкви отмечена еще в здании Борисоглебской церкви в Новогрудке, где она исполнена гораздо небрежнее. Более в русской архитектуре подобная техника нигде не встречается, хотя для византийской, болгарской и сербской архитектуры это достаточно обычный прием. В витебской церкви данная система кладки снаружи не видна, так как фасады затерты раствором, по которому прочерчена имитация кладки из крупных отесанных квадров. (Раппопорт П.А. Церковь Благовещения в Витебске // ПКНО: Ежегодник 1985. Л., 1987. С. 522.)

Совершенно иной характер имеет кладка памятников галицкой и владимиро-суздальской архитектурных школ — она белокаменная, без применения кирпича. Из хорошо отесанных известняковых блоков складывали две стенки, а промежуток между ними заполняли обломками того же камня, кусками туфа, валунами на известняковом растворе. После того как раствор схватывался, стена превращалась в монолит, имевший тщательно обработанные внешние поверхности. Каменные блоки отесывали обычно настолько точно и гладко, что швы между ними получались чрезвычайно тонкими. Поэтому стенки из каменных блоков оказывались сложенными почти насухо, в то время как в забутовке был обильно использован раствор.

Задняя сторона каменных блоков, обращенная к средней части стены, не обрабатывалась, чтобы создать лучшее сцепление с раствором забутовки. Толщина каменных блоков была обычно 20 —40 см, иногда несколько больше, Встречающееся в литературе утверждение, что блоки облицовки имели выступающие «хвосты» для перевязки с забутовкой, не подтверждается. Отсутствие хорошей перевязки каменных блоков облицовочных стенок с забутовкой отмечено на ряде памятников владимиро-суздальского зодчества, особенно при реставрации Дмитриевского собора во Владимире. (Столетов А.В. К истории архитектурных форм Дмитриевского собора в г. Владимире // Вопросы охраны, реставрации и пропаганды памятников истории и культуры. М., 1975. Вып. 3. С. 138. Впрочем, некоторые резные камни, найденные при раскопках Боголюбского собора, имели такие «хвосты» (Воронин Н.Н. Зодчество Северо-Восточной Руси… Т. 1. С. 308) Судя по сохранившимся отпечаткам нижнего ряда каменных блоков над фундаментом церкви в Василёве, тесаные блоки и в галицкой архитектуре не перевязывались с забутовкой. (Логвин Г.Н., Тимощук Б.А. Белокаменный храм XII в. в Василёве // Памятники культуры. М., 1961. Т. 3. Рис. 4 на с. 42.) Скульптурные рельефы во владимиро-суздальских памятниках высекали на отдельных камнях, которые монтировали в кладку в процессе строительства, а растительный орнамент в нижней части Георгиевского собора в Юрьеве-Польском выполняли уже на сложенной стене. (Романов К.К. К вопросу о технике выполнения рельефов собора св. Георгия в г. Юрьеве-Польском // Seminarium Kondakovianum. Praha, 1928. Вып. 2. С. 153; Новаковская С.М. Камнетесное дело Владимиро-Суздальской Руси в XII-XIII вв. // СА. 1986. № 3. С. 79.)

Можно отметить, что в процессе развития владимиро-суздальского зодчества белокаменная кладка претерпела некоторые изменения, хотя основные принципы ее исполнения остались неизменными. Так, в памятниках середины XII в. нет четкой одноразмерности рядов кладки, а начиная со строительства 60-х гг. XII в. заметно стремление к одноразмерности. В поздних владимиро-суздальских памятниках (например, Георгиевском соборе в Юрьеве-Польском) теска камней менее аккуратная: иногда в кладке встречаются более мелкие камни. В Суздальском соборе (начало XIII в.) кладка стен исполнена не из плотного известняка, а из туфа, поверхность которого, вероятно, затирали раствором. Из плотного камня в этом соборе сложены цоколь, частично лопатки, элементы декора.

В памятниках Боголюбовского комплекса отмечено, что для скрепления отдельных элементов кладки — колонок, капителей — в камнях были сделаны четырехгранные отверстия, очевидно, для железных или свинцовых стержней. Белокаменная кладка галицкой и владимиро-суздальской архитектурных школ полностью совпадает с романской строительной техникой Центральной Европы.

Толщина стен древнерусских храмов в верхней части здания обычно была несколько меньшей, чем в нижней. Утонение стен иногда давал уступ кладки, расположенной в интерьере храма в уровне хор. Впрочем, часто утонение стен происходит равномерно, без уступа. В нескольких новгородских памятниках можно отметить, что одна из стен имеет уступ, а другая утоняется без него. Во владимиро-суздальских памятниках уступ всегда находится на внешней стороне стены, над аркатурно-колончатым поясом. Вероятно, на внешней стороне стены размещался уступ и в галицкой архитектуре, о чем можно судить по ранним владимиро-суздальским памятникам, возведенным галицкими мастерами. (Иоаннисян О.М. О раннем этапе развития галицкого зодчества // КСИА 1981. Вып. 164. С. 42.)

П. А. Раппопорт.

Строительное производство Древней Руси (X-XIII вв.).

Читать по теме:

tehlib.com

Старинная кирпичная кладка и способы сделать кладку - старой - (фото)

Характеристики старинной кирпичной кладки

Для того чтобы определить, к какому времени относится старая кирпичная кладка. нужно знать “кирпичную историю”.

Схема армирования кирпичной кладки.

История кладки

Кирпичная кладка была известна еще в Египте и Месопотамии. Кирпичи тогда делали из речной глины, грязи и смолы и высушивали на солнце. Обжигать в печи их стали позже. Египтяне носили кирпичи на коромысле, а то, насколько ровная была кладка, определяли треугольником.

В древней Мексике и Америке самым распространенным строительным материалом был саман. В его составе историки нашли пористую известковую глину, кварц и смолу. Мексиканские пирамиды тоже были построены древними ацтеками из самана и до сих пор не разрушились.

В отличие от современных кирпичей, саманные кирпичи были плоскими и квадратными, а прямоугольного вида сырцовые кирпичи археологи впервые нашли в кладках храмов этрусков в Древнем Риме.

Схема четырехрядной кладки в 2 кирпича.

На Руси стали строить из кирпича храмы, крепости и терема примерно c 4 века нашей эры.

В 11-12 веках использовали плинфы – тяжелые тонкие плиты, в 15 веке уже появляется кирпич в виде бруска, названный “аристотелев”, по имени итальянского архитектора Аристотеля Фиораванти, построившего Кремль. Старинные кладки Собора Василия Блаженного, Казанского и Новгородского кремля также сооружены из “аристотелева” кирпича.

При Петре I появились первые кирпичные заводы, а в 19 веке – первая печь для обжига кирпичей.

Признаки старинной укладки

Процесс изготовления кирпичной кладки во все времена означал уложение кирпичей в особом порядке с помощью строительного раствора, поэтому признаки старинной кирпичной кладки устанавливают:

  • по характеристике кирпичей;
  • по способу их уложения;
  • по особенностям состава и нанесения строительного раствора.

Характеристика кирпичей

Схемы устройства убежных и вертикальных штраб.

До 18 века кирпичи были неровные, с деформированными ребрами и гранями, так как производились вручную, но с появлением машинного производства в 40-х годах 19 века стали гладкими и ровными.

Со времен Петра Первого до начала 18 века размер кирпича составлял 14 см ширины, 28 см длины и 7 см толщины. потом, почти полтора столетия, наблюдается нестабильность размеров, и с 40-х годов 19 века размеры кирпичей приближаются к современным.

Начиная с 17 века, на кирпичи наносят клейма, которые чаще всего представляли собой 4-угольную рамку с указанием завода-изготовителя или его хозяина (хозяев). Поначалу на клеймах изображали животных (орлов, львов, единорогов), с конца 17 века на клейма стали наносить одну букву, а с середины 18 века – 2 или 3 буквы.

Ставили клейма сначала на тычке (то есть на торцевой, самой маленькой по площади стороне кирпича), а когда клейма стали большими (потому что на них приходилось помещать 2 или 3 буквы), их начали ставить на больших по площади частях кирпича.

Наиболее известные клейма 19 века – “КИТ” (заводы Китайцевых), “БАИ” (завод Байдуковой), “ФиШ” (Федотов и Шейдаков).

Способы уложения старинных кирпичей (техника старинной кладки или способы перевязки).

Чтобы разобрать способы перевязки, нужно знать, как называются грани кирпича. Наименьшая по площади грань кирпича называется тычок, наибольшая – постель, а средняя – ложок.

Для старорусской кладки (другие названия этой кладки “тычок-ложок” – польская, верстовая готическая) характерно чередование ложков и тычков в горизонтальных рядах. Этим способом были построены Голицынская больница и церковь Мученика Никиты на улице Старая Басманная в Москве.

Тычковая техника перевязки – это техника, при которой на поверхности кладки видны только тычки. В 17-18 веках тычковая техника применялась только в криволинейных сооружениях, а к 19 веку этой техникой уже строили целые здания (например, известные в Москве Провиантские склады).

Цепная техника старинной кладки – это чередование горизонтальных рядов ложков с рядами тычков, причем располагаются тычки друг под другом. Цепной перевязкой в 19 веке пользовались очень редко. В Москве ею построены здания Измайловского острова.

Крестовая техника похожа на цепную, но тычки располагаются не друг под другом, а под ложками.

Ложковой перевязкой выкладывались печные трубы, где все ряды (если посмотреть на готовую кладку) состоят из ложков.

Особенности состава раствора

Схема начальной кладки стен.

Для приготовления строительного раствора 18-го и первой половины 19 веков применяли жирную известь и горный (реже речной) крупный песок, добавляли толченую черепицу, белый камень или кирпич. Эти добавки нужны были для придания раствору определенной окраски, фактуры и для улучшения связующих свойств раствора.

С конца 19 века начинают применять цемент и более сложный (по прочностным характеристикам) строительный раствор.

Особенности нанесения

Старинная кирпичная кладка предполагала несколько способов нанесения строительного раствора (или обработки швов).

Затирка – самый древний способ обработки швов, использовался до начала 18 века, когда известью наполняли пространство между рядами кирпичей и затирали до гладкой поверхности так, что швы не были видны.

С середины 18 века стали применять прямую одностороннюю подрезку – способ, при котором кладка в отдельных местах имеет небольшие заглубления.

В провинциях иногда применяли смешанный способ, когда внутреннюю поверхность кладки обрабатывали затиркой, а внешнюю – подрезкой. Некоторые сооружения, обработанные смешанным способом, до сих пор существуют в Калуге.

Подскребка стала известна с середины 19 века. Это способ, когда наряду с обработанными швами встречаются необработанные.

Прорезка – очень редко встречающийся шов, в частности, его можно увидеть на старинных кладках московского Арбата и в городе Осташков.

Способы искусственного старения

Для того чтобы самостоятельно состарить кирпич, приготовьте:

  • долото и молоток;
  • крупнозернистую наждачную бумагу;
  • строительную кислоту;
  • парафин;
  • воск;
  • лампу паяльную;
  • губку;
  • мох;
  • акриловые краски.

Последовательность работ.

Если вы не хотите “заморачиваться”, просто зайдите в строительный магазин и купите специальный состав для “кладки под старину”. В специализированных магазинах можно приобрести кирпичи, имитирующие старые камни. “Старые кирпичи” используют не только в целых кладках, но и в декоративных элементах.

По материалам сайта: http://1pokirpichy.ru

fix-builder.ru

Характеристики старинной кирпичной кладки

Характеристики старинной кирпичной кладки

Для того чтобы определить, к какому времени относится старая кирпичная кладка, нужно знать «кирпичную историю».

Схема армирования кирпичной кладки

Схема армирования кирпичной кладки.

История кладки

Кирпичная кладка была известна еще в Египте и Месопотамии. Кирпичи тогда делали из речной глины, грязи и смолы и высушивали на солнце. Обжигать в печи их стали позже. Египтяне носили кирпичи на коромысле, а то, насколько ровная была кладка, определяли треугольником.

В древней Мексике и Америке самым распространенным строительным материалом был саман. В его составе историки нашли пористую известковую глину, кварц и смолу. Мексиканские пирамиды тоже были построены древними ацтеками из самана и до сих пор не разрушились.

В отличие от современных кирпичей, саманные кирпичи были плоскими и квадратными, а прямоугольного вида сырцовые кирпичи археологи впервые нашли в кладках храмов этрусков в Древнем Риме.

Схема четырехрядной кладки в 2 кирпича

Схема четырехрядной кладки в 2 кирпича.

На Руси стали строить из кирпича храмы, крепости и терема примерно c 4 века нашей эры.

В 11-12 веках использовали плинфы — тяжелые тонкие плиты, в 15 веке уже появляется кирпич в виде бруска, названный «аристотелев», по имени итальянского архитектора Аристотеля Фиораванти, построившего Кремль. Старинные кладки Собора Василия Блаженного, Казанского и Новгородского кремля также сооружены из «аристотелева» кирпича.

При Петре I появились первые кирпичные заводы, а в 19 веке — первая печь для обжига кирпичей.

Признаки старинной укладки

Процесс изготовления кирпичной кладки во все времена означал уложение кирпичей в особом порядке с помощью строительного раствора, поэтому признаки старинной кирпичной кладки устанавливают:

  • по характеристике кирпичей;
  • по способу их уложения;
  • по особенностям состава и нанесения строительного раствора.

Характеристика кирпичей

Схемы устройства убежных и вертикальных штраб

Схемы устройства убежных и вертикальных штраб.

До 18 века кирпичи были неровные, с деформированными ребрами и гранями, так как производились вручную, но с появлением машинного производства в 40-х годах 19 века стали гладкими и ровными.

Со времен Петра Первого до начала 18 века размер кирпича составлял 14 см ширины, 28 см длины и 7 см толщины. потом, почти полтора столетия, наблюдается нестабильность размеров, и с 40-х годов 19 века размеры кирпичей приближаются к современным.

Начиная с 17 века, на кирпичи наносят клейма, которые чаще всего представляли собой 4-угольную рамку с указанием завода-изготовителя или его хозяина (хозяев). Поначалу на клеймах изображали животных (орлов, львов, единорогов), с конца 17 века на клейма стали наносить одну букву, а с середины 18 века — 2 или 3 буквы.

Ставили клейма сначала на тычке (то есть на торцевой, самой маленькой по площади стороне кирпича), а когда клейма стали большими (потому что на них приходилось помещать 2 или 3 буквы), их начали ставить на больших по площади частях кирпича.

Наиболее известные клейма 19 века — «КИТ» (заводы Китайцевых), «БАИ» (завод Байдуковой), «ФиШ» (Федотов и Шейдаков).

Способы уложения старинных кирпичей (техника старинной кладки или способы перевязки).

Чтобы разобрать способы перевязки, нужно знать, как называются грани кирпича. Наименьшая по площади грань кирпича называется тычок, наибольшая — постель, а средняя — ложок.

Для старорусской кладки (другие названия этой кладки «тычок-ложок» — польская, верстовая готическая) характерно чередование ложков и тычков в горизонтальных рядах. Этим способом были построены Голицынская больница и церковь Мученика Никиты на улице Старая Басманная в Москве.

Тычковая техника перевязки — это техника, при которой на поверхности кладки видны только тычки. В 17-18 веках тычковая техника применялась только в криволинейных сооружениях, а к 19 веку этой техникой уже строили целые здания (например, известные в Москве Провиантские склады).

Цепная техника старинной кладки — это чередование горизонтальных рядов ложков с рядами тычков, причем располагаются тычки друг под другом. Цепной перевязкой в 19 веке пользовались очень редко. В Москве ею построены здания Измайловского острова.

Крестовая техника похожа на цепную, но тычки располагаются не друг под другом, а под ложками.

Ложковой перевязкой выкладывались печные трубы, где все ряды (если посмотреть на готовую кладку) состоят из ложков.

Особенности состава раствора

Схема начальной кладки стен

Схема начальной кладки стен.

Для приготовления строительного раствора 18-го и первой половины 19 веков применяли жирную известь и горный (реже речной) крупный песок, добавляли толченую черепицу, белый камень или кирпич. Эти добавки нужны были для придания раствору определенной окраски, фактуры и для улучшения связующих свойств раствора.

С конца 19 века начинают применять цемент и более сложный (по прочностным характеристикам) строительный раствор.

Особенности нанесения

Старинная кирпичная кладка предполагала несколько способов нанесения строительного раствора (или обработки швов).

Затирка — самый древний способ обработки швов, использовался до начала 18 века, когда известью наполняли пространство между рядами кирпичей и затирали до гладкой поверхности так, что швы не были видны.

С середины 18 века стали применять прямую одностороннюю подрезку — способ, при котором кладка в отдельных местах имеет небольшие заглубления.

В провинциях иногда применяли смешанный способ, когда внутреннюю поверхность кладки обрабатывали затиркой, а внешнюю — подрезкой. Некоторые сооружения, обработанные смешанным способом, до сих пор существуют в Калуге.

Подскребка стала известна с середины 19 века. Это способ, когда наряду с обработанными швами встречаются необработанные.

Прорезка — очень редко встречающийся шов, в частности, его можно увидеть на старинных кладках московского Арбата и в городе Осташков.

В последнее время стало модным, чтобы кладка стены загородного дома или камина выглядела старой.

Как же самому состарить кирпич и сделать модную «старую» кладку?

Способы искусственного старения

Для того чтобы самостоятельно состарить кирпич, приготовьте:

  • долото и молоток;
  • крупнозернистую наждачную бумагу;
  • строительную кислоту;
  • парафин;
  • воск;
  • лампу паяльную;
  • губку;
  • мох;
  • акриловые краски.

Последовательность работ.

  1. ​Потрите крупнозернистой наждачной бумагой часть стены, которую вы хотите состарить.
  2. Долотом и молотком отбейте край нескольких кирпичей.
  3. Паяльной лампой или акриловыми красками черного и коричневого цветов «обуглите» всю поверхность кирпичной кладки. При работе с паяльной лампой, пожалуйста, соблюдайте технику безопасности!
  4. В щели «старой» кладки набейте мох (да, да, самый обычный мох из ближайшей лесопосадки).
  5. Землей затрите швы.
  6. Чтобы защитить кладку от влаги и придать ей еще более старый и матовый вид, разогрейте воск, скипидар и парафин и этой смесью протрите поверхность стены.

Если вы не хотите «заморачиваться», просто зайдите в строительный магазин и купите специальный состав для «кладки под старину». В специализированных магазинах можно приобрести кирпичи, имитирующие старые камни. «Старые кирпичи» используют не только в целых кладках, но и в декоративных элементах.

1pokirpichy.ru

Об истории строительных растворов и бетона. Часть 2. Средние века. - Сергей Алданов

  

Византийская кладка :– ряды кирпича-плинфы и толстый слой раствора между ними

Византия.

 

О вкладе Византии в технологию строительных растворов пишет в своей диссертации А. Липатов[i]. Он сообщает, что со временем в Византии росла толщина растворных швов в кирпичных строениях – от 10-15 к 60-70 и даже 120-150 мм, что связано с введением в раствор кирпичной или керамической крошки (цемянки), кирпичного боя, дробленого щебня и гальки, причем керамическая крошка с успехом заменяет недоступный поццолан. В результате реакции гашеной извести с керамикой получалось нечто вроде армированного бетона. Да и сами кирпичи в такой кладке играют, фактически, роль арматуры. Византийский кирпич отличается по своему виду - это тонкая, около 5 см, широкая пластина - плинфа. Таким образом, раствор составлял основной массив стены, в котором   плинфы задавали структуру. Кладка с широкими розовыми полосами раствора и слоями кирпича (иногда - рядами камня) получила название византийской. 

Липатов пишет: «… как показывает изучение византийских построек, в том числе и Св. Софии Константинопольской, в кладке стен и арочных конструкций зданий используются необычно толстые растворные швы (сопоставимые с толщиной кирпича и превосходящие ее). В этом случае раствор является главной составляющей массива кладки, в которой кирпичи играют роль элементов армирования. В рамках современной терминологии раствор может быть классифицирован как цемент, благодаря значительному размеру кирпичного наполнителя [Livingston 1993: 859-860; Livingston, Stutzman, Mark, Erdik 1992: 731-732]. Важнейшим достижением византийцев также следует считать использование технологии «горячей» извести, позволяющей использовать в качестве наполнителя глину, термически активизируемую при совместном гашении извести и наполнителя. Прочность раствора, изготовленного по такой технологии признана высокой. Такая технология квазицемента получает широкое развитие в Византийской империи [MacDonald 1992:12-13]. Полученные данные позволяют нам сделать основной акцент в изучении строительного производства Византии на строительных растворах и поставить их во главу угла нашего исследования: византийские постройки со средневизантийского времени и особенно поздневизантийский период демонстрируют качества, присущие бетонным монолитным конструкциям. Византийские растворы, созданные на основе извести и кирпичного наполнителя различного размера, безусловно, не являются полными аналогами современных бетонов, однако могут рассматриваться как квазибетон в византийской архитектуре».

Византия передала свое мастерство принявшим православие соседям: Сербии, Болгарии, Румынии.

 

 

 

Средневековая Русь.

Русь после принятия христианства получила возможность причаститься не только к вере, но и к целому ряду инноваций Византии. Так, строительство Десятинной церкви в Киеве проходило с участием византийских мастеров, что доказывают не только приемы кладки, применение характерного плоского кирпича - плинф, характер интерьера,  но и использование толстых швов и даже технологии горячего раствора, что можно выявить на археологических останках церкви.

 

 

Рис. 7 Десятинная церковь была сооружена древнерусскими и византийскими мастерами в 979-996 годах в период князя Владимира Святого, на её сооружение и содержание выделялась десятая часть княжих доходов – десятина, отсюда и название храма.  (Реконструкция изображает, между прочим, и византийскую полосатую кладку )   Церковь была разрушена во время татаро-монгольского нашествия.

 

Цемянковые растворы (растворы на основе керамической крошки или специально обожженной глины) перенимаются в других местах, хотя, возможно,   поначалу работали византийские мастера (рис 8, 9). Но происходят и изменения в составе растворов. К примеру в Новгороде в церкви Благовещения на Городище (1108) в известковый раствор добавляется бой плинфы и специально обожженная глина, в Николо-Дворищенском соборе (1113), Рождественском соборе Антониева монастыря (1116), Георгиевском соборе (1119) Юрьева монастыря — только бой плинфы и мелко истолченный известняк,   в двух последних памятниках применялся ожелезненный известняк[ii]. Авторы этой работы о растворе трех новгородских памятников конца 12 века также пишут, что после возобновления строительства в Новгороде в конце 60-х годов XII века, в новгородских строительных растворах наблюдаются изменения, заключающиеся во введении в строительный раствор в качестве наполнителя глины наряду с боем плинфы и известняком. Глинистые растворы извести, что характерно, способны схватываться, как и так негашеная известь, приготовленная из серых известняков с примесями глины. А. Липатов пишет: «Не вполне понятно, каким образом строители подошли к использованию данного типа раствора: путем наблюдений, усовершенствования технологии или позаимствовали его у византийских строителей. Но нет сомнений в том, что известково-цемяночно-карбонатный тип растворов преобладает в строительстве второй половины XI – XII вв. на территории древнерусского государства».

В общем-то, до открытия цемента оставалась пара шагов: если иметь печи, дающие более высокие температуры, то можно было б дойти и до открытия цемента, который получается, как говорилось выше, совместным обжигом известняка и глины при 1450о С. Но такая высокотемпературная  печь сама  была технической  проблемой, когда она появилась, то стало возможным делать сталь, и фарфор.

 

Рис. 8. Кладка Спасского собора в Чернигове,  XI век. Хорошо видно, как мало тут плинфы и как много раствора. Слабый раствор за прошедшее тысячелетие  разрушился бы. Этот и множество других любопытных образцов кладки древнего Спасского собора можно посмотреть здесь

 

Рис. 9. Комбинированная кладка Церкви Благовещения Пресвятой Богородицы, Витебск, XI или XII вв, фото Виктора Атапина.

 

Упомянутое исключение по своим строительным растворам составляют памятники Галицкого, Смоленского и Владимирского княжеств. Например, в Успенском соборе Владимира, построенном в середине 12 века по повелению князя Андрея Боголюбского,  было отмечено применение гипсового раствора. Предполагается, что собор строили западные мастера, об этом писал Татищев[iii]: «По снисканию бо его (Андрея Боголюбского) даде ему Бог мастеров для строения оного из умных земель»; «по оставшему во Владимире строению, а паче по вратам градским, видно, что Архитект достаточный был... Мастеры же присланы были от Императора Фридерика Перваго, с которым Андрей в дружбе был как ниже явится»4. С.В. Заграевский[iv]  пишет, однако, что работа мастеров  не касалась самого строительства: «Однако необходимо заметить, что известный стереотип, связанный с приходом к Андрею «мастеров из всех земель», относится только к работам по украшению Успенского собора: «Того же лета создана бысть церква святая Богородица в Володимири благоверным и боголюбным князем Андреем, и украси ю дивно многоразличными иконами, и драгим каменьем без -щисла и сосуды церковными и верх ея позлати по вере же его, и по тщанию его к святеи Богородице, приведе ему Бог из всех земель все мастеры и украси ю паче инех церквии».

В этом случае применение гипсового раствора было, вероятно, не связано с мастерами, но с распространением конкурентной технологии.

 

Средневековая Западная Европа.

В Западной Европе прежние секреты растворов, а тем более «протобетона»   были утрачены. Вместо двух активных компонент – гашеной извести и силиката-порошка (поццолана) стали использовать композиции с гашеной известью и речным песком. Хотя песок тоже содержит окись кремния, но в заметно менее активной форме. Потому у такого раствора нет так называемых гидравлических свойств, то есть способности  быстро схватываться с поглощением воды. Как строители огромных кафедралов справлялись с  проблемой прочности? Стены строили  медленно,  давая построенному участку постоять, иногда и несколько лет[v], с арок и мостов долго не снимали раму-опалубку. За это время песок частично реагировал с гашеной известью, но преимущественно  происходила обратная реакция – из гашеной извести и  углекислого газа из воздуха образовывался карбонат, кристаллы которого хорошо видны на многих микрофотографиях срезов. Когда швы после этого затвердевали, можно было продолжать строительство. Конечно, всех проблем это не решало. Для укрепления стен использовали различные опоры (рис. 10), ставшие архитектурными украшениями соборов. Ради большей прочности в некоторых местах кладки ставили железные скобы, укрепленные заливкой из мягкого свинца.

В некоторых случаях, например в кафедралах 13 века в Шартре, Суассоне, Бурже, Париже, Лаоне и более раннем кафедрале в Клуни  использовались    гипсовые  растворы[vi]. Гипс, как известно, обладает гидравлическими свойствами, хотя и не очень прочен.

.

Рис. 10.  Собор Нотр Дам де Пари, «летящие» опоры.

 

Рис. 11. Пизанская башня несет в себе строительную тайну. Она не только падает, но не упадет, но еще и сложена на основе очень неплохого строительного раствора. Он вернулся будто  из античности.

 

Но из этой картины есть исключения (рис. 11). Строители пизанской «падающей башни»[vii], которая строилась в два этапа, в 1173-1178  и 1272-1278 гг., использовали раствор, который не только включал известь из очень качественного известняка, и песок из реки Арно, но и «диатомовую землю», очень мелкий порошок, который состоит  преимущественно из силиката кремния, являющегося останками диатомовых водорослей. Это заметно более активный компонент, чем песок, такой раствор способен схватываться. И потому растворы Пизанской башни (рис. 9) обладают большой прочностью, чем растворы многих других современных ей зданий. Рассчитано, что для семи этажей башни (не считая ее макушки, достроенной только в   1365 году), потребовалось примерно 1400 тонн гашеной извести с 60% содержанием воды,   1350 тонн песка и 400 тонн диатомита.

 

И несколько слов о применениях органических добавок, вроде яичного белка, молока и прочего. Легенд об этом много.   Китайцы в самом деле добавляли в растворы отвар риса: «Аналитические исследования показывают, что раствор, использованный в древних каменных кладках, представляет собой специфический органо-неорганический композиционный материал… Амилопектин в строительном растворе выступает также в качестве ингибитора роста кристаллов карбоната кальция, в результате чего формируется компактная микроструктура затвердевшего раствора, что является причиной его хорошей работы в составе каменной кладки»[viii].  Как мы видим, опять же речь идет о бедном строительном растворе и методе карбонизации извести.

 

Наоборот, опровергнут миф, что при строительстве Карлова моста в Праге использовались яйца, как добавки в раствор[ix], это показал химический анализ.

Да и на Руси добавки такого рода относились к  штукатурке для росписи, которая с такими добавками становится прочней и устойчивей к осыпанию.

Кратко суммируя, после удивительного рывка, который был достигнут древнегреческим изобретением «протоцемента» в 7 в. до нэ, его широкую адаптацию провели древние римляне, пришедшими к применению бетона даже в строительных работах на море. Традиция прочных растворов отчасти сохранялась в Византии, строители которой модифицировали строительные растворы с целью заменить важный активный компонент, и применяли технологию, которая позволяла получать прочную кладку. Этот метод был перенят на Руси, хотя меньшее применение каменного и кирпичного строительства, наступившее после татаро-монгольского завоевания, сужало, вероятно, базу для развития технологии. Наоборот, в Западной Европе, утратившей секреты прочных строительных растворов, использовали менее прочные растворы, но компенсировали это более изощренной архитектурой, и в некоторых случаях переоткрыли старые рецепты, как это видно на примере Пизанской башни.

[ii] Медникова Е.Ю., Липатов А.А., Куликов В.Е. О строительных растворах трех новгородских памятников конца XII века: Новые методы и результаты "РЕЛИКВИЯ" №2/06/04

[iii] В.Н.Татищев. История Российская. М., 2005. Т. 2, с. 687.

[iv] Заграевский С.В. Успенский собор во Владимире: некоторые вопросы архитектурной истории. В кн.: Памяти Андрея Боголюбского. Сб. статей. Москва – Владимир, 2009. С. 95–114.

[v] Robert A. Scott. The Gothic Enterprise: A Guide to Understanding the Medieval Cathedral University of California Press 2003

[vi] Adams J., W. Kneller and D. Dollimore Thermal analysis (TA) of lime- and gypsum-based medieval mortars Thermochimica Acta, V. 211, 1992, P. 93-106

[vii] FRANZINI M., LEONI L., LEZZERINI М. and  SARTORI F.  The mortar of the "Leaning Tower" of Pisa European Journal of Mineralogy; November, December 2000; v. 12; no. 6; p. 1151-1163;

[viii] Fuwei Yang, Bingjian Zhang, Qinglin Ma. Study of Sticky Rice-Lime Mortar Technology for the Restoration of Historical Masonry Construction. Accounts of Chemical Research, 2010



aldanov.livejournal.com

Картинки древняя каменная кладка, Стоковые Фотографии и Роялти-Фри Изображения древняя каменная кладка

Бесшовные кладки стены Стоковое ФотоНомер Лицензионные Стоковые ИзображенияВид кривой лес дороги окна камень кладки стены Стоковое ИзображениеStonewall3 Лицензионные Стоковые ФотоСтарый камень и кирпич средневековой стены Стоковая КартинкаФон черный кирпичный стены модель Стоковое Фото

WorldWide_Stock

4590 x 3063

Италия, Верона, древний амфитеатр, каменные арки, древней кладки стен Лицензионные Стоковые ИзображенияСтруктура старой боковой породы для фона Стоковое ИзображениеКирпичные стены цвета камней с неправильной узором, фон Лицензионные Стоковые ФотоДеталь кирпичной стены Стоковая КартинкаСредневековая крепость Античный кирпич камень Rampart деталь Стоковое ФотоРок и каменной стены текстуры Лицензионные Стоковые ИзображенияСтарый выветривания каменная стена Стоковое ИзображениеСаламанка в деталях masonry Испании Испания Лицензионные Стоковые ФотоХрам Аполлона в Дельфах Стоковая КартинкаДревние узкой улице Мальтийский в Мдины Стоковое Фото

[email protected]

2178 x 3267

Каменная стена в открытый Лицензионные Стоковые ИзображенияКладка в Испании, старые каменные стены Стоковое ИзображениеКирпичная стена Лицензионные Стоковые ФотоОсвещенная каменная стена Стоковая КартинкаБелая кирпичная стена Стоковое ФотоБесплатные масонской ложи Великий знак Лицензионные Стоковые ИзображенияСтарый текстуру фона городских улиц ржавые там старинные гранж Стоковое ИзображениеКоническая башня замка Лицензионные Стоковые ФотоАкведук в Сеговии, Испания Стоковая КартинкаМайорка Вальдемоса, типичная с цветочными горшками в фасаде Стоковое ФотоДревней арки через кирпичные стены w Лицензионные Стоковые ИзображенияОсвещенная каменная стена Стоковое ИзображениеКаменная стена Лицензионные Стоковые ФотоСтены Рок текстур Стоковая КартинкаСухой камень палитра Стоковое ФотоСтены ретро кирпичей для искусства фона Лицензионные Стоковые Изображения

Hintau_Aliaksey

3872 x 2592

Кирпичная стена Стоковое ИзображениеНарисованный мастерок и кирпич Лицензионные Стоковые ФотоBenassal chuch фасад benasal в Маэстрасго Кастельон Стоковая КартинкаИнтерьер старинных номер с белым кирпичная стена Стоковое ФотоСтарый стенной фон Лицензионные Стоковые ИзображенияИзраиль дверь Стоковое ИзображениеЧерный кирпичной стены Текстура Лицензионные Стоковые ФотоАристотель на черном Стоковая КартинкаАнтичный гранж старый серый каменной стены кладка Стоковое ФотоБелая кирпичная стена Лицензионные Стоковые ИзображенияСтарая каменная каменная кладка Стоковое ИзображениеВдохновение хорошо, отель quinta da rigaleira, Синтра, Португалия Лицензионные Стоковые ФотоХрам Аполлона в Дельфах Стоковая КартинкаПуть Saint James в Леон Herrerias Стоковое ФотоФона шероховатый в возрасте текстурой белого кирпича и камня стены wi Лицензионные Стоковые ИзображенияШероховатый текстуры камня Стоковое ИзображениеСредневековая крепость Античный кирпич Rampart деталь Лицензионные Стоковые ФотоБелая кирпичная структура Стоковая КартинкаСтруктура булыжника Стоковое ФотоДеревянный пол кирпичной стены Лицензионные Стоковые Изображения

ru.depositphotos.com

Древняя мегалитическая кладка. Видео

Полигональная кладка, камень или бетон?

3 г. назад

полигональная кладка, мегалиты, валуны, дольмены, сейды, большие камни, древние камни, древние здания, антич...

Part I. Ancient Magic of Cusco / Полигональная кладка Часть 1. Куско

1 г. назад

Часть Вторая: https://www.youtube.com/watch?v=LoXOPiXGvPo Часть Третья: https://www.youtube.com/watch?v=G0A_UlrE3z4 Часть Четвёртая: ...

Полигональная кладка - есть ответ. Разоблачение мифов.

1 г. назад

О полигональной кладке на объектах Санкт-Петербурга. Разоблачение мифов. О кремниевой цивилизации и неорга...

Чудо села Чусовое. Полигональная кладка на Урале

4 г. назад

Заводская пристань или наследие древней цивилизации? Историческое открытие Клуба путешественников "Досто...

Тайна камней Саксайуамана ...

2 г. назад

Саксайуаман — древний мегалитический комплекс состоящий из трёх ярусов мощных стен, сложенных полигональ...

Полигональная кладка в Кронштадте 2016 - Еньков - Гусев - Марго - Глобальная волна

2 г. назад

Другие исследования Дмитрия Енькова смотрите в одноименном плейлисте на нашем канале. Оказать Дмитрию...

Геополимерный бетон - технология древности. Хватит бредить про технологии изготовления мегалитов

4 мес. назад

Подпишись, чтобы не пропустить новых кРАмольных видео https://goo.gl/5HzLCr Видеоверсия статьи https://www.kramola.info/vesti/neo...

Мегалитическая полигональная кладка/Megalithic polygonal masonry

1 г. назад

Что такое на самом деле "мегалитическая полигональная кладка" - для чего она предназначена и чем отличается...

Баальбек - загадки древних цивилизаций - [ Часть 2 ]

5 г. назад

Баальбек - загадки древних цивилизаций - [ Часть 2 ] ❖❖❖❖❖❖❖❖❖❖❖❖❖❖❖❖❖❖❖❖❖❖❖❖❖❖❖❖❖❖❖❖...

Неизвестные технологии строителей Мачу Пикчу. Запретные темы истории (А. Скляров).

2 г. назад

Технологии обработки камней Мачу Пикчу и Альен-тай-тамба поражают воображение.

На Кольском полуострове найдены мегалитические постройки древней цивилизации

2 г. назад

Мегалиты – древние каменные сооружения из цельных или обработанных глыб. В 1997 году на Кольский полуостров...

Технология кладки древних инков .Повторяем.

5 г. назад

Технология "каменной" кладки древних инков. Ларчик открывается просто. "Сделай сам!" Демонстирирует Борис...

Баальбек - загадки древних цивилизаций - [ Часть 1 ]

5 г. назад

Баальбек - загадки древних цивилизаций - [ Часть 1 ] ❖❖❖❖❖❖❖❖❖❖❖❖❖❖❖❖❖❖❖❖❖❖❖❖❖❖❖❖❖❖❖❖...

Зачем в древности строили мегалитические сооружения?

3 г. назад

Древние строители удержали нашу планету от распада. Кто потопил пирамиды под Крымом? Сергей Салль Сколько...

Андрей Скляров Технологии 10 тысяч лет назад отрывок

4 г. назад

Отрывок из серии фильмов Андрея Склярова. Перу и Боливия задолго до инков. Фантастические постройки. Никако...

Древняя полигональная кладка пирамид Египта, Мексики и Перу обнаружена всего в 200 км от Москвы

3 г. назад

Чёртово городище. Подземный город в Калужской области Всего в 200 км от Москвы, в Калужской области находитс...

Перу: Ложная полигональная кладка

8 мес. назад

Бывает и так)) ВКонтакте https://vk.com/laivk Кинозал ЛАИ - http://kinozal-lai.ru/ Страничка на Facebook - https://www.facebook.com/laipublic Сайт...

Полигональная кладка : дачные технологии

3 г. назад

Полигональная кладка современными средствами.

Мегалитическая стена Кронштадта (Познавательное ТВ)

4 мес. назад

Мегалитическая стена в Кронштадте. Высокая стена из больших гранитных блоков сложной формы. Фотографии...

Андрей Скляров: Мегалиты о.Пасхи и Перу

1 г. назад

Первая аху (платформа) служила Хейердалу одним из основных аргументов в пользу его версии о южноамериканск...

videoprime.ru

История каменной и кирпичной кладки

История каменной и кирпичной кладки

Каменные материалы с древних времен, наряду с деревом, составляют основу строительства. Еще в доисторический период, в так называемый «каменный век», человек сооружал из природных камней убежища пещерного типа и гробницы для могущественных предводителей. К таким сооружениям относятся так называемые дольмены, менгиры и кромлехи. Дольмены — это две каменные плиты в человеческий рост, поставленные как опоры, на которые сверху положена такая же плита. Такие П-образные сооружения найдены во всех европейских землях, в Средней Азии, Индии, Скандинавии, на Кавказе и даже в Африке.

Другие памятники того же отдаленного времени — менгиры или большие грубые каменные колоды, поставленные стоймя, рядами или поодиночке. Если менгиры поставлены так, что образуют круг, то они называются кромлехами. Сохранились остатки кромлех, состоящие из сотен огромных колод, а в середине их дольмен. По всей вероятности, все эти каменные сооружения ставились или как религиозные памятники, или в честь важных лиц. Некоторые ученые думают, что кромлехи — это храм Солнцу.Следующим этапом применения естественного камня в постройках было возведение из совсем неотесанных камней стен укреплений или жилищ. Камни накладывались друг на друга почти без всякого порядка. Если камень не мог плотно прилегать к другому, то пространство между ними заполняли осколками; во всяком случае неведомые нам мастера старались так подбирать камни, чтобы они по возможности плотнее прилегали друг к другу без раствора. Такие стены для жилых построек ставились обычно около скалы или у стены крепости, чтобы достаточно было возвести лишь две стены, перекрыть двумя-тремя бревнами, наложить ветки вместе с листьями и присыпать землей.

За три тысячи лет до нашей эры человек уже умел обрабатывать (стесывать, пришлифовывать) природные камни, возводить из них различные сооружения и активно применял строительство деревянных домов в Москве. При этом от кладки «насухо» постепенно был совершен переход к кладке на глине, а за тысячу лет до н. э., когда были раскрыты свойства известняка, — на известковом растворе. Во втором и первом тысячелетиях до нашей эры, наряду с природным камнем, и прежде всего там, где его мало, для строительства оборонительных и дворцовых сооружений, а также богатых домов началось применение сырцового кирпича (высушенные на солнце кирпичи из глины) и глинобитных камней (глина, смешанная с соломой).При этом применялась укладка в конструкцию еще совсем сырого кирпича; наложенные один на другой без раствора, они плотно слипались, создавая монолитную кладку. Высушенные сырцовые кирпичи и глинобитные камни укладывались на глине, извести (в разных землях по-своему).Применялись и другие способы кладки. Например, греческие дома за тысячу лет до нашей эры (описание Гомера) строили из просушенного глиняного кирпича — сырца. При кладке кирпичи накладывали друг на друга, смочив немного водой.

Уже в I тысячелетии до н. э. человек умел обжигать глиняные кирпичи; укладку их в стены производили на известковом или каком-нибудь прочном растворе. По существу это были прямоугольные керамические плиты длиной от 31 до 65 см и толщиной 5…10 см.На территории бывшего Советского Союза раньше всего кирпич появился в Причерноморье, бывшее в свое время греческой колонией, завоеванное потом Римской империей. В Камыш-Бурдуне был откопан греческий дом, относящийся к VIII—VI векам до н. э. Стены его выложены из сырцового кирпича.

На территории Крымского полуострова применение керамического кирпича относится к I—II векам до н. э. в сооружениях греческой колонии. Конечно, он не был таким, какой применяют в современном строительстве. Это были керамические плиты длиной до 59 см и толщиной 4…7 см. Их называли «плинфами». В период расцвета Киевской Руси в X—XI веках нашей эры на территории страны уже имелся богатый опыт изготовления керамического кирпича (плинф) размером порядка 32 X 40 см, толщиной 3, 5…5 см. Большую толщину плинфа из-за примитивного напольного обжига получить было трудно.

В XI—XII веках большинство каменных построек (крепостные стены, сторожевые башни, храмы) возводили из природных грубо обработанных камней и плит. Кирпич применялся лишь в немногих сооружениях в качестве прокладных выравнивающих рядов каменной кладки. В последующем по мере развития производства кирпича (плинф) основной становится кладка из кирпича, а через 5 рядов ее укладывался из каменных плит (иногда толщиной до 0, 5 м) прокладной ряд. При этом толщина слоя известкового раствора достигала, а иногда и превышала толщину кирпича.Такая толщина швов по всей вероятности объясняется тем, что известковый раствор с добавлением цымянки (толченого кирпича) обладает большой прочностью (до нашей теперешней марки «50»), Это делало швы достаточно прочными. Видимо толстые швы были также и выгодны из-за дороговизны плинфа и естественным поэтому желанием экономить их количество. С другой стороны, грубая бутовая кладка не в сочетании с рядами плинф требовала постоянного выравнивания рядов, что достигалось за счет толщины швов раствора.

В этот же период продолжалось совершенствование кладки из природных грубоколотых, тесаных, пришлифованных камней. В разных регионах преимущества отдавались местным традициям. В качестве иллюстрации этого положения представляет интерес исторически сложившаяся самобытная техника каменной кладки из туфа в Армении. Это кладка «мидис», которая состоит из трех слоев: наружные из камней грубого окола в виде усеченной пирамиды, отесанных с лица, а также по постелям и граням на глубину 3—4 см, а внутренний слой — из бутораствора, выполненного под «залив».

Камни в верстах устанавливают насухо с весьма плотной пригонкой фасадных швов; с тыльной стороны грани камней образуют горизонтальные и вертикальные швы клиновидного сечения. Для удержания камней в вертикальном положении (они опираются друг на друга лишь пришлифованными на ширину 3—4 см гранями) их фиксируют клиновидными лещадками. После установки ряда камней пространство между ними (между наружными стенками) заполняют лещадками того же камня и заливают пластичным раствором.

Чтобы повысить прочность, в верстах кладки «мидис» через 2—3 ложковых кладут тычковый камень; камни перед укладкой увлажняют, поливая водой, но при этом не допуская переувлажнения. Благодаря повсеместному контакту раствора с камнями и клиновидной форме растворных швов кладка «мидис» обладает повышенной сейсмостойкостью, что и объясняет применение ее с древних времен до наших дней.

В XV—XVI веках наряду с каменными крепостными стенами, монастырями и т. п. из грубообработанного и тесаного камня стали строить кирпичные дома. Размеры кирпича приблизились к современным: 30*15*9; 30*14*8; 29*11*6, 5 см. В конце XVII в. кирпичное производство развилось настолько, что кирпич стал ведущим в каменных конструкциях. В этот период была предпринята попытка установить однообразие кирпича по размерам. Для «Казенных» заводов устанавливался стандартный размер 7*3*2 вершка (31* 14* 9 см) — «Государев кирпич».Однако разрозненное кустарное ручное производство в набивных деревянных формах не позволяло решить эту задачу. Попытка регламентации размеров кирпича предпринималась также Петром Первым и предусматривала его длину 11 дюймов (280 мм), ширину 5,5 (140 мм) и толщину 3 дюйма без четверти (70 мм).

К началу XIX в. не только форма кирпича становится более правильной, но и качество заметно улучшается. В течение XVIII— XIX столетий стеновой кирпич в России в основном выпускался толщиной 55 и 66 мм. Отсутствие стандартных размеров кирпича оставалось до 30-х годов нынешнего столетия. В этот период (XVIII — начало XX вв.) применялись в основном три способа кирпичных кладок: польская, или верстовая тычковая и цепная. Причем верстовая (польская) была преобладающей. Это древнейший вид кладки, она не требовала кирпичей точных размеров. Это компенсировалось утолщениями швов, а чередующаяся укладка ложковых и тычковых кирпичей в верстах легко обеспечивает перевязку вертикальных швов. Кстати, этот прием перевязки был заимствован от кладки из природных камней и сохранился до сих пор в бутовой кладке.

Тычковая кладка: версты выкладываются только тычками, для перевязки их с кладкой применяют половинки. Тычковая кладка требует более ровного кирпича, в ней можно больше использовать половняка (до 15…20 % объема кирпича), большее число швов на фасаде обеспечивает лучшее сцепление штукатурки с кладкой, что было важно для строительства того периода. Этот тип кладки был характерен для Москвы.

Третья система кладки — цепная с чередующимися тычковыми и ложковыми верстами. Она не была знакома русским строителям того времени и применялась только в Петербурге весь XVIII век наравне с верстовой. Это следствие зарубежного влияния (вернее всего, Голландского).При цепной системе перевязки ложки в кладке располагаются один над, другим по вертикали, точно так же, как в верстовой, — польской. В отличие от нее в применявшейся в России крестовой перевязке (с также чередующимися тычковыми и ложковыми рядами), ложки размещаются вразбежку, как бы в шахматном порядке.

Страницы: 1 2

monolitniy.ru


Смотрите также